Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Составить схему структура высших органов власти. Структура власти РФ. Структура федеральных органов власти

Государство представляет собой сложную политико-правовую структуру, которая объединяет большое количество людей. Изначально на планете не существовало держав вообще. Их предшественниками были родоплеменные общины, которые строились на патриархальной основе. По мере своего разрастания, подобного рода формации перестали должным образом справляться с процессом общественного регулирования. То есть необходимо было изобретение новой, более функциональной по своей сути организации. Таковыми стали государства.

На сегодняшний день подобных структур в мире большое количество. Все они функционируют по-разному, однако, имеют общие черты. Например, каждое государство управляется посредством власти. Данный феномен также имеет свои характерные черты и структуру. В Российской Федерации на сегодняшний день структура власти состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, каждый из которых, несет свою информацию о государстве. Таким образом, данная проблематика имеет большое значение для деятельности Российской Федерации как государства, что обуславливает необходимость детального изучения феномена и его системы.

Власть: понятие

Структура власти РФ является исходным понятием и явлением классической формы управления. Поэтому необходимо, прежде всего, проанализировать её особенности. Согласно современным научным тенденциям, власть - это совокупность способов и реальных возможностей навязывать волю с целью управления деятельностью индивидов, социальных групп, общностей и т. п. При этом данный феномен может быть основан на совершенно разных теоретических и практических началах, а также использовать методы определенного характера, например, авторитарные, демократические, насильственные, нечестные, провокационные и т. д. Специфической формой классического вида власти является государственная власть.

Власть государственного характера

Государственное управление подразумевает под собой реальную возможность влиятельной верхушки или политической элиты управлять населением отдельной страны, посредством использования рычагов юридического характера. Власть в державе всегда основывается, прежде всего, на праве, то есть действующем законодательстве, и не может выходить за его рамки или же противоречить ему. Помимо того, в настоящее время государственная власть имеет четкую структуру, существование которой обусловлено переосмыслением этой категории в период Нового времени и создания определенных принципов, на каких в большинстве государств строится вся система управления. Российская Федерация в данном случае не является исключением. Структура власти и весь этой страны функционируют на основе определенных положений.

Принципы российской государственной власти

На сегодняшний день существует несколько основных принципов функционирования системы управления в государстве. К ним относятся следующие:

  • Народовластие. Подразумевает под собой существование единого источника суверенитета государства, которым является население. Оно, в свою очередь, влияет на страну через специальные органы.
  • Федерализм, подразумевает федеративное устройство территории.
  • Политическое многообразие - это допустимость существования большого количества партий и движений.

Россия является светским государством, что исключает наличие официальной религии.

Принцип разделения власти

Структура власти РФ функционирует на основе принципа разделения государственного управления. Далеко не все понимают, что собой представляет указанная идея. Она была разработана Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком.

Согласно её положениям, структура власти в любом государстве должна содержать законодательный, исполнительный и судебный сегменты. При этом управление страной не может быть сосредоточено в руках правящей верхушки или же одного человека (монарха, вождя, тирана и т. п.). Этот принцип нашел свое применение практически во всех странах. Конечно, некоторые государства видоизменили принцип трехуровневого устройства, однако, задумка в целом осталась неизменной. На сегодняшний день немного осталось примеров единоличной власти.

Структура федеральной власти России

Сегодня в РФ разработана достаточно функциональная, а, что самое главное, эффективная Её деятельность строится, во-первых, на тех принципах, которые были упомянуты ранее, а, во-вторых, на демократической направленности российской политики. Помимо этого, структура федеральной власти РФ также вобрала в себя положения принципа разделения государственного управления. В соответствии с ним существует три основных ветви, а именно: законодательная, исполнительная, судебная. На основе этого положения в России функционирует целая структура федеральных органов власти, состоящая из следующих элементов, а именно:

  • Федеральное собрание.
  • Правительство Российской Федерации.
  • Суды России.
  • Президент Российской Федерации.

Из представленных элементов, по сути, состоит система и структура органов власти в РФ. Они, в свою очередь, являются абсолютно самостоятельными и выполняют специфические функции.

Система и структура исполнительной власти

Все три представленных сегмента управления государством важны. При этом каждый из них, выполняет собственные функции. В данном случае большое значение имеет деятельность исполнительной власти. С помощью этой ветви, по сути, происходит реализация политики государства. Основой всей исполнительной является президент и правительство Российской Федерации. Далее федеральные структуры исполнительной власти объединяются в министерства и отдельные ведомства разной целевой направленности.

В число функциональных задач главы государства входит охрана суверенитета РФ, неприкасаемости её границ, независимости и т. п. Помимо этого, соответствующие нормативные акты и Конституция возлагают на президента обязанность определять направленность внешней и внутренней политической программы. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, является координирующим органом, который возглавляет председатель. Помимо этого, правительство фактически руководит целой структурой министерств, служб федерального характера и агентств.

Законодательный сегмент

Структура федеральных органов власти содержит в себе три взаимосвязанных элемента, о чем уже было указано ранее в статье. Одним из них является законодательная власть. Данный сегмент существует для систематизации нормативной отрасли страны и разработке официальных актов. Иными словами, законодательная власть выдает законы. Её существование необходимо для того, чтобы обеспечить законность и действенность конституционных принципов государства. Таким образом, деятельность законодательной власти направлена на достижение определенных целей, исполнение которых возложено на отдельный государственный орган.

Федеральное собрание - назначение и структура

Согласно Конституции Российской Федерации, структура власти содержит в своем составе парламент. Это выборный коллегиальный орган, функционирующий с целью обеспечения Федеральное собрание содержит в своей структуре два элемента, называемых палаты, а именно: верхнюю (Совет Федерации) и нижнюю (Государственная Дума). Свою деятельность палаты производят раздельно, однако в некоторых случаях могут проводить общие заседания, например, для заслушивания посланий Конституционного Суда или президента РФ.

Следует отметить, что Федеральное собрание - это сугубо избирательный орган.

То есть его наполнение происходит за счет граждан России, которые выдвигают своих кандидатов. Однако каждая парламентская палата пополняется членами совершенно по-разному. Например, Совет Федерации формируется за счет представителей от каждого субъекта государства. Дума, в свою очередь, состоит из депутатов, которым может стать любое лицо, чей возраст составляет более 21 года.

В своей деятельности Федеральное собрание издает федеральные и конституционные законы. Нормативные акты должны быть приняты обеими парламентскими палатами, после чего разрешается их фактическая выдача.

Судебная сфера России

Структура РФ не существовала бы без наличия судебной ветви. Это достаточно важный сегмент, основой которого является целая система соответствующих органов. На сегодняшний день высшими судебными органами можно назвать Верховный и Конституционный суды.

Данные учреждения занимаются решением определенных дел или же споров, которые возникают в правовом поле державы. Как правило, судопроизводство проходит в уголовной, административной, гражданской, хозяйственной сферах жизнедеятельности человека. При этом Конституция закрепляет следующий принцип: лишь представленная система органов может осуществлять правосудие. Существование иных ведомств с подобной деятельностью не допускается.

Государственное управление на территории субъектов федерации

Следует отметить, что структура власти имеет специфический вид, если мы говорим о субъектах федерации. Территориальные образования государства управляются посредством собственных органов. При этом разграничение власти общефедеральной и локальной происходит на уровне Конституции. Помимо этого, достаточно интересным является вопрос местного самоуправления. Согласно положениям Конституции, данная сфера регулирования не относится ни к одной ветви власти и является совершенно самостоятельным образованием. Её главной целью есть не что иное как обеспечение нормальной жизнедеятельности территориальной группы населения.

Заключение

Итак, в статье была представлена структура органов государственной власти в Российской Федерации, существующая на сегодняшний день. Стоит отметить, что её деятельность является эффективной, если учитывать особенности современного мира. Но теоретические и практические инновации в этой области необходимы, если мы хотим построить действительно демократическое государство.

Структура органов государственной власти в РФ. РФ федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Органы государственной власти.

Картинка 20 из презентации «Основы конституционного строя» к урокам обществознания на тему «Конституция»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока обществознания, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Основы конституционного строя.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 523 КБ.

Скачать презентацию

Конституция

«Конституция в России» - Практическая часть. Выполнение технической части проекта. Лишь 2% опрошенных заявили, что полностью знакомы с нынешней Конституцией. Содержание: Использование данного пособия на практике. Москва 2007. Трубицына Елена Вячеславовна, учитель обществознания. План:

«Конституция РФ» - Конституция в переводе с латинского – устройство. Палаты. Полномочия. Символы государства. Используя ст.80 Конституции РФ составьте кластер. Вид контроля: тематический. Г и м н. Какие документы являются базовыми для создания Конституции?

«Конституция Российской Федерации» - Дата принятия: 07.03.2001. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Мы гордимся тобой! Конституция российской федерации. 2.Обеспечивает легитимность и преемственность власти. Одна ты на свете! Дата принятия: 20.12.2000. Статья 59 Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

«Основы конституционного строя» - РФ федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Законодательные органы власти. Президент РФ. Председатель (назначается президентом с согласия ГД) Заместители председателя Федеральные министры (назначаются президентом по предложению Председателя). Указа и распоряжения (вводит военное и чрезвычайное положение).

«Основной закон страны» - Для чего нужна конституция? Назовите основные обязанности граждан по Конституции РФ. Правовой статус человека. Учебник Текст Конституции Рабочий лист. Вопросы для обсуждения: Что означает быть гражданином России? Что означает высшая юридическая сила конституции? Цель урока: Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

«Конституционное право» - Особенности норм конституционного права и конституционно-правовых отношений. Наука конституционного права. 7. 6. 3. Конституционное законодательство. Вопросы темы. Тема 1. 2. 5. Конституционное право применяется в разных значениях. Конституционное право – ведущая отрасль права (2 час.).

Всего в теме 45 презентаций

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума

), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Суды Российской Федерации - Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти - «президентской». Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.


Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». «Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства.»

По закону «О Правительстве» правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Задание 2. Провести сравнительный анализ функций, порядка создания, полномочий, издаваемых актов различных государственных органов РФ. Результаты исследования представить в виде таблицы.

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.
Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.
Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.
Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.
Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.
Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Конституция определяет способ и порядок образования органов государственной власти. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Вместе с тем Конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в Конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Президент РФ и Государственная дума, например, избираются непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а судьи Конституционного суда, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ, как и Генеральный прокурор РФ. Председатель Правительства РФ назначается по представлению Президента Государственной Думой; члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства РФ. В создании органа могут участвовать не один, а несколько органов государственной власти. Так, например, Конституция РФ предусматривает, что половину состава аудиторов счетной палаты и ее председателя назначает Государственная дума, а вторую половину состава аудиторов и заместителя председателя Счетной палаты назначает Совет Федерации.
Органы государственной власти могут быть созданы, преобразованы или ликвидированы не только законами, но и подзаконными актами, например указами Президента РФ или главы исполнительной власти субъекта РФ. Это касается, прежде всего, структуры и полномочий органов исполнительной власти.
Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства. Так, например, Федеральное собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функции органов государственной власти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другими законодательными актами.
Признаком органа государственной власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения носят общеобязательный характер, и для их осуществления при необходимости может быть использовано государственное принуждение. Органы государственной власти издают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок использования гражданами, общественными организациями и должностными лицами своих прав и выполнение обязанностей и регулирование отношений между государством и гражданином в установленной сфере государственной жизни.
Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.
Обычно объем компетенции органа государственной власти устанавливается при его создании нормативными правовыми актами - законами, указами, положениями и т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или дополнены. Орган государственной власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они не могут рассматриваться как самостоятельные государственные органы.
Для органа государственной власти характерен особый, как правило, установленный Конституцией порядок его деятельности. Он более детально регламентирован в отношении Государственной думы, Совета Федерации и судебных органов, причем последние действуют в рамках уголовного и гражданского судопроизводства, и менее четко - в отношении Президента, Правительства и других органов исполнительной власти, порядок деятельности которых устанавливается специальными конституционными законами.
Характерным признаком органа государственной власти является установленная в правовых формах его структура, внутренняя организация данного органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит от модификаций, объема компетенции, правового статуса. Она может быть очень простоя (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура Федерального собрания РФ).
Органы государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституционных норм или на основе закона и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.
В зависимости от порядка принятия властных решений органы государственной власти могут основываться на принципах единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РФ).
Наряду с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также характерны основные признаки органа государственной власти - установленный законом порядок создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия.
Местное самоуправление - это не государственная власть, но оно не может функционировать без соответствующих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответственности, правом прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих властных полномочий и т.д. Особенностью органов местного самоуправления является то, что они формируются населением определенной территориальной единицы, прямо не подчинены органам государственной власти РФ или ее субъектов и занимаются в основном делами, имеющими местное значение (см. тему 27).
Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.
Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Но не все органы государственной власти субъектов РФ образуют единую, построенную на иерархической основе структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает в определенных пределах установление такой системы для судебных и исполнительных органов государственной власти. Но такая система, построенная на иерархической основе, совершенно исключена для органов законодательной власти, которые действуют на основе полной самостоятельности и решения которых не могут быть отменены или изменены соответствующим общефедеральным органом законодательной власти РФ. А такие органы государственной власти, например, как прокуратура, не могут в смысле полной самостоятельности быть разделены на органы общефедеральные и субъектов Федерации, имея в виду полную самостоятельность последних, так как система прокуратуры строится на основе строгой централизации и подчиненности нижестоящего прокурора вышестоящему, а всей системы прокуратуры - Генеральному прокурору РФ.
Важнейшим принципом системы государственных органов Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Как уже отмечалось, Конституция РФ определяет компетенцию самой Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов. Так называемые "остаточные" полномочия входят в предмет ведения исключительно субъектов Федерации, и в данном случае субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Однако в вопросах распределения компетенции между самой Федерацией и ее субъектами остается много нерешенных проблем. В частности, нет четкого распределения полномочий в системе органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, распределения полномочий в других областях государственной жизни.
Важнейший принцип системы органов государственной власти - принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов - Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации.
С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления. Кроме того, законодательством субъектов Федерации может быть установлено формирование и других государственных органов. Следует отметить, что деятельность граждан в органах государственной власти оформляется как государственная служба со всеми присущими ей обязанностями, требованиями и привилегиями. Работать в органах государственной власти могут только граждане РФ. Ни министры, ни лица без гражданства не могут принимать участие в государственной службе, которая, помимо прочего, строится на принципах профессионализма.
Принципом деятельности системы государственных органов является право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти. Это конституционное право граждан на обжалование действий органов государственной власти и должностных лиц нацелено на усиление правомерности и эффективности деятельности органов государственной власти, защиты конституционных прав граждан и охраны конституционного строя РФ.
Еще один принцип системы органов государственной власти - принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними. Принцип гласности предполагает более тесное взаимодействие органов государственной власти с населением, контроль общественности за порядком формирования и деятельности органов государственной власти.
И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы "сдержек и противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ.
Единая система государственных органов должна быть четко и повсеместно скоординирована.

Прежде всего, эту сложную работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства, например:

Президент оказывает воздействие на законодательные органы власти путем осуществления права законодательной инициативы, права подписания принятых законов или права наложения на них вето;

Президент оказывает воздействие на судебную власть (путем предоставления Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда, назначения судей других федеральных судов);

Президент фактически направляет деятельность исполнительных органов власти в лице федерального Правительства, с которым Президент очень тесно связан и фактически направляет его деятельность, формально не являясь главой исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации, провозглашая принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, выводит Президента РФ за рамки этих отраслей власти, не относя его ни к одной из вышеперечисленных отраслей, хотя по тексту Конституции он провозглашается в качестве самостоятельного субъекта осуществления государственной власти. Это дало основание некоторым российским конституционалистам утверждать, что в России формируется отдельная самостоятельная Президентская отрасль власти или даже сверхпрезидентская. Видимо, такая точка зрения имеет право на существование, поскольку в установленной ныне форме принцип разделения властей в Российской Федерации носит довольно ограниченный характер, в то время, как в чисто президентской республике (например США) президент является главой исполнительной отрасли власти и несет ответственность за результаты работы кабинета министров, а в России Президент активно воздействует на законодательную отрасль власти, контролирует и фактически руководит действиями Правительства, а сам выведен из-под влияния этой системы, в том числе и из-под влияния какой-либо формы контроля со стороны органов государственной власти.
За исключением института отрешения президента от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (процедуры очень усложненной и практически неосуществимой) у Федерального собрания и судебной власти, равно как и у избирательного корпуса, нет реальных рычагов воздействия на деятельность президента или установление ответственности за последствия этой деятельности.
Видимо, такая конституционная модель института президентства была установлена в силу особенностей переходного периода, переживаемого Россией, и во многом была приспособлена под Президента Ельцина. Не исключено, что в дальнейшем по мере стабилизации конституционного строя в России, принцип разделения властей будет приближаться к его классической форме при установлении чисто президентской республики.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня на нашем блоге пойдет речь о разделении властей. В начале, приобрела форму теоретико-правовой концепции, которую впервые разработал английский философ Д. Локк, в последующем, многие ученые правоведы рассматривали данную теорию представления формирования политической власти в этом ключе. Целью являлось разработка идеальной модели, которая исключала бы такие негативные явления как: узурпацию, бюрократию и монополизацию власти.Сегодня многие современные правовые государства реализуют на практике разделение властей, и как правило, существует три основных ветви: законодательная, исполнительная и судебная. При этом каждая из них независима и самостоятельна, но это относительные категории. Их относительность проявляется в существующей между ними взаимосвязи и взаимодействии. Суть разделения властей в том, что между органами власти распределена и разграничена компетенция, таким образом их самостоятельность проявляется во взаимном контроле.

Для того чтобы сформировать представление о разделении властей в Российской Федерации, необходимо рассмотреть таблицу представленную ниже. Данная таблица подготовлена в соответствии с Конституцией РФ. Дадим краткую характеристику каждой ветви власти.
Законодательная власть - принимает законы, бюджеты, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью. В РФ законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, верхняя палата- Совет Федерации (входят: по два представителя от каждого субъекта РФ (один от законодательного органа власти субъекта РФ и один от исполнительного органа власти субъекта РФ); нижняя палата — Государственная Дума (входит: 450 депутатов, избранных на выборах).
Исполнительная власть — организовывает исполнение законов, а так же осуществляет управление сферами жизни общества и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ является высшим исполнительным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории России. Во главе Правительства РФ стоит Председатель Правительства РФ, кандидатуру которого предлагает Президент РФ и вносит на рассмотрение в Государственную Думу для получения согласия. После утверждения Председатель Правительства РФ формирует кадровый состав Правительства РФ и представляет Президенту РФ.
Судебная власть — обусловленная разделением властей вид государственной власти, который осуществляет правосудие по средствам уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства. Правосудие в РФ осуществляется только судом на основе законодательства регламентирующего организацию и порядок деятельности судов. Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ иных НПА, а также разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ и т.д. (см. ст.125 Конституции РФ). Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иных делам подсудным судам в соответствии с законодательством, а так же дает разъяснения по вопросам судебной практики.
!Правосудие - это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.!

Основа разделения властей естественное разделение функций, таких как законотворчество, государственное управление и правосудие. Говоря о какой-либо из ветвей следует отметить что каждая осуществляет государственный контроль. Необходимо понимать и то что помимо фактического разделения следует говорить и о разделении полномочий между органами государственной власти и муниципальными органами.
Российская Федерации является федеративным государством, которое предусматривает трёхуровневую систему, и представляется она следующим образом: федеральные органы власти; органы власти субъектов; органы муниципальной власти.

Подводя итог, нужно сделать несколько выводов, во-первых, принцип разделения властей направлен на то чтобы властные полномочия не были сосредоточены в компетенции одного органа государственной власти, а перераспределены и сбалансированы между различными органами власти; во-вторых, «система сдержек и противовесов» поддерживает независимость каждой ветви власти, хотя каждая в свою очередь может сдерживать, уравновешивать и контролировать другую, что в последующем не допускает нарушение Конституции и иных законов. Таким образом, разделение властей играет большую роль в работе государственного аппарата современного правового государства.

© Мария Растворова 2015