Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Жалость и сострадание. Сочувствие и сострадание: нужны ли современному человеку эти качества

«Жалость унижает человека. Надо не жалеть людей, а помогать им» (М. Горький).
Всем известное выражение русского писателя спорно. Чем, например, можно унизить человека, сопереживая, сочувствуя ему, поддерживая в трудную минуту, если не делом, то добрым словом?

Жалость (жаль, жалеть) – сострадание, сочувствие, сожаление, грусть, печальное чувство. Синонимы слова: горесть, любовь, милосердие, печаль, расположение, сантименты, сердобольность, соболезнование, сожаление, сострадание, сострадательность, сочувственность, сочувствие, участие.

Древнерусское – «жаловати», старославянское – «жалити». В русском языке слово «жалость» появилось начиная с одиннадцатого века, первоначально означало «сожалеть» и постепенно приобрело новые значения.

В обыденной жизни употребляется слово жалость в значении «сострадание, соболезнование, сочувствие при чужой беде».
Это древнее (общеславянское) слово образовано от прилагательного «жаль» и вошло в словари многих славянских языков.

Жалость – означает сострадание к родным и близким, больным (несчастным). Жалость – это боль, вызванная горем и несчастьем другого человека.

Жалость может возникать и по поводу утраченных вещей. Жалеют утраченное время, вещи, животных. Здесь жалость приближается к печали.

Жалость и жалкий человек – не одно и то же.
Объект жалости – жалкий человек, т.е. униженный в своем несчастном положении. Жалкий человек – невзрачный, неказистый, убогий, вызывающий жалость. Жалкий человек опосредствует себя через жалобу на что-либо, которая означает ущерб, причиненный самим ходом событий, либо другим существом.

Человек, который стремится вызвать жалость, добровольно принимает образ жертвы. «Мы жалеем больше тех, которые не ищут нашего сострадания» (Цицерон).

Жалостливый человек неравнодушно относится к проблемам других. Его мысли и действия направлены на то, чтобы сделать людские горечи и страдания менее болезненными.

«Нужно жалеть или не нужно жалеть – так ставят вопрос фальшивые люди. Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо –уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше (В.М.Шукшин).

Будда утверждал, что сострадание – это самое мощное орудие для устранения неведения и увеличения мудрости.

Жалость отличается от готовности помочь именно душевной болью. Помощь оказывают и без боли, не сопереживая. Человек потому стремится помочь, что у него самого возникает в душе боль и ему трудно эту боль перебороть. Чтобы избавиться от собственной боли, он оказывает помощь.

Причин для проявления чувства жалости достаточно много и люди верят в то, что они действительно оказывают реальную помощь в трудной ситуации.

Жалость – умение отнестись к другому с пониманием, с сочувствием, желание поддержать в трудную минуту.
Если у человека отсутствует чувство жалости, то его можно назвать безжалостным, жестоким. Такие люди равнодушны к бедам других.

Сочувствие, Сострадание и Сопереживание – очень важные позитивные человеческие качества, я бы сказал, что это способности духовно зрелой . Души человека, который имеет опыт и сам через многое прошёл и многое испытал в жизни. Некоторые считают сострадание и сочувствие слабостью или не нужными эмоциями, нунями и т.п., но это не верное отношение. Тот, чьё сердце не способно на сострадание и сочувствие – заслуживает только этого самого сострадания и сочувствия, ибо в его сердце живёт жестокость и не живёт (Любовь).

Кроме того, очень важно не путать сострадание с жалостью. Сострадание это светлое чувство, усиливающее того, к кому оно направлено. А жалость – чувство тёмное и разрушающее, и оно всегда делает ещё более слабым и ничтожным того, на кого жалеют. Сострадание – признак Великодушия, а жалость – показатель малодушия! Подробнее о Жалости – читайте .

Что такое Сострадание и Сочувствие?

Сострадание и Сочувствие – это способность души сопереживать, то есть понимать чувства другого человека, понимать то, что происходит у него в душе (понимать и сопереживать его победам и радостям, страданиям и боли).

Говорят, что если ты способен на сострадание, значит у тебя есть сердце, а в сердце твоём есть любовь. И это правда. Человек может испытывать сострадание только на основе опыта своей души, то есть его душа помнит (даже если сам человек этого не помнит), когда она сама была в подобной ситуации (в прошлой жизни или в этой) и что она тогда переживала (хорошее или плохое).

О Сострадании, Сочувствии и Сопереживании:

На сострадание и сочувствие способна только духовно богатая , с богатым жизненным опытом, которая прошла свои испытания достойно, не обозлилась, не очерствела, не стала накапливать обиды и злобу на свою судьбу и на Бога, а сохранила в сердце любовь, человечность, веру, светлые чувства. Такой человек способен утешить и ободрить другого, попавшего в сложную ситуацию и помочь ему, а не потопить его в страданиях своей жалостью.

Сострадание – это светлое чувство, когда из духовного сердца человека выходит поток светлой энергии (позитивного опыта, чувств) и входит в сердце другого человека, осветляя, исцеляя и помогая ему пережить его горе. Сострадание – это не значит страдать вместе с человеком, это не значит натягивать на себя проблемы и негатив другого, не значить убиваться вместе с ним разрывая его и своё сердце на части, нет! Это значить исцелять, в том числе правдой, умея говорить её с состраданием и любовью, даже если она очень горькая.

Сострадание и сочувствие предполагает последующие принятие проблемы (даже самой болезненной), всей правды о себе (признание своего греха, своей неправоты) и активное решение этой проблемы – “Любая неприятность – должна быть устранена!” .

Истинное сочувствие, как правило не заканчивается одним сопереживанием, а предполагает какие-то активные действия для помощи тому, кому эта помощь очень нужна. Жалость, сама по себе – бесплодна, а не предполагает ни каких активных и полезных действий.

О Жалости:

Жалость – это тёмное чувство, суть которого: “Давай пострадаем и по разрушаем себя и друг друга вместе…”, “Зачем ты будешь один страдать, давай вместе – я пожалею тебя, ты пожалеешь меня, страданём по полной, по разъедаем свою душу, по обвинениям судьбу, пожалуемся друг другу какой мир не справедливый, какая жизнь тяжёлая… так глядишь и делать ничего не придётся…” . Жалость – не предполагает активных действий по устранению проблемы.

Жалость разрушает веру человека, светлые чувства в сердце, убивает Любовь, хотя очень многие ошибочно полагают, что жалость – это одно из качеств любви. Это не так! Жалость – это в чистом виде потакание (оправдание) тому злу в человеке (его негативу, порокам и слабостям), которое эту самую любовь убивает! А пока человек своё зло жалеет и оправдывает, оно всегда будет в нём жить и разрушать душу, пока не разрастётся до беспредельных размеров и не погубит человека. Тут одно из двух – либо вы его, либо оно вас, третьего не дано!

Каждому нормальному и достойному человеку необходимо научиться чётко различать Сочувствие и Жалость. Научиться чувствовать и понимать переживания других так, чтобы не подпитывать в них всё темное, не достойное, порочное и слабое, а наоборот, побуждать их к освобождению от всего гадкого и разрушающего их душу. Чтобы вместо отвратительного чувства жалости к себе, беспомощности и собственной ничтожности, человек начинал чувствовать силу, позитивный заряд и решимость справиться со всеми проблемами, достойно и с честью пройти любые испытания судьбы! И чтобы он чувствовал, что его понимают, его любят, в него верят и всегда помогут.

Чувство сострадания, сочувствия или сопереживания – это внутреннее состояние. Это из-за проблем других людей. Безусловно, сочувствие выступает одним из лучших человеческих свойств. Если вы способны сострадать другим, значит, понимаете чувства других людей. Это помогает устанавливать прочные взаимоотношения. Каждому человеку важно осознавать, что его поддерживают.

Что такое сострадание и сочувствие

Но важно понимать, что представляет собой сострадание и сопереживание. Эти чувства делают человека лучше. Нередко данные понятия используются в виде синонимичных слов, считается, что это одинаковые эмоции.

Если вникнуть в эти слова, то сочувствие является совместным переживанием некоторых эмоций, а сострадание – общим страданием по причине чего-либо. Оба термина означают, что личность проходит вместе с другим человеком его радость и горе, беду. Оба чувства вызваны ситуацией, когда требуется жалость и поддержка. Но это , которые требуется проявлять, если они поистине нужны.

Сострадание и сочувствие – схожие эмоции, но главное отличие заключается в их проявлении.

Нередко можно услышать, что в современном мире сострадать и сочувствовать способны только верующие или бедные люди, а богачи ни о ком не думают, если это не способствует их благополучию. Есть мнение, что на сегодняшний день на одного поистине сочувствующего человека есть 1000 тех, кто завидует другим. Причиной подобного мнения выступает характер самой личности. Равнодушные люди не могут испытывать подобные чувства.

В обыденной жизни мы проявляем такие эмоции с учетом конкретных ситуаций. К примеру, один подаст просящему, а другой пройдет мимо. Наибольшее сострадание проявляется людьми по отношению к их пожилым родителям, заболевшим детям, друзьям.

Часто при проявлении сострадания мы можем обидеть человека, которому не нужна жалость. Кроме того, истинное сострадание наносит вред. Если доктор сострадает больному, чересчур переживает, то заболевает сам. Потому ему необходимо только сочувствовать, но не сострадать.

Проявить сочувствие – это выслушать собеседника, понять его эмоции. Для этого их придется пропустить через себя. Искренне сочувствующие люди расстраиваются и переживают точно так же, как и тот, кому это сочувствие требуется. Это вселяет в человека веру и помогает ему забыть тревоги. Сочувствие делает людей добрыми.

Зачем нужно сострадание человеку

Но зачем нужно сострадание и сочувствие? Если вы эмоциональная личность, и у вас чересчур проявляется данное чувство, то вы замечали за собой, что вам трудно чувствовать страдания других. Чужая отрицательная энергия обвивает вас, вы перестаете ощущать радость жизни. Сострадание воздействует угнетающе, забирает силу.

Нельзя чрезмерно погружаться в страдания других людей. Важно уметь остановиться и не нанести вред себе чужими несчастьями.

Кроме того, если постоянно сочувствовать одной личности, то это приносит вред и ей и вам. Постоянное сострадание становится причиной того, что вы неумышленно препятствуете осознанию ответственности за собственные действия страдающему человеку. По причине постоянного сочувствия личность ощущает свою слабость, нужду в посторонней помощи. Подобные люди не способны жить своей самостоятельной жизнью, им всегда требуется поддержка со стороны.

Потому важно не просто уметь сопереживать, но и ощущать границу, когда требуется оградить себя от чужих эмоций. Мера нужна во всем.

Как правильно сочувствовать человеку

Чтобы не нанести себе вред, необходимо знать, как правильно сочувствовать человеку:

  • требуется понять, кто вызывает подобное чувство – близкие или все окружающие? От кого идет ? Когда вы ощутите, что чересчур близко принимаете чужие переживания, . Не стоит окунаться в чужие проблемы. Поддержите человека, убедит его, что он не один. Но решение для ситуации ему требуется искать самому;
  • и возвращаться в исходное состояние, когда понимаете, что окунаетесь в чужие проблемы. Прерывайте беседу, пока не ощутите, что способны нормально понимать ситуацию. Запомните, что все ваши чувства воздействуют на организм. По этой причине для нормального состояния тела и души важно испытывать по максимуму ;

  • сумейте своевременно переходить от неосознанного сочувствия к осознанному действию. Всякий раз, когда стараетесь избавляться от сострадания к другим, вы почувствуете вину. Но не стоит считать себя человеком, лишенным сострадания. Для поддержки необязательно пропускать сквозь себя отрицательную энергетику. Выслушайте, но не переживайте чрезмерно сильно. Учитесь самозащите от негатива и излишнего сочувствия.

Конечно, важно оставаться добрым человеком. Все мы обязаны помогать друзьям и близким. Но делать это возможно и без вреда себе. Важно поддержать баланс собственного организма, чтобы почувствовать личное счастье.

Воспитание сочувствия и сострадания у детей

Стоит заметить, что с раннего детства серьезное внимание требуется уделить воспитанию в детях сострадания и сочувствия. Ребенок, который не способен проявить такие эмоции, вырастает , а иногда становятся истиной бедой родителей и себя самого.

Умение сострадать и сочувствовать другим есть только у тех детей, чьи родители показывают подобные пример своим поведением. Дабы малыш заботился и сопереживал другим, когда у них проблемы, необходимо с раннего возраста оградить его от наказаний.

Воспитать подобные качества в детях можно только собственным примером. Родителям важно показать ребенку, как следует себя вести.

Если мама и папа проявляют взаимную вежливость, а также вежливы с другими людьми, показывают заботу, то и малыш привыкнет аналогично себя вести. Исследователи выяснили, что в семье испытывать сочувствие и сострадание больше способны мужчины. Но ведь мы привыкли считать, что они сильнее, потому показывают меньше чувств. Когда женщине плохо, мужчина помогает, не просто сочувствуя, а проявляя сострадание и заботу. Он готов круглые сутки помогать любимой.

Что касается женщин, то они способны испытывать сочувствие короткий промежуток времени. Это потому, что при недомогании мужчины, женщина, видя его эмоции, сначала чувствует сострадание. Но потом, заметив, как он пытается показаться сильным, сострадание у женщины проходит.

Даже если мужчины высказывают жалобы на жизнь, они не готовы к состраданию окружающих. При проявлении сочувствия к мужчинам, есть шанс зацепить их самолюбие, ведь все представители сильного пола боятся казаться слабыми.

Чем руководствоваться в жизни

В некоторых ситуациях сложно понять, чем руководствоваться в жизни – разумом или сердцем. Не существует однозначного правильного ответа. Каждая ситуация требует особого подхода. Ошибаться способно и сердце, и разум.

Стоит проводить логический анализ ситуации, принимать важные решения, учитывая мнение разума и знания. Все мы каждый день используем опыт и знания на практике, пользуемся разумом. Большинство решений приходит принимать, используя веление разума, ведь некоторые вещи в жизни просто неуместны. Вы же не идете через дорогу, как вам хочется, без соблюдения правил. Это станет причиной катастрофы рано или поздно. Применяя знания, мы убеждаемся в безопасности, а только потом решаем, что предпринять.

Но если дело касается собственных эмоций, желаний, то разум становится мешающим элементом. В сердечных делах часто приходится жить сердцем, отключая логику. Часто человек не способен сделать что-то, поскольку боится последствий. Но в подобной ситуации лучше верить зову сердца, а не разума, чтобы в будущем не сожалеть.

Страхи и неспособность поверить в себя создаются умом, они базируются на накопленном опыте. Если ранее вам приходилось испытывать подобный страх, то при принятии решения сегодня, вы почувствуете страх и беспокойство. Это станет причиной нерешительности. По этой причине важно ставить перед собой цели, слушать сердце и действовать по его подсказкам.

Вынужденная добродетель

Теряет всю свою цену.

Д.И.Писарев.

Все сочувствуют несчастьям

Своих друзей, и лишь немногие

Радуются их успехам.

Оскар Уайлд.

У всех нас достаточно силы,

Чтобы переносить несчастья

Ларошфуко.

Несчастье ближнего утешает

Нас в наших несчастьях.

В толковых словарях все понятия, которые мы разбираем в данной книге, совершенно неточно переданы авторами. Это не случайно, ведь, например понятия СОСТРАДАНИЕ и ЖАЛОСТЬ, настолько близки по значению, что можно сказать, что это синонимы. СОСТРАДАНИЕ – это ЖАЛОСТЬ, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем или горем. ЖАЛОСТЬ – это СОСТРАДАНИЕ, соболезнование, печаль, сожаление. То есть, здесь мы видим, как С.И.Ожегов передал значение одного понятия через другое.

Поэтому, чтобы определить их точное значение необходимо воспользоваться словарем синонимов. СОСТРАДАНИЕ – ЖАЛОСТЬ, сожаление, сочувствие, соболезнование, участие. Но и в этом случае как мы видим разница - условная. Когда мы определяем значение какого-либо понятия, мы под ним подразумеваем какое-то психическое состояние человека. Чтобы мозг распознал четкую разницу, нам нужно представить, что мы артисты и войти в каждое из состояний. Это очень не просто сделать, поэтому лучше всего оценивать свое состояние, находясь в контексте.

Представим, что наш друг очень долго не может найти работу и очень переживает из-за этого. Когда мы будем думать о том, как ему не комфортно чувствовать себя безработным, мы будем с одной стороны и сострадать его несчастью, а с другой стороны жалеть его, как несчастного человека. То есть СОСТРАДАНИЕ и ЖАЛОСТЬ – не одно и то же. Нужно найти причины и смысл обоих понятий. Человек жалеет близкого себе человека, потому что чувствует и свою вину в том, что тот не вполне счастлив.

Жалость здесь является компенсацией за свое бездействие. Но, когда мы жалеем, мы в мыслях радуемся, что у нас нет такого горя, как у того, кого мы жалеем. Он в наших глазах предстает жалким и беспомощным, практически неполноценным. С высоты своего стереотипа мы можем его жалея и поосуждать, и поставить себя в пример, как образец для подражания. Это уже будет самодовольство.

Та же ситуация происходит, когда у наших дверей мяучит маленький котенок, который не знает куда деться в дождливую погоду. Мы открываем двери и испытываем чувства жалости к этому существу. Если мы его впустим, то это уже будет СОСТРАДАНИЕ, если он в данный момент не выгоден, мы можем его прогнать, но чувство ЖАЛОСТИ при этом останется.


Мы закроем дверь и будем смотреть на котенка в окно, как ему плохо под дождем. То есть, когда мы жалеем, мы ничего не можем поделать ни с чувством ЖАЛОСТИ, ни с тем, что ничем не можем помочь тому, кого жалеем. Если человек упал в лужу, то, чтобы показать, что мы его жалеем нам, нужно сесть в эту лужу рядом с ним.

Если мы просто стоим и подаем ему советы, то это будет уже сочувствие. СОСТРАДАНИЕМ в данной ситуации будет помочь ему подняться. Человек никогда не знал настоящего СОСТРАДАНИЯ. Это слово не отражает тех чувств, которые мы испытываем, глядя на чужие страдания. То состояние, которое программирует наш мозг можно сравнить с чувством страха и дискомфорта. Поэтому, человек всегда, когда улучшал свою жизнь, впредь с жалостью смотрел на тех, чье существование нельзя назвать достойным.

И в мыслях мы можем лишь обвинить тех, кто не умеет занять выгодного положения в обществе, развести руками и смириться с тем, что это его выбор. Но, прежде чем говорить о выборе государство должно указать - что это такое, и научить людей делать разумный выбор, и предоставить возможность его иметь, коли уж, оно берет на себя ответственность судить других людей и лишать их жизни. Потому что на данном этапе развития существует определенное количество людей, в виде населения страны. И нужно неустанно думать над тем, как жизнь этих людей сделать счастливой и достойной. В контексте сегодняшнего дня достойной считается богатая жизнь. Но государство не может сделать богатыми всех своих граждан. Поэтому оно может испытывать ЖАЛОСТЬ к тем людям, которые не умеют выживать в создавшихся условиях.

Человек не нуждается в жалости. Мы самые умные существа на планете. Нет таких дел, которые мы не можем совершить, нет таких высот, которых мы не можем достичь. Тот, кто ЖАЛЕЕТ показывает свою беспомощность и бессилие. Но на самом деле мы все можем помочь друг другу, однако нам выгодней и удобней осознавать, что кто-то слабее и глупее нас.

К тому же нам ЖАЛКО своих чувств, мыслей и вещей для других. Ведь достаточно всего лишь ПОЖАЛЕТЬ и это уже будет значить, что мы - не эгоисты. Выбирайте СОСТРАДАНИЕ. Страдать вместе с человеком – это значит вместе совершать действия для того, чтобы не страдать.

Когда чувство обретает меру, оно превращается в мысль и действие. Разберите данную пару со своим ребенком. Советуйте ему больше проявлять заботы о людях и других существах, вместо того, чтобы тратить время на неразумные психические состояния. Чувства, которые соотносятся с чувством страха, делают людей слабыми и жалкими. От них нужно очищать мозг. Нам нужны лишь те эмоции, которые двигают нас к прогрессу личности.

СМИРЕНИЕ – УНИЖЕНИЕ

Примирение с врагами говорит

Лишь об усталости от борьбы, о

Боязни поражения и о желании

Занять более выгодную позицию.

Ларошфуко.

Человек, кусающий руку, которая

Его кормит, обычно лижет сапог,

Который его пинает.

Эрик Хоффер.

Горек чужой хлеб и тяжелы

Ступени чужого крыльца.

Данте Алигьери.

Бедность не порок. Будь она

Пороком, ее не стыдились бы.

Дж.К.Джером.

Что такое разумный выбор? Ведь, мысля логически, мы можем тоже совершать абсолютные действия. Возьмем пару справедливость – жестокость, например. Разумный человек не станет проявлять жестокость, потому что не увидит в ней смысла. Он будет знать, что жестокость ни к чему, кроме несправедливости и ожесточения других не приводит. Поэтому он всегда будет выбирать справедливость, то есть, одинаково доброжелательное отношение ко всем людям. Но ведь мы и в логике можем не быть жестокими.

Достаточно для этого сдерживаться и не идти на поводу у своих отрицательных эмоций. Но в логике, не проявляя жестокости, мы вынуждены будем мириться с жестокостью со стороны других людей, потому что в ситуациях они путают понятия справедливость и жестокость.

Поэтому нам нужно будет отдаляться от общества и жить в одиночестве, чтобы мозг обрел свободу от этого противоречия. Ведь здесь возникает пара СМИРЕНИЕ и УНИЖЕНИЕ. Всякий раз, когда нас призывают СМИРИТЬСЯ со своей участью, мозг будет говорить, что наше СМИРЕНИЕ не является СМИРЕНИЕМ, это УНИЖЕНИЕ, не достойное личности человека. Возьмем разницу между бедными и богатыми. Бедную часть населения составляют люди, например, образованные. Возникает вопрос: они смиряются с тем, что к ним так относится государство и другие люди, то есть, считают, что так и должно быть или здесь идет УНИЖЕНИЕ достоинства личности?

В библии сказано на добро отвечай добром, а на зло – СМИРЕНИЕМ. Когда тебя ударили по одной щеке, подставь вторую. Подставить, конечно, можно, но с какой мотивацией это делать? Если мы СМИРИМСЯ и подставим вторую щеку, тогда нас могут унизить и дальше, то есть мы вызовем еще большую жестокость. Если мы подставим вторую щеку и нас не ударят, то это уже будет чувство жалости, и мы получается вновь унизимся в чьих-то глазах. Если мы в любом случае унижаемся, значит и первый безответный удар, был тоже УНИЖЕНИЕМ. СМИРЕНИЕ – это покорение и готовность подчиняться чужой воле. Определение из словаря Ожегова С.И. УНИЖЕНИЕ – это оскорбление, унижающее достоинство.

Но в подчинении чужой воле уже есть унижение. Имеет ли смысл вообще понятие СМИРЕНИЕ. Зайдем в контекст человека с физическими недостатками. Иногда люди с различными заболеваниями ожесточаются на весь мир и на свою судьбу и участь. Они считают, что жизнь с недостатками унизительна. Точно также многие считают, что унизительна жизнь в бедности, или многих не устраивают их родители, которые постоянно пьют, например. Их унижает, конечно, то, что люди о них думают. Ведь взгляды со стороны источают либо жалость, либо осуждение. Именно эти взгляды нас и УНИЖАЮТ. В этом моменте мы и путаем данные понятия.

Здесь нужно СМИРЯТЬСЯ. Ведь если отбросить все суеверия, то судьба – это не то, что ждет нас впереди, это то, что мы имеем после пройденного пути. Например, родителей не выбирают, как не выбирают цвета кожи и красоты лица. Мы рождаемся в определенных условиях, хотим мы этого или нет, и нужно уважать тех людей, которые произвели нас на свет, какими бы они не были. Любовь и уважение к родителям нужна нам, чтобы быть людьми, а не самим родителям, для которых благодарностью будет осознание того, что их ребенок стал личностью.

Поэтому, с тем, что досталось нам по рождению нужно СМИРИТЬСЯ, потому, что мы не можем это изменить. Мы сможем изменить это в будущем своими мыслями и делами. Приведем другую ситуацию. Зайдем в контекст бедной семьи. Женщину в такой семье может унижать отсутствие достатка, ведь по стереотипу мужчина является добытчиком, поэтому вся вина за бедность будет лежать на нем. Здесь можно поставить и под сомнение и любовь, ведь если любит, значит, уважает, и значит должен делать все для счастья любимого человека. Если такие умозаключения будут постоянно атаковать сознание человека и при этом создадутся условия для ухода, то женщина может выйти замуж за другого, более состоятельного мужчину. Здесь она перепутает понятия справедливость и жестокость,

Отпадение – предательство и стремительное желание – поступок отчаянья, а также СМИРЕНИЕ – УНИЖЕНИЕ. Ведь под унижением мы подразумеваем унижение человеческого достоинства, на почве неприязни, раздражительности или ненависти. В новой семье данную женщину могут уже не уважать, как личность, ведь возникнут подозрения, что она второй раз вышла замуж по расчету. Придется доказывать свою любовь, проходя уже через реальные УНИЖЕНИЯ. Но она уже вытерпит и побои и оскорбления, потому что опять перепутает понятия, посчитав, что на этот раз нужно точно СМИРИТЬСЯ.

В СМИРЕНИИ есть терпение и мудрость человека, спокойствие и мужество. То есть все понятия, лишенные эгоизма. То, что преподносит нам судьба, то, что не зависит от нас требует СМИРЕНИЯ и силы духа. Но если другие люди нас оскорбляют или издеваются над нашим достоинством, то СМИРЕНИЕ с этим будет попустительством и приведет к бессилию и падению личности. Научите своего сына или дочь

Различать данные понятия, чтобы они в ситуациях сразу узнавали оскорбления в свой адрес. Они не должны не мириться с УНИЖЕНИЕМ, ни уподобляться унижающим. Здесь нужен выбор разумного, чтобы при помощи своих знаний, помочь людям избавиться от раздражения и неприязни.

УКАЗАНИЕ - СЛУЧАЙ

Умный человек создает больше

Возможностей, чем находит.

Фрэнсис Бэкон.

Судьба не парит, как орел, а

Шныряет, как крыса.

Элизабет Боуэн.

Не Фортуна слепа, а мы.

Томас Браун.

Кто ищет, тому назначено блуждать.

Истина не лежит на поверхности

Антуан Де Сент-Экзюпери.

Эта пара перекликается с понятиями надежда – иллюзия, вера – фанатизм, наблюдательность – суеверие и со схожими им. Когда мы разбираем какую-либо пару понятий и делаем выбор разумного, мы обязательно приходим к понятиям достоинство и личность, мудрость и справедливость. Через понимание пар противоположений УКАЗАНИЕ – СЛУЧАЙ, мы должны найти причины всего. Вначале хотелось бы обсудить такое понятие, как судьба, карма или высший разум, который якобы управляет всем земным. Это еще одно заблуждение или суеверие, которым мы пытаемся заполнить пробелы в познании.

Мозг человека не верит в то, что им управляет нечто более разумное, чем он сам. Не верит, значит сомневается. Сомнение порождает страх перед величием всего неземного, и этот страх является еще одним условием при совершении поступка, как еще одной составляющей всех систем подавления личности. Основой всего и причиной всего существующего и существовавшего когда-то является СЛУЧАЙ.

СЛУЧАЙ – это уже произошедшее случайное обстоятельство или происшествие. Это определение из словаря. Давайте будем считать СЛУЧАЕМ – незапланированный, хаотичный выбор. Когда мы говорим хаотичный, то все равно обязательно имеем ввиду выбор в каких-то условиях. То есть СЛУЧАЙ – это обусловленный выбор мозга путем хаотичного рефлексирования в процессе наблюдения за действительностью.

Например, эволюция – это случайный переход от простого организма к сложному, в процессе приспособления к условиям окружающей среды. СЛУЧАЙ возникает в тот момент, когда организму угрожает опасность гибели. Мозг в такое время очень интенсивно рефлектирует и приходит к неожиданным решениям, не свойственным ему в обычное время. Так животное, которое обитает в воде, может выбраться на сушу, а то, которое ходит по земле может влезть на дерево.

Эволюция продолжается и сегодня, и живые организмы постоянно приспосабливаются к изменяющимся условиям. Возникает вопрос, кто создает условия. Климат на Земле зависит от солнца, например. Это является основным условием зарождения жизни. То есть, если дальше мыслить логически, то каждое следствие вытекало из какой-то причины, которая являлась условием.

Но это следствие было случайным выбором, наиболее удачным и выгодным для продолжения существования. Отсюда следует, что человек тоже является случайностью в процессе эволюции. Прогресс, достигнутый человеком за время существования осуществлялся путем передачи информации и опыта от предыдущих поколений к последующим. Но каждое открытие – СЛУЧАЙ, как бесконечный рефлекс мозга в поисках решения какого-либо вопроса.

Что такое УКАЗАНИЕ? УКАЗАНИЕ – это наставление, разъяснение, дающее понять как действовать. Многие считают, что вся наша жизнь – это УКАЗАНИЕ свыше. Если существует высший разум или высшее сознание, тогда почему все, что он нам указывает, является всеобщим безумием. Ведь очень трудно найти закономерности в УКАЗАНИЯХ свыше.

Скорее всего, мы сами в процессе существования создаем не разумные условия и получаем беспорядочные последствия, которые являются условиями дальнейших заблуждений. Давайте теперь найдем середину между УКАЗАНИЕМ и СЛУЧАЕМ.

Для этого найдем смысл УКАЗАНИЯ. Указание будет иметь смысл, если то, на что оно наставляет, приведет нас к истине, к справедливости и к идеальному состоянию. Если УКАЗАНИЕ ведет нас в неизвестность или к деградации, то мы будем говорить не об УКАЗАНИИ, а о случайной мысли, которая возникнет по случаю, то есть в данных обстоятельствах. В логике все мысли и действия зависят от случаев.

Например, несколько десятков лет тому назад дети рождались в условиях войны. Они, когда шли на смерть, воюя за свое государство верили, что их действия несут великий смысл, верили в свое предназначение. Сегодня мы понимаем, что вторая мировая война была заблуждением одних людей, которые создали ситуацию, происшествие, явившееся СЛУЧАЕМ для действий других. При этом и те и другие считали, что их жизнь – какая-то миссия.

Историки обычно любят рассуждать о предпосылках революций и войн. То есть, они тоже думают, что все перевороты в человеческих отношениях являются не случайными. Впрочем, здесь мы можем считать, что единственным УКАЗАНИЕМ, которое дает нам история будет являться УКАЗАНИЕ будущим поколениям, чтобы они уже не совершали подобных ошибок, не искали истины в ложных путях и каждое последующее поколение имело возможность переосмыслять действия предыдущих.

Из таблицы ясно, что в логике общим и для того и для другого понятия является совершенное действие. Разница будет видна лишь в разуме, если мы найдем причины совершенного поступка. Если причина нашего действия – реакция на сложившие обстоятельства, то мы будем говорить, что наши действия случайны, то есть, не достаточно обдуманы, а потому зависимы. И здесь мы вновь говорим об эгоизме, потому, что человек, который полагается на случай, который, как он считает, обязательно ждет его впереди, в виде некоей манны небесной, будет останавливаться в развитии и прекращать сопротивляться обстоятельствам.

Ведь так удобно и просто приспосабливаться ко всему и надеяться на кого-то. Поэтому многие дети считают, что можно полагаться на своих родителей и принимают это как везение, в котором могущественный умный и богатый папа УКАЗЫВАЕТ им как действовать. В итоге папа проживает жизнь за своего ребенка, которого в свою очередь обрекает на бездействие и деградацию. Нам нужно избегать, таким образом, случайных действий и случайных ситуаций и условий. Всюду нужно следует идти согласно указаниям разума, тогда мы будем стремиться к совершенству и обретем свое истинное предназначение.

Необходимо все же заметить, что УКАЗАНИЕ в логике путается со СЛУЧАЕМ потому, что, при изменениях условий, то есть возникновении причины, непременно произойдет следствие. Здесь мы говорим, что УКАЗАНИЕМ в логике будет то обстоятельство, что ни один субъект в логике, на который влияют обстоятельства извне, не остается равнодушным к нему, то есть реагирует. Это и воспринимается как УКАЗАНИЕ.

Например, если наступила зима, изменились условия и стало холодно, в результате чего птицы улетели на юг. Птицам никто не указывал лететь туда, тем более, что многие остались, однако нам будет казаться, что каждое логическое действие является указанием другому действию. Если бы было так, то речь бы здесь шла об импульсе или инерции и все бы шло по запланированному пути.

Но в логике каждый субъект делает логичный выбор, самый выгодный для него. Если жук бежит по земле и встречает на дороге препятствие, которое оказалось там случайно, то он может обойти его слева или справа, а может развернуться и убежать назад. Как он выбирает, с какой стороны обойти препятствие? Конечно, случайно, если во время выбора невозможно определить, какой из трех вариантов выбора наиболее выгодный для жука. Если бы нам все указывала природа, тогда зачем нужно было бы эволюцией формировать глаза, уши, нос и другие рецепторы.

Каждый организм действует самостоятельно, выбирая наиболее удобный способ приспособления к случайным обстоятельствам. Разум тоже должен был возникнуть из логики случайно и у него есть причины, ведь это самый выгодный способ приспособления: изменять условия с точки зрения наивысшей целесообразности. С появлением разума возникает общее понятие смысла. Мы, человечество, до сих пор жили без смысла, никто не сказал нам его, никто не УКАЗАЛ.

Каждому человеку приходилось искать смысл самому, полагаясь на случайные стечения обстоятельств. Для разумного человека нет обстоятельств, а есть первоначальная цель сознания достичь высшего совершенства и передать его другим поколениям. В разуме все действия осмысляются, осознаются и являются абсолютными с точки зрения общего смысла и чистого разума. Например, в логике нам на дороге можно было выставлять какие-то условия, от которых мы зависели, потому что не имели знаний и своего смысла.

Мы зависели от условий, потому что мыслили логически и воспринимали мир чувствами без участия сознания. Поэтому мы использовали любые условия, которые нам навязывали предыдущие поколения и люди вокруг нас. Если они ставили школу, и предлагали учиться, то мы учились, если ставили ночной клуб, то мы спивались, если устраивали войну, то мы воевали, а если призывали к всеобщей стройке, то мы шли и строили. Человек разумный не поддается влиянию извне, все его действия сопоставляются с истиной и с общим смыслом, поэтому, если что-либо не соотносится с общим смыслом и с истиной, признается бессмысленным и не нужным.

То есть, разумный человек избегает условий и СЛУЧАЙНОСТЕЙ, и сам дает УКАЗАНИЯ себе и другим людям.

Возьмем определение жалости (Википедия):

« Жалость - одна из форм чувства дискомфорта, часто приобретающее вид снисходительного сострадания . Объект жалости воспринимается как «жалкий», т.е. униженный в своем несчастном положении, но вместе с тем ценный. Жалкий человек обозначает себя через жалобу, которая обозначает недостаток причиненный либо самим ходом вещей, либо другим существом. В то же время отсутствие жалости делает человека «безжалостным», т.е. жестоким. В этом случае жалость приближается к милосердию. Однако иногда в жалости может преобладать мотив превосходства. Также жалость может возникать по поводу утраченных вещей. Можно жалеть утраченное время, вещи или погибших существ («Птичку жалко»). Здесь жалость приближается к печали.

В то же время жалость к себе часто трактуется как негативное чувство, мешающее собственному саморазвитию. С этой точки зрения, жалость консервирует несчастное положение и принимает его как объективную данность. Здесь жалость приближается к снисходительной любви, прощающей слабости».

«Дискомфорт» — неприятные ощущения, переживания, доставляющие человеку неудобство, если речь о физическом дискомфорте — неуютные, стесняющие условия существования, одежда, обувь не по размеру, боль и т.д . В общем — дискомфорт — это когда «неудобно», когда если устранить источник дискомфорта — в остальном все будет хорошо. В случае с жалостью — получается, если пройти мимо того, кто вызывает жалость — жизнь прекрасна, а вот это, что-то такое маленькое, жалкое, не дает жить сытой жизнью, не дает забыть о том, что кому-то бывает хуже, чем нам или не дает (если источник в нас) возможности расстаться со слабостью считать себя самого самым несчастным.

«Если рядом с тобой кто-нибудь умирает, ты этого не чувствуешь. В этом несчастье мира. Сострадание — это не боль. Сострадание — это скрытое злорадство. Вздох облегчения, что это не ты и не тот, кого ты любишь»

— Эрих Мария Ремарк, «Возлюби ближнего твоего»

«Но нищих надо бы совсем уничтожить! Поистине, сердишься, что даешь им, и сердишься, что не даешь им.

И заодно с ними грешников и угрызения совести! Верьте мне, друзья мои: угрызения совести учат грызть»

— Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра»

А чем, собственно, плоха жалость? Можно услышать такие ответы, как: «она унижает», «тормозит саморазвитие (жалость к себе)», «в целом негативное чувство.. не знаю почему» и т.д.

Кого она унижает? Да, ноты сожалений в словах тех, кто ждал от тебя победы, но разочаровался в связи с «проигрышем» — неприятны… Когда кто-то недолюбливает другого и, в случае каких-то неудач последнего, решит «уколоть» не иначе, как посочувствовать несчастному… Это оскорбительно.

Мы все хотим быть «на коне», сильными, уверенными в себе, хотим либо, чтобы нам завидовали (пусть и не все признаются), либо относились уважительно . Жалость без наивного, милого подтекста — действительно унижает достоинство человека. Но задевает до глубины души, ранит прямо в сердце, вызывает бурную реакцию — тогда, когда на самом дело «за дело задело». Сострадание может больно укалывать тех, кто излишне поглощен своей персоной, полон гордыни, страдает нарциссизмом и не способен принять себя «без понтов», таким, какой есть.

Когда люди сильно чураются жалости и отряхиваются, оправдываются, сюплют обвинения в адрес «пожалевшего» — это гордыня, а не гордость. А между гордыней и гордостью, бывает, проходит весьма тонкая грань. Но все мы люди, и хоть тысячу раз исключим гордыню из списка своих недостатков — бывает, что отреагируем «на эмоциях».

Воинам, людям, скрывающим свои сентиментальные стороны, харизматичным и брутальным мужчинам особо неприятны проявления чувственного снисхождения, сочувствия. Есть мнение — «хочешь унизить человека, особенно мужчину — пожалей его». Отношения, построенные на жалости, а не на любви — быстро изживут себя, никто не будет счастлив.

Но, заметьте, детям в большинстве безразличны мотивы жалеющих их по разным поводам, и связано это не только с тем, что маленькие люди еще в силу возраста многого не понимают. А главным образом с тем, что дети не несут бремени тяжести жизни (по-религиозному — греха), они чисты, наивны, и воспринимают проявления чувств других искренне и просто.

Обо всех положительных и негативных сторонах жалости стоит поговорить подробнее. Но начнем с жалости к себе.

«Жизнь ко мне несправедлива…»

Психологи, энциклопедические источники, обычные люди в большинстве утверждают, что жалость к себе губительна, она отравляет все мироощущение, разрушительным образом влияет на творческие успехи, самореализацию и т.д. В общем, в жалости к себе нет ничего хорошего, по мнению наблюдающих за жалеющими себя со стороны и по мнению тех, кто испытывал подобные чувства. Пожалуй, не найдется ни одного человека, кто бы стал активно защищать и отстаивать право жалости к себе на существование.

И ведь действительно, что там защищать? Когда мы говорим об этом чувстве — первым делом в уме рисуется картинка с сидящим на полу взрослым мужиком, схватившимся за голову, льющим слезы по поводу ерунды… ассоциации могут разниться: женщина в объективно «сытой» ситуации, но плачущая из-за глупых мелких неудач, спортсмен, отказавшийся бороться вместо волевого усилия над собой и решения идти дальше…

Это стереотипы. Мы не можем не жалеть себя, мы лечим себя, мы заботимся о себе — любовь? Все переплетено, жалость на пустом месте действительно негативное явление, поскольку в основе своей несет отношение к объекту чувств как к ничтожному, жалкому. Но жалость в составе комплекса чувств по отношению к себе — это нормально, и ничего жуткого в том, чтобы немножко поплакать над своими промахами и после пойти дальше — нет . Если пойти дальше, а не сесть и поливать слезами, сожалениями всю жизнь, себя, будущее — мы не роботы, чтобы прямолинейно и тупо идти к цели без шанса на изменение мнения, без разрешения на то, чтобы невпопад моргнуть. «Пожалеть себя» — иногда верный и нужный ход, только бы не забыть потом встать.

«Жалость к себе — признак неудачника» — после такого лозунга можно бояться и гнать от себя всякие проявления снисхождения к себе.. . Кто не падал — то не вставал, кто не давал себе возможность чуть-чуть быть слабым — тот не консолидировал в один миг все силы, кто не проигрывал — тот не оценит победы.

Вывод: жалость к себе не однозначно губительна, в разумных пределах — необходимое средство релаксации, в комплексе других чувств — важный элемент заботы о себе.

Чрезмерная гиперопека над собой, выражающаяся в жалости к себе в том числе — приводит к негативу в замкнутом круге, подобно трупному яду отравляет жизнь человека. «Каким я раньше крутым был, не то, что сейчас», «вот бы мои 17.. молодость, здоровье, внешность..», «зачем я тогда не выбрал то или иное — возможно, жизнь бы лучше сложилась», «мне бывает так плохо, одиноко, никому не бывает так плохо, как мне..»…

Человек уже находит эмоциональную подпитку в самом переживании этих сожалений, вместо того, чтобы что-то менять — выбирает пассивную позицию наблюдения за жизнью других или за опусканием в болото своей жизни. Видя, как жизнь захлебывается, цепляется за тину, покрывается мхом — сожалеющий, как думаете, что делает? Плачет… Нет бы протянуть ей руку, вытащить на сушу, отмыть, привести в порядок.

К вечному сожалению над собой привыкаешь быстро, наигранный характер позиции проверяется легко: попробуйте предложить человеку какой-то конкретный и несложный выход из ситуации. «Нытик» останется в болоте, что угодно ты ему предлагай, временно депрессующий ухватиться за любую возможность жить.

Исповедание жертвы прилипчиво, все должны, все обязаны — а в основе жалость к себе и пренебрежение ценностью других.

Люди могут жалеть собачек, птичек, помогать им, но не могут постоять за себя или своего ребенка там, где это необходимо.

И у ребенка, видя поведение родителей, складывается стереотип внутри, что его участь — это быть оскорбленным и униженным. Как, думаете, он будет пробиваться сквозь тернии по карьерной, жизненной лестнице, стремиться к лучшей доли? Отстаивать свои интересы, прежде всего внутри себя?

Жертва сдастся уже прежде боя, в сознании, потому что, чтобы жить — нужно хотеть жить. Жалость, сострадание, если наполняют всю сущность человека, превращают его мироощущение в депрессивный коктейль. Есть события и явления, которые не в нашей компетенции, изматывая себя жалостью — меньше всего можно помочь тем, кому плохо (слезами горю не поможешь).

Действия по преодолению жалости к себе и реальная помощь другим увеличивают КПД личности, все мы тянемся к тем, кто излучает жизнь. Выживает тот, кто вопреки всему наступает на горло в первую очередь жалости к себе. После преодоления снисхождения к своей персоне — страдания других воспринимаются по-другому.

Но другой момент — мы боимся быть чуть-чуть чего-то немогущими, невсесильными, слабыми, уязвленными, ранеными, чувствительными, такими какие есть — и оттого можем цеплять на себя все возможные липовые листочки, надевать маски, делать лицо для кого-то, боимся признаться, что иногда готовы пожалеть полмира, и хотим, чтобы нас пожалело полмира.

Плюсы, или когда жалость — это хорошо

Если противопоставлять жалость одному из главных ее антонимов — жестокости — то, согласитесь, ситуация выглядит совсем иначе, чем если противопоставлять жалость эгоизму.

Синонимы жалости, то есть близкие (в разном радиусе) по значению слова: сострадание, сочувствие, милость, внимание, сопереживание, эмпатия, участие, помощь, утешение, забота, печаль, соболезнование, грусть, снисхождение, прощение, добросердечность, милосердие.

Ну давайте обойдемся без этого «жалящего», колкого и по мнению многих негативного слова — жалость, давайте заменим его на любое/любые из перечисленных синонимов. Картина сразу другая, правда ведь? На самом деле — почти каждое из приведенных слов имеет свое определение, и, например, сострадание — более «благородное» понятие жалости, милосердие — более широкое.

Жалость не плоха и не хороша, отрицательный или положительный заряд жалости зависит от того, под каким соусом ее попадать. Что движет человеком, ее проявляющим..

Невозможность и неспособность сопереживать бедам других — один из симптомов некоторых психических нарушений.

В Библии, например, милосердие (призирать — смотреть милосердно, участвовать в нуждах) непременное качество христианина, но говорится главным образом о том, чтобы оказывать особое внимание вдовам и сиротам, а не всем, кто считает себя достойными жалости. То есть категории людей, заслуживающих истинного сострадания, ограничиваются конкретными ситуациями. Правда, сами верующие трактуют эти строчки как надобность проявления милости к вдовам верующих мужей и их детям, а другие говорят о верующих вдовах и сиротах и в церкви, и в мире.

«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира»(Послание Иакова 1:27)

Не будем забывать также притчу о добром самаритянине, который будучи совершенно незнакомым человеком тому, которого избили разбойники — пожалел и спас его.

Без такого вот обычного человеческого сострадания, желания бескорыстно помочь — кто знает, где был бы мир сегодня?

Минусы, или когда жалость — это плохо

В первую очередь — когда корнем жалости становятся не польские, древнерусские слова, а жало. Когда жалость используется для выказывания своего превосходства, неосознанно в том числе.

Для объективности картины приведем мысли не только из Библейских источников, но и из книг Карлоса Кастанеды:

«Жалость в представлении массового сознания – противоположность эгоизму, а потому признается чем-то вроде добродетели. Хотя, если быть до конца честным, это еще одна разновидность самообмана. Та жалость, которую мы лучше всего знаем, которую чаще всего испытываем, есть прямой результат работы эгоистического сознания и без эгоизма невозможна. Наверное, большинство психологов согласится, что все виды этой жалости имеют единственный источник – жалость к самому себе.

Механизм, который лежит в основе данного процесса, называется отождествлением. Мы видим страдающее существо и на какой-то миг отождествляемся с ним. Что, если бы я страдал так же, как он? Тут-то и подступает комок к горлу, тут и начинается жалость вообще – бессознательно, автоматически, инстинктивно. Две фундаментальные проблемы человеческого эго – страх смерти и чувство собственной важности – порождают то, что дон Хуан называл озабоченностью собственной судьбой.

Непосредственным переживанием этой озабоченности является жалость к себе, а основной проекцией при восприятии окружающего мира – жалость к другим.

«Ты слишком много думаешь о своей персоне, – сказал он и улыбнулся. – А из-за этого возникает та странная усталость, которая заставляет тебя закрываться от окружающего мира и цепляться за свои аргументы. Поэтому кроме проблем у тебя не остается ничего».

Особенно «чувствительные» личности хорошо это знают. Не правда ли, наилучшим способом избавления от жалости оказывается «бегство»?

Отвернуться от страданий мира, как будто их не существует, не замечать обездоленных и ежеминутно гибнущих существ – вот единственное средство, обеспечивающее необходимый нам внутренний покой. Мы опираемся на надежду, что с нами подобного не случится. Жалкий способ, но это все, чем мы располагаем.»

В основе жалости человека ко всему миру Кастанеда видел жалость человека к самому себе. Следовательно, если отключить первообразующий механизм — второй отключается автоматически. У воина нет сожаления о страданиях других, он мужественно смотрит в глаза правде, его цель — свобода, он за пределами добра и зла (подобно сверхчеловеку Ницше), исполнен экзистенциального одиночества, просить помощи у кого-либо ниже его достоинства. Все эти мифические сражения и герои, пожалуй, чаще далеки от реальной жизни, чем близки к ней. Но есть одна очень верная мысль — «смотреть правде в глаза»…

Чем является жалость часто? Банальным переживанием за тех, кому плохо… Возьмем такую сферу, как помощь нуждающимся. Многие любят жалеть за глаза брошенных деток, обездоленных и лишенных здоровья людей, но любят жалеть на словах, в мыслях. Некоторые льют реальные слезы по тем, кого и не видели никогда — опять же эмоциональная подпитка, я придумала себе занятие — по кому-нибудь плакать.

«Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и «сострадая», сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их. Если ты готов идти до конца, до самого горького конца, если запасешься великим терпением, лишь тогда ты сумеешь действительно помочь людям. Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда»

— Стефан Цвейг, «Нетерпение сердца»

Те, кто сочувствуют невиноватым в своих бедах инвалидам да ребятишкам в детдомах — очень часто на практике не выдерживают очных встреч. Не выдерживают правды, глаз и привязанности брошенных детей.. Чтобы помогать — нужно мужество идти против своих чувств, нужно перейти за барьер когда слезы и сожаления о всех в мире обездоленных становятся действием . Это далеко не всем под силу на деле, потому что легче жалеть и упиваться этим в одиночестве, сложнее пойти и изменить мир хоть на толику. Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций). Хотя проклинать темноту, конечно, легче…

В общем — есть в жалости такой подвох, когда она становится просто круговоротом мыслей, и не имеет никакого продолжения в виде действий, существует автономно от объектов жалости. Милосердие и сострадание — это как раз когда жалость основана на добрых чувствах и выливается в реальную помощь.

Жалость как противоположность эгоизму — тоже весьма губительное явление. Что ярко представлено в одной из последних картин режиссера Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь».

Став заложником жалости к рабочим, главный герой решается пойти против местной власти и новых перспектив, однако постепенно все те, кто и «подбодрили» его на этот шаг — начинают сдаваться. Он видит сразу несколько предательств: бывших подчиненных, друзей, девушки. Это изменяет его до неузнаваемости, останавливаться он уже не хочет или не может. Однако, попав в капкан жалости к одним, непонятно почему ему не стало жалко тех, кого он прибил ради идей, которые уже никому не нужны… Нет, чтобы развернуться и уйти в самом начале, проявить банальный эгоизм, и людям, которые были не в состоянии принять адекватное решение — было бы легче дышать, и главный герой не испортил бы себе жизнь из-за по сути разрешимой ситуации (землю же хотели для дела использовать). Да и «работяги» всегда бы нашли себе место, что и случилось.