Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Психологические факторы и методы психической реабилитации. Психологические аспекты реабилитации больных и инвалидов

психологическая реабилитация

Психологическая реабилитация – комплекс мер коррекционно-диагностического и восстановительного характера, целью которых является восстановление психического здоровья и коррекция отклонений личности клиентов. Психологическая реабилитация в центре осуществляется по следующим направлениям:

    восстановление и развитие отдельных интеллектуальных функций (психомоторики, памяти, мышления и т.д.);

    сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, тревога, страхи, эмоциональная неустойчивость);

    развитие коммуникативных навыков и оптимизация уровня коммуникативной готовности в целом;

    формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям, заболеванию (дефекту);

    формирование адекватных представлений о межличностных взаимоотношениях;

    развитие навыков психической саморегуляции, способности к волевым усилиям;

    развитие склонностей и способностей, формирование адекватной самооценки;

    развитие навыков креативности, творческого самовыражения.

Все мероприятия по психологической реабилитации базируются на результатах психодиагностики, которые предопределяют их содержательную сторону и направленность, выступают в качестве объективных показателей необходимости их проведения и оценки достигнутых результатов (эффективности). Основываясь на результаты психодиагностики, на каждого клиента заполняется индивидуальная карта психологической реабилитации, в которой отражается весь комплекс коррекционных и развивающих мероприятий. Основными методами психологической реабилитации являются: психологическая консультация (беседа), психологический тренинг, психокоррекционные занятия в сенсорной комнате.

1.Психологическая консультация (беседа) – это способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента. Психокоррекционные беседы позволяют конструктивно разрешить всевозможные психологические коллизии, препятствующие устанавливать нормальные отношения со своим социальным окружением. Беседы играют важнейшую роль в плане психопрофилактики возможных отклонений в поведении клиентов.

2. Психокореккционные занятия в сенсорной комнате.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации. Сеансы в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, умственной отсталостью, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

3. Психологические тренинги - это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или «ослабленных» в силу заболевания, несформированность которых препятствует успешной и эффективной самореализации в различных социальных условиях, жизненных ситуациях. Тренинги направлены на решение проблем познавательного, психомоторного, социального, личностного развития клиентов.

На завершающем и обобщающем этапе психокоррекционных мероприятий происходит оценка эффективности проведенной работы, составляются психолого-педагогические рекомендации для воспитателей, обсуждение итогов проведенной работы с врачами-психиатрами и педагогами.

Оценка эффективности проведенной работы с клиентами может быть разной, в зависимости от того, кто производит эту оценку: клиент, то есть непосредственно тот, на кого была направлена работа; педагог или другое заинтересованное лицо (врачи, администрация учреждения), кто обратился с запросом о помощи к психологу; сам психолог.

С точки зрения клиента работа будет успешной и эффективной, если он во время занятий получит эмоциональное удовлетворение и в целом, как в ходе работы, так и по окончании ее, будет переживать положительные эмоции по поводу своего участия в групповых и индивидуальных занятиях. Для педагогов проведенная работа эффективна, если в результате ее удовлетворен запрос. Для психолога критерием результативности проведенной работы и эффективности коррекционной программы является степень достижения цели коррекции и решения поставленных задач. Оценка результативности произведенного воздействия осуществляется психологом повторной диагностикой тех сторон психики и личности клиентов, которые явились предметом коррекции. Для оценки устойчивости полученного эффекта необходимо произвести наблюдение за поведением клиента и ретестирование.

Пример: группа девушек 24 человека. В ходе первоначальной диагностики было выявлено, что 5 человек страдают расстройством сна, у 8 человек отмечаются признаки нервного возбуждения и тревожности, у 5 человек выявляются признаки агрессивности, и только лишь у 6 человек показатели по вышеперечисленным критериям находятся в пределах нормы.

Основываясь на полученных в ходе психодиагностического исследования данных, был составлен индивидуальный план психококоррекционных мероприятий для каждой клиентки, который включал в себя такие мероприятия:

1. Расслабляющая музыкотерапия, ароматерапия, светотерапия в сенсорной комнате;

2. Тренинги на коррекцию эмоциональной сферы, трудностей поведения (агрессия и тревожность) и характера.

3. Упражнения на релаксацию.

По итогам проведения психокоррекционной работы было проведено повторное тестирование клиентов, в ходе которого были получены следующие результаты:

расстройства сна – 1 человек;

признаки нервного возбуждения и тревожности – 3 человека;

признаки агрессивности – 3 человека;

норма – 17 человек.

Вывод: полученные данные свидетельствуют о результативности и эффективности психокоррекционных мероприятий.

Введение.

В последнее время приходится наблюдать значительные изменения в содержании деятельности психолога в России. Минули те времена, когда под работой психолога обычно принимался гипноз, а интерес к другим методам пресекался из-за идеологических соображений или даже из-за психологической неграмотности. Прошло время безоглядного импорта психологических технологий – увлечения отдельными зарубежными методами и приемами. Освоив достижения современной психологии, российские ученые вступили в новый период творческого развития.

В условиях бурного развития психологии и с учетом психогенных условий жизни, развития и формирования личности все чаще приходится говорить о необходимости оказания квалифицированной реабилитационной помощи представителям человечества, что обуславливает актуальность выбранной нами темы работы.

Цель исследования: изучение реабилитации как самостоятельной специальности в области психологии.

Объект исследования: психологическая реабилитация: закономерности развития, задачи, функции и методология.

Предмет исследования: взаимосвязь психологической реабилитации и психотерапии.

Гипотеза исследования: предполагается, что реабилитация, является функцией психотерапии, развиваясь, как самостоятельная дисциплина несет, в себе функции психотерапии.

Задачи исследования:

· Изучение научно-психологической литературы по заданной теме.

· Определить цели психологической реабилитации.

· Изучить взаимосвязь психологической реабилитации и психотерапии.

· Определить задачи и функции психологической реабилитации.

· Изучить методологию психологической реабилитации.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


Глава I . Анализ психолого-педагогической литературы.

1.1.Основные понятия.

Современная концепция реабилитации больных и инвалидов берет свое начало с разработки ее принципов и практического применения в Англии и США во время второй мировой войны. Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточно-европейских стран. Согласно, которому реабилитация является системой государственных, социально медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.

«Реабилитация - система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью психологических средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебно-воспитательных учреждениях для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются спецификой аномального развития».

Реабилитация - завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса клиента.

Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности.

«По определению ВОЗ, реабилитация – это комбинированное и координированное применение социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения оптимальной его трудоспособности».

Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но, прежде всего - личностный подход к больному человеку (Кабанов). В настоящее время принято различать медицинскую, психологическую, профессиональную и социальную реабилитацию.

«Психологическая реабилитация включает в себя мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациента сознательного и активного участия в реабилитационном процессе».

Рассматривая психологическую реабилитацию как функцию психотерапии и психологической коррекции, нам приходится говорить о ней как о психологическом (психотерапевтическом) вмешательстве.

Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция - это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).

«Психологические интервенции характеризуются:

1) выбором средств (методов);

2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация);

З) целевой ориентацией процесса на достижение изменений;

4) теоретической базой (теоретическая психология);

5) эмпирической проверкой;

6) профессиональными действиями».

Рассмотрим основные характеристики реабилитационно-психологических интервенций. Методы психологических интервенций - это психологические средства, которые выбирает психолог. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между клиентом и психологом. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздёйствия. Функции психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Цели реабилитационно-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение определенных изменений. Реабилитационно-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность реабилитационно-психологические интервенций состоит в ее взаимосвязи с определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться профессионалами.

Психологическая интервенция, осуществляемая в целях реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину психотерапии.

На рисунке определены основные функции реабилитации, которые совпадают с функциями психотерапии. Но не нужно при этом смешивать психотерапию и реабилитацию. Психотерапия исправляет или корректирует недуг, реабилитация помогает адаптироваться в среде.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Термин психологическая коррекция получил распространение в начале 70-х годов. В этот период психологии стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой.

«Об обоснованности использования понятия «психологическая коррекция» наряду с понятием психологическое вмешательство ответить однозначно довольно трудно. Их сопоставление обнаруживает очевидное сходство. Психологическая коррекция, так же как и психологическое вмешательство, понимается как целенаправленное психологическое воздействиё. Они реализуются в различных областях человеческой практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция может быть направлена на решение задач профилактики, лечения и реабилитации. Психологические вмешательства (реабилитационно-психологические вмешательства), как уже указывалось ранее, также выполняют функции профилактики, лечения и реабилитации. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью реабилитации, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают».

1.2.Основные направления развития психологической реабилитации.

Психолог не в состоянии изменить природные и социальные условия жизни личности. Это задача политиков, экологов, социальных работников и других специалистов, влияющих на изменение среды обитания человека. Сфера влияния психолога ограничена воздействием на внутреннее пространство жизни отдельного человека. При этом центром этого внутреннего пространства является самосознание.

Ф. Месмер считал, что в основе психических нарушений лежит неравномерное распределение в организме особого рода «животной энергии» - флюида. Врач путем специальных воздействий на организм добивается гармоничного распределения флюида, что и ведет к излечению.

Психологическая реабилитация требуется каждому человеку после серьёзной травмы, приступа или потери привычных физических способностей. Нелегко привыкнуть жить в новых условиях без возможности говорить, ходить, видеть или других обычных функций тела. У медиков существуют эффективные методики помощи пострадавшим людям, восстанавливающим социальный уровень взаимодействия с окружающим миром.

Назначение методик

Психологическая реабилитация помогает обществу возвращать к социальной жизни здоровых детей после аварий, травмирования или стрессов. Полноценное здоровье не ограничивается правильным функционированием тела. Моральное состояние влияет на процесс восстановления.

Психологическая реабилитация помогает обществу исключить будущее больного, которое может привести даже к преступлению. У детей последствия могут быть плачевными: потеря тяги к жизни и неспособность самостоятельно вернуться в социальную среду. Часто наблюдаются осложнения после потери функции конечностей, формируется психологический дискомфорт перед окружающими.

Психологическая реабилитация направлена на решение следующих задач:

  • Возврат состояния психики к нормальному.
  • Поиск путей лечения, облегчающих реабилитацию пострадавших.
  • Врачи помогают пострадавшему найти внутреннюю гармонию с самим собой, убрать противоречия и принять свершившееся событие как неизбежное.
  • Помощь по взаимодействию пострадавшего с социальными группами.

Цели всех методик направлены на нормализацию психологического здоровья и социального поведения ребенка.

Классификация

Психологическая реабилитация подразделяется на 3 вида помощи в разных областях:

  • Медицинской. В основе помощи лежит подготовка пациентов к операциям, восстановление психики после травм, преодоление боли. Сохранение личности после инвалидности.
  • Профессиональной. Чаще сохранение и восстановление утраченных навыков проводится у взрослых. Но для детей упражнения совмещают с психологическими методами для восстановления письма, отработанных движений рук, ног после травматизации тела.
  • Социальной. Потеря функциональности тела влечет за собой психологический дискомфорт. Чтобы облегчить период восстановления, проводится психологическая реабилитация детей в условиях группы. Важной составляющей помощи является приспособление пострадавшего к выполнению функций тела в инвалидном кресле, изучение способов преодоления бордюров и других препятствий.

Центр психологической реабилитации создает условия, при которых человек помещается в среду положительных эмоций. Такой подход позволяет ненавязчиво осваивать методы взаимодействия с окружающим миром.

Профилактическая работа с пациентами

Социально-психологическая реабилитация детей может использоваться до наступления тяжелых состояний, когда ребенок уже получает негативный «отпечаток» после неудачной операции. Поэтому до её проведения целесообразно проводить подготовку психики к известному результату. Если уже понятно, что он станет инвалидом, то начинают создавать в его сознании образ успешного человека даже при потере частичной функциональности тела.

Инвалидное кресло не должно становиться для ребёнка приговором. Существует много примеров людей с ограниченными возможностями, ставших спортсменами, руководителями или учеными. Ребёнок должен принять свое новое состояние без переживаний.

Цели методов при работе с ребёнком

Социально-психологическая реабилитация направлена на достижение следующих условий:

  • Определение состояния психики пациентов, количественная оценка расстройства.
  • Госпитализация детей в тяжелых случаях, когда требуется постоянное наблюдение и существует высокий риск осложнений.
  • Полный возврат утраченных психологических возможностей.
  • Выбор способа корректировки сознания ребенка, повышение его самооценки.
  • Подготовка к операции, новым ощущениям после её завершения.
  • Помощь в изучении значимых социальных действий при утраченных способностях ребёнка.
  • Быстрое вовлечение пациента в ежедневные обязанности, отрабатывание ослабших моторных функций тела.

В результате медики стремятся получить здорового ребенка с окрепшей нервной системой, чтобы будущие непривычные условия не приводили к внутренним переживаниям. Срабатывает принцип «предупрежден - значит вооружен».

Принципы осуществления помощи

Психологическая реабилитация инвалидов строится на основе ряда принципов. Первым является неотложность помощи, смысловое содержание которого заключается в своевременном оказании после шока, сильного стресса или переживаний. Пара минут терапии избавляет от будущих спадов в нервной системе пациента на длительное время.

Различается педагогическая и медикаментозная психологическая помощь. Реабилитация пациентов может проводиться комплексным методом: одновременная подготовка психологического сознания и избавление от центров физического напряжения с использованием препаратов. При травмах детей, связанных с насилием, принимаются дополнительные меры: оценивается состояние жизни в семье, поведение в обществе, вносятся коррективы путем создания положительных образов. В некоторых случаях ребенка приходится защищать не только психологически, но и юридически.

Вовлечение в общество

Социально-педагогическая реабилитация требуется для развития активной жизненной позиции ребенка. Преодолеть требуется замкнутость сознания от неблагоприятного стечения обстоятельств. Пациенту нужно вернуть представление о самом себе, чтобы направить его силы на положительный настрой. Коллективная терапия не всегда является успешной, но она помогает детям определить свое место в социальной группе.

Групповые занятия среди детей одинакового возраста помогают снять закомплексованность, убрать недоверие к терапевтическим методам. У пострадавшего ребенка часто формируется агрессия к людям, похожим на человека, причинившего вред. направлена на то, чтобы у пациента сложилось другое мнение: люди не все одинаковы при внешнем сходстве.

Что делают в клинике?

Реабилитация ребенка начинается с создания благоприятной окружающей атмосферы. Условия не должны совпадать с обстановкой во время происшествия, травмы. Специалисты стараются предоставить варианты для реализации возможностей ребенка: рисование, обучение школьным предметам, игры и другое. Ему предоставляется сыграть некую роль в группе детей.

Именно самоопределившись со своим положением, ребенок может преодолеть эмоциональные переживания и проявить волю. Эффективной методикой помощи является сказкотерапия, где каждый игрок выбирает себе понравившегося героя. За счет взаимодействия с окружающими в положительном настрое достигаются следующие цели:

  • Снижается агрессивность ребенка.
  • Преодолевается чувство страха перед окружающим миром.
  • Исчезают барьеры, мешающие общаться детям-инвалидам.
  • Растет потенциал к творческой работе.
  • Реализуются фантазии ребенка, после которых реальная жизнь не кажется мрачной.

Индивидуальные программы

Для каждого ребенка подбирается определенный набор методик согласно его возможностям, интересам и физическим данным. Систематизирование процесса сокращает время на реабилитацию психики. Время нахождения в клинике определяется после учета мнения родителей. Реабилитационный центр может принять малыша в стационар при необходимости.

Обучаться должны и близкие люди ребенка-инвалида, чтобы каждый мог помочь ему в случае необходимости. Осваивать придется методы пользования техническими средствами, а также оказания экстренной помощи при ухудшении самочувствия пострадавшего. Медикаментозная помощь нужна для снижения напряжения в нервной системе из-за травмированного участка тела. Облегчение самочувствия могут осуществлять путем использования обезболивающих средств, антидепрессантов.

«В настоящее время реабилитация занимает весьма значительное место в сфере здравоохранения. Несмотря на то что появляются все новые определения значения реабилитации, наиболее точным до сих пор остается определение, данное Экспертным комитетом по меди­цинской реабилитации при ВОЗ в 1958г.: «Реабилитация - это процесс, цель которого - предупредить раз­витие предотвратимой инвалидности в период лечения заболеваний и помочь инвалидам в достижении макси­мальной физической полноценности, на которую они годны в рамках существующего заболевания или телесного недуга». 1

В сущности, реабилитация схожа с лечением. Но в отличие от лечения, целью которого является медико-био­логическое восстановление организма, реабилитация пред­полагает медико-социальное восстановление, где не теря­ются связи с трудовой, учебной и другой деятельностью» [К.С. Бахарева. Психологическая реабилитация в детском возрасте, С.6 ].

Отрывок из книги: Зборовский, К.Э. Группы самопомощи в технологии социальной реабилитации инвалидов. / К.Э.Зборовский. – МН.: Общественная организация «белорусская ассоциация социальных работников, 2008 – 156 с.

Болезнь не всегда проходит бесследно. Нередко остаются остаточные явления в виде болей, астении, опасений возврата заболевания-Могут быть социальные последствия: снижение физической активности, перемена профессии и др. Для того, чтобы восстановить доболезненное состояние здоровья, и существует система реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление физического (биологического), психического и социального статуса перенесшего болезнь человека, на выработку у него качеств, помогающих оптимальной адаптации к окружающей среде.

Вся реабилитационная работа строится на основополагающих принципах. Приведем во многом пересекающиеся и дополняющие друг друга перечни принципов, предположенных как зарубежными (Wright, й 1981), так и отечественными (Кабанов М.М., 1976) исследователями. К принципам, предложенным американскими авторами, относятся:

1) совершенствование компетентности перенесших болезнь;

2) оптимизация проведения пострадавших в необходимом для них окружении;

3) эклектичность в использовании различных методов;

4) повышение трудоспособности лиц с инвалидизирующими расстройствами;

5) существенно составной частью процесса реабилитации является надежда на лучшее;

6) продуманное повышение зависимости пациента может привести, в конечном счете, к увеличению степени его независимого функционирования в другом окружении и в другое время;

7) два основных типа реабилитационных вмешательств – это выработка умений и навыков пациента и организация поддержки со стороны окружения;

8) продолжительное медикаментозное лечение часто является необходимым, но редко оказывается достаточным компонентом реабилитационного вмешательства.

К принципам реабилитации, разработанным в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, относятся:

Принцип партнерства. Больной является равноправным и активным партнером в восстановлении нарушенных болезнью функций и социальных связей;

Принцип разносторонности (разноплановости) усилий. В различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, семейной, общественной, учебе, досуге и т.д.;

Принцип единства психосоциальных и биологических методов лечения;

Принцип ступенчатости прилагаемых усилий. От простой терапии занятостью, выполнения отдельных операций до сложных навыков и интеграции в общество.

М-М. Кабанов выделяет также этапы реабилитации:

восстановительной терапии - предупреждение развития нежелательных последствий с помощью терапии средой, стимуляции активности;

Реадаптации - приспособление к жизни во внебольничных условиях с учетом изъянов, нанесенных болезнью. Включает в себя:

Учение новой специальности, терапию занятостью и развлечениями, воспитательную работу с больными и их родственниками, поддерживающую лекарственную терапию;

Реабилитации или ресоциализации - восстановление индивидуальной и общественной ценности больного через рациональные быто- и трудоустройство, расширение общественных контактов.

Как видно из вышеизложекнного, психологический аспект реабилитации на всем ее протяжении предусматривает не только предупреждение или преодоление отрицательных реакций личности, возникающих в связи с болезнью и ее последствиями в различных сферах существования, но и увеличение способности личности успешно справляться с трудностями. Реабилитационные программы направлены на восстановление личного и социального статуса с помощью раскрытия, обогащения и использования психологического потенциала личности пациента, лечебной среды и его микросоциального окружения. Реализация этих целей осуществляется с помощью различных психотерапевтических подходов.

Поэтапные задачи психологического воздействия при реабилитации сводятся к следующим:

1) нормализация понимания здоровья и болезни, адекватное к ним

отношение;

2) достижение «истинного» желания лечиться;

3) психотерапевтическое объяснение методов лечения;

4) поддерживающее психотерапевтическое воздействие для полной стабилизации на всех этапах лечебно-восстановительного процесса.

5) подготовка больного к возможностям сосуществования с отдельными проявлениями своей болезни.

Необходимо обеспечить человеку с ограничениями жизнедеятельности сознание своей полноценности как члена общества вне зависимости от наличия тех или иных болеззненных проявлений и даже дефекта, восстановить чувство собственного достоинства и полезности для других, устранить пониженную самооценку и повышенную зависимость.

Врачу (психологу), специалисту по социальной работе важно знать, каким образом личность в ситуации болезни, в реальных социальных условиях способна воспринимать свою позицию и каким образом она эффективно воздействует на социальную среду. Это входит в понятие социальной компетентности (H. Schroder, М. Vоrwerg, 1978),

Существенными для социальной компетенции свойствами личности служат: коммуникабельность, способность к самоутверждению, к принятию решений и формированию правильного представления о себе самой. В ситуации болезни могут проявиться особенности межличностного общения больного, затрудняя или облегчая сотрудничество с ним медицинских и социальных работников в процессе реабилитации (контакт с экстравертами легче, чем с интровертами). Важным для сотрудничества с больным является учет в коммуникативных свойствах личности, тенденции к независимости или доминированию, к зависимости или стремлению быть опекаемым. В первом случае больные, инвалиды бывают недоверчивы, критичны и претенциозны к проводимым лечебным мероприятиям, занимают защитную позицию относительно предъявляемой им помощи, отрицательно реагируют на руководящее отношение со стороны специалиста. Некоторые из них убеждены. болезнь освобождает их от всех прежних обязанностей, ставит в привилегированное положение. Реабилитационная работа с такими больными достаточно трудна, требует огромных усилий по вовлечению их в трудовые процессы и активное взаимодействие с социальной средой. Для больных со склонностью к зависимости и потребности в опеке может быть характерна другая крайность - перекладывание на специалиста по социальной работе, врача, психолога решения всех своих проблем, упрочение роли больного. Этому надо противодействовать путем повышения самостоятельности пациента в принятии жизненных решений.

Другим, более глубоким уровнем решения психологических задач

реабилитации является учет потребностей и мотивов больных. Болезнь

или инвалидность и ее последствия активируют (иногда снижают) такие потребности, как потребность в безопасности, признании, эмоциональных контактах, нужности другим людям, самоутверждении и самореализации. Знание этих потребностей позволяет специалисту по социальной работе, врачу или психологу решать конкретные психологические цели реабилитации, добиваясь повышения пониженной самооценки больного, углубление познания больным самого себя и окружающих его людей, уважения к себе и другим, интереса к работе и духовным ценностям, активности и ответственности, укрепления и развития в больном устойчивой веры в выздоровление.

Большое значение для психологической реабилитации больных и инвалидов имеет терапевтическая среда - рационально направляемая система отношений больных с окружением (по М.М. Кабанову, 1977). Поведение обслуживающего персонала, его взаимоотношения с человеком, имеющим ограничения жизнедеятельности, должны строиться на основе двух важных принципов:

Во-первых, не поддерживать неадекватных стереотипов поведения пациента (зависимости, необщительности или агрессивности);

Во-вторых, способствовать оптимальному самовыражению реабилитанта, адекватным формам его поведения, его активности и ответственности в процессе реабилитации.

Один из принципов реабилитации - принцип разносторонности усилий - требует объединенного участия в реабилитационной программе различных специалистов (врача, психолога, специалиста по социальной работе и др.), которые координируют свои действия по единому, согласованному плану реабилитации клиента. Каждый специалист обладает профессиональными знаниями в своей области и наилучшим образом может их применять. Без психолога невозможно правильно оценить психологические отклонения пациента, выяснить мотивы поведения, особенности взаимоотношений и др., без специалиста по социальной работе будет затруднен поиск адекватной для больного работы, отстаивание его интересов, тренинг социальных навыков и др.

Микросоциальное окружение при правильном подходе к пациенту тоже может играть роль терапевтической среды, а при неправильном - мешать реабилитационному процессу. Из сказанного вытекает необходимость повышения уровня знаний членов семьи о болезни, ее последствиях, как вести себя с заболевшим родственником. Специалисту по социальной работе, психологу следует по возможности руководить взаимоотношениями в семье больного, направлять их в русло, наиболее благоприятствующее выздоровлению, в частности, чтобы не было ни невнимания (безразличия) ни сверхопеки. Важна также подготовка больного или инвалида к правильному пониманию интересов других членов семьи, их чаяний, потребностей, требований к его положению. Человек, имеющий ограничения жизнедеятельности, должен чувствовать себя полноценным членом семьи, а это достигается поддержкой в нем родственниками чувства собственного достоинства, необходимости в нем, веры в выздоровление. Создание благоприятного климата в семье нередко является решающим в достижении устойчивого социального и трудового восстановления инвалида или человека с высоким риском развития инвалидности.

В процессе реабилитации важнейшей задачей является восстановление трудоспособности пациента. Необходима психологическая подготовка к возвращению в трудовую жизнь. При этом важно учесть социально-психологические характеристики человека с ограничениями жизнедеятельности, его ценностные ориентации, семейную ситуацию, обоснованность и сроки возвращения к труду, а при необходимости изменение профессии. Не все люди с хорошим функциональным восстановлением вследствие болезни стремятся вернуться к труду. У некоторых отмечается фиксация на вопросах здоровья, у других рентные установки на получение инвалидности. При возможности у человека с дефектами здоровья трудиться от специалиста по социальной работе, психолога требуется настойчивая работа по созданию установки на труд как деятельности, улучшающей физическое самочувствие, психологическую устойчивость и социальный престиж.

Нельзя обойти стороной сложную проблему эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий. Эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий оценивается, во-первых, в трех плоскостях.

1) соматической;

2) психологической;

3)социальной.

Во-вторых, они должны позволять производить оценку не только с точки зрения объективного наблюдения, но и включать субъектную оценку с позиций самого пациента.

В-третьих, эти критерии должны быть достаточно независимы друг от друга.

Если в соматической сфере терапевтический результат налицо (например, снижение артериального давления, подвижность сустава и д в социальной - тоже ощутим (например, возвращение трудоспособности, профессиональный рост и др.), то в психологической определить эффективность реабилитационных мероприятий сложно. Различные исследователи вводят различные критерии, зависящие от теоретических установок авторов. Так, еще З. Фрейд (1923) считал, что главными критериями выздоровления являлись «способность наслаждаться» и работоспособность.

R. Knight (1941)„ выделял три основных психологических критерия:

1. Критерий симптоматического улучшения;

2. Критерий улучшения интеллектуального функционирования, включающий в себя:

приобретение инсайта, касающихся детских источников конфликта, роли психотравмирующих факторов, способов защиты, вызвавших определенные изменения личности и специфический характер болезни;

Выработку контроля своих влечений, не сопровождающегося тревогой;

Развитие способности понимать себя таким, как есть, со слабостями и достоинствами;

Приобретение относительной свободы в напряженных ситуациях и ситуациях фрустрации;

Управление агрессивной энергией, необходимой для самосохранения, успеха, соревнования и защиты прав.

3. Критерий улучшения приспособления к окружающему, который включает:

Более константные и лояльные интерперсональные отношения с людьми;

Более свободное развитие своих продуктивных способностей;

Улучшение сублимации;

Нормальное гетеросексуальное функционирование.

По Н. Miles с соавторами (1951) в рубрику « выздоровление » относят больных, у которых исчезли симптомы, изменился стереотип поведения в сферах, в которых ранее отмечались затруднения, и выявляется меньше непродуктивных реакций при столкновении с трудными ситуациями.

Б.Д. Карсарским (1975) разработана система из четырех критериев:

оценки эффективности лечения и глубины лечебно-реабилитационных воздействий:

Субъективно переживаемое клиентом симптоматическое улучшение;

Степень понимания пациентом психологических механизмов болезни;

Степень реконструкции нарушенных отношений личности;

Степень восстановления социального функционирования больного на работе, в семье, в обществе.

Внимательно присмотревшись к перечисленным критериям эффективности лечебно – реабилитационных воздействий, можно заметить, что устранение заболевания или адекватное приспособление к его последствиям, приобретение пациентом способности к компетентному поведению в семье, на работе, в обществе осуществляется в полной мере лишь при реализации стержневого принципа реабилитации – апелляции к личности человека.

Задачи и методы

Психологические факторы играют большую роль в реабилитации больных с заболеванием (повреждением) нервной системы, они оказывают заметное влияние на многие стороны восстановительного процесса. При этом психологическая помощь должна осуществляться в контексте решений следующих задач реабилитации::

    Ускорять нормальный процесс психологической адаптации, который изменился в результате болезни или жизненной ситуации.

    Осуществлять профилактику и лечение патологических психических изменений.

Данные задачи решаются с помощью методов психологической реабилитации , к которым относятся:

  • психокоррекция;
  • психопрофилактика;
  • психотерапия.

В остром периоде заболевания или повреждения нервной системы в динамике психологического состояния пациентов выделяют три этапа (рис. 1):

Рис. 1. Психологические изменения на разных этапах заболевания:
I - первая неделя; II - первые три месяца и III - отдаленный период заболевания

Первый этап длится примерно неделю. Его характеризуют психические изменения преимущественно соматогенного характера и соматической природе с преобладанием страха смерти, растерянности и тревоги, двигательных беспокойств и нарушения сна. В ряде случаев развиваются преходящие психические состояния.

Второй этап длится два-три месяца. За этот период, как правило, процесс формирования психологической реакции на болезнь завершается.

При этом можно выделить два основных типа психологической реакции на болезнь - адекватный и невротический. Во втором случае отмечаются такие невротические реакции на болезнь, как

    депрессивная (тревожно-депрессивная;

    фобическая (обсессивно-фобическая;

    ипохондрическая (депрессивно-ипохондрическая) - чаще наблюдается улиц пожилого возраста и при хронической церебральной патологии;

    истерическая (чаще наблюдается у женщин);

    анозогнозическая (реакция отрицания болезни), характерная для мужчин.

На третьем этапе у большинства пациентов происходит психологическая реадаптация. Их психический статус в принципе не отличается от преморбитного. Однако у некоторых больных психические изменения закрепляются и формируются в более стойкие, чем на первом и втором этапах психологического состояния, психические нарушения, проявляющиеся в неврозах и патологическом развитии личности, что в значительной мере препятствует нормальному протеканию реабилитационного процесса.

Больные как будто хотят вернуться к работе, обещают выполнять рекомендации врача по расширению двигательного режима после выписки из стационара. Однако поведение их доказывает обратное - они не верят в то, что можно улучшить их состояние, что они смогут когда-либо вернуться на работу.

Таким образом, на всех этапах динамика психологического состояния пациентов зависит от изменений ситуации.

На динамику психологического состояния больных оказывают воздействие три группы факторов: а) личностные; б) соматогенные и в) окружающей среды (рис. 2.). Хотя при многих заболеваниях в остром периоде преобладает влияние соматогенных факторов, в последующие недели - личностных, а затем (обычно после выписки из лечебного учреждения и возвращения домой) - факторов окружающей социальной микросреды; все эти группы факторов действуют на всех этапах психологической реадаптации.

Рис. 2. Основные факторы, влияющие на процесс психологической реадаптации при тяжелых соматических заболеваниях (цит. по Зайцеву В.П.)

Принципы психологической реабилитации

    Принцип учета личности больного. Для того, чтобы успешно восстановить функцию, следует прежде всего восстановить деятельность человека, снять мешаюшие ему установки, организовать и направить его активность. Эффективность любой установки, в т.ч. и обучения, зависит от мотивов, поэтому в процессе обучения необходима, прежде всего, работа по формированию мотивов и активизации деятельности больных.

    Принцип опоры на сохранные формы деятельности больного. С начала обучения и в течение всего его периода необходимо работать над актуализацией прошлого опыта для того, чтобы сохранные формы деятельности или их остаточные возможности сделать опорой для восстановления нарушенных функций.

    Принцип опоры на деятельность больного. Усвоение знаний протекает только через собственную деятельность человека. Используют разные виды деятельности больного - обучение, трудотерапия, подвижные игры и общение; в процессе этой деятельности возникают представления, образы, которые включаются во внутреннюю структуру психических процессов, они создают готовность к другому виду деятельности.

    Принцип программирования обучения. Больные нуждаются в такой организации их деятельности и в таких методах, которые бы позволили ему самостоятельно производить вначале операции, а затем и действия с целью выполнения задач (например, говорить понимать писать и т.д.). Этот принцип предусматривает помощь психологов , заключающуюся в том, что они разрабатывают программы, состоящие из ряда последовательных операций,

Выполнение составленных операций больным (сначала со специалистом, а позже - самостоятельно) приводит к реализации нарушенного умения или способности говорить, понимать, писать и т.д.