Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Фобия детей. Педофобия. Фобии: методы лечения

Детские страхи вызывают самые различные реакции у взрослых, начиная от негативной реакции до полной паники. Некоторые родители совершенно не реагируют на фобии ребенка, а другие начинают водить детей по врачам, «пичкая» чадо успокоительными препаратами и проводя сеансы психотерапии. Есть такие родители, которые начинают ругать и наказывать ребенка за каждое проявление страха, считая это проявлением малодушия или желанием привлечь к себе внимание.

По статистике только малая часть родителей правильно реагирует на детский страх и обращается к психологу. А именно этот вариант является самым правильным. Так как игнорирование детских фобий может привести к развитию невроза, который может потребовать серьезного лечения.

Работа психолога с детскими фобиями в самом начале их появления может полностью искоренить проблему.

Даже если родителям показалось, что страх ребенок пережил и «перерос» самостоятельно, позже могут появиться тяжелые последствия.

Суть детских страхов

Страх – это сильная эмоциональная реакция на воздействие среды, какие-либо конкретные предметы или явления. Суть детских страхов в том, что предметы страха реальной угрозы не имеют, а проблема восприятия обусловлена богатым детским воображением.

Смысл страхов в большом количестве проблемных и страшных ситуаций, которые активно обсуждают взрослые: пожары, убийства, похищения. Ночные страхи часто бывают вызваны просмотром фильмов ужасов. Часто взрослым кажется, что ребенок не обращает внимания на взрослые разговоры или выбранные вами телепередачи.

Но это далеко не так. Ребенок, словно мягкая губка, впитывает в себя информацию взрослых. Но он не всегда может отличить правду от вымысла поэтому в его мозгу выдуманная ситуация может иметь вполне реальные очертания и эмоционально выразиться в виде страхов.

Причины возникновения детских страхов могут быть достаточно глубоки:

  • Излишняя информатизация детей. Дети получают огромное количество информации: из образовательных организаций, с улицы, из интернета, телевидения и т.д. Слабая аналитическая способность мозга рисует совершенно непредсказуемые картинки и сочетания, которые могут вызывать страх.
  • Гиперопека родителей. Особенно это касается городских детей, которые не имеют определенных навыков самостоятельной деятельности. Любой момент одиночества и самостоятельности может сопровождаться картинками ужаса в их мозгу, что весьма неблагоприятно сказывается на детской психике.
  • Нехватка времени взрослых на полноценное общение с ребенком. На первый взгляд эта распространенная ситуация кажется безобидной. Но нужно помнить, что если не общаться с ребенком, расставляя по местам умозаключения и домыслы, то эти самые элементы могут поменяться местами. Причиной страха очень часто является отсутствие теплых эмоциональных отношений в семье.
  • Еще одной проблемой современных детей является гиподинамия. Дети, не получающую высокую физическую нагрузку более подвержены страхам. Это вполне объясняется физическим воздействием на нервную систему. Физические нагрузки усиливают иммунитет к психическим травмам.
  • Доминантное поведение матери также может быть причиной появления детских фобий. Агрессивное доминирующее поведение матери вызывает массу негативных эмоций у ребенка, включающих страхи.
  • Ссоры и конфликты в семье. Такое поведение взрослых всегда пугает детей. Если к постоянному напряжению ребенка прибавить детскую фантазию, то появление страха является вполне объяснимым.

Диагностика страхов

В работе психолога диагностика страхов является важным компонентом. Но важно не только установить факт страха, но и понять его причины. Без знаний этиологии нельзя излечить ни одну болезнь.

Сама диагностика страхов не вызывает труда у психологов. Диагностических методик множество. Самыми распространенными являются: рисование страхов, лепка, составление сказки, беседы с ребенком.

Эти методы выявляют страх одной из групп:

  • «немой страх», когда ребенок отрицает наличие проблемы, но сам страх является очевидным: страх собак, насекомых, чужих людей и т.д.;
  • «невидимки» — страхи, которые осознаются ребенком, но отрицается родителями.

Самыми распространенными страхами в детском возрасте являются:

  • Страх быть наказанным: ребенок боится наказания фактически при любой оплошности или ошибке, включая испачканную одежду, замечание учителя или плохую отметку, поломанную вещь. Этот страх свидетельствует о проблемах детско-родительских отношений. Родителям, чьи дети испытывают этот вид страха, нужно задуматься о стиле взаимодействия с ребенком, пересмотреть отношения, пока проблемы не зашли слишком глубоко.
  • Страх крови. Многие дети начинают панически кричать при виде ссадины или ранки. На самом деле дети кричат не от боли, а при виде крови. Страх крови присущ и многим взрослым. Глубинные причины страха крови ведут к тому, что при виде крови ребенку может показаться, что кровь может вытечь вся и ребенок умрет. Таким образом, страх крови близок по своей сути страху смерти.
  • Страх смерти родителей. Очень часто этот страх порождают сами родители, упрекая детей в несамостоятельности и никчемности. Если в семье часто звучит фраза: ты без нас ничего сможешь, то ребенок начинает бояться одиночества. Особенно если оно связано именно со смертью родителей.
  • Страх перед животными, особенно собаками. Этот страх может иметь перед собой конкретную историю, когда ребенок мог быть напуган животным. При этом собака могла не кидаться на него, а просто быть рядом и страх был ситуативным. Например, пес громко гавкнул, и ребенок испугался от неожиданности. Или просто близко подошел к ребенку. Есть случаи, когда ребенок увидел горящие в ночи глаза кошки или собаки, и это вызвало его страх. Очень часто подобные страхи провоцируют родители. Например, мама с ребенком, показывая на проходящего мимо пса с хозяином, может констатировать: «не будешь слушаться – собачка тебя укусит». Стоит ли говорить о разумности подобных высказываний.
  • Страх темноты. Эта фобия относится к категории возрастных страхов, присущих детям дошкольного возраста. Основан он больше на фантазии ребенка, чем на фактах после большого количества прочитанных (просмотренных) сказок с волшебством и определенным набором персонажей. Нужно понимать, что дети воспринимают сказку, как особую реальность, поэтому вполне возможно в его понимании существование героев сказок в собственной комнате.

Очевидно, что даже если ребенок не говорит родителям о своих страхах, то фобии все равно имеют место быть. Фобии могут протекать бессимптомно, если родители не заостряют внимания на детских страхах, не культивируют их и не считают нужно корректировать это стояние. Однако в этом случае, ребенок можно внутренне глубоко переживать страх. А невозможность проявления эмоций окажет ещё более глубокий негативный след на психике ребенка.

Неправильным является и культивирование детских страхов. Излишняя впечатлительность родителей при переживании детского страха только усилит проявление фобии.

Порой случаются ситуации, когда страхи на детей проецируют родители. Так мама со страхом пресмыкающихся или земноводных обязательно передаст подобную фобию ребенку. А папа-подкаблучник, опасающийся скандалов супруги по каждому поводу, подсознательно передаст сыну страх наказаний.

Фобии у детей: лечение тревожных расстройств у пациентов школьного и дошкольного возраста

Практически все дети школьного и дошкольного возраста, подростки испытывают какие-то страхи и тревоги. Появление страха в экстремальной ситуации является нормальной физиологической реакцией, призванной мобилизовать ресурсы организма. Благодаря возникновению страха при существовании опасности человеку удается мгновенно собраться и принять решение о своем дальнейшем поведении.

Однако у некоторых детей, как и у взрослых, страх возникает беспричинно и одолевает постоянно. Наличие у человека алогичной, неуправляемой, навязчивой тревоги, которая причиняет существенный психологический дискомфорт и препятствует полноценному взаимодействию в социуме, дает основания предполагать о развитии тревожно-фобического расстройства, в просторечье именуемого фобией.

Формирование дисфункциональных мыслей и убеждений. Когнитивная гипнотерапия.

Сеанс гипноза и гипнотерапии: лечение фобий и психосоматики через поиск психотравм в гипнозе

Фобический страх имеет явные отличия от нормальной физиологической реакции. Для фобий характерна интенсивность переживаний, продолжительность мучительных ощущений, неадекватность эмоций существующей ситуации, навязчивость размышлений об объекте тревоги.

При развитии тревожно-фобического расстройства страх возникает не только при прямом контакте с пугающим объектом или при нахождении в устрашающей ситуации. Если человек одержим фобией, его тревога – беспочвенная, упорная, постоянная. Он лишается возможность контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

Следует указать, что дети, как и взрослые понимают нелепость своих переживаний. Они критически относятся к своему состоянию и осознают нецелесообразность своего поведения. Зачастую люди прикладывают значительные усилия для избавления от разрушающих эмоций. Однако фобия коварна тем, что она лишает человека возможности мыслить адекватно и не дает быть хозяином своего внутреннего мира.

Фобии у детей: особенности расстройств в детском возрасте

При возникновении фобии дошкольники, школьники, подростки испытывают иррациональный навязчивый страх к огромному количеству самых различных объектов, явлений, проблем и ситуаций. Очень часто патологический страх абсолютно не связан с реально существующими обстоятельствами. Устрашающие ребенка объекты зачастую созданы его воображением и существуют в вымышленном мире. При этом симптомы дают о себе знать при возникновении обстоятельств, имеющих минимальную схожесть с созданными фантазией ситуациями.

Дети, страдающие фобией, пребывают в плену своих разрушающих переживаний практически постоянно , лишаясь психологического комфорта в дневные часы и не имея возможности спокойно и полноценно отдохнуть в ночное время. Попав в сети тревожно-фобического расстройства, малыш или подросток начинает применять защитную модель действий – поведение избегания.

Дети, зависимые от фобий, сознательно ограничивают себя от пребывания в местах, где, по их мнению, существует вероятность столкновения с пугающим объектом. Такие ребята умышленно отказываются от выполнения действий, которые потенциально могут спровоцировать приступ панического страха. Дети, пребывающие в зависимости от фобий, не могут раскрыть свой творческий потенциал и не способны в полном объеме усвоить учебный материал. Они испытывают явные трудности в установлении новых контактов и не могут поддерживать нормальные отношения с ровесниками. Одолевающий страх вынуждает их отказываться от увлекательных занятий, не позволяя полностью отдаться любимой деятельности.

В детском возрасте фобии, требующие экстренного проведения лечения, фиксируются очень часто. Причем для каждого возраста характерны свои специфические страхи и тревоги. Как показывает клиническая практика, для малышей в возрасте от двух до четырех лет характерен страх перед животными. Ребята дошкольного возраста чаще всего боятся остаться в одиночестве и не отваживаются быть самим в темных помещениях. Также для возрастного отрезка от четырех до семи лет свойственны фобии, связанные с мистикой. Ребята в таком возрасте очень бояться воздействия нечистой силы и испытывают страх перед существами, созданными их же фантазией.

Для ребят школьного возраста характерны социальные фобии : они испытывают панический страх перед выступлениями на публике. Они могут панически бояться учителей и испытывать неуправляемую тревогу перед предстоящими экзаменами. Некоторые школьники страдают от фобий, суть которых – неспособность завести новые знакомства.

У подростков часто возникает тотальный страх смерти и связанные с ним расстройства , например, боязнь заразиться неизлечимым заболеванием либо страх стать случайной жертвой насилия. У некоторых подростков формируется иррациональная тревога, связанная с предвкушением начала военных действий либо направленная на потенциально возможные природные катаклизмы.

Необходимо указать, что фобии с тяжелым течением, которые вносят существенные ограничения в жизнь детей, определяются более чем у 1% всех малышей им подростков. При этом этот показатель отражает лишь количество клинически зафиксированных случаев. Многие же упорно скрывают наличие у них тяготящих переживаний. Либо же их родители не придают особого значения эмоциональному состоянию ребенка, считая страхи – надуманным и самостоятельно проходящим явлением.

Чаще всего в лечебные учреждения обращаются пациентки женского пола. Это можно объяснить тем, что девочки и девушки, в отличие от мальчиков и юношей, являются более открытыми людьми и готовы откровенно вслух выражать свои переживания.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Фобии у детей: причины

Фундаментом формирования фобий является специфический характерологический портрет маленькой личности. Подавляющее большинство малышей, которым было диагностировано тревожно-фобическое расстройство, отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, мнительностью, подозрительностью. Такие ребята – беспокойные и тревожные. Они склонны чрезмерно фиксировать внимание на своих переживаниях и подолгу размышляют о случившемся событии. Эти ребята отличаются бурной фантазией, нередко имеют незаурядные творческие способности.

Причинами, спровоцировавшими старт расстройств у детей, могут стать:

  • неблагоприятная атмосфера в семье, ссоры и скандалы между родителями;
  • взросление в асоциальной семье в окружении пьющих либо аморальных лиц;
  • распад семьи либо смерть близкого родственника;
  • пережитое физическое либо моральное насилие;
  • жесткий, директивный стиль воспитания;
  • тотальный контроль со стороны родителей;
  • завышенные требования к ребенку, критичность, неприятие особенностей его личности;
  • избыточная опека взрослых, невозможность проведения самостоятельных действий малышом или подростком;
  • «маятникообразный» стиль воспитание – использование «кнута и пряника», кардинально различные требования от матери и отца, суть которых не понимается ребенком;
  • изменение привычных условий существования – переезд в другой город, смена места учебы;
  • перегрузка информацией негативного характера, регулярный просмотр передач со сценами насилия, увлечение компьютерными играми агрессивной направленности;
  • пережитый испуг, когда маленький человек стал случайным свидетелем какой-то трагедии;
  • избыточная тревожность родителей, неумение взрослых держать под контролем свои эмоции.

Фобии у детей: симптомы

Тревожно-фобические расстройства у детей, как и у взрослых, проявляются разнообразными симптомами, которые можно условно распределить в следующие категории:

  • физиологические проявления страха;
  • психоэмоциональные нарушения;
  • поведенческие изменения.

Физиологические симптомы

К соматическим проявлениям фобий можно отнести разнообразные проблемы со стороны пищеварительного тракта. Малыш жалуется на боль в животе. Могут появиться диспепсические расстройства. Дети указывают на появление сухости во рту и неутолимую жажду.

Также у детей, страдающих расстройствами, появляются разнообразные респираторные симптомы. Ребята выдвигают жалобы на невозможность выполнить полноценный вдох. У малышей часто фиксируется учащенное дыхание. Может возникать отдышка при отсутствии физической нагрузки.

Распространенные симптомы фобий – различные сбои в работе сердечно-сосудистой системы. У ребенка фиксируется нестабильный пульс и учащенное сердцебиение. Он может жаловаться на болевые ощущения в области сердца. Некоторые ребята указывают, что у них возникают давящие, сжимающие ощущения в этой зоне.

У некоторых ребят наблюдается учащение позывов к мочеиспусканию . Пациенты часто рассказывают, что у них возникает шум в ушах, появляются летающие «мушки» перед глазами. Очень часто у больных тревожно-фобическими расстройствами появляется сжимающие ощущения в области черепно-мозговой коробки. Такой вид головной боли принято называть «каска неврастеника».

Психоэмоциональные нарушения

Распространенный симптом, фиксируемый у детей – предчувствие неминуемой катастрофы. Малыши и подростки постоянно ощущают нервное напряжение. Они не могут расслабиться.

Фиксируются значительные проблемы со сосредоточением внимания, из-за чего ребенок не может усвоить новый учебный материал. Из-за недостаточной концентрации внимания ухудшается мнестическая функция: ученик с трудом воспроизводит ранее хорошо знакомый материал. Некоторые дети сообщают, что в их голове царит «вакуум» и отсутствуют мысли.

При фобиях страдает эмоциональный статус ребенка: у него часто меняется настроение. В мгновение, когда его отпускает страх, он может быть жизнерадостным, а в последующий миг, когда вновь появляется тревога, малыш может начать плакать.

Поведенческие изменения

Один из ведущих симптомов фобий – нарушение режима и качества сна. В вечернее время ребенок подолгу не может заснуть. Ночью малыш часто просыпается. Его сны представляют собой кошмарные сновидения, персонажи которых – объекты страха. Утром ребенок чувствует себя разбитым. Отмечается сонливость в дневные часы.

Еще одним признаком фобий выступает изменение пищевых привычек. Одни малыши теряют аппетит и отказываются от еды. Другие ребята, наоборот, начинают очень часто кушать, потребляя еду чрезмерно большими порциями, при этом постоянно испытывая голод.

Если человек охвачен фобиями, меняется его стиль взаимодействия в социуме. Дети, страдающие тревожно-фобическими расстройствами, отличаются конфликтностью и неуступчивостью. Они враждебно и агрессивно относятся к сверстникам. Они недоверчивы к воспитателям и учителям.

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Гипноз: отзыв о лечении страха ездить в метро & псориаз & социофобия

Фобии: методы лечения

Лечение фобий у детей происходит с использованием комплексного подхода, включающего медикаментозное лечение, психотерапевтическую коррекцию и воздействие гипнозом.

Поскольку любые фармакологические препараты обладают широким спектром побочных действий, а некоторые медикаменты и вовсе запрещены для назначения пациентам детского возраста, медикаментозное лечение расстройств проводится исключительно в крайне тяжелых случаях. При этом врачи стараются подобрать больному препараты растительного происхождения.

Основу лечения фобий у детей составляют психотерапевтические методики. Техники психотерапии нацелены на уменьшение симптомов патологического страха. С помощью психотерапии удается обучить ребенка адекватным способам реагирования при столкновении с объектом тревоги. На сеансах психотерапии пациент овладевает методами релаксации и снятия мышечного напряжения. Ребенок узнает, какие существуют варианты разрешения конфликтных ситуаций. Он обретает знания, благодаря которым ему удается установить нормальные отношения с другими людьми.

Психотерапевтическое лечение позволяет выявить доминирующие разрушающие мысли, изменить их на положительные размышления. Во время сессий ребенок осознает и изменяет ложные, внушенные извне убеждения.

Однако психотерапия не способно полностью избавить детей от фобий, поскольку оказываемое воздействие устраняет лишь рациональные компоненты страха. Для того, чтобы раз и навсегда освободить ребенка от иррациональной тревоги, необходимо установить и впоследствии искоренить причину панического страха. Такую возможность предоставляет только лечение с помощью гипноза.

Гипносуггестивное лечение подразумевает введение пациента в состояние гипнотического транса, при котором происходит временное устранение цензуры сознания и открывается доступ к подсознанию, где хранится вся информация о личной истории человека. При лечении гипнозом ребенок как бы заново возвращается в свое прошлое и переживает вновь психотравмирующую ситуацию. Однако это происходит в комфортной обстановке без причинения психической травмы. Благодаря этому ребенок по-иному интерпретирует произошедшую драму и перестает ощущать иррациональный страх.

Лечение гипнозом помогает не только установить и устранить причину фобии. Гипнотерапия дает толчок для раскрытия способностей человека и мотивирует к развитию личности. После терапии гипнозом ребенок полностью освобождается от фобий, становясь человеком, независимым от страхов и тревог.

«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину.»

Антон Павлович Чехов

Хотя большинство детских страхов — явление временное и свойственное большинству, иногда страхи являются признаками проблем, обнаружить которые лучше как можно раньше, чтобы успеть откорректировать их.

Фобии в переводе c греческого (phobos) означают навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающие человека в определенной ситуации и сопровождающиеся вегетативными нарушениями (учащенное сердцебиение; потливость, покраснение; дрожание или тремор; сухость во рту; затруднения дыхания и чувство удушья; дискомфорт или боли в грудной клетке; тошнота или неприятное ощущение в области живота).

Разница между фобией и просто страхом состоит в степени интенсивности переживаний, а также в том, что ребенок осознает ненормальность ситуации, но ничего не может с этим поделать. У детей, так же как y взрослых, причинами фобий, как правило, являются неврозы, психозы и органические заболевания головного мозга.

Как отличить y ребенка страх от фобии?

Фобии – это приступы ужаса, которые ребенок не может контролировать и преодолеть, а порой даже объяснить. Чаще всего возникновение фобий связано с конкретной травмирующей ситуацией, служащей толчком к запуску механизма страха. При фобиях ребенок, для того чтобы уменьшить силу страха, производит действия, носящие навязчивый характер. Например, ребенок, испытывающий постоянный страх заражения или инфекции, каждые 20-30 минут моет руки, протирает свой стол и игрушки. Таким образом, фобии четко отличаются от страха силой проявления, навязчивостью, и они нарушают адаптивное поведение ребенка. То есть, проще говоря, – мешают жить.

Фобий огромное множество . Но у детей чаще встречаются следующие:

боязнь боли (альгофобия)

боязнь замкнутого пространства (клаустрофобия)

страх людей (социофобии)

(зоофобия)

боязнь темных мест (лигрофобия)

боязнь открытого пространства (агорофибии)

страх заражения или инфекции (гермафобия) и т. д.


Как правило, вне периода обострения дети стараются избегать контакта с предметами своих страхов, при этом в старшем они уже осознают их. Особое место занимают навязчивые страхи за жизнь и здоровье родителей. У каждого ребенка будут доминировать различные опасения: дорожно-транспортные происшествия, болезни отца или матери и пр. Возникают подобные фобии уже в З-4 года, достигая своего пика к младшему школьному возрасту.

Чаще всего фобии возникают у детей c образным мышлением, богатым воображением и неврозоподобными нарушениями.

Поскольку y детей раннего возраста в связи c недостаточными развитием речи и способностью к анализу собственных переживаний бывает трудно диагностировать фобии, необходимо обратить особое внимание на устойчивые привычки ребенка, занимающие необычно большое место в его жизни, например чрезмерную аккуратность, упорное стремление доводить какие-либо действия до конца или избегание чего-либо (кого-либо) и т. п. И если критическое мышление y детей еще слабо развито, то эмоциональные реакции выражены ярко – крик, плач, моторное возбуждение. По ним мы можем определить, насколько адекватно ситуации поведение ребенка. Если пятилетний ребенок бьется в истерике, когда нужно остаться на 5 минут в комнате, пока мама уйдет в вaннy, то это однозначно неадекватная реакция. Если ребенку 1-2 года, то такую реакцию можно считать нормальной.

Как же быть родителям, столкнувшимся с появлением у детей чрезмерно сильных страхов?

Для начала — не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно, не клеить на ребенка ярлык «ненормального». Самый правильный шаг — в сторону кабинета невропатолога или психолога , ведь если тревожных признаков слишком много, то не следует надеяться, что все наладится само. Во всем, что касается здоровья ребенка, чем раньше принять меры, тем лучше. Поэтому в случае возникновения опасений обязательно нужно обратиться к специалистам. Самостоятельно вам не следует предпринимать каких-либо действий, так как неправильный подход может усугубить тяжелое психоэмоциональное состояние ребенка. Только врачи, причем после тщательного обследования, внимательного наблюдения, могут определить, что же происходит с малышом и каково будет развитие ситуации.

Наиболее эффективным способом является сочетание медикаментозного лечения и психотерапии. Специалисты, которые занимаются решением данной проблемы, – психиатр, психотерапевт и невролог. Также нужно помнить, что все страхи и фобии, возникающие y ребенка, на 90% процентов зависят от психологического состояния матери (и отца), взаимоотношений матери и ребенка и от психологического климата в семье. Чаще всего помощь требуется всем членам семьи, поскольку иначе результатов лечение не даст: ребенок, получающий помощь специалиста, постоянно будет возвращаться в прежнюю семейную обстановку.



А если опасения подтвердились, не стоит впадать в панику, опускать руки. Важно верить в своего ребенка. Ведь он любит Вас и рассчитывает на Вас, поддержку и понимание, на то, что Вы примите его любого.

Каковы же причины детских страхов и фобий?

  • Недостаток общения – первая и основная причина. Известно, что частота фобий выше y детей, не посещающих детские сады, живущих в отдельных квартирах, не имеющих братьев и сeстер – это связано с тем, что одиночество всегда повышает уровень внутреннего беспокойства.
  • Недостаток наглядных примеров со стороны взрослых. Если взрослые общаются c ребенком на абстрактно-отвлеченном, a не на наглядно-конкретном уровне, ребенок часто испытывает беспокойство из-за недопонимания.
  • Вынyжденный или преднамеренный «захват» матерью роли главы семьи . Работающая и доминирующая в семье часто беспокойна и раздражительна в отношениях c детьми, чем провоцирует ответную реакцию беспокойства. Кроме того, честолюбивые и бескомпромиссные матери часто излишне требовательно и формально поступают c детьми, которые не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. Гиперопека и навязчивое стремление направить жизнь ребенка по заранее составленному плану вызывает беспокойство y эмоционально чувствительных и впечатлительных детей дошкольного возраста.

Родителям необходимо находить время для общения cо своими детьми, слушайте их искренне и заинтересованно, быть спокойным и уверенным самим.

Источники: Н.Царенко «Читаем мысли наших детей»,
Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

Наталья Царенко «Читаем мысли наших детей»

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

Купить в Беларуси

В данной статье речь пойдет о фобиях. Каждый родитель знаком с различными проявлениями страхов у своих детей. Вопрос в том, зачем они нужны человеку?

Значение страха

Для начала заметим, что страх – такое же неотъемлемое эмоциональное проявление нашей психической жизни, как и радость, гнев, удивление, восхищение, печаль и т.п. Он несет в себе охранительную функцию для выживания. Страх основан на инстинкте самосохранения, он возникает в ответ на угрозу. Согласитесь, если бы мы не боялись, к примеру, высоты, то могли бы спокойно ходить по краю высокой крыши, и неизвестно, к чему бы это могло привести (хотя в жизни, как и в правилах, есть исключения). Каждому периоду развития ребенка соответствуют свои возрастные страхи.

В добавление хочется указать на то, что, как заметил кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи А.И.Захаров, помимо обычных страхов, гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – окружающие ребенка взрослые (родители, бабушки, воспитатели и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво и подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Маленькому ребенку еще не ясно, чем это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха как регулятор его поведения.

Конечно, детей следует ограждать от опасностей, но просто запугать всегда проще и быстрее, а потом (почти сразу, через месяц, год и т.п.) мы можем столкнуться с другими, более сложными проблемами: неуверенность в себе, страх перемен, страх в общении с незнакомыми людьми. На мой взгляд, все полезно в меру. Где-то можно сказать «осторожно» и объяснить почему, где-то – «будь внимателен» (и указать, на что обратить внимание, лучше сказать и показать), порой просто «тихонечко» (опять же объяснить почему).

Возраст 0-1 год

Беспокойства, страхи, стресс, испытываемые женщиной во время беременности, являются первым «опытом» беспокойства для ребенка. Выражается это в его учащенном сердцебиении и соответствующих двигательных реакциях. Это понятно, если мы вспомним, что мать и дитя в период беременности являются единым целым. В психологии также известны случаи, когда после асфиксии (удушья) плода впоследствии уже взрослый человек боится носить шарфы, но это уже тема фобии.

На первом году жизни, помимо ухода и питания, дитя нуждается в эмоциональном контакте со стороны матери. Само рождения для ребенка уже является стрессовой ситуацией. Согласитесь, девять месяцев он жил в тепле, сытости и симбиозе с матерью, а после родов происходит резкая «смена климата»: сухо, холодно, отдельно от женщины, давшей жизнь. Лишь только ближе к году у ребенка происходит эмоциональное отделение от матери. Да и мамы даже после года на любой вопрос касаемо ребенка отвечают с местоимением «мы»: «НАМ исполнилось…», «А МЫ теперь кашу кушаем», «МЫ сегодня рано встали» и т.п.

Многие родители замечали, что ребенок на данном периоде жизни без видимой причины мог разрыдаться во сне. Это последствия родовых страхов, а также беспокойства, связанного с привыканием к новой окружающей среде.

По сведениям А.И.Захарова, тревога в отсутствие матери становится отчетливо выраженной в семь месяцев, а боязнь чужих – в восемь, что указывает на наличие эмоционального контакта с матерью и способность отличать ее от других. Со временем это беспокойство уменьшается, практически прекращается боязнь посторонних.

Возраст 1-3 года

В этом возрасте интенсивно навиваются интеллект и мышление. К двум годам происходит осознание ребенком собственной личности, своего «я». Возраст двух-трех лет называют возрастом упрямства. На самом же деле в этот период происходит развитие волевых качеств, решительности и уверенности. Если постоянно «воевать» с ребенком, ограничивать его самостоятельность и оберегать от малейших пустяковых «опасностей», то в дальнейшем мы получим неуверенного в себе, боязливого человека.

По мере взросления и знакомства со сказками в жизни ребенка появляются как новые знания, так и новые источники страхов. Некоторые родители с усердием пугают детей не только большими злыми и кусачими собаками, но и волками, Бабой-ягой и другими персонажами. Волк, например, снится тем детям, которые боятся наказания со стороны отца. Ближе к трем годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба-яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью. На мой взгляд, детям и так хватает собственных настоящих и надуманных ими самими страхов, что навязывание и внушение новых (бабайка, злой дядя, медсестра со шприцом за углом и т.п.) – это неполезно и когда-нибудь в будущем откликнется самим же родителям.

Ученые проводили опрос двухсот матерей детей от года до трёх лет по списку из 29 видов страха. По данным опроса, наиболее встречающимся у детей одного-двух лет является страх неожиданных звуков. На втором месте находится страх одиночества, затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников. В два года страх боли и уколов выдвигается на первый план, затем следуют страхи одиночества. По сравнению с первым годом, уменьшается страх неожиданных звуков. Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, врачи).

Как же помочь детям преодолевать беспокойство и страхи? Во-первых, в ранний период малыш больше всего нуждается в эмоциональном чувстве безопасности. Если мама рядом, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют «я» ребенка, то малыш спокойно преодолеет свои страхи. Во-вторых, немаловажное значение имеет уверенность родителей в себе самих. В моей практике был случай, когда ребенок примерно от полутора до двух лет сильно боялся медработников. Педиатр не мог даже горло посмотреть и «послушать» ребенка: только малыш заходил в кабинет – сразу начинал плакать. Оказывается, его мама сама очень боялась врачей и ходила на прием лишь по крайней необходимости. Причем во время каждого посещения любой поликлиники или больницы у нее появлялась внутренняя дрожь и щемящее чувство беспокойства, что, естественно, передавалось ребенку. Дети более наблюдательны и чувствительны, нежели взрослые.

Возраст 3-5 лет

Это возраст эмоционального обогащения «я» ребенка. Малыш уже более-менее разбирается в своих ощущениях, начинает четко выражаться стремление к доверию, пониманию, близости с другими людьми. Появляются такие чувства, как вина и сопереживание. Возрастает самостоятельность ребенка: он уже может занять себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых. Интенсивно развивается воображение, что в свою очередь влечет вероятность появления и развития воображаемых страхов. Примерно к четырем годам становится максимально выражено эмоциональное предпочтение родителя другого пола. Таким образом, в данном возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, с помощью чего ребенок старается привлечь к себе внимание. Ведь положительное поведение воспринимается родителями как само собой разумеющееся и порой не оценивается, а в период плохого поведения ребенка родители активно участвуют в его жизни с целью перевоспитания. Но и без всего этого в три-пять лет часто встречается следующая триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Чрезмерная опека в семье возможно более вредна, чем безнадзорность. Ведь этим только подчеркивается, что ребенок слаб и беззащитен перед окружающим миром, полным неизвестности и опасности. Заметим также, что родительские страхи безотчетно передаются детям. Так что, дорогие родители, проанализируйте свое поведение. В моей практике был следующий положительный случай: одна мама боялась собак, но при появлении животного не подавала признаков беспокойства, начинала рассказывать своему ребенку о собаках, что нельзя их хватать, кричать, надо их любить, что животные отличаются от людей (пришлось маме про них заранее почитать). Вместе они кормили птиц, кошек и собак. В итоге не только ребенок не проявлял страха перед собаками и благожелательно относился к ним, но и мама стала более спокойна в отношении них. Вот такая собственная терапия через малыша!

Возраст 5-7 лет

Все больший интерес пятилетнего ребенка направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Все больше развиваются произвольность и волевые качества. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности. Постепенно ребенок начинает задавать следующие вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?» и т.п. Складываются система ценностей, чувство дома, родителей, понимание значения семьи.

Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (гордость, стыд, дружба), эстетические (чувства прекрасного, героического).

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении с ним ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У дошкольника необходимо формиро­вать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

В пятилетнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения неприличных слов, в шестилетнем – детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А мы не опоздаем?», «А ты купишь?», «А вдруг меня не возьмут замуж?». Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость (в этом смысле полезно их самим не говорить – хотя бы при ребенке).

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола, что выражается в подражании, в том числе привычкам, манере поведения. Развод родителей у детей данного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек.

Ведущим страхом пяти-семи лет является страх смерти. Обычно дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о своих болячках, болезнях, о смерти близких и знакомых (особенно в авариях, от отравления и при других трагических случаях). Если ребенок сам по себе тревожный, то беспокойства подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Полезно разговаривать с ребенком о его волнениях, беспокойствах и страхах. Можно рассказать малышу какую-нибудь сказку, где у героя были подобного рода переживания, но все в итоге закончилось благополучно. Или вместе с ребенком нарисовать его страх и обсудить. Это будет способствовать снятию психического напряжения; рисуя, дети дают выход своим чувствам, безболезненно соприкасаются с пугающими, травмирующими событиями. При попытках заглушить страхи ребенка высказываниями типа «Да нечего тут бояться!», «Все это пустяки», «Да нет тут ничего!» вы лишь усугубите дело. Ребенок перестанет вам рассказывать о своих беспокойствах, но не потому, что они ушли, а потому, что он решит, что вы не в силах помочь. И тогда дети останутся наедине со своими страхами, которые позже могут перейти в навязчивую или иную, подчас невероятную форму.

В заключение хочется сказать, что дети – это инвестиции в будущее. И только по истечении определенного периода мы получим или прибыль, или убыток. Кто во что вкладывал, а точнее, кто какие качества развивал…

Фобия - это навязчивый страх, имеющий иррациональный и сильно преувеличенный характер и вызывающий излишнее волнение в конкретных жизненных ситуациях. Это специфическое тревожное расстройство, свойственное детям разного возраста. При этом вероятность воплощения этих страхов в жизнь бывает достаточно невелика, то есть имеет место бессмысленность и надуманность детских опасений. Отличие фобии от обыкновенного страха состоит в том, что при её наличии подросший ребёнок осознаёт беспочвенность, абсурдность и нелогичность своего страха, но, вместе с тем, это понимание не побуждает его перестать бояться. Тяжёлые фобии наблюдаются приблизительно у 1% детей и подростков, при этом девочки рассказывают о своих волнениях несколько чаще.

Причины

Разнообразные страхи считаются вполне нормальным явлением в жизни ребёнка. В определённые возрастные промежутки дети склонны бояться конкретных вещей или обстоятельств:

  • в первые годы малыш больше всего боится потеряться, остаться без мамы, он опасается чужих людей, врачей, резких и громких звуков;
  • в возрасте от 2 до 5 лет дети склонны проявлять боязнь некоторых животных, сказочных персонажей, темноты, одиночества;
  • в младшем школьном периоде зарождается страх смерти, который постепенно перерождается в боязнь войны, болезней, природных катаклизмов;
  • подростки страдают от социальных страхов (публичные выступления, потеря признания, несоответствие ожиданиям);
  • старшие школьники испытывают усиление подростковых страхов, к которым добавляется боязнь интимных отношений.

Таким образом, обобщённо фобии можно разделить на две основных вида:

  • детские - базируются на ощущении себя частью внешнего мира (страх темноты, вымышленных героев);
  • подростковые - для этого периода свойственны танатофобия (страх смерти), фобии пространства, болезней, интимофобия, социальные страхи.

Когда страх ребёнка становится чересчур навязчивым, мешает ему полноценно жить и социализироваться в обществе, адаптироваться в новых условиях внешней среды, можно говорить о развитии детской фобии. Она может возникнуть вследствие испуга, который хорошо запомнился ребёнку. В дальнейшем, при повторении аналогичной ситуации или даже при мысли о ней, ребёнок будет испытывать сильнейший дискомфорт и тревогу, его поведение может заметно отличаться от обычного.

Избыточный страх возникает как ответная реакция на поведение взрослых. Например, беспокойная и вечно взволнованная мама транслирует своему ребёнку соответствующие установки поведения.

Предрасполагающими факторами к развитию детских фобий являются:

  • психологические травмы (недостаток внимания, любви или, наоборот, гиперопека);
  • индивидуальные особенности личности ребёнка (мнительность, повышенные требования к себе);
  • неврологические проблемы;напряжённая обстановка в семье (конфликты, критика);
  • сильные стрессовые ситуации.

Симптомы

К проявлениям детской фобии относятся:

  • учащение сердечного ритма;
  • обморок;повышенное потоотделение;
  • слабость;
  • головокружение;
  • тошнота, рвота, нарушения стула;
  • ступор, оцепенение;
  • нехватка кислорода, сбой дыхания, спазм горла;
  • нервные тики, навязчивые движения;
  • повышенная агрессивность, двигательная расторможенность;
  • плач, капризы, истерика;
  • стремление быть максимально близко к родному взрослому человеку.

Данные симптомы появляются в момент столкновения ребёнка с объектом страха или при попадании в ситуацию, которой он больше всего боится. Он может переживать свои фобии даже во сне.

Диагностика фобии у ребёнка

Диагностировать наличие фобии у ребёнка может детский психиатр или психолог. Доктор опирается на жалобы маленького пациента и его родителей, собирает анамнез и составляет общую клиническую картину болезни. Иногда навязчивые страхи являются проявлениями психических заболеваний ребёнка (шизофрении, например). Поэтому требуется комплексное изучение ситуации.

Осложнения

Длительно сохраняющееся чувство повышенной тревожности способно ухудшить качество жизни ребёнка, негативно повлиять на состояние его здоровья, мешать адаптации в обществе. Одними из сложных последствий данного состояния являются замкнутость, депрессия и социальная изоляция.

Лечение

Что можете сделать вы

При появлении у ребёнка отклонений в поведении и навязчивых страхов, следует обратиться за консультацией к соответствующему детскому специалисту. Самостоятельное лечение детской фобии чревато развитием психологических осложнений и проблем с поведением ребёнка, поэтому однозначным показанием в подобной ситуации выступает обращение к врачу.

Важно наладить доброжелательную и психологически комфортную обстановку в семье. Имеет смысл воздержаться от конфликтных ситуаций, скандалов, критики в адрес ребёнка. Желательно поддерживать его, проявлять к нему чуткость, поддержку и любовь. Под контролем лечащего врача и в соответствии с его рекомендациями родители могут осуществлять неформальную лечебную терапию в домашних условиях. Это поможет ребёнку взглянуть на свою боязнь с другой стороны и найти способ справляться с эмоциональным напряжением в случае столкновения с источником страха.

Что делает врач

Продуктивно справиться с фобиями детского возраста позволяют когнитивные методики, работы с сопряжёнными ситуациями, а также десенситизация (снижение восприимчивости и степени эмоционального реагирования нервной системы на раздражитель в значительной мере менее выражено).

Лечение детской фобии требует неоднократного посещения врачебных сеансов. Психотерапевт помогает ребёнку расположить страхи в порядке возрастания кажущейся опасности и затем учит его благополучно справляться со стрессовыми ситуациями. Дети младшего возраста посещают лечебные сеансы совместно с родителями.

Профилактика

Доверительные, дружественные отношения между родителями и ребёнком способствуют установлению комфортного психологического климата внутри семьи. Поддержка ребёнка со стороны родителей в сложных, стрессовых ситуациях помогает ему более благополучно переживать свои страхи и волнения.

Следование наставлениям лечащего врача позволяет не допустить усугубления фобии у ребёнка. Своевременное обращение за помощью доктора делает возможным мягко и эффективно избавиться от детских страхов.