Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Посттравматическая слепота у ребенка. Черепно-мозговая травма у ребенка. Лечение психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков

По данным эпидемиологических исследований, ежегодно во многих странах число новых случаев черепно-мозговой травмы (ЧМТ) среди детей и подростков достигает 180-200 на 100 тыс. человек. Наиболее распространена легкая ЧМТ (в том числе сотрясение головного мозга и ушиб мозга легкой степени), на долю которой приходится примерно 80% от всех случаев. Среднетяжелая и тяжелая ЧМТ составляют около 15% случаев, оставшиеся 5% приходятся на крайне тяжелые ЧМТ, часто заканчивающиеся летальным исходом. Именно ЧМТ является ведущей причиной инвалидизации и смертности среди детей и подростков.

Две основные возрастные группы повышенного риска ЧМТ: до 5 лет, 15-25 лет. При этом абсолютный максимум случаев ЧМТ приходится на вторую возрастную группу и часто связан с употреблением алкоголя и дорожно-транспортными происшествиями. Среди пострадавших с ЧМТ около 70% составляют пациенты мужского пола.

В основу классификации ЧМТ положены характер и степень повреждений головного мозга. К закрытой ЧМТ относят повреждения, при которых отсутствуют нарушения целостности покровов головы или имеются раны мягких тканей без повреждения апоневроза, к открытой ЧМТ — с переломами костей свода черепа, сопровождающиеся повреждением апоневроза, переломами основания черепа, кровотечением или ликвореей (из носа или уха).

Повреждения головного мозга при ЧМТ делятся на первичные (очаговые и диффузные) и вторичные. К первичным относят повреждения, возникающие в момент воздействия механической энергии (ушибы, размозжения мозговой ткани, диффузные аксональные повреждения, первичные внутричерепные гематомы, ушибы ствола мозга и пр.). Вторичные повреждения возникают в результате неблагоприятного воздействия на мозг ряда дополнительных внутри- и внечерепных факторов, которые провоцируют цепь сложных реактивных процессов, усугубляющих тяжесть первичных повреждений.

Основные клинические формы ЧМТ могут быть представлены очаговыми и диффузными поражениями.

  • Очаговые повреждения:
    • ушиб головного мозга;
    • сдавление головного мозга - внутричерепная гематома (эпидуральная, субдуральная);
    • внутримозговое кровоизлияние;
    • субарахноидальное кровоизлияние.
  • Диффузные повреждения:
    • сотрясение головного мозга;
    • диффузное аксональное повреждение;
    • диффузные сосудистые повреждения (включая гипоксически-ишемические).
    • клиническом течении ЧМТ принято выделять следующие периоды:
    • острый: первые 2-10 нед после травмы;
    • промежуточный: от 10 нед до 6 мес;
    • отдаленный: от 6 мес до 2 и более лет.

    При оценке степени тяжести ЧМТ и прогнозировании ее течения учитываются следующие показатели:

    • продолжительность потери сознания в остром периоде травмы;
    • оценка по шкале ком Глазго (ШКГ);
    • длительность посттравматической амнезии;
    • оценка состояния жизненно важных функций, очаговых симптомов в области первичного поражения и дислокационных - по шкале НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко А. Н. Коновалов, Л. Б. Лихтерман, А. А. Потапов и соавт., 1998).

    В зависимости от степени тяжести ЧМТ может отмечаться следующая продолжительность потери сознания в остром периоде травмы (R. Appleton, T. Baldwin, 1998):

    • легкая - длительность потери сознания менее 20 мин;
    • среднетяжелая - от 20 мин до 6 ч;
    • тяжелая - от 6 до 48 ч;
    • крайне тяжелая - более 48 ч.

    Между тем у детей, особенно младших возрастных групп, потеря сознания при ЧМТ наблюдается не всегда и даже может отсутствовать при тяжелой травме.

    Для оценки состояния больных с закрытой ЧМТ широко применяется ШКГ (B. Jennett, G. Teasdale, 1981), которая позволяет судить не только о степени тяжести, но также делать прогноз при ЧМТ. Общая оценка по ШКГ рассчитывается путем сложения баллов по каждой из трех групп реакций: открывание глаз, вокализация (или речевая активность), двигательная активность. Для повышения чувствительности и прогностической значимости традиционной шкалы в педиатрической практике предложены возрастные модификации ШКГ для детей до 1 года и для малышей от 1 года до 5 лет; для детей 6-15 лет используется тот же вариант шкалы, что и для взрослых пациентов (А. С. Иова и соавт., 1999). Общая оценка по ШКГ может варьировать от 15 до 3 баллов. Степень тяжести ЧМТ по ШКГ определяется следующим образом (B. Jennett, G. Teasdale, 1981; K. M. Yorkston, 1997):

    • легкая: исходная оценка 13-15 баллов;
    • среднетяжелая: (1) исходная оценка - 9-12 баллов либо (2) исходная оценка - 13-15 баллов, но через 3 дня оценка не достигает 15 баллов;
    • тяжелая: исходная оценка - 3-8 баллов.

    Со времени разработки ШКГ в 1974 г. она широко используется для определения тяжести ЧМТ. Доказано, что с уменьшением общего количества баллов по ШКГ увеличивается вероятность неблагоприятных исходов. При анализе прогностической значимости возрастного фактора было установлено, что он существенно влияет как на летальность, так и на инвалидизацию при ЧМТ. Несмотря на некоторые противоречия, имеющиеся в литературе, установлено, что исходы у детей лучше, чем у взрослых.

    Своеобразие клинического течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механическая энергия воздействует на мозг, рост и развитие которого еще не закончены. Благодаря высокой пластичности развивающегося мозга у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход, в том числе и после тяжелых клинических вариантов ЧМТ. Между тем даже легкие ЧМТ в детском возрасте не всегда проходят бесследно. Так, показано, что в отдаленном периоде после перенесенного сотрясения головного мозга (в интервале от 6 мес до 3 лет) не менее чем у 30% пациентов детского возраста формируется комплекс нарушений, обозначаемый как посткоммоционный синдром.

    Основные проявления посткоммоционного синдрома:

    • церебрастенические симптомы - быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность, тревожность, раздражительность, трудности засыпания;
    • головные боли, головокружения, периодически сопровождающиеся тошнотой;
    • умеренно выраженные нарушения координации движений при исследовании неврологического статуса;
    • когнитивные нарушения (со стороны внимания, памяти), сопровождающиеся трудностями, связанными с обучением в школе.

    Не вызывает сомнения тот факт, что ЧМТ средней и тяжелой степени приводят к более серьезным последствиям. При этом необходимо иметь в виду, что последствия ЧМТ могут проявиться не сразу, а оказаться отсроченными. Если ЧМТ влияет на нормальный ход процессов развития мозга, то в результате она отражается и на формировании личности ребенка, его когнитивном и эмоциональном развитии, школьном обучении, формировании социальных навыков. Выраженность психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ в значительной мере определяется исходной степенью тяжести травмы.

    Клинические проявления последствий ЧМТ

    Ранее считалось, что восстановление нарушенных функций после перенесенной ЧМТ у детей и подростков происходит в более полном объеме, нежели у взрослых. Полагали также, что чем младше возраст, в котором произошла ЧМТ, тем значительнее вероятность полного регресса неврологических расстройств. Тем не менее результаты целенаправленных исследований оказались не столь оптимистичными (J. R. Christensen, 1996). Выживаемость после тяжелых ЧМТ среди пациентов детского возраста действительно выше, чем среди взрослых, но существует вероятность появления отсроченных клинических симптомов. Действительно, постепенно стало очевидно, что в отдаленном периоде среднетяжелых и тяжелых ЧМТ у многих детей сохраняются резидуальные неврологические расстройства.

    Среднетяжелые ЧМТ обычно сопровождаются преходящими неврологическими расстройствами, лишь в некоторых случаях они оказываются стойкими (J. R. Christensen, 1996). Исходы тяжелых ЧМТ, по данным литературы, варьируют довольно широко.

    J. D. Brink. (1980) и соавторы изучали последствия тяжелых и крайне тяжелых ЧМТ у 345 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Продолжительность комы в остром периоде ЧМТ составляла более 24 ч с медианой 5-6 нед. В отдаленном периоде ЧМТ 73% пациентов самостоятельно передвигались и полностью обслуживали себя, 10% имели ограничения в передвижении и оставались частично зависимыми в обслуживании, у 9% восстановилось сознание, но сохранялась полная зависимость от окружающих. В работе J. F. Kraus и соавторов (1987) было показано, что при оценке 3-4 балла по ШКГ в остром периоде ЧМТ у 100% детей формируется как минимум умеренная инвалидизация, при оценках в диапазоне 5-8 баллов — у 65% обследованных.

    Двигательные нарушения

    Парезы или плегии конечностей в отдаленном периоде ЧМТ у детей встречаются довольно редко. Нередко при сохранности мышечной силы обследование позволяет обнаружить снижение скорости выполнения движений (D. Chaplin et al., 1993). Нарушения координации движений, напротив, наблюдаются у многих детей, перенесших ЧМТ (J. R. Christensen, 1996).

    Хотя восстановление двигательных функций в отдаленном периоде закрытой ЧМТ у детей во многих случаях бывает удовлетворительным, в ходе неврологического обследования даже незначительные двигательные нарушения считаются патологией. Резидуальные двигательные нарушения сказываются не только на общей двигательной активности и успехах в занятиях физкультурой и спортом, но также на отношении к ребенку сверстников. При негативном отношении со стороны сверстников у ребенка, перенесшего ЧМТ, развиваются нарушения социальной адаптации.

    Когнитивные нарушения

    Выраженность когнитивных нарушений в отдаленном периоде ЧМТ также определяется исходной степенью ее тяжести. Ряд нарушений высших психических функций обусловливается специфической локализацией поражений, в частности преимущественным поражением при ушибах мозга лобных и височных долей. Когнитивные расстройства у пациентов, перенесших ЧМТ, часто затрагивают такие сферы психической деятельности, как память, внимание, скорость переработки поступающей информации, а также обеспечиваемые префронтальными отделами больших полушарий мозга управляющие функции (планирование, организация, принятие решений). Тем не менее во многих случаях резидуальные расстройства формируются вследствие диффузного вовлечения коры и повреждения аксиальных структур головного мозга, которые модулируют функциональную активность коры. Именно сочетанное поражение локальных зон коры головного мозга, аксиальных и подкорковых образований приводит к развитию нарушений памяти, внимания, регуляции уровня психической активности, эмоций и мотиваций.

    Речевые расстройства

    Непосредственно после закрытой ЧМТ у детей нередко наблюдаются речевые и двигательные нарушения, которые со временем в значительной степени регрессируют. Довольно часто встречаются дизартрии (бульбарная или псевдобульбарная), в некоторых случаях наблюдаются моторная афазия, а также нарушения контроля дыхания, сопровождающиеся преходящими заиканием, шепотной или монотонной речью. Среди особенностей речи в отдаленном периоде ЧМТ могут отмечаться ее замедленный темп, затруднения при подборе слов, бедность активного словаря с дополнением собственной речи мимикой и жестами, в некоторых случаях — трудности, связанные с пониманием длинных и сложных высказываний.

    Трудности при обучении в школе

    Травматические повреждения определенных корковых центров могут приводить к возникновению специфических трудностей, связанных с формированием навыков чтения (дислексии), письма (дисграфии) или счета (дискалькулии), но подобные случаи встречаются не так часто. У большинства детей приобретенные до ЧМТ школьные навыки сохраняются либо обретаются вновь. Тем не менее во многих случаях возможно формирование школьной дезадаптации, обусловленной возникшими вследствие ЧМТ когнитивными, речевыми нарушениями, а также эмоциональными и поведенческими трудностями. У многих детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ отмечаются следующие затруднения, связанные с обучением в школе:

    • Приобретаемые знания имеют неоднородный и отрывочный характер.
    • На уроках в школе ребенок с трудом включается в выполнение заданий, плохо справляется с ними.
    • Наблюдаются нарушения внимания во время занятий, отмечаются затруднения, связанные с запоминанием.
    • Ребенок неаккуратен, не доводит начатое дело до конца, не организован.
    • Ребенок не может эффективно использовать помощь окружающих для того, чтобы завершить выполнение задания, работы.
    • Ребенок испытывает затруднения, когда речь идет о применении информации и навыков, а также в формулировании выводов, обобщений.

    Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ трудно разграничить, поскольку они тесно связаны между собой. Травматическая церебрастения характеризуется преобладанием в клинической картине выраженной утомляемости и раздражительности, иногда достигающей аффективной взрывчатости; на этом фоне нередко возникают истерические, неврастенические, ипохондрические или депрессивные симптомы. Часто отмечаются двигательная расторможенность, импульсивность, неспособность придерживаться инструкций и справляться с теми или иными заданиями, отказ от их выполнения. При попадании ребенка или подростка в сложные жизненные обстоятельства остаточные явления после травматических поражений головного мозга служат предрасполагающим фактором к возникновению психогенных или невротических расстройств, являются благоприятной основой для патологического формирования личности. Эмоциональные и поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ затрудняют социальную адаптацию.

    Поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ:

    • вспышки раздражения, эпизоды агрессивного поведения;
    • импульсивность; может наблюдаться двигательная расторможенность;
    • эмоциональная лабильность, колебания настроения;
    • утрата мотивации, заинтересованности в достижении хороших результатов при выполнении тех или иных заданий и дел;
    • замкнутость, нерешительность, необщительность;
    • зависимость от других: ребенок не может постоять за себя;
    • неспособность оценить в полной мере результаты своих действий и корректировать свое поведение;
    • недостаточный самоконтроль и неправильная самооценка, что влечет за собой затруднения при общении с окружающими.

    Посттравматическая эпилепсия представляет собой одно из наиболее серьезных последствий ЧМТ, перенесенной в детском и подростковом возрасте. Посттравматическая эпилепсия развивается после открытой ЧМТ — 50% случаев. Среди них у 2/3 больных начало эпилепсии наблюдается в течение первого года после ЧМТ, у 90% — в течение 5 лет после травмы, (включая первый год жизни), еще у 7% пациентов эпилепсия развивается через 10-15 лет после ЧМТ. Максимальный риск развития посттравматической эпилепсии отмечен у пациентов с очаговой неврологической симптоматикой и массивным поражением ЦНС в результате тяжелой ЧМТ.

    В 70-80% случаев уже первые эпилептические приступы сопровождаются судорогами генерализованного характера (G. M. Fenichel, 1997).

    После закрытой ЧМТ посттравматическая эпилепсия встречается реже (G. M. Fenichel, 1997). В течение 5 лет эпилепсия развивается у 11,5% пациентов после тяжелой ЧМТ (ушиб мозга, внутричерепное кровоизлияние) и у 1,6 % — после ЧМТ средней степени тяжести.

    По результатам обследования (Н. Н. Заваденко, А. И. Кемалов, 2003) 283 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, в отдаленном периоде закрытой ЧМТ (среднетяжелой и тяжелой) развитие эпилепсии было отмечено у 18 человек. Среди них: у 16 детей возникновение приступов (по типу вторично-генерализованных) отмечено в сроки от 4 до 12 мес, после перенесенной закрытой ЧМТ; в двух случаях в те же сроки закрытая ЧМТ спровоцировала дебют идиопатических (наследственно обусловленных) форм эпилепсии — детской абсансной эпилепсии (у мальчика 7 лет) и идиопатической эпилепсии с изолированными генерализованными судорожными приступами (у мальчика 10 лет).

    Таким образом, посттравматическая эпилепсия относится к симптоматическим формам эпилепсии. Для нее характерны те же особенности, что и для группы симптоматических эпилепсий в целом (А. С. Петрухин, К. Ю. Мухин, 2000), а именно:

    • широкий возрастной диапазон начала заболевания;
    • наличие изменений в неврологическом статусе;
    • часто встречающееся снижение когнитивных функций;
    • выявление региональных паттернов на ЭЭГ;
    • структурные изменения в мозге при нейровизуализации;
    • часто встречающаяся резистентность к антиэпилептической терапии, что обусловливает необходимость применения производных вальпроевой кислоты в лечении многих пациентов.

    Лечение психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков

    Терапевтические и реабилитационные мероприятия в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков должны интенсивно проводиться как в первые 12 мес после ЧМТ, когда от их применения правомерно ожидать наиболее значительных результатов, так и в дальнейшем, с учетом продолжающихся процессов морфофункционального созревания ЦНС и высокой пластичности развивающегося мозга. Эти мероприятия должны носить комплексный характер и включать методы психолого-педагогической, логопедической коррекции, психотерапии, лечебной физкультуры, а также медикаментозное лечение. Для преодоления когнитивных и речевых нарушений применяются препараты ноотропного ряда. При посттравматической эпилепсии показан длительный прием антиконвульсантов. С целью профилактики головных болей, в зависимости от ведущих механизмов их патогенеза, рекомендуются курсы сосудистых, дегидратационных препаратов или антиконвульсантов. При аффективных расстройствах и нарушениях поведения назначаются антидепрессанты и нейролептики, но высокой терапевтической эффективностью при этих состояниях обладают также антиконвульсанты, особенно вальпроаты (препараты вальпроевой кислоты и вальпроата натрия). В частности, вальпроаты уменьшают агрессивность и раздражительность, оказывают нормотимическое действие, сглаживают выраженность аффективных колебаний.

    Положительное действие ноотропных препаратов в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков проявляется в улучшении общего самочувствия, регрессе головных болей, церебрастенических проявлений. В неврологическом статусе наблюдается уменьшение выраженности двигательных нарушений, особенно в координаторной сфере, при психологическом обследовании — улучшение показателей памяти, внимания, других высших психических функций. Длительность курсов лечения ноотропами у пациентов данной группы должна составлять не менее 3-4 нед. Эти препараты назначаются в первую половину дня, что связано с их психостимулирующим действием. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. При наличии ликвородинамических нарушений терапию ноотропами дополняют назначением дегидратационных средств. У пациентов с посттравматической эпилепсией до применения ноотропов необходимо достичь полного контроля над приступами в течение 4-6 мес (не менее) на фоне постоянного приема антиконвульсантов.

    При лечении посттравматической эпилепсии к числу базовых противоэпилептических средств относят вальпроаты (конвулекс, депакин, конвульсофин). Их длительное назначение в стабильных терапевтических дозах направлено на предупреждение повреждений нейронов, связанных с повторными эпилептическими приступами. На развитие нейронального повреждения будут указывать: повторяющиеся эпилептические приступы, снижение когнитивных функций, расстройства поведения у больного, наличие нарушений на электроэнцефалограмме и структурных изменений при нейровизуализации. Поэтому важным направлением в лечении психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ является нейропротекция, подразумевающая антиэпилептическую направленность терапии в сочетании с функциональной и метаболической защитой мозга. Нейропротекторные свойства вальпроатов подтверждаются следующими особенностями действия:

    • широкий спектр противоэпилептической активности (по сравнению с другими антиконвульсантами);
    • сохранение эффективности при терапии поддерживающими дозами (часто - относительно низкими);
    • применение вальпроатов не приводит к учащению приступов;
    • применение вальпроатов не провоцирует новых клинических проявлений приступов;
    • отсутствие специфических когнитивных нарушений в процессе терапии;
    • отсутствие побочных эффектов в эмоциональной сфере;
    • нормализация электрической активности мозга;
    • улучшение качества жизни пациентов.

    Ориентировочные суточные дозы при терапии вальпроатами составляют 15-45 мг/кг. Специальные формы, удобные для применения при лечении детей и подростков, разработаны для препарата конвулекс (). Так, детям младшего возраста назначаются капли для приема внутрь (с содержанием 10 мг вальпроата натрия в одной капле) или сироп (с содержанием 50 мг вальпроата натрия в 1 мл).

    Уменьшение числа приемов препарата до 1-2 раз в сутки может быть достигнуто при применении таблеток пролонгированного действия, содержащих по 300 и 500 мг вальпроата натрия.

    Своевременное обращение к неврологу и проведение рациональной медикаментозной терапии позволяют добиться существенного улучшения состояния детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ. Однако одной лекарственной терапии для преодоления последствий ЧМТ бывает недостаточно. Все дети, перенесшие ЧМТ, нуждаются в обследовании у психолога с целью выявления возможных нарушений высших психических функций. Нередко данные нарушения бывают негрубыми, но даже в этих случаях они могут оказывать негативное влияние на успешность обучения в школе и поведение ребенка. Следовательно, помощь детям, перенесшим ЧМТ, всегда должна носить комплексный характер.

    Литература
    1. Заваденко Н. Н., Кемалов А. И. Пептидергические ноотропные препараты в лечении последствий закрытой черепно-мозговой травмы у детей //Вестник практической неврологии. - 2003. - № 7. - С. 44 - 50.
    2. Иова А. С., Гармашов Ю. А., Щугарева Л. М., Паутницкая Т. С. Особенности нейромониторинга при коматозных состояниях у детей (шкала комы Глазго - С.-Петербург и ее возрастные особенности). Лучевая диагностика на рубеже столетий. - СПб., 1999. - С. 45-48.
    3. Коновалов А. Н., Лихтерман Л. Б., Потапов А. А. и др. Клиническое руководство по черепно-мозговой травме. - М., 1998. - Т. 1. - 549 с.
    4. Петрухин А. С., Мухин К. Ю. Эпилептология детского возраста. - М., 2003. - 624 с.
    5. Appleton R., Baldwin T. Management of brain-injured children. New York, Oxford University Press. 1998: 257.
    6. Brink J. D., Imbus C., Woo-Sam J. Physical recovery after severe closed head trauma in children and adolescents// J. Pediatrics. 1980; 97: 721-727.
    7. Chaplin D., Deitz J., Jaffe K. M. Motor performance in children after traumatic brain injury. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 1993; 74:161 - 164.
    8. Christensen J. R. Pediatric Traumatic Brain Injury. In: Developmental Disabilities in Infancy and Childhood. 2-nd ed. Eds. A. J.Capute, P. J.Accardo, Baltimore. 1996: 245 - 260.
    9. Fenichel G.M. Clinical Pediatric Neurology. A signs and symptoms approach. 3-rd ed. Philadelphia, B. Saunders Company. 1997: 407.
    10. Jennett B., Teasdale G. Management of head injuries. Philadelphia, F. A. Davis Co. 1981: 258 - 263.
    11. Kraus J. F., Fide D., Conroy C. Pediatric brain injuries: the nature, clinical course and early outcomes in a defined United States" population. Pediatrics. 1987; 79: 501 - 507.

    Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор
    А. И. Кемалов, Л. С. Гузилова
    В. Е. Попов,
    кандидат медицинских наук
    М. И. Лившиц, кандидат медицинских наук
    Е. В. Андреева, кандидат медицинских наук

    РГМУ, Москва
    Морозовская детская клиническая больница, Москва

  • Сотрясение мозга у детей - это самая распространенная травма в педиатрии. Это связано с повышенной активностью и заниженным ощущением опасности у детей. Из-за несвоевременной диагностики и отсутствия адекватного лечения и режима могут развиться осложнения, порой даже очень серьезные. Именно поэтому родители должны иметь представление о признаках сотрясения мозга, чтобы не упустить момент и не рисковать здоровьем и будущим своего ребенка.

    Понятие о травме

    Это вид черепно-мозговой травмы (ЧМТ), требующий госпитализации.

    Высокий уровень травматизма объясняется повышенной активностью, непоседливостью, любознательностью, которые сочетаются с несовершенными навыками координации движений и заниженным чувством опасности. Кроме этого, у маленьких детей голова еще имеет большой вес, а при падении они не умеют страховаться руками, поэтому падают головой вниз, не выставляя ручки вперед.

    Особенности

    При сотрясении мозга у ребенка, к счастью, не происходит необратимых процессов. Этот вид травмы имеет хороший прогноз и достаточно редко приводит к осложнениям.

    Всем родителям следует знать, что признаки сотрясения мозга у детей (особенно грудничков) сильно отличаются от признаков этой ЧМТ у взрослых.

    Например, у взрослых людей симптомы следующие:

    У ребенка признаки и симптомы сотрясения мозга сильно смазанные.

    Ребенок сразу после ушиба чувствует себя хорошо, однако спустя некоторое время, ему вдруг становится хуже - это специфические особенности формирующегося детского организма, которые следует учитывать родителям, чтобы не упустить время и не допустить нежелательных осложнений.

    Дети до года

    У малышей все протекает малосимптомно, как правило, не бывает потери сознания. Чаще всего признаками сотрясения мозга у ребенка до года являются:

    Дети до 6 лет

    Признаки сотрясения мозга у ребенка 1 года и старше уже более явные, уже наблюдаются рвота и тошнота после травмы. Ребенок может потерять сознание после того, как ударился головой.

    Если основные признаки сотрясения мозга у ребенка до года сложно определить, еще и потому что дети не умеют говорить, то дети постарше уже могут описать свое состояние и пожаловаться на головную боль.

    Иногда у детей наблюдается такой симптом, как посттравматическая слепота. Она развивается не сразу после ушиба, но может держаться несколько часов, после чего самостоятельно проходит бесследно.

    Итак, родителям необходимо обратить внимание на такие и старше, которые могут проявиться после травмы головы:

    • тошнота и многочисленные приступы рвоты;
    • отсутствие аппетита;
    • головокружение и головная боль;
    • бледная кожа;
    • слабость и повышенная сонливость;
    • замедленный пульс;
    • повышенная температура тела;
    • повышенная потливость.

    Подростки

    Эта возрастная группа тоже часто поступает в больницы с диагнозом ЧМТ. Признаки сотрясения мозга у ребенка 6 лет и старше уже более похожи на те, которые наблюдаются у взрослого человека:

    • Потеря сознания с кратковременной потерей памяти.
    • Сильная тошнота, рвота.
    • Головокружение.
    • Сильные непроходящие головные боли.
    • Спутанность сознания, отрывистые воспоминания о случившемся.
    • Нарушение координации движения.

    Первая помощь

    Что необходимо делать родителям, у которых ребенок получил ЧМТ? Прежде всего, при первых признаках сотрясения мозга у грудного ребенка следует положить его на твердую поверхность и обеспечить ему покой. Срочно вызвать скорую неотложную помощь, которая отвезет его в стационар. У маленьких детей всегда наблюдается самая минимальная симптоматика, но при этом у них могут быть очень тяжелые повреждения головного мозга. Отсутствие признаков сотрясения мозга у ребенка до 2 лет часто спустя некоторое время (от нескольких часов до дней) сменяется ухудшением состояния, которое проявляется в изменении поведения малыша, повышается его возбудимость, может быть рвота, тошнота, потом это состояние меняется на апатичность, сонливость.

    Если ребенок потерял сознание, его необходимо положить на правый бок, согнуть ему левую руку и левую ногу на 90 градусов. Затем необходимо вызвать врача.

    Что нельзя делать при первых признаках сотрясения мозга у детей:

    • Давать лекарства и воду, это усилит рвоту.
    • Транспортировать ребенка в больницу самостоятельно (нужно вызвать машину скорой помощи).

    Стоит ли обращаться к врачу?

    При любом ушибе головы необходимо ребенка показать врачу. Самостоятельно ставить диагноз не следует, это крайне опасно для жизни и здоровья малыша. Кроме того, признаки легкого сотрясения мозга у ребенка очень скрытые, и распознать их сможет только грамотный специалист.

    Если у ребенка явные симптомы следует вызвать врача, так как большая часть травм проявляется не сразу. Очень часто родители отмечают, что после ушиба все было нормально, а потом стало ухудшаться самочувствие ребенка. Поэтому следует правильно оценить состояние и получить своевременное лечение, что способен обеспечить только специалист.

    К какому врачу нужно обратиться?

    В зависимости от характера травмы и от того, какие признаки сотрясения мозга у ребенка наблюдались, возникает необходимость в осмотре определенными специалистами:

    • Так, если была не сильная травма и малыш чувствует себя хорошо, нужно посетить педиатра. А он уже, если возникнет необходимость, направит к неврологу.
    • Если в результате травмы было повреждено лицо, то необходима консультация стоматолога-хирурга или лора.
    • Если удар пришелся на область уха, в височную кость или в нос, понадобится консультация отоларинголога. Очень важно не упустить повреждение барабанной перепонки, так как это приведет к многочисленным нарушениям в развитии.
    • Если ребенок ударился лбом или затылком, необходимо обратиться к хирургу и травматологу.

    Обследование

    Если у ребенка наблюдается сотрясение мозга, то часто осмотра в клинике вполне достаточно. Но существуют дополнительные методы исследования, которые помогают врачу уточнить диагноз и исключить серьезные повреждения.

    Итак, при подозрении на сотрясение мозга проводят следующие диагностические процедуры:

    • Осмотр у педиатра и невролога.
    • Анализ крови и мочи.
    • Выполняют люмбальную пункцию (при необходимости).
    • Осмотр окулистом глазного дна (при необходимости).
    • Электроэнцефалограмма.
    • (для исключения переломов костей).

    Если был поставлен диагноз «Сотрясение головного мозга», то назначается лечение незамедлительно. Не исключена медикаментозная терапия. Очень важно соблюдать режим, который определит врач.

    Лечение

    После получения травмы, до того как ребенка осмотрит врач, ему необходимо обеспечить покой. Нужно его уложить на твердую и желательно ровную поверхность. Если есть кровоточащие раны, необходимо их осмотреть, обработать и перебинтовать.

    Дети с диагнозом ЧМТ, в том числе с сотрясением мозга, подлежат обязательной госпитализации.

    Цели госпитализации ребенка:

    • В стационаре он будет находиться под наблюдением специалистов, для того чтобы как можно раньше обнаружить и предупредить возможные осложнения травмы головы: отек головного мозга, внутренние гематомы, эпилептические приступы. Риск развития таких осложнений очень маленький, но последствия их очень тяжелые и могут привести к быстрому ухудшению здоровья. Поэтому при первых признаках сотрясения мозга у детей их обязательно госпитализируют, стандартный срок стационарного лечения составляет 10 дней. При современном техническом оснащении больницы пребывание ребенка в стационаре после проведения всех необходимых обследований и при исключении серьезных травм сокращается до 3-4 дней.
    • Вторая цель госпитализации - это обеспечение больному полного покоя. Заключается в ограничении двигательной активности ребенка. Конечно, добиться полностью постельного режима очень сложно, но тем не менее в больнице не допускаются активные игры, бег, шум, продолжительный просмотр телепередач и длительное сидение за компьютером. После выписки режим следует сохранить еще примерно на 2 недели плюс несколько недель ограничить занятие спортом.

    Медикаментозное лечение заключается в назначении мочегонных препаратов типа "Диакарба" или "Фуросемида" в обязательном совместном применении с препаратами калия - "Аспаркамом", "Панангином". Делается это для того, чтобы не допустить отека головного мозга. Кроме того, назначают успокаивающие лекарственные препараты (настой валерианы, "Феназепам") и антигистаминные ("Диазолин", "Супрастин", "Димедрол"). Если наблюдаются сильные головные боли, выписывают анальгетики ("Баралгин", "Седалгин"), при тошноте - "Церукал". После выписки назначают еще и витаминные препараты.

    В стационаре осуществляется постоянный контроль за ребенком, если состояние здоровья его начало ухудшаться, то проводится повторный осмотр и назначается дополнительное обследование.

    Госпитализация необходима, чтобы не пропустить более тяжелой, чем сотрясение мозга, травмы, а это возможно только в стационаре.

    Как только состояние ребенка становится удовлетворительным, его отпускают домой. Но и в домашних условиях требуется соблюдение режима, который прописал врач, ограничиваются прогулки и просмотр телевизора, ребенок должен как можно меньше времени проводить за компьютером. Также следует продолжать медикаментозное лечение. И при первых признаках ухудшения состояния здоровья (рвота, тошнота, продолжающиеся головные боли, сонливость, судороги, слабость в ногах, частое срыгивание - у грудничков) необходимо повторно обратиться к врачу для дополнительного обследования и повторной госпитализации.

    Примерно через 3 недели после травмы все признаки сотрясения мозга у детей исчезают, состояние полностью приходит в норму, ребенок снова может посещать детский сад, школу, заниматься спортом.

    Последствия травмы

    Как правило, сотрясение головного мозга, полученное в детском возрасте, проходит без последствий. Но бывают исключения.

    Самое опасное и серьезное осложнение - синдром повторного сотрясения, который возникает при повторной травме головы, произошедшей вскоре после первичной. Это грозит отеком головного мозга, который может привести к смерти ребенка.

    Если ребенок не соблюдает режим, возникает риск развития посттравматического синдрома, который выражается в сильных головных болях, тошноте, психических симптомах (вспыльчивость, агрессивность, чрезмерная эмоциональность, импульсивность).

    После легкой степени сотрясения мозга в несколько раз увеличивается риск возникновения эпилептических припадков, которые могут появиться в течение нескольких лет после травмы. Риски такого осложнения следует обсуждать с неврологом, так как у каждого конкретного ребенка предрасположенность к этой реакции организма совершенно разная.

    Последствия ЧМТ у ребенка могут иметь накопительный характер. В результате постоянных многочисленных травм головы возникает нарушение умственного развития ребенка, изменяется его поведение, появляется депрессия, нарушаются речь, походка, движения.

    Как избежать

    Что должны сделать родители, чтобы уберечь ребенка от сотрясения мозга? Прежде всего, соблюдать элементарные правила безопасности, они уменьшат вероятность и смягчат силу травмы у детей любого возраста:

    • Дети до года: не оставлять ребенка одного на пеленальном столике, даже если он еще не умеет переворачиваться и ползать. Активные движения ножками и ручками могут привести к механическому соскальзыванию и сползанию. Если после падения заметны признаки сотрясения мозга у маленького ребенка (грудничка), следует немедленно обратиться к врачу.
    • Дети до 6 лет. Они могут получить травму на детской площадке. Дети этой возрастной группы, как правило, не видят опасности и не чувствуют страха. Если ребенок меньше всех остальных на игровой площадке, его лучше не оставлять без присмотра.
    • Дети школьного возраста и подростки. Они получают травмы в результате активных игр и в рискованных видах спорта. У Ребенка 12 лет признаки сотрясения мозга такие же, как и у взрослого человека, и последствия развиваются такие же, поэтому всегда лучше предупредить травматизм, чем потом бороться с осложнениями. Необходимо найти для ребенка занятия, на которых его обучат правильной технике выполнения тех или иных спортивных элементов, соблюдению техники безопасности и быстрой реакции. Если ребенок увлекается активными видами спорта (ролики, лыжи, велосипед), необходимо его научить носить шлем и другие защитные элементы формы.

    Вместо заключения

    Врачи утверждают, что большая часть сотрясений головного мозга у детей проходят бесследно, и организм ребенка восстанавливается полностью после полученной травмы. Но бывают случаи, когда малыш страдает от последствий ЧМТ даже спустя годы.

    Сотрясение мозга - это достаточно опасная травма, от скорости оказания необходимой медицинской помощи и своевременного лечения зависит дальнейшее состояние ребенка. Именно поэтому всем родителям нужно быть внимательными и вовремя замечать основные симптомы и признаки сотрясения, а также понимать причины его возникновения. Особенно это касается грудничков, которые не могут самостоятельно сказать, что у них болит и как они себя чувствуют.

    Синяки, ушибы, царапины и шишки – сложно найти человека, у которого детство прошло без подобных повреждений. Но если когда-то такие отметины были своеобразным символом ловкости и силы, то при виде растущей шишки на лбу у крохи в маминой голове проносится две мысли: каковы симптомы сотрясения мозга у ребенка и есть ли они у ее малыша? На второй вопрос вы сможете ответить вместе с врачом после тщательного осмотра маленького пациента, а вот о признаках сотрясения мозга и его лечении мы постараемся рассказать.

    Сотрясение мозга у детей: причины

    Причиной сотрясения мозга у детей является черепно-мозговая травма. Высокая частота повреждений такого рода у малышей связана с их повышенной двигательной активностью, несовершенной моторикой и координацией движений, а также практически полным отсутствием чувства опасности или страха высоты.

    Еще одним фактором, который во время падения может спровоцировать сотрясение мозга, является достаточно большой вес головы крохи. Именно поэтому большинство грудничков часто ударяются головой, когда скатываются с пеленального столика, выскальзывают из коляски, падают при попытках ходить или ползать.

    Травмы у малышей до 1 года – это результат невнимательности или излишней беспечности их родителей. Не оставляйте кроху одного в том месте, откуда он может упасть.

    Самостоятельно передвигаться по дому или улице ребенок может с 11-12 месяцев, по этой причине именно в годовалом возрасте резко увеличивается число сотрясений мозга у детей. Малыши падают с высоты своего роста из-за неумения сохранять равновесие, с лестниц или горок – по недосмотру родных.

    В старшем возрасте причиной травмы становится баловство детей, подвижные игры, соревнования в храбрости («я залезу на самое высокое дерево», «я умею делать сальто»). Также не стоит забывать и о так называемом синдроме встряхнутого ребенка, при котором у малыша могут появиться признаки сотрясения мозга после прыжков с высоты на ноги, грубого встряхивания взрослыми или при чрезмерно активном укачивании.

    Симптомы сотрясения мозга у ребенка

    Сотрясение головного мозга – это оптимальное последствие закрытой черепно-мозговой травмы (ЗЧМТ), которое имеет положительный прогноз и почти никогда не вызывает осложнений. Но не стоит забывать, что негативные последствия сотрясения мозга у детей будут сведены к минимуму только в случае своевременно начатого лечения.

    Благодаря анатомо-физиологическим особенностям костной и нервной систем, симптомы сотрясения мозга у ребенка существенно отличаются от признаков данной патологии у взрослого человека.

    Взрослые зачастую описывают следующий симптоматический комплекс:

    • Эпизод потери сознания длительностью до 5-10 минут;
    • Постоянная тошнота, иногда – рвота;
    • Невозможность вспомнить события, которые непосредственно предшествовали травме и обстоятельства самой травмы;
    • Кратковременное появление нистагма и нарушение координации движений.

    Яркость проявления симптомов сотрясения мозга у ребенка зависит от его возраста. На первом году жизни признаки патологии проявляются слабо:

    • Потери сознания не происходит;
    • Наблюдается тошнота и рвота;
    • Кожа ребенка бледная;
    • Малыш сонлив или, наоборот, слишком беспокоен;
    • Учащаются эпизоды срыгивания при кормлении;
    • Кроха отказывается от еды;
    • Нарушается режим сна.

    Сотрясение мозга у детей дошкольного возраста сопровождается более выраженной симптоматикой:

    • Часто ребенок сам указывает на факт потери сознания;
    • Присутствуют тошнота и рвота, малыш жалуется на сильную головную боль;
    • Его сердцебиение учащенное или замедленное, артериальное давление нестабильное, кожа бледная и влажная;
    • Нарушается психоэмоциональное состояние, ребенок становится плаксивым и капризным;
    • Нарушается привычный ритм сна.

    В некоторых случаях после полученного повреждения возникает посттравматическая слепота – нарушение, причина которого до сих пор не известна. Она сохраняется не более суток и самостоятельно исчезает.

    Также нужно помнить, что признаки сотрясения мозга у детей не всегда появляются сразу после травмы, иногда они нарастают в течение нескольких часов. Это связано с высокими компенсаторными возможностями детского организма. Однако после появления первого симптома болезнь прогрессирует очень быстро, поэтому внимательно наблюдайте за травмированным ребенком.

    Лечение сотрясения мозга у детей

    Неотложная помощь при сотрясении мозга у детей заключается в соблюдении постельного режима и обработке поверхностных ран (если они имеются). Вне зависимости от того, есть ли жалобы у ребенка с ЗЧМТ, он подлежит немедленному осмотру медицинским работником. Особенно неукоснительно данное правило должно соблюдаться в отношении детей до трех лет.

    Как только маленькому пациенту поставлен диагноз «сотрясение головного мозга», его госпитализируют в стационар. Это обеспечит ребенку психоэмоциональный покой, а врачи смогут круглосуточно наблюдать за больным и вовремя предупредить развитие осложнений. Оптимальный срок госпитализации – 3-4 дня.

    Медикаментозное лечение сотрясения мозга у детей заключается в применении следующих групп препаратов:

    • Мочегонные средства в комбинации с препаратами калия (например, Диакарб и Панангин) назначают с целью предупреждения развития отека мозга;
    • Седативные капли или таблетки необходимы для купирования признаков эмоционального возбуждения;
    • Антигистаминные средства и противорвотные препараты следует принимать только в случае аллергической реакции или рвоты;
    • Ноотропные средства и витамины группы B прописывают для более быстрого восстановления нормальных функций головного мозга;
    • Обезболивающие препараты принимают при наличии головной боли.

    В случае ухудшения состояния здоровья, проводится дополнительное обследование ребенка и коррекция терапии. Если врач наблюдает регресс симптомов, маленького пациента выписывают. Однако чтобы избежать отсроченных осложнений и нежелательных последствий сотрясения мозга, у детей необходимо ограничить физическую активность, снизить нагрузку на мозг (сократить просмотр телевизора и работу с компьютером) и как можно больше отдыхать. При соблюдении вышеозначенных правил, состояние малыша полностью стабилизируется уже через 3 недели.

    По данным ВОЗ в мире 50 млн. слепых на один глаз и 9 млн. на оба. Из них, ослепших в детском возрасте 50%.

    Слепота - это полное отсутствие каких либо световых восприятии - это научное определение. Слепота житейская, практическая, гражданская - способность ориенти­роваться в пространстве - зрение при этом 0,02-0,05 с коррекцией или при её отсутствии.

    Различают слепоту неизлечимую - увечье и слепоту излечимую болезнь. Слепота и количество слепых определит санитарное состояние местности и материальное благополучие населения. Исчисляется на 10 млн. населения, от 7-10 человек слепых - это удовлетворительное состояние, от 10 до 15 неудовлетворительно и от 20 до 25 - плохое.

    По социальному статусу бедных ослепших - 86%, богатых - 0,6%. Примеры неустранимой слепоты - это врожденные уродства, дефекты развития глазных яблок ­- киста, анофтальм, гидрофтальм. Посттравматическая слепота и после заболевания глаз, кончающихся их атрофией. Слепота - после терминальной глаукомы, атрофии зрительных нервов, различной патологии глазного дна.

    Примеры устранимой слепоты: врожденная катаракта, аномалия рефракции, исходы повреждений глазного яблока, наследственные заболевания, глаукома, заболевания связанные с общей патологией - гипертонической болезнью, сахарным диабетом, патологией почек, печени, атеросклерозом.

    Для устранения слепоты нужна профилактика её при рождении, ранняя её диагностика и своевременное лечение, часто вместе с интернистами. Всё это зависит от санитарно-просветительной работы всей врачебной сети и врачей общей практики. Необходимо отметить, что врожденной слепотой не может полностью понять и оценить свой дефект.

    Слепота приобретенная - величайшее несчастье человека.

    Обучение и трудоустройство слепых или реабилитация слепых и слабовидя­щих. Интерес к слепоте и трудоустройству слепых возник в конце 19 века. Были открыты приюты и специальные учебные заведения для слепых. Впервые в Париже Валентин Гюаи, очень состоятельный человек, открыл в 1786г. так называемый институт слепых и слабовидящих детей, где жил и его слепой сын. Там обучали детей различным ремеслам, не требующим зрения. Способных к музыке, обучали игре на музыкальных инструментах. Впоследствии этим детям помогли с трудоустройством.

    Одним из его учеников был Луи Брайль, который в 1829г. изобрел 6-ти точечную систему письма, состоящую из 63 знаков, но реально она была введена в обучение слепых во всем мире только через 50 лет. В 70-х годах 18 столетия в Англии Мунн предложил для обучения выпуклый шрифт, но он не получил распространения в связи с плохим почерком людей.

    У нас в Узбекистане трудоустройство слепых и слабовидящих начинается со школы - в интернатах слепых и слабовидящих. При приёме в эти школы должна учитываться острота зрения. В школу слепых принимают детей с остротой зрения от "0" до 0.05 требующих и не Требующих коррекции, соответственно рефракции. В школы слабовидящих - с остротой зрения от 0.05 до 0.2. Где их обучают чтению не только по Брайлю, но и обычному шрифту.

    Считается, что слепой может овладеть 405 специальностями. В начале, после потери зрения, многие люди теряют веру к жизни, но затем они понимают, что и слепой человек может приносить большую пользу обществу. В школе слепых обучают по Брайлю различным предметам, а затем они по способностям поступают в институты, училища и ведут активный образ жизни. Они учатся в университете - на историческом, филологическом, математическом факультетах, в консерватории - на певческом и струнном факультетах.

    Существуют не только слепые, но и слепо-глухо-немые. Примером может служить Ольга Скороходова,- кандидат педагогических наук, по образному выражению Горького - чудо разума. Она написала книгу, "как я воспринимаю и представляю окружающий меня мир". Она была одна из организаторов школы слепо-немо-глухих в г.Сергиевом Пасаде (Зеленогорске), Московской области. Один, из его выпускников, Карныгин, не только говорит на русском, но и на английском, французском и немецком языках, печатает на машинке по Брайлю со зрячей печатью. Пример (как обучают слепоглухонемых).

    В г. Ташкенте слепые работают в качестве рабочих на комбинате слепых и в типографии. Они выпускают журнал "в одном строю" не только для слепых, но и для зрячих. Всё это говорит о том, что слепой это не только нищий, стоящий у мечетей, церквей и базаров, а активный член нашего общества.

    Профилактика слепоты - это ваша задача - врачей общей практики. Это профилактика и лечение больных не только с глазными, но и различными общими заболеваниями приводящими к слепоте. Выявление врожденных заболеваний, недо­пущение родственных браков, борьба с алкоголизмом, профилактика отравлений и профессиональных заболеваний, борьба с нарушителями экологии.