Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Инфекционные заболевания


любое слово все слова вместе

Любое слово - ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется) .

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ("строгий" поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*

Инфекционные заболевания и их профилактика

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Контрольная работа

по Медико-биологическим и социальным основам здоровья

Инфекционные заболевания

г. Екатеринбург

Введение

1. Инфекционные заболевания

1.3 Кишечные инфекции

2. Виды инфекционных заболеваний, причины, симптомы, профилактика

3. Аннотированный список нормативно-правовой литературы по проблеме здоровьесбережения детей

Заключение

Список литературы

Введение

Человек живет в мире, где его окружает множество опасностей, которые угрожают не только его нормальной жизнедеятельности, но и могут привести к смертельному исходу. Одной из таких опасностей и являются инфекционные болезни.

Инфекционные заболевания всегда были актуальной проблемой, нынешнее время не исключение. Каждый год, с приходом холодов, есть риск, что появиться новое инфекционное заболевание, лекарство для которого еще не изобретено. Или тот же вирус гриппа может мутировать, а человечество вновь будет неготовым принять этот «подарок судьбы».

Инфекционные болезни сопровождают человека с момента его обособления из животного мира и становления как вида. По мере возникновения общества и развития социального образа жизни человека многие инфекции получили массовое распространение.

Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. В связи с этим проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества.

Важнейшим этапом в повышении качества здоровья детского населения и в снижении показателей заболеваемости является профилактика заболеваний в детских дошкольных учреждениях, профилактика инфекционных заболеваний в частности.

Цель работы заключается в ознакомлении с общими характерными признаками инфекционных болезней. Задача - охарактеризовать симптоматику инфекций и указать методы профилактики. Контрольная состоит из трех глав. В первой главе приводится общие сведения об инфекционных заболеваниях. Во второй главе описываются симптомы и профилактика инфекционных заболеваний. В третьей - составлен аннотированный список нормативно-правовой литературы по проблеме здоровьесбережения детей.

1. Инфекционные заболевания

1.1 Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика

Болезнь начинается с проникновения микробов в организм человека. Если защитная система (антитела и иммунитет) не в состоянии подавить болезнетворные бактерии, то развивается инфекционное заболевание.

Инфекционные болезни - обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями (в том числе риккетсиями и хламидиями) и простейшими. Сущность инфекционных болезней состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем - макроорганизма и микроорганизма, каждый из которых обладает собственной биологической активностью. Поскольку инфекционные заболевания способны переноситься от одного человека к другому, то это может грозить широким распространением инфекции, если не принять соответствующие защитные меры.

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний в детских коллективах является несоолюдение требований гигиены. Играет роль и то, что в закрытых помещениях тесное и продолжительное общение детей между собой способствует передаче инфекции от одного ребенка к другому. Особенно важно проведение профилактических мероприятий в детских учреждениях закрытого типа. Профилактика инфекций в этих учреждениях должна осуществляться не эпизодически, а путем планомерного выполнения системы мероприятий, предупреждающих занесение инфекции в коллектив и распространение ее, а также мер, повышающих общую и специфическую невосприимчивость детского организма.

Правильная планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание детей с достаточным введением в меню витаминов, физическое воспитание и особенно закаливание, а также хорошая постановка общего медицинского обслуживания и воспитательной работы повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе и к болезнетворным микробам.

Важным мероприятием в системе борьбы с попаданием инфекции в детские учреждения является правильная организация приема детей. Перед направлением в детское учреждение ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом поликлиники, обследован на бактерионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Врач должен выяснить, нет ли инфекционных заболеваний в доме и квартире, где живет ребенок, и уточнить, какими инфекционными болезнями он ранее переболел. На основе данных обследования врач выдает соответствующую справку. Помимо того, в детское учреждение должна быть представлена справка из санитарно-эпидемиологической станции о том, что у ребенка и живущих в соседстве с ним нет заразных заболеваний.

После летнего отдыха в детских учреждениях проводят профилактический осмотр всех детей, в том числе и вновь поступающих.

Большое значение имеет санитарный контроль за приемом персонала на работу, особенно в детские учреждения закрытого типа. Лица, поступающие на работу в пищевые блоки детских учреждений и на должности, связанные с непосредственным обслуживанием детей (воспитатели), подлежат полному медицинскому осмотру, тщательному опросу о перенесенных заболеваниях; вместе с тем выясняется, нет ли инфекционных болезней по месту их жительства. Эти лица должны быть обследованы на бактерионосительство (кишечные инфекции).

Если в семье работающего в дошкольном учреждении возникнут инфекционные заболевания, передающиеся через третьих лиц, он может явиться на работу только после изоляции больного и полной химической дезинфекции всей квартиры.

Большое значение имеет санитарно-просветительная работа, которая ведется с обслуживающим персоналом детских учреждений, с детьми, а также и с их родителями.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, пить кипяченую воду из чистой посуды, при кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком или тыльной стороной ладони и т. д. Взаимное оповещение детских и лечебных учреждений (поликлиника, больница, санитарно-эпидемиологические организации) о наличии заразных больных и бывших с ними в контакте детях является важнейшим средством против заноса инфекции в ясли и детские сады. Следует также добиваться того, чтобы родители немедленно извещали работников детского сада о болезни ребенка, членов семьи и соседей по квартире.

Весьма важен тщательный учет заболеваемости инфекционными болезнями детей и персонала детских учреждений.

В период летней оздоровительной работы на даче необходимо выполнять комплекс специальных профилактических мероприятий. Большое значение имеет санитарно-гигиеническое состояние места, куда выезжает детское учреждение. Вопрос о пригодности участка и помещений для летнего отдыха детей решает санитарно-эпидемиологическая организация. Без визы органов санитарного надзора выезд учреждения не разрешается.

Перед вывозом детей на дачу лучше всего обеспечить круглосуточное пребывание их в дошкольном учреждении в течение 2--3 недель. При этом положении контакт с заразными больными будет в большей мере ограничен.

У детей, выезжающих на летний отдых, должны быть справки от санитарно-эпидемиологической станции об отсутствии заразных заболеваний по месту жительства.

1.2 Воздушно-капельные инфекции

Воздушно-капельный (пылевой, ингаляционный) - один из самых распространенных и быстрых способов передачи инфекционных болезней. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами, так и бактериями. Сопутствующий воспалительный процесс слизистых оболочек верхних дыхательных путей способствует распространению возбудителей. Большое количество микробов выделяется с капельками слизи при кашле, чихании, разговоре, плаче, крике. Степень мощности этого пути передачи зависит от характеристик (наиболее важен размер частиц) аэрозолей. Крупные аэрозоли рассеиваются на расстояние 2-3м и быстро оседают, мелкие же преодолевают расстояние не более 1м при выдохе, но могут длительное время оставаться во взвешенном состоянии и перемещаться на значительные расстояния благодаря электрическому заряду и броуновскому движению. Инфицирование человека возникает в результате вдыхания воздуха с содержащимися в нем капельками слизи, в которых и находится возбудитель. При таком способе передачи максимальная концентрация возбудителей будет вблизи источника инфекции (больной или бактерионоситель). Воздушно-капельный путь передачи зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Большое количество микроорганизмов быстро погибает при подсыхании аэрозолей (вирусы гриппа, ветряной оспы, кори), другие же достаточно стойкие и сохраняют свою жизнедеятельность и свойства длительное время в составе пыли (до нескольких суток). Поэтому заражение ребенка может иметь место при уборке помещения, игре запыленными игрушками и т.д., такой «пылевой» механизм передачи эффективен при дифтерии, сальмонеллезе, туберкулезе, скарлатине, и других заболеваниях.

Воздушно-капельные инфекции можно разделить на вирусные инфекции (ОРВИ, грипп, парагрипп, аденовирусная и респираторно-синцитиальная инфекция, ветряная оспа, корь, краснуха, эпидемический паротит) и бактериальные (ангина, скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция).

Имеются следующие общие признаки, позволяющие объединить эти заболевания в одну группу:

1) воздушно-капельный механизм заражения;

2) выраженные местные изменения, сочетающиеся с общими проявлениями;

3) склонность к эпидемиям;

4) широкая распространенность заболеваний вне зависимости от возраста и пола.

1.3 Кишечные инфекции

Продукты питания и вода, потребляемые человеком, весьма далеки от стерильности. Миллиарды самых разнообразных бактерий ежедневно и ежечасно попадают к нам в организм, и совершенно ничего страшного от этого не происходит -- уж слишком много способов нейтрализации микробов выдумала природа. Обладающая бактерицидными свойствами слюна, ядовитый желудочный сок, множество своих, «хороших» бактерий в кишечнике -- все это не дает чужакам возможности прижиться и сделать свое черное дело.

Тем не менее человека, ни разу не болевшего кишечной инфекцией, просто не существует. Не существует хотя бы потому, что имеется множество способов нейтрализации всех многочисленных защитных сил -- глотать, не пережевывая, чтобы слюна не успела до микробов добраться, переедать, нейтрализовать щелочными напитками кислый желудочный сок, убивать собственных микробов антибиотиками и т. д.

Но наиглавнейшей причиной кишечных инфекций было, есть и будет несоблюдение элементарных гигиенических норм -- неправильное хранение пищевых продуктов, немытые руки, снующие между обеденным столом и туалетом мухи. В конце концов, какими бы замечательными защитными силами человеческий организм ни обладал, всегда найдется такое количество микробов, нейтрализовать которое просто невозможно.

Возбудителями кишечных инфекций могут быть бактерии (дизентерийная палочка, сальмонелла, стафилококк, палочка брюшного тифа, вибрион холеры) и некоторые вирусы.

Конкретное имя конкретного возбудителя конкретной кишечной инфекции интересует, прежде всего, медицинских работников. Объем, направленность и интенсивность противоэпидемических мероприятий во многом определяется именно видом возбудителя.

Одни бактерии распространяются через воду, другие -- через продукты питания, причем продукты эти не какие угодно, а совершенно определенные. В одном случае -- овощи, в другом -- яйца, в третьем -- молочные продукты и т. д.

Одни бактерии очень заразны (например возбудитель холеры), другие -- поменьше.

В одном случае заболевание развивается стремительно и представляет собой реальную угрозу человеческой жизни, в другом -- симптомы развиваются медленно, а сама болезнь не особенно опасна.

Микробы, возбудители кишечных инфекций, могут (как правило, так оно и происходит) поражать не весь желудочно-кишечный тракт, а определенные его отделы. Воспалительный процесс в каждом таком отделе имеет свое медицинское название: воспаление желудка -- ГАСТРИТ, двенадцатиперстной кишки -- ДУОДЕНИТ, тонкого кишечника -- ЭНТЕРИТ, толстого кишечника -- КОЛИТ.

Помните -- мы уже приводили похожие слова, когда писали о поражении органов дыхания: ринит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит… С желудочно-кишечным трактом ситуация аналогичная, а одновременное поражение нескольких его отделов порождает использование сложных и страшных слов: гастродуоденит, гастроэнтерит, энтероколит, гастроэнтероколит. Становится понятным, что медицинский термин «энтероколит» не является именем болезни -- он лишь характеризует поражение определенного участка желудочно-кишечного тракта. Этот самый «определенный участок» врачи выявляют довольно легко -- по симптомам болезни и по внешнему виду каловых масс. А вот установить точное имя болезни по симптомам довольно сложно. Хотя многие кишечные инфекции имеют весьма характерные симптомы. По крайней мере, дизентерию, брюшной тиф, холеру часто удается диагностировать без дополнительных анализов.

Тем не менее, как бы очевидны ни были симптомы, окончательный диагноз ставится только после микробиологического обследования (исследуют кал, рвотные массы, воду, которую собирают после промывания желудка, кровь, «подозрительные» продукты питания и напитки). Обнаружили дизентерийную палочку -- значит, точно дизентерия. Обнаружили сальмонеллу -- значит, точно сальмонеллез и т. д.

1.4 Заболевания, вызываемые кокковыми бактериями

Кокки, это шаровидные сапрофитные бактерии и основными патологическими видами, являются стрептококки и стафилококки, это в основном обитатели пищеварительных и дыхательных путей, а также слизистых оболочек половых органов.

Следует отметить, что выражение «кокковая флора», не говорит о том, что это болезнетворные бактерии, и это связано с тем, что большинство кокков находятся в организме в достаточно мирном симбиозе, и не причиняют ему вреда.

Рассматривая такие кокки, как стафилококки, следует отметить, что они могут провоцировать процессы знойно - воспалительного характера они могут поразить любые органы и ткани, эти кокки лидируют среди других кокков, по своей устойчивости к воздействию на них любых поколений антибиотиков. Эти кокки также устойчивы к другим факторам воздействия, как к химическому воздействию, так и физическому, они выживают при нагревании 75 градусов и химической обработке 5% раствором фенола. В том случае, когда у человека будет хотя бы микроскопическое повреждение слизистой или кожи, то это будут входные ворота для этого вида кокков, что является причиной пневмонии, ангин, фурункулов, абсцессов и других патологий.

Кроме того стафилококки могут вызвать заражение крови или сепсис и при этом инкубационный период будет длиться не более пяти дней, но болезнь может поразить человека и в течение всего нескольких часов. Поэтому все заболевания, связанные со стафилококковыми инфекциями протекают остро, хотя организм и вырабатывает к ним иммунитет, но на продолжительное время. Кроме того стрептококки могут вызывать заболевания местного характера, это может быть скарлатина, рожа, остеоилит, тонзиллит, фарингит, ангину, а также они могут быть виновниками развития эндокардита, нефрита и ревматизма.

Менингококкиобычно проникают через слизистую оболочку носоглотки, а вот гонококки могут быть причиной развития гонореи, это венерическое заболевание и бленнореи, заболевание глаз. Лечение кокковых инфекций проводят с помощью антибиотиков и микролидов, это препараты резерва при лечении кокковых инфекций, особенно при лечении синуситов и воспаления мягких тканей.

Лечение кокковых больных химиотерапевтическими препаратами и антибиотиками, зависит от состояния их иммунной системы, поэтому лечение такими антибиотиками как тетрациклин, биомицин и левомицетин при средних дозах лечения, не вызывают существенных изменений в формировании иммунной реакции организма при заболевании кишечными инфекциями и другими воспалительными процессами, связанными с кокковыми бактериями.

В основном все виды коков поддаются лечением антибиотиками, только следует знать какие антибиотики, и при каких видах коков их можно применять, например гепатиты можно лечить антибиотиками пенициллинового ряда вместе с сульфаниламидными препаратами. Все виды лечения необходимо назначать после проведения анализов, и по назначению врача.

1.5 Основы эпидемиологии и дезинфекционного дела

Большое влияние на течение эпидемического процесса оказывает социальные фактор - условия жизни населения: плотность населения, степень комнатного благоустройства, уровень санитарной культуры, миграционные процессы, своевременность проведения профилактических мероприятий и др.

Медицинские мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями делятся на профилактические и противоэпидемиологические. Профилактические мероприятия проводят независимо от наличия инфекционных болезней. Их цель - предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.

Под противоэпидемическими мероприятиями понимают совокупность мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию инфекции в эпидемическом очаге. От того, насколько отработана эта система, какова эффективность и своевременность их проведения, зависит результативность комплекса предпринятых мер борьбы, а следовательно, и уровень последующих заболеваний в очаге.

Комплекс противоэпидемических мероприятий должен включать следующие меры:

· в отношении источника инфекции;

· направленные на разрыв путей передачи инфекции;

· направленные на повышение невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Особое внимание уделяется осуществлению тех мероприятий, которые являются наиболее эффективными в создавшейся ситуации и в местных условиях, и к которым следует отнести:

· своевременное выявление первого инфекционного заболевания;

· первичную изоляцию больного и выявление лиц, бывших с ним в контакте;

· установление диапазона, эвакуацию с соблюдением требований строгого эпидемического режима, госпитализацию и лечение;

· сигнализацию (экстренное оповещение) о выявленном больном;

· изоляционно-ограничительные или режимные (карантинные) мероприятия;

· дальнейшее выявление, обследование, изоляцию и наблюдение за лицами, контактирующими с заболевшими;

· проведение экстренной и специфической профилактики;

· проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в эпидемических очагах;

· отбор и исследование пищевых продуктов и питьевой воды на зараженность микроорганизмами, свойственными данной инфекционной болезни в эпидемическом очаге;

· усиление наблюдения за пострадавшим населением из- за возможности появления случаев инфекционных заболеваний и проведение профилактических мероприятий;

· проведение разъяснительной работы о мерах личной, общественной профилактики в очагах инфекции при ЧС.

Дезинфекцияявляется одним из важнейших элементов при борьбе с заразными болезными. Объем и методы дезинфекции устанавливаются в зависимости от природы возбудителя, особенностей путей передачи при данной инфекции и условий обстановки. Она направлена на уничтожение возбудителей инфекционных болезней и их переносчиков. Дезинфекцию проводят механическим, химическим и физическим методами.

Механический метод - обмывание, чистка щетками, протирание влажными тряпками.

Метод обеззараживания химическими средствами включает использование дезинфицирующих растворов: 0,2 - 0,5 % -ного раствора хлорной извести, 3 %-ного раствора хлорамина, 3-5 %-ного раствора фенола и др. При споровых формах (сибирская язва, столбняк и др.) обрабатывают более сильными растворами: 15 %-ным раствором ДТСГК, 20 %-ным раствором хлорной извести из расчета 1 -2 л/м2. Используются формальдегиды из расчета 10 - 12 мг/м3/12ч, 3%-ный раствор перекиси водорода, 4 %-ные растворы щелочей.

Физический метод - это использование высоких температур, солнечных лучей, ионизирующих излучений и др. для уничтожения микробов.

В целях предупреждения заражения спасатели в очаге инфекционных заболеваний должны строго соблюдать правила противоэпидемического режима. Каждый спасатель должен быть вовремя привит против той, инфекции, которая является высококонтагиозной и имеет распространение в очаге катастроф. Например, прививка чумной живой вакциной "ЕВ" делается не менее чем за 6 суток до прибытия в очаг. В эпидемическом очаге, особенно опасных инфекций, спасатель работает в защитной одежде, при показаниях - в противочумном костюме.

Спасателю проводится общая экстренная профилактика, по окончании работы - санитарная обработка. Пища и вода принимаются вне очага.

Спасатели при ликвидации эпидемического очага закрепляются за определенными зонами, объектами, за направлениями эвакуации населения из района катастроф. Их работой руководит представитель здравоохранения.

инфекционный заболевание профилактика

2. Виды инфекционных заболеваний, причины, симптомы, профилактика

Виды инфекционных болезней

Симптомы

Профилактика

1. Воздушно-капельные инфекции:

Грипп, ОРВИ

Группа пневмотропных РНК_содержащих вирусов, принадлежат к семейству Orthomyxoviridae. Типы А, В и С

Озноб, повышенная температура тела, потеря аппетита, головная боль, недомогание, боль в мышцах

Инактивированные и живые вакцины. Интерферон. Оксолиновая мазь, ремантадин. Донорский и плацентарный иммуноглобулин. Помещения необходимо проветривать, производить влажную уборку, используя 0,5 % раствор хлорамина, использовать маски из четырехслойной марли, ультрафиолетовые лампы.

Ветряная оспа

VZV -семейство Herpesviridae, подсемейство Аlрhаherpesvirinае

Сыпь, недомогание, повышение температуры

Предотвращение заноса вируса в детский коллектив и формирования очага. Больные изолируются до стадии отпадения всех корочек. Не болевшие ветряной оспой дети, если они были в контакте с больными, подлежат изоляции на 21 день.

Скарлатина

р-гемолитический стрептококк группы А

Основная локализация инфекционного процесса - зев, реже кожа. Высокая температура, резкие боли в горле, возможны приступы рвоты, сыпь и ангина

Изоляция больного на 22 дня, карантин на 7 дней. Усиленный дезинфекционный режим. Дезинфекция игрушек, посуды, предметов ухода за больным. Имеется специфический гамма-глобулин, который вводят контактным путем в течение 5 дней после изоляции больного. Осмотр детей - ежедневно

Дифтерия

corinebacterium diphtheriae, или палочка Леффлера

Общее недомогание, понижение аппетита, головная боль, умеренным повышение температуры, налет на миндалинах, дужках, язычке, резкая бледность кожных покровов, слабость, расстройство сна, отсутствие аппетита, рвота, боль в животе, язык обложен белым или буроватым налетом, запах изо рта.

Активная иммунизация дифтерийным анатоксином. После изоляции больного обязательна дезинфекция. Проводится лечение бактерионосителей.

грамотрицательная гемоглобинофильная палочка, bordetella pertussis, или палочка Борде_Жангу

Повышение температуры, но может быть также субфебрильная и даже нормальная. С первых дней болезни появляются насморк, тягучая мокрота, упорный кашель

Вакцинация. В детском коллективе при регистрации больного коклюшем на детей в возрасте до 7 лет накладывается карантин на 14 дней.

вирус, относящийся к роду Morbilivirus семейства Paramyxoviridae

Сыпь. Повышение температуры до 38--39 °С, насморк, кашель, чихание, головная боль, недомогание, снижение аппетита, нарушение сна, конъюнктивит, веки и губы припухают, слезотечение, выделения из носа.

Активная и пассивная иммунизация.

Краснуха

Семейство Togaviridae, подсемейство б (альфа), род Rubivirus

Небольшое повышение температуры, легкое недомогание, насморк, незначительный конъюнктивит. Типичный симптом -- припухание и болезненность заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов. Сыпь

Больной подлежит изоляции. Высокоиммуногенная аттенуированная вакцина

Эпидемический паратит (свинка, заушница)

Вирус семейства Paramyxoviridae, род Paramyxovirus

недомогание, головная боль, вялость, нарушение сна, повышение температуры до 38--39°С и одновременно припухлостью околоушной слюнной железы обычно с одной стороны, а через 1--2 дня -- и с другой.

Эффективна ранняя изоляция больного. Госпитализации подлежат дети с тяжелыми формами болезни или при невозможности изоляции в домашних условиях. Живая ослабленная вакцина

Инфекционный мононуклеоз

Вирус Эпштейна-Барр

Озноб и быстрое повышение температуры, боль при глотании; катаральная язвенная или лакунарная ангина с наличием в первые дни болезни некротических налетов грязно-серого цвета на обеих миндалинах, увеличение подчелюстных, переднешейных и особенно заднешейных лимфатических узлов.

Больные подлежат изоляции, а люди, находившиеся с ними в контакте, -- медицинскому наблюдению в течение 14 дней

Полиомиелит

poliovirus hominis относится к группе пикорнавирусов, к семейству энтеровирусов

Температура 38,5-40°С, катаральные явления со стороны носоглотки, желудочно-кишечные расстройства, вялость, сонливость или бессонница, признаки менингита, гиперестезии, парезы и параличи мышц нижних конечностей (58-82%), реже мышц туловища, шеи и других частей тела, атрофия мышц

Своевременное выявление и изоляция в инфекционном стационаре больных полиомиелитом и лиц с подозрением на него. Выписка из больницы не ранее 40 дней от начала болезни при клиническом выздоровлении. В очаге проводится текущая и заключительная дезинфекция. Вакцинация

Аденовирусная инфекция

Род вируса Mammaliade, семейство Аdenoviridае

Озноб или познабливание, умеренная головная боль, ноющие боли в костях, суставах, мышцах, повышение температуры, заложенность носа и необильные серозные выделения, которые быстро становятся серозно_слизистыми, а позже могут приобрести слизисто_гнойный характер, боли в горле, кашель, охриплость голоса

Используются дезоксирибонуклеаза для закапывания в нос и глаза несколько раз в день, интерферон. Проводится симптоматическая терапия. Профилактика неспецифическая.

Респираторно-синцитиальная инфекция

Респираторно_синцитиальный вирус - Chimpanzee corira agent

Катар верхних дыхательных путей, чихание, заложенность носа с последующим обильным выделением вязкого секрета, першение в горле, покашливание, реже слабо выраженный конъюнктивит, набухает слизистая носоглотки, гортани

Риновирусная инфекция

род rhinivirus, семейство picornaviridae

Развиваются недомогание, тяжесть в голове, заложенность носа, ощущение сухости, саднение в носоглотке. Вскоре появляются обильные серозные, а затем слизистые выделения из носа, чиханье, реже сухой кашель.

Лечение симптоматическое.

Профилактика неспецифическая. Имеет значение изоляция больных. Эффективно закапывание в нос лейкоцитарного интерферона.

2. Кишечные инфекции

Вирусный гепатит

вирус гепатита А (ВГА, НАV), гепатита В (ВГВ, НВv), гепатита С (ВГС), гепатита D (ВГD). Занесение вируса в ЖКТ грязными руками, а также с продуктами, загрязненными выделениями больного. Распространению болезни способствуют мухи

Головная боль, общая слабость, снижение аппетита, тошнота. Иногда наблюдается жидкий стул, боли в суставах и мышцах, боли в горле, насморк, озноб. В конце периода моча больного становится темной, во многих случаях обесцвечивается кал.

Развивается желтуха разной интенсивности. Может появляться кожный зуд. Иногда наблюдаются кровотечения из носа, десен

Введение в мышцу гамма-глобулина (до 15 мл) лицам, находившимся в близком контакте с больным

Дизентерия

Shigella dysenteriae, Sh. flexneri, Sh. boydii и Sh. Sonnei. Загрязнённая фекалиями вода, мухи

Озноб и жар. Температура тела быстро повышается до максимальных цифр (38-40 °С), слабость, разбитость, апатия, подавленность настроения, головная боль, режущие, схваткообразные боли в животе, понос

Усиленный санитарный контроль, изоляция больных, дието- и ферментотерапия,

Пищевые токсикоинфекции

Бактерии (до 530 различных представителей), важнейшим из которых являются бактерии группы Salmonella, proteus vulgaris, а также стафилококки, стрептококки, кишечная палочка. Употребление инфицированной пищи (торты, кремы, салаты с майонезом)

Общее недомогание, тошнота, рвота, боли в животе, частый жидкий стул калового характера (острый гастроэнтерит). Интоксикация проявляется бледностью кожных покровов, пониженным напряжением и наполнением пульса, артериальной и венозной гипотонией (как правило, артериальное давление бывает снижено), глухостью тонов сердца, тахикардией, сильной жаждой; язык сухой, обложен, живот вздут, болезнен в подложечной области. Повышена температура тела.

Ветеринарный и санитарный надзор за скотом, идущим на убой, обеспечение санитарно-гигиенических требований хранения мяса, рыбы и других продуктов, а также правильная кулинарная обработка и сохранение продуктов питания на холоду, соблюдение правил гигиены

Бактерии вида Vibrio cholerae. Употребление зараженных бактериями продуктов, воды, несоблюдение правил гигиены

Умеренные боли вокруг пупка и жидкий стул на фоне нормальной или незначительно повышенной температуры тела, быстрое развитие обезвоживания с присоединением в тяжелых случаях рвоты, обильным водянистым стулом, без запаха, по типу «рисового отвара» (светлая жидкость с хлопьями слизи).

Вакцинация

Брюшной тиф

Бактерии Salmonella typhi. Плохие санитарно-гигиенические условия

Тяжелые головные боли, кашель, высокая температура, озноб, потеря аппетита, недомогание, усталость, слабость, запоры, боли в животе, диарея, выраженая слабость, потеря веса, болезненный, увеличенный в размерах живот, после снижения температуры - возвышающаяся над уровнем кожи сыпь в области груди и живота.

Вакцинация

Паратифозные заболевания

Возбудители паратифа А (В. paraty-phi А), паратифа Б (В. paratyphi В)

Головная бол, нарастание слабости, увеличение температуры тела. Нередко отмечается задержка стула, метеоризм. Аппетит отсутствует, больные заторможены, жалуются на головную боль и слабость. На сухом языке -- плотный налет коричневатого цвета. На коже проявляется типичная экзантема в виде единичных розеол 3-6 мм в диаметре.

Необходимо следить за гигиеной рук. Также внимательно следить за питанием и водой

Ботулизм

Спорообразующая палочка Clostridium botulinum. Почва, дикие и синантропные животные, водоплавающие птицы, рыбы и человек

Боли в эпигастральной области схваткообразного характера, возможны однократная или двукратная рвота съеденной пищей, послабление стула, расстройства зрения - появление тумана, сетки, «мушек» перед глазами, теряется чёткость контуров предметов, острая дыхательная недостаточность (одышка, цианоз, тахикардия, патологические типы дыхания).

Бактериологический контроль пищевого сырья, применяемого при приготовлении мясных, рыбных и овощных консервов, слежение за соблюдением режима их стерилизации, строгое соблюдение санитарных и технологических правил консервирования пищевых продуктов

Патогенные штаммы Entamoeba histolitica. Употребление зараженных бактериями продуктов, воды, несоблюдение правил гигиены

Боли в области живота и увеличение частоты дефекаций. Стул жидкий, с примесью липкой стекловидной слизи, окрашенной в розовый цвет, или с примесью крови

Выявление зараженных гистолитической амебой среди групп риска, их санацию или лечение, а также на разрыв механизма передачи.

3. Заболевания, вызываемые кокковыми бактериями

Рожистый стрептококк. Инфекция проходит через поврежденные участки кожи после прикосновения к ней грязных рук или инструментов.

Резкие головные боли, повышение температуры до сорока градусов, слабость организма, озноб, тошнота, на коже появляется возвышенный заметный участок, который болит, жжет, в этом месте возникает отек и покраснение, могут образоваться пузырьки, наполненные прозрачной жидкостью

Следует постоянно следить за своим телом, поддерживать личную гигиену и все маленькие ранки, ушибы. Сразу после травм обрабатывать поврежденные участки кожи йодом, раствором бриллиантового зеленого.

Менингококковая инфекция

Грамотрицательный диплококк Neisseria meningitidis

Температура тела колеблется от нормальной до субфебрильной, умеренная головная боль, заложенность носа, слизисто-гнойная дорожка по задней стенке глотки, озноб, боли в мышцах и суставах, головная боль, нередко рвота. Наиболее характерным симптомом является геморрагическая сыпь. Могут наблюдаться кровоизлияния в слизистую глаз. В тяжелых случаях - носовые, маточные, желудочно-кишечные, почечные кровотечения.

В детском учреждении устанавливается карантин на 10 дней с момента изоляции последнего больного. Проводится бактериологическое исследование (мазок из носоглотки) контактных с носителем по месту жительства и в детском учреждении. За контактными детьми в детском учреждении устанавливается наблюдение, назначается рифампицин на 2 дня в возрастной дозировке.

Столбняк

Бактерия Clostridium tetani.

Неподвижность челюсти спазм жевательных мышц, сопровождающийся спазмом шеи, затрудненным глотанием, напряженностью мышц брюшного пресса, спазмами, испариной и повышенной температурой.

Вакцинация от столбняка. Необходимо тщательно очищать и дезинфицировать раны.

3. Аннотированный список нормативно-правовой литературы по проблеме здоровьесбережения детей

1. Афонин И. Здоровый и счастливый ребенок. Пусть утенок станет лебедем. М.: 2009. - 192 с.

Хочешь изменить мир - измени себя. Хочешь вырастить здорового и счастливого ребенка, вернуть свое здоровье и счастье - начни со своей семьи! Семья - живой организм, о здоровье которого нужно заботиться, как о своем собственном. О законах семейного здоровья и счастья, о правилах гармоничного воспитания и пойдет речь в книге.

2. Белова С. Сохранение здоровья детей в образовательном процессе: экспертная оценка / С. Белова: экспертная оценка //Учитель. - 2005. - N 3. - C. 57-58.

Дается экспертная оценка сохранения здоровья детей в образовательном процессе.

3. Долидович Е.Ю., Кузьмина С.В. Всё, что нужно знать родителям о прививках Мн.: Агентство Владимира Гревцова, 2008. - 48 с.

Наиболее полная и достоверная информация о прививках и об иммунитете вашего ребенка.

4. Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н. и др. Из детства - в отрочество. М.: Просвещение, 2007. - 260 с.

Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет

5. Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников 2-е издание, «Клиником»,2011. - 586 с.

Новое дополненное и переработанное издание замечательной книги знаменитого детского врача Евгения Олеговича Комаровского. Доступная, увлекательная и очень полезная информация, адресованная будущим и уже состоявшимся родителям.

6. Кулаковский О. А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни / О. А. Кулаковский //Образование в современной школе. - 2005. - N 5. - С. 34-41.

В Вязьевской средней школе, благодаря оптимальной управленческой деятельности и четкому организационному сопровождению, создана стройная система работы по формированию у детей здорового образа жизни начиная с младшего дошкольного возраста.

7. Лаан И., Луйга Э. и др. Если ребенок заболелМ.: Профиздат, 1992. - 235 с.

Ребенок приносит в дом не только радости, но и многочисленные заботы. Особенно если он нездоров. Несмотря на то, что у нас имеется хорошо налаженная сеть детских поликлиник, в которых всегда можно получить совет и квалифицированную помощь, родители должны иметь представление о болезнях, которыми чаще всего болеют дети, знать их симптомы и уметь ухаживать за больным ребенком.

8. Макаров М. Чтобы школьники росли здоровыми / М. Макаров //Воспитание школьников. - 2005. - N 1. - С. 59-61.

О рациональной здоровьесберегающей организации учебного процесса в школах.

9. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста./Под ред. д-ра пед. наук Л.А. Парамоновой. - М.: Карапуз-Дидактика, 2004. - 208 с. - 2-е изд., доп. и перераб.

Примерная программа определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее разностороннее и полноценное развитие детей до семи лет и сохраняющее их физическое и психическое здоровье. В основе базисного содержания Программы лежат фундаментальные закономерности развития ребенка, выявленные в результате многолетних научных исследований.

10. Тихомирова Л. Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога / Л. Ф. Тихомирова //Школьные технологии. - 2003. - N 3. - С. 191-194.

Для анализа эффективности учебного процесса предложено использовать группу показателей, среди которых учебная нагрузка, режим школьников, заболеваемость детей и пр.

11. Халемский, Геннадий Школа как территория здоровья / Г. Халемский //Народное образование. - 2006. - N 1. - C. 219-222.

В школе-интернате N 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга проводится исследование по проблеме "Создание организационно-педагогических условий сохранения и укрепления физического и психического здоровья, формирования здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями".

12. Чепикова Л. В. Как я добиваюсь хорошего самочувствия своих учеников / Л. В. Чепикова //Директор школы. - 2006. - N 5. - C. 98-100.

Опыт использования в педагогической деятельности здоровьесберегающей технологии, разработанной В. Ф. Базарным.

13. Чернер С. Педагогическая поддержка- главное условие учебно-воспитательного процесса, направленного на сохранение здоровья школьников / С. Чернер, А. Вайганг, А. Романова //Директор школы. - 2003. - N5.-С.27-32.

Физическое и психологическое состояние сегодняшних детей требует создания в каждой школе среды, позволяющей сберегать и укреплять здоровье школьников. В гимназии г. Балашиха разработана программа организации учебно-воспитательного процесса, направленного на сохранение здоровья детей и подростков.

14. Шевченко Л. А. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л. А. Шевченко //Начальная школа. - 2006. - N 8. - C. 88-90.

О здоровьесберегающей работе, которую проводят педагоги начальной общеобразовательной школы N 39 г. Сургута. В школе разработана и действует программа "Здоровье школьника".

15. Ямполец Н. Школа - территория здоровья / Н. Ямполец //Учитель. - 2006. - N 3. - C. 42-44.

Здоровьесберегающая система школы - это модель образовательного пространства, включающего комплекс мер по коррекции и укреплению здоровья учащихся немедикаментозными методами на всех этапах педагогической деятельности.

Заключение

Мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями могут быть эффективными и дать надежные результаты в наиболее короткий срок только в случае планового и комплексного их проведения, т. е. систематического проведения по заранее составленному плану, а не от случая к случаю. Противоэпидемические мероприятия должны строиться с обязательным учетом конкретных местных условий и особенностей механизма передачи возбудителей данной инфекционной болезни, степени восприимчивости человеческого коллектива и многих других факторов. С этой целью основное внимание должно быть уделено в каждом случае наиболее доступному для нашего воздействия звену эпидемической цепи. Так, при малярии -- это уничтожение возбудителей (плазмодиев малярии) в организме больного человека с помощью лечебных средств и уничтожение комаров-переносчиков; при пищевых токсикоинфекциях -- санитарный надзор и изъятие из употребления зараженных продуктов; при бешенстве -- уничтожение источника инфекции, т. е. бродячих собак и других животных; при полиомиелите -- поголовная вакцинация детей и т. д.

Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

С учетом изложенного проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества.

Важнейшим этапом в повышении качества здоровья детского населения и в снижении показателей заболеваемости является профилактика заболеваний в детских дошкольных учреждениях, профилактика инфекционных заболеваний в частности:

1. Соблюдение принципа групповой изоляции при планировке учреждения;

2. Оздоровительные мероприятия (рациональный режим сна и отдыха; физическое воспитание; воздушный режим; правильная организация питания; закаливание; дыхательная гимнастика);

3. Противоэпидемические мероприятия (медицинские осмотры детей и работников; систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников и сотрудников; соблюдение санитарных норм; контроль за пищеблоком; своевременное выявление больных и носителей инфекции; вакцинация; карантинные мероприятия; эпидемиологический контроль);

4. Гигиеническое воспитание.

Список литературы

1. Болезни и их лечение. www.ztema.ru

2. Кокковая инфекция, ее особенности и разновидности. Логинов Павел. http://medvesti.com

3. Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. - М. Клиником, 2012

4. Кульпинов С. Экстренная медицина. Курс лекций. http://gochs.info

5. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. - М.: Медицина; 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование причин возникновения инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекций. Сравнительная характеристика воздушно-капельных инфекций. Профилактика острых респираторных вирусных инфекций в детских дошкольных учреждениях. Вакцинация дошкольников.

    реферат , добавлен 24.02.2015

    Классификация и возбудители инфекционных заболеваний. Источники и причины инфекций дыхательных путей, наружных покровов, кишечных и кровяных. Пути и механизмы распространения микробов-возбудителей и вирусов; восприимчивость населения; профилактика.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2013

    Инфекционные заболевания - группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов. Классификация и признаки инфекционных заболеваний. Методы профилактики и борьбы с инфекцией. Цели и задачи карантина.

    презентация , добавлен 03.02.2017

    Понятия "инфекция" и "профилактика". История вопроса профилактики инфекционных заболеваний. Классификация профилактики. Вакцинация и ее виды. Сравнение средств профилактики гриппа. Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний.

    реферат , добавлен 23.10.2008

    Актуальность инфекционных заболеваний. Звенья инфекционного процесса. Классификация инфекционных болезней по Громашевскому и Колтыпину. Понятие об иммунитете. Понятие о рецидиве, обострении заболевания. Взаимодействие возбудителя и макроорганизма.

    презентация , добавлен 01.12.2015

    Характеристика причин возникновения инфекций. Исследование классификации основных инфекционных болезней человека по механизму передачи и источнику возбудителя инфекции. Симптомы при инфекционном заболевании и первая помощь. Профилактика и методы лечения.

    реферат , добавлен 20.11.2014

    Понятие и отличительные особенности инфекционных заболеваний, их классификация и разновидности. Пути передачи заболеваний данной группы, противоэпидемические (противоэпизоотические) и санитарно-гигиенические мероприятия, определение срока карантина.

    презентация , добавлен 25.03.2013

    Заболевания кишечного тракта, возбудители и пути заражения. Симптомы и протекание болезни. Классификация острых кишечных инфекций по тяжести заболевания. Профилактика кишечных инфекций в детском саду. Карантинные меры при выявлении ОКИ в детском саду.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2014

    Венерические заболевания-инфекционные болезни женской и мужской мочеполовых систем, заражение которыми происходит половым путем. Основные венерические заболевания. Симптомы венерических заболеваний. Последствияи профилактика венерических заболеваний.

    реферат , добавлен 19.11.2008

    Этиология инфекционных и воспалительных заболеваний кожи, характеристика причин их возникновения, основные симптомы, признаки, особенности течения, интенсивность и продолжительность. Современные методы профилактики и лечения кожных заболеваний.

Инфекционные заболевания – целая группа недугов, этиологическим фактором которых выступают патогенные микроорганизмы – бактерии, вирусы, прионы. Попадая в организм, они начинают интенсивно размножаться и продуцировать токсины. Развивается типичная клиническая картина заболевания.

Одно из ключевых свойств инфекционных заболеваний – контагиозность, то есть способность возбудителя переходить от больного человека или носителя к здоровому. Поэтому профилактические меры обязательны.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на остановку распространения патогенных микроорганизмов и предупреждение развития заболеваний. Различают первичную и вторичную профилактику.

Первичная профилактика – комплекс мер, влияющих на возникновение и распространение возбудителей заболеваний. Проще говоря, ее цель – предупредить появление патологии.

Вторичная профилактика инфекционных заболеваний проводится после того, как появились определенные симптомы. Ее цель – устранить факторы риска, способствующие рецидиву заболевания, а также профилактика осложнений.

В зависимости от способа и механизма влияния на причину заболевания, различают специфическую и неспецифическую профилактику.

Специфическая профилактика – наиболее эффективное средство борьбы с инфекционными заболеваниями. Ее суть – создание иммунитета. Такая профилактика бывает трех видов :

– активная;

– пассивная;

– активно-пассивная.

Активная профилактика заключается во введении вакцин. Они содержат живые или убитые микроорганизмы или их части. Иммунная система вырабатывает к ним антитела, которые циркулируют в крови длительное время. При заражении они нейтрализуют возбудителя. На формирование иммунитета к большинству микроорганизмов нужно 3-4 недели.

В ходе пассивной профилактики в организм вводятся готовые антитела в виде сыворотки. Обычно это делается в период эпидемий, когда нет времени ждать выработки собственных антител.

Активно-пассивная профилактика соединяет в себе оба предыдущих вида. Пациенту вводят вакцину и сыворотку. Дело в том, что срок жизни готовых антител непродолжителен – всего 2-3 недели. Но этого времени достаточно для того, чтобы начал формироваться иммунитет.

Неспецифическая профилактика – комплекс действий, которые влияют на распространение патогенного агента. Это общие меры, которые предусматривают :

– мытье рук;

– проветривание помещений;

– избегание мест скопления людей;

– использование индивидуальных мер защиты, например, маски и перчаток при уходе за больным;

– повышение общей сопротивляемости организма:

– занятия физической культурой;

– закаливание;

– соблюдение режима труда и отдыха.

К неспецифической профилактике относится и карантин – совокупность мероприятий, ограничивающих контакты больного или возможного носителя со здоровым населением. Он предусматривает изоляцию больных и контактных, осмотр прибывших из неблагополучных регионов, дезинфекцию помещений, грузов, транспорта. Это так называемый медико-санитарный карантин.

Медико-административный карантин предусматривает запрет въезда на неблагополучную территорию и выезд из нее, закрытие государственных границ или введение особых правил их пересечения.

Сроки, на которые вводится карантин, разные, но для всех болезней существует общее правило – с момента выздоровления последнего больного должен пройти максимальный инкубационный период конкретного заболевания.

Учитывая важность профилактических мер как для населения, так и для конкретного человека, подходить к ним нужно с пониманием. Соблюдение несложных правил может избавить от довольно серьезных проблем.

Инфекционные (заразные) болезни – это болезни, возникающие вследствие внедрения в макроорганизм (человек, животное, растение) живого специфического возбудителя инфекции (бактерии, вирус, грибок и др.).

Классификация инфекционных заболеваний представлена в табл. 3.

Таблица 3. Классификация инфекционных заболеваний

Процесс распространения инфекционных болезней – сложное явление, на которое помимо чисто биологических моментов (свойств возбудителя и состояния организма человека) огромное влияние оказывают и социальные факторы: плотность населения, условия жизни, культурные навыки, характер питания и водоснабжения, профессия и т. д.

Процесс распространения инфекционных болезней состоит из трех взаимодействующих звеньев:

Источника инфекции, выделяющего микроба-возбудителя или вируса;

Механизма передачи возбудителей инфекционных болезней;

Восприимчивости населения.

Без этих звеньев новые случаи заражения инфекционными болезнями возникнуть не могут.

Источником инфекции при большинстве болезней является человек или больное животное, из организма которых возбудитель выводится тем или иным физиологическим (выдох, мочеиспускание, дефекация) или патологическим (кашель, рвота) путем.

Интенсивность выделения возбудителей в разные периоды болезни различна. При некоторых болезнях они начинают выделяться уже в конце инкубационного периода (корь у человека, бешенство у животных и др.). Однако наибольшее эпидемическое значение при всех острых инфекционных заболеваниях имеет разгар заболевания, когда выделение микробов происходит особенно интенсивно.

При ряде инфекционных болезней (брюшной тиф, паратифы, дизентерия, дифтерия) возбудители продолжают выделяться и в период выздоровления. Даже после выздоровления человек долгое время может оставаться источником инфекции. Таких людей называют бактерионосителями. Кроме этого, наблюдаются и так называемые здоровые бактерионосители – люди, которые сами не болели либо перенесли заболевание в легчайшей форме, в связи с чем оно осталось нераспознанным.

Бактерионоситель – это практически здоровый человек, выделяющий тем не менее возбудителей болезни. Различают острое носительство, если оно, как, например, при брюшном тифе, длится 2 – 3 месяца, и носительство хроническое, когда переболевший в течение десятков лет выделяет возбудителя во внешнюю среду.

Бактерионосители представляют собой наибольшую эпидемиологическую опасность. Вот почему так важно обращаться к врачу и совершенно недопустимо переносить заболевание на ногах, рассеивая вокруг себя возбудителей болезни (особенно часто это наблюдается у больных гриппом).

Инфекционные болезни характеризуются интенсивностью развития и распространения (эпидемический процесс).

Эпидемический (эпизоотический, эпифитотический) процесс – это непрерывный процесс возникновения и распространения инфекционных болезней человека (животных, растений), поддерживаемый наличием и взаимодействием трех составных элементов: источника возбудителя инфекционной болезни; путей передачи возбудителей инфекции; восприимчивых к данному возбудителю людей, животных, растений.

После того как возбудитель выделяется из источника инфекции (зараженного организма) во внешнюю среду, он может погибнуть либо на длительное время сохраниться в ней, пока не попадет к новому носителю. В цепи перемещения возбудителя от больного к здоровому большое значение имеют сроки пребывания и способность существования возбудителя во внешней среде. Именно в этот период, пока они еще не перешли к другому носителю, возбудители болезни легче подвергаются уничтожению. На многих из них губительно действуют солнечные лучи, свет, высушивание. Очень быстро, в течение нескольких минут, во внешней среде погибают возбудители гриппа, эпидемического менингита, гонореи. Другие микроорганизмы, наоборот, устойчивы к внешней среде.

В передаче возбудителей участвуют различные составляющие внешней среды: вода, воздух, пищевые продукты, почва и т.д., которые называются факторы передачи инфекции.

Пути передачи возбудителей инфекционных болезней чрезвычайно разнообразны. В зависимости от механизма и путей передачи инфекции они могут быть объединены в четыре группы.

Контактный путь передачи (через наружный покров) возможен в тех случаях, когда возбудители передаются через соприкосновение больного или его выделений со здоровым человеком. Различают прямой контакт, т.е. такой, при котором возбудитель передается при непосредственном соприкосновении источника инфекции со здоровым организмом (укус или ослюнение человека бешеным животным, передача венерических болезней половым путем и т.д.), и непрямой контакт, при котором инфекция передается через предметы домашнего и производственного обихода (например, человек может заразиться сибирской язвой через меховой воротник или другие меховые и кожаные изделия, загрязненные бактериями сибирской язвы).

При фекалъно-оральном механизме передачи возбудители болезней выделяются из организма людей с фекалиями, а заражение происходит через рот с пищей и водой, если те загрязнены.

Пищевой путь передачи инфекционных болезней является одним из наиболее частых. Этим путем передаются как возбудители бактериальных инфекций (брюшной тиф, паратифы, холера, дизентерия, бруцеллез и др.), так и некоторых вирусных заболеваний (болезнь Боткина, полиомиелит и др.). При этом возбудители могут попасть на пищевые продукты различными путями. Не требует объяснения роль грязных рук: инфицирование может произойти как от больного человека или бактерионосителя, так и от окружающих лиц, не соблюдающих правил личной гигиены. Если их руки загрязнены фекалиями больного или бактерионосителя, заражение неизбежно. Кишечные инфекционные болезни недаром называют болезнями грязных рук.

Заражение может произойти и через инфицированные продукты животных (молоко и мясо бруцеллезных коров, мясо животных или куриные яйца, содержащие сальмонеллезные бактерии и т.д.). Возбудители болезней могут попасть на туши животных при разделке на загрязненных бактериями столах, при неправильном хранении и транспортировке и т.д. При этом надо помнить, что пищевые продукты не только сохраняют микробы, но и могут служить питательной средой для размножения и накопления микроорганизмов (молоко, мясные и рыбные продукты, консервы, различные кремы).

Возбудители болезней часто распространяются летающими насекомыми-передатчиками, птицами; это так называемый трансмиссивный путь. В одних случаях насекомые могут быть простыми механическими переносчиками микробов. В их организме не происходит развития и размножения возбудителей. К ним относятся мухи, переносящие возбудителей кишечных инфекций с фекалиями на пищевые продукты. В других случаях в организме насекомых происходит развитие или размножение возбудителей (вошь – при сыпном и возвратном тифе, блоха – при чуме, комар – при малярии). В таких случаях насекомые являются промежуточными хозяевами, а основными резервуарами, т.е. источниками инфекции, служат животные или больной человек. Наконец, возбудитель может длительно сохраняться в организме насекомых, передаваясь зародышевым путем через откла­дываемые яйца. Так передается от одного поколения клещей следующему вирус таежного энцефалита.

Одним из видов болезни, передаваемой больными птицами, является птичий грипп. Птичий грипп – это инфекционная болезнь птиц, вызываемая одним из штаммов вируса гриппа типа А. Переносчиками вируса являются перелетные птицы, в желудке которых и прячутся смертоносные бактерии, но сами птицы не болеют, а вот поражает вирус именно домашнюю птицу (кур, уток, индюшек). Заражение происходит при контакте с загрязненным птичьим пометом.

Для некоторых инфекций путем передачи является почва, откуда микробы проникают в источники водоснабжения. Для спорообразующих микробов (сибирская язва, столбняк и другие раневые инфекции) почва бывает местом длительного хранения.

Индивидуальная профилактика инфекционных заболеваний предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная профилактика включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов.

Мероприятия в отношении источника инфекции, направленные на его обезвреживание (или устранение);

Мероприятия в отношении механизма передачи, проводимые с целью разрыва путей передачи;

Мероприятия по повышению невосприимчивости населения.

К общим мероприятиям по профилактике инфекционных заболеваний относятся государственные мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния, улучшение медицинского обеспечения, условий труда и отдыха населения, а также санитарно-технические, агролесо-технические, гидротехнические и мелиоративные комплексы работ, рациональная планировка и застройка населенных пунктов и многое другое, что способствует успехам в ликвидации инфекционных болезней.

Лечение инфекционных больных должно быть комплексным и основываться на тщательном анализе состояния больного. Организм каждого больного имеет свои индивидуальные особенности, обусловливающие своеобразие течения болезни, что необходимо учитывать при назначении лечения. Поэтому лекарства и другие терапевтические средства назначает только врач после тщательного исследования заболевшего.

Болезни и их профилактика

Даже при хорошем содержании и уходе неразлучные попугайчики в клетке поставлены далеко не в те условия, которые они имеют на свободе. На воле неразлучники большую часть времени проводят в движении, лазают, летают, что-нибудь грызут, бегают. В клетке их деятельность сильно ограничена. Недостаток движения и сравнительно малый ассортимент кормов могут привести к разным заболеваниям.

Заболевший попугайчик становится скучным, лениво передвигается, подолгу сидит нахохлившись и с закрытыми глазами на одном месте, часто подергивает хвостом. В более тяжелом состоянии он совершенно отказывается от корма, безразличен ко всему, сидит на полу клетки, спрятав голову в оперение спины.

Продолжительные жидкие испражнения также верный признак заболевания. Нормальные испражнения у попугаев в виде червячков, твердые, зеленоватого цвета, с белыми разводами.

Болезни неразлучников, как, впрочем, и других комнатных птиц, еще слабо изучены и их легче предупредить, чем лечить, поэтому нужно больше уделять внимания профилактическим мероприятиям.

Профилактика заболеваний

Чтобы попугаи не болели, нужно организовать за ними правильный уход, кормление и подобрать просторную клетку. Для этого необходимо: выдержать вновь купленную птицу в течение месяца в карантине, не реже одного раза в квартал проводить дезинфекцию клетки, а вольера – один раз в год. Оборудование – кормушки и поилки – ежедневно мыть горячей водой с мылом, наливать воду, не загрязненную посторонними веществами, а корм должен быть без мусора; при разведении от одной пары получать не более трех выводков, на племя оставлять молодняк из первого выводка, выдерживать световой и температурный режимы, соблюдать по возможности тишину и т. д.

При уходе за неразлучниками необходимо соблюдать также личную гигиену. Нередко встречаются любители, которые кормят попугайчиков изо рта, считая что он вполне здоров. Однако такие общие для попугаев и человека опасные инфекционные заболевания, как туберкулез, сальмонеллез, пситакоз почти невозможно определить без обследования неразлучника в ветеринарной лаборатории. Внешне здоровый попугайчик при несоблюдении элементарных правил гигиены может оказаться причиной заболевания здорового человека. При соблюдении личной гигиены и регулярного проведения профилактических мероприятий даже больные попугайчики не опасны для человека.

Очень важным профилактическим мероприятием против болезней является дезинфекция клеток, вольера и оборудования. Для дезинфекции применяют 3-процентный раствор формалина или 1-2-процентный раствор хлорной извести. Если дезинфекцию проводят после заболевания или гибели попугайчика от инфекционной болезни, применяют горячий (60–80 °C) раствор едкого натрия (1,5-2-процентный) или эмульсии креолина или ксилонафта (3-5-процентный). Через 5 часов после дезинфекции клетку промывают кипятком, а каркас вольера белят известью.

Все применяемые дезинфекционные вещества ядовиты не только для попугайчиков, но и других животных и человека, поэтому обращаться с ними следует очень осторожно. Работать необходимо в защитных очках, резиновых перчатках и рабочей одежде. Голыми руками прикасаться к ядовитым растворам нельзя, а после работы и перед обедом необходимо мыть руки и лицо горячей водой с мылом.

Незаразные болезни

Болезни, которые не передаются от больного животного здоровому, называются незаразными. Они возникают в результате неправильного, небрежного содержания неразлучников в клетке, неполноценного кормления и плохого ухода.

Авитаминозы

Длительное кормление неразлучников одной зерновой смесью или кормами, в которых содержится мало витаминов, вызывает заболевания, называемые авитаминозами. При недостатке в организме двух или более витаминов развивается тяжелое заболевание – полиавитаминоз. Кроме того, авитаминозы могут сопутствовать некоторым болезням (кишечным токсикозам, дистрофии и т. д.) и вызывать задержку синтеза или повышенное потребление витаминов в организме. Авитаминозы создают также условия для возникновения других заболеваний. При авитаминозах у неразлучников наблюдается воспаление и опухание век, слизистых оболочек глаз, светобоязнь, запрокидывание головы на спину, дрожание конечностей, судороги мышц. Птенцы отстают в росте и развитии, пальцы у них скрючиваются, отмечается также малокровие, плохая оплодотворяемость яиц, гибель в них эмбрионов и т. д.

Особенно часто птенцы страдают от недостатка в организме витамина D. В этом случае у них развивается рахит, оперение становится взъерошенным, аппетит понижается, искривляются грудная кость и пальцы ног. Переболевшие птенцы остаются недоразвитыми, с пониженной функцией желез внутренней секреции и их нельзя использовать в качестве производителей потомства.

Для лечения авитаминозов попугайчикам следует давать больше свежей зелени, овощей, фруктов, особенно тертую морковь, смешанную с толчеными белыми сухарями и некислым творогом, а также увеличить дневную норму рыбьего жира (по 5–6 капель на голову). Очень хорошо также давать свежие ветки лиственных деревьев, ягоды рябины, смородины, проросшие зерна злаков и выставлять попугайчиков под прямые солнечные лучи. Пребывание на солнце должно начинаться с 10 минут и постепенно увеличиваться до 40–60 минут. Экспозиция на солнце должна соответствовать температуре и влажности воздуха. При жаре пребывание неразлучников на солнце должно сокращаться, при прохладной погоде – увеличиваться. Чтобы с попугайчиком не случился тепловой удар от перегрева на солнце, нужно внимательно наблюдать, как он ведет себя, и по его поведению принимать решение – сократить солнечные ванны или увеличить пребывание на солнце. При содержании неразлучников в садовых вольерах солнечные ванны им не нужны.

Затрудненная яйцекладка

Непроходимость яйцевода возникает от ожирения птицы, авитаминоза, отсутствия или недостатка минеральных кормов, при травматизме яйцевода или наличия в нем глистов, а также от воспалительных процессов в половой системе самки. Появлению заболевания способствует сырость, теснота, грязь в клетке и гнездовых ящиках. Заболевшая самка сидит нахохлившись на жердочке или на дне клетки, подергивает хвостом, тяжело дышит, низ живота у нее припухлый. В этом случае живот промывают теплой водой и массажируют сверху вниз, в клоаку вводят пипеткой несколько капель льняного, оливкового или вазелинового масла, и помещают самку в клетку. Примерно через 2–3 часа после этой процедуры она может отложить яйцо. Если яйцо не выходит, его можно попробовать пинцетом осторожно раздавить и скорлупу кусочками вынуть из яйцевода. При этом заболевании оставшиеся в живых самки не могут допускаться к гнездованию.

Кормовые отравления

Отравление может произойти при поедании неразлучниками отравленного пестицидами зерна, также пораженного спорыньей или головней семян культурных растений. Отравление также вызывает поваренная соль, когда она дается в чистом виде или в чрезмерно повышенной дозе. При отравлении попугайчик испытывает сильную жажду, у него отсутствует аппетит, появляется понос или судороги, крылья опущены. Для спасения попугая ему нужно промыть зоб через тоненькую резиновую трубочку (зонд), надетую на шприц. После этого попугайчика опускают вниз головой и, поглаживая ему зоб, заставляя жидкость вылиться обратно. Промывание делается несколько раз подряд. При солевом отравлении для промывания зоба или желудка применяют воду с касторовым маслом. При отравлении калийной селитрой и цианистыми соединениями зоб промывают 2-процентным раствором мётиленовой сини или 4-процентным раствором марганцовокислого калия. После промывания попугайчикам дают отвар крахмала или льняного семени. Ядовитые соединения меди (медный купорос и др.) нейтрализуют, промывая зоб 0,2–0,5 %-процентным раствором танина, а фосфорорганические соединения (хлорофос, тиафос, карбофос) – 0,5-1-процентным раствором двууглекислой соды. При поедании протравленного зерна зоб промывают взвесью древесного угля из расчета 1–2 столовые ложки на литр воды.

Механические повреждения

Переломы костей могут быть полные, когда кости расходятся, и неполные – трещины в костях. При закрытом переломе конечность висит в неестественном положении, а в области перелома наблюдается припухлость. При кровотечении необходимо вначале остановить кровь ватным тампоном, смоченным перекисью водорода или йодом, затем поставить в нормальное положение сломанную конечность и наложить на 10 дней шинки из тонкой фанеры или палочек и гипсовую повязку.

Отрастание клюва и когтей

При содержании неразлучников в тесных клетках или неправильном уходе у них могут сильно отрасти клюв и когти, которые мешают ему брать корм и передвигаться по жердочке или железной решетке. В таких случаях отросшие клюв или когти осторожно подрезают острыми ножницами, чтобы не вызвать кровотечения. Если же кровеносный сосуд перерезан и началось кровотечение, дальнейшую подрезку прекращают и кровоточащий коготок смазывают настойкой йода. Чтобы происходило естественное стачивание клюва и когтей, неразлучникам надо давать ветки и куски мягкого дерева и предоставлять больше свободы. Кроме того, отрастание клюва и когтей происходит также при недостатке витаминов, в результате которого нарушается обмен веществ, в частности минеральных солей.

Воспаление зоба

Развивается на почве витаминно-минеральной недостаточности и сопровождается воспалением слизистой оболочки зоба. Наступает при поедании попугайчиками испорченных кормов (заплесневелое зерно, испорченный добавочный корм), употребления загрязненной воды. Больная птица вытягивает шею, глотание затруднено, аппетит отсутствует. Для прекращения болезни заменяют испорченный корм свежим и чистым, обеспечивают неразлучников витаминными кормами, зоб промывают раствором марганцовокислого калия (1:3000), 3-процентным раствором борной кислоты. После промывки берут неразлучника и опускают вниз головой, чтобы жидкость вылилась наружу. Так поступают несколько раз подряд.

Болезни органов дыхания (ринит, ларинготрахеит, бронхопневмония)

Все заболевания в основном простудного характера поражают попугайчиков чаще всего в молодом возрасте, а также при содержании их в сырых, холодных помещениях. Болезни характеризуются воспалением носовых ходов, гортани и крупных бронхов. Больной попугайчик угнетен, с пониженным аппетитом, дыхание напряженное, иногда с хрипом или свистом, клюв немного раскрыт. При поражении носовых ходов наблюдается истечение из носа. Для ликвидации заболевания прежде всего надо исключить возможность простуды: содержать неразлучников в нормальной комнатной температуре, помещение должно быть чистое, без пыли, кормление – полноценным по витаминному и минеральному составу. При групповом лечении рекомендуется распылять (аэрозоль) растворы антисептола, выпаивать неразлучников вместо воды 0,11-процентным раствором марганцовокислого калия. В качестве индивидуального лечения рекомендуют смазывать гортань (давать внутрь) подсолнечное масло.

Из книги Здоровье Вашей собаки автора Баранов Анатолий

Из книги Попугаи-неразлучники автора Жалпанова Линиза Жувановна

Из книги Попугаи от А до Я автора Харчук Юрий

5. Болезни попугаев-неразлучников и их профилактика Попугаи-неразлучники болеют не очень часто, поскольку лишены контакта с внешним миром и другими птицами, которые являются переносчиками многих болезней. Однако неумелый уход и неправильное кормление тоже могут стать

Из книги Ферма на дому автора Харчук Юрий

Болезни и их профилактика Даже при хорошем содержании и уходе неразлучные попугайчики в клетке поставлены далеко не в те условия, которые они имеют на свободе. На воле неразлучники большую часть времени проводят в движении, лазают, летают, что-нибудь грызут, бегают. В

Из книги Морские свинки автора Кулагина Кристина Александровна

БОЛЕЗНИ КРОЛИКОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА Профилактика и лечениеГеморрагическая болезнь кроликовЗа последние годы в Россию занесено исключительно опасное заболевание – так называемая геморрагическая болезнь кроликов (ГБК). Вызывается вирусом, который был специально усилен

Из книги Хомячки автора Нестерова Дарья Владимировна

БОЛЕЗНИ СТРАУСОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА Чтобы успешно разводить на ферме каких-либо животных, фермер должен иметь достаточные знания о специфических потребностях этих животных. Когда же начинается интенсификация системы животноводства на ферме, это становится еще более

Из книги Болезни аквариумных рыб автора Корзюков Юрий Андреевич

Из книги Птицеводство для начинающих автора Бондарев Эдуард Иванович

Из книги Куры мясных пород автора Балашов Иван Евгеньевич

Болезни, вызываемые простейшими (протозойные

Из книги Разведение рыбы, раков и домашней водоплавающей птицы автора Задорожная Людмила Александровна

Болезни птиц и их профилактика Различные болезни сельскохозяйственных птиц наносят большой ущерб хозяйству, задерживая рост молодняка, снижая яйценоскость и вызывая повышенный, а иногда, и массовый отход поголовья. Некоторые из них (туберкулез, сальмонеллез, орнитоз)

Из книги автора

Болезни кур: симптомы, лечение и профилактика Как и все живые существа, куры подвержены целому ряду заболеваний. И задача птицевода – предотвратить их, а если этого не получилось, принять срочные меры по лечению пернатых и предотвращению распространения инфекции, если

Из книги автора

Профилактика Необходимо следить, чтобы в корма не попали спорынья, куколь и зеленый картофель. Нельзя включать в рацион подозрительные

Из книги автора

Профилактика Следует регулярно проводить дезинфекцию курятника, своевременно бороться с грызунами, а их трупы

Из книги автора

Профилактика Нельзя выпускать птицу на выгул при температуре ниже –20 °C, сильном ветре и высокой

Из книги автора

Профилактика Следует создать и постоянно поддерживать в курятнике оптимальный микроклимат. При этом нужно следить за плотностью посадки птиц и их