Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что такое Социальное? Значение и толкование слова sotsialnoe, определение термина. Понятие «социального». Социальные связи, действия, отношения, закономерности, законы, нормы, явления, процессы и их специфика. Сфера социологического знания

Социальные отношения обусловлены взаимодействием людей по поводу удовлетворения их жизненных потребностей в пище, одежде, жилье, продолжении рода, духовном развитии, творчестве и т. д. В результате взаимодействия (неоднократного повторения тех или иных совместных действий) возникают и закрепляются социальные статусы и роли, формируются ценности и нормы, образовываются социальные институты, складывается социальная система общества или социальной общности.

Социальное взаимодействие предполагает скоординированность и взаимное дополнение совместной деятельности. Поэтому важнейшими компонентами социального являются взаимность ожиданий и предсказуемость поведения личности или группы. Отсутствие предсказуемости в деятельности и поведении людей ведет общество к дестабилизации и регрессу. Наглядным примером непредсказуемости и, как следствие, деградации общества являются события, происходившие в России в 90-е гг. XX в.

«Распределение ролей» и определенная «предсказуемость» взаимного поведения характерны и для животного мира, например обезьян, волков, львов, муравьев, пчел и др. Однако взаимодействие в животном мире носит преимущественно инстинктивный (рефлексорный) характер и направлено в основном на удовлетворение биологических потребностей и сохранение вида. В отличие от животных взаимодействие людей в основном является осознанным и направлено на удовлетворение самых разнообразных потребностей (материальных, духовных, творческих и др.).

По мнению П. А. Сорокина, социальное взаимодействие - это не только обмен информацией, но и обмен ощущениями, эмоциями, научными знаниями, культурными ценностями, опытом, накопленным многими поколениями людей.

Действуя осознанно и целенаправленно, люди совершенствуют способы производства, расширяют круг своих потребностей и способы их удовлетворения. Кроме того, люди обладают способностью накапливать опыт и знания и передавать их последующим поколениям. В результате каждое новое поколение как бы опирается на опыт и знания предыдущих поколений и становится носителем новых социальных качеств.
Социальные качества - это те, которые приобретаются индивидом (группой) в результате воспитания и обучения, т. е. социализации. Поэтому, говоря о социальном, мы как бы выделяем его из природного, биологического.

Нередко в общественных науках отождествляются понятия «социальное» и «общественное». «Общественное» - более широкое понятие, оно включает многие процессы, явления и состояния, не относящиеся к социальному, например такие, как половой инстинкт, процесс деторождения, потребление с целью поддержания физического существования, различные врожденные рефлексы и т. д. «Социальное» - это определенная часть общественного, возникающая в результате социального взаимодействия.

Социальное в широком смысле слова охватывает все сферы человеческих отношений. Это связано с тем, что экономические, политические и другие виды отношений возникают в определенной сфере жизнедеятельности и по поводу определенного (частного) интереса. В них субъект деятельности присутствует опосредованно, как бы одной своей гранью, при этом являясь лишь средством развития той или иной сферы. Социальные же отношения возникают по поводу комплекса интересов и потребностей. В них субъект представлен целостно и непосредственно, всеми своими сторонами, так как предметом социального является не определенная сфера жизнедеятельности, а сам человек. Социальные отношения - это отношения, связанные с формированием и развитием самих субъектов общественных отношений. В них человек не средство, а цель и высший смысл всех видов и форм деятельности.

В условиях тоталитарного государства доминирующими являются политические отношения. Это преимущественно вертикальные отношения, предполагающие господство и подчинение. С возникновением правового государства и гражданского общества социальные отношения становятся приоритетными. Этим во многом объясняется востребованность социологии в гражданском (социальном) обществе.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный горный университет

Кафедра социологии и психологии

Реферат

На тему: Понятие «социальное»

Выполнил: студент гр. ГГ-08-1 ____________

(подпись) (Ф.И.О.)

Проверил:

      (должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2011 г.
Оглавление

Введение

В данном реферате рассматривается понятие «социальное», история возникновения и понимания, основные предпосылки и влияние на человека. Определяются различия между понятиями «социальное» и «общественное», а также поясняется термин «социетальный». Важность темы объясняется тем, что «социальное» есть ключевая, исходная категория социологии, через которую определяются такие важные понятия, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др. Эта категория служит рабочим инструментом для понимания социальных процессов и явлений.

Понятие социальное, как базовая категория социологии

Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.

Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, являясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

Социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.);

Собственно социологические категории (« социальный статус», «социальный институт» , «социальная стратификация» и т.д.);

В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное», через которое определяются такие важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др 1 .

Крупнейший французский социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis - совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей. Это был качественно новый тип связи, который обусловливали не инстинкты, а необходимость совместной деятельности для обеспечения средств к жизни. Сами условия жизни людей побуждали индивидов к объединению друг с другом в коллективном труде по производству всего того, что являлось необходимым для удовлетворения жизненных потребностей, тем самым порождалась социальная связь во всех ее многообразных формах. Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни, так как без нее невозможно было самосохранение и выживание человека. Как отмечал К.Маркс, общество есть «продукт взаимодействия людей».

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

Предпосылки социального

Для того чтобы выяснить сущность социального, необходимо остановиться на его предпосылках. В науке выделяется три основные предпосылки социального, органически взаимосвязанные, не существующие друг без друга, исторически изменчивые во времени и пространстве.

Первой предпосылкой социального является существование живых индивидов. Существование живых индивидов основоположники марксизма рассматривали как производство непосредственной жизни, осуществляемое в двух взаимосвязанных формах. Первая форма - это производство собственной жизни посредством труда, в процессе которого индивид производит не только средства существования, но и свои потребности, способности и т. д., то есть он производит себя как общественного субъекта и прежде всего как субъекта трудовой деятельности. Вторая форма - это производство чужой жизни посредством деторождения, семьи и т. д. Производство чужой жизни не ограничивается только деторождением, а предполагает также создание особых общественных институтов - семьи, коллектива, других общностей, которые охватывают весь процесс производства и воспроизводства людей. Таким образом, в процессе воспроизводства жизни, как собственной, так и чужой, человек, с одной стороны, воспроизводит себя как природное (биологическое), а с другой - как общественное существо, в том смысле, что он вступает во взаимоотношения и сотрудничество с другими людьми, становится субъектом совместной, коллективной жизни. Диалектическая взаимосвязь биологического и социального в человеке весьма сложна, чтобы категорически утверждать, какой из этих компонентов играет решающую роль. В. М. Шепель считает, что «без биологического материала, прошедшего исторически длительный процесс обретения человеческих характеристик, никакие социальные условия не воссоздадут личности. В свою очередь, вне социальных условий невозможен качественный переход биологического материала в то состояние, которое мы называем личностью» 2 .

Второй важнейшей предпосылкой социальности, наряду с существованием индивидов, выступает коллективный характер деятельности людей. Человек сформировался как социальное существо, не способное самостоятельно обеспечивать себе свою жизнь. Коллективность - изначальное условие выделения человека из природы, делающее необходимым сознательные усилия каждого индивида, сообщества людей по выработке способов, правил взаимодействия.

Третьей предпосылкой социальности является сознание, интеллект, духовно-информационное содержание человеческой деятельности, определяющие особенности проявления двух первых факторов 3 .

Таким образом, решающими предпосылками появления социальности явились: труд, общение и познание. Они лежат в основе трех ведущих сфер жизнедеятельности и общественных отношений в обществе: экономических, социально-политических (правовых, нравственных), духовно-культурных (религии, науки, искусства и пр.) связей и взаимодействий. Личность, являясь слепком общества, выступает как объект и субъект труда, общения, познания.

Рассмотрим эти предпосылки конкретнее:

1) Труд - вечное, естественное и главное условие человеческой жизни. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

2) Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

3) Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Познание - активное отношение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Целью познания является истина.

Существуют несколько форм познаний: научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное. Также выделяют два уровня познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический - в обобщении результатов эмпрического уровня в гипотезах, законах и теориях.

Общественное и социальное

В социологической науке отсутствует четкое разграничение между понятиями «общественное» и «социальное». Различие общественного в целом и социального в нем оказалось делом сложным. К. Маркс и Ф. Энгельс при анализе общества, его процессов и отношений использовали два термина: «общественный» и «социальный». Они употребляли понятия «общественный», «общественные отношения» и т. д., когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т. д. Когда же они исследовали природу отношений людей (друг к другу, человека с человеком, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе), то применяли понятие «социальное», «социальные отношения» 4 . В их трудах «социальное» нередко отождествлялось с понятием «гражданское».

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия.

Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, явля­ясь рабочим инструментом , образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, Т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) даны следующие определения: «Категории (от греч. kategoria - высказывание; признак) (филос.) - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие сущест­венные, всеобщие свойства и отношения явлений дейст­вительности и познания» ; «Понятие (филос.) - форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, кото­рое достигается посредством отвлечения от всех особен­ностей отдельных предметов данного класса»

Социологические категории , как отмечает Г.П.Давидюк, это «основные и наиболее общие понятия социоло­гии, отражающие объективную социальную действитель­ность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

Собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

Классификация социологических категорий, разработанная Г.П.Давидюком . Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге у него получились два класса категорий:методологические и процедурные. Класс мето­дологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эм­пирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).

Таким образом, без категорий невозможно развитие ни одного науч­ного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессио­нальной теоретической деятельности.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis - совместный, товарищеский, общностный, об­щественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объедине­ниях людей.

В научной литературе понятие «социальное» употреб­лялось в двух смыслах: в широком - как синоним обще­ственного, в отличие от природного; в узком - как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юриди­ческой и т.д.

Крупнейший французский социолог ЭДюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении фено­мена «социального» как специфического предмета социо­логии .

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон обще­ственной жизни. Они, проводя в своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина - общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial) . Понятие «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» - в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.

В российской общественной науке и в послеоктябрь­ский период долгое время отсутствовало четкое разграни­чение между понятиями «общественное» и «социальное», что было связано со сложившимися языковыми тради­циями.

С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкрет­ных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни».

Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей возникает социальное.

Итак, по­нятие социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для пони­мания отличительных особенностей предмета социологи­ческого знания, а социальных закономерностей - для понимания его сущности»

Связанное с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный. Социальные науки. Социальная психология. Социальные законы. Социальная опасность преступления. Социальная гигиена. Социальное страхование. Социальное воспитание. Социальное обеспечение.

2. Реорганизующий общественные, производственные отношения в обществе. Социальный переворот. «Только содержащий все общество класс пролетариев в силах произвести социальную революцию.» Ленин .

3. Порождаемый условиями общественной жизни, условиями той или иной общественной среды, общественной формации. Социальные болезни в условиях капитализма. Социальные инстинкты. Социальные чувства.

4. прил., по знач. связанное с принадлежностью к какой-нибудь общественной группе, классу. Социальная среда. Различные социальные слои общества. Социальное происхождение. Социальное положение.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНЫЙ" в других словарях:

    социальный - ая, ое. sociale adj. Связанный с обществом, с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный. Социальный прогресс. Социальная обусловленность явлений. БАС 1. Они <татары> до совершенной своей привычки к вольности и к новому образу… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (лат. socialis, от socius товарищ). 1) касающийся общества, принадлежащий к нему, общественный. 2) основанный на началах социализма. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОЦИАЛЬНЫЙ лат. socialis, от… … Словарь иностранных слов русского языка

    Общественный Словарь русских синонимов. социальный см. общественный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    СОЦИАЛЬНЫЙ, ая, ое. 1. см. социум. 2. Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная среда. Социальное положение. Социально (нареч.) опасен. Социальное обеспечение (государственная система материального обеспечения … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. socialis общий, общественный) название всего межчеловеческого, т.е. всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный и… … Философская энциклопедия

    социальный - общественный Относящийся к явлениям и процессам, непосредственно связанным с разными общностями людей и их взаимоотношениями … Словарь по географии

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. социально 1. Социальным называют то, что связано с процессами, жизнью и отношениями людей в обществе. Социальная сфера, инфраструктура. | Социальное явление. | Социальная справедливость. | Социальная… … Толковый словарь Дмитриева

    социальный - ▲ связанный (с) общественный процесс социальный связанный с жизнью общества. социально (# опасный элемент). межчеловеческий … Идеографический словарь русского языка

    социальный - носить социальный характер обладание решать социальные вопросы решение решить социальные проблемы решение … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    Через нем. sozial из франц. sосiаl (под влиянием сочинения Ж. Ж. Руссо Соntrаt sосiаl (Общественный договор), 1762 г.; см. Клюге Гётце 570) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • Социальный капитал личности: Монография / Л. Г. Почебут -М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016-250 с.(Научная мысль)(п) , Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л., Марарица Л.В. и др.. Социальный капитал личности: Монография / Л. Г. Почебут -М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016-250 с.(Научная мысль)(п)…

Существуют различные точки зрения на то, что является центральным в вопросе о категориях социологии. Одни считают, что это понятие – «общество», другие – «социальное», третьи – «социальная система», четвертые – «социальная группа». Но понятие «общество» слишком абстрактно и носит слишком общий характер, чтобы быть исходной категорией социологии.

Понятия «социальная система», «социальная структура», «социальная группа» более точно отражают объект и предмет социологии, хотя и сужают их. Наиболее общей категорией социологии является понятие «социальное». Оно может включать в себя такие понятия, как «социальная организация», «социальная структура» и т. д. А уже из этих понятий вытекают другие очень важные и менее общие категории социологии (например: из понятия «человек» могут вытекать такие понятия, как «семья», «социальный статус», «малая группа»). Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

7.философские взгляды на социальную сферу и предпосылки появления социологии.

Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира. Очень богатый материал о практике проведения социальных обследований, наблюдений над общественной жизнью дает нам история Древнего Рима.

Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Великие средневековые ученые Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень поднимали проблемы человеческих отношений в обществе. Модель общества в их понимании напоминала общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества. Они выделили отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственной воли.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) сыграл особую роль в создании идейно-теоретической основы социологической науки. В работе “О духе законов” (1748) Монтескье задается целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально- политических институтов определенный порядок.

Жан Жак Руссо (1712-1778) разработал концепцию “ordre naturel” (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в “ordre positif” («порядок позитивный»).

Предпосылки возникновения социологии как науки- социальные и теоретические:

1) Промышленная революция, изменение социальной стратификации, НТР, разделение труда, повышение роли личности, ее ценности и значимости, связанное с возникновением идеологии либерализма.

2) Великая Французская Революция, и необходимость решения социальных проблем, возникших в результате нее.

3) совокупность накопленного социального знания

4) открытия в других науках

4) Как результат накопления знания об обществе: Труды Ж.Ж. Руссо, Гельвеция, Кондорсе, Сен-Симона, Монтескье и других мыслителей.

Монтескье пытался понять историю как законообразный процесс, сообразный развитию природы. Это учение связано с идеей детерминизма, т. е. причинной обусловленности событий и социальных явлений. Ш. Монтескье также пытался решать политические проблемы – выдвинул идею разделения властей. Сен- Симон обратил внимание на то, что методологию естественных наук можно применять в социальных науках для объяснения явлений и фактов социальной жизни.

Эту новую науку Сен-Симон и его ученый секретарь Огюст Конт назвали «социальной физикой».