Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Принципы глубинной психологии. Общая характеристика глубинной психологии

Глубинная психология объединяет в себе несколько направлений зарубежной психологии, в которых рассматриваются механизмы бессознательного. Это современное течение, которое имеет массу последователей и активно обсуждается в научном сообществе.

Глубинная психология: Зигмунд Фрейд и другие

Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что глубинная психология личности держится на работах таких деятелей, как Фрейд (его теория психоанализа), Юнг (аналитическая психология) и Адлер (индивидуальная психология), но в каждом случае границы теории расширяются. Само понятие бессознательного в данном случае рассматривается гораздо шире, и в него входят не только архетипы и скрытые сексуальные желания, но и нравственная составляющая человека.

Глубинная психология, основанная на трудах Юнга, Адлера, Фрейда и неофрейдистов, к коим относятся Фромм, Салливан, Хорни и другие, послужила стимулом для образования и развития новой области медицинской науки – психосоматики. Психосоматика объясняет, каким образом психологические факторы становятся причинами реальных физических заболеваний, детализируя выражение «все болезни от нервов». В этой теории главная заключается в том, что абсолютно любое заболевание любой тяжести имеет корни в психическом состоянии человека.

Глубинная психология и психоанализ

Глубинная психология тесно связана с психоанализом, отчего в этих двух теориях так много общих черт и даже методик. Так, например, в рамках глубинной психологии могут использоваться проективные методы, свободные ассоциации и методы психодрамы. Основателем глубинной психологии является Э. Блейлер, который в свое время тесно сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, чем и объясняется тесная связь между этими двумя направлениями.

Современный психоанализ включает в себя такие глубинные теории:

  • психоаналитическая теория развития;
  • эго-психология;
  • теория объектных отношений;
  • психология влечений;
  • теория М.Кляйн;
  • психология самости.

Глубинная психология противопоставлена поведенческой, поскольку последняя изучает «верхний слой» - проявления психики, когда как глубинная обращена более глубоким слоям человеческой личности. В данном случае основным положением является то, что человек не способен осознавать многого, и то, что мы способны осмыслить – это лишь малая часть информации; но есть способы проникнуть глубже в саму суть своей , и это позволяют сделать именно методы глубинной психологии.

Глубинная психология: общая характеристика

Глубинную психологию часто называют динамической психологией или психодинамическим подходом. Этот термин не совсем точен, так как, по сути, динамический подход является одним из трех частных случаев, который изучает психику не в статике, а в динамике, рассматривая ее как исход влияния различных бессознательных влечений. Кроме динамического подхода выделяют топографический и экономический.

К бессознательным процессам относят аффективно-эмоциональные, иррациональные, инстинктивные и интуитивные. Именно они признаны в данной теории основой личности. Сам человек предстает в виде структуры, разделенной на три части: Я (сознание), Супер-Эго (социальные нормы) и Оно (потребности).

Все процессы, которые протекают в психике, рассматриваются глубинной психологией в качестве вторичных по отношению к бессознательному, которое являет собой истинную причину и первоисточник многих проблем, феноменов и особенностей человека.

Психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология », хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте - как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.

Из истории

Заслуга введения понятия признается за швейцарским психиатром Э. Блейлером , тесно сотрудничавшим с З. Фрейдом . Совместными исследованиями авторы заложили фундамент для изучения психических феноменов через призму бессознательного . Психоанализ стал ведущим направлением глубинной психологии, из которого позже откололись многочисленные направления и течения.

Теории и направления

К глубинной психологии относятся:

  • Неофрейдизм (К. Хорни , Э. Фромм , Г. Салливан и другие)

«Глубинная психология» является понятием, возникшим в современной медицинской психологии (Э. Блейлер), и обозначает ту психологическую науку, которая занимается феноменами бессознательного.

Это интересно

Основа термина Tiefenpsychologie («тифопсихология») заимствована к.м.н. Ю. Р. Вагиным для обозначения собственного подхода, названного им «тифоанализ» («глубинный анализ»). Тифоанализ является монистической психологической концепцией, предметом изучения которой является область метапсихологии классического психоанализа .

См. также

Источники

  • Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А. М. Боковикова. - М., 2006
  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996
  • Райкрофт Ч. Критический словарь по психоанализу. - СПб., 1995
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перевод с англ. А. М. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. - М., 2000

Ссылки

  • Психоанализ (глубинная психология)//М. Г. Ярошевский История психологии
  • Глубинная психология - словарь психоаналитических терминов сайта Психоанализ на Руси

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Глубинная психология" в других словарях:

    - (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на… … Философская энциклопедия

    глубинная психология - ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Наиболее известные направления Г … Большая психологическая энциклопедия

    См. ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - (нем. Tiefenpsychologie) совокупное обозначение направлений психологии 20 в., сделавших предметом исследования т. н. глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на поверхности сознания (психоанализ З.… … Большой Энциклопедический словарь

    Ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает:… … Психологический словарь

    Собирательное понятие, посредством которого обозначают ряд различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов,… … Новейший философский словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (от нем. tifenpsy chologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (нем. Tiefenpsychologie), совокупное обозначение направлений психологии XX в., сделавших предметом исследования так называемые глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на «поверхности» сознания… … Энциклопедический словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (Depth psychology; Tiefenpsychologie) общее название психологических течений, выдвигающих идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать и исследовать это независимое психическое как таковое, в его динамическом… … Словарь по аналитической психологии

    глубинная психология - (от нем. tifenpsychologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Этнопсихологический словарь

Книги

  • Мудрость психики: Глубинная психология в век нейронаук , Парис Жинетт. В этой книге Жинетт Парис открывает новый жанр психологического письма, которое соединяет интимные данные личной биографии, человечески трогательные истории пациентов и радикальные,…

Основные теории глубинной психологии

Движущие силы развития личности

Структура и/или типология личности

Основные механизмы развития и защиты

Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся ли-бидозное, агрессивное и влечение к суициду

Ид, Эго и Супер-Эго

Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация

Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы

Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интроверт-ности и одной из психических функций

Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству

Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности

Компенсация неполноценности -неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая

Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической)

«Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе

Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия)

Г. Салли-ван

Чувство беспокойства, тревоги

«Я-концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я» и «не-Я»

Избирательное внимание

Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации

Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей - быть или иметь

Садизм, мазохизм, конформизм, деструкти-визм

Э. Эриксон

Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.)

Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности

Стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т. д.)

Общая характеристика глубинной психологии

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ.

Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного. Однако в некоторой степени это также послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.

Однако, несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т. е. удовлетворению);

4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим, клиническим выводам его последователей. Это, прежде всего, пан-сексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.

Теория Фрейда

Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека. С его точки зрения, развития психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.

Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это и нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством "Я"», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем Эго.

Третья структура личности - Супер-Эго - неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, Черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.

Рассмотрим, чем является глубинная психология человека. Глубинно-психологические виды психотерапии, именуемые также психоаналитическими или психодинамическими, ведут свое начало от различных психоаналитических школ. Они разделяют убеждение, что все чувства и модели поведения человека формируются под влиянием первичных переживаний в раннем детстве и подростковом возрасте, а также зависят от жизненных обстоятельств в настоящее время. Психодинамические виды терапии предназначены для оказания помощи пациенту с использованием различных методик, цель которых обучить больного разбираться в том, как его прошлое влияет на настоящее, чтобы уметь преодолеть существующие в данное время трудности и добиться изменений в собственной личности и в поведении.

Различные психодинамические методики имеют общую для всех теоретическую основу. Среди основных принципов можно назвать следующие:

Существование динамического подсознательного. Значительная часть нашей ментальной жизни протекает без участия сознания, но постоянно оказывает влияние и мотивирует наши сиюминутные переживания. Многие модели поведения, включая так называемые необдуманные поступки (как, например, обещания), симптомы (страхи, депрессия и т. д.), сновидения и фантазии, представляют нам сведения о характере функционирования подсознательного.

Значение опыта и развитие в раннем детстве. Каждый период жизни, начиная со дня рождения, оказывает воздействие на последующий период и влияет на нашу чувственную жизнь и наше поведение. Жизненный опыт, приобретенный в раннем детском возрасте, рассматривается как чрезвычайно важный, так как он основа для более поздних переживаний.

Интрапсихический конфликт. Начиная с самого раннего детства и в течение всей жизни наши потребности и желания часто противоречат друг другу, кроме того, они вытесняются общественными и родительскими запретами. Это происходит потому, что подобные конфликты, будучи слишком болезненными для пациента или вызывающими страхи, подавляются при помощи защитных механизмов, а иногда превращаются в те симптомы (головные боли, фобии и страх), которые побуждают пациента обратиться за помощью к врачу. Эти желания и страхи имеют непосредственное значение для душевной жизни пациента в данное время. Действительно, большинство поступков человека определяется стремлением привести в согласие современный опыт взрослого и подсознательные желания.

Все психодинамические методики пытаются тем или иным способом раскрыть и сделать прозрачными все подсознательные конфликты для того, чтобы выяснить, в какой мере они влияют на жизненный опыт взрослого в настоящее время.

Глубинная психология человека. Защитные механизмы

Каждый человек, начиная с детства, использует множество психических механизмов для того, чтобы переработать эмоциональные переживания, получить удовольствие, устранить из сознания страхи и болезненные конфликты. Теоретики психодинамики, начиная с Зигмунда Фрейда, разработали объемный каталог этих подсознательных механизмов, различая зрелые и незрелые формы защиты. Незрелые защитные механизмы выражаются в особенностях поведения, которые искажают жизненный опыт человека, в то время как зрелые защитные механизмы помогают ему преодолевать все трудности.

Незрелые защитные механизмы

Проекция – приписывание собственных чувств и мотивов другому лицу. Например, есть люди, которые избегают близких отношений, потому что «у мужчин (или женщин) всегда на уме только секс», в то время как они, по-видимому, сами не в состоянии признать собственные сексуальные желания.

Отрицание – это отказ признать реальность, причиняющую душевную боль. Так, некоторые люди настаивают на том, что их следует рассматривать как жертв, при том, что в реальности они страдают от последствий собственных поступков.

Перенос – неправомерное перенесение чувств с одного лица на другое. Например, женщина, у которой имеются проблемы с бывшим мужем, переносит свою злость на детей, или начальник использует подчиненных в качестве «громоотвода» для своих семейных трудностей.

Отказ означает стремление уклониться от жизненных обстоятельств, требований или обязательств.

Зрелые механизмы защиты

Альтруизм – получение радости и удовлетворения при оказании помощи другим.

Юмор притупляет болезненные переживания при помощи смеха и веселого настроя.

Сублимация превращает неприемлемые побуждения, как, например сексуальные стремления или агрессивность, в приемлемую активность: творческие или спортивные занятия.

Подавление означает умение так вытеснить реакцию на безрадостное событие, что появляется возможность увидеть его с положительной стороны, или принимается решение отложить свою реакцию до более благоприятного момента («подумаю об этом завтра»). Подавление существует на уровне сознания.

Идентификация (отождествление) – стремление присвоить себе в известной мере качества, цели, идеалы и амбиции уважаемого лица.

Глубинная психология человека. Психоанализ

Психоанализ, пожалуй, самая распространенная форма психодинамической терапии. Он предъявляет наиболее высокие требования к эмоциональной выносливости пациента, его времени, а также к его финансовым возможностям. Именно поэтому в США психоанализ является наименее востребованной формой глубинно-психологического лечения. Однако он служит предшественником всех разновидностей психоаналитической терапии, поэтому должен быть представлен первым.

Венский невролог Зигмунд Фрейд в конце XIX в. начал лечить пациентов с помощью психоанализа. Последующие поколения психоаналитиков существенно развили его первоначальные теорию и метод. Современный психоанализ притязает на то, что он представляет собой интеллектуальную психотерапевтическую и научную терапевтическую школу.

Существуют многочисленные теоретические варианты психоанализа, вытекающие из учений Зигмунда Фрейда, Карла-Густава Юнга и Мелани Кляйн, – это теории взаимоотношения объектов, психологии Я и др. Они отличаются друг от друга в основном по тому значению, которое придают подсознательной мотивации и конфликтам, а также роли, которую играет опыт, приобретенный в раннем детстве.

Юнгианский анализ основан на трудах Карла-Густава Юнга, современника и первоначально последователя Зигмунда Фрейда. Юнг исходил из предположения о существовании универсальных мифов и символов, формирующих коллективное бессознательное, более всеобъемлющее, чем личное подсознание отдельного индивидуума.

Из всех существующих разновидностей психотерапии психоанализ преследует наиболее широкие и честолюбивые цели: вместо того, чтобы ограничиться решением определенных конкретных проблем, он пытается исследовать личность и воздействовать на глубинные изменения характера поведения. Для того, чтобы добиться поставленной цели, психоанализ использует специальные методики, которые будут детально описаны ниже и которые побуждают пациента, именуемого «анализандом», оказаться способным к оживлению воспоминаний о его детских переживаниях и фантазиях и осмыслить конфликты, которые оказывают влияние на его чувства и поведение в настоящее время.

Психоанализ, как правило, продолжительный и медленный процесс поступательного самопознания, который приводит к зрелости и эмоциональному росту (совершенствованию). Его сравнивали с лепестками луковицы, с процессом, при котором постепенно высвобождаются детские желания и страхи – подсознательные детерминанты современных особенностей поведения и чувств. Как только их удается вскрыть, конфликты теряют актуальность, становятся понятными, приемлемыми и разрешимыми. Как следствие поведение и чувства пациента претерпевают изменения, и он достигает более высокой степени зрелости. Очень часто по окончании курса психоанализа люди выходят с более глубоким пониманием и более дифференцированным представлением о себе и других в своей жизни.

Лечение требует от трех до пяти 45-минутных сеансов в неделю в течение 3 – 5 лет.

Показания для лечения

Психоанализ является непрямой формой терапии, во время которой психоаналитик совместно с анализандом исследует внутренние механизмы его душевной жизни. В связи с тем что психоаналитик не дает никаких советов и подсказок для решения проблем, этот вид терапии не рекомендуется лицам, находящимся в кризисном состоянии, так как они нуждаются в активной неотложной помощи. Однако иногда психоанализ назначается при определенных клинических картинах (как, например, при тяжелых депрессиях) в сочетании с медикаментозной терапией. Такое комбинированное лечение стабилизирует состояние больного и позволяет ему в дальнейшем продолжить процесс аналитической терапии.

Психоанализ требует как минимум среднего интеллектуального уровня, готовности к самопознанию, способности переносить фрустрацию и болезненные переживания, а также известной степени коммуникабельности. Поэтому психоанализ не пригоден при острых психотических, выраженных импульсивных расстройствах, у наркоманов или тяжело депрессивных пациентов. Однако некоторым из перечисленных категорий больных по окончании острого периода болезни этот метод может оказаться полезным для того, чтобы осознать причины их поведения, а также острого течения эмоциональных переживаний, которые усугубляли проблемы, и изменить их.

Приемлемыми показаниями для психоанализа могут быть хронические трудности и фрустрации во взаимоотношениях, тяжелые формы заторможенности и непреходящие проблемы в профессиональной деятельности или в достижении других жизненных целей, а также такие симптомы, как страх и умеренная депрессия. Многие люди с легкими и умеренно выраженными жизненными трудностями могут, вероятно, извлечь пользу из психоанализа.

Несмотря на то что со времен Фрейда психоанализ проделал значительное теоретическое развитие, разработанные им методики во многом остались прежними.

Терапевтический нейтралитет. Терапевтическое поведение аналитика определяется его нейтралитетом, анонимностью и отстраненностью. Это означает, что аналитик всегда отстранен, хотя и проявляет сочувствие, но не принимает сторону анализанда и не вмешивается в его решения и постановку целей. Точно так же аналитик ничего не сообщает анализанду о своих взглядах, чувствах или о своей частной жизни, так как в центре его внимания постоянно остается душевная динамика анализанда.

Пациент лежит на кушетке, поставленной таким образом, что аналитик находится вне поля его зрения. Это условие стимулирует исследование наиболее глубоких слоев сознания и облегчает свободные ассоциации анализанда.

Свободные ассоциации. Основное правило аналитической ситуации предусматривает, что анализанд должен пытаться высказывать без цензуры и контроля все, что приходит ему в голову во время сеанса, – все мысли, чувства, желания, фантазии и ощущения, какими бы неприятными, неловкими или устрашающими, тривиальными или бессвязными они ни казались. Несмотря на то что аналитик внешне остается пассивным и безучастным, он внимательно слушает и проявляет интерес к сновидениям и фантазиям пациента, а также к его чувствам, мыслям, поступкам в данное время. Свободные ассоциации анализанда представляют собой исходную позицию для дальнейшего понимания скрытых значений и подсознательных сил, которые определяют его душевную жизнь.

Истолкование. Аналитик задает вопросы, поощряет пациента как можно конкретнее рассказывать о своем поведении и своих чувствах, и если считает необходимым, то возражает, приводя в качестве примера образец поведения («Когда вы говорите о себе и обо мне, старайтесь это делать более вдумчиво»). Но, что важнее всего, аналитик предлагает пациенту в нужный момент истолкование его чувств и поведения. С помощью этих истолкований главным «творческим продуктом» психоанализа является изложение психоаналитиком своего понимания подсознательных элементов, которые лежат в основе переживаний пациента. Интерпретация сновидений и их функция связующего звена между переживаниями в прошлом и настоящем является характерным элементом психоаналитического истолкования.

Истолкование должно помочь анализанду осознать защитные механизмы, с помощью которых он/она оказывает сопротивление лечению. Нередко происходит так, что пациент забывает дату назначенного сеанса или говорит о том, что аналитик «ничего не говорил» о своем предстоящем отъезде в отпуск. Это забывание может иметь своей целью защиту от возможного раздражения, подавленности или злости из-за того, что психоаналитик оставляет их «на произвол судьбы». Истолкование сопротивления помогает пациенту повысить свою толерантность в отношении неприемлемых чувств и мыслей и обеспечивает ему возрастающее понимание тайных механизмов его душевной жизни.

Реакция переноса. Перенос – нормальный процесс во всех областях жизни, при котором человек бессознательно повторяет образцы детского поведения и взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами в той форме, в какой они развивались в прошлом. При переносе человек направляет на лицо из своего нынешнего окружения те чувства и те отношения, которые он адресовал важным персонам своего детства. Происходит то, что люди бессознательно ведут себя со своим партнером, учителем, работодателем так, будто это их родители, будто они предъявляют те же требования и грозят теми же наказаниями, которыми некогда угрожали родители. Способность научиться понимать механизм переноса часто помогает людям признать, как искаженно они представляют себе восприятия других.

В ходе психоаналитического лечения у анализанда постепенно формируется реакция переноса на психоаналитика. Эта реакция становится важнейшим связующим звеном терапевтического процесса, той линзой, через которую рассматриваются, истолковываются, ревизуются и видоизменяются подсознательные конфликты и динамика чувственной жизни пациента. Пациент постепенно все больше и больше начинает относиться к психоаналитику (который фактически остается нейтральным) как к важной персоне своего детства и заново переживает противоречивые желания, фантазии и боли, фрустрацию и стыд, чувство вины, ярость и страх, т.е. те радости и горести, которые он/она в раннем детстве и в школьные годы испытывали по отношению к ключевым персонам.

С помощью исследования переноса, т.е. того, как анализанд выстраивает свое отношение к аналитику и что тот, по мнению анализанда, думает и чувствует, пациент вскрывает корни нарушенных душевных механизмов, которые хранятся в его «внутреннем детстве».

Переработка. В процессе анализа пациент обучается переживать перенос как на «разделенном экране», т.е. одновременно чувствовать и анализировать то, как эти ранние конфликты повлияли и продолжают влиять на его жизнь в настоящее время. В связи с тем что анализанд все время повторно конфронтирует с вытесненными надеждой, болью и нереальными желаниями своего детства, ему удается постепенно признать их, вместо того, чтобы отвергать.

Наиболее важно то, что в процессе этой переработки, которая составляет главное дело анализа, пациент начинает изменять характер своего поведения и своих реакций, основанных на этих подсознательных, пройденных и перенесенных представлениях. Так, например пациентка начинает постепенно понимать, что ее комплексы и слишком строгая самокритика основаны на потребности видеть своих родителей не столь критически настроенными по отношению к ней, тщетно пытающейся завоевать их любовь и признание. По мере того как это знание углубляется, детские желания могут быть, наконец, оставлены в прошлом и испробованы новые модели поведения.

Психоаналитическая психотерапия

Психоаналитическая психотерапия – дальнейшее развитие психоаналитической методики, – одна из наиболее часто применяемых разновидностей терапии. Она использует те же психодинамические принципы раскрытия подсознательных конфликтов, но ее цели менее претенциозны, а сам процесс лечения менее интенсивен. Главный акцент этой формы психотерапии состоит скорее в том, чтобы помочь пациенту получить нужные знания, которые позволили бы ему найти решение трудных жизненных проблем. При этом психотерапевт играет более активную роль, чем при психоанализе.

Психоаналитическую терапию проводят как специально подготовленные психотерапевты, так и те, кто не прошел специализированного курса обучения.

Терапевтические сеансы проводятся обычно в течение 2 – 5 лет, один – три раза в неделю.

Показания для лечения

Показания те же, что и при психоанализе, хотя психоаналитическая психотерапия показана более широкому кругу пациентов, включая тех, которые нуждаются в более активной поддержке и помощи психотерапевта и которым трудно заново переживать свою несостоятельность – нагрузки, неизбежные в рамках психоаналитического процесса. Эта разновидность терапии, так же как и психоанализ, наиболее эффективна для пациентов, которые интересуются механизмами своей душевной жизни и настроены на то, чтобы самим найти необходимые решения.

Пациент и терапевт сидят лицом друг к другу, хотя при некоторых видах психоаналитической терапии предусматривается лежачее положение больного. Так же как при психоанализе, пациента побуждают говорить все, что придет в голову. Несмотря на то что характер отношений между пациентом и терапевтом имеют важное значение, психоаналитическая психотерапия обычно сосредоточивает свое внимание не на воспроизведении и истолковании интенсивного регрессивного переноса в детство. Скорее всего, психотерапевт использует технику выяснения определенных особенностей поведения и установок и работает над конфронтацией (например, указывая пациенту на несоответствие между его высказываниями и поступками), применяет суггестию и другие методы, которые активно влияют на процесс лечения.

Динамическая краткосрочная терапия

При краткосрочной динамической психотерапии (которую также называют ограниченной во времени краткосрочной психотерапией) психотерапевт и пациент заранее оговаривают количество лечебных сеансов или срок окончания лечения, при чем речь, как правило, идет о 12-20 сеансах в течение 3-6 месяцев. Психотерапевт и пациент фиксируют свое внимание на определенной, четко обозначенной проблеме (например, на трудностях, которые существуют у студента при завершении дипломной работы). При переработке одного этого вопроса могут быть решены определенные, лежащие в его основе конфликты (страх студента стать взрослым и покинуть родительский дом).

Показания для лечения Предпосылкой краткосрочной динамической терапии являются относительное психическое здоровье пациента и высокая степень мотивации – стремление разрешить проблему и уверенность в своей способности быстро довериться психотерапевту. Эта форма терапии, так же как и другие формы динамической терапии, не рекомендуется лицам с тяжелой депрессией, расстройствами, в основе которых лежит импульсивность, при наркомании или с трудностями в коммуникабельности. Но она показана там, где речь идет о помощи в решении конкретной проблемы. Переживание достигнутого успеха нередко освещает всю дальнейшую жизнь пациента. Если кому-то удается решить насущную или угнетающую проблему (например, длительное внутреннее сопротивление при переходе на лучшее место работы), то это повышает его самоуважение и тем самым укрепляет его функциональную способность добиться положительного результата и в других областях жизни. Эта форма терапии пригодна также для понимания психотерапевтического процесса, который в дальнейшем может быть применен с большей интенсивностью при других, более глубоких трудностях.

Уже в начальной стадии психотерапевт идентифицирует неизвестный конфликт, который должен разъяснить конкретную проблему, имеющуюся у пациента. В течение всего курса лечения он держит в центре внимания этот основной конфликт, разъясняет его и истолковывает. При этом перенос важен в связи с тем, что именно раскрывается в конфликте. Например, мужчина ищет помощи ввиду своей несостоятельности в профессиональной деятельности. Психотерапевт устанавливает, что пациент испытывает неоправданный страх перед начальником. Во время сеансов проясняются особенности поведения пациента, свидетельствующие о поиске гармонии в отношениях с психотерапевтом. Психотерапевт истолковывает это поведение пациента как отклонение от центрального конфликта – страха перед начальником.

Глубинная психология стала третьей психологической школой, возникшей в результате "открытого кризиса", и ее идеи получили широкий резонанс в общественных и научных кругах.

Идеи глубинной психологии как самостоятельного направления:

Независимость психики от сознания, четкое разделение этих феноменов человеческой природы;

2. Понимание психики человека противоположно традиционной эмпирической психологии сознания: в психике, кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые слои - бессознательное, и именно оно является основой всей психической жизни, управляет человеческой психикой и поведением и является главным предметом изучения глубинной психологии;

3. Основная задача глубинной психологии как научной школы - доказать существование феномена бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов действия на психику человека;

4. Сознание рассматривается как психический феномен, свойственный каждому человеку, но не являющийся центральным и руководящим в психической жизни индивида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;

5. Формирование и развитие личности зависит от бессознательного как ведущего в человеческой психике.

Глубинная психология как научное направление, возникшее в результате -открытого кризиса», дала миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, созданных на базе теории бессознательного, и каждое из них обогатило психологическую науку мощным набором понятий, опытов, исследований, идей и методологических аппаратов. К школам глубинной психологии относятся: психоанализ 3. Фрейда, который во многом обусловил дальнейшее развитие глубинной психологии и рождение новых теоретических концепций; аналитическая психология К. Г. Юнга; индивидуальная психология А. Адлера; теории неофрейдизма - течение, в которое входили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни, Э. Фроммом, Г. Салливаном; социогизированный психоанализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихо-погия Анны Фрейд и Э. Эриксона.

Зигмунд Фрейд. Психоанализ – это и теория, и терапевтический метод, основанный на ней. Когда Фрейд впервые представил результаты своего психоаналитического метода лечения беседой, в ходе которого пациентам, лежащим на знаменитой кушетке, предлагалось излагать свои свободные ассоциации аналитику, его встретили насмешками, скептицизмом и враждебностью. Представление о детской сексуальности, о том, что сексуальные влечения являются важной побудительной силой человеческого поведения, Эдипов комплекс и тот факт, что людьми управляет не разум, а бессознательные влечения, – все это оскорбляло европейский викторианский «дух времени». Эту обиду Фрейд интерпретировал как сопротивление мучительной истинности этих идей. Фрейд объявил, что он открыл эти истины при помощи своего психоаналитического метода, опирающегося на принципы свободных ассоциаций и анализ сновидений. Все это составило фундамент его теории.

Фрейдовская система весьма существенно отличалась от традиционной экспериментальной психологии как по содержанию, так и по применяемым методикам. Фрейд не пользовался традиционными экспериментальными методами исследования. Он не занимался сбором данных в ходе контролируемого эксперимента и не использовал статистических методов анализа результатов. При создании теории он больше всего полагался на собственное критическое чутье. В большей степени его интересовали те сюжеты, которые прежде оставались, как правило, без внимания: бессознательная мотивация поведения, конфликты между силами бессознательного и их последствия для психики человека.

Инстинкты – это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии. Для Фрейда инстинкты – это не врожденные рефлексы, а скорее та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабление стимуляции при помощи определенных типов поведения, таких как еда, питье или сексуальная активность. Он говорил о двух больших группах инстинктов, связанных с жизнью и смертью. Инстинкты жизни включают в себя голод, жажду, секс и направлены на самосохранение особи и выживание вида. Та форма психической энергии, в которой они себя проявляют, получила название «либидо». Инстинкты смерти – это разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).

Его теория личности охватывает такие стороны личности, как ее (1) структуру, (2) динамику, (3) развитие, а также (4) типологию. Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго («Я») и суперэго («Сверх-Я»). Каждая из этих систем характеризуется определенными свойствами, обладает соответственными функциями, принципами действия и динамикой. Они взаимодействуют столь тесно, что трудно определить их относительный вклад в поведение: чрезвычайно редко одна из них действует без двух других. Ид (Оно) – одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его теории личности. Это примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует «Я» на пути развития психики. Эго («Я») – это совокупность познавательных процессов, которые соотносятся с реальностью, а также защитных механизмов.Суперэго («Сверх-Я») – третья инстанция личности, которая образуется в результате усвоения родительских требований и запретов. «Сверх-Я» ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов.

Фрейд хорошо известен своими идеями о детской сексуальности, проходящей через оральную, анальную и фаллическую стадии до наступления после латентного периода, зрелой формы генитальной сексуальности. Эти идеи являются частью его теории развития, кульминационной точкой которой (в этом Фрейд видел свое основное открытие) является Эдипов комплекс, рассматриваемый им как универсальный. Мальчик желает убить своего отца и спать со своей матерью. Эти чувства подавляются страхом перед возможной местью со стороны отца, возникает так называемый кастрационный комплекс. Страх кастрации приводит мальчика к идентификации с его отцом, так формируется «сверх-Я», ребенок усваивает ценности и мораль родителей. Для девочек развитие происходит похожим образом.

Анна Фрейд сделала значительный вклад в психоанализ. Во-первых, она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии. Во-вторых, она нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь. В-третьих, ею были разработаны методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям. В 1947 г. Анна Фрейд основала в Лондоне Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр.

Карл Густав Юнг – создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, созданной Фрейдом. Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. По Юнгу, базовая жизненная энергия либидо проявляется в росте и размножении, а также в других видах деятельности в зависимости от того, что в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека. Юнг отвергал фрейдовское понятие Эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворять. Для Юнга, в отличие от Фрейда, человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. Человек может меняться на протяжении всей жизни. Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже Фрейда, добавив еще одно измерение бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное).

Юнг выделил два уровня бессознательного – индивидуальный и коллективный. Индивидуальное бессознательное – сфера личности, состоящая из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты и проигнорированы, а также слишком слабые переживания, не достигшие уровня сознания. Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Это наследуемое прошлое включает историю людей как особого биологического вида и опыт животных предков. В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на определенные события определенным образом. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным, однако особое внимание Юнгом уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Наибольшим вкладом Юнга в психологию личности является его концепция психологических типов. Для построения своей типологии он постулировал ориентации личности (экстраверсию и интроверсию) и четыре фундаментальные психические функции (мышление, чувство, ощущение и интуицию). Хотя человек располагает всеми четырьмя функциями, обычно одна из них доминирует над тремя остальными. Она называется высшей функцией. Одна из трех остальных по отношению к высшей обычно выступает как дополнительная. Если что-то мешает действию высшей функции, ее место автоматически занимает дополнительная.

Наименее дифференцированная из четырех функций называется. Она вытеснена и бессознательна. Низшая функция также имеет ассоциированную с ней дополнительную. На основании этих сочетаний Юнг выделил восемь психологических типов.

Альфред Адлер возвращал людям чувство собственного достоинства, разрушенное психоанализом.

Основными психологическими категориями, которые Адлер использовал в своей теории личности, явились социальный интерес, целенаправленность, стремление к совершенству, чувство неполноценности, компенсация, стиль жизни и тип личности. Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими, скорее, ради общего успеха, чем для личных выгод. Это чувство является естественным и свойственно всем людям. Оно представляет собой врожденное стремление вступать в отношения сотрудничества для достижения общих целей. Социальный интерес конкретизируется в целях человека. Конечной целью человека, обеспечивающей меру постоянства и целостности жизни, является «стремление к совершенству». Стремление к совершенству – это фундаментальный закон человеческой жизни, главный мотив активности, ядро личности. Стремление к совершенству производно от чувства неполноценности, которое является результатом переживания собственной недостаточности на протяжении длительного периода беспомощности в раннем детстве.

Чувство неполноценности действует по принципу компенсации. Компенсация– это замещение нарушенной функции усилением или изменением другой функции; стремление к освобождению от чувства неполноценности, вызванного реальными или воображаемыми недостатками путем их преодоления. Стремление к совершенству реализуется в стиле жизни. Стиль жизни – это уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума. Стиль объясняет постоянство личности на протяжении жизни. Стиль жизни закрепляется в возрасте 4 или 5 лет и впоследствии почти не поддается изменениям, становясь стержнем поведения. Стиль жизни тесно связан с тем, как решаются три глобальные проблемы, которые стоят перед каждым человеком: дружбы, работы и любви.

Карен Хорни сформировала социокультурный взгляд на личность: она опровергла высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждения о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Хорни считала, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Хорни считает, что для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все биологические основные нужды. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира.

В удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.

Если данная потребность не находит своего удовлетворения, то у ребенка появляется базальная тревога, представляющая собой всеобъемлющее, глубокое чувство одиночества и беспомощности, лежащее в основе неврозов. Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто должен прибегать к различным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей: в любви и одобрении, в руководящем партнере, в четких ограничениях, во власти, в эксплуатировании других, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости. Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Однако невротик принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

В более поздних работах она объединяет невротические потребности в три большие группы, соотнося с определенным типом личности: Услужливая личность – тот, кто испытывает потребность быть рядом с другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в одобрении и любви со стороны доминантного партнера. Отрешенная личность – тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни. Агрессивная личность – тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей.

Генри Александерер Мюррей считал, что эго выполняет активную роль и определяет собой поведение человека. Задача эго состоит в том, чтобы подавлять одни, нежелательные импульсы, и способствовать выражению других, желательных импульсов в составе ид. Супер-эго формируется не только под влиянием одного из родителей, но также и под влиянием сверстников, литературы и мифологии. Супер-эго не заканчивает свое развитие к пятилетнему возрасту и продолжает меняться на протяжении всей жизни человека. Проблема мотивации занимает центральное место в теории личности Мюррея. Появление потребностей ведет к химическим изменениям в мозге, под воздействием которых и протекает деятельность мышления и чувств. Любая потребность вызывает в теле человека определенное напряжение, снять которое можно, лишь удовлетворив потребность. В результате потребности запускают соответствующие типы поведения, которые и должны принести искомое удовлетворение. Как и Фрейд, Мюррей считал, что личность проходит в своем развитии ряд ступеней. На каждой стадии ведущим является определенный способ достижения удовлетворения.

Теоретические формулировки Эрика Эриксона касаются исключительно развития эго. Он решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным. Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума. Наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона не совпадают взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.

Центральным для созданной Эриксоном теории является положение о том, что человек в течение жизни проходит несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, они являются результатом эпигенетически развивающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), что полноценно функционирующая личность формируется, только проходя в своем развитии последовательно все стадии. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом, который содержит и позитивный, и негативный компоненты. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Эрих Фромм стремился расширить горизонты психологической теории, подчеркивая роль социальных, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений с позднего средневековья (конец XV в.) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В своей теории личности Фром исходил из ряда постулатов. Он считал, что всем людям присуща общая и единая человеческая природа. Важные особенности личности вытекают из так называемого «базового противоречия», которое заключается в двойственности человека: как существа животного и человеческого. Общество начиная с периода разделения труда во все большей степени способствует отчуждению человека в такой степени, что формирует отчужденную и в конечном счете, больную личность.

Э. Фромм выводит теорию личности из понятия природы человека. Он различает животную и человеческую природу. Животная природа – это биохимические и физиологические основы и механизмы, служащие целям физического выживания. Человеческая природа – это качества и действия человека, которые являются продуктом исторической эволюции человека. Согласно Фромму, организмы, у которых преобладает животная природа, составляют единое целое с миром природы. У них нет четкого отделения самих себя от других организмов и окружающей среды, то есть нет опыта раздельности. Возможно базовым свойством человеческой природы является ее способность познавать саму себя и объекты, отличные от нее. Если организм наделен подобным знанием, он неизбежно отделяется от природы и других организмов. Положительной стороной такого отделения является свобода, а отрицательной – отчуждение.

Двойственность природы человека проявляется в наличии у него потребностей двух родов. Как животное, человек обладает биологическими потребностями, а из условий его существования вырастают «человеческие» потребности:в связи с другими, в преодолении, в укоренености, в идентичности, в системе ориентации.

Главная цель психологии состоит, по Фромму, не в изучении внешнего поведения, а в познании структуры характера, то есть личности. Фромм не относился строго к терминологии и не различал понятия «характера» и «личности». Он выделил пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Социальный характер – это ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, который отличает их друг от друга, т.е. это типичный для общества характер. Несмотря на разнообразие индивидуальных характеров людей, можно выделить некоторые типы, репрезентативные для различных групп. Такими типами ориентации характеров являются воспринимающий, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный. Характер формирует общество.

Вильгельм Райх первым «синтезировал» психоанализ и марксизм – и тем самым фактически основал «левый» фрейдизм, став провозвестником сексуальной революции, разработал телесно ориентированный психоанализ и ввел в научный обиход понятие «оргон» (жизненная энергия). В работе «Психология масс и фашизм», впервые изданной в 1933 г., он, за десять лет до Фромма и за двадцать до Адорно доказал неслучайность возникновения фашизма как исторического явления и отказался от теории «великого человека» (подразумевающей, что вождь-харизматик гипнотизирует массы). Райх указывал на глубокую укорененность фашизма в психологической структуре современного капиталистического общества, основанного на авторитарном подавлении сексуальности и свободы творчества на всех уровнях – от семейного до общеполитического. Именно жесткое сексуальное подавление подростков порождает авторитарную фиксацию. Социальной опорой фашизма Райх называл средний класс, мелкую буржуазию с ее консервативными принципами и патриархальными традициями. Фашизм – не результат политического заговора, а социальный итог многолетнего сексуального подавления, политическая разрядка жизненной энергии, сочетание «мятежных эмоций и консервативной идеологии».

Гарри Стэк Салливен произвел социологическую модификацию классического психоанализа, выдвинув «межличностную теорию психотерапии», согласно которой главной детерминантой психического развития выступают межличностные отношения (и реальные, и воображаемые), в которых личность формируется и проявляется. Отвергая фрейдовское представление о либидо как доминирующем энергетическом источнике поведения человека, Салливен рассматривал в качестве первого и важнейшего компонента личности систему динамизмов – особых «образцов энергии», проявляющихся в межличностных отношениях и обеспечивающих удовлетворение потребностей. Несоответствия потребностей способам их удовлетворения, а также «беспокойство» личности по поводу своей безопасности, передающееся ребенку от матери и развивающееся в неблагоприятных межличностных ситуациях, вызывают, по мнению Салливена, многочисленные личностные «напряжения», конфликты. Основным механизмом защиты от них выступает «система самости» – особая инстанция личности, предписывающая и запрещающая определенные образцы поведения в зависимости от конкретных межличностных ситуаций. Второй компонент личности составляет система персонификаций – образов себя и окружающих, которые, раз возникнув, продолжают стереотипно определять отношение к себе и другим. Третий компонент личности – когнитивные процессы: прототаксис – бессвязноє течение идей, свойственное ребенку; паратаксис – фиксация причинных связей лишь между связанными во времени событиями; синтаксис – оперирование символами, значение которых разделяется определенной социальной группой. На этой основе Салливен выделил ряд стадий онтогенетического развития личности, связанных с изменением сложившихся межличностных отношений. Основная цель психотерапии Салливена – выработка защитных механизмов личности, обеспечивающих ее адекватное приспособление к окружающим, – достигалось посредством выдвинутого им метода «психиатрического интервью», предполагающего активное воздействие психиатра на межличностную ситуацию, возникающую при контакте с пациентом.