Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Зачем бог посылает нам тяжелую болезнь. Случаи, когда болезни возникают по другим причинам. Исцеление приходит от Бога

Что такое рак? Это название самой страшной болезни нашего века. Страх и печаль – естественная реакция человека, которому сообщают, что он болен раком. Несколько лет назад мне тоже поставили этот ужасный диагноз. Как лечиться? Мне предлагали много разных способов: облучение, химиотерапию, водку с маслом, уринотерапию, керосин и даже нафталин. Кого слушать? Каждый хвалит свой метод лечения, хотя исход болезни во многих случаях бывает печальный. Я решила искать совета в Слове Божьем – Библии! Хочу особо отметить, что лечение, которое я применяла, было вымолено мной у Бога со слезами, молитвой и твердой верой в то, что Господь мне поможет.

Почему именно я?

Господь создал первого человека Адама совершенным, здоровым, крепким, сильным и Сам одобрил своего творение, сказав: «Весьма хорошо» (Бытие 1:1-31) . Бог хочет, чтобы человек здравствовал и преуспевал. Он не желает, чтобы люди болели, ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Когда Иисус был на нашей земле, Он проповедовал Евангелие царствия и исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях (Матфея 4:23).

Для меня это было большим ободрением. Господь может исцелить любую болезнь, какой бы она ни была страшной и неизлечимой. Так написано в Библии. Так говорит Бог! Ведь если Господь мертвых воскрешал, прокаженных исцелял, то что Ему стоит излечить нас. Заботясь о нас, Отец Небесный имеет тысячи способов, о которых мы ничего не знаем. Если мы будем придерживаться Его правил и Его указаний, которые Он оставил нам в Слове Божьем, то увидим, как многие затруднения исчезнут и наш путь будет легче.

Тогда почему люди болеют?

Вот и я каждую субботу посещаю церковь, считаю себя христианкой, молюсь, соблюдаю заповеди Божьи, радуюсь, что у меня есть Отец Небесный, Всемогущий Бог, который может все. И… вдруг узнаю, что у меня рак. Почему? Причины этой болезни мы также находим в Библии. Первая причина – нарушение правил питания (т.е. Бог дал определенную для нас пищу). Вторая причина – состояние мыслей человека (стрессы, депрессия, беспокойство). Третья причина – неправильный, греховный образ жизни. В книге Исход 15:26 написано: «Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» . Господь говорит, что наше здоровье будет хорошим при условии, что мы будем соблюдать заповеди Божьи, исполнять все законы Его и делать угодное перед очами Его.

Болезнь, страдание и смерть – работа враждебной силы. Сатана является разрушителем, а Бог – созидателем. Излечивая болезни, Христос предупреждал исцеляемых Им больных: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Таким образом, Он учил, что люди навлекают на себя болезни, нарушая Божьи законы, и что только послушание сохраняет здоровье. Итак, общая причина всех заболеваний – грех.

Исцеление приходит от Бога

Есть люди, которые просто не могут удержаться, не попробовав на себе какой-то новый метод лечения. А этих методов сейчас много, в каждом журнале и книжке все новые способы лечения. Но ведь Бог вовсе не хочет, чтобы мы, как подопытные кролики, экспериментировали на себе. Богу совсем не безразлично, чем я буду лечиться, кого слушать, какие методы лечения применять. Ведь Господь создал организм человека чудесным образом и вовсе не приспособленным глотать керосин, нафталин и ядовитые травы. Даже машина, если мы ее заправляем не тем бензином, для которого она приспособлена, скоро выйдет из строя. Бог дал определенные средства лечения, которые мы находим в Священном Писании.

Божий метод исцеления

В процессе исследования мы находим исцеление там, где меньше всего на него рассчитываем. Оказывается, совершенно не обязательно тратить деньги на дорогие лекарства и другие химические препараты.

Я хочу привести несколько стихов из Библии о тех средствах исцеления, которые я использовала в лечении своей болезни: «И сказал Исайя: возьми пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел» (4 Царств 20:7). Итак, человек, который был смертельно болен, исцелен растительным средством. В Книге Иезекииля 47:12 мы читаем, что исцеление человека идет от плодов и листьев.

В Евангелии от Луки 10:34 написано: «И, подошед, перевязал ему раны, возливая масло и вино». К сожалению, указывая на этот стих, некоторые утверждают, что Библия рекомендует употреблять внутрь для лечения водку с маслом. Я пробовала пить эту смесь, но на душе было неспокойно, в голове постоянно был туман, мой организм находился под воздействием алкоголя. Попив эту смесь несколько дней, я поняла, что это не Божий метод лечения. Ведь в Притчах 23:31-32 мудрый Соломон пишет: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид».

Некоторые утверждают, что Христос, употреблял и рекомендовал алкогольное вино. Однако эти утверждения совершенно беспочвенны. Во времена Иисуса лучшим считалось не вино с высоким содержанием в нем алкоголя, а свежий неперебродивший сок. Это подтверждается тем, что писатели того времени, такие как Плиний и Плутарх, называют «хорошими» те вина, которые не опьяняют. Поэтому с молитвой размышляя над стихом из Евангелия от Луки 10:34, я поняла, что здесь говорится вовсе не о том, чтобы употреблять для лечения алкоголь. Масло предназначено смазывать раны, а вино, т. е. чистый виноградный сок, употреблять для лечения, очищения организма.

Итак, свой курс лечения я начала сокотерапией. Использовала морковь, свеклу, капусту с добавлением оливкового масла, а также фруктовые соки (яблоки, апельсины) только чистые, натуральные, свежевыжатые, без сахара, специальный сбор трав, воду, голубую глину. Но не морковка и свекла, трава и глина спасли меня, хотя это тоже очень важно, но вера, что Господь может вылечить меня, а также послушание Богу, т. е. поиск правильного метода лечения.

Исцеление верой

Во времена Иисуса многие люди видели чудеса Господа и все-таки страдали от болезней, потому что не верили! Так и в наше время многие люди, видя и слыша, что Господь совершил чудо, исцелил человека от казалось бы неизлечимой болезни, упорно не хотят этому верить, или начинают лечиться методами, которые не согласуются со Словом Божьим.

Но, слава Богу, есть и такие, которые внимают предостережениям и советам, исполняют их и получают исцеление.

За эти три с половиной года, прошедшие с тех пор, как у меня обнаружили рак, я говорила многим больным, советовала принимать это лечение, поверить в Божье обетование, что Господь не желает болезни, что Он поможет им, нужно только верить и слушать Его голос. Одна женщина Галина поверила и стала лечиться по этому методу, по которому лечилась я. Хочу сказать, что состояние этой женщины было очень тяжелое, она уже еле двигалась. Ее оперировали, удалили грудь, она приняла облучение, четыре курса химиотерапии, у нее стали сильно выпадать волосы. Принимать следующий курс химиотерапии она уже не могла, у нее уже не было ни сил, ни желания продолжать эти муки. В это очень тяжелое для нее время мы и встретились. Я рассказала ей, как я лечилась, как Господь помогал искать правильное лечение. Галина все поняла и с верой начала лечиться. Пройдя первый курс лечения, она сдала анализы, результаты были хорошими, через год она поехала в г. Казань в онкоцентр. Пройдя все анализы, снимки, врачи подтвердили, что очаг заражения полностью исчез, рассосались все шишки. Это было чудо! В настоящее время она ходит в церковь и благодарит Бога за Его великую любовь и исцеление, которое Он даровал.

Вы – главное действующее лицо

Главным действующим лицом в сражении с болезнью является сам больной, его воля, его стремление добиться не кратковременного, а полного исцеления путем перехода на естественный, здоровый образ жизни.

Как этого можно добиться, если больному не сказать правды о его болезни и о его состоянии? Тут не стоит лгать ни врачам, ни родственникам. Безнравственно обещать больному непременное исцеление, но рассказать ему о тех перспективах, которые открываются при переходе на естественный здоровый образ жизни, мы должны. Первым шагом по пути к здоровью должно стать исцеление его души. Мужество, надежда, вера, сочувствие, любовь способствуют здоровью и продлевают жизнь. От спокойствия ума и бодрости духа зависит здоровье тела и сила души. «Веселое сердце благотворно, как врачевство», – так говорит Библия.

Никогда наш милосердный Бог не отворачивается от души, которая искренне просит Его о помощи. Он – прибежище как во время болезни, так и в здравии. Как замечательно думать, что Иисусу известны все болезни и печали, которые мы переносим. Он с нами во всех наших скорбях. Господь Бог сочувствует нашей немощи. Он является Великим Врачом. Телесные немощи и болезни могут повергнуть вас в депрессию, но это не может служить доказательством, что Господь не трудится ради вас каждый день Если мы с верой в молитве просим Его простить нас, Он великодушно простит. О благодати и милости Божьей сказано, что ее достаточно для всех болезней и испытаний, с которыми людям приходится бороться. Сила, которую Христос явил, когда жил среди людей, содержится в Его Слове – Библии. Именно Своим Словом Иисус исцелял болезни и изгонял бесов.

Здоровье не покупается в аптеках и не восстанавливается, сидя у телевизора. Здоровье можно восстановить только трудом! Если больной не пожертвует для себя немного времени, немного денег и энергии для выполнения процедур, то он не возвратит своего здоровья. Прежде всего, нужно составить график и железный режим, какие процедуры выполнять и в какие часы. Сначала надо перестроить свои мысли. Если вы раньше думали: «Я не могу, бесполезно, невозможно», – то теперь нужно сконцентрировать свои мысли на: «Я хочу, я желаю перестроиться, я всегда найду 1-2 часа на свое здоровье, я верю в свои силы». И эти положительные мысли постепенно будут стимулировать и направлять на правильные поступки и действия. Очень важно отсеивать ненужные и депрессивные мысли и культивировать мысли бодрости, воодушевления и радости. Читайте Библию, например, псалмы Давида. Ваша душа будет наполняться радостью бытия и надеждой на новую жизнь, потому что Слово Божье оживотворяет нас и воодушевляет на духовные подвиги, оно облагораживает наши души и очищает от ежедневной пустой суеты и похоти плоти. Мужество, надежда, вера, сочувствие, любовь способствуют здоровью и продлевают жизнь. От спокойствия ума и бодрости духа зависит здоровье тела и сила души.
Да благословит вас Бог и поможет вам!

В. Львова

Каждому, кто пожелает лечиться использованным мной методом, могу выслать подробное описание курса лечения. Обращайтесь по адресу: 422907, Татарстан, Алексеевский р-н, село Левашово, Львова Валентина Ивановна.

Дата публикации: 01.06.2012

Сегодня в рамках социального проекта «Онкология» мы предоставляем слово представителю православного духовенства - главе миссионерского отдела Архангельской митрополии и настоятелю Домового храма САФУ, протоиерею Евгению Соколову.

Отец Евгений, с какой точки зрения Русская православная церковь рассматривает такой тяжкий недуг, как онкологическое заболевание?

Любая болезнь имеет тройственное значение. Если мы обратимся к библейской Книге многострадального Иова, то там показан поучительный пример. Бог разрешает дьяволу навести на Иова болезнь с условием сохранения ему жизни. И вот Иов поражен страшным недугом - проказой, однако от Бога он не отступает. И как ему ни тяжело, и как ни уговаривают его близкие принести покаяние, он не хочет каяться притворно. «Я не грешнее вас, но раз Богу угодно, я буду терпеть это испытание», - заявляет праведник. Так вот, болезнь посылается человеку для того, чтобы он показал свою веру в Творца и его промысел. Телесный недуг может быть ниспослан нам в том числе и как кара, если мы ведем непотребный образ жизни. Зачастую люди используют дар жизни для предания пороку, и тогда Бог вразумляет их через подобное наказание. Почему мать наказывает своего ребенка? Правильно, потому что любит. Она не смиряется с тем, что ее чадо лживо, жестоко, эгоистично, и после уговоров она принимает более жесткие меры воздействия на него. Сам Господь говорит: «Кого люблю - того наказываю».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что онкологическое заболевание дается человеку для его вразумления, для проверки веры в Бога, как наказание. Есть и еще одна причина - испытание. Порой кому-то из нас нужно пройти испытание данной болезнью, чтобы укрепиться. Это некая проверка, насколько ты духовно силен, насколько плотская составляющая проникла в твою жизнь. Здесь уместна параллель с Великим постом - своего рода ежегодным экзаменом на проверку духовного состояния. Так же и рак является проверкой того, насколько ты готов к смерти и встрече с Богом.

- Как, по вашему мнению, должен вести себя человек, заболевший раком?

Мне сразу вспоминается случай с одним моим высокопоставленным знакомым, которого я так и не смог довести до таинства исповеди и покаяния. Он все обещал прийти, но так и не являлся. Потом он умер - мгновенно, в считаные секунды, не исповедавшись и не покаявшись. Со светской позиции подобная кончина считается благом - дескать, ушел легко и не мучаясь. А вот по православию - это страшная смерть. Перед шагом в вечность лучше пройти через страдания. Онкология - своего рода Божья милость к человеку, когда тот осознает, что его дни сочтены, но при этом располагает достаточным количеством времени, чтобы исправить свои прегрешения. Если же исправить уже не получается, то хотя бы покаяться перед Богом и попросить прощения за все проступки.

Я слышал доклад одного академика, руководителя хосписа, в котором тот поведал следующую историю о двух людях. Один неизлечимо больной - известный режиссер, много раз ставивший смерть на сцене и в кино - убеждал врача, что проблем с ним не будет, так как он уже готов к переходу в Вечность. Просил только об одном - сказать, когда наступит последняя неделя его жизни. И вот она наступила. Тогда он спросил: «А что может отсрочить смерть?». Ему назвали какое-то сверхдорогое лекарство, продававшееся только на Западе. Умирающий призывает жену и говорит ей: «Продай все, но купи мне это лекарство». Но его мольба заключалась не в желании что-либо исправить - просто хотелось элементарно еще немного подышать воздухом. Другой больной - знаменитый бард, тоже безнадежный. Узнав, что ему остается последняя неделя, он собрал друзей и устроил мини-концерт у себя в палате, чтобы успокоить их. «Я никогда так твердо не стоял на ногах, как сейчас, придя к вере в Бога. Я понял смысл жизни и понимаю смысл смерти». И умирал он совершенно спокойно. Вот оно - правильное толкование использования онкологии как Божьего дара. Онкология - это особая болезнь, когда человек осознанно призывается в мир иной. Да, ее можно преодолеть силой веры и силой желания жить, но с конкретным смыслом, а не просто стремлением впустую прожигать время. Именно рак может встряхнуть человека и заставить его подумать об истинном смысле жизни. А смысл заключается в том, чтобы познать волю Божью в отношении себя. Если ты начнешь эту волю выполнять или хотя бы стремиться к этому - Бог продлит твои дни и до ста лет. Но если ты живешь бесцельно, Он вправе забрать тебя к себе, но перед этим из милости подарить тебе болезнь. Дескать, опомнись, встряхнись, и, может быть, в своем последнем земном испытании ты попробуешь выполнить волю Божью.

- Существуют ли в нашей митрополии специальные приходы, работающие с онкологическими больными?

При Свято-Троицком храме Архангельска есть институт сестер милосердия. Среди этих сестер есть те, кто напрямую помогает больным в их страданиях. В областном онкологическом диспансере имеется домовая церковь, освященная в честь Чудотворной иконы Божьей Матери «Всецарица», где отец Вячеслав регулярно проводит литургии и исповеди. Там страждущие всегда могут найти духовную поддержку.

- Как вы считаете, много ли людей, которым поставлен страшный диагноз, приходят к Богу?

Очень много. Во всяком случае попытки есть, правда, далеко не все они удачные. Люди зачастую пытаются вступить в некую сделку со Всевышним. Мол, я начну исповедоваться-причащаться, а Ты меня вылечи. А если исцеления не происходит, то наступает еще большее отторжение. Здесь священнику очень тонко надо показать человеку, что, возможно, он пришел очень поздно. Нельзя мгновенно вылечить насморк, нельзя мгновенно стать умным, нельзя мгновенно выучить иностранный язык. А ты уже настолько духовно измочален и слаб, что тебе просто не поднять ту тяжесть, которую тебе отмерил Бог. Тогда лучше уйти.

Не так давно на всю страну стал известен случай о том, как органы опеки изъяли у больной раком архангелогородки несовершеннолетнего ребенка. Мотивация - пребывание дома несет «непосредственную угрозу жизни и здоровью» мальчика. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

Мы потеряли понятие слова «любовь». А любовь - это умение и желание правильно жертвовать собой. Этот мальчик в первую очередь любит мать, для него бытовые условия вторичны. Разрыв с матерью - это всегда трагедия для ребенка. Эти работники органов ювенальной юстиции, которые якобы заботятся о сыне больной женщины, элементарно не умеют любить. Они просто отрабатывают свои оклады и создают видимость активной деятельности. Я был в детских домах, общался с детьми, которых избивали их собственные матери, а они мне говорили, что хотят вернуться к ним, даже таким пьющим и непутевым. А здесь, в детском доме, где вроде бы есть еда, чистая постель и одежда, им плохо. Надо следить за тем, чтобы дети не страдали. Если ребенок сам хочет уйти из неблагополучной семьи, безусловно, его надо забрать. А в рассматриваемой нами ситуации просто верх подлости лишать мальчика любящей его матери и возможности ухаживать за ней.

- Отец Евгений, что бы вы как священник сказали тем, кто сейчас тяжело, а может быть, и неизлечимо болен?

Сегодня мы живем странной жизнью. Мы не можем не признавать, что мир существует по законам. Простая материя подчиняется законам, а происхождение законов - загадка для любого материалиста. Однако мы понимаем, что Бог сотворил мир по таким законам, которые мы просто изучаем. Если мы нарушаем законы, мир разрушается. Есть еще и законы духовные - добра и зла, любви, нравственности. К сожалению, сегодня люди их не знают и поэтому нарушают. А душа-то ведь живая, она болит. Главное для всех онкологических больных - попробовать понять эти законы и сделать так, чтобы жизнь души возвратилась в их рамки. Нельзя жить, не любя Бога. А любовь к Богу проявляется в правильном служении Ему. Многие ли из нас, ложась спать или пробуждаясь, говорят «Господи, спасибо за дар жизни?». Единицы. Желаю всем научиться любить Творца. Нам дана заповедь - «Возлюби Бога и возлюби ближнего». А чтобы возлюбить, надо научиться любить. Душа нам дана именно для этого. Человек, не умеющий этого делать, никогда не будет счастливым, какие бы славные дела он ни совершил.

Константин ТАГАНОВ
По материалам 29.ru

Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. (Пс. 114, 3).

Страдающий плотию перестает грешить. (1 Пет. 4, 1).

Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших.

Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хощет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями.

Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины, кои мы постигнуть не можем.

Ты сама не знаешь, чтого у Бога просишь, - чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему, и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее.

Господь лучше нас знает, что для нас полезнее, а потому-то и посылает кому здоровье, а кому и нездоровье. За все же слава и благодарение Милосердному Господу, Который не по беззакониям нашим творит с нами и не по грехам нашим воздает нам; но если и наказывает нас, то с пощадением.

…Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены…

Преподобный Амвросий Оптинский. (1812-1891).

Болезни телесныя посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных.

К сему если посмотреть на человека здороваго, и посмотреть на человека, долговременно страждущаго, и рассмотреть состояние души одного и другаго, то кого из них назвать блаженным или окаянным, - здороваго или страждущаго?

Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).

Что пользы тело здоровое иметь, но душу расслабленную и немощную?

Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет. Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который тотчас засыхает, как скоро он распускается... Что наши дни исчезают как тень, что наше тело сохнет подобно траве полевой, что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание; что с каждым дыханием она сокращается, и что биение его пульса подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет в такую минуту, когда он думает, что до сего часа еще долго. О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль гнилость мяса и рыбы отвращает и не попускает зарождаться червям в них: так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного, не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас.

Святитель Тихон Задонский. (1724-1783).

Похворай, батюшка, похворай с терпением и самоукорением. Болезнь многому доброму учительница: сверх того, она - послание Божие взамен и в пополнение наших недостаточных подвигов... Блаженны те, которых Бог приготовляет к вечности болезнями и другими скорбями...

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867).

Сушит человека не только пост, воздержание, болезни, но и внутренние похоти плотские и страсти, например, зависть, гнев и т. п. Поэтому-то присмотритесь к себе: отчего ты так худ и слаб здоровьем, не вредит ли тебе внутренняя скверна?

Когда ты много спишь, ешь, гуляешь, то, хотя твое здоровье поправляется, твой организм крепнет, внешний человек цветет, но внутренний подавляется, понижается. Так, прежде всего ты начинаешь испытывать плотскую брань. Пусть в бодрственном состоянии ты отражаешь ее, но в сонном не избежишь нечистых воображений. Теперь выбирай: лучше ли тебе пользоваться здоровьем и быть нечистым, блудным, скверным, или же - быть слабым, немощным, но чистым, невинным по мыслям?

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

У Бога о болезненном и здоровом состоянии совсем другие мысли, чем у нас, и они отстоят от наших, как небо от земли. Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уж не знает, как по-другому исправить. И милости, и скорбные посещения - все переиспытано, и все не в прок. Час же смерти приблизится, что делать тогда окаянному человеку?.. В болезни хоть и самой легкой, смерть, может, и придет на память, чтоб дать душе самым делом испытать, что поминание последних дней жизни отвращает от греха.

Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин.

Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. ... Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Болезни всегда служили напоминанием для живущих на земле, что мы не вечны здесь, что нужно родиться в другой мир и дать отчет, что сделали в этом мире.

Тебя посетила великая милость Божия, не хотящая смерти грешника. Ты погибал духовно, после смерти тебя ожидала бездна адская. Слов ты не слышал, да и не мог. Нужно было сильное средство, чтобы оторвать тебя от пути погибельного. Это средство и вынужден был Господь послать тебе в виде твоей болезни. Поэтому не ропщи на Бога, не унывай, а благодари Его за милость к тебе и заботу о твоем спасении.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Когда человек чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть.

Преподобный Иоанн Пророк (VI век).

Болезнь самое благоприятное время для возвращения в свое сердце, к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отходит в бесконечную даль.

Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).

Хочешь быть постоянно здоров и покоен? Выплакивай или выстрадывай свои грехи, ежедневно совершаемые, и поверь - будешь всегда здоров и покоен.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

"Для того чтобы пойти в Сладкий Рай, надо вкусить в этой жизни много горького и получить на руки загранпаспорт пройденных испытаний"

Кресты испытаний

Геронда, я постоянно ношу на себе крестик, которым Вы меня благословили. Этот крестик помогает мне в трудностях.

Знаешь, кресты каждого из нас - это такие же крестики. Они похожи на маленькие крестики, которые мы носим на шее и которые охраняют нас в нашей жизни. А что ты думаешь, мы несём какие-то великие кресты? Только Крест Христов был очень тяжёлым, потому что Христос от любви к нам - людям - не захотел использовать для Себя Своей божественной силы. А после Распятия Он взял, берёт и будет брать на Себя тяжесть крестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешением облегчает нас от боли испытаний.

Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест - это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в небесную сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной, получим и духовн ю "пенсию", и "единовременное пособие". Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он даёт эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты.

Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем большую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Блажен человек, который имеет не один, а пять крестов. Страдание или мученическая смерть влекут за собой и чистую мзду. Поэтому в каждом испытании будем говорить: "Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было мне необходимо для моего спасения".

Испытания помогают людям прийти в себя

Геронда, я получила известие о том, что страдания моих родных никак не кончаются. Будет ли когда-нибудь конец их скорбям?

Терпи, сестра, и не теряй упования на Бога. Глядя на все те испытания, которые постигли твоих родных, становится понятно, что Бог любит вас и попускает испытания для того, чтобы вся ваша семья духовно очистилась. Если посмотреть на испытания, постигшие твою семью мирским взглядом, то вы покажетесь несчастными. Однако посмотрев на них взглядом духовным, мы поймем, что вы счастливы, и в жизни иной вам будут завидовать те, которые считаются счастливыми в жизни этой. Терпя все эти испытания, твои родители все равно, что подвизаются. Но, что ни говори, в испытаниях, постигших твою семью и некоторые другие семьи, скрыта какая-то тайна. Ведь за твоих родных совершается столько молитв! Кто весть суды Божий? Да прострет Бог Свою руку и положит конец испытаниям.

Геронда, а разве нельзя, чтобы люди приходили в себя не посредством скорбей и испытаний, а как-то по-другому?

Всякий раз перед тем, как попустить испытание, Бог пытался привести человека в чувство по-доброму. Однако Его не поняли, и поэтому Он попустил испытание. Посмотрите: ведь если непослушный ребёнок не слушается отца, то вначале отец пытается исправить его по-доброму, разрешает ему делать то, что он хочет. Однако, если ребёнок не меняется, то отец переменяет доброту на строгость - для того чтобы исправить своё чадо. Так и Бог - иногда, если человек не понимает по-доброму, даёт ему испытания, чтобы тот пришёл в себя. Если бы люди не испытывали немного боли, болезней и подобного этому, то они превращались бы в зверей и совсем бы не приближались к Богу.

Эта жизнь ложна и коротка. И хорошо, что она коротка, потому что те горькие скорби, которые, подобно горьким лекарствам, исцеляют наши души, пройдут быстро. Посмотри, ведь и врачи, когда больные мучаются, дают им горькое лекарство, потому что больные исцеляются не от сладкого, а от горького. Я хочу сказать, что горькое влечет за собой и здравие тела, и спасение души.

Когда нам больно, нас посещает Христос

Человек, который не проходит через испытания, который не хочет, чтобы ему было больно, не хочет потерпеть скорбь, не хочет, чтобы его расстраивали или сделали замечание, но стремится жить припеваючи, находится вне реальности.

Посмотри, ведь и нашей Владычице Пресвятой Богородице было больно, и Святые нашей Церкви тоже испытывали боль. Поэтому мы тоже должны испытать боль. Ведь мы следуем по тому же пути, что и они, только с той разницей, что, испытывая в этой жизни небольшое страдание или скорбь, мы погашаем счета своих грехов и достигаем спасения. Но и Христос пришёл на землю с болью. Он снисшёл с Неба, воплотился, пострадал, претерпел Распятие. И сейчас христианин понимает, что его посещает Христос, именно из этого - из боли.

Когда человека посещает боль - тогда его посещает Христос. А вот когда человек не испытывает никакой скорби - это похоже на то, что Бог его оставил. Такой человек и не расплачивается за грехи, и не откладывает никаких духовных сбережений. Конечно, я говорю о том, кто сам не хочет пострадать ради любви ко Христу. "Я здоров, - говорит такой человек, - у меня прекрасный аппетит. Я кушаю вдоволь, живу припеваючи и тихо". И такой человек при этом не говорит "Слава Тебе, Боже!" Если бы он, по крайней мере, с благодарностью признавал все те благословения, которые подает ему Бог, это бы еще куда ни шло. "Я был этого недостоин, - следовало бы сказать такому человеку. - Но, поскольку я слаб, Бог относится ко мне снисходительно". В житии Святого Амвросия рассказывается о том, что как-то раз Святитель и его спутники были приняты на ночлег в дом богатого человека. Видя там несметные богатства, святитель Амвросий спросил, испытывал ли этот человек хоть раз в жизни скорбь. "Нет, никогда, - ответил богач. - Мои богатства постоянно увеличиваются, мои нивы приносят изобильный урожай, я не испытываю никакой боли и даже не знаю, что такое болезнь". Тогда Святой Амвросий заплакал и сказал своим спутникам: "Готовьте повозки и поскорее уедем отсюда, потому что этого человека никогда не посещал Бог!" И как только Святой и его спутники вышли на улицу, дом богача рухнул! Та беззаботная, лишённая скорбей жизнь, которую проводил этот человек, была на самом деле оставлением Божиим.

"Его же бо любит Господь, наказует..."

Геронда, отчего люди испытывают сегодня столько страданий?

От любви Божией. Ты, будучи монахиней, поднимаешься рано утром, исполняешь своё монашеское правило, молишься по чёткам, творишь поклоны и тому подобное. Для людей мирских те трудности, через которые они проходят, это их правило, их канон. С помощью этих трудностей и страданий люди очищаются. Эти страдания оказывают им большую пользу, чем мирская беззаботная жизнь, которая не помогает им ни приблизиться к Богу, ни отложить на небесный счёт духовные сбережения. Поэтому люди должны принимать скорби и искушения как подарки от Бога.

Благий Бог, желая, чтобы Его дети вернулись к Нему, как Добрый Отец воспитывает их с помощью испытаний. Он делает это от любви, от божественной доброты, а не от злобы и не от мирской законнической справедливости. То есть, желая спасти Свои создания, желая, чтобы они унаследовали Его Небесное Царство, Бог попускает им испытания. Он попускает их для того, чтобы человек предпринял борьбу, подвиг и сдал экзамены на терпение в боли, так, чтобы диавол не мог сказать: "За что же Ты даёшь ему воздаяние или как же Ты его спасаешь? Ведь он не трудился". Жизнь земная Бога не интересует, Его интересует жизнь будущая. Прежде всего Он заботится о нашей будущей жизни и только потом - о жизни земной.

Геронда, однако почему Бог одним людям посылает многие испытания, а другим не посылает совсем?

Что говорит Священное Писание? "Его же любит бо Господь, наказует... " Притч. 3, 12

К примеру, у какого-то отца восемь детей. Пять живут дома с отцом, а трое уходят из дома и об отце забывают. Если дети, живущие с отцом, в чём-то провинятся, он может надрать им уши, или дать подзатыльник, или же, если они благоразумны, приласкать их, дать шоколадку. А вот те, которые живут вдали от отца, не имеют ни ласки, ни подзатыльника. Так же поступает и Бог. Людей, которые живут с Ним, и тех, кто имеет доброе расположение, если они допускают погрешность, Он наказывает "подзатыльником", и они расплачиваются за свой грех. Или же, если Он даст им больше "подзатыльников", - скапливают себе небесную мзду. А тем, кто живёт от Него вдали, Он даёт долгие годы жизни, чтобы они покаялись. Поэтому мы видим, как мирские люди совершают серьёзные грехи и, несмотря на это, в изобилии имеют материальные блага, и живут долгие годы, не испытывая скорбей. Это происходит по Промыслу Божию - для того чтобы эти люди покаялись. Если они не покаются, то в жизни иной им будет нечем оправдаться.

Богу больно за те скорби, которые испытывают люди

Какие же мучения испытывают люди! Сколько у них проблем! Некоторые приходят сюда, чтобы за две минуты, на ходу рассказать мне о своей боли и получить немного утешения. Одна измученная мать говорила мне: "Геронда, бывают мгновения, когда у меня не остаётся сил терпеть. Тогда я прошу: "Христе мой, сделай небольшой перерыв, а потом пусть мучения придут снова". Как нуждаются люди в молитве! Но, кроме того, каждое испытание - это ещё и дар от Бога. Это еще один дополнительный "балл", для того чтобы поступить в иную жизнь. Эта надежда воздаяния в будущей жизни даёт мне радость, утешение и силы, и я могу выдержать боль от тех скорбей, которые терзают многих и многих.

Наш Бог - это не Ваал, но Бог любви. Он - Отец, который видит страдания Своих детей от различных терзающих их искушений и испытаний. И Он даст нам воздаяние, лишь бы мы терпели это малое мученичество пришедшего к нам испытания или, лучше сказать, пришедшего к нам благословения.

Геронда, некоторые спрашивают: "Но разве не жестоко то, что попустил Бог? Разве Богу не больно?"

Боль Бога за людей, которые мучаются от болезней, от бесов, от варваров и тому подобного, имеет в себе и радость за то небесное воздаяние, которое Он им уготовил. То есть Бог имеет в виду воздаяние, которое восприимет на Небе человек, испытывающий искушение, Он знает, что ждёт такого человека в жизни иной, и это дает Богу "силы терпеть" эту боль. Ведь Бог попустил Ироду совершить столько преступлений! Ирод заклал четырнадцать тысяч младенцев и множество родителей, которые не давали воинам убивать своих детей! Ведь этих родителей тоже убили. Варвары-воины, желая угодить своим начальникам, разрубали младенцев на мелкие кусочки. И чем большие муки испытывали эти младенцы, тем большую боль испытывал Бог. Но настолько же больше Он радовался за ту величайшую славу, которую им предстояло восприять на Небе. Он радовался за этих маленьких Ангелов, которым предстояло составить ангельский мученический чин. Ангелы из мучеников!

Во время скорбей Бог утешает человека истинным утешением

Бог, находясь рядом с нами, видит скорби Своих детей и утешает нас, как Добрый Отец, А что ты думаешь, неужели Он хочет видеть, как Его ребёнок страдает? Бог учитывает все его страдания, весь его плач и потом воздаёт ему за это. Только Бог даёт в скорбях истинное утешение. Поэтому человек, который, не веруя в истинную жизнь, не веруя в Бога, не просит Его милости в терзающих душу испытаниях, пребывает в полном отчаянии. Жизнь такого человека не имеет смысла. Он всегда остаётся беспомощным, неутешенным и измученным в этой жизни, но кроме этого ещё и навеки осуждает свою душу.

Однако у духовных людей нет собственных скорбей, потому что все случающиеся с ними Испытания они преодолевают, находясь близ Христа. Такие люди собирают многую горечь чужих скорбей, но одновременно они собирают и многую любовь Божию. Когда я пою "Не ввери мя человеческому предстателъству, Всесвятая Владычице ", то иногда останавливаюсь на словах "...но приими моления раба Твоего... " Если у меня нет скорби, то как я смогу произнести слова: "...скорбь бо обдержит мя, терпети не могу?... " Как я смогу сказать ложь? В духовном отношении к испытаниям нет скорби, потому что если человек расположит себя правильно, духовно, то всё меняется. Если человек дотронется горечью своей боли до Сладкого Иисуса, то все его горечи и страдания превращаются в мёд.

Постигнув таинства духовной жизни и тот таинственный способ, которым трудится Бог, человек прекращает расстраиваться из-за того, что с ним случается. Он с радостью принимает горькие лекарства, которые Бог даёт ему для здравия души. Всё происходящее с ним такой человек считает результатом своей молитвы, потому что он постоянно просит у Бога, чтобы Тот убелил его душу. Однако, относясь к испытаниям по-мирски, люди мучаются. Но раз Бог следит за каждым из нас, то каждый из нас должен без остатка предавать себя Ему. В противном случае жизнь человека превращается в муку: он хочет, чтобы всё в его жизни шло, как хочется ему самому. Однако всё идет не так, как ему хочется, и поэтому его душа не находит покоя.

Сыт или голоден человек, хвалят его или к нему относятся несправедливо, он должен радоваться и ко всему относиться со смирением и терпением. Тогда Бог будет давать ему благословения - до тех пор пока его душа не дойдёт до такого состояния, что эти благословения не будут в неё вмещаться. Благословения Божии будут такой душе уже не по силам. И чем больше человек будет духовно преуспевать, тем в большей степени он будет видеть любовь Божию и таять от этой любви.

Искушения и скорби по попущению Божию

Иногда происходящие с нами испытания - это антибиотики, которые Бог даёт нам для исцеления болезни нашей души. Эти испытания подают нам большую духовную помощь. Человек слегка получает от Бога "по затылку", и его сердце умягчается. Конечно, Бог и не испытывая нас знает, в каком состоянии находится каждый, но, поскольку этого не знаем мы, Он попускает нам пройти через испытания - для того чтобы мы познали себя, обнаружили скрывающиеся в нас страсти и не имели в день Страшного Суда чрезмерных претензий. Ведь даже если бы Бог закрывал глаза на наши страсти и брал нас в Рай такими, какие мы есть, то и в Раю мы тоже поднимали бы волну смущений и неудовольствий. Поэтому Бог попускает диаволу создавать искушения здесь, чтобы эти искушения выбивали из нас пыль страстей так, чтобы посредством скорбей наша душа смирилась и очистилась. А после этого Бог исполняет нас Своей Благодатью.

Настоящая радость рождается от той горечи, которую человек с радостью вкушает за Христа - Вкусившего горечь, для того чтобы нас спасти. Христианин должен особенно радоваться тогда, когда на него находит испытание, а сам он при этом не давал для него повода.

Иногда мы говорим Богу: "Боже мой, не зная, что Ты сделаешь, я без остатка предаю Тебе всего себя для того, чтобы Ты сделал из меня человека". И Бог, слыша эти слова, хочет сделать меня не только человеком, но чем-то больше, чем человек. Поэтому Он позволяет диаволу прийти, чтобы меня искусить и помучать. Сейчас, болея раком, я вижу плутни диавола, и мне становится смешно. Вот ведь какой этот диавол! Знаете, каким мылом моет диавол человека, когда Бог позволяет ему его искусить, чтобы человек прошёл через испытания? Диавол моет человека пеной своей злобы. Вот какое у него хорошее мыло! Подобно тому, как верблюд в злобе плюётся пеной, так ведёт себя и диавол в подобных случаях. А потом он начинает тереть человека. Конечно, он делает это не для того, чтобы стереть с человека грязь и сделать его чище. Нет, он делает это от злобы. Однако Бог позволяет диаволу тереть человека до тех пор, пока не отстираются его грязные пятна и он не станет чистым. Ведь если бы Бог позволил диаволу тереть человека так, как трут одежду, когда её стирают, то диавол превратил бы человека в лохмотья.

Геронда, можем ли мы говорить, что разные искушения, которые случаются в нашей жизни, происходят с нами по воле Божией?

Нет, не будем смешивать волю Божию со всем тем, что приносит искуситель. Бог даёт диаволу свободу искушать человека до определённого момента. И человека Он тоже оставляет свободным сделать добро или зло. Однако Бог не будет виноват в том зле, что сделает человек. К примеру, Иуда был учеником Христовым. Но разве допустимо сказать, что воля Божия была, чтобы он стал предателем? Нет, это сам Иуда позволил диаволу войти в себя. Один человек попросил священника: "Прошу тебя, отче, отслужи заупокойную литию за Иуду". Всё равно, что говорил: "Ты, Христе, несправедлив. То, что Иуда Тебя предал, было Твоей волей. Поэтому сейчас помоги ему".

Редко случается, что Бог попускает некоторым благоговейным людям пройти через испытания ради того, чтобы кто-то, живущий скверной жизнью, пришел в чувство и покаялся. Некоторые люди, проходя через испытания, расплачиваются за грехи своей жизни, но при этом неоправданно ропщут. Бог даёт им возможность получить помощь, видя пример терпения тех, кто страдает и не ропщет, не будучи виноватым. Такие благоговейные люди получают двойную мзду. Предположим, что очень хороший, благоговейный глава семьи сидит у себя дома вместе со своей женой и детьми. Внезапно начинается землетрясение, дом рушится, всю его семью заваливает обломками, и после страшных мучений все умирают. Для чего Бог попустил это? Для того чтобы не роптали другие - те, кто виноват и подвергается наказанию.

Поэтому тот, кто размышляет о великих крестах, которые несли праведники, никогда не расстраивается из-за собственных маленьких испытаний. Такие люди видят: несмотря на то, что они совершили в своей жизни разные грехи, они страдают меньше, чем праведники и поэтому исповедуют подобно благоразумному разбойнику: "Эти люди ни в чём не согрешили и претерпели такие страдания. Каких же страданий достойны мы?" Однако, к несчастью, некоторые похожи на того разбойника, который был распят слева от Христа. Такие люди говорят о претерпевших страдания праведниках: "Посмотри-ка, всю жизнь не выпускали из рук креста, и какое с ними произошло несчастье!"

Бывают и случаи - правда очень-очень редко - когда Бог по любви попускает некоторым избранным подвижникам претерпеть великие испытания. Он делает это, чтобы их увенчать. Такие люди - подражатели Христа. Посмотрите: поскольку Святая Синклитикия духовно помогала многим людям своими увещаниями, диавол захотел помешать ей в этом деле и три с половиной года преподобная из-за болезни пребывала безгласной.

А в других случаях настоящий подражатель Христа просит у Бога милости простить грехи ближних и не подвергать их Своему праведному гневу. Такой человек просит, чтобы Бог вместо этих согрешивших людей наказал его, несмотря на то, что сам он не виноват. Такой человек находится с Богом в тесном родстве, и Бога очень трогает, умиляет великая благородная любовь Его чада. Бог не только оказывает такому человеку милость, о которой он просит, то есть не только прощает грехи других, но и попускает этому человеку мученическую кончину - согласно его усердному прошению. А одновременно Бог приуготовляет такому человеку самый лучший райский царский дворец с ещё большей славой, потому что многие люди своим наружным судом несправедливо судили об этом человеке и думали, что Бог наказывает его якобы за его собственные грехи.

Неблагодарность за любовь Божию

Геронда, испытания всегда идут людям на пользу?

Зависит от того, как человек относится к испытаниям. Те, кто не имеет доброго расположения, в находящих на них испытаниях начинают хулить Бога". Почему со мной это произошло? - ропщут такие люди - Погляди, ведь у такого-то всё так хорошо! Ну что это за Бог, Который попускает всё это?" Такие люди не говорят "согреших ", но мучаются. А вот люди благочестные благодарят Бога так: "Слава Богу! Это испытание привело меня к Нему. Бог попустил это для моего блага". Раньше такие люди могли совсем не ходить в церковь, но после испытаний они начинают ходить в храм, исповедоваться и причащаться. А, кроме того, часто людей очень жестких Бог в какой-то момент испытаниями приводит в состояние такого любочестия, что сами они поворачиваются на сто восемьдесят градусов и рассыпаются в прах от боли, которую испытывают за всё то, что они сделали.

Геронда, когда у нас всё идет хорошо, то мы должны говорить "Слава Тебе, Боже"?

Да уж если мы не говорим "Слава Тебе, Боже" в радостях, то, как мы скажем это в скорбях? Ты что, благодаришь Бога в скорбях и не хочешь отблагодарить Его в радостях? Но, конечно, если человек неблагодарен, то любовь Божия ему неведома. Неблагодарность - это великий грех. Для меня это грех смертный. Человек неблагодарный ничем не удовлетворяется, ничто ему не приносит радость. По всякому поводу он ропщет. Всё и все перед ним виноваты. У меня на родине, в Фарасах, в качестве сладости очень любили виноградное сусло. И вот как-то ночью одна девица начала плакать, потому что ей захотелось виноградного сусла. Что тут поделать? Пришлось её матери идти к соседям и просить. Съев немного сусла, девица снова принялась плакать, стучать ногами по полу и кричать: "Мама, я хочу и сметаны!" - "Доченька, где же я тебе найду сметаны в такой час?" - спросила мать. Нет, "хочу сметаны" и всё тут. Что делать? Поплелась бедняжка мать к соседке и попросила в долг и сметаны. Попробовав сметаны, дочка опять заревела. "Ну, а что ты сейчас плачешь?" - спрашивает мать. "Мама, я хочу, чтобы ты мне их смешала!" Ну что ж, берёт мама сусло и сметану и смешивает. Но дочка всё своё: реветь не перестаёт. "Мама, я не могу их есть вместе! Хочу, чтобы ты мне их разделила!" Ну, тут уж маме ничего не оставалось, как от души отдуть дочку по щекам! Так вот и отделилось сусло от сметаны.

Я хочу сказать, что подобно этой девице ведут себя некоторые люди, и тогда к ним приходит наказание Божие. Нам надо, по крайней мере - признав свою неблагодарность - день и ночь благодарить Бога за те благословения, которые Он нам подаёт. Поступая так, мы будем наступать на пятки трусливому диаволу, который, собрав всех своих тангалашек, улетучится, подобно чёрному дыму, потому что признав я свою неблагодарность и благодаря Бога за его благословения, мы будем бить диавола в больную точку.

Наши малые испытания и большие испытания наших ближних

В каждом из постигших нас искушений самое лучшее лекарство - это ещё более тяжёлое испытание, которое постигло наших ближних. Надо лишь сравнивать его с испытанием, постигшим нас самих, и видеть между ними большую разницу и ту великую любовь, которую оказал Бог, попустив малое испытание нам. Поступая так, мы станем Его благодарить, нам будет больно за нашего ближнего, который страдает больше, чем мы, и мы будем молиться сердечной молитвой о том, чтобы Бог подал ему помощь. К примеру, мне ампутировали ногу. "Слава Тебе, Боже, - скажу я, - что у меня есть, по крайней мере, одна нога. Ведь другому ампутировали обе. И даже если я превращусь в культяпку, если мне отрежут и руки, и ноги, то я всё равно скажу: "Слава Тебе, Боже, за то, что я ходил на ногах столько лет, ведь другие уже родились на свет не способными к движению калеками".

Услышав, что один глава семьи одиннадцать лет мучается от кровотечений, я сказал: "Куда мне до него! Мирской человек одиннадцать лет мучается кровотечениями, при этом он имеет детей, должен подниматься утром и идти на работу, тогда как я не промучился этими кровотечениями даже и семи лет!" Думая о другом, о том, кто испытывает такие страдания, я оправдать себя не могу. А вот начиная думать о том, что я страдаю, в то время как другие живут припеваючи, о том, что по ночам я каждые полчаса вынужден подниматься, потому что у меня проблемы с кишечником, и я не могу уснуть, тогда как другие спят безмятежным сном, я оправдываю себя, даже если ропщу. Ты, сестра, сколько времени мучаешься от герпеса?

Восемь месяцев, Геронда.

Видишь? Одному Бог даёт помучиться этой болезнью два месяца, другому - десять месяцев, третьему - пятнадцать. Я тебя понимаю. Тебе очень больно. Некоторые от этой болезни доходят до отчаяния. Но вот если мирской человек, помучавшись один-два месяца от герпеса и от сильной боли впав в отчаяние, узнаёт, что духовный человек мучается той же болезнью уже целый год и при этом терпит и не ропщет, то он сразу же получает утешение. "Погляди-ка, - говорит больной. - Я заболел два месяца назад и уже дошёл до отчаяния, а другой бедолага мучается целый год - и ничего! А я ведь ещё и грешу, тогда, как он живёт духовно". Таким образом этого человека ещё никто не вразумлял или наставлял, а он уже получает помощь!

Скорби, которые причиняют нам люди

Геронда, если человек по Богу терпит скорби и несправедливости от людей, то это терпение очищает его от страстей?

Она ещё спрашивает! Да оно его не просто очищает, оно его дистиллирует! Разве есть что-то выше такого терпения? Подобным образом человек может расплатиться со своими грехами. Посмотрите: пойманного преступника бьют, заключают в тюрьму, там он исполняет свой малый "канон". И если такой человек искренне покается, то он спасается от вечной темницы. Разве пустяшное дело, если через земное страдание человек оплачивает свой счёт в вечности?

С радостью претерпевайте любую скорбь. Скорби, которые причиняют нам люди, более сладки, чем те сладкие "сиропы", которыми поят нас те, кто нас любит. Посмотри, ведь в заповедях блаженства Христос не говорит: "Блажени есте егда похвалят вы", но "Блажени есте, егда поносят вам... " и вдобавок "на вы лжуще ". Когда человек подвергается неправедному поношению, он откладывает духовные сбережения в небесную сокровищницу. А если поношения, которым он подвергся, заслужены, то он расплачивается со своими грехами. Поэтому мы не только безропотно должны терпеть того, кто нас искушает, но и чувствовать к нему благодарность, потому что этот человек даёт нам благоприятную возможность потрудиться в любви, в смирении, в терпении.

Конечно, клеветники работают в сотрудничестве с тангалашкой. Но обычно сильный ветер ломает и выкорчёвывает те хилые деревья, корни которых неглубоки. А вот тем деревьям, которые имеют глубокие корни, сильный ветер помогает пустить их корни ещё глубже.

Мы должны молиться за всех, кто нас злословит, и просить у Бога, чтобы он дал им покаяние, просвещение и здравие. Мы не должны оставлять в себе ни следа ненависти к этим людям. Будем удерживать в себе только опыт от происшедшего с нами искушения, выбрасывать всю горечь обид и неприязней и помнить слова преподобного Ефрема Сирина: "Если ты потерпишь клевету и после этого чистота твоей совести станет явной, то не высокомудрствуй, но в смиренномудрии работай Господу, избавившему тебя от человеческой клеветы, для того чтобы ты не пал жалкой жертвой".

Древние старцы говорили о тех, кто будет жить в более поздние времена: неспособные на подвиги, они будут спасаться терпением скорбей и болезней. И те, которые по-христиански понесут недуги, войдут в Царство Небесное. Наши болезни и скорби, даже при всем неприятии их, большинству из нас понятны. Но часто болеют дети, даже совсем маленькие, болеют очень тяжело. Почему болеют безгрешные малыши, как можно им помочь? И как жить взрослым, чтобы уменьшить детские страдания? - рассказывает отец Петр Семащук, настоятель храма во имя прп. Феодора Освященного.

КРАТКАЯ СПРАВКА: Ежегодно в Украине фиксируют около 1000 онкобольных детей - это 11-12 случаев на 100 тыс. населения детского возраста (до 18 лет).

Злокачественные новообразования детского возраста занимают 7 место в структуре детской инвалидности. По показателям смертности от злокачественных новообразований детей Украина занимает 5 место в Европе (5 случаев на 100 тыс. населения).

- Как давно вы опекаете онкобольных детей, и почему выбрано именно это направление работы у вас в храме?

После того, как здесь начали возрождать храм, начали богослужебную деятельность, к нам очень скоро пришли волонтеры из онкогематологического отделения областной больницы, которая расположена неподалеку от храма. На территории больницы недавно построили Варваринский храм, и теперь наша общая помощь детям, надеюсь, будет возрастать. Но когда мы пришли сюда шесть лет назад, было непросто. Одной из причин, почему к нам обратились волонтеры, хотя они были людьми далеко не церковными, это беспокоившая их проблема в отделении – туда часто приходили «свидетели иеговы», разные протестантские проповедники, и ребята подспудно понимали, что на самом деле никакой пользы пациентам подобные «миссионеры» не приносят. Тогда они решили эту нишу заполнить - и пришли к нам. Предложили сотрудничать, и мы, конечно, согласились. И вот уже шесть лет совместно опекаем детей.

Если в прошлые годы мы приглашали артистов для проведения праздника, то в этом году бывшие пациенты провели… рок-концерт

- В чем заключается ваше сотрудничество?

Каждое воскресенье и во все большие праздники мы ходим причащать деток. На Крещение окропляем все отделение водой, на Рождество идем с детьми воскресной школой с вертепом, и на Пасху, конечно, приходим. Хотя сам режим отделения не позволяет бывать там часто, некоторые дети находятся на специальном режиме - им противопоказан близкий контакт, но выбираем формат, время и приходим.

Буквально три года назад у нас появилась еще одна традиция – по-особому отмечать праздник Сретения. Это - Всемирный день борьбы с окозаболеваниями, в который мы устраиваем выставки, проводим концерты, презентации.

Цель этих мероприятий – привлечь внимание общественности, а также собрать средства на лечение детей. Вот у нас в зале представлена выставка этого года – рисунки и поделки. Отдельно на одной из стен представлены работы детей, которые успешно вылечились.

Если в прошлые годы мы приглашали артистов, разных известных людей, то в этом году на празднике в основном были бывшие пациенты, которые провели рок-концерт. Приходят, конечно, и известные люди. Скажем, Ани Лорак, не афишируя, всегда приходит, делает подарки, общается с детьми, целый день посвящает ребятам.

Болели бы сами родители, возможно, никогда не обратились к Богу, а через детей приходят к Господу. Мы наблюдаем титанические изменения родителей

Как вы считаете, почему так тяжело болеют дети, ведь онкозаболевание – страшная болезнь, особенно тяжело переносят её малыши. Нам понятно, когда болеет взрослый, согласны даже, что есть за что, а маленькие - ведь они нагрешить еще не могли, даже не успели понять, если что плохое и сделали.

Это глубокий, сложный вопрос, так сразу на него и не ответишь. Есть несколько объяснений. Первое – дети болеют за грехи родителей, но не в том смысле, что они напрямую отвечают за те или иные действия родителей. Но так же, как и физическое тело несет в себе ту или иную наследственность, так и душе передаются определенные наклонности. Это какие-то нераскаянные грехи, безбожие, нежелание ходить в церковь. Все накладывается на поколения, и через болезнь детей Господь стучит в сердце родителей. Вот вы сказали: «Почему дети болеют, они ведь не понимают?» Именно поэтому - болезнь детей очень сильно трогает сердце и душу родителей, болели бы сами родители, они, возможно, никогда не обратились к Богу, не задумались бы над духовными вопросами, а через детей приходят к Господу. Это очень сильный повод задуматься о своей жизни. Мы по своей практике наблюдаем титанические изменения родителей – люди приходят к Богу, люди просят, молятся, несут свой крест и выходят из этих обстоятельств, уже по-другому оценивая себя и свою жизнь.

Второе. Есть такое мнение, в частности у митрополита Антония Сурожского: именно через болезнь невинных детей Господь избирает из человеческого общества самое лучшее. Мы все несем свой крест, и этот крест - отражение Креста Христова. Христос пострадал безвинно, добровольно за наши грехи. Когда нам кажется, что крест очень тяжелый, это как раз указывает, что Господь избрал именно этого ребенка для особой миссии, для несения этого креста и для исполнения Его воли в этой жизни.

99% родителей понимают, что если их дети лечатся, то все это не случайно. Все от Бога

- Все ли родители больных деток обращаются к Богу, становятся верующими?

Скажу так – я не встречал в больнице родителей, которые враждебно относились к церкви, священникам. Как минимум, они не препятствуют приходить к детям. В разной степени, конечно. Кто-то быстрее отзывается и понимает, что будет, если он обратится к Богу, и Бог дарует исцеление. На самом деле, 99% - это родители, которые понимают, что если их дети лечатся, то все это не случайно. Кроме того, у них там каждый день чудеса происходят, и родители видят это. Представьте себе, разве не чудо, когда ребенку, которому нужна срочная операция, и на нее необходимо 100 тысяч долларов, а таких денег у родителей нет – и вдруг эти средства находятся. И подобные чудеса происходят постоянно, в любое время – кризис, не кризис, в любой ситуации. Всегда находятся люди, готовые помочь. Многие волонтеры не афишируют свою деятельность, помогают тайно, движимые бескорыстным желанием помощи. Поэтому родители, каждый день встречаясь с чудесами милосердия, понимают, что такое под силу только Богу.

Когда болеют дети, родители приходят к Богу, получают такие силы, что сбить их с пути, нарушить веру – сложно

А бывают случаи, когда родители тяжко горюют, говорят – мы молились, просили, а Господь все равно забрал? Их отчаяние можно понять.

Такое бывает редко. После ухода детей люди становятся верующими, церковными. Это тяжело на первых порах, может появиться и ропот…

- …как же так - почему Бог одной рукой дает, а другой забирает?

Православный человек в воле Божией сомневаться не должен. Может такое случиться, но временно. На самом деле мы понимаем, что все продиктовано Божественной любовью, а если мы не поняли или нам тяжело это принять, то только потому, что мы не доросли до нужного уровня. Господь не дает испытаний выше наших сил, больше, чем мы можем понести. Я скажу так – за период, когда болеют дети, родители, благодаря тому, что они приходили к Богу, молились, получали такие силы, что как-то их сбить с пути, нарушить веру – сложно.

Маленькие дети понимают, что больны, скорее седрцем, чем умом. Им нравится, что мы совершаем молитвы, что их причащают, раздают просфоры… Они ждут это с радостью

А как дети переносят такие испытания? Ведь в больницу попадают также детки из неверующих семей. Как они начинают понимать, что есть Бог, есть Ангел-Хранитель, есть какие-то неведомые ранее силы, что жизнь так или иначе привела его сюда?

Маленькие дети на каком-то традиционном или бытовом уровне воспринимают это. Скорее сердцем, чем умом. Им нравятся те обряды, которые мы совершаем, молитвы, им нравится, что их причащают, раздают просфоры, святую воду. Они ждут это с радостью. К определенному времени приносят с собой чашки, так как в отделении особая гигиена. А старшие в тяжелые моменты задают вопросы священнику, обращаются к волонтерам. Мы проводим с ними и их родителями беседы. Взрослые дети больше понимают, они больше прожили, у них были друзья, привязанности, а тут их вырвали из привычной среды, изолировали – поэтому и вопросов больше, больше знания и понимания.

Хочется отметить, что наше общество не пассивно к этим детям. Более того, многие люди постоянно пребывают в заботе о них. Благо, есть волонтерское движение людей неравнодушных. Понятно, что большой группе людей сложно прийти в больницу. Поэтому волонтеры выбирают: кто о ком уже постоянно заботится, звонят, договариваются, решают проблемы, связанные с лечением.

В отделении есть игровая комната, где дети между собой общаются, есть разные кружки. Наши выставки проходят благодаря тому, что есть кружок арттерапии. Его ведет профессиональная художница Екатерина Сапожкова, довольно известная личность – у нее проходят выставки и у нас, и за границей. Она для себя решила, что должна помогать таким детям и очень успешно это делает – дети рады. Надеюсь, дети не чувствуют себя обделенными. Да, бывает тяжело, бывают разные периоды, но каждый, кто приходит, старается им помочь.

- В этой больнице находятся дети из Киевской области, а сколько лечится с онкозаболеваниями?

Все время по-разному, где-то 40-50. Есть такие, которые приезжают на короткий период. Потом бывают наездами, по мере необходимости лечения.

- Как часто, по вашим наблюдениям, дети излечиваются полностью?

Могу судить из сообщений волонтеров - они приходят туда чаще. По их наблюдениям, где-то процентов 60-70 пациентов, о которых с уверенностью можно сказать, что болезнь - отступила. Тем более, что медицина развивается. Да и в наших условиях всегда есть возможности помочь. Если болезнь выявлена на раннем этапе, диагностирована на ранних стадиях, большая вероятность, что ребенок совершенно выздоровеет.

Сказать, что у этих детей детство было – ничего не сказать. Они все - мученики… Смотришь на них и понимаешь: никаких проблем у тебя нет

- А как дети переносят смерть своих товарищей по палате, больнице?

Это в любом случае - шок. В такие моменты в отделении даже воздух депрессивный, болезненный. Представьте себе, они все понимают. Им нелегко: ведь вчера их товарищ был жив, они играли вместе, но еще они понимают, что сами тоже могут уйти. Вообще эти дети особенные. Сказать, что у них детство было – ничего не сказать. Они все - мученики, потому что все в чем-то ограничены – и болью, и передвижением.

Даже нам бывает непросто, что о них говорить. Я часто наблюдал - есть тяжелые недели, как с понедельника началось – все какие-то трудности. Под конец недели уже думаешь – все, нет сил. А в воскресенье приходишь в отделение, смотришь на детей и понимаешь, что на самом деле никаких проблем у тебя нет. Еще это хорошо понимаешь, когда возвращаешься домой. У меня своих двое детей, и когда они на тебя прыгают, кувыркаются, радостно встречают папу, то видишь, как они свободны в своих движениях, эмоциях. А дети в отделении, можно сказать, привязаны, они же почти постоянно с системами. Они ходят и на занятия с капельницами, катетерами, и когда мы приходим причащать их, то большинство детей выходит с такими специальными стойками, от которых более чем на полтора-два метра нельзя отойти.

- Как же они приходят в храм, если в отделении строгая стерильность?

Есть разная степень лечения, есть т.н. интенсив, когда они не могут покидать палату, и к ним тоже нельзя заходить, они изолированы практически полностью, хотя и к таким мы приходим по вере и просьбе родителей. Практически все отделение поделено на две неравные части - меньшая, где очень сложные дети, большая часть, где дети на стационаре, но они имеют возможность выйти в игровую комнату, в коридор, даже на улицу выходят, ну и к нам в храм приходят.

За эти шесть лет, в течение которых вы опекаете пациентов больницы, больше или меньше стало детей с таким тяжелым заболеванием?

Можно сказать, стабильно одинаково, особого всплеска не было, но, к сожалению, и меньше не становится.

Мы должны не только приводить к Богу детей, но и сами приходить, не только причащать детей, но и сами причащаться

Что бы вы могли посоветовать родителям здоровых детей. Ведь каждый переживает за своего ребенка, волнуется, чтобы, не дай Бог, ничего подобного не случилось. Как заботиться о своих детях?

Прежде всего, через заботу о себе и своем духовном состоянии, это касается всех родителей, дети ведь болеют разными болезнями. В отделении мы акцентируем внимание родителей на том, что они должны не только приводить к Богу детей, но и самим приходить, не только причащать детей, но и самим исповедоваться и причащаться. Где-то я читал, что если у тебя есть какие-то греховные наклонности, и ты не хочешь, чтобы их повторяли твои дети – искорени их в самом себе. Хочешь передать более чистую духовную природу - наведи порядок в своей душе. С себя нужно начинать. И уже как следствие, как результат - дети будут здоровее.

Приводить людей к Богу, потому что чем больше мы укореняемся в церковной, духовной жизни, тем чаще мы соизмеряем свою жизнь с волей Божией. И тогда мы растем духовно, растут определенные знания, мы в состоянии понять промысел Божий и соизмерять свою жизнь с Богом. Даже тогда, когда человек достигает такого уровня, в его жизни случаются те или иные трудности. Но в таком случае он понимает, для чего это, почему, и соответственно реагирует. Для него это не становится шоком, он не впадает в депрессию, не замыкается, а принимает все как волю Божию, как определенную горькую пилюлю, для того чтобы стать лучше, стать совершеннее.

Пример для нас – преподобный Пимен Многоболезненный, который с детства тяжко болел. Но благодаря тому, что смиренно все переносил и благодарил Бога, он достиг таких высот, что по его молитвам люди исцелялись. Он даже воскрешал мертвых. Однажды братия стала ему говорить: «Пимен, ты уже достиг таких высот, что можешь попросить у Бога исцеления для себя». Он отвечал: «Нет, наоборот, я прошу, чтобы Господь удержал эту болезнь, так как хочу, чтобы через нее и через несение этого креста достичь большего совершенства». Святые, когда заболевали, говорили: «Господь посетил». Теоретически, конечно, легко рассуждать, но с другой стороны – когда Господь посылает испытания, то дает и силы, чтобы нести их, преодолевать.

Эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя ее растратить на водку, сигареты...

Вы говорили, что те дети, которые исцелись, сейчас приезжают к больным. А они становятся верующими, укрепляются в вере?

На последнем концерте, на Сретенье, было интересно слушать этих детей, их выступление. Я скажу так: по крайней мере, эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя жизнь растратить на водку, сигареты, гулянки, наркотики, а ее нужно использовать для чего-то полезного, нужного. Потому, что они столкнулись лицом к лицу со смертью, чувствовали дыхание смерти. Что значит «верующий человек»? Я бы не сказал, что это тот, который поклоны бьет в храме – это необязательно, потому что можно выйти из храма и вести себя, как будто в храме и не был. Главное, чтобы человек правильно жил, а если он будет правильно жить, будет настоящим человеком, то у него нет другого выхода, как придти к Богу и стать христианином.

В этом мире все продиктовано не чьей-то злой волей, а именно - Божественной любовью

- Что Вам дает силы нести такое служение, каждый раз видеть тяжело больных детей?

Бывают разные моменты, периоды… Иногда в воскресенье причащается 10 детей, бывает и один ребенок. Правда, почти никогда не бывало, что никого нет. Там, в отделении, есть специальный зал, в углу - иконы, аналой. Часто родители просят прийти в палаты. Несколько раз было, когда я думал: «Может, и не стоит сейчас идти...» Но Господь всегда подавал верные знаки.

Однажды, когда думали, что уже в последний раз идем, вдруг видим – «свидетели иеговы» оккупировали отделение. Ну, как можно допустить, чтобы людей ввели в соблазн или обманули! Или, например, приходим и видим полный зал людей, они благодарят и говорят, что мы их сильно поддерживаем, укрепляем. В любом случае мы видим, что это нужно, они нас ждут. Дети ждут, спрашивают: где батюшка, приходят к тому времени. Я понимаю, что, может быть, мы что-то не успеваем, что-то не доделываем. Планируем в ближайшее время более плотно заняться опекой над детьми. Может, определить какой-то день в середине недели, чтобы священник приходил и общался с родителями не только в воскресенье, чтобы осмысление происходящего было более глубоким и комплексным. Да, мы приходим постоянно, это востребовано, это нужно, но это порционно, возможно, что некоторые родители до конца и не поняли всю глубину и значение церковных Таинств. Надо, чтобы была возможность поговорить со священником чаще, особенно тем, кто только попал в больницу.

Самая необходимейшая мысль и осознание: в этом мире все продиктовано не чьей-то злой волей, а именно - Божественной любовью. Наверное, поэтому верующему человеку легче переносить испытания, без веры в них нет никакого смысла. А если есть смысл, если ты понимаешь, что это от Бога, то ты готов терпеть хоть сто, хоть двести лет, потому что ты понимаешь - это от Бога. Господь ничего не дает просто так, это не слепой случай. Повторюсь: все в мире продиктовано Божественной любовью.