Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Доклад о состоянии выполнения конвенции оон о правах инвалидов. Проект международной конвенции организация объединенных наций о правах инвалидов Реализация положений конвенции о правах детей инвалидов

Конвенция о правах людей с ограниченными возможностями здоровья была одобрена Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года после того, как ее ратифицировали 50 государств.

Президент России Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию о правах инвалидов, и 27 апреля 2012 Конвенция была ратифицирована Советом Федерации.

Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года обобщила теорию и опыт применения законодательств различных стран в сфере защиты прав и свобод людей с инвалидностью. На сегодняшний день ее ратифицировали 112 стран.

В рамках концепции равных прав и свобод Конвенция вводит общие для всех стран основные понятия, связанные с их реализацией людьми с инвалидностью. «В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, после ратификации Конвенция станет составной частью правовой системы Российской Федерации, а установленные ее положения - обязательными для применения. В связи с этим законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции.

Самые важные для нас - пункты по внесению изменений в целый ряд статей Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Установление единого федерального минимума мер социальной защиты. Переход на новые классификации инвалидности, чтобы нормативно установить степени нуждаемости инвалида в мерах по реабилитации и разумному приспособлению окружающей среды. Универсальным языком - в виде системы буквенных кодов, что обеспечит идентификацию преимущественных видов ограничений жизнедеятельности у инвалидов, мер по обеспечению для них доступности физического и информационного окружения. На мой взгляд, звучит весьма туманно. Понятия «Абилитации инвалидов» как системы и процесса формирования способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Возможность оказания реабилитационных услуг индивидуальными предпринимателями (в соответствии с Типовыми положениями, утвержденными Правительством РФ) создание единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, что уже есть в законе, но не «работает». Необходимые инвалиду оборудования для жилого помещения «предусматриваемыми федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг» (ст.17 № 181-ФЗ).

На мой взгляд, декларативно, т.к. все давно определяет ИПР, выдаваемый инвалиду. Также внесены изменений в ряд ФЗ с целью содействия само занятости безработных инвалидов путем выделения субсидий на открытие собственного дела; возможностью заключения срочного трудового договора с поступающими на работу инвалидами, а также с иными лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, разрешена работа исключительно временного характера. Конкретные изменения в базовые Федеральные законы внесены и действуют, «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О ветеранах»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в 2006 «расширен» на 10 единиц. Что настораживает больше всего и с чем мы столкнулись на практике? Теперь в статье 11.1 остались «средства передвижения кресла-коляски. Но они уже есть в Перечне!

С перечня с 2003 года «исчезли» вело- и мотоколяски для инвалидов, автомобили с ручным управлением для инвалидов. Очевидно, решено, что компенсация в 100 тысяч рублей тем, кто успел «включиться» в льготную очередь на получение спецавтотранспорта до 1 марта 2005г. заменит одно из жизненно необходимых средств реабилитации инвалидов, колясочников.

В настоящее время в России реализуется масштабная государственная программа "Доступная среда", которая заложила основу социальной политики страны по созданию для инвалидов равных возможностей с другими гражданами во всех сферах жизни. Анализ законодательства, реализованного сейчас в РФ показывает, что в основном оно соответствует нормам конвенции, однако есть определенный перечень нововведений, которые требуют правильного внедрения для эффективного исполнения в перспективе. Нужно создать финансовые, правовые, а так же структурно-организационные условия для воплощения ее главных положений сразу после того, как она станет составляющей правовой системы РФ.

Мониторинг нашего законодательства показал, что многие ключевые положения Конвенции в области образования, трудоустройства, создания без барьерной среды в большей или меньшей степени отражены в федеральном законодательстве. Но, к примеру, в области реализации правоспособности, ограничения или лишения дееспособности, наше законодательство не соответствует международному документу и требует внесения существенных изменений.

Необходимо иметь в виду, что большинство декларируемых положений нашего законодательства "мертвы", ввиду отсутствия четкого механизма реализации норм на уровне подзаконных нормативных актов, неурегулированности межведомственного взаимодействия, низкой эффективности уголовной, гражданской, административной ответственности за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и ряда других системных причин.

К примеру, нормы ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" о создании доступной среды, либо ст. 52 Закона "Об образовании". Дающие родителям право выбора образовательного учреждения для своего ребенка - носят декларативный и разрозненный характер и не могут быть напрямую использованы для того, чтобы обязывать создавать доступную среду для инвалидов, либо создавать условия в образовательных учреждениях для обучения детей с инвалидностью.

Именно из-за отсутствия продуманного механизма реализации федеральных норм в сфере социальной защиты и реабилитации лиц с инвалидностью, из-за разночтения некоторых положений этих норм, из-за практически "безнаказанного бездействия" чиновников - правоприменительная практика исполнительных органов власти на местах сводит на "нет" положения норм федерального законодательства.

Как уже говорилось, ратификация Конвенции приведет к необходимости выработки совершенно иной государственной политики в отношении лиц с инвалидностью и совершенствования федерального и регионального законодательства.

И если мы говорим о том, что необходимо приводить в соответствии с Конвенцией наше законодательство в области реабилитации, образования, трудоустройства, доступной среды - то, в первую очередь, надо задуматься над тем, как обеспечить реальное исполнение этих норм.

Это можно обеспечить, на мой взгляд, жесткой антидискриминационной государственной политикой, которой у нас просто нет. Также необходимо большое внимание уделять формированию позитивного общественного мнения.

правозащитный инвалидность конвенция

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и вступила в силу 3 мая 2008 г.

Конвенция дает определение правам людей с ограниченными возможностями здоровья в социальной, экономической, политической и культурных сферах жизни общества.


[…]

Статья 1

Цель

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

[…]

Статья 4

Общие обязательства

1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

[…]

2. Что касается экономических, социальных и культурных прав, то каждое государство-участник обязуется принимать, максимально задействуя имеющиеся у него ресурсы, а в случае необходимости, прибегая к международному сотрудничеству, меры к постепенному достижению полной реализации этих прав без ущерба для тех сформулированных в настоящей Конвенции обязательств, которые являются непосредственно применимыми в соответствии с международным правом.

[…]

Статья 5

Равенство и недискриминация

1. Государства-участники признают, что все лица равны перед законом и по нему и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации.

2. Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве.

[…]

Статья 7

Дети-инвалиды

1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.

Статья 8

Просветительно-воспитательная работа

1. Государства-участники обязуются принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы:

a) повышать просвещенность всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплять уважение прав и достоинства инвалидов;

b) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни;

c) пропагандировать потенциал и вклад инвалидов.

2. Принимаемые с этой целью меры включают:

a) развертывание и ведение эффективных общественно-просветительных кампаний.

[…]

b) воспитание на всех уровнях системы образования, в том числе у всех детей, начиная с раннего возраста, уважительного отношения к правам инвалидов;

c) побуждение всех органов массовой информации к такому изображению инвалидов, которое согласуется с целью настоящей Конвенции;

d) продвижение воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инвалидам и их правам.

Статья 9

Доступность

1. Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

[…]

Статья 12

Равенство перед законом

1. Государства-участники подтверждают, что каждый инвалид, где бы он ни находился, имеет право на равную правовую защиту.

2. Государства-участники признают, что инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни.

3. Государства-участники принимают надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности.

[…]

Статья 14

Свобода и личная неприкосновенность

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды наравне с другими:

a) пользовались правом на свободу и личную неприкосновенность;

b) не лишались свободы незаконно или произвольно и чтобы любое лишение свободы соответствовало закону, а наличие инвалидности ни в коем случае не становилось основанием для лишения свободы.

2. Государства-участники обеспечивают, чтобы в том случае, если на основании какой-либо процедуры инвалиды лишаются свободы, им наравне с другими полагались гарантии, согласующиеся с международным правом прав человека, и чтобы обращение с ними соответствовало целям и принципам настоящей Конвенции, включая обеспечение разумного приспособления.

[…]

Статья 16

Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства

1. Государства-участники принимают все надлежащие законодательные, административные, социальные, просветительные и иные меры для защиты инвалидов как дома, так и вне его от всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, в том числе от тех их аспектов, которые имеют гендерную подоплеку.

[…]

Статья 17

Защита личной целостности

Каждый инвалид имеет право на уважение его физической и психической целостности наравне с другими.

Статья 18

Свобода передвижения и гражданство

1. Государства-участники признают права инвалидов на свободу передвижения, на свободу выбора местожительства и на гражданство наравне с другими.

[…]

2. Дети-инвалиды регистрируются сразу же после рождения и с момента рождения имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 19

Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество

Государства-участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество […].

Статья 20

Индивидуальная мобильность

Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности […].

Статья 21

Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации

Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды могли пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения, определяемыми в статье 2 настоящей Конвенции […].

Статья 22

Неприкосновенность частной жизни

1. Независимо от места жительства или жилищных условий ни один инвалид не должен подвергаться произвольному или незаконному посягательству на неприкосновенность его частной жизни, семьи, жилища или переписки и иных видов общения либо незаконным нападкам на его честь и репутацию. Инвалиды имеют право на защиту закона от таких посягательств или нападок.

2. Государства-участники охраняют конфиденциальность сведений о личности, состоянии здоровья и реабилитации инвалидов наравне с другими.

Статья 23

Уважение дома и семьи

1. Государства-участники принимают эффективные и надлежащие меры для устранения дискриминации в отношении инвалидов во всех вопросах, касающихся брака, семьи, отцовства, материнства и личных отношений, наравне с другими […].

2. Государства-участники обеспечивают права и обязанности инвалидов в отношении опекунства, попечительства, опеки, усыновления детей или аналогичных институтов, когда данные понятия присутствуют в национальном законодательстве; во всех случаях первостепенное значение имеют высшие интересы ребенка. Государства-участники оказывают инвалидам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели равные права в отношении семейной жизни. Для реализации этих прав и недопущения сокрытия детей-инвалидов, их оставления, уклонения от ухода за ними и их сегрегации государства-участники обязуются с самого начала снабжать детей-инвалидов и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой.

4. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда поднадзорные суду компетентные органы в соответствии с применимыми законами и процедурами определяют, что такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка. Ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей.

5. Государства-участники обязуются в случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, прилагать все усилия к тому, чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников, а при отсутствии такой возможности — за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе.

Статья 24

Образование

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни […].

3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества […].

4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.

5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.

Статья 25

Здоровье

Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. […]

Статья 26

Абилитация и реабилитация

1. Государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания […].

Статья 27

Труд и занятость

1. Государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер […].

Статья 28

Достаточный жизненный уровень и социальная защита

1. Государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

2. Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права […].

Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол вступили в силу 3 мая 2008 года. Подписала Конвенцию и Россия. Однако многие люди с ограниченными возможностями плохо представляют себе ее предназначение. Попробуем хотя бы в канун Дня инвалидов вкратце рассмотреть основные положения Конвенции о правах инвалидов.

Руководящие принципы Конвенции

Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:

a. Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц

b. Недопущение дискриминации

c. Полная и эффективная интеграция в общество

d. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

e. Равенство возможностей

f. Доступность

g. Равенство между мужчинами и женщинами

h. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность

«В чем предназначение конвенции?» Дон Маккей, председатель комитета, который занимался переговорами по ее принятию, говорил, что ее главная задача заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.

Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).

Изменение восприятия самого понятия инвалидности имеет важное значение для улучшения положения инвалидов, ратификации Конвенции странами в целях борьбы со стереотипами и предрассудками, а также повышения осведомленности о возможностях людей с инвалидностью (статья 8).

Страны должны гарантировать, что инвалиды пользуются их неотъемлемым правом на жизнь наравне с другими (статья 10), а также обеспечение равных прав и улучшение положения женщин и девочек-инвалидов (статья 6) и защитой детей-инвалидов (статья 7) .

Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).

Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).

Страны должны обеспечить равные права на владение и наследование имущества, контролировать финансовые дела и иметь равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам (Статья 12). Равноправие заключаются в обеспечении доступа к правосудию на равной основе с другими лицами (статья 13), инвалиды имеют право на свободу и безопасность, и не лишаться свободы незаконно или произвольно (статья 14).

Страны должны защищать физическую и психическую неприкосновенность лиц с инвалидностью, как и для всех остальных (статья 17), гарантировать свободу от пыток и от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запретить медицинские или научные эксперименты без согласия самих инвалидов или их опекунов (статья 15).

Законы и административные меры должны гарантировать свободу от эксплуатации, насилия и надругательства. В случае злоупотреблений, государства должны содействовать восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертв и расследованию злоупотреблений (ст. 16).

Лица с ограниченными возможностями, не могут быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, переписки или общения. Конфиденциальность их личной, медицинской и реабилитационной информации должна быть защищена так же как и других членов общества (статья 22).

Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услуга м, а также информационным и коммуникационным технологиям.

Инвалиды должны иметь возможность жить самостоятельно, должны быть включены в общественную жизнь, выбирать, где и с кем жить и иметь доступ к жилью и сфере услуг (статья 19). Персональная мобильность и независимость должны быть обеспечено путем содействия личной мобильности, обучение навыкам мобильности и доступа к свободе передвижения, вспомогательным технологиям и помощи в бытовых вопросах (статья 20).

Страны признают право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту. Это включает в себя государственное жилье, услуги и помощь по инвалидности, связанной с потребностями, а также с помощью связанных с инвалидностью расходов, в случае бедности (статья 28).

Страны должны содействовать доступу к информации путем предоставления информации, предназначенной для широкой общественности, в доступных форматах и с использованием технологий, путем содействия использованию азбуки Брайля, языка жестов и других форм коммуникации и поощрения средств массовой информации и Интернет-провайдеров сделать он-лайн информацию в доступных форматах (статья 21).

Дискриминация, касающаяся брака, семьи и личных отношений должны быть ликвидированы. Инвалиды должны иметь равные возможности для отцовства и материнства, вступления в брак и право основывать семью, принимать решение о количестве детей, иметь доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, образования, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).

Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).

Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они должны получать тот же спектр, качество и уровень бесплатных или недорогих медицинских услуг, предусмотренных другим лицам, получать услуги в сфере здравоохранения необходимо по причине их инвалидности, а не подвергаться дискриминации при предоставлении медицинского страхования (статья 25).

Для того чтобы инвалиды могли достичь максимальной независимости страны должны обеспечить всестороннюю медицинскую помощь и реабилитационные услуги в области здравоохранения, занятости и образования (статья 26).

Инвалиды имеют равные права на работу и могут зарабатывать себе на жизнь. Страны должны запрещать дискриминацию в рабочих вопросах, связанных с содействием самозанятости, предпринимательству и организации собственного бизнеса, найме инвалидов в государственном секторе, содействовать их трудоустройству в частном секторе, а также обеспечить, чтобы они предоставлялись с разумным удалением места проживание от места работы (статья 27).

Страны должны обеспечить равное участие в политической и общественной жизни, в том числе право голоса, право баллотироваться на выборах и занимать определенные должности (статья 29).

Страны должны способствовать участию в культурной жизни, организации досуга, отдыха и спорта, обеспечивая предоставление телевизионных программ, фильмов, театральных и культурных материал в доступной форме, сделав театры, музеи, кинотеатры и библиотеки доступными, и гарантировать, что инвалиды имеют возможность развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и для обогащения общества (ст. 30).

Страны должны предоставлять помощь развивающимся странам в целях практической реализации Конвенции (статья 32).

Для обеспечения реализации и мониторинга Конвенции, страны должны назначить координатора в правительство и создать национальный механизм для содействия и контроля за осуществлением контроля (статья 33).

Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).

18-статья Факультативного протокола по сообщениям, позволяет отдельным лицам и группам лиц обращаться с жалобами непосредственно в Комитет, как только все национальные процедуры обжалования были исчерпаны.

Московская акдемия экономики и права

Юридический институт

Курсовая работа

По дисциплине: «Международное право»

На тему:

«Конвенция ООН «О правах инвалидов» 2006 года»

Выполнил:студент 3 курса

Группы юбш-1-11грзг

Лукьяненко В.А.

Проверил: Батырь В.А.

Москва 2013 г.

Введение

1. Понимание инвалидности как правозащитной проблемы

Принципы Конвенции

Конвенция о правах инвалидов

Современное положение "человека с ограниченными возможностями" за рубежом

Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов

6. Современное положение "человека с ограниченными возможностями" в России

Заключение

Введение

Инвалидность - одна из составляющих человеческого существования. Почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения, а те, кто доживут до старшего возраста, могут испытывать большие трудности с функционированием. Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

«Конвенции о правах инвалидов» (КПИ), принятой Организацией Объединенных Наций в 2006 году, состоит «в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства». Конвенция отражает основной сдвиг в глобальном понимании проблемы инвалидности и мер реагирования на нее.

1. Понимание инвалидности как правозащитной проблемы

Согласно оценкам, свыше 650 млн. человек (10% населения мира) являются инвалидами. 80% проживают в развивающихся странах. Значительное большинство из них сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции и даже надругательства. Многие инвалиды живут в условиях крайней нищеты, в спец учреждениях, не имеют возможностей для получения образования или работы и сталкиваются с целым рядом других факторов маргинализации. Вступление в силу Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней в мае 2008 года знаменует собой начало новой эпохи в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства (статья 1). Разработка этой Конвенции отражает коренной сдвиг, произошедший в подходе к инвалидности и к инвалидам.

Внимание уже более не заостряется на том, что не так с человеком. Вместо этого инвалидность признается как следствие взаимодействия индивида со средой, которая не обеспечивает учета особенностей индивида и ограничивает или блокирует участие индивида в жизни общества. Этот подход называют социальной моделью инвалидности. Конвенция о правах инвалидов поддерживает эту модель и продвигает ее вперед, прямо признавая инвалидность в качестве правозащитной проблемы.

Например, вместо вопроса: Что не так с инвалидами?

Следует задаться вопросом: Что не так с обществом? Какие социальные, экономические, политические и или экологические условия необходимо изменить, чтобы облегчить полное осуществление всех прав всеми инвалидами? Например, вместо вопроса: Трудно ли Вам понимать людей, потому что Вы глухи? Следует задаться вопросом: Трудно ли Вам понимать людей, поскольку они не способны общаться с Вами? С этой точки зрения необходимо обеспечить выявление и преодоление социальных, правовых, экономических, политических и экологических условий, создающих барьеры на пути полного осуществления прав всеми инвалидами. Рассмотрение проблематики инвалидности через призму прав человека подразумевает эволюцию в мышлении и поведении государств и всех слоев общества.

Подход, основанный на правах, нацелен на поиск возможностей уважать, поддерживать и чтить многообразие людей посредством создания условий, позволяющих обеспечивать конструктивное участие широкого круга людей, включая инвалидов. Защита и поощрение их прав не сводятся только к предоставлению особых услуг, связанных с инвалидностью. Они заключаются в принятии мер для изменения отношения и поведения, связанных со стигматизацией и маргинализацией инвалидов. Они заключаются также в принятии на вооружение политики, законов и программ, устраняющих барьеры и гарантирующих осуществление гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав инвалидами. Для подлинного осуществления прав необходимо заменить политику, законы и программы, ограничивающие права. Для изменения сложившегося порядка в обществе и демонтажа барьеров, препятствующих полноценному участию инвалидов в жизни общества, необходимы программы, информационно-просветительские мероприятия и социальная поддержка. Помимо этого, инвалидам необходимо предоставить возможности для полновесного участия в жизни общества и надлежащие средства, позволяющие им претендовать на свои права.

Конвенция о правах инвалидов знаменует собой завершение долгой борьбы инвалидов и представляющих их организаций за полное признание инвалидности в качестве правозащитной проблемы, которая началась еще в 1981 году с Международного года инвалидов. Принятие в 1993 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов». Другими важными вехами стали общая рекомендация № 18 (1991 год) о женщинах-инвалидах, принятая Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Замечание общего порядка № 5 (1994 год) о лицах с какой-либо формой инвалидности, принятое Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, а также принятие таких региональных договоров, как Межамериканская конвенция об искоренении всех видов дискриминации по причине инвалидности (1999 год).

2. Принципы Конвенции

В статье 3 Конвенции определяется комплекс основополагающих и фундаментальных принципов. Они служат руководством для толкования и осуществления всей Конвенции, охватывая все вопросы. Они являются точкой отсчета для понимания и толкования прав инвалидов.

Что означают эти принципы? Присущее человеку достоинство означает ценность каждой человеческой личности. Когда достоинство инвалидов уважают, их опыт и мнения ценятся и формируются без боязни причинения физического, психологического или эмоционального вреда. Уважение человеческого достоинства отсутствует, когда, например, работодатель заставляет слепых работников носить спецодежду с надписью слепой на спине. Личная самостоятельность означает способность контролировать свою собственную жизнь и иметь свободу делать свой собственный выбор. Уважение личной самостоятельности инвалидов означает, что инвалиды наравне с другими имеют возможности для разумного выбора в своей жизни, являются объектом минимального вмешательства в их частную жизнь и могут принимать собственные решения при надлежащей поддержке там, где она требуется. Этот принцип проходит красной нитью через всю Конвенцию и служит основой для многих свобод, которые в ней прямо признаются.

Принцип не дискриминации означает, что все права гарантируются каждому человеку, без какого бы то ни было различия, исключения или ограничения по причине инвалидности или по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических, или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или любого иного обстоятельства. Разумное приспособление означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2).

Равенство означает создание в обществе условий для уважения различий, устранения неблагоприятных условий и обеспечения того, чтобы все женщины, мужчины, дети, в полной мере участвовали в жизни общества на равных условиях. Полное включение в общество означает, что инвалиды признаются и ценятся как равные участники. Их потребности понимаются как неотъемлемая часть социально-экономического порядка, а не рассматриваются как особые.

Для обеспечения полного включения необходима доступная, свободная от барьеров физическая и социальная среда. Например, полное и эффективное вовлечение и включение в общество означает, что инвалиды не исключаются из политических избирательных процессов посредством обеспечения, например, того, чтобы места для голосования были доступными, а процедуры и материалы для выборов имелись в разных форматах и были легкими для понимания и использования.

С концепцией вовлечения и включения в общество связана концепция универсального дизайна, которая определяется в Конвенции как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна (статья 2).

Несмотря на некоторые видимые или очевидные различия, все люди имеют одинаковые права и достоинство. Конвенция направлена на предотвращение не инвалидности (что является медицинским подходом), а дискриминации по признаку инвалидности.

3. Конвенция о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов является обширным договором о правах человека, охватывающим весь спектр гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав. В Конвенции не устанавливаются новые права для инвалидов; вместо этого в ней раскрывается, что существующие права человека означают для инвалидов, и уточняются обязательства государств-участников по защите и поощрению этих прав, в целях создания благоприятных условий для осуществления прав инвалидов. В Конвенцию включены также статьи, касающиеся просветительно-воспитательной работы, доступности, ситуаций риска и чрезвычайных гуманитарных ситуаций, доступа к правосудию, индивидуальной мобильности, абилитации и реабилитации, а также статистики и сбора данных осуществления рекомендаций, содержащихся в исследовании о правах человека инвалидов»

Что касается экономических, социальных и культурных прав, то в Конвенции о правах инвалидов подтверждается обязательство государств постепенно обеспечивать их осуществление, как это уже было признано в статье 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Важно, что в Конвенции признается тот факт, что для достижения равноправия инвалидов необходимо добиться сдвигов в общественном сознании и возможно полного включения («инклюзии») людей с инвалидностью в общественную жизнь. Статьей 25 Конвенции признается право инвалидов на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признак инвалидности. В статьей 9 - необходимость выявления и устранения барьеров, мешающих доступности информационных, коммуникационных служб. В том числе, обеспечивающих потребителям достоверную информацию о товара работах, услугах.

Статьей 30 Конвенции предусмотрено, что государства - участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Многие страны предприняли важные шаги по устранению или сокращению барьеров, препятствующих полному участию. Во многих случаях введено законодательство, гарантирующее инвалидам право и возможность школьного обучения, возможность трудоустройства и доступ к общественным средствам, устраняющее культурные и физические барьеры и запрещающее дискриминацию в отношении инвалидов. Сложилась тенденция не помещать инвалидов в специальные учреждения, а предоставлять им возможность жить в общине.

В некоторых развитых и развивающихся странах в области школьного обучения все больше внимания уделяется «открытому образованию» и, соответственно, меньше - специальным учреждениям и школам. Были найдены средства, открывающие доступ инвалидам к системам общественного транспорта, а для инвалидов с сенсорными дефектами - средства доступа и к информации. Возросло понимание необходимости осуществления подобных мер. Во многих странах проводятся пропагандистские кампании в целях осведомления общественности и изменения отношения к инвалидам и обращения с ними.

4. Современное положение "человека с ограниченными возможностями" за рубежом

Британия

в Британии насчитывается сегодня свыше 10 миллионов, что составляет примерно шестую часть населения страны. Ежегодно здесь выплачивается пособий по инвалидности на сумму примерно в 19 млрд. фунтов стерлингов - порядка 900 млрд. рублей. Британских инвалидов обеспечивают скидками на лекарства, на обслуживание у дантиста, на приобретение инвалидных кресел, слуховых аппаратов, а в случае необходимости - бесплатным уходом. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны. Что касается домов для инвалидов, то они частично содержатся на средства бюджета местного муниципалитета, а остальное оплачивает сам инвалид своей пенсией, которая вносится в счет его содержания.

Закон обязывает водителей всех автобусов помогать инвалидам при входе и выходе. Инвалиды имеют право на бесплатный проезд вне часов пик. В Британии постоянно модернизируются инвалидные кресла и специальные, крепящиеся к стенам подъемники, позволяющие перебираться в инвалидных креслах с этажа на этаж в старых домах с узкими крутыми лестницами. Разработкой техники занимаются здесь подлинные корифеи транспортной инженерии. Майк Спиндл, создал несколько лет назад совершенно новую инвалидную коляску Trekinetic K2. Кресло-внедорожник складывается всего за восемь секунд. Запросы на производство чудо-кресла идут в английское графство со всего мира.

"Продвинуты" в Британии даже туалеты для инвалидов, оборудованные массой специальных приспособлений, помогающих ограниченным в мобильности людям. Такие туалетные комнаты имеются в каждом мало-мальски крупном супермаркете, во всех местах общественного пользования и даже в служебных офисах. И это неудивительно: примерно 19 процентов всех работающих британцев имеют инвалидность. До середины 90-х годов дискриминация при приеме инвалида на работу была в Британии фактически узаконена. Однако в 1995 году к этому закону была принята поправка, серьезно затруднившая работодателю отказ соискателю-инвалиду.Самое примечательное и замечательное, что инвалид не рассматривается британским обществом как "сирый и убогий". Его всячески вовлекают во все аспекты жизнедеятельности, поощряя преодолевать те барьеры, которые поставила перед ним природа, болезнь или несчастный случай.

Австрия

Австрийцами разработаны десятки целевых программ. И все они работают. С пониманием относятся к проблемам людей с ограниченными физическими возможностями. В 2006 году в стране был принят объемный пакет законодательных мер, предусматривающий максимальное устранение барьеров для инвалидов в повседневной жизни и на рабочем месте. Разработаны целевые программы для оказания помощи людям с ограниченными возможностями. Они ориентированы как на самих страдающих различными заболеваниями людей, так и на работодателей. Программы финансируются из средств Европейского социального фонда, федерального ведомства по социальным делам, а также за счет Государственного сервиса рынка труда.

По всей стране распространены ремесленные и культурные центры, при которых открыты бесплатные консультации для людей с ограниченными возможностями. Главной задачей их является оказание содействия в трудоустройстве. В 2008 году Австрия ратифицировала конвенцию ООН о правах людей с ограниченными возможностями. Для контроля над выполнением положений этого международного документа на федеральном уровне создан специальный комитет. Эта структура регулярно информирует заинтересованные организации о результатах своей работы, проводит открытые слушания.

Израиль

Жизнь на Мертвом море

В Израиле активно действуют сразу несколько общественных организаций на муниципальном и государственном уровнях, объединяющих инвалидов. Они обладают немалым влиянием как в кнессете, так и в городских и поселковых советах.

Согласно израильскому законодательству, "инвалидам должны быть предоставлены возможности передвижения, отдыха и трудовой деятельности, минимально их ограничивающие". Иными словами, государство обязано способствовать созданию инвалидам условий для лечения, проведения досуга и посильной работы. Именно в целях стимулирования трудовой деятельности государство переоборудует легковые машины для инвалидов и продает их за четверть стоимости с рассрочкой на 15 лет. В ряде случаев машины выдаются вообще бесплатно. Каждый инвалид в окружных отделениях министерства транспорта получает компьютеризированный "знак инвалида". В зависимости от степени инвалидности может быть выдан зеленый или синий "знак". Заметим, что здесь медицинские комиссии устанавливают не "группу инвалидности", а ее степень. Все "инвалиды-колясочники" получают степень не менее 90%. Им выдаются синие "знаки", которые разрешают парковаться даже на тротуарах. Такие же "знаки" получают и слепые. Если незрячего инвалида, обладающего, таким синим "знаком", подвозит таксист, родственник или знакомый, то водитель этой машины имеет те же права, что и инвалид-колясочник.

Все инвалиды имеют право на получение бесплатных двухместных колясок с небольшим багажником, на которых можно въезжать в крупный магазин или на рынок. Такие коляски вмещаются в кабины грузовых лифтов. Везде имеются туалетные кабины, предназначенные именно для людей с проблемами двигательного аппарата.

Вооруженные законом

Американцы научились зарабатывать на своих недугах

Вашингтон

С подписанием президентом США Джорджем Бушем-старшим закона "Об американцах с ограниченными возможностями" в 1990 году инвалидам в Америке были гарантированы широкие права. Особый акцент в законе, который вступил в силу в 1992 году, был сделан на вопросах трудоустройства и равенства в использовании общественного транспорта, получения государственных и муниципальных услуг, а также защиты инвалидов от всевозможной дискриминации.

Сегодня в США насчитывается более 51 миллиона человек, у которых в той или иной форме ограничены возможности. Из этого числа 32,5 миллиона, или 12 процентов всего населения страны, считаются инвалидами. Впрочем, в Америке власти делают все, чтобы столь многочисленная "армия" инвалидов не была исключена из нормальной жизни. Более того, некоторые обозреватели считают отношение, проявляемое в США государством к членам американского общества со специальными нуждами, лучшим в мире.

Так, для людей с ограниченными возможностями отделом по политике в области инвалидов министерства труда США сделан и успешно работает специализированный интернет-портал, с помощью которого можно быстро узнать ответы на наиболее острые вопросы, как самим инвалидам, так и их родственникам. Среди удобств, которыми американские инвалиды пользуются каждый день, можно отметить специальные бесплатные парковки прямо напротив входа в магазины и торговые центры, а также в различные государственные и частные учреждения. Беспардонных нарушителей и любителей встать на отведенные для инвалидов места безжалостно штрафуют на сумму до 500 долларов.

Некоторые американские инвалиды активно судятся со всеми, кто нарушает их законные права, неплохо зарабатывая на этом. Только в прошлом году в США было подано более 3000 исков против владельцев магазинов, кафе, ресторанов и других заведений, не оборудованных необходимыми для людей со специальными потребностями приспособлениями.

Франция

Французы заботятся о "колясочниках" на высшем уровне.

Начнем с того, что Гренобльский университет был в свое время переоборудован таким образом, чтобы "колясочники" могли не только беспрепятственно перемещаться по нему, но и подниматься на вместительных лифтах на любой этаж, пользоваться библиотекой, столовой. К их услугам отдельные туалеты, где учтен их физический недостаток.

В самом же городе благодаря усилиям муниципальных властей давно уже ведется работа по адаптации к нуждам инвалидов. Взять хотя бы общественный транспорт. У всех автобусов и трамваев двери с низким порогом, одного уровня с платформой. Водители в случае необходимости могут использовать и автоматически выдвигающийся "мостик", по которому коляске удобнее въезжать в салон автобус или трамвая. Аэропорт и железнодорожный вокзал оборудованы лифтами для инвалидов. Им на помощь готовы прийти и тамошние служащие. Для этого достаточно минимум за полчаса до приезда позвонить по телефону. Услуга - бесплатная. В Гренобле 64 процента улиц и площадей полностью доступны для "колясочников. Ежегодно от 15 до 20 местных магазинов получают из городской казны субсидию в 3000-4000 тысячи евро, чтобы их торговые точки могли принимать у себя инвалидов. Боле того, сейчас там совместно с национальной ассоциацией Agenfiph, которая конкретно занимается трудоустройством людей с "гандикапом", реализуется новый проект - "Инноваксес". Его суть заключается в том, чтобы в трех кварталах города 70 процентов предприятий были переоборудованы с учетом потребностей инвалидов.

Во Франции насчитывается порядка пяти миллионов людей с той или иной серьезной физической проблемой. Из них свыше двух миллионов - с "ограниченной подвижностью". Государство, которое призвано обеспечивать этим французам равные шансы наряду с другими гражданами, проявляет о них заботу. Каждый инвалид имеет право на пенсию, а ее потолок зависит от степени нетрудоспособности. Размер компенсации пересматривается каждый год и сейчас доходит до 759 евро в месяц. Это уже не говоря о предоставлении технических средств, к примеру, тех же колясок. Инвалиды пользуются налоговыми льготами и другими скидками - на транспорт, телефон.

Во Франции действует принятый в 2005 году закон, который обязывает возводить все новые строения в соответствии с "инвалидными" нормами, а уже имеющиеся здания модернизировать. В противном случае уже в 2015 году нарушителей станут также наказывать штрафными санкциями.


Конвенция о правах людей с ограниченными возможностями здоровья была одобрена Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года после того, как ее ратифицировали 50 государств.

Президент России Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию о правах инвалидов, и 27 апреля 2012 Конвенция была ратифицирована Советом Федерации.

мая 2012 года она была подписана Дмитрием Медведевым.

Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года <#"justify">правозащитныйинвалидность конвенция

6. Современное положение "Человека с ограниченными возможностями" в России

Россия в статье 7 Конституции Российской Федерации 1993 года провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества. Мировое сообщество о социальном характере государства судит и по его отношению к инвалидам.

Государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. Вместе с тем правовое закрепление принципа равных прав инвалидов и не инвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствует, что в реальной действительности затрудняет реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав.

Например, большинство инвалидов из-за несозданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда в жилые и учебные строения и выезда из них инвалидных колясок. Отсутствия специальных программ обучения, не оборудования учебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании», не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования.В России права инвалидов отражены в федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Социальная защита инвалидов включает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, защиты (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Но на деле в России до сих пор не создан комплексный механизм обеспечения прав и интересов инвалидов, соответствующий международным стандартам. У инвалидов по-прежнему отсутствуют возможности для защиты своих прав. При трудоустройстве у них возникают большие трудности. Чаще всего инвалиды работают на низкооплачиваемых местах. Раз в год, 3 декабря, в Международный день инвалидов, российские власти вспоминают о тех, кому на Руси жить особенно плохо. Эти люди наказаны дважды - судьбой, подорвавшей их здоровье, и страной, мало что делающей для создания им условий полноценного существования.

В России плохо относятся к политкорректности, считая ее сугубо западной выдумкой. А потому у нас не прижилась политкорректная формулировка «люди с ограниченными возможностями». Мы предпочитаем прямо называть около 13,02 миллиона наших соотечественников (9,1% населения страны) инвалидами. И живет эта часть населения в целом хуже остальных своих соотечественников. Поэтому «праздничная», подготовленная к установленному ООН ровно 20 лет назад Международному дню инвалидов, статистика Министерства труда и социальной защиты России выглядит очень непразднично.

Из 3,39 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают только 816,2 тыс. человек, а численность неработающих инвалидов составляет 2,6 млн. человек - почти 80%.

К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. Их численность растет примерно на 1 млн. в год. Прогнозируется, что уже к 2015 году их число может перевалить за 15 млн.

Наряду с принятием государственных законов, призванных защитить права инвалидов на работу по специальности, Минздрав всячески пытается ограничивать их количество, в основном путем ужесточения требований к врачебным комиссиям и совершенствования учета.

Верна ли такая политика? В Европе, например, «официальных» инвалидов значительно больше - госорганы не боятся проводить их регистрацию. В нашем же государстве каждый десятый человек, признанный врачебной комиссией здоровым, требует пересмотра решения.

По данным министерства, ежегодно при содействии органов службы занятости трудоустраиваются около 85 тысяч инвалидов. Это порядка трети численности трудоспособных инвалидов, обратившихся за помощью в службу занятости. А если сопоставить с общим числом неработающих инвалидов, такими темпами на решение проблемы безработицы среди этой категории граждан (если их численность не изменится) уйдет более 30 лет.

Не спасают и обязательные квоты на трудоустройство инвалидов. До сих пор в России действовала норма, по которой крупные предприятия, где трудятся более 100 человек, обязаны принимать на работу инвалидов. Для данных организаций была установлена квота - от 2 до 4% от численности работников. В июле этого года внесены поправки в закон о социальной защите инвалидов. Согласно этому документу, теперь граждан с ограниченными возможностями здоровья должны трудоустраивать также мелкие и средние компании - численностью от 35 до 100 человек. Квота для них варьируется - до 3%. Следить за исполнением закона обязаны региональные контролирующие органы. Чтобы качество их работы не различалось, и был принят новый Приказ. Региональные власти должны проверять организации на предмет исполнения требований закона о приеме на работу инвалидов. График плановых проверок утверждается ежегодно и сообщается предприятиям. Основанием для проведения внеплановой проверки может стать жалоба гражданина, которому незаконно отказали в трудоустройстве. При выявлении нарушений проверяющие дают предприятию не более 2 месяцев на их устранение. В противном случае придется выплатить штраф - от 5 до 10 тысяч рублей

Однако работодателям выгоднее заплатить ничтожно малые штрафы за отказ принимать на работу инвалидов или предоставлять органам занятости информацию о вакансиях.

Хотя на недавнем совещании по трудоустройству инвалидов премьер Дмитрий Медведев заявил о необходимости создать для этой категории граждан более 14 тысяч рабочих мест за три ближайших года, нет никаких гарантий, что это будет сделано.

Тем более что инвалидам сплошь и рядом подсовывают вакансии, явно им не подходящие: нередки случаи, когда безруким или страдающим рассеянным склерозом предлагают, например, стать швеями.

В России по-прежнему огромные проблемы с лекарствами для инвалидов, с пандусами в жилых домах, из-за чего подавляющее большинство инвалидов становятся «невыездными» из квартир. В стране по-прежнему велик дефицит качественных протезов, инвалидных колясок и запасных частей к ним, при этом сама Россия имеет крайне отсталую индустрию в этой сфере. На грошовые пособия по инвалидности или по уходу за ребенком-инвалидом невозможно прожить даже в самых бедных российских регионах. Размер пенсии по III группе инвалидности в 2013 году составляет 3138,51 рублей в месяц. Размер пенсии по II группе инвалидности в 2013 году составляет 3692,35 рубля в месяц. Размер пенсии инвалидам I группы и инвалидам с детства II группы в 2013 году составляет 7384,7 рубля в месяц. Размер пенсии по инвалидности детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы в 2013 году составляет 8861,54 рубль в месяц.

По сути, кроме Международного дня инвалида чиновники вспоминают об этой категории граждан только в связи с Паралимпийскими играми, традиционно проходящими в паре с обычной летней или зимней Олимпиадой. В этом смысле Сочи из-за необходимости провести зимнюю Паралимпиаду-2014 должен стать идеальным для России городом с точки зрения создания без барьерной среды для инвалидов. Но в каждом российском городе, не говоря уже о сельской местности, Олимпиаду не проведешь. В стране крайне ветхий жилой фонд: в некоторых регионах, особенно на Дальнем Востоке, его изношенность достигает 80%. Старые дома даже чисто технологически непросто оборудовать современными пандусами для инвалидных колясок.

Общая инфраструктурная отсталость России (по уровню инфраструктуры страна явно не соответствует статусу страны с шестым в мире абсолютным размером ВВП) особенно больно ударяет по инвалидам.

В общем-то, и возможности абсолютно здоровых людей в России сильно ограничены экономическими диспропорциями, нищетой, коррупцией. А возможности инвалидов ограничены еще сильнее, ведь помимо всех этих политических, социальных, технологических препятствий им еще приходится преодолевать свою болезнь и ужасающее состояние отечественной медицины, которую пока не в силах поднять на достойный уровень никакие реформы. Положение инвалидов в современном мире - один из вернейших индикаторов общего уровня цивилизованности страны. Россия в этом отношении остается почти варварским государством.

Заключение

Все люди разные и каждый человек неповторим и бесценен для общества. Отношение к инвалиду во многом зависит от того, насколько часто он появляется в общественных местах.

Сегодня слово "инвалид" еще ассоциируется с определением "больной". У большинства людей складывается представление об инвалидах, как о пациентах больниц, которым требуется постоянный уход и противопоказано любое движение. Изменить такое представление об инвалидах в обществе поможет создание для них доступной среды. Инвалиды должны жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с ними всеми благами, чувствовать себя полноценными членами общества.

Среди инвалидов много творчески одаренных личностей, много людей, желающих активно работать. Это не только дало бы им возможность обеспечивать собственное содержание, но и вносить посильный вклад в развитие общества. Однако мы об этих людях почти ничего не знаем. Зачастую большинство из нас даже не подозревает об их существовании, не говоря уже об уровне этого существования.

Создание оптимальных условий для воспитания, обучения, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится к числу важнейших задач. Наличие инвалидности - не препятствие к посильной трудовой деятельности, но нежелание работодателей принимать на работу инвалидов, ограниченность количества вакансий приводят к тому, что для большинства из них пенсия является единственным источником существования.

Как и все в нашей жизни, под воздействие различных факторов претерпевает изменение и общественное сознание. Однако, по отношению к инвалидам оно, к сожалению, меняется слишком медленно. По-прежнему в России, общество относится к этой проблеме как вторичной, до которой пока не доходят руки. Но, оттягивая решение проблемы инвалидов, мы отдаляем создание правового цивилизованного общества и государства.


КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

Всесторонняя вовлеченность и право на участие в жизни общества

Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной

Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и закрепляющая основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью - первый всеобъемлющий договор в области прав человека XXI столетия.

Конвенция знаменует собой «смену парадигмы» в том, что касается отношения и

подходов к инвалидам.

По состоянию на конец 2012 года Конвенцию подписали 155 государств, 126 государств ее ратифицировали, в том числе - Российская Федерация. 15 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции

о правах инвалидов». Для реализации положений Конвенции предстоит внести со-

ответствующие изменения в действующее законодательство. Реализация положений Конвенции в Российской Федерации позволит улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями и членов их семей.

Конвенция изменяет само понимание инвалидности, признавая, что инвалид-

ность - эволюционирующее понятие. Она является «результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию

в жизни общества наравне с другими».

Таким образом, в Конвенции признается, что человек является инвалидом не

только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе.

Отношение общества к инвалидам показывает уровень готовности - как государ-

ства, так и отдельных граждан - идти по пути развития демократии и уважения прав

человека.

Ратификация Конвенции знаменует намерение государства создавать материальную среду для полноценной жизни инвалида – полноправного члена общества, развивать систему инклюзивного образования.

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

В Санкт-Петербурге еще до ратификации Конвенции, в ноябре 2011 года, был

принят Социальный Кодекс, в котором собраны в единую систему петербургские за-

коны социальной сферы. В частности, туда вошли законы о квотировании рабочих

мест для инвалидов, о предоставлении бесплатного проезда в общественном транспорте инвалидам некоторых категорий, о детях-инвалидах, о создании благоприят-

ных экономических условий для общественных организаций инвалидов.

Сотрудничество, активный диалог между гражданским обществом и всеми ветвями государственной власти необходимы для дальнейшего прогресса в изменении

отношения общества и государства к инвалидам.

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

Конвенция о правах инвалидов - конвенция ООН, принятая Генеральной Ассам-

блеей 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года (на тридцатый день после присоединения или ратификации двадцатью государствами). Одновременно с

Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию

на конец ноября 2012 года 155 государств подписали Конвенцию, 90 – Факультатив-

ный протокол. Ратифицировали соответственно 126 и 76 государств.

Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов -

орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады

государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомен-

дациии, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствамиучастниками Протокола.

На официальном сайте ООН:

http://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html

О статусе (кто и когда подписал, ратифицировал):

http://www.un.org/russian/disabilities/

Краткое изложение Конвенции - версия для учащихся:

http://www.un.org/ru/rights/disabilities/about_ability/inbrief.shtml

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ратификации Конвенции о правах инвалидов

Принят Государственной Думой

Ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанную от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 24 сентября 2008 года.

Президент Российской Федерации Д.Медведев

Москва, Кремль

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

Конвенция о правах инвалидов

Преамбула

Государства - участники настоящей Конвенции,

a) напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой

семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справед-

ливости и всеобщего мира,

b) признавая, что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила

во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия,

c) подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязан-

ность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации,

d) ссылаясь на Международный пакт об экономических, социальных и культурных

правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную

конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенцию о правах ребенка и Международную конвенцию о защите прав

всех трудящихся-мигрантов и членов их семей,

e) признавая, что инвалидность - это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими

нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое

мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими,

f) признавая важность, которую принципы и руководящие ориентиры, содержащиеся во Всемирной программе действий в отношении инвалидов и в Стандартных

правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, имеют с точки зрения

влияния на поощрение, формулирование и оценку стратегий, планов, программ и

мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях для даль-

нейшего обеспечения инвалидам равных возможностей,

g) подчеркивая важность актуализации проблем инвалидности как составной ча-

сти соответствующих стратегий устойчивого развития,

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

h) признавая также, что дискриминация в отношении любого лица по признаку

инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих

человеческой личности,

j) признавая необходимость поощрять и защищать права человека всех инвали-

дов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке,

k) будучи озабочены тем, что, несмотря на эти различные документы и начинания,

инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни обще-

ства в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав человека во всех

частях мира,

l) признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий

жизни инвалидов в каждой стране, особенно в развивающихся странах,

m) признавая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее бла-

госостояние и многообразие их местных сообществ и то обстоятельство, что содействие полному осуществлению инвалидами своих прав человека и основных свобод,

а также полноценному участию инвалидов позволит укрепить у них ощущение при-

частности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономи-

ческом развитии общества и искоренении нищеты,

n) признавая, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу делать свой собственный выбор,

o) считая, что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в

процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех,

которые их прямо касаются,

p) будучи озабочены трудными условиями, с которыми сталкиваются инвалиды, подвергающиеся множественным или обостренным формам дискриминации по при-

знаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, наци-

онального, этнического, аборигенного или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или иного обстоятельства,

q) признавая, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды как дома, так и вне его

нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования или надругатель-

ства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения или эксплуатации,

r) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми

правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая

в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами - участниками Конвенции о правах ребенка,

s) подчеркивая необходимость учета гендерного аспекта во всех усилиях по со-

действию полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод,

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

t) подчеркивая тот факт, что большинство инвалидов живет в условиях нищеты, и

признавая в этой связи острую необходимость заниматься проблемой отрицательно-

го воздействия нищеты на инвалидов,

u) принимая во внимание , что обстановка мира и безопасности, основанная на

полном уважении целей и принципов, изложенных в Уставе Организации Объединен-

ных Наций, и на соблюдении применимых договоров в области прав человека, явля-

ется непременным условием для полной защиты инвалидов, в частности во время вооруженных конфликтов и иностранной оккупации,

v) признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и

культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и свя-

зи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами

человека и основными свободами,

w) принимая во внимание , что каждый отдельный человек, имея обязанности в

отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в Международном билле о правах человека,

x) будучи убеждены в том, что семья является естественной и основной ячейкой

общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства и что инвали-

ды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов,

y) будучи убеждены в том, что всеобъемлющая и единая международная конвен-

ция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов явится важным вкладом

в преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и в расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни при равных возможностях - как в развитых, так и в развивающихся странах,

согласились о нижеследующем:

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении

полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интел-

лектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с раз-

личными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

Определения

Для целей настоящей Конвенции:

«общение» включает использование языков, текстов, азбуки Брайля, тактильного

общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как печатных

материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтер-

нативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информаци- онно-коммуникационную технологию;

«язык» включает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков;

«дискриминация по признаку инвалидности» означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого яв-

ляется умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне

с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической,

социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении;

«разумное приспособление» означает внесение, когда это нужно в конкретном

случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся

несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод;

«универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и

услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

Общие принципы

Принципами настоящей Конвенции являются:

a) уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности,

включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;

b) недискриминация;

c) полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

d) уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента люд-

ского многообразия и части человечества;

e) равенство возможностей;

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

f) доступность;

g) равенство мужчин и женщин;

h) уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права

детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Общие обязательства

1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни

было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участни-

ки обязуются:

a) принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры

для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции;

b) принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изме-

нения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;

c) учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека инвалидов;

d) воздерживаться от любых действий или методов, которые не согласуются с настоящей Конвенцией, и обеспечивать, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с настоящей Конвенцией;

e) принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;

f) проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку то-

варов, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна (определяемого в статье 2 настоящей Конвенции), чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров;

g) проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая

информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мо-

бильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, с

уделением первоочередного внимания недорогим технологиям;

h) предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых тех-

нологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах;