Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Аэрофобия: как избавиться от страха летать на самолете? Что такое аэрофобия? Как избавиться от страха перед полетами

По утверждениям статистики пятая часть взрослого населения земли боится летать. В запущенных случаях страх полета переходит в болезнь – аэрофобию. У этого есть множество причин, которые будут рассмотрены ниже.

В большинстве случаев длительный полет планируется заранее, и можно попытаться устранить причины страха. Современные исследователи и психологи предлагают множество методик, которые помогают 95% людей. Если ни одна методика не принесла ожидаемого результата, возможно, от полета лучше отказаться.

Причины аэрофобии

В большинстве случаев страх летать на самолетах носит приобретенный характер и имеет определенные причины:

  1. Смакование в СМИ подробностей произошедших авиакатастроф с детальным разбором и посекундным анализом событий.
  2. Неприятные воспоминания , связанные с самолетами. Это могут быть воспоминания о сильной тряске во время турбулентности в одном из прошлых полетов, длительной проверке технического состояния самолета, рассказы близких о подобных случаях.
  3. Продолжение различных фобий : страха высоты, закрытых пространств и т.д. В таком случае у человека появляется генерализованная тревожная реакция.
  4. Самовнушение . Человек думает, что летать – это плохо, что самолет ненадежен, что любая случайность может привести к трагедии. Кроме прочего, это происходит от неосведомленности в теории воздухоплавания.

Среди других распространенных причин стоит отметить:

  • посттравматическое расстройство — если человек в какой-то момент жизни пережил катастрофу, либо что-то случилось с его близкими и знакомыми, есть риск возникновения аэрофобии;
  • воспоминания — в некоторых случаях аэрофобия проистекает из каких-либо детских страхов и воспоминаний, не всегда связанных с высотой.

Один из наиболее распространенных случаев аэрофобии вытекает из первичной паники или сопутствующего расстройства. Такой страх возникает непосредственно во время полета, усиливаясь непривычными перегрузками, страхом высоты, смерти.

Также существуют индивидуальные причины для боязни полетов. К ним относятся такие специфические случаи, как боязнь летать над водой или в темноте.

Норма или патология?

Реальный страх, имеющий определенную основу и эмоциональную составляющую, отличается от фобии. Обычный страх – это эмоция. Патология – это полная зависимость от эмоций.

Фобия становится частью повседневной жизни. У нее нет конкретной причины, она не относится к определенной ситуации. Просто в определенный момент человек начинает испытывать беспокойство по отношению к какому-либо предмету, появляется ощущение непонятной угрозы.

Есть определенные критерии, согласно которым можно четко разделить страх и фобию:

  1. Иррациональность . При фобии страх не связан с каким-то конкретным происшествием, состоянием вещей, сложившейся ситуацией. Он существует независимо и постоянно.
  2. Попутная дезадаптация . Человек может очень долго находиться в подобном состоянии. Средний срок – от нескольких недель до года. Дезадаптация может выражаться в психических либо сомато-вегетативных отклонениях.
  3. Стремление избежать предмета , который вызывает страх. При фобии человек ограничивает себя в перемещении, общении и других социально важных функциях.

Многие люди не способны самостоятельно диагностировать причину страха, и не знают, что делать. Им кажется, что у них аэрофобия, т.е. боязнь полетов, в то время, как у них все симптомы акрофобии (боязни высоты). Очень часто страхи и фобии смешиваются, и может потребоваться специфическое лечение.

Как побороть страх перед полетом на самолете

В большинстве случаев боязнь полетов – это результат комплексного воздействия нескольких факторов. Среди них:

  • мнительность;
  • неосведомленность;
  • естественный страх перед высотой.

Существуют определенные психологические и медицинские методики, с помощью которых можно преодолеть страх полетов. Бороться с боязнью нужно начинать сразу. Если она уже развилась в тяжелую агорафобию, может потребоваться квалифицированное лечение.

За неделю до полета

Чувство тревоги и нервозности возникает за несколько дней до полета, в некоторых случаях за несколько недель и раньше:

  • Человек становится раздражительным, вспыхивает из-за мелочей.
  • Начинаются сниться сны о полетах, человеческом факторе.
  • Он ищет информацию о типе самолета, статистические сведения о количестве аварий и неисправностях.

Каждый случай аэрофобии уникален и имеет свои причины. Единого лекарства не существует, однако есть разработки, способные помочь большинству.

Если подобные страхи мешают полноценной жизни, стоит обратиться к специалисту по аэрофобии. Грамотный психотерапевт назначит оптимальное лечение, выпишет успокоительные таблетки или поможет устранить причину страха с помощью корригирующей психотерапии.

Мнительным людям, подверженным внушению, не стоит в течение недели смотреть фильмы о катастрофах и иных негативных событиях, связанных с самолетами. Так или иначе, такой фильм оставляет определенный отпечаток на психике. Также не стоит слишком увлекаться поиском информации о самолетах компании, которой собираетесь лететь, списком аварий и т.д.

Перед полетом

  • В аэропорт нельзя опаздывать. Если вы опаздываете, вы уже переживаете, испытываете упреждающую тревогу. Оказавшись в стерильной зоне аэропорта, пройдя все необходимые регистрации и контрольные точки, вы можете понаблюдать за взлетом и посадкой других самолетов – они происходят практически ежеминутно. Стоит подумать о самолетах, как об обыденности – и страх ослабнет.
  • Несмотря на популярное заблуждение, алкоголь в полете не помогает, а в некоторых случаях может усугубить проблему. Помогает вода, сок, особенно томатный.
  • Найдите подходящего соседа для беседы, озвучьте свои волнения, и обязательно получите поддержку.

Во время полета

В ряде случаев страх полета приходит уже в самолете, когда уже нет возможности отказаться и выйти. Специалисты предлагают несколько простых способов перебороть панику:

  1. Правильный выбор места . При сильной боязни высоты не стоит садиться возле иллюминатора. При страхе турбулентности не стоит выбирать место в хвосте – именно там трясет сильнее всего. Если у вас клаустрофобия – займите место у прохода или рядом с выходом. Это можно сделать еще на этапе регистрации на рейс.
  2. Комфортная одежда и обувь позволяет почувствовать себя в домашней обстановке. Это поможет успокоиться при длительном перелете.
  3. При склонности к укачиванию и заложенности ушей можно воспользоваться мятными леденцами или жевательной резинкой. Кроме этого жевательный процесс может отвлечь от боязни полета.
  4. Хороший способ расслабления при панике дыхательная гимнастика. Глубокое дыхание приведет нервы в порядок и позволит успокоиться. Очень важно, чтобы вдох был примерно в два раза медленнее выдоха. Подобная практика снижает сердечный ритм и оказывает расслабляющее влияние на мышцы.
  5. Если страх полета проистекает из-за невозможности контролировать и повлиять на текущую ситуацию, стоит чаще смотреть в иллюминатор, чтобы удостовериться, что все в порядке. Благодаря этому вы почувствуете себя в курсе событий.
  6. Оптимальный вариант – отвлечься мыслями от полета. На руках есть множество нервных окончаний – можно держать какую-нибудь приятную на ощупь вещь. Или взять с собой в полет ноутбук – единственный недостаток, что его придется выключать во время взлета и посадки.

Лучший способ избавиться от боязни полета окончательно – пройти курс лечения у практикующего психолога. Однако не у каждого есть время и средства на прохождение полного курса.

  1. Самовнушение . Многие уверены, что решающую роль в человеческой жизни играет судьба. Если что-то суждено, оно в любом случае сбудется. Можно сконцентрироваться на том, что вы в любом случае ничего из предначертанного не измените. Также можно визуализировать свой страх и отогнать его силой мысли.
  2. Принять как факт , что страх в любом случае никак не скажется на исходе ситуации. А испортить нервную систему он может. И паника даже при аварийной посадке опасна не только для вас, но и для окружающих. И наоборот, устойчивость к стрессовым ситуациям иногда спасает множество жизней.
  3. Интересные занятия отвлекают . Подберите себе занятие по вкусу на время полета. Идеальное средство – хороший собеседник.
  4. Нельзя показывать страх посторонним . Как правило, внешняя уверенность, улыбка и внутренний настрой избавляют от чувства паники.
  5. Носите талисманы . Определенное психологическое воздействие оказывают талисманы и т.д. Кому-то кажется, что удачу приносит определенное число, кому-то – определенная вещь.
  6. Заблаговременное прибытие . Многие профессиональные психологи советуют приезжать в аэропорт заранее, чтобы спокойно и без спешки пройти необходимые процедуры и морально подготовиться к полету. Некоторые предпочитают регистрироваться в режиме аврала, это им помогает справиться с волнением.
  7. Используйте успокоительные препараты . Несколько капель валерианы помогают расслабиться и уснуть. При этом нельзя злоупотреблять подобными препаратами, они продолжают действовать и после полета.
  8. Не стоит слишком внимательно вглядываться в других пассажиров и определять их внутреннее состояние. Всегда есть кто-то, кто тоже боится летать. Это усилит и вашу боязнь.
  9. Не нужно концентрироваться на работе двигателя самолета и представлять в уме последствия катастрофы. Концентрируйтесь на приятных воспоминаниях, общении с приятным собеседником, попытайтесь уснуть.
  10. Доверяйте экипажу самолета . Они тоже люди и хотят жить. Чем больше вы будете доверять пилоту, тем в большей безопасности вы будете себя ощущать.

  • Ежесекундно по воздушным линиям пролетают тысячи самолетов. Ежедневно на рейс выходит около пятидесяти тысяч самолетов. Ежегодно по воздуху путешествуют несколько миллиардов пассажиров.
  • Вероятность стать участником авиакатастрофы в тысячи раз меньше, чем стать участником ДТП. Но это никому не мешает пользоваться автобусами и такси.
  • Страдающим аэрофобией будет интересно узнать: все системы самолета продублированы, иногда несколько раз. Так, он имеет минимум 2 двигателя. И при отказе одного из них может лететь несколько часов.
  • Каждая авиакатастрофа имеет вполне определенную причину или совокупность причин. Каждый случай тщательно анализируется специалистами и прорабатываются меры для предотвращения подобных ситуаций.

Видео: Боюсь летать на самолете. Что делать?

Практически каждую минуту в мире взлетают пассажирские самолёты. Однако, как показывает статистика, 70% клиентов авиалиний попросту боятся перелётов. Такая фобия вполне естественна, особенно если вы пользуетесь подобными услугами впервые. Разберёмся вместе, как справиться с распространённой проблемой.

Почему появляется страх перед полётом

  1. Большинство людей попросту боятся летать на самолёте, такой страх вполне допустим, и имеет место быть. Здесь следует отметить, что некоторые личности справляются со своей фобией вполне успешно. Они её игнорируют либо погружаются в музыку, книгу. Другие люди в большинстве случаев незначительное беспокойство превращают в глобальную проблему, страх. Фобия закладывается глубоко в подсознании.
  2. Причины развития такой проблемы могут быть разнообразны. Некоторым людям боязнь полёта передаётся на генном рефлекторном уровне от предков, которые боялись высоты либо птиц. По этой причине человек неосознанно может пугаться недалеко пролетающий самолёт. Как только авиалайнер поднимается в небо, человеческий организм чувствует ощутимый дискомфорт из-за непривычной обстановки.
  3. В этом случае, если человек на подсознательном уровне подвержен фобиям, страх полёта начинает сильно развиваться и проявляться. Выявляется паника и организм испытывает колоссальный стресс. Человек попросту может не осознавать причину возникновения фобии. Также важно понимать, что большинство людей попросту насмотрятся фильмов про катастрофы и специально начинают развивать в себе страх полёта.
  4. В большинстве случаев люди побаиваются полёта в тот момент, когда процедура происходит впервые в их жизни. Человека может попросту одолевать чувство неизвестности. В некоторых случаях, из-за плохого самочувствия после первого полёта у людей откладывается впечатление не из лучших. От этого начинает развиваться фобия на подсознательном уровне. В любом случае со страхом нужно бороться.

Симптомы боязни полёта

  1. К сожалению, люди могут страдать не только аэрофобией. Зачастую у некоторых личностей в дополнении к этому прибавляется страх замкнутого пространства и высоты. Также часть людей страдает от негативного чувства незнакомой компании на борту самолёта. Чтобы разобрать во всём, стоит знать, насколько вы боитесь полёта.
  2. Если вы задолго до путешествия начинаете испытывать страх перед полётом, фобия определённо есть и не слабая. Вы начинаете паниковать на пустом месте, представляя весь процесс. Если вы не в силах справиться с фобией и не можете контролировать внутреннюю панику, у вас определённо есть проблема.
  3. Если каждый раз перед заходом на борт вы потребляете достаточное количество алкоголя для успокоения, стоит задуматься. Сюда же можно отнести антидепрессанты и седативные препараты. Фобия также проявляется, если вы каждый раз вцепляетесь в кресло при взлёте и посадке. Зачастую при таком страхе потеют ладони, пальцы попросту впиваются в подлокотники.
  4. Также страх начинает проявляться в том, что вы постоянно обеспокоены. Вы сосредотачиваетесь и внимательно следите за звуком двигателя и его работой. В иллюминаторе вы наблюдаете за какими-либо ненормальными явлениями. Фобия проявляется в особой степени, если вы попадаете в зону турбулентности и мысленно прощаетесь с жизнью.

Как справиться с фобией

  1. Перед полётом, необходимо заблаговременно настроиться и вооружиться положительными мыслями.
  2. Ни в коем случае перед путешествием не смотрите фильмы о подобных катастрофах и не читайте новостные сводки о крушении самолётов.
  3. Не просматривайте статистику авиа аварий. Поверьте, в автокатастрофах людей гибнет в разы больше.
  4. Чтобы настроиться на полёт психологически, следует заблаговременно пройти регистрацию и попросить кресло подальше от иллюминаторов.
  5. В момент загрузки авиалайнера, вы со спокойной душой можете освоиться на новом месте. Запомните, не берите места в хвосте самолёта. Там в особой степени чувствуется тряска, особенно при турбулентности.
  6. Настоятельно рекомендуется не прибегать к помощи алкоголя и успокоительных средств перед полётом. Такие препараты могут спровоцировать непредсказуемую реакцию.
  7. Чтобы справиться с укачиванием, достаточно вооружиться специальными таблетками либо леденцами направленного действия.
  8. Чтобы фобия не проявляла себя в полной степени, настоятельно рекомендуется отвлечь себя любым доступным способом. Вооружитесь музыкальным плеером с любимыми композициями либо увлекательной книгой.

Профессиональные методы борьбы с фобией

  1. Проанализируйте свою психоэмоциональную среду. Что тревожит в полётах сильнее всего? Взлёт, посадка, сам путь или его длительность. Найдите хорошего специалиста и назначьте встречу. Изложите психологу все свои страхи и попросите оказать поддержку.
  2. Специалист приложит все силы, чтобы вы смогли перебороть фобию. Вы не обойдётесь одной беседой, потребуется полноценный курс. Со временем полёты будут представляться не так страшно, а скорее, естественно.
  3. Если говорить о профессиональной помощи в борьбе с аэрофобией, в процессе терапии используются тренажёры-стимуляторы. Они позволяют за короткий срок привыкнуть к долгим перелётам, не испытывая страха. Это оборудование хорошо тем, что, будучи на земле, вы чувствуете себя комфортно. Впоследствии данное состояние переносится в полёт по воздуху.
  4. Кроме тренировки на тренажёрах специалист подберёт медикаментозное лечение. Возможно, потребуется пропить курс. Также попросите врача выписать вам препараты, которые можно принимать непосредственно перед взлётом, чтобы комфортнее себя чувствовать.
  5. Таблетки, которые пропишет психотерапевт, условно разделяются на 2 вида. К первому можно отнести препараты накопительного действия, ко второму - быстродействующие. Накопительные принимаются в несколько шагов через определённый промежуток времени. Быстрые действуют сразу, 1 единицы хватает на весь полёт для успокоения.
  6. Медикаментозное лечение осуществляется путём затормаживания нервных импульсов и в виде седативного эффекта. То есть в первом случае подавляется тревожность во время полёта, во втором - человек успокаивается, нормализуется его психоэмоциональная среда.
  7. Стоит понимать, что самостоятельно купить и начать принимать лекарства - это не выход. Врач должен сам провести обследование и назначить (при необходимости) курс седативных или противотревожных средств.
  8. К медикаментам можно быстро привыкнуть, поэтому пить их постоянно крайне не рекомендуется. Достаточно пройти курс и сочетать его с симуляцией полётов на тренажёре, а также другими техниками, которые позволят избавиться от аэрофобии.
  9. Принимать медикаменты можно лишь изредка и в случае крайней необходимости, к примеру, если вы путешествуете раз в год. Старайтесь готовиться к перелёту заблаговременно. За месяц до предполагаемого путешествия пропейте «Глицин» или настой валерьянки.

Многие люди, которые регулярно смотрят новости, замечают, с какой частотой падают самолёты. Но это только по их мнению. Чтобы не бояться отказа двигателя или других поломок, ознакомьтесь с конструктивными особенностями летающего аппарата.

Если в очередной раз вам необходимо готовиться к полёту, не переживайте. Благодаря законам физики вы поймёте, что громадный аппарат с множеством пассажиров на борту продержится в воздухе длительное время.

  1. Благодаря мощнейшему двигателю, которым оснащены все современные пассажирские авиалайнеры, самолёт парит среди облаков на протяжении всего времени перевозки.
  2. У самолёта минимум 2 двигателя, поэтому переживать, что один из них сломается, нет смысла. Если мотор №1 по определённым причинам выйдет из строя, второй будет держать вас в воздухе и работать полноценно.
  3. Самолёт парит в небе благодаря крыльям, они прочно прикрепляются к корпусу. Инженеры свели к 0 вероятность того, что крылья при перевозке пассажиров отпадут. Поэтому не переживайте.
  4. В авиалайнерах, которые направлены на перевозку людей, у каждой важной системы управления имеется 3-4 дублёра. Если вдруг главная выйдет из строя, её функции на себя возьмёт новая система.
  5. Все самолёты оснащены автоматической системой пилотирования, которая помогает посадить или поднять лайнер в небо. Пилот выступает в роли вспомогательного звена. Не переживайте за человеческий фактор (что пилот не справится).
  6. Каждый авиалайнер контролируется наземными диспетчерами, которые чётко отслеживают передвижения воздушного судна. Пилот всегда находится на связи, обменивается информацией в связи с изменением погодных условий и может предусмотреть абсолютно всё.
  7. Не пугайтесь зоны турбулентности, пристегните ремни, выпрямите спинку кресла, закройте глаза и включите любимую музыку. Стюардесса или стюард предупредят заранее, что вскоре судно войдёт в турбулентную зону. Благодаря аэродинамике самолёта природное явление не навредит конструкции судна.
  8. Стоит также уточнить, что процесс отбора пилотов, бортпроводников, стюардесс крайне жёсткий. Поэтому не сомневайтесь в профессионализме тех, кто летит с вами на борту. Если они уверены в надёжности «птички», то и вы должны.

Что будет, если не избавиться от аэрофобии

  1. Если полёт предстоит в ближайшем будущем, человек заранее начинает о нём беспокоиться. Навязчивые мысли не дают сконцентрироваться на главном вплоть до того, что появляется хроническая бессонница или кошмары.
  2. Сильно расшатывается психоэмоциональный фон. Проблемы со сном ведут к раздражительности, срывам, беспричинной злости. Это напрямую отражается на межличностных и деловых отношениях.
  3. Если человек намерено скрывает аэрофобию, желая выглядеть этаким «героем», это ещё хуже. В процессе страх накапливается, превращая мужчину или женщину в зажатую (зашуганную) личность.
  4. На основе фобии развиваются нервные расстройства, а они, в свою очередь, приводят к проблемам с сердечной мышцей, повышению артериального и внутричерепного давления, сбоям в эндокринной системе.
  5. Аэрофоб не может полноценно отдохнуть, потому что каждая подготовка к отпуску сопровождается навязчивыми мыслями.

Если вы столкнулись с опасениями и боязнью перед полётами сравнительно давно, а путешествовать самолётом приходится постоянно, имеет смысл обратиться за помощью к профессионалам. У каждой фобии есть последствия, поэтому со своими страхами и опасениями необходимо бороться на начальном этапе зарождения.

Видео: как преодолеть страх полета

admin

Страх для человека — стандартная психологическая реакция, которая предназначена для полной мобилизации ресурсов во время опасных ситуаций. Нормой считается эмоция, которая появляется, если человек или ему грозит конкретная опасность.

Распространённым тревожно-фобическим расстройством называется аэрофобия. Как избавиться от страха летать на самолете и с легкостью переносить воздушные путешествия? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понимать, что боязнь перелетов выражается в двух видах:

естественное состояние, когда у человека проявляется здоровый инстинкт сохранения;
болезненная тревожность, когда страх переходит рубежи нормальной психологической реакции и не подконтролен человеку.

При аэрофобии индивидуум не способен адекватно реагировать на ситуацию и контролировать. Одни отказываются от перелетов на самолете. Вторые во время полета испытывают ужасные ощущения, которые проходят только после приземления.

Насколько страшно летать на самолете?

Боязнь перед полетами или аэрофобия расстройство распространённое. Только в России, согласно информации Всероссийского центра изучения общественного мнения, 80% людей считают воздушный транспорт опасным. Такое же мнение озвучивают жители бывших стран СНГ.

В каждом из этих случаев чувство опасности уже имеет вид фобии или грозит в нее перерасти. Согласно статистике попасть в авиакатастрофу со смертельным исходом шансы пассажира 1:45 000 000. Если говорить о конкретных цифрах, летая ежедневно, человек попадет в авиааварию не ранее, чем через 120 000 лет.

Конструкция самолета надёжная, в ней предусмотрены дублирующие системы, которые вступают в работу при выходе из строя основного состава. Для случаев поломки предусмотрены способы ремонта неисправностей во время полета.

Как проявляется страх перед воздушным полетом?

Проявление авиафобии не зависит от пола и возраста. В каждом случае (за редким исключением) боязнь происходит по одному сценарию: за 2-4 дня до полета человека настигают тревожные симптомы. Они выражаются в болях в желудке вплоть до появления рвоты или расстройств живота.

Непосредственно в аэропорту у человека начинают холодеть руки и ноги, усиливается потоотделение, «слабеют и подкашиваются» ноги. Во время полета сердце начинает учащенно стучать, в голове ощущается пустота. Могут начаться удушающие приступы.

Вот симптомы, которые проявляется чаще:

тахикардия или учащенное сердцебиение;
боли в районе грудной клетки;
сильное выделение пота;
появление рвоты, головокружение и тошнота;
частые позывы к мочеиспусканию и кишечные расстройства;
покраснение или бледность и головная боль вследствие сильного перенапряжения;
тремор рук или ног.

Изо всех симптомом аэрофобию чаще сопровождают:

мышечная слабость;
ощущение усталости даже после отдыха;
проблемы с ;
, нервные срывы;
отсутствие или , кошмары.

Вследствие сильного нервного перенапряжения из-за страха полета в самолете человек ощущает «пустоту» в сознании.

С каждым разом симптомы становятся сильнее. Если ничего не предпринимать, страх появляется только при одном разговоре о предстоящем полёте. В результате, человек теряет или меняет работу, только бы не избежать неотвратимого полета на самолёте.

Аэрофобия — страх, противоречащий логике!

Психиатры относят аэрофобию к чувствам, которые не является частью инстинкта самосохранения. Они не связаны с настоящим, а направленны на предстоящие действия. Тревога противоречит логике и находится за гранью разумного.

Фобия крепко поселяется в сознании, нанося вред собственному владельцу. В подтверждении своих выводов психологи провели опрос среди мужчин и женщин. Они выяснили, что женщины больше боятся полетов из-за вероятности попасть в авиакатастрофу. Мужчины испытывают сильный страх именно из-за высоты и отсутствия возможности повлиять на будущую катастрофу. Эмоциональный фон страха у представителей мужского и женского пола также отличается

Женщины выражаются эмоционально — плач, тремор, истерики.
Мужчины держат тревогу внутри, вследствие чего появляются головные и загрудинные боли.

Отмечено, что аэрофобия чаще встречается среди людей пожилого возраста. Это позволяет сделать вывод, что страхи усугубляются страхом смерти.

Почему появляется страх летать на самолетах?

Проведя исследования, психологи установили, что чаще аэрофобия проявляется при другом психологическом расстройстве. Страх перед воздушными полетами усиливается, если человек недавно перенес сильный стресс или депрессию, расстройства обсессивного или астенического типа. С большой вероятностью эта фобия преследует людей с клаустрофобией.

На проявление аэрофобии влияют и другие факторы.

Генетическая предрасположенность. Фобия чаще появляется у индивидуумов с наследственными особенностями нервной системы. По сравнению с общей численностью, боязнь воздушных полетов, как фобия, проявляется в пять раз чаще у людей, имеющих родственников с тревожными расстройствами.
Влияние социальных аспектов. Усиливают боязнь отрицательные высказывания в СМИ, где любят акцентировать внимание на плохих ситуациях — случаях авиакатастроф и количестве жертв.
Окружающая среда. Воспитание, условия роста, и характера в раннем возрасте становится фундаментом для появления страхов.

Как летать без страха?

Перед полетом мысленно нарисуйте страх в виде легкого предмета (одуванчик, воздушный шар). Представьте, как его уносит, старайтесь сместить его от себя как можно дальше.
Вспомните, в какой области тела локализуется страх. Это может быть рука, голова, нога, грудина. Представьте, что воздух проходит через эту часть тела. Упражнение направлено на расслабление и избавление от чувства страха.

Некоторые принимают спиртное, но увлекаться не стоит. Достаточно 100 грамм. Лучше принять непосредственно перед полетом, чтобы избавиться от симптомов аэрофобии.

Как только чувство страха начинает осиливать сознание, вспомните, что самолет поддерживается в воздушном пространстве по тому же принципу, что и корабль в воде. Конструкция рассчитана на преодоление нагрузок значительно выше тех, что предусмотрены перевозками.

Вспоминайте во время полета удачное воздушное перемещение и вскоре вы будете реагировать спокойно. Помните, что до вас на самолетах летали тысячи таких же пассажиров и завершили полет благополучно.

Каждый прошедший полет на самолете будет придавать уверенность, что будущее перемещение закончится благополучно. Еще совет: покупайте билет той авиакомпании, которая вызывает ваше доверие. Не думайте о стоимости, а сконцентрируйтесь на своем спокойствии.

2 марта 2014

Это серьёзная проблема. Страх перед перелётами часто мешает нам открывать для себя новые города и страны и просто отдыхать. Что с этим делать - разбираемся вместе с профессиональным пилотом и авиационным психологом, руководителем центра «Летаем без страха» Алексеем Гервашем.

Скажем сразу, ничего постыдного или ненормального в страхе перед полётами нет. Около 30% людей боятся летать, более 5% из-за этого полностью отказываются от полётов. Легенда бокса Мохаммед Али чуть не разрушил свою карьеру, отказавшись лететь на Олимпийские игры. Два часа тренеры уговаривали Али взять билет на самолёт. И боксёр согласился, но только при условии, что полетит он, надев на себя парашют. Так уж устроен наш мозг. Нейрофизиологи утверждают, что мы умеем бояться с самого рождения. За страх отвечают амигдалы - области мозга, которые, если говорить упрощённо, определяют, какие ситуации для нас не являются обычными и как на них реагировать. Полёт на высоте 10 тысяч метров, конечно, не самая обычная ситуация для всего нашего организма, отсюда и соответствующая реакция. Что же с этим делать?

«Самолёт - самый безопасный вид транспорта». Эту фразу мы слышим так часто, что она уже перестала иметь вообще какой-либо смысл. Особенно для аэрофоба. Но за ней стоят цифры, которые, возможно, вас удивят. А может быть, даже уменьшат ваши страхи. В среднем в день по всему миру производится около 140 тысяч пассажирских рейсов. Это около 48 миллионов рейсов в год. Годовой пассажиропоток составляет около пяти миллиардов человек. Чтобы посмотреть, сколько самолётов находится в небе в данный момент, достаточно открыть один из специальных сервисов в Интернете (их несколько, например ) и узнать не только число рейсов (их действительно очень много), но и направления, скорость самолётов, высоту, на которой они летят.

К сожалению, авиакатастрофы случаются. И статистика по погибшим в таких катастрофах - в среднем 500 человек в год. Много, конечно. Но с учётом годового потока в пять миллиардов выходит один человек на 15 миллионов. Для сравнения, только в России в 2015 году в результате автомобильных аварий погибло 23 тысячи человек. А только в США каждый год в среднем 450 человек умирает при падении с кровати.

Узнайте больше об авиации

Если верить статистике, получается, что шанс погибнуть по дороге в аэропорт гораздо выше, чем в самолёте. Но даже зная это, мы всё равно боимся. Боимся уже хотя бы потому, что не понимаем, как «эта огромная штуковина» может держаться в воздухе. Вместо того чтобы перед полётом в очередной раз просматривать сводки происшествий, лучше почитайте о том, как «всё устроено». И тогда вы узнаете, что турбулентность ни разу не становилась причиной авиакатастрофы , что самолёт может «болтать» не только в облачную погоду и что трясущиеся при турбулентности и посадке крылья - это нормально и даже хорошо , потому что именно гибкость крыла обеспечивает машине максимальную прочность и возможность переносить сильнейшие нагрузки.

Алексей Герваш

Узнать как можно больше об объекте своего страха - это хорошая рекомендация. Но могу сказать, что очень часто в подобных ситуациях здравый смысл, к сожалению, перестаёт работать. И вы боитесь, даже несмотря на то, что вроде бы понимаете, что всё в порядке. Страх перед полётами иррационален, и логики в боязни летать немногим больше, чем в боязни темноты или клоунов. Дело в том, что основные причины аэрофобии вообще не связаны с авиацией. Главные причины - это глобальный дефицит доверия к жизни, повышенная тревожность, перфекционизм. Поэтому и работать с аэрофобией нужно серьёзно, с помощью специалистов. Аэрофобия давно уже изучена и хорошо поддаётся терапии. Вот только люди с тревожностью и дефицитом доверия не всегда соглашаются на эту терапию. Многие считают, что обойдутся успокоительными. Кто-то не верит, что терапия сможет помочь. Некоторые люди вообще рассуждают так: «Я боюсь летать, потому что летать опасно. Обращусь к специалисту, он мне поможет думать, что летать безопасно. Я ему поверю, полечу и что-то со мной случится. Потому что летать опасно». Типичная логика аэрофоба. Некоторые считают, что это никакая не фобия, а здравый смысл. И иногда только со временем человек начинает осознавать, что проблема в нём самом.

Перестаньте думать, что вы контролируете всё

«В самолёте от меня ничего не зависит. Не то что на земле. Если непредвиденная ситуация возникнет, когда я еду в машине, я всегда смогу остановиться» (выйти, увернуться, затормозить - нужное подчеркнуть). Так чаще всего говорят аэрофобы, противопоставляя ситуацию в воздухе ситуациям «внизу». Нам кажется, что здесь мы всё контролируем, и поэтому ничего плохого с нами не случится. Мы привыкли думать, что если мы будем вести себя правильно (не разговаривать с незнакомцами, переходить улицу на зелёный свет, не возвращаться домой поздно), то окажемся в полной безопасности. К сожалению, это иллюзия, и человек, как бы правильно он себя ни вёл, ни от чего не застрахован. Мы говорим об этом не для того, чтобы напугать вас и заставить не выходить из дома, а для того, чтобы вы понимали - полного контроля нет не только в полёте, но и на земле. Нужно это обдумать, принять и научиться с этим жить.

Попытайтесь понять свой организм

Помните о том, что полёт для вашего организма - это ненормальная ситуация. Не предполагала природа, что мы будем летать на высоте 10 тысяч метров. Отсюда и многочисленные ошибки вестибулярного аппарата, которые могут вас здорово напугать. Например, иногда нам кажется, что самолёт очень сильно кренится в сторону при повороте. Мы начинаем беспокоиться, что что-то не так, и мысленно готовиться к худшему. На самом же деле это наш собственный вестибулярный аппарат обманывает нас же, и крен не такой уж сильный, как нам кажется.

Или сильное сердцебиение и дрожь в ногах. Вам может показаться, что с вами что-то не так, может накрыть паника. Здесь тоже лучше отдавать себе отчёт в том, что дрожь в коленях и сердцебиение - это реакция организма на выброс адреналина. Организм реагирует на угрозу (причём неважно, реальная это угроза или придуманная вами) и считает, что с угрозой нужно драться или убегать от неё, поэтому дыхание учащается. Чтобы облегчить это состояние или, по крайней мере, не ухудшить его, нужно закрыть глаза, откинуться на спинку кресла и сделать простое дыхательное упражнение. Вдох на четыре счёта, задержка дыхания на четыре счёта и выдох - тоже на четыре счёта. Справиться с аэрофобией это не поможет. Но поможет снять приступ паники здесь и сейчас.

Не совершайте этих ошибок

Не делайте тех вещей, которые, кажется, могут помочь, но на самом деле только усиливают вашу аэрофобию.

  • не пытайтесь спастись от страха с помощью алкоголя или снотворного;
  • не просиживайте часы в Интернете в поисках информации о катастрофах;
  • не придумывайте себе приметы.

Алексей Герваш

пилот, авиационный психолог, руководитель центра «Летаем без страха»

На первых этапах человек, в принципе, может справиться с аэрофобией самостоятельно. Книги почитать, узнать, как летают самолёты. Научиться правильно дышать и не концентрироваться на негативных мыслях. Но очень часто люди совершают все мыслимые и немыслимые ошибки и только ухудшают ситуацию. Чем, например, плох алкоголь. Выпивая (или принимая какие-то снотворные препараты), вы как будто устраняете себя из той среды, в которой находитесь. К следующему разу в вашем мозгу уже формируется определённая картина: раз вам нужны были методы, чтобы устраниться из этого места, значит, это место плохое. И аэрофобия усиливается. Ещё одна ошибка - постоянно искать информацию о катастрофах, расследованиях этих катастроф и примерять всё это на себя. Наш мозг устроен так, что он будет фильтровать информацию, и вы будете концентрироваться только на негативе. А дальше аэрофобы постепенно обрастают приметами – например, ездят в аэропорт только на определённой машине (мол, ездили раньше на ней, и это принесло удачу - не разбились). Всё это в конечном счёте только усугубляет ситуацию.

  • скачайте специальные приложения для аэрофобов.
  • Если вы уже в самолёте и начинаете паниковать

    • не давайте своему телу напрягаться, закройте глаза и сознательно расслабьте мышцы (как при медитации);
    • нормализуйте дыхание с помощью простых дыхательных упражнений;
    • сконцентрируйтесь на своих внутренних ощущениях и попробуйте прекратить попытки узнать о ситуации в салоне по лицам стюардесс, а также позвольте себе не следить за звуками, которые издаёт самолёт;
    • мысленно представьте шкалу своей тревожности. Она может быть похожа на термометр или цифры на табло с градацией от одного до десяти. Представляйте, как снижается уровень вашей тревожности на шкале;
    • как только с первые признаки паники удалось ослабить, переключитесь на что-то, что будет занимать ваше внимание - книга, работа, фильм, разговор с соседом или даже просто завтрак.

    Авиаперелеты прочно и надежно вошли в жизнь современных людей и играют ключевую роль, когда дело касается скорости перемещения из одного места (города, страны) в другое. Но порой самые бесстрашные и опытные люди, не единожды летавшие на самолетах, испытывают подсознательный необъяснимый страх от одного только вида воздушного судна, на котором им предстоит осуществить перелет. Наиболее остро аэрофобия наблюдается в те моменты, когда человек поднимается по трапу, который передает его в объятия металлического монстра, бороздящего бескрайние воздушные просторы.

    Конечно же, все без исключения, кто когда-либо летал на самолете, задавались вопросом «а вдруг самолет упадет»? Естественно, что этот риторический вопрос, точнее предположение, остается для многих пассажиров предметом кратковременных раздумий и воспоминаний известных фантастических фильмов о катастрофах со счастливым концом, а для некоторых – причиной не проходящего панического страха полетов . Этот страх ощутимо портит жизнь людям, в чьей жизни имеют место частые или периодические воздушные путешествия.

    Командировка, отправка на отдых в теплые страны, посещение далеко живущих родственников – эти и иные причины могут быть поводом для авиаперелета, который длится несколько часов, и с помощью которого экономится уйма времени. Но каким образом победить аэрофобию и избавиться от этого угнетающего ощущения?

    Действительно аэрофобия или незначительное беспокойство?

    Сначала вам нужно определить, есть ли вообще у вас аэрофобия. Каждый человек в процессе полета испытывает некоторые ощущения дискомфорта и беспокойства, но если он может контролировать эти негативные эмоции и не дает им захватить себя целиком, то их нельзя отнести к разряду аэрофобии.

    Истинный страх не дает человеку ни единого шанса на самоконтроль, то есть полностью его поглощает, когда человек сталкивается с необходимостью осуществления авиаперелета. Тогда этот страх управляет человеком, заставляя его избегать полета любым способом. Если же путешествия по воздуху никак избежать не удается, то нервное напряжение у такого человека во время полета достигает своего предела.

    В особо тяжелых случаях лучше обратиться за помощью к психологам, специализирующихся на проблемах подобного рода. На территории Росси уже есть специалисты, способные оказать такие услуги. На сеансах терапии часто присутствуют пилоты, бортпроводники и другие работники, жизнь которых напрямую связана с ежедневными перелетами. Психологи, при участии представителей авиакомпаний, обучают обладателей аэрофобии контролировать свой страх.

    Со страхом можно справиться и собственными силами, если он не достигает у вас уровня паники. Но! Сначала узнаем о методах, которые не стоит использовать.

    Каких действий нужно избегать при боязни полетов

    Некоторые стараются заглушить свою панику употреблением спиртных напитков. Делать этого ни в коем случае не следует, поскольку чревато целым рядом негативных последствий.

    Не следует также скрупулезно, до мелочей, изучать информацию об авиалайнере и выискивать в интернете истории о катастрофах с участием этой модели, даже если сильно этого хочется.

    В конце концов, нужно знать, взбираясь по ступеням трапа, что самолет – самый безопасный вид транспорта на планете. И это не пустые слова. Данный факт демонстрирует беспристрастная статистика, а она, как все мы знаем, вещь упрямая. Оттого сообщения об авиакатастрофах очень редки, и именно поэтому они привлекают к себе всеобщее внимание.

    Сравнивая количество ежедневных рейсов и пассажиров с количеством крушений самолетов и смертей, вы сами убедитесь, что авиакатастрофы – большая редкость.

    За год воспользоваться услугами компаний успевает более 5 млрд. человек, из которых гибнет 400-500. То есть, в свой последний путь отправляется всего один из 10 млн. пассажиров. Это как, например, в Москве гибнет 1 человек в год. А вот в столичных автомобильных авариях ежегодно лишаются жизни 30 тыс. человек! Получается, чтобы стать непосредственным участником авиакатастрофы, необходимо каждый день садиться на случайный рейс в течение 21 тыс. лет. У кого есть столько времени?

    «Меня это не успокоило. Упадет именно тот самолет, на котором полечу я, ведь я самый невезучий человек в мире», – так, невзирая на цифры статистики, «справляются со страхами» многие пассажиры.

    Карта ежедневных полетов

    Распространенные стереотипы

    В процессе изучения аэрофобии, мы сделали вывод, 65% людей страдающих данным недугом, испытывают страх при потряхивании самолета в воздухе, турбулентности и считают, что судно может рухнуть с высоты 10км, провалившись в «воздушную яму». Для опровержения данно гипотезы мы скоро напишем статью - «Элементарные законы физики и турбулентность».

    Так же, согласно общественному опросу, считается, что российские авиакомпании эксплуатируют очень старые самолеты, а пилоты и бортпроводники сплошные алкоголики. Это не так!

    Все авиакомпании в России, осуществляющие внутренние и международные перелеты, имеют сертификаты соответствия: ICAO, IOSA и IATA. Которые подтверждают квалифицированное сервисное и техническое обслуживание самолетов. А так же, высокую квалификацию экипажей удовлетворяющих мировым стандартам.

    И не стоит волноваться, если самолету на котором вам предстоит лететь, 10, 15 или 20 лет. В крупнейшей авиакомпании мира «Delta Air Lines», у половины парка авиалайнеров возраст за 20 лет. В России самолеты, с возрастом за 25 лет практически нет. Однако, судна которым 25 лет и больше — это вполне нормально, ресурс авиатехники очень большой.

    Переключите внимание!

    Если логические доводы не помогают, и подобные мысли бомбардируют ваше сознание, остаются только методы релаксации. Можно послушать умиротворяющую музыку или звуки природы , почитать журнал или книгу, короче, как-то отвлечься от происходящего.

    Многолетняя практика полетов показывает, что многих людей способна успокоить вкусная еда и напитки, так что возьмите с собой что-нибудь подходящее. Напитки, содержащие кофеин и другие стимуляторы нервной системы пить не стоит, поскольку это взбудоражит и без того взвинченную нервную систему. Поэтому лучше принять успокоительную таблетку на травах и запить ее водичкой.

    Если ни один из методов вам не помог, то нужно закрыть глаза, размеренно дышать и сосредоточиться только на позитивных моментах, которые принесет эта поездка. Это живописная страна, в которую вы направляетесь? Тогда вы в шаге от реализации вашей мечты! Вас ждет повышение по службе после поездки? Именно сейчас вы стремительно приближаетесь к своему благополучию.

    Самолет – самый безопасный способ передвижения на планете!


    Несколько фактов о «железных птицах» напоследок:

    • Все системы имеют запасные варианты, а некоторые по 2-4 дубликата. Зачастую в них 4 тормозных, 3 топливных, 3 противопожарных системы, 3 системы управления, 3 системы выпуска шасси.
    • Минимум два двигателя , одновременный отказ которых ничтожно мал. Отказ двигателя происходит примерно 1 раз на 2 млн. часов полета, что составляет 228 лет непрерывной эксплуатации. При отказе одного из двигателей самолет способен лететь без снижения (без перегруза и в стандартных метеоусловиях) и безопасно совершить посадку. Например, Boeing 737 может лететь 2 часа в аварийном режиме.
    • По современным мировым стандартам для пассажирских самолётов, при отказе одного из двигателей, судно должно сохранять способность лететь без потери высоты (при стандартных метеоусловиях) и безопасно совершать посадку.

      К примеру, на лайнере Boeing 737, плановое время аварийного полета (на 1 двигателе) составляет 2 часа.

    • Перед каждым полетом все самолеты проходят технический осмотр целой командой профессиональных специалистов.
    • Авиакатастрофы обычно случаются не по одной причине, а по стечению многих обстоятельств, которые тщательно изучаются и предпринимаются действенные меры для их повторного недопущения.
    • Каждый год пассажиропоток возрастает на 10%, а аварии сокращаются на 15%.

    Все это подтверждает, что на планете Земля самое безопасное транспортное средство – это самолет!