Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Вклад Л.С. Выготского в развитие учения о психологическом диагнозе. Контрольная работа. Определение понятия психологический диагноз. Виды психологического диагноза Уровень психологического диагноза характеризуемый не только наличием

  • 7.Особенности стимульного материала и условий проведения проективных методик
  • 8.Виды проективных методик
  • 9. Диагностическая ценность проективных методик
  • 10.Общая характеристика графических методов психодиагностики
  • 11 Основные критерии диагностической оценки графических изображений
  • 12. Особенности измерения в психодиагностическом обследовании: тест как измерительный эталон
  • 13. Стандартизация теста. Понятие о норме теста.
  • 14. Оценка типа распределения в процессе стандартизации теста
  • 16 Стандартизация шкалы измерений
  • 18.Наиболее распространённые стандартные шкалы измерений в психодиагностике
  • 19. Технология создания и адаптации методик
  • 2. Проверка устойчивости к перетестированию
  • 4. Проверка или рестандартизация тестовых норм.
  • 5. Специфичный этап для многомерных тестов - проверка вос­производимости структуры отношений между шкалами.
  • 20. Валидность как критерий оценки качества теста: виды непосредственной валидности
  • 21. Валидность как критерий оценки качества теста: виды опосредованной валидности
  • 23. Последовательность действия психолога при проверке надежности теста:
  • 24Ретестовая надёжность как критерий оценки качества тестов:
  • 25 Надёжность параллельных форм как критерий оценки качества тестов:
  • 26 Достоверность как критерий оценки качества теста и способы предотвращения искажения результатов тестирования
  • 27 Различия между стандартизированной и клинической диагностикой:
  • 28 Составление психологического заключения по данным психодиагностического исследования:
  • 29.Факторная стратегия исследования личности с помощью теста pf-16 Кеттелла. Описание личностных факторов 1 порядка
  • 30. Форма с теста 16 pf р. Кеттелла: процедура, обработка
  • 33 «Пиктограмма». Процедура исследования. Варианты методики по Леонтьеву и Занкову.
  • 34. Hand-тест и его теоретический конструкт: процедура обследования и интерпретация данных.
  • 35 Детские варианты теста р. Кеттелла (cpq)
  • 38 Тест Векслера:теор конструкт теста, верб.И неверб. Интеллект, сведения о надежности теста
  • 39Тест Векслера: стимматер, процедура тестирования
  • 40. Прогрессивные матрицы Равена: общие сведения о назначении теста и теоретическом конструкте
  • 42. Тест Амтхауэра: общие сведения о назначении и теор. Конструкте
  • 43. Тест Амтхауэра: общие сведения о процедуре проведения, регистрации данных и их интерпретации.
  • 44. Методы определения межполушарной организации психических процессов
  • 45. Диагностика индивидуального стиля взаимодействия с помощью теста т. Лири
  • 46 Диагностика креативности с помощью теста Гилфорда
  • 47 Диагностика креативности с помощью теста Торренса
  • 48. Методика рисуночных ассоциаций Розенцвейга: теоритический конструкт
  • 50 Метод тат Мюррея /назначение теста, Теоретические основы
  • 51.Метод тат Мюррея: процедура проведения и интерпретация данных
  • 52. Детский вариант тематического апперцептивного теста сат
  • 53.Метод Роршаха: назначение теста, теоретический конструкт и процедура проведения и интерпретации данных.
  • 54. Тест «Рисунок семьи»
  • 55. Тест «Домдеревочеловек»
  • 56. Тест «Несуществующее животное»
  • 57 ПсД с помощью 8-цветного набора теста Люшера: назначение теста и теор. Конструкт.
  • 1.Определение психологического диагноза и его отличие от медицинского.

    Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью: - оценки их актуального состояния, - прогноза дальнейшего развития, - разработки рекомендаций, определяемых практическим запросом.

    Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.

    Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

    В случаяхпереживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.

    Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

    1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

    2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

    Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

    2. Уровни и виды психологического диагноза по л.С. Выготскому

    Психологический диагноз (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

    Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии.

    Л. С. Выготский :

    Симптоматический (или эмпирический). Диагноз ограничивается констатацией определенных особен-ей или симптомов, на основании кот строятся практические выводы. Данный диагноз не явл собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных.

    Тиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

    – типологический диагноз(высший ур-нь), закл в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лич-ти. Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру лич-ти.

    Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологич диагноза в наст время явл одной из наиболее важных задач психодиагностики.

    3.Принцип анализа «социальной ситуации развития» Л.С.выготского в постановке психологического диагноза. Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Специфика постановки возрастно-психологического диагноза связана, прежде всего, с применением берущего начало в работах Л.С. Выготского системного анализа явлений детского развития, то есть с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психол. новообразований в сфере сознания и личности ребенка.

    Принцип анализа индивид. жизненного пути ребенка требует воссоздания этого пути.

    Рассматривая специфические закономерности как существенные ориентиры в диагностике нарушений развития, следует признать, что именно опора на знание и своевременное выявление этих особенностей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциальной диагностики случаях. Лишь выделение подобных закономерностей, их динамики и «профиля» с опорой на четкую возрастную соотнесенность, учет «всей последовательности хода детского развития», ориентация на тщательный и системный анализ «всех особенностей каждого возраста, стадий и фаз всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» позволяет говорить о постановке каузального психологического диагноза в том смысле, в котором он был предложен Л.С. Выготским.

    Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию.

    Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.

    Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью:

    Оценки их актуального состояния,

    Прогноза дальнейшего развития,

    2. функция обмена информацией

    3. Функция сбора статистических данных (позволяет увидеть тенденции появления, развития, сокращения или увеличения количества детей с НР и т.д.). Дает возможность планировать перспективные мероприятия по оказанию помощи

    4. функция, связанная с научными исследованиями Виды: - симптоматический (диагностический вывод на основе симптома) - синдромальный - нозологический (мед.диагноз. Включает сведения об этиологии)

    Психологические диагнозы: -феноменологический диагноз (суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек, по тому, как он вновь переживает события своего прошлого)

    Типологический диагноз (позволяет определить личность испытуемого к определенному типу.В специальной психологии используется диагноз, строящийся на типологии дизонтогенеза)

    Функциональный диагноз (опирается на нозологический диагноз, не ограничиваясь им. Включает в себя социально-психологический контекст.Ориентирован на качественную помощь и строится на основе комплексного междисциплинарного подхода.

    Внедрение в работу ПМПК создает предпосылки для заинтересованного обмена информацией и повышения эффективности сотрудничества членов комиссии).

    Коробейников выделяет 3 уровня ФД:

    1. Клинико-психопатологический уровень

    a. Оценка реальных патогенных факторов формирования познавательной и поведенческой сферы личности

    b. Дает квалификацию и дифференциацию аффективных расстройств как нарушений первичного или вторичного уровней

    c. Определение ведущего и сопутствующего симптоматики в контексте нарушений социально-психологической адаптации личности

    2. Клинико-психологический:

    a. Дифференциальная диагностика легких форм нарушений психического развития на основе патопсихологических и психометрических критериев

    b. Уточнение генезиса нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы на основе анализа эксперт-психологических данных и особенностей социальной ситуации развития ребенка

    c. Установление качественных особенностей мыслительной деятельности как в операциональном, так и в мотивационных характеристиках

    d. Получение психометрической оценки уровня интеллектуального развития и структуры профиля интеллекта

    e. Оценка качества социально-психологической адаптации личности и вероятных механизмов ее нарушений в контексте конкретного случая

    3. Психолого-педагогический уровень:

    a. Определение формы проявления школьной дезадаптации

    b. Причин школьной дезадаптации

    c. Характер и степень выраженности затруднений в усвоении учебной программы

    d. Определение сферы конфликтного поведения и характера типичных форм аффективного реагирования

    e. Оценка эффективности применения коррекционных приемов

    Лекция 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

    План:

    1. Понятие психологического диагноза.

    2. Психологический прогноз.

    3. Психодиагностическое заключение.

    Понятие психологического диагноза относится к наименее разработанным в современной психологии и не имеет четкого определения. В зарубежной психологии данное понятие по своей сути не имеет самостоятельного значения, а психологическая диагностика понимается как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов.

    Понятие «диагноз» широко используется в разных областях науки и техники. «Диагноз, где бы он не ставился – в медицине, в технике, в управлении, в практической психологии, - это всегда поиск, выявление скрытой причины обнаруживавшегося неблагополучия, чаще всего в условиях множественности причинно-следственных связей» (В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух).

    В отечественной науке первым вопрос о сущности и специфике психологического диагноза поставил Л.С. Выготский . В 20-е годы, когда стала активно развиваться практика педологического консультирования, обнаружились две тенденции: к подмене психологического диагноза медицинским и к чисто эмпирическому описанию картины внешних проявлений неблагополучия ребенка. Эти тенденции Л.С. Выготский в равной степени считал неправомерными и опасными. Единственно научный путь построения психологического диагноза Выготский видел в контексте этапов и закономерностей всего психического онтогенеза, в исследовании механизмов формирования установленных трудностей. В сферу психологического диагноза Выготский включил всю полноту процесса развития, подразумевая под этим, прежде всего позитивную характеристику психического развития ребенка, его качественного своеобразия на данной стадии, а также характеристику совокупности условий, его определяющих.

    Для понимания специфики психологического диагноза сравним его с понятием медицинский диагноз. Основное в медицинском диагнозе – определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выявляются через их связь с типичными для данного синдрома патофизиологическими механизмами. В психологическом диагнозе, в отличие от медицинского, необходимо выявлять в каждом отдельном случае, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

    Наиболее разработанными в современной психодиагностике считаются представления о клинико-психологическом диагнозе. А. Левицкий к основным задачам клинико-психологического диагноза относит:

    Описание нарушений поведения, проявляющегося у обследуемого в его профессиональной, семейной жизни, общении с людьми, а также обнаруживающихся в ходе исследования;



    Выяснение лежащих в их основе психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов;

    Определение значения психологических механизмов в генезисе имеющихся нарушений, а именно: обусловлены нарушения ситуационными или личностными факторами; в какой степени расстройства личности детерминированы органическими факторами, а в какой – психологическими.

    В настоящий момент термин «диагноз» чаще всего употребляется по отношению к результату диагностической деятельности. Психологический диагноз как результат деятельности представляет собой логическое заключение обследующего человека или группы людей о состоянии объекта психодиагностики. Подобное логическое заключение направлено на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, позволяет предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.

    Постановка диагноза предполагает предварительное выделение набора признаков (симптомов). Между тем их знание не гарантирует правильности диагноза, поскольку однозначное соответствие между набором симптомов и соответствующими причинами встречаются редко.

    Выделяют два типа диагноза:

    1 – диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В данном случае получаемые при диагностике данные об индивидуальных особенностях психики обследуемого соотносятся с нормой или каким-либо критерием.

    2 – диагноз, позволяющий находить место испытуемого среди других людей по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых при диагностике данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введения показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с критерием.

    В зависимости от целей диагностической работы психологический диагноз может быть передан другому специалисту (учителю, врачу, социальному работнику, эксперту суда и т.д.), который сам принимает решение об его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции и передан родителям ребенка или самому обследуемому. Кроме того, на основе диагноза сам психолог может планировать проведение коррекционной работы, что и является основной составляющей деятельности практического психолога.

    Среди качеств психологического диагноза различают правильность – адекватность, соответствие реальному состоянию обследуемого, а также конкретным условиям оказания психологической помощи. Другое качество психологического диагноза – своевременность – проявляется в его быстроте и оперативности, что особенно ценно в ситуации постановки диагноза во время консультации. Коммуникативная ценность диагноза – третье качество – характеризуется возможностью передачи психодиагностической информации заявителю, являющемуся как правило неспециалистом. Трудоемкость – качество, которое определяется уровнем профессиональной подготовки диагноста, наличием в его распоряжении психодиагностических средств и особенностями конкретного случая. Оптимальная для диагноста трудоемкость психологического диагноза отражает адекватность его собственных возможностей.

    Психологический диагноз часто сопровождается ошибочными действиями. Причины диагностических ошибок связаны со сбором данным и их переработкой. К ошибкам, связанным со сбором информации относятся:

    - ошибки наблюдения (наблюдение черт в искаженной качественной или количественной форме);

    - ошибки регистрации (эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения);

    - ошибки инструментальные (возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой, измерительной техникой и др.).

    Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:

    - эффект «первичного впечатления» – ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

    - ошибка атрибуции – приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

    - ошибки ложной причины – выдвигается и подтверждается ложная причина состояния объекта психодиагностики;

    - познавательный радикализм – тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

    - познавательный консерватизм – предельно осторожная формулировка гипотез.

    Психологический диагноз

    Психологический диагноз – формулировка заключения об изучавшихся свойствах личности.

    Психологический диагноз является конечным результатом деятельности психолога. Он направлен на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью выяснения текущего развития, а также разработке рекомендаций и прогноза.

    Л. С. Выготский выделял несколько уровней постановки психологического диагноза (рис.1).

    Рисунок 1. «Уровни психологического диагноза по Л. С. Выготскому»

    Рисунок 2. «Клинико-психологический диагноз»

    С другой стороны, существует схема принятия решения в установлении клинико-психологического диагноза (рис.2).

    Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.

    Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

    Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

    1. природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;
    2. обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

    Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

    Психологический прогноз

    Психологический прогноз – это вид оказания психологической помощи с помощью сообщения результатов психологического обследования и разработки рекомендаций.

    Психологический прогноз – это конкретное предсказание или суждение о состоянии изучаемого свойства в будущем, основываясь на психологическом диагнозе.

    При формулировании психологического прогноза важно ориентироваться на типологию личности, которая поможет более грамотно составить психологический прогноз.

    Также обязательным является сообщение клиенту вероятностных характер прогноза.

    Прогноз не может быть осуществлен на основе одних результатов теста, он должен также исходить из общих установок клиента и других аспектов.

    Необходимыми качествами психологического прогноза по Л. С. Выготскому считаются:

    1. Развернутость,
    2. Дифференцированный характер,
    3. Полнота содержания,
    4. Разбивка на отдельные возрастные этапы.

    Л. С. Выготский сделал предположение о том, что психологический прогноз может быть верен лишь в том случае, если не изменяются условия развития личности.

    Существует также условно-вариантный прогноз развития ребенка. В его основе лежит несколько линий развития ребенка, которые определяются в соответствии с тремя типами ситуаций:

    1. Сохранение неблагоприятных условий развития,
    2. Ослабление неблагоприятных условий развития,
    3. Усугубление неблагоприятных условий развития.

    Понятие "психологический диагноз" - ключевое в психологической диагностике и в то же время наименее разработанное. Им пользуются все психологи-диагносты, хотя единое представление о сути, специфики и содержании психологической информации, необходимой для постановки диагноза, отсутствует. Дальнейшее расширение функций психолога-диагноста, как и совершенствование системы профессиональной подготовки психологов непосредственно связано с разработкой этого понятия.

    Само понятие "психологический диагноз", прежде всего, указывает на тесную связь с медициной, а точнее с психиатрией. Небезынтересно, что слово "диагноз" пришло из военного дела. В давние времена диагностами называли войнов, выносивших в перерыве между боями убитых и раненных. Затем этот термин появился в медицине и первоначально применялся для обозначения психических нарушений или состояний, отклоняющихся от нормы. В медицинском смысле цель психодиагностики сводится к постановке диагноза, то есть к определению отличий выявленных у конкретного человека психологических характеристик от известного на данный момент эталона. Проникновение психодиагностики во многие сферы деятельности и частной жизни человека заставляет более широко понимать термин "психологический диагноз" и более четко дифференцировать патопсихологию от выявления нормальных психических феноменов.

    Л.С.Выготский установил три ступени психологического диагноза.

    Первая ступень - Симптоматический (эмпирический) диагноз. Может ограничиваться только констатацией определенных психических особенностей или симптомов, по которым затем делается практический вывод. Такой диагноз не считается чисто научным, так как симптомы не всегда выявляются профессионалами. Симптоматический диагноз доступен практически всем, кто окружает обследуемого. Один из основных методов постановки симптоматического диагноза - наблюдение и самонаблюдение, высокий субъективизм которых хорошо известен.

    Вторая ступень - Этиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных психических особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Выяснение возможных причин особенностей переживаний, поведения, отношений человека - важный элемент психологического диагноза. Тем не менее, надо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Психолог-диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин той или иной психологической особенности.

    Третья ступень - Типологический диагноз (высший уровень). Заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности.

    Диагноз неразрывно связан с прогнозом, который строится на умении понимать внутреннюю логику развития психического феномена. Прогноз требует умения видеть и соединять воедино прошлое, настоящее и будущее.

    Психодиагностические средства. Репрезентативность, надежность, валидность психодиагностических методик.

    28. Использование компьютерных технологий в диагностической и коррекционно-развивающей работе в системе специального образования .

    На современном этапе развития психодиагностики компьютер стал неотъемле- мым элементом диагностической деятельности психолога. Внедрение компьюте- ров в психодиагностику имеет свою историю. На начальном этапе развития ин- формационных технологий (начало 1960-х гг.) функции компьютера были весь- ма ограничены и сводились в основном к предъявлению достаточно простых стимулов, фиксации элементарных реакций и статистической обработке данных. Компьютер выступает в роли вспомогательного инструмента исследователя, на него возлагаются наиболее трудоемкие, рутинные операции. Однако уже в это время начинает развиваться машинная интерпретация тестов.
    Собственно появление так называемой компьютерной психодиагностики за рубежом происходит в период второго этапа развития информационных техноло- гий (1960-е гг.). В первую очередь были автоматизированы все трудоемкие про- цедуры обработки диагностической информации (подсчет «сырых» баллов, на- копление базы данных, расчет норм теста, перевод первичных данных в стандарт- ные показатели и т. д.). Определенное развитие в этот период получили и системы многомерного анализа данных.

    2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 115

    Успехи в развитии электроники привели к быстрому снижению стоимости машинных ресурсов, тогда как расходы на математическое обеспечение возросли. Концепция этого этапа развития информационной технологии может быть сфор- мулирована следующим образом: «Все, что может быть запрограммировано, дол- жны делать машины; люди должны делать только то, на что они пока не в состоя- нии написать программы» (Громов, 1985). Именно к этому периоду относятся основные достижения западной компьютерной психодиагностики. Ко времени возникновения новой машинной технологии обработки информации психодиаг- ностика обладала значительным арсеналом стандартизированных методик. Неко- торые выборки обследованных насчитывали миллионы. Благодаря потребности в оперативном анализе массивов данных, быстро развиваются компьютерные средства сбора психодиагностической информации, разрабатываются средства специального программного обеспечения. Компьютер все чаще выступает в роли
    «экспериментатора».
    Третий этап развития информационной технологии (начиная с 1970-х гг.) со- здал условия для возникновения нового поколения компьютерных психодиагно- стических систем на базе ПЭВМ, ускорил процесс внедрения в практику автома- тизированных тестовых методик, создал основу для последующей формализации и автоматизации процесса сбора и обработки психодиагностической информации. Меняется процедура обследования, общение испытуемого с ЭВМ приобретает форму «диалога». Введение обратной связи позволяет изменять стратегию иссле- дования в зависимости от предшествующих результатов. Именно в этот период появляются первые собственно компьютерные тесты, тесты специально создан- ные для компьютерной среды. Развитие этих тестов создает предпосылки адаптив- ного тестирования, связанного в первую очередь с приспособлением заданий к особенностям ответов испытуемого. Отсюда целесообразно разделение тестов на компьютеризированные, или приспособленные к условиям компьютера, и ком- пьютерные.
    В последнее десятилетие XX в. компьютеры становятся доступными не толь- ко институтам и лабораториям, но и каждому исследователю. В настоящее время сложные психодиагностические исследования реализуются на базе мощных пер- сональных компьютеров, обладающих большим быстродействием и разнообраз- ным набором периферийных устройств.
    Отечественная компьютерная психодиагностика как направление исследова- ний оформляется к середине 1980-х гг., и ее развитие не столь непосредственно связано с совершенствованием информационной технологии, как

    Требования к построению и проверке психодиагностических методик.

    Глава III ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И ПРОВЕРКЕ МЕТОДИК

    § 1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

    Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована. Как отмечает А. Анастази (1982), стандартизация - это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

    Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

    К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента, можно, например, отнести такие:

    1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило,
    письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же
    словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

    2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

    3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым
    дополнительные пояснения;

    4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по
    возможности время дня, в сходных условиях;

    5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны
    быть одинаковыми и т.д.

    Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики, так как только строгое их соблюдение дает возможность сравнить между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

    Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытании, поскольку диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Так, например, ребенок шести лет, выполняя тест умственного развития, получил балл, равный 117. Как это понимать? Хорошо это или плохо? Часто ли такой показатель встречается у детей данного возраста? Количественный результат как таковой ничего не означает. Полученный дошкольником балл нельзя интерпретировать как показатель относительно высокого, среднего или низкого развития, так как это развитие выражено в единицах измерения, присущих данной методике, и, таким образом, абсолютного значения полученные результаты иметь не могут. Очевидно, нужно располагать точкой отсчета и какими-то строго определенными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные. Возникает вопрос, что за эту точку отсчета брать? В традиционном тестировании такая точка добывается статистическим путем - это так называемая статистическая норма.

    В общих чертах стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму, осуществляется путем проведения этой методики на большой репрезентативной выборке того типа, для которого она предназначена. Относительно этой группы испытуемых, называемой выборкой стандартизации, вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и его относительную вариативность выше и ниже среднего уровня. В результате можно оценить разные степени успешности или неуспешности в выполнении диагностической пробы. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации (А. Анастази, 1982).

    Для вычисления статистической нормы психологи-диагносты обратились к давно применяемым в биологии приемам математической статистики. Рассмотрим пример.

    На призывной пункт явились несколько тысяч молодых людей. Допустим, что все они примерно одного возраста. Что мы получим при измерении их роста? Обычно оказывается, что большинство почти одного роста, совсем немного будет людей очень маленького и очень высокого роста. Остальные же распределятся симметрично, уменьшаясь по количеству от среднего максимума в ту и другую сторону. Распределение рассматриваемых величин - это нормальное распределение (или распределение по нормальному закону, кривая распределения Гаусса). Математики показали, что для описания такого распределения достаточно знать два показателя - среднюю арифметическую и так называемое стандартное отклонение, которое получается путем несложных вычислений.

    Назовем среднюю арифметическую х, а стандартное отклонение (J (сигма малая). При нормальном распределении все изучаемые величины практически находятся в пределах + 5 (J .

    Нормальное распределение обладает многими преимуществами, в частности оно позволяет заранее рассчитать, сколько случаев будет расположено в определенном удалении от средней арифметической при использовании для определения удаленности стандартного отклонения. Для этого имеются специальные таблицы. Из них видно, что в пределах х ± (J находится 68% изучаемых случаев. За этими пределами находится 32% случаев, а так как распределение симметрично, то по 16% с каждой стороны. Итак, преобладающая и наиболее представительная часть распределения находится в пределах x±G.

    Рассмотрим стандартизацию диагностической методики на примере тестов Стэнфорд-Вине. В группу испытуемых входили 4498 человек от 2,5 до 18 лет. Усилия стэнфордских психологов были направлены на то, чтобы распределение полученных по каждому возрасту данных о выполнении тестов было близко к нормальному. Этого результата удалось добиться далеко не сразу; в некоторых случаях ученым приходилось заменять одни задания другими. В конце концов работа была закончена, и были подготовлены тесты по каждому возрасту со средней арифметической, равной 100, и со стандартным отклонением, равным 16, с распределением, близким к нормальному.

    Выше говорилось о том, что при измерении роста новобранцев было получено нормальное распределение данных об их росте. Никто не вмешивался в процесс измерения, не заменял одних новобранцев другими. Все получилось естественно, само собой. Но при работе с психологическими методиками дело идет не так. Опытным психологам, неплохо представляющим психические возможности детей, приходилось заменять некоторые задания, чтобы приблизить полученные результаты к нормальному распределению. Результаты диагностических испытаний в психологии очень редко укладываются в рамки нормального закона; их приходится для этого специально подгонять. Причины этого явления нужно искать в самом существе теста, в обусловленности его выполнения подготовкой испытуемых.

    Итак, стэнфордскими психологами было получено распределение, близкое к нормальному. Для чего оно нужно? Это дало возможность классифицировать весь полученный материал по каждому возрасту. Для такой классификации используется стандартное отклонение СТ и средняя арифметическая jc. Принимается, что результаты в пределах jc ± (J показывают границы наиболее характерной, представительной части распределения, границы нормы для данного возраста. При (J =16их=100 эти границы нормы будут от 84 до 116. Интерпретируется это так: результаты испытуемых, которые не выходят за эти границы, находятся в пределах нормы. Те, чьи результаты менее 84, находятся ниже нормы, а те, чьи результаты более 116, - выше нормы. Нередко этот же прием применяют и для дальнейшей классификации. Тогда результаты в пределах от jc -СТ до х - 2(J интерпретируются как "несколько ниже нормы", а от jc -2(J до jc - ЗсТ - как "значительно ниже нормы". Соответственно классифицируются результаты, находящиеся выше нормы.

    Вернемся к результату, полученному ребенком шести лет, о котором упоминалось выше. Его успешность по тесту равна 117. Этот результат выше нормы, но очень незначительно (верхняя граница нормы 116).

    Кроме статистической нормы, основой для сравнения, интерпретации результатов диагностических испытаний могут стать и такие показатели, как процентили

    Процентиль - это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя. Например, если 28% людей правильно решат 15 задач в арифметическом тесте, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль (P 2 s)- Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. Их также можно рассматривать, как ранговые градации, общее число которых равно 100, с той лишь разницей, что при ранжировании принято начинать отсчет сверху, тес лучшего члена группы, получающего ранг 1. В случае же процентилей отсчет ведется снизу, поэтому чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида.

    50-й процентиль (Р 5 о) соответствует медиане - одному из показателей центральной тенденции. Процентили свыше 50 представляют показатели выше среднего, а те, которые лежат ниже 50, - сравнительно низкие показатели, 25-й и 75-й процентили известны также под названием 1-го и 3-го квартилей, поскольку они выделяют нижнюю и верхнюю четверти распределения. Как и медиана, они удобны для описания распределения показателей и сравнения с другими распределениями.

    Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями Последние являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль - это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы. Первичный результат, который ниже любого показателя, полученного в выборке стандартизации, имеет нулевой процентильный ранг (Р 0). Результат, превышающий любой показатель в выборке стандартизации, получает процентильный ранг 100 (Рюо)- Эти процентили, однако, не означают нулевого или абсолютного результата выполнения теста.

    Процентильные показатели обладают рядом достоинств. Их легко рассчитать и понять даже сравнительно неподготовленному человеку. Их применение достаточно универсально и подходит к любому типу тестов. Однако недостаток процентилей - это существенное неравенство единиц отсчета в том случае, когда анализируются крайние точки распределения. При использовании процентилей (как уже отмечалось выше) определяется только относительное положение индивидуальной оценки, но не величина различий между отдельными показателями.

    В психодиагностике существует и другой подход к оценке результатов диагностических испытаний. В нашей стране под руководством К.М. Гуревича разрабатываются тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. В главе XII дано определение этого понятия и показано, в чем преимущество такого критерия оценки по сравнению со статистической нормой.

    Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор знаний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных.

    Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100%-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп (%):

    1) наиболее успешные - 10;

    2) близкие к успешным - 20;

    3) средние по успешности - 40;

    4) малоуспешные - 20;

    5) наименее успешные - 10.

    Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат - процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности

    § 2 НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ

    Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. Эти требования в психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их совершенствованием. В результате появилась возможность оградить психологию от всевозможных безграмотных подделок, претендующих на то, чтобы называться диагностическими методиками.

    К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится надежность и валидность. Большой вклад в разработку этих понятии внесли зарубежные психологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк и Е. Хаген и др.). Ими были разработаны как формально-логический, так и математико-статистический аппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснования степени соответствия методик отмеченным критериям.

    В психодиагностике проблемы надежности и валидности методик тесно взаимосвязаны, тем не менее существует традиция раздельного изложения этих важнейших характеристик. Следуя ей, начнем с рассмотрения надежности методик.

    НАДЕЖНОСТЬ

    В традиционной тестологии термин "надежность" означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Как пишет А.Анастази (1982), вряд ли можно с доверием относиться к тесту интеллекта, если по нему в начале недели ребенок имел показатель, равный НО, а к концу 80. Повторное применение надежных методик дает сходные оценки. При этом в определенной мере могут совпадать как сами результаты, так и порядковое место (ранг), занимаемое испытуемым в группе. И в том, и в другом случае при повторении опыта возможны некоторые расхождения, но важно, чтобы они были незначительными, в пределах одной группы. Таким образом, можно сказать, что надежность методики - это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

    Степень надежности методик зависит от многих причин. Поэтому важной проблемой практической диагностики является выяснение негативных факторов, влияющих на точность измерений. Многие авторы пытались составить классификацию таких факторов. Среди них наиболее часто называются следующие:

    1) нестабильность диагностируемого свойства;

    2) несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция,
    задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания по
    предъявлению методики испытуемым и т.д.);

    3) меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся
    эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних
    шумов и т.д.);

    4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному
    предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

    5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте
    отмечается хорошее самочувствие, в другом - утомление и т.д.);

    6) элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда
    ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени
    полноты, оригинальности и т.п.).

    Если все эти факторы иметь в виду и постараться в каждом из них устранить условия, снижающие точность измерений, то можно добиться приемлемого уровня надежности теста. Одним из важнейших средств повышения надежности психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т.д. При такой стандартизации процедуры исследования можно существенно уменьшить влияние посторонних случайных факторов на результаты теста и таким образом повысить их надежность.

    На характеристику надежности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. В этом случае при повторном обследовании новые результаты также расположатся тесной группой. Возможные изменения ранговых мест испытуемых будут незначительными, и, следовательно, надежность методики будет высокой. Такое же неоправданное завышение надежности может возникнуть при анализе результатов выборки, состоящей из группы, имеющей очень высокие результаты, и из группы с очень низкими оценками по тесту. Тогда эти далеко отстоящие друг от друга результаты не будут перекрываться, даже если и вмешаются в условия эксперимента случайные факторы. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на которой определялась надежность методики.

    В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п. Для каждой такой выборки приводятся свои коэффициенты надежности. Приводимый показатель надежности применим только к группам, подобным тем, на которых он определялся. Если методика применяется к выборке, отличающейся от той, на которой проверялась ее надежность, то эта процедура должна быть проведена заново.

    Как подчеркивают многие авторы, разновидностей надежности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний (В Черны, 1983) Однако практическое применение находят лишь несколько видов надежности

    Так как все виды надежности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический прием, с помощью которого устанавливается надежность методики, - это корреляции (по Пирсону или Спирмену, см гл. XIV). Надежность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

    В данном пособии при описании видов надежности основной упор делается на работы К.М Гуревича (1969, 1975, 1977, 1979), который, проведя тщательный анализ зарубежной литературы по этой проблеме, предложил толковать надежность как:

    1) надежность самого измерительного инструмента,

    2) стабильность изучаемого признака;

    3) константность, т.е. относительную независимость результатов от личности
    экспериментатора

    Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надежности, показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, - коэффициентом стабильности; а показатель оценки влияния личности экспериментатора - коэффициентом константности.

    Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности.

    Остановимся на более подробном рассмотрении этих показателей, характеризующих с разных сторон надежность психодиагностической методики.

    1. Определение надежности измерительного инструмента. От того, как составлена методика, насколько правильно подобраны задания с точки зрения их взаимосогласованности, насколько она однородна, зависит точность, объективность любого психологического измерения. Внутренняя однородность методики показывает, что ее задания актуализируют одно и то же свойство, признак.

    Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (или гомогенности), используется так называемый метод "расщепления". Обычно задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, а затем результаты двух полученных рядов коррелируются между собой. Для применения этого способа нужно поставить испытуемых в такие условия, чтобы они смогли успеть решить (или попытаться решить) все задания. Если методика однородна, то большой разницы в успешности решения по таким половинкам не будет, и, следовательно, коэффициент корреляции будет достаточно высоким.

    Можно делить задания и другим путем, например сопоставить первую половину теста со второй, первую и третью четверть - со второй и четвертой и т п. Однако "расщепление" на четные и нечетные задания представляется наиболее целесообразным, поскольку именно этот способ наиболее независим от влияния таких факторов, как врабатываемость, тренировка, утомление и пр.