Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Внутреннее состояние лирического героя передано. С3. Каково внутреннее состояние лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно. Характеристика понятия «лирический герой»

0

1.2 Типология лирических субъектов

Специфика лирики как рода литературы заключается в том, что здесь «на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления». Независимо от избранной темы определенное состояние сознания так или иначе всегда раскрывается в лирическом произведении. Если изображается пейзаж, он существует не сам по себе, а в восприятии некоего субъекта:

Куда ни обращаю взор,

Кругом синеет мрачный бор

И день права свои утратил.

<>(А.А. Фет «Лес»)

Определенно-личное предложение, употребленное в первой строчке, свидетельствует о том, что некий субъект увидел этот лес и обратил внимание именно на эти детали. Если нет непосредственных указаний на наличие воспринимающего субъекта, характерен сам выбор деталей, использование эмоционально-оценочных слов, тропов, интонационно-синтаксических средств и т.д. Вот начало стихотворения С.А. Есенина «Топи да болота…»:

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

В поле зрения поэта – земля, небо, лес между ними. Они не просто названы, но и охарактеризованы: метафора синий плат небес вызывает ассоциации с фольклором, хвойная позолота выдает пристального наблюдателя (хвоя зеленого цвета, но солнце ее золотит), неологизм взвенивает – метонимия, намек на птиц, задевающих ветви.

В отличие от эпоса и драмы, в лирике доминирует одно сознание. Конечно, в его «работе» учитываются точки зрения других людей; используя термин М.М. Бахтина, можно сказать, что это сознание диалогично (Библиотека. Бахтин. Слово в романе). Ярким проявлением диалогичности в лирике является рефлексия над несоответствием внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего «я», как например, в стихотворении В.Ф. Ходасевича «Перед зеркалом».

Самосознание формируется с помощью многочисленных «зеркал» – мнений обо «мне» других людей. Даже когда стихотворение построено в форме диалога персонажей, этот диалог правильнее рассматривать как конфликт в рамках одного сознания, например, в стихотворениях «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Герой» А.С. Пушкина, «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова и др. Здесь автор «всю сложность своих размышлений расщепляет надвое, разводит на непримиримые позиции, персонифицирует в двух противостоящих условных фигурах»

Наиболее широко вошла в литературоведение теория Б.О. Кормана, выделившего три основные «субъектные формы выражения авторского сознания» (прежде всего на материале стихотворений Н.А. Некрасова):

Собственно автор и автор-повествователь. «В стихотворениях, где носителем речи является собственно автор, для читателя на первом плане какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление, пейзаж», в качестве примеров исследователь приводит стихотворения Некрасова «Перед дождем», «В столицах шум, гремят витии…», «Смолкли честные, доблестно павшие…». С «собственно автором» Корман сближает «автора-повествователя», который «рассказывает о каком-то другом человеке и его жизненной судьбе. <…> читатель прежде всего видит того, кто изображен, о ком рассказывается, и порой вовсе не замечает того, кто повествует». Таковы стихотворения «Свадьба», «Школьник».

«…Повествователь существует для читателя как некто, воспринимающий героя; он видит героя, обращается к нему, размышляет о нем, но не является каким-либо лицом».

Лирический герой . Он одновременно является «и носителем сознания и предметом изображения, он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; внимание читателя сосредоточено преимущественно на том, каков лирический герой, что с ним происходит, каково его отношение к миру, состояние и пр.». О лирическом герое Некрасова следует судить по многим его стихотворениям, близким и тематически, и стилистически: «Одинокий, потерянный…», «Я за то глубоко презираю себя…», «Где твое личико смуглое…», «Тяжелый год – сломил меня недуг…» и др.

Ролевой герой . Он носитель чужого сознания. Авторская точка зрения также выражена в стихотворении, но косвенно: фактически «"ролевые” стихотворения двусубъектны. Одно, более высокое сознание, обнаруживается прежде всего в заглавиях; в них определяется герой стихотворения ("Косарь”, Кольцова, "Катерина”, "Калистрат” Некрасова) и иногда – прямо или в иронической форме – выражается отношение к нему ("Хищники на Чегеме” А.С. Грибоедова, "Нравственный человек” Н.А. Некрасова). Сферой другого сознания является основная часть стихотворения, принадлежащая собственно герою».

Концепция С.Н. Бройтмана строится на других основаниях. Исследователь выделяет своего рода два полюса: внесубъектные формы выражения авторского сознания (термин вряд ли может считаться удачным, поскольку в любом случае воспринимающий субъект есть, другой вопрос – как он проявляет себя) и герой ролевой лирики. Бройтман также считает, что в ролевой лирике можно выделить двух субъектов, но в отличие от Кормана полагает, что они всегда «внутренне связаны», полностью ролевой герой никогда не отделен от автора. Этот тезис исследователя целому ряду литературоведов представляется довольно сомнительным.

В стихотворениях с внеличными формами выражения авторского сознания «высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматически не выявлен». Он является лишь голосом, здесь «создается наиболее полно иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на автора и героя». Однако, как именно осуществляется это раздвоение в тех случаях, когда на стилистическом уровне автор и герой не разделяются, неясно. Может, быть, правильнее было бы в таких стихотворениях вообще не выделять героя?

Итак, на одном полюсе максимальное отделение автора от героя, на другом – максимальное их слияние. Между этими полюсами находятся лирическое «я», выраженное грамматически, но не являющееся объектом изображения, и лирический герой, он «отчетливее, чем лирическое "я”, отделяется от первичного автора, но кажется при этом максимально приближенным к автору биографическому».

При этом исследователь отвергает традиционный тезис о монологизме лирики, по его мнению, здесь представлены диалогические отношения нескольких субъектов. В книге «Русская лирика XIX – начала ХХ века в свете исторической поэтики (субъектно-образная структура)» отмечается, что в лирике представлены не субъектно-объектные отношения, а субъектно-субъектные. Причем термин «субъект» используется чрезвычайно широко: человек, божество, природа. Однако можно найти стихотворения, в которых субъект речи не выражен ни местоимениями, ни формами глагола, но сознание его явно не тождественно авторскому, чаще всего это стилизации или детская поэзия. Таково стихотворение Н.С. Гумилева «Греза ночная и темная». Поэтому характризуя субъектную организацию лирических произведений, целесообразно опереться на традицию деления лирики на автопсихологическую и ролевую. .

В стихотворениях с автопсихологическим субъектом его точка зрения, внутренний мир близки к авторским. Однако мировосприятие субъекта и автора могут быть совершенно разными. Для обозначения такого субъекта используется понятие ролевой субъект. Независимо от объекта изображения (пейзаж, другие люди, сам носитель переживания) лирика может оставаться автопсихологичной (см. стихотворения Некрасова «Перед дождем», «Маша», «О, муза! Я у двери гроба!..») или ролевой (его же «Знахарка», «Дума», «Огородник»). При этом опираясь на утвердившееся значение термина лирический герой, можно выделить произведения с автопсихологическим и ролевым героем (Ср. стихотворения Некрасова «Я за то глубоко презираю себя…» и «Калистрат») или с автопсихологическим / ролевым субъектом, если нельзя говорить о герое, но лишь о выраженной точке зрения, голосе (ср. стихотворения Фета «Это утро, радость эта…» и «Вакхическая песня»).

И автопсихологический и ролевой субъект могут присутствовать в произведении только как точка зрения, голос, но часто «вырастают» в героев. Исходя из этих положений, можно выделить четыре типа лирического субъекта. Конечно, внутри каждого существует своя градация.

Стихотворения с автопсихологическим лирическим субъектом:

Автопсихологический субъект представлен не как лицо, а как точка зрения, «голос» («В столицах шум, гремя витиии…» Некрасова). (В дальнейшем для краткости этот лип лирического субъекта будем называть голосом). Объектом же изображения могут быть: внешний мир, в котором отсутствуют люди, хотя могут быть показаны следы их деятельности.

Таковы пейзажные стихотворения («Полночный звон степной пустыни» Бунина); один или несколько персонажей, образующих систему. Если изображено несколько групп, то обычно они как-то сопоставлены, между ними могут возникнуть отношения.Такая система персонажей представлена в стихотворении Некрасова «Смолкли честные, доблестно павшие…». Отношение автопсихологического субъекта к изображаемым, называемым персонажам проявляется в прямооценочной лексике, тропах («честные, доблестно павшие»).

Автопсихологический субъект может оказаться одновременно и объектом изображения, в таком случае следует говорить об автопсихологическом лирическом герое. Он открыто заявляет о себе, о своих взглядах, чувствах, взаимоотношениях с кем-либо («Ты отстрадала, я еще страдаю…») Здесь возможны следующие разновидности: лирический герой – единственное лицо, его мысли и чувства выражены прямо, они устойчивы, и можно говорить о характере. Таково стихотворение Некрасова «Я сегодня так грустно настроен…». Здесь воссоздан характер: лирический герой «устал от мучительных дум» о своей тяжелой болезни, о приближающейся смерти. Герой пребывает в меланхолическом состоянии, понимает свою обреченность; наряду с автопсихологическим героем объектом изображения могут оказаться и другие лица, т.е. персонажи, что характерно для посланий, любовной лирики. В сознании лирического героя появляется какой-то персонаж(и), между ними возникают отношения («Давно ль под волшебные звуки…» Фета. Если показана группа персонажей, то герой либо осознает себя ее частью, либо противопоставляет себя ее членам. Возможен также случай, когда взгляды героя и группы противопоставлены частично. Здесь представлены не личные отношения, а процесс самосознания, самоопределения («Ликует враг, молчит в недоуменье…» Некрасова).

Стихотворения с ролевым лирическим субъектом , обладающим особой речевой манерой, которая позволяет соотнести его с той или иной социальной или культурной средой. Применительно к таким стихотворениям часто говорят о двусубъектной конструкции. Например, в стихотворении Некрасова «Нравственный человек» отчетливо слышится ирония и даже сарказм, относящийся к зоне речи автопсихологического субъекта. Но автопсихологический субъект может максимально устраняться, его голос явно звучит в заглавии, в тексте стихотворения его практически не слышно.

Так же, как и автопсихологический, ролевой субъект представлен только как точка зрения, взгляд на мир, голос, о нем можно судить только по тому, как описывается, оценивается объект восприятия. Такие стихотворения отличает в той или иной мере налет стилизации, что часто проявляется в следовании определенной жанрово-стилистической традиции («В городке» А. Белого). Объектом изображения ролевого субъекта также могут быть: Внешний мир, в котором отсутствуют люди; например, стихотворение Бунина «Рыбацкая», входящее в цикл «Из анатолийских песен». Назвать воду легкой может человек, деятельность которого проходит в море. Летом здесь легко работать, море не создает дополнительных трудностей, поэтому и вода в нем – легкая. Один или несколько персонажей. Позиция ролевого субъекта может быть выражена через его отношение к изображаемым (называемым) лицам, что проявляется в лексике, тропах и др.

Так, стихотворение «О последнем рязанском князе Иване Ивановиче» Брюсова (в конце страницы) имеет зачин, характерный для фольклора: «Ой вы, струночки, - многострунчаты! // Балалаечка многознаечка!» Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, диалектных слов (нонче), повторов (думу думает), характерны для фольклора. Сюжет (о невинно убиенном князе) напоминает историческую песню о временах укрепления московского княжества. Симпатии повествующего субъекта на стороне рязанского князя, ему противостоят жестокие «люди московские»: четкое деление персонажей на положительных и отрицательных также характерно для фольклора.

Здесь ролевой субъект выражает народную точку зрения, это стилизация народной исторической песни. Интересные стихотворения с ролевым субъектом можно найти в детской поэзии, где автор перевоплощается в ребенка, выражает его точку зрения, взгляд на мир (С.Я. Маршак «Что растет на елке»). Если ролевой субъект оказывается одновременно и объектом изображения (говорит о себе, своих отношениях с кем-либо), то перед нами ролевой герой («Огородник» Некрасова). Ролевой герой единственный объект изображения, представленный как характер, это наиболее типичный случай.

Так же, как и у автопсихологического героя, мысли и чувства могут быть представлены как постоянные, всегда присущие герою, или же они проявляются в каком-то поступке, как в стихотворении Мандельштама «Пилигрим»: «Слишком легким плащом одетый, // Повторяю свои обеты». Яркие примеры стихотворений этого типа можно найти в жанре эпитафий, написанных от имени умершего. Этот жанр был популярен в античности, но и в ХХ веке можно найти такие стихотворения, например, «Надпись на могильной плите» Бунина «Я, тишину познавший гробовую, // Я, воспринявший скорби темноты, // Из недр земных земле благовествую // Глаголы Незакатной Красоты!»; кроме ролевого героя объектом изображения могут оказаться и другие персонажи, между ними возникают какие-то отношения («Буря» Некрасова)

На способ изображения персонажей влияет субъектная организация лирического произведения. Сходные персонажи могут быть показаны по-разному. Например, в стихотворениях Некрасова «Тройка» и «Катерина» изображены крестьянки, но если в первом стихотворении передан взгляд со стороны, то во втором – изнутри. Структура стихотворений с ролевым субъектом более сложная, поскольку здесь может быть представлена скользящая точка зрения, что характерно для эпических произведении. В стихотворении Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» соотносятся точки зрения автопсихологического и ролевого субъектов, при этом формально носитель речи один.

Но важно помнить, что существуют стихотворения, где в ходе лирического высказывания меняется субъектная организация: вначале лирический субъект выступает как голос, а потом превращается в героя. Например, в стихотворении Фета «Тургеневу» (1864) первые две строфы посвящены Тургеневу, который в то время жил в Баден Бадене («Тебя пригрел чужой денницы яркий луч»). Но начиная с третьей строфы автор рисует свой портрет («Поэт! и я обрел, чего давно алкал…»), хотя иногда и обращается к адресату («И верь!»). В автопортрете много автономинаций: «Вот здесь, не ведая ни бурь, ни грозных туч // Душой, привычною к утратам, // Желал бы умереть, как утром лунный луч, // Или как солнечный – с закатом». Конечно, лирика очень разнообразна, в ней много переходных, пограничных случаев. Но необходимо сначала определить «чистые» типы, чтобы понять взаимодействие разных начал в рамках одного стихотворения.

Что спасает лирического героя в такой тяжелый момент? Ответ один - природа:

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу.

Именно в природе он черпает духовную энергию, обретает спокойствие:

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла.

Красота природы волнует, притягивает поэта. Этот мир прекрасного дарит ему мечту о гармонии, соединении с людьми.

К финалу творчества поэта начинает появляться новый тип героя - это образ простого, усталого, обыкновенного человека, который еще помнит юношеские стремления. Мотивы любви, разлуки, героизма и свободы получают новое звучание в стихотворениях «Валерик», «Родина», «Завещание», «Выхожу один я на дорогу...».

Появляется возможность увидеть и почувствовать близкую, родную душу:

Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть...

В стихотворении «Родина» отражено все то, что дорого поэту: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», восхищение «разливами рек», которые «подобны морям».

Усталость странника проходит, когда он видит мирную деревенскую жизнь:

С отрадой многим незнакомой Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно.

Душевным спокойствием и пониманием жизни дышит это стихотворение.

На протяжении всего творческого пути Михаил Юрьевич Лермонтов размышляет о многом: о своем положении, о времени, о себе, о Родине. И проводником этих дум от автора к читателю является лирический герой. В нем отражена душа поэта - величайшего человека девятнадцатого века!

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Людмила Братченко, ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2 Руководитель - О. Н. Кручина, преподаватель

В лирике М. Ю. Лермонтова, как и у других поэтов, образ лирического героя занимает ведущую позицию. Благодаря этому поэту удается оценить и описать происходящее и выразить свое отношение к окружающей жизни.

Лирический герой Лермонтова, во-первых, герой-романтик. Он носитель индивидуальности, имеющий сильную необузданную энергию, с бурными страстями, бунтующий против несправедливого общества. Именно поэтому практически во всех произведениях поэта присутствуют мотивы и темы, присущие романтизму: одиночество, любовь, борьба, отчаяние и мечтательность.

Мотив одиночества у Лермонтова представлен разносторонне. Поэт показывает нам своего лирического героя как одинокого и никем не понятого человека. Особенно ярко тема одиночества видна в стихотворении «И скучно и грустно.». Именно в нем проявляется сильная тоска и одиночество лирического героя, его страдания от того, что он одинок, и от того, что ему «некому руку подать в минуту душевной невзгоды», когда это так необходимо. Лирический герой разуверяется в се-

бе и в жизни, которая оказывается для него всего лишь «пустой и глупой шуткой». У героя исчезает надежда на исполнения желаний, любви, страсти:

Желанья!..

что пользы напрасно и вечно желать?..

но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

Что страсти? -

ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка.

Это все подводит к сомнительному осознанию конца жизни.

Качества лирического героя проявляются и в любви. Именно в ней у лирического героя постоянно появляются препятствия, которые мешают насладиться счастьем и разделить свою любовь с чувствами возлюбленной. Трагичность и неразделенность любви мы видим на примере стихотворения «Нищий». Так, в данном стихотворении лирический герой, безответно влюбленный, подобен «иссохшему» бедняку, просящему пода-

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» №4 (47) 2015

янья. Надежды героев не оправдываются - тот и другой обмануты и преданы. Светлые чувства лирического героя не поняты и остаются без ответа. Проследить это можно по следующим строкам:

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Итак, любовь, надежды и мечты героя были обмануты любимой женщиной, он чувствует тоску и окутывающую его печаль. Они настолько сильны, что лирический герой не в силах сдерживать их у себя в душе и проливает «горькие слезы» отверженного влюбленного. Любовь лермонтовскому герою приносит боль, страдание, но не радость.

Мотив борьбы в творчестве Лермонтова также участвует в создании образа лирического героя. И в этом случае лирический герой не трагичная и несчастная, а целеустремленная и волевая личность. Хотя герою и доступно все окружающее его пространство, он недоволен тем, что живет и в спокойствии, и в волнении. Например, в стихотворении «Парус» внутреннее состояние борьбы лирического героя сравнивается со стихией и одиноким парусником, спокойно белеющем в голубом море. И все-таки, спокойствие героя угнетает, он жаждет иного состояния:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Лирический герой внутренне переживает разлад с самим собою, а не только с окружающим его миром. В этом мы видим, как многогранны запросы лирического героя.

Все выше представленные мотивы и темы, формирующие образ лирического героя, выражают прежде всего трагичность судьбы лермон-

товского героя. Но нельзя не отметить, что еще одной важной составной является нежная, «тонкая» душа лирического героя, способная чувствовать «высокое» и прекрасное. Это мы видим на примере стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»:

Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка. Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.

Лирический герой уверен в существовании гармонии и на земле, и на небесах. И хотя счастливым стать весьма проблематично, но все-таки возможно: «и счастье я могу постигнуть на земле», а «в небесах я вижу бога». Ведь именно в тот момент, когда герой осознает в природе ощущение счастья, покоя, чувство тревоги покидает его. Лирический герой Лермонтова понимает, что всегда и всюду, где мир прекрасен, там человеку легко можно постигнуть счастье.

Таким образом, мы можем сказать, что лирический герой в творчестве М. Ю. Лермонтова - человек одинокий, страдающий от тоски и безразличия по отношению к нему окружающих его людей. Именно трагическое ощущение одиночества лишает его любви, радости жизни, а все окружающее по большей части враждебно и неприятно герою. Одной отрадой является жажда свободы, которая постоянно перекликается с мотивом борьбы, стремлением к идеалу, совершенству мира и самого себя. Образы русской природы, ее величие и неповторимость только усиливают желание лирического героя хоть на мгновение стать счастливым, свободным и помогают автору идеализировать его в трагичной, обыденной и необычной, несчастной жизни, которая, на наш взгляд, является всего лишь проекцией жизни поэта.

ОБРАЗ РУССКОГО СОЛДАТА В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКИХ И СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ

Екатерина Трофимова, ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг» Руководитель - М. С. Мащенкова, преподаватель

В произведениях русских поэтов и писателей очень часто одно из центральных мест занимает образ русского солдата, преданно-

го своей Родине. На первый взгляд это обыкновенный человек, который ничем не отличается от других людей, у него также есть свои до-

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 4 (47) 2015

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

15. Каково внутреннее состояние лирического героя Пушкина?

Внутреннее состояние лирического героя в стихотворении А. С. Пушкина "Погасло дневное светило" пропитано тяжелыми и угнетающими воспоминаниями о прошлом. Лирический герой с тоской и болью вспоминает покинутые родные края: "Лети, корабль, неси меня к пределам дальним…но только не к брегам печальным туманной родины моей". Лирического героя преследуют тяжелые воспоминания о былой несчастливой любви: хоть "изменницы младые" и забыты, но все же "глубоких ран любви ничто не излечило".

Однако прошлое уже не играет столь существенной роли в жизни лирического героя, ведь вся его душа устремлена в будущее: "Я ви­жу бе­рег от­да­лен­ный, /Зем­ли по­лу­ден­ной вол­шеб­ные края; / С вол­не­ньем и тос­кой ту­да стрем­лю­ся я...".


В финале герой приходит к внутреннему равновесию, что характерно для жанра элегии: он смиряется с естественными законами времени и утратой молодости, принимает и опыт прошлого, и неизбежную неизвестность будущего.

16. Какие стихотворения русских поэтов близки к пушкинской элегии по своей тематике и в чем проявляется эта близость?

Во многих стихотворениях русских поэтов находит свое выражение тема воспоминаний о прошлом.

Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю" лирический герой с печалью и горечью погружается в воспоминания о прошедшей любви. Как и в стихотворении А. С. Пушкина, лирический герой Лермонтова помнит свою избранницу, все еще ярко переживает события молодости. Однако в его образе отсутствует пушкинская устремленность в будущее и внутреннее равновесие. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Другим примером может служить стихотворение С. Есенина "Не жалею, не зову, не плачу...", где лирический герой размышляет о прожитой жизни и вспоминает о счастливом и оживленном времени молодости. Лирический герой благодарит судьбу за все события прошлого и примиряется с воспоминаниями, ходом времени, что роднит стихотворение с произведением А. С. Пушкина. Однако пушкинский герой стремится в будущее, ожидает начала новой жизни, в то время как герой С. Есенина признает конечность собственного существования.

Полезный материал по теме:

  1. Какие стихотворения русских поэтов близки к стихотворению «Элегия» А.С.Пушкина по своей тематике и в чем проявляется эта близость? Что дает основание отнести стихотворение А.С. Пушкина «Желание » к жанру элегии?
  2. Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму? В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?

Внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную даму, описать не сложно. Он видит себя в роли рыцаря, давшего обет вечного служения своей возлюбленной. Лирический герой взволнован так, что от одной только мысли, что сейчас появится Она, дрожь пробегает по его телу:

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

Герой А. А. Блока далек от реальности: он погружен в свои “сказки и сны”. Покорно склоняя перед возлюбленной колена, он готов безропотно выполнять волю “Величавой Вечной Жены”, чей земной образ неотделим от того, который мерцает на иконах в сиянии лампад.

Таким образом, могу сделать вывод: душевное состояние лирического героя стихотворения можно охарактеризовать несколькими словосочетаниями: романтический восторг, беспрекословное преклонение, божественное почитание Возлюбленной.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. “Вхожу я в темные храмы…” (1902) Это стихотворение Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла “Стихи о Прекрас­ной Даме”. Главный мотив стихотворения – ожидание встре­чи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Все произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь все неуловимо, все только намек. Какие- то отблески, мерцания, надежды на непостижимое […]...
  2. Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. […]...
  3. Стихотворение “Вхожу я в темные храмы…” было написано Блоком 25 октября 1902 года. Это время было отмечено важными событиями в личной жизни поэта – влюбленностью в его будущую жену, Л. Д. Менделееву. Кроме того, известно, что в ранний период творчества Блок увлекался философией Вл. Соловьева. В учении этого философа поэта привлекала идея о Вечной Женственности, […]...
  4. В стихотворении А. Блока “Незнакомка” эмоциональное состояние лирического героя в начале и в конце произведения различно. Так, в первых строфах перед нами предстает пошлый, низкий мир, который окружает героя и который так ненавистен ему. Дикий, глухой воздух, канавы, пьяные окрики, детский плач, женский визг вызывают у него отвращение, презрение ко всему вокруг. Лирический герой “смирен […]...
  5. Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л. Д. Менделееву, будущую жену писателя. Также в этот период отмечается широкое увлечение Блока философией В. Соловьева. Согласно его философским идеям, любовь – верное средство для искоренения эгоизма внутри себя. Полюбив женщину, человек постигает ее […]...
  6. Любовная лирика – один из основных мотивов в русской поэзии. О любви писал А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении “К “, лирический герой которого, как и герой великого символиста, боготворит свою возлюбленную. Она для него “гений чистой красоты”, который способен вернуть герою ” и божество, и вдохновение”. В основу стихотворения С. Есенина “Не бродить, […]...
  7. Символистическое творчество поэта Александра Блока испытало влияние русского философа Владимира Соловьева, особенно его идеи “Вечной Женственности”. Поэтому первый поэтический сборник Блока назывался “Стихи о Прекрасной Даме”. Этот образ навеян воспоминаниями о Средневековье, рыцарстве. Одним из первых стихотворений стало “Вхожу я в темные храмы…” Ритм, мелодия, монотонность и одновременно торжественность звучания невольно подчиняют себе читателя. Это […]...
  8. Стихотворение “Вхожу я в темные храмы…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Вхожу я в темные храмы…” было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в “Цикл стихов о Прекрасной Даме”. В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева. Согласно этому учению, […]...
  9. Первую свою книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Весь цикл “Стихов о Прекрасной Даме” пронизан искренним чувством любви. Но что это за […]...
  10. Лермонтов начал писать стихи с подросткового возраста, но период творческой активности Михаила Юрьевича пришелся на период жесткой реакции в России, возникшей после восстания декабристов и эпохи нравственного и духовного подъема. Ситуация в стране отражалась на развитии культуры первой четверти 19-го столетия. В те годы пользовались популярностью студенческие кружки, общества Герцена, Белинского, Станкевича. Вместе с тем […]...
  11. Стихотворение “Зимнее утро” условно можно разделить на две части. В первом шестистишие секстине. описывается настроение лирического героя в предыдущий вечер, когда “вьюга злилась”, мрачные тучи почти закрывали луну, а “на мутном небе мгла носилась”. Природа воздействует на настроение героев. И лирический герой, и его возлюбленная были в тот вечер полны печали и пессимизма. Но утро […]...
  12. Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения 1. Тема и сюжет стихотворения. 2. Равнодушие толпы и сострадание лирического […]...
  13. Кто из современников-поэтов использовал принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия и в чем сходство с авторской мо­делью Евтушенко? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите, что принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия явился одним из самых востребованных в лирике XX столетия. Вспомните текст известного стихотворения А.А. Вознесенского “Му­ромский сруб”, в котором лирический […]...
  14. Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди (“Зине”, “Замолкни, Муза мести и печали”, “Умру я скоро. Жалкое наследство…”). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как “Блажен незлобливый поэт…” либо […]...
  15. А. А. Блок – крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали […]...
  16. 1. Образ лирического героя в раннем творчестве. 2. От юношеского романтизма к зрелому реализму. 3. Итог душевных исканий поэта. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. М. Ю. Лермонтов Творческий путь М. Ю. Лермонтова – это всего тринадцать […]...
  17. Талантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам “выплескивал” в свои стихи. Именно поэтому творчество этого поэта столь трагично, наполнено страхом, волнением, болью за судьбу страны и за свою судьбу. Известно, что Сталин очень не […]...
  18. 1. Творчество И. А. Бунина. 2. Мотивы одиночества в лирике. 3. Одиночество лирического героя 4. Близость и разница во взглядах Бунина и Лермонтова. 5. Бунин как продолжатель и отрицатель наследия символизма. И. А. Бунин – человек со сложной, трагической судьбой. Он представитель уважаемого дворянского рода, способный к тонкому чувствованию и пониманию окружающего мира, мира природы […]...
  19. Владимир Сосюра вошел в украинскую поэзию как певец нежности и любви. “Такой я нежный, такой тревожный”, – говорил он о себе. В стихах поэта встречаем настоящую стихию чувств, которую можно сравнить разве что с внезапным летним ливнем. Любовь – это тоже ливень чувств. Вот и проявил себя Сосюра в теме любви чуть ли не полно, […]...
  20. Я думал: “Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?” М. Ю. Лермонтов. “Валерик” М. Ю. Лермонтова, как поэта-лирика, интересовала “история души человеческой” более, чем “истории це­лого народа”. Впервые в русской литературе лиричес­кий герой Лермонтова был поставлен над действитель­ностью, всем своим романтическим […]...
  21. В стихотворении “Не верь себе” (1839) Лермонтов как бы заново обращается к романтической теме “поэт и толпа”, но с далеко не традиционным к ней подходом. Сочувствуя “молодому мечтателю”, ценя его способность открывать в своей душе “родник простых и сладких звуков”, поэт не склонен презрительно отталкиваться и от “толпы”. Она предстает здесь не только как безликая […]...
  22. 1. Безнадежные попытки быть понятым. 2. Одиночество как постоянный спутник поэта. 3. Лирический герой Маяковского. 4. Обращение поэта к будущим потомкам. В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат, Такой большой и такой ненужный? В. В. Маяковский “Нет, весь я не умру…” – эти вечные слова А. С. Пушкина в полной мере можно адресовать […]...
  23. Творчество Федора Ивановича Тютчева – это блестящая страница русской поэзии XIX века. Тютчев писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на сильные чувства, нежным, искренним. Лирический герой в поэзии Тютчева – это двойник самого поэта, он часто отражает его мысли и чувства. Особенно хорошо это видно […]...
  24. Без умения видеть мир по-своему, без способности сочувствия, человечности, без искренности и впечатлительности нет поэта. Именно этими качествами и обладал Сергей Есенин. Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, которая подарила ему мир поэтических образов: и прекрасные зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюг, и запах […]...
  25. Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: “Фило­софичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева”. Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет (по его мнению, поэтическая мысль в лирике Ф. И. Тютчева является отражением красоты философской мысли). Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. […]...
  26. В каких еще произведениях русской лирики изображается переломный момент в жизни лирического героя – подведение итогов “молодости”, прощание с любовью, надеждами, юношескими мечтами? Отметьте, что первая строчка стихотворения А. А. Блока отсылает читателя к началу пушкинского текста: “Любви, надежды, тихой славы…” (“К Чаадаеву”), содержанием которого является изображение переломных моментов в жизни лирического героя (отказ от […]...
  27. Стихотворение С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу” – это философские размышления о смысле мироздания, жизни и смерти, пронизанные чувством грусти и неизбежности. Лирический герой произведения подводит итог своего жизненного пути, вспоминая, как он целовал женщин, любил, думал, “валялся на траве”, “дышал и жил”. Он понимает, что скоро покинет этот мир, уйдет “в ту страну, […]...
  28. Центральный образ лермонтовской лирики юношеского периода – образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. Это душа мятежная, романтическая, страдающая. Он всегда властвует над событиями и явлениями жизни. Не жизнь подчиняет его себе, а он стремится переделать ее по идеальному образцу. Но вскоре он осознает полную бесплодность своих попыток изменить устоявшийся порядок жизни, и его […]...
  29. “Облако в штанах” – одна из самых известных ранних поэм В. Мая- Ковского. Ее центральная тема – романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали. Уже в самом начале поэмы В. Маяковского дается установка на определенную игру с читателем. Лирический герой рассказывает о себе: перед нами двадцатидвухлетний […]...
  30. Культ дружбы зародился у Пушкина еще в Лицее. На протяжении жизни поэта представление об этом чувстве менялось, развивалось, дополнялось. В стихотворении “Пирующие студенты” (1814) дружба для Пушкина – счастливый союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Стихотворение отразило умение поэта жизнерадостно воспринимать мир, радоваться жизни, то есть в нем отразились “анакриотические мотивы”. Но, кроме того, […]...
  31. Одной из тем творчества А. А. Фета является тема единения лирического героя с природой. Поэт тонко чувствовал жизнь природы и гармонично выражал отношение к ней в своих стихах. Его лирический герой – человек тонкий, умеющий слышать музыку окружающей нас жизни. Лирический герой Фета растворяется в мире природы, погружается в ее тайны, глубины, обретает способность видеть […]...
  32. Очень значимыми в художественном мире Маяковского оказываются гипербола и литота. В них раскрывается и кошмар современной жизни, и вселенское одиночество, и избранность героя, и идея ценности человеческой личности, сопоставимая с высочайшими религиозными ценностями, и любые эмоции – любовь, тоска, отчаяние, жертвенные порывы, ревность, протест. Наконец, еще одна бросающаяся в глаза деталь поэтики раннего Маяковского – […]...
  33. В ЧЕМ ТРАГИЗМ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА? Жизнь и творчество великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева совпали с трагическими событиями в истории страны и всего мира. Война 1812 года, восстание декабристов, революции в Европе в 1830-м и 1848 годах, Русско-турецкая война, реакционное движение в России, польское восстание, поражение России в Крымской войне, […]...
  34. Какую роль в передаче психологического состояния лирического героя А. А. Фета в стихотворении “Учись у них – у дуба, у березы…” играют образы деревьев? Отвечая на вопрос, сформулированный в задании, укажите, что природа часто рассматривалась писателями как эквивалент райского сада. Белые березы, например, служили устойчивым символом Родины. Дуб воспринимался как аллегория силы, вечности, духовной добродетели. […]...
  35. В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы, запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую революцию. Революция для Владимира Маяковского – это разрушение старого мира во имя создания нового, гибель во имя […]...
  36. Человек и природа. Это одна из “вечных” тем в истории отечественной и мировой литературы. Природа всегда служила источником красоты, способным оказать благотворное влияние на человека, наполняла его душу умиротворением и покоем, помогала стать чище. В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее к прекрасному мигу осознания себя частицей Вселенной. Многие […]...
  37. Драма “Песня Судьбы” задает возможность поисков нового пути, как это было в ранних лирических драмах, именно в тот момент, когда разоблачается мнимость старого мифа и разрушается его искусственный мир. Как уже было замечено, гибель Германа предрешена его неспособностью к действию, он мнимый жених, мнимый спаситель. Начало пути к обретению мира как такового, который символизирован в […]...
  38. Первый серьезный поэтический сборник А. А. Блока “Стихи о Прекрасной даме”; (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Алек­сандр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, (усадьба Менделеевых – Боблово – находилась рядом с родовым имением поэта Шахматово) и учения философа В. Соловьева (1848- 1901) о Вечной Женственности, […]...
  39. В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. / Связующим началом этой поэзии, точкой притяжения ее различных и многообразных тем служит образ самого поэта (или, точнее сказать, лирического героя), от лица которого идет лирическая исповедь. Блок открыто […]...
  40. Лирический герой Лермонтова – это поэт-романтик. Он – личность, которая открыто рассказывает о своих внутренних переживаниях, будь они очень личные, будь они даже негативные. Период творчества Лермонтова пришелся на не самые легкие времена в Российской империи. Как раз самодержавием было подавлено восстание декабристов, и отсутствовала духовная и политическая свобода для личности. Лирический герой […]...
Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму? А. А. Блок Вхожу я в темные храмы