Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Льготы военным пенсионерам по санаторно-курортному лечению - основания для получения. Порядок оплаты военным пенсионерам проезда в санаторий Проезд в военный санаторий уволенным снг

Согласно действующему законодательству, оплата проезда в санаторий военным пенсионерам в 2019 году будет доступна. Но, как показывает практика, военнослужащим, вышедшим на заслуженный отдых, не так-то просто получить обещанную компенсацию. Первое, с чем сталкиваются пенсионеры, – это необоснованный отказ в предоставлении выплат. Второе – это незнание процедуры, как оплачивается проезд к месту отдыха и обратно военным пенсионерам.

Законодательное регулирование вопроса

Прежде всего, необходимо обратиться к Законам, которые регулируют порядок оплаты проезда в санаторий военным пенсионерам. Нужно отметить, что основоположными являются общефедеральные НПА. На региональном уровне муниципалитетам позволяется конкретизировать положения Федеральных Законов, расширяя их. Поэтому в отдельных административных областях правила получения льгот могут несколько отличаться.

Таблица № 1 «Законодательное регулирование вопроса»

В списке указаны только общефедеральные Законы, на основании которых производится оплата проезда военным пенсионерам к месту отдыха. Но дополнительно можно добавить к этому перечню Распоряжения Губернаторов, Постановления локального правительства и Законы регионов.

Компенсация санаторно-курортного лечения военным пенсионерам в 2019 году


Согласно положениям ФЗ № 76, каждому военному гарантирован бесплатный проезд к месту отдыха и обратно домой. Но такая льгота предоставляется не чаще, нежели один раз за календарный год
. Также установлено, что оплата дороги к месту лечения предоставляется таким категориям граждан:

  • нынешние военные, которым выдано направление на курорт с целью лечения (обязательно соответствующее заключение врача);
  • военнослужащие, которые выполняют свои обязанности в опасных или вредных условиях;
  • член семьи служащего, если направление в санаторий – это решение доктора;
  • уволенным в запас, если срок службы составил больше двух десятков лет.

Кроме того, в отдельных случаях будет оплачиваться проездной документ и сопровождающим военного, если для того имеются медицинские показания.

Важно! Оплата военным пенсионерам проезда на лечение осуществляется за все виды транспорта, кроме такси .

Бесплатный проезд на отдых и лечение военных пенсионеров

Существуют некоторые особенности компенсации таких выплат. В частности, в список оплачиваемых затрат относятся:

  • оплата всех видов билетов до пансионата и в обратном направлении. Например, можно рассчитывать на ;
  • компенсация постельного белья;
  • страховые сборы, если они включены в стоимость проездного документа.

При этом нельзя рассчитывать на выплаты за обмен билетов (по вине военнослужащего), а также на дополнительную комиссию, связанную с покупкой талонов удаленно.

Таблица № 2 «Особенности осуществления компенсации»

Что касается членов семьи и сопровождающих, то оплата их проезда осуществляется наравне с военнослужащими. Также, прежде чем приобретать проездные талоны на самолет, нужно узнать, возможна ли компенсация билетов конкретной компании.

Порядок получения компенсации

Для того чтобы получить льготы и компенсационные выплаты, необходимо выполнить такой алгоритм действий:

  • вся организация санаторно-курортного лечения, а также покупка проездных билетов сразу в две стороны осуществляется на наличные пенсионера (талоны приобретаются за личные средства с возможностью последующей компенсации);
  • после завершения отдыха собираются все документы о затратах не лечение;
  • подача документов на рассмотрение;
  • принятие решения и оплата затрат.

Куда обратиться

Куда обращаться, зависит от категории военнослужащего. Так, действующие военные должны направить все подтверждающие затраты бумаги, в комиссариат по месту несения службы. Допускается, как подача рапорта через непосредственного командира, так и напрямую старшему начальнику. Рапорт должен содержать такие ведомости:

  • звание и имя командира, которому направляется ходатайство;
  • персональные сведенья военного;
  • описание обстоятельств получения путевки на санаторно-курортное лечение;
  • подсчет сопутствующих затрат;
  • просьбу оплатить затраты.

Что касается пенсионеров, то им предстоит обращаться в ФСС по адресу своей прописки. Не допускается обращение в органы другого региона, поскольку каждым муниципалитетом могут устанавливаться свои условия предоставления льгот.

Порядок рассмотрения документов

Кроме рапорта, претендентами на выплаты должны быть поданы такие документы:

  • талон о прибытии, в котором должна значиться отметка о приезде в город курорта;
  • проездные талоны;
  • все квитанции об оплате услуг;
  • документ, подтверждающий родство (если вместе с военнослужащим едет член его семьи).

Допускается осуществление оплаты только по факту, поскольку предварительно оценить расходы – практически невозможно. Так, на принятие решения по рапорту у должностных лиц имеется не больше десяти суток. Этого времени достаточно, чтобы проверить полноту и подлинность поданных бумаг.

О принятом решении военный уведомляется письменно. И при согласии осуществить компенсацию затрат на дорогу, денежные средства начисляются с основной суммой пособия уже со следующего месяца.

Возможные трудности и пути их решения

Как правило, рапорт на оплату проезда удовлетворяется в 80% случаев. Остальная часть – это отказные ходатайства. На практике встречаются такие основания для отказа.

ВОПРОС:

Я военный пенсионер пользующийся льготой согласно п.5 ст.20 ФЗ от 27.05.98 г. №76-фз. В этом году в военкомате мне было отказано в возмещении расходов на проезд в военный санаторий (все положенные документы, в т.ч. справку жд вокзала о стоимости проезда по кратчайшему пути, я представил). Отказано на основании приказа МО РФ от 6.06.2001 г. №200, который устанавливает правила оплаты военнослужащим в аналогичном случае по перевозочным документам (причем разрешает им проезд не по кратчайшему маршруту с возмещением затрат по кратчайшему). А для пенсионеров, по логике ВК, это право не предусмотрено. Так там не предусмотрена, например, и льготная стоимость путевки и т.п. (да и проездные документы нам не выдаются). Приказ вообще пенсионеров не касается. А касается нас ФЗ от 27.05.98 г. №76-фз, который дает нам право на такой проезд на безвозмездной основе, Постановление Правительства РФ от 20.04.2000 г. №354, которое обязывает МО РФ возмещать такие расходы, Пост. Прав. от 7.03.16 г. №171, которое обязало МО РФ установить категории проезда в таких случаях (которое, надо думать не выполнено). И если отказ мотивируется приказом МО РФ №200, то как же 15 лет платили. Наверное до кризиса приказ распространялся на пенсионеров, а с 2016 г. - нет.


Прошу Вас оценить правомочность отказа в оплате расходов на проезд в санаторий и обратно по стоимости кратчайшего маршрута (по справке жд вокзала) и, если я прав, дать совет о дальнейших действиях.
Спасибо!
А.В. Хохлов

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» права и социальные гарантии, указанные в пункте 4 этой статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Приведенная категория граждан, уволенных с военной службы, в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год).

Пункт 54 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года № 200, устанавливает, что офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, возмещаются расходы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Членам семей указанных офицеров, а также прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в таком же порядке один раз в год возмещаются расходы на проезд в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно.

Указанные расходы возмещаются военными комиссариатами за счет средств, предусмотренных в сводной бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации на социальное обеспечение уволенных военнослужащих (статья 006226 Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации).

Приведенные выше правовые нормы являются действующими и установленным порядком утратившими силу не признаны.
Таким образом, видится, что в случае предоставления Вами всех необходимых отчетных документов для возмещения расходов на проезд в военный санаторий, у военного комиссариата отсутствуют какие-либо правовые основания для отказа вам в возмещении этих расходов.

Если вами получен официальный отказ военного комиссариата в возмещении расходов на проезд в военный санаторий или же ваше обращение с просьбой оплатить проезд осталось без официального ответа, то Вы вправе обратиться с административным исковым заявлением в районный суд по месту нахождения административного ответчика - соответствующего военного комиссариата субъекта Российской Федерации, с оспариванием такого отказа или же бездействия по возмещению соответствующих расходов (если Ваше обращение осталось без официального ответа).

Ответ подготовил

ВОПРОС:

Военкомат отказал в компенсации расходов на проезд в санаторий (на что, как военный пенсионер имею право). Подал в суд административный иск. Суд определил, что данное мое требование необходимо подавать в порядке гражданского судопроизводства (гл.12 ГПК РФ). Вопрос: о чем должен быть иск: о признании права на получение компенсации расходов…., о возмещении убытка, причиненного ВК…, о признании недействительным решения ВК или другое? Спасибо!
Александр Хохлов.

ОТВЕТ:

До настоящего момента в судебной практике не было единства подхода в части касающейся порядка рассмотрения дел, связанных защитой нарушенных и оспариваемых прав, вытекающих из споров в связи с отказами гражданам в реализации их социальных прав, в том числе, как в Вашем случае, с отказом в компенсации расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

В целях выработки единого подхода к рассмотрению дел, вытекающих из подобного рода споров, Верховный Суд Российской Федерации принял специальное Постановление от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Разъясняя порядок рассмотрения и разрешения судами споров в порядке КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 27 сентября 2016 года № 36 отметил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
При этом Верховный Суд Российской Федерации также отметил, что не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Возможно предположить, что отказ суда в рассмотрении ваших требований по правилам КАС РФ было основано на том, что вы не состоите с военным комиссариатом в правоотношениях, основанных на административно-властных полномочиях указанного органа по отношению к Вам, так как военный комиссариат при осуществлении функций пенсионного обеспечения и предоставления вам предусмотренных действующим законодательством прав, гарантий и компенсаций выступает лишь стороной по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к Вам, т. е. правоотношения между Вами и военным комиссариатом в данном случае основаны на равенстве сторон.

При указанных обстоятельствам следует обратиться в суд с исковым заявлением. При этом, с учетом того, что Вами уже осуществлена поездка в санаторий и обратно и имеются соответствующие документы, подтверждающие осуществление указанной поездки, позволяющие произвести расчет денежных средств, подлежащих взысканию с органа, уполномоченного осуществлять эти выплаты, видится целесообразным обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании расходов, связанных с осуществлением поездки в санаторий и обратно, компенсация которых предусмотрена пунктом 5 статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Требование о признании права на получении соответствующей компенсации в данном случае видится излишним, так как такое право установлено в отношении Вас действующим законодательством.

Ответ подготовил.
Трофимов Е.Н., адвокат специализированной адвокатской конторы № 65 Свердловской областной коллегии адвокатов

То подскажите судебную практику.
Сергей
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Токарь А.А.,
при секретаре Григорьевой Ю.М.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева В. В. к
Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат города
Санкт-Петербурга» о признании незаконным отказа в выплате компенсации за
проезд, взыскании расходов на проезд, расходов на получение справки,
оплату услуг представителя, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Алексеев
В.В. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, указав, что
с 28.07.2014 года по 17.08.2014 года совместно с женой, Алексеевой
Р.Н., проходил санаторно-курортное лечение в военном санатории
«Чебаркульский», расположенном в Челябинской области, к месту
прохождения лечения и обратно следовал истец с супругой следовали по
маршруту: Санкт-Петербург – Екатеринбург (самолет), Екатеринбург –
Челябинск и Челябинск – Чебаркуль (автобус) и обратно: Чебаркуль –
Челябинск и Челябинск – Екатеринбург (автобус) и Екатеринбург –
Санкт-Петербург (самолет). Так как истец является пенсионером
Министерства обороны РФ и в соответствии с п. 5 ст. 20
Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на
бесплатный проезд совместно с членами семьи к месту прохождения
санаторно-курортного лечения и обратно, направил ответчику заявление о
компенсации расходов на оплату проезда, которому приложил проездные
документы и документы, подтверждающие пребывание в санатории, однако
получил отказ со ссылкой на то, что оплате подлежит прямой либо
кратчайший маршрут с наименьшим количеством пересадок, наикратчайшим
путем следования в санаторий «Чебаркульский» является авиаперелет из
Санкт-Петербурга в Челябинска; при этом ответчик не указал, какие
документы необходимо представить для получения указанной компенсации.
После получения юридической консультации, а также разъяснений по вопросу
компенсации расходов на проезд к месту прохождения санаторно-курортного
лечения, полученных из Департамента бюджетного планирования и
социальных гарантий Министерства обороны РФ, Алексеев В.В. вновь
обратился к ответчику с заявлением о компенсации проезда с приложением
необходимых документов и справки о стоимости авиабилетов по маршруту
Санкт-Петербург – Челябинск на дату его следования в санаторий и
обратно, полученную в Центральном агентстве воздушных сообщений. На
данное заявление 20.10.2014 года получил отказ аналогичного содержания.
По мнению Алексеева В.В., действия ответчика по отказу в выплате
компенсации за проезд противоречат требованиям закона и нарушили его
права, установленные п. 5 ст. 20
Федерального закона «О статусе военнослужащих», причинили ему моральный
вред в связи с чем просил признать незаконным отказ ответчика в
возмещении расходов на проезд в военный санаторий и обратно, обязать
ответчика возместить расходы на проезд в военный санаторий и обратно в
сумме <данные изъяты>, взыскать расходы, понесенные на оплату
справки Центрального агентства воздушных сообщений в сумме <данные
изъяты> и на оплату юридической консультации в сумме <данные
изъяты>, а также взыскать с ответчика в его пользу в счет компенсации
морального вреда <данные изъяты>.
Ответчик иск не признал,
ссылаясь на то, что оплата проезда военным пенсионерам и членам их
семей осуществляется только при условии следования в военный санаторий и
обратно по прямому наикратчайшему маршруту. От Санкт-Петербурга до
санатория «Чебаркульский» кратчайшим путем является авиаперелет
Санкт-Петербурга - Челябинск, однако истец представил проездные
документы по маршруту, отличающемуся от прямого пути, и не представил
документы, подтверждающие отсутствие прямого пути, при этом справка
транспортной организации о стоимости прямого беспересадочного пути
следования не является основанием для оплаты компенсации за проезд.
Также ответчик указал, что требования о компенсации морального вреда при
нарушении имущественных прав допускается в случаях прямо
предусмотренных законом, нарушение пенсионных прав, затрагивающих
имущественные права граждан, к таковым не относятся. По изложенным
основаниям просил в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание истец явился, требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав мнения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из
материалов дела усматривается, что Алексеев В.В. и его супруга
Алексеева Р.Н. с 28.07.2014 года по 17.08.2014 года проходили
санаторно-курортное лечение в филиале «Санаторий «Чебаркульский» ФГКУ
«Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны РФ
(далее Санаторий «Чебаркульский») на основании санаторно-курортных
путевой № серии ЧЕБ и № серии ЧЕБ соответственно (л.д. 20, 21). Местом
нахождения упомянутого санаторно-курортного учреждения является
Челябинская область, город Чебаркуль. К месту прохождения
санаторно-курортного лечения в Санаторий «Чебаркульский» и обратно
Алексеев В.В. и его супруга Алексеева Р.Н. следовали по маршруту:
Санкт-Петербург – Екатеринбург (самолет), Екатеринбург – Челябинск и
Челябинск – Чебаркуль (автобус) и обратно: Чебаркуль – Челябинск и
Челябинск – Екатеринбург (автобус) и Екатеринбург – Санкт-Петербург
(самолет); факт перелета по указанному маршруту подтвержден электронными
билетами и посадочными талонами, стоимость авиаперелета по маршруту
Санкт-Петербург – Екатеринбург и обратно на двоих составила <данные
изъяты>, факт приобретения и оплаты авиабилетов подтвержден копиями
электронных билетов и кассовым чеком (л.д. 22- 25в), ответчиком не
оспорен.
В п. 5 ст. 20
Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплено право бывших
военнослужащих из числа указанных офицеров и членов их семей, а также
прапорщиков и мичманов на проезд на безвозмездной основе
железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением
такси) транспортом в санаторно-курортные организации и оздоровительные
организации и обратно (один раз в год) и условия реализации данного
права.
Из п. 9 указанной статьи следует, что расходы, связанные с
перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов
их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным,
водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием
мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные
командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны
Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в
котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением
Правительства РФ от 20.04.2000 года № 354 «О порядке возмещения
расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы и членов их семей, а также их личного имущества»
утвержден порядок, п. 6 которого Министерству обороны РФ и иному
федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена
военная служба, предписано возмещать расходы военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы и членов их семей (близких родственников),
имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной
основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой
счет.
Истец является полковником в отставке, пенсионером
Министерства обороны РФ, выслуга лет в календарном исчислении составляет
30 лет, имеет состав семьи: жену – Алексееву Р.Н., в соответствии с
Федеральным законом «О статусе военнослужащих» вправе совместно с
членами семьи получать за счет средств Министерства обороны РФ
медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в военно-медицинских
учреждениях (л.д. 63).
Порядок оформления документов для выплаты
компенсации за проезд к месту прохождения санаторно-курортного лечения и
обратно военных пенсионеров регулируется в том числе, Руководством по
оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими
перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденным Приказом Министерства обороны РФ от 06.06.2001 года № 200
(далее Руководство). Согласно п. 3 Ркуоводства оплате подлежит проезд в
прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного
сообщения - с наименьшим количеством пересадок в соответствии с
указателями пассажирских маршрутов в кратчайшем сообщении, которые
разрабатываются и рассылаются начальниками службы военных сообщений
военных округов, флотов; п. п. 35, 85 упомянутого Руководства
установлено, что возмещение стоимости проезда военнослужащего и членов
его семьи осуществляется по фактическим затратам. При этом под
фактическими затратами понимаются все траты, связанные с проездом (кроме
проезда на такси).
Алексеев В.В. обратился к ответчику с
заявлением о возмещении указанных расходов, однако письмом начальника
Центра социального обеспечения военного комиссариата города
Санкт-Петербурга от 04.09.2014 год № ПГ-321078 ему было отказано со
ссылкой на Руководство по оформлению, использованию, хранению и
обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах
Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства обороны РФ от
06.06.2001 года № 200, согласно которому возмещению подлежат расходы на
проезд к месту лечения в санаторно-курортные учреждения и обратно по
прямому маршруту, а путь следования Алексеева В.В. с супругой в
Санаторий «Чебаркульский» прямым не являлся (л.д. 30). 08.10.2014 года
Алексеев В.В. повторно направил ответчику заявление с просьбой
компенсировать затраты на проезд в Санаторий «Чебаркульский», к
заявлению, в том числе, приложил справку о стоимости авиабилета по
прямому маршруту Санкт-Петербург – Челябинск, выданную Центральным
агентством воздушных сообщений № от 28.08.2014 года, однако письмом
военного комиссара города Санкт-Петербурга от 20.10.2014 года № ПГ
-321078 в удовлетворении заявления Алексееву В.В. отказано по тем же
основаниям (л.д. 31, 32, 36 – 40).
Факт представления Алексеевым
В.В. одновременно с заявлениями о возмещении расходов на проезд
документов, достоверно подтверждающих понесенные им расходы на перелет к
месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно, ответчик не
оспаривал, однако, возражая на заявленные требования, указал, что оплата
проезда прямого маршрута на основании сведений, отраженных в справке
транспортной организации о стоимости прямого маршрута при проезде
кружным путем осуществляется только действующим военнослужащим и на
военных пенсионеров не распространяется.
Суд отклоняет указанные доводы, поскольку они противоречат положениям п.п. 5 и 9 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Согласно
п.п. 39, 40 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом
Президента РФ от 07.12.2012 года 3 1609 осуществление пенсионного
обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей,
членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным
лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других
выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также
реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших)
военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим
вопросам, возложены на военные комиссариаты.
Кроме того, п. 54
Руководства офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья
или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая
продолжительность военной службы которых в льготном исчислении
составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы
25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и членам семей
указанных офицеров расходы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и
автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное
лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в
санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в
год) возмещаются военными комиссариатами за счет средств,
предусмотренных в сводной бюджетной смете Министерства обороны РФ на
социальное обеспечение уволенных военнослужащих (статья 006226
Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны
Российской Федерации).
Анализируя вышеприведенные правовые нормы в
системной взаимосвязи, принимая во внимание то обстоятельство, что на
ответчика возложена обязанность выполнения государственной функции по
предоставлению военным пенсионера и членам их семей компенсаций и
осуществление других выплат, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, учитывая то обстоятельство, что Алексеев В.В.
представил требуемые Руководством доказательства в подтверждение
фактически понесенных затрат на проезд к месту прохождения лечения и
обратно, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в выплате
Алексееву В.В. компенсации затрат на проезд в Санаторий «Чебаркульский» и
обратно является незаконным.
П. 85 Руководства предписано, что
расходы на проезд лицам, имеющим право на проезд или перевозку личного
имущества за счет средств Министерства обороны РФ, возмещаются по
фактически произведенным затратам.
Принимая во внимание сведения о
стоимости одного авиабилета по маршруту Санкт-Петербург – Челябинск и
обратно в период с 28.07.2014 года по 19.08.2014 года, отраженные в
справке Центрального агентства воздушных сообщений № от 28.08.2014 года в
размере <данные изъяты>, наличие документов, подтверждающих
фактические затраты на проезд к месту прохождения лечения в размере
<данные изъяты> за каждый авиабилет, суд считает требования
Алексеева В.В. подлежащими частичному удовлетворению, а именно: в
размере фактически понесенных затрат в сумме <данные изъяты>.
Приходя к такому выводу, суд учитывает, что ответчик стоимость одного
авиабилета по маршруту Санкт-Петербург – Челябинск, а также в
опровержение размера фактически понесенных Алексеевым В.В. затрат на
проезд не оспаривал.
В соответствии с п. 1 приказа Министра
обороны Российской Федерации от 08.06.2000 года № 300, должностные лица
Министерства обороны должны возмещать военнослужащим, имеющим право на
бесплатный проезд, расходы, связанные с приобретением проездных
документов лишь после осуществления проезда и предъявления документов,
подтверждающих фактические затраты. Из изложенного следует, что
обязанность подтверждения фактических затрат на проезд возложена на
лицо, обратившееся за выплатой компенсации стоимости проездных
документов.
Таким образом, предоставление справки о стоимости
авиабилета по прямому маршруту Санкт-Петербург – Челябинск и обратно
являлось обязанностью Алексеева В.В., а необходимость в её получении
возникла в связи с выбором не прямого маршрута следования в Санаторий
«Чебаркульский» и не является следствием незаконных действий ответчика,
следовательно, основания для возложения на ответчика обязанности
возместить Алексееву В.В. расходы, понесенные оплату указанной справки,
отсутствуют.
Положения ст. ст. 151, 1099
ГК РФ предусматривают, что компенсация морального вреда может быть
возложена на причинителя вреда, если его действиями нарушены личные
неимущественные права либо другие нематериальные блага гражданина;
моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права,
подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Законодательство,
регулирующее спорные правоотношения по возмещению расходов, связанных с
проездом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их
семей железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за
исключением такси) транспортом, к месту лечения и положения Федерального
закона «О статусе военнослужащих» не предусматривают возможность
компенсации морального вреда в случае неправомерного отказа в возмещении
таких расходов. При таких обстоятельствах требования Алексеева В.В. о
компенсации морального вреда не основаны на законе и подлежат
отклонению.
Согласно ст. 98
ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд
присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные
расходы пропорционально удовлетворенным требованиям; судебные расходы
состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением
дела (ст. 88
ГПК РФ). Расходы на оплату услуг представителя, возмещаются на
основании заявления стороны, в пользу которой состоялось решение суда,
поданному в письменной форме; указанные расходы возмещаются судом в
разумных пределах (ст. 100 ГПК РФ).
В
подтверждение расходов на оплату услуг представителя Алексеев В.В.
представил договор № 367.0914 с ООО «Центр правовой поддержки»,
заключенный 13.09.2014 года, предметом которого являлось представление
его интересов в суде первой инстанции по настоящему иску (л.д. 41).
Между тем, в проведенных по делу двух судебных заседаниях защиту своих
интересов Алексеев В.В. осуществлял самостоятельно в отсутствие
представителей ООО «Центр правовой поддержки», таким образом,
доказательства в подтверждение выполнения предусмотренных указанным
договором представительских услуг отсутствуют. При таких обстоятельствах
оснований для взыскания расходов, понесенных на оплату услуг
представителя, в размере <данные изъяты>, не имеется.
В силу ч. 1 ст. 103
ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и
государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден,
взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов,
пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае
взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого
они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет
согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным
законодательством Российской Федерации.
Поскольку при обращении в
суд истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке,
установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по
искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации,
негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам
исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц,
проходивших военную службу от уплаты государственной пошлины освобождены
(п. 5 ч. 2 ст. 333.36
НК РФ), суд полагает, что с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга
подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные
изъяты> ((27 200 – 20 000)* 3% + 800 + 300).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Алексеева В. В. удовлетворить частично.
Признать
незаконным отказ Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат
города Санкт-Петербурга» в выплате Алексееву В. В. компенсации за
проезд в военный санаторий и обратно.
Взыскать с Федерального
казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» в
пользу Алексеева В. В. компенсацию расходов на проезд в военный
санаторий и обратно в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать
с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города
Санкт-Петербурга» в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную
пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть
обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня
составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы
через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Мотивированное решение составлено 23.03.2015 года.
Суд:
Октябрьский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)
Судьи дела:
Токарь Антонина Андреевна (судья)
(подробнее)

Отказ неправомерен. Возместить должны

Правила предоставления бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения регламентируются ФЗ РФ «О статусе военнослужащего» (ред. От 03. 04 2017). указанного положения содержит список категорий военнослужащих и военных пенсионеров, которым гарантирован проезд на безвозмездной основе, а также условия предоставления данной льготы.
Ст. 20, Пункт 1 ФЗ № 76 указывает, что военнослужащие имеют право безвозмездного проезда «к местам использования реабилитационных отпусков, на лечение и обратно». Выбор транспорта (воздушный, железнодорожный, водный, автомобильный, кроме такси) остается за военнослужащим.
Ст. 20, Пункт 1.1 гарантирует один раз в год безвозмездный проезд к месту основного отпуска и обратно военнослужащим, которые проходят службу за пределами РФ по контракту.
Ст. 20, Пункт 2 разъясняет право одного из членов семьи военнослужащих, проходящих службу по контракту, на бесплатный проезд один раз в год к месту основного отпуска и обратно; к месту лечения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно.

Важно! Согласно Ст. 2, Пункту 5 к членам семьи в данном случае относятся:

  • Супруг / супруга
  • Дети до 18 лет
  • Дети, проходящие обучение на очной основе, - до 23 лет
  • Лица, находящиеся на иждивении военнослужащего
  • Детям старше 18 лет, являющимся инвалидами детства, право на бесплатный проезд предоставляется дополнительно, помимо 1 члена семьи военнослужащего.
  • Вопрос о предоставлении компенсационных выплат решается военным комиссариатом по месту службы.

Бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения военных пенсионеров

Правила бесплатного проезда военных пенсионеров к месту санаторно-курортного лечения регламентируются Ст. 20, Пунктом 3 ФЗ РФ № 76. К лицам, имеющим право на бесплатный проезд, относятся:

  • Офицеры, ушедшие на пенсию, если их стаж в льготном исчислении составляет от 20 лет или при общей продолжительности службы от 25 лет.
  • Члены семей указанных офицеров.
  • Прапорщики, мичманы, уволенные по достижению предельного для воинской службы возраста, при условии, что продолжительность их службы в ВС составляет от 20 лет.

Как военным пенсионерам получить компенсацию за проезд к месту санаторно-курортного лечения

К транспортным компенсационным выплатам относятся: стоимость плацкарта или вагона ПК; при отсутствии ж/д сообщения – билет на авто/аэроперевозку; постельные принадлежности, выдаваемые в вагоне; страховые и иные сборы, установленные на транспорте.
Заявитель предоставляет в соответствующую социальную службу по месту жительства следующие документы:

  • заявление на компенсационные выплаты за транспортные расходы;
  • финансовые документы, подтверждающие расходы на проезд;
  • копию талона к путевке или иные документы, подтверждающие пребывание в санатории;
  • для членов семьи: свидетельство о рождении детей; свидетельство о заключении брака; свидетельство об опеке; свидетельство об инвалидности детей (если таковая имеется).

Решение о предоставлении компенсационных выплат принимается не позднее 10 дней после письменного обращения в службу социальной защиты.

1 . Военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе:

железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования реабилитационных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также к местам использования дополнительных отпусков (за исключением зимнего каникулярного отпуска);

на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.

1.1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска на территории Российской Федерации и обратно.

1.2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

2. Члены семьи военнослужащего - гражданина, проходящего военную службу по контракту, указанные в абзацах 6 - 10 пункта 5 статьи 2, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих - граждан, на проезд на безвозмездной основе:

от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы;

один раз в год - к месту использования отпуска и обратно (один член семьи, за исключением члена семьи, относящегося к категории, указанной в абзаце девятом пункта 5 статьи 2 настоящего Федерального закона);

на лечение в медицинские организации по заключению военно-врачебной комиссии и обратно;

при увольнении военнослужащего - гражданина с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего - гражданина - к избранному месту жительства.

Члены семьи военнослужащего - гражданина при переезде на избранное место жительства в связи с гибелью (смертью) военнослужащего - гражданина имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

В случае гибели (смерти) военнослужащего-гражданина члены его семьи (но не более трех человек) и его родители имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту погребения погибшего (умершего) военнослужащего-гражданина и обратно. Один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего-гражданина и его родители имеют право один раз в год на проезд на безвозмездной основе по территории Российской Федерации (в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, также по территории, расположенной за пределами территории Российской Федерации) железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту погребения военнослужащего-гражданина и обратно.

3. Лицо, сопровождающее военнослужащего, который следует в медицинскую организацию или санаторно-курортную организацию, в отпуск по болезни, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, или членов семей военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, следующих в медицинские организации или санаторно-курортные организации, если необходимость сопровождения признана заключением военно-врачебной комиссии, имеет право на проезд на безвозмездной основе к месту лечения (использования отпуска), избранному месту жительства и обратно на основаниях, установленных для сопровождаемого.

4. В случае тяжелой болезни военнослужащего два члена его семьи или два близких родственника имеют право на проезд на безвозмездной основе от места своего жительства до места нахождения больного и обратно на основаниях, установленных для военнослужащего, один раз за время болезни.

5 . Офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

6. Военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно. При этом военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, направляемый в служебную командировку, пользуется правом на бронирование и получение вне очереди места в гостинице по командировочному удостоверению.

7 . Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

8 . Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой.

Пересылка простых писем военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также простых писем, адресованных им, осуществляются в маркированных почтовых конвертах, приобретаемых за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Пересылка посылок с личной одеждой военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, досылка и возвращение посылок, адресованных им, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

9 . Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

К особой категории граждан относятся военные пенсионеры, поскольку они внесли значимый вклад в развитие и осуществление обороны страны. В связи с этим законом для них и для членов их семей предусмотрены различные преференции, в том числе льготы военным пенсионерам по санаторно курортному лечению.

Как получить путевку в санаторно-курортное учреждение

Как правило, о прохождении санаторно-курортного лечения говорит лечащий врач военного пенсионера. Хотя прохождение оздоровления в специализированном учреждении не является обязательным и достаточным условием выздоровления и продолжения оказания пациенту медицинских услуг. Иногда гражданин сам изъявляет желание поехать в санаторий, чтобы поправить свое здоровье.

Ошибочно полагать, что путевка в санаторно-курортное учреждение – это своеобразная путевка в отпуск. Дело в том, что в санаторий могут быть направлены исключительно граждане, чье состояние здоровья не является удовлетворительным, в связи с чем ему рекомендуется провести время на санаторно-курортном лечении.

Для того, чтобы ФСС одобрил заявку на получение субсидии, должна быть предъявлена специальная справка, которую выдает лечащий врач, уверенный в том, что оздоровление в санатории необходимо его пациенту. Этот же врач должен позже (не ранее, чем за 60 дней до поездки) оформить курортную карту.

Если врач согласен выдать справку и оформить курортную карту, пациенту остается все документы отнести в региональное отделение Фонда социального страхования, написать заявление на выдачу путевки и ожидать решения специалистов ФСС (18 дней в общем случае и 21 день, если в санаторий едут инвалиды, страдающие от повреждений головного или спинного мозга).

Условия предоставления льготы военным пенсионерам по санаторно курортному лечению

Чтобы получить частично субсидированную путевку на лечение в санатории, необходимо отвечать двум основным требованиям:

  • иметь медицинские показания к прохождению оздоровления;
  • относиться к льготным категориям граждан, которые вправе претендовать на путевки (к таковым относятся и военные пенсионеры).

Офицеры, которые были уволены с военной службы, вправе претендовать на льготы по санаторно-курортному лечению, если:

  • они были уволены из-за достижения предельного возраста пребывания на службе;
  • ушли со службы из-за ухудшения состояния здоровья;
  • были уволены из-за проведения организационно-штатных мероприятий;
  • они служили на протяжении 20 лет и более в льготном исчислении;
  • общая продолжительность службы равна 25 годам и более.

Льготы военным пенсионерам по санаторно курортному лечению

Военным пенсионерам, при соблюдении всех условий, о которых мы говорили выше, путевка в санаторно-курортное учреждение предоставляется с оплатой 75% ее общей стоимости (на счет каждого военного пенсионера Министерство перечисляет 600 рублей ежегодно).

Что касается членов семей военных пенсионеров, то при условии нахождения на иждивении военного пенсионера и совместного с ним проживания они также могут рассчитывать на частичную оплату путевок, а именно 50% их фактической стоимости (на счет родственников военного пенсионера переводится 300 рублей в год).

Льготная путевка будет оформлена после принятия решения Управлением санаторно-курортного лечения МО РФ. Для того, чтобы заявить о желании получить частично оплаченную путевку, гражданин должен подать заявление в Главное военно-медицинское управление МО РФ (или непосредственно в администрацию лечебного учреждения), приложив к документу справку по форме 070/У-04 в качестве свидетельства наличия медицинских показаний для прохождения оздоровления. Путевка будет выдана управлением Фонда социального страхования на основании указанных выше документов.

Какие документы нужны для оформления путевки в санаторно-курортное учреждение

Военный пенсионер, чтобы получить субсидию на путевку в санаторий, должен предъявить следующие документы в ФСС:

Сотрудники ФСС могут попросить предоставить какие-либо дополнительные документы. Если путевка оформляется на члена семьи военного пенсионера, могут понадобится другие бумаги – о составе семьи, о степени родства и т.д.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Военный пенсионер не воспользовался справкой 070/У-04 вовремя.