Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Как получить технические средства реабилитации для инвалида

Судебная практика и законодательство - Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 18.11.2017) <О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду>

Изменение содержания подпункта 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", ранее предоставлявшего инвалидам войны возможность бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, не означает прекращение обеспечения их зубными протезами. Согласно статье 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в состав технических средств реабилитации включены протезные изделия, которые, как следует из его статей 9 и , предоставляются инвалидам в рамках индивидуальной программы реабилитации, разработанной для них федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Утвержденный во исполнение статьи 10 названного Федерального закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, содержит указание на протезы, одним из видов которых являются зубные протезы. Следовательно, инвалиды любой категории могут обеспечиваться ими бесплатно в рамках индивидуальной программы реабилитации, что подтверждается письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2005 года N 18-11603.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ (TCP)

М.А. Дымочка, О.С. Андреева andreeva@jbmse. msk.ru ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», г. Москва

Ключевые слова: технические средства реабилитации, Федеральные нормативные акты, инвалид, индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Резюме: Статья посвящена основным правовым актам Федерального уровня, регулирующим вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

В системе мер, способствующих интеграции инвалидов в семью и общество, важное место занимают технические средства реабилитации. К этим средствам относятся устройства, которые благодаря специальным свойствам обеспечивают компенсацию или устранение ограничений способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

В последние годы государство основным направлением своей политики в области социальной защиты инвалидов считает их реабилитацию, в том числе с помощью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (TCP). Обеспечение полной и эффективной реализации указанной политики осуществляется с помощью не только экономических, финансовых, социальных мероприятий, но и с помощью разрабатываемых как на федеральном уровне, так и в регионах, нормативных актов, придающих государственной политике в этой области правовой характер. Правовая база в указанной области общественных отношений содержит различные по юридической силе источники права, начиная с законов и кончая ведомственными нормативными актами. При этом приоритетными являются нормативные акты федерального уровня, определяющие основные направления в области организации и содержания реабилитации инвалидов и, в частности, обеспечения их TCP.

К числу таких нормативных актов, прежде всего, следует отнести Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый 24 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) Этот Закон является первым кодификационным актом в этой области в Российской Федерации. В указанном Законе по-новому определено понятие «инвалид», закреплены на законодательном уровне понятия «ограничение жизнедеятельности», «социальная защита инвалида», а также «реабилитация инвалидов»; установлены правила реабилитации инвалидов, в том числе впервые закреплены обязанности за соответствующими органами разрабатывать индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР) с целью интеграции в семью и общество; определены разнообразные виды и формы обеспечения жизнедеятельности инвалидов, помогающие им стать полноправными членами общества.

Принимая во внимание внесенные в Закон изменения и дополнения (установленные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), можно сказать, что в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов TCP содержатся во многих разделах Закона, в том числе, касающихся вопросов образования, социально-бытового обслуживания инвалидов, трудового устройства и т.д. Так, например, в соответствии со ст. 9 Закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами TCP, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и для пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. В соответствии со ст. 10 Закона «государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятии, получение TCP, предоставляемых инвалидам за счет средств федерального бюджета».

В соответствии с этой статьей к TCP относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Указанная статья определяет виды TCP инвалидов. Ими являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное н спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Согласно рассматриваемой статье, решение об обеспечении инвалидов TCP принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Кроме того, в ст. 11.1 предусматриваются также вопросы финансирования обеспечения инвалидов TCP, включенными в Федеральный перечень. Оно должно осуществляться за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. TCP, предусмотренные ИПР инвалидов, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Дополнительные средства для финансирования расходов, не предусмотренные настоящей статьей, могут быть получены из иных, не запрещенных законом источников.

TCP предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов TCP определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В статью 11.1 вышеуказанного Закона Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 355-ФЗ « О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были внесены следующие изменения: часть 16 изложена в следующей редакции: «Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержать и ветеринарное обслуживание собак-проводников устанавливается в размере 17420 рублей»; статья дополняется частями 17 и 18 следующего содержания: «Размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличивается (индексируется) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на следующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) указанной ежегодной денежной компенсации принимается Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников определяется Правительством Российской Федерации».

Во исполнение статьи 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Этот перечень состоит из 3-х разделов: реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, услуги. Раздел «Технические средства реабилитации» включает: трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни; кресла-коляскн с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные; протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы; ортопедическую обувь; противопролежневые матрацы и подушки; приспособления для одевання, раздевания и захвата предметов; специальную одежду; специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения; собак-проводников с комплектом снаряжения; медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; сигнализаторы звука световые и вибрационные; слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления; телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами; телефонные устройства с текстовым выходом; голосообразующие аппараты; специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники); абсорбирующее белье, памперсы; кресла-стулья с санитарным оснащением.

Раздел «Услуги» включает: ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации); предоставление услуг по сурдопереводу.
Выбор для инвалида TCP (его типа и вида), входящего в вышеуказанный перечень, осуществляется специалистами бюро МСЭ при формировании ИПP, при этом они должны руководствоваться медицинскими показаниями и противопоказаниями, а также наличием у инвалида соответствующих ограничений жизнедеятельности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № 1980-р в данный раздел Федерального перечня были внесены изменения, заключающиеся в замене наименования технического средства реабилитации «подгузники» вместо «памперсы».

Данная классификация изложена в виде таблицы, которая содержит следующие графы: 1 - пункт раздела «Технические средства реабилитации» федерального перечня; 2 - номер вида технического средства реабилитации; 3 - вид технического средства реабилитации; 4 - наименование технического средства реабилитации (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет. Размер компенсации определяется путем сопоставления: наименования TCP, указанного в 4-м разделе, с видом TCP, указанным в 3-ем разделе. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1665н в пункт 8 данной классификации были внесены изменения и дополнения, касающиеся видов протезно-ортопедических изделий.

Утверждены сроки пользовании TCP, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены (утратил силу аналогичный приказ Минздравсоцразвития России от 07.05.2007 г. № 321). В данном приказе сроки пользования соотнесены с видами и номерами видов TCP федерального перечня, изложенными в вышеприведенной классификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 708 были утверждены правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (в ред. от 21.12.2011 г.).

Порядок предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 608; (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 г. № 264).

В ряд актов Правительства Российской Федерации (в Положение о Мннздравсоцразвития РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321; в Правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, в Правила предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет федерального бюджета; в Правила обеспечения инвалидов TCP) были внесены изменения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2011 г. № 264.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» все мероприятия реабилитационного характера (в том числе обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) должны найти отражение в ИПР.

В настоящее время форма ИПР, выдаваемая федеральными учреждениями МСЭ, утверждена (в ред. Приказа Мннздравсоцразвития РФ от 16.03.2009 г. № 116н).

Для обеспечения качества, надежности, безопасности предоставляемых инвалидам и ветеранам технических средств реабнлнтащш и протезно-ортопедических изделий в Российской Федерации приняты государственные стандарты.
Важнейшее значение имеет ГОСТ Р51079-2006 (ИСО 9999:2002) «Технические средства реабилитации люден с ограничениями жизнедеятельности. Классификация», который содержит реестр и классификацию технических средств реабилитации индивидуального пользования. В стандарте предусмотрена 3-х ступенчатая иерархическая классификация технических средств с цифровой системой кодирования.
Классификация включает:
класс 04 - средства медицинской реабилитации;
класс 05 - средства обучения (тренировки) навыкам;
класс 06 - аппараты ортопедические и протезы;
класс 09 - средства для самообслуживания и индивидуальной защиты;
класс 12 - средства для самостоятельного передвижения;
класс 15 - средства для домоводства;
класс 18 - домашние принадлежности и приспособления;
класс 21 - средства связи, информации и сигнализации;
класс 24 - средства для обращения с предметами, бытовыми приборами и аппаратурой;
класс 27 - средства и оборудование для улучшения окружающей среды, приборы и механизмы;
класс 30 - средства для досуга (отдыха).

Следует сказать, что, учитывая повышенное внимание со стороны общества к проблеме реабилитации инвалидов и к той ее части, которая касается обеспечения их техническими средствами, в перспективе правовая база в этой области, несомненно будет развиваться.

Библиография:
1. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.11.2010 г. № 1980-р), утвердившее Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду.
3. (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 г. № 264) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
4. «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченное за счет собственных средств услуги по их ремонту.
5. «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак проводников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2011 г. №22161).
6. Постановление Правительства РФ от 08.04.2011 г. № 264 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации»
7. Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 № 1060 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 708».

Подробности Опубликовано: 09.09.2015 19:30 Просмотров: 2781

Продолжение

Примером, наглядно характеризующим качество предоставляемых людям с инвалидностью ТСР, является обращение матери ребенка с инвалидностью П., поступившее в организацию «Инватур» в конце 2014г. Вот цитата из ее письма: «В октябре мы заказали одну пару зимней обуви. Спустя полтора месяца мне позвонили и сообщили, что обувь готова. Мы забрали обувь, но моя дочь не может в ней ходить.

Я хочу пожаловаться на качество обуви, сшитой для моей дочери. Самый главный недостаток - это плоская подошва, без протекторов. По моему мнению, это недопустимая характеристика для зимней обуви. Моя дочь, которая ходит только с моей поддержкой, в ботинках производства Протезно-ортопедического предприятия не смогла передвигаться вообще, подошва просто скользила по снегу, ноги у ребенка разъезжались в разные стороны - и это на снегу, а в нашей местности вообще-то и гололед часто бывает. Мех в ботинках искусственный. Вероятно, ботинки шились из того, что осталось на предприятии, выбора цвета нам не предоставили, сшили серые ботинки с розовыми вставками. Кожа розового цвета уже вытерлась, хотя девочка надевала обувь только один раз».

После получения этого обращения юристами «Инватур» было подготовлено обращение в Нижегородское региональное отделение ФСС РФ с просьбой дать оценку соответствия предоставленной ортопедической обуви, предъявляемым требованиям. В ответе регионального отделения ФСС указывалось, что при заключении Государственного контракта по обеспечению сложной ортопедической обувью инвалидов предприятие-изготовитель предоставило копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия, подтверждающие качество своей продукции. При этом в случае нарушения прав в результате предоставления ТСР ненадлежащего качества, их защита осуществляется в порядке, установленном законодательством о защите прав потребителя. На это указывается в частности в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" ,

Права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации товары или услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей. Требования могут быть предъявлены к изготовителю (продавцу) этих товаров, исполнителю услуг. Претензия с приложением вышеуказанного ответа была направлена изготовителю, после чего недостатки были устранены в кратчайшие сроки путем изготовления новой пары сложной ортопедической обуви.

Процедура получения качественных ТСР нередко требует от самого человека с инвалидностью знания характеристик ТСР, а также правовой осведомленности.

В течение 2014г. юристы «Инватур» неоднократно предоставляли юридические консультации по вопросам получения дорогостоящих колясок для детей с ДЦП, слуховых аппаратов и других ТСР на основе мониторинга и анализа информации о закупках, производимых региональным отделением ФСС РФ. Во многих случаях это позволяло гражданам относительно безболезненно добиваться получения указанных ТСР.

Так, в июле 2014г. в организацию «Инватур» обратилась мать ребенка с инвалидностью Е. В связи с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности. Вызванными ДЦП, ее 11-летний сын, не мог пользоваться колясками, массово предоставляемыми организациями, отобранными фондом социального страхования на конкурсной основе. После анализа поступившего вопроса и информации. Содержащейся на сайте Нижегородского РО ФСС РФ перед органами БМСЭ был поставлен вопрос о корректировке ИПР ребенка. В результате в программу реабилитации были внесены характеристики, позволившие специалистам ФСС сформировать техническое задание и приобрести коляску. Необходимую ее сыну. В общей сложности процесс корректировки ИПР и получения ТСР занял около 4 месяцев. Для получения технических средств реабилитации, которые удовлетворяли бы индивидуальные потребности человека с инвалидностью и в максимальной степени компенсировали его ограничения жизнедеятельности необходимо прежде всего добиться внесения соответствующих рекомендаций в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). Для этого перед составлением ИПР необходимо получить рекомендации специалистов о том, что человеку с инвалидностью необходимы, к примеру, слуховой аппарат или коляска, обладающие конкретными характеристиками. Нужно попросить лечащего врача, оформляющего направление на медико-социальную экспертизу, включить указанную информацию в этот документ. Как правило. Марка ТСР не указывается в ИПР, однако правовых препятствий к включению в Ипр его конкретных характеристик нет. Более того, как показывает практика во многих случаях это просто необходимо, но зачастую, проблематично!

В случае отказа специалистов бюро МСЭ сделать это рекомендуем вам не подписывать индивидуальную программу реабилитации. В месячный срок с момента принятия решения вы можете обратиться в Главное бюро МСЭ по вашему региону, а в случае несогласия с решение Главного бюро в Федеральное бюро МСЭ.

Согласно п.5 постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, Территориальный орган ФСС в 15-дневный срок, с момента поступления заявления, рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению ТСР . Одновременно с уведомлением о постановке на учет высылается направление на получение (изготовление) указанного средства в организации, отобранной уполномоченным органом.

Указанный срок нередко нарушается, т.е. гражданину высылается или выдается уведомление о постановке на учет, а направления на получение ТСР приходиться ожидать длительное время после этого. Согласно ответам специалистов органов ФСС, задержки связаны с недостаточностью и несвоевременностью финансирования из федерального бюджета. В случае задержки с предоставлением ТСР гражданин вправе обратиться в прокуратуру или в суд.

В некоторых случаях для ускорения вопроса получения качественных ТСР, соответствующих индивидуальным потребностям человека с инвалидностью, и при наличии достаточных денежных средств значительное число ЛсИ приобретают для себя ТСР самостоятельно. Выбрав такой способ обеспечения ТСР, ЛсИ имеет больше возможностей для индивидуального подбора ТСР, однако важно учитывать, что компенсация, которая будет ему выплачена, может быть меньше полной стоимости самостоятельно приобретенного ТСР. Также может возникнуть проблема получения компенсации вовремя.

Процедура определения размера и порядок выплаты компенсации регламентированы Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации». На основании пункта 4 утвержденного порядка размер компенсации определяется следующим образом.

Размер компенсации не может превышать стоимость аналогичных технических средств, приобретенных уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки ТСР (последней завершенной процедуры осуществления закупки). Если уполномоченный орган региона не проводил закупку технических средств, которые инвалид приобрел самостоятельно, ограничением размера компенсации являются результаты последней по времени осуществления закупки ТСР по федеральному округу. Если уполномоченные органы в федеральном округе не проводили закупку указанных ТСР, ограничением размера компенсации являются результаты по Российской Федерации. Данную информация размещается на официальном сайте РФ о размещении заказов в сети Интернет по электронному адресу: http://www.zakupki.gov.ru , а размеры компенсаций по конкретным ТСР можно уточнить на сайтах региональных отделений ФСС РФ, а также непосредственно обратившись в эти органы.

Компенсация выплачивается на основании заявления человека с инвалидностью либо лица, представляющего его интересы, и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению ТСР. Кроме того, необходимо наличие документа, удостоверяющего личность обратившегося, ИПР и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата компенсации осуществляется в месячный срок с даты принятия решения о выплате компенсации. Выплата осуществляется путем почтового перевода или перечисления средств на счет гражданина в кредитной организации.

Решение о выплате компенсации принимается в течение 30 дней со дня принятия заявления, т.е. с момента обращения до выплаты компенсации должно пройти не более 60 календарных дней.

На практике проблемы с выплатой компенсаций в установленные законом сроки встречается очень часто. Так, в РООИ Перспектива обратилась гражданка К., являющейся матерью ребенка с инвалидностью. В сентябре и октябре 2014 года она обратилась за компенсацией за самостоятельно приобретенные ТСР. Исходя из правил, ей к концу декабря должны были полностью выплатить компенсации. Решение о выплате компенсации было получено от органов соц. защиты почти без опоздания. Однако, сам процесс выплаты затянулся. Между тем, в декабре прошли новые закупки и в соответствии с ними цена на ТСР. А следовательно и суммы компенсации изменились в меньшую сторону. Причем очень значительно. Кроме того, с нового года функции по обеспечению граждан с инвалидностью ТСР в московской области снова вернули ФСС, который выплатил ей компенсации после длительных споров, но уже по новым ценам, которые отличались от старых на 37 тыс. р. в меньшую сторону.

В любой стране инвалиды являются особой группой граждан, которым необходимы льготы и выплаты пособий. Также им нужны реабилитации, или ТСР. Они требуются для обеспечения комфортной жизни людей с ограниченными возможностями. Их предоставляет государство. Необходимо лишь знать, как и где их можно получить.

Для нормального восстановления инвалидам требуется множество средств. Выбираются они на основе типа отклонения. Если есть нарушения слуха, то требуются специальные аппараты. В остальных случаях необходимы другие средства. Они должны предоставляться государством.

Виды обеспечения

ТСР для инвалидов есть в как и необходимые мероприятия, услуги. Выдача средств подразумевает:

  • предоставление технического средства;
  • выполнение услуг ремонта и замены изделия;
  • предоставление проезда ребенку к территории организации;
  • оплату проживания ребенка;
  • проезд.

Период использования

Существуют сроки использования ТСР для инвалидов. Это утверждается законодательством:

  • трости - не меньше 2 лет;
  • поручни - от 7 лет;
  • кресла-коляски - свыше 4 лет;
  • протезы, в зависимости от вида, - больше 1 года;
  • ортопедическая обувь - от 3 месяцев.

Для всех остальных приспособлений тоже предусмотрены определенные сроки. В этот период изделия будут безопасными для реабилитации. Если срок использования прошел, необходимо менять средство.

Перечень средств

По закону к техническим средствам относят устройства, которые позволяют компенсировать или устранить жизненные ограничения человека. Перечень ТСР для инвалидов состоит из средств для:

  • самообслуживания;
  • ухода;
  • ориентирования;
  • обучения;
  • передвижения.

Людям с ограниченными возможностями необходимы протезные изделия. Также им нужна специальная одежда, обувь, слуховые аппараты. Инвалиды нуждаются в тренажерах, спортивном оборудовании, инвентаре.

В законе прописан список ТСР для инвалидов. В федеральном перечне тоже есть конкретные технические средства:

  • опоры и поручни;
  • кресла-коляски;
  • протезы;
  • ортопедическая обувь;
  • противопролежневые матрацы;
  • средства для одевания;
  • специальная одежда;
  • устройства для чтения;
  • собаки-проводники;
  • термометры;
  • сигнализаторы звука;
  • слуховые аппараты.

В зависимости от вида отклонения человеку назначаются другие средства. Федеральный перечень ТСР для инвалидов утверждается государством. Средства предоставляются бесплатно, поэтому их запрещено продавать, дарить или передавать другим лицам.

Есть регионы страны, где под опорами понимаются только конструкции для передвижения. Из-за этого возникают сложности реабилитации инвалида. Если права по предоставлению ТСР для инвалидов нарушены, то заинтересованные лица должны отстаивать свои интересы. Ведь в зависимости от ограничения необходимы специальные средства.

Куда обращаться?

Выдача ТСР инвалидам осуществляется после прохождения процедуры. Необходимо подать заявление в Фонд социального страхования РФ по месту проживания. Иногда нужно предоставлять документ в исполнительный орган, который занимается данными вопросами.

Важно учитывать, что иностранцы и лица без гражданства, у которых есть вид на жительство, тоже могут обращаться в ФСС РФ. Им обязаны выдать средства для реабилитации, если была признана инвалидность.

Необходимые документы

Получение ТСР инвалидами возможно после предоставления заявления, а также нескольких дополнительных документов:

  • свидетельство о рождении или паспорт;
  • паспорт представителя;
  • программа реабилитации;
  • пенсионное свидетельство.

Только когда есть весь список документов, заявка будет принята. Их предоставляют в оригиналах.

Обработка заявки

Период рассмотрения заявления не может быть больше 15 дней с даты его предоставления. Если принято положительное решение, то по почте поступает:

  • уведомление, подтверждающее постановку на учет;
  • направление на создание технического изделия;
  • талон на бесплатное получение проездного.

Формы всех документов приняты Министерством здравоохранения и социального развития страны. Они служат подтверждением выдачи нужных средств реабилитации.

Выплата компенсации

Может предоставляться не только ТСР для инвалидов, но и компенсация на приобретение необходимого изделия. У родителей есть право самостоятельно выбрать нужное техническое средства для ребенка. Для этого может быть куплено кресло-коляска, протезно-ортопедические изделия, печатные издания с нужным шрифтом. Родители имеют право сами оплатить ремонт средства.

Если изделие было приобретено или отремонтировано за личный счет, то предоставляется компенсация. Ее выплачивают только тогда, когда техническое средство действительно положено по программе реабилитации. Когда инвалиды против обеспечения нужным изделием, им должны выплатить средства в размере стоимости изделия.

Как определяется размер выплаты?

Сумма компенсации берется не произвольно, а рассчитывается по некоторым правилам:

  • размер равен цене товара;
  • не должен быть выше стоимости средства.

Выплата денежных средств подтверждается документально. На компенсацию имеют право те лица, которые нуждаются в этом.

Для утверждения размера компенсации на ТСР для инвалидов используется специальная классификация. Как пример можно взять покупку слухового аппарата, у которого есть дополнительные функции. Размер выплат устанавливается на основе цены устройства. В нем учитываются дополнительные функции. Размер выплат устанавливается по:

  • цене технического средства;
  • документам, свидетельствующим о расходах на покупку средства.

Документы для выплат

Чтобы получить компенсацию за приобретение нужного изделия, необходимо собрать важные документы. К ним относят:

  • заявление;
  • подтверждение расходов;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт представителя;
  • индивидуальная программа реабилитации;

Период компенсации равен 1 месяцу с момента принятия решения. Оно принимается ФСС РФ в течение 30 дней.

А если не выплачена компенсация?

Право на получение технических средств и денежных компенсаций регулируется государством. Если эти права нарушаются, то за это предусмотрена ответственность. Если деньги за покупку средства не были выплачены, то необходимо составлять жалобу. Ее подают в Департамент социальной защиты. Причем сделать это можно в бумажном и электронном виде. Если выбирается 1 вариант, то необходимо получение отметки о вручении.

Государство гарантирует не только обеспечение ТСР инвалидов, но и ремонт. Причем услуга эта выполняется бесплатно. Только для проведения ремонта требуется, чтобы мнение инвалида о необходимости осуществления работы сходилось с мнением экспертов.

Экспертиза

Чтобы проверить необходимость ремонта, требуется выполнение экспертизы. Во время этой процедуры будет выявлено, нужны ли замены деталей, элементов изделий. Чтобы экспертиза была выполнена, необходимо:

  • подать заявление в орган ФСС РФ;
  • предоставить техническое средство, которому требуется ремонт или замена.

Если средство не может быть предоставлено, то принимается решение о выполнении экспертизы на дому. Невозможность доставки изделия связана со сложностью транспортировки, состоянием здоровья инвалида.

Экспертиза выполняется в течение 15 дней с момента получения заявления. Пользователей ТСР информируют о времени и месте осуществления мероприятия. Они могут принимать участие. В результате оформляется заявление, один экземпляр которого предоставляется инвалиду. Там прописаны причины поломки средства, Если восстановление выполнить нельзя, то обозначается необходимость замены изделия.

Выполнение ремонта и замены

Если определена необходимость выполнения ремонта, то в ФСС надо предоставить:

  • заявление;
  • документ об экспертизе.

Замена средства выполняется по решению ФСС на основе заявления. Эта процедура возможна только, когда истек срок пользования или нельзя выполнить ремонт.

Проезд

Инвалидам предоставляется право на бесплатный проезд, поскольку его компенсирует орган ФСС. Для этого человеку с ограниченными возможностями или его представителю передается талон и направление на все виды транспорта. Этот документ предоставляется не больше чем на 4 поездки к месту расположения организации, в которую предоставлено направление. Также организуется 4 бесплатных поездки в обратно.

Льготы предоставляются на такие виды транспорта, как:

  • железнодорожный;
  • водный;
  • автомобильный;
  • воздушный.

Компенсация проезда

При проезде за личные средства выплачивается компенсация. Она предоставляется только в том случае, если применялись эти виды транспорта. Чтобы получить компенсацию, необходимы такие документы, как:

  • проездные;
  • подтверждение необходимости поездки.

Компенсация выплачивается не больше чем за 4 поездки туда и обратно.

Оплата проживания

Если техническое средство только изготавливают, то предусмотрена компенсация проживания ребенка и ответственного лица. Расходы оплачиваются за всю поездку. Размер возмещения равен сумме средств, которые предоставляются в случае командировок.

Компенсация расходов осуществляется за фактическое количество дней проживания. При этом должны быть соблюдены некоторые условия:

  • проживание в местности, отдаленной от организации;
  • средство изготовлено за 1 поездку.

Предоставление для реабилитации инвалидов гарантируется государством. Обеспечение их нормального восстановления происходит с помощью компенсации различных расходов.