Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Кто я по аюрведе тест. Аюрведа. Система трёх дош. Аюрведический доша-тест для определения типа тела. Физические нагрузки — необходимы

Аюрведа. Система трёх дош. Аюрведический доша-тест для определения типа тела.

Аюрве́да , или Аюр-веда (от санскр. «āyus» — «значение жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система индийской ведической медицины, названная по имени одной из священных книг (см. Веды), сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов.«Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов»:
* земля (притхви) — представляет собой твердое вещество или энергию, упакованную в вещество.
* вода (джала) — принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества.
* огонь (агни) — принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния.
* воздух (ваю) — принцип движения материи или газообразного состояния вещества.
* эфир (акаша) — субстанция пространства, аналог физического вакуума.

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела — дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, — доши— которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

* Вата (эфир и воздух) — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
* Питта (огонь и вода) — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
* Капха (вода и земля) — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения — Пракрити . Пракрити — это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи, означающее Изначальную природу, беспричинную первопричину Вселенной. Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун:

* саттва — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
* раджас — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
* тамас — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется — Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Доши упоминаются ещё в Риг-веде, где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой.

Аюрведический доша-тест для определения типа тела

В соответствии с Аюрведой существует 7 возможных типов дош: Вата , Питта , Капха , Вата-Питта , Вата-Капха , Питта-Капха и все доши уравновешены (Сама Пракрити). Здесь имеется три раздела, по одному на каждую дошу. Заполните каждый раздел и сложите все числа в общую сумму, чтобы заполнить счет очков для каждой доши. Тщательно обдумывайте каждый ответ. Если есть сомнения в том, что отвечать, поставьте цифру, которую можно было бы применить к вам для вашей жизни, по крайней мере, за последние несколько лет.

От 0 до 2 — Не применимо ко мне,

от 3 до 4 — Применимо иногда или в некоторой степени,

от 5 до 6 — Практически всегда применимо ко мне.

Раздел 1. Вата Доша. 0-2 3-4 5-6

  1. По природе я очень активен, обычно делаю дела быстро.
  2. Я выучиваю быстро и забываю быстро.
  3. Как правило я нахожусь в энтузиазме и оживлении.
  4. У меня худощавое телосложение.
  5. Я не набираю вес легко.
  6. Я хожу быстро и легко.
  7. Я склонен с трудом принимать решения.
  8. У меня часто бывает запор.
  9. У меня есть склонность, что мои руки и ноги холодны.
  10. Я часто тревожусь и нервничаю.
  11. Холодная погода беспокоит меня в большей степени, чем большинство людей.
  12. Я говорю быстро и я разговорчив.
  13. По природе я эмоционален и мое настроение часто меняется.
  14. Часто мой сон бывает беспокойным и нарушенным.
  15. Моя кожа сухая, особенно зимой.
  16. У меня активный, неустойчивый ум, богатый воображением.
  17. Энергия приходит ко мне приливами.
  18. У меня есть склонность быстро тратить или расходовать всю энергию или деньги, которые у меня есть.
  19. Мои привычки к еде и ко сну имеют склонность быть нерегулярными.
  20. У меня переменный аппетит.

Раздел 2. Питта Доша. 0-2 3-4 5-6

  1. Обычно я действую умело.
  2. У меня склонность быть крайне точным и аккуратным.
  3. Я энергичен и отчасти у меня сильная, убедительная манера поведения.
  4. Я чувствую дискомфорт или легко утомляюсь в жаркую погоду.
  5. Я легко потею.
  6. Даже хотя я могу не всегда показывать это, я довольно легко становлюсь раздражительным и злым.
  7. Если я пропускаю прием пищи или с едой случаются задержки, то от этого я испытываю дискомфорт.
  8. Один или несколько следующих качеств характеризуют мои волосы: раннее поседение или облысение, редкие, тонкие, прямые волосы, белокурые, рыжие или рыжеватые волосы.
  9. У меня сильный аппетит.
  10. Я люблю ставить перед собой цели и затем пытаться достичь их.
  11. У меня очень регулярно происходит опорожнение кишечника. Для меня более типично, что опорожнение происходит свободно, чем то, что бывает запор.
  12. Я очень легко становлюсь нетерпеливым.
  13. Я склонен все в деталях доводить до совершенства.
  14. Меня довольно легко разозлить, но потом я быстро забываю об этом.
  15. Я очень люблю холодную пищу типа мороженного и также холодные напитки.
  16. Я с большей вероятностью почувствую то, что комната слишком жаркая, чем то, что комната слишком холодная.
  17. Я не выношу очень горячей или очень пряной пищи.
  18. Я не так терпелив к возражениям, чем мне следовало бы.
  19. Мне нравятся сложные задачи, бросающие мне вызов. Когда я хочу чего-либо, я очень решителен в своих усилиях достичь этого.
  20. Я склонен быть критичным по отношению и к другим, и к себе.

Раздел 3. Капха Доша. 0-2 3-4 5-6

  1. Я занимаюсь делами в медленной, расслабленной манере.
  2. Я легко набираю вес и медленно теряю.
  3. По природе я молчалив и говорю только по необходимости.
  4. Я могу легко пропустить прием пищи без значительных неудобств.
  5. У меня есть склонность к избытку слизи и мокроты, хронической закупорки, астме и проблемам с пазухами (sinus).
  6. Мне нужно, по крайней мере, восемь часов сна для того, чтобы на следующий день чувствовать себя уютно.
  7. Я сплю очень глубоко.
  8. По природе я мирный; меня не легко рассердить.
  9. Я не заучиваю так быстро, как некоторые, но зато имею превос-ходную способность хранить в памяти; у меня долгая память.
  10. Я ем медленно.
  11. Холод и сырость беспокоят меня.
  12. Мои волосы толстые, темные и волнистые.
  13. У меня гладкая, мягкая, отчасти бледная кожа.
  14. У меня большое, солидное телосложение.
  15. По природе я спокойный, мирный.
  16. У меня слабое пищеварение, из-за которой после еды я ощущаю тяжесть.
  17. У меня очень хорошая выдержка, стойкость и физическая вынос-ливость, также как и стабильный уровень энергии.
  18. Как правило у меня медленная, размеренная походка.
  19. Я обычно чувствую себя после сна нетвердо, неустойчиво и как правило медленно расхожусь с утра.
  20. Обычно я выполняю дела медленно и методично.

Конечный подсчет очков для доша-теста: Вата _____, Питта_____, Капха_____.

Если один счет очков гораздо выше, чем остальные, то это ваша преобладающая доша. Эта доша будет наиболее очевидной в вашей конституции, если ее сумма, по крайней мере, в два раза выше, чем счет следующей доши. Однако, если какая-либо доша выше, ее также можно принять как доминирующую дошу.

Если счет для двух дош почти одинаков, то вы имеете тело с двумя дошами. Например, Вата (76), Питта (73) и Капха (45), то у вас Вата-Питта конституция.

Если все суммы одинаковы, то у вас уравновешенная конституция, которая встречается редко. Лучше пройдите тест снова и отвечайте более тщательно.

Если ваше состояние все время изменяется, например, если у вас то запор, то понос, то, вероятнее всего, это происходит из-за возбуждения Вата-доши.

Кое-что о доше Вата
Психологический портрет

Ледяной отблеск света за промелькнувшим молнией оленем; холод порывистых ветров на шуршащих песках ночной пустыни - такова природа Ваты.

Вата, движущая сила вселенной, испытывает влияние воздуха и эфирного пространства и омывает тонкое тело. Символ Ваты - быстрый олень, управляющий сердечной чакрой, и мудрый слон, древнейший из млекопитающих, носитель истории земли, растений и лекарственных трав, который управляет горловой чакрой.

Тип Вата всегда находится по ту сторону материальных идей, понятий и представлений повседневной жизни, почти на грани изоляции. На фоне основательности и солидности земного типа Вата выглядит неловким, противоречивым и непоследовательным. В сравнении со стоической выносливостью Капхи и высокой активностью Питты особенно заметно свойство Ваты вечно беспокоиться, переживать и сомневаться. Среди своих партнеров Вата выделяется высокой подвижностью и изменчивостью. Этот тип людей производит впечатление заморской диковинки, но внешность зачастую обманчива.

В отличие от Капхи и Питты Вата обладает колоссальным духовным потенциалом и может вести глубоко духовную жизнь. Дошей Вата правит в основном тонкое тело и его высший эфирный план, поэтому развитая сущность Ваты воплощена в энергиях сердечной чакры и горловой чакры. Эти люди способны любить, сострадать и размышлять. Тонкость, впечатлительность, чуткость и отзывчивость всегда указывают на присутствие в человеке доши Ваты, к какому бы типу он ни принадлежал. У личности, эволюционировавшей с четвертой чакры, очень маленький кармический хвост. Но когда Вата сбивается с верного пути, последствия бывают очень печальными. Во время медитаций люди, принадлежащие к типу Вата, узнают о присущих им от рождения способностях купаться в океане когнитивной памяти, проникая по энергетическим каналам к истокам инстинктивной мудрости.

Люди Вата обладают светлым даром: они способны испытывать любовь и проявлять чувственность на духовном плане. Как правило, по мере созревания людей этого типа их физические желания угасают и начинает расцветать глубинная космическая любовь, в невидимых объятиях которой плещется вселенная. Эти люди должны раскрыться и позволить своей необычной натуре наслаждаться истинным духом универсальной чувственности. Именно это даст им максимальное удовлетворение в познании чувственных ощущений.

Люди, которые относятся к типу Вата, всегда несутся в авангарде вечно изменяющейся игры бытия, но никогда не стремятся возглавить массы и лидировать. Натуре Ваты присуща врожденная музыкальность. Аскетичные Ваты должны обязательно расслабляться, созерцать и медитировать, чтобы избавиться от раздражения, накопившегося после нескончаемой шумовой какофонии дня. Целительными практиками для Ват могут служить виды деятельности, энергия которых глубинно резонирует с тонкими вибрациями натуры Вата.

Сердечная чакра, главный канал подключения Ваты ко вселенной, омывается и питается чистым звуком. Посторонние звуки, даже естественного происхождения, мешают Ватам вибрировать на глубинных уровнях, резонируя с пульсацией вселенной. Вот почему они так любят тишину. Они обладают уникальным даром углубиться в свой внутренний мир, войти в мир тишины, прислушаться к внутренним ощущениям и найти убежище, где царствуют только потоки, созвучные их внутренней энергии.

Как и ветер, Ваты чувствуют себя вполне уютно везде, кроме ниш, сконструированных Питтами и Капхами. Вату можно сравнить с проносящимся по шуршащим пескам ночной пустыни ветром, у которого нет ни верха, ни низа, ни начала, ни конца. Вату убаюкивают звуки стихающего ветра в безбрежном и вечном океане пространства.

Ваты чувствительны не только к звукам, но и к прикосновениям. Их отличает тонкая осязательная реакция, и это не должно нас удивлять, поскольку кожа находится под покровительством воздуха. Их успокаивает легкое нежное прикосновение натуральных тканей, вызывая ощущение благополучия и уюта.

Чтобы Вата полюбил себя таким, каков он есть, перестал себя критиковать, судить и оценивать, ему придется пройти долгий и трудный путь преодоления самого себя. Ваты не должны ощущать себя белыми воронами в стае мира. Они лишь должны осознать, что наделены высшим даром. Без этого они никогда не смогут обрести внутреннюю и внешнюю гармонию и примирить духовное с плотским.

Кое-что о доше Питта
Психологический портрет

Яростный блеск глаз огнедышащего дракона в городе сверкающих драгоценных камней - вот истинная природа Питты.

На Питту, динамическую силу вселенной, оказывает влияние огненный элемент. Питта омывает ментальное тело. Символом огня служит баран, или овен, который с диким напором бросается рогами вперед. Огненная энергия Питты сосредоточена в чакре солнечного сплетения манипуре, или чакре энергии. Манипура переводится с санскрита как «сверкающая обитель драгоценных камней», и этот термин идеально описывает энергию Питты.

Питта обладает колоссальным запасом солнечной энергии, и это отражается в его высоко интеллектуальной и благородной внешности. Как и представители других аюрведических типов, высоко развитый зрелый Питта идет по пути самопознания и понимает свое истинное предназначение.

Питта всегда требует львиную долю и обычно ее получает. Питты - это свирепые огнедышащие драконы. Оставляя за собой выжженные пустыни, они неистово мчатся вперед, демонстрируя яростный напор и неиссякаемую баранью энергию. Уникальность Питты состоит в том, что его физиологические и психологические центры локализованы в одной и той же центральной области тела - области солнечного сплетения.

Основные качества Питты - это энергичность, амбициозность и агрессивность; по этим качествам он легко узнаваем. Рожденный из энергии вселенной, Питта воплощает идеи в реальность и делает сказку былью. В конце концов, космическая любовь (сердечная чакра анахата) и творческое воображение (горловая чакра вишудха) Ват вырастают из энергии вселенского огня. Когда доша Питта сбалансирована в результате сознательной жизни, ее огненная энергия поднимается к высшим чакрам.

Питта играет роль катализатора, той самой силы ускорения, которая мобилизует деятельность двух других типов - Ваты и Капхи. Питты наслаждаются абсолютной властью, контролируя любую возникающую ситуацию. Они всегда нацелены на успех, а баранья сила придает им яркость и неповторимость. Они умеют сконцентрироваться на одной задаче и бросить все силы на ее выполнение. Движимые солнечной силой, Питты театральны и эффектны, это актеры в захватывающем дух спектакле.

Степень индивидуального совершенства каждого из представителей этого типа может широко варьироваться. Это значит, что на каждого гармоничного и совершенного барана всегда найдется притаившаяся в кустах овечка. Питты живут в ментальном равновесии с собой и миром.

Питты мгновенно и непредсказуемо выходят из себя. Их раздражительность и гневливость поразит воображение незнакомца. Питтам нужно много работать с сознанием, чтобы когда-нибудь понять, что кроме них на земле живет множество людей разных типов. Попытка усмирения Питты равносильна стремлению блокировать пожар в лесу. Часто ли удается потушить лесные пожары, вспыхнувшие в засушливый период года на огромных территориях?

В то же время их неукротимая воля ответственна за гигантские прорывы человечества в области науки и технологии. (А также за расцвет экологически опасных видов промышленности.) Питту можно легко узнать по таким чертам характера, как целеустремленность, честолюбие, цельность характера и властность.

Если Ватам следует заимствовать сильные стороны эгоцентричных Питт, то Питтам надо научиться не выпячивать свое «я», перестать считать себя пупами земли и не переоценивать собственную значимость. Питтам не нужно постоянно заявлять о себе и доказывать, что они - центральная и руководящая сила во взаимодействии людей разных типов. Этой ролью их облагодетельствовала природа, ведь недаром у Питт развита чакра манипура - центр самовыражения. У всех людей есть кармический долг, поэтому не стоит расстраивать планы архитектора вселенной. Это самый главный урок, который должны извлечь Питты.

Манипура управляет не только дошей Питта, но и этапом молодости в жизни каждого человека. Поэтому вполне нормально, когда Питту называют «горячей головой» и когда он раздражителен. Питта всегда неудержим на линии старта. Но на марафонской дистанции он должен замедлить свой бег и оглянуться вокруг, чтобы увидеть, чем заняты остальные бегуны. Ведь центр может называться центром, когда вокруг него есть периферия, сам по себе он существовать не может. Авангард - это Вата, а тыл - это Капха. Только в том случае, когда вокруг Питты есть команда, он сумеет выполнить задачу.

Питты должны всегда помнить о людях! Время от времени огнедышащий дракон должен притормаживать, чтобы присмотреться к окружению, увидеть отдельные лица и заглянуть в себя.

Питты наделены самым высоким энергетическим потенциалом. Если они сумеют справиться со своим высокомерием по отношению к людям, то смогут познать тайны человеческого «я». Они наделены величайшим даром саттвического мышления, которое ведет к гармонии с собой и миром.

Динамичным Питтам свойственно широко распространенное заблуждение. Люди этого типа ошибочно полагают, что мерилом успеха служат материальные победы и завоевания. Но в центре ослепительного пламени таится драгоценный камень, охлаждаемый собственным ярким холодным светом. Когда Питта научится преодолевать препятствия, воздвигнутые его собственным эго, то с удивлением обнаружит, что жизнь не ограничивается материальным планом, что кроме материальных ценностей в жизни существуют цели и ценности другого порядка, к которым можно и нужно стремиться в реальной жизни.

Кое-что о доше Капха
Психологический портрет

Незыблем, как скала, тверд, как камень, струится прохладой, как мерцающая гладь реки в белом лунном свете - такова сущность типа Капха.

На Капху воздействует водный и земной элементы - энергии притяжения и очарования во вселенной. Капха омывает тело питания и располагается в верхнем отделе грудной полости человека.

В Капхе доминирует энергия чакры свадхистханы, управителем которой служит Меркурий. У Меркурия лунная природа, которая олицетворяет женственность. Эта изначальная женская сила, способная к продолжению рода, окружена мужской солнечной энергией муладхары. Здоровый жизнерадостный Капха находится под влиянием муладхары и свадхистханы - основы творения.

Планетарные принципы Земли прекрасно вписываются в природу Капхи. Капхи лучше остальных настроены на ритмы земной жизни и приспособлены к выживанию. Именно Капхи писали социальные и семейные правила для людей. Неподвижные, устойчивые и инертные Капхи резко контрастируют с пролетающими и тающими в облаках воздушными потоками Ваты и вулканическими выбросами огненной лавы Питты. Капха всегда была, есть и будет, это закон. Капха - это застывшая статуя вечности, над которой не властны время и пространство. Энергия Капхи служит фундаментом, на котором надстраиваются кирпичики мироздания. Живость, изменчивость, способность воспарять и летать, которыми владеет Вата, или же огонь, сила, напор и динамика, отличающие Питту, поддерживаются энергией Капхи. Энергия Капхи фундаментальна, как фундаментален архетип Матери-Земли.

Энергия Капхи символизирует позднюю зиму и раннюю весну для всех живых организмов. Капха очищает кровь и грязь повседневности, обнажая живительную чистоту и свежесть. Капха олицетворяет основной и непрерывный жизненный процесс, без которого не может быть ни дома, ни детей, ни семьи. Будучи материнской грудью планеты, она согревает и кормит Вату и Питту, которые идут к ней пополнить силы. Капха напоминает спокойную и откормленную буренку, пасущуюся на сочных зеленых лугах. Талисман Капхи - доисторический слон, который несет на себе бремя земных страданий. Капха воплощает наши истоки и материнскую, женскую природу всего сущего.

Капха - это классическое сочетание стоической грации, спокойствия и чувственности. Капхи очень душевны и непотопляемы. Капхам присуща стабильность и приземленность, которая позволяет отправляться в свободный полет Ватам и совершать подвиги Питтам. Капха дает своим партнерам возможность жить и радоваться жизни здесь и сейчас.

Капха находится на физическом и астральном планах. В человеческом организме на Капху приходится до восьмидесяти процентов общего веса, а на планете - пятьдесят процентов. Вот почему люди, в которых преобладает эта доша, так сильно привязаны к материальному миру. Это вызывает огромные проблемы земного порядка. Капхи всегда переедают, и у них очень развит инстинкт собственности. Быть Капхой означает быть собственником.

Капхам нужны большие пространства и просторы, открывающие сказочные виды и перспективы. Чтобы они могли выполнять непосильные геркулесовы задачи, им необходимы свежий воздух и определенные условия для жизни. Плодородная энергия Капх должна струиться беспрепятственно. К дому Капхи обычно предъявляют три требования: удобство, практичность и большой достаток.

Капхи должны отказаться от накопительства, собственничества и припрятывания «на черный день». Они не должны отождествлять себя со своим имуществом, пусть даже нажитым праведными трудами, а довольствоваться лишь самым необходимым. Увы, для Капх это почти непосильная задача, потому что им трудно решить, что такое «самое необходимое». Но если они оставят себе одну четвертую от того, чем владеют, то и тогда не заживут аскетами. Капхи никогда не бывают бедными, и это понятно: надо иметь много молока, чтобы кормить Ват и Питт.

Эти солидные люди с глянцевыми лицами наделены ярко выраженной способностью «остывать на бегу», лишаться побудительных стимулов, терять интерес к тому, что только недавно вызывало у них энтузиазм и подъем. Капхи любят залечь на дно, чтобы их никто не дергал и ни к чему не призывал.

Неконтролируемое обжорство, всеядность и жадность вводят этих людей в летаргическое состояние. В сезоны уязвимости Капхи должны тщательно контролировать желание «тянуть одеяло на себя» и «накладывать лапу» на все, что видит глаз. Если они не прислушаются к этому совету, то еще больше наберут и без того избыточный вес, потому что они очень инертны. Капхи не знают, что такое полет воображения или всепоглощающий огонь страсти, поэтому их энергия не растрачивается и не сгорает, а расходуется бережно и экономно. Но при всей непреклонности и непоколебимости их натуры, Капхам порой все-таки удается отойти от стереотипа, хотя для этого они должны преодолеть самих себя.

Стихия свадхистханы - вода. Когда Капха замутняет чистоту своих вод и оступается, то часто тонет в глубинных водах разочарования, депрессии и меланхолии. Когда Капхи опускаются на дно, то из строителей вселенной становятся ее активными разрушителями. В пространстве депрессии, или пространстве Плутона, рождаются многие виды злокачественных опухолей.

Чтобы полноценно проживать каждый день, Капхи должны неукоснительно придерживаться строгого распорядка дня и не позволять себе унывать из-за внутренних конфликтов. Водные люди не могут себе позволить такую роскошь, как копить обиды, злость и содержать в беспорядке свой внутренний мир. Подобно водам рек, воды Капхи должны всегда оставаться чистыми, прозрачными и быстрыми. Застойные воды - первый враг Капхи.

У каждого человека постоянно меняется их соотношение под влиянием разных факторов.

Все это выражается в особенностях конституции тела, а также психологических и эмоциональных особенностях личности . Аюрведа знает, по каким признакам можно определить преобладающую дошу и готова делиться своей мудростью с другими.

Как утверждает эта древнейшая индийская система медицины, все болезни возникают из-за дисбаланса дош . Чтобы помочь больному, необходимо восстановить равновесие трех энергий – и тогда здоровье вернется к человеку. Но, как это сделать? Аюрведа из Индии знает это.

В представленном материале читатели узнают, что такое доша, чем характеризуются Ватта, Питта, Капха и по каким признакам их можно распознать .

Доши – что это такое

С санскрита слово «доша» в буквальном смысле означает «ошибка», «недостаток». Почему именно такой термин фигурирует в индийской Аюрведе и каким смыслом его наделяют, мы поймем далее.

Итак, доши – это три жизненные силы, три энергии, также именуемые как тридоши, которые управляют работой человеческого организма, духа и ума . Они образовываются из пяти первоэлементов: воздух, огонь, вода, эфир, земля. Сплетение этих начал дает существование трем типам дош:

  • Питта – огонь и вода («желчь») .
  • Капха – земля и вода («слизь») .
  • Вата – воздух и эфир («ветер») .

Эти энергии ответственны за все процессы, протекающие в организме и сознании человека. Доши руководят процессами преобразования веществ, их выведения, что влияет на состояние всех тканей и органов . Если рассматривать каждую дошу отдельно, то аюрведическая медицина отлично знает, какие функции выполняет каждая из них:

  • Доша Питта управляет всеми пищеварительными процессами, метаболизмом (обменом веществ).
  • Доша Капха – это баланс жидкости в организме и структурные компоненты тела (мышцы, суставы, кости, сухожилия).
  • Доша Ватта руководит всем, что связано с движением – прохождение нервных импульсов, кровообращение, дыхание.

Но нельзя рассматривать все только с точки зрения физиологии. Согласно Аюрведе, все, что происходит в сознании, вызывает соответствующую телесную реакцию . Это словно диалог между душой и телом. Но иногда он нарушается и тогда они будто не понимают друг друга. Так как доши все время находятся в определенном соотношении, возникновение нарушений между физическим и психическим вызовет их дисбаланс. А это, в свою очередь, приводит к проблемам со здоровьем, негативному восприятию себя и окружающего мира.

Как того требует пракрити (природа), в каждом человеке обязательно присутствуют все три доши, так как иначе его существование будет невозможным. Идеальный вариант – это когда каждая из дош занимает третью часть от целого . Это называется балансом тридоши и означает, что такой человек не болеет, долго остается молодым и проживает длинную жизнь. Но, к сожалению, равновесие Ватты, Питты и Капхи встречается довольно редко. Избыток или нехватка какой-то одной доши или двух может стать причиной болезни.

Но еще преобладание некоторых дош или их баланс находит свое отражение в конституционных особенностях человека:

  • монотип – когда одна доша явно преобладает над двумя другими;
  • двойственный тип – две доши преобладают приблизительно в одинаковой степени, а третья доша угнетена (наиболее распространенный тип);
  • самадхата (тройственный тип) – баланс дош.

В Аюрведе говорится о том, что на доши можно воздействовать, чтобы устранить их дисбаланс, и, как следствие – избавиться от недугов. Это называется коррекцией дош . Для этого медицинская практика использует разные методы и специальное питание, так как считает, что каждый продукт способен усиливать или угнетать один из первоэлементов.

Но, что важно, Аюрведа утверждает, что в коррекции баланса жизненных энергий самое главное – это не угнетать те, что в избытке, а усиливать недостающие.

Тип Питта доши

Мы уже разобрались с тем, что каждому типу доши соответствуют определенные конституционные и физиологические особенности.

Итак, начнем с типа Питта доши. Как же можно распознать человека, относящемуся к этому типу?

  • Обладает средним телосложением с незначительным количеством подкожной жировой клетчатки и хорошо развитой мускулатурой.
  • Такой человек имеет хороший аппетит, пьет много жидкости и обладает достаточно высоким метаболизмом. Когда приходится пропускать прием пищи, начинает чувствовать себя хуже.
  • Обычно волосы светлые. Часто очень рано появляется седина или возникает облысение.
  • Кожа светлая или слегка красноватая. Часто имеются веснушки.
  • Ладони теплые, кисти среднего размера.
  • Его речь четкая и хорошо разборчивая.
  • Всю работу выполняет со средней скоростью, при этом также обладает средней выносливостью.
  • Походка уверенная, движения уравновешенные.
  • Спят нормально, но могут просыпаться из-за ощущения жара или жажды.
  • Жара и яркий свет для них неприятен.

Но, следует учитывать, что у тех людей, которые по национальному признаку обладают темными волосами и смуглой кожей, будут иметь несколько другие особенности касательно данных пунктов.


Тип Капха доши

Людей с преобладанием этого типа доши можно распознать по следующим признакам:

  • Имеют плотное, крепкое и ширококостное телосложение. Быстро набирают лишний вес, но также у них довольно неплохо развита мышечная мускулатура.
  • Ладони влажные и холодные, кисти – широкие.
  • Бледноватая мягкая кожа.
  • Темные густые волосы, нередко слегка вьющиеся.
  • Физически сильные и выносливые.
  • Аппетит не очень выражен, процесс переваривания медленный. С легкостью пропускают прием пищи, но есть для них – эмоционально приятно.
  • Медленно и методично выполняют монотонную работу.
  • Двигаются медленно и плавно. Часто инертны, поэтому худеют с трудом.
  • Спят крепко и долго.
  • Не очень хорошо переносят прохладную и влажную погоду.

Символ доши Капха

Тип Ватта доши

Люди с данным типом имеют достаточно выраженные признаки:

  • Их конституция тела – худощавая, астеничная. Высокие ростом (бывает, что, наоборот, отличаются очень маленьким ростом). Мышечная масса слабо развита, жировой слой практически отсутствует.
  • Обмен веществ – очень высокий, при этом питательные вещества усваиваются мало, поэтому и характеризуются излишней худобой, даже если питаются нормально.
  • Ладони у них холодные и сухие, а сами кисти – тонкие.
  • Кожа лица и тела чаще всего сухая (особенно в холодное время года).
  • Двигаются быстро и работу выполняют так же быстро, но выносливость у них небольшая.
  • Не всегда имеют хороший аппетит, но, в целом, любят поесть, особенно, теплую и маслянистую пищу.
  • Нередко у них наблюдаются нарушения пищеварения – запоры, повышенное газообразование.
  • Спят прерывисто, чутко. От них порой можно услышать, что страдают бессонницей.
  • Холод ими переносится плохо, часто мерзнут конечности.

И еще кое-что интересное…

Баланс дош может меняться под влиянием самых разных факторов: спортивные тренировки, возрастные изменения, питание, время года. Так, например, поев острой пищи, можно значительно усилить дошу Питта, так как ей соответствует все горячее. А если съесть или выпить что-то холодное, то Питта, наоборот, будет угнетена, а Капха и Вата – возбуждены . Именно поэтому Аюрведа, зная о таком влиянии пищи на первоэлементы и организм человека, питанию уделяет особое внимание .

Вайдья – это аюрведический доктор. Он по вышеперечисленным конституционным особенностям и ряду других простых методов (прослушивание пульса и голоса, изучение состояния глаз и языка и др.) определяет, имеет ли место дисбаланс дошей .

А если вайдья узнал о преобладании какой-то доши, он точно знает, как восстановить равновесие и вылечить человека от любой болезни. Он назначает для этого соответствующее диетическое питание, необходимый режим дня, упражнения и процедуры.

Но теперь вы самостоятельно можете определить тип доши. Воспользовавшись информацией, представленной в других статьях нашего сайта относительно данной тематики, вы будете знать, что Аюрведа предлагает делать, чтобы долго оставаться молодыми, здоровыми и бодрыми.

Доша - это определенное сочетание энергий, создающее вашу неповторимую физическую, эмоциональную и ментальную сущность. Это информационный рисунок, управляющий вашим телом, эмоциями и умом

На мой взгляд, чем больше мы знаем о себе и своем организме, тем лучше. Мы с легкостью будем прощать себе недостатки характера, спокойнее относиться к нюансам своей фигуры, то есть легче принимать себя, а еще знать, как справляться со своими недугами и обретать стройность, молодость и наши главные составляющие - красоту и сияние!

Поэтому Аюрведа для нас в этом случае - просто лучший друг. Но тут я прямо скажем не профи, хотя и с легкостью определяю ведущую дошу и конституции других людей на глаз, но я не специалист по Аюрведе, поэтому слово автору книги и врачу Аюрведы, Кэйти Силкокс.

Кроме того, меня часто спрашивают, как определить дошу, так что я нашла для вас не только очень точную и грамотную характеристику всех дош, но и чудесный опросник!

А юрведа является самой древней из всех медицинских систем, когда-либо существовавших и существующих на Земле. Её область не ограничивается только знаниями о здоровье и лечении заболеваний, но также включает в себя данные об устройстве и строении мира и даже поднимает вопросы духовности и нравственности, согласуясь с принципами Вед. Основные аюрведические тексты утверждают, что изначально они были поведаны самим Брахмой - Богом-Творцом; принципы Аюрведы часто встречаются в текстах Атхарваведы, а также её крупицы можно найти и в Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Махабхарате, называемой «пятой Ведой».

Аюрведа дала зачатки для появления многих других направлений медицины в Индии - широко известной Тибетской, а также Сиддха- и Юнани-медицин, базирующихся на её принципах, которые разительно отличаются от принципов других методов врачевания - традиционной (западной) медицины и медицины нетрадиционной. В отличие от современной медицины, Аюрведа не ограничивается лишь лечением симптомов и последствий заболеваний и не использует на практике ненатуральные, неприродные и вредные для человеческого организма вещества, дающие множество побочных эффектов. От нетрадиционных же методов лечения Аюрведа отличается наличием научного базиса и проверенного тысячелетней практикой опыта исцеления.

Все знания Аюрведы основываются на уникальном фундаменте, который издревле является их неизменным стволом, с течением веков обросшим многочисленными ветвями новых открытий, методов и рецептов. Этой непоколебимой основой является концепция о «Тридоша». Тридоша - это три основных составляющих, которые образуют материальное тело человека. Три Доши, именуемые Вата, Питта и Капха, - это субстанции, появляющиеся из различного сочетания Первоэлементов. Всего есть 5 Первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, и из них формируется всё существующее в нашем мире. Первоэлементы образуются из Первокачеств и их комбинаций: Звука, Шершавости, Формы либо Цвета, Вкуса и Запаха. Эфир образуется чисто из Звука (считается, что именно звук порождает Вселенную), Воздух - из Вкуса и Шершавости и так далее (суммируясь в перечисленном порядке), заканчивая Землёй, состоящей из всех Первокачеств.

Первоэлементы в мире сложно найти в чистом виде, так как они в основном проявляются в сочетаниях различных комбинаций, принимая совершенно разные качества и характер влияния. Поэтому для удобства их рассмотрения и описания и была введена концепция Дош - основных видов сочетаний первоэлементов. И хотя в каждой из Дош присутствует каждый из 5 Первоэлементов, Доши характеризируются по количественному преобладанию каких-то двух из них: Вата-Доша являет собой сочетание Эфира и Воздуха (то есть в ней присутствуют все 5 первоэлементов, но с наибольшими долями Эфира и Воздуха), Питта-Доша – сочетание Огня и Воды, и Капха-Доша – сочетание Воды и Земли.

Взаимодействуя между собой и постоянно меняясь, Доши образуют наше тело и обеспечивают все его физиологические процессы. Понятие «Доша» происходит от санскритского слова «Душ» - ‘вредить, причинять вред’ - и означает “то, что выходит из себя”. Как же наше человеческое тело может строиться из того, что «вредит и выходит из себя»? Ответ Аюрведы очень лаконичен и к тому же поучителен: в состоянии равновесия Доши образуются и исчезают в полном балансе, а в состоянии «Копа» (гнев) их баланс теряется, и они действуют негармонично, инициируя патологические процессы и разрушая тем самым тело. В данном постулате можно обнаружить тонкий философский подтекст: когда человек совершает Ви-Карму (нежелательные действия, противоречащие Дхарме и Божественным Законам), Доши «злятся» и уничтожают его тело за неподобающие, неверные поступки, указывая на то, что он совершает ошибки или двигается по неверному пути; когда же человек совершает Карму (действия согласно Дхарме, соответствующие священным писаниям и соблюдающие здоровые принципы), Доши поддерживают его состояние и здоровье. Процесс образования человеческого тела из «потенциально вредных» Дош в аюрведических текстах сравнивается с тем, как «ядовитые черви рождаются из яда», подразумевая под этим неординарным высказыванием то, что, как яд (отходы, испражнения и прочее), в котором рождаются ядовитые черви, не вредит им самим и поддерживает их существование, так и Доши, порождающие существование человека, не страшны для него, если он не противоречит их природе.

Итак, Доши в непрерывном процессе рождаются, образуют наше тело, обеспечивают обмен веществ и также покидают тело, затем заново появляясь и исчезая. Каждая из трёх Дош отвечает за определённые процессы в организме и соучаствует в деяниях двух других Дош (то есть Доши в организме действуют сообща и никогда не противоречат друг другу). Вата (Вайю - ‘ветер’) представляет собой телесный воздух, Питта (Тап, Тапас - ‘жар, огонь’) является трансформирующей субстанцией, а Капха (‘слизь’) образует форму тела и его содержание. Все три Доши присутствуют в каждой части, органе и клетке нашего тела, однако, каждая из них имеет области, в которых она доминирует.

Вата-доша локализуется в нижней части тела, от пупка до пят, Питта-Доша преобладает в пупочной области, от пупка до зоны верхушки сердца, и Капха-доша – в верхней части тела, от сердца до макушки.

Вата-доша, в которой преобладает элемент Воздуха, осуществляет все двигательные процессы- телодвижения, циркуляцию жидкостей (крови и лимфы), коммуникацию органов, пульс, дыхание. Также важной функцией Ваты является раздувание Агни - пищеварительного огня. Кроме того, именно под действием Ваты при зачатии сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, зарождая новую жизнь.

Питта-доша , в которой преобладает элемент Огня, обеспечивает метаболизм - обменные процессы в теле, переваривание пищи, трансформацию телесных тканей и поддержание температуры тела.

Капха-доша , в которой преобладает элемент Воды, формирует наше тело и его массу, поддерживает уровень жидкостей, смазывает суставы, обеспечивает стабильность, связь органов. Капха также играет важную роль в процессе пищеварения, контролируя активность пищеварительного огня, не давая ему разгораться сильнее необходимого.

Совместные действия Дош можно наглядно увидеть на примере, сравнивающем процесс пищеварения с приготовлением пищи на огне: огонь (Питта), греющий котёл, разжигается и поддерживается при помощи воздуха (Вата), а водой (Капха) регулируется его равномерное горение, предотвращая пожар.

Доши в телах разных людей проявляются с разной силой, и их уникальное сочетание в каждом из нас обуславливает нашу индивидуальную конституцию. Во врождённой индивидуальной конституции Доши могут находиться в теле как в равном процентном соотношении (Вата = Питта = Капха), так и преобладать над другими, что будет нормой для этого конкретного человека. Когда каждая из Дош находится в своём балансе (то есть своевременно и в достаточном количестве формируется, действует и покидает тело), то человек здоров, хорошо себя чувствует и активно исполняет свои обязанности. При неправильных действиях или образе жизни человека Доши могут увеличиваться или уменьшаться, нарушая индивидуальный баланс организма.

Чтобы понять, является ли определённая Доша - Вата, Питта и Капха - доминирующей в вашей конституции, либо она изменила своё количество, выйдя за пределы своих норм, что является патологией и говорит о дисбалансах в организме, нужно знать характеристики и свойства Тридоша.

Характеристики Дош: Вата, Питта и Капха

Вата находится в постоянном движении, её называют «Анилла» - ‘то, что никогда не стоит на месте’.

Сухость . Основным качеством Ваты является сухость. Сухость может проявляться как сухая кожа, волосы, сухость (чёрствость) характера. Сухие субстанции абсорбируют влагу, следовательно, люди Ваты нуждаются в жидкости, масле, смазке, ровно как и их психика нуждается в эмоциональной поддержке, наполнению чувствами извне, при этом сами они не склонны делиться своими эмоциями.

Лёгкость . У людей с преобладанием Ваты наблюдается малый вес, некоторая слабость и немощность, высокий тон голоса. Лёгкость Ваты привносит в характер лёгкость на подъём, беззаботность, легкомысленность, способность резко изменять направления и решения.

Хладность . Холод - одно из превалирующих свойств Ваты; оно может выражаться в мерзлявости, холодных конечностях, скованности. В эмоциональном плане Вата проявляется в равнодушии и беспристрастном отношении. Красоте предпочитается функциональность.

Чистота, прозрачность и тонкость . Вата придаёт лицу мелкие черты, коже - тонкость, прозрачность, а также утончённость как на уровне тела, так и ума. Вата-доше характерна аккуратность, детальность, быстрота реакций и чуткость к изменениям.

Грубость . Грубость Ваты ощущается в шершавой коже, неровностях, трещинах, сухих и грубых на ощупь волосах, угловатом телосложении. В отношениях грубость может подразумеваться не только в своём основном значении, но и в негибкости, отсутствии обходительности и деликатности.

Подвижность . Вата всё время находится в движении, суетлива, хаотична, нестабильна и неустойчива: бегающий взгляд, быстрая речь, дрожь в теле, беспокойство. Людей с высокой Ватой легко испугать, сбить с толку, смутить и расстроить. Для Ваты характерна паника, тревога, запинки в речи и заикание.

Питта - единственная субстанция в теле, способная осуществлять процессы трансформации, благодаря её огненной природе.

Горячесть . Из всех трёх Дош только Питте присуще горячее свойство, тепло и жар. Под воздействием Питты тело становится тёплым и мягким на ощупь, а кровь - горячей. Питта привносит в характер темпераментность, пылкость, страстность, но также желчность и раздражительность. Жар провоцирует расширение, и Питта, не терпящая границ, стремится выйти за рамки, даёт широкое мышление, полёт мыслей. Жар, напор наделяет целеустремлённостью, способностью трудиться не покладая рук.

Влажность . Признаками Питты является влажная, жирная кожа и волосы. В характере проявляется средняя эмоциональность, нежность, преданность и забота, несмотря на жаркие вспышки гнева и агрессии в случае накалённой обстановки.

Острота . Острота Питты выражается в едкости, желчности, интенсивности и активности: сильное пищеварение, активный метаболизм, острая речь. Питта может привносить в характер склонность к критике и обострению ситуаций, к ревности и перфекционизму.

Лёгкость . Как и Вата-доше, Питте присуща лёгкость на подъём. Лёгкость Питты даёт среднее телосложение, ловкость, а также стремление к свободе.

Дурной запах . Питте присущи неприятные запахи - едкий запах мочи, пота. Изначально Питта-доша пахнет сырым мясом или кровью, а при дисбалансах приобретает гнилой оттенок. На характере может отражаться в недовольствии, привычке бурчать, ссориться.

Текучесть . Питта придаёт гибкость как телу, так и характеру: хорошо растяжимые мышцы и подвижные суставы, неплотная кожа, большое количество телесных соков; деликатность, обходительность.

Жидкость . Питта в теле представлена в жидком виде - кровь, желчь, пищеварительные соки.

Капха-Доша (‘то, что объединяет’), отличающаяся тяжестью и стабильностью. Капха связывает все части тела воедино, обеспечивая его фундамент и форму.

Маслянистость . Жирная, лоснящаяся кожа, блестящие густые волосы, большое количество жира в теле, блеск глаз - характерные признаки Капха-доши. Она проявляется спокойствием, мягкостью, лаской, согласием. Маслянистость Капхи также подразумевает доброжелательность, дружелюбие, преданность и привязанность.

Холодность . Природа Капхи также холодная, не имеющая огня, что отражается в плохой переносимости холода физического, склонности к застыванию и затвердеванию, а также в спокойствии, апатичности, отсутствии страстей.

Тяжесть . Физически тяжесть Капхи выражается в тяжёлом весе, крупных формах тела и черт лица, неловких размеренных движениях. В характер привносит весомость, убедительность, опытность, основательность и почтенность, чем дорожат и что ценят окружающие.

Тупость . Тупость является противоположным качеством остроты: Капха инертная, медлительная, отстающая, тормозящая движения; в характере - ленивая, унылая, праздная. Она наделяет склонностью не обострять ситуации, сглаживать трения и углы, что проявляется также на физическом плане как крупные черты лица, низкий голос.

Гладкость . Гладкая и глянцевая кожа, округлые формы и плавность являются признаками Капха-доши. Гладкость в характере выражается в деликатности, добродушии, вежливости и лести.

Землистость . Качества земли наделяют Капху плотными, клейкими и липкими свойствами (липкость поверхности кожи, плотность тканей и костей; склонность к привыканию, привязанностям, навязчивости).

Устойчивость . Капха награждает стабильностью в здоровье, психике и отношениях, а также прочностью, надёжностью и невозмутимостью в них. Долговечность, уравновешенность и неизменность, верность и правдивость - характерные черты Капха-доши.

«Подобное усиливает подобное, противоположное - ослабляет»

Знание о качествах Дош полезно для оценки своей индивидуальной природы, помогает понять склонности и возможности как собственные, так и окружающих людей, и прийти к балансу внутреннему и также научиться балансировать с окружающими, учитывая их особенности. Если какая-либо Доша в организме патологически увеличилась или уменьшилась, для её успокоения и приведения их в гармоничное состояние Аюрведа применяет принцип противоположности: восполняет недостающее или убирает избыточное посредством качеств, противоположных качествам Доши, вышедшей из-под контроля.

Излишне сухое, лёгкое, холодное и подвижное качество Вата-Доши балансируется влажностью и маслянистостью, тяжестью, теплом и спокойствием (употреблением в пищу согревающих, тяжёлых и питательных продуктов сладкого, кислого и солёного вкуса, с большим количеством жиров и жидкости, увлажняющих и согревающих специй, масляными массажамии, расслабляющими физическими практиками).

Избыток горячести, остроты, влажности и активности Питта-Доши понижается холодом, притуплённостью, твёрдостью и пассивностью (плотная, охлаждающая, с небольшим количеством мягких специй, не очень маслянистая пища сладкого, горького и вяжущего вкуса, пребывание в прохладном помещении и климате, умеренные физические нагрузки, медитации).

Маслянистость, тяжесть, холодность и устойчивость Капха-Доши уравновешивается сухостью, лёгкостью, теплом и подвижностью (лёгкая сухая тёплая пища острого, горького и вяжущего вкуса, теплый сухой климат, активная деятельность, интенсивные физические практики).

В понимании принципов Дош важно учитывать состояние сознания (Гуна), в котором находится человек, так как оно является определяющим фактором того, какие именно качества Дош будут проявляться. Активность какой-либо Доши также сильно зависит от определённых периодов времени.

Доши и время

Независимо от изначальной индивидуальной конституции человека и врождённого соотношения Дош в теле, каждая из Дош может доминировать и оказывать сильное влияние на организм в разные периоды времени.

Вата-доша преобладает в завершающем периоде жизни - в пожилом возрасте и старости, высушивая организм, телесные соки, разрушая кости и другие ткани и принося старческие заболевания. Также Вата активизируется поздней весной и в начале лета, когда преобладает сухая и ветреная погода, а в рамках суток - в конце дня и в конце ночи (именно поэтому подъём до рассвета обеспечивает бодрость на весь последующий день).

Питта-доша соответствует среднему периоду жизни, зрелости - времени активной деятельности и накопления опыта. Сезон Питты - лето и ранняя осень с влажной и тёплой погодой, время суток - середина дня, когда солнце и пищеварительный огонь наиболее активны, а также середина ночи.

Капха-доша доминирует в раннем возрасте - детстве и юности, обеспечивая организму рост и формирование тканей; зимой и особенно в начале весны, принося холод и сырость; в начале дня - утром - и в начале ночи (что помогает быстро заснуть, если ложиться спать через несколько часов после заката).

Знание о пиках активности Дош в определённые временные отрезки и периоды помогает корректировать своё поведение, распорядок дня и питание для поддержания баланса с окружающим миром, так как время и внешнее воздействие существует неотрывно от нас.

Доши и гуны

Как уже говорилось выше, наши материальные тела и физиологические процессы являются результатом совместного творения всех пяти первоэлементов, объединяющихся в Доши. Также важнейшей опорой, обеспечивающей человеческую жизнь, наравне с Дошами является Ум. И если телесная составляющая нашей природы (Деха-Пракрити) обуславливается различными комбинациями Дош, то умственная (Манаса-Пракрити) - комбинациями трёх Гун (качеств материальной природы или состояний сознания, именуемых как Саттва, Раджас и Тамас).

Саттва - благостное состояние сознания, чистое, просветлённое, ясное, адекватное.

Раджас - страсть, активность, возбуждённость, охваченность желанием и эмоциями.

Тамас - состояние невежества, сопровождаемое иллюзиями и ленью, застоями и деградацией.

Именно благодаря воздействию трёх Гун происходит проявление тех или иных характеристик Дош различного характера. Например, у человека, находящегося в Саттва-гуне, Вата-доша будет проявляться такими своими качествами, как ясность, тонкое восприятие, творчество, быстрота, лёгкость на подъём, непривязанность и ненавязчивость. В Раджо-гуне же раскроются такие стороны Ваты, как волнение, хаотичность, незавершённость (в мыслях, речи и делах), переменчивость и неустойчивость. Пребывание в Тамо-гуне привнесёт Вата-доше чёрствость, холодность, грубость, неуверенность, тревожность, панику, вялое пищеварение. Аналогично Саттва, Раджас и Тамас будут влиять на Питта- и Капха-доши, способствуя проявлению их качеств, ведущих соответственно к благости, страсти или невежеству как на уровне Ума, так и отражаясь на физиологии. При этом гуны Раджаса и Тамаса считаются дошами ума (так как «Доша» - ‘то, что вредит’ - может вызывать дисбалансы, и Раджас и Тамас именно к ним и приводят), а Саттва-гуна означает равновесие ума («Суддха Саттва» – ‘чистый ум’) и поэтому не является Дошей, подразумевая состояние баланса и ясности, без изъянов и загрязнений. Следовательно, при наличии дисбалансов Ваты, Питты и Капхи либо при их нежелательных проявлениях целесообразно также стремиться повысить уровень сознания, очистив его от вредоносного влияния Раджаса и Тамаса, устремляясь к Саттвичному состоянию, где будут проявляться лишь лучшие свойства Тридоша, способствуя здоровью физическому и духовному.

Достижение чистой Саттвы можно осуществить посредством Саттваваджайи - обуздания ума. Первыми шагами на пути к благостному и добродетельному сознанию будут:

На физическом уровне: правильное питание, исключающие продукты, полученные путём насилия. Например, пища из плоти животных содержит в себе все чувства страха, боли, ужаса и отчаяния, которую они испытывали в момент их убиения, и наполняет наше тело и ум энергией смерти.

На деятельном уровне: правильный распорядок дня, искренние мотивации, посвящение своей деятельности во благо всех живых существ и непривязанность к результату.

И подобно тому, как в буддизме для очищения от омрачений вводятся противоядия от основных «ядов ума» - желаний, гнева и невежества, в Аюрведе применяются «три лекарства» от загрязнений Раджасом и Тамасом: различение - умение отличать плохое от хорошего, полезное от вредного; терпение - спокойное, равностное и терпимое отношение к окружению, стойкость и сила воли; и познание собственной сущности - чёткое понимание ответов на вопросы: «Кто я, зачем я создан, зачем живу и зачем умираю?», стремление заглянуть внутрь себя, прекращение отождествления себя лишь со своим телом и осознание своего единства с Творцом.

Обретению состояния благостности, чистоты, ясности и адекватности Саттвы способствует соблюдение принципов, предписанных на пути йоги, - фундаментальных основ Ямы и Ниямы вкупе с работой над своим физическим и тонким телом посредством асан хатха-йоги, практики пратьяхары (концентрации) и медитации, позволяющих поднять энергию на более высокий уровень и подчинить свой ум. Следование же своей природе, понимание качеств Дош и поддержание их в балансе, несовершение неверных поступков и действий, противоречащих божественным законам, помогает обрести здоровое человеческое тело - нашу временную оболочку, создающуюся пятью первоэлементами и разрушающуюся ими же, управляемую и поддерживаемую Дошами и ими же караемую, служащую нам нашим инструментом для исполнения своего предназначения в этой жизни.

Основополагающим в аюрведе является учение о дошах. Доши — это индивидуальный тип конституции. Различается три основных, чистых доши: вата, питта и капха, и четыре смешанных: вата-питта, вата-капха, питта-капха и вата-питта-капха. Но в чистом виде доши встречаются редко, тем более, если нарушен баланс.

Хотите узнать свой тип доши, пройдите тест на определение доши!

После теста и определения своей индивидуальной доши, перейдите в раздел , где опубликованы все основные принципы работы с дошами. В тесте под каждым ответом три цифры: «3» — всегда, «1» — иногда, «0» — никогда.

Результаты вы увидите в виде графика, вы должны понимать, что это приблизительно. Пройти полное обследование лучше у специалиста. Но даже тест дает возможность понимание особенностей вашей конституции. В тесте 3 шкалы, и по вашим ответам будет видно, от какой доши сколько у вас процентов). Если примерно одинаковое количество баллов, то, значит, выражены все три доши в равных пропорциях. Если какая-то слишком выделяется, то она становится ведущей вашей дошей.

После теста интересно будет узнать:

  • как питаться по дошам ();
  • какие продукты в принципе несовместимы между собой (