Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Социальная дифференциация означает. Обществознание. Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объему и характеру

Общества, согласно которым, главным критерием для определения социальной дифференциации было отношение к средствам производства. В частности, на такой точке зрения стоял марксизм. Однако его теоретики выделяли не только классы, но и прослойки внутри каждого класса (например, мелкая, средняя и крупная буржуазия), тем самым подчеркивая, что неравенство и отчуждение характерны для любых групп людей. Тем не менее, они считали, что их следует преодолеть, и такой класс, как пролетариат, играет в истории именно эту миссию.

В противовес классовой теории сложилась концепция, в основе которой тоже лежала социальная дифференциация. Автором этой теории стратификации был Питирим Сорокин. Он разработал целую систему признаков и критериев общественного расслоения, формирующих структуру социального организма. Сорокин различал одномерную и многомерную стратификацию, то есть, разделение общества на такие группы, как «страты» по одному признаку и по целой их совокупности. Он разделял эти страты по таким характерным чертам, как занятость, доходы, бытовые условия, образование, психологические черты, религиозные верования, стиль поведения, и многие другие. Многие современные социологи считают страты базовым и «конечным» элементом социальной структуры.

Ученых также интересовало, насколько судьба индивида и социальная дифференциация общества детерминированы разделением на страты. Они рассчитали возможность перехода из одной группы в другую (горизонтальная мобильность), а также внутри классов (вертикальная), на протяжении одного, двух или более поколений, выделив среди них закономерную и случайную мобильность. В изучении проблемы стратификации большую роль сыграла теория Макса Вебера. Он полагал, что различие между группами людей обусловлено не только доступом к общественному богатству, власти и праву, но также и социальными показателями - статусом и престижем. Согласно Веберу, каждой группе присущ определенный стиль жизни - привычки, стереотипы, ценности.

Изучением норм, определяющих поведение людей в общественной системе, а также того, как социальная дифференциация влияет на их статус, занимались такие философы и социологи, как Линдон и Мид. Такие составляющие как стереотип и престиж, заставляют человека соответствующим образом, разделяемым их группой, оценивать какого-либо человека или явление (например, какого бренда одежду покупать, отправлять ли детей учиться в Йелький университет, обязательно ли иметь роллс-ройс или мерседес). Если же человек хочет освободиться от навязанной ему роли, как правило, считается, что он утратил престиж, и к нему могут быть применены

Социальная дифференциация в таких случаях оборачивается реакцией группы, а то и целого общества, на поведение индивида, который «уклоняется» от выполнения ожиданий, соответствия общепринятым нормам и ценностям. Подобные санкции могут быть предусмотрены законодательством, а иногда они базируются на обычаях, морали или религии. Особенно это характерно для когда идут в ход даже физические действия - избиение, смертная казнь, самосуд или линчевание, лишение свободы. В других случаях применяются такие экономические санкции, как штрафы или Но в большинстве современных стран в основном ограничиваются выказыванием знаков неуважения.

Взаимодействие между социальными ролями, статусом, санкциями, престижем и другими подобными механизмами изучает особая дисциплина, интеракционизм. Каждая такая группа, утверждают ученые, создает свой собственный «мир», где расписан «сценарий жизни», те или иные поступки, определенная одежда. Существует даже социальная дифференциация языка, порожденная отличиями между крупными коллективами людей в профессиональной или корпоративной области. Но такие миры нестабильны. Те или иные общественные события, особенно крупного масштаба, заставляют людей переосмысливать свои роли и совершать иногда совершенно неожиданные действия. Так происходит изменение привычного мира, в котором роли распределяются вновь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Макроэкономическое регулирование»

Реферат

на тему: «СОциальная дифференциация общес Т ва»

Выполнил: Дудкин А.Д.

Научный руководитель: Шманев С.В

Москва 2013 год

  • Введение
  • 1. Концепции социального деления
    • Теория Сорокина
    • Теория Уорнера
    • Теория Вебера
  • 2. Конфликты, сопряженные с социальной дифференциацией
  • 3. Социальная дифференциация в России
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Во все времена существования человеческого общества, от примитивных общин до современных, более сложных конструкций, человеку было свойственно разграничивать и обособлять отдельные группы людей от других с целью повышения или понижения их социального и экономического статуса. В первобытных племенах деление было относительно простым: влиятельный и уважаемый вождь, его приближенные, рядовые члены общин, а также живущие "вне закона", отверженные.

На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным. Разделение труда, обязанностей, появление страты предпринимателей, среднего класса - все это вело к неизбежному расширению и усложнению социальных связей внутри как общества, так и всего мира.

Каковы же причины социального неравенства? В современной западной социологии господствует мнение, что социальная стратификация вырастает из естественной потребности общества в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их деятельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологических школах и направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можно выделить функционализм, статусную, экономическую теории и др.

Представители функционализма объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций, выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соответствующих жизненно важных для всего социального организма задач; одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормального функционирования общественного организма необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняющих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление, ибо только они могут поддерживать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Подобная иерархия существует не только на уровне государства в целом, но и в каждом социальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне предприятия - основу меж профессиональной стратификации составляют два параметра: 1. важность занятия (профессия) для выживания и функционирования организма в целом; 2. уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин считает, что наиболее социально - значимые профессии - это те, которые связаны с функциями организации и контроля.

Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж. А потому что они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т.п. - социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. дороги и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам. Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. Говоря о дифференциации общества, нельзя не сказать и про Российское общество, которое, на данный момент, невозможно представить себе без стратификационного деления. Общественная дифференциация изначально была одной из основ создания пост - коммунистического общества нашей страны, одним из условий формирования принципиально иного взгляда человека на мир.

1. Концепции социального деления

Говоря о социальной дифференциации, в первую очередь, я хотел бы описать современные концепции социального деления.

Теория Сорокина

Известный социолог П.А. Сорокин рассматривал стратификацию как неотъемлемую характеристику любого сложно организованного общества. Сущность стратификации он видел в неравном распределении экономических ресурсов, власти и влияния, прав и обязанностей между членами общества. По мнению этого социолога, можно было выделить три основных формы стратификации - экономическую, политическую и профессиональную. Экономическая стратификация была обусловлена неравным распределением материальных, финансовых ресурсов. Политическая была связана с неравным доступом к власти, а основу профессиональной стратификации образовывало разделение общественного труда и формирование различных профессий, в числе которых выделялись более и менее предпочтительные.

Сорокин исследовал особенности социальной стратификации в различных обществах. Рассматривая экономическую стратификацию, он проанализировал две гипотезы, которые сформулировали соответственно Карл Маркс и Вильфредо Парето. Согласно Марксу, по мере развития капитализма, усиливалось расслоение общества. Богатство во все большей степени концентрировалось в руках крупных собственников, что сопровождалось обнищанием широких слоев населения. В отличие от этого, Парето выдвинул идею о том, что во всех обществах доля экономического богатства, находящегося в руках правящего слоя является величиной относительно неизменной. Но, как показал Сорокин в своем исследовании, в конечном итоге, обе эти гипотезы не подтверждались историческими фактами. Характер экономической стратификации мог изменяться с течением времени, но в таких изменениях невозможно было обнаружить какую-либо постоянно действующую тенденцию.

Помимо концепций социального деления, Сорокин так же ввел понятие социальной мобильности. Социальная мобильность - это изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре общества. Чем мобильнее общество, чем легче перейти из одной страты в другую, тем оно стабильнее, по мнению сторонников теории социальной стратификации.

Существует два основных типа социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность предполагает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая вертикальная мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая вертикальная мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей мобильности.

При вертикальном типе мобильности человек может совершать как подъемы, например, от кассира до управляющего банком, так и падения. Предприниматель может потерять часть своего состояния, перейти в группу людей с более низкими доходами.

Потеряв квалифицированную работу, человек может не найти равноценную и в связи с этим, утратить часть признаков, характеризующих его прежний социальный статус. Горизонтальная мобильность предполагает перемещение человека из одной группы в другую, расположенную на том же уровне, на той же ступеньке.

При таком типе мобильности человек, как правило, сохраняет основные признаки группы, например, рабочий перешел работать на другое предприятие, сохранив уровень зарплаты, и прежний разряд, или переехал в другой город; такой же по числу жителей и т. д. Социальные перемещения приводят и к появлению промежуточных, пограничных слоев, которые называются маргинальными.

Теория Уорнера

Ллойд Уорнер в своей книге «Yankee City» представил первое масштабное эмпирическое изучение социальной стратификации в США. Уорнер следовал веберовской традиции относительно статусных групп. Он предпринял попытку разработать стандартный индекс статусных характеристик (a Standard Index of Status Characteristics), отправляясь от таких моментов как образование, место жительства, доход и происхождение. Все эти факторы, с точки зрения Уорнера, используются американцами при оценке их социальной стоимости, при выборе друзей для себя и для своих детей. В противоположность Марксу, Уорнер в большей степени полагался на «субъективные» критерии стратификации, т.е. на то, как члены той или иной общины (общности) оценивают социальное положение друг друга, чем на такие «объективные» различия как, например, доход.

Основной заслугой Уорнера в разделении американского общества на классы, считается теория, группы в которой состоят из индивидов с одинаковым престижным рангом. Именно Уорнер выдвинул идею существования шестиклассовой структуры («репутационная теория)» вместо обычной двух или трехклассовой, в которую вошли:

· Высший слой высшего класса - составляли богатые аристократы.

· Низший слой высшего класса - входили люди высокого достатка, но они не были выходцами из аристократических семей, они выставляли напоказ своё богатство, сумели «прорасти сквозь асфальт, обладают сильным характером, наглостью и феноменальной предприимчивостью.

· Высший слой среднего класса - состоял из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, имеющих высокие доходы: врачей, юристов, владельцев капитала.

· Низший слой среднего класса - представляли главным образом "белые воротнички" (секретари, делопроизводители, канцелярские служащие, кассиры).

· Высший слой низшего класса - составляли "синие воротнички" (квалифицированные рабочие и прочие работники физического труда).

· Низший слой низшего класса - включал самых бедных и отверженных членов общности, весьма сходных с люмпен-пролетариатом (бездомные бродяги, нищие и безработные).

Уорнер определил классы как группы, в существование которых верят члены общества и которые размещаются соответственно на высших или низших уровнях.

Теория Вебера

Знаменитый социолог Макс Вебер, проводя многолетние исследования, положившие начало его теории о социальной стратификации, вывел к ней собственный, совершенно отличный от видения другими теоретиками, трехмерный подход. Основу его трех измерений социальной стратификации составляют: экономика, власть и престиж. Впоследствии, эти три измерения им же были названы автономными. Согласно теории Макса Вебера именно собственность, а, точнее, виды ее владения, дают возможность к возникновению экономических классов, в которых различают меры доступа к власти, образованию политических партий, а престижность отдельных из них создает статусные группировки.

Вебер определяет класс как возможность отдельно взятого человека получать доступ к различным благам и доход в рыночных условиях. Проще говоря, в класс входят индивидуумы с исходным положением, профессиями, доходами и доступом к возможностям обладания ресурсами. Этот социолог не без основания полагал, что классы имеют место только в обществе с капиталистическим строем, так как именно этот строй определяется рыночными отношениями. Но в условиях рынка индивидуумы делятся на два вида: первые предлагают товары и услуги, а вторые только рабочую силу. В свою очередь отличаются первые от вторых только количественным обладанием собственностью. Как и у остальных теоретиков социологии, у Макса Вебера ни в одной из работ нет четкой классификации структуры изученного им общества, в частности, капиталистического. Поэтому большинство социологов, изучающих работы этого теоретика, дают нам совершенно различные перечни в зависимости от собственной интерпретации. Наиболее близкими по всеобщему мнению считаются классификации определенные на основании трудов Вебера Радаевым и Шкаратан. Она имеет следующий вид:

Рабочий класс;

Мелкая буржуазия;

Интеллигенция и инженерно-технические работники;

Административно-управленческий персонал;

Собственники;

Арендодатели;

Предприниматели

Экономическая составляющая, мысленно разделенная на две части позволяет отнести в одну из частей собственников с неизменно позитивным настроем и пролетариат с его негативными настроениями вследствие неимения собственности и по большому счету квалификации для возможной ее реализации в условиях рынка. При таком расслоении в центре образуется средний класс, в который входят мелкие собственники и люди, имеющие определенные навыки и знания, требуемые в условиях рынка. Следующим делением согласно теории Вебера является деление на основе престижа и возникающую в следствие вертикаль статусных групп, а иначе говоря, иерархию. Основой, в которой служат общины, в которых складывается понятие почести, определяемое как любое из качеств оцененное большим количеством индивидуумов общины. Зачастую такого рода оценивание было связано с классовым различием, в котором нужно заметить собственность, а вернее количественное обладание ей играло не последнюю роль, а возможно и главенствующую, но в одну статусную группу могли входить как люди имеющие собственность, так и не имущие. Макс Вебер представлял приобретение в статусных группах почести (престижа) возможным только путем прочного закрепления за членами группы строго исключительными видами деятельности, налагая запрет на занятие этим же других индивидуумов, иначе говоря монополизируя любые блага. Проявлялось внутри групп это следующим образом - возможность ношения определенной одежды, украшений, знаков отличия, производство определенного продукта, отдыха отдельного и отличного от других индивидуумов группы для подчеркивания исключительности членов именно этой статусной группы и возможного упрочнения и увеличения дистанции между группами. Также для создания исключительности широкое использование получали брачные связи лиц внутри одного круга и тому подобные меры выделения путем исключительности. Все это вело к образованию прогрессирующей замкнутости статусной группы. Третьей основой для социального разделения Вебер считал различия власти в свою очередь порождающее возникновение партий, в которые люди объединялись согласно своим убеждениям. По утверждению Вебера, человек, принадлежащий к определенной группе имеет в равных объемах власть, богатство и престиж, которые независимы друг от друга. Партии же представляют интересы согласно статусному положению входящих в них индивидуумов и, конечно же, с возможностью пополнения своих рядов из своих же статусных групп, но необязательным условием образования партий является классовая или статусная ориентированность, а скорее лояльность по отношению к любым статусным группам в идеале.

Единственное выраженное согласие Вебера с остальными теоретиками, изучавшими теорию социологической стратификации, заключается в принятии существования социальной дифференциации как аксиомы.

2. Конфликты, сопряженные с социальной дифференциацией

социальный неравенство дифференциация общество

Очевидно, что социальная дифференциация, порожденная разницей в доходах, статусе, возможностях, неизбежно приводит к конфликтам в обществе. В данном случае конфликтом будет являться столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов субъектов социального взаимодействия. Разбираясь в причинах конфликтов, происходящих в обществе, можно не просто решать проблемы конкретно этих конфликтов, но и в целом разобрать основные последствия социальной дифференциации общества.

Каждый из социологов, изучающих вопрос социальной дифференциации и конфликтов, сопряженных с этим понятием, стремился дать свою классификацию, дополняя или урезая имеющиеся знания.

Так, Макс Вебер приводил классификацию согласно направленности конфликта: целенаправленные и ценностно-направленные. Целенаправленные действия стремятся к успеху, используя внешний мир как средство, ценностно-направленные действия не имеют какой-либо цели и являются самоценными. Образ мыслей людей первого типа действий следующий: «Я ищу, достигаю, используя других», второго типа действий - «Я верю в какую-то ценность и хочу действовать ради этого идеала, даже если это вредит мне». Различие между ценностным и целенаправленным типом деятельности состоит в том, что цель понимается как представление об успехе, которое становится причиной действия, а ценность - представление о долге, которое становится основанием действия. Люди в своих поступках могут быть как целенаправленны, так и ценностно-ориентированы, но, тем не менее, они действуют в определенных социальных связях неизолированно.

Карл Маркс изучал теорию социального конфликта и пришёл к выводу, что конфликт является неизбежным в любой группе, организации, обществе. Основной причиной возникновения конфликта Маркс выделил дефицит и несправедливое разделение ресурсов и, конечно же, власти. Негативные последствия конфликта предопределены и априорны.

Георг Зиммел, считающийся основателем теоретической конфликтологии, утверждал, что конфликт в обществе неизбежен, потому что конфликт - это естественная составляющая некоторых общественных процессов. Но в отличии от теории Маркса, в теории Зиммеля конфликт не обязательно приводил к негативным последствиям и разрушениям социальных систем. Конфликт вносил в общество и положительные моменты - укрепление социальных систем, их сплочённость. Возможными источниками конфликтов Зиммель считал не только столкновение интересов, но и проявление людьми враждебности и агрессивности к друг другу. Исходя из этого, он выделял факторы руководящие характером конфликта - инстинкты ненависти и любви.

Ральф Дарендорф определяет современный конфликт как конфликт между ресурсами и притязаниями. Экономический прогресс сам по себе не уничтожит ни безработицу, ни бедность. Класс большинства обрел относительно удобное существование, защищает свои интересы так же, как это делали другие правящие классы, не стремится разорвать круг лишений людей, опустившихся до положения деклассированных. Напротив, в смутное время он активно выталкивает некоторых своих сограждан за порог общества и там удерживает, защищая положение находящихся внутри. Как и прежние господствующие классы, они находят достаточно причин необходимости таких границ и готовы «впустить» тех, кто приемлет их ценности. При этом доказывают, что границ между классами быть не должно. Они хотят устранить барьеры, разделяющие общество, но совершенно не готовы что-либо делать для этого. Класс большинства проводит границы не только горизонтально, но и вертикально (расово-этническая проблема). Дарендорф пишет, что прелести многонационального общества пропали даром для большинства, скорее пекущегося о соблюдении межрасовых барьеров, чем о достижении открытости. Такое состояние в обществе - шаг назад в истории развития гражданства. Необходимы позитивные действия: предоставление меньшинствам и другим обездоленным некоторых социальных льгот при получении образования и найме на работу. Возник новый тип «подмоченного» либерализма, отказывающегося от великих завоеваний в области всеобщих гражданских прав и норм ради того, чтобы удовлетворить сепаратистские требования национальных меньшинств. Права меньшинства изначально были неверно поняты и вследствие этого превратились в в меньшинства.

Льюис Козер, подходя к проблеме конфликта, солидарен с работами Г. Зиммеля, монография которого «Конфликт» строится вокруг главного тезиса: « Конфликт- это форма социализации». Для Л. Козера конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Он определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника. Предметом, из-за которого возникает абсолютное большинство конфликтов, являются реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве таковых. Основные причины конфликта - дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.

Как видно, авторы социальных теорий придерживаются, в большинстве своем, двух противоположных полюсов: конфликты в обществе, порождённые различными формами дифференциации, могут являться как негативными для общества, приводя к необратимым переменам, так и нейтральными, являясь особой формой социализации для страт.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Во - первых, это своевременный и точный диагноз причин конфликта. Во - вторых, это обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Третьим, непременным условием, является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д. Большое значение имеет заключительная, пост - конфликтная стадия. На этой стадии должны, быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок противоборствующих сторон, ликвидирована социально - психологическая напряженность между ними.

Исходя из вышесказанного, я бы хотел отметить, что наиболее эффективным снижением уровня напряженности в обществе, связанной с различиями в стратах, является упрощение перехода из одной социальной группы в другую; что, в целом, реализовано в современном обществе и механизм этого продолжает совершенствоваться.

3. Социальная дифференциация в России

Несмотря на то, что экономика России после распада Советского Союза приобрела явно рыночные и западные очертания, нельзя говорить о происходящей дифференциации общества в "западную" сторону. Создание "среднего класса", свободного предпринимательства, приватизации бывшего государственного имущества - всего, к чему так стремилась политическая власть, хоть и отразило явные перемены в обществе в процессе ухода от коммунистического строя, но имеет свои, уникальные черты.

Становление пост - индустриального общества в России проявляется не только в создании информационно - технологического базиса материального и духовного производства, но и в развитии рыночных отношений на основе разнообразных форм собственности, изменении механизма государственного регулирования, значительном повышении роли сферы услуг, крупномасштабной концентрации производства при отставании малого и среднего бизнеса. Проведенные в последние десятилетия экономические реформы самым непосредственным образом сказались на состоянии социальных групп и слоев.

Наиболее существенные изменения произошли в содержании социальных групп, выделенных на основе критериев положения в системе общественного производства, разделения и сферы приложения труда. Прежде всего, я имею ввиду новые параметры экономически активного населения, имеющего самое непосредственное отношение к производству товаров и услуг. Статистические данные показывают, что устойчивой тенденцией развития социальной дифференциации постиндустриальных стран явился рост численности рабочей силы (так, в США он изменился со 125,8 млн. чел. в 1990 г. до 153 млн. чел. в 2010 г.); однако, прямо противоположные изменения происходили в российском обществе - снижение количественных параметров экономически активного населения с 75,1 млн. чел. в 1990 г. до 72,9 млн. чел. в 2003 г. и только к 2010 г. удалось достичь показателя 75,4 млн. чел., что стало отражением кризисного развития экономики в данный период. Так же, я хотел бы привести следующие данные по социальной градации российского общества: несмотря на устойчивый рост численности занятого населения в мире (к примеру, США - со 118,8 млн. чел. в 1990 г. до 139,0 млн. чел. в 2010 г.), динамика среднегодовой численности занятых в экономике в России характеризовалась неоднозначными показателями: 1990 г. - 71,2 млн. чел., 2000 г. - 65,1 млн. чел., 2010 г.- 69,8 млн. чел. Сокращение объемов производства в период кризиса привело к уменьшению параметров занятой рабочей силы. Одновременно выросли количественные показатели группы безработных и ее удельного веса в составе экономически активного населения с 3,9 млн. чел. в 1990 г. до 5,6 млн. чел. в 2010 г., что во многом явилось следствием проходивших процессов индустриализации страны.

Анализируя работы известных социологов, можно придти к выводу, что в любом развивающемся обществе происходит выделение так называемого класса "предпринимателей", что являет собой значимый переход к новосу витку развития экономических отношений. Однако, современные статистические данные говорят об обратном: результаты переписей населения свидетельствуют о том, что абсолютное большинство занятых в экономике составляют работающие по найму (2002 г. - 58 млн. чел. (95%), 2010 г. - 61,6 млн. чел (94%). Нельзя забывать так же о стихийном и крайне быстром формировании класса предпринимателей в России (в 2002 г. почти 1 млн. занятых (1,5%) являлись работодателями, привлекающими для осуществления своей деятельности наемных работников; в 2010 г. их количественный состав увеличился до 1,4 млн.). Образование крупных собственников и возможность получения ими сверхвысоких доходов напрямую связывается с безоглядной приватизацией государственной собственности, передачей в частный сектор добычи и продажи природных ресурсов, перераспределением властных полномочий. Так же не способствует развитию предпринимательства в современной России судебное и уголовное право: так, по информации журнала Forbes, каждый пятый осужденный в России на 2012 год получал приговор именно из-за своей предпринимательской деятельности - будь то неверное ведение бухгалтерского учета, спекулятивные операции или простое желание органов государственной власти сохранить монополию в той или иной сфере деятельности.

Так же, определенному накалу отношений в обществе приводит и вышеупомянутая "поляризация": за короткий период в России сформировался правящий класс (крупные собственники, высшие менеджеры, политики), характеризующийся сверхвысоким уровнем доходов, и низший класс, объединяющий наемных работников, выполняющих функции исполнительского труда в различных сферах общественного производства и характеризующихся низким уровнем дохода (по данному показателю до 70% населения в настоящее время может быть отнесена к низшему классу).

Наконец, хотелось бы привести информацию по созданному "среднему классу", который объединяет индивидов, характеризующихся стандартным уровнем доходов и потребления, имеющих достаточно высокий уровень образования, профессиональный статус, определенные политические и моральные ценности. Специфика российской реальности заключается в том, что, несмотря на развитие малого и среднего бизнеса и возрастание образовательного уровня населения, представители данных групп характеризуются невысоким имущественным статусом и уровнем доходов. В связи с этим, в настоящее время, можно лишь ставить вопрос о формировании среднего класса в России при условии проведения соответствующей государственной политики, но никак не полноценном функционировании этого класса как подсистемы общества.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы сказать о том, что современная дифференциация общества является результатом сложных общественных, политических и экономических процессов, происходивших в обществах различных стран Европы, России, Азии и США за период их существования и, во многом, определенные ими.

Очевидно, что, с течением времени, происходит снижение давления духовной и нравственной сфер на свободу мысли и слова человека, происходит создание новых страт, новых категорий общественного деления, существование которых немыслимо себе представить в реалиях прошлых веков. Происходит, в прямом смысле, эволюция общества, которая опирается на идеи и мысли прошлых веков, но вносит свои, принципиально новые, корректировки.

Однако, не смотря на сильное смягчение рамок, на сегодняшний день нельзя заявить об однозначной победе разума над дифференциацией - и люди до сих пор оценивают друг друга не столько по морально-личностным качествам, но по внутренним системам оценки и категоризации, с учетом именно социально-классовой классификации.

Я считаю, что одним из важнейших направлений эволюции социальной дифференциации общества в ближайшие годы должен стать отказ от категоризационной схемы мышления и оценки общественными элементами друг друга и переход к новой, гарантирующей еще большую свободу самовыражения и самоопределения, системе.

Список литературы

1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Москва: Феникс, 2010.

2. Касьянов В. В. Обществознание. Москва: Феникс, 2009.

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Социология для средних и специальных учебных заведений. Тверь, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

6. Росенко Светлана Ивановна: «Общество в целом. Социальное развитие»: М.: ЭКСМО, 2012.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная дифференциация и социальное неравенство как основа теорий социальной стратификации и мобильности. Понятие, сущность и виды социальной ответственности. Общая характеристика, основные причины и стадии социальных конфликтов, способы их разрешения.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Теоретико-методологические основы исследования социальной дифференциации населения, ее понятие, сущность и причины. Современное состояние и основные направления повышения уровня и качества жизни населения в России. Формы и виды социального неравенства.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Стратификационные концепции, социальная дифференциация совокупностей людей на классы в иерархическом ранге. Основные формы стратификации и взаимоотношения между ними, причины социального неравенства. Соотношение неравенства, равенства и справедливости.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Социальное неравенство, возникающее вследствие социальных различий и дифференциации. Факторы социального различия. Естественные различия между людьми. Основы дифференциации общества. Структура социальной стратификации. Основные принципы деления.

    презентация , добавлен 11.12.2016

    Сравнительная характеристика социального неравенства России и Бразилии. Исследование социальной дифференциации. Измерение экономического неравенства по группам населения. Изучение границы бедности и уровня материальной обеспеченности в государстве.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2014

    Характеристика основных систем социальной стратификации. Изучение стратификационных тенденций современного российского общества. Анализ проблемы происхождения социального неравенства. Классовая теория Маркса. Социальная мобильность: каналы и механизмы.

    реферат , добавлен 13.02.2016

    Неравенство между слоями общества. Социальная дифференциация общества. Разделение общества на социальные группы, которые занимают разное положение в обществе. Социальное неравенство в роли стимулятора человека к саморазвитию и достижению своих целей.

    реферат , добавлен 27.01.2016

    Характеристика основ прогнозирования социальной структуры общества, рассмотрение ее роли в устойчивом развитии общества в условиях рыночных преобразований. Анализ тенденций и перспектив развития социальной структуры общества в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2015

    Измененеие социальной стратификации российского общества в ходе развития демократических реформ. Дифференциация доходов населения и полярное расслоение общества. Маргинализация общества как утеря связи со своей социальной, национально-этнической группой.

    презентация , добавлен 12.04.2015

    Анализ роли процессов интеграции и дифференциации в становлении и развитии общества в контексте социальной системы, их функции и системное значение, практическая значимость. Способы классификации социальных общностей. Понятие классов и социальных слоев.

Социальная дифференциация

Определенные различия в общественном положении людей имели место и на ранних этапах развития человеческого сообщества, но в основе этого лежала не социальная, аестественная (природная) дифференциация –естественные физико-генетические и демографические различия между людьми. Общественное положение человека определялось полом, возрастом, наличием определенных физических и личностных качеств.

Однако решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, связанные не с естественными физико-генетическими и демографическими различиями между людьми, а с явлениями социальной дифференциации.

Социальная дифференциация – продукт более высокого уровня развития цивилизации. Это сложный феномен порожден уже не естественными (природными), а социальными факторами жизни и, прежде всего, объективной потребностью общества в разделении труда.

Дифференциация видов деятельности проявляется в форме социальных различий между группами людей по характеру их трудовой деятельности и функций, а следовательно, по стилю жизни, интересам и потребностям.

Социальную дифференциацию часто обозначают понятием «горизонтальная дифференциация». Параметры, которыми описывается горизонтальная дифференциация, называются «номинальные параметры», в отличие от «ранговых параметров», используемых для характеристики людей в иерархическом плане. Иерархия (от греческого hierarchia – буквально священная власть) – форма построения сложных социальных систем на основе подчинения и субординации, когда социальные группы находятся как бы «выше» или «ниже» на социальной лестнице.

Номинальные различия устанавливаются в обществе в процессе естественно-природных различий между людьми и как элемент общественного разделения труда. На основании этих различий между людьми в обществе нельзя определить, кто из них занимает более «высокое», а кто более «низкое» место в социальной структуре (пример: нельзя поставить мужчину выше женщины только потому, что он мужчина, так же как и людей разных национальностей).

Горизонтальная дифференциация не может дать целостную картину социального структурирования общества. В полном объеме социальную структуру общества можно описать лишь в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной.

Вертикальное структурирование возникает вследствие неодинакового распределения между людьми результатов общественного разделения труда. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, определяемый на основе ранговых параметров, говорят о социальной стратификации.

Исходя из изложенных замечаний можно сказать, что социальная стратификация означает такую форму дифференциации общества, которая принимает форму социальной иерархии – вертикальной дифференциации населения на неравные по своему общественному положению группы и слои. Это иерархически организованная структура социального неравенства.

Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые описывают положение индивида в обществе в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Номинальные параметры: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык.

Ранговые параметры: образование, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллект.

С помощью номинальных параметров исследуются рядоположенные позиции индивидов, на основе ранговых описывается иерархическая или статусная структура.

На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые десятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория К. Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана .

У Н. Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают, и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Н. Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т. е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация – ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации стала подвергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства – тендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до возникновения классов и сохранялось в советском обществе. Социологи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии – парадигмы постмодерна.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил четыре параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, про-межуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.



Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Социология постмодерна в отличие от прежних концепций утверждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения – как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реальности. Концептуальные конструкции, построенные на применении наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй иД. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании тендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе К. Маркса и М. Вебера. Однако в настоящее время интерес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяснилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

1) внутреннюю фрагментацию – внутриклассовые деления;

2) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия различных динамик различения, например, когда тендерная практика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

3) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных изменений, например, вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачиваемым простым трудом;

4) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с его родителями.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик – классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэтому, утверждает Ф. Бредли , невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

Еще одна интересная концепция, связанная с феноменом фрагментации, построена на понятии «гибридность». Под гибридностью здесь понимается промежуточное состояние между различными социальными локусами. Чтобы понять, что это такое, обратимся к примеру, который приводит Д. Харуэй . Социальный гибрид – это своего рода киборг, лишенный гендерных различий в силу того, что представляет собой полумеханизм-полуорганизм. Понятие социальной гибридности может быть весьма плодотворным при исследовании классов. Оно как бы бросает вызов традиции классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. В действительности в современном обществе лишь единицы ощущают свою абсолютную идентификацию с каким-то конкретным классом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени социальной мобильности. Люди сплошь и рядом меняют свою классовую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не тому классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуации могут рассматриваться как проявления социальной гибридности.

Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологи-ческими и психическими особенностями, называются естественными.
Естественные различия могут стать основой для возникновения неравных отношений между индивидами: сильные одерживают победу над слабыми, хитрые - над простаками и т.д. Неравенство, обусловленное естественными различиями, в том или ином виде проявляется и у животных. Главной чертой человеческого сообщества является социальное неравенство, возникающее вследствие социальных различий, социальной дифференциации.
Социальными называют различия, которые порождены социальными факторами: разделение труда (работники умственного и физического труда), уклад жизни (городское и сельское население), выполняемые функции, уровень достатка и т.д. Социальные различия - это прежде всего статусные различия. Они указывают на несхожесть выполняемых человеком функций в обществе, раз-ные возможности и позиции людей, несовпадение их прав и обязанностей.
Социальные различия могут совмещаться или не совмещаться с естественными.
Ведущей тенденцией эволюции любого общества является мультипликация социальных различий, т.е. нарастание их многообразия. Процесс нарастания социальных различий в обществе, усложняющих общую картину социальных взаимодействий, был назван Г. Спенсером «социальной дифференциацией».
Основу этого процесса составляют:
возникновение новых институтов, организаций, помогающих людям совместно решать определенные задачи и одно-
537
временно резко усложняющих систему социальных ожиданий, ролевых взаимодействий, функциональных зависимо-стей;
усложнение культур, появление новых ценностных представлений, развитие субкультур, что ведет к возникновению в рамках одного общества социальных групп, придерживающихся различных религиозных, идеологических взглядов, ориентирующихся на различные политические силы и т.д. Общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархи-зировано: одни слои всегда обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнению с другими.
Многие мыслители издавна пытались установить, может ли существовать общество без социального неравенства, поскольку слиш-ком много несправедливостей обусловлено социальным неравенством: недалекий человек может оказаться на вершине социальной лестницы, трудолюбивый, одаренный - всю жизнь довольствоваться минимумом материальных благ и постоянно испытывать пренебрежительное отношение к себе. Из осознания вопиющей несправедливости окружающего мира рождались представления и мифы об ушедшем «золотом веке», когда все были равны, возникали утопические мечтания о создании общества равных возможностей и полного социального равенства.
Прежде всего надо определить причины, порождающие неоди-наковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого, универсального объяснения указанного явления. Различные научные школы и направления трактуют его по-разному. Рассмотрим два основных методологических подхода.
Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, клас-сами, общностями. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда между социальными группами: одна из них занимается производством материальных благ, другая - созданием духовных ценностей, третья - управлением и т.д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но некоторые из них, с точки зрения общества, являются более, а другие - менее важными. Как отмечали американские социологи К. Дэвис и У. Мур, для поддержания неравенства «общество должно каким-то образом определить место своих членов в системе социальных положений и побудить их выполнять обязанности, связанные с этими положениями. Оно должно, следовательно, гарантировать себе два разных уровня стимулирования: исподволь вну-
538
шать своим членам желание занять определенное положение; и уже занявшим данное положение - желание выполнять связанные с ним обязанности»*. Иными словами, в обществе должны быть специальные механизмы, поощряющие людей, выполняющих более важные социальные функции, например неравномерность в распределении доходов, вознаграждения за труд, привилегий, повышающая значимость той или иной статусной позиции.
На основе иерархии значимости социальных функций, по мнению сторонников функционального подхода, складывается соответствующая иерархия выполняющих эти функции групп, классов, слоев. Вершину социальной лестницы неизменно занимают те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство страны, создать необходимые условия для успешного выполнения других социальных функций.
Объяснение социального неравенства с точки зрения функцио-нальной полезности таит в себе определенную опасность субъективистского толкования значимости той или иной функции, не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшему слою при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий целесообразность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них и, следовательно, мо-жет меняться по мере изменения самой системы ценностей.
В рамках конфликтологической парадигмы неравенство рассматривается как результат борьбы классов за перераспределение материальных и социальных ресурсов. Представители марксизма, например, главным источником неравенства называют частную собственность, порождающую социальное расслоение общества, по-явление антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества, на наш взгляд, привело К. Маркса и его ортодоксальных последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.
Отсутствие единого объяснения истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. История не знает обществ, лишенных социального неравенства. Борьба лю-
Социальная стратификация. Выгт. I. - М., 1992, с. 161.
539
дей, партий, групп, классов - это борьба за обладание большими социальными возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство - неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку, и общество воспроизводит неравенство, рассматривая его как источник жизнеобеспечения, развития.
Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравное отношение между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление объяснить это неодинаковое положение профессиональным статусом, обладанием собственностью, властью, личными качествами индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение, прежде всего из-за того, что учитывает реальные действия, интересы, т.е. факторы, поддающиеся наблюдению, сопоставлению, обобщению, эмпирическому анализу.
Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях общества - в семье, учреждении, на предприятии, в малых и больших группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая большим опытом, имеют возможность влиять на своих малолетних детей, облегчая их социализацию; функционирование любого предприятия осуществляется на основе разделения труда на управленческий и исполнительс-кий, и т.д. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав. Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.
История различных обществ свидетельствует, что каждое из них пыталось по-своему организовать социальное неравенство. Однако, несмотря на разнообразие социокультурных особенностей кахсдой страны, четко выделяются три основных исторических типа организации социального неравенства:
кастовая организация, предполагавшая жесткое иерархическое разделение всего населения на несколько слоев - каст. Между этими слоями существовали практически непреодолимые барьеры: запрещались браки между людьми, принадлежавшими к разным кастам, человек по своему желанию не мог сменить касту, принадлежность к которой определялась при его рождении.
Индия являла собой классический пример кастовой организации общества, и пережитки этой системы сохранились в этой стране до сих пор, поскольку особый вид религии - индуизм - способствовал
540
формированию в массовом сознании представлений о неизбежности именно такого способа организации социального неравенства;
сословная организация, распространенная в традиционных об ществах и предполагавшая деление общества на сословия - слои, обладающие в соответствии с традициями или зако ном неравными правами и обязанностями.
В странах феодальной Европы, например, было два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники). Принадлежность к сословию переходила по наследству, но в отличие от кастовой системы возможность перехода из одного сословия в другое не исключалась, хотя и была редким явлением;
организация неравенства в современном обществе (ее называ ют иногда классовой), отличающаяся отсутствием жестких преград между различными слоями. Формально каждый че ловек может изменить свое положение в системе социаль ной иерархии, т.е. он не обречен на то, чтобы постоянно находиться в рамках своего слоя или класса, а ориентиро ван на достижение. И хотя, как будет показано далее, каж дый слой современного общества постоянно воспроизво дится, удерживает в себе определенную устойчивую часть населения, тем не менее, не существует той фатальной пре допределенности социального положения, характерной для двух предшествующих исторических типов организации не равенства. Кроме того, социальные слои современного об щества не обладают закрепленными в законах привилегия ми и имеют одинаковые политические права.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Заочный факультет

КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»

Контрольная работа по «________________»

За _________курс

Студент: Ф.И.О. Адрес_____________

_________________________________

Группа___________ Шифр___________

(номер зачетной книжки)

Ростов-на-Дону

Тема 9. Социальная структура общества.

Введение

1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

2. К. Маркс и М. Вебер об основаниях социального неравенства.

3. Социальная структура современной России.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление – будь то семья, класс, революция, государство или технология избирательной кампании – предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Между тем, любое общество предстает не как нечто монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных.

Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на западе научных трудов и учебных пособий социология определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влиянии на поведение людей. Есть, разумеется, и другие толкования предмета социологии. Но во всех случаях проблеме социальной структуры общества отводится видное место. Это же можно сказать о месте данной проблемы в отечественной социологической литературе.

  1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

Изначально в основании неравенства лежит естественная дифференциация - различия между людьми, обусловленные их физиологическими, психическими и интеллектуальными особенностями. Они могут иметь как врожденный (пол, раса, умственные способности, физическая сила, состояние здоровья и пр.), так и приобретенный характер (вследствие обучения, тренировки, болезни и т.д.). Здесь уместно вспомнить положение Библии о том, что Бог сотворил людей неравными; в христианской традиции естественные особенности людей понимаются как результат промысла Бога о конкретном человеке.

Естественные различия являются одной из основ развития неравных отношений людей - социального неравенства. Эти различия составляли важнейшую базу неравенства в первобытности, и имеют большое значение и сегодня. Различия заключаются в смещении акцентов с одних факторов на другие. Несмотря на примеры таких явлений, как расизм, нацизм, апартеид ХХ века, в большинстве современных демократических стран влияние на социальное неравенство таких естественных различий, как раса и цвет кожи, национальность, состояние здоровья минимизируется. Дальнейшее ослабление данных факторов является заботой многих политических сил (например, создание условий для труда и полноценного быта инвалидов, борьба против расовых предрассудков и др.). В то же время, больший вес приобретают такие естественные факторы, как одаренность в разных областях, психические, интеллектуальные и духовные качества.

Иной уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальными называются различия, порожденные социальными факторами, главные из которых следующие:

    Разделение общественного труда, порождающее различные виды занятий и профессий индивидов;

Занятие человека определяется исключительно содержанием его деятельности (работа по дому, хобби, садоводство на даче и пр., а также профессиональные занятия). Профессия предполагает специальное обучение с получением определенной специальности (врач, слесарь, водитель и пр.). Как профессиональная, так и непрофессиональная деятельность может приносить доходы. Существуют многочисленные классификации занятий и профессий людей. Приведем некоторые дихотомические деления: занятия умственные и физические, квалифицированные и неквалифицированные, творческие и однообразные, исполнительские и управленческие, социальные и антисоциальные (в том числе и преступные).

    Различный уклад и образ жизни;

Уклад жизни связан с внешними по отношению к индивиду условиями - как физическими, так и культурными. Физические условия: природно-климатические, экологические, ландшафт, плотность населения, урбанизированность (насыщенность городскими условиями жизни). Культурные условия определяются той социокультурной средой, в которой живет человек (язык, нормы, традиции, религия, идеология и пр.). Принято выделять традиционный уклад, основанный на религиозных нормах и допромышленных отношениях и современный уклад, являющийся светским, индустриальным, урбанизированным. Это социально-детерминированная характеристика, поскольку она во многом определяется тем социальным окружением (нормы и традиции), в котором живет индивид. Образ жизни является личностной характеристикой человека - он зависит от возраста индивида, его образования, рода занятий, уровня духовной культуры, запросов и других подобных факторов. Становление образа жизни определяется как укладом жизни в данной местности, так и процессом социализации личности. Укажем некоторые дихотомические деления типов образа жизни: здоровый и нездоровый, дневной и ночной, нравственный и безнравственный, трудовой и нетрудовой.

    Выполняемые социальные роли (генеральные, профессиональные, семейные, общественные), т.е. ролевой набор личности.

Социальные различия часто служат продолжением естественных. Например, ребенок с музыкальным слухом становится композитором, а ребенок с задержкой в умственном развитии вынужден работать простым грузчиком. Однако бывают и счастливые исключения - к примеру, обойденный природными данными человек, тем не менее, реализует свои скудные возможности. Впрочем, и в этом случае можно увидеть наличие некоторой изначально присущей человеку воли. В то же время, при рассмотрении социальной траектории личности, нельзя исключить ни случай (или провидение), ни свободный выбор и концентрацию усилий воли самим человеком.

Таким образом, общество представляет собой многомерную картину показателей, характеризующих его членов. Социальная дифференциация есть предпосылка самого функционирования общества, поскольку без выполнения различных функций социум существовать не может. Другое дело - социальное неравенство. По точному определению Н. Смелзера, социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам.

Исторические типы социального неравенства.

В зависимости от степени и вида неравенства выделяют четыре основных исторических типа стратификации.

Первый тип - рабство - экономическая, социальная и правовая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Исторически выделяют две формы рабства - патриархальную (примитивную) и классическую (античную). При примитивной форме рабства раб, будучи членом той же этнической группы, являлся фактически младшим членом патриархальной семьи. Он жил в одном доме с хозяевами, мог участвовать в социальной жизни, заключать брак со свободными, наследовать имущество хозяина. Его жизнь защищалась правовыми нормами. О.Паттерсон выделил три универсальные черты рабства. Во-первых, рабовладелец имеет фактически неограниченные права на насилие или угрозу насилия над рабом. Во-вторых, раб испытывает «отчуждение по рождению», будучи генеалогически изолируемым и лишенных вех прав по рождению. В-третьих, к рабу нет чувства уважения.

Примитивная разновидность рабства существовала в прошлом во всех обществах. Классическое рабство развилось в Древней Греции и Риме, в 40-60-х годах XIX в. на юге США, в средневековом Китае и советском ГУЛАГе.

Второй исторический тип стратификации - кастовый. Классический пример кастового общества - Индия. Кроме нее касты отчасти наблюдаются лишь в некоторых африканских обществах.

Каста - это страта, членством в которой человек обязан только своим рождением. Кастовое положение закреплено индуизмом - национальной религией. Согласно её основным положениям, люди живут бесчисленное множество жизней: умирают и рождаются вновь каждый в касте, соответствующей их поведению в предшествующей жизни. Если человек вел себя плохо, нарушая кастовые обычаи, он рождался в низкой касте, и наоборот. Каста замкнута - выйти из нее нельзя, эндогамна - разрешены только внутрикастовые браки. Касты занимают места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», приписанной их членам и роду деятельности.

Классический образец сословного деления общества - средневековая Европа, Россия - со второй половины XVIII в.

Права и обязанности каждого сословия не только определялись законом, но и освящались религией. Членство в сословии наследовалось. Каждое сословие делилось на множество слоев, рангов, уровней, профессий. Дворянство поставляло офицеров, политиков, духовенство руководило духовной жизнью населения, легитимировало строй. Третье сословие включало крестьян, торговцев, ремесленников, ученых, врачей, юристов и т. п. Оно платило налоги и пополняло государственный бюрократический аппарат. В отличие от каст межсословные браки допускались. Иногда высокий статус можно было купить (в Англии, начиная с короля Ричарда Львиное Сердце) или получить в качестве награды, дарения от монарха (пример - судьба Александра Меньшикова, фаворита Петра I). В современной Великобритании очень часто известные политики, знаменитые актеры, спортсмены и т. п. получают как награду дворянский аристократический титул (пример - баронесса М. Тэтчер).

Рабство, кастовый и сословный строй формируют закрытое общество, где социальные перемещения из страты в страту запрещены либо значительно ограничены.

Открытое общество начинает формироваться с появлением классового (четвертого) типа стратификации.

Классы понимают в широком смысле слова и узком. В широком значении (марксистский подход) под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.