Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Гиподинамия, ее вредное воздействие на здоровье. Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника

Человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю машин.

Но в отличие от социальных, биологические процессы меняются очень медленно, в связи с этим возникает несоответствие, о котором русский физиолог И.П. Павлов писал: «Тело человека состоит их массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть нашего тела, исторически тренированную, в покое, не дать ей работы – это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего нашего существа…».

Таким образом, на протяжении тысячелетий человеческий организм с его сложными функциями по существу остается без изменений. Он так же, как много тысяч лет назад, для своего нормального функционирования требует физической нагрузки. Так называемые «болезни цивилизации» особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным образом жизни. А подобных профессий сейчас большинство. Видный американский врач-кардиолог, профессор В. Рааб исследовал состояние сердца физически активных (спортсмены, солдаты) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, уже в 17–35 лет наблюдались признаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника» («деятельного» потому, что люди вершат большие дела, а «бездельники» – при этом не затрачивают больших мышечных усилий).

Гиподинамия – Это ограничение объема и интенсивности двигательной деятельности, вызывающее изменения в организме человека, которые характеризуются снижением функциональной активности и расстройством взаимосвязей органов и систем. Влияние гиподинамии на организм человека представляется в различных формах.Хроническая гиподинамия характеризуется низким уровнем повседневной двигательной активности, что зависит от условий труда и быта. Это наиболее распространенная форма гиподинамии, связанная с отсутствием воспитания у человека необходимости в активных движениях.

Острая гиподинамия возникает при внезапном и продолжительном ограничении двигательной деятельности у физически активных до этого момента людей (резкое прекращение тренировок у спортсменов, изменение профессии, клиническая гиподинамия и др.).

Выделяют также общую (ограничение двигательной активности всего организма) илокальную (ограничение движений группы мышц) гиподинамию.

При достаточно длительном воздействии гиподинамии на организм развиваются изменения, называемые синдромом гиподинамии.

Синдром гиподинамии – это комплекс сдвигов в различных органах и системах, возникающих при различных формах гиподинамии и на различных этапах детренированности.

Нервная система и двигательные функции . Существенные изменения при гиподинамии происходят в деятельности нервной системы, в частности коры больших полушарий головного мозга – расстройства двигательных функций (например, нарушение координации движений при ходьбе).

Функции двигательного аппарата . Гиподинамия всегда сопровождается атрофией и дегенерацией (перерождением) скелетных мышц. Мышечные волокна становятся тоньше, вес мышц уменьшается, отмечается замена мышечной ткани на жировую. В результате теряется устойчивость восстановительных процессов, надежность координации движений, уменьшается тонус мышц, выносливость, скорость, сила. Детренировка мышц живота происходит относительно быстро, неблагоприятно сказывается на функциях кровообращения, пищеварения, дыхания.

Синдром гиподинамии сопровождается ослаблением связочного аппарата, что приводит к разболтанности суставов, развитию плоскостопия, отмечается деминерализация костей.

Вегетативные функции . В результате гиподинамии происходят выраженные изменения в системе кровообращения: уменьшаются размеры сердца, снижается ударный и минутный объем крови, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, удлиняется время ее кругооборота.

От недостаточной физической нагрузки сердце человека слабеет, ухудшается функция механизмов сосудистой регуляции, отмечается слабость мышц стенок сосудов, что влечет снижение артериального давления (гипотонию), в результате которой снижается работоспособность человека.

Синдром гиподинамии сопровождается ухудшением экономичности функций дыхания, наблюдается снижение функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников.

Следует отметить, что гиподинамия, каким бы фактором она не вызывалась и к какой бы форме не относилась, всегда сопровождается состоянием психического стресса, поскольку само состояние гиподинамии глубоко неадекватно для нормальной жизнедеятельности и тяжело переносится организмом. Отмечается эмоциональная неустойчивость, снижение физической и умственной работоспособности. Гиподинамия характеризуется также снижением устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Длительная неподвижность (например, при строгом постельном режиме) приводит к значительному ухудшению физиологических функций. Но если для человека вводятся ежедневные получасовые – часовые занятия физическими упражнениями, то проявления гиподинамии или отсутствуют, или оказываются менее выраженными. Следовательно, физические упражнения являются эффективным средством, предохраняющим организм от неблагоприятных последствий недостаточной производственной или бытовой двигательной активности.

2014-06-01

Гиподинамия — это ограничение двигательной активности, обусловленное образом жизни, профессиональной деятельностью, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полеты) и т.д.. Гиподинамия в школьном возрасте часто связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой ее учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятия спортом.

Гиподинамия вредно влияет не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Физическая работа относится к физиологически важных элементов нормальной жизнедеятельности, она влияет на костно — суставной аппарат, дыхание, обмен веществ, эндокринную равновесие, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому соответствующий уровень двигательной активности гармонично формирует организм анатомически и функционально, определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, к болезненным факторов. Длительное ограничение нагрузки на мышечный аппарат может стать причиной обратных функциональных нарушений, а порой и ускорить возникновения патологических изменений в организме (гипертоническая болезнь, артериосклероз).

Ограничение двигательной активности способствует снижению функциональных возможностей мышечной системы. Например, после двухмесячного постельного режима на 14-24 % уменьшаются силовые показатели, на 25-35 % динамические показатели и статическая выносливость, снижается тонус мышц, уменьшаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека теряют свойственную им рельефность вследствие отложения подкожного жира. Минеральный обмен нарушается уже через 1-15 дней постельного режима. В результате уменьшения количества костного вещества или недостаточного обызвествления нарушается минеральный обмен костей, уменьшается плотность кости (остеопороз).

Вследствие ограничения мышечной активности возникает детренированность сердечно — сосудистой системы, увеличивается частота сердечных сокращений в покое. Даже при незначительном кратковременном физической нагрузке частота пульса достигает 100 ударов в 1 мин и более. Сердце при этом работает неэкономно, нужный объем крови выбрасывается за счет увеличения количества, а не силы сердечных сокращений. Нарушается также регуляция артериального давления (он повышается).

При гиподинамии сужаются мелкие артериальные и венозные сосуды, уменьшается количество функциональных капилляров в тканях, изменяется состояние центральной нервной системы, возникает так называемый астенический синдром, который проявляется в быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно — двигательного аппарата, сердечно — сосудистой, эндокринной и других систем. При этом значительно снижается сопротивляемость к возбудителям инфекционных болезней; дети часто болеют, заболевания могут переходить в хронические. Недостаточная подвижность школьника и длительное пребывание в одном положении за столом или партой могут повлечь нарушение осанки, возникновение сутулости, деформации позвоночника. Так называемое мышечное голодание у ребенка может вызвать более явное нарушение функций, чем у взрослых, оно приводит к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Снижение двигательной активности в среднем и старшем возрасте может ускорить старение организма. Вследствие сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и вялость мышц, нарушается общее мозговое кровообращение.

Большинство расстройств, возникших из-за недостаточной мышечную деятельность, обратные. Для лечения гиподинамии используют индивидуальный двигательный режим с постепенным увеличением нагрузки на опорно — двигательный аппарат и сердечно — сосудистую систему, комплексы лечебной гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы и мышц сердца. Больным, длительно находящихся на постельном режиме, назначают комплекс лечебной гимнастики. Предотвращает гиподинамии полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, посещение плавательных бассейнов, лыжный спорт, физическая пращей на приусадебных участках и т.п..

Негативное влияние гиподинамии ярко проявился во время первых длительных космических полетов, когда еще не было разработано эффективных средств для ее предотвращения. У космонавтов развивалась дистрофия скелетных мышц, размягчались кости вследствие выхода из них кальция, значительно снижалась физическая работоспособность.

Особенно негативно гиподинамия влияет на сердечно — сосудистую систему: ослабляется сила сокращений сердца, уменьшается его работоспособность, снижается тонус сосудов. Все это приводит к тому, что человек не может находиться в вертикальном положении. Сосуды нижних конечностей, в которых слабый тонус, растягиваются и в них задерживается значительное количество крови. Ослабленное сердце не способно поднять ее к верхней части тела. Кровяное давление падает, кровоснабжение мозга ухудшается, человек при этом может потерять сознание. Развивается так называемый гравитационный шок.

Вредное влияние гиподинамии проявляется прежде всего в снижении обмена веществ и энергии. Соответственно уменьшается кровоснабжение тканей, снабжение их необходимыми питательными веществами и кислородом. Возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и других крайне важных органов, уменьшается жизненная емкость легких, количество эритроцитов и гемоглобина в крови и соответственно снижается способность крови переносить кислород.

Снижение затрат энергии при гиподинамии даже при нормальном питании приводит к увеличению жировой ткани. Чрезмерная концентрация жира в крови приводит к образованию его нерастворимых соединений с солями, которые оседают на стенках сосудов, просвет которых при этом сужается, способствуя нарушению кровообращения.

При гиподинамии уменьшается двигательная активность и выделение пищеварительных соков в органах пищеварения. Ухудшается переваривание и усвоение питательных веществ, снижается устойчивость организма к инфекционным недугов. Если хронические болезни внутренних органов при гиподинамии развиваются в зрелом возрасте, то ослабление иммунитета проявляется в течение всей жизни человека.

Для предотвращения развития этой болезни большое значение имеет оздоровительная физическая культура, которая является одним из важнейших условий развития организма человека. Во время физических упражнений срабатывают мышечная, дыхательная, сердечно — сосудистая, нервная, эндокринная и пищеварительная системы.

Еще в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Все это происходит вследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме. Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Прежде всего, они начинают терять кальций. Это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов, они склерозируются, т. е. пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свертыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах. Содержание большого количества кальция в крови способствует образованию камней в почках.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретенные ранее навыки, не образуются новые. Все это самым отрицательным образом отражается на здоровье. Следует учесть также следующее. Сидячий образ жизни приводит к тому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Это может повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкости тела. Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.

Характер движения в суставе определен его строением. В коленном суставе ногу можно только сгибать и разгибать, а в тазобедренном суставе движения могут совершаться во всех направлениях. Однако амплитуда движений зависит от тренировки. При недостаточной подвижности связки теряют эластичность. В полость сустава при движении выделяется недостаточное количество суставной жидкости, играющей роль смазки. Все это затрудняет работу сустава. Недостаточная нагрузка влияет и на кровообращение в суставе. В результате питание костной ткани нарушается, формирование суставного хряща, покрывающего головку и суставную впадину сочленяющихся костей, да и самой кости идет неправильно, что приводит к различным заболеваниям. Но дело не ограничивается только этим. Нарушение кровообращения может привести к неравномерному росту костной ткани, вследствие чего возникает разрыхление одних участков и уплотнение других. Форма костей в результате этого может стать неправильной, а сустав потерять подвижность.

Гиподинамия отрицательно влияет как на взрослых, так и на детей и подростков. Систематическое обследование детей школьного возраста позволило у трети из них обнаружить патологию сердечно - сосудистой системы. Это указывает на необходимость принятия срочных мер, направленных на усиление двигательной активности растущего организма.

Изучив функциональные возможности кардиореспираторной системы, были получены доказательства, что у современных школьников постепенно снижаются относительные величины МПК, а, следовательно, ухудшается физическая работоспособности. Оказалось, что функциональные возможности кардиореспираторной системы современных школьников ниже, чем их сверстников и 1950-1970-х годах. Особенно заметны сдвиги у девочек, у которых отмечено снижение с возрастом исследуемого показателя. В возрасте 9-10 лет физическая работоспособность школьниц оценивалась как удовлетворительная (37,8 мл/кг), а в 15-16 лет - неудовлетворительная (29,9 мл/кг). Ухудшение функциональных возможностей систем кровообращения и дыхания сопровождалось постепенным увеличением с возрастом жировой ткани (в организме девочек в возрасте 9-10 лет содержание жира составляло свыше 24% от всей массы тела, в 13-14 - свыше 25%, а в 15-16 лет - около 29%).

Снижение функциональных возможностей кардиореспираторной системы современных школьников в основном связано с гиподинамией. Обнаружено, что с возрастом двигательная активность (ДА) имеет тенденцию к снижению, особенно четко выраженную у девушек. Отмечено, что среди детей всех возрастов есть подвижные дети, с высоким уровнем ДА, выполняющие в день 18 тыс. шагов, и малоподвижные, с низким уровнем двигательной активности, совершающие менее 11 тыс. шагов.

В результате определения МПК/кг у детей с разным уровнем ДА выявлено четкое изменение этого показателя в зависимости от физической активности детей. Школьники, выполняющие от 12 до 18 тыс. шагов в день, имели достоверно большие величины МПК/кг, чем их малоподвижные ровесники. Эта разница в активности свидетельствует о том, что выполнение в день менее 12 тыс. шагов приводит к развитию гиподинамии. Об этом говорят результаты обследования школьников обычной и школы полного дня, которая отличалась не только организацией учебного процесса, но и двигательным режимом дня. В школе полного дня между уроками практиковалась так называемая «динамическая пауза» и во второй половине дня - спортивный час. Во всех возрастных группах обеих школ с 9 до 16 лет отмечены достоверные различия в относительных показателях МПК/кг.

Методом непрямой калориметрии была оценена энергетическая стоимость 11 тыс. шагов. Оказалось, что мальчики 7-9 лет на 1 тыс. шагов тратили 21 ккал, а 14-16 лет - 42 ккал; девочки 7 лет-9 19 ккал, а 14-16 лет - 35 ккал. Повышение с возрастом энергозатрат связано не только с тем, что у школьников старших классов шаг становится шире и размашистее, по и тем, что большая энергостоимость связана с неодинаковым процентным содержанием скелетных мышц в организме детей и подростков. У ребенка в возрасте 10 лет из всей массы тела на скелетные мышцы приходится 20%, а у 14-летних - 26%.

Исходя из приведенных данных, нетрудно рассчитать, сколько энергии тратят школьники различного возраста и пола на 11 тыс. шагов. Если учесть, что мальчики в возрасте 10-16 лет расходуют в сутки 2200-2900 ккал, а девочки 2000-2700 ккал и что 25-30% этих энергозатрат должно приходиться на двигательную активность, то становится очевидным дефицит движении, который создается при выполнении 10-11 тыс. шагов, приводящий к значительному снижению аэробных возможностей организма. Следовательно, ДА и максимальное потребление кислорода находятся в прямой зависимости: чем выше число локомоций (ходьба), тем лучше функциональное состояние кардиореспираторпой системы.

То, что гиподинамия стала буквально проблемой современного мира, уже давно понятно. Машины, лифты, различные бытовые приспособления, работа за компьютером и другие привычные вещи негативно сказываются на здоровье – человек ведет малоактивный образ жизни, возникают проблемы с самочувствием. Какие признаки будут свидетельствовать о развитии гиподинамии и что с этим делать?

Симптомы гиподинамии

Конечно, каждый понимает, что нужно заниматься какими-нибудь физическими упражнениями, но мало кто задумывается, что симптомы гиподинамии – это не только стремительно растущий вес. На что нужно обратить внимание:


Описанные признаки отмечает периодически каждый человек, но мало кто ассоциирует их с гиподинамией. А ведь если подобные ощущения уже имеются, то пора задуматься об активизации собственного образа жизни.

Думаете, что достаточно движений во время уборки квартиры пылесосом и походом в магазин? Ошибаетесь! Человеку необходимо много двигаться, особенно если учитывать вред пищи, которую мы употребляем. Последствия гиподинамии могут быть очень серьезными:

  1. Набор лишних килограмм . Это, конечно, выглядит ужасно, но не является самым страшным последствием рассматриваемого состояния.
  2. Атрофия мышечной ткани . Человеку становится тяжело пройти пешком даже километр. А о подъеме по лестнице можно и не думать – боль будет в ногах такая сильная, что придется принимать лежачее положение.
  3. Нарушается работа головного мозга . Даже если трудовая деятельность связана с документами и подсчетами/расчетами, гиподинамия приведет к снижению работоспособности, и сонливости – это связано с тем, что вместе с кровью к тканям головного мозга поступает слишком мало кислорода.
  4. Нарушаются обменные процессы . А это, в свою очередь, является прямой дорожкой к развитию – заболевание кровеносных сосудов, которое сопровождается неустойчивым артериальным давлением, ломкостью стенок сосудов и спонтанными кровотечениями.
  5. Нарушается осанка . Это происходит по причине ослабления мышц спины – они просто не в состоянии постоянно удерживать позвоночник в нормальном положении.

Не стоит забывать, что гиподинамия приводит к нарушениям и репродуктивной функции человека, особенно часто это отмечается у женщин. Лишние килограммы, нарушение кровообращения в малом тазу провоцируют снижение выработки женских гормонов, нарушение менструального цикла.

Обратите внимание: очень важно обращать внимание на гиподинамию в детском возрасте. По данным медицинских наблюдений при длительном сидении за партой или письменным столом ухудшаются процессы кровообращения, что приводит к снижению и концентрации внимания. А если ребенок будет проводить за столом (неважно за компьютером или конструктором) более 5 часов в день, то риск формирования неправильной осанки повышается в 5-7 раз.

Решить проблему гиподинамии достаточно легко – нужно всего лишь следовать рекомендациям специалистов:


Согласитесь, нет ничего сложного – всего-то и нужно больше ходить пешком и делать зарядку, все банально. Но сложность решения проблемы гиподинамии заключается в том, что все описанные рекомендации нужно выполнять постоянно, регулярно, без праздников и выходных.

Человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю машин.

Но в отличие от социальных, биологические процессы меняются очень медленно, в связи с этим возникает несоответствие, о котором русский физиолог И.П. Павлов писал: «Тело человека состоит их массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть нашего тела, исторически тренированную, в покое, не дать ей работы – это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего нашего существа…».

Таким образом, на протяжении тысячелетий человеческий организм с его сложными функциями по существу остается без изменений. Он так же, как много тысяч лет назад, для своего нормального функционирования требует физической нагрузки. Так называемые «болезни цивилизации» особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным образом жизни. А подобных профессий сейчас большинство. Видный американский врач-кардиолог, профессор В. Рааб исследовал состояние сердца физически активных (спортсмены, солдаты) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, уже в 17–35 лет наблюдались признаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника» («деятельного» потому, что люди вершат большие дела, а «бездельники» – при этом не затрачивают больших мышечных усилий).

Гиподинамия – Это ограничение объема и интенсивности двигательной деятельности, вызывающее изменения в организме человека, которые характеризуются снижением функциональной активности и расстройством взаимосвязей органов и систем. Влияние гиподинамии на организм человека представляется в различных формах. Хроническая гиподинамия характеризуется низким уровнем повседневной двигательной активности, что зависит от условий труда и быта. Это наиболее распространенная форма гиподинамии, связанная с отсутствием воспитания у человека необходимости в активных движениях.

Острая гиподинамия возникает при внезапном и продолжительном ограничении двигательной деятельности у физически активных до этого момента людей (резкое прекращение тренировок у спортсменов, изменение профессии, клиническая гиподинамия и др.).

Выделяют также общую (ограничение двигательной активности всего организма) и локальную (ограничение движений группы мышц) гиподинамию.


При достаточно длительном воздействии гиподинамии на организм развиваются изменения, называемые синдромом гиподинамии.

Синдром гиподинамии – это комплекс сдвигов в различных органах и системах, возникающих при различных формах гиподинамии и на различных этапах детренированности.

Нервная система и двигательные функции . Существенные изменения при гиподинамии происходят в деятельности нервной системы, в частности коры больших полушарий головного мозга – расстройства двигательных функций (например, нарушение координации движений при ходьбе).

Функции двигательного аппарата . Гиподинамия всегда сопровождается атрофией и дегенерацией (перерождением) скелетных мышц. Мышечные волокна становятся тоньше, вес мышц уменьшается, отмечается замена мышечной ткани на жировую. В результате теряется устойчивость восстановительных процессов, надежность координации движений, уменьшается тонус мышц, выносливость, скорость, сила. Детренировка мышц живота происходит относительно быстро, неблагоприятно сказывается на функциях кровообращения, пищеварения, дыхания.

Синдром гиподинамии сопровождается ослаблением связочного аппарата, что приводит к разболтанности суставов, развитию плоскостопия, отмечается деминерализация костей.

Вегетативные функции . В результате гиподинамии происходят выраженные изменения в системе кровообращения: уменьшаются размеры сердца, снижается ударный и минутный объем крови, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, удлиняется время ее кругооборота.

От недостаточной физической нагрузки сердце человека слабеет, ухудшается функция механизмов сосудистой регуляции, отмечается слабость мышц стенок сосудов, что влечет снижение артериального давления (гипотонию), в результате которой снижается работоспособность человека.

Синдром гиподинамии сопровождается ухудшением экономичности функций дыхания, наблюдается снижение функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников.

Следует отметить, что гиподинамия, каким бы фактором она не вызывалась и к какой бы форме не относилась, всегда сопровождается состоянием психического стресса, поскольку само состояние гиподинамии глубоко неадекватно для нормальной жизнедеятельности и тяжело переносится организмом. Отмечается эмоциональная неустойчивость, снижение физической и умственной работоспособности. Гиподинамия характеризуется также снижением устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Длительная неподвижность (например, при строгом постельном режиме) приводит к значительному ухудшению физиологических функций. Но если для человека вводятся ежедневные получасовые – часовые занятия физическими упражнениями, то проявления гиподинамии или отсутствуют, или оказываются менее выраженными. Следовательно, физические упражнения являются эффективным средством, предохраняющим организм от неблагоприятных последствий недостаточной производственной или бытовой двигательной активности.

2.7. Средства физической культуры
в совершенствовании функциональных возможностей организма

Как уже отмечалось, к средствам физической культуры относятся: физические упражнения, естественные факторы природной среды и гигиенические факторы.

Физическое упражнение – двигательное действие, выполняемое для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и навыков.

Двигательные действия, совершаемые человеком многообразны (трудовые, бытовые и др.). Однако не все двигательные действия могут быть названы физическими упражнениями. Важнейший отличительный признак последних – соответствие сущности физической культуры ее закономерностям. Если, например, в целях физического воспитания используется ходьба, то она лишь тогда приобретает значение физического упражнения, когда ей придаются рациональные формы, т. е. формы, оправданные с позиций физического воспитания, т.е. обеспечиваемый ею уровень функциональной активности организма соответствует эффективному развитию физических качеств, умений и навыков.

Число практикуемых в настоящее время физических упражнений чрезвычайно велико, причем многие из них существенно отличаются как по форме, так и по содержанию.

В физиологическом отношении физические упражнения характеризуются переходом организма на повышенный (сравнительно с покоем) уровень функциональной активности. Диапазон этого перехода может быть в зависимости от особенностей выполнения упражнения весьма значителен. Легочная вентиляция, например, может возрастать в 30 раз и более, потребление кислорода – в 20 раз и более, минутный объем крови – в 8 раз и более. Функциональные сдвиги во время упражнений стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма.

Изменения, возникающие в организме при выполнении физических упражнений, захватывают все органы и все системы организма, начиная с молекулярного уровня.

Существует связь между функцией любой клетки и ее генетическим аппаратом, управляющим синтезом белка. Интенсивная функция стимулирует синтез белков, обеспечивающих осуществление именно данной функции и, наоборот, ослабление функции приводит к снижению процесса синтеза белков и, в конечном счете, к дегенерации и гибели неработающих структур. Поэтому основным условием сохранения структурной целостности организма является активность , т. е. всесторонняя, интенсивная, гармоничная деятельность всех его систем. Чем интенсивнее функция, тем более полно осуществляются процессы самообновления.

При этом не просто восстанавливаются разрушающиеся и истощающиеся при работе структуры, а возникает избыточное восстановление, сверхвосстановление, суперкомпенсация.

Явление суперкомпенсации проявляется в большем накоплении энергетических резервов в скелетных мышцах, в накоплении пластических материалов, обусловливающих их гипертрофию – рост массы, мощности и выносливости мышц, а также систем, обеспечивающих мышечную деятельность. Все эти изменения – непременное условие повышения функциональных возможностей организма человека.

Естественные факторы природной среды (солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды) могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания, совершенствования функциональных возможностей организма.

В процессе физической культуры названные оздоровительные силы природы могут использоваться в двух направлениях: как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (проведение занятий на свежем воздухе, при солнечном облучении, в условиях горного климата и т.п.), когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений; при организации специальных процедур (воздушные, солнечные и водные ванны, сеансы закаливания и т.п.), в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления. Например, все шире используется пребывание в необычных условиях среды (чаще всего в горах) в целях стимулирования увеличения работоспособности (на основе адаптации организма к условиям кислородной недостаточности и другим факторам горной либо другой непривычной среды).

Одним из основных результатов использования естественных факторов среды в процессе физической культуры является закаливание человека. Закаливание, если в ходе него не нарушается мера приспособительных возможностей организма, ведет к укреплению здоровья и росту работоспособности. Для разностороннего закаливания важно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, солнечная радиация различной силы в сочетании с другими факторами), причем закаливающий эффект может быть усилен при сочетании их с физическими упражнениями.

Социальные исследования свидетельствуют, что, сочетая физические упражнения с естественными факторами закаливания, можно повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий, с которыми сталкивается человек в условиях современной жизни и профессиональной деятельности (вибрации, укачивание, перегрузки при ускорениях, состояние невесомости и др.).

Гигиенические факторы – обеспечиваются реализацией норм и требований по гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий, бытовой обстановки и т. д. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания во многом обусловливает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Особое значение при этом имеет оптимизация режима физических нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, вентиляция и освещенность мест занятий, должное гигиеническое состояние инвентаря и оборудования и т. д.), а также условий, способствующих восстановлению после занятий, предупреждению заболеваний и укреплению здоровья (душ, сауна, массаж, искусственная аэроионизация и ультрафиолетовое облучение и т. д.).

Хотя естественные факторы среды и гигиенические условия не являются главными средствами физической культуры, их значение трудно переоценить.

2.8. Физиологические механизмы
и закономерности совершенствования
отдельных систем организма
под воздействием направленной физической тренировки

Без знания основ строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов, систем и всего организма в целом сложно правильно тренироваться, определять объем и интенсивность физических упражнений, а также их подбор с учетом задач тренировки и индивидуальных особенностей занимающихся.