Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Строение скелета человека схема 12. Анатомия человека

    - … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Нога (значения). Запрос «Ноги» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавь … Википедия

    Анатомия человека (от греч. ανά, aná вверх и τομή, tomé режу) наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия человека изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их… … Википедия

    Фундаментальные процессы генетической изменчивости, адаптации и отбора, которые лежат в основе огромного разнообразия органической жизни, определяют также ход эволюции человека. Изучением процессов становления человека как вида, а также… … Энциклопедия Кольера

    У этого термина существуют и другие значения, см. Скелет (значения). Скелет синего кита … Википедия

    Скелет человека Скелет человека(skeletos, греч. высушенный) совокупность костей, пассивная часть опорно двигательного аппарата. Служит опорой мягким тканям, точкой приложения мышц (рычажная система), вместилищем и защитой внутренних органов.… … Википедия

    Запрос «ОДА» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Опорно двигательная система (синонимы: опорно двигательный аппарат, костно мышечная система, локомоторная система, скелетно мышечная система) комплекс структур, образующих каркас,… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Таз. Таз … Википедия

Продолжаем углубление в анатомию, на этот раз расскажем детям про скелет человека. Сложные темы нужно подать ребенку в интересных занятиях. Первоначально обратим внимание если интерес к собственному телу уже присутствует, затем проанализируем что именно нравится вашему маленькому ученику: эксперименты, лепка из пластилина, аппликация – все может идти в ход. В статье я делюсь полной информацией занятий по данной теме с сыном.

  1. Скелет человека для младших дошкольников
  2. Скелет человека с названием костей – карточки
  3. Строение скелета человека: голова, туловище, конечности

Здравствуйте, уважаемые читатели, приветствую вас на блоге . Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир человеческих костей. Именно так, мы постараемся как герои мультфильмов углубиться в недра организма. На чем будем путешествовать, на волшебном автобусе или летающем корабле, решать вам. Главное, чтобы нашим маленьким пассажирам было интересно. Поехали!

Это первый кроссворд в жизни сына за его 5 лет 6 месяцев. Для познаний моего ребенка он оказался достаточно легким, что свидетельствует о полноценном усвоении информации из детских энциклопедий. Литературу нашей детской библиотеки я упомяну по ходу рассказа.

На 6 карточках написала от руки вопросы, а на отдельном листе начертила сетку для заполнения. При желании вы можете сделать тоже самое, но сначала оцените познания своего ребенка. Если ответы на вопросы ему еще не знакомы, отложите данный кроссворд до окончания нужных тем.

Вопросы:

  1. Не часы, а тикает.
  2. Поезд бесконечно развозящий по телу питательные вещества.
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит.
  4. Орган зрения.
  5. Орган дыхания человека.
  6. И говорит, и кушает.

Александр с удовольствием взялся за дело, ему действительно было интересно разгадывать кроссворд. После окончания мне был заказан новый о растениях и их выращивании.

Скорей всего ваш ребенок заинтересовался собственным телом в младшем дошкольном возрасте. Ведь малыши такие любознательные и начинают задавать множество вопросов. Но не стоит торопиться и вести дитя на экскурсию в мединститут, ограничьтесь рассматриванием подобного скелета человека из книги Мое тело от макушки до пяток . Где девочка Аня рассказывает про кости человека, наши мышцы и как она растет.

Если сохранились вещи ребенка, из которых он вырос, то достаньте их и поговорите о том как меняется его тело. Догадается ли малыш, что размер обуви и одежды меняется из-за того, что растут его кости? После прочтения данной книги, обязательно догадается! На этом этапе будет прекрасным дополнением собрать свой скелет, даже ребенок 5 лет справится с этим.

У многих сохранились дома снимки рентгена, покажите их своему маленькому ученику. Рассмотрите вместе и дайте возможность угадать какая часть скелета расположена на снимке. Если они хорошего качества, то можно увидеть даже текстуру костей. У нас был снимок ребер Александра в возрасте трех лет и стопы мамы.

Для деток лет с четырех будет интересна и понятна книга “Секреты человека” из серии Волшебные створки. В ней уже дается информация по анатомии, но все еще в облегченном для понимания детей варианте.


Увеличить

Именно благодаря данной книге мы решили подурачиться и разрисовать нашего скелетика. Плюсы подобных игр заключаются в том, что ребенок чувствует каждую свою косточку во время прорисовывания, а затем может увидеть себя в зеркале. Мой скелетик затем потребовал нарисовать тазовую кость, но этого мы вам уже не покажем.

Не могу не упомянуть книгу издательства МИФ “Кости и скелеты”, где малыш сможет увидеть скелет человека в свой рост, а также рассмотреть скелеты разных животных.

Покажите детям скелет человека в видео, которое не очень анимированное, но все же лучше воспримется чем презентация на слайдах.

Скелет. Строение тела для детей – развивающий мультфильм

Можно также посмотреть мультфильмы про Адибу, который нам уже знаком по . Адибу путешествует по скелету “Почему я стою прямо”:

И объяснение про мышцы человека “Почему я двигаюсь”:

Для маленьких любителей развивающих карточек, есть замечательные пособия, в которые входит скелет человека с названием костей. Появились они у нас уже давно на русском, английском, французском и испанском языках. Две прекрасные мамы Катрин и Ольга поделились ими со всеми желающими, здесь можно скачать карточки . Как видно на фотографии речь идет не только о скелете человека с названием костей, но также и названии всех мышц, органов.

Очень советую сразу заламинировать карточки, так как они пригодятся вам не только на вводных занятиях по анатомии, но также и в изучении иностранных языков. Мы не проживаем в России, поэтому в нашем случае это очень важно. Ведь нет ничего хуже, когда хочешь рассказать то что знаешь и не можешь из-за незнания терминов на языке собеседника.

Строение скелета человека

Итак перейдем к более серьезному познанию. Первое что мы объясним ребенку, что скелет человека делится на следующие части:

Если вы покажете это на картинке или на макете скелета, то дошкольник обязательно поймет.

Скелет головы человека

Скелетом головы человека является череп, об этом наши детки узнают из мультиков еще задолго до того как мы решаем рассказать им об их собственном теле. Ребенку дошкольного возраста будет достаточно знать, что череп надежно защищает его мозг, который в свою очередь очень мягкий и уязвимый.

Также многих детей может заинтересовать, почему на черепе нет носа? Объясняем, что на самом деле нос состоит из приросшего к кости мягкого хряща. А после смерти хрящ разлагается.

Давайте посмотрим на схему скелета в книге Тело человека . Что ребенок сразу заметит в черепе?


Фото увеличивается при клике
  • Глазницы, которые защищают наши глаза;
  • зубы закрепленные корнями в верхней и нижней челюстях;
  • задняя часть черепа короче чем лицевая.

Объясните, что именно в задней части находится наш мозг. Единственная подвижная часть черепа – это нижняя челюсть. Пусть дитя откроет и закроет ротик, он сам это почувствует.

Если есть желание углубиться еще, то разберите некоторые кости черепа, которые не сильно отличаются от знакомых ребенку слов. Показывайте на своей голове, а он пусть повторяет за вами показывая на своей.

  1. Лоб – лобная кость.
  2. Виски – височная кость.
  3. Нос – носовая кость.
  4. Затылок – затылочная кость.
  5. Темечко – теменная кость.
  6. Скулы – скуловая кость.
  7. Нижняя челюсть – нижнечелюстная кость.
  8. Верхняя челюсть – верхнечелюстная кость.

Так как занятие рассчитано на дошкольников, то им достаточно объяснить, что скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки . Ребра защищают сердце и легкие, а всего у человека 12 пар ребер. Если ребенок уже умеет считать, то ему не составит труда прибавить 12+12 и узнать общее число.

Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими?

Как мы узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков. Давайте посмотрим наглядно как это происходит.

Нам понадобится:

  • Синельная проволока;
  • 2 шариковые ручки;
  • ножовка.

Вытаскиваем все детали шариковых ручек, нам необходим только каркас (пластмассовая трубочка). Одну трубочку оставляем как есть, она должна иметь открытые отверстия с обеих сторон. Другую распиливаем на кусочки.

Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения.

Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь, наш “позвоночник” стал более гибким?

После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом. Пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.

Функции конечностей человека – рук и ног – совершенно разные. Ноги отвечают за опору и передвижение. А кисти рук обеспечивают разнообразные сложные движения. Просим ребенка взять предметы ногами и походить на руках, это весело и он сразу поймет разницу в функциях. Скелет кисти руки состоит из 27 костей, а скелет стопы из 26 костей.

Мы с Александром подробно разобрали только одну конечность, сын сделал ее из пластилина.

Наблюдая за работой ребенка, я поняла, что любое знание скелета человека можно хорошо понять и выучить если делать подобные пластилиновые рентгены. Ведь во время создания подобного макета приходится анализировать, считать количество деталей, обращать внимание на их форму.

Так сколько костей в скелете человека?

Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей. А скелет новорожденного примерно из 300. Что же случается потом? Малыш развивается и некоторые косточки срастаются, из них образуются более крупные кости. Мужчины и женщины не различаются по количеству костей – папа и мама могут иметь одинаковое их количество.

Уважаемые родители, в разных источниках дается информация о скелете взрослого человека с 206 костями, 210, чуть больше 200. И все эти данные верны. Просто объясните ребенку, что каждый организм индивидуален, срастание детских косточек у всех происходит по разному. Так что данные 200-218 оптимальны.

  1. Наш череп состоит из 29 костей.
  2. Скелет туловища:
    Позвоночный столб состоит из 32-34 позвонков;
    Грудная клетка состоит из 37 костей, куда включены 12 пар ребер.
  3. Кости верхней конечности 80.
  4. Кости нижней конечности 60.

Общий подсчет ведется таким образом: 29+37+80+60=206. Именно поэтому во многих источниках дается данная цифра, но не забываем об индивидуальности.

Сколько весит скелет человека?

Все мы знаем выражение “легкие кости и тяжелые кости”. Порой берешь ребенка на руки и удивляешься насколько он легок или наоборот тяжел – внешний вид порой обманчив. Не смотря на это имеется таблица, по которой принято рассчитывать вес скелета человека:

Кости мужчины составляют 17-18% от массы тела.
Женщины – 16% от общего веса.
Вес детского скелета равняется 14% от веса ребенка.

Если дома есть весы, то взвесьтесь всей семьей и просчитайте вес костей мамы, папы, ребенка. Такая подача информации обязательно запомнится ребенку.

Теперь после всего пройденного можно посмотреть видео Скелет человека, для закрепления знаний.

Даже при том, что кости очень легкие, они также очень сильные. А вот насколько они сильны, зависит от того, сколько карбоната кальция они содержат. Давайте проведем эксперимент!

Что нам понадобится:

  • Высушенная, чистая куриная кость (кость ноги или крыла, у нас и то и другое);
  • колбочки для эксперимента (стакан);
  • белый уксус (у нас 5%).

Даем ребенку кость и просим его попробовать сломать ее. Отмечаем насколько она жесткая и не поддается детским ручкам. Рассматриваем кость под лупой и с боков прекрасно видим губчатую костную ткань.

Теперь помещаем куриные кости в колбы, у нас их три, и покрываем уксусом.

Позвольте костям полежать в уксусе в течение 1-3 дней, затем вылейте уксус. Первую кость с крылышка, самую тонкую, мы достали через сутки. Теперь дайте ребенку потрогать кость и определить в чем разница. Видно как края кости гнутся. На ребенка это производит впечатление!

Вторую и третью кость мы достали через трое суток. Если хочется бОльшего эффекта, можно сливать и обновлять уксус раз в сутки. А можно взять уксусную эссенцию, но у нас таких чудес не продают. Кость с крылышка, через 3 дня, действительно отлично гнулась по всей длине. А вот толстая кость с ножки размягчилась только по краям. Теперь можно легко разломать и увидеть внутри костномозговой канал.

Выводы эксперимента

Кости сделаны из карбоната кальция и мягкого материала коллагена. Когда куриная кость была помещена в стакан с уксусом, уксусная кислота растворила карбонат кальция и остался практически только коллаген. Кальций необходим, чтобы сделать наши кости сильными. Состав наших костей меняется в зависимости от того что мы кушаем (состава пищи). Несколько продуктов, которые содержат много кальция: молоко, сыр, соевые продукты, бобы, миндаль, рыба (в консервах) и капуста. После подобного занятия ребенок понимает насколько важно их употребление.

На тему из чего состоят кости человека, Александр посмотрел мультфильм, который запал ему в душу. Просил пересмотреть на протяжении трех дней. На мой взгляд, для дошкольников тема раскрыта хорошо но сложно. Мнение же ребенка говорит об обратном. После просмотров сын может сдать экзамен по анатомии о лейкоцитах и кровяных тельцах.

– А каким был бы человек без костей?

Такой провокационный вопрос я задала Александру. Мой ребенок лег на пол и начал двигаться как слизень.

– Как лужа из кожи!

Да, вот такое сравнение выдал мой мальчик. А я предложила ему посмотреть это наглядно. Раз уж лужа, то вода. Взяла резиновую перчатку, налила в нее воду из под крана – вот и получили кисть без костей!

Дорогие друзья, наше путешествие по скелету человека закончено. Напоследок покажу какой подарок решил сделать сыночек мне на день рождения, который совпал с нашими занятиями. Он просил меня не подсматривать, чтобы я получила настоящий сюрприз. И вот он!

– Смотри мама, череп улыбается тебе! – с такими словами мне был преподнесен подарок.

И я уверена, что ни одна мама не получала такого замечательного скелета человека в свой день рождения.

Скелет человека это совокупность костей, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Он служит опорой мягким тканям, точкой приложения мышц (рычма), вместилищем и защитой внутренних органов.

Развитие

Скелет Человека в утробе матери начинает свое развитие из мезенхимы. В формирующихся у плода костях полости отсутствуют. Только спустя некоторое время в теле костей образуются полые ниши. Они незначительно уменьшают прочность кости, существенно снижая ее вес. И природа извлекает из такого строения максимальную выгоду, заполняя костные полости вырабатывающим клетки крови мягким веществом - костным мозгом.

Формирование костей скелета плода начинается уже на первом месяце беременности, но, как и у более примитивных живых существ, кости плода состоят из хряща - мягкого материала, обладающего эластичностью резины. По мере роста ребенка хрящевая ткань постепенно рассасывается и замещается соединительной тканью, в которой также постепенно повышается содержание веществ, придающих ей твердость. Оссификация (окостенение) завершается только по достижении человеком зрелого возраста.

Функции и особенности костей скелета

Немаловажная и замечательная особенностью костей - способность в процессе роста сохранять определенную форму. Это особенно необходимо для длинных костей конечностей. Их головки (эпифизы) заметно шире, чем тела (диафизы), что придает суставам необходимую им высокую прочность. Замещение хрящевой ткани более твердой костной тканью называется новообразованием кости, или моделированием. Форма, обретенная костью и ходе моделирования, остается неизменной и ее постоянство поддерживается посредством ремоделирования (процесса рассасывания и восстановления уже имеющейся костной ткани).

Помимо механических функций по поддержанию формы тела, обеспечению возможности движения и защите внутренних органов, скелет является также и местом кроветворения: в костном мозге происходит образование новых клеток крови.

Поэтому одно из самых распространённых заболеваний, поражающих костный мозг — лейкоз, часто, несмотря на лечение, приводит к смерти. А так как кости скелета хранят запасы кальция и фосфора, скелет играет важную роль в обмене минеральных веществ организма человека.

Строение

Как и все ткани человеческого тела, костная ткань имеет клеточное строение и состоит из клеток и межуточного вещества - относительно мягкого и гибкого костного матрикса, образованного волокнами коллагена и заполненного отложениями неорганических солей кальция и фосфора. Коллагеновые волокна придают кости прочность на разрыв, соли неорганических соединений - на сжатие.

Человеческий скелет состоит из двухсот с небольшим отдельных костей, и почти все они соединяются в одно целое с помощью суставов, связок и других соединений.

В течение жизни человека, скелет постоянно изменяется. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается в течение нескольких лет после рождения человека. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Такие как кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18—25 лет. И остаётся 200—213 костей, в зависимости от особенностей организма.

Надо заметить что не все кости имеют соединение с основным скелетом. У нас есть 6 особых косточек (по три с каждой стороны), расположенных в среднем ухе. Слуховые косточки соединяются только друг с другом и участвуют в работе органа слуха, осуществляя передачу колебаний с барабанной перепонки во внутреннее ухо. Подъязычная кость — единственная косточка непосредственно не связанная с другими, — топографически находится на шее, но традиционно относится к костям лицевого отдела черепа. Она подвешена мышцами к костям черепа и соединена с гортанью.

Кости скелета подразделяются на две группы:

осевой скелет

и

добавочный скелет

.

К осевому скелету относятся кости, лежащие посередине и образующие остов тела; это все кости головы и шеи, позвоночник, рёбра и грудина.

Добавочный скелет составляют ключицы, лопатки, кости верхних конечностей, кости таза и кости нижних конечностей.

Все кости скелета делят на подгруппы:

Осевой скелет

Череп — костная основа головы, является вместилищем головного мозга, а также органов зрения, слуха и обоняния. Череп имеет два отдела: мозговой и лицевой.
Грудная клетка — имеет форму усечённого сжатого конуса, является костной основой груди и вместилищем для внутренних органов. Состоит из 12 грудных позвонков, 12 пар рёбер и грудины.
Позвоночник, или позвоночный столб — является главной осью тела, опорой всего скелета; внутри позвоночного канала проходит спинной мозг.

Добавочный скелет


Пояс верхних конечностей
— обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету. Состоит из парных лопаток и ключиц.
Верхние конечности — максимально приспособлены для выполнения трудовой деятельности. Конечность состоит из трёх отделов: плеча, предплечья и кисти.
Пояс нижних конечностей — обеспечивает присоединение нижних конечностей к осевому скелету, а также является вместилищем и опорой для органов пищеварительной, мочевыделительной и половой систем.
Нижние конечности — приспособлены для опоры и перемещения тела в пространстве во всех направлениях, кроме вертикально вверх (не считая прыжка).

Скелет мужских и женских особей в целом идентичный, но есть несколько основных отличий:

Кости конечностей и пальцев у мужчин в среднем длиннее и толще.
У женщин более широкий таз, а также более узкая грудная клетка
У женщин менее угловатые челюсти и слабее выражены надбровные дуги и затылочные.

Перечень костей черепа человека


Кости головы

Череп (cranium) состоит из 29 костей.

Мозговой отдел (8 костей):
лобная кость (os frontale);
теменная кость (os parietale), количество -2;
затылочная кость (os occipitale);
клиновидная кость (os sphenoidale;
височная кость (os temporale), количество -2;
решётчатая кость (os ethmoidale).
Лицевой отдел (15 костей):
верхняя челюсть (maxilla), количество -2;
нёбная кость (os palatinum), количество -2;
сошник (vomer);
скуловая кость (os zygomaticum), количество -2;
носовая кость (os nasale), количество -2;
слёзная кость (os lacrimale), количество -2;
нижняя носовая раковина (concha nasalis inferior), количество -2;
нижняя челюсть (mandibula;
подъязычная кость (os hyoideum).

Кости среднего уха (3×2):

Молоточек (malleus), количество -2;
наковальня (incus), количество -2;
стремя (stapes), количество -2).

Кости туловища

Позвоночный столб (columna vertebralis) состоит из 32—34 позвонков:

Шейные позвонки (7, vertebrae cervicales), в т.ч. атлант (atlas) и эпистрофей (axis;
грудные позвонки (12, vertebrae thoracicae;
поясничные позвонки (5, vertebrae lumbalis;
крестец (os sacrum;
копчик (os coccygis).

Грудная клетка (compages thoracis) состоит из 37 костей (из них 12 грудных позвонков относятся ещё и к позвоночнику):

Рёбра (costae), количество -12×2;
грудина (sternum).


Кости верхней конечности

Пояс верхней конечности (cingulum membri superioris), количество -2×2):

Лопатка (scapula), количество -2;
ключица (clavicula), количество -2).


Свободная часть верхней конечности (pars libera membri superioris), количество -3×2)

Плечо (brachium) :

Плечевая кость (humerus), количество -2).

Предплечье (antebrachium):

Локтевая кость (ulna), количество -2;
лучевая кость (radius), количество -2).

Кисть (manus), количество -27×2).

Запястье (carpus), количество -8×2:
ладьевидная кость (os scaphoideum), количество -2;
полулунная кость (os lunatum), количество -2;
трёхгранная кость (os triquetrum), количество -2;
гороховидная кость (os pisiforme), количество -2;
кость-трапеция (os trapezium), количество -2;
трапециевидная кость (os trapezoideum), количество -2;
головчатая кость (os capitatum), количество -2;
крючковидная кость (os hamatum), количество -2).

Пястье (metacarpus):

Пястные кости (ossa metacarpi), количество -5×2).
Кости пальцев (ossa digitorum), количество -14×2) — по 5 пальцев на каждой кисти, по 3 фаланги в каждом пальце, кроме большого (I) пальца, у которого 2 фаланги: (большой палец, I (pollex; указательный палец, II (index; средний палец, III (digitus medius; безымянный палец, IV (digitus anultaris; мизинец, V (digitus minimus)).


Кости нижней конечности

Пояс нижней конечности (cingulum membri inferioris)

Тазовая кость (os coxae), количество -2):
подвздошная кость (os ilium), количество -2;
седалищная кость (os ischii), количество -2;
лобковая кость (os pubis), количество -2).

Свободная часть нижней конечности (pars libera membri inferioris), количество -30×2

Бедро (femur):

Бедренная кость (femur), количество -2;
надколенник (patella), количество -2).

Голень (crus):

Большеберцовая кость (tibia), количество -2;
малоберцовая кость (fibula), количество -2).

Стопа (pes, pedis), количество -26×2)

Предплюсна (tarsus), количество -7×2):
пяточная кость (calcaneus), количество -2;
таранная кость (talus), количество -2;
ладьевидная кость (os naviculare), количество -2;
медиальная клиновидная кость (os cuneiforme mediale), количество -2;
промежуточная клиновидная кость (os cuneiforme intermedium), количество -2;
латеральная клиновидная кость (os cuneiforme laterale), количество -2;
кубовидная кость (os cuboideum), количество -2.
Плюсна (metatarsus):
Плюсневые кости (ossa metatarsi), количество -5×2).
Кости пальцев (ossa digitorum), количество -14×2) — по 5 пальцев на каждой стопе, по 3 фаланги в каждом пальце, кроме большого (I) пальца (hallux), у которого 2 фаланги:
проксимальная фаланга (phalanx proximalis), количество -5×2;
средняя фаланга (phalanx media), количество -4×2;
дистальная фаланга (phalanx distalis), количество -5×2.

Подытожить можно интересными фактами о скелете:

В среднем скелет взрослого человека образуют 206 костей, 85 парных и 36 непарных.

Большеберцовая кость может выдержать осевую нагрузку в 1600-1800 кг (легковой автомобиль). Она же - и самая длинная кость скелета - около 27 процентов от роста человека.

Бедренно-подвздошная связка выдерживает нагрузку на растяжение в 360 кг.

Самые маленькие кости организма человека - слуховые, их вес не превышает 0,05 грамма.

Лопатка не связана ни с какими костями туловища, ее фиксируют 15 мышц.

Кость на 50 процентов состоит из воды.

Увеличение роста человека заканчивается в 24 года.

Рост человека к вечеру уменьшается на 1-2 сантиметра, к утру возвращается к прежнему показателю.

Центр тяжести тела находится на уровне 2-го крестцового позвонка, примерно в 7 сантиметрах спереди от него.

Строение скелета и костей человека, а так же их предназначение изучает наука остеология. Знание базовых концепций данной науки является обязательным требованием, предъявляемым персональному тренеру, не говоря уже о том, что в процессе работы знания эти необходимо систематически углублять. В данной статье мы будем рассматривать строение и функции скелета человека, то есть затронем тот базовый теоретический минимум, которым обязан владеть буквально каждый персональный тренер.

И по старой традиции, как всегда начнем с краткого экскурса о том, какую роль в теле человека выполняет скелет. Строение человеческого тела, о котором мы говорили в соответствующей статье, формирует помимо прочего – опорно-двигательный аппарат. Это функциональная совокупность костей скелета, их соединений и мускулатуры, осуществляющих посредством нервной регуляции перемещение в пространстве, поддержание поз, мимики и прочей двигательной активности.

Теперь, когда мы знаем, что опорно-двигательный аппарат человека формирует скелет, мышцы и нервная система, можем перейти непосредственно к изучению темы, обозначенной в заголовке статьи. Поскольку скелет человека является своего рода несущей конструкцией для крепления различных тканей, органов и мыщц, то данную тему по праву можно считать фундаментом в изучении всего тела человека.

Строение скелета человека

Скелет человека – функционально структурированный набор костей в теле человека, являющийся частью его двигательного аппарата. Это своего рода каркас, на который крепятся ткани, мышцы, и в котором размещаются внутренние органы, защитой которых он в том числе и выступает. В состав скелета входит 206 костей, большая часть которых объединены в суставы и связки.

Скелет человека, вид спереди: 1 - нижняя челюсть; 2 - верхняя челюсть; 3 - скуловая кость; 4 - решетчатая кость; 5 - клиновидная кость; в - височная кость; 7- слезная кость; 8 - теменная кость; 9 -лобная кость; 10 - глазница; 11 - носовая кость; 12 - грушевидное отверстие; 13 - передняя продольная связка; 14 - межключичная связка; 15 - передняя грудино-ключичная связка; 16 - клюво-ключичная связка; 17 - акромиально-ключичная связка; 18 - клювоакромиальная связка; 19 - клювоплечевая связка; 20 - реберно-ключичная связка; 21 - лучистые грудино-реберные связки; 22 - наружная межреберная перепонка; 23 - реберно-мечевидная связка; 24 - локтевая боковая связка; 25 - лучевая окольная (боковая) связка; 26 - кольцевая связка лучевой кости; 27- подвздошно-поясничная связка; 28 - вентральные (брюшные) крестцово-подвздошные связки; 29 - паховая связка; 30 - крестцово-остистая связка; 31 - межкостная перепонка предплечья; 32 - дорсальные межзапястные связки; 33 - дорсальные пястные связки; 34 - окольные (боковые) связки; 35 - лучевая окольная (боковая) связка запястья; 36 - лобково-бедренная связка; 37 - подвздошно-бедренная связка; 38 - запирательная перепонка; 39 - верхняя лобковая связка; 40 - дугообразная связка лобка; 41 - малоберцовая окольная (боковая) связка; 42 - связка надколенника; 43 - большеберцовая окольная (боковая) связка; 44 - межкостная перепонка голени; 45 - передняя большеберцово-малоберцовая связка; 46 - раздвоенная связка; 47 - глубокая поперечная плюсневая связка; 48 - окольные (боковые) связки; 49 - тыльные связки плюсны; 50 - дорсальные связки плюсны; 51 - медиальная (дельтовидная) связка; 52 - ладьевидная кость; 53 - пяточная кость; 54 - кости пальцев стопы; 55 - плюсневые кости; 56 - клиновидные кости; 57 - кубовидная кость; 58 - таранная кость; 59 - большеберцовая кость; 60 - малоберцовая кость; 61 - надколенник; 62 - бедренная кость; 63 - седалищная кость; 64 - лобковая кость; 65 - крестец; 66 - подвздошная кость; 67 - поясничные позвонки; 68 - гороховидная кость; 69 - трехгранная кость; 70 - головчатая кость; 71 - крючковатая кость; 72 - пястные кости; 7 3-кости пальцев кисти; 74 - трапециевидная кость; 75 - кость-трапеция; 76 - ладьевидная кость; 77- полулунная кость; 78 - локтевая кость; 79 - лучевая кость; 80 - ребра; 81 - грудные позвонки; 82 - грудина; 83 - лопатка; 84 - плечевая кость; 85 - ключица; 86 - шейные позвонки.

Скелет человека, вид сзади: 1 - нижняя челюсть; 2 -верхняя челюсть; 3 - боковая связка; 4 - скуловая кость; 5 - височная кость; 6 - клиновидная кость; 7 - лобная кость; 8 - теменная кость; 9- затылочная кость; 10 - шило-нижнечелюстная связка; 11- выйная связка; 12 - шейные позвонки; 13 - ключица; 14 - надостистая связка; 15 - лопатка; 16 - плечевая кость; 17 - ребра; 18 - поясничные позвонки; 19 - крестец; 20 - подвздошная кость; 21 - лобковая кость; 22- копчик; 23 - седалищная кость; 24 - локтевая кость; 25 - лучевая кость; 26 - полулунная кость; 27 - ладьевидная кость; 28 - кость-трапеция; 29 - трапециевидная кость; 30 - пястные кости; 31 - кости пальцев кисти; 32 - головчатая кость; 33 - крючковатая кость; 34 - трехгранная кость; 35 - гороховидная кость; 36 - бедренная кость; 37 - надколенник; 38 - малоберцовая кость; 39 - большеберцовая кость; 40 - таранная кость; 41 - пяточная кость; 42 - ладьевидная кость; 43 - клиновидные кости; 44 - плюсневые кости; 45 - кости пальцев стопы; 46 - задняя большеберцово-малоберцовая связка; 47 - медиальная дельтовидная связка; 48 - задняя таранно-малоберцовая связка; 49 - пяточно-малоберцовая связка; 50 - дорсальные связки предплюсны; 51 - межкостная перепонка голени; 52 - задняя связка головки малоберцовой кости; 53 - малоберцовая окольная (боковая) связка; 54 - большеберцовая окольная (боковая) связка; 55 - косая подколенная связка; 56 - крестцовобугровая связка; 57 - удерживатель сгибателей; 58 - окольные (боковые) связки; 59 - глубокая поперечная пястная связка; 60 - горохо-крючковатая связка; 61 - лучистая связка запястья; 62- локтевая окольная (боковая) связка запястья; 63 - седалищно-бедренная связка; 64 - поверхностная спинная крестцово-копчиковая связка; 65 - спинные крестцово-подвздошные связки; 66 - локтевая окольная (боковая) связка; 67- лучевая окольная (боковая) связка; 68 - подвздошно-поясничная связка; 69 - реберно-поперечные связки; 70 - межпоперечные связки; 71 - клювоплечевая связка; 72 - акромиально-ключичная связка; 73 - клюво-ключичная связка.

Как говорилось выше, скелет человека формирует порядка 206 костей, из которых 34 – непарные, остальные – парные. 23 кости составляют череп, 26 – позвоночный столб, 25 – ребра и грудину, 64 – скелет верхних конечностей, 62 – скелет нижних конечностей. Кости скелета образуются из костной и хрящевой ткани, которые относятся к соединительным тканям. Кости в свою очередь состоят из клеток и межклеточного вещества.

Скелет человека устроен таким образом, что кости его обычно делят на две группы: осевой скелет и добавочный скелет. К первому относятся кости, расположенные по центру и образующие основу тела, это кости головы, шеи, позвоночника, ребра и грудина. Ко второму относятся ключицы, лопатки, кости верхних, нижних конечностей и таза.

Центральный скелет (осевой):

  • Череп – основа головы человека. В нем размещается головной мозг, органы зрения, слуха и обоняния. Череп имеет два отдела: мозговой и лицевой.
  • Грудная клетка – костное основание груди, и место размещения для внутренних органов. Состоит из 12 грудных позвонков, 12 пар ребер и грудины.
  • Позвоночный столб (позвоночник) – главная ось тела и опора всего скелета. Внутри позвоночного канала проходит спинной мозг. Позвоночник имеет следующие отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.

Вторичный скелет (добавочный):

  • Пояс верхних конечностей – за счет него к скелету присоединяются верхние конечности. Состоит из парных лопаток и ключиц. Верхние конечности приспособлены для выполнения трудовой деятельности. Конечность (рука) состоит из трех отделов: плечо, предплечье и кисть.
  • Пояс нижних конечностей – обеспечивает присоединение нижних конечностей к осевому скелету. В нем размещаются органы пищеварительной, мочевыделительной и половой систем. Конечность (нога) состоит так же из трех отделов: бедро, голень и стопа. Они приспособлены для опоры и перемещения тела в пространстве.

Функции скелета человека

Функции скелета человека обычно делят на механические и биологические.

К механическим функциям относятся:

  • Опора – формирование жесткого костно-хрящевого каркаса тела, к которому прикрепляются мышцы и внутренние органы.
  • Движение – наличие между костями подвижных соединений позволяет приводить тело в движение при помощи мышц.
  • Защита внутренних органов – грудная клетка, череп, позвоночный столб и не только, служат защитой для находящихся в них органов.
  • Амортизирующая – снижению вибраций и ударов при передвижении способствует свод стопы, а так же хрящевые прослойки в местах сочленения костей.

К биологическим функциям относятся:

  • Кроветворная – формирование новых клеток крови происходит в костном мозге.
  • Метаболическая – кости представляют собой хранилище значительной части кальция и фосфора в организме.

Половые особенности строения скелета

Скелеты обоих полов преимущественно сходны и радикальных отличий не имеют. К различиям этим можно отнести лишь незначительные изменения формы или размеров конкретных костей. Наиболее очевидные особенности строения скелета человека выглядят следующим образом. У мужчин, кости конечностей обычно длиннее и толще, а места крепления мышц, как правило, более бугристые. Женщины обладают более широким тазом, и в том числе, более узкой грудной клеткой.

Типы костной ткани

Костная ткань – активная живая ткань, состоящая из компактного и губчатого вещества. Первое выглядит как плотная костная ткань, которая характеризуется расположением минеральных компонентов и клеток в виде Гаверсовой системы (структурной единицы кости). Она включает костные клетки, нервы, кровеносные и лимфатические сосуды. Более 80% костной ткани имеет вид Гаверсовой системы. Располагается компактное вещество во внешнем слое кости.

Строение кости: 1- головка кости; 2- эпифиз; 3- губчатое вещество; 4- центральная костно-мозговая полость; 5- кровеносные сосуды; 6- костный мозг; 7- губчатое вещество; 8- компактное вещество; 9- диафиз; 10- остеон

Губчатое вещество не имеет Гаверсовой системы и составляет 20% костной массы скелета. Губчатое вещество очень пористое, с разветвленными перегородками, которые формируют решетчатую структуру. Такое губчатое строение костной ткани предоставляет возможность для хранения костного мозга и запасания жиров и одновременно обеспечивает достаточную прочность кости. Относительное содержание плотного и губчатого вещества варьируется в различных костях.

Развитие костей

Рост костей представляет собой увеличение размера кости в следствие увеличения костных клеток. Кость может увеличиваться в толщину либо расти в продольном направлении, что непосредственно влияет на скелет человека в целом. Продольный рост происходит в зоне эпифизарной пластинки (хрящевого участка на конце длинной кости) первоначально как процесс замены хрящевой ткани костной. Хотя костная ткань представляет собой одну из наиболее прочных тканей нашего организма, очень важно представлять себе, что рост кости очень динамичный и метаболически активный тканевой процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека. Отличительной чертой костной ткани является высокое содержание в ней минеральных веществ, прежде всего кальция и фосфатов (которые придают кости прочность), а так же органических компонентов (обеспечивающих кости упругость). У костной ткани имеются уникальные возможности для роста и самовосстановления. Особенности строения скелета подразумевают в том числе и то, что благодаря процессу, называемому перестройкой костной ткани, кость может адаптироваться к механическим нагрузкам, которым она подвергается.

Рост кости: 1- хрящ; 2- образование костной ткани в диафизе; 3- ростовая пластинка; 4- образование костной ткани в эпифизе; 5- кровеносные сосуды и нервы

I — плод; II — новорожденный; III — ребенок; IV — молодой человек

Перестройка костной ткани – способность модифицировать форму кости, ее размер и строение в ответ на внешние воздействия. Это физиологический процесс, включающий рассасывание (резорбцию) костной ткани и ее образование. Резорбция представляет собой поглощение ткани, в данном случае костной. Перестройка – это непрерывный процесс разрушения, замены, поддержания и восстановления костной ткани. Это сбалансированный процесс резорбции и образования кости.

Костную ткань формируют три типа костных клеток: остеокласты, остеобласты и остеоциты. Остеокласты представляют собой крупные клетки – разрушители кости, осуществляющие процесс резорбции. Остеобласты – это клетки, формирующие кость и новую костную ткань. Остеоциты – это зрелые остеобласты, помогающие регулировать процесс перестройки костной ткани.

ФАКТ. Плотность костной ткани в значительной степени зависит от регулярной двигательной активности в течение длительного времени, а занятия физическими упражнениями, в свою очередь, помогают предотвратить переломы костей вследствие увеличения их прочности.

Заключение

Данный объем информации, безусловно, не является абсолютным максимумом, а скорее необходимым минимумом знаний, необходимых персональному тренеру в его профессиональной деятельности. Как я уже говорил в статьях о работе персональным тренером, основу профессионального развития составляет постоянное обучение и совершенствование. Сегодня мы заложили фундамент в такой сложной и объемной теме, как строение скелета человека, и данная статья будет лишь первой в тематическом цикле. В дальнейшем мы рассмотрим еще немало интересной и полезной информации относительно структурных компонентов каркаса человеческого тела. А пока, вы с уверенностью можете сказать, что строение скелета человека более не является для вас «терра инкогнита».

Скелет является одним из наиболее важных структурных компонентов человеческого организма.

Он выполняет множество важных функций, за счет которых человек способен осуществлять нормальный процесс жизнедеятельности.

Необходимо знать основные названия костей скелета человека, а также иметь представление о его строении его отделов.

Скелетный аппарат человека представляет собой совокупность твердых образований – и соединительных элементов.

В сочетании с мышечными тканями, скелет составляет опорно-двигательный аппарат человека, за счет которого он может двигаться.

В качестве соединительных элементов выступают хрящи. За счет хрящевой ткани обеспечивается скрепление двух костей, их подвижность. Степень подвижности напрямую зависит от количества суставов.

Основной функцией скелета является опорная. Он выступает в качестве своеобразного каркаса человеческого тела, поддерживает его форму, равномерно распределяет его массу.

Скелет выступает в качестве опоры для внутренних органов, которые находятся в подвешенном состоянии.

Помимо этого, скелет является одним из защитных механизмов организма. Различные кости защищают жизненно важные органы, например, черепная коробка предохраняет от повреждений , а позвоночник – это защитная оболочка спинного мозга. Грудная клетка, состоящая из грудины и множества ребер обеспечивает защиту сердца, органов пищеварения, а также крупных артерий и вен.

Наличие между костями хрящевых прослоек обеспечивает выполнение рессорной функции скелета. Она заключается в том, что во время движения, при толчках, сотрясениях, падениях или ударах скелет амортизирует, таким образом предотвращая повреждение органов.

Одна из функций скелета — опорная

Также, важно отметить, что кости скелета человека принимают участие в кроветворных процессах.

Внутри них находится костный мозг, который отвечает за выработку лейкоцитов и эритроцитов – одних из наиболее важных составляющих компонентов .

Помимо кроветворной биологической функции скелета, кости также обеспечивают ткани микроэлементами и минералами.

Форма скелета напрямую влияет на внешний вид человека.

В целом, скелет человека – это сложная подвижная конструкция, которая выполняет ряд жизненно важных функций.

Особенности строения

Отделы скелетного аппарата:

    . Представлен черепной коробкой, основной функцией которой является защита мозга. Череп состоит из лицевого (22 кости) и мозгового (7 костей) отделов.
  1. Позвоночник. Делится на 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Состоит из позвонков, которые, соединяясь хрящевыми тканями, образуют позвоночный столб. Выполняет защитную, опорную функцию. Подвижность обеспечивается за счет межпозвоночных дисков, которых в позвоночнике 23.
  2. Плечевые кости. Пояс состоит из двух лопаток и ключиц. Фиксация к туловищу происходит за счет большого количества связок и мышц. Обеспечивают крепление к телу верхних конечностей, защищают крупные артерии от возможных повреждений.
  3. Пояс верхних конечностей. Состоит из плечевой кости, которая соединяется с лучевой и локтевой костью в локтевом суставе. Запястье крепится к лучевой и локтевой костям лучезапястным суставом. В нижней части отдела расположены кисти, которые состоят из большого количества мелких костей, образующих также пальцев.
  4. Грудной скелет. Представлен грудным отделом позвоночника, который состоит из 12 позвонков. К ним крепится 12 пар ребер, и грудинная кость. Грудная клетка защищает сердце и другие внутренние органы а также выступает в качестве опоры для большого количества мышечных групп.
  5. Кости таза. Состоит из крестцовой и двух тазовых костей, между которыми расположена лонная кость. В тазовый пояс также входит копчиковый отдел позвоночника, представленный одной костью. Таз выступает в качестве опоры для выделительных органов, кишечника, наружных и внутренних половых органов. У женщин тазовый пояс выполняет функцию детородного канала.
  6. Нижние конечности. Ноги человека состоят из бедренной кости, голени (большая и малая берцовая кость) и стопы. Над коленным суставом, который соединяет голень и бедра, располагается коленная крышка или надколенник. Стопа состоит из множества мелких костей, однако имеет форму, позволяющую выдерживать значительный вес тела.

Кости человеческого скелета не являются однородными и отличаются друг от друга формой, размерами.

Сам же скелет – совокупность различных костных отделов, которые имеют различную структуру, степень подвижности.

Он состоит из нескольких отделов, выполняющих различные функции и имеющих определенную конструкцию.

Скелетный аппарат состоит из большого количества костей, а также других компонентов, которые обеспечивают способность к движению.

Врожденные патологии скелета

Нарушения опорно-двигательного аппарата могут иметь, как врожденный так и приобретенный характер. В настоящий момент врожденные аномалии – распространенное явление.

Приобретенные патологии возникают, как правило, в следствии травм, либо заболеваний, при которых нарушается нормальный рост костей в детском возрасте.

Наиболее распространенные врожденные пороки скелета:

  1. Синдактилия. Патология, при которой у больного происходит сращение двух или более пальцев. В настоящий момент лечится хирургическим путем в возрасте от 6-67 лет. Заболевание может выступать в качестве симптома комплексного синдрома Аперта.
  2. Брахидактилия. Аномалия развития, при которой пальцы ног или рук сильно укорочены. Очень часто такое нарушение сочетается с синдактилия. Может возникать на фоне врожденного .
  3. Грудь сапожника. Внешне представляет собой сильное западение грудной кости, а также прикрепленных к ней ребер. Возникает из-за сращивания диафрагмы и задней поверхности грудной клетки. Развивается при рождении, и в дальнейшем, чаще всего, прогрессирует. Лечение осуществляется путем устранения сращенной ткани между грудиной и диафрагмой.
  4. Микроцефалия. При такой патологии у больного не увеличивается размер черепной коробки, из-за чего оказывается существенное давление на мозг. Возникает из-за того, что швы, скрепляющие крышку и другие кости черепа сращиваются слишком быстро. Специального лечения болезни не существует, ввиду чего больным назначается только симптоматическая терапия.
  5. Косолапость. Выражается в неправильном положении , при котором она повернута вовнутрь. Как правило, возникает на фоне недоразвития различных групп связок, из-за которых нарушается сгибательные функции мышц. В большинстве случаев косолапость является двусторонней.
  6. Полимелия. Редкая аномалия развития, при которой дети рождаются с лишними конечностями. Вызвана серьезными генетическими нарушениями, при которых организм ребенка не способен к нормальной жизнедеятельности. В большинстве случаев, полимелия возникает на фоне других аномалий развития, которые не совместимы жизнью.

В целом, существует различные аномалии развития скелета, которые отличаются степенью тяжести, характером проявления и способом лечения.

Скелет человека – основной элемент опорно-двигательной системы, который выполняет опорную и защитную функцию, участвует в процессах кроветворения и поддерживает минеральный баланс организма. Скелет состоит из большого количества парных и непарных костей, которые образуют различные скелетные отделы.

Смотрите познавательное видео:

Понравилось? Лайкни и сохрани у себя на страничке!

Смотрите также:

Еще по этой теме