Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Систематическая десенсибилизация. Метод систематической десенсебилизации и сенсибилизации

Метод систематической десенсибилизации заслуженно при­числяют к наиболее часто используемым методам поведенческой психотерапии. По подсчетам М.Е.Венгле, больше трети публи­каций на тему поведенческой психотерапии так или иначе свя­заны с этим методом. Начиная с 1952 г., когда (еще в Южной Африке) появились первые публикации Джозефа Вольпе, по­священные этому методу, систематическая десенсибилизация чаще всего используется в терапии нарушений поведения, так или иначе связанных с классическими фобиями (боязнь пауков, змей, мышей, замкнутого пространства и т.д.) или социальны­ми страхами.

Суть метода сводится к тому, что в процессе терапии создают­ся условия, при которых клиент таким образом конфронтируется с ситуациями или стимулами, которые у него вызывают реакции страха, что страх не возникнет. При многократном повторении такого рода конфронтации добиваются либо угашения реакции страха (в результате реципрокного торможения), либо ее замеще­ния иной реакцией, со страхом несовместимой (ярости, злости, сексуального возбуждения, релаксации). Во втором случае осно­вой десенсибилизации становится принцип контробусловливания, открытый Вольпе.

Принципиально существуют два пути достижения десенсибилизации.

Первый путь заключается в том, что терапевт очень береж­но и осторожно изменяет некоторые характеристики ситуаций или объектов, вызывающих у клиента страх, начиная с такой интен­сивности стимулов, при которой клиент сам в состоянии контро­лировать реакции страха. Часто при этом используют моделирова­ние - т.е. терапевт или ассистент демонстрирует, как он сам без страха справляется с такими ситуациями. Речь здесь, таким обра­зом, идет о том, чтобы составить иерархию стимулов, различаю­щихся по степени опасности, и впоследствии систематически учить

клиента справляться с этими ситуациями, последовательно уве­личивая степень опасности.

Пример. Женщина обращается за помощью к психотерапевту после того, как она на полном ходу в панике выпрыгнула из автомобиля, увидев, как по ее ноге ползет паук. Она и раньше очень боялась пауков, на после этого случая решила, что с ней что-то не в порядке.

После предварительной поведенческой диагностики с женщиной состав­ляют и детально обсуждают план терапии, основанной на методике систе­матической десенсибилизации. В качестве цели определяется следующее: клиентка должна быть в состоянии дать пауку проползти по ее руке и пред­плечью, сама снять его и выпустить на волю.

В ходе анализа выстраивают следующую иерархию стимулов:

1. А. Видеть, как маленький паучок ползает в другом конце комнаты.

Б. Видеть, как большой лохматый паук ползает в другом конце комнаты.

2. А. и Б. Видеть, как маленький (А) или большой лохматый паук (Б) ползет в моем направлении.

4. Накрыть паука стаканом и подсунуть под стакан плотный лист бумаги.

5. Поднять пойманного в стакан паука и поносить по комнате.

6.Просунуть в стакан палец и потрогать паука.

7.Дать пауку возможность поползать по кисти руки.

8. Дать пауку поползать по кисти руки, потрогать его пальцем.

9. Накрыть паука ладонью на своей руке.

10. Поймать паука в кулак и выпустить на улицу.

Этот план последовательно осуществляется, причем ассистент тера­певта сам с улыбкой демонстрирует, как это может быть сделано. При по­явлении признаков панических реакций конфронтация моментально пре­кращается и степень опасности ситуации снижается.

Второй путь десенсибилизации заключается в том, что си­туация, которая раньше вызывала страх, связывается с чувством, которое со страхом несовместимо, например, с чувством спокой­ствия. В итоге ситуации, которые раньше вызывали страх нараста­ющей силы, после контробусловливания начинают вызывать на­растающей силы релаксацию.

Перед конфронтацией с опасными стимулами пациента так или иначе приводят в состояние, препятствующее возникновению страха. Для этого чаще всего используют состояние релаксации. Конечно, прежде чем использовать это состояние, пациента нужно обучить приемам релаксации (например, с использованием аутотренинга или прогрессивной мышечной релаксации по Якобсону). Иногда (впрочем, довольно редко, чтобы не возникло привыкание к вне­шним терапевтическим вмешательствам) в этих же целях исполь­зуют гипноз или медикаменты. В работе с детьми в качестве подав-

ляющей страх реакции часто используют чувства радости, интере­са, удовольствия от пищи. В терапии взрослых в последнее время все чаще используется чувство уверенности в себе.

Далее с клиентом оговаривают простой знак, с помощью ко­торого он будет сообщать терапевту, что состояние релаксации достигнуто (например, клиент будет поднимать указательный па­лец правой руки). После этого клиент располагается в удобной для него позе, расслабляется и поднимает указательный палец. В этот момент терапевт читает первое описание (наименее страш­ной) ситуации. Клиент добивается релаксации, представляя себя в этой ситуации. Когда это удается, при помощи оговоренного знака клиент показывает, что можно читать следующую, более страшную ситуацию. Если расслабиться клиенту не удается, то возвращаются на ступеньку назад. Сеансы продолжают до тех пор, пока клиенту не удастся оставаться спокойным при неоднократ­ном прохождении всей цепочки ситуаций.

В этой стандартной форме десенсибилизации используется спо­собность клиента к имажинации - способности живо представ­лять в воображении свое участие в той или иной ситуации. Пред­полагается, что воображаемая ситуация и реальное участие кли­ента в ситуации тесно связаны друг с другом. Если нам удастся добиться спокойствия в воображаемой ситуации, то это спокой­ствие будет перенесено в ситуацию реальную. «Чего мы боимся в реальной жизни, того мы боимся и в воображении. Следователь­но, то, чего мы перестали бояться в воображении, не будет стра­шить нас и в реальности». Однако иногда это не срабатывает. Имажинация и реальная жизнь для некоторых клиентов означают не­сколько разные реальности, и приходится проводить десенсиби­лизацию в реальных условиях.

Тренировка «in vivo», т.е. в реальной жизни, часто оказывается довольно сложным делом, но без нее иногда процесс терапии завершить невозможно. Используя тот же принцип, что и при имажинативной десенсибилизации, клиента конфронтируют с неко­торыми реальными событиями возрастающей сложности, момен­тально уводя его из ситуации, в которой ему не удается успо­коиться, либо снижая интенсивность переменных ситуаций.

Пример. Страх управления автомобилем устраняют, добиваясь от клиента спокойствия сначала при взгляде на автомобиль или при планиро­вании автомобильной поездки, затем просят его просто посидеть в припар­кованном автомобиле, попробовать проехать по загородному шоссе на малой скорости и т.д. С клиентом моментально возвращаются на предыду­щий этап, если успокоиться ему не удается.

В качестве основного метода систематическую десенсибилиза­цию используют при любого рода страхах и фобиях, чрезмерных

чувствах стыда или вины, сексуальных функциональных нарушени­ях, навязчивостях, депрессии и заикании. Часто десенсибилиза­ция комбинируется с другими методами поведенческой психоте­рапии, например в тренинге социальных навыков, при терапии застенчивости или неконтролируемой агрессивности.

После окончания терапии клиент, прошедший все этапы десенсибилизации, обычно вполне способен самостоятельно планировать и осуществлять десенсибилизацию применительно к вновь возникающим или остаточным страхам. Для этого клиент само­стоятельно составляет иерархизированный перечень событий или ситуаций, в которых он будет тренироваться в расслаблении. Да­лее он стремится к расслаблению либо представляя себе эти ситу­ации, либо реально в них участвуя. Если десенсибилизация про­водится в отсутствие психотерапевта, то ее часто называют само­десенсибили-зацией.

Иерархизация

Как видно из предшествующего текста, систематической де­сенсиби-лизации предшествуют две процедуры, которые иногда используются и в качестве самостоятельных методов в комплекс­ных поведенческих программах. Это - иерархизация и обучение произвольной релаксации. Суть иерархизации состоит в том, что в терапевтических целях совместно с клиентом отыскиваются по­следовательно усложняющиеся ситуации или цепочки поведенчес­ких актов. Начиная с крайне простых навыков или ситуаций, клиент сам или с помощью терапевта последовательно вв1бирает все более комплексное и сложное поведение, все более сложные или опасные ситуации, составляя таким образом некоторую иерархию.

При терапии сложных комплексных социальных страхов, в процессе систематической десенсибилизации, клиенту предлага­ется вспомнить, отобрать и расположить в порядке их «трудно­сти» различные социальные ситуации, вызывающие страх или иные поведенческие затруднения.

Традиционно различают два типа иерархий - тематическую и прост-ранственно-временную. В случае тематической иерархизации ранжированию подвергаются ситуации или события из разных сфер жизни, объединенных одной «темой». Если речь, например, идет о страхе оказаться в ситуации, требующей определенных дости­жений (страх ошибки, страх показаться неполноценным), то для

иерархизации могут быть отобраны ситуации экзамена, отчета на рабочем совещании, сдачи работ заказчику, присутствия на ро­дительском собрании в школе.

Пространственно-временная иерархизация, напротив, касается одной и той же ситуации, в которой меняются пространственные или временные характеристики. При страхе показаться неполно­ценным может быть выбран тот же экзамен, но будет изменяться время, через которое он произойдет (через полгода, через месяц, через неделю, завтра, через час, вот сейчас нужно будет ответить). Для терапии страха собак может быть изменена дистанция, отделя­ющая пациента от собаки, или другие пространственные характе­ристики (например, собака может быть заперта в квартире).

В тренинге социальных навыков часто используют иерархизацию по социально-психологическим параметрам партнеров. Для этого меняют некоторые характеристики партнера, стиль взаимо­действия или характер межличностных отношений. Изменять в этом случае можно место действия, число партнеров, степень автори­тарности, агрессивности или доброжелательности партнера и т.д.

Вне зависимости от типа иерархизации полученные ситуации ранжируются по степени их трудности. Полученная иерархия да­лее используется для десенсибилизации или может быть включе­на в иные методы терапии (моделирование, сукцессивное фор­мирование поведения, тренинг социальных навыков и пр.).

Эффект иерархизации в этом случае заключается в том, что перед клиентом возникает ясная перспектива последовательных действий, каждое из которых будет подкрепляться успехом.

Основные понятия

Фобия - иррациональный страх перед не представляющими опасно­сти предметами или ситуациями. Невротические социальные страхи (фо­бии) возникают перед ситуациями социального взаимодействия.

Иерархизация - процесс отбора, анализа и ранжирования по степени трудности или опасности ситуаций или навыков с изменением их простран­ственно-временных, содержательных или социально-психологических ха­рактеристик.

Систематическая десенсибилизация - терапевтические меропри­ятия, при которых клиент последовательно конфронтируется с вызываю­щими страх и иерархически организованными событиями или стимулами таким образом, что в процессе конфронтации эти события или стимулы страх не вызывают. Метод часто комбинируют с методами иерархизации и контр-обусловливания. Часто саму эту комбинацию называют системати­ческой десенсибилизацией.

Синоним: систематическая десенситизация.

Контр-обусловливание - метод поведенческой психотерапии, заключающийся в том, что страх последовательно замещается эмоцией, со страхом не совместимой (злостью, сексуальным возбуждением; в совре-


менных формах - релаксацией, удовольствием от пищи, чувством уве­ренности в себе). После серии сеансов формируется условная связь ситу­ации, которая раньше вызывала страх, с новой эмоцией, замещающей страх.

Реципрокное торможение - уменьшение силы одной реакции под воздействием одновременно вызванной альтернативной реакции. Принцип реципрокного торможения лежит в основе систематической десенсиби­лизации и контробусловливания. Реципрокное торможение в этих мето­дах заключается в том, что реакция страха тормозится одновременно воз­никающей эмоциональной реакцией, со страхом не совместимой. Если это торможение происходит систематически, то ослабляется условная связь между ситуацией и реакцией страха.

Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования. - М., 2000. - С. 340 - 343 (Реинтерпретация «случая маленького Ганса» в духе классического обусловливания страхов).

ЛазарусА. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии. - М., 2000 (Описание метода систематической десенсибилизации одним из самых известных учеников Дж. Вольпе. Использование образов в де­сенси-билизации).

Уолп Д. (Вольпе Д.). Психотерапия посредством реципрокного тор­можения // Техники консультирования и психотерапии: Тексты / Под ред. У. С. Сахакиан (Описание метода «из первых рук»). - М., 2000. - С. 349-382.

(Eye Movement Desensitization and Reprocessing therapy, EMDR ) был разработан американкой Френсин Шапиро и очень успешно применяется при лечении ПТСР. В 1987 году во время прогулки она заметила, что движения глаз уменьшают стрессовые воспоминания.

В основе метода лежит представление, что любая травмирующая информация бессознательно перерабатывается и усваивается мозгом во время сна - в фазу быстрого сна (другие названия: фаза сна с быстрыми движениями глаз, БДГ-сон, REM-фаза от - rapid eye movement). Именно в эту фазу сна мы видим сновидения. Тяжелые психотравмы нарушают естественный процесс переработки информации, что приводит к повторяющимся ночным кошмарам с пробуждениями и, разумеется, к искажениям БДГ-сна. Лечение с помощью повторных серий движения глаз деблокирует и ускоряет переработку травматического опыта.

Проводится от 1-2 до 6-16 сеансов лечения длительностью по 1-1,5 часа. Средняя частота - 1-2 раза в неделю.

Стандартная процедура десенсибилизации и переработки движениями глаз содержит 8 стадий .

1) Оценка безопасности

Психотерапевт анализирует всю клиническую картину и выделяет цели лечения . Использовать метод ДПДГ можно только у тех пациентов, которые способны справляться с возможным высоким уровнем беспокойства во время сеанса. По этой причине психотерапевт сперва помогает справиться с текущими проблемами и только потом берется за давние психотравмы. В конце прорабатывается и будущее путем создания и закрепления в воображении пациента «положительного примера » поведения.

На этой стадии пациентов также обучают снижать уровень стресса с помощью:

  • воображения безопасного места ,
  • техники светового потока (представление исцеляющего луча света, который проникает в организм),
  • самостоятельного использования движений глаз или нервно-мышечного расслабления .

2) Подготовка

Устанавливают продуктивные доверительные отношения с пациентом , объясняют суть метода десенсибилизации и переработки движениями глаз. Выясняют, какие виды движений глаз из предложенных являются наиболее комфортными для пациента. Появление боли в глазах при выполнении движений требует немедленного прекращения лечения с консультацией офтальмолога для выяснения возможных противопоказаний к нагрузкам на глазодвигательные мышцы.

Для тестирования психотерапевт показывает 2 соприкасающихся пальца своей руки на расстоянии 30-35 см от лица пациента, а затем с постепенным ускорением двигает пальцами влево-вправо до края зрительного поля. Подбирают оптимальное расстояние до пальцев, высоту руки, скорость движения (требуется максимальная, но без дискомфорта). Если пациенту не удается уследить за пальцами или возникает сбой (остановка, непроизвольные движения глаз), обычно достаточно, чтобы пациент надавил себе пальцами на закрытые глаза. Проверяют эффективность других движений глаз - по кругу, диагонали, восьмеркой. Вертикальные движения глаз (вверх-вниз) успокаивают и снижают беспокойство, подавляют головокружение и тошноту.

Одно движение глаз - это полный цикл туда и обратно. В технике десенсибилизации и переработки движениями глаз применяются серии по 24 движения , количество которых можно увеличить до 36 и более.

Если движения глаз невозможны или дискомфортны, используются альтернативные методы стимуляции :

  • поочередное постукивание по лежащим на коленях и обращенным кверху ладоням пациента,
  • поочередное пощелкивание врачом пальцами возле ушей.

Для снижения тревожности пациента обучают технике «Безопасное место» . Предлагается вспомнить спокойное место, где он чувствовал себя в полной безопасности, и сосредоточиться на этом образе. Образ усиливается внушением психотерапевта, а также 4-6 сериями движений глаз. В дальнейшем при необходимости пациент может самостоятельно вернуться в воображении в безопасное место.

Также пациенту объясняют, что он в любой момент может прервать процедуру , подняв руку или подав другой условный сигнал. Это служит дополнительным фактором безопасности пациента.

3) Определение предмета воздействия

Психотерапевт определяет цель воздействия . При ПТСР целями воздействия могут быть психотравмирующее событие, кошмары и другие переживания.

После выбора цели воздействия пациенту предлагают подобрать образ, который отражает саму неприятную часть травмирующего события, а затем просят словами выразить болезненные представления о себе (в настоящем времени и от своего имени), например: «я ничтожество », «я делал что-то плохое », «я не могу доверять самому себе », «я не заслуживаю уважения » и др.

Далее нужно определить позитивное представление - каким пациент хочет быть в настоящее время, когда вспоминает о травмирующей ситуации: «я хорош такой, как я есть », «я могу доверять самому себе », «я контролирую себя », «я сделал лучшее, что мог », «я могу справиться с этим ». Это позитивное представление используется позже, на 5-й стадии (инсталляции). Положительное самопредставление облегчает правильную переоценку событий и способствует более адекватному к ним отношению. Адекватность такого самопредставления пациенту предлагается интуитивно оценить по 7-балльной (ШСП). Если набран 1 (минимальный) балл, означающий «полное НЕсоответствие истинному представлению о себе », психотерапевт должен взвесить реалистичность пожеланий пациента.

После этого пациент вслух называет негативные эмоции , которые возникают у него при сосредоточении на психотравме и болезненных представлениях о себе, а также оценивает уровень беспокойства по Шкале субъективного беспокойства (ШСБ) от 0 (полный покой) до 10 баллов (максимальное беспокойство).

4) Десенсибилизация

Цель - снизить уровень беспокойства пациента.

На этой стадии пациент должен следить глазами за движения пальцев психотерапевта, одновременно вспоминая самую неприятную часть травмирующего события и параллельно повторяя про себя (не вслух) болезненные представления типа «я ничтожество », «я делал что-то плохое ». После каждой серии движений глаз пациенту говорят: «А теперь отдыхайте. Сделайте вдох и выдох. Пусть все идет, как идет ». Затем спрашивают, есть ли какие-то изменения зрительных образов, мыслей, эмоций и физических ощущений (это индикаторы внутренней переработки психотравмы).

Обычно чередование таких серий движений глаз с отдыхом приводит к снижению эмоционального и физического напряжения, а воспоминания становятся более комфортными. Цель стадии десенсибилизации - снизить уровень беспокойства пациента при воспоминании психотравмы до минимального уровня в 0 или 1 балл по ШСБ (Шкале субъективного беспокойства).

В процессе лечения методом десенсибилизации и переработки движениями глаз возможно краткосрочное усиление отрицательных эмоций или отреагирование (абреакция ). Однако отреагирование происходит немного иначе, чем при гипнозе , потому что у пациента сохраняется двойная фокусировка (на психотравме и на чувстве безопасности в настоящем) в отличие от полного погружения при гипнозе. Во время сеанса ДПДГ отрегирование происходит в 4-5 раз быстрее, чем при трансе . Если началось отреагирование, психотерапевт увеличивает количество движений глаз до 36 и больше, чтобы по возможности завершить отреагирование в течение текущей серии.

Если после 2 подряд серий движений глаз пациент не ощущает никаких изменений в мыслях и эмоциях, нужно сменить направление движений глаз . Неэффективность смены 2-3 направлений движения глаз свидетельствует о заблокированной переработке (дополнительных стратегий.

Дополнительные стратегии при заблокированной переработке:

1) Изменение направления, длительности, скорости или размаха движений глаз. Оптимальнее - сочетать эти приемы.

2) Во время подбора движений глаз пациента просят сосредоточиться только на ощущениях в теле (без образа психотравмы и положительного самопредставления).

3) Стимулирование пациента открыто выражать подавленные эмоции и свободно двигаться. Параллельно проводят движения глаз.

4) Надавливание пациентом (пальцем, рукой) в месте дискомфорта , при этом негативные ощущения уменьшаются или появляются ассоциативные образы, на которые в будущем воздействуют.

5) Сосредоточение на другом аспекте события (подумать о другом образе психотравмы, изменить яркость представления, перекрасить в черно-белый цвет). Или сконцентрироваться на самом тревожном звуковом стимуле.

6) Когнитивное взаимопереплетение - сочетать мысли и ощущения пациента со вспомогательной информацией психотерапевта. Возможны различные варианты когнитивного взаимопереплетения:

  1. психотерапевт объясняет пациенту правильное понимание событий прошлого и его роли. Пациент думает о сказанном во время проведения серии движений глаз.
  2. переопределение травмирующей ситуации через обращение к значимым для пациента лицам . Например, участник военных действий чувствовал вину за то, что его лучший друг в бою не выполнил приказ командира пригнуться и был убит, в то время как сам пациент пригнулся и остался жив. Психотерапевт посоветовал подумать о том, что бы велел сделать пациент, будь на месте друга 16-летний сын пациента. После ответа «пригнуться!» и серии движений глаз чувство вины значительно снизилось, а проработка ситуации была завершена.
  3. использование подходящих аналогий (метафор) в форме притч, историй или примеров из жизни. Психотерапевт проводит параллели с ситуацией пациента и дает скрытые подсказки для разрешения проблемы. Это можно сделать как во время серии движений глаз, так и до нее с предложением обдумать во время серии.
  4. сократический диалог (по имени древнегреческого философа Сократа). Во время беседы психотерапевт последовательно задает вопросы, подводя пациента к определенному логическому выводу. После предложения обдумать проводят серию движений глаз.

В ходе переработки основной психотравмы в сознании пациента могут всплывать дополнительные негативные воспоминания . Их следует сделать объектом фокусировки на следующей серии движений глаз. В ходе лечения ПТСР у участников боевых действий нужно переработать весь ассоциативный материал (боевые эпизоды, воспоминания, звуки, ощущения и т.д.).

Когда все ассоциации переработаны, следует вернуться к начальной цели (психотравме) для выполнения дополнительных серий движений глаз. Если в течение 2-3 серий не появляется новых воспоминаний, а уровень беспокойства по ШСБ не выше 1 балла из 10 (в идеале 0 баллов), то переходят к следующей (5-й) стадии - инсталляции.

5) Инсталляция

Цель - повысить и закрепить самооценку пациента, связав положительное самопредставление с психотравмой.

После десенсибилизации (4-я стадия) пациента просят вспомнить свое позитивное представление (каким он хотел себя видеть на 3-й стадии) и спросить, годится ли оно сейчас. Многие пациенты уточняют или даже изменяют значимое для них самопредставление.

Затем пациенту предлагают подумать о психотравме с учетом озвученного позитивного представления о себе и ответить, насколько оно соответствует истине. Пациенту предлагают вспоминать психотравму с позиции положительного представления о себе, в то время как психотерапевт проводит необходимое для закрепления эффекта количество серий движений глаз.

Если закрепление увенчалось полным успехом (7 баллов по субъективной 7-балльной Шкале соответствия представлений ), то переходят к стадии сканирования тела (6-я стадия). Если же из-за неполной переработки дополнительных воспоминаний и негативных убеждений желаемого (максимального) уровня закрепления добиться не удается, то лечение ДПДГ откладывают на следующий сеанс, а этот завершают (7-я стадия - завершение).

6) Сканирование тела

Цель - устранение остаточного дискомфорта в теле.

Если закрепление на стадии инсталляции завершилось успехом (6-7 баллов по субъективной 7-балльной шкале), проводят сканирование. Пациента просят закрыть глаза и, представляя психотравму и положительное самопредставление, мысленно пройтись по всем частям своего тела с головы до пяток.

Нужно сообщать обо всех местах дискомфорта или необычных ощущений. Если дискомфорт где-то обнаружен, его прорабатывают с помощью новых серий движений глаз. Если вообще никаких ощущений нет, то проводят серию движений глаз. При возникновении приятных ощущений их усиливают дополнительной серией ДПДГ. Иногда приходится вернуться на несколько стадий назад для проработки новых всплывших негативных воспоминаний.

7) Завершение

Цель - достижение пациентом эмоционального равновесия независимо от завершенности переработки психотравмы.

Для этого психотерапевт использует гипноз или технику «Безопасное место» (описана на 2-й стадии). Если переработка не завершена, то после сеанса вероятно неосознанное продолжение переработки. В таких случаях пациенту рекомендуется записать (запомнить) беспокоящие его мысли, воспоминания и сны. Они могут стать новыми целями воздействия на сеансах ДПДГ.

8〉 Переоценка

Цель - проверить эффект предыдущего сеанса лечения.

Переоценку проводят перед каждым новым сеансом десенсибилизации и переработки движениями глаз. Психотерапевт оценивает реакцию пациента по отношению к ранее переработанным целям . Перерабатывать новые цели можно только после полной переработки и усвоения предыдущих.

Особенности метода ДПДГ в лечении участников боевых действий

Многие ветераны военных конфликтов страдают от мучительного чувства самообвинения в связи с их поступками во время боевых действий. Необходимо объяснить пациенту:

  1. если бы пациент был действительно настолько плохой человек, как он считает, то не стал бы так сильно страдать . Плохих людей совесть не мучает десятилетиями.
  2. страдания уже никак не помогут погибшим , но сильно помешают полноценно жить выжившим.
  3. болезненные симптомы ПТСР являются результатом удерживания психотравмы в нейронных сетях мозга, а лечение поможет освободиться от «застревания» негатива . Важно обратить внимание, что приобретенный боевой опыт сохранится в памяти, ведь лечение направлено только на избавление от страданий и переживаний, а не на потерю памяти на военные события. Лечение поможет жить более полноценной жизнью, даст больше возможностей почтить память погибших и помочь бывшим сослуживцам в трудную минуту.

Помимо чувства самообвинения, большой проблемой являются вспышки неконтролируемого гнева . Они могут привести к распаду семьи и проблемам с законом. Лечение у психотерапевта поможет лучше контролировать свое поведение. Дополнительно пациентов обучают :

  • технике «Безопасное место»,
  • упражнениям на расслабление,
  • самостоятельному использованию движений глаз для успокоения.

Лечение пациентов с ПТСР при помощи метода ДПДГ является высокоэффективным и может полностью устранить неприятные симптомы. Возможно сочетание ДПДГ с другими психотерапевтическими методиками, а также с лекарственными препаратами.

Использование метода ДПДГ в лечении сексуальных нарушений

Минимум 11% бывших участников военных действий нуждаются в сексологической помощи. При наличии ПТСР этот уровень еще выше, однако большинство их по разным причинам не обращается к сексологу. Наиболее распространены следующие проблемы :

  • тревожное ожидание сексуальной неудачи (психогенная эректильная дисфункция),
  • последствия злоупотребления алкоголем,
  • проблемы в отношениях с людьми из-за симптомов ПТСР.

На фоне сексуальных неудач у таких людей усиливается ревность , а вспышки гнева становятся все более разрушительными и непредсказуемыми. Исходя из сказанного, лечение сексуальных нарушений должно обязательно входить в программу реабилитации людей с ПТСР, что позволит им повысить самооценку, достичь психологического комфорта и гармонизировать отношения в браке.

Можно помочь пациентам, которые:

  • не могут забыть свои неудачи в постели,
  • получали негативную информацию по поводу своей потенции,
  • имеют ложные убеждения в отношении половой жизни,
  • помнят любые события, вызывающие тревогу и страх перед половым актом.

Проводится 2-6 сеансов с частотой 1-2 в неделю. Длительность каждого 1-1,5 часа.


Метод предложен J. Wolpe (1952), является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Разрабатывая свой метод, автор исходил из следующих положений.
Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включающее интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым человеком в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание - не вызывающий страха стимул погасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода. Однако эксперименты, основанные на двухфакторной модели избегания, показали, что механизм действия систематической десенсибилизации включает и столкновение с ситуацией, прежде вызвавшей страх, реальное тестирование ее, помимо противообусловливания.
Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации пациент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации от самых легких к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.
В самой процедуре систематической десенсибилизации можно выделить 3 этапа:

  1. овладение методикой мышечной релаксации;
  2. собственно десенсибилизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).
Тренировка мышечной релаксации по методике прогрессирующей мышечной релаксации Jacobson проводится в ускоренном темпе и занимает около 89 сеансов.
Составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. В связи с тем, что у больного могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы пациент должен составить список от самых легких ситуаций до более тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психотерапевтом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха в такой ситуации, т. е. она не должна быть воображаемой.
Собственно десенсибилизация. Обсуждается методика обратной связи - информирование пациентом психотерапевта о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее - поднятием пальца левой руки. Представления ситуаций осуществляются согласно составленному списку. Пациент воображает ситуацию 5-7 с, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации; этот период длится до 20 с. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. В течение одного занятия отрабатываются 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуации, возвращаются к предшествующей ситуации.
При простых фобиях проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях - до 12 и более.
В настоящее время показаниями для использования методики систематической десенсибилизации являются, как правило, монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди применительно к каждой фобии.
Систематическая десенсибилизация менее эффективна, когда тревога подкрепляется вторичным выигрышем от болезни. Например, у женщины с агора- фобическим синдромом, со сложной домашней ситуацией, угрозой ухода из дома мужа страх подкрепляется не только уменьшением его, когда она остается дома, избегает ситуаций, в которых он появляется, но и тем, что она удерживает мужа дома с помощью своей симптоматики, получает возможность видеть его чаще, легче контролирует его поведение. В этом случае метод систематической десенсибилизации эффективен только при сочетании его с личностно-ориентированными видами психотерапии, направленными, в частности, на осознание больной мотивов своего поведения.
Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни) включает только 2 этапа:
  1. составление иерархии ситуаций, вызывающих страх;
  2. собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях).
В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности. На втором этапе врач или медицинская сестра сопровождает больного, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психотерапевта, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливаю- щими факторами, факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому эта методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психотерапевта с больным.
Вариантом методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется при работе с детьми, реже - со взрослыми. Здесь также составляется список ранжированных по степени испытываемого страха ситуаций. Однако на втором этапе кроме побуждения психотерапевтом пациента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование (выполнение другим пациентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку).
Еще одним вариантом десенсибилизации для лечения детей является эмо- тивное воображение. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психотерапевт при этом направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывавшими ранее страх. Методика эмотивного воображения включает 4 стадии:
  1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
  2. Выявление любимого героя (или героев), с которыми ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.
  3. Начало ролевой игры. Ребенка просят с закрытыми глазами вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.
  4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлекается в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующим ситуациям и т. д.
Методика, подобная эмотивному воображению, может быть использована и in vivo.

Допустимые, возможные терапии по устранению или уменьшению выраженности социальных страхов у подростков 16-18 лет.

Чтобы правильно и приблизительно точно выявить проблему, часто используется вспомогательный метод, выявления определенного социального страха или фобии у ребенка – наблюдение за поведением, структурированный в соответствии с проблемой ребенка. В идеале оценка проблемного поведения должна происходить в естественной среде, где оно имеет обыкновение происходить.

Соответственно, разработаны оценочные процедуры наблюдения за поведением, направленные на его измерение. Процедуры используются с детьми в классе или дома. Наблюдению могут быть обучены родители, учителя. Когда они научатся наблюдать за поведением подростка, то можно научить их производить поведенческий анализ проблемы и изменять собственное поведение, чтобы модифицировать проблемное поведение подростка.

Психологические опросы и тесты можно применять на этапе диагностики. Так же на данном этапе используется визуальное наблюдение за поведением подростка в различных ситуациях.

После выявления проблемы, использование методов по ее устранению или уменьшению выраженности социальных страхов.

Описание допустимых, возможных методов устранения или уменьшения выраженности социальных страхов у подростков 16-18 лет.

Систематическая десенсибилизация.

Психотерапия систематической десенсибилизацией - форма поведенческой психотерапии, служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. Разработана Дж. Вольпе на базе экспериментов И.П. Павлова по классическому обусловливанию.[сайт: http://www.psychologos.ru/articles/view/sistematicheskaya_desensibilizaciya_po_volpe].

Начиная с 1952 года, когда (еще в Южной Африке) появились первые публикации Джозефа Вольпе, посвященные этому методу, систематическая десенсибилизация чаще всего используется в терапии нарушений поведения, связанных с классическими фобиями (боязнь пауков, змей, мышей, замкнутого пространства и т.д.) или социальными страхами. [сайт: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2096].

При использовании систематической десенсибилизации психолог, выделив специфичиские события, запускающие неоправданную тревогу, выстраивает их иерархию, в которой ситуации, вызывающие страх, упорядочены от наименее страшного к наиболее пугающей ситуации. [книга соц.срахи и фобии].

Суть метода сводится к тому, что в процессе терапии создаются условия, при которых подросток таким образом конфронтируется с ситуациями или стимулами, которые у него вызывают реакции страха, что страх не возникнет. При многократном повторении такого рода конфронтации добиваются угашения реакции страха, клиент привыкает спокойно воспринимать ранее вызывавшие страх стимулы.


Десенсибилизация достигается тем, что психолог очень бережно и осторожно изменяет некоторые характеристики ситуаций или объектов, вызывающих у клиента страх, начиная с такой интенсивности стимулов, при которой клиент сам в состоянии контролировать реакции страха. Часто при этом используют моделирование - т.е. терапевт или ассистент демонстрирует, как он сам без страха справляется с такими ситуациями. [сайт: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2096].

Десенсибилизация заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать страх. Иногда для закрепления ситуации рекомендуется повторить процедуру. [ книга соц.страх и фобия].

После прохождения курса десенсибилизации выздоровление наступает у 70-80% страдающих страхами. [ книга соц.страх и фобия].

Пример. Психолог выявляет конкретный аспект, который вызывает необоснованный страх у подростка. После чего составляет иерархию ситуаций, вызывающих страхи у подростка, т.е. располагает их по порядку от менее «страшного», с чем подросток может справиться самостоятельно, к более пугающей ситуации. Согласовывает обязательно с подростком, необходимо его согласие, разработанную программу.

Психотерапия систематической десенсибилизацией - форма , служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. Разработана Дж. Вольпе на базе экспериментов по классическому обусловливанию (Wolpe J. Praxis der Verhaltentherapie, Bern, 1974). Основывается на предположении, что при происходит генерализация , и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель - добиться угашения , в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением.

Согласно Вольпе, торможение реакций страха имеет три этапа;

  1. составление списка пугающих ситуаций или стимулов с указанием их значимости или иерархии;
  2. обучение какому-либо методу мышечной релаксации с целью формирования навыка создавать физическое состояние, противоположное состоянию при эмоции страха, то есть навыка тормозить реакцию страха;
  3. поэтапное предъявление пугающего стимула или ситуации в сочетании с применением метода мышечной релаксации. Примером может быть работа с транспортной фобией. Больного обучают, например, методу аутогенной тренировки. Затем больного учат представлять себя находящимся в метро, сохраняя ровное дыхание и расслабленные мышцы. Затем инструктор может спуститься с ним в метро, помогая контролировать дыхание и состояние мышц. Затем инструктор может проехать с больным вместе одну остановку. На следующий день больному предлагается одному спуститься в метро, контролируя дыхание и состояние мышц, на следующий - проехать одну остановку, и так далее до исчезновения реакции страха.

Процедура психотерапии систематической десенсибилизацией состоит из нескольких этапов. На первом этапе пациент обучается методике глубокого расслабления (при помощи гипноза или наркотизации); на втором этапе терапевтом и пациентом составляется так называемый „Лист иерархии страхов“, в начале которого указывается ситуация (или предмет), вызывающая наименьший страх, в конце - наибольший, с промежуточными 8–15 ситуациями; на третьем этапе начинается собственно тренинг десенсибилизации. При этом пациенту, который находится в состоянии полного расслабления, предлагается мысленно воспроизвести такую ситуацию, которая вызывает у него минимальный страх, и постараться „вжиться“ в нее. Таким образом прорабатываются все позиции „Листа иерархии страхов“. Когда данный метод применяется по отношению к маленьким детям, то в качестве положительного подкрепления используют не расслабление, а, например, возможность заниматься с другими детьми, ласка взрослого, лакомства; пугающие же ситуации сценически проигрываются или предъявляются на картинках. Метод имеет наибольший эффект тогда, когда можно достаточно точно определить ту ситуацию (или предмет), в которой произошла фиксация страха (или стыда).

Литература: Свядощ А.М. Неврозы, М., 1982, с. 273–277; Wolpe J. Experimental neuroses as learned behavior, „British J. Psychol.“, 1952, 43, p. 243–268.

Развитие техники систематической десенсибилизации

Долгое время систематическая десенситизация была царицей техник в борьбе с тревогой. Однако в настоящее время идеи Вольпе о трех этапах торможения реакций страха используются достаточно изолированно, а техники работы с тревогой несколько видоизменились. Например, большое распространение получила техника конфронтации с подавлением тревожной реакции (exposure/response prevention). Конфронтация означает помещение клиента в пугающую ситуацию. Обычно при этом у клиента возникает выраженная реакция страха, сопровождающаяся поведением избегания. Согласно теории научения, поведение избегания закрепилось в силу негативного подкрепления, так как приводило к уменьшению реакции страха. Главная цель этого метода - предотвратить реакцию избегания. Запрет на избегание может быть, например, в форме контракта с клиентом на проведение эксперимента, цель которого - убедиться в необоснованности собственных опасений.

Например, можно предложить клиенту с социальными страхами и ожиданием враждебных реакций со стороны окружающих спрашивать на улице у идущих навстречу прохожих, который час. По мере проведения такого эксперимента и получения в основной массе доброжелательных или спокойно-равнодушных ответов клиент убеждается в необоснованности своих опасений (реакция страха не находит подкрепления) и его напряжение на улице спадает, то есть в результате конфронтации с пугающей ситуацией поведение меняется: меняются ожидания и происходит научение. Подробнее см.