Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Проблемы с краткосрочной памятью. Память стала подводить: что делать? Понятие: рассеянность плохая память у человека

При поисках расширенного определения памяти в справочных изданиях находим классификацию этого термина с физиологической точки зрения и с культурной – память способствует накоплению и хранению богатого жизненного опыта человека. По отношению ко времени сохранности, она подразделяется на кратковременную и долговременную. При долговременном виде памяти нелегко запоминается материал, зато воспроизвести усвоенное человек всегда сможет, даже спустя многие годы. Кратковременный вид характеризуется быстротой усвоения и более кратким временем сохранения информации.

В зависимости от эмоционального восприятия материала и оперативного употребления его, человек пользуется нужным видом памяти. Кроме того, память, исходя от степени осмысливания материала, бывает механической и логической. Заучивание иностранных слов, запоминание номеров телефонов – примеры механической памяти. При усвоении информации с пониманием смысловой связи между объектами, вступает в действие логическая память.

Понятие предела вместимости для памяти отсутствует, но каждая личность имеет свой порог различного ее вида. Поэтому определенной нормы для понятия потери или ухудшения памяти нет. Так, при развитии суперпамяти человеком сразу и надолго запоминаются мельчайшие детали нужного ему материала. Во время стремительного накопления информации, музеи, библиотеки и сети интернета заменяют нам долговременную память.

Причины

Обычно мы не анализируем процесса памяти, употребляя ее рефлекторным образом, пока не столкнемся с явными ухудшениями восприятия и воспроизведения информации даже в небольших объемах. Любое, кажущееся незначительным, действие и любой элементарный процесс может способствовать функциональному расстройству работы памяти. Разберемся с причинами ухудшения памяти у молодых и пожилых людей.

Причины, приводящие к ухудшению памяти, можно конкретизировать следующим подразделением:

  1. Возрастные изменения.
  2. Следствия поражений головного мозга:
  3. онкологические заболевания;
  4. инсульты;
  5. черепно-мозговые травмы.
  6. Изменения, связанные с ухудшением работы других важных органов.
  7. Неурегулированный прием седативных лечебных препаратов и наркотических средств.
  8. Злоупотребление табакокурением и приемом алкоголя, неправильное питание.
  9. Стрессовые ситуации, нарушение режима ночного сна.
  10. Резкое изменение образа жизни и местности пребывания.
  11. Повышенные нагрузки при умственной работе, связанной с запоминанием.

Научные испытания довели важную роль гормонов в процессах мышления и запоминания. Известно, что улучшению процесса обучения и усвоения, быстрому развитию памяти, содействует принятие эстрогена, тестостерона и подобных компонентов. Окситоцин, наоборот, тормозит эти процессы памяти.

Каждый человек обладает в большей степени присущими ему аспектами памяти – зрительным, слуховым, двигательно-моторным или другим. Один лучше запомнит, если услышит, другой – если увидит, третий, изложив письменно материал.

Мозг человека функционирует через отдельные зоны. Височные отделы мозга отвечают за речь и слух, затылочно-теменные – оперируют пространственным восприятием и зрением, движение речевого аппарата и рук находятся под контролем нижнетеменных областей, при поражении которых развивается астереогнозия – невозможность ощущения предметов.

Заболевания приводищие к резкому нарушениям памяти

  • Наиболее часто на снижение функциональности памяти влияет фактор ухудшения кровообращения головного мозга. Атеросклероз сосудов способствует уменьшению прилива крови к отделам мозга, то есть провоцируется развитие недостаточности мозгового кровообращения. Все виды инсульта также развиваются в областях головного мозга, в результате чего туда прекращается приток крови.
  • Виновниками резкого ослабления памяти бывают черепно-мозговые травмы разной степени, приводящие иногда к амнезии (ретроградной или антероградной). Пострадавший ничего не помнит, галлюцинирует, воображает вещи, не происходящие с ним в реальной жизни (комфабуляции).
  • Подобным образом, в более тяжелой форме, проявляется заболевание, часто передающееся по наследству – болезнь Альцгеймера, встречающаяся наиболее часто у 70-90-летних пожилых людей. Болезнь провоцирует как полную потерю памяти и ориентации на местности, так и снижение интеллекта. Подкрадывается она незаметно – снижается степень внимания, ухудшается память. С появлением указанных симптомов лучше обратиться к врачу. Далее пациент забывает последние события, грезит эпизодами из прошлого, становится трудным в общении и апатичным человеком. Без подходящего лечения он теряет всякую ориентацию в пространстве и времени, не узнает членов семейства. Тяжелая болезнь полностью не излечима, но необходимые процедуры и уход за больным приводят к тихому и ровному ее протеканию, без осложнений и серьезных инцидентов.
  • Поражения нервной системы разного рода вирусами и бактериями приводят к воспалительным заболеваниям мозговых оболочек – менингиту, а самого вещества мозга – энцефалиту. Эти болезни излечимы при своевременном обнаружении и лечении.
  • Симптомы нарушения памяти обнаруживаются при сахарном диабете, осложнением при этом будет поражение сосудов с дальнейшим уплотнением их и отключением от деятельности головного мозга и других важных органов.
  • , через нехватку в организме йода, также ведет к ухудшению памяти. При этом человек быстро полнеет, находится в депрессивном апатичном состоянии, раздражительный, появляются отеки мышц. Помогает устранить симптомы болезни щитовидной железы правильное питание с упором на йодсодержащих продуктах – хурме, морской капусте и других морепродуктах, орехах и молочных продуктах.

К заболеваниям памяти не надо приравнивать состояние забывчивости, когда человек старается осознанно вытеснить из памяти тяжелые, очень неприятные для него или трагические события. Происходит своеобразная, необходимая для человека защита, и это надо учитывать.

Такое вытеснение из памяти неприятных жизненных фактов называется репрессией . Если же человек полагает, что ничего такого не происходило – это его отрицание . Вымещение отрицательных эмоций на другом человеке – замещение . Это три основных защитных механизма нашего человеческого разума. Пример – вымещение мужем, раздосадованным неприятностями на работе, своего озлобленного состояния на подвернувшейся под руку жене. Если подобные случаи отрицания и вымещения происходят ежедневно, тогда их можно отнести к категории проблем с памятью. Считается, что подавление в себе отрицательных эмоций приводит в дальнейшем к неврозам и депрессиям.

Лечение

При резком ухудшении памяти сначала нужно исследовать причину, какая именно болезнь возбудила данный процесс. Лечиться надо обязательно, ведь может произойти полное отторжение больного человека от общества, работы и даже семейного уклада жизни. Но принимать самостоятельно выбранные разрекламированные лекарственные препараты не следует, необходимы детальный осмотр и назначения врача.

Можно применять методы физиотерапии, к примеру – электрофорез и введение через нос глютаминовой кислоты. Разработаны и внедряются психолого-педагогические методы лечения больных с ухудшением памяти. Психолог-педагог по-новому учит пациента осознавать и запоминать информацию, при этом задействуются лишь здоровые области головного мозга. Если психолог выясняет, что пациент не способен к запоминанию и воспроизведению произнесенных вслух фраз, тогда он учит человека, как мысленно представить образы произносимых фраз и запомнить весь материал текста. Такая методика работы над собой долгая и трудоемкая. Надо не только сознательно суметь запомнить фразы, пользуясь воображением, но довести весь процесс до автоматизма, чтобы не задумываться, каким образом надо это воспроизвести.

При обращении в поликлинику, врач может выписать на первых порах для поддержания памяти ноотропные препараты. Действующим препаратом новой лекарственной серии группы ноотропов считается Ноопепт, в составе которого имеются необходимые человеческому организму аминокислоты – дипептиды. Их воздействие на нейроны в коре нашего головного мозга стимулирует улучшение концентрации внимания и восстановление памяти. Препарат хорошо действует на всех стадиях восстановления памяти пациента: при начальной обработке задаваемой информации и последующих процессах обобщения и извлечения. Его употребление может повысить сопротивляемость организма к общим факторам поражения – наркотикам, алкоголю, табаку, различного рода травмам с повреждениями головы.

При появлении указанных выше симптомов ухудшения памяти, связанных с ухудшением памяти, желательно сразу обратиться к лечащему специалисту – нейропсихологу, неврологу или терапевту для проведения лечебных исследований. Если нет возможности дожидаться врачебного диагноза, можно пробовать действовать самостоятельно. Надо учитывать, что проявления памяти находятся в прямой зависимости от внимания человека, с каким он воспринимает мимолетно проносящуюся для него информацию, поэтому не принимаемую им серьезно. В основном проявление невнимания свойственно людям старшего возраста, но не исключено оно и у молодых. Зачатки внимания, как очень существенный фактор для памяти, следует воспитывать, начиная с детского возраста. Чтобы преодолеть синдром невнимательности, приходится постоянно тренироваться, работать над своими восприятиями, заставлять себя акцентировать внимание на нужных деталях. Придется записывать важные события, вести дневник, снова учиться вести устные подсчеты чисел.

Пониманию практических основ памяти, сосредоточения и внимания помогает наука о мышлении.

Американский профессор-исследователь Лоуренс Катц детально описал в своей книге методику, активизирующую деятельность практически каждого отдела мозга, развивающую внимание, сосредоточение, память и творческие наклонности человека.

Упражнения

Развивающие упражнения из книги Лоуренса Катца:

  • Каждодневные, хорошо усвоенные виды рефлекторной деятельности, надо выполнять, закрыв глаза.
  • Проанализировать и выучить методику чтения для слепых, так называемый шрифт Брайля или постичь азбуку языка жестов, что может стать хорошим подспорьем в жизни.
  • Для левши желательно выполнять все виды повседневной работы правой рукой (писать, рисовать, чистить зубы, брать вилку и ложку, гладить и т. д.). Правша, наоборот, пусть старается делать все с помощью левой руки. Результат превзойдет все ожидания.
  • Клавиатурный набор надо производить, применяя все пальцы обеих рук.
  • Стараться чаще говорить на другом языке, изучать дополнительно иностранные языки.
  • Освоить азы простых рукоделий –вязания крючком или на спицах, вышивания, они помогают концентрации внимания.
  • Пытаться читать ранее неинтересные для вас материалы.
  • Учиться различать на ощупь достоинство монет.
  • Знакомиться с интересными людьми, общаться с ними и посещать новые места, бывать в театрах и на выставках.

Вот основное, что надо знать и учитывать при ослаблении и резкой потери или ухудшения памяти, понимая причины начала болезни и ее последствия, которые можно избежать при регулярной работе над собой.

Подробное видео о ухудшении памяти

Всем здравствуйте! Забывчивость и рассеянность, такие, незначительные на первый взгляд, нюансы, на самом деле способны разрушить профессиональную и личную жизнь человека, а если не разрушить, то сильно усложнить. Ведь согласитесь, сложно двигаться к своей цели, когда из головы вылетает куча информации?

Основные понятия

Если у вас выходит усваивать информацию, запоминать её и потом воспроизводить, когда это необходимо – у вас отличная память. Но как только в одном из этих этапов происходит сбой, то пора призадуматься, а верно ли вы с собой обращаетесь? Потому что забывчивость или невнимательность не являются врождёнными, за исключением случаев психиатрических отклонений. Значит они, возникают вследствие нашего неправильного образа жизни. Давайте для начала разграничим эти два понятия, ведь они обозначают немного разные состояния.

Забывчивость – это непосредственно сложности с памятью. Помните, в статье , мы с вами рассматривали, что она бывает кратковременной и долговременной? Так вот, информация, которая попала в кратковременный резервуар, очень быстро из него испаряется. Чтобы сохранить её в долговременной зоне, следует произвольно обратить на неё внимание. И вот тут подключается рассеянность, а именно, сложности с концентрацией этого самого внимания. И эти два фактора могут являться причиной целых катастроф, в случае, если человек с каким-либо из вышеуказанных нарушений несёт ответственность за других людей, к примеру, управляя самолётом или поездом.

Симптомы, думаю, знакомы каждому: ощущение безразличия к каким-то процессам и событиям, невозможность сосредоточиться и сконцентрироваться, проживание бессилия, чрезмерная расслабленность, бездеятельность. Частое проживание скуки, безуспешные попытки вспомнить что-то важное, приводящие к раздражительности и неудовлетворённости. Иногда возникает эффект дежавю, то есть, когда кажется, что происходящее сейчас уже случалось ранее. Чрезмерная расслабленность, порой похожая на безответственность и беспечность, вследствие чего у окружающих возникает желание взять под свой контроль выполнение каких-то ваших обязательств или вообще, вашу жизнь.

Но прежде, чем искать методы, как с этим бороться, давайте исследуем вероятные причины возникновения нарушений в когнитивных процессах.

Причины

1.Современная жизнь человека

Она не то что наполнена чередой событий, она просто переполнена. Не удивительно, что его организм периодически даёт сбой. Огромный объём информации просто невозможно уловить и удержать в голове. Ведь этой атаке мы подвергаемся как на улице, наблюдая бесчисленные биг борды и объявления, так и дома, невольно просматривая рекламу и новости, переписываясь в социальных сетях и общаясь по мобильному телефону. Так что не удивительно, что мозг, в попытках защититься, просто-напросто отключает некоторые процессы.

2.Бессонница или просто недосып

А мы ведь с вами знаем, к каким разрушительным последствиям приводит недостаток сна, так что забывчивость – это ещё цветочек по сравнению с депрессией, тяжёлым хроническим заболеванием или онкологией. Если не помните всех последствий недостатка сна, почитайте .

3.Недостаток воды

Наш организм состоит на 70% из воды, это знает каждый школьник, но употребление газированных напитков, кофе и прочего не насыщает его необходимым количеством жидкости, из-за чего очень сильно страдает мозг, давая сбои.

4.Алкоголь, наркотики и курение

Снижают эффективность мышления, скорость восприятия и вызывают спазмы сосудов, нарушая деятельность не только мозга, но и организма в целом, вызывая даже изменения в психике.

5.Диеты

Плохая память порой является следствием диет, которые просто повергают мозг в шок из-за недостатка углеводов, жиров и прочего. Чаще всего грешат этим женщины, не зря ведь даже существует формулировка «девичья память».

6.Стрессы

Могут приводить к состоянию хронической усталости, то есть к нервно-психической слабости. При такой слабости, становится очень сложно концентрироваться и вообще, запоминать информацию, хотя бы в силу того, что она становится для человека не актуальной. Об этом заболевании можете .

7.Чрезмерная сосредоточенность

Как ни парадоксально это выглядит, но невнимательность может возникать по причине чрезмерной сосредоточенности. Сейчас объясню. Когда мы увлечены каким-то процессом, мы можем не отслеживать моменты, происходящие вокруг. Ну, с кем не бывало, что задумавшись, вы не замечали, как добирались с работы до дома? Вот так и изобретатели, чрезмерно погрузившись в свои идеи, они способны творить гениальные творения, но при этом совсем беспомощны в быту.

8.Быт

Обыденность также мешают концентрироваться и отслеживать события. Ведь, когда процесс идёт по накатанной, он не требует нашего включения, а значит, сознание направляет внимание на внутренние процессы.

9.Внутреннее состояние

Если заметили, что появилась рассеянность, попробуйте прислушаться к общему состоянию, ведь нередко эти проблемы вызывают такие заболевания, как опухоль, эпилепсия, атеросклероз, провоцируют черепно-мозговые травмы, инфекции и нарушения в работе щитовидной железы.


  1. Старайтесь употреблять большое количество чистой питьевой воды, исключая газировки и сладкие напитки. И, конечно же, контролировать своё питание, включив в рацион овощи, фрукты, зелень и прочие продукты, богатые на витамины, минералы и вообще, необходимые для организма вещества.
  2. Занятия спортом, особенно йогой помогут насытить каждую клеточку вашего организма кислородом, из-за чего увеличиться его активность и работоспособность. Чтобы улучшить свою внимательность, введите в привычку медитативные практики, направленные на концентрацию и умение останавливаться и просто наблюдать за происходящим, как внутри себя, так за окружающей действительностью. Я вполне доступно для новичков описал эти способы .
  3. Используйте напоминания, в виде стикеров, оповещений и доски, на которую будете цеплять листики с заданиями и мыслями.
  4. Изучите внимательно статью . Потому что очень сложно держать в голове кучу мыслей, приступать к решению сразу нескольких дел и вообще, не понимать, в какую именно сторону в данный момент двигаться. Такая мультизадачность приведёт не только к рассеянности, но и вообще, депрессии.
  5. Уберитесь за своим рабочим столом, у каждой вещи должно быть своё место. Тогда отпадёт необходимость в излишней перегрузке вашего мозга. Вам не придётся вспоминать, куда вы положили мобильный или ключи, вы просто будете знать, где именно они должны находиться в любом случае. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом о том, как избавиться от забывчивости, вам следует провести генеральную уборку, как в голове, так и в доме, офисе.
  6. Играйте в ассоциации, то есть, если у вас проблемы с запоминанием имён – повторите про себя его несколько раз и придумайте ассоциацию, созвучную с ним. В некоторых случаях придётся создавать целый ассоциативный ряд, связанный с местом и действиями. Например, если вам надо позвонить родителям, как только доберётесь домой, то представьте образ домашнего телефона и как вы по нему звоните. Тогда, попав в квартиру и оказавшись рядом с ним, вы сразу же вспомните, что о вас переживают и надо дать о себе знать.
  7. Многие также рекомендуют это средство. Оно улучшает функцию и работу мозга. Более подробно, вы можете прочитать на этом сайте .

Заключение

Самое главное – учитесь замечать себя в настоящем моменте, тогда и с концентрацией не будет возникать сложностей. Какой бы обыденной ни казалась жизнь, она всё равно разнообразна, стоит только оглянуться, и вы заметите всё её многообразие. Если не знаете как, почитайте статью А на сегодня всё, уважаемые читатели! Кстати, на правах рекламы, вконтакте я создал группу о саморазвитии, рад буду вас там видеть. До скорых встреч.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста


Причины ухудшения памяти можно разделить на пять групп.

1. Поражения головного мозга

Все знают, что память «живет» в мозге. Но где именно?
Это, смотря, что мы ищем. Если долговременную память, то за нее отвечает кора. А вот в гиппокампе, расположенном глубоко в височных отделах, «сидят» механизмы перевода информации из кратковременной в долговременную память. Вообще, центров памяти в мозгу очень много, поэтому любое поражение этого органа может привести к ухудшению памяти. Поэтому наиболее частыми причинными в этой группе являются:
а) черепно-мозговая травма . Тут все просто: куда бы ни пришелся удар, вероятность его отрицательного влияния на какой-либо из центров памяти очень велика.
б) инсульт (нарушение мозгового кровообращения ). Кровь не поступает, центры памяти перестают полноценно функционировать. Более того, исследование голландских ученых из медицинского центра St Radboud показало, что память может ухудшиться, даже если именно ее зона – как правило, височная доля, – не была повреждена.
в) онкология . Сформировавшееся новообразование (даже доброкачественное) оказывает давление на смежные с ним области головного мозга. Кроме того, нередки случаи метастазирования в другие части органа.
г) инфекционные заболевания (энцефалит, менингит ). Воспалительные процессы, протекающие в головном мозге, отрицательно влияют как на отдельные центры памяти, так и на весь мозг в целом.

2. Заболевания других органов

Память может ухудшиться и в результате заболеваний других органов:
а) Заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы в целом (даже если это «всего лишь» повышение артериального давления). Кровоснабжение головного мозга ухудшается, следственно, он перестает выполнять свои функции полноценно.
б) Заболевания внутренних органов (почки, печень, лёгкие и т.д. ) На всех органах останавливаться не станем, поговорим лишь о почках. Ученые из США обнаружили, что заболевания почек являются причиной снижения когнитивных функций, в т.ч. ухудшения вербальной памяти.
Исследование проводилось на основании измерения скорости клубочковой фильтрации (GFR – определяет очистительную способность почек ) и уровня креатинина (конечного продукта обмена белков ) в крови. После пяти лет наблюдения была отмечена закономерность: память добровольцев ухудшалась прямо пропорционально увеличению уровня креатинина в крови и снижению скорости клубочковой фильтрации, т.е. при прогрессировании почечных заболеваний.
в) Нарушение обмена веществ . Для хорошей работы мозга необходимо, чтобы он получал все необходимые вещества. Как только обмен веществ всего организма нарушается, мозг начинает испытывать дефицит в них и перераспределять свои «ресурсы», причем центры памяти стоят далеко не в начале «очереди».

3. Неблагоприятные факторы внешней среды

К таким факторам относятся:
а) информационные перегрузки . У каждого человека есть свой «предел», и как только мозг получает бОльший объем информации, чем может переработать, он «зависает». Причем информация может быть не целенаправленно получаемой, а «хаотично бомбящей»: окружающая среда сейчас насквозь пронизана информационными потоками.
б) нехватка витаминов . Для отличной работы мозга важны, безусловно, многие витамины, но главенство занимает группа В. Эти витамины:
поддерживают работу ЦНС;
защищают клетки головного мозга от стрессов, перегрузки и преждевременного старения;
участвуют в кислородном обмене;
снижают показатели свертываемости крови;
участвуют в синтезе некоторых нейромедиаторов, запускающих нервные импульсы между нейронами.
И если все это обеспечивает функционирование головного мозга в целом, то последнее связано с памятью напрямую: нет импульса, нет работы мозга, нет памяти.
в) стрессовые ситуации . В университетах Калгари и Эксетера доказали, что стресс (но не легкий, а именно предельный ) блокирует физиологические процессы, связанные с памятью. Несмотря на то, что исследование проводилось на улитках Lymnaea stagnalis, результат довольно показателен: выдержав огромное количество раздражающих факторов, подопытные забыли абсолютно все, чему их научили ранее. Кроме того, если один стрессовый момент всего лишь понижает качество памяти, то «массированная» стрессовая атака создает кумулятивный эффект, и информация вообще перестает задерживаться в памяти.
г) недостаток, неполноценность сна . Во сне организм, в т.ч. мозг, восстанавливается: взамен погибших растут новые клетки. Соответственно, чем качественнее и продолжительнее сон, тем дольше и результативнее осуществляется восстановление. В противном случае мозг не успевает «отдохнуть», теряет способность как запоминать, так и вспоминать.
д) вредная пища . Многие продукты питания хранятся, готовятся в алюминиевой посуде. Пищевые красители также содержат алюминий. В итоге, потребляя продукты «алюминизированной» промышленности, человек обеспечивает своему организму избыток алюминия, который, кстати, крайне медленно и трудно выводится. Как следствие, появляются головные боли, мышление становится вялым, а память ухудшается.
Свой вклад вносят и «стимуляторы» вроде энергетических и тонизирующих напитков. Стимуляция, конечно, дает краткосрочный эффект, но при регулярном употреблении мозг становится «ленивым».

4. Хронические интоксикации

К причинам этой группы относятся:
а) курение . Оно практически «разлагает» мозг, нарушает способность к рассуждению, обучению, ухудшает память. Причем пагубно влияет не только активное, но и пассивное курение. Ученые из Нортумбрийского университета, проводившие исследование на трех группах добровольцев (курильщики, постоянно дышащие дымом, редко контактирующие с дымом ), доказали, что нормальные характеристики памяти наблюдались лишь в самой здоровой группе, в то время как у курильщиков этот показатель снижен на 30% , а у пассивно курящих – на 25% .
б) злоупотребление алкоголем или полный отказ от него . Специалисты University College London доказали, что употребление более 36 г чистого спирта в день ведет к раннему ухудшению памяти, а вот употребление до 20 г спирта в день такие изменения не провоцирует. Любопытно и то, что для памяти вреден полный отказ от алкоголя. Таким образом, оптимальным «графиком» употребления спиртного являются 2-4 бокала вина в неделю.
в) наркомания . Даже при однократном приеме наркотики могут нанести непоправимый вред мозгу. Например, после разового приема «безобидного» экстази – самого нейротоксичного синтетического наркотика – серотониновая система мозга повреждается настолько, что уже никогда не сможет восстановиться полностью. Некоторые наркотики действуют и после прекращения их употребления. В любом случае эти вещества нарушают саму систему передачи импульсов, вмешиваются в порядок получения, отправления и обработки информации нервными клетками.
г) интоксикация тяжелыми металлами (свинец, ртуть, талий, медь, марганец ).
Свинец занимает лидирующую позицию среди причин промышленных отравлений, ведь мест его применения очень много: свинцово-плавильные заводы, производство аккумуляторов, типографии, изготовление свинцовых красок, этилированного бензина, керамических изделий, хрустального стекла и др. Кроме того, угроза поражения свинцом есть и вблизи крупных автодорог.

У ртути же есть три основных источника:
Амальгама (в зубных пломбах ). Пломба среднего размера содержит 750 000 мкг ртути, из них 10 мкг высвобождается ежедневно. Плюс ртуть выделяется быстрее, если амальгаму нагреть до температуры горячего чая.
Вакцины. Мертиолят – органическое соединение ртути – имеется в вакцинах против гриппа, гепатита В, АКДС и является более опасным, чем ее пары.
Рыба. Содержащаяся в ней ртуть уже прореагировала с защитными молекулами, и существенной опасности для здоровья не представляет. Но все-таки переедать тунца не стоит.
Кроме того, потенциальными источниками ртути в доме являются термометры, термостаты, ртутные переключатели и барометры.
д) злоупотребление лекарственными препаратами . Ухудшение памяти является побочным действием множества препаратов. Если же данными лекарствами злоупотреблять, создастся кумулятивный эффект, что особенно сильно проявляется после приема транквилизаторов, седативных препаратов.
В список таких фармгрупп также входят нейролептики, холинолитики, «сердечные» капли, барбитураты, холинолитики, антидепрессанты, антигистаминные препараты.

5. Возрастные изменения организма

Основные изменения, влияющие на ухудшение памяти в пожилом возрасте, – склеротические: стенки сосудов мозга, прочих тканей и органов постепенно лишаются эластичности, становятся жесткими. Кроме того, сужается просвет сосуда, развиваются микроинсульты (кровоизлияния, хоть и мелкоточечные, в разных долях мозга). Дополнительной причиной является изменение мозга, нарушающие качество сна: префронтальная кора теряет свой объем. Если добавить к этому множество заболеваний мозга, называемых «старческими» (болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона ), ухудшение памяти с возрастом становится очевидным.