Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Согласие на медицинское вмешательство кто подписывал. Образец заполнения согласия пациента на виды медицинских вмешательств. К ним чаще всего относится

Статья 20 закона № 323-ФЗ обязывает врачей и прочий медперсонал получать согласие на медицинское вмешательство. Данную процедуру должен завершить пациент или его представитель своей подписью в специальной форме после того, как медработник расскажет ему о целях лечения, методах, необходимых медицинских мероприятиях и о предполагаемом результате. В каких ситуациях больной должен разрешать проводить лечение и для чего это нужно? Как происходит процедура информирования? В каких случаях допускается вмешательство врача без согласия гражданина? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Когда необходимо согласие пациента?

Под медицинским вмешательством в медицине подразумеваются любые воздействия на человека. Они включают метод лечения, процедуры, операции и другие медицинские манипуляции, а также комплекс перечисленных мер. При этом воздействия могут оказываться как на тело, так и на психику человека. Любое медицинское вмешательство требует получения согласия у больного. Кроме пациента согласиться на лечение или другие манипуляции могут дать:

  • Законные представители;
  • Врачебный консилиум;
  • Лечащий врач.

Ситуации, когда решения принимаются другими лицами, строго регулируются законом. Врачи и медперсонал не освобождаются от получения согласия пациента при проведении манипуляций за пределами медицинского учреждения, при лечении без лекарств и медицинских инструментов, при проведении операций с целью профилактики, диагностики или научных исследований. К согласию на медицинское вмешательство предъявляют ряд требований, без выполнения которых волеизъявление считается незаконным.

Требования к согласию на медицинское вмешательство

Легитимным волеизъявление пациента является при его изложении до начала процедуры и с указанием конкретного вмешательства. Можно ли получить согласие на несколько манипуляций? Закон не содержит ограничений. Кроме того, Приказы Минздрава № 390н от 23.04.012 и №1177н от 20.12.12 содержат перечень медицинских воздействий, на которые гражданин дает единое согласие при подписании формы, установленной Приказом № 1177н.

Федеральный закон №323 требует оформления информированного согласия, то есть решение пациент или представитель принимает после предоставления всей информации о предполагаемых вмешательствах. В п. 1 ст. 22 закона указаны сведения, которые имеет право знать пациент:

  • О результатах анализов, лабораторных исследований и других видах медобследований;
  • О поставленном диагнозе;
  • Об ожидаемом развитии болезни;
  • О техниках и методологиях лечения и их рисках;
  • О возможных медицинских воздействиях, их последствиях и ожидаемом результате.

Диагностика или лечение должны осуществляться только с согласия самого пациента или его законного представителя, а пациент (его представитель) вправе получить у врача всю необходимую информацию о возможных вариантах медицинского вмешательства, его рисках и результатах. Больной может знакомиться со всей медицинской документацией, содержащейся в его деле.

Доктор медицинских наук и медицинский адвокат Тихомиров А.В. сформулировал основные требования к информации, предоставляемой пациентам. В медицинских кругах, они получили название «правило 3-D и С»: «Информация должна быть Доступной, Достоверной и Достаточной, предоставляемой Своевременно».

Хотя в законе четко прописано требование оформления информированного согласия на медицинские процедуры, на практике зачастую врачи не предоставляют сведения пациенту. Больной подписывает бумаги, не читая, что порой приводит к судебному разбирательству после проведения манипуляций.

При отказе человека от лечения врачи обязаны ему объяснить последствия такого поступка. Кроме права на получение информации у больного человека есть право и на отказ от нее. При печальном прогнозе сведения о состоянии здоровья могут быть предоставлены близким родственникам, если пациент не препятствует такой передаче. Человек может самостоятельно определить лицо или круг лиц, которые будут получать такие данные.

Предоставление согласия законным представителем

Самостоятельно распоряжаться своим здоровьем несовершеннолетние могут с 15 лет. До наступления этого возраста все решения принимают законные представители. Если подросток болен наркоманией, возрастной порог передвигается до 16 лет. Законными представителями детей являются:

  • Родные мама и папа;
  • Приемные родители;
  • Лица, оформившие опекунство или попечительство.

Именно они оформляют согласие на медицинские процедуры или отказ от них до достижения ребенком 15-летия. Подпись опекуна или попечителя также может потребоваться при лечении гражданина, признанного недееспособным, если человек не может самостоятельно проявить свою волю. Если несовершеннолетнему или недееспособному гражданину грозит смерть, а представитель отказывается от терапии, медицинская организация может обратиться в суд. В такой ситуации решение принимается судьей единолично с возможностью обжаловать резолюцию в вышестоящем суде.

Когда решение о медицинском вмешательстве принимается без согласия пациента?

Законодательство в отдельную группу выделяет ситуации, когда медицинское вмешательство может проводиться без согласия пациента. Случаи, при которых медицинские воздействия могут совершаться без волеизъявления пациента или его представителя, прописаны в п. 9 ст. 20 закона № 323-ФЗ. К таким случаям относятся:

  • Необходимость экстренного вмешательства для спасения больного, если он не может выразить свое согласие либо рядом нет законных представителей;
  • Болезнь человека опасна для окружающих;
  • Сильное психическое заболевание;
  • Совершение опасного преступления больным;
  • Проведение судебных экспертиз.

В первых двух случаях решение принимает консилиум врачей, а если его нельзя собрать, лечащий врач. При психической болезни или совершении преступления решение принимается в судебном порядке.

Форма согласия на медицинское вмешательство

С 2012 года (после ввода в действие закона № 323-ФЗ) согласие пациента оформляется в письменной форме и подшивается в медицинскую документацию. До этого периода основной формой волеизъявления больных было устное согласие или отказ. Форма согласия, бланк отказа, порядок получения согласия на медицинское вмешательство утверждены Приказом Минздрава № 1177н. Утвержденная форма представляет собой разрешение на проведение целого комплекса медицинских манипуляций в рамках первичного осмотра и лечения. Она подписывается при первом обращении в лечебное учреждение и действует весь срок первичного лечения.

Бланк согласия по Приказу № 1177н действует только при оказании бесплатной помощи и проведении операций, соответствующих перечню вмешательств, утвержденных Приказом Минздрава № 390н. Для коммерческих клиник, а также операций, не вошедших в перечень Приказа № 390н, формы волеизъявления пациентов разрабатываются лечебными организациями самостоятельно.

Оказание первичной помощи

Медицинские вмешательства при оказании первичной помощи могут проводиться по единому бланку согласия, утвержденному Приказом Минздрава № 1177н. Перечень возможных манипуляций содержится в Приказе № 390н. Согласно последнему документу все вмешательства поделены на 14 групп:

  • Опрос больного, сбор жалоб на состояние здоровья и сведений о течение болезни;
  • Первичный осмотр;
  • Проведение измерений тела пациента;
  • Проверка температуры;
  • Проверка давления;
  • Проверка зрения;
  • Проверка слуха;
  • Исследования нервной системы;
  • Взятие анализов и проведение другой диагностики;
  • Электрокардиограмма, мониторинг давления и ЭКГ;
  • Рентген;
  • Получение лекарств согласно предписаниям врача;
  • Массаж;
  • Лечебная физкультура.

Согласие на проведение перечисленных медицинских манипуляций дается при выборе медучреждения и врача, то есть подписывается при заключении договора. Впоследствии больной может отказаться от всех вмешательств или только части из них.

Ответственность медучреждений за неполучение согласия

Отсутствие согласия больного на проведение медицинских вмешательств считается грубым нарушением прав пациента и рассматривается как посягательство на его личную неприкосновенность. Даже при правильном лечении человек может заявить в суд о нарушении своих прав и претендовать на возмещение причиненного вреда и выплату морального ущерба. Однако для полного выигрыша следует приложить свидетельства полученного вреда и доказательства виновности медицинской организации.

Заключение

Получение добровольного согласия на врачебное вмешательство от пациента является обязательным и первичным пунктом в лечении любого гражданина. Если сам пациент в силу своей недееспособности не может дать такое согласие, это за него делают законные представители (родители, опекуны). Врач имеет право осуществлять лечение без согласия только в строго оговоренных законом случаях.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение N 1. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств Приложение N 2. Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи Приложение N 3. Отказ от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1177н
"Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства"

С изменениями и дополнениями от:

форму информированного добровольного согласия на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень приложению N 2 ;

форму отказа от вида медицинского вмешательства, включенного в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, согласно приложению N 3 .

В.И. Скворцова

Регистрационный N 28924

Чтобы получить первичную медико-санитарную помощь, при выборе врача и медорганизации граждане (их законные представители) дают информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Приведены формы согласия на медвмешательство и отказа от него.

Согласие оформляется при первом обращении в медорганизацию. Перед его получением пациенту предоставляется доступная полная информация о целях и методах оказания медпомощи, о связанном с ней риске, возможных вариантах медвмешательства, о его последствиях, в т. ч. о вероятности развития осложнений. Также сообщаются предполагаемые результаты медпомощи.

Если гражданин отказывается от медвмешательства, ему разъясняются возможные последствия такого решения, в т. ч. вероятность развития осложнений заболевания (состояния).

Информированное добровольное согласие подшивается в меддокументацию пациента и действует в течение всего срока оказания первичной медико-санитарной помощи в выбранной медорганизации.

Граждане вправе отказаться от одного или нескольких видов медвмешательств или потребовать их прекращения (за исключением некоторых случаев: например, это не касается лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, и преступников).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства"


Регистрационный N 28924


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


С точки зрения закона информированное добровольное согласие на вмешательство является официальным основанием для совершения манипуляций, предусмотренных медицинскими программами государственных и частных учреждений.

Нижеприведенная статья содержит информацию о том, когда именно необходимо написание подобного документа, как грамотно его составить, а также как будет наказан персонал медицинской организации за инициирование помощи без подписанного «больным» официального разрешения.

Особенности ДИС

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство представляет собой унифицированный частично заполненный бланк, требующий заверения самим больным или его опекуном (в случае инициирования лечения человека младше 18 лет, недееспособного по закону гражданина).

При обращении в медицинскую организацию предлагают заполнить добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство.

Согласно законодательству, оно должно предоставляться для ознакомления, заполнения и подписи непосредственно перед медицинскими манипуляциями.

Рассматриваемое согласие требуется для заполнения не только при единовременном оказании медпомощи человеку при первичном или последующем приеме в стенах лечебного учреждения, но также в момент, когда медработниками заводится карточка в бюджетной поликлинике, частном медицинском центре, школьном или дошкольном учреждении.

Во всех случаях пациенту должны быть разъяснены цели, порядок и потенциальные последствия предполагаемых врачебных манипуляций.

Традиционно, написание ДИС предполагает следующие виды оказания помощи со стороны медперсонала:

  • профилактические оценки состояния здоровья пациента узконаправленными специалистами;
  • плановая вакцинация;
  • прохождение комплексных медицинских комиссий;
  • проведение ультразвуковых, магнитно-резонансных и компьютерных исследований;
  • оказание первой помощи медперсоналом при любых обстоятельствах (ушиб, перелом, начало родовой деятельности и так далее).

В каких случаях требуется документ

Информированное согласие на вмешательство требуется при инициировании любой медицинской услуги, представляющей собой комплекс мер, среди которых есть:

  • осмотр и опрос пациента с целью сбора жалоб и описания анамнеза текущего заболевания;
  • замер параметров тела больного на текущий момент;
  • измерение температуры тела, а также уровня артериального давления;
  • оценка остроты зрения и слуха пациента;
  • определение состояния нервной системы;
  • сбор анализов, биоматериала и проведение других похожих манипуляций по диагностике заболеваний;
  • электрокардиограмма;
  • электроэнцефалография;
  • рентгенографические исследования;
  • компьютерная томография (КТ);
  • магнитно-резонансная томография;
  • массажные процедуры;
  • лечебная гимнастика;
  • употребление лекарственных средств, в соответствие с назначениями лечащего врача.

В соответствие с законодательством, любые действия со стороны врачей, направленные на малейшие изменения психического или физического состояния «больного», в любом случае предполагают оформления разрешения со стороны самого больного, или его дееспособных родственников.

Правила подачи документа

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство составляется и заверяется человеком в совершеннолетнем возрасте или его дееспособным родственником (при написании разрешения в дошкольном и школьном заведении и так далее).

Для правильного оформления документации необходимо следовать установленному алгоритму подачи разрешения на инициирование вмешательства со стороны медперсонала:

  1. Внимательно ознакомиться с информацией, предоставленной медицинскими работниками, по конкретным услугам, требующимся пациенту в данном случае: цель предпринятых мер; способы их осуществления; предполагаемый результат; возможные осложнения, обусловленные непредсказуемостью реакции человеческого организма на вмешательство извне.
  2. Изучить бланк документа, в абсолютном большинстве случаев предоставляемый уже в напечатанном виде администраторами медицинского учреждения или самим врачами.
  3. Уточнить моменты, оставшиеся неясными после проведения «инструктажа».
  4. При имеющейся возможности взять бланк согласия домой и изучить его в комфортной для себя обстановке.
  5. Собственноручно вписать перечень манипуляций, разрешенных для проведения медперсоналом в адрес самого больного или его подопечного, чьи интересы он представляет.
  6. Заверить документ личной подписью, указав дату и расшифровку (фамилия, имя, отчество).

Помимо этого, в оформляемой документации целесообразно убедиться в указании информации (при ее отсутствии, дописать самостоятельно) о:

  • месте регистрации или фактического места пребывания;
  • дате рождения;
  • паспорте;
  • ФИО сотрудника, который брал согласие с пациента;
  • лицах, кого при необходимости разрешено информировать о текущем этапе выздоровления больного;
  • сведениях о больнице (при плановой госпитализации).

Также ДИС должен содержать личную подпись принимаемого заявление работника и печать учреждения, в рамках которого пациент предоставлял данный документ.

Ответственность за оказание медицинского вмешательства без ДИС

Ответственность за оказание медицинского вмешательства без согласия пациента в условиях государственных бюджетных учреждений предполагает привлечение руководства и самого врача к административному наказанию в виде назначения штрафа или временного прекращения профессиональной деятельности.

В ситуации, когда случившееся произошло в стенах частной организации, то помимо вышеприведенных последствий, платное учреждение будет вынуждено нести ответственность по статье 14.8 Кодекса РФ по административным нарушениям.

При нанесении вреда здоровью человека в следствие врачебной деятельности, не входящей в список разрешенной самим больным или его опекуном, медперсонал будет вынужден полностью возместить физический ущерб, в требуемом самим пострадавшим размере. В подобных ситуациях доказательство вины медперсонала в случившемся не имеет целесообразности.

Допускается свободная форма заполнения

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в ряде обстоятельств допустимо для составления в произвольном варианте. По своим обстоятельствам, не желая заполнять унифицированную форму документа, больной или его родитель (опекун) могут самостоятельно напечатать или написать от руки разрешение на проведение определенных медицинских процедур.

Однако, даже при категоричном отказе от использования стандартной формы заявления, полученная на выходе документация должна строго соответствовать требованиям законодательства, связанным с написанием ДИС .

Образец заполнения бланка

Образец бланка ДИС, требуемого для заполнения в бюджетных и платных медучреждениях, а также родителями в школе и детском саду:

При подписании приведенного бланка совершеннолетним гражданином следует во всех графах указывать личную информацию.

В случае заполнения согласия родителем (опекуном) следует соблюдать следующие правила:

  • три графы бланка, расположенные наверху формы, заполняются правомочным лицом;
  • подчеркивается вариант «для получения первичной медико-санитарной помощи лицом, законным представителем которого я являюсь»;
  • в графе, нижеследующей за указанной информацией о медучреждении, указываются данные несовершеннолетнего лица (фамилия, имя, отчество и дата рождения);
  • в следующей свободной области выделено место для подписи опекуна;
  • в графе «Дата оформления» указывается дата подписания данного согласия.

Согласие на отдельные виды медицинских процедур

Ввиду определенных особенностей отдельного ряда манипуляций со стороны медперсонала, разрешение на них оформляет каждый раз непосредственно перед их проведением.

К ним чаще всего относится:


В данном случае, обязательно перед самим вмешательством, убедиться, что врач провел достаточно подробный инструктаж о потенциальных опасностях и побочных эффектах проводимых процедур.

Не менее важным является наличие полного наименования типа помощи со стороны медперсонала, на оказание которого подписывается разрешение (как вариант, при иммунизации против кори, краснухи и паротита в форме документа следует обязательно прописать все три составляющих вакцины без сокращений и аббревиатур).

Дополнительная информация в бланке

Указание сторонней информации в стандартной форме рассматриваемого документа не предусмотрено. Однако, в случае возникновения соответствующих обстоятельств, наблюдающий больного врач может создать отдельную графу для указания примечаний, связанных с получением данного согласия, или особенностей потенциально оказанной помощи организму человека.

Стоит отдельно подчеркнуть, что законом внесение сторонних пометок в унифицированный бланк ДИС не запрещено.

Возраст, с которого ребенок имеет право на самостоятельную подпись

Своими силами оформлять добровольное разрешение на абсолютное большинство типов помощи со стороны медперсонала имеет право гражданин в возрасте старше 15 лет или преждевременном признанный дееспособным. Однако существует также и ряд исключений, требующих совершеннолетия человека, для подписания унифицированного бланка.

К подобным уникальным обстоятельствам можно отнести:

  • донорство в любом своем проявлении;
  • проверка состояния, спровоцированная подозрением в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • оказание наркологической помощи больным наркозависимостью (целесообразность помощи наркозависимым, имеющая ненаркотический характер, разрешена для определения детям с 16 лет).

Сроки действия документа

Срок действия документа рассматриваемого типа неограничен. В большинстве ситуаций, согласие заполняется при первичном посещении лечебного учреждения и считается действительным на протяжении всего времени наблюдения человека медперсоналом в его стенах. Однако это не означает отсутствие возможности у больного в последствие изменить свое мнение и отозвать данное ранее согласие.

Для изменения списка разрешенных врачебных манипуляций следует заполнить соответствующую стандартную форму или составить заявление самостоятельно на имя администрации медицинской организации. При этом указывать причины для подобных действий гражданин не обязан.

Действия при отказе от лечения

Отказ от оказания помощи медперсоналом, как и разрешение на нее, требует от больного оформления документации с использованием унифицированной формы лечебного учреждения или написания ее в произвольной форме. Направить заявление следует администрации заведения, при этом соблюдая все рекомендаций по законодательству, относящиеся к составлению подобной документации.

В подобном случае, медсотрудником должны доступно объясняться гражданину возможные негативные последствия его отказа от предлагаемой помощи со стороны медперсонала.

В обстоятельствах, подразумевающих сохранение нежелания подвергать свой организм лечению, больному следует заполнить соответствующее заявление аналогичным с согласием образом, указав при этом, что о потенциальных последствиях он был предварительно проинструктирован.

Частичный отказ от процедур, указанных в согласии

Согласно законодательству, больной, а также его родитель (опекун) также может составить частичный отказ от типов вмешательств со стороны медперсонала, упомянутых ранее в разрешении. С этой целью ему необходимо будет заполнить типовую форму или самостоятельно составить документ, прописав в нем полное наименование запрещенных процедур без аббревиатур и других сокращений.

На данном бланке, традиционно, предусмотрена графа для дополнительной информации, прописываемой лечащим врачом, о потенциальных опасностях отказа от помощи, предлагаемой больному» медперсоналом, в конкретном случае.

ДИС (информированное добровольное согласие на вмешательство) в функционирование организма человека со стороны медицинского персонала, должно составляться с учетом указаний, содержащих в соответствующих законодательных актах.

Изучив вышеприведенную статью, гражданин, а в некоторых случаях, его родитель (опекун) не просто поймет, для чего важен данный документ, но и узнает, как грамотно его составить, а также внести конкретные корректировки, при частичном или полном отказе от оказания медпомощи.

Видео о информированном добровольном согласие на медицинское вмешательство

Особенности ДИС:

Регистрационный N 24082

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

Утвердить Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, согласно приложению.

Министр Т. Голикова

Приложение

Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи

1. Опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза.

2. Осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование.

3. Антропометрические исследования.

4. Термометрия.

5. Тонометрия.

6. Неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций.

7. Неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций.

8. Исследование функций нервной системы (чувствительной и двигательной сферы).

9. Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические, бактериологические, вирусологические, иммунологические.

10. Функциональные методы обследования, в том числе электрокардиография, суточное мониторирование артериального давления, суточное мониторирование электрокардиограммы, спирография, пневмотахометрия, пикфлуометрия, рэоэнцефалография, электроэнцефалография, кардиотокография (для беременных).

11. Рентгенологические методы обследования, в том числе флюорография (для лиц старше 15 лет) и рентгенография, ультразвуковые исследования, допплерографические исследования.

12. Введение лекарственных препаратов по назначению врача, в том числе внутримышечно, внутривенно, подкожно, внутрикожно.

13. Медицинский массаж.

14. Лечебная физкультура.

Комментарий к статье 20

  1. Возможность пациента выразить свою волю по вопросу оказания ему медицинской помощи или отказа от нее является одним из важнейших условий правомерного медицинского вмешательства.

Из содержания комментируемой нормы следует, что согласие необходимо получить у пациента только в отношении медицинского вмешательства, то есть на выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Согласие пациента будет надлежащим, если:

1) оно дано предварительно, то есть до начала медицинского обследования и (или) манипуляций;

2) оно является добровольным, то есть данным без какого-либо принуждения, с пониманием того, что от медицинского вмешательства можно отказаться в любой момент;

3) оно является информированным.

Характеристика такого признака надлежащего согласия пациента, как “информированность”, заслуживает более подробного анализа. Согласие должно быть информированным для того, чтобы пациент, принимая решение о медицинском вмешательстве, делал осознанный выбор, обладая всей полнотой знаний по данному вопросу. Информированность согласия достигается путем предоставления пациенту в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Реализация данного положения на практике вызывает определенные трудности, связанные с дефицитом времени врача при обслуживании пациента. Вопрос об объеме информации, которая должна быть предоставлена пациенту о состоянии его здоровья, стал предметом рассмотрения и в научных исследованиях. При этом авторы изучали зарубежную практику, в соответствии с которой выделяются два основных подхода к решению данной проблемы. Согласно первому используется так называемая теория профессионального стандарта, когда объем необходимой для пациента информации определяет врач, исходя из собственных представлений об этом. Второй подход получил название “теория разумного пациента”, и в этом случае врач должен ориентироваться на представления среднестатистического пациента о необходимой, достаточной и достоверной информации, которая нужна для принятия осознанного решения по поводу медицинского вмешательства <6>.

——————————–

<6> См. об этом подробнее: Ерофеев С.В., Ерофеева И.С. Принцип информированного согласия пациента: Обзор зарубежной медицинской и юридической практики // Медицинское право. 2006. N 3; Васильева Е.Е. Институт добровольного информированного согласия пациента на медицинское вмешательство в российском и американском праве // Журнал российского права. 2004. N 9.

Российское законодательство содержит общие формулировки, не позволяющие определить, какой подход признан приоритетным. Однако с момента закрепления названного права органами исполнительной власти в сфере здравоохранения были приняты несколько актов, устанавливающих форму информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (см. об этом подробнее: комментарий к части 8 ст. 20).

  1. Часть 2 комментируемой статьи посвящена такому важному моменту обеспечения законности медицинского вмешательства, как получение согласия на него в отношении лиц, которые не могут его дать самостоятельно в силу возраста или психического заболевания. Речь идет о несовершеннолетних гражданах и гражданах, признанных в установленном порядке недееспособными.

Необходимо уточнить, что интересы несовершеннолетнего по общему правилу представляют родители (усыновители), а в некоторых случаях иные законные представители. В зависимости от возраста ребенка это может быть опекун или попечитель. В свою очередь, от имени лица, признанного судом недееспособным, всегда выступает опекун, который также является законным представителем.

Следует обратить внимание, что для медицинского вмешательства необходимо согласие одного из родителей. В связи с этим возникает вопрос о том, правомерно ли оказание медицинской помощи, когда один из родителей дает согласие, а второй выражает отказ.

По смыслу рассматриваемых норм для врача достаточно согласия одного родителя, в этом случае не имеет значения, что второй из них не согласен с такой позицией. Хотя в отношении некоторых видов медицинских вмешательств установлен иной подход, предполагающий наличие механизма преодоления разногласий родителей. Так, Закон РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” содержит следующее правило. В случае возражения одного из родителей психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд.

Законодатель, формулируя положения о возрасте ребенка, до наступления которого согласие дают родители, отсылает правоприменителя к двум статьям. Представляется, что ссылка на ч. 5 ст. 47 в данном случае не уместна, так как в ней речь идет о необходимости получить согласие у реципиента или его законных представителей на пересадку органов или тканей. Положений о возрасте несовершеннолетних данная норма не содержит.

Часть 2 комментируемой статьи следует разделять на те, которые посвящены несовершеннолетним пациентам и пациентам, лишенным дееспособности. Результаты анализа п. 1 и 2 данной части можно представить в табличной форме.

Специальные нормы об оказании наркологической помощи содержатся в ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”. В соответствии с ч. 1 ст. 54 данного Закона государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию.

Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.

Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (см. комментарий к ст. 65 Закона). Для направления лица на медицинское освидетельствование судьи, следователи, органы дознания выносят постановление (ст. 44 ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”).

В связи с этим возникает вопрос о том, как реализовать решение судьи, следователя или дознавателя о проведении данного вида освидетельствования в случае, когда родители отказываются давать согласие. К сожалению, действующее законодательство не дает ответа на этот вопрос. Введение новых норм о согласии родителей требует изменения специальных нормативных правовых актов.

Возвращаясь к даче согласия на медицинское вмешательство другими лицами, скажем, что законный представитель дает согласие на медицинское вмешательство недееспособного лица только в том случае, если оно не способно по своему состоянию дать такое согласие. Это положение вступает в некоторое противоречие с положениями ГК РФ, где сказано, что недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими.

  1. Часть 3 комментируемой статьи указывает, что отказаться от медицинского вмешательства может не только пациент, но и лица, имеющие право давать согласие на него в отношении несовершеннолетних граждан или граждан, лишенных дееспособности. В последнем случае это возможно, если недееспособный гражданин по своему состоянию не способен отказаться от медицинского вмешательства. Еще раз подчеркнем сложность реализации этого положения на практике. Предположим, недееспособному лицу, страдающему психическим расстройством, необходима помощь, которую оказывает не врач-психиатр. Может ли врач иной специальности достоверно определить, способно ли лицо давать такое согласие? Думается, что для правильного применения такого положения требуются дополнительные разъяснения на подзаконном уровне.

В целом право на отказ от медицинского вмешательства является неотъемлемой составляющей реализации таких конституционных прав граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность, а также выступает проявлением конституционных положений о том, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.

Важно, что первоначальное согласие на медицинское вмешательство не ограничивает право пациента в любой момент потребовать прекращения оказания медицинской помощи. В этом случае отказ от медицинского вмешательства следует рассматривать как отзыв ранее данного согласия. По общему правилу отказ от медицинского вмешательства не влечет каких-либо юридических последствий. Однако законодательством установлены и некоторые исключения. Во-первых, в некоторых случаях вмешательство может быть проведено принудительно (см. комментарий к ч. 9 данной статьи). Во-вторых, в ситуациях, когда определенная медицинская манипуляция или обследование является обязательным условием осуществления какой-либо деятельности, отказ от них может повлечь недопущение лица к данной деятельности.

Например, в соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Другим примером могут служить нормы ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней”, где сказано, что отсутствие профилактических прививок влечет:

– запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

– временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

– отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

  1. Отказ от медицинского вмешательства будет надлежащим, если медицинский работник выполнит свою обязанность по разъяснению последствий отказа от медицинской помощи. Поскольку законодатель не конкретизирует термин “последствия отказа”, медицинскому работнику следует разъяснять все последствия такого отказа, носящие как медицинский, так и юридический характер. О последствиях правового характера было сказано выше. Медицинские последствия отказа от вмешательства могут заключаться в возникновении или дальнейшем развитии заболевания, приобретении им хронической формы, ухудшении здоровья, включая летальный исход. Данная информация должна предоставляться пациенту в доступной форме, то есть излагаться понятным для него языком, без чрезмерного использования специальных терминов. Видится целесообразным закрепление факта исполнения обязанности о предоставлении информации о последствиях отказа от медицинского вмешательства в письменной форме.
  2. Особые правила Закон устанавливает при отказе от медицинского вмешательства не в отношении самого себя, а третьих лиц. Это обусловлено тем, что родители или иные законные представители фактически распоряжаются жизнью и здоровьем другого человека. В том случае, если медицинская помощь нужна для спасения жизни ребенка или лица, признанного недееспособным, медицинская организация может обратиться в суд.

Недостатками выбранной законодателем модели регулирования таких ситуаций являются, во-первых, отсутствие у медицинских организаций обязанности обращаться за санкцией на медицинскую помощь, во-вторых, в данной норме речь идет только о случаях, связанных с медицинской помощью, необходимой для спасения жизни. В то же время медицинская помощь может быть необходима для сохранения или поддержания здоровья, предотвращения развития каких-либо патологических процессов и т.д.

Многие авторы критикуют указанный механизм. Так, Е.С. Салагаева предлагает установить обязательность действий врачей при угрозе жизни ребенка в первую очередь в интересах несовершеннолетнего, исходя из состояния его здоровья и необходимости оперативного медицинского вмешательства. Как указывает автор, данная норма будет действовать в случае, когда обращение в суд больничного учреждения при отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, в данный момент затруднительно по времени <7>. Очевидно, что для эффективного оказания медицинской помощи несовершеннолетнему при отказе родителей дать согласие требуется более оперативный порядок получения врачами санкции на это.

——————————–

<7> См.: Салагаева Е.С. Правовое регулирование оказания медицинских услуг несовершеннолетним: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 11.

Сказанное справедливо и для случаев оказания медицинской помощи лицам, лишенным дееспособности. Однако здесь законодатель ввел новое положение об обязанности законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещать орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа. В целом данную норму следует охарактеризовать положительно, поскольку она позволяет более эффективно контролировать деятельность опекунов.

  1. Часть 6 комментируемой статьи содержит положения, целью которых является упрощение деятельности медицинских организаций. Оно достигается за счет того, что пациент, выбирая один раз в год (по общему правилу) медицинскую организацию и врача, сразу дает согласие на несколько медицинских манипуляций и обследований. Последние представляют достаточно простые, не травматичные медицинские услуги. Перечень видов таких медицинских вмешательств утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации. Согласно Приказу Минздрава России от 23 апреля 2012 г. N 390н “Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи”, в указанный перечень включены опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза; осмотр; антропометрические исследования; термометрия; тонометрия; неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций и т.д.
  2. Закон установил четкие требования к оформлению волеизъявления пациента. Несоблюдение письменной формы согласия на медицинское вмешательство или отказа от него влечет нарушение действующего законодательства. Обязательным является и наличие двух подписей – самого пациента (его представителя) и медицинского работника. Следует иметь в виду, что без правильно оформленного согласия на медицинское вмешательство, даже при наличии устного одобрения или соответствующих конклюдентных действий со стороны пациента, медицинский работник не должен осуществлять каких-либо медицинских манипуляций. Понятие медицинской документации, в которой должны храниться согласие и отказ от медицинского вмешательства, следует рассматривать в узком смысле и вести речь о медицинской карте амбулаторного или стационарного больного.
  3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти определяет:

– порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства;

– форму информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;

– форму отказа от медицинского вмешательства.

Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1177н утвержден Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и формы отказа от медицинского вмешательства. Кроме того, можно сказать, что за время действия положений о праве пациента давать согласие на медицинское вмешательство или отказываться от него были приняты несколько актов, устанавливающих форму информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

Первоначально образец информированного согласия пациента появился в нормативном акте Минздрава России, посвященном только одному виду медицинского вмешательства, – химиопрофилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку во время беременности, родов, новорожденному (Приказ Минздрава России от 19 декабря 2003 г. N 606 “Об утверждении Инструкции по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку во время беременности, родов и в период новорожденности и образца информированного согласия на проведение химиопрофилактики ВИЧ”). Кроме информации, связанной с данной медицинской помощью, в названном образце закреплены положения, в соответствии с которыми пациентка обязуется выполнять ряд медицинских требований.

Социальная значимость медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам обусловила активную деятельность органов государственной власти по ее регулированию. В Методических рекомендациях о проведении обследования на ВИЧ-инфекцию, утвержденных 6 августа 2007 г. N 5950-РХ, также предусмотрена форма информированного согласия на проведение обследования на ВИЧ-инфекцию. В данном акте помимо сведений о медицинской процедуре указанного исследования пациенту также сообщается о способах передачи ВИЧ-инфекции, защиты от нее, порядке оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и т.д.

Следующим этапом развития законодательства в этом направлении можно считать Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2007 г. N 335 “О рекомендуемом образце информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель” (утратил силу). Принятие указанного акта было связано с профилактикой осложнений после искусственного прерывания беременности и охраной репродуктивного здоровья женщин. На смену данному Приказу издан Приказ Минздрава России от 7 апреля 2016 г. N 216н “Об утверждении формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины”.

Еще один нормативный акт, который следует назвать при рассмотрении вопроса о нормативном закреплении информированного согласия пациента, посвящен вопросам согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них. Образец такого согласия закреплен в Приказе Минздравсоцразвития России от 26 января 2009 г. N 19н “О рекомендуемом образце информированного добровольного согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них”. Данный документ носит довольно общий характер и в большей части дублирует положения ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней”. Примечательно, что в письменной форме не фиксируются такие важные для пациента аспекты, как поствакцинальные осложнения. Данная информация предоставляется пациенту устно, и, расписываясь, он лишь свидетельствует, что такие данные ему были предоставлены. Вместе с тем вопрос об объеме устной информации, предоставленной пациенту (его законному представителю), остается открытым. По-нашему мнению, в данном образце также необходимо уделить внимание и противопоказаниям к прививкам.

Приказом Минздрава России от 21 июля 2015 г. N 474н “О порядке дачи информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, формах информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и отказа от медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации” утверждены Порядок дачи информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; форма информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и форма отказа от медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Клиническая апробация представляет собой практическое применение разработанных и ранее не применявшихся методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи для подтверждения доказательств их эффективности.

Особенности медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, будут рассматриваться в комментарии к ст. 36.1 Закона.

  1. Законом устанавливаются случаи, когда оказание медицинской помощи не требует согласия пациента. Круг таких случаев строго регламентирован, поскольку в таких ситуациях происходит ограничение множества гарантированных конституцией прав человека. Всего ч. 9 комментируемой статьи называет 5 таких случаев, и только один из них носит объективный характер, т.е. связан с невозможностью пациента (или его представителя) выразить свою волю. Такое медицинское вмешательство возможно только по экстренным показаниям, т.е. при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Следует иметь в виду, что, если угрозы жизни пациента нет, согласие на вмешательство в письменной форме обязательно.

Остальные случаи оказания медицинской помощи без согласия пациента связаны не только и не столько с необходимостью лечения самого пациента. Данное ограничение носит обоснованный характер, объясняющийся необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц в области безопасности и охраны здоровья.

Так, допускается медицинское вмешательство в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. В ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” закреплено легальное определение инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, под которыми понимаются инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, определен в Постановлении Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715. Возможность оказания медицинской помощи без согласия пациента требует установления четкого механизма принятия подобных решений. В ст. 33 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” указано, что больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, в случае если они представляют опасность для окружающих, подлежат обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время механизм принудительной госпитализации определен только в отношении лиц, страдающих туберкулезом, в ст. 10 ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”. Этим же Законом установлены и иные формы оказания медицинской помощи больным туберкулезом, не требующие согласия пациента. В частности, это диспансерное наблюдение.

Представляется важным, что в Законе применяется общий подход к пациентам с заболеваниями, определенными как опасные для окружающих, относительно их принудительного лечения и изоляции. Однако необходимо обратить внимание на то, что изоляция гражданина от общества не всегда может быть обоснованной. Если сравнить опасность заразиться определенным заболеванием у лица, находящегося рядом с больным туберкулезом открытой формы, малярией или ВИЧ-инфицированным, то очевидно, что эта опасность неодинакова. Можно сделать вывод о возможности принудительной госпитализации и изоляции лица не в связи с наличием у него определенного заболевания, а исходя из оценки опасности конкретного пациента для окружающих. В связи с этим формулировка п. 1 ст. 33 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” является более правильной.

Порядок оказания медицинской помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, регулируется Законом РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”. В соответствии со ст. 29 данного Закона лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Согласия на медицинское вмешательство не требуется в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления). Однако это не означает, что любая медицинская помощь таким лицам может быть оказана без их согласия. По нашему мнению, при определении круга случаев, когда согласия не требуется, следует руководствоваться уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. В частности, в соответствии со ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

– совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости;

– у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

– совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

– совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Указанным лицам принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.

Так, в частности, согласно ч. 1 ст. 18 УИК РФ к осужденным к принудительным работам, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера. Если во время отбывания указанных видов наказаний будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера. К осужденным к наказаниям, указанным в ч. 1 ст. 18 УИК РФ, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

В силу ч. 4 ст. 18 УИК РФ осужденному за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, отбывающему наказание в виде лишения свободы, администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания, либо при получении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, либо до внесения представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания обязана предложить пройти освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения. Основанием освидетельствования осужденного комиссией врачей-психиатров является добровольное обращение такого осужденного к администрации учреждения, исполняющего наказание, или согласие такого осужденного. Администрация учреждения, исполняющего наказание, обязана обеспечивать проведение освидетельствования осужденного комиссией врачей-психиатров и применение к нему назначенных по результатам этого освидетельствования мер медицинского характера. Очередное освидетельствование осужденного проводится по инициативе лечащего врача, в том числе в случае, когда лечащий врач в процессе лечения приходит к выводу о необходимости изменения мер медицинского характера либо прекращения их применения. Лечение может быть прекращено администрацией учреждения, исполняющего наказание, на основании ходатайства осужденного, находящегося на лечении. Положения ч. 4 ст. 18 УИК РФ не распространяются на осужденного, к которому по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера в связи с выявленным у него психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

Необходимость проведения определенных процессуальных действий, связанных с медицинским вмешательством, обусловливает возможность его осуществления без согласия пациента при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы. В данном случае закон устанавливает приоритет установления истины по судебному делу. Это тем более важно, что зачастую судебные экспертизы проводятся в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, которые могут препятствовать выявлению объективных фактов. Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц устанавливаются ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”.

  1. Процедура принятия решения о медицинском вмешательстве без согласия гражданина зависит от основания для такого вмешательства, а также от возможности собрать консилиум врачей.

Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в ч. 2 комментируемой статьи), а также в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, – консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в ч. 2 комментируемой статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;