Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что такое тревожность, и как от неё избавиться? Тесты на уровень тревожности

Введение ……………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические аспекты темы ……………………. 4

1.1. Характеристика интровертного типа ………………. –

1.2. Понятие тревожности………………………………… 6

1.3. Различение ситуативной и личностной тревож- ности ……………….………………………………… 12

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи активной и реактивной тревожности интроверта …...……..……… 14

Заключение ………………………………………………… 20

Список литературы ………………………………………… 21

Введение

В данной работе предпринята попытка установить соотношение между ситуативной и личностной тревожностью интроверта.

Для этого в эмпирической части работы нами использовалась шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи между ситуативной и личностной тревожностью, для чего следует решить следующие задачи :

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Провести эмпирическое исследование на основе методики Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.

3. Обобщить сделанные выводы.

Гипотеза исследования такова: интроверта характеризует высокая реактивность при средней личностной тревожности.
Глава 1. Теоретические аспекты темы

1.1. Характеристика интровертного типа

Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы.

Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, своим внутренним миром. Для них больше характерны фантазии, чем для экстравертов. Интровертированная установка предполагает субъективный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поэтому для интроверта характерен внутренний диалог. Письменная речь удается легче устной. Многие интроверты ведут дневники, куда заносят собственные мысли и чувства. Для интровертов выражение “лентяй” не является оскорблением, а излюбленной похвалой. Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внутреннее Я, то можно утратить контакты с внешним окружением.

Характерна некоторая стилизация, используемая Юнгом в описании черт данного типа: «Интроверт не идет вперед, не приближается, он как будто находится в постоянном отступлении перед объектом. Он держится в стороне от внешних событий, не вступает в них, сохраняя отчетливую неприязнь к обществу, как только оказывается среди большого количества людей. В большом собрании он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем многолюдней коллектив, тем сильнее возрастает сопротивление… Он человек необщительный… Его собственный мир – это безопасная гавань, заботливо выращенный за крепкой стеной сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Самым лучшим остается своя собственная компания»

Неудивительно, что интровертная установка часто рассматривается как автоэроцентрическая, эгоцентрическая, эгоистическая и даже патологическая.

Кратко охарактеризовав проявления интроверсии, перейдем к эмпирическому исследованию.

1.2. Понятие тревожности

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Л. И. Божович, определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.

В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, дает следующее определение: «Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях».

Психодинамический подход рассматривает тревожность следующим образом. Согласно З. Фрейду: «страх – это состояние аффекта, т.е. объединение определенных ощущений ряда «удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события». Страх возникает из либидо, согласно З. Фрейду, и служит самосохранению, является сигналом новой, обычно внешней опасности.

З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал. Что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.

Представительница того – же направления, К. Хорни, утверждает, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. В социальной теории личности К. Хорни выделяет две потребности, которые характерны для детства: потребность в удовольствии (в этом она согласна с З. Фрейдом) и потребность в безопасности, которую она считает главной потребностью, мотив которой быть мобильным, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. И в этом ребенок полностью зависит от своих родителей. Возможны 2 пути развития такой личности: если родители обеспечивают эту потребность, результат которой здоровая личность и второй путь, если защиты нет, то формирование личности идет патологическим путем. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок, с одной стороны, зависит от родителей, а с другой, испытывает по отношению к ним чувство обиды, негодования, что естественно приводит к защитным механизмам. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасность в родительской семье, направляется чувствами безопасности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителю, чтобы выжить, все это ведет к базальной тревоге.

Согласно К. Хорни, чтобы преодолеть базальную тревогу, ребенок вынужден прибегать к защитным стратегиям, которые К. Хорни, назвала «невротическими потребностями». Всего выделила 10 таких стратегий. Все эти стратегии она подразделила на 3 основных категории: ориентация на людей, от людей и против людей. Иначе говоря, каждая из этих категорий направлена на снижение тревоги.

Согласно, Ч. Д. Спилбергеру, различают тревогу - как состояние и тревожность – как свойство личности. Концепция Ч. Д. Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора. Различия в оценке, равных практических ситуаций у людей с разной тревожностью, приписывают, прежде всего, влиянию опыта и детства и отношением родителей к ребенку.

Сходную точку зрения имеет функциональный подход в изучении состояния тревоги. В. М. Астапов, утверждает, что для развития общей теории тревоги, как приходящего состояния и личностного свойства, необходимо выделить и проанализировать функции тревоги.

Функциональный подход позволяет рассматривать состояние тревоги, не только как ряд реакций, характеризующих состояние, но и как субъективный фактор, влияющий на динамику протекания деятельности.
1.3. Различение ситуативной и личностной тревожности

С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» (СТ) и «личностная» (ЛТ).

По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. Насколько часто ему приходилось испытывать СТ».

Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:

1. По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В частности, в реактивности видится проявление индивидных свойств и отчасти свойств индивидуальности человека, а именно проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая – флегматика, а низкая реактивность – холерика и вслед за ним – сангвиника.

2. Рассуждая подобным же образом, по значению (в баллах), полученному для активной, личностной тревожности, можно предварительно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует сангвинии и меланхолии, а низкая – флегматии и холерии, - личностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному типам характера.

Поскольку к интровертному типу, как правило, относятся меланхолики и флегматики, можно предположить, что интроверта характеризует высокая реактивность при средней личностной тревожности. Проведем эмпирическое исследование для доказательства этого предположения.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи активной и реактивной тревожности интроверта

Эмпирическое исследование проводилось нами в два этапа. На первом этапе из группы студентов нами были отобраны 10 типичных интровертов, для чего нами был использован следующий тест:

1. Даже незначительное событие может повлиять на важное для вас решение?

2. Вы часто “уходите в себя”, предаетесь воспоминаниям? Вы можете очень долго находиться под впечатлением от хорошего спектакля, фильма?

3. У вас немного друзей, вы с трудом сходитесь с людьми, незнакомыми компаниями? У вас один-два близких друга?

4. Вы лучше запоминаете какую-то ситуацию в целом, чем подробности?

5. Вам не нравится шум магнитофонов, транзисторов, громкий смех, разговоры в компаниях?

6. Вы предпочитаете иметь немного вещей, но только те из них, которые, как считаете, вам подходят?

7. Вы любите фотографироваться, вам нравятся сувениры, золотые или какие-то другие украшения?

8. Вы любите готовить?

9. Вы чувствуете себя уютно в большой компании, где можно остаться незамеченным (уединиться), в отличие от компании маленькой, где все на виду?

10. Вы трудно приспосабливаетесь к новой обстановке, ситуации, коллективу?

11. Вы упорно отстаиваете свои принципы?

12. Вы слишком мнительны в отношении своего здоровья? Вы все время думаете, что оно у вас не вполне хорошее, и это вас угнетает?

13. Вы способны долго заниматься волнующей вас проблемой прежде чем принять какое-то решение?

14. Иногда вам говорят, что вы видите мир не таким, какой он есть. Но вы не верите, что это так?

Нами были отобраны испытуемые, которые на 60 и более процентов вопросов ответили утвердительно.

На втором этапе исследования мы использовали шкалуреактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.

Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: (СТ) и (ЛТ). Результаты оцениваются обычно в градациях:

До 30 баллов – низкая;

31 – 45 баллов – средняя;

Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20 – 80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Текст методики ШРЛТ

Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй, так; «3» – верно; «4» –совершенно верно.

1. Вы спокойны 1 2 3 4

2. Вам ничто не угрожает 1 2 3 4

3. Вы находитесь в напряжении 1 2 3 4

4. Вы испытываете сожаление 1 2 3 4

5. Вы чувствуете себя свободно 1 2 3 4

6. Вы расстроены 1 2 3 4

7. Вас волнуют возможные неудачи 1 2 3 4

8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком 1 2 3 4

9. Вы встревожены 1 2 3 4

10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4

11. Вы уверены в себе 1 2 3 4

12. Вы нервничаете 1 2 3 4

13. Вы не находите себе места 1 2 3 4

14. Вы взвинчены 1 2 3 4

15. Вы не чувствуете скованности и напряжения 1 2 3 4

16. Вы довольны 1 2 3 4

17. Вы озабочены 1 2 3 4

18. Вы слишком возбуждены и вам не по себе 1 2 3 4

19. Вам радостно 1 2 3 4

20. Вам приятно 1 2 3 4

Ситуативная тревожность (СТ1) определяется по ключу:

(СТ1) = (3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) – (1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20) + 50 = _

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии. Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно . Цифры справа означают: «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» –почти всегда.

1. Вы испытываете удовольствие 1 2 3 4

2. Вы быстро устаете 1 2 3 4

3. Вы легко можете заплакать 1 2 3 4

4. Вы хотели бы быть таким же счастливым

человеком, как и другие 1 2 3 4

5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что

недостаточно быстро принимаете решения 1 2 3 4

6. Вы чувствуете себя бодрым человеком 1 2 3 4

7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны 1 2 3 4

8. Ожидание трудностей очень тревожит вас 1 2 3 4

9. Вы слишком переживаете из-за пустяков 1 2 3 4

10. Вы бываете вполне счастливы 1 2 3 4

11. Вы принимаете все слишком близко к сердцу 1 2 3 4

12. Вам не хватает уверенности в себе 1 2 3 4

13. Вы чувствуете себя в безопасности 1 2 3 4

14. Вы стараетесь избегать критических

ситуаций и трудностей 1 2 3 4

15. У вас бывает хандра, тоска 1 2 3 4

16. Вы бываете довольны 1 2 3 4

17. всякие пустяки отвлекают вас 1 2 3 4

18. Вы так сильно переживаете свои разочарования,

что потом долго не можете о них забыть 1 2 3 4

19. Вы уравновешенный человек 1 2 3 4

20. Вас охватывает сильное беспокойство,

когда вы думаете о своих делах и заботах 1 2 3 4

Личностная тревожность (ЛТ1) определяется по ключу:

(ЛТ1) = (2, 3, 4, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20) – (1, 6, 7, 10, 13, 16, 19) + 35 = _

Результаты оцениваются обычно в градациях:

До 30 баллов – низкая;

31 – 45 баллов – средняя;

46 баллов и более – высокая тревожность.

Проведя исследование, мы получили следующие результаты:

Поскольку показатели личностной тревожности испытуемых колеблются в среднем диапазоне величин: от 31 до 45, а показатели ситуативной весьма высоки – от 48 до 74 баллов, следовательно, эмпирическое исследование доказало выдвинутую во введении гипотезу о том, что интроверта характеризует высокая ситуативная тревожность при средней личностной тревожности.

Заключение

Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы. Как показывают результаты исследований, различие между интравертами и экстравертами проявляются также в соотношении ситуативной и личностной тревожности.

В данной работе перед нами стояла цель , заключающаяся в исследовании взаимосвязи между ситуативной и личностной тревожностью. Для ее достижения в ходе исследования мы решили следующие задачи :

1. Проанализировали литературу по теме исследования.

2. Провели эмпирическое исследование на основе методики Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.

3. Обобщили сделанные выводы.

Проведенное исследование 10 интровертов показало, что их ситуативная тревожность весьма высока: от 48 до 74 баллов, а показатели личностной тревожности колеблются в среднем диапазоне величин: от 31 до 45. Таким образом, мы доказали гипотезу исследования, выдвинутую во введении: интроверта характеризует высокая ситуативная тревожность при средней личностной тревожности.

Список литературы

1. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. №5.

2. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

4. Психологический словарь. / Общ. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. М., 1990.

5. Психология и психоанализ характера. М., 2000.

6. Энциклопедия тестов. М., 1997.


Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2002.

Психология и психоанализ характера. М., 2000. С. 203.

Там же. С. 203 – 204.

Энциклопедия тестов. М., 1997.

Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2002.

Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека. Наиболее выраженные эмоциональные реакции, к которым относится и тревожность, как правило, возникают в критические моменты разбалансированности взаимодействия человека и среды. При этом важно, что и чувство тревоги и соответствующие ему поведенческие проявления - во многом результат субъективной оценки человеком внешних требований и своих внутренних ресурсов. Однако не следует забывать, что определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Для каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность…

В психологическом феномене тревожности ученые выделяют две составляющие: тревожность как состояние и тревожность как личностную особенность.

Тревожность как состояние (ситуативная тревожность, реактивная тревожность, состояние тревоги) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: динамичным напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (ситуативную неспособность человека справиться с требованиями конкретной задачи и/или ожиданиями партнера, боязнь негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного отношения к себе) и отличается различной интенсивностью. Поскольку измерение ситуативной тревожности - это своеобразная одномоментная «фотография» эмоционального состояния индивидуума, ее уровень меняется с течением времени в зависимости от того, насколько человек расценивает свое окружение как опасное или угрожающее.

Тревожность как личностная особенность (личностная тревожность, активная тревожность) - это устойчивая индивидуальная характеристика степени подверженности человека действию различных стрессоров. Она отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» объективно безопасных ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией (повышением реактивной тревожности). Как правило, интенсивность переживаний не соответствует величине реальной опасности и характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать состояние ситуативной тревоги.

Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, является методика, предложенная Чарльзом Д. Спилбергером (Ch. D. Spielberger ) и адаптированная Юрием Ханиным.

Шкала ситуативной (реактивной) и личностной тревожности
Спилбергера-Ханина

Шкала состоит из двух подшкал для измерения двух форм тревожности: подшкалы оценки ситуативной тревожности, диагностирующей самочувствие в данный момент , и подшкалы оценки личностной тревожности, определяющей обычное самочувствие человека.

Подшкала оценки ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция: в данный момент

1 - нет, это совсем не так
2 - пожалуй, так
3 - верно
4 - совершенно верно

Бланк для ответов (СТ)


Фамилия, имя, отчество


п/п

Суждение

Оценка

Я спокоен
Мне ничего не угрожает
Я напряжен
Я внутренне скован
Я чувствую себя свободно
Я расстроен
Меня волнуют возможные неудачи
Я ощущаю душевный покой
Я встревожен
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Я уверен в себе
Я нервничаю
Я не нахожу себе места
Я взвинчен
Я не чувствую скованности, напряженности
Я доволен
Я озабочен
Я слишком возбужден и мне не по себе
Мне радостно
Мне приятно

Подшкала оценки личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные ниже суждения. Оцените, насколько каждое из них соответствует тому, как вы себя чувствуете обычно . Поскольку правильных или неправильных ответов нет, отвечайте, не задумываясь. Проставьте отметку в графе, соответствующей вашему выбору:

1 - нет, это совсем не так
2 - пожалуй, так
3 - верно
4 - совершенно верно

Бланк для ответов (ЛТ)

______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество


п/п

Суждение

Оценка

У меня бывает приподнятое настроение
Я бываю раздражительным
Я легко могу расстроиться
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
Я чувствую прилив сил, желание работать
Я спокоен, хладнокровен и собран
Меня тревожат возможные трудности
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я бываю вполне счастлив
Я все принимаю близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя беззащитным
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
У меня бывает хандра
Я бываю доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Бывает, что я чувствую себя неудачником
Я уравновешенный человек
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов

Показатели ситуативной и личностной тревожности подсчитываются по формулам.

Ситуативная тревожность:

СТ = ∑ 1 – ∑ 2 + 50 ,

где ∑ 1 - сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
∑ 2 - сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

Личностная тревожность:

ЛТ = ∑ 1 – ∑ 2 + 35 ,

где ∑ 1 - сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20;
∑ 2 - сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.

Для облегчения процедуры подсчета баллов предлагаем воспользоваться Бланком для подсчета результатов.

Бланк для подсчета результатов

Подшкала СТ

Подшкала ЛТ

Номер суждения

Баллы

Номер суждения

Баллы

Номер суждения

Баллы

Номер суждения

Баллы

Сокращенный вариант
оценки ситуативной тревожности

Для оценки динамики и контроля состояния тревоги (например, до и после коррекции) можно применять сокращенную процедуру оценки ситуативной тревожности. При этом на заполнение бланка требуется всего 10–15 сек.

Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные ниже суждения. Оцените, насколько каждое из них соответствует тому, как вы себя чувствуете в данный момент . Поскольку правильных или неправильных ответов нет, отвечайте, не задумываясь. Проставьте отметку в графе, соответствующей вашему выбору:

1 - нет, это совсем не так
2 - пожалуй, так
3 - верно
4 - совершенно верно

Бланк для ответов (СТ сокр.)

______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество

Обработка результатов

Показатели оценки ситуативной тревожности по сокращенному варианту подсчитываются следующим образом:

СТ сокр. = ((∑ 1 - ∑ 2) + 15) : 4,

где ∑ 1 - сумма баллов по пунктам 2 и 5 подшкалы;
∑ 2 - сумма баллов по пунктам 1, 3 и 4 подшкалы.

Интерпретация полученных результатов

Итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие оценки тревожности:

  • до 30 баллов - низкая;
  • 31–44 балла - умеренная;
  • 45 и более - высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях (особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа). Для коррекции этого состояния рекомендуется снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование у человека чувства уверенности в успехе. Очень высокая личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, который при неблагоприятных условиях способен спровоцировать эмоциональные срывы и даже психосоматические заболевания. Всегда следует помнить, что значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.

Низкая тревожность сигнализирует о том, что испытуемый нуждается в повышении чувства ответственности и осознании реальных мотивов собственной деятельности. Но иногда очень низкая тревожность является свидетельством активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Известно, что тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. Благодаря этому тесты, оценивающие выраженность тревожности, могут быть успешно использованы также и для диагностики уровня стресса. При этом, ситуативная тревожность будет характеризовать уровень стресса в данный момент, а личностная тревожность - уязвимость (или устойчивость) к воздействию различных стрессоров в целом.

Оценка тревожности как устойчивой черты личности важна при отборе персонала, формировании команд с учетом психологической совместимости, особенно для работы в условиях повышенной опасности, когда нужны исполнители ответственные, осторожные, способные к анализу и обобщению информации, избегающие конфликтных ситуаций.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

1

В статье установлено, что на фоне эмоционального напряжения перед рубежным контролем возрастает ситуативная и личностная тревожность. В результате отмечается снижение самочувствия, активности и настроения.

Ситуативная тревожность

личностная тревожность

самочувствие

активность

настроение

1. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России – СПб. – №6 (17). – 2012.

2. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. (с. 36-38).

3. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова. – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с. (c. 19-20).

4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. – 1992. – №5. – С. 111-117.

5. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2006.

6. Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: автореф. дис. … к.п.н. – М., 2009.

7. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. – 1973, – № 6. – С.141-145.

Особенности современных условий жизни, быстрые темпы развития интеллектуальных программ, переход на студенческую жизнь, рост значимости информации обуславливают повышенные требования к молодому организму. Однако многие аспекты умственного и психоэмоционального перенапряжения изучены еще недостаточно. Одним из факторов риска возникновения отклонений в психическом состоянии студента являются сдвиги в уровнях личностной и ситуативной тревожности . Это характеризуется наличием определенных затруднений в усвоении учебного материала. У студентов при этом наблюдаются различной степени выраженность невротических расстройств (снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность), которые чаще всего возникают в период экзаменационных сессий или рубежного контроля.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Выделяют два вида тревожности - ситуативная, или реактивная (РТ) и личностная (ЛТ). Реактивная тревожность - показатель интенсивности переживаний, которая возникает по отношению к типичным событиям. Реактивная, или ситуативная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Личностная тревожность - готовность (установка) человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность - это устойчивое состояние. Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Сама по себе тревожность не является изначально негативной чертой личности. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень «полезной тревоги» .

Студенческий возраст характеризуется большой дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышение самоконтроля и саморегуляции. Следует напомнить, что в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроений с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования были учащиеся первого курса КазНМУ в количестве 70 человек, из них 22 юношей и 48 девушек. Общий возраст: от 17 лет до 19 года. Для исследования были выбраны периоды, характеризующиеся наиболее заметными изменениями в тревожности: в обычный учебный день, перед рубежным контролем и после.

Студенты определяли:

1) Степень выраженности тревожности по шкале оценки личностной тревожности Ч. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Шкала состояла из 20 вопросов.

Показатель ситуативной (реактивной) тревожности подсчитывался по формуле:

РТ = Е1 - Е2 + 3,

где Е1 - сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18; Е2 - сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.

Если РТ не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31-45, то это означает умеренную тревожность. При 46 и более - тревожность высокая. .

2) Для оценки личностной тревожности использовался тест: Самооценка функционального состояния (САН - самочувствие, активность, настроение).

Тест САН разработан сотрудниками I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем и М.П. Мирошниковым в 1973 г. САН представляет собой карту (таблицу), состоящей 30 пар полярных признаков, отражающих особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение). Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4, оценки превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 - о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение .

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования уровня ситуативной тревожности (далее СТ) студентов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Из приведенной выше таблицы можно сделать вывод, что в обычные учебные дни, по сравнению до и после рубежного контроля, у студентов не отмечается признаков высокой тревожности, только у 14 % испытуемых наблюдается умеренная тревожность, почти 85,7 % имело низкий уровень тревожности.

До рубежного контроля, непосредственно в день сдачи рубежного контроля чуть меньше половины студентов (33 %) испытывали умеренный уровень СТ. Чуть больше половины испытуемых (53 %) имело высокий уровень СТ, и всего 14 % не испытывали на момент обследования тревожности.

После рубежного контроля результаты уровня СТ студентов значительно отличаются от предыдущих данных. Балловая оценка СТ значительно снизилась, только у 7 студентов сохранилась высокая тревожность.

Данные показатели САН в обычный учебный день демонстрирует, что оценки активности, настроения и самочувствия примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменился за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением. Самочувствие, активность и настроение в обычный учебный день в среднем составила 5,4; 5,2; 5,3; при норме 5,5 - 5,6 т.е. функциональное состояние организма в пределах нормы. Однако показатели САН перед рубежным контролем изменились и у 76 % респондентов снизились до (3,8, 4,2, 4,4). После рубежного контроля показатели САН несколько повышается и являются благоприятными.

Анализ функционального состояния представлен в табл. 2.

Таблица 2

Заключение

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что рубежный контроль влияет на функциональное состояние личности. Превышение показателей ситуативной тревожности перед рубежным контролем объясняется большими эмоциональными и психологическими нагрузками. Следует отметить у 40 % студентов даже после рубежного контроля показатель уровня ситуативной тревожности (СТ) приблизилась к умеренным. Ориентируясь на то, что подобные скачки СТ наблюдаются у студентов довольно часто (рубежный контроль, экзаменационная сессия), можно предположить, что состояние высокой тревожности закрепляется и становится личностной чертой.

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о том, что подобные скачки уровня ситуативной тревожности будут наблюдаться перед каждым рубежным контролем или экзаменом, что может привести к закреплению тревожности как устойчивого личностного образования, восприятия ситуации обучения как фрустрирующей. Это может препятствовать успешному процессу обучения личности, ее адаптации к социальному окружению.

В отличие от высокой тревожности, низкая, наоборот, требует внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Им можно предложить участие в тренингах, связанных с созданием острой ситуации, принятия непростого решения. Все это позволит личности адаптироваться к острым ситуациям, в том числе и учебным и укреплять механизмом актуализации тревоги.

Библиографическая ссылка

Искакова У.Б., Абишева З.С., Журунова М.С., Жетписбаева Г.Д., Исмагулова Т.М. СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-5. – С. 900-902;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10555 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Состояние тревоги, беспокойства впервые выделил и акцентировал З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности, все это основывается на внутренних причинах. В последствие, изучением состояния тревоги занимались многие известные психологи и психотерапевты, написано большое количество работ.

Для начала следует сказать о различие понятий тревоги как состояния и тревожности как черты личности. Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин "тревога" используется психологами в разных значениях.

Это может быть:

  • Временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов
  • Фрустрация социальных потребностей
  • Первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовать потребности
  • Свойство личности, которые дается через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий
  • Реакция на представленную угрозу.

Чаще всего термин "тревога" используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики.

Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации.

Термин "личная тревожность " используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать состояние тревоги . Уровень личностной тревожности определяется, исходя из того как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги . Функциональный аспект исследований личностной тревожности предполагает рассмотрение её как системного свойства. Которое проявляется на всех уровнях активности человека.

Раскрывается роль данного свойства в социальной сфере, где тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально-психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения товарищами, порождая конфликты. В психологической сфере тревожность проявляется в изменение уровня притязаний личности, в снижение самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, стремление к лидерству, эмоциональная устойчивость, степень невротизма и интровертированности. Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере, отмечается связь тревожности с особенностями нервной системы, с энергетикой организма, развитием психовегетативных заболеваний.

Причины тревожности на социальном уровне - нарушение общения. На психологическом уровне - неадекватное восприятие субъектом самого себя, на психофизиологическом причины тревожности связываются с особенностями строения и функционирования ЦНС.

Личностная тревожность проявляется не обязательно непосредственно в поведение, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику.

Выделяют основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности.

  • 1. Личность с высоким уровнем тревожности склонна окружающий мир как заключающие в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
  • 2. Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности, способствует развитию предневротических состояний.
  • 3. Отрицательно влияет на результаты деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость.
  • 4. Тревожность оказывает влияние на профессиональную
  • направленность.

Сопоставление профессиональной направленности индивидуально-психологическими особенностями выявило существенное влияние последних на характер профессиональной направленности. Человек, ориентированный на профессии типа "человек - знаковая система" характеризуется тем, эти школьники имеют высокие показатели успешности интеллектуальных тестов, самые высокие показатели вербального интеллекта, высокую успешность обучения. Их характеризует самый низкий уровень тревожности, средний нервотизм, низкая экстеравертированность.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формулирует конфликтные отношения.

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психотерапии Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать трудностей, которые возникают при ее влиянии на жизнь человека.