Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Экстремальные факторы среды. Экстремальные для человека природные условия. Влияние на опорно-двигательную систему

Экстремальные факторы зачастую оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья лиц, выполняющих оперативные задачи . Наиболее наглядными проявлениями являются нервно-психические дизадаптивные расстройства . Зачастую они приводят к осложениям: от функциональных сдвигов (физического и психоэмоционального переутомления, бессонницы, раздражительности, тревожности) до пред- или патологических нарушений. В основе и тех, и других изменений лежат нарушения адаптационно-приспособительной деятельности организма . Такая реакция организма расценивается как «профессиональный стресс» .

Одним из наиболее часто встречающихся форм психических нарушений являются посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). При ПТСР характерными признаками являются нарушения вегетативной системы, которые постепенно переходят в психофизиологические изменения на невротическом уровне с переходом в соматическую патологию. Согласно исследованиям, ПТСР развиваются у более 30% участников активных боевых действий, кроме того, участники испытывают значительные сложности социальной адаптации в мирной жизни и требуют пристального внимания и помощи медико-социальных служб. При этом число таких военнослужащих, нуждающихся в медико-психоневрологической помощи, в последние годы увеличивается .

Экстремальные факторы влияют и на другие органы и системы органов. Патология центральной нервной системы, как правило, обусловлена травматическими воздействиями. Частыми нарушениями у сотрудников силовых ведомств являются различные сенсорные расстройства .

Исследования показали, что у участников вооруженных конфликтов расстройства регуляторных функций выявляются, прежде всего, со стороны вегетативной нервной системы (ВНС) и приводят к развитию вегетативно-психических, вегетативно-соматических и вегетативно-висцеральных расстройств. Изменения тонуса центров ВНС приводят к нарушению процессов адаптации на различных уровнях, неустойчивости к физической нагрузке. Эти перестройки формируют психофизиологические особенности военнослужащих .

Также среди военнослужащих значительно чаще выявляется патология сердечнососудистой и дыхательной систем. Воздействие стрессогенных факторов формирует развитие артериальной гипертензии. В условиях локального вооруженного конфликта наблюдается увеличение заболеваемости гипертонической болезнью. У комбатантов частота артериальной гипертензии возрастает в одинаковой степени, как у лиц молодого возраста, так и в старшей возрастной группе. Характерным признаком нарушений работы сердечнососудистой системы является вовлечение сердца в патологический процесс .

У сотрудников силовых ведомств нарушение обмена веществ выявляется значительно чаще в сравнении с людьми менее экстремальных профессий. У них наблюдается высокий процент дисбаланса как показателей липидного обмена, так и отклонения параметров углеводного обмена. Следует отметить, что эти изменения не связаны с поражениями органов и систем. У значительной части военнослужащих выявлены нарушения электролитного обмена в виде гипокалиемии. Также доказано, что в этих условиях происходят значительные изменения вязкости крови, агрегации форменных элементов крови, индекса деформируемости эритроцитов с формированием коронарного синдрома. Со стороны сердечно-легочной системы определяются явления сердечно-дыхательного дисхронизма .

Психоэмоциональное напряжение, обусловленное стрессовыми ситуациями, предполагает наличие прямой связи с нарушениями репродуктивной функции в виде половых дисфункций . Высокий уровень заболеваемости простатитом, гиперплазия предстательной железы, эректильные расстройства, а также низкая мотивация к созданию семьи, отсутствие желания иметь детей, низкий уровень знаний по профилактике инфекций, передаваемых половым путем.

При воздействии на организм стрессорных факторов различной природы возникают изменения иммунной системы. Во время командировки в районы боевых действий существенно увеличивается содержание иммунокомпетентных клеток с их активацией и усиленной секрецией цитокинов, аларминов. Такое состояние напряжения иммунной системы у военнослужащих сохраняются в течение 6 месяцев по возвращении к мирной жизни .

Эндокринной системе отводится одна из ведущих ролей в формировании регуляции механизма компенсации на различные экстремальные факторы, воздействующие на организм. Однократное или кратковременное воздействие нервно-психических факторов, как правило, не приводит к стабильной перестройке механизмов регуляции гомеостаза, тогда как длительный и многократный стресс может являться основой стрессиндуцированного развития патологии .

Интенсивность и продолжительность физической нагрузки в сочетании с другими экстремальными факторами формирует определенную динамику гормонов, ответственных за обеспечение реагирования организма военнослужащего на стрессорные воздействия.

Не менее важным фактором, приводящим к изменениям функционирования регуляторных систем орга­низма, является смена среды обитания. На каждой территории присутствуют определенные климатогеографические особенности, которые формируют биоритмику жизнедеятельности организма. Физиоло­гическая функция каждого органа зависит от обусловленных внешней средой биоритмов .

При смене территории обитания в регуляторных системах организма происходят адаптивные перестройки, направленные на приспособление к изменившимся природным условиям окружающей среды, для обеспечения адекватного жизненного процесса .

Специфика профессиональной деятельности сотрудников связана с многочисленными командировками в «горячие точки» страны. Зачастую район боевых действий находится на значительном расстоянии от места постоянной дислокации личного состава. Предположим, что отправная точка располагается в северных широтах, а время отправки – февраль – период времени, соответствующий разгару зимы с короткой световой и продолжительной ночной фазами дня. В «горячей точке» (как правило, это южные районы РФ) в это время внешние природные процессы соответствуют, как минимум, весеннему периоду на севере, т.е. на 1,5-2 месяца позже .

Таким образом, у комбатантов в дополнение к многочисленным факторам, приводящим к напряжению регуляторных систем (боевой стресс, психоэмоциональная, физическая нагрузка, стесненные социально-бытовые условия) значительный вклад вносит нарушение привычной биоритмики жизненных процессов, связанных с перемещением и длительным пребыванием на отличающуюся территорию. Все эти факторы в совокупности требуют срочного включения механизмов адаптации организма с мобилизацией и перераспределением резервных возможностей организма для обеспечения комфортного пребывания в новых условиях.


Библиографический список

  1. Кубасов Р.В. Медицинские аспекты профессиональной безопасности участников локальных вооруженных конфликтов / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2014. – Вып. 2, № 6.– С. 91-94.
  2. Апчел А.В. Влияние профессиональной нагрузки на секрецию адренокортикотропного гормона и кортизола у сотрудников органов внутренних дел // Медицинский вестник МВД. – 2015. – № 4 (77). – С. 56-58.
  3. Лупачев В.В., Юрьева М.Ю., Кубасов Р.В. Изменения общих сывороточных иммуноглобулинов и показателей сердечнососудистой системы у моряков в динамике Арктического рейса//Мир науки, культуры, образования. -2013. -№ 3 (40). -С. 383-385.
  4. Кубасов Р.В. Состояние гипофизарно-тиреоидной системы регуляции у военнослужащих при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Ю. Юрьев, Ю.Е. Барачевский // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5. – С. 445-447.
  5. Gorbachev A.L. The iodine value in hair as a marker of iodine status of organism // A.L. Gorbachev, A.V. Skalny, M.G. Skalnaya, A.R. Grabeklis, R.V. Koubassov, Lomakin Y.V. // 3rd Int. Symposium FESTEM. –Santiago De Compostela,Spain, 2007. P. 58. (Quimica Clinica: 2007; 26 (S1). Spec. Suppl.)
  6. Кубасов Р.В. Содержание кортизола и изменения артериального давления у военнослужащих при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Ю. Юрьев, Ю.Е. Барачевский // Военно-медицинский журнал. – 2012. – № 5. – С. 59-60.
  7. Большаков А.А., Косова И.В., Буюклинская О.В. Оценка результативности системы менеджмента // Ремедиум. 2015. № 7-8. С. 61-65.
  8. Koubassov R. Hypophysis-thyroid regulation features at different professional law-enforcement officer groups / R.Koubassov, Yu. Barachevsky, Yu. Yuriev // International Journal of Collaborative Research on Internal Medicine & Public Health (IJCRIMPH). – 2012. – Vol. 4, No 5. – P. 707-712.
  9. Дёмин Д.Б. Зависимость ЭЭГ-характеристик от тиреоидного статуса у подростков Архангельской области и Ненецкого автономного округа // Экология человека. – 2013. – № 4. – С. 43-48.
  10. Koubassov R. Thyroid hormones status features at different professional law-enforcement officer groups / R. Koubassov, Yu. Barachevsky, Yu. Yuriev // Abstract collection of 5-th International Online Medical Conference (IOMC 2012). –USA, 2012. – P. 68-69.
  11. Кубасов Р.В. Проблемы профессиональной безопасности сотрудников силовых ведомств – участников локальных вооруженных конфликтов / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2014. – № 1. – С. 39-46.
  12. Дёмин Д.Б., Поскотинова Л.В. Физиологические основы методов функционального биоуправления // Экология человека. – 2014. – № 9. – С. 48-59.
  13. Горелов А.В. Взаимосвязи между содержанием в сыворотке крови витаминов и гормонов системы гипофиз – половые железы у детей Европейского Севера / А.В. Горелов, Р.В. Кубасов, Ф.А. Бичкаева, Л.П. Жилина // Экология человека. – 2009. – № 7. – С. 24-26.
  14. Кубасов Р.В. Изменения содержания гормонов надпочечников у сотрудников правопорядка г. Архангельска, выполняющих служебные обязанности экстремальных условиях командировки в “горячие точки” / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, С.А. Стукова // Вестник уральской медицинской академической науки. – 2014. – Т. 48, № 2.– С. 65-67.
  15. Поскотинова Л.В., Шевченко О.E., Демин Д.Б., Кривоногова Е.В. Содержание интерлейкина 6 и интерлейкина 10 при различных типах организации биоэлектрической активности головного мозга у подростков 15-17 лет // Экология человека. – 2010. – № 5. – С. 46-50.
  16. Кубасов Р.В. Уровни содержания адреналина и норадреналина в организме сотрудников правоохранительных органов при различной степени напряженности из профессиональной деятельности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский // Медицина катастроф. – 2014. – №. 3. – С. 32-34 .
  17. Koubassov R.V. Adrenocorticotropic Hormone and Cortisol Secretion Changes among Law Enforcement Personnel During a Mission to the Areas of Local Armed Conflict / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky, V.V. Lupachev // International Journal of Biomedicine. – Vol. 4, No. 2. – 2014. – P. 76-78.
  18. Хлопина И.А., Шацова Е.Н., Лупачев В.В., Чернозёмова А.В., Кубасов Р.В. Характеристика диастолической функции левого желудочка у больных после аортокоронарного шунтирования // Вестник РАМН. – 2015 – № 2, Т. 70. – С. 196-202.
  19. Бичкаева Ф.А., Годовых Т.В., Третьякова Т.В Соотношение гуморальных факторов естественного иммунитета и показателей липидного обмена у детей-аборигенов Северо-востока России // Экология человека. – 2010. – №. 5 – С 17-19.
  20. Кубасов Р.В. Функциональные изменения гипофизарно-гонадного и тиреоидного эндокринных звеньев ответ на стрессовые факторы / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 10, ч. 5.– С. 1010-1014.
  21. Кубасов Р.В. Гормональные изменения в ответ на экстремальные воздействия внешней среды / Р.В. Кубасов // Вестник РАМН. – 2014. – № 9-10. – С. 102-109.
  22. Gorbachev A.L. Bioelement effects to thyroid gland at children living in iodine-adequate territory / A.L. Gorbachev, A.V. Skalny, R.V. Koubassov, M. Skalnaya, A. Grabeklis, Y. Lomakin, A. Pliss // Микроэлементы в медицине. – 2007. – Т.8., Вып.3. – с. 37-40.
  23. Кубасов Р.В. Гипофизарно-надпочечниковая и тиреоидная секреция у сотрудников МВД при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов // Вестник РАМН. – 2015. – № 1-2. – С. 36-40.
  24. Кубасов Р.В. Симпатоадреналовая и гипофизарно-надпочечниковая активность у сотрудников МВД России при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов, Е.Д. Кубасова // Экология человека. – 2015. – №. 6. – С. 9-14.
  25. Кубасов Р.В. Влияние экстремальных факторов военной службы на адаптационные возможности сотрудников силовых ведомств // Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, Е.Н. Сибилева, А.В. Апчел, А.М. Иванов, В.А. Сидоренко // Вестник Российской Военно-медицинской академии. – 2015 – № 2, Т. 50. – С. 217-223.
  26. Кубасов Р.В. Изменения гормонального статуса у военнослужащих при командировке в зону локального вооруженного конфликта / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов, В.В. Лупачев // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Медико-биологические науки». – 2016. – № 1. – С. 42-50.
  27. Дёмин Д.Б. Оценка полиграфических реакций при биоуправлении параметрами ритма сердца у подростков с разными вариантами вегетативного статуса // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2012. – № 2. – С. 11-15.
  28. Koubassov R.V. Steroid Regulatory Function at Different Professional Law-Enforcement Officer Groups in Dependence from Professional Load / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky, V.V. Lupachev, E.N. Sibileva // American Journal of Clinical and Experimental Medicine. – 2013. – Vol. 1, No. 3. – P. 44-47.
  29. Koubassov R.V. Variations in adrenal hormones in law enforcement servicemen during a mission to local armed conflict / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky // American Journal of Experimental and Clinical Research. – 2014. – Vol. 1, No. 4. – P. 64-67.
  30. Кубасов Р.В., Лупачев В.В., Кубасова Е.Д. Медико-санитарные условия жизнедеятельности экипажа на борту морского судна (обзор литературы) // Медицина труда и промышленная экология. – 2016. – № 6. – С. 43-46.
  31. Третьякова Т.В. Взаимоотношения между содержанием в сыворотке крови токоферола, ретинола и гормонами репродуктивной системы у детей / Т.В. Третьякова, Р.В. Кубасов, О.С. Власова и др. // Клиническая и лабораторная диагностика. – 2009. – №. 12 – С. 11-14.
Количество просмотров публикации: Please wait

Тема. Влияние экстремальных факторов на организм человека.

Цель урока: ознакомить учеников с понятием экстремальных факторов, их воздействием на здоровье человека.

Обучающие задачи: закрепить знания учащихся по теме темперамент; объяснить причины трудностей, с которыми сталкиваются люди, осваивающие нетипичные условия существования, ввести понятие экстремальных факторов и дать их классификацию; раскрыть физиологические механизмы, приводящие к терминальным состояниям, при воздействии экстремальных факторов среды на организм человека.

Развивающие: расширять кругозор учащихся, используя сведения из дополнительных источников, развивать коммуникативные умения (работа в малых группах), развивать логическое мышление, используя задания типа «Причинно-следственные связи», «Дополните схему»

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, чувство гордости за своих соотечественников, совершивших открытия на благо общества.

Базовые понятия и термины: адаптация, акклиматизация, стресс, экологические факторы, экстремальные факторы, гравитация, статические поля, радиация.

Межпредметные связи: физика, экология, ОБЖ

Оборудование и материалы : компьютер, экран, презентация урока, распечатки дидактического материала для учащихся.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, мозгового штурма, работы в группах.

Ход урока

    Организация класса и опрос (7 минут)

    Фронтальное тестирование с взаимопроверкой по теме «Темперамент». Приложение №1

    Параллельно задания на карточках. Приложение №2

    Актуализация опорных знаний (7 минут)

Слайд №2

    (на слайде фото экологических факторов. Учитель предлагает понять, что объединяет изображения)

Что такое экологические факторы, их классификация.

Слайд №3

Ответ. Любые факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.

Слайды №4,5

    (на слайде адаптации. Учитель предлагает понять, что объединяет изображения)

Ответ. Адаптации растений и животных.

Слайд №6

Учитель разводит понятие адаптации и акклиматизации, объясняя, что несмотря на различие в проявлении часто их используют как синонимы.

    Адаптация (следствие мутаций)

    Акклиматизация (в ДНК изменений не происходит)

Слайд №7

Учитель приводит пример с горцами. У горцев существует адаптация к условиям высокогорья (повышенное количество эритроцитов и гемоглобина в крови, которое определяется генетически). Человек проживший пол жизни на равнине переехав в горы постепенно акклиматизируется, но изменений в его ДНК не происходит и он не может передать данное приспособление потомству.

Слайд №8, 9,10,11

    Какие системы организма выполняют регуляторную функцию?

Ответ. Регуляторную функцию выполняют: нервная, эндокринная, покровная, кровеносная, пищеварительная, мочевыделительная, лимфатическая, дыхательная.

Слайд №12

    Что понимают под стрессом?

Ответ. В переводе с английского языка «стресс» означает «напряжение». Стресс – это общая неспецифическая нейрогуморальная реакция организма на влияние различных факторов – стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование.

Слайд №13

    Какие стадии стресса вам известны?

Тревоги – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается.

Сопротивления (резистентности). Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального.

Истощения. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть.

Слайд №14

    Проблемная ситуация (3 минуты)

Ситуация. У водолаза, работавшего на большой глубине, повредился баллон с дыхательной смесью. Его резко подняли на поверхность и поместили в специальную декомпрессионную камеру (барокамеру), чтобы предотвратить кессонную болезнь.

Слайд №15

Вопросы:

Что такое кессонная болезнь? Что произошло с организмом водолаза в результате резкого подъёма? Каково действие барокамеры?

Слайды №16,17

Ответ: При повышении барометрического давления (погружение), газы переходят из крови в ткани, ткани насыщаются газами. Понижение барометрического давления (особенно резкое) сопровождается значительным переходом растворенных в тканях газов назад в кровь, но эти газы при резком подъеме с глубины на поверхность образуют большое количество газовых пузырьков в крови, растягиваются излишними газами легкие (возможен их разрыв).

    Лекция с элементами эвристической беседы (13 минут)

Слайд №18

Среди факторов среды обитания особо выделяют экстремальные факторы. Это крайние, весьма жесткие условия среды, не ответствующие врожденным и приобретенным свойствам организма. Кроме природных экстремальных условий (низкие и высокие температуры, условия высокогорья и др.), действующих на организм, существуют антропогенные воздействия. К ним относятся вызывающие перегрузки ускорение и невесомость, сильные электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. Человек не в состоянии полностью приспособиться к влиянию таких условий, и это ведет к нарушению жизнедеятельности организма и болезням.

Слайд №19

Гравитация

Говоря простыми словами, гравитация - притяжение между двумя любыми объектами во вселенной. Гравитацию можно определить, зная массу тел и расстояние от одного до другого. Чем сильнее гравитационное поле, тем больше будет вес тела и выше его ускорение.

Слайд №20

Например, на Луне вес космонавта будет в шесть раз меньше, чем на Земле. Сила гравитационного поля зависит от размеров объекта, который оно окружает. Так, лунная сила притяжения в шесть раз ниже земной.

Слайд №21

Впервые обосновал это научно и доказал с помощью математических вычислений ещё в XVII веке Исаак Ньютон.

Слайд №22

Все живые организмы испытывают воздействие земного притяжения (гравитации). При отсутствии силы тяжести такие процессы, как, например, глотание и мочеиспускание, стали бы затруднительными.

Слайд №23

Мы учитываем действие гравитации, когда при кровопотерях укладываем человека в положение «ноги выше головы».

Слайд №24

Сила тяжести оказывает влияние на формирование размеров тела (более мощное развитие костей и мышц характерны для нижней половины тела). Артериальное и венозное давление человека, находящегося в вертикальном положении, выше в верхней половине тела.

Слайд №25

При перемещении человека в пространстве с большим ускорением его организм испытывает перегрузки. Они возникают и при выполнении различных физических упражнений, а также в скоростных лифтах, на транспорте. Наибольших значений перегрузки достигают при полетах на самолетах и космических кораблях. Под влиянием ускорения изменяется дыхание и кровообращение. Некоторые части тела в зависимости от его положения получают недостаточно крови, что приводит к снижению работоспособности, скорости умственных процессов, ухудшению памяти. У пожилых людей и людей, страдающих некоторыми заболеваниями, даже небольшие ускорения могут вызвать расстройство жизнедеятельности организма.

Слайд №26

При отсутствии гравитации, т. е. в условиях невесомости, происходит перераспределение жидкости в организме. Часть крови перемещается в верхнюю половину тела, в результате чего возникает отечность лица и носоглотки. Отсутствие весовой нагрузки снижает активность обмена веществ, иммунитета, сердечно-сосудистой и нерв ной системы. Несмотря на то что человек осваивает космос уже более 40 лет, проблема невесомости все еще остается нерешенной.

Слайд №27

Статические поля

К действию природных электрических и магнитных полей живые организмы приспособились в процессе эволюции.

Слайд №28

Малиновка способна видеть магнитные поля.

Слайд №29

Многие птицы при перелётах ориентируются по магнитному полю Земли. У них в органе равновесия есть кристаллы магнетита, который играет роль встроенного компаса.

Слайд №30

Планета Земля обладает магнитным полем, структуру которого пчёлы используют для строительства своих домов (соты).

Слайд №31

Рыба гимнарх обитает в мутных водах Нила. Способность гимнархов испускать электрические импульсы давно обратила на себя внимание ученых, и с этой рыбой было проведено много исследований, показавших, что гимнархи способны различать предметы разной электропроводности.

Слайд №32

Электрический скат способен накапливать электричество в своем теле и разряжать накопленное напряжение на рыбах-жертвах и хищниках.

Слайд №33

Что по-вашему мнению изображено на фото?

Ответ. Это синтетическая ткань. В жизни же современного человека большую роль играют синтетические искусственные материалы, являющиеся источником возникновения так называемых стационарных, или статических, электрических полей.

Слайд №34

Исследования ученых показывают: эти поля неблагоприятно влияют на организм человека. Их отрицательное воздействие регистрируется при невысоком уровне напряженности поля в 30 кВ/м, в то время как наэлектризованная одежда может создавать поле напряженностью до 500 кВ/м.

Слайд №35

Радиация

Радиация - исходящий от любого источника поток энергии; ионизирующее излучение (альфа, бетта и гамма частицы).

Слайд №36,37,38

К природным источникам радиации относят космическое излучение, солнечные вспышки, радиоактивные горные породы.

Слайд №39

В настоящее время добавилось много антропогенных источников излучения. Так, на высоте 3000 м уровень космического излучения в три раза выше, чем на уровне моря, значит, во время полетов на самолетах мы подвергаемся дополнительному воздействию радиации. Источниками радиации в быту могут быть электронные и электрические приборы (например, цветные телевизоры), товары, при изготовлении которых используются радиоактивные элементы (часы со светящимся циферблатом), а также рентгенографические медицинские аппараты. Уровни радиации, превышающие естественный фон, опасны для живых организмов. Превышение естественного уровня радиации может про исходить при испытаниях ядерного оружия и при авариях на атомных электростанциях.

Слайд №40

Радиоактивные вещества могут накапливаться в воздухе, воде, почве и оттуда попадать в организмы человека, животных и растений. Люди получают дополнительную дозу облучения, употребляя в пищу продукты, загрязненные радиоактивными веществами.

    Закрепление (12 минут)

Слайд №41

Работа с текстом (найти ошибки)

Гравитация

Чем слабее гравитационное поле, тем больше будет вес тела и выше его ускорение. Все живые организмы испытывают воздействие земного притяжения (левитации). При отсутствии силы тяжести такие процессы, как, например, чихание и кашель, стали бы затруднительными. Мы учитываем действие гравитации, когда при высоком давлении укладываем человека в положение «ноги выше головы». Сила тяжести оказывает влияние на формирование размеров тела (более мощное развитие костей и мышц характерны для верхней половины тела). Артериальное и венозное давление человека, находящегося в вертикальном положении, ниже в верхней половине тела. При перемещении человека в пространстве с большим ускорением его организм испытывает перегрузки. Они возникают и при выполнении различных физических упражнений, а также в скоростных лифтах, на транспорте. Наибольших значений перегрузки достигают при поездке в лифте . Под влиянием ускорения изменяется дыхание и пищеварение. Некоторые части тела в зависимости от его положения получают избыток крови, что приводит к снижению работоспособности, скорости умственных процессов, ухудшению памяти. У детей и людей, страдающих некоторыми заболеваниями, даже небольшие ускорения могут вызвать расстройство жизнедеятельности организма. При отсутствии гравитации, т. е. в условиях невесомости, происходит перераспределение жидкости в организме. Часть крови перемещается в нижнюю половину тела, в результате чего возникает похудение лица и носоглотки. Отсутствие весовой нагрузки увеличивает активность обмена веществ, иммунитета, сердечно-сосудистой и нерв ной системы.

Слайды № 42,43

«Миф или реальность»

    Все абиотические экологические факторы являются экстремальными

    Адаптация и акклиматизация -синонимы.

    Кессонную камеру называют компрессионной.

    При резком всплытии водолазы погибают от недостатка кислорода

    Гравитация есть у любого тела.

    Птицы способны ориентироваться по магнитному полю Земли

    Малиновка видит гравитационное поле

    Электрический угорь может ориентироваться при помощи статического электричества

    Гимнарх бьются током

Слайд №44

    Рефлексия (2 минуты)

1.Узнали ли вы сегодня что-то новое?

2.Что показалось самым интересным?

3.Что из того что узнали на ваш взгляд самое важное?

4.К какому выводу вы пришли?

Слайд №45

    Домашнее задание

Параграф 14 устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Сообщения Гипотермия, Гипоксия

Трагический опыт катастроф часто влияет на здоровье человека. Вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях, занимает важное место в решении проблемы психологической устойчивости личности к экстремальным ситуациям. Например, такой опыт, как участие в войне, не всегда приводит к развитию проблем со здоровьем. Участники Второй мировой войны, вовлеченные в тяжелые бои, в этот период не жаловались на здоровье. Наоборот, зарубцовывались язвы желудка и кишечника, прекращались приступы стенокардии и бронхиальной астмы. У людей, сутками лежавшими в сырых и холодных окопах, очень редко возникали простудные и инфекционные заболевания и радикулиты. У жителей осажденного Ленинграда не выявлялась гипертоническая болезнь, повышенное артериальное давление у многих впервые было зафиксировано только после прорыва блокады. Более того, психосоматические заболевания временно исчезали даже у лиц, переживших нечеловеческие условия концентрационных лагерей. Те узники лагерей смерти, которые оказались духовно сломленными, воспринимали ситуацию как безнадежную и прекращали всякие попытки к сопротивлению, быстро погибали от истощения и болезней. Другие, продолжавшие повседневную борьбу за существование и сохранение человеческого достоинства, не только выживали, вопреки голоду, недоброкачественной пище, изнуряющему труду и постоянной угрозе уничтожения, но нередко к моменту освобождения у них не обнаруживалось тех признаков заболеваний, которыми они страдали до заключения в лагерь. Эти и другие заболевания вновь проявляли себя только после освобождения.

В соответствии с работами Национального института психического здоровья (США) психические реакции пострадавших при катастрофах подразделяются на четыре фазы: героизм, медовый месяц, разочарование и восстановление.
1. Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов. Для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложные предположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе.
2. Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от недели до 3-6 месяцев. Те, кто выжил, испытывают чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались живы. В этой фазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все трудности и проблемы будут разрешены.
3. Фаза разочарования обычно длится от 2 месяцев до 1-2 лет. Сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствие крушения надежд. Именно на этой фазе возможны первые нарушения здоровья.

4. Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им самим необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы, берут на себя ответственность за выполнение этих задач.

Однако четвертая фаза может и не начаться, человек может надолго задержаться на третьей фазе. Вспомним типичное для советской действительности представление, рассматривающее жизненный путь как прямолинейный вектор, устремленный в направлении некоторых существенных, в первую очередь для общества, целей. Жизненные циклы при этом провозглашаются тесно взаимосвязанными, каждый подготавливает почву для последующих. Другими словами, судьба - непрерывное развитие в смысле «движения вверх», восхождения к «светлому будущему».

Последствием доминирующего представления об однозначно цельной логике индивидуальной жизни часто оказывается отсутствие «иммунитета» в отношении разного рода изменений, особенно кардинальных. Единый стержень жизни, встречающий на своем пути преграду, часто ломается, а все, что выстраивалось относительно него, распадается. Несомненно, данная ситуация выступает как травма для личности. Человек попадает как бы в «просвет бытия» (М. Хайдеггер), когда подлинное и истинное бытие можно углядеть лишь через щель в заборе. «Забор цивилизации» плотно огородил человека, внутри за-бранного пространства возникла драма, которую экзистенциализм сформулировал так: как жить в неподлинном мире, который мне чужд, притом и потому, что «я есть» в этом мире и в моем «есть» для меня просвечивает подлинность? Как приспособиться к изменяющемуся миру?

В зарубежной научной литературе успешно изучаются место и роль различных жизненных событий, влияющих на здоровье человека. Так, А. Абель исследовала зависимость соматического и психического состояния от того, как вспоминаются личностью негативные и позитивные жизненные события. Испытуемых просили вспомнить и дать полное детальное описание позитивных, негативных и нейтральных жизненных событий. Полученные данные выявили «четкую связь между текущим психическим состоянием и оценкой прошлых событий жизни, а также. показали,что воспоминания изменяют состояние субъекта в соответствии с вспоминаемым событием».

С. Фанк и Б. Хьюстон провели специальное исследование, задачей которого было установление связи между выносливостью и травматичными жизненными событиями. Они обнаружили статистически значимые корреляционные связи между неумением приспосабливаться к окружающей среде и низкой физической выносливостью человека.

Отечественные исследователи проблемы влияния травматичного жизненного события на здоровье человека Л.Г. Дикая и А. В. Махнач связывают данную закономерность с моделью стресса, «согласно которой аккумуляция жизненных событий, несовместимых с представлениями о себе, ведет к соматическим заболеваниям. Для проверки этой гипотезы было проведено два эксперимента, в которых позитивные жизненные события и самооценка предсказывали соматические заболевания. В обоих экспериментах показано, что желаемые жизненные события ассоциировались с усилением болезненных симптомов среди испытуемых с низкой самооценкой».

Ситуация осложняется тем, что в условиях стремительно изменяющегося мира зачастую непродуманно внедряются новые технологии, которые усиливают число экстремальных событий. Как уже говорилось, такие события наряду с различными поражающими факторами действуют на человека по-разному. У одних чувство опасности обостряет внимание, ускоряет протекание мыслительных операций, что способствует активным и целесообразным действиям. У других возникшая угроза вызывает так называемое пассивно-оборонительное поведение, когда за сравнительно небольшим по времени периодом повышенной возбудимости следует довольно продолжительный период подавленности и апатии с обострением чувства одиночества и безысходности, что часто мешает трезво оценивать складывающуюся обстановку и принимать адекватные решения.

Так, А. Рабонис и Л. Бикмэн обобщили статистические данные материалов 52 техногенных катастроф и большого количества литературных источников. Выяснилось, что у 35,2% пострадавших имелись стойкие психопатологические симптомы, среди которых 25,8% - депрессии, 29,9% - повышенная тревожность, 35,8% - соматические психогенные расстройства, 22,9% - развитие алкоголизма. Однако, сделал вывод Т.А. Немчин, «решающим фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний, отражающих процесс адаптации к сложным условиям у человека, является не столько объективная сущность "опасности", "сложности", "трудности" ситуации, сколько ее субъективная, личная оценка человека».

Ф.З. Меерсон вводит понятие «цена адаптации», выделяя несколько стадий адаптивного процесса. Первая стадия названа срочной адаптацией и характеризуется мобилизацией предсуще-ствующих адаптационных механизмов как гиперфункцией или началом формирования функциональной системы, ответственной за адаптацию. На этой стадии происходят «расточительные и лишь иногда удачные ориентировочные движения... выраженное увеличение распада структур, резкое увеличение траты стрессорных гормонов и нейромедиаторов и пр.». «Очевидно, - подчеркивает Ф.З. Меерсон, - что эта совокупность сдвигов по своему значению для организма не ограничивается простым расходом энергии, а сопровождается разрушением и последующей реконструкцией структур, которые составляют суть понятия о "цене адаптации" и вместе с тем главную предпосылку превращения адаптации в болезнь».

Вторая стадия называется «переход срочной адаптации в долговременную» и представляет собой увеличение мощности всех систем, принимающих участие в адаптации. Главный механизм этой стадии связан с «активацией синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках системы, специфически ответственной за адаптацию». Ф.З. Меерсон указывает, что на данной стадии «стресс-реакция может превращаться из звена адаптации в звено патогенеза и возникают многочисленные стрессорные заболевания - от язвенных повреждений желудка, гипертонии и тяжелых повреждений сердца до возникновения иммунодефицитных состояний и активации бластоматозного роста».

Третья стадия характеризуется наличием системного структурного следа, отсутствием стресс-реакции и совершенным приспособлением. Она названа стадией сформировавшейся долговременной адаптации.

Четвертая стадия, названная стадией истощения, не является, по Ф.З. Меерсону, обязательной. На данной стадии «большая нагрузка на системы, доминирующие в процессе адаптации, приводит к чрезмерной гипертрофии их клеток, а в дальнейшем - к угнетению синтеза РНК и белка, нарушению обновления структур и изнашиванию с развитием органного и системного склероза».

Основой индивидуальной адаптации к новому фактору, таким образом, служит комплекс структурных изменений, который назван Ф.З. Меерсоном системным структурным следом. Ключевым звеном механизма, обеспечивающего данный процесс, является «существующая в клетках взаимозависимость между функцией и генетическим аппаратом. Через эту взаимосвязь функциональная нагрузка, вызванная действием факторов среды, а также прямое влияние гормонов и медиаторов приводят к увеличению синтеза нуклеиновых кислот и белков и, как следствие, к формированию структурного следа в системах, специфически ответственных за адаптацию организма». К таким системам традиционно относят мембранные структуры клеток, ответственные за передачу информации, ионный транспорт, энергообеспечение.

Несомненно, адаптация к экстремальным условиям представляет собой сложный динамический процесс функциональной перестройки всех систем организма. При этом многие авторы выдвигают на первое место систему кровообращения как индикатора адаптационных реакций человека. Практически все исследователи стресса указывают на исключительную важность такого показателя, как частота сердечных сокращений (частота пульса). Данные нормальной физиологии позволяют охарактеризовать соответствующую функцию как некий интегрирующий механизм, тонко реагирующий не только на изменения в энергетике организма, но и на сдвиг в работе других структур. Этот показатель в качестве обязательного компонента входит в состав состояний неспецифического напряжения, эмоционального возбуждения и многих других. Вероятно, именно это позволяло врачам Древнего Востока лишь по данным о состоянии пульса диагностировать сложные формы нормальных и патологических состояний.

В научной психологической литературе давно обсуждается вопрос о типах поведения человека, попавшего в сложные стрессогенные условия, в связи с проблемами функционирования системы кровообращения. Известные исследователи Р. Розенман и М. Фридман с коллегами выделили психологический тип личности, подверженный стрессу и склонный к нарушениям и болезням сердца.

Такой тип был назван ими Тип А, или коронарный тип. Личность типа А отличается чрезвычайно высокой соревновательностью и постоянным ощущением цейтнота. Соревновательность часто проявляется как агрессивность и амбициозность, ходя многие скрывают данные качества. Некоторые характерные черты людей типа А приводят Д. Шульц и С. Шульц:
- всегда все делает быстро (ест, двигается, говорит и пр. В разговоре интонационно подчеркивает некоторые слова, а конец фразы произносит значительно быстрее, чем начало);
- проявляет нетерпение, потому что ему кажется, что все делается слишком медленно (постоянно «подгоняет» своих собеседников, повторяя «да, да» или даже договаривая за них отдельные фразы, выходит из себя, когда впереди медленно движется автомобиль, очередь продвигается слишком медленно, читает, быстро пробегая текст глазами, предпочитает краткое изложение книг);
- всегда думает одновременно о двух и более вещах или старается одновременно делать несколько дел;
- испытывает чувство вины, когда уходит в отпуск или позволяет себе расслабиться;
- всегда старается «втиснуть» в свое расписание больше дел, чем может надлежащим образом выполнить;
- нервно жестикулирует, чтобы подчеркнуть то, о чем говорит;
- стабильно оценивает свою значимость с помощью цифр (заработная плата, прибыль компании, количество проделанных дел и пр.);

Проходит мимо красивых вещей или интересных событий.

«Когда мы посмотрели на наших пациентов, - писал Фридман, - стало очевидным, что не только их сердца перестали хорошо функционировать. Нарушения имелись также в способах их чувствования, мышления и деятельности. Почти все пациенты были похожи в выражениях лица, жестах и речи. Характерным для них было напряжение челюстей и мышц губ, что сопутствовало напряжению в осанке, стискивание кулаков во время обычного разговора, стискивание зубов, резкие движения, эксплозивная речь и нетерпимость по отношению к собеседнику, временами проскальзывающая гримаса в уголках губ, при которой частично обнажались зубы».

К типу В, названному «боязливым», были отнесены импульсивные люди, которые живут радостями одного дня и практически не интересуются отдаленными целями, следовательно, не имеют честолюбивых планов, не подвержены спешке, не проявляют враждебности и не любят соревновательности.

Поведение по типу А не может рассматриваться как реакция на стресс, это скорее стиль поведения, с помощью которого определенные люди отвечают на стимулы среды. Но поведенческая предрасположенность к такому поведению может выступать как показатель преобразования стрессоров внешней среды в стрессогенное переживание с последующим заболеванием. Так, Гласс и Карвер исследовали устойчивость к стрессу людей типа А и людей типа В. Оказалось, что для типа А чрезвычайную личностную значимость имеет чувство контроля над ситуацией в каждый данный момент. Попав в фрустрирующую ситуацию, такие люди поначалу предпринимают очень энергичные усилия для восстановления контроля. Но если эта гиперактивность не приводит к немедленному успеху и безуспешность действий очевидна, представители типа А дают более выраженную реакцию капитуляции, чем лица типа В. У них вырабатывается более стойкая и глубокая реакция капитуляции именно потому, что утрата контроля над собственной судьбой и ситуацией для них более болезненна.

На психологическом уровне адаптационные процессы связаны с возможностью проявления различных расстройств личности. К ним относят, как указано в табл. 6: непатологические проявления (или реактивные состояния), невротические реакции и неврозы как развитые формы подобных реакций, реактивные психозы и патологическое развитие личности.

В.П. Казначеев предложил «светофорную модель», позволяющую на первом этапе ликвидации последствий действия экстремальных факторов дифференцировать пострадавших.
«Зеленые» - группа лиц, не требующих проведения каких-то специальных или лечебных мероприятий.

«Желтые» - люди с возможными неблагоприятными последствиями, нуждающиеся в проведении оздоровительных и / или профилактических мер. Эта группа подразделяется на «Желтых № 1», для которых характерны разные степени напряжения адаптивных механизмов, но еще без явлений истощения, и на «Желтых № 2», у которых в наличии признаки перенапряжения и / или истощения адаптивных механизмов.

«Красные» - люди, нуждающиеся в дополнительном и тщательном врачебном обследовании и проведении специализированного лечения.

Как указывают П.А. Корчемный и А.П. Елисеев в учебнике «Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях» , при всех видах чрезвычайных ситуаций среди лиц, оказавшихся в зоне того или иного бедствия, на фоне полученной психической травмы развиваются различные психические реакции, невротические расстройства и реактивные психозы, приводящие к психогенному развитию личности в среднем у 80% пострадавших.

Из них у 20% - быстро проходящие острые реактивные состояния; у 70% - более продолжительные (до 2-3 суток) нарушения психики; у 10% - подобные нарушения затягиваются на многие месяцы и требуют специального наблюдения у психиатров и психоневрологов. У большинства лиц, перенесших психическую травму в результате чрезвычайной ситуации, наблюдаются затянувшиеся невротические реакции. Массовая психическая травма возникает в очагах поражения у 50-98% (при землетрясениях - у 75-98%) пострадавших. У пострадавших, как правило, преобладают такие аффективно-шоковые реакции, как тревога, страх, беспорядочная двигательная активность, речевое возбуждение, дезориентированность поведения, ступорозное состояние и другие следовые реакции, являющиеся следствием полученной травмы. В последующем у них могут формироваться реактивно-депрессивные состояния, осложняющие течение хронических заболеваний.

Рассмотрим табл. 6. Наиболее сложные в плане диагностики нарушения личности - это непатологические физиологические проявления. Экспериментально-клинические исследования различных экстремальных условий существования человека показывают, что практически все люди претерпевают определенные изменения. Но как долго они продолжаются и от чего зависят?

В.Я. Семке предложил критерии разграничения нормальных и анормальных личностных реакций, последние из которых и есть непатологические физиологические проявления:
- утрата приспособительного характера уже сложившегося в процессе жизнедеятельности человека стереотипа личностного реагирования;
- ломка сложившихся индивидуальных механизмов психологической защиты;
- концентрация на узком круге эмоциональных переживаний;
- появление новых форм реагирования в виде тревожности, ригидности.

Часто такие проявления личности называют «болезнью здоровых», когда при попадании в экстремальные условия происходит акцентуация определенных, ранее латентных, скрытых личностных особенностей. Людей с определенными «странностями» поведения в обычной жизни немало. Так, известно, что П.И. Чайковский боялся мышей и привидений, а С. Эйзенштейн - сглаза, верил в приметы, ничего не начинал в пятницу и никогда не выходил в этот день из дома. В. Маяковский, отец которого умер от заражения крови, панически боялся рукопожатий и всегда держал в кармане мыльницу.

Теперь представим, что эти великие люди попали в экстремальную ситуацию, да еще в пятницу. Несомненно, все их «странности» обострились бы. Эти нарушения достаточно быстро исчезают или переходят в форму невротических реакций.

Невротические реакции и неврозы формируются на основе актуализировавшихся внутриличностных конфликтов. Попав в экстремальную ситуацию, человек может переживать внутреннее противоречие между разными значимыми отношениями (спасать свою жизнь или жизнь близкого человека, например), различными потребностями. Конфликт возникает тогда, когда невозможно рациональное, продуктивное решение и личность не может приспособить к существующим обстоятельствам свои установки, желания, потребности, отношения и пр. Таким образом, под неврозом можно понимать психогенное заболевание, в основе которого лежат внутриличностные конфликты или конфликты между личностью и важными аспектами реальности, рациональное и продуктивное разрешение которых не удается. Невротические реакции значительно короче по продолжительности, чем неврозы, и существуют в острой форме. Неврозы - это ставшие хроническими невротические реакции.

Принято выделять следующие формы неврозов:
- неврастения - противоречие между тем, что возможно для индивида, что он может, и тем, чего он сам и его окружение ожидают от него, т.е. конфликт между притязаниями и собственными силами, который сначала приводит к максимальному напряжению сил, к полной отдаче, а потом к истощению. Данный невротический конфликт выражается девизом «Не имею достаточных сил, но хочу!», который ориентирован на удобство других и отсутствие удобств для себя;
- истерия - противоречие между собственными желаниями, намерениями и потребностями и реальными возможностями их удовлетворить. Такую форму невроза можно выразить девизом «Не имею права, но хочу!», т.е. истерия как форма поведения очень удобна для человека, но совершенно неудобна для окружающих;
- невроз навязчивых состояний - противоречие между несовместимыми внутренними потребностями и невозможностью принятия решения или между желаниями и долгом. Девизом обсессивно-психастенического невроза может быть «Хочу, но не могу решиться!», который неудобен для всех;

Патологическое развитие личности, пережившей экстремальное событие, возможно только при условии наличия у нее преморбидных, т. е. доболезненных и зачастую скрытых проявлений болезни.

Реактивные психозы, развивающиеся в экстремальных условиях, в отличие от других расстройств, характеризуются выраженными нарушениями психической деятельности, лишающими человека или группу людей возможности адекватно реагировать на происходящее и на продолжительное время вызывающими нарушения трудо- и работоспособности.

У большинства пострадавших в экстремальных ситуациях из всего разнообразия психогенных нарушений особое место занимает посттравматическое стрессовое расстройство. Экстремальные ситуации характеризуются сверхсильным воздействием на психику человека, что вызывает у него травматический стресс. Стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. Так, например, в США после серьезных дорожно-транспортных происшествий у 46% пострадавших развился посттравматический стрессовый синдром, 20% диагностировались как лица с подпороговым травматическим стрессом.

В IV издании официального американского диагностического психиатрического стандарта (DSM IV), вошедшего составной частью в 10-ю международную классификацию болезней, этот термин носит название PTSD.

Посттравматическое стрессовое расстройство имеет тенденцию не только не исчезать со временем, но и становиться все более отчетливо выраженным, а также может проявляться на фоне общего внешнего благополучия. Так, японские специалисты, продолжительное время отслеживающие медико-социальный статус лиц, переживших атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, описывают психологические изменения этой категории людей как закономерные отдаленные последствия радиационного излучения, отмечая, что расстояние от эпицентра и симптомы острого лучевого поражения являются предопределяющими факторами психологического состояния даже спустя 40 лет.

Основные нарушения, связанные с воздействием события, выходящего за пределы обычного человеческого опыта, четко прописаны в DSM IV и сгруппированы в нижеследующие синдромы.

A. Постоянное возвращение человека к переживаниям, связанным с травматичным событием. Этот синдром объединяет четыре симптома, наличие одного из которых достаточно для диагноза PTSD:
- навязчивые, постоянно повторяющиеся, вызывающие неприятные эмоциональные переживания воспоминания о пережитом;
- постоянно повторяющиеся ночные сны и кошмары, связанные с травмировавшим событием и вызывающие неприятные переживания;
- «флешбэк» (англ. flashback - удар, вспышка молнии) - аффект, внезапное немотивированное никакими внешними обстоятельствами воскрешение в памяти различных аспектов травмировавшего опыта;
- интенсивные вспышки негативных эмоциональных состояний, спровоцированными какими-либо событиями, ассоциирующимися с обстоятельствами, послужившими причиной травмы или похожими в чем-то на них.

B. Устойчивое стремление человека избегать или блокировать все, что хотя бы отдаленно может напоминать ему о травме. По данному критерию для подтверждения о том, что человек страдает PTSD, требуется наличие не менее трех из семи нижеперечисленных симптомов:
- стремление избегать любых мыслей и чувств, ассоциирующихся с обстоятельствами, повлекшими за собой травму;
- стремление избегать любых форм активности или ситуаций, которые пробуждают воспоминания об обстоятельствах события;
- неспособность воспроизвести в памяти основные важные элементы травмировавшей ситуации (психогенная амнезия);
- очевидная потеря всякого интереса к тем формам активной деятельности, которые до травмы имели большое значение в жизни человека;

Чувство отчужденности, отстраненности от всех окружающих;
- сниженный уровень аффективных реакций, эмоциональная блокада, эмоциональное оцепенение;
- ощущение «укороченного будущего», «отсутствия завтрашнего дня».

C. Устойчивые симптомы, отражающие повышенный уровень возбудимости и появившиеся после события. Для диагностики необходимо наличие у человека не менее двух из шести симптомов:
- нарушения сна;
- повышенная раздражительность или вспышки гнева;
- затруднения при необходимости сконцентрировать внимание, рассеянность;
- гипертрофированная бдительность;
- гипертрофированная «стартовая реакция» (на внезапный окрик, стук и пр.);
- повышенный уровень физиологической реактивности на события, которые могут по ассоциации или непосредственно напоминать об обстоятельствах травмирующего опыта.

D. Критерий, определяющий, что время, в течение которого у человека наблюдалось проявление всех остальных симптомов, должно быть как минимум не меньше месяца.

Как зафиксировано в описании синдромов PTSD, посттравматические стрессовые расстройства обычно развиваются в течение месяца после события, выходящего за пределы обычного человеческого опыта. Однако пациенты, пережившие психотравмирующее событие, часто не склонны рассказывать о своих переживаниях, а медицинские работники, как правило, не знакомы с симптоматикой PTSD, поэтому больные получают основной диагноз «депрессия», «астенодепрессивное состояние», «астеноипохондрическое состояние» и т.п. либо диагноз соматического характера.

Возможность развития PTSD, как указывалось выше, остается надолго после экстремальной ситуации, симптомы данного расстройства могут варьировать, не совпадать с типичными диагностическими признаками, иметь характер синдромальной незавершенности, что создает дополнительные трудности в лечении.

Выделяются несколько этапов развития PTSD.

При сроке травмы менее одного года в эмоциональной сфере преобладает напряженность, связанная с затруднениями в межличностных отношениях. С одной стороны, человек переживает неудовлетворенность имеющимися межличностными отношениями, с другой - испытывает страх отказаться от этих отношений и остаться в одиночестве. Возникающую в данной ситуации тревогу пациенты склонны вытеснять. На когнитивном уровне особая значимость придается активной деятельности, направленной на восстановление физического здоровья. Для мотивационно-личностной сферы в целом характерна диссоциированность. Но на данном этапе она довольно успешно компенсируется, не обнаруживая акцентуированных или психопатологических проявлений. Переживания в основном связаны с ограничением возможности движения (при наличии травм), восстановлением физического здоровья, стремлением вернуться к прежней жизни.

Люди не полностью осознают последствия перемен, которые внесло в их жизнь экстремальное событие, и собственные внутренние перемены. По отношению к пережитой экстремальной ситуации люди обычно переживают негодование, шок и гнев. Они не желают принять реальность происшедшего, озлоблены, испытывают потребность обвинить других и чувство вины одновременно. Именно в первый год особенно остро переживается физическая утрата, потеря чувства безопасности. Резкая перемена социальной ситуации, когда из равноправного члена семьи человек превращается в объект опеки, отражается в появлении раздражительности, капризности и пр.

При сроке травмы до четырех лет в эмоциональной сфере выявляется повышенная тревога, совладание с которой происходит за счет механизмов соматизации. В когнитивном плане большую ценность приобретают отношения в семье, особенно остро переживаются имеющиеся затруднения в физической близости, если она имеется. При планировании будущего наблюдается нереальность притязаний. В отличие от предыдущей фазы диссоциированность внутри мотивационно-личностной сферы выражена слабо, но на уровне поведения проявляются некоторые акцентуированные черты характера.

Человек в течение двух - четырех лет после травмы особое место уделяет адаптации в социуме. В этот период наиболее остро переживается утрата профессии, семьи, если эти утраты произошли, возникает чувство изолированности, замкнутости в своем мире и осознаются утраты старых отношений, связанных с семьей и работой, дававших определенную цель в жизни. Идет поиск новых целей. Однако у человека сильно" ощущение недостаточной поддержки со стороны социума, которое может привести к пассивности и погружению в апатию, различным депрессивным расстройствам. Пациенты очень ранимы и чувствительны к критике.

Срок травмы более четырех лет изменяет отношение человека к миру и к себе. Так, если в эмоциональной сфере преобладает немотивированная тревога, то в когнитивной снижается значимость активности. В мотивационно-личностной сфере наблюдается заострение психопатологических черт. Смысл жизни для таких пациентов - либо борьба со всеми, либо попытки решить глобальные вопросы бытия (Кто я? Что такое мироздание в целом? и пр.), зачастую приводящие людей к различным религиозным движениям. Остро ощущаются одиночество и безысходность, происходят глубокие перестройки психики, наступает духовный кризис. Разочарование, невозможность ощущать себя таким, как все, могут привести к потере смысла жизни и закончиться суицидальными попытками.

На восприятие чрезвычайных факторов влияет тип ситуации. Так, исследования последствий участия в ликвидации аварии на ЧАЭС под руководством Н.В. Тарабриной показывают, что «травматический стресс, испытанный во время аварийных работ, имеет отличительные черты». Для данного типа чрезвычайной ситуации большое значение играет интенсивность переживаний угрозы радиационного поражения. Если первоначально, в 1986 г., среди профессиональных ликвидаторов аварии 12% полностью доверяли информации об уровне радиации в зоне выполняемых работ, то уже в 1994 г. 23% были обеспокоены возможностью возникновения лучевой болезни, 24% испытывали более выраженную тревогу, а официальной информации не доверял никто. Ведущими стрессогенными факторами были:

Ухудшение здоровья, которое по механизму формирования постстрессовых состояний субъекта связывается в первую очередь с участием в дезактивационных работах;
- переживание угрозы развития лучевой болезни и, как следствие, предполагаемое сокращение продолжительности жизни;
- повышение тревожности в связи с переоценкой возникших аварийных ситуаций и значения их последствий;
- психологические семейные проблемы.

В результате главным психологическим последствием пребывания в аварийной Чернобыльской зоне ликвидаторов было «ощущение, что изменилось их поведение, образ мыслей, общий тон настроения, взгляд на жизнь в целом, тип эмоционального реагирования. Эта измененность переживалась как негативная, вызывающая ощущение внутреннего дискомфорта... Ликвидаторы воспринимают себя после Чернобыля как менее "активных", менее "сильных" и менее "хороших" по сравнению с тем, какими они были до Чернобыля» . Авторы делают вывод, что негативное восприятие своей личности ведет к дезадаптивному поведению, подтверждающему ее неполноценность и затрудняющему успешность посттравматической психической адаптации.

Как в Росии, так и за рубежом число людей, имеющих посттравматическое стрессовое расстройство, достаточно велико. Поэтому специалисты ввели понятие хронического и острого PTSD. П.А. Корчемный и А.П. Елисеев приводят табл, в которой даны проявления этих двух форм PTSD.

Американский исследователь Дж. Вильсон предположил, что форма реагирования человека на травмирующее событие, а также успешность дальнейшей адаптации к повседневной жизни зависят не только от самого события, но и от психологических характеристик личности пострадавшего. Этим автором был предложен личностно-средовой подход к объяснению посттравматического стрессового синдрома. В качестве составных компонентов PTSD Вильсон выделяет:

1. Характеристики личности пострадавшего, включая мотивы, черты характера, убеждения, ценностные ориентации, сформиро-ванность эмоциональной сферы и т.п.

2. Средовые и ситуационные факторы, включаюшие:
а) характер травмы (степень воздействия на человека, степень опасности для жизни, субъективную значимость потерь, продолжительность воздействия стрессогенного фактора, степень выраженности морального конфликта и т.п.);

б) структура травмы (простая или сложная под воздействием двух и более стрессоров, природа травмы);
в) характеристики травматического опыта (индивидуальный -групповой);
г) характеристики посттравматического социального окружения (уровень социальной, экономической, психологической поддержки и человеческого понимания, наличие / отсутствие в обществе определенных традиций, социальное отношение как к событию, так и к участникам события, наличие перспектив у переживших травматическую ситуацию в плане профессиональной карьеры, образования и т. п.).

Д. Вильсон считает, что вышеназванные компоненты тесно взаимодействуют между собой. Это и определяет индивидуальную субъективную реакцию человека на травмирующую ситуацию. Например, «реакцией человека с устойчивыми моральными убеждениями в ситуации острого морального конфликта может быть сильный аффективный дистресс, когнитивное искажение своей роли в ситуации, появление чувства вины за случившееся, в результате чего сразу же или через некоторое время после события у него могут возникнуть проявления PTSD или другие нарушения», - пишет Д. Вильсон.

3. Индивидуальные субъективные реакции человека на травму (имеются в виду первоначальные реакции, возникшие в процессе воздействия стрессогенных факторов):
а) эмоциональные реакции (устойчивая, сбалансированная реакция или аффективный дистресс, реакция аффективного «оцепенения»);
б) изменения когнитивного стиля, т.е. способности оценивать события, анализировать ситуацию («блокировка» переживаний и мыслей о случившемся, искажение ситуации в сознании, неточная оценка события, «диссоциация» как отмежевывание от происходящего, переживание навязчивых мыслей и воспоминаний о пережитом опыте);
в) изменения в мотивационной сфере (появление новых мотивов или «коррекция», изменение имеющейся мотивационной иерархии);

г) изменения на нейрофизиологическом уровне (состояние повышенной эмоциональной возбудимости, депрессивные реакции или состояние покоя, уравновешенности);
д) усилия, предпринимаемые личностью для приспособления к изменившимся требованиям ситуации (определение новых целей и стратегии нового поведения).

Факторы этого компонента определяют составные элементы четвертого пункта, названного Д. Вильсоном адаптационным. Отечественные психологи, изучавшие картину PTSD, установили, что люди, терявшие сознание или память в чрезвычайной ситуации, не были подвержены этому расстройству.

4. Посттравматическая адаптация, которая может быть выражена:
а) в острой форме (как патологическая, так и нормальная);
б) хронической форме (включая изменения в постморбидной личности);
в) в соотнесении с возрастом человека и обстоятельствами его жизни.

При этом Д. Вильсон подчеркивает: «Несмотря на то, что травмирующая ситуация может в большей или меньшей степени воздействовать на какой-то один уровень, это воздействие может привести к нарушению или полному разрушению равновесия между всеми уровнями функционирования индивидуума, в результате чего у человека могут наблюдаться проявления различных патологических разрушений».

Каковы ведущие факторы, определяющие предрасположенность человека к PTSD? Н.В. Тарабрина приводит результаты исследования А. Мэркера, предложившего этиологическую мультифакторную концепцию генеза PTSD. Мэркер пытался выделить причины, по которым одни люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, приобретают PTSD, а другие - нет. Первая причина связана с наличием самого факта травматического события, его интенсивностью, неожиданностью и неконтролируемостью. Вторая группа причин может быть названа индивидуальными. Сюда отнесены формы и способы защитных реакций человека, способность к осмыслению ситуации и наличие социальной поддержки. Третья причина - факторы риска, в которые входят возраст человека в момент воздействия чрезвычайных условий, наличие / отсутствие психических расстройств в анамнезе, уровень интеллекта и социоэкономический уровень.

Профессионалы могут переживать синдром, открытый американцем Х. Фрейденбергом в 70-х гг. ХХ в., названный синдром профессионального сгорания (англ. витой! - сгорание). Термин «сгорание» характеризует психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пострадавшими) в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи. Это люди, работающие в системе «человек - человек»: врачи, психологи, юристы, социальные работники, спасатели, пожарные. Они вынуждены постоянно сталкиваться с негативными эмоциональными переживаниями клиентов (пациентов) и непроизвольно вовлекаются в них, в силу чего испытывают повышенное эмоциональное напряжение. Синдром сгорания был определен Фрейденбергом как «поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам». В другом определении сгорание рассматривается как состояние, «в котором человек не ожидает вознаграждения от выполняемой работы, но напротив - ожидает наказания, что происходит в результате недостатка мотивации и контролируемых результатов или вследствие недостаточной компетенции» . В соответствии с методикой исследования синдрома сгорания выделяют три основных симптома: эмоциональное истощение, деперсонализация и негативное самовосприятие в профессиональном плане.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Описаны следующие проявления эмоционального сгорания:
- астенизация - чувство постоянной усталости, утомляемости, нервного истощения;
- сниженный фон настроения с легко возникающей тревожностью;
- чувство незавершенности контакта, виновности;
- нарушение режима сна и бодрствования, что, помимо всего, может быть связано с суточным режимом работы, с работой по ночам и пр.;

Кратковременные психогенные реакции в виде навязчивых представлений, мыслей, сомнений и даже фобий после сложных, эмоционально тяжелых случаев.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, при работе психологов, участвующих в ликвидации последствий экстремальных и чрезвычайных ситуаций - это бесчувственное, негуманное отношение к людям, попавшим в экстремальную ситуацию. Редукция профессиональных достижений - это возникновение у работника чувства некомпетентности в профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Эти проявления могут выражаться как:
- психосоматические реакции, чаще - со стороны системы кровообращения, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, колебания артериального давления, реже - со стороны желудочно-кишечного тракта, неврологические расстройства, в частности описаны нарушения по типу поясничного радикулита. У женщин могут возникнуть нарушения менструального цикла;
- изменение отношения к себе, к своей профессиональной деятельности, выражающиеся в разочарованиях в себе как специалисте, снижении профессиональной самооценки, переживания личной и профессиональной несостоятельности и пр.;
- изменение отношения к пострадавшим с позитивного на негативное, проявляющееся в раздражительности, злости, гневе, брезгливости и других, отсутствовавших ранее негативных чувствах.
Кроме вышеперечисленных, многие авторы указывают на такие проявления, как:
- стандартизация общения в качестве применения в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмены творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей;
- увеличение негативного взаимодействия с семьей и значимыми людьми;
- снижение способности успешно решать собственные личные и профессиональные проблемы;
- раздражение, направленное на коллег;

Чувство тяжести и пустоты, связанное с работой;
- злоупотребление различными химическими агентами (табаком, кофе, алкоголем, наркотическими веществами);
- пищевые деформации;
- отношение к работе как к тяжелой необходимости.

Первоначально синдром выгорания рассматривался с позиции развития стрессовой реакции человека на экстремальную ситуацию. Обычно выделялись такие же стадии, как и у стресса. Исследования последних лет несколько модифицировали понятие «сгорание» и его структуру. Психическое сгорание теперь понимается как профессиональный кризис, связанный с профессиональной деятельностью в целом, а не только с профессиональными межличностными взаимоотношениями. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Исследователи указывают на специфические отношения к собственно работе, к которым относятся: 1) тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной социальной жизни профессионала; 2) иллюзия грандиозности выполняемой работы, которая служит «подпоркой» для самооценки. В результате, когда профессионал видит, что это не приводит к желаемым результатам и работа не дает чувства значимости и ценности, которых ему не хватает, появляется синдром выгорания. Дополнительными причинами могут стать ролевые конфликты и профессиональная неопределенность, выражающаяся, в том числе в отсутствии четких должностных инструкций.

Следовательно, синдром сгорания можно определить как неадаптивную реакцию на профессиональный стресс, отражающую неспособность справиться с внутренним и внешним давлением условий профессиональной деятельности.

Стадии синдрома сгорания:
1. Напряжение (приглушение эмоций, исчезает острота чувств, появляется неудовлетворенность собой).
2. Резистенция (ощущение загнанности в клетку, негативные чувства к коллегам и другим людям, неадекватные эмоциональные реакции, интерпретируемые коллегами как неуважение, упрощение профессиональных обязанностей, хотя интеллект и навыки сохранены).
3. Истощение (отсутствие эмоциональных переживаний, воли, работа проходит на «автопилоте», отстраненность, уединение вплоть до отчуждения от близких. Появляются первые психосоматические симптомы: головные и спинные боли, бессонница или просоночное состояние, апатия, депрессия, тошнота).

Симптомы профессионального сгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут привести к полной дезинтеграции различных психических сфер и прежде всего - эмоциональной. Поэтому исследователям пришлось конкретизировать стадии развития синдрома сгорания. На современном этапе исследования данного феномена принято выделять шесть стадий развития синдрома профессионального сгорания.

На первой, предупреждающей, фазе человек демонстрирует чрезмерную активность, максимальную профессиональную загруженность, ограничение непрофессиональных контактов и, как следствие, чувство усталости, высокой утомляемости и проблемы со сном.

Вторая стадия характеризуется снижением уровня собственного участия в профессиональной деятельности через потерю позитивного восприятия коллег, доминирование стереотипного поведения по отношению к коллегам, отсутствие эмпатии, безразличие, нежелание выполнять свои обязанности, акцентирование на материальной стороне профессиональной деятельности, чувство зависти к другим, концентрацию на собственных потребностях.

На третьей стадии появляются ярко выраженные эмоциональные реакции, такие как депрессивные состояния, агрессия как защитная реакция на высокую утомляемость и неспособность выполнять профессиональные обязанности на прежнем уровне, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность. Эта стадия прямо связана с конфликтностью.

Четвертая стадия названа стадией деструктивного поведения. На этой стадии снижаются когнитивные процессы, возникают проблемы с концентрацией внимания, с выполнением сложных интеллектуальных заданий, мышление характеризуется ригидностью, схематичностью. Человек перестает проявлять инициативу, эффективность его деятельности снижается, проявляются различные способы психологической защиты. На этой стадии можно наблюдать различные приемы субституции как безупречного выполнения обязанностей, не имеющих прямого отношения к профессиональной деятельности. Так, человек может вести нескончаемую подготовку к деятельности: искать подтверждения тому, что выполнять конкретную работу необходимо, изучать альтернативные способы выполнения, обращаться за консультациями к специалистам и пр. Другими вариантами субституции выступают видимость вместо дела, критика других профессионалов, специализация на побочных занятиях, например создание уюта на рабочем месте, борьба за лучшие условия труда (перестановка мебели, требования лучшего рабочего места, качественных канцелярских товаров, качественной офисной техники и пр.). Эмоциональная сфера отличается безразличием к профессиональной деятельности, избеганием неформальных контактов, избегание тем, связанных с работой, самодостаточностью, отказом от хобби, скукой.

Пятая стадия проявляется через появление психосоматических реакций (снижение иммунитета, повышение артериального давления, тахикардия, головные боли, боли в области позвоночника, расстройства пищеварения и пр.) и различных зависимых форм поведения.

На шестой стадии, названной «разочарование в профессиональной деятельности», появляются негативная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние. Именно эта стадия характеризуется конечным результатом процесса сгорания - профессиональным выгоранием.

Таким образом, анализ поведения и деятельности человека, попавшего в экстремальную ситуацию, приводит к выводу о необходимости выявления основных процессов устойчивости личности к различным экстремальным факторам данных ситуаций.


Экстремальные факторы - многочисленные ф-ры внешней среды(физ, хим, биол)могут стать болезнетворными, если сила воздействия превосходит адаптационные возможности организма, а также в случае изменения его реактивности.

В таких условиях может развиться крайне тяжелое состояние, при кот. гибель организма наступает раньше, чем разовьется патологический процесс и вкл. защитно-приспособительные механизмы-экстремальное состояние.

Экстремальные состояния, различные по своей этиологии, имеют общие механизмы развития и в крайней степени носят характер терминальных-шок, коллапс, кома, агония.

Перегревание

В условиях роста температуры и влажности воздуха отдача тепла затруднена и совершается при напряжении механизмов физической терморегуляции(расширение периферических сосудов, усиление потоотделения). При повышении температуры воздуха до 33˚С отдача тепла совершается путем испарения, не проведением или излучением. Нарушается равновесие между образованием тепла и его отдачей во внешнюю среду, что приводит к задержке тепла и перегреванию.

Стадии:

  1. Компенсации-сохраняется нормальная температура тела
  2. Декомпенсации-повышается температура тела

Происходит возбуждение ЦНС, дыхания, кровообращения, обмена в-в. Дальнейшее t и перевозбуждение нервн. центров →истощение, нарушение дыхания, ф-и сердца и ↓АД. Развивается гипоксия.

Обильное потоотделение→обезвоживание, нарушение электролитного баланса. Сгущение крови → вязкость → дополнительная нагрузка на аппарат кровообращения → недостаточность сердца. На фоне нарастающих явлений кислородного голодания появляются судороги, наступает смерть.

Тепловой удар - острое перегревание с быстрым повышением t тела.

Проявления:сухая и горячая кожа, снижение потоотделения, общая мыш слабость и слабость сердечной мышцы, возможны потеря сознания, бред, галлюцинации, клонические и тонические судороги. Сгущение крови и увеличение ее вязкости создают дополнительную нагрузку на аппарат кроовобращения и способствуют сердечной недостаточности. Газообмен, легочная вентиляция и кровяное давление начинают ↓, частота пульса↓, возможны аритмии. Дыханае становится редким. Смерть наступает от паралича дых центра.

Солнечный удар - по клинической картине напоминает тепловой.

Этиологический фактор-тепл солнечные лучи, действующие на непокрытую голову. Дополнительный фактор-высокая t воздуха. Кожа и кости черепа задерживают большое кол-во солнечных лучей, некоторая их часть(инфракрасные лучи)проникают и оказывают повреждающее действие на мозговые оболочки и нервную тк. УФ лучи освобождают из клеток биологически активные амины, способствуют расщеплению белка и образованию полипептидов, а последние рефлекторным/гуморальным путем могут стать фактором, повреждающим мозговые оболочки и нервную тк.

Ожог - возникает при местном воздействии высокой t и проявляется в виде местных деструктивных и реактивных изменений, тяжесть кот. определяется степенями:

1 покраснение(эритема), слабая воспалительная реакция без нарушения целостности кожи

2 острое экссудативное воспаление кожи, образование пузырей с отслоением эпидермиса

3 частичный некроз кожи и образование язв

4 обугливание тканей, некроз.

Ожоговая болезнь

  1. ожоговый шок-болевой фактор
  2. интоксикация-денатурированный белок и продукты его ферментативного гидролиза из повреждённых тк.
  3. ожоговая инфекция
  4. обезвоживание-потеря белков и жидкасти
  5. ожоговое истощение-кахексия, отеки, анемии и др.
  6. исход-отторжение некротизированных тк, заполнение дефекта грануляциями, рубцевание, эпителизация.

Лихорадку следует отличать от других гипертермических состояний и от гипертермических реакций.

Лихорадка

Причиной лихорадки являются пирогены.

В основе развития лихорадки лежит переход системы терморегуляции на новый - более высокий функциональный уровень.

При лихорадке сохраняются механизмы терморегуляции организма.

Указанные признаки используют для дифференцировки лихорадки от качественно иного состояния - перегревания организма (гипертермии).

Гипертермия

Причиной гипертермии (перегревания организма) чаще является высокая температура внешней среды.

Ключевым звеном патогенеза перегревания организма является срыв механизмов терморегуляции.

От лихорадки и гипертермии необходимо отличать гипертермические реакции организма.

Гипертермические реакции

Причиной гипертермических реакции являются непирогенные агенты.

В основе развития гипертермических реакций обычно лежит временное преобладание теплопродукции над теплоотдачей.

Не надо забывать, что такой любой труд может вызывать гипертермическую реакцию