Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Теории игры в зарубежной и отечественной психологии и педагогике. Вильям Штерн — Основатель персоналистической психологии

Уильям Льюис Штерн (англ. William Lewis Stern ; (29 апреля 1871, Берлин - 1938, Дархэм, США) - немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на зарождающуюся детскую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине. Отец немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса. В 1897 Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.

Штерн родился в Берлине. Он был сыном еврейского философа-реформатора Сигизмунда Штерна. В 1893 получил степень доктора философии в Берлинском университете. Преподавал в Университете Бреслау с 1897 по 1916. В 1916 назначен профессором психологии в Гамбургском университете, и оставался в этой должности вплоть до 1933, одновременно будучи директором Психологического института при данном университете. После прихода нацистов к власти эмигрировал сначала в Нидерланды, затем в 1934 - в США, где получил должность профессора в Дьюкском университете и оставался в этой должности вплоть до своей смерти.

Помимо психологических исследований, Штерн был философом, сторонником персонализма.

Штерн также исследовал проблему «характера» групповых образований, которые он рассматривал как живые организмы, подобные людям.

Штерн является также одним из основателей современной детской психологиии и психологии развития, кроме этого он работал в области дифференциальной психологии. В своём труде «Монографии к душевному развитию ребёнка» (2 тома, 1928-31 гг.) обрабатываются наблюдения, осуществлённые Штерном совместно с его женой Кларой, за собственными детьми в свете уже существующих теорий о психическом развитии детей. Особое внимание уделяется речевому развитию, полученные данные ложатся в основу проводимых Штерном исследований одарённости и интеллекта.

Штерн выделяет значение отношений между детьми в зависимости от скорости развития и интеллекта. Кроме этого, осуществляет исследования фантазии ребёнка и вытекающую из этого степень правдоподобия детских свидетельских показаний при расследованиях и на суде(Forensische Psychologie ). Штерн также являлся одним из основателей философского персонализма.

Литература

  1. Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
  2. Штерн В. Язык детей. 1907.
  3. Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.
  4. Stern, W. (1912). «The Psychological Methods of Intelligence Testing» (G. Whipple, Trans.). Baltimore: Warwick and York.
  5. General Psychology from the Personalistic Standpoint (1938)
  6. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.
  7. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1998.

Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине . Отец немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса . В 1897 Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.

Биография

Штерн также исследовал проблему «характера» групповых образований, которые он рассматривал как живые организмы, подобные людям.

Штерн является также одним из основателей современной детской психологиии и психологии развития, кроме этого он работал в области дифференциальной психологии. В своём труде,Монографии к душевному развитию ребёнка"(2 тома,1928-31 г.г.) обрабатываются наблюдения, осуществлённые Штерном совместно с его женой Кларой, за собственными детьми в свете уже существующих теорий о психическом развитии детей. Особое внимание уделяется речевому развитию, полученные данные ложатся в основу проводимых Штерном исследований одарённости и интеллекта.

Штерн выделяет значение отношений между детьми в зависимости от скорости развития и интеллекта. Кроме этого, осуществляет исследования фантазии ребёнка и вытекающую из этого степень правдоподобия детских свидетельских показаний при расследованиях и на суде(Forensische Psychologie).Штерн также являлся одним из основателей философского персонализма.

Литература

  • Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
  • Штерн В. Язык детей. 1907.
  • Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.
  • Stern, W. (1912). «The Psychological Methods of Intelligence Testing» (G. Whipple, Trans.). Baltimore: Warwick and York.
  • General Psychology from the Personalistic Standpoint (1938)
  • Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.
  • Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1998.

Внешние ссылки

  • Biography from Indiana University
  • Profile at Museum of the Jewish Diaspora
  • Biography at Radical Academy

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вильям Штерн" в других словарях:

    - (Stern) (1871 1938), немецкий психолог и философ. С 1933 в США. Основные труды по детской, а также прикладной психологии (судебной и др.). Одним из первых применил тесты, ввёл понятие коэффициента интеллектуальности. В системе «критического… … Энциклопедический словарь

    Штерн, Стерн, Штернберг, Штернфельд, Штернхейм (Stern) фамилия еврейского или немецкого происхождения. Stern означает «звезда» на идише и немецком. Известные носители: Штерн, Авраам: Штерн, Авраам (род. между 1762 и 1769 годом … … Википедия

    Штерн Вильям - (1871–1938) немецкий психолог. Согласно Ш., личность, под которой он понимал не только человеческую личность, но любой целостный объект, представляет собой неделимую на психическое и физическое единицу, целостность которой объясняются ее… …

    - (Stern) Вильям (род. 29 апр. 1871, Берлин – ум. 27 марта 1938, Поукипси, США) – нем. амер.. психолог и философ; в 19J6 1933 – профессор в Гамбурге; основатель дифференциальной психологии. В философии является представителем «критического… … Философская энциклопедия

    - (1871 1938) немецкий психолог и философ. С 1933 в США. Основные труды по детской, а также прикладной психологии (судебной и др.). Одним из первых применил тесты, ввел понятие коэффициента интеллектуальности. В системе критического персонализма (… … Большой Энциклопедический словарь

    - (29.04.1871, Берлин 27.03.1938) немецкий психолог, основатель персоналистической психологии. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных… … Психологический словарь

    Штерн (Stern) Вильям (29.4.1871, Берлин, ‒ 27.3.1938, Дарем, Северная Каролина), немецкий психолог и философ идеалист. Профессор в Бреслау (с 1907) и Гамбурге (1916‒33), где основал Психологический институт, занимающийся главным образом вопросами … Большая советская энциклопедия

    Штерн (Stern) Вильям Луис - (29.04.1871, Берлин 27.03.1938) немецкий психолог, основатель персоналистической психологии. Биография. Учился у Г.Эббингауза в Берлине. С 1897 по 1915 г. преподавал в университете Бреславля (Вроцлава), с 1915 по 1933 г. в университете Гамбурга … Большая психологическая энциклопедия

    Уильям Льюис Штерн (англ. William Lewis Stern; (29 апреля 1871, Берлин 1938, Дархэм, США) немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на… … Википедия

Считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности . Кроме того, оказал большое влияние на зарождающуюся детскую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине . Отец немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса . В 1897 Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.

Биография

Штерн также исследовал проблему «характера» групповых образований, которые он рассматривал как живые организмы, подобные людям.

Штерн является также одним из основателей современной детской психологии и психологии развития, кроме этого он работал в области дифференциальной психологии. В своём труде «Монографии к душевному развитию ребёнка» (2 тома, 1928-31 гг.) обрабатываются наблюдения, осуществлённые Штерном совместно с его женой Кларой, за собственными детьми в свете уже существующих теорий о психическом развитии детей. Особое внимание уделяется речевому развитию, полученные данные ложатся в основу проводимых Штерном исследований одарённости и интеллекта.

Штерн выделяет значение отношений между детьми в зависимости от скорости развития и интеллекта. Кроме этого, осуществляет исследования фантазии ребёнка и вытекающую из этого степень правдоподобия детских свидетельских показаний при расследованиях и на суде(Forensische Psychologie ). Штерн также являлся одним из основателей философского персонализма.

Литература

  • Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
  • Штерн В. Язык детей. 1907.
  • Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.
  • Stern, W. (1912). «The Psychological Methods of Intelligence Testing» (G. Whipple, Trans.). Baltimore: Warwick and York.
  • General Psychology from the Personalistic Standpoint (1938)
  • Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.
  • Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1998.

Ссылки

  • Biography from Indiana University
  • Profile at Museum of the Jewish Diaspora
  • Biography at Radical Academy

Категории:

  • Преподаватели Гамбургского университета
  • Психологи Германии
  • Психологи США
  • Родившиеся в 1871 году
  • Родившиеся в Берлине
  • Умершие в 1938 году
  • Персоналии по алфавиту
  • Психологи по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Голубева, Эра Александровна
  • КМ (трамвайный вагон)

Смотреть что такое "Штерн, Уильям" в других словарях:

    Штерн Уильям

    Штерн - Штерн, Стерн, Штернберг, Штернфельд, Штернхейм (Stern) фамилия еврейского или немецкого происхождения. Stern означает «звезда» на идише и немецком. Известные носители: Штерн, Авраам: Штерн, Авраам (род. между 1762 и 1769 годом … … Википедия

    Уильям Штерн - Уильям Льюис Штерн (англ. William Lewis Stern; (29 апреля 1871, Берлин 1938, Дархэм, США) немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на… … Википедия

    Штерн, Вильям - Уильям Льюис Штерн (англ. William Lewis Stern; (29 апреля 1871, Берлин 1938, Дархэм, США) немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на… … Википедия

Штерн Вильям

Штерн (Stern) Вильям (29.4.1871, Берлин, - 27.3.1938, Дарем, Северная Каролина), немецкий психолог и философ-идеалист. Профессор в Бреслау (с 1907) и Гамбурге (1916-33), где основал Психологический институт, занимающийся главным образом вопросами детской и педагогической психологии. С 1933 в эмиграции в США, профессор университета Дьюка (с 1934). Автор классических работ по детской психологии («Психология раннего детства», 1914, рус. пер. 1915); уделял особое внимание проблемам детской одарённости. Труды Ш. охватывали широкий круг вопросов общей, генетической и прикладной психологии, в том числе дифференциальной психологии - Ш. одним из первых обратился к систематическому изучению индивидуальных различий, стал применять тесты , ввёл понятие коэффициента интеллектуальности . Ш. явился также инициатором разработки судебной психологии (см. его статью в сборнике «Проблемы психологии», в. 1, 1901). В философии развивал концепцию т. н. критического персонализма («Лицо и вещь», т. 1-3, 1906-24), рассматривая мир как иерархическую систему «личностей» различных ступеней (взрослый человек, ребёнок, животное, растение, кристалл), причём личность как некая внутренне активная и целенаправленная «интегральная цельность» противопоставлялась Ш. «вещи» как детерминированной извне.

Соч.: Allgemeine Psychologie aufpersonalistischer Grundlage, 2 Aufl., Den Haag, 1950.

Лит.: A history of psychology in authobiography, ed. C. A. Murchison, v. 1, Worcester - L., 1930, p. 335-88.

Д. Н. Ляликов.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Из книги 100 великих учёных автора Самин Дмитрий

Штерн Григорий Михайлович Штерн Григорий Михайлович , советский военачальник, генерал-полковник (1940), Герой Советского Союза (29.8.1939). Член КПСС с 1919. Родился в м. Смела, ныне г. Черкасской области УССР, в семье врача. Окончил гимназию (1918). В марте 1919

Из книги 100 великих разведчиков автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Штерн Лео Штерн (Stern) Лео (р. 27.3.1901, Волока, Австрия), немецкий историк и общественный деятель (ГДР), член АН ГДР (1955), профессор университета в Галле (1950). В 1921 вступил в компартию Австрии. Получил образование в Венском университете. Участвовал в вооруженных выступлениях

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Штерн Лина Соломоновна Штерн Лина Соломоновна , советский физиолог, академик АН СССР (1939) и АМН СССР (1944). Член КПСС с 1938. В 1903 окончила Женевский университет и работала там же (с 1917 профессор). В 1925 переехала в СССР. В 1925-48

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Штерн Отто Штерн (Stern) Отто (17.2.1888, Зорау, Силезия, - 17.8.1969, Беркли, Калифорния), физик. В 1912 окончил университет в Бреслау (Вроцлаве). В 1920 доцент, затем профессор университета во Франкфурте-на-Майне, с 1922 профессор университета в Ростоке. В 1923-33 профессор и директор

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Пытки и наказания автора Брайен Лейн

ВИЛЬЯМ ГЕРШЕЛЬ (1738–1822)На рубеже XVII и XVIII веков астрономия ограничивалась знаниями о солнечной системе. О природе звёзд, о расстояниях между ними, об их распределении в пространстве ещё ничего не было известно. Первые попытки глубже проникнуть в тайну строения звёздной

Из книги автора

ВИЛЬЯМ ФИШЕР - РУДОЛЬФ АБЕЛЬ (1903–1971) Профессиональный революционер, немец Генрих Фишер волею судеб оказался жителем Саратова. Женился на русской девушке Любе. За революционную деятельность был выслан за границу. В Германию он ехать не мог: там на него было заведено дело,

Из книги автора

Рубрук Гильоме (Вильям) (между 1220 и 1230 - ок. 1291) Фламандский монах-францисканец и путешественник по Азии. В 1253- 1255 годах по поручению французского короля Людовика IX совершил путешествие с дипломатическими целями ко двору монгольского князя Мунке в Каракоруме. Автор книги

Из книги автора

Вильям Сароян (William Saroyan) Приключения Весли Джексона (The Adventures of Wesley Jackson)Роман (1946)1942 г. Весли Джексон, восемнадцатилетний житель Сан-Франциско, призван в армию. Он любит песню «Валенсия», много читает и размышляет. Его родители давно разошлись. Мама с его младшим

Из книги автора

ШУТЦ (Schutz) Вильям (р. 1925) - американский психолог. Доктор наук, профессор. Преподавал психологию в различных университетах США. Создал теорию ФИРО (фундаментальной ориентации межличностных отношений, трехмерную теорию интерперсонального поведения), утверждающую

Из книги автора

КОЛКРАФТ, ВИЛЬЯМ За всю его долгую карьеру государственного палача (1829–1874) о Вильяме Колкрафте написано было немало, и, принимая во внимание специфику его профессии, многое из написанного было проникнуто презрением к делу его жизни и не могло польстить его самолюбию.

Цитаты : 1. Индивидуальность всегда означает единичность. Каждый идивид это картина это картина, нигде и никогда больше не существующая в единичной форме. 2. Я оцениваю, следовательно… я имею ценность (Ich werte, also bin ich . . .Wert). 3. Под «индивидуальностостью» мы понимаем индивида как целое в его уникальности. 4. Нет гештальта без личности, его производящей.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Выдающийся немецкий психолог и философ.
Основной вклад (чем известен): Основатель персоналистической психологии и европейского направления психотехники, считается одним из пионеров дифференциальной, детской, педагогической и юридической психологии. Создатель концепции интеллектуального коэффициента (IQ)
Вклады:
1. Персоналистическая психология. Штерн определял психологию как «науку о личности, обладающей опытом или способной приобретать опыт ».
1.1. Штерн рассматривал личность как центральную категорию, как уникальное, живое и подлинное целое, наделенное стремлением к цели, как первичное, реальное, самодостаточное и самоценное единство, внутренне- детерминированное и открытое миру.
1.2. Личность образует тот смыслообразующий контекст, в котором сама психика и все психические процессы обретают смысл. «Нет гештальта без личности, его производящей» (Keine Gestalt ohne Gestalter). Сама психология предстает только как часть персонализма.
1.3. Он ввел понятие «мир личности» (gelebten Welt) (1935), в котором человек действительно существует и который отличается от «мира опыта» (erlebten Weltn) и «объективного мира»(objektiven Welt).
1.4. Он заявил, что развитие личности не является механическим обменом между человеком и его окружаюшей средой, но включает в себя готовность реализовать значения, которые предлагаются внешним миром.
При рассмотрении мотивационной сферы, Штерн подчеркивал значение воли, которая предполагает сознательное представление цели.
1.5. Он предложил «теорию конвергенции», согласно которой личность формируется в результате взаимодействия между наследственностью и социальной средой, а также ввел понятие интроцепции , понимаемой как превращение внешних целей в собственной цели личности.
2. Дифференциальная психология. В своей книге «Дифференциальная психология» (1900), Штерн одним из первых обратился к систематическому изучению индивидуальных различий и заложил основы одноименной дисциплины.
В 1897 Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.
3. Понятие коэффициента интеллекта. Он одним из первых начал проводить тестирование интеллекта и ввел понятие коэффициента интеллектуальности, или IQ (1912), высчитываемого как отношение умственного возраста к хронологическому. Он развивал теорию одаренности и был инициатором использования тестов для профессиональной ориентации и отбора одаренных детей.
4. Детская и педагогическая психология. Штерн особо известен своим вкладом в детскую психологию, особенно своими исследованиями развития языка у детей (так, он говорил, что ребенок, в возрасте около 1,5 лет, делает одно значительное открытие – то, что каждая вещь имеет свое название, а каждое слово свое значение). Штерн впервые поставил в центр исследовательских интересов развитие целостной личности ребенка. Начиная с момента рождения их первого ребенка в 1900 году, Штерн вместе с его женой Кларой, начали записывать результаты наблюдений психологического развития своих собственных детей. Позже, на основе этих дневников, были изданы две монографии. Он выделил 5 основных этапов в развитии речи у детей, и определил основные тенденции, определяющие ее развитие.
Теория игры. Он впервые выделил содержание и форму детской игры, и рассмотрел ее как необходимое условие для развития личности ребенка.
Развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам.
5. Правовая (судебная) психология. Штерн известен своими исследованиями достоверности свидетельских показаний и психологии судебных процедур. Он отмечал, что воспоминания свидетелей могут быть неточны и зависеть от времени.
6. В философии Штерн разрабатывал концепцию персонализма, представляющего собой всеобъемлющее мировоззрение основывающееся на различии между человеком и вещью. В своей теории он попытался интегрировать естественные и гуманитарные науки, сознание и тело, причинность и телеологию, ассоцианизм и холизм. Штерн рассматривал мир как иерархию «личностей» различных ступеней (взрослый человек, ребенок, животное, растение, кристалл). Он отличал личность, как некую внутренне активную и целенаправленную целостность, от вещи, представляющей собой сумму частей, детерминированной извне. Личность способна оценивать, вещи могут быть оценены, человек ценен сам по себе, а вещи таковыми не являются.
7. В 1906 году Штерн основал в Новом Бабельсберге недалеко от Берлина Институт прикладной психологии (совместно со своим студентом Отто Липманом), а в 1907 году «Журнал прикладной психологии» , в котором он развивал концепцию психотехники. В 1919 году Штерн основал Психологическую лабораторию в Гамбургском университете, где он также издавал «Журнал по педагогической психологии и экспериментальной педагогики».
Основные труды: О психологии индивидуальных различий (дифференциальная психология) (1900), Детская речь «Die Kindersprache» (с Кларой Штерн) (1907), Воспоминания, высказывания и ложь в раннем детстве (с Кларой Штерн) (1909), Методологические основы дифференциальной психологии (1911), Психологические методы тестирования интеллекта (1912), Психология раннего детства до шестилетнего возраста(1914), Психология и персонализм (1917), Основы персоналистической философии (1918), Личность и вещь: Систематическое философское мировоззрение личности человека (1918), Философия значения (1924), Автобиография «Selbstdarstellun» (1927), Постижение науки о личности (1930), Общая психология с точки зрения персоналистики (1935, 1938).

Жизнь:

Происхождение: Внук немецко-еврейского философа реформатора Сигизмунда Штерна. Отец Сигизмунд Штерн (владелец небольшого бизнеса), мать Роза Штерн (двоюродная кузина своего мужа).
Образование: Он окончил Берлинский университет им. Фридриха-Вильгельма (1888-1893) (ныне Университет Гумбольдта), где в 1893 году он получил докторскую степень по психологии (Докторская диссертация «Аналогии в народном мышлении «.
Оказали влияние: Штерн был студентом Эббингауза, на него оказал влияние Альфред Бине, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии.
Основные этапы профессиональной деятельности: Преподавал в университете Бреслау (Вроцлав) (1897-1916), в Гамбургском университете (1916-1933), где он также до 1933 года работал директором Психологической лаборатории. В 1931 году он был избран президентом немецкого психологического общества.
В 1933 году, спасаясь от нацистского режима, эмигрировал сначала в Голландию, а затем в США, где преподавал в университете Дьюка (1933-1938).
Основные этапы личной жизни: В. Штерн был женат на Кларе Жозефи, психологе. У них было 3-е детей: Хильда, Ева и Гюнтер, который стал известным немецким писателем и философом.
Изюминка : Штерн был отцом немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса.