Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Резкое ухудшение памяти причины. Ухудшение памяти

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Если задаться вопросом, а что же будет считаться нормой по ухудшению памяти и потере, то вы ни за что не ответите на него, ведь для каждого человека существует свой порог. Кстати говоря, предела у памяти нет. Есть такое понятие, как суперпамять, когда человек способен запоминать даже самые мельчайшие детали увиденного или услышанного, всего, с чем они когда-либо имел дело.

В серьезных изданиях и официальных справочниках память называют, в первую очередь, не только физиологическим явлением, но и культурным, способностью хранить и накапливать жизненный опыт. Её делят на две категории: кратковременную и долговременную, и их соотношение у каждого человека значительно различается. Например, если вы обладатель долговременной памяти, то, скорее всего, запоминание материала дастся вам нелегко, правда, спустя годы вы его с легкостью воспроизведете. Если же все наоборот, то все, что нужно, вы запомните, буквально мгновенно, но через неделю уже и не вспомните то, что когда-то знали.

Причины ухудшения памяти.

Чтобы их было проще понять, причины ухудшения памяти разделили на несколько составляющих:

  1. Те, которые связаны с поражением головного мозга, например черепно-мозговая травма, его онкологические заболевания и ;
  2. Связанные с ухудшением работоспособности других не менее важных органов;
  3. Другие неблагоприятные факторы, такие, как нарушение сна, постоянные стрессы, резкий переход к другому образу жизни, повышение нагрузок на работу головного мозга, особенно на память.
  4. Хроническое злоупотребление алкоголем, табакокурением, седативными лекарственными препаратами и тяжелыми наркотиками.
  5. Изменения, связанные с возрастом.
Лечение ухудшения памяти у взрослых.

Человек живет и даже не задумывается о памяти, пока не столкнется с ухудшением памяти, например, с забывчивостью и плохим восприятием информации, уменьшением объемов восприятия. Любой незначительный процесс может поставить в работе вашей памяти жирную точку.

Видов нашей памяти очень много: есть зрительная, двигательная, слуховая и другие. Кто-то хорошо запоминает, если слышит материал, а кто-то, если видит. Кому-то проще написать и запомнить, а кому-то представить. Вот такая разная бывает наша память.

Наш мозг подразделен на зоны, каждая из которых отвечает за какую-то функцию. К примеру, за слух и речь – височные отделы, за зрение и пространственное восприятие – затылочно-теменные, за движения рук и речевого аппарата – нижнетеменные. Есть такая болезнь – астереогнозия, которая возникает при поражении как раз таки нижнетеменной области. При её развитии человек перестает ощущать предметы.

В настоящее время научно установлено, что гормоны играют не последнюю роль в процессах нашего мышления и памяти. Эстроген, тестостерон и другие компоненты улучшают обучение, усвоение нового материала, развитие памяти, окситоцин же действует наоборот.

Заболевания, приводящие к нарушению памяти.

Проблемы с памятью возникают на почве различных заболеваний. Например, чаще всего виновниками выступают черепно-мозговые травмы, из-за которых постоянно появляются жалобы на ухудшение памяти, причем это зависит от серьезности нанесенной травмы. Также, при черепно-мозговых травмах возникает различно рода : ретроградная и антероградная. При этом пострадавший не помнит ни как получил эту травму, ни того, что было до этого. Бывает, что все это сопровождается галлюцинациями и конфабуляциями, то есть ложными воспоминаниями, которые засели в мозгу человека и были придуманы им самим. То есть, например, на вопрос, что он делал позавчера, пациент скажет, что был в опере, выгуливал собаку, но на самом деле он все это время находился в больнице, потому что очень болен. Галлюцинации же – это образы того, чего не существует.

Одной из самых распространенных причин нарушения функциональности памяти является нарушение кровообращения головного мозга. При сосудов возникает уменьшение притока крови ко всем отделам мозга, что является основным провокатором развития острого нарушения мозгового кровообращения. Любой из видов инсульта развивается в зонах головного мозга, и, поэтому к ней полностью прекращается приток крови, что очень сильно нарушает их функционирование.

Похожие симптомы ухудшения памяти, проявляются и при , одним из осложнений которого является поражение сосудов, их уплотнение и закрытие. Все эти факторы в дальнейшем приводят к поражению не только головного мозга, но и остальных немаловажных органов.

Такие очень известные заболевания, как воспаление оболочек мозга – и воспаление вещества мозга – , отражаются на всей работе этого органа. А возникают они из-за поражения нервной системы различными вирусами и бактериями. Хорошо еще, что эти заболевания при своевременном обращении в больницу излечимы.

Правда, такое не скажешь о заболеваниях, передающихся по наследству, одним из которых является болезнь Альцгеймера. Чаще всего она встречается у людей пожилого возраста 70-80 лет и характеризуется снижением интеллекта и потеря памяти вплоть до потери ориентации на местности. Начинается она незаметно, но как только вы заметите, что ухудшается память и внимание начало снижаться – обратитесь к врачу, ведь это может быть именно она. Человек не помнит последних событий, начинает грезить прошлым, становится трудным и эгоистичным человеком, над ним царит апатия. Если ему не предоставить нужное лечение, то он полностью перестанет ориентироваться, не узнает свою семью и даже не сможет произнести какое сегодня число. По медицинским исследованиям установлено, что в основном Альцгеймер передается по наследству. Она не излечима, но если пациенту предоставить нужное лечение и уход, то её процесс будет протекать без последствий и осложнений, тихо и ровно.

Ухудшиться память может и из-за заболевания щитовидной железы, то есть из-за нехватки йода в организме. У человека появится склонность к полноте, апатии, депрессивному состоянию, раздражительности и отекам мышц. Чтобы этого избежать, нужно правильно питаться, употреблять больше йодсодержащих продуктов, морепродукты, хурму, морскую капусту, твердый сыр и, конечно, молочные продукты и орехи.

Но не всегда забывчивость стоит приравнивать к заболеваниям памяти, ведь иногда человек осознанно хочет и старается забыть тяжелые моменты его жизни, неприятные и трагические события. Это своеобразная защита человека, и этого не стоит пугаться.

Когда человек вытесняет из памяти неприятные ему факты – это репрессия, когда считает, что ничего не происходило – это отрицание, а когда свои отрицательные эмоции он вымещает на другом объекте – это замещение, и всё это основные механизмы защиты человеческого разума. К примеру, после неприятностей на работе, муж приходит домой и вымещает свою раздражительность и злобу на любимой жене. Считать такие случаи проблемами с памятью можно только тогда, когда это происходит постоянно, изо дня в день. К тому же, забытые отрицательные эмоции, которые вы не высказывали, а подавили в себе, в конечном итоге превратятся в и длительную депрессию.

Перед тем, как начать лечить ухудшение памяти , нужно сперва понять, какая болезнь вызвала этот процесс. Лекарственные препараты желательно применять только по назначению врача, но ни как ни самостоятельно.

Могут применяться физиотерапевтические методы, например электрофорез с введением через нос препарата глютаминовой кислоты.

Для пациентов с ухудшением памяти также успешно применяется психолого-педагогическое лечение. Педагог помогает и заново учит больного запоминать, при этом в процесс участвуют только здоровые зоны головного мозга. К примеру, если пациент не может запомнить произнесенные вслух фразы, то, если он мысленно представит этот образ, сможет запомнить хоть целый текст. Правда, это очень долгий и трудоемкий процесс, работа над собой, которая подразумевает не только запоминание с помощью других возможностей, но и доведение этого приема до автоматизма, когда пациент уже не будет задумываться, как ему это сделать.

Резкое ухудшение памяти – это вовсе не болезнь, а предупреждающий симптом, говорящий о том, что у вас есть другое, более серьезное заболевание, которое стоит выявить и начать лечить. Тем более, это мешает человеку жить полноценной жизнью и отделяет его от общества, ухудшает адаптивные свойства и функции.

Если у вас выявили нарушения памяти, то медики, скорее всего, выпишут вам ноотропные препараты, которые вы будете принимать. Например, препарат из новой серии лекарств, принадлежащий группе ноотропов – Ноопепт . В его состав входят важнейшие для организма человека аминокислоты – дипептиды, которые, воздействуя на нейроны коры головного мозга, помогают восстановить память и улучшить концентрацию внимания. Этот лекарственный препарат действует на все стадии восстановления и улучшения памяти: на начальную обработку информации, её обобщение и извлечении. Также он повышает устойчивость организма человека к таким поражающим факторам, как алкоголь, наркотики, табак, повреждения головы и различные травмы.

На видео: Улучшение памяти и внимания. Как восстановить и улучшить память?

К какому врачу обратиться при ухудшении памяти.

Если вы заметили у себя или своих близких симптомы ухудшения памяти , похожие на описанные выше, то вам следует обратиться к , нейропсихологу или терапевту, которые проведут специальные обследования. Если вы не хотите дожидаться врачебного вердикта, то можете начать действовать сами. Уже давно известно, что основная причина жалоб – это не нарушение памяти, а обычное отсутствие должного внимания, когда доносимая информация запоминается мимолетно и не воспринимается всерьез. Такие проявления невнимания обычно свойственны уже пожилым людям, хотя, конечно, встречаются и у молодых. Чтобы побороть этот синдром, нужно постоянно работать над собой и тренироваться, фокусируя свое внимание на важных деталях, записывая события, ведя дневник и научившись вести подсчеты в уме.

Этот метод очень популярен и дословно описан в книге американского профессора Лоуренса Катца . По его словам, данные методики активизируют работу всех отделов мозга, развивают память, внимание и творческое начало .

Вот некоторые из описанных в книге упражнений по улучшению памяти:

  1. Привычные дела нужно выполнять с закрытыми глазами, а не с открытыми;
  2. Если вы левша, то выполняйте все дела правой рукой, если же правша – то наоборот, например, если вы писали, чистили зубы, гладили, рисовали левой рукой, то начните это выполнять правой, уверяем, вы сразу почувствуете результат;
  3. Выучите шрифт Брайля, то есть систему чтения для слепых или же постигайте азы языка жестов – это вам пригодится;
  4. Печатайте на клавиатуре с помощью всех пальцев обоих рук;
  5. Научитесь какому-нибудь виду рукоделия, например вязанию или вышивке;
  6. Говорите на незнакомых языках и учите их как можно больше;
  7. Различайте монеты на ощупь и определяйте их достоинство;
  8. Читайте о том, чем никогда не интересовались.
  9. Ходите в новые места, заведения, театры, парки, знакомьтесь с новыми людьми, больше общайтесь.

Вот в принципе и все, что вам нужно знать о коварном ухудшении памяти, лечении и симптомах этого заболевания. Соблюдайте эти правила, знайте как улучшить память и будьте здоровы!

Презентация на тему “Расстройства памяти и интеллекта”

Какой бывает память? Почему одним дается феноменальная способность запоминать огромные массивы информации, а другие не в состоянии удержать в памяти только что прочитанную заметку? Способность к сохранению знаний во многом зависит от образа жизни и возраста.

Память – это психическая функция, вид умственной деятельности человека. Благодаря ей он способен накапливать, сохранять и при необходимости воспроизводить информацию, получаемую с помощью органов слуха, зрения, обоняния и осязания. Согласно исследованиям, большая часть информации поступает с помощью зрения. Второе место в запоминании информации отводится органам слуха.

Любопытно, что в памяти человека может храниться не только информация, но и эмоции.

Известный герой детективов Шерлок Холмс охарактеризовал память так: «…человеческий мозг – это … пустой чердак, и вы его должны заполнить выбранной мебелью. Ошибочно думают, что у него эластичные стены. От нее зависит, как скоро наступит время забывания того, что вы знали раньше, при каждом новом поступлении информации».

Учитывая же современные достижения в области информационных технологий, нашу память можно сравнить с персональным компьютером, пользователями которого являемся мы сами.

По аналогии, информация из вводного устройства (это зрение, слух, осязание и обоняние) попадает на жесткий диск оперативной памяти, откуда при необходимости она извлекается и возвращается обратно. Роль процессора выполняет мозг, где происходят мыслительные процессы и обработка информации. А файлы, папки и ярлыки похожи на то, как хранится информация в нашей памяти.

Как идет развитие памяти?

Человек обладает памятью с самого рождения, однако ее пока еще можно назвать бессознательной. Затем появляется моторная (двигательная) и аффективная (эмоциональная) память. В возрасте 8-9 месяцев подключается интеллект, и механическая память постепенно вытесняется логической. Логическая память 3-4-летнего малыша имеет довольно простые формы и окончательно развивается к подростковому возрасту.

В детстве человек воспринимает события ярко и насыщенно, поэтому и память в детстве острее, и детские воспоминания, как правило, самые прочные.

У взрослого человека, в зависимости от продолжительности запоминания определенного количества информации память бывает сенсорная, кратковременная и долговременная.

Сенсорная память – мгновенная. На нее реагируют органы чувств, и сохраняет такая память ощущения.

При кратковременной памяти человек может быстро запомнить небольшое количество информации, но он так же быстро ее забывает. Например, человек с такой памятью способен за несколько секунд запомнить номер чужого телефона, но набрав его, тут же забыть.

Люди с долгосрочной памятью запоминают новую информацию медленно, но хранят в памяти долго.

Некоторые люди (их очень мало) обладают феноменальной памятью. Причем наличие такой памяти не является признаком их высоких умственных способностей. Человек с прекрасной памятью может слово в слово воспроизвести прочитанный отрывок текста, не всегда понимая его смысл.

Американец по имени Ким Пик родился со множеством серьезных неврологических расстройств, из-за чего начал ходить только к 4 годам. Зато к 7 годам он знал наизусть Библию, а в старшем возрасте запоминал до 98% прочитанного текста, за что его в шутку называли «Ким-пьютер».

Что значит плохая память?

Показателями эффективности памяти являются объем запоминаемой информации, продолжительность хранения, готовность, быстрота и точность воспроизведения. Проще говоря, если человек не может удержать в памяти или быстро вспомнить даже небольшой объем новой информации, он может пожаловаться, что у него плохая память.

Почему ухудшается память?

В соответствии с исследованиями, память человека примерно до 25 лет улучшается, и в это время он способен усвоить наибольшее количество новой информации. Далее у здоровых людей память остается неизмененной, а с возрастом постепенно ухудшается. Обычно это происходит на седьмом десятке лет.

Таким образом, одна из причин ухудшения памяти – старение. Чем старше человек, тем труднее ему овладеть новыми навыками. То, что легко дается в молодости, в старости для большинства людей становится затруднительным. Считается, что возрастное ослабление памяти – явление, естественное при старении, которое происходит из-за некоторых изменений мозга.

У пожилых людей обычно снижается кратковременная память, из-за чего ухудшаются их способности к обучению. Подобное ухудшение памяти в преклонном возрасте не отражается на уже имеющихся у них навыках, и его называют забывчивостью пожилых. Такая забывчивость не является признаком серьезной болезни.

В то же время прогрессирующее ухудшение памяти – один из первых симптомов такого серьезного заболевания, как деменция, или снижение познавательных функций. Потерю памяти приравнивают к безумию, что на латинском и означает – «деменция».

Деменция развивается медленно – в течение 10-12 лет человек может не замечать у себя признаков этого заболевания. И деменция не является естественным этапом старения.

Человек, страдающий деменцией, утрачивает способность не только запоминать новую информацию, - он забывает все то, что знал раньше. Сначала из его памяти уходят события ближайших прошедших дней, месяцев, а затем и лет. Одна из форм деменции – болезнь Альцгеймера.

Людей, страдающих деменцией, от забывчивых отличает то, что забывчивые люди не могут вспомнить детали какого-то события. В то время как больные деменцией могут полностью забыть само недавнее событие.

Деменция с потерей памяти может развиться и у молодых людей вследствие тяжелой черепно-мозговой травмы, отравления токсическими веществами (например, угарным газом).

К патологическим причинам нарушения памяти относятся болезнь Паркинсона и рассеянный склероз, которые связаны с заболеванием центральной нервной системы.

Вызывают нарушение мозговой деятельности и, соответственно, ухудшение памяти заболевания щитовидной железы, туберкулез легких, печеночная и почечная недостаточность, гипертония, сахарный диабет.

Свойство ухудшать память имеют и некоторые лекарственные препараты (обезболивающие, антидепрессанты) – таково их побочное действие.

Длительная алкогольная интоксикация, курение, наркотики также могут стать причиной ослабления памяти. Влияют на нее и затяжные депрессии, частые стрессы, нарушение сна, резкая смена образа жизни.

Однако в последние годы на плохую память все чаще жалуются молодые люди, не имеющие никаких серьезных заболеваний. Все больше таких жалоб можно услышать и от детей-школьников, и от студентов, которым на запоминание нового материала приходится затрачивать больше времени, нежели предполагалось. Нередко жалобы на плохую память сопровождаются и другими симптомами – быстрая утомляемость, бессонница, головные боли, апатия, раздражительность, отсутствие аппетита и т. п. В этом случае причиной может быть общее переутомление организма.

Резко ухудшается память и при информационных перегрузках, которые довольно часто испытывают современные дети. Особенно если они находятся в плохо проветренных помещениях, мало бывают на свежем воздухе и ведут малоподвижный образ жизни. В этом случае их мозг будет испытывать недостаток кислорода.

Мозг человека на треть составляют жирные кислоты. Их источниками являются рыбий жир, морепродукты, растительные масла, орехи. Мозг любит также углеводы, содержащиеся в крупах, овощах, сладких фруктах – это так называемые «медленные» углеводы. Они, в отличие от «быстрых» (сахар, мучные изделия) усваиваются не сразу, а в течение всего дня. «Быстрые» же углеводы усиливают умственную активность мгновенно, но ее так же быстро сменяют усталость и ухудшение памяти.

Таким образом, хроническая нехватка в рационе продуктов, содержащих аминокислоты, а также витамины, особенно группы В, нередко служит причиной ослабления памяти.

Друзья, добрый день! Сегодня речь пойдет о плохой памяти и о том, что делать, чтобы ее улучшить. Какие витамины от рассеянности и невнимательности можно принимать. Работа мозга — основа полноценного жития , способности воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на происходящее вокруг.

Забывчивость и рассеянность — это не страшно конечно же, но всегда неприятно. И у меня тоже бывает такое, что пойдешь по какому-то делу, а в итоге что-то забудешь дома. Или еще смешнее. Вознамеришься прогуляться за травами, а нож дома забудешь.


И как-то грустно, а порой смешно от таких казусов. И на бумажку записываешь, а все без толку. Забывчивость это не серьезное явление, это даже не заболевание. Скорее признак нетренированного мозга.

Есть конечно старческая забывчивость , обусловленная уже возрастными изменениями в голове. Бывают даже серьезные провалы в памяти, когда человек забывает как зовут его или его родных. Это чаще всего происходит после инсультов. Такие случаи сегодня мы рассматривать не будем.

Ухудшение памяти связано напрямую с тренировкой мозга . Хоть мозг наш и не мышца, но требует к себе повышенного внимания. Он поддается тренировке и способен запоминать и хранить в себе поистине бесчисленное количество информации. Как же его натренировать? Какие вещества улучшают память?

Вода для мозга

Обезвоживание мозга - одна из причин его расстройств. Мы не замечаем, как теряем жидкость. А она крайне важна для полноценного функционирования этого органа. Утомления и снижение памяти напрямую связано с обеспеченностью мозга водой. Выпивайте в день как минимум семь стаканов воды в чистом виде, не в чаях и не в виде каких-то смешанных жидкостей.

Витамины группы B

В вашем рационе должны обязательно присутствовать витамины группы B, такие как B6 и B12. А также тиамин и ниацин . Данные вещества благотворно влияют на восстановление и функционирование тканей мозга.

Если у вас плохо с памятью и проявляется рассеянность, то кушайте бананы . В этих фруктах много витаминов B6, а также других полезных веществ. И еще: вы когда нибудь видели обезьяну с провалами памяти?

Также хорошим поставщиком витаминов этой группы можно назвать цельнозерновые продукты . А особенно проростки пшеницы и ржи.

Исключите насыщенные жиры из рациона

Все насыщенные жиры закупоривают артериальный просвет, а это значит, что мозг и сердце получают значительно меньше крови, и, соответственно, кислорода. Насыщенные жиры мы получаем из сливочного масла, а также, что более опасно - из трансжиров.


Трансжиры мы получаем в готовой выпечке - печенье из магазина и всякой кондитерии. А также исключите маргарин - это вообще медленное самоотравление.


Лучшее мясо - рыба

Два или три раза в неделю кушайте рыбную продукцию. Тунец, лосось, сельдь и скумбрия богаты омега-3 жирными кислотами. Эти вещества благоприятным образом, косвенно, через очищение сосудов, виляют и на мозговую деятельность.

Принимайте поливитамины

В них должны присутствовать витамин B12, а также фолиевая кислота. Именно эти два компонента ответственны в большей степени за память. Даже совсем небольшой дефицит этих витаминов приводит к ухудшению внимания и рассеянности.

Расшевелите свои извилины

Чем больше мы тренируем мозг, тем лучше он работает, даже несмотря на недостаток каких-то веществ. Это парадокс, но именно так и происходит. То есть, он как-бы мобилизуется и все-таки работает. Лучше, конечно, когда ему еще и должная подпитка обеспечивается.

Решайте кроссворды, различные ребусы и головоломки . Читайте развивающую литературу. Учите иностранные языки. Люди с высоким уровнем интеллекта гораздо реже страдают от проблем с памятью.

Препараты женьшеня

Очень хорошо влияют на мыслительную активность мозга. Можно приобрести в аптеках настойку корня. Инструкцию читайте и используйте это снадобье в целях улучшения памяти.

У меня есть знакомый, который может прислать настоящий китайский настой женьшеня. Если будет интерес, то пишите на мою почту [email protected]

Трава щитолистника азиатского или готу-кола

Издавна используется в Азии для улучшения способностей интеллекта, если память стала хуже, то люди принимают препараты готу колы или же просто добавляют листву в салаты. Это растение у них там продается на всех овощных рынках, как приправа.

Также можно приобрести в аптеках в виде экстракта и порошка. Люди стали использовать этот препарат после того, как наблюдали за слонами. Те кушали траву и становились заметно сообразительнее.

Стимулирующая сила кофе

Как ни странно, кофе может оказывать и положительное воздействие. Только пить надо зерновой кофе, а не химическую отраву в виде порошка. Сами дома смолите и сварите.

Я пью каждое утро — на два стакана воды чайную ложку кофе без горки завариваю . Заливаю холодной водой перемолотый порошок и ставлю на небольшой газ. Довожу до кипения и сразу же снимаю. Настаиваю еще минут 5 и пью с медом вприкуску.

Отлично повышает работоспособность и мысли упорядочивает. Пожилым людям особенно полезно для мозга . Например афонские старцы до глубокой старости сохраняют ясный ум и крепкую память. В день они выпивают до 5 чашек кофе. Нам столько не нужно конечно. Достаточно по стаканчику утром и ближе к обеду.

Препараты гинкго билоба

Ежедневно принимайте по 120 мг препаратов с содержанием гинкго билоба. Данное растение хорошо влияет на кровоснабжение мозга и улучшает поглощение им кислорода. Увеличивается работоспособность и память.

Концентрация внимания

Существуют специальные практики, направленные на концентрацию внимания. Например, созерцание свечи, желательно церковной, так как сила веры особенно помогает. Я исповедую Православие, поэтому акцент делаю именно на христианских ценностях.

Итак, зажгите свечу или лампадку, и повторяя Отче Наш смотрите непрерывно а пламя. Для начала практика должна длиться минут 5, а затем можно постепенно доводить до получаса. Ваше внимание и концентрация значительно улучшатся.

Нарушение памяти — это патологическое состояние, характеризующиеся невозможностью полноценно запоминать и пользоваться полученной информацией. По статистике, разной степенью выраженности нарушениями памяти страдает порядка четверти населения планеты. Наиболее выраженной и чаще всего с этой проблемой сталкиваются пожилые люди, у них может возникнуть как эпизодические нарушения памяти, так и постоянные.

Причины ухудшения памяти

Факторов и причин, влияющих на качество усваивания информации довольно много, и не всегда они связаны с нарушениями, вызванными возрастными изменениями. К главным причинам можно отнести:


Ухудшение памяти у пожилых людей

Полная или частичная потеря памяти сопровождает от 50 до 75% всех людей пожилого возраста. Наиболее частая причина возникновения такой проблемы — это ухудшение кровообращения в сосудах мозга, вызванное возрастными изменениями. Помимо этого в процессе строения изменения затрагивают все структуры организма, в том числе обменные функции в нейронах, от которых на прямую зависит возможность восприятия информации. Также нарушение памяти в пожилом возрасте может быть причиной серьёзной патологией, такой как болезнь Альцгеймера.

Симптомы у людей пожилого возраста начинаются с забывчивости. Далее возникают проблемы с кратковременной памятью, когда человек забывает события, которые с ним только что произошли. Подобные состояния нередко приводят к депрессивным состояниям, страхам и неуверенности в себе.

При нормальном процессе старения организма, даже в глубокой старости не происходит потери памяти в таком объёме, что это могло бы повлиять на обычный ритм. Функция памяти снижается очень медленно и не приводит к её полной потери. Но в случаях, когда есть патологические отклонения в работе мозга, пожилые люди могут страдать от такой проблемы. В этом случае требуется поддерживающее лечение, иначе состояние может перерасти в старческую деменцию, в результате которой больной теряет возможность запоминать даже элементарные данные, необходимые в быту.

Замедлить процесс ухудшения памяти можно, но заниматься этим вопросом следует начинать заблаговременно, задолго до старческого возраста. Главной профилактикой деменции в старости считается умственный труд и здоровый образ жизни.

Нарушения у детей

Столкнуться с проблемой ухудшения памяти могут не только пожилые люди, но и дети. Это может быть связано как с отклонениями, чаще умственными, которые возникли еще в утробном периоде. Немаловажную роль при врождённых проблемах с памятью влияют генетические заболевания, в частности синдром Дауна.

Помимо врождённого дефекта, могут быть и приобретённые нарушения. Причиной их становятся:


Проблемы кратковременной памяти

Наша память состоит из кратковременной и долговременной. Кратковременная позволяет нам усваивать информацию, которую мы получаем в данный момент, такой процесс длится от нескольких секунд до суток. Кратковременная память имеет небольшой объём, поэтому в течении непродолжительного периода времени, мозгом принимается решение переместить полученную информацию в долгосрочное хранилище или стереть за ненадобностью.

Например, информация о том, когда вы переходите дорогу и смотрите по сторонам, видите машину серебристого цвета, движущуюся в вашу сторону. Эта информация важна ровно до тех пор, пока вы не перешли дорогу, чтобы остановиться и подождать пока проедет автомобиль, после же надобности в этом эпизоде нет, и информация стирается. Другая ситуация, когда вы познакомились с человеком и узнали его имя и запомнили общий его облик. Эта информация останется в памяти на более длительный период, на сколько именно будет зависеть, придётся ли вам ещё раз видеться с этим человеком или нет, но сохраняться даже при разовой встречи она может годами.

Кратковременная память уязвима и первая страдает при развитии патологических состояний, способных повлиять на неё. При её нарушениях снижается обучаемость человека, наблюдается забывчивость и невозможность сконцентрироваться на том или ином объекте. При этом человек может хорошо помнить, что с ним произошло год и даже десятилетие назад, но не может вспомнить, что он делал или о чем думал пару минут назад.

Кратковременные провалы в памяти зачастую наблюдаются при шизофрении, старческой деменции и при употреблении наркотических веществ либо алкоголя. Но могут быть и другие причины такого состояния, в частности опухоли в мозговых структурах, травмы и даже синдром хронической усталости.

Развиться симптомы нарушения памяти могут как мгновенно, например, после полученной травмы или возникать постепенно в результате шизофрении или возрастных изменений.

Память и шизофрения

Больные шизофренией в своём анамнезе имеют много нарушений со стороны расстройств интеллектуальных способностей. Органические поражения структур мозга отсутствуют при шизофрении, но, несмотря на это с течением болезни развивается слабоумие, которое сопровождается, потеряй кратковременной памяти.

Помимо этого у людей с шизофренией нарушается ассоциативная память и возможность концентрации внимания. Всё зависит от формы шизофрении, во многих случаях память сохраняется длительное время и её нарушения наступают спустя года и даже десятилетия на фоне развившегося слабоумия. Интересный факт при этом, что люди больные шизофренией имеют как бы «двойную память», они могут напрочь не помнить определённых воспоминаний, но, несмотря на это отчётливо помнить другие эпизоды из жизни.

Память и инсульт

В случае с инсультом, когда происходит закупорка тромбом сосудов головного мозга, страдают многие
функции. Зачастую из последствий после такого состояния выделяют провалы в памяти и двигательные и речевые нарушения. После такого состояния люди, могут остаться парализованными, отнимается правая или левая часть тела, происходит искажение мимики лица, из-за атрофии нервных окончаний и многое другое.

Относительно памяти, в первое время после инсульта может наблюдаться полная амнезия на все события, происходившие до начала заболевания. При обширных инсультах может наблюдаться тотальная амнезия, когда больные не могут узнать даже самых близких им людей.

Как правило, несмотря на всю серьёзность патологии, при правильной реабилитации, память у больного в большинстве случаев возвращается, практически полностью.

Терапевтические действия

Потеря памяти или её ухудшение — это всегда вторичный процесс, вызванный тем или иным патологическим процессом. Поэтому для того, чтобы назначить соответствующее лечение, следует изначально выявить причину, которая привела к таким последствиям и лечить непосредственно её. Дальнейшая коррекция памяти происходит уже на фоне лечения основного заболевания. Для восстановления функций памяти требуется:

  • лечение первичного заболевания;
  • медикаментозная терапия для улучшения мозговой деятельности;
  • сбалансированное питание;
  • отказ от вредных привычек;
  • выполнение специальных упражнений, направленных на развитие памяти.

Из медикаментозного лечения для улучшения мышления и метаболизма мозга назначают ноотропные препараты. Наиболее распространённым медикаментом из ноотропов является пирацетам. Из растительных средств применяют билобил, он косвенно воздействует на метаболизм в мозге и, как правило, хорошо переносится.

Рацион должен быть составлен таким образом, чтобы в нём было достаточное количество кислот, витамина группы В, а также магния.

Обратите внимание! При любых патологических изменениях, назначать лечение должен только врач, неконтролируемый приём ноотропных препаратов может усугубить ситуацию.

Если вы хотите сохранить хорошую память на долгие годы и даже в поздней старости не ощущать дискомфорта связанного с чрезмерной забывчивостью, важно еще с юности заниматься этим вопросом. Соблюдая здоровый образ жизни, следя за своим рационом, достаточным сном, отказавшись от вредных привычек и занимаясь самообразованием можно добиться значимых результатов относительно улучшения не только памяти, но и мышления, внимания и интеллекта.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Память и воспоминания