Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Иррациональные фобии. Что такое фобия, отличие фобии от обычного страха. шага, чтобы остановить свою фобию

„Гордость делает человека уязвимым
ровно в той степени, в какой он одержим ею.
Задеть ее одинаково легко у снаружи, и изнутри"
Карен Хорни

Подробно о ГОРДЫНЕ И ТЩЕСЛАВИИ мы говорим в разделе о самоценности человека. Там мы разбираем пути и механизмы развития гордыни, стараясь понять, почему она занимает такое важное место в жизни немалого числа (если не сказать - всех) людей. Здесь же мы остановимся на тревожных состояниях, связанных с опасением фрустрации гордости.

Одна из причин такой фрустрации – неудача, которая преследует человека в следовании требованиям его гордыни, которые могут охватывать все аспекты жизни человека, оказавшихся важными для торжества гордыни. Эти так называемые внутренние предписания „НАДО и НЕЛьЗЯ “) превращают человека в своего раба, заставляя из кожи вон лезть, чтобы соответствовать своему собственному ИДЕАЛУ . Точнее – торжеству своего ИДЕАЛЬНОГО Я .

Это торжество может касаться и аспекта, который гордец считаем своим особым нравственным совершенством, но которое является все же ни чем иным, как ИСКУССТВЕННОЙ МОРАЛЬЮ И ИЗВРАЩЕНИЕМ ЦЕННОСТЕЙ .

„Внутренние предписания („НАДО и НЕЛЬЗЯ“), в чем-то более радикальные, чем другие пути поддержания идеального образа самого себя, имеют целью не реальные перемены, а немедленное и абсолютное совершенство : их цель – заставить исчезнуть несовершенства или сделать так, чтобы совершенство показалось достигнутым, - пишет Карен Хорни, - поэтому многие реакции уныния, раздражения или страха наступают у пациента не в ответ на то, что он обнаружил у себя неприятную проблему, а в ответ на чувство, что он не в силах разделаться с ней немедленно “.

Реакции фрустрации гордыни очень мощные, поскольку гордец вкладывает массу энергии в то, чтобы удовлетворить требования своего ИДЕАЛЬНОГО Я , компульсивно ведущие человека к воображаемой и вожделенной СЛАВЕ . Карен Хорни подчеркивает, что в реакциях фрустрации гордыни "присутствует подспудный страх, но преобладает гнев и даже ярость“. Об этих чувствах мы поговорим в главе, посвященной ЧУВСТВАМ ПРИ ТРЕВОГЕ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ .

Здесь же мы рассмотрим страхи, возникающие в результате тревожных ожиданий пугающих человека последствий фрустрации его гордыни. Каждый из этих страхов возникает в связи с „угрозой“ гордыне в той или иной сфере человеческой психики, где эта гордость имеет место и где человек опасается потерять ее воодушевляющее и маскирующее правду о нем самом влияние.

В первую очередь, человек опасается потерять то, что прикрывает и от его сознания, и от глаз других свое столь им ненавидимое ПОДЛИННОЕ Я . Он боится потерять выстроенные его гордыней маски и фасады, которые он в ослеплении принимает за свою подлинную сущность и стремится к тому, чтобы и другие в это верили. Рассмотрим ниже важнейшие иррациональные страхи, свойственные человеку с уязвленной гордыней.

Подчеркну еще раз, что это именно иррациональные страхи (точнее было бы назвать их опасениями) свойственные тревоге. У этих страхов нет реального объекта (что бывает у нормального СТРАХА), у них есть лишь гипертрофированное опасение потери того или иного аспекта гордыни или раскрытие того, что человек так тщательно скрывает от других и от себя.

СТРАХ КРАХА ИДЕИ ВСЕМОГУЩЕСТВА

Это страх, думаю, является основным, поскольку основу гордыни составляет именно ощущение того, что человек не имеет никаких препятствий для достижения целей, которые ставит перед человеком его ИДЕАЛЬНОЕ Я . Мало того, идея всемогущество может касаться и самих способов достижения этих целей. Все происходит как бы по мановению волшебной палочки, без риска и приложения особых усилий. Здесь сказывается влияние МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ . Человек принимает при этом желаемое за действительное, то, что нужно изменить – за уже измененное. В своем сознании человек уже как бы совершил то, что он увидел в своих фантазиях – ведь он уже увидел себя как героя некоего ОБРАЗА БУДУЩЕГО , в котором уже достигнуты его вожделенные цели.

Можно утверждать, что практически всегда в подсознании человека сидит опасение, что его всемогущество – не более, чем захватывающая ФАНТАЗИЯ . Такое СОМНЕНИЕ человека в основах своей ИДЕНТИЧНОСТИ , частью которых становится гордыня, может переживаться очень мучительно. Поэтому всякие подобные мысли человек гонит от себя – и его подсознание принимает все, что ВЫТЕСНЕНО из сознания.

Когда же реальность вносит свои коррективы в представление человека о своем всемогуществе, когда оказывается, что ему не удается быть таким, делать то и добиваться того, что и как он хочет, тогда врываются переживания, связанные с крахом иллюзий о себе, как о чем-то особенном, не таком как все. Оказывается на поверку, что человек-то самый обычный – и слетает с него шелуха напыщенности и самомнения, и становятся всем видно его истинное лицо.

Для многих гордецов такой „удар СУДЬБЫ “ оборачивается катастрофой, обидой на весь свет за его НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . И лишь немногие способны использовать это отрезвление для того, чтобы стать САМИМ СОБОЙ , чтобы жить ПОДЛИННОЙ ЖИЗНЬЮ – жизнью своего ПОДЛИННОГО Я .

Гордец считает себя не только вправе, но и абсолютно уверен в своей неограниченной способности контролировать других людей и все, что с ним проис ходит. С другой стороны, он уверен в том, что и его ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ находится под его полным КОНТРОЛЕМ . Здесь можно говорить о связе рассматриваемого вида вторичной тревоги с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ .

“Только с величайшей неохотой признает он в себе какие-то бессознательные силы, то есть силы, не подчиняющиеся контролю сознания, пишет Карен Хорни, - Это мука для него – признать, что в нем существуют конфликт или проблема, которые он не может разрешить (то есть справиться с ними) немедленно… Как только можно долго он держится за иллюзию, что может сам устанавливать для себя законы и выполнять их. Собственная беспомощность перед чем-то внутри себя ему ненавистна так же, если не больше, как беспомощность перед внешними обстоятельствами“.

Еще одной из причин такого страха Карен Хорни считает чувство общей неуверенности относительно своих прав, которое нередко испытывает гордец: „внутренний мир, где он чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав“. Чувство, что у него нет никаких прав может быть внешним выражением его страданий и средоточием жалоб, поскольку он не уверен в иррациональных требованиях своей гордыни. А требования эти, как отмечает Хорни, „откровенно фантастичны, все они пропитаны ожиданием ЧУДА; требования являются необходимым и неизбежным средством воплощения ИДЕАЛЬНОГО Я в действительность“.

СТРАХ “РАЗОБЛАЧЕНИЯ” И САМООБВИНЕНИЯ

Гордыня, как мы знаем, есть самообман и обман окружающих. Конечно, это, в основном, не ЛОЖЬ намеренная. Человек попросту подменяет свое ПОДЛИННОЕ Я масками и фасадами ИДЕАЛЬНОГО Я. Все, что не соответствует требованиям гордыни, ВЫТЕСНЯЕТСЯ . Но содержания БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО прорываются в сознание, не оставляя человека в покое. Правда о нем самом, как ее ни скрывай, рано или поздно заставит его задуматься о несоответствии его ОЖИДАНИЙ от себя самого реальному положению дел, о расхождении его мнения о том, что он из себя представляет, и его подлинной сущности.

Правда о себе подлинном - это крах иллюзии о собственном всемогуществе. Поэтому г ордец всегда в глубине души опасается того, что его маски будут сорваны, что он не в состоянии будет поддерживать свои фасады в надлежащем качестве. И в результате всем (в том числе и ему самому) станет ясно, что весь его блеск был лишь пусканием пыли в глаза, и всем станет видна его подлинная сущность.

Страх разоблачения совершенно нормален при совершении каких-либо деяний, не принятых с точки зрения окружения или совести. Иррациональный же страх разоблачения возникает при несоответствии реальных (с точки зрения человека) его свойств тем свойствам, которые он старается развивать в себе в угоду своему ИДЕАЛЬНОМУ Я .

Некоторые гордецы, утверждает Карен Хорни, особенно подвержены страху разоблачения. В таком человеке „постоянно живет тайный страх, что он просто мошенник“:

„Даже если он добился успеха или почета честным трудом, он по-прежнему будет считать, что достиг их, введя других в заблуждение. Это делает его чрезвычайно чувствительным к критике и неудачам, даже к одной лишь возможности неудачи или того, что критика вскроет его "мошенничество"…“.

Нередко гордец будет стараться разглядеть в себе изъяны, движимый желанием вовремя их устранить. Однако, будучи склонным к чрезмерному самонаблюдению, такой человек, как отмечает Карен Хорни, „чувствует себя "виноватым" или неполноценным, и в результате его заниженная самооценка еще более занижается“. То есть страх разоблачения толкает человека, считает Хорни, на самокопания и самообвинения:

„Самообвинения в мошенничестве и обмане (страх, который возникает у него в ответ на самообвинения – страх быть уличенным: если бы люди знали его лучше, они бы увидели, какая он дрянь).

Другие самообвинения ударяют не столько по существующим затруднениям, сколько по мотивации что-либо сделать (например, за неискренность намерений, за скрытые намерения).

Самообвинения могут быть сосредоточены на внешних неблагоприятных условиях, неподконтрольных данной личности. Эти внешние факторы не должны быть неподконтрольными. Следовательно, все, что идет не так, бросает на него тень и разоблачает его позорные ограничения.

Человек может обвинять себя за действия или установки, которые при внимательном рассмотрении кажутся безвредными, законными и даже желательными (тот, кто гордится своим аскетизмом, обвинит себя в "обжорстве"; тот, кто гордится смирением, заклеймит уверенность в себе как эгоизм). Самое важное в этом виде самообвинений то, что они часто относятся к борьбе против проявлений ПОДЛИННОГО Я “.

Именно в силу такой склонности к самообвинениям гордецы (то есть люди, пренебрегающие интересами своего ПОДЛИННОГО Я , оказываются, нередко, жертвами МАНИПУЛЯТОРОВ , играющих на разжигании в них ЧУВСТВА ВИНЫ .

Хорни отмечает, что, благодаря механизму ПРОЕКЦИИ , склонность к самокопанию и самообвинения выносятся вовне. При этом человеку кажется, что именно другие люди постоянно пытаются уличить его в обмане. „В результате он уверен, что все окружающие приписывают всем его поступкам нехорошие мотивы, - пишет Хорни, - Это чувство может быть настолько реальным для него, что он негодует на окружающих за НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ “.

Хорни указывает на тщетность самообвинений, на их всего лишь обличающий характер. Гордец, обвиняющий себя в духе ненависти к себе, волей-неволей стремится „обороняться против любых самообвинений препятствует развитию способности к конструктивной самокритике и тем самым снижает вероятность, что мы научимся чему-нибудь на ошибках“.

СТРАХ НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ

Гордыня человека нередко „питается“ убеждением в том, что окружающие не могут без него обойтись. Эта востребованность придает ему ощущение силы и влиятельности, поднимая его самооценку и душевное самочувствие. Человек впадает в зависимость от подпитывающего его гордыню ощущения своей востребованности.

Отсюда понятны опасения человека, что он (таким, как он сам себя представляет) окажется невостребованным другими людьми. И его гордыня, страшащаяся краха, подталкивает его на все новые и новые уловки, чтобы сохранить статус кво или даже завоевать еще более прочные позиции в его отношениях с другими людьми.

СТРАХ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Гордыня, как и здоровое самолюбие, требует высокой оценки человека как со стороны окружающих, так и его САМООЦЕНКИ . Ценимый другими и самим собой, гордец чувствует себя на коне. Он жаждет похвал и делает все для того, чтобы их получать (см. ТЩЕСЛАВИЕ КАК ЛОЖНАЯ САМООЦЕНКА).

Однако где-то в подсознании гордеца всегда сидит опасение, что он, такой замечательный, не будет оценен, как он считает, “по заслугам”, будет недооценен или даже даже обесценен. Это может случиться, если сияющие черты его гордыни окажутся на поверку блеклой подделкой, а через прорехи масок и фасадов станет видна его весьма неприглядная истинная сущность.

Речь может идти о любой черте характера, о любом свойстве, о любой внешней или внутренней „СУБСТАНЦИИ “, которую человек считает своей ЦЕННОСТЬЮ и хочет, чтобы она была высоко оценена и другими. В случае гордыни мы имеем дело с гипертрофированием тех или иных черт и свойств, которые ИДЕАЛЬНОЕ Я человека считает его важнейшим достоянием. По сути, речь идет о личине, которая прикрывает так ненавидимое им его ПОДЛИННОЕ Я . Человек опасается, что спадение с него этой личины и обнажение его подлинной сущости заставят не только окружающих изменить в негативную сторону мнение о нем, но и он сам, перестав себя ценить, станет себя презирать.

Процесс самообесценивания может достигать гигантских размеров, считает Карен Хорни: „Даже люди, имеющие подлинные интеллектуальные достижения, иногда чувствуют, что лучше настаивать на своей глупости, чем открыто признавать свои стремления, потому что им любой ценой надо избежать опасности быть осмеянными; с тихим отчаянием они принимают собственный приговор, отвергая свидетельства и уверения в противоположном“. Человек как бы думает, что лучше самому себя обесценить, упиться самоуничижением, посмеяться над собой – чем пережить то же самое со стороны других людей.

СТРАХ НЕНАВИСТИ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ

Если человек ввергнут задетой гордыней в пропасть презрения к себе, то, чтобы оградить себя от мучительных и жестоких самобичеваний, его ненависть к себе выносится вовне: с помощью защитного механизма ПРОЕКЦИИ агрессивные тенденции приписываются другим людям. Таким образом, опасность как бы угрожает человеку со стороны. Это может вызвать подозрительность, приступы тревоги и страха перед окружающими.

СТРАХ ПЕРЕД УСИЛИЯМИ

Некоторым гордецам свойственна убежденность в том, что они могут превосходить всех, не прилагая к этому каких бы то ни было усилий. „Причина глубоко спрятанного страха перед постоянными усилиями состоит в том, что они угрожают разрушить иллюзию неограниченной силы и власти“, - отмечает Карен Хорни. То есть необходимость прилагать усилия является для таких людей чем-то „постыдным“, показывающим и им, и окружающим, что о всемогуществе, которое есть предмет его гордости, нет и речи.

Гордецу может быть свойственно, по словам Хорни; „глубочайшее отвращение к любым усилиям“:

„Бессознательное требование его гордыни таково, что одного только намерения должно быть достаточно для достижения, для устройства на работу, для того, чтобы стать счастливым или преодолеть трудности. Он имеет право получить все это без всяких затрат энергии. Иногда это означает, что реальную работу должны выполнить другие. Если этого не происходит, у него есть причина быть недовольным. Часто случается, что он устает от одной перспективы "лишней" работы“.

Человек снимает с себя тем самым ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за выход из неприятных ситуаций, за улучшение своего положения. "Это другие виноваты в моих бедах – они и должны все исправить. А то что же это будет за исправление, если я сам буду все делать?", - так, по мнению Хорни думает гордец.

СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ

Одним из внутренних требований гордыни может быть требование быть обожаемым другими людьми. Гордец может считать, что другие обязаны быть ему рады и принимать его всегда с распростертыми объятиями, что ему “положено” расположение со стороны других. Однако сознание (пусть и подавляемое гордыней) говорит человеку, что такие требования и ожидания нереалистичны. В этом - причина тревожных ожиданий отказа.

Столкновение с реальной ситуацией отказа может обернуться вспышками ТРЕВОГИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ с проявлением соответствующих эмоций и применением характерных для этой тревоги защит.

СТРАХ НЕОДОБРЕНИЯ

Если САМООЦЕНКА человека зависит от внешних оценок и обратной связи со значимыми (а то и даже незначимыми) другими, то следует ожидать значительных колебаний настроения в зависимости от этой внешней оценки – от ВООДУШЕВЛЕНИЯ похвалой (в какой бы форме она не осуществлялась) до ОТЧАЯНИЯ в случае даже справедливой и дружеской критики. Кроме того, на негативную обратную связь гордец склонен реагировать презрением в отношении того, кто его негативно оценивает.

Человек может опасаться неодобрения со стороны других как его самого, так и отдельных его свойств и черт, его поведения, его поступков, а также стиля и методов их осуществления. Этот страх проявляется непереносимостью упреков и критики.

СТРАХ НЕДОСТАТОЧНООЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОЩИ

Гордецы ставят свои интеллектуальные способности вообще очень высоко. Они полагают себя умнее и хитрее других людей. При этом они могут считать свою хитрость, находчивость, способность к обману одними из своих самых важных качеств.

Однако на деле и в этой области часто не все так, как гордец себе представляет. Так он может считать себя способным без усилий И глубоких раздумий находить правильное решение. Такая “непреодолимая потребность казаться всемогущим может повредить способности к обучению“, утверждает Карен Хорни. Также вследствие такой веры в свое превосходство и в легкость осуществления интеллектуальных процессов нарушается и способность принимать правильные, взвешенные решения.

Гордецы, как мы знаем, склонны к тому, чтобы игнорировать реалии, неприятные им свойства их ПОДЛИННОГО Я . Это негативно влияет на интеллектуальную деятельность в целом „Общая тенденция затемнять личные вопросы может затемнить и ясность мышления: как люди, ослепившие себя по отношению к своим внутренним конфликтам, они могут не обращать внимания и на другие виды противоречий, - пишет Хорни. Работа интеллекта ставится на службу игнорирования ПРАВДЫ , а, по сути на службу ЛЖИ .

Далее, гордецы, по словам Хорни, "бывают слишком зачарованы славой, которой им надо добиться, чтобы в достаточной мере интересоваться работой, которую они выполняют“. Это касается и качества, и интенсивности интеллектуальной работы, и усилий, которых эта работа требует.

АГРЕССИВНОСТЬ (в отношение себя и других людей), свойственная людям с уязвленной гордостью , также может препятствовать критическому мышлению, затмевая ясность ума.

Одним словом, у гордеца имеется немало оснований быть недовольным своим умом, являющимся нередко предметом его гордости. Вследствие этого гордец может сильно страдать от самоукоров или от тяжких разочарований по поводу неэффективности (неважно, реальной или просто им предполагаемой) своего разума.

Однако вера в превосходство разума остается одной из важнейших внутренних защитников гордеца. Отсюда понятно его стремление постоянно укреплять всеми возможными и невозможными способами свою опору на интеллект, что является одной из важных ЗАЩИТ ОТ ТРЕВОГИ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ.

СТРАХ НЕОБХОДИМОСТИ ОТКАЗА ОТ ЖЕЛАНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ГОРДЫНИ

По словам Карен Хорни, гордецу трудно дается „признание ограниченности времени, сил, денег, знание о своих реальных желаниях и умение отказаться от менее важных ради более важных“. Это происходит оттого, что, с одной стороны, такой человек уверен в неограниченности своих возможностей, вплоть до веры в свое всемогущество (МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ , в частности, как часть системы МАНИАКАЛьНОЙ ЗАЩИТЫ), с другой, его желания происходят не из его подлинных ПОТРЕБНОСТЕЙ, а являются результатом компульсивных требований его гордыни (НАДО).

Следствием этого является невозможность ранжировать желания по значимости: для него все они одинаково важны, поэтому ни от одного из них он не может ни отказаться, ни поверить в невозможность исполнения того или иного желания (или всех сразу). Это становится причиной глубокой фрустрации человека, которая усугубляется еще и тем, что он в глубине души своей осознает или чувствует, что его всемогущество – лишь фикция, самообман и обман других.

Одним важным следствием этого является, по словам Карен Хорни, „чувство общей неуверенности относительно своих прав“: внутренний мир, где гордец чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, „что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав; чувство, что у него нет никаких прав, может быть в таком случае внешним выражением его страданий и может стать сосредоточием его жалоб, в то время как он не уверен в своих иррациональных требованиях“.

Важно отметить, что гордец часто вообще не может различать свои желания И требования своей гордыни, которые толкают его на компульсивные действия, совершаемые им как бы помимо своей ВОЛИ. Человека это требования как бы тащат по жизни.

Всеобъемлющая функция требований гордыни, по мнению Карен Хорни, – „увековечить иллюзии гордеца о себе и переложить ответственность на внешние факторы: он возлагает ответственность за себя на других людей, на обстоятельства, на судьбу:

„Требования гордыни не доказывают его превосходство достижениями или успехом: они обеспечивают ему необходимые доказательства и алиби. И пусть даже он опять и опять видит, что другие не принимают его требований, что закон писан и для него, что он не стоит выше обычных неприятностей и неудач – все это не доказывает отсутствия у него неограниченных возможностей. Это доказывает лишь то, что с ним все еще творится НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . Но если только он будет защищать свои требования, в один прекрасный день они будут выполнены.

Несправедливо, что у него вообще есть проблемы. Он имеет право хотя бы на жизнь устроенную так, чтобы эти проблемы его ни в коем случае не беспокоили. Он требует: мир должен быть устроен так, чтобы он не сталкивался со своими конфликтами и не был бы вынужден их осознавать“.

СТРАХ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ „ПОСТЫДНЫЕ“ ЧУВСТВА

Гордец старается (точнее, ему НАДО) сохранять хорошую мину при любой игре. Поэтому он не должен и виду подавать, что у него случилась неудача или драма, или трагедия. Для этого он не должен дать другим людям увидеть его чувства, показывающие, что он переживает или стыдится. Ведь показать другим, что ему плохо – это значит собственноручно расписаться в несостоятельности потуг собственной гордыни. “Страдание он считает позором, который нужно скрывать“, пишет Карен Хорни.

Гордец, уверенный в своем идеальном совершенстве и абсолютной правоте, может даже при ударах по своей гордыне не выказывать чувства стыда, которого он ужасно стыдится. „Чувство собственной правоты перекрывает путь чувству СТЫДА“, пишет Хорни.

Если человек горд своей неуязвимостью, то эта гордость запрещает ему признавать у себя чувство обиды. Такой гордец, согласно Карен Хорни, находится перед дилеммой: „он до абсурда уязвим, но его гордость не позволяет ему быть уязвимым вообще. Божество может в принципе разгневаться на несовершенства смертных, но он должен быть достаточно велик, чтобы быть выше этого, и достаточно силен, чтобы перешагнуть через это. Это внутреннее состояние во многом отвечает за его раздражительность“.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Каждый из нас, несомненно, когда-либо испытывал страх. Чаще всего это вполне естественное чувство, ведь так проявляется стремление живого организма к самосохранению. Однако нередко люди боятся не каких-то конкретных вещей, которые они наблюдают или хотя бы могут себе представить. Бывает боязнь того, о чём испытывающий её не имеет ясного представления, тем более – не видел этого лично; либо это боязнь обычных предметов и явлений, но причину её боящийся объяснить не может.

Понятие «иррациональный страх» определяется по-разному:

  • во-первых, так называют – психические расстройства, характеризующиеся неадекватной реакцией на восприятие простых предметов;
  • во-вторых, так называют боязнь непознанного, неизвестного, «сверхъестественного», присущую, казалось бы, психически здоровым людям.

На самом деле, однако, высокая религиозность, суеверия, уверенность в существовании «высших сил», судьбы и рока присущи лишь тем, кто имеет какие-либо расстройства психического или психологического плана:

  • шизофрению.

Расстройства эти не столь заметны или выразительны, как «стандартные» умственные или душевные заболевания, и отчасти это продиктовано политическими факторами: власть имущим выгодно, когда народ в своей массе состоит из неинициативных, недееспособных и запуганных индивидов, умеренно образованных и боящихся всего, что они не в силах понять. Поэтому зачастую страдающие серьёзными психическими расстройствами люди объявляются «нормальными», религия и суеверия считаются «основой национальной культуры», а связанные с ними неадекватные страхи – стандартом поведения.

Так что с этой точки зрения боязнь пауков и исповедуемый верующими «страх божий» — различные проявления одного и того же заболевания.

Жестокий эксперимент

Как же зарождаются иррациональные страхи? Известен эксперимент, в котором участвовал девятимесячный малыш. Эксперимент позже окрестили жестоким и бесчеловечным, однако он наглядно продемонстрировал, в чём причина неадекватного поведения взрослых людей.

Ребёнку показывали различные предметы, похожие друг на друга внешне и приятные на вид и на ощупь:

  • бороду Санта Клауса,
  • кусок ваты,
  • белую ручную крысу.

С крысой ему даже дали поиграть. Она малышу она очень понравилась, он к ней привязался. После этого за спиной ребёнка громко ударяли по металлическому предмету, как только он прикасался к крысе. Он пугался резкого звука и начинал плакать. В конце концов, он стал бояться крысу – один её вид вызывал у него ассоциации с неприятным звуком; но те же ассоциации у него возникали, когда он видел любой белый и пушистый предмет – в частности, те же куски ваты и бороду Санта Клауса, которые ему до этого нравились.

Известно, что выработанная фобия сохранилась у него и позже, когда он стал взрослым человеком. Сторонние наблюдатели не в силах понять, почему у этого человека кусок обычной ваты или белая борода вызывают такую неадекватную реакцию; да и сам испытуемый может не отдавать себе отчёта в этом – страх закрепился на подсознательном уровне.

Похожая сцена описана в знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир!». Выводящиеся искусственно из пробирок дети с самого начала делятся учёными на несколько каст, различающихся умственными показателями, и предназначаются для определённого вида работы. И полугодовалые дети, которым суждено стать «кретинами» и выполнять самую чёрную работу, с помощью такого приёма отучались от книг. В будущем у «кретинов» закреплялось устойчивое отвращение к книгам, чтению и учёбе вообще.

Хаксли, как известно, был внуком выдающегося учёного-биолога, занимавшегося, в частности, изучением условных рефлексов у животных; и братом двух других биологов. Так что подобные эксперименты (только не над людьми) писатель, по-видимому, наблюдал лично.

О чём свидетельствуют эксперимент над ребёнком и Роман Хаксли?

Описанный эксперимент показал, что в основе иррациональных страхов лежит жизненный опыт, пережитый больным очень давно, чаще всего в раннем детстве. Именно в таком возрасте ребёнок впервые пробует познавать окружающий мир и выявлять в нём закономерности; и очень часто его мозг ошибается – случайное стечение обстоятельств, никак между собой не связанных, он воспринимает как устойчивую закономерность.

Первые впечатления детства формируют психику человека на всю оставшуюся жизнь, закладывая в подсознание те или иные «программы». Поведение человека становится автоматическим, при этом конкретные образы стираются из памяти. Именно поэтому страдающий клаустрофобией индивид часто не может объяснить, почему он боится замкнутых помещений, — лишь подсознание «помнит», как его в раннем детстве родители или старшие братья заперли в тёмной комнате.

Разумеется, есть люди, у которых «раннее детство» длится гораздо дольше, поэтому иррациональные страхи у них могут появиться в любой момент. В экстремальных ситуациях (например, при аварии) они могут возникнуть практически у любого из нас.

Формированию первых впечатлений, в том числе и негативных, в наше время способствуют средства массовой информации, особенно телевидение. С их помощью осуществляется массовое «программирование» населения. В мозг маленькому ребёнку (а иногда и взрослому человеку) можно преднамеренно «заложить» любую фобию и таким образом запрограммировать его поведение в будущем.

Как избавиться от иррациональных страхов?

Может осуществляться разными путями. Самый распространённый метод – систематическая десенсибилизация. Он состоит в том, что больного постепенно «сближают» с объектом его страха, используя при этом приёмы и . К примеру, если человек боится кошек, то его постепенно сближают с ними:

  • сначала показывают изображения кошек,
  • потом видео,
  • затем предлагают понаблюдать за ними из окна,
  • подносят кошку непосредственно к нему,
  • дают прикоснуться к ней.

Согласно , при таком подходе условный рефлекс, которым является фобия, постепенно угасает. Более быстрый и радикальный метод – имплозивная терапия, но такую методику можно использовать не всегда. Согласно ей, боящемуся кошек человеку сразу подносят животное и оставляют наедине с ним, невзирая на протесты и крики.

Испытывающий иррациональные страхи пациент способен вылечить себя сам, если попытается ситуацию: имеют ли его эмоции какое-то отношение к реальной действительности? Не живёт ли он в своём внутреннем мире, оторванном от того, что происходит вокруг на самом деле? Бурная фантазия, уход в воображаемый мир – одна из причин развития иррациональных страхов, следовательно, хорошим способом исцеления является «опускание с небес на землю».

Родители должны с самого начала следить за психическим развитием своих детей. Раздражительные стимулы необходимо свести к минимуму, любой намёк на появление фобии должен сразу устраняться: ребёнка следует убедить, что бояться ему нечего. Нужно также следить за тем, какие фильмы и мультфильмы он смотрит, какие книги читает, в какие игры играет. Но не следует запрещать ему что-то, принцип состоит в том же: надо объяснить ребёнку, что фильм – это всего лишь картинка, монстров и призраков не существует – и так далее.

"Таков порок, присущий нашей природе: вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас и большую веру, и сильнейший страх" (Юлий Цезарь)

Страх знаком каждому человеку с раннего детства. Это психическое состояние человека, связанное с мучительными переживаниями и вызывающее действия, направленные на самосохранение. Страхи бывают разные. Сегодня не будем говорить о реальных рациональных страхах. Для них в нашей быстро меняющейся жизни есть множество причин. Поговорим о невротических страхах, иррациональных, которые появляются как сигналы о неизвестной опасности, исходящей от наших собственных инстинктов (влечений), запретов, вины, потери, контроля, утраты, отделения, слияния, неизвестности и много другого.

З. Фрейд говорил, что " бессознательное либидо отвергнутого представления появляется в форме страха". То, что когда-то представляло опасность и превзошло возможности психики человека (ребёнка) справиться, было подавлено, отброшено на периферию, не переработано психикой, не интегрировано в опыт, может возвращаться к человеку в течение его жизни в виде страхов. Лакан говорил, что " то, что было отброшено и не принято внутрь душевного пространства, возвращается извне в форме страха".

Страх - сигнал об опасности реальной или иллюзорной, воображаемой. Страхи часто появляются не на "пустом месте", а после стрессовых ситуаций, потерь, утрат, болезней, потрясений, аффективных состояний.

Обычно в психоаналитической терапии, проводя исследование, клиент находит причины своих иррациональных страхов, обычно в детстве, когда мир представлялся магическим, таинственным, неизвестным и неожиданным.

Повторяющийся навязчивый невротический страх на определённый раздражитель называется фобией. Человек обычно боится какой- то конкретной ситуации или определённого объекта, например, пауков. Однако, это конкретное не является причиной страха, которое лежит в основе этой фобии. При фобии опасность проецируется на символический объект. Например, часто в основе клаустрофобии, фобии грабителей, пауков, военного вторжения, по мнению Розенфельда, лежит страх стать заключённым и преследуемым из-за детской фантазии о нападении и садистическом проникновении в материнское тело.

Иногда невротические страхи, фобии появляются вообще без видимых причин и сопровождаются неприятными соматическим проявлениями, приводя к болезням, несчастным случаям, "роковым" событиям. Бывает, что сам страх вообще не осознаётся, а человек только болеет и всё время чувствует себя плохо.

Для того, чтобы страх оставил человека, необходима внутренняя работа по символизации, по нахождению и осознанию смысла страха и проживанию этого опыта. Ресурсы для освобождения от страха всегда есть в самом человеке.

Хочется описать здесь коротко историю одного невротического страха, фобии рака. Молодая женщина обратилась за помощью по поводу страданий на протяжении двух лет от фобии ракового заболевания. Эта фобия началась через некоторое время после замужества и потери родственника, болевшего онкологическим заболеванием. Брак был счастливым, по любви, но из-за страха всё разладилось. Сексуальная жизнь сошла на нет, поскольку клиентка себя всё время плохо чувствовала. Она оставила работу и всё время отдавала поликлиникам, больницам и бесконечным обследованиям. Сюда же уходила и большая часть заработка мужа. Несмотря на то, что организм клиентки был многократно обследован вдоль и поперёк, всё время возникали новые поводы для очередных обследований.

Клиентка пришла в терапию, так как семейная жизнь " трещала по швам" и дело шло к разводу. В терапевтическом исследовании клиентка обнаружила, что за страхом рака скрывались совершенно другие страхи. Одним из её увлечений была астрология. Она много внимания уделяла предсказаниям и прогнозам по знакам зодиака. Оказалось, что её муж по знаку зодиака был раком. Она боялась рака - своего мужа, вернее сексуальной близости с ним (от чего и защищалась). Далее исследование показало, что она боялась забеременеть, хотя сознательно хотела иметь детей. Она боялась умереть при родах. Оказалось, что когда её мама была беременна ею, то мучилась от страха умереть, так как когда-то сама потеряла свою любимую тётю (умерла при родах).

Всё это скрывалось в семье, и никогда об это никто не вспоминал. Клиентка узнала об этих фактах в процессе терапии. У мамы роды прошли сложно и несколько месяцев она провела в больнице, а за клиенткой ухаживала няня. После возвращения домой чувствовала сильную вину перед ребёнком, что оставила дочь без своей заботы, бросила. И эту вину бессознательно транслировала дочери (вложила в неё). Клиентка говорила, что в течение всей своей жизни, если ей приходится противоречить матери, отказывать, настаивать на своём, делать что-то без материнского одобрения, ей всё время становится плохо. Кажется будто она отказывается от матери, бросает её, отвергает. В результате терапии клиентка обнаружила в себе громадное чувство вины, которое до этого не осознавалось. Отказать матери было подобно смерти, а умереть означало бросить мать. Страх смерти тянул за собой страх забеременеть (есть возможность умереть), далее отказ от сексуальных отношений с мужем и страх мужа, т.е рака. Вот такой оказался запутанный клубок, который клиентка распутывала продолжительное время.