Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что и как изучает наука символика. Семиотика как наука о знаках и знаковых системах

Семиотика – наука о знаках

Знаки, или символы, важны для всех магов: от каббалистов, медитирующих на формы и значения букв иврита, до колдуньи худу с ее магнетитом и мага хаотической школы, медитирующего на сигил. Все они имеют дело с символами – объектами, которые означают нечто другое, отличное от того, чем изначально являются сами. Семиотика – это формальное исследование такого рода вещей. Данное определение может показаться слишком прямолинейным и простым, однако за сто лет формального изучения символов было выяснено, что они отнюдь не просты. Например, мы привыкли думать, что существует класс вещей, являющихся символами, и класс вещей, таковыми не являющихся. Мы видим слово дерево и думаем: «А, это символ, обозначающий объект реального мира». И это отражение общепринятой теории о структуре символа. Символ, как гласит эта теория, состоит из трех частей: знака, представляющего собой визуальный или вербальный (или воспринимаемый другими органами чувств) материальный объект, который, собственно, и называют символом; означаемого, то есть смысла данного знака, существующего в мире идей; и физического объекта, которому данная идея соответствует. Проблема, как отмечают современные семиотики-постмодернисты – например, Жак Деррида, – заключается в том, что не существует четкого различия между знаком и означаемым. Означаемое само по себе может быть знаком, указывающим на другое означаемое, а физический объект, к которому применяется идея, – это просто еще один символ.

Трудно определить, на что именно указывает данный конкретный знак. Возьмем для примера слово дерево , которое, казалось бы, указывает на идею в реальном мире. Но покажите мне «настоящее» дерево, которое обозначается этим словом. Это вяз? Или тополь? Дерево у вас за окном? Дерево, на которое я забирался в детстве? Не исключено, что вы скажете: «Можно сколько угодно заниматься софистикой, но каждый знает, что я имею в виду, когда говорю „дерево“: я подразумеваю класс объектов, обладающих схожими чертами». Однако что это за черты? Например, с какой именно высоты куст становится деревом? Категория «дерево», которую мы провозглашаем реальным физическим объектом, – просто набор впечатлений, объединенных нами одним ярлыком. В некоторых языках не существует эквивалента слову дерево – вместо этого вам приходится называть конкретный тип дерева, о котором вы говорите. Класс «дерево» так же условен, как и любая другая идея, на которую мы можем указать при помощи символов. Условная природа символов становится очевидной, когда вы сравниваете разные языки. Например, в английском у нас есть два слова для обозначения свиньи: когда она живая, это pig (свинья); когда мертвая – pork (свинина). Но в других языках может быть только одно слово для обозначения этих объектов. Так кто же из нас прав? И те и другие. На самом деле эти различия условны.

Согласно представлениям постмодернистов, всё есть символы. Я сталкивался с критическими замечаниями такого рода: «Если все символично, значит, мы можем действовать так, как захотим, и причинять вред тому, кому захотим!» Сложно заставить некоторых людей поверить, что постмодернисты хотят сказать совсем другое. Они не утверждают, что «любая вещь есть только символ», поскольку слово только подразумевает, что есть нечто, не являющееся символом, нечто более реальное, чем символ. Это не так. Символ не является для постмодерниста чем-то нереальным. Это нечто по-настоящему реальное. Нет иного способа быть реальным, кроме как символически. Так что если мы причиняем вред каким-либо объектам, то реально им вредим, даже если они только символы и наши действия тоже символы. Преимущество понимания символической природы реальности заключается в том, что мы можем выбирать способ интерпретации символов, который сделает нас менее уязвимыми для опасных воздействий. Кроме того, это понимание помогает осознавать, что наблюдаемое нами явление и его интерпретация – это иногда разные вещи. Если кто-то «подрезал» нас на дороге, то, понимая символическую природу реальности, мы не станем автоматически предполагать, что это сделал кретин. Этот поступок может означать, что люди спешат доставить кого-то в больницу, опаздывают на важную встречу или что у них просто выдался неважный денек.

Постмодернисты в большинстве своем также не отрицают существования реальности за пределами символа. Возможно, существует реальность, не являющаяся символической, но мы, как существа символические, не можем ее воспринимать. И даже если бы мы могли ее воспринимать, то не могли бы говорить о ней. Интересно, что одной из характерных черт многих религиозных переживаний является невозможность рассказать о них или описать их при помощи символов. Все, что мы можем сказать, символично по определению, потому что все, о чем мы говорим, переводится нами в символы (то есть в слова).

Мы не в состоянии воспринимать что-либо не как символ и разрабатываем способы работы с символами, именуемые кодами. Коды – это просто рамки, в которые мы помещаем символы. Язык сам по себе есть код, но существует и множество других, не столь формализованных кодов. Если во время просмотра фильма вы замечаете, что режиссер решил слегка наклонить камеру (так называемый «голландский ракурс»), то имеете дело с определенным кодом. Интерпретировав его, вы должны понять, что главный герой растерян или дезориентирован. Когда рассказ начинается с фразы «Тед вышел из своего Ford Focus и потянулся», мы знаем, что Тед, скорее всего, будет главным героем. Но, если кто-то произносит такую фразу в разговоре, вы будете вынуждены спросить: «А кто такой Тед?» Если же в рассказе говорится о главном герое так, словно читатель уже что-то знает о нем, – это код. Мы редко думаем о кодах, используемых для интерпретации символов. Большинство из них усваивается нами без всяких усилий в столь раннем возрасте, что у нас не возникает необходимости их осмысливать. Но коды, как и символы, для интерпретации которых они служат, во многом условны. В фильмах 30–40-х годов XX в. часто показывали людей, идущих из одного места в другое, например от машины к входной двери. Теперь, чтобы показать такое движение, используется условный код, резкая смена кадра. Подобные коды есть и в языке. Когда вы спрашиваете друга: «Можешь передать соль?», он знает, что, задавая странный, в общем-то, вопрос о его способности к такому действию, вы на самом деле обращаетесь к нему с просьбой.

Некоторые коды особенно уместны в магии. Это не художественные или языковые коды, но коды, отражающие наш способ восприятия реальности. Проведите эксперимент: отправляйтесь на короткую прогулку (например, вокруг дома) и при этом попытайтесь смотреть лишь строго вперед, по возможности сохраняя неподвижность взгляда. Обратите особое внимание на границу вашего поля зрения. Вы заметите, что с каждым шагом зрительная картинка скачет и дергается. По сути, такие скачки происходят всякий раз, когда мы двигаемся, однако у нас есть код, адаптирующий изображение таким образом, что свое поле зрения мы воспринимаем без всяких скачков. Если вы возьмете на плечо видеокамеру и пойдете тем же путем, то потом обнаружите, что запись тоже получилась дергающаяся и шатающаяся. Некоторые люди, просматривая такие плохо снятые видеозаписи, жалуются, что их при этом укачивает, хотя в действительности подобную качку они испытывают каждый раз при ходьбе. Однако в этом случае она компенсируется за счет движения глаз и устраняющих ее психологических кодов. Еще один способ почувствовать на себе код, изменяющий наше восприятие реальности, – удерживать взгляд на одной точке перед собой до тех пор, пока не исчезнет ощущение глубины. Иллюзия глубины возникает у нас не только из-за нашего бинокулярного зрения, но и потому, что мы этого ожидаем. Это часть кода, с помощью которого мы воспринимаем реальность.

Такие коды, по крайней мере отчасти, даны нам от рождения. Эволюция предоставила нам возможность пользоваться многочисленными преимуществами плавности зрительного восприятия и иллюзии глубины. Однако существуют исторические доказательства того, что даже эти коды, которые кажутся нам столь естественными и биологическими, со временем менялись. Например, некоторые считают, что предренессансная живопись не отражает представления о глубине пространства. Однако при более пристальном рассмотрении становится понятно, что в те времена просто использовался другой код: к примеру, объекты, изображенные на картинах выше, как правило, более удаленные. Наши современные коды, показывающие глубину восприятия на двухмерных изображениях, задействуют сложные математические соотношения между размером и расстоянием. Однако и те и другие коды – это лишь иллюзия восприятия глубины, двухмерное изображение того, как мы видим мир. И хотя более поздний код, вероятно, ближе к нашему собственному коду зрительного восприятия, он тем не менее остается кодом и не является объективной частью реальности.

У нас также есть коды, которые не имеют никакого отношения к тому, как мы взаимодействуем с материальным миром. Например, коды, связанные с нашим отношением к сексу. Если вы лишите секс всех этих кодов, останется лишь трение слизистых оболочек, вызывающее реакцию в нервных клетках, которая ведет к мышечным спазмам в определенных частях тела. Эти спазмы интерпретируются нами как нечто приятное. И для материалиста только это и есть секс. Но в действительности у нас так много кодов, связанных с данным актом, что предлагаемое выше описание воспринимается как довольно странное – если не безумное. Оно чуждо большинству людей. Некоторые относятся к сексу как к способу установить эмоциональную связь с другим человеком. Другие воспринимают его как инструмент решения вопросов власти и подчинения. А третьи считают его чисто физическим упражнением. Но заметьте, что даже последний вариант не означает отказа от кодов: помимо всего прочего, физическое упражнение – это идея. У нас есть представления об упражнении. Другими словами, у нас имеются коды, интерпретирующие тот или иной акт как упражнение, как удовольствие или как любовь. У многих людей коды настолько сильны, что берут верх над их собственными желаниями. Человек может хотеть относиться к сексу как к средству духовной связи между двумя людьми, а вместо этого пользуется кодом, интерпретирующим секс как самоутверждение или принуждение. Мы не всегда полностью контролируем свои коды.

И как же все эти коды связаны с магией? Магия дает нам возможность контролировать коды, способные менять наше отношение к сексу, деньгам и т. д. В этом отношении магию можно считать формой психологии. Кроме того, я готов утверждать, что магия способна производить объективные перемены в реальном мире. Я уже говорил, что реальный мир, в конечном счете, символичен; соответственно, остается сделать лишь маленький шажок, чтобы заявить: меняя коды, интерпретирующие реальность, мы меняем саму реальность. Я бы хотел рассмотреть, как эта теория работает на практике.

Для начала позвольте мне сформулировать ее с максимальной ясностью: реальность – это, на некоем очень глубинном уровне, набор взаимосвязанных и отсылающих друг к другу символов. Мы интерпретируем эти символы, а значит, исследуем реальность в соответствии с набором кодов, причем не все они являются осознаваемыми. Некоторые коды заявляют о себе громче других. Например, мы трактуем силу тяжести согласно ряду формальных кодов, которые ясно и достоверно предсказывают ее поведение. Множество других кодов, особенно тех, что связаны с нашей повседневной жизнью, менее обоснованны. Некоторые и вовсе вредны. Изменение таких кодов повышает вероятность того, что мы получим желаемое, причем не только потому, что будем по-новому, более продуктивным образом видеть вещи, но и потому, что сама реальность подвергнется воздействию изменившихся кодов и мы вступим в контакт с новыми символами. Один из путей к пониманию кодов – представление их в виде семиотической сети , набора взаимосвязанных символов, отсылающих друг к другу. Позднее я расскажу о том, как разработать модель ваших семиотических сетей, которая позволит вам производить в них непосредственные изменения. Мне хочется показать, как данная магическая теория работает на практике, а затем вывести из нее рекомендации для дальнейших магических экспериментов.

Из книги Том 6. Планетология, часть III. Сатурн, Уран, Нептун автора Вронский Сергей Алексеевич

1.2. САТУРН В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 1.2.1. Сатурн в знаке ОВНА Здесь Сатурн сильно меняет эссенциальную природу знака Овна, направляя его тенденции не вовне, как это должно было быть по природе Овна, а вовнутрь индивидуума в виде дерзкого научного поиска или необычного исследования,

Из книги Том 5. Планетология, часть II. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер автора Вронский Сергей Алексеевич

2.2. УРАН В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 2.2.1. Уран в знаке ОВНА Уран в знаке Овна даёт своим подопечным сильную тягу к личной и духовной свободе, независимости и самостоятельности, к прогрессивным и революционным идеям. Здесь он усиливает импульсивность, горячность, интенсифицирует

Из книги Том 7. Планетология, часть IV. Плутон, Хирон, Прозерпина, Лунные Узлы, Лилит и Лулу автора Вронский Сергей Алексеевич

3.2. НЕПТУН В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 3.2.1. Нептун в знаке ОВНА Нептун в знаке Овна даёт силу духа и специфический ум. Здесь он усиливает яркость чувств и эмоциональную сторону индивидуума и направляет его интересы к социальным проблемам. У таких людей наблюдается богатая фантазия,

Из книги О чём молчит Луна автора Глоба Павел Павлович

2.2. ВЕНЕРА В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 2.2.1. Венера в знаке Овна Здесь Венера находится в своём эксиле, поэтому её эссенциальная природа искажена. Она даёт импульсивность, страстность, повышенный интерес к вопросам пола. Всё осуществляется с большой волей и желанием и с огромной

Из книги Лучшие гадания от А до Я автора Лома Елена

3.2. МАРС В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 3.2.1. Марс в знаке Овна Марс в знаке Овна находится в своём домициле, поэтому здесь его влияние очень сильное. Его отличительные черты в этом знаке Зодиака: потенциальная воля, мощная энергия, активность, целеустремлённость, динамичность, большая

Из книги Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром автора Данн Патрик

4.2. ЮПИТЕР В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 4.2.1. Юпитер в знаке Овна Самое сильное положение Юпитера в Овне – в первой половине знака. Люди, имеющие такой Юпитер, кипят энергией и готовы в любой момент начать действовать. Они имеют идеалистические представления о справедливости и

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

1.2. ПЛУТОН В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 1.2.1. Плутон в знаке ОВНА (1823 – 1851) Плутон в знаке Овна даёт сильное честолюбие, властолюбие, агрессивность, революционный дух и тягу к противоречиям и противоборству. Здесь он помогает преодолению любых преград, любых препятствий, достижению

Из книги Дачный лунный календарь на 2015 год автора Кизима Галина Александровна

2.1. ХИРОН В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 2.1.1. Хирон в знаке ОВНА 1-й деканат: 0° – 10°В начале знака Овна Хирон дарит своим подопечным яркую индивидуальность, честолюбие, сердечность, нежность и мягкость души, с одной стороны, и твёрдость и непоколебимость – с другой. Явно просвечиваются

Из книги автора

2.1.6. Хирон в знаках ДЕВЫ 1-й деканат: 0° – 10°В середине первого деканата знака Девы Хирон даёт любопытство, любознательность, большой интерес к оккультным наукам и миру искусства, особенно к музыке, поэзии, литературе и живописи. Здесь он способствует зарождению множества

Из книги автора

5.2. ЛИЛИТ В ЗНАКАХ ЗОДИАКА Лилит в знаке ОвнаУсиливает чувственность и тягу к противоположному полу, с одной стороны, и агрессивность, склонность к принуждению и насилию – с другой Часто будущие преступные акции проецируются в подсознании задолго до реализации. Эта

Из книги автора

5.5. ЛУЛУ В ЗНАКАХ ЗОДИАКА Лулу в знаке ОвнаЛулу в знаке Овна заставляет человека быть нравственно чистым, благородным, великодушным. Здесь часто создаются борцы за правое дело и справедливость. Для выполнения этой нелёгкой задачи Лулу активизирует и будоражит дух и душу

Из книги автора

УЗЛЫ В ЗНАКАХ ЗОДИАКА В этой главе мы рассмотрим, о чём говорит расположение лунных узлов в различных знаках Зодиака в момент рождения

Из книги автора

Гадание на знаках фортуны Прежде чем приступить к этому венгерскому народному гаданию, необходимо подготовить 10 бумажных прямоугольников, на обратной стороне которых нужно написать названия, перечисленные ниже. После этого карточки надо тщательно перетасовать и

Из книги автора

Семиотика и магия Давайте начнем с простейшей, самой элементарной магии, а именно – с использования сигилов. Говоря коротко, сигил – это монограмма, в которой желание, сформулированное на английском языке, выражено в виде простого символа путем комбинирования букв. Как

Из книги автора

Семиотика: внешний вид «мы» Если рассматривать взгляд извне, то структурализм начался как подход к культурным холонам и лингвистическим системам. В этой сфере он уступил место постструктурализму (Лакан, Деррида, Лиотар, Бодрийяр) и неоструктурализму (Фуко) – в частности,

Из книги автора

Луна в знаках зодиака В этом разделе приводятся сведения для тех садоводов, кто привык пользоваться астрологическими календарями и очень любит знаки

Семиотика (семиология) – научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных языковых знаковых, то есть семиотических подсистем, хранящих и передающих информацию.

Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Эта междисциплинарная наука возникла на стыке лингвистики, теории информации, психологии, биологии, литературы, социологии.

Семиотика возникла в конце XIX - начале XX века. Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (1839-1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857-1913). Обычно считается, что именно Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил ещё Локк , в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»). Соссюр же дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике.

Семиотические системы действуют в:

1) человеческом обществе (язык и некоторые явления культуры – обычаи, обряды);

2) природе (коммуникация в животном мире);

3) человеке (зрительное и слуховое восприятие предметов).

Семиотика бывает:

- гуманитарная (языка и литературы);

- формальная (логико-математическая, прикладная компьютерная).

Произведения художественной литературы могут исследоваться по 2-м линиям:

Как объект конкретно исторического и литературоведческого и историко-литературного анализа;

Как объект семиотического анализа (язык художественной литературы).

Основной корпус гуманитарной семиотики составляют 2 комплекса понятий :

1) семиотические закономерности

2) семиотические членения

К семиотическим закономерностям относятся:

- оппозиции всех основных элементов языковой семиотической системы , т.е. фонем, морфем, слов, типов предложений и интонаций.

Оппозиции этих элементов выявляют дифференциальные признаки (напр.: «пить» и «бить» - дифференциация глухости и звонкости). Процедура исследования путем замен называется коммутация.

- изоморфизм – структурное подобие формы выражения и формы содержания (напр.: сила звука соответствует силе эмоций).

Существует 3 семиотических членения (предложены Чарльзом Уильямом Моррисом) :

- синтактика – отношения между знаками, главным образом в речевой цепи;

- семантика – отношения между знаком-нисителем, предметом обозначения и понятием о предмете;

- прагматика – отношения между знаками и тем, кто их использует. Исследуются 2 центра: субъект речи и адресат.

* Семиология Ф. де Соссюра

Фердинанд де Соссюр определяет создаваемую им семиологию как «науку, изучающую жизнь знаков в рамках жизни общества». «Она должна открыть нам, что такое знаки и какими законами они управляются».

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра - различение языка и речи. Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) - конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль - его лицевая сторона, звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое.

Язык - система значимостей. Значение - это то, что представляет собой означаемое для означающего; значимость же знака возникает из его отношений с другими знаками языка. Если воспользоваться сравнением знака с листом бумаги, то значение следует соотнести с отношениями между лицевой и оборотной сторонами листа, а значимость - с отношениями между несколькими листами.

Существуют два вида значимостей, основанные на двух видах отношений и различий между элементами языковой системы. Это синтагматические и ассоциативные отношения. Синтагматические отношения - это отношения между следующими друг за другом в потоке речи языковыми единицами, то есть отношения внутри ряда языковых единиц, существующих во времени. Такие сочетания языковых единиц называются синтагмами. Ассоциативные отношения существуют вне процесса речи, вне времени. Это отношения общности, сходства между языковыми единицами по смыслу и по звучанию, либо только по смыслу, либо только по звучанию в том или ином отношении.

Семиотика Ч. С. Пирса

Чарльз Сандерс Пирс пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий (понятие знака, его значения, знакового отношения и т. д.). Он отчетливо сознавал, что эта область исследования должна быть предметом особой науки - семиотики, которую он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых процессов.

В частности, Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков:

1) знаки-иконы (icon, од греч. eikon - "образ"), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию. Например, знак, который предостерегает водителей от быстрой езды неподалеку от школ, детских садов, изображает двоих детей;

2) знаки-индексы (лат. index - "указательный палец"), в которых означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во времени и/или пространстве. Наиболее очевидным примером такого знака есть указатель дороги, который даёт путникам информацию о названии ближайшего населенного пункта (например, Васюки) и направлению, в котором нужно идти, чтобы добраться до Васюков. Выражение лица - например, сморщенные брови - это тоже знак-индекс, потому что «указывает» на эмоциональное состояние человека: гнев;

3) знаки-символы (symbol), в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности. Например, дорожный знак, на котором изображен «перевернутый» треугольник не имеет естественной связи с формой и значением «уступи дорогу». Национальные флаги - также примеры таких конвенций. К символам относятся все слова всех языков, за исключением слов-подражаний.

Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис , который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап , А.Тарский и др.

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман , Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

Первым крупным семиотическим мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он был организован совместно Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Советом по кибернетике в 1962. В программу симпозиума входили следующие секции: 1) естественный язык как знаковая система; 2) знаковые системы письма и дешифровка; 3) неязыковые системы коммуникации; 4) искусственные языки; 5) моделирующие семиотические системы; 6) искусство как семиотическая система; 7) структурное и математическое изучение литературных произведений. На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семиотике, семиотике искусства, мифологии, невербальным системам коммуникации, ритуалу и пр. Первое заседание открыл А.И.Берг. В симпозиуме участвовали П.Г.Богатырев, А.К.Жолковский, А.А.Зализняк, Вяч.Вс.Иванов, Ю.С.Мартемьянов, Т.М.Николаева, Е.В.Падучева, А.М.Пятигорский, И.И.Ревзин, В.Ю.Розенцвейг, Б.В.Сухотин, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, Т.В.Цивьян и др.

В это время возник термин «вторичные моделирующие системы». Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен В.А.Успенским, в частности с целью избежать частого употребления термина «семиотика», поскольку он вызывал неприятие со стороны официальной идеологии.

В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литературы, на которой работали М.Ю.Лотман, З.Г.Минц, И.А.Чернов и др. В 1964 здесь вышел первый сборник Трудов по знаковым системам , и в этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам, объединившая два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году – в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее – в 1986 – состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р.О.Якобсон.

В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом.

Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

Особый интерес представляют рефлексия по поводу Московско-Тартуской семиотической школы и осмысление ее как особого культурного и даже семиотического феномена. Основная масса публикаций (в том числе чисто мемуарного характера) приходится на конец 1980-х и 1990-е годы. Среди различных описаний и интерпретаций Московско-Тартуской школы можно выделить статью Б.А.Успенского К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы (впервые опубликована в Трудах по знаковым системам в 1987), основные положения которой, по-видимому, общепризнаны. Наиболее же дискуссионной оказалась статья Б.М.Гаспарова Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен . Она была впервые опубликована в Wiener Slawistischer Almanach в 1989 и вызвала целый ряд откликов. Гаспаров рассматривает школу как целостное явление (он практически не упоминает имен), для которого характерна западническая ориентация, герметизм, эзотеризм и подчеркнутая усложненность языка, утопизм, своего рода внутренняя культурная эмиграция из советского идеологического пространства.

Семиотика - наука о знаках и общих свойствах знаковых систем. Термин «семиотика» использовался англ. философом Джоном Локком (17 в.) в работе „Опыт о человеческом разуме". В древности - термин встречается у стоиков и в древнегреческих медицинских трактатах (диагноз и прогноз рассматривались как знаковые процессы).

История развития семиотики:

1) Платон (5-4 в.в. до н.э.) - рассматривал тип связи между именем и вещью (работа «Кратил). 2) Аристотель (4 в. до н.э.). У Аристотеля - намечается тройственный характер связи знака: звукосочетания → движение души → реальные действия. 3)Августин Блаженный (5 в.) - рассматривал двусторонность знака, использовал латинские термины: 4) Оккам, Уильям (14 в., Англия): . анализировал тип связи между именем (знаком) и вещью (замещаемым объектом); . Обосновывал условный характер этой связи (реально существуют только отдельные вещи. 4) Гумбольдт, Вильгельм фон (18-19 в.в., Германия): «Существует очевидная связь между звуком и значением, которая … обычно остается неясной».

5) Пирс, Чарльз Сандерс (конец 19 в., США) - основоположник семиотики: . Определение знака (1), . Классификация знаков (2), . Основной закон семиотики (3). Чарльз Сандерс Пирс (10.091839-19.04.1914, США) → Основоположник семиотики Работа «О новом списке категорий», 1867. Концепция Ч.Пирса : 1. Определение знака: «знак есть нечто, выступающее для кого-то (интерпретатора) в роли представителя чего-то (объекта) в силу некоторой особенности или свойства» - обнаружен тройственный характер связи знака; 2. Классификация знаков - по трем аспектам (синтаксическому, семантическому, прагматическому). Выделил 9 типов знаков: - синтаксический аспект: знаки-качества, знаки-объекты, знаки-закономерности; - семантический аспект: знаки-иконы, знаки-индексы, знаки-символы; - прагматический аспект: знаки-предикаты, знаки-пропозиции, знаки-суждения.

Наиболее известна классификация знаков по второму, семантическому аспекту: . Иконические знаки - базируются на сходстве означаемого и означающего (фотографии, скульпт.); . Индексальные знаки - базируются на смежности означаемого и означающего (дым/огонь) ; . Символические знаки - имеют условный характер связи между означаемым и означающим (математические знаки: +, :, =); 3. Основной закон семиотики: Знак на знак - значение знака выявляется через его связь с другими знаками. 6) Фердинанд де Соссюр: Основоположник лингвосемиотики (Работа «Курс общей лингвистики», опубл. 1916): описал важнейшие свойства языкового знака (двусторонний характер, произвольность, линейность).


Концепция Ф. де Соссюра: 1. Двусторонний характер яз.знака - наличие в знаке двух компонентов: означающего (акустический образ) и означаемого (понятие); 2. Произвольность языкового знака - его немотивированность, условный характер связи между означаемым и означающим (машина→p = нет природной связи). 3. Линейность языкового знака - протяженность знака во времени (в звучащей речи): нос - машина - естествознание. 7) Чарльз Уильям Моррис - один из основателей семиотики (Работа «Основания теории знаков», 1938): . описал процесс семиозиса (означивания), выявил его компоненты (знаковое средство, десигнат, интерпретанта, интерпретатор); . выделил составные части семиотики (семантика, синтактика, прагматика). Процесс семиозиса (по Ч.Моррису).

Семиозис - процесс означивания, в котором взаимодействуют 4 компонента: 1. Знаковое средство - материальная оболочка знака (след на приграничной полосе); 2. Десигнат - объект (ситуация), на который (ую) указывает знак (нарушитель; здесь нарушена граница); 3. Интерпретанта - реакция на знак (подать сигнал тревоги; замаскировать след …); 4. Интерпретатор - лицо, воспринимающее и реагирующее на знак (пограничник; пособник нарушителя…). Синтаксические отношения - отношения между знаками. Составные части семиотики : а) Семантика (объект) - раздел семиотики, исследующий отношения между знаком и объектом (семантические отношения), б) Прагматика (человек) - раздел семиотики, исследующий отношения между знаком и интерпретатором (прагмат отношения), в) Синтактика (другой знак) - раздел семиотики, исследующий отношения между знаками (синтаксические отношения).

Семиотический подход к коммуникации

Семиотика как наука о свойствах знака в коммуникациях

Коммуникация может осуществляться в процессе любой деятельности с помощью различных знаковых способов, например, речи, жестов, азбуки Морзе и других символов. Изучением таких знаковых систем занимается семиотика.

Семиотика (греч. "знак, признак") - это наука, которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию.

Исторические корни семиотики уходят в глубь веков, но лишь в XIX в. она получает первичное теоретическое обоснование. Американский философ Ч.С. Пирс обосновал ряд ключевых семиотических понятий - знак, его свойства и значение, отношения знаков и их классификация и определил семиотику как учение о природе и разновидностях знаковых процессов. Почти одновременно с конца прошлого века идею о необходимости построения теории знаков и выделения специальной научной дисциплины "семиологии" не раз высказывал известный швейцарский лингвист Ф.де Соссюр. Он полагал, что эта наука должна изучать жизнь знаков внутри жизни общества и, подчеркивая важность изучения языковых знаков и их социальной обусловленности, считал, что лингвистика должна стать частью семиологии.

Если Пирс считается родоначальником семиотики как учения о сущности и основных видах знакообозначения, в том числе и в математической логике, а Соссюр - предтечей содержательной, гуманитарной семиологии (в настоящее время термины синонимичны), то честь основателя семиотики как "интердисциплинарной сферы" принадлежит американскому философу Ч. Моррису. Отдавая должное своим предшественникам, в частности Пирсу, он дал развернутое обоснование семиотики как "общей теории знаков во всех их формах и проявлениях: как у человека, так и у животных, как в норме, так и в патологии, как в языке, так и вне его, как в индивиде, так и в обществе".

Дальнейшая реализация принципов семиотического подхода к изучению разнородных знаковых систем показала, что семиотика, опираясь на конкретные данные многих наук, является не столько "интердисциплинарной сферой" (Ч. Моррис), сколько интегративной. Она исходит из понятия знака вообще, отвлекаясь от его конкретных признаков - не суммирует их, а обобщает. Это дает возможность выработать общие принципы в процессах "означивания", существенные закономерности в отношениях знаков, столь важные для дальнейшего развития различных наук.

Находясь в процессе становления, семиотика имеет различные толкования. В настоящее время термин "семиотика" употребляется в двух значениях: 1.) научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых систем, и 2) система того или иного объекта, рассматриваемого с позиции семиотики как науки. Семиотика изучает общее в знаковых системах, функционирующих в человеческом обществе, например, в вербальном языке, языке глухонемых, в морской и дорожной сигнализации; в коммуникативных системах животных, птиц, насекомых (танцы пчел, тактильные сигналы муравьев); в системах кибернетических устройств. Изучение того или иного объекта как семиотической системы позволяет говорить о семиотике фильма или поэзии М. Цветаевой, о семиотике обычаев, ритуалов, обращений и др. Человек, с точки зрения семиотики, представляет собой также функционирующую систему со сложной структурой, и такие особенности его деятельности и поведения, как зрительное и слуховое восприятие, образное представление, логическое рассуждение, социальная ориентация, могут рассматриваться с позиций общей теории о знаках.



Разделы науки:

Семантика – изучает отношения между знаками и обозначаемыми предметами – внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков.

Синтаксис – изучает отношения между знаками, т.е. внутренние свойства систем знаков (правила построения знаков в рамках знаковой системы).

Прагматика –наука об использовании знаков,изучает отношение между знаком и человеком, т.е, те, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, пишущим, читающим.

Разделение на семантику, синтактику и прагматику ввел американский философ Ч.Моррис.

Семантика коммуникаций указывает значение слов и символов, синтаксис коммуникаций относится к взаимосвязи между используемыми символами, а прагматика коммуникаций раскрывает их результативность и эффективность.

Например, прагматика как характерная черта массовой коммуникации, проявляется в том, что в ней реализуются две базовые функции массовой коммуникации – взаимодействие и воздействие.

Построение стройной теории понимания языка вызывает необходимость определить соотношение прагматики и семантики. Семантика, являясь разделом семиотики, занимается анализом комплекса связанных между собой понятий. Семантика изучает значение единиц языка (слов, сочетаний слов), отвечает на вопросы: “Что означает то или иное понятие (термин), высказывание, суждение?”. Объектом ее анализа является знак, фрагмент текста. Нахождение предметного значения (денотата) для какого-либо имени дает существенную информацию об этом имени, но, тем не менее, это не исчерпывает семантическую проблематику. Предметное значение указывает объем обозначенного данным именем понятия, но не объясняет его содержания.

Другой раздел семиотики – синтактика рассматривает структурные свойства знаковых систем с позиции их синтаксиса (безотносительно к их значениям и функциям). Синтаксические связи в пределах простого предложения строятся как цепочки связанных слов. Такие связи формируются по признакам подчинения и сочинения. Сложные предложения могут строиться одновременно по признакам подчинения и сочинения, или же лишь на основе одного признака (сложносочиненные, сложноподчиненные предложения). Подчинение бывает однородным, когда обе части предложения равновесны, или неоднородны, когда несколько подчинительных связей относятся к главному элементу, определяя его по-своему.