Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Индийские доши. Тест доши, понятие и рекомендации для трех типов дош. Теперь я знаю свой тип Доши, что дальше

У каждого человека постоянно меняется их соотношение под влиянием разных факторов.

Все это выражается в особенностях конституции тела, а также психологических и эмоциональных особенностях личности . Аюрведа знает, по каким признакам можно определить преобладающую дошу и готова делиться своей мудростью с другими.

Как утверждает эта древнейшая индийская система медицины, все болезни возникают из-за дисбаланса дош . Чтобы помочь больному, необходимо восстановить равновесие трех энергий – и тогда здоровье вернется к человеку. Но, как это сделать? Аюрведа из Индии знает это.

В представленном материале читатели узнают, что такое доша, чем характеризуются Ватта, Питта, Капха и по каким признакам их можно распознать .

Доши – что это такое

С санскрита слово «доша» в буквальном смысле означает «ошибка», «недостаток». Почему именно такой термин фигурирует в индийской Аюрведе и каким смыслом его наделяют, мы поймем далее.

Итак, доши – это три жизненные силы, три энергии, также именуемые как тридоши, которые управляют работой человеческого организма, духа и ума . Они образовываются из пяти первоэлементов: воздух, огонь, вода, эфир, земля. Сплетение этих начал дает существование трем типам дош:

  • Питта – огонь и вода («желчь») .
  • Капха – земля и вода («слизь») .
  • Вата – воздух и эфир («ветер») .

Эти энергии ответственны за все процессы, протекающие в организме и сознании человека. Доши руководят процессами преобразования веществ, их выведения, что влияет на состояние всех тканей и органов . Если рассматривать каждую дошу отдельно, то аюрведическая медицина отлично знает, какие функции выполняет каждая из них:


Но нельзя рассматривать все только с точки зрения физиологии. Согласно Аюрведе, все, что происходит в сознании, вызывает соответствующую телесную реакцию . Это словно диалог между душой и телом. Но иногда он нарушается и тогда они будто не понимают друг друга. Так как доши все время находятся в определенном соотношении, возникновение нарушений между физическим и психическим вызовет их дисбаланс. А это, в свою очередь, приводит к проблемам со здоровьем, негативному восприятию себя и окружающего мира.

Как того требует пракрити (природа), в каждом человеке обязательно присутствуют все три доши, так как иначе его существование будет невозможным. Идеальный вариант – это когда каждая из дош занимает третью часть от целого . Это называется балансом тридоши и означает, что такой человек не болеет, долго остается молодым и проживает длинную жизнь. Но, к сожалению, равновесие Ватты, Питты и Капхи встречается довольно редко. Избыток или нехватка какой-то одной доши или двух может стать причиной болезни.

Но еще преобладание некоторых дош или их баланс находит свое отражение в конституционных особенностях человека:

  • монотип – когда одна доша явно преобладает над двумя другими;
  • двойственный тип – две доши преобладают приблизительно в одинаковой степени, а третья доша угнетена (наиболее распространенный тип);
  • самадхата (тройственный тип) – баланс дош.

В Аюрведе говорится о том, что на доши можно воздействовать, чтобы устранить их дисбаланс, и, как следствие – избавиться от недугов. Это называется коррекцией дош . Для этого медицинская практика использует разные методы и специальное питание, так как считает, что каждый продукт способен усиливать или угнетать один из первоэлементов.

Но, что важно, Аюрведа утверждает, что в коррекции баланса жизненных энергий самое главное – это не угнетать те, что в избытке, а усиливать недостающие.

Тип Питта доши

Мы уже разобрались с тем, что каждому типу доши соответствуют определенные конституционные и физиологические особенности.

Итак, начнем с типа Питта доши. Как же можно распознать человека, относящемуся к этому типу?

  • Обладает средним телосложением с незначительным количеством подкожной жировой клетчатки и хорошо развитой мускулатурой.
  • Такой человек имеет хороший аппетит, пьет много жидкости и обладает достаточно высоким метаболизмом. Когда приходится пропускать прием пищи, начинает чувствовать себя хуже.
  • Обычно волосы светлые. Часто очень рано появляется седина или возникает облысение.
  • Кожа светлая или слегка красноватая. Часто имеются веснушки.
  • Ладони теплые, кисти среднего размера.
  • Его речь четкая и хорошо разборчивая.
  • Всю работу выполняет со средней скоростью, при этом также обладает средней выносливостью.
  • Походка уверенная, движения уравновешенные.
  • Спят нормально, но могут просыпаться из-за ощущения жара или жажды.
  • Жара и яркий свет для них неприятен.

Но, следует учитывать, что у тех людей, которые по национальному признаку обладают темными волосами и смуглой кожей, будут иметь несколько другие особенности касательно данных пунктов.


Тип Капха доши

Людей с преобладанием этого типа доши можно распознать по следующим признакам:

  • Имеют плотное, крепкое и ширококостное телосложение. Быстро набирают лишний вес, но также у них довольно неплохо развита мышечная мускулатура.
  • Ладони влажные и холодные, кисти – широкие.
  • Бледноватая мягкая кожа.
  • Темные густые волосы, нередко слегка вьющиеся.
  • Физически сильные и выносливые.
  • Аппетит не очень выражен, процесс переваривания медленный. С легкостью пропускают прием пищи, но есть для них – эмоционально приятно.
  • Медленно и методично выполняют монотонную работу.
  • Двигаются медленно и плавно. Часто инертны, поэтому худеют с трудом.
  • Спят крепко и долго.
  • Не очень хорошо переносят прохладную и влажную погоду.

Символ доши Капха

Тип Ватта доши

Люди с данным типом имеют достаточно выраженные признаки:

  • Их конституция тела – худощавая, астеничная. Высокие ростом (бывает, что, наоборот, отличаются очень маленьким ростом). Мышечная масса слабо развита, жировой слой практически отсутствует.
  • Обмен веществ – очень высокий, при этом питательные вещества усваиваются мало, поэтому и характеризуются излишней худобой, даже если питаются нормально.
  • Ладони у них холодные и сухие, а сами кисти – тонкие.
  • Кожа лица и тела чаще всего сухая (особенно в холодное время года).
  • Двигаются быстро и работу выполняют так же быстро, но выносливость у них небольшая.
  • Не всегда имеют хороший аппетит, но, в целом, любят поесть, особенно, теплую и маслянистую пищу.
  • Нередко у них наблюдаются нарушения пищеварения – запоры, повышенное газообразование.
  • Спят прерывисто, чутко. От них порой можно услышать, что страдают бессонницей.
  • Холод ими переносится плохо, часто мерзнут конечности.

И еще кое-что интересное…

Баланс дош может меняться под влиянием самых разных факторов: спортивные тренировки, возрастные изменения, питание, время года. Так, например, поев острой пищи, можно значительно усилить дошу Питта, так как ей соответствует все горячее. А если съесть или выпить что-то холодное, то Питта, наоборот, будет угнетена, а Капха и Вата – возбуждены . Именно поэтому Аюрведа, зная о таком влиянии пищи на первоэлементы и организм человека, питанию уделяет особое внимание .

Вайдья – это аюрведический доктор. Он по вышеперечисленным конституционным особенностям и ряду других простых методов (прослушивание пульса и голоса, изучение состояния глаз и языка и др.) определяет, имеет ли место дисбаланс дошей .

А если вайдья узнал о преобладании какой-то доши, он точно знает, как восстановить равновесие и вылечить человека от любой болезни. Он назначает для этого соответствующее диетическое питание, необходимый режим дня, упражнения и процедуры.

Но теперь вы самостоятельно можете определить тип доши. Воспользовавшись информацией, представленной в других статьях нашего сайта относительно данной тематики, вы будете знать, что Аюрведа предлагает делать, чтобы долго оставаться молодыми, здоровыми и бодрыми.

А юрведа является самой древней из всех медицинских систем, когда-либо существовавших и существующих на Земле. Её область не ограничивается только знаниями о здоровье и лечении заболеваний, но также включает в себя данные об устройстве и строении мира и даже поднимает вопросы духовности и нравственности, согласуясь с принципами Вед. Основные аюрведические тексты утверждают, что изначально они были поведаны самим Брахмой - Богом-Творцом; принципы Аюрведы часто встречаются в текстах Атхарваведы, а также её крупицы можно найти и в Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Махабхарате, называемой «пятой Ведой».

Аюрведа дала зачатки для появления многих других направлений медицины в Индии - широко известной Тибетской, а также Сиддха- и Юнани-медицин, базирующихся на её принципах, которые разительно отличаются от принципов других методов врачевания - традиционной (западной) медицины и медицины нетрадиционной. В отличие от современной медицины, Аюрведа не ограничивается лишь лечением симптомов и последствий заболеваний и не использует на практике ненатуральные, неприродные и вредные для человеческого организма вещества, дающие множество побочных эффектов. От нетрадиционных же методов лечения Аюрведа отличается наличием научного базиса и проверенного тысячелетней практикой опыта исцеления.

Все знания Аюрведы основываются на уникальном фундаменте, который издревле является их неизменным стволом, с течением веков обросшим многочисленными ветвями новых открытий, методов и рецептов. Этой непоколебимой основой является концепция о «Тридоша». Тридоша - это три основных составляющих, которые образуют материальное тело человека. Три Доши, именуемые Вата, Питта и Капха, - это субстанции, появляющиеся из различного сочетания Первоэлементов. Всего есть 5 Первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, и из них формируется всё существующее в нашем мире. Первоэлементы образуются из Первокачеств и их комбинаций: Звука, Шершавости, Формы либо Цвета, Вкуса и Запаха. Эфир образуется чисто из Звука (считается, что именно звук порождает Вселенную), Воздух - из Вкуса и Шершавости и так далее (суммируясь в перечисленном порядке), заканчивая Землёй, состоящей из всех Первокачеств.

Первоэлементы в мире сложно найти в чистом виде, так как они в основном проявляются в сочетаниях различных комбинаций, принимая совершенно разные качества и характер влияния. Поэтому для удобства их рассмотрения и описания и была введена концепция Дош - основных видов сочетаний первоэлементов. И хотя в каждой из Дош присутствует каждый из 5 Первоэлементов, Доши характеризируются по количественному преобладанию каких-то двух из них: Вата-Доша являет собой сочетание Эфира и Воздуха (то есть в ней присутствуют все 5 первоэлементов, но с наибольшими долями Эфира и Воздуха), Питта-Доша – сочетание Огня и Воды, и Капха-Доша – сочетание Воды и Земли.

Взаимодействуя между собой и постоянно меняясь, Доши образуют наше тело и обеспечивают все его физиологические процессы. Понятие «Доша» происходит от санскритского слова «Душ» - ‘вредить, причинять вред’ - и означает “то, что выходит из себя”. Как же наше человеческое тело может строиться из того, что «вредит и выходит из себя»? Ответ Аюрведы очень лаконичен и к тому же поучителен: в состоянии равновесия Доши образуются и исчезают в полном балансе, а в состоянии «Копа» (гнев) их баланс теряется, и они действуют негармонично, инициируя патологические процессы и разрушая тем самым тело. В данном постулате можно обнаружить тонкий философский подтекст: когда человек совершает Ви-Карму (нежелательные действия, противоречащие Дхарме и Божественным Законам), Доши «злятся» и уничтожают его тело за неподобающие, неверные поступки, указывая на то, что он совершает ошибки или двигается по неверному пути; когда же человек совершает Карму (действия согласно Дхарме, соответствующие священным писаниям и соблюдающие здоровые принципы), Доши поддерживают его состояние и здоровье. Процесс образования человеческого тела из «потенциально вредных» Дош в аюрведических текстах сравнивается с тем, как «ядовитые черви рождаются из яда», подразумевая под этим неординарным высказыванием то, что, как яд (отходы, испражнения и прочее), в котором рождаются ядовитые черви, не вредит им самим и поддерживает их существование, так и Доши, порождающие существование человека, не страшны для него, если он не противоречит их природе.

Итак, Доши в непрерывном процессе рождаются, образуют наше тело, обеспечивают обмен веществ и также покидают тело, затем заново появляясь и исчезая. Каждая из трёх Дош отвечает за определённые процессы в организме и соучаствует в деяниях двух других Дош (то есть Доши в организме действуют сообща и никогда не противоречат друг другу). Вата (Вайю - ‘ветер’) представляет собой телесный воздух, Питта (Тап, Тапас - ‘жар, огонь’) является трансформирующей субстанцией, а Капха (‘слизь’) образует форму тела и его содержание. Все три Доши присутствуют в каждой части, органе и клетке нашего тела, однако, каждая из них имеет области, в которых она доминирует.

Вата-доша локализуется в нижней части тела, от пупка до пят, Питта-Доша преобладает в пупочной области, от пупка до зоны верхушки сердца, и Капха-доша – в верхней части тела, от сердца до макушки.

Вата-доша, в которой преобладает элемент Воздуха, осуществляет все двигательные процессы- телодвижения, циркуляцию жидкостей (крови и лимфы), коммуникацию органов, пульс, дыхание. Также важной функцией Ваты является раздувание Агни - пищеварительного огня. Кроме того, именно под действием Ваты при зачатии сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, зарождая новую жизнь.

Питта-доша , в которой преобладает элемент Огня, обеспечивает метаболизм - обменные процессы в теле, переваривание пищи, трансформацию телесных тканей и поддержание температуры тела.

Капха-доша , в которой преобладает элемент Воды, формирует наше тело и его массу, поддерживает уровень жидкостей, смазывает суставы, обеспечивает стабильность, связь органов. Капха также играет важную роль в процессе пищеварения, контролируя активность пищеварительного огня, не давая ему разгораться сильнее необходимого.

Совместные действия Дош можно наглядно увидеть на примере, сравнивающем процесс пищеварения с приготовлением пищи на огне: огонь (Питта), греющий котёл, разжигается и поддерживается при помощи воздуха (Вата), а водой (Капха) регулируется его равномерное горение, предотвращая пожар.

Доши в телах разных людей проявляются с разной силой, и их уникальное сочетание в каждом из нас обуславливает нашу индивидуальную конституцию. Во врождённой индивидуальной конституции Доши могут находиться в теле как в равном процентном соотношении (Вата = Питта = Капха), так и преобладать над другими, что будет нормой для этого конкретного человека. Когда каждая из Дош находится в своём балансе (то есть своевременно и в достаточном количестве формируется, действует и покидает тело), то человек здоров, хорошо себя чувствует и активно исполняет свои обязанности. При неправильных действиях или образе жизни человека Доши могут увеличиваться или уменьшаться, нарушая индивидуальный баланс организма.

Чтобы понять, является ли определённая Доша - Вата, Питта и Капха - доминирующей в вашей конституции, либо она изменила своё количество, выйдя за пределы своих норм, что является патологией и говорит о дисбалансах в организме, нужно знать характеристики и свойства Тридоша.

Характеристики Дош: Вата, Питта и Капха

Вата находится в постоянном движении, её называют «Анилла» - ‘то, что никогда не стоит на месте’.

Сухость . Основным качеством Ваты является сухость. Сухость может проявляться как сухая кожа, волосы, сухость (чёрствость) характера. Сухие субстанции абсорбируют влагу, следовательно, люди Ваты нуждаются в жидкости, масле, смазке, ровно как и их психика нуждается в эмоциональной поддержке, наполнению чувствами извне, при этом сами они не склонны делиться своими эмоциями.

Лёгкость . У людей с преобладанием Ваты наблюдается малый вес, некоторая слабость и немощность, высокий тон голоса. Лёгкость Ваты привносит в характер лёгкость на подъём, беззаботность, легкомысленность, способность резко изменять направления и решения.

Хладность . Холод - одно из превалирующих свойств Ваты; оно может выражаться в мерзлявости, холодных конечностях, скованности. В эмоциональном плане Вата проявляется в равнодушии и беспристрастном отношении. Красоте предпочитается функциональность.

Чистота, прозрачность и тонкость . Вата придаёт лицу мелкие черты, коже - тонкость, прозрачность, а также утончённость как на уровне тела, так и ума. Вата-доше характерна аккуратность, детальность, быстрота реакций и чуткость к изменениям.

Грубость . Грубость Ваты ощущается в шершавой коже, неровностях, трещинах, сухих и грубых на ощупь волосах, угловатом телосложении. В отношениях грубость может подразумеваться не только в своём основном значении, но и в негибкости, отсутствии обходительности и деликатности.

Подвижность . Вата всё время находится в движении, суетлива, хаотична, нестабильна и неустойчива: бегающий взгляд, быстрая речь, дрожь в теле, беспокойство. Людей с высокой Ватой легко испугать, сбить с толку, смутить и расстроить. Для Ваты характерна паника, тревога, запинки в речи и заикание.

Питта - единственная субстанция в теле, способная осуществлять процессы трансформации, благодаря её огненной природе.

Горячесть . Из всех трёх Дош только Питте присуще горячее свойство, тепло и жар. Под воздействием Питты тело становится тёплым и мягким на ощупь, а кровь - горячей. Питта привносит в характер темпераментность, пылкость, страстность, но также желчность и раздражительность. Жар провоцирует расширение, и Питта, не терпящая границ, стремится выйти за рамки, даёт широкое мышление, полёт мыслей. Жар, напор наделяет целеустремлённостью, способностью трудиться не покладая рук.

Влажность . Признаками Питты является влажная, жирная кожа и волосы. В характере проявляется средняя эмоциональность, нежность, преданность и забота, несмотря на жаркие вспышки гнева и агрессии в случае накалённой обстановки.

Острота . Острота Питты выражается в едкости, желчности, интенсивности и активности: сильное пищеварение, активный метаболизм, острая речь. Питта может привносить в характер склонность к критике и обострению ситуаций, к ревности и перфекционизму.

Лёгкость . Как и Вата-доше, Питте присуща лёгкость на подъём. Лёгкость Питты даёт среднее телосложение, ловкость, а также стремление к свободе.

Дурной запах . Питте присущи неприятные запахи - едкий запах мочи, пота. Изначально Питта-доша пахнет сырым мясом или кровью, а при дисбалансах приобретает гнилой оттенок. На характере может отражаться в недовольствии, привычке бурчать, ссориться.

Текучесть . Питта придаёт гибкость как телу, так и характеру: хорошо растяжимые мышцы и подвижные суставы, неплотная кожа, большое количество телесных соков; деликатность, обходительность.

Жидкость . Питта в теле представлена в жидком виде - кровь, желчь, пищеварительные соки.

Капха-Доша (‘то, что объединяет’), отличающаяся тяжестью и стабильностью. Капха связывает все части тела воедино, обеспечивая его фундамент и форму.

Маслянистость . Жирная, лоснящаяся кожа, блестящие густые волосы, большое количество жира в теле, блеск глаз - характерные признаки Капха-доши. Она проявляется спокойствием, мягкостью, лаской, согласием. Маслянистость Капхи также подразумевает доброжелательность, дружелюбие, преданность и привязанность.

Холодность . Природа Капхи также холодная, не имеющая огня, что отражается в плохой переносимости холода физического, склонности к застыванию и затвердеванию, а также в спокойствии, апатичности, отсутствии страстей.

Тяжесть . Физически тяжесть Капхи выражается в тяжёлом весе, крупных формах тела и черт лица, неловких размеренных движениях. В характер привносит весомость, убедительность, опытность, основательность и почтенность, чем дорожат и что ценят окружающие.

Тупость . Тупость является противоположным качеством остроты: Капха инертная, медлительная, отстающая, тормозящая движения; в характере - ленивая, унылая, праздная. Она наделяет склонностью не обострять ситуации, сглаживать трения и углы, что проявляется также на физическом плане как крупные черты лица, низкий голос.

Гладкость . Гладкая и глянцевая кожа, округлые формы и плавность являются признаками Капха-доши. Гладкость в характере выражается в деликатности, добродушии, вежливости и лести.

Землистость . Качества земли наделяют Капху плотными, клейкими и липкими свойствами (липкость поверхности кожи, плотность тканей и костей; склонность к привыканию, привязанностям, навязчивости).

Устойчивость . Капха награждает стабильностью в здоровье, психике и отношениях, а также прочностью, надёжностью и невозмутимостью в них. Долговечность, уравновешенность и неизменность, верность и правдивость - характерные черты Капха-доши.

«Подобное усиливает подобное, противоположное - ослабляет»

Знание о качествах Дош полезно для оценки своей индивидуальной природы, помогает понять склонности и возможности как собственные, так и окружающих людей, и прийти к балансу внутреннему и также научиться балансировать с окружающими, учитывая их особенности. Если какая-либо Доша в организме патологически увеличилась или уменьшилась, для её успокоения и приведения их в гармоничное состояние Аюрведа применяет принцип противоположности: восполняет недостающее или убирает избыточное посредством качеств, противоположных качествам Доши, вышедшей из-под контроля.

Излишне сухое, лёгкое, холодное и подвижное качество Вата-Доши балансируется влажностью и маслянистостью, тяжестью, теплом и спокойствием (употреблением в пищу согревающих, тяжёлых и питательных продуктов сладкого, кислого и солёного вкуса, с большим количеством жиров и жидкости, увлажняющих и согревающих специй, масляными массажамии, расслабляющими физическими практиками).

Избыток горячести, остроты, влажности и активности Питта-Доши понижается холодом, притуплённостью, твёрдостью и пассивностью (плотная, охлаждающая, с небольшим количеством мягких специй, не очень маслянистая пища сладкого, горького и вяжущего вкуса, пребывание в прохладном помещении и климате, умеренные физические нагрузки, медитации).

Маслянистость, тяжесть, холодность и устойчивость Капха-Доши уравновешивается сухостью, лёгкостью, теплом и подвижностью (лёгкая сухая тёплая пища острого, горького и вяжущего вкуса, теплый сухой климат, активная деятельность, интенсивные физические практики).

В понимании принципов Дош важно учитывать состояние сознания (Гуна), в котором находится человек, так как оно является определяющим фактором того, какие именно качества Дош будут проявляться. Активность какой-либо Доши также сильно зависит от определённых периодов времени.

Доши и время

Независимо от изначальной индивидуальной конституции человека и врождённого соотношения Дош в теле, каждая из Дош может доминировать и оказывать сильное влияние на организм в разные периоды времени.

Вата-доша преобладает в завершающем периоде жизни - в пожилом возрасте и старости, высушивая организм, телесные соки, разрушая кости и другие ткани и принося старческие заболевания. Также Вата активизируется поздней весной и в начале лета, когда преобладает сухая и ветреная погода, а в рамках суток - в конце дня и в конце ночи (именно поэтому подъём до рассвета обеспечивает бодрость на весь последующий день).

Питта-доша соответствует среднему периоду жизни, зрелости - времени активной деятельности и накопления опыта. Сезон Питты - лето и ранняя осень с влажной и тёплой погодой, время суток - середина дня, когда солнце и пищеварительный огонь наиболее активны, а также середина ночи.

Капха-доша доминирует в раннем возрасте - детстве и юности, обеспечивая организму рост и формирование тканей; зимой и особенно в начале весны, принося холод и сырость; в начале дня - утром - и в начале ночи (что помогает быстро заснуть, если ложиться спать через несколько часов после заката).

Знание о пиках активности Дош в определённые временные отрезки и периоды помогает корректировать своё поведение, распорядок дня и питание для поддержания баланса с окружающим миром, так как время и внешнее воздействие существует неотрывно от нас.

Доши и гуны

Как уже говорилось выше, наши материальные тела и физиологические процессы являются результатом совместного творения всех пяти первоэлементов, объединяющихся в Доши. Также важнейшей опорой, обеспечивающей человеческую жизнь, наравне с Дошами является Ум. И если телесная составляющая нашей природы (Деха-Пракрити) обуславливается различными комбинациями Дош, то умственная (Манаса-Пракрити) - комбинациями трёх Гун (качеств материальной природы или состояний сознания, именуемых как Саттва, Раджас и Тамас).

Саттва - благостное состояние сознания, чистое, просветлённое, ясное, адекватное.

Раджас - страсть, активность, возбуждённость, охваченность желанием и эмоциями.

Тамас - состояние невежества, сопровождаемое иллюзиями и ленью, застоями и деградацией.

Именно благодаря воздействию трёх Гун происходит проявление тех или иных характеристик Дош различного характера. Например, у человека, находящегося в Саттва-гуне, Вата-доша будет проявляться такими своими качествами, как ясность, тонкое восприятие, творчество, быстрота, лёгкость на подъём, непривязанность и ненавязчивость. В Раджо-гуне же раскроются такие стороны Ваты, как волнение, хаотичность, незавершённость (в мыслях, речи и делах), переменчивость и неустойчивость. Пребывание в Тамо-гуне привнесёт Вата-доше чёрствость, холодность, грубость, неуверенность, тревожность, панику, вялое пищеварение. Аналогично Саттва, Раджас и Тамас будут влиять на Питта- и Капха-доши, способствуя проявлению их качеств, ведущих соответственно к благости, страсти или невежеству как на уровне Ума, так и отражаясь на физиологии. При этом гуны Раджаса и Тамаса считаются дошами ума (так как «Доша» - ‘то, что вредит’ - может вызывать дисбалансы, и Раджас и Тамас именно к ним и приводят), а Саттва-гуна означает равновесие ума («Суддха Саттва» – ‘чистый ум’) и поэтому не является Дошей, подразумевая состояние баланса и ясности, без изъянов и загрязнений. Следовательно, при наличии дисбалансов Ваты, Питты и Капхи либо при их нежелательных проявлениях целесообразно также стремиться повысить уровень сознания, очистив его от вредоносного влияния Раджаса и Тамаса, устремляясь к Саттвичному состоянию, где будут проявляться лишь лучшие свойства Тридоша, способствуя здоровью физическому и духовному.

Достижение чистой Саттвы можно осуществить посредством Саттваваджайи - обуздания ума. Первыми шагами на пути к благостному и добродетельному сознанию будут:

На физическом уровне: правильное питание, исключающие продукты, полученные путём насилия. Например, пища из плоти животных содержит в себе все чувства страха, боли, ужаса и отчаяния, которую они испытывали в момент их убиения, и наполняет наше тело и ум энергией смерти.

На деятельном уровне: правильный распорядок дня, искренние мотивации, посвящение своей деятельности во благо всех живых существ и непривязанность к результату.

И подобно тому, как в буддизме для очищения от омрачений вводятся противоядия от основных «ядов ума» - желаний, гнева и невежества, в Аюрведе применяются «три лекарства» от загрязнений Раджасом и Тамасом: различение - умение отличать плохое от хорошего, полезное от вредного; терпение - спокойное, равностное и терпимое отношение к окружению, стойкость и сила воли; и познание собственной сущности - чёткое понимание ответов на вопросы: «Кто я, зачем я создан, зачем живу и зачем умираю?», стремление заглянуть внутрь себя, прекращение отождествления себя лишь со своим телом и осознание своего единства с Творцом.

Обретению состояния благостности, чистоты, ясности и адекватности Саттвы способствует соблюдение принципов, предписанных на пути йоги, - фундаментальных основ Ямы и Ниямы вкупе с работой над своим физическим и тонким телом посредством асан хатха-йоги, практики пратьяхары (концентрации) и медитации, позволяющих поднять энергию на более высокий уровень и подчинить свой ум. Следование же своей природе, понимание качеств Дош и поддержание их в балансе, несовершение неверных поступков и действий, противоречащих божественным законам, помогает обрести здоровое человеческое тело - нашу временную оболочку, создающуюся пятью первоэлементами и разрушающуюся ими же, управляемую и поддерживаемую Дошами и ими же караемую, служащую нам нашим инструментом для исполнения своего предназначения в этой жизни.

5 (100%) 1 vote[s]

Аюрведа питание обычно переводится с санскрита как «знание жизни». Но это не совсем верный перевод. Вернее будет: знание принципов долгой жизни, наука о жизни.

Это система традиционной индийской медицины, которая направлена на исцеление болезней тела и болезней души, причём считается, что болезни эти между собой связаны.

Поэтому и правильное лечение, и правильное питание древние врачи назначали в соответствии с характером и телосложением человека. Система аюрведы различает три основных типа конституции (сложения) человека.

В системе аюрведы, как уже было сказано, тело и душа не разделяются, поэтому каждому определённому типу сложения соответственно приписываются определённые черты характера.

Сочетание характера и конституции в системе аюрведы называется ДОШЕЙ.

Всего существует три основных доши: вата, пита и кафа

Вата означает «воздух»

Люди этого типа худощавы, изящны, вечно мерзнут. Зимой они как бы впадают в спячку, а весной просыпаются и становятся склонными к переменам и авантюрам.

Пита означает «огонь»

Это люди крепкого сложения, иногда чуть полноватые, их руки всегда горячие. У них часто бывает много родинок. Они общительны и остроумны, но иногда бывают упрямы и вспыльчивы.

Кафа означает «вода»

Это крепко сложенные, крупные, массивные люди с хорошей кожей, сильными густыми волосами и крепкими зубами.

Они обычно спокойны, миролюбивы, неприхотливы, трудолюбивы, но, к сожалению, бывают нерешительны и пассивны.

Аюрведа питание. В зависимости от преобладающей доши выбирают систему питания для каждого конкретного человека.

Однако обычно человек не может отнести себя к какой-то определённой доше – случается, что наличествуют качества двух дош.

Для того, чтобы определить преобладающую дошу, существуют специальные тесты. Они есть во всех книгах по аюрведе.

Аюрведическая система питания не требует от своих последователей вегетарианства, как часто считают. Вегетарианские диеты предписываются аюрведой только для тех, кто идёт по пути духовного развития, просветления.

Для тех, кто просто хочет улучшить самочувствие, укрепить здоровье, увеличить продолжительность жизни и её качество, аюрведа рекомендует более привычную современному человеку диету.

Типы питания людей по дошам

Для людей Вата-доши рекомендуют наваристые мясные супы, каши, сливочное масло, горячее молоко, сладкие блюда, мясо, пирожки – всё, что помогает согреться.

Сырые овощи и кислые фрукты для людей Вата-доши не приемлемы: они ускоряют процесс пищеварения, который у людей этого типа и так достаточно быстрый.

Для людей Пита-доши хороши горячие блюда, несладкие фрукты, овощи, бобовые, курица и рыба. Им следует добавлять в пищу меньше соли, поменьше есть красного мяса и орешков, чтобы мышечная масса не переходила в жировую.

Людям Кафа-доши аюрведа рекомендует для питания рассыпчатые каши, водянистые овощи (капусту, огурцы), острые блюда, индейку.

От сладкого лучше совсем отказаться, а употребление красного мяса и риса ограничить – от этих продуктов люди данного типа могут сильно полнеть.

Аюрведа питание и приготовление

Но нужный набор продуктов – это ещё не всё. Существуют общие для всех дош рекомендации по приготовлению и приёму пищи.

1. Пища должна быть свежей. Чем быстрее блюдо попадает на стол после приготовления, тем оно полезнее. Полезной пищей считается также та, которая готовилась не слишком долго.

2. Основной приём пищи приходится на время около полудня, потому что в это время пища лучше всего усваивается.

3. Нельзя отвлекаться от процесса еды. Не нужно читать, смотреть телевизор, разговаривать во время еды. Нехорошо садиться за стол в дурном настроении.

4. Садиться за стол следует только тогда, когда вы голодны.

Не переедать

Не нужно есть «от нечего делать». Не нужно торопиться, принимая пищу, после приема пищи тоже не нужно торопиться выходить из-за стола, хорошо немного посидеть. Переедать не следует, можно заканчивать приём пищи, когда чувствуете, что уже почти наелись, но только почти!

5. Не следует сочетать несочетаемые продукты. Например, молоко и дыню желательно употреблять отдельно от других продуктов.

6. При приготовлении пищи нужно учитывать также климатические условия: сезон, погоду, а также особенности физиологии конкретного человека.

Аюрведическая система питания направлена на гармонизацию человеческого тела.

С её помощью можно и похудеть, и поправиться, но лишь при том условии, что вашей целью является именно оптимизация веса, а не его целенаправленное уменьшение или увеличение.

Оптимальный вес – это такой вес, при котором вы чувствуете себя хорошо. Человек с оптимальным весом обычно редко болеет, у него чаще всего хорошее настроение.

При сильном снижении или увеличении веса, более, чем это предусмотрено природой, у человека могут проявиться всевозможные заболевания.

Такое положение вещей приходится часто наблюдать у тех, кто резко набирает вес, и у тех, кто изнуряет себя диетами.

Поэтому важно понять, что наилучший вес для вас – это не какие-то определённые «модные» цифры, а вес, когда вы чувствуете себя здоровыми и бодрыми.

Хорошее самочувствие и приподнятое настроение, сияющие глаза и приветливая улыбка всегда в моде!

Примите себя такими, какие вы есть! Поймите, как вы прекрасны!

А аюрведическая система питания поможет вам в этой цели.

Основополагающим в аюрведе является учение о дошах. Доши — это индивидуальный тип конституции. Различается три основных, чистых доши: вата, питта и капха, и четыре смешанных: вата-питта, вата-капха, питта-капха и вата-питта-капха. Но в чистом виде доши встречаются редко, тем более, если нарушен баланс.

Хотите узнать свой тип доши, пройдите тест на определение доши!

После теста и определения своей индивидуальной доши, перейдите в раздел , где опубликованы все основные принципы работы с дошами. В тесте под каждым ответом три цифры: «3» — всегда, «1» — иногда, «0» — никогда.

Результаты вы увидите в виде графика, вы должны понимать, что это приблизительно. Пройти полное обследование лучше у специалиста. Но даже тест дает возможность понимание особенностей вашей конституции. В тесте 3 шкалы, и по вашим ответам будет видно, от какой доши сколько у вас процентов). Если примерно одинаковое количество баллов, то, значит, выражены все три доши в равных пропорциях. Если какая-то слишком выделяется, то она становится ведущей вашей дошей.

После теста интересно будет узнать:

  • как питаться по дошам ();
  • какие продукты в принципе несовместимы между собой (

Каждая доша состоит из двух первоэлементов.Сами же первоэлементы могут поступать в организм с праной, пищей и питьем. Ситуация с дошами очень похожа на поведение реки: с рекой все обстоит хорошо до тех пор, пока из нее не стали забирать больше воды, чем она может дать, и тогда идет обмеление реки. Или же на реке может возникнуть запруда и тогда она разливается, затопляя все вокруг. В последствии на месте разлива может образоваться болото. Точно так ведут себя и доши – они постоянно образуются, но и должны постоянно выводиться. Когда эти два процесса уравновешены, то это и есть равновесие дош.

Аюрведу называют наукой о дошах . При изучении аюрведы мы должны понять и запомнить основные свойства дош, характерные признаки, месторасположение в организме, ее функции, состояния повышения или понижения доши, факторы, приводяшие каждую дошу к расстройству. Как только вы это усвоите, аюрведа станет вам ближе и понятней.

Доши участвовали в создании нашей врожденной конституции и на протяжении всей жизни участвуют в регулировкe жизнедеятельности организма. Наши ткани имеют капха основу (вода, слизь). Система пищеварения – это питта (огонь, желчь). Нервная система – это вата (воздух, ветер).

Из Аштанга-Хридая-самхита, Вагбхата Муни, Глава 1. Аюшкамия адхьяя (стремление к долгой жизни) :

6 . Вайю (вата), питта и капха – это названия трѐх дош. Находясь в дисгармонии, они разрушают человеческое тело, и они же поддерживают его, когда пребывают в гармонии.

Комментарий:
Доши – это интегральные показатели, отражающие те или иные стороны нейроэндокринной системы. Каждая из них имеет характеристики прамана (количество), (особенности) и карма (функция). Будучи в норме (авикрита), они участвуют в выполнении различных функций тела и таким образом поддерживают его. Но они имеют тенденцию выходить из равновесия , когда их количество, свойство или функция увеличивается (вридхи) или уменьшается (кшайя). Когда они выходят из нормы, то оскверняют места своего пребывания – (ткани). Эта склонность к осквернению дала им название доши (осквернители).

Was last modified: March 14th, 2019 by consultant

27 комментариев к «Три Доши»

  1. Анна ph:
    -

    Добрый день!

    У меня возник такой вопрос. Насколько я поняла, здоровый образ жизни по аюрведе подразумевает уравновешивание той доши, которая стремится выйти из-под контроля.

    Поэтому у меня возник вопрос – нельзя же буквально всё делать “наперекор” своей доше, надо же в чём-то ей и потакать? :)

    Приведу пример. Я отношу себя к вата-типу. И это отчасти отражается на здоровье: бывает нервозность, тревожность, бессонница и проблемы с пищеварением. И я хорошо понимаю, что нужно вносить гармонию в образ жизни, чтобы избавиться от этих симптомов.

    Но с другой стороны, обладать вата-характером – не так уж плохо. Это всё время новые впечатления, интересная деятельность, высокая жизненной активность, смена мест, ит.д. ит.п. И менять кардинально себя в этом смысле – то есть стремиться больше валяться на диване и привносить в свою жизнь какую-то стабильность совсем не хочется – это же просто противоречит моей природе. Но с точки зрения аюрведы, именно это нужно делать, чтобы усмирить “разгулявшуюся” вату. Или нет?

    Ведь если подумать, каждая доша определяет не только наши слабости, но и наши сильные стороны.

    С уважением,
    Анна.

  2. Лина:
    -

    “И менять кардинально себя в этом смысле …совсем не хочется – это же просто противоречит моей природе” – поменять практически невозможно, куда же от Пракрити денешься!
    Ну а если зашкаливает – надо немного успакаивать, иначе с разными проблемами и путешествия и впечатления будут не в радость.
    Гармония и еще раз гармония!

  3. Oksana:
    -

    Добрый день, Лина
    Скажите пожалуйста, к дисбалансу какой доши относится поллиноз (аллергия на цветение трав)? Симптомы: жжение в носу, зуд в глазах, чихание прозрачной слизью. И еще такая деталь – приступы начинаются не только на улице, но и дома в 4 часа утра и не дают спать. Какой диеты следует придерживаться, чтобы облегчить состояние? С уважением, Оксана

  4. Лина:
    -

    Оксана, все болезни протекают по 3 главным направлениям – по Вата-типу, Питта-типу и Капха типу. Проявления и нормализация тоже будут протекать по этим же типам.
    Поэтому, одного описания симптомов недостаточно для определения Вашего дисбаланса.
    Единственно, что можно сказать – обычно симптомы дисбаланса доши проявляются в период ее активности.
    4 часа утра – время Вата, с 2 до 6 по местному астрологическиму времени (оно отличается от просто местного, например, у меня в Торонто 12-ти часам местного астрологического времени соответствует 13:15 времени на часах).
    И Ваш пример,- 4 часа утра, когда никакой пыльцы нет рядом еще раз подтверждает психосоматическую природу аллергий. Разбирайтесь с собой – что Вы никак не можете принять в жизни или себе.
    Ну, а пыльца – просто катализатор.

  5. Валерия:
    -

    “Ну а если Вата-Питта - то берегись, за ними не угонишься ни в мыслях, ни в делах. Про таких говорят «Сначала делают, потом думают». Этот тип надо «приземлять».”
    Интересно, приземлять это как? Можно поподробнее о способах приземления, желательно безопасных, а то мои способы приземления эти строптивых дош приводят только к дополнительным заболеваниям

  6. Лина:
    -

    Все общее, на что хватает времени – выкладываю в этом блоге.
    Подробные рекомендации – в личных консультациях.

  7. Яна:
    -

    Здравствуйте, у вас очень хороший и полноценный сайт.

    Хотелось бы узнать, есть ли у вас статьи о совместимости людей по типам
    дош. Бывает ли такое вообще? Читала, что людям Вата-типа трудно в обществе
    резких Питт и инертных Капх (знаю по себе: у меня Викрити В 67 % П 26 % К 7 %); что Питтам (у меня Пракрити – Питта, влажный тип) есть чему поучиться и у возвышенных Ват, и у умиротворённых Капх, и т.д.
    Ясно, что – чтобы просчитать совместимость, нужно составлять подробный гороскоп, а в списке статей я не нашла что-либо похожее на семейную рубрику. Не исключаю, что просто пробежалась по оглавлению.

    Обитая в городах, мы живём совсем не по законам природы, и из-за паттернов
    поведения, принятых в обществе, и собственных, а порой и чужих амбиций
    часто ошибаемся в людях. С другой стороны, глупо, наверное, искать близкого человека исключительно по дошам (это всё равно, что встречать по одёжке). Но голова из-за предыдущих неудач в отношениях зачастую перебивает сердце.
    Спасибо за внимание и за то, что Вы есть.
    Всего доброго.

  8. Лина:
    -

    Где-то я писала, но сейчас уже не найду – как выбирать партнера – Вату хорошо заземляет Капха, это – самая гармоничная пара.
    Если хотите, чтобы все носилось и звенело вокруг, чтобы ночами вы подскакивали и носились по дому, хватали чемоданы и неслись на край света, чтобы там быстро разочароваться и нестись обратно – тогда это пара Вата-Вата.
    Если нравятся страсти мексиканского сериала – пара Питта-Питта.
    Ленивой Капхе подойдет ветряная Вата. Эта же ленивая Капха будет успокаивающе действовать на Питту.
    Примерно так.
    Но все это можно отбросить, поскольку существует Судьба, и партнер нам дам совсем не по аюрведическим характеристикам, а для проработки кармических уроков.
    Примерно, как в этой притче:

    “Сидя за круглым столом, души выбирали свой следующий урок.

    Тут встала смелая и сильная душа:
    – В этот раз я иду на Землю, чтобы научиться прощать. Кто поможет мне в этом?

    Души с сочувствием и даже немного испуганно заговорили:
    – Это один из самых сложных уроков… Ты можешь за одну жизнь не справиться…
    Ты так будешь страдать… Нам так тебя жаль…
    Но ты можешь справиться… Мы тебя любим и будем помогать…
    Одна душа сказала: – Я готова быть рядом с тобой на Земле и помочь тебе.
    Я стану твоим мужем, в нашей семейной жизни многие проблемы будут по моей вине, а ты будешь учиться меня прощать.

    Вторая душа вздохнула: – А я могу стать одним из твоих родителей, обеспечить тебе тяжелое детство, затем вмешиваться в твою жизнь и препятствовать в делах, а ты будешь учиться меня прощать.

    Третья душа произнесла: – А я стану одним из твоих начальников, и часто буду относиться к тебе несправедливо и высокомерно, чтобы ты могла учиться испытывать чувство прощения…
    Ещё несколько душ согласились встретиться с ней в разное время для закрепления урока…
    Итак, каждая душа выбрала свой урок, они распределили роли, продумали взаимосвязанный план жизни, где они будут друг друга обучать и наставлять, и спустились для воплощения на Землю.

    Но такова уж особенность обучения душ, что при рождении их память очищается.
    И лишь некоторые догадываются о том, что многие события не случайны, а каждый человек появляется в нашей жизни именно тогда, когда мы больше всего нуждаемся в уроке, который он с собой несет…”

  9. Viktorushka:
    -

    Ответьте ПОЖАЛУЙСТА:)
    В йоге считается что в строение человека входят семь тел,вы конечно знаете.
    МНЕ ОЧЕНЬ ЛЮБОПЫТНО НА КАКИЕ ИЗ НИХ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ДОШИ!)))

  10. Лина:
    -

    Viktorushka,
    Поля всех тел находятся в ауре и пронизывают друг друга. Они напоминают матрешку, в которой физическое тело можно считать самой маленькой “матрешкой”.
    Доши влияют в основном самое плотное физическое тело – Стхула шарира. Доши - это основополагающие жизненные силы, или биологические «соки». Они присущи только живым существам, состоящим из органической материи.
    И на следующее тело – Бхава шарира (эфирное, энергетическое) тело, влияние Дош уже опосредованно.
    А на Сукшма шарира – астральное (тонкое) тело и следуюшие тела уже действуют свои законы.
    Так что- влияние Дош только физическое тело.

  11. Лина:
    -

    Продолжение к вопросу # 9 (из соцсетей):
    – “А пища в смысле гун уже ведь на все тела влияет?”
    Ответ:
    “Гуны-это основные качества Природы, необходимые для созидания всех вещей в материальном мире.
    Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни.
    Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество - Гуну, с небольшими вариациями.
    Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун.
    Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях.
    Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других.
    Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.
    Из поста

  12. Алексей:
    -

    Добрый день. У меня вопрос вот какого плана, растройство доши может проходить только по конституции человека или же по любой доши? К примеру если человек с преобладающей Вата доши имеет расстройство по Пите доши. Это возможно? Возможно ли “перестраивание” конституции человека на протяжении жизни? К примеру в детстве быть под влиянием Ваты доши в юности – под влиянием Питы доши, а в старости – капхы доши?
    Благодарю за ответ. Спасибо.

  13. Лина:
    -

    Алексей,
    Конечно, любая Доша может выйти из баланса.
    «К примеру если человек с преобладающей Вата доши имеет расстройство по Пите доши. Это возможно?»
    – скорее всего описываемое состояние – Викрити Вата-Питта. Вата может чуть преобладать, но любое движение – и вот уже Питта преобладает. Доши ведь постоянно находятся в движении. Побыл на солнце, съел перченную пищу- Питта подскочила (жарко, раздражении кожи, печень колет), погулял по морозной ветреной погоде и съел вдобавок мороженное – Вата подскочила. Перемены. Постоянные.

    «К примеру в детстве быть под влиянием Ваты доши в юности - под влиянием Питы доши, а в старости - капхы доши?»
    – в разном возрасте на нашу Пракрити, Викрити накладываются Ашрамы. В древней Индии разделение жизни шло по 25 летним циклам. Всего получалось 4 цикла - Ашрама. Считалось, что человек живет 100 лет, отсюда и деление. В более современных книгах авторы не рискуют писать о 100-летней жизни, особенно в некоторых странах, поэтому эти периоды указываются короче. Я буду следовать древним авторам, а вы уже сами прикладывайте на себя - чувствуете, что проживете 100 лет - пользуйтесь этим раскладом. Не чувствуете - укорачивайте срок, а потом поделите на 4 - получите «свои» Ашрамы. Итак:

    с рождения до 25 лет - детство, юность - время Капхи (время Ученичества)
    с 25 до 50 лет - время Питты (время Семьянина)
    с 50 до 75 лет - время Питты/Ваты (время Отшельника)
    с 75 до 100 лет - время Ваты (время Отречения)

    Если на Вату в молодости не обращать внимание, то некоторые могут в зрелом возрасте превратиться в сухих нервных старикашек, с бессонницей и запорами. А если более-менее стремиться к , то Вата будет снижаться, соответственно Капха – повышаться и все будет в гармонии.

  14. Алексей:
    -

    Большое вам спасибо за полный ответ. Еще хотелось бы добавить, что Доши – это сила, воздействующая на материю, т.е. на грубое тело, но не нужно забывать и про силы которые действуют на тонкое тело, называемые Гуннами. Уравновешивание Дош согласно своей конституции не принесет должного эффекта, если вы не находитесь под Sattva Гунне

  15. Людмила:
    -

    Лина, доброго времени суток!
    Подскажите, пожалуйста, нужно ли стремиться к уровнению дош, если выраженых проблем со здоровьем нет?
    Например, как мне кажется, у меня преобладает Вата: я худая, активная, часто мерзну, тревожусь и т.п.
    Раньше мучали избыточное газообразование и изжога (изжога из-за загиба желчного), но после родов все прошло.

  16. Лина:
    -

    Людмила,
    «Болезнь есть неравновесие дош, здоровье – равновесие дош»
    (Аштанга Хридайам Самхита, Сутрастхана 1.20)

    «… стремиться все-таки надо к балансу Тридоша (всех трех Дош). Этот баланс необходим для оптимального здорового состояния.
    Сушрута пишет, что нет болезней, происходящих не по причине дисбаланса Тридоша.
    Чарака также пишет, что причиной всех болезней является дисбаланс Тридоша.
    О сбалансированном состоянии Тридоша говорят древние Аюрведические тексты,…».

    Так что решайте сами – нужно ли вам знать свое состояние и стремиться к балансу Тридошам или (пока вроде нет никаких проблем) – жить как живётся.

    А проблем нет пока, потому что «я худая, активная, часто мерзну, тревожусь и т.п» – это уже явный дисбаланс. О коем см. вначале «Болезнь есть неравновесие дош, здоровье – равновесие дош»

  17. Римма:
    -

    Лина, что-то я туплю: посылала “важный” для меня запрос, но потерялась – не могу найти ни ответа, ни вопроса. Поэтому повторюсь
    Я бы хотела понять принцип – когда в аювердических таблицах пишут о прдуктах питания для дош, т.е. для Ваты то-то и то-то, для Питы и Капхи то-то и то-то. Это имеется в виду, что человек определил свою конституцию и должен придерживаться такого питания?Это при балансе дош? А если дисбаланс? Например,как у меня при повышенной Вате и пониженной Пите мне лучше не употреблять продукты для Ваты,а налегать на Питины?

  18. Лина:
    -

    Римма,
    ответы вы должны получить на тот -e-mail, который указывали при написании вопроса. Проверьте в Junk mail, могло туда попасть..

    На сайте есть 2 поста про глаза: и Там, в комментариях, вы скорее всего, найдете о глаукоме. Комментариев слишком много, мне искать некогда, но точно помню, что уже этот вопрос задавали.

    “Спасибо, если ответите мне в личку”.
    – К сожалению, лично я переписываюсь только с консультирующимися.
    Но, в принците, особо сказать нечего, зная только ваше имя и один из диагнозов, увы:)

  19. Goranuska:
    -

    Здравствуйте Лина! Низкий поклон! Прошу вас ответите мне пожалуйста, имеют ли доши связы с коровними группами крови?
    Признателан!

  20. Лина:
    -

    Goranuska,
    Если бы я еще знала, что такое «коровними группами крови».
    Не разгадала (улыбка)

    Вы задали хороший вопрос, и я решила написать пост на эту тему. Ждите, через несколько дней появится (я вам сообщу).

  21. Лина:
    -

    Goranuska,
    От идеи статьи о связи аюрведических типов и группах крови пришлось отказаться – вся информация не вызывает доверия, очень спекулятивная, ничем не подтверждена. Что в общем-то и следовало ожидать.
    Так что sorry, поста на эту тему не будет.

  22. Goranuska:
    -

    Хорошо Лина) Признателян! (да и прошу прощении за мой плохой русски))

  23. Людмила ctv:
    -

    Добрый день! Страннная реакция на чаванапрашам рвота и понос. Это инд. непереносимость или что-то другое?

  24. Лина:
    -

    Людмила,
    этот же вопрос вы задавали недавно в посте о Чаванпраше .
    Там же я вам ответила.