Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Устная, письменная речь. Две формы речи: устная и письменная


1.Основные требования, предъявляемые к устной и письменной речи

Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. И в сфере производства, и в сферах управления, образования, юриспруденции, искусства и средств массовой информации имеют место и устная, и письменная формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение.

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь – это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации.(1, с 54).

Устная и письменная речь – это две формы существования языка. Естественно поэтому, что ряд требований применим как к устной, так и к письменной речи. Это требования:

2.Ее логичности, точности и ясности;

3.Литературной правильности, благозвучия.(2, с 189).

Первое требование- требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ человека будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование- требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем человек говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего- либо существенного, логично переходить от одной части в другую, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Под точность речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие содержанию рассказываемого.

Ясность речи - это ее доступность, тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы адресата. Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами, цитатами.

Третье требование – это требование литературной правильности, благозвучия. Различают правильность грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной – орфоэпическую, произносительную.

Произносительная сторона речи - это хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии - произносительных норм литературного языка. Умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко, (но не кричать!), владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.

Речь только тогда взаимодействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.(3, с 8).

Таким образом, две формы выражения языка тесно взаимосвязаны, поэтому хорошо развитая устная речь благотворно влияет на навыки письменной речи, и, наоборот, письменная речь способствует развитию и совершенствованию устной речи. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

2.Краткая история русского литературного языка

История русского литературного языка как самостоятельная научная дисциплина возникла в 20 веке. Хотя изучение особенностей русского литературного языка относится к очень ранней поре, так как «смутные и односторонние, но жизненно – действенные, практические представления о процессе исторического развития языка неизменно сопутствуют эволюции русского книжного языка и предшествуют зарождению научной истории русского литературного языка».

Начиная с 18 века, велись наблюдения над связями русского литературного языка с другими славянскими и европейскими языками, над составом церковнославянского языка, его сходством с русским языком и отличием от него.

Для осознания национальной специфики русского литературного языка было чрезвычайно важно создание в 1755 году «Российской грамматики» М.В.Ломоносова. Выход в свет «Словаря Академии Российской» (1789-1794), появление учения М.В.Ломоносова о трех стилях русского литературного языка, изложенного в рассуждении «О пользе книг церковных», «Риторике» и «Российской грамматике», так как создатель теории впервые указал на основные элементы русского литературного национального языка, предвосхищая пушкинскую стилистику.(4, с 18).

Вопрос о происхождении русского литературного языка не решён специалистами, более того, они утверждают, что окончательное решение не близко.

Столь пристальный интерес к проблемам происхождения русского литературного языка объясняется тем, что от того или иного понимания процесса образования древнерусского литературного языка зависит вся концепция его дальнейшего развития, формирования национального литературного языка с 17 до 19 в.(6, с 53).

История русского литературного языка со своей очевидностью убеждает, что язык весьма чутко реагировал на различные изменения в истории народа и прежде всего в общественной жизни, что история появления и употребления многих слов и выражений находит свое обоснование в развитии общественной мысли. Так, например в 40 – 60 – х годах 19 века входят во всеобщее употребление такие слова, как социализм, коммунизм, конституция, реакция, прогресс и т.д.(5, с 4).

В результате Октябрьской революции существенно расширился самый состав носителей литературного языка, так как уже в первые годы после революции к литературному языку стали приобщаться массы трудящихся, ранее не имевших для этого возможностей.

В советскую эпоху изменилось соотношение литературного языка и диалектов. Если раньше диалекты оказывали известное влияние на литературный язык, то после революции, благодаря мощному развитию культуры и распространению знаний через школы, театр, кино, радио, - население стало энергично приобщаться к средствам литературного выражения. В связи с этим многие черты местных говоров начали быстро исчезать; пережитки старых диалектов сохраняются сейчас в деревне преимущественно у старшего поколения.

Русский литературный язык освободился в советскую эпоху от влияния классовых жаргонов, существовавших в прошлом и в известной степени оказывавших влияние на нормы литературного языка. (5, с 415).

В конце 19–начале 20 в., были опубликованы библиографические обзоры, которые подводили итоги изучению русского литературного языка. Котляревский А.А. Древнеусская письменность: Опыт библиологического изложения истории ее изучения. – 1881; Булич С.К. Очерк истории языкознания в России. – 1904; Ягич И.В. История славянской филологии. – 1910.

В 20 веке история русского литературного языка становится предметом особого внимания.

Особенно много сделал для создания науки русского литературного языка В.В.Виноградов, перечень основных трудов которого по истории русского литературного языка и языка писателей насчитывает более двадцати работ.(4, с 19).

Оставили глубокий след в разработке истории русского литературного языка труды Г.О Винокура: «Русский литературный язык в первой половине 18 в.», 1941; «Русский язык», 1945; «К истории нормирования русского письменного языка в 18 в.» 1947; и др.

Для решения проблем происхождения русского литературного языка, становления русского национального языка большое значение имели исследования Л.П. Якубинского – «История древнерусского языка», изданная в 1953 г., и «Краткий очерк зарождения и первоначального развития русского национального литературного языка», изданный в 1956 г.

Вопросу о происхождении русского литературного языка, проблемам формирования русского национального языка, истории русского литературного языка старшего периода (Московского государства) посвящены работы Ф.П.Филина.(4, с 21).

Богатство и мощь русского литературного языка создавалась благодаря непрекращающемуся воздействию на литературный язык живого общенародного языка. Язык Пушкина, Гоголя, Тургенева, Салтыкова – Щедрина, Л.Толстого и многих других корифеев русского образного слова своей яркостью, силой, подкупающей простотой обязан в первую очередь живым источникам народной речи.

Таким образом, история русского литературного языка – это прежде всего история непрерывного и все развивающегося процесса литературной обработки богатств общенародного языка и творческого обогащения и пополнения их за счет новых языковостилистических ценностей.(5, с 46).


Список литературы

язык литературный письменный речь

1.Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. Проф. В.И.Максимова. 2-е изд., стереотипное. – М; Гардарики, 2004. – 413 с.

2.Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи: Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч.-щ по спец. №2001.- 2-е изд., доп. И перераб. М.: Просвещение, 1987. – 288 с.

3.Львов М.Р. Методика развития младших школьников: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.- 176 с.

Литературный язык - высшая форма национального языка и основа культуры речи. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, законодательство, культуру, словесное искусство, делопроизводство, межнациональное общение, бытовое общение.

Отличительной чертой литературного языка является также наличие двух форм речевого высказывания:
- устная речь,
- письменная речь.

Их названия свидетельствуют о том, что устная речь - звучащая, а письменная речь - графически закрепленная. Это их основное различие.

Второе различие связано со временем возникновения: раньше появилась устная речь. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования.

Третье различие связано с генезисом развития: устная речь - первична, а письменная речь - вторична, т.к., по мнению Христиана Винклера, письменность - это вспомогательное средство, которое преодолевает непостоянство звучания речи.

Английский парламентский деятель Фокс обычно спрашивал своих друзей, если они читали его опубликованные выступления: «Речь читалась хорошо? Тогда это плохая речь!»

Восприятие этих двух форм высказывания отличается между собой и носит ситуативно-личностный характер. По мнению Хайнца Кюна: «Некоторые удивительно хорошо прозвучавшие речи, прочитай мы их на следующий день в газетах или в парламентских протоколах, сгинули бы в прахе забвения». Карл Маркс, например, обладал большой остротой мышления, но не был хорошим оратором. «Написанное» может быть насыщенным по смыслу; в крайнем случае, если мысль неясна, можно повторить чтение. «Речь - не письмо» - кратко и твердо сказал специалист по эстетике Ф. Т. Вишер.

Искусство речи является древнейшей из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло видную роль: Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского. (С тех времен до наших дней дошло понятие «филиппики».) Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, то под сильным впечатлением воскликнул: «Думаю, что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя».

Одно старое изречение гласит: «Это противный недостаток, если человек говорит, как книга. Ведь хорошо читается любая книга, которая говорит, как человек».

Речь не тождественна тексту, который произносит оратор, так как речь воздействует на слушателя не только содержанием и формой, но всей манерой выступления. Речь взаимодействует между оратором и слушателем; создается для определенного мгновения и направлена на определенный состав слушателей.

Письменная речь и устная находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях. С одной стороны, они теснейшим образом между собой связаны. Но их единство включает и очень существенные различия. Современная письменная речь носит алфабетический характер; знаки письменной речи - буквы -обозначают звуки устной речи. Тем не менее, письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Различия между ними не сводятся к тому, что письменная и устная речи пользуются разными техническими средствами. Они более глубоки. Хорошо известны великие писатели, которые были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, выступления которых при чтении теряют большую часть своего обаяния.

Устная речь связана не только с (ее , перцептивной организацией, ), но и с элементами (мимикой, жестами, позами и т.д.). Она также связана со смысловым полем (ведь слово «спасибо» можно сказать с разной интонацией и смыслом), а письменная речь - однозначна по смыслу.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции:
- устная речь по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы,
- письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.

Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, создает общность ряда непосредственно очевидных предпосылок. Когда говорящий воспроизводит их в речи, речь его представляется излишне длинной, скучной и педантичной: многое непосредственно ясно из ситуации и может быть в устной речи опущено. Между двумя собеседниками, объединенными общностью ситуации и - в какой-то мере - переживаниями, понимание бывает возможно с полуслова. Иногда между близкими людьми достаточно одного намека, чтобы быть понятым. В таком случае то, что мы говорим, понимается не только или иногда даже не столько из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. В разговорной речи многое поэтому не договаривается. Разговорная устная речь -ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, - более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь - это контекстная речь.

Контекстное построение приобретает в письменной речи реальное значение еще и потому, что выразительные средства (модуляции голоса, интонация, голосовые подчеркивания и т.д.), которыми так богата устная речь, особенно у некоторых людей, в письменной речи очень ограничены.

Письменная речь требует особенной продуманности, плановости, сознательности. В условиях устного общения собеседник и в какой-то мере даже молчаливый слушатель помогают регулировать речь. Непосредственный контакт с собеседником в разговоре быстро обнаруживает непонимание; реакция слушателя непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло, заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т.д. В письменной речи это непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно определить построение своей речи так, чтобы она была понятна для читателя.

Существуют различные виды как устной, так и письменной речи. Устная речь может быть:
- разговорной речью (беседа),
- ораторским выступлением (доклад, лекция).

Жанрами речи являются монолог и диалог.

Эпистолярный стиль - особый стиль, значительно приближающийся к стилю и общему характеру устной речи. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи.

В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное, шперрунг (поток мыслей).

Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчлененность, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечетким, содержание текста делается расплывчатым, неопределенным.

Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

Таким образом, если разговорная устная речь весьма значительно отличается от письменной речи научного трактата, то расстояние, отделяющее устную лекцию-речь, доклад от письменной речи, с одной стороны, и стиль разговорной речи от эпистолярного стиля, с другой, значительно меньше. Это означает, во-первых, что устная и письменная речь - не противоположности, они воздействуют друг на друга; формы, выработавшиеся в одной из них и специфичные для одной речи, переходят на другую.

Во-вторых, коренные различия между основными типами устной разговорной речи и письменной научной речи связаны не просто с техникой письма и звучанием устной речи, но и с различием функций, которые они выполняют (устная разговорная речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и для коммуникативного общения, а письменная речь выполняет другие функций.

письменная речь состоит из системы знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи, которые, в свою очередь, являются знаками для реальных предметов и отношений. Постепенно эта срединная или промежуточная связь отмирает, и письменная речь превращается в систему знаков, непосредственно символизирующих обозначаемые предметы и отношения между ними. овладение этой сложной системой знаков не может совершаться исключительно механически, извне овладение письменной речью является на самом деле продуктом длительного развития сложных функций поведения ребенка. (5.3, 155) письменная речь есть совершенно иной (с точки зрения психологической природы образующих ее процессов) процесс, чем устная, изменяется и ее физическая и семическая сторона по сравнению с устной. Главное отличие: письменная речь есть алгебра речи и наиболее трудная форма сложной волевой деятельности. (18.1, 61) замедление письменной речи вызывает не только количественные, но и качественные изменения, так как в результате этого замедления получаются уже новый стиль и новый психологический характер детского творчества. Активность, стоявшая на первом месте в устной речи, отходит на задний план и сменяется более детальным вглядыванием в описываемый предмет, перечислением его качеств, признаков и т.д. (11.1, 54) Трудности письменной речи: она безынтонационная, без собеседника. Она представляет собой символизацию символов, в ней труднее мотивация. Письменная речь стоит в ином отношении к внутренней речи, она возникает позже внутренней речи, она самая грамматичная. Но она стоит ближе к внутренней речи, чем внешняя речь: она ассоциируется со значениями, минуя внешнюю речь. (1.1.9, 163) Ситуация письменной речи есть ситуация, требующая от ребенка двойной абстракции: от звучащей стороны речи и от собеседника. (1.2.1, 237) Письменная речь более произвольна, чем устная Ребенок должен осознать звуковую сторону слова, расчленить его и произвольно воссоздать в письменных знаках. (1.2.1, 238 – 239, 240) самая многословная, точная и развернутая форма речи (1.2.1, 339) Если принять во внимание перечисленные моменты: речь без реального звучания, речь, оторванную от той речевой деятельности, которая у нас есть, и речь, проходящую в молчании, то увидим, что имеем дело не с речью в прямом смысле, а с символизацией звуковых символов, т.е. с двойной абстракцией. Мы увидим, что письменная речь так относится к устной речи, как алгебра к арифметике. Письменная речь отличается от устной также и со стороны мотивации... в письменной речи ребенок должен в большей степени осознавать процессы говорения. Устной речью ребенок овладевает без такого полного осознания. Ребенок раннего возраста говорит, но не знает – как он это делает. В письменной речи он должен осознавать самый процесс выражения мысли в словах. (3.5, 439 – 440) См. Внутренняя речь, Знак, Мотивация, Мысль, Речь, Слово, Функция

Первоначально существовала только устная, то есть звучащая, речь. Затем были созданы специальные знаки, и появилась письменная речь. Однако разница между этими способами общения заключается не только в применяемых средствах, но и во многом другом. Рассмотрим подробней, чем отличается письменная речь от устной.

Определение

Письменная речь – графическая система, служащая для закрепления и передачи информации, один из способов существования языка. Письменная речь представлена, например, в книгах, личных и деловых письмах, служебных документах.

Устная речь – форма языка, выраженная в произносимых и воспринимаемых на слух высказываниях. Общение с применением устной речи может происходить при непосредственном контакте (дружеская беседа, объяснения учителя на уроке) или опосредованно (телефонный разговор).

Сравнение

Развернутость

Письменная речь характеризуется как контекстная. То есть вся необходимая информация заключается только в самом тексте. Такая речь часто бывает обращена к неизвестному читателю, и в этом случае не приходится рассчитывать на дополнение содержания деталями, которые обычно понятны без слов при непосредственном контакте. Поэтому письменная речь предстает в более развернутом виде. В ней наиболее полно раскрываются все существенные моменты, описываются нюансы.

Устная речь чаще всего предполагает объединение собеседников конкретной ситуацией, понятной им обоим. При таком положении вещей многие детали остаются несказанными. Ведь если произносить вслух то, что и без того очевидно, речь получится скучной, даже нудной, неоправданно длинной, педантичной. Другими словами, устная речь имеет ситуативный характер, и поэтому она является менее развернутой, чем письменная. Зачастую при таком общении для понимания друг друга бывает достаточно лишь намека.

Применяемые средства

Отличие письменной речи от устной состоит в том, что у пишущего нет возможности воздействовать на адресата средствами, которые есть в арсенале у говорящего. Выразительность письменных текстов обеспечивается постановкой пунктуационных знаков, сменой шрифтов, использованием абзацев и прочим.

При устном общении многое можно показать интонацией, взглядом, мимикой, разнообразными жестами. К примеру, сказанное «прощай» способно в одной ситуации означать «до встречи, я буду ждать», а в другой – «между нами все кончено». В разговоре даже пауза может быть многозначительной. И иногда случается так, что произнесенная речь потрясает слушателей, а те же слова, просто записанные на бумаге, не производят абсолютно никакого впечатления.

Особенности построения

Мысли на письме должны быть изложены в предельно понятной форме. Ведь если в разговоре слушатель имеет возможность переспросить, а говорящий – пояснить и уточнить что-то, то такое непосредственное регулирование письменной речи является неосуществимым.

К письменной речи предъявляются требования орфографии и синтаксиса. В ней также присутствует стилистический компонент. К примеру, в речи, обращенной к слушателю, допускается использование неполных предложений, поскольку остальное подсказывает ситуация, а незаконченные конструкции на письме во многих случаях считаются ошибкой.

Возможность обдумывания

Вся ответственность за содержание письменного текста ложится на автора. Но вместе с тем он имеет больше времени на обдумывание фраз, их исправление, дополнение. Это во многом относится и к таким разновидностям устной речи, как доклад и лекция, которые тоже подготавливаются заранее.

Тем временем разговорная речь осуществляется в определенный момент общения и направлена на конкретных слушателей. Эти условия иногда вызывают затруднения у говорящего. Неумение выражать мысли, незнание того, что следует дальше сказать, стремление исправить уже произнесенное, а также желание высказать все разом приводит к заметным ошибкам. Это прерывистость речи или, напротив, нерасчлененность фраз, ненужное повторение слов, неправильные ударения. В результате содержание речи может остаться понятым не до конца.

Продолжительность существования

Рассмотрим, в чем разница между письменной и устной речью относительно срока действия каждой из них. Обратимся к письменной речи. Важным ее свойством является то, что текст после написания будет длительно существовать независимо от присутствия автора. Даже если сочинителя уже нет в живых, важная информация дойдет до читателя.

Именно то, что течение времени не оказывает влияния на письмо, дает человечеству возможность передавать из поколения в поколение накопленные знания и сохранять историю в летописях. Между тем устная речь живет только в момент звучания. При этом присутствие автора является обязательным. Исключение составляют высказывания, записанные на носители.

Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь? Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую - письменной?

Вы знаете, что главный работник в нашем языке - слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете - это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)?

Вид речи: письменная Вид речи: устная
Закреплена графически Передается голосом
Контекстная Ситуативная
Развернутая Менее развернута
Используются знаки препинания, дробление текста, смена шрифта и прочее Дополняется жестами, соответствующей мимикой, игрой интонации
Должна соответствовать требованиям орфографии, синтаксиса, стилистики Отсутствуют правила, характерные для письменной речи
Более продумана Спонтанная, за исключением подготовленных докладов, лекций
При чтении присутствие автора не требуется

Рис. 1. Речевые действия ()

Говорят и слушают - это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают - это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь - знаками.

Речь

устная письменная

слушаем и говорим пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

Рис. 2. Устно народное творчество ()

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей - внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

Рис. 3. Устное народное творчество ().

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый - слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй - речь, которую надо исправлять:

Речь (какая?) - понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор - тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Рис. 4. Состязание ораторов ()

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

Рис. 5. Богиня красноречия ()

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)?

Рис. 6. Дореволюционная школа ()

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии - красивого и чистого письма - и владению своим голосом - его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар - умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык - это то, что человек знает, речь - это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь - устную и письменную.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nsc.1september.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Почему устная речь так называется?

3. Из чего состоят устная и письменная речь?

4. Выберите слова, которые называют речевые действия.

Слушают, сидят, разговаривают по телефону, смотрят, читают, спят, пишут, печатают на компьютере, рассказывают, делятся впечатлениями, рисуют, посылают s м s -сообщение.

5. Прочитайте загадку. Какой речью пользуются читатели?

Всё я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

6. Соедините части пословиц. Какую речь они характеризуют?

Не стыдно молчать… вовремя смолчать.

Умей вовремя сказать… не говори лишнего.

Бойся вышнего… коли нечего сказать.