Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Психологические диагнозы. Виды диагноза по Выготскому (симптоматический, этиологический, типологический). Основные функции психологического заключения

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико – психологических построений различных психологических направлений.

Под психодиагностикой понимают теорию и практику постановки психологического диагноза.

Психологический диагноз – квалифицированное заключение о наличном психическом состоянии человека или группы людей в целом или по сравнению с другими людьми или группами.

Как и любая другая научная дисциплина психодиагностика имеет теоретическую и практическую основу.

Задачи теоретической психодиагностики:

1) оценка изучения достоверности результатов психодиагностического обследования,

2) изучение основных объектов психодиагностики, т.е. выделение тех проявлений личности, которые подлежат обследованию,

3) разработка и обоснование методов психодиагностики.

Задачи практической психодиагностики - постановка задач связана с самой процедурой постановки психологического диагноза:

1) определение требований к психодиагносту,

2) определение условий проведения диагностического обследования,

3) проведение диагностического обследования.

В настоящее время различают общую и частную психодиагностику. Общая психодиагностика опирается на общую, возрастную, социальную психологию, с другой стороны – на психометрику (наука об измерении). Частная психодиагностика решает более узкие задачи, которые зависят от специфики объекта. Для каждого направления психологии существует своя частная психодиагностика, которая характеризуется спецификой объекта, целями, задачами и методиками психодиагностики.

Клиническая психодиагностика: объект – индивидуальные особенности больного человека; виды клинической психодиагностики – патопсихологическая, нейропсихологическая, соматопсихологическая психодиагностика.

Профессиональная психодиагностика: объект – психические особенности профессиональной деятельности и субъекта профессиональной деятельности. За счет этого вида психодиагностики идет оптимизация производства, снижение текучести кадров, повышение эффективности профессионального обучения.

Педагогическая психодиагностика: объект – участник образовательного и воспитательного процесса. Основные задачи – диагностика индивидуальных особенностей ученика, межличностных отношений, оценка эффективности разных образовательных систем и т.д.

Т.о., объект психодиагностики – человек как биологический организм, человек как социальный индивид, человек как личность. Психодиагностика направлена на выявление качеств индивида, всех аспектов взаимоотношений, свойств личности.

Цель психодиагностики – измерение диагностических признаков.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:

· понимание объекта измерения,

· направленность измерения,

· характер методов измерения.

Диагностические признаки – определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики.

Диагностический фактор – ненаблюдаемые непосредственно глубинные основания тех или иных диагностических признаков, т.е. причина диагностического признака.

Психодиагностический процесс – процедура постановки психологического диагноза.

По степени сложности психодиагностического процесса принято различать:

§ психодиагностическое исследование – более сложный психодиагностический процесс. Оно предполагает теоретический анализ проблемы, который позволяет выдвинуть психодиагностическую концепцию. На основании концепции выделяются диагностируемые свойства, из этих свойств выявляют диагностируемые признаки;

§ психодиагностическое обследование – конкретная программа действий с объектом психодиагностики, которое предполагает оценку признаков и постановку диагноза.

Психологический диагноз – описание наличного состояния объекта, это конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение и описание сущности индивидуально – психологических особенностей личности.

Впервые это понятие использовал Л.С. Выготский.

Принято рассматривать:

Диагноз в широком смысле слова – комплексное изучение и описание личности, всех уровней психодиагностики объекта. Этот диагноз позволяет дать прогноз развития личности в целом и разрабатывать комплексные коррекционные программы;

Диагноз в узком смысле слова – выявление конкретных причин каких-либо недостатков в учебной или профессиональной деятельности.

Выготский выделил три уровня постановки диагноза:

ü симптоматический – описание диагностических признаков,

ü этиологический – выделение диагностического фактора, т.е. выявление причины,

ü типологический – определение места полученных данных в общей структуре личности, т.е. отнесение этих данных к определенной диагностической категории.

В психодиагностике важное место занимает понятие «норма». Норма рассматривается как оптимальное состояние объекта, т.е. состояние, которое больше всего соответствует определенным условиям или задачам. Существует несколько точек зрения на понятие «норма».

Норму можно рассматривать как исходное начало для оценки, сравнения диагностических данных.

Норму рассматривают как отсутствие отклонений.

Норма рассматривается как описательная характеристика. В понятие «норма» входят наиболее распространенные требования, правила, которые приняты в обществе.

Исходя из позиции исследования, выделяют нормы:

ü социокультурные

ü статистические

ü идеальные

ü индивидуальные

ü функциональные

Статистическая норма – средний показатель измеряемого свойства. Используется для оценки стилевых и мотивационных свойств личности (стиль мышления, поведения и т.д.).

Социокультурная норма – тот уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Данные нормы изменяются с изменениями, происходящими в обществе. Используются для оценки способностей, знаний, навыков и умений.

Идеальная норма – идеальная модель требований общества к личности, такую модель называют социально-психологическим нормативом.

Функциональная норма – требования общества к уровню развития той или иной психической функции.

Индивидуальная норма – уровень развития свойства, который является оптимальным для данного человека (объем памяти).

Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей ичности с целью оценки их актуального состояния, дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования. Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психол-го диагноза явл-ся выяснение в каждом отдельном случае того, почему данное проявление обнаруживается в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л.С.Выготский выделяет 3 основных уровня диагостики .

1. симптоматический диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, а основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным, т.к. установление симптомов не приводит к постановке диагноза. На этом уровне работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.

2. этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных особенностей или симптомов, но и причины их возникновения.

3. типологический диагноз заключается в определении места и значения полученных данных в целостной картине личности. По словам Выготского диагноз всегда должен иметь ввиду сложную структуру личности. «Диагностика» и «диагноз» соотносятся как процесс к результату.

Основные критерии качества психологического диагноза:

1) адекватность – соответствие диагноза реальному состоянию обследуемого. 2) своевременность – быстрота и оперативность диагноза. 3) коммуникативная ценность – возможность передачи психодиагностической информации заявителю (как правило, не явл-ся специалистом в области психологии) в целях профилактики, коррекции и проф-й подготовки обследуемого. 4). Трудоемкость – уровень профессиональной подготовки диагноста. Наличие в его распоряжении психодиагностических средств, особенности конкретного случая.


3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАЛЮЧЕНИЕ .

Психодиагностическое заключение – это документ о результатах диагностики, подготовленный психологом. Следует различать психологическое заключение 1) составленное на языке современной психологической науки резюме о состоянии клиента. 2) сообщение об обследуемом, как документ аналогичный по содержанию, но отличающийся по форме, предназначенный для неспециалиста.

Основные функции психологического заключения:

1) оценка текущего состояния объекта обследования. 2) прогноз будущего состояния объекта обследования 3) разработка рекомендаций, которые должны зависеть от целей обследования (т.е. быть конкретными и вытекать из проведенной диагностики).



Заключение должно строиться на всех доступных для исследователя данных с учетом основных этических норм психологии и психодиагностики. Стандартной формы и правил написания заключений не существует. Оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации в кот-й проводится диагностика, адресата, теоретических установок и специализации психолога. В структуре психол-го закл-я целесообразно выделять 3 блока: 1) феноменологический: описание жалоб, симптомов, особенностей поведения обследуемого, его отношение к факту обследования и запрос (т.е. чего ожидает обследуемый). 2) причинный : включает данные об отдельных сферах личности обследуемого, а также формулируются основные диагностические выводы. 3) блок предложенных мероприятий , которые необходимо предпринять в связи с тем или иным психологическим диагнозом (рекомендации).

Основное требование подготовки заключения – его соответствие цели заказа и уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. Утверждения психолога должны отражать степень подлинности каждого из привлдимых факторов или выводов. При подготовке заключения для неспециалиста следует избегать специальой психологической терминологии. Также в заключении лучше указывать те характеристики, которые имеют достаточно высокий или низкий уровень, а не ближе к среднему уровню.

Лекция 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

План:

1. Понятие психологического диагноза.

2. Психологический прогноз.

3. Психодиагностическое заключение.

Понятие психологического диагноза относится к наименее разработанным в современной психологии и не имеет четкого определения. В зарубежной психологии данное понятие по своей сути не имеет самостоятельного значения, а психологическая диагностика понимается как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов.

Понятие «диагноз» широко используется в разных областях науки и техники. «Диагноз, где бы он не ставился – в медицине, в технике, в управлении, в практической психологии, - это всегда поиск, выявление скрытой причины обнаруживавшегося неблагополучия, чаще всего в условиях множественности причинно-следственных связей» (В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух).

В отечественной науке первым вопрос о сущности и специфике психологического диагноза поставил Л.С. Выготский . В 20-е годы, когда стала активно развиваться практика педологического консультирования, обнаружились две тенденции: к подмене психологического диагноза медицинским и к чисто эмпирическому описанию картины внешних проявлений неблагополучия ребенка. Эти тенденции Л.С. Выготский в равной степени считал неправомерными и опасными. Единственно научный путь построения психологического диагноза Выготский видел в контексте этапов и закономерностей всего психического онтогенеза, в исследовании механизмов формирования установленных трудностей. В сферу психологического диагноза Выготский включил всю полноту процесса развития, подразумевая под этим, прежде всего позитивную характеристику психического развития ребенка, его качественного своеобразия на данной стадии, а также характеристику совокупности условий, его определяющих.

Для понимания специфики психологического диагноза сравним его с понятием медицинский диагноз. Основное в медицинском диагнозе – определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выявляются через их связь с типичными для данного синдрома патофизиологическими механизмами. В психологическом диагнозе, в отличие от медицинского, необходимо выявлять в каждом отдельном случае, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Наиболее разработанными в современной психодиагностике считаются представления о клинико-психологическом диагнозе. А. Левицкий к основным задачам клинико-психологического диагноза относит:

Описание нарушений поведения, проявляющегося у обследуемого в его профессиональной, семейной жизни, общении с людьми, а также обнаруживающихся в ходе исследования;



Выяснение лежащих в их основе психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов;

Определение значения психологических механизмов в генезисе имеющихся нарушений, а именно: обусловлены нарушения ситуационными или личностными факторами; в какой степени расстройства личности детерминированы органическими факторами, а в какой – психологическими.

В настоящий момент термин «диагноз» чаще всего употребляется по отношению к результату диагностической деятельности. Психологический диагноз как результат деятельности представляет собой логическое заключение обследующего человека или группы людей о состоянии объекта психодиагностики. Подобное логическое заключение направлено на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, позволяет предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.

Постановка диагноза предполагает предварительное выделение набора признаков (симптомов). Между тем их знание не гарантирует правильности диагноза, поскольку однозначное соответствие между набором симптомов и соответствующими причинами встречаются редко.

Выделяют два типа диагноза:

1 – диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В данном случае получаемые при диагностике данные об индивидуальных особенностях психики обследуемого соотносятся с нормой или каким-либо критерием.

2 – диагноз, позволяющий находить место испытуемого среди других людей по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых при диагностике данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введения показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с критерием.

В зависимости от целей диагностической работы психологический диагноз может быть передан другому специалисту (учителю, врачу, социальному работнику, эксперту суда и т.д.), который сам принимает решение об его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции и передан родителям ребенка или самому обследуемому. Кроме того, на основе диагноза сам психолог может планировать проведение коррекционной работы, что и является основной составляющей деятельности практического психолога.

Среди качеств психологического диагноза различают правильность – адекватность, соответствие реальному состоянию обследуемого, а также конкретным условиям оказания психологической помощи. Другое качество психологического диагноза – своевременность – проявляется в его быстроте и оперативности, что особенно ценно в ситуации постановки диагноза во время консультации. Коммуникативная ценность диагноза – третье качество – характеризуется возможностью передачи психодиагностической информации заявителю, являющемуся как правило неспециалистом. Трудоемкость – качество, которое определяется уровнем профессиональной подготовки диагноста, наличием в его распоряжении психодиагностических средств и особенностями конкретного случая. Оптимальная для диагноста трудоемкость психологического диагноза отражает адекватность его собственных возможностей.

Психологический диагноз часто сопровождается ошибочными действиями. Причины диагностических ошибок связаны со сбором данным и их переработкой. К ошибкам, связанным со сбором информации относятся:

- ошибки наблюдения (наблюдение черт в искаженной качественной или количественной форме);

- ошибки регистрации (эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения);

- ошибки инструментальные (возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой, измерительной техникой и др.).

Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:

- эффект «первичного впечатления» – ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

- ошибка атрибуции – приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

- ошибки ложной причины – выдвигается и подтверждается ложная причина состояния объекта психодиагностики;

- познавательный радикализм – тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

- познавательный консерватизм – предельно осторожная формулировка гипотез.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране.

Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».

В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз – это формулировка заключения об основных характеристиках, изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности .

Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:

  • оценки их актуального состояния,
  • прогноза дальнейшего развития,
  • разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.

Предмет диагноза психологического - установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитие теории диагноза психологического - одна из важнейших задач психодиагностики.

Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.

Психологический диагноз (от греч. – «распознание») – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования .

Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.

Единственно научный путь построения психологического диагноза – квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей. Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой – установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.

Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза .

Важнейший элемент диагноза психологического - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия.

Уровни психологического диагноза по Л.С. Выготскому

Диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

  1. Первый уровень Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим) – диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Л. С. Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.
  2. Второй уровень - этиологический - учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Важнейшим элементом научного психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, и называется этиологическим.
  3. Третий уровень - высший - состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения .

Связь диагноза с прогнозом

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, по Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Идеи Л. С. Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор. Как полагал Л. С. Выготский, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка.

Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

Как показывает опыт, значительные трудности в постановке диагноза связаны с недостаточно четким представлением детского психолога о границах своей профессиональной компетенции.

Существует две основные формы отставания в развитии :

  1. отставание, связанное с органическими нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики и теории;
  2. временное отставание и неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям и в тактичной форме убеждал их обратиться в соответствующие учреждения. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную характеристику ребенка. Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз - профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка. Причем прогноз, как отмечалось, в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Следует тщательно продумывать, кому и в какой форме сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития ребенка. Знакомя с диагнозом заинтересованных в нем людей - воспитателей, учителей, родителей, детей, - его, прежде всего, нужно перевести на понятный всем язык, очистить от научной терминологии, иначе диагноз не будет понят, а труд психолога окажется напрасным .

Тенденция к индивидуализации диагностики, которая наметилась в последнее время, состоит в том, что делаются попытки разрабатывать методики, соответствующие специфическим проблемам клиентов, социальных институтов, предприятий, организаций. Диагностика развития - это диагностика процесса развития, то есть изменений, происходящих с индивидом на протяжении жизни. Такая диагностика, по выражению Л. С. Выготского, является многомерной, позволяющей установить многослойность, неоднородность развития личности: вскрыть его внутреннюю динамику, понять глубокие связи и соотношения отдельных компонентов психики. Дополнив выявленные симптомы и синдромы свойств анализом их взаимозависимостей и законов их динамического сцепления, можно, наконец, решить проблему индивидуального прогноза.

Список использованной литературы

  1. Лучинин А.С. Психодиагностика: конспект лекций.
  2. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004.
  3. Психологическое заключение и психологический диагноз.
  4. Диагноз психологический. Словарь.

Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью:

Оценки их актуального состояния,

Прогноза дальнейшего развития,

Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему. Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

В случаях переживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.

Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

Психологический диагноз (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и след­ствия.

По мере обогащения психологического знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе, вероятно, не будет иметь столь существенного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики тe или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности.

Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим) . Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский от­вечает, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обра­боткой данных.


Второй ступенью в развитии психологического диагнозаяв­ляется этиологический диагноз , учитыва­ющий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

Высший уровень - типологический диагноз , заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лично­сти . По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

Диагноз неразрывно связан с прогно­зом . По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Ре­комендуется разбивать прогноз на отдель­ные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям . Развитие тео­рии психологического диагноза в настоящее время является од­ной из наиболее важных задач психодиагностики.

Также выделяют два типа диагноза:

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого- либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой (например, при определении патологии развития) или с критерием.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотнесения с критерием.