Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Первичная помощь. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ - совокупность медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых на первом (первичном) уровне контакта населения со службами здравоохранения.

Понятие «первичная медико-санитарная помощь» как отражение стратегии и программы деятельности Всемирной организации здравоохранения (см.) было предложено ею в 70-х гг. 20 в. с целью «достижения здоровья для всех к 2000 году». При этом П. м.-с. п. была определена как основное средство осуществления цели стратегии. Понятие и концепция П. м.-с. п. претерпели существенные изменения по мере изучения и обобщения опыта развития здравоохранения и социальных служб, под воздействием активной позиции СССР и других социалистических стран на сессиях ВОЗ и в ее повседневной деятельности. Первоначально эта форма медпомощи трактовалась как преимущественно лечебная, примитивная, оказываемая жителям сельских общин развивающихся стран лицами, не имеющими мед. образования, а получившими лишь первоначальные навыки оказания доврачебной медпомощи и проведения вакцинации, за счет средств общины. Более того, такая форма медпомощи в большинстве стран противопоставлялась профессиональным, в т. ч. государственным, службам здравоохранения, не способным обеспечить большинству населения медпомощь в силу острой нехватки мед. кадров и учреждений здравоохранения и непомерно высокой и все растущей стоимости медпомощи. Предлагалось называть эту форму первичной медицинской помощью, а ее осуществление считать обязанностью общин, не связанных с профессиональной мед. организацией. Однако такая позиция противоречила целям и задачам здравоохранения как неразрывной части социального развития и лишала население развивающихся стран, широкие слои трудящихся экономически развитых капиталистических стран современной медпомощи из-за ее дороговизны, одного из основных прав человека - права на здоровье; она шла в разрез с решениями самой ВОЗ, и прежде всего с принятой на XXIII Всемирной ассамблее здравоохранения (1970) резолюцией об основных принципах национального здравоохранения, с успехами строительства государственных систем здравоохранения в социалистических странах и опытом ряда других стран. Представления о примитивном характере П. м.-с. п., оторванной от служб здравоохранения и от планов и программ социально-экономического развития, следовало заменить прогрессивной концепцией, отвечающей потребностям населения, принципам и задачам ООН, по примеру ряда стран, и прежде всего социалистических, продемонстрировавших реальные возможности предоставления общедоступной, квалифицированной медико-санитарной помощи на основе создания ее всеобъемлющих систем и служб. Долголетний опыт развития в СССР П. м.-с. п., прежде всего в рамках врачебного участка, имел плодотворный эффект. После обсуждения многообразных проблем П. м.-с. п. на национальных и международных конференциях, в т. ч. в регионарных комитетах и на Всемирных ассамблеях здравоохранения, ВОЗ и ЮНИСЕФ было решено созвать специальную международную конференцию по П. м.-с. п. По инициативе и приглашению правительства СССР такая конференция была проведена в сентябре 1978 г. в Алма-Ате. Участники конференции не только обсудили многочисленные и разнообразные аспекты концепции П. м.-с. п. и ее осуществления в различных странах, но и смогли ознакомиться с леч.-проф, учреждениями Казахской ССР и других среднеазиатских республик, оценив весьма высоко организацию и эффективность их работы, вт. ч. оказываемую ими П. м.-с. п. Конференция приняла Алма-Атинскую декларацию и другие документы, в к-рых было сформулировано понятие и концепция П. м.-с. п., определены возможности стран, основные пути, средства реализации этой формы мед.-сан. помощи, обязанности государств, правительств, международных организаций. Решения алма-атинской конференции получили широкую известность и поддержку во всем мире. Они положены в основу разрабатываемой ВОЗ новой стратегии, подтверждены и развиты в документах последующих Всемирных ассамблей здравоохранения (XXXII, XXXIII, особенно XXXIV). ВОЗ считает, что через П. м.-с. п. можно будет постепенно перейти к созданию всеобъемлющих систем здравоохранения для всего населения. Уже в 1979 г. в обобщающем документе ВОЗ «Разработка стратегии по достижению здоровья для всех к 2000 году» говорилось о предоставлении каждому индивидууму доступа к первичной медико-санитарной помощи, а через нее - ко всем уровням всеобъемлющей системы здравоохранения. Концепция П. м.-с. п. означает наличие службы или системы здравоохранения, передним краем к-рой она является; предполагает существование нескольких уровней (первичного - П. м.-с. п., вторичного и др.). Еще нет полного представления о структуре, формах и функциях П. м.-с. п., ее связях с другими уровнями (эшелонами). Бесспорно (и это признано на алма-атинской конференции и в последующем), что наивысшая форма П. м.-с. п. имеет место в СССР и ряде других социалистических стран, где создана всеобъемлющая государственная система здравоохранения как важнейшая часть социально-экономического и политического развития, к-рая обеспечивает охрану и улучшение здоровья всего населения, где имеет место прочная связь всех звеньев медпомощи - амбулаторно-поликлинической, ртационарной, специализированной, где основой деятельности системы здравоохранения, и прежде всего П. м.-с. п., является профилактика (см.), социально-профилактическое направление.

Понимание концепции П. м.-с. п. как универсальной доктрины не означает, что она не учитывает разный уровень социально-экономического развития стран и их служб здравоохранения. Соответственно конкретные формы, возможности развития П. м.-с. п. различны. Однако остаются общими понятие и концепция П. м.-с. п. В Алма-Атинской декларации говорится: «Первичная медико-санитарная помощь включает основные медико-санитарные мероприятия, повсеместно доступные отдельным людям и семьям в общине и осуществляемые при их всемерном участии на основе практически применимых, научно обоснованных и социально приемлемых методов и технологии и при затратах в пределах материальных возможностей общины и страны в целом на каждом этапе их развития в соответствии с принципом самообеспечения и самоопределения. Первичная помощь составляет неотъемлемую часть как национальной системы здравоохранения, осуществляя ее главную функцию и являясь ее центральным звеном, так и всего процесса социально-экономического развития обществ. Она является первым уровнем контакта отдельных лиц, семьи и общины с национальной системой здравоохранения, максимально приближает медико-санитарную помощь к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны здоровья народа». В Алма-Атинской декларации и других документах ВОЗ П. м.-с. п. называется основой служб системы здравоохранения, ее неотъемлемой частью, ядром, обеспечивающим все мероприятия мед.-сан. характера, более того, предусматривает нек-рые социально-медицинские мероприятия на первом этапе деятельности по охране здоровья населения. ВОЗ подчеркивает, что П. М.-с. п. направлена на решение основных проблем охраны здоровья населения и включает мероприятия по укреплению здоровья, профилактике, лечению и реабилитации.

Поскольку характер этих функций отражает экономические и социальные условия страны и различных групп ее населения, а также обусловлен ими, то в зависимости от страны и р-на система П. м.-с. п. может иметь особенности, но должна включать следующие функции: содействие рациональному питанию и достаточному снабжению доброкачественной водой; проведение основных сан.-гиг. мероприятий; охрану здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи; вакцинацию против основных инф. болезней, профилактику местных эпидемических заболеваний и борьбу с ними; сан. просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения, включая профилактику, лечение распространенных заболеваний и травм. Учитывая крайне низкий социально-экономический уровень нек-рых развивающихся стран, в документах ВОЗ, в т. ч. материалах Всемирных ассамблей здравоохранения, имеются попытки определить минимум сан.-гиг. и мед. требований П. м.-с. п. (напр., наличие доброкачественной воды в домах или в 15 мин. ходьбы от жилища;, проведение иммунизации против дифтерии, столбняка, коклюша, кори, полиомиелита, туберкулеза; оказание мед.-сан. помощи по месту жительства, включая пользование минимум 20 лекарственными средствами; наличие персонала для акушерско-гинекологической помощи).

В условиях нашей страны П. м.-с. п. следует рассматривать как систему таких отраслей и служб, как амбулаторно-поликлиническая (включая поликлиники, здравпункты, МСЧ); скорая и неотложная медпомощь, родовспоможение; а также частично стационары, куда первично обращаются или доставляются пациенты. К учреждениям П.м.-с. п. относятся также фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, участковые б-цы в сельской местности. Более 80% всех больных начинают и завершают лечение в этой системе; она призвана также выполнять практически всю профилактическую, санитарно-противоэпидемическую работу. Эта система требует возрастающего внимания, решения многих организационных проблем - усовершенствования профилактики, диспансеризации, осмотров, преемственности, специализации, управления на различных уровнях ее иерархии, участия в ней населения. Система П. м.-с. п. как основное звено здравоохранения и система органов и учреждений здравоохранения прошла сложную и длительную эволюцию, тесно связанную с развитием советского здравоохранения (см. Здравоохранение).

На первых этапах в связи с тяжелым наследием, полученным молодой Советской республикой от царской России, организация П. м.-с. п. базировалась на привлечении к участию в здравоохранении широких масс трудящихся и создании в городах и сельской местности значительной сети медпунктов и пунктов зравоохранения. Вскоре в широком масштабе стали развиваться амбулаторно-поликлинические учреждения, диспансеры, служба скорой и неотложной медпомощи, санитарно-противоэпидемическая служба, учреждения по охране здоровья матери и ребенка.

Важнейшей формой работы амбу-латорно-поликлинических учреждений страны (объединенных с б-цами и самостоятельных), находящихся в городах и сельской местности, как основы организации системы П.м.-с.п. стал принцип участковости.

Каждый врачебный участок интегрирует первичную мед.-сан., социальную и специализированную медпомощь населению участка. Участковый врач координирует деятельность размещенных на территории участка медпунктов и его среднего медперсонала, всего санитарного и общественного актива участка, а также врачей-специалистов амбула-торно-поликлинического учреждения.

Участковость в медпомощи населению создает оптимальные условия для проведения комплекса леч.-проф, и сан.-гиг. мероприятий, изучения причин заболеваемости и определения путей их снижения и устранения (см. Врачебный участок).

В более сложных условиях функционируют сельские врачебные участки (см. Сельский врачебный участок), что связано с характером расселения, особенностями условий труда и быта сельских жителей и ведет к этапности оказания им медпомощи. Сельский врачебный участок является первым врачебным звеном в системе медпомощи сельскому населению. На него в основном возлагаются организация и осуществление П. м.-с. п. На территории сельского врачебного участка размещены следующие мед. учреждения: участковая б-ца с амбулаторией или самостоятельная амбулатория (см. Амбулатория), фельдшерско-акушерские пункты (см.), фельдшерские здравпункты (см. Здравпункт) в совхозах и на предприятиях, колхозные родильные дома, детские дошкольные учреждения. Эти учреждения осуществляют разностороннюю деятельность по оказанию П. м.-с. п.

В городах П. м.-с. п. оказывается как по месту жительства, так и по месту работы через врачебные территориальные и производственные (цеховые) участки (см. Цеховой врачебный участок), входящие в состав территориальных и заводских поликлиник (см. Медико-санитарная часть).

П. м.-с. п. детям оказывается гл. обр. в детской поликлинике (см.) по участковому принципу, а основным методом ее, как и в других леч.-проф, учреждениях, является диспансеризация (см.).

Для оказания П. м.-с. п. женщинам предназначены специальные амбулаторные учреждения - женские консультации (см.). В их работе ведущее место также принадлежит диспансерному методу.

В работе медперсонала врачебных участков и медработников амбулаторно-поликлинических учреждений большое место занимает сан. просвещение населения, направляет и координирует к-рое сеть домов санитарного просвещения (см.).

Особое место в системе П. м.-с. п. в СССР занимают скорая и неотложная медицинская помощь (см.), а также нек-рые виды выездной медпомощи (см. Помощь на дому). Для оказания скорой медпомощи создана широкая сеть учреждений: б-цы скорой медпомощи, станции и отделения скорой и неотложной медпомощи, функционирующие круглосуточно в городах и в сельской местности.

Разнообразные функции по оказанию П. м.-с. п. преимущественно сельскому населению осуществляют передвижные (выездные) службы: выездные врачебные бригады, передвижные амбулатории, лаборатории, рентгенфлюорографические, стоматологические и другие кабинеты, а также отделения экстренной и планово-консультативной помощи областных (краевых, республиканских) больниц (см. Областная больница) с организованными при них станциями санитарной авиации (см.). Передвижные службы формируются при центральных районных, областных (краевых, республиканских) и крупных городских б-цах в целях массового обследования населения, диспансеризации и оказания квалифицированной лечебно-консультативной помощи.

Одной из важнейших задач системы П. м.-с. п. является проведение сан.-гиг. и санитарно-противоэпидемических мероприятий, к-рые в СССР осуществляются, помимо медперсонала врачебных участков и сан. актива, государственной санитарно-эпидемиологической службой (см.). Эта служба располагает значительной сетью научных и практических учреждений здравоохранения. На нее возложены функции разработки проектов государственных стандартов, сан. норм и правил и других законодательных актов-по обеспечению сан. охраны объектов окружающей среды (см. Санитарное законодательство), оптимальных условий труда и быта, физ. развития населения, его питания, профилактики заболеваний. Работники этой службы не только осуществляют функции санитарного надзора (см.), но и принимают непосредственное участие в проведении сан.-гиг. и противоэпидемических мероприятий.

Т. о., леч.-проф., лечебно-консультативная и сан.-гиг. деятельность различных звеньев и служб советского государственного здравоохранения по оказанию П. м.-с. п. городскому и сельскому населению страны не только полностью соответствует разработанному ВОЗ определению, но и далеко выходит за его рамки. В СССР понятие «Первичная медико-санитарная помощь» значительно шире и глубже. Его следует интерпретировать как первичную врачебную медико-санитарную помощь, сочетанную на государственной основе со всеми другими видами и формами оказания медпомощи населению страны, со всем советским социалистическим здравоохранением и всей системой социалистического государственного и общественно-политического строя.

Библиография: Алма-Атинская конференция по первичной медико-санитарной помощи, Хроника ВОЗ, т. 33, № 3, с. 123, 1979; Буренков С. П. Развитие советского здравоохранения, Сов. здравовхр., № 11, с. 3, 1979; Конституция (©сновной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1978; Лисицын Ю. П. Международная конференция по первичной медико-санитарной помощи в Алма-Ате, Здравоохр. Рос. Федерации, № 3, с. 31,1979; Основы законодательства Союза ССР и союзных республик ® здравоохранении, М., 1970; Первичная медико-санитарная помощь, ВОЗ/ЮНИСЕФ, М., 1978; Петровский Б. В. Основные этапы, состояние и перспективы развития лечебно-профилактической помощи населению СССР, М., 1978; Работа ВОЗ в 1978 - 1979 годах, Женева, ВОЗ, 1980; Серенко А. Ф., Ермаков В. В. и Петраков Б. Д. Основы организации поликлинической пом@щи населению, М., 1976; Шарманов Т. Ш. Опыт организации первичной медико-санитарной помощи в Казахской ССР, Алма-Ата, 1978.

Ю. П. Лисицын, Н. И. Гаврилов.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н
"Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2005 г., регистрационный N 6954);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 584 "О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2006 г., регистрационный N 8200).

Регистрационный N 24726

Утверждено Положение об организации оказания первичной медсанпомощи. Речь идет о помощи взрослому населению на территории России.

Указанный вид помощи является основой системы оказания медицинской помощи. Он включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению.

Безвозмездно помощь предоставляется в рамках Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам России медпомощи за счет средств ОМС и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством.

Помощь оказывается в плановой и неотложной формах, амбулаторно и в условиях дневного стационара. Она включает в себя доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарные виды помощи.

Для повышения эффективности оказания помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренного вмешательства, в медорганизациях может организовываться отделение (кабинет) неотложной помощи.

Приказы об утверждении порядка организации оказания первичной медсанпомощи и о порядке организации медобслуживания населения по участковому принципу признаны утратившими силу.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"


Регистрационный N 24726


Настоящий приказ

Лекция №1.

- это зона первого контакта населения со службами здравоохранения ,которая обеспечивает не только лечебную, но и профилактическую работу, а также организацию медицинской помощи прикрепленному населению.

Значение первичной медико-санитарной помощи для населения определяется высокой доступностью медицинской помощи, возможностью получения квалифицированного обследования и лечения без госпитализации , а зачастую и без освобождения от работы или учебы. Для государства большое значение имеет снижение финансовых затрат на дорогостоящее стационарное лечение, а также возможность увеличения доли внебюджетного финансирования за счет развития платных услуг и договоров с организациями и предприятиями.

ПМСП включает:

1. амбулаторно-поликлиническая служба

2. скорая и неотложная медицинская помощь

3. санитарно-эпидемиологическая служба

4. аптечная служба.

Принципы оказания ПМСП

1. Доступность медицинских и социальных услуг.

2. Комплексность обследования больных.

3. Согласованность в работе с другими службами и ведомствами.

4. Непрерывность наблюдения пациентов в различных организациях здравоохранения.

5. Ориентация деятельности на оказание медицинской, социальной и психологической помощи.

Функции ПМСП

1. Лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравления и других неотложных состояний.

2. Родовспоможение.

3. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидимических мероприятий.

4. Медицинская профилактика заболеваний.

5. Гигиеническое обучение населения.

6. Проведение мер по планированию семьи, охране материнства, отцовства и детства.

Учреждения системы ПМСП

В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками, врачебными амбулаториями, медсанчастями, женскими консультациями, врачебными и фельдшерскими здравпунктами. В сельской местности первым звеном в системе этой помощи являются лечебно-профилактические учреждения сельского врачебного участка: фельдшерско-акушерский пункт, здравпункт, амбулатория ВОП, участковая больница, врачебная амбулатория. Для жителей районного центра основным учреждением, оказывающим ПСМП, является поликлиника центральной районной больницы.



Для оказания скорой медицинской помощи р городах создана широкая сеть соответствующих станций (подстанций); в сельских административных районах организованы отделения скорой медицинской помощи при центральных районных больницах.

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий возлагается на санитарно-эпидемиологическую службу при непосредственном участии врачей и средних медработников территориальных и производственных врачебных участков.

В осуществлении ПСМП наиболее велика роль медработников амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ). Обязанность АПУ по оказанию первичной медико-санитарной помощи исполняется медицинскими работниками данных учреждений: терапевтами участковыми, педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными), акушерами-гинекологами, другими врачами, а также специалистами со средним медицинским (фельдшер, акушерка) и высшим сестринским образованием.

Важным условием успешной реализации установок ПСМП является взаимодействие здравоохранения с социальными и экономическими секторами, деятельность которых направлена на решение основных социальных проблем в обществе, создание условий для охраны и улучшения общественного здоровья.

Организация ПМСП по принципу врача общей практики

Врач общей практики - специалист, имеющий высшее базовое медицинское образование по специальности «лечебное дело», прошедший дополнительное профессиональное обучение, ориентированное на первичную медико-санитарную помощь, и допущенный к медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Основная цель введения врача общей практики в систему здравоохранения - дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи населению, улучшение доступности, повышение ее качества и эффективности.

Основная задача общей практики - самостоятельное решение большинства проблем, касающихся здоровья обслуживаемого населения, направленных на его сохранение и укрепление.

Основные принципы деятельности ВОП: профилактическая направленность, доступность, непрерывность, всеобщность, комплексность, групповой подход, координация, конфиденциальность.

Характер помощи, оказываемой общепрактикующим врачом, наряду с терапевтической и педиатрической, включает помощь по наиболее часто встречающимся видам патологии в области неврологии, малой амбулаторной хирургии, оториноларингологии, офтальмологии, акушерства и гинекологии.

В нашей стране чаще всего ВОП работает на селе и в амбулаториях врача общей практики в городе.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОЛИКЛИНИКИ

В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 35 от 28.09.2005 г. «Об утверждении номенкла­туры организаций здравоохранения» к амбулаторно-поликлиническим ор­ганизациям относятся:

Амбулатория; поликлиника; диспансер; центр; медико-реабилитационная экспертная комиссия; военно-врачебная комиссия; медико-санитарная часть.

Поликлиника - лечебно-профилактическая организация, предна­значенная для оказания квалифицированной помощи населению, прожи­вающему в зоне обслуживания, как в организациях, так и на дому.

Мощность поликлиники определяется числом посещений в смену.

Амбулатория - лечебно-профилактическая организация, предна­значенная для оказания первой врачебной помощи. К амбулаториям отно­сятся организации здравоохранения, имеющие не более 7 штатных вра­чебных должностей по 4 основным специальностям: терапия, педиатрия, акушерство и гинекология, стоматология.

В РБ амбулатории функционируют преимущест­венно в сельской местности (сельская врачебная амбулатория, амбулато­рия врача общей практики).

Амбулаторно-поликлинические организации делятся по организационному принципу:

1. самостоятельные

2.объеди­ненные со стационаром;

По территориальному принципу: районные, городские, централь­ные, областные;

По профилю деятельности: общие (для обслуживания взрослого и детского населения), организации отдельно для взрослых и детей.

Территория обслуживания поликлиники и график ее работы устанав­ливаются органами управления здравоохранения и согласовываются с ор­ганами административно-территориального управления. В интересах обеспечения доступности медицинского обслуживания поликлиника рас­полагается в максимальной близости к месту жительства прикрепленного к ней населения.

На центральную районную (городскую) поликлинику возлагается организационно-методическое руководство медицинским обслуживанием населения.

Принципы организа­ции медицинской помощи населению в амбулаторно-поликлинических условиях: доступность, участковость, профилактическая направленность, преемственность, этапность.

Участково-территориальному принципуобслуживания : на­селение, проживающее в зоне обслуживания поликлиники, для получения медицинской помощи закреплено за участковым врачом-терапевтом по­ликлиники. В РБ кроме территориальных (терапевти­ческие, педиатрические, акушерско-гинекологические) участков, функ­ционируют участок врача общей практики, сельский врачебный участок , приписной и цеховой участки. Базовым местом работы участковых врачей является поликлиника. В сельской местности - сельская участковая больница (СУБ) или сельская врачебная амбулатория (СВА) сельского врачебного участка.

Такое закрепление дает ряд преимуществ в организации медицинско­го обслуживания населения. Одним из наиболее ценных является осве­домленность врачей поликлиники о населении, состоянии здоровья, в том числе демографической ситуации, заболеваемости, а также условиях тру­да, жизни, местных обычаях, традициях и пр.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 811 от 20.06.2007 г. «Об утверждении минимальных стандар­тов по обслуживанию населения» утверждена средняя численность об­служиваемых жителей на терапевтическом участке 1700 человек, уча­стке врача общей практики - 1200 человек (взрослые и дети).

Численность населения даже на однопрофильных участках может быть разной. Это связано с тем, что руководство поликлиники при фор­мировании участков с целью обеспечения равной доступности учитывает протяженность участков (наличие частного сектора), удаленность от по­ликлиники, состояние транспортного сообщения.

Задачи поликлиники:

1. Организация и осуществление комплекса профилактических ме­роприятий.

2. Организация и осуществление диспансеризации населения.

3. Организация и осуществление противоэпидемических мероприя­тий в районе обслуживания.

4. Организация и проведение мероприятий по гигиеническому вос­питанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни.

5. Организация и осуществление лечебно-диагностической помощи населению в поликлинике и на дому.

6. Организация и осуществление мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в районе обслуживания.

7. Анализ состояния здоровья населения, прикрепленного для меди­цинского обслуживания к поликлинике.

8. Соверщенствование организационных форм и методов работы по­ликлиники по повышению качества и эффективности лечебно-диагности­ческой работы, медицинской реабилитации больных и инвалидов, внедре­ние в практику работы поликлиники стационарозамещающих технологий.

СТРУКТУРА ПОЛИКЛИНИКИ

Структура поликлиники зависит от ее мощности и представлена сле­дующими функциональными подразделениями:

1) руководство поликлиники;

2) регистратура;

3) отделение профилактики;

4) лечебные отделения;

5) лабораторно-диагностическое отделение:

Клинико-диагностическая лаборатория;

Рентгенологический кабинет; флюорографический кабинет;

Кабинет ультразвуковой диагностики;

Кабинет (отделение) функциональной диагностики;

Эндоскопический кабинет.

6) отделение медицинской реабилитации;

7) централизованная стерилизационная;

8) организационно-методический отдел (кабинет медицинской ста­тистики);

9) административно-хозяйственная часть; бухгалтерия;

Отдел кадров,

Кабинет юриста;

Кабинет инженера по гражданской обороне;

Кабинет инженера по охране труда и технике безопасности;

Вся специализированная служба поликлиники предназначена, преж­де всего, для помощи участковому врачу в его профилактической, диагно­стической и лечебной работе.

Отделение медицинской реабилитации. Отделение медицинской реабилитации является структурным подразделением поликлиники. По­ликлиническое отделение медицинской реабилитации является много­профильным и включает по возможности весь арсенал реабилитационных средств.

Целью поликлинического этапа медицинской реабилитации является предоставление пациентам всех доступных тренировочных средств и ус­ловий, позволяющих под руководством и контролем врача-реабилитолога полнее компенсировать утерянные функции, восстановить здоровье и ра­ботоспособность.

В отделение медицинской реабилитации поликлиники пациенты на­правляются лечащими врачами, заведующими лечебно-профилактически- ми отделениями поликлиники. Прием и отбор пациентов в центры реаби­литации осуществляется врачебно-консультационной комиссией поли­клиники, врачами-реабилитологами или при необходимости отборочными комиссиями.

В отделение принимаются пациенты после купирования острого пе­риода заболевания или его обострения, а также инвалиды с индивидуаль­ной программой реабилитации.

Структура отделения медицинской реабилитации зависит от мощно­сти поликлиники. В состав отделения медицинской реабилитации вклю­чаются кабинеты;

Лечебной физкультуры;

Механотерапии (тренажеров);

Функциональной стимуляции;

Иглорефлексотерапии;

Массажа;

Трудотерапии и бытовой реабилитации; логопеда;

Физиотерапии;

А также отделение дневного пребывания и бассейн.

Основными задачами отделения медицинской реабилитации являются:

1. Своевременное формирование индивидуальной программы реаби­литации.

2. Выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалидов и пациентов.

3. Использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации для восстановления состояния здоровья пациента.

4. Разъяснительная работа среди населения о средствах и методах восстановления и укрепления, поддержание здоровья и работоспособности.

В соответствии с поставленными задачами специалисты отделения осуществляют:

Индивидуальную программу реабилитации больного и инвалида; ее своевременное осуществление с использованием современных средств и методов;

Выполнение индивидуальной программы реабилитации, состав­ленной МРЭК;

Освоение и внедрение в практику работы отделения новых совре­менных средств и методов реабилитации, основанных на достижениях науки, техники и передового опыта;

Привлечение для консультации необходимых специалистов боль­ницы, поликлиники, в структуре которой находится данное отделение, и других лечебно-профилактических организаций;

Экспертизу трудоспособности и направление на МРЭК в соответ­ствии с действующими положениями;

Взаимосвязь и преемственность с другими отделениями поликли­ники, а также учреждениями социального обеспечения;

Проведение клинических разборов дефектов в ведении пациента на этапах лечения, неэффективности проводимых реабилитационных меро­приятий и др.;

При необходимости направление пациентов в отделения реабили­тации в больницах;

Учет и отчетность по формам и в сроки, утвержденные МЗ Рес­публики Беларусь.

Отделение дневного пребывания. Отделение дневного пребывания городской поликлиники входит в состав отделения медицинской реабили­тации. Его руководство осуществляется заведующим отделением меди­цинской реабилитации, а при отсутствии отделения медицинской реаби­литации - другим лицом по назначению главного врача поликлиники.

Профиль отделения, его мощность, штатная структура и режим рабо­ты определяются и утверждаются главным врачом организации по согла­сованию с вышестоящими органами управления здравоохранения, с учетом численности населения, характера деятельности, потребности, а также имеющейся базы лечебно-профилактической организации.

Лечебно-диагностическая помощь пациентам отделения дневного пребывания осуществляется с привлечением всех структурных подразде­лений поликлиники.

Основными задачами отделения дневного пребывания являются:

1. Обеспечение в амбулаторных условиях лечебно-диагностической, консультативной и реабилитационной помощи пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.

2. Оказание скорой медицинской помощи посетителям, находящим­ся в поликлинике.

3. Внедрение в практику современных методов профилактики, диаг­ностики и лечения пациентов на основе достижений медицинской науки и передового опыта.

4. Обеспечение взаимосвязи и преемственности с другими структур­ными подразделениями поликлиники и лечебно-профилактическими ор­ганизациями в обследовании, лечении и медицинской реабилитации больных и инвалидов.

5. Проведение экспертизы временной нетрудоспособности лицам, находящимся на лечении в отделении дневного пребывания.

6. Осуществление экономии и рациональное использование финан­совых и материально-технических ресурсов поликлиники.

Показатели, характеризующие объем и уровень помощи в амбу­латорно-поликлинических условиях.

1. Среднее число посещений к вра­чам на одного жителя в год:

Число посещений враче й поликлиники + число посещений вра чами на дому

Среднегодовая численность населения, проживающего в районе обслуживания

2. Распределение посещений поликлиники по виду обращения:

Число посещений поликлиники по поводу заболевания (с профилактической целью) 100

Общее число посещений поликлиники

3. Структура посещений к врачам по специальностям:

Число посещений к врачам данной специальности 100

Общее число посещений

4. Объем врачебной помощи на дому:

Число посещений терапевтами пациентов н а дому 100

Число посещений пациентами терапевтов в поликлинике + число посещений терапевтами пациентов на дому

Число посещений врачей по ликлиники (за день, месяц, год)

Число фактически отработанных часов по графику на приеме в поликлинике (за день, месяц, год)

Число посещений больных на дому (за день, месяц, год)

Число фактически отработанных часов по обслуживанию больных на дому

Показатели, характеризующие профилактическую работу поли­клиники.

1. Полнота охвата профилактическими осмотрами контингентов населения, подлежащих осмотру:

Число фактически о смотренных лиц 100

Число лиц, подлежащих осмотру по плану

2. Охват населения профилактическими осмотрами с целью выявления определенного заболевания:

Число лиц, осмотренных с целью раннего выявления заболеваний 100

Среднегодовая численность населения района деятельности организации здравоохранения

Лекция 10.

Введение.

– Обеспечение лечением;

– Реабилитация

Организация работы детской поликлиники.

Детская поликлиника - лечебно-профилактическое учреж­дение, являющееся структурным подразделением объединенной детской больницы или самостоятельным медицинским учреж­дением, которое обеспечивает внебольничную помощь детям от рождения до 18 лет (по 17 лет 11 мес. 29 дней включительно).

Принципы и порядок работы детской поликлиники во многом схожи с таковыми в поликлиниках для взрослых, од­нако имеются и свои, характерные только для данного учреж­дения, особенности.

Детская поликлиника в районе своей деятельности обеспе­чивает:

а) организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения путем:

Обеспечения динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми;

Проведения профилактических осмотров и диспансеризации детей;



Проведения профилактических прививок;

Проведения лекций, бесед, конференций для родителей, занятий в школе матерей и т. п.;

б) лечебно-профилактическую помощь детям на дому и в поликлинике, направление детей на лечение в стационары, больницы, на восстановительное ле­чение в санатории, отбор их в специализированные детские ясли-сады, учреждения детского отдыха и оздоровления и др.;

в) лечебно-профилактическую работу в детских образова­тельных учреждениях;

г) противоэпидемические мероприятия (совместно с центрами Госсанэпиднадзора);

д) правовую защиту детей.

Режим работы поликлиники должен строиться с учетом безотказного обеспечения населения медицинской помощью в рабочее и нерабочее время. Работу на участке необходимо организовать, чередуя приемы в утренние и вечерние часы.

Структура детской поликлиники находится в соответствии с поставленными перед ней задачами и включает (примерная схема):

Фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;

Регистратуру;

Отделения педиатрической и узкоспециализированной помощи;

Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях ДШО;

Отделение (кабинет) медико-социальной помощи;

Отделение (кабинет) восстановительного лечения;

Отделение лечебно-диагностической помощи;

Клинико-экспертную комиссию;

Административно-хозяйственную часть и другие вспомо­гательные службы.

В современных условиях в городах организуются и строят­ся преимущественно крупные детские поликлиники на 600- 800 посещений в смену, имеющие все условия для организации лечебно-профилактической работы: необхо­димый набор помещений для специализированных кабинетов, залы лечебной физкультуры, бассейн для плавания, водо- и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, пере­движные физиотерапевтические кабинеты для образователь­ных учреждений и т. д.

На 10 тыс. детского населения выделяется 12,5 должности участковых врачей-педиатров. Главной задачей участкового педиатра является проведение профилактических мероприя­тий, направленных на обеспечение гармоничного физическо­го и нервно-психического развития детей, проживающих на территории участка, на снижение заболеваемости и смертно­сти путем оказания своевременной и высококвалифицирован­ной медицинской помощи.

Участковый врач-педиатр работает под руководством заве­дующего отделением по плану, составленному на основе ана­лиза состояния здоровья детского населения. Он имеет право выдавать листки нетрудоспособности в соответствии с дейст­вующими инструкциями, давать распоряжения подчиненным ему средним и младшим медицинским работникам.

Выделяют несколько основных разделов работы участково­го педиатра: профилактическая, лечебная, противоэпидемиче­ская, работа по формированию здорового образа жизни, связь с другими медицинскими учреждениями, организация работы медсестры, работа с медицинской документацией.

Лечебная работа.

Лечебная работа участкового педиатра включает в себя:

Лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронической патологии до полного клинического выздоровления;

Прием в детской поликлинике реконвалесцентов после острых заболеваний, не представляющих опасности для окружающих;

Организацию госпитализации по показаниям.

Активное выявление больных с хроническими формами заболеваний на ранних стадиях, постановка их на учет, своевременное лечение и оздоровление;

Проведение комплексного этиопатогенетического лечения заболеваний с использованием средств восстанови­тельного лечения (физиотерапевтических методов, ле­чебной физкультуры, водолечения и т. д.); .

Осуществление преемственности в лечении больных детей с детскими образовательными учреждениями, стационарами, санаториями;

Экспертизу временной нетрудоспособности работающих подростков и родителей больных детей.

Организация приема детей в поликлинике должна обеспе­чивать им квалифицированную медицинскую помощь в воз­можно короткие сроки. График работы участковых врачей и врачей по специальностям составляется таким образом, чтобы матери с детьми в течение недели могли быть приняты своим участковым врачом в утренние, дневные и вечерние часы (скользящий график).

Особенностью работы детской поликлиники является то, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковым врачом на дому. В поликлинике проводится прием в основном здоровых детей, а также страдающих хро­ническими заболеваниями, повторных больных с инфекци­онными заболеваниями без острых явлений и реконвалесцентов.

Помощь на дому врачи оказывают в часы, свободные от приема в поликлинике. При дневных и вечерних приемах, на­чинающихся после 14 ч, помощь на дому оказывается до приема.

Участковый врач обязан посетить заболевшего ребенка в день вызова, активно (без вызова) посещать больных детей на дому до полного выздоровления или госпитализации. Крат­ность и интервалы посещений регулируются в зависимости от характера, тяжести заболеваний, возраста ребенка.

В лечении детей, особенно раннего возраста, имеет исклю­чительное значение своевременное его начало. Участковые врачи-педиатры, выполняя вызов к больному ребенку, долж­ны иметь с собой набор необходимых лекарственных средств и в случае надобности оказать больному помощь на дому сра­зу же после установления диагноза даже тогда, когда ребенок направляется в стационар. При необходимости врач должен обеспечить ребенка лекарственными препаратами на один прием.

Участковая медсестра выполняет назначения врача по ле­чению больного ребенка на дому, контролирует выполнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, питанию, режиму и уходу за больным ребенком. По заявке лечащего врача детская поликлиника обеспечивает больному ребенку проведение на дому необходимых лабораторных, функцио­нальных исследований и консультаций врачей узких специ­альностей. Заведующий отделением детской поликлиники осуществляет контроль за организацией лечения больных де­тей на дому, в необходимых случаях оказывает консультатив­ную помощь.

Участковый врач в случае необходимости организует гос­питализацию ребенка и продолжает наблюдение за его здо­ровьем после выписки из стационара. При невозможности госпитализировать ребенка (отказ родителей, отсутствие места в стационаре, карантин и др.) организуется стационар на до­му. При этом ребенку обеспечивается весь комплекс необхо­димых лечебных и диагностических мероприятий, лаборатор­ных обследований в соответствии с тяжестью и характером за­болевания, пост медицинской сестры или ее регулярное посе­щение несколько раз в день. Ночью ребенку оказывает помощь врач-педиатр неотложной или скорой помощи. Участковый врач посещает больного ежедневно до полного выздо­ровления; кроме того, ребенок в обязательном порядке дол­жен быть осмотрен заведующим отделением.

При выявлении хронической патологии больного следует поставить на диспансерный учет либо у участкового педиатра, либо у врача соответствующего профиля. Каждому ребенку, взятому на учет, должно быть обеспечено тщательное наблю­дение и активное лечение. Содержание диспансерной работы отражается в индивидуальных планах диспансерного наблюде­ния, которые разрабатываются врачами конкретно для каждо­го больного.

В конце года врачи составляют на каждого состоящего, на учете больного этапный эпикриз, в котором дается оценка со­стояния здоровья и эффективности лечебно-профилактиче­ских мероприятий. Критериями оценки результатов проводи­мой диспансеризации являются выздоровление, улучшение, состояние без перемен, ухудшение.

Если ребенок не снимается с диспансерного учета, то од­новременно составляется план лечебно-профилактических мероприятий на следующий год. После оформления эпикри­зов на всех детей, взятых под диспансерное наблюдение, участковый педиатр проводит анализ диспансеризации по от­дельным нозологическим группам за истекший год, составля­ет отчет и представляет заведующему отделением, который составляет сводный отчет о результатах диспансерной работы за прошедший год. После анализа проведенной работы пла­нируются мероприятия, направленные на повышение качест­ва диспансерного обслуживания детей.

Важным элементом работы участкового педиатра следует считать экспертизу временной нетрудоспособности члена се­мьи в связи с заболеванием ребенка. При выдаче листков не­трудоспособности участковый врач руководствуется действую­щими инструкциями.

Гинекологическая помощь

Активное выявление гинекологических больных. Выявление гинекологических больных осуществляется при приеме жен-шин, обратившихся -в консультацию или направленных другими специалистами; при осмотре женщин на дому (по вызову); при проведении профилактических осмотров в консультации, на предприятиях, в учреждениях, смотровых кабинетах поли­клиник и т. д.

Профилактическим гинекологическим осмотрам подлежат женщины, проживающие в районе деятельности консульта­ции, работающие на промышленных предприятиях и в учреж­дениях, расположенных в районе деятельности консультации. Каждая женщина должна осматриваться акушером-гинеколо­гом 1 раз в год с применением цитологического и кольпоскопического методов обследования.

Организация и проведение обследования и лечения женщин с гинекологическими заболеваниями. Лечение гинекологических больных осуществляется в основном в женской консультации, но может быть организовано и на дому (по назначению вра­ча), на здравпунктах, в диспансерах, а также в поликлиниках. В женской консультации может быть организована малая опе­рационная и комната для временного пребывания больных после операций. Амбулаторно могут проводиться отдельные малые гинекологические операции и манипуляции. В некото­рых случаях медицинская помощь гинекологической больной может быть оказана на дому.

При необходимости женщина может быть направлена на консультацию к специалистам других ЛПУ. В крупных, хоро­шо оснащенных женских консультациях могут быть организо­ваны специализированные приемы: по гинекологической эн­докринологии, бесплодию, невынашиванию беременности и др.

Своевременная госпитализация женщин, нуждающихся в стационарном лечении. Больной, назначаемой на стационарное лечение, выдается направление на госпитализацию. Акушерка участка проверяет факт поступления больной в стационар. В карте амбулаторного больного делается запись о направле­нии в стационар и фактической госпитализации женщины. После выписки больной из стационара в женской консульта­ции может осуществляться долечивание. Сведения стационара переносят в карту амбулаторного больного, а выписка остает­ся у самой женщины.

Экспертиза нетрудоспособности при гинекологических забо­леваниях. Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособно­сти при гинекологических заболеваниях осуществляется на общих основаниях.

Диспансерное наблюдение за гинекологическими больными строится на общих принципах диспансеризации.

Планирование семьи и профилактика абортов

Основными задачами женской консультации по планиро­ванию семьи являются предупреждение нежелательной бере­менности путем широкого внедрения современных средств и методов контрацепции, совершенствование технологий и ка­чества проведения абортов, борьба с бесплодием.

Акушер-гинеколог должен осуществлять рекомендации, индивидуальный подбор и обучение использованию противо­зачаточных средств женщинами, желающими воздерживаться от наступления беременности. В консультации желательно иметь выставку-витрину противозачаточных средств, органи­зовать их продажу.

В соответствии с действующим законодательством каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о мате­ринстве. Искусственное прерывание беременности проводит­ся по желанию женщины при сроке беременности до 12 нед., по социальным показаниям - до 22 нед., а при наличии меди­цинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.

Для получения направления на операцию искусственного прерывания беременности женщина обращается к врачу аку­шеру-гинекологу женской консультации, поликлиники (амбу­латории), семейному врачу, в сельской местности - к акуше­ру-гинекологу районной больницы или к врачу участковой больницы. Перед направлением на аборт необходимо разъяс­нить опасность и вред для женщины этой операции.

Врач акушер-гинеколог при обращении женщины за на­правлением для искусственного прерывания беременности производит обследование для определения срока беременно­сти и установления отсутствия медицинских противопоказа­ний к операции. Перед направлением на прерывание бере­менности проводится необходимое обследование женщины, а при прерывании беременности в поздние сроки - полное клиническое обследование, регламентированное для полост­ных хирургических операций. При отсутствии медицинских противопоказаний к операции прерывания беременности женщине выдается направление в лечебное учреждение с ука­занием срока беременности, результатов обследования, за­ключения комиссии о прерывании беременности по конкрет­ным медицинским (диагноз) или социальным показаниям.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установ­ленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители.

Разрешается проводить искусственное прерывание бере­менности в амбулаторных условиях:

В ранние сроки беременности при задержке менструации до 20 дней (мини-аборт);

При сроке беременности до 12 нед. - в стационарах дневного пребывания, организованных на базе профильных НИИ, клинических, многопрофильных городских и областных (краевых, республиканских, окружных) больниц.

Искусственное прерывание беременности до 12 нед. у жен­щин с отягощенным акушерским анамнезом, при наличии экстрагенитальных и аллергических заболеваний (состояний), а также в более поздние сроки беременности производится только в условиях стационара.

Искусственный аборт во II триместре беременности целе­сообразно производить в многопрофильной, хорошо осна­щенной больнице. Госпитализация беременных осуществляет­ся при наличии направления в стационар, заключения комис­сии и результатов обследования. Операция должна осуществ­ляться с обязательным эффективным обезболиванием. Дли­тельность пребывания в стационаре после операции определя­ется лечащим врачом индивидуально в зависимости от со­стояния здоровья женщины.

После операции вакуум-аспирации в амбулаторном учреж­дении и прерывания беременности в срок до 12 нед. в услови­ях стационара дневного пребывания, произведенных без ос­ложнений, пациентки должны находиться под наблюдением медицинского персонала не менее 4 ч.

После искусственного прерывания беременности в амбула­торных и стационарных условиях каждая женщина должна получить необходимую информацию о режиме, возможных осложнениях и рекомендации по предупреждению нежела­тельной беременности.

В связи с операцией искусственного прерывания беремен­ности работающим женщинам выдается листок нетрудоспо­собности. Искусственное прерывание беременности осущест­вляется в рамках программы государственных гарантий оказа­ния гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в учре­ждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельно­сти, врачами, имеющими специальную подготовку. После прерывания беременности женщине рекомендуется посеще­ние женской консультации (поликлиники, амбулатории) для проведения необходимых реабилитационных мероприятий и индивидуального подбора метода контрацепции.

Вопрос о прерывании беременности по социальным показаниям решается комиссией в составе врача акушера-гинеко­лога, руководителя учреждения (отделения), юриста по пись­менному заявлению/женщины, при наличии заключения о сроке беременности, установленном врачом акушером-гине­кологом, и соответствующих юридических документов (свиде­тельство о смерти мужа, о разводе и др.), подтверждающих со­циальные показания. При наличии социальных показаний бе­ременной выдается заключение, заверенное подписями чле­нов комиссии и печатью учреждения.

Искусственное прерывание беременности по медицинским показаниям проводится с согласия женщины независимо от срока беременности. Медицинские показания к прерыванию беременности устанавливаются комиссией в составе врача акушера-гинеколога, врача той специальности, к области ко­торой относится заболевание (состояние) беременной, и руко­водителя учреждения (отделения) здравоохранения. При на­личии медицинских показаний беременной выдается заключе­ние с полным клиническим диагнозом, заверенное подписями указанных специалистов и печатью учреждения.

Лекция 10.

Организация первичной медико-санитарной помощи населению.

Введение.

Первична медико-санитарная помощь (ПМСП) - это первичный элемент многоуровневой структуры охраны здоровья населения, которая максимально прибли­жает медицинскую помощь к месту жительства и построена по принципу "от периферии к центру". Опыт земской и совет­ской медицины в организации ПМСП был одобрен ВОЗ и взят за основу при разработке концепции ПМСП для всех стран, что нашло отражение в Алма-Атинской декларации ВОЗ (1978).

ПМСП должна удовлетворять основные потребности насе­ления в области здравоохранения:

– Сохранение и укрепление здоровья;

– Обеспечение лечением;

– Реабилитация

В России концепция ПМСП ориентирована преимущест­венно на оказание медицинской помощи в амбулаторно-по­ликлинических учреждениях.

7. Городская поликлиника.

13. Центры здоровья.

Медицинская помощь, определение понятия.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий направленных на поддержание и (или) восстановления здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

(Федеральный закон Р.Ф. от 21 ноября 2011г. №323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Р.Ф.»).

Виды медицинской помощи: первая помощь, первая доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная.

Первая медицинская помощь осуществляется людьми, не обязательно имеющими специальное медицинское образование. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования.

Первая доврачебная помощь оказывается лицами, имеющими специальную подготовку по оказанию медицинской помощи. Это средний медицинский персонал (фельдшер, медицинская сестра) или провизор, фармацевт. Это их уровень знаний и умений.

Первая врачебная помощь оказывается врачом, имеющим необходимые инструментарий, лекарственные средства, и объем такой помощи регламентируется условиями ее оказания, т.е. где она оказывается - вне больничных условий или в поликлинике, машине "скорой помощи", в приемном отделении больницы.



Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами- специалистами высокой квалификации в условиях многопрофильных больниц или травматологических пунктов;

Специализированная медицинская помощь может быть оказана на самом высоком уровне в условиях специализированных клиник, институтов и академий.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1. Вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2. Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3. В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4. Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Виды, формы и условия оказания медицинской помощи (Таб.1).

Виды медицинской помощи

Формы оказания медицинской помощи

Условия оказания медицинской помощи

Первичная медико-санитарная помощь

Плановая и неотложная

Амбулаторно и в дневном стационаре

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

Не установлены

Стационарно и в дневном стационаре

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь

Экстренная или неотложная вне медицинской организации

Амбулаторно и стационарно

Паллиативная медицинская помощь

Не установлены

Амбулаторно и стационарно

Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь.

Типы учреждений, оказывающие ПМСП (в перспективе):

I. внебольничную помощь:

1.ФАП, сельские врачебные амбулатории; городские врачебные амбулатории;



2.территориальные поликлиники (в городах);

3.станции и подстанции скорой медицинской помощи;

4.другие типы учреждений: медико-социальные центры для обслуживания лиц пожилого и старческого возраста, поликлинические реабилитационные центры (одно- и многопрофильные), медико-генетические консультации, консультации "Брак и семья", центры психического здоровья и др.

II. больничную помощь.

Система больничной ПМСП, в т.ч. социальной, должна

включать:

Участковые, районные, городские общепрофильные больницы;

Стационарные реабилитационные центры;

Больницы для хронических больных;

Дома сестринского ухода;

Пансионаты.

Участковый принцип сохраняется, однако, это не исключает свободный выбор врача. Пациенту предоставляется право выбора врача и учреждения.

Городская поликлиника.

Центральным учреждением ПМСП является поликлиника

Почему поликлиника является важнейшим учреждением в системе организации медицинской помощи?

1. Это учреждение самой массовой медицинской помощи (которую получают около 80% всех больных, из обращающихся поликлинику начинают и заканчивают лечение в ней).

2. Это более дешевый вид медицинской помощи.

3. Это основное учреждение, где возможно развивать принципы профилактики (больны обращаются в начальной стадии заболевания, здесь развивается основной вид профилактической деятельности врачей – диспансеризация, введется пропаганда ЗОЖ, профилактика неинфекционных заболеваний и др.).

Определение

ПОЛИКЛИНИКА (от греч. polis - город и клиника), многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение для оказания медицинской помощи приходящим больным и больным на дому.

Поликлиника – главное звено в организации лечебно-профилактической помощи населению, проживающему на территории их деятельности, а также работникам прикрепленных к ней предприятий.

Амбулатория (от лат. ambulare - ходить). Лечебница для гуляющих больных.

(Условно амбулатория от поликлиники отличается тем, что – это небольшое учреждение, в ней не более 5 врачебных должностей).

Структура МСЧ.

1. Поликлиника: Цеховые участки. Специализированные отделения.

2. Здравпункты (врачебные, фельдшерские).

3. Стационар на 400-600 коек.

4. Санаторий, профилакторий.

5. Диетстоловая.

6. Детские оздоровительные учреждения.

Задачи МСЧ.

1) Квалифицированная, специализированная медицинская помощь как в поликлинике, так и в стационаре.

2) Диспансеризация в соответствие с Базовой программой медицинского страхования.

3) Организация и проведение, совместно с ЦСЭН, предварительных, при поступлении на работу, и периодических профилактических медицинских осмотров.

4) Экспертиза временной нетрудоспособности.

5) Учет и анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, проф. заболеваний, инвалидности, травматизма.

6) Мероприятия по реабилитации больных и инвалидов (совместно с администрацией), включая рекомендации о переводе на другие участки работы.

7) Медицинский отбор нуждающихся по состоянию здоровья в направлении в санаторий, профилакторий, на диетпитание.

8) Выявление и госпитализация в установленном порядке инфекционных больных и проведение, совместно с ЦСЭН, противоэпидемических мероприятий.

9) Участие в разработке совместно с администрацией и профсоюзом комплексного плана санаторно-оздоровительных мероприятий и проведение совместного контроля за его выполнением.

10) Проведение санитарно-профилактических мероприятий совместно с отделением промышленной гигиены ЦСЭН.

11) Подготовка и руководство общественно-санитарным активом, проведение санитарно-просветительной работы.

12) Участие в работе инженерно-врачебных бригад

Здравпункт – это первичное лечебно-профилактическое учреждение на промышленных предприятиях, в строительных и транспортных организациях, учебных заведениях.

Существуют 2 типа здравпунктов:

1. врачебный

2. фельдшерский

Здравпункты врачебные организуются на промышленных предприятиях с числом работающих не более 1200, а фельдшерские – с числом работающих не менее 500. При здравпункте может функционировать зубоврачебный кабинет. Врачебный здравпункт и фельдшерский здравпункт входят в состав МСЧ или поликлиники.

Задачи здравпунктов:

1) Оказание первой помощи при внезапных заболеваниях, несчастных случаях и травмах.

2) Проведение профилактической работы в цехах.

3) Подготовка рабочих к оказанию само- и взаимопомощи с целью оказания первой помощи пострадавшему или внезапно заболевшему.

4) Диспансерное наблюдение.

5) Снижение заболеваемости и травматизма среди рабочих и служащих.

6) Учет и анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 7)Выявление совместно с ЦСЭН участков производства с профессиональными вредностями.

8) Улучшение санитарно-гигиенических условий труда.

9) Контроль за соблюдением правил техники безопасности.

На сегодняшний день рабочим остается ПРИКАЗ №846 от 24 июня 1985 года «Об утверждении Положений о медсанчасти и терапевтическом отделении поликлиники по оказанию медицинской помощи трудящимся».

Тема 1. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи

1. Медицинская помощь, определение понятия.

2. Виды медицинской помощи: первая помощь, первая доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная.

3. Правовые основы оказания первичной медицинской помощи в Российской Федерации.

4. Первичная медицинская помощь: «первичная медицинская помощь», «первичная медико-санитарная помощь», «амбулаторно-поликлиническая помощь».

5. Организация первичной медицинской помощи по участковому принципу.

6. Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь.

7. Городская поликлиника.

8. Основные направления деятельности городской поликлиники, обслуживающей взрослое население.

9. Структура учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

10. Особенности оказания первичной медицинской помощи работникам промышленных предприятий, сельским жителям.

11. Организация медицинской помощи на дому.

12. Особенности организации медицинской помощи по типу «стационар на дому» и «дневной стационар».

13. Центры здоровья.

14. Организация первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача).