Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Методы самовоспитания. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие Библиографический указатель методика саморазвития и самовоспитания

Важнейшей задачей воспитания является стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Необходимо отметить, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик - это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности.

Одной из основных задач воспитания являются: умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся.

Самовоспитание осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Источником и мотивом самовоспитания, по мнению отечественных психологов, является осознание человеком противоречия, с одной стороны, между своими потребностями, интересами, целями, желаниями, а с другой, реальными возможностями, актуальным уровнем развития необходимых для их осуществления личностных сил, а также противоречия между «Я-реальным» и «Я-идеальным».

Понимание того, что желаемое не может быть достигнуто без приложения определенных усилий, а следовательно, имеющиеся недостатки могут не быть преодолены, и побуждает человека к активным действиям, направленным на самопознание, самооценку, самоусовершенствование. Выделив курсивом словосочетание «активные действия», мы попытались подчеркнуть деятельностный (не пассивно созерцательный!) характер самовоспитания – именно и только собственная деятельность человека является способом его саморазвития, условием реализации поставленных целей.

Рисунок 6. Основные мотивы самовоспитания на разных этапах его осуществления

Мотивы и целенаправленность деятельности человека по само воспитанию изменяются, как правило, по мере его взросления в результате развитиясамосознания. Самосознание – осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.

Ученые выделяют следующие возрастные уровни самовоспитания :

Детство (до вступления в подростковый возраст) – в этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требованиям окружающихчерез исправление поступков , вызывающих их негативную реакцию. Основная особенность– стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, т. е. его внешние проявления, а не качества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств).

Подрастковый возраст – период, отличительная черта которого–«самоутверждение качеств через отдельные поступки». Самовоспитание проявляется в форме частых, стремительных (с точки зрения взрыва активности и кратковременности), ситуативных (с точки зрения мотивации и последовательности действий) попыток изменить то, что стало осознаваться как качества личности, отражающие ее достоинства и недостатки. Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе и другим и ограниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей... Значительно мягче, сдержаннее проходит этот процесс у девочек-подростков. Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать подростков в их благих намерениях, помочь советом, внушить оптимизм, уверенность в собственных силах. Очень важно помочь растущему человеку избрать достойный образец для подражания.

Юность – в этот период изменяются социальная роль и характер взаимоотношений с окружающими, накапливается опыт и, как следствие, приходит осознание того, что не только поступки, но и отдельные качества еще не характеризуют личность человека в целом. Основной мотив самовоспитания в юношеском возрасте – «сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной. Психологи называют работу юноши и девушки над собой, над совершенствованием своей личностиосознанным самовоспитанием.

Выделяют два основныхисточника самовоспитания : 1) внешнее требование , переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, в свою очередь, порождают потребность в самовоспитании; 2) внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации и т.д.

Важнейшей предпосылкой принятия решения о необходимости самовоспитания и условием его успешного осуществления является способность личности объективно анализировать и оценивать свое поведение и свои качества, формулировать реальные цели и программу действий.

В самоанализе и самооценке важно избежать самоуничижения и самобичевания, которые могут привести к утрате оптимизма, уверенности в своих силах и возможностях.

Важным этапом самовоспитания является принятие самообязательств, в которых моделируются цели и программа деятельности, устанавливаются требования к ее организации. Воткак сформулировал самообязательства выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Основным способом самовоспитания является управление своими действиями ; самопринуждение, самоприказ, самонаказание и т.д. следует рассматривать как средства достижения результата.

Важнейшей функцией любого управления является контроль; в самовоспитании самоконтроль выступает и как способ определения достигнутых результатов, и как основа для корректировки программы, плана и способов деятельности.

Если то, что человек унаследовал, можно рассматривать как фактор предопределяющий его развитие, а влияние среды и воспитание как определяющие факторы, то решающим фактором несомненно является деятельность личности, обращенная на созидание самое себя и окружающего мира.

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программ» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в проявлении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.

Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными.

Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. И чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.

Намечая программу самовоспитания , необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются:

Самоубеждение и самовнушение;

Самообязательство;

Самокритика;

Мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия – т.е. сопереживание);

Самопринуждение (самоприказ);

Самонаказание и др.

Кратко охарактеризуем данные методы.

1. Метод самоубеждения . Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, пи этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. проговаривая вслух тот недостаток, над устранением которого он работает.

2. Метод самовнушения . Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

3. Самообязательство . Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного его закрепления в сознании его необходимо также неоднократно проговорить вслух. в таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

4. Метод самокритики . Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.

5. Метод эмпатии , или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя с самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

6. Самопринуждение , или самоприказ . Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.

7. Метод самонаказания . Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание.

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре выделяются ряд компонентов :

Критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;

Разработка программы самовоспитания;

Определение его методов;

Аутотренинг, т.е. непосредственная (внушающего плана) работа личности над собой;

Самоконтроль.

Рисунок 7. Структура процесса самовоспитания

Важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося имеет педагогическое руководство. Содержание и формы работы педагога по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей.

В целом организация педагогического руководства самовоспитанием осуществляется по трем основным направлениям :

Самовоспитание как важное направление саморазвития личности. Развитие у личности высокоположительной нравственно-волевой и морально-волевой активности, направленной на гражданское личностное, а также профессиональное психолого-педагогическое развитие.

Подобные документы

    Этапы развития личности в процессе самовоспитания (интеллектуального, этического, физического, психологического). Основные методы самовоспитания учащихся: самооценка, самоубеждение, самовнушение, самокритика, эмпатия, саморегуляция, самопринуждение.

    курсовая работа, добавлен 26.07.2015

    Сущностная характеристика и психология личности. Человек, индивид, индивидуальность, субъект. Факторы формирования и развития личности: макро- и микросреда, воспитание, деятельность, общение. Волевые свойства личности и их развитие. Мотивационная сфера.

    курсовая работа, добавлен 01.02.2014

    Общая характеристика и понятие личности в психологической теории. Сопоставление понятий личность и индивидуальность. Структуры личности в российской и зарубежной психологии. Понятие и виды самовоспитания личности. Формы и методы самовоспитания.

    курсовая работа, добавлен 26.01.2018

    Этапы становления личности школьника, психологическое развитие и формирование характера ребенка. Возрастные особенности поведения и волевой регуляции, разнообразие интересов, проявления эмоций. Художественно-эстетическое развитие, межличностные отношения.

    статья, добавлен 04.06.2016

    Характеристика самовоспитания как деятельности человека. направленной на изменение своей личности, анализ его основных видов. Изучение основных направлений самовоспитания и самообразования. Личностный рост как развитие ценностного отношения личности.

    презентация, добавлен 22.01.2017

    Понятия "самовоспитание" и "самосовершенствование", виды и методы. Анализ основных этапов и факторов, влияющих на развитие и самовоспитания личности врача. Подходы к воспитанию в трудовом коллективе. Проблемы самовоспитания врача и пути их разрешения.

    реферат, добавлен 18.12.2016

    Концепция психологического пола и ее влияние на развитие дифференциальной психологии. Теория волевой регуляции Ю. Куля. Проблема влияния половой принадлежности индивида на развитие личности. Понятие эмоционального интеллекта и его роль в психологии.

    контрольная работа, добавлен 08.01.2016

    Обсуждение возможности решения ключевых проблем психологии: саморазвития личности, его психологической природы и механизмов средствами культурно-исторической методологии. Сущность саморазвития как культуросообразного процесса самоизменения человека.

    статья, добавлен 11.06.2018

    Исследование процесса личностного саморазвития ученика. Рассмотрение стимулов и мотивов у школьников к самовоспитанию. Основные факторы личностного саморазвития. Формирование у школьников адекватной самооценки. Определение качеств личности ученика.

    контрольная работа, добавлен 09.12.2015

    Понятия "воля", "волевая регуляция", условия их формирования. Механизм волевой регуляции поведения у детей, его взаимосвязь с общим психологическим развитием. Качества волевой личности, этапы ее формирования. Факторы, влияющие на развитие волевых качеств.

  • Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются:
    • самоубеждение и самовнушение;
    • самообязательство;
    • самокритика;
    • мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия - т.е. сопереживание);
    • самопринуждение (самоприказ);
    • самонаказание и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Кратко охарактеризуем данные методы.
1. Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. проговаривать вслух тот недостаток, над устранением которого он работает.
2. Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.
3. Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного его закрепления в сознании его необходимо также неоднократно проговорить вслух, в таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.
4. Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.
5. Метод эмпатии , или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.
6. Самопринуждение , или самоприказ . Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.
7. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре выделяются ряд компонентов.

  • Компоненты процесса самовоспитания:
    • критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;
    • разработка программы самовоспитания;
    • определение его методов;
    • аутотренинг, т.е. непосредственная (внушающего плана) работа личности над собой;
    • самоконтроль. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося имеет педагогическое руководство.
Содержание и формы работы педагога по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей.

  • В целом организация педагогического руководства самовоспитанием осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:
    • формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;
    • оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
    • практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Практическая работа по реализации этих направлений позволит учащимся получить более ясное представление о содержании работы над собой. Так, при осуществлении работы по формированию общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания, необходимо понимать, что не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками.
По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящать им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: "Что такое самовоспитание", "Как преодолевать свои недостатки", "Методы самовоспитания" и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.
Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек - выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.
Однако разъяснительными мероприятиями и организацией познавательно-просветительской деятельности нельзя ограничивать эту работу. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании. С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания по преодолению тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.
Таким образом, в качестве вывода следует отметить, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

Проблемы для обсуждения:
1. Раскройте роль самовоспитания в развитии и формировании личности.
2. Дайте характеристику факторов, побуждающих человека к самовоспитанию.
3. Возможности использования этих факторов в процессе воспитательной работы в школе.
4. Раскройте сущностные характеристики методов самовоспитания.
5. Проведите анализ процесса самовоспитания и определите его структурные компоненты.

Самовоспитание - это человеческое достоинство в действии.

В. Сухомлинский

Как мы уже отмечали, самовоспитание является важнейшим средством саморазвития и неразрывно связано с самообразованием. Использование этих средств личностью дает ей возможность успешно продвигаться по своему жизненному пути, достигать результатов как в предметных сферах жизнедеятельности и общения, так и в плане самореализации.

Самовоспитание определяют обычно как сознательную и целенаправленную деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающим миром. Проблема самовоспитания личности традиционно привлекает внимание педагогов и психологов. Широкую известность приобрели работы А. Я. Арета, И. А. Донцова, А. В. Иващенко, А. Г. Ковалева, А. И. Кочетова, Л. И. Рувинского и других.

Каждый человек в той или иной степени занимается самовоспитанием в течение своей жизни. Если рассмотреть возрастной аспект становления способности к самовоспитанию, то здесь можно выделить ряд закономерно сменяющих друг друга этапов.

В частности, Л. И. Рувинский выделяет три этана в становлении самовоспитания:

I этап (детство) - этап «самоуправления поступков»: мотив - стремление изменить конкретные формы своего поведения (т.е. его внешние проявления, а не качества личности) под влиянием внешних требований;

  • - II этап (подростковый возраст) - этап ситуативного самовоспитания: мотив - стремление через изменение поступков прийти к изменению качеств личности;
  • - III этап (юность) - этап осознанного самовоспитания: мотив - стремление к самоусовершенствованию («сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении).

В своем учебнике «Психология» (кн. 2) Р. С. Немов 119951 выделяет уже пять этапов, называя их ступенями самовоспитания и начиная отсчет от подросткового возраста.

Первая ступень: физическое и волевое самовоспитание - подростковый возраст. Типичной целью является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а задача - улучшение волевых качеств, таких как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие подростки начинают заниматься физкультурой и спортом.

Вторая ступень: нравственное самосовершенствование - ранний юношеский возраст. Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в этот период - духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка в себе порядочности, доброты, щедрости, верности, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др.

Третья ступень: профессиональное самовоспитание - второй период юношеского возраста (17-21 год) и первый период зрелости (от 20 до 40 лет).

Эти периоды жизни можно рассматривать как время профессионального самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности. Для многих людей цель профессионального самосовершенствования, возникнув в этом возрасте, закрепляется и становится одной из главных в жизни.

Четвертая ступень: социально-мировоззренческое самовоспитание - период жизни после 40-45 лет. Здесь задачей самосовершенствования становится выработка социальной позиции, мировоззрения, определенного взгляда на жизнь.

Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной, как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Обратимся к функциям, которые выполняет самовоспитание. На наш взгляд, наиболее полно и последовательно они изложены в работе А. В. Иващенко .

Гностическо-когнитивная функция актуализирует познавательно- смысловую деятельность личности, расширяя ее возможности в познании окружающего мира и самого себя, позволяя предвидеть обстоятельства своей жизнедеятельности, формировать «Я-концепцию», включающую «Я-идеальное», «Я-реальное», «Я-должное». Все три «Я», как правило, не совпадают, что является для субъекта источником внутренних противоречий, накоплением иотребностно-мотивационной энергии саморазвития личности.

Информационно-креативная функция способствует собиранию, хранению и систематизации информации о содержании, формах и методах самовоспитания, навыках и умениях его осуществления. Задача получения знаний о самовоспитании - главный (доминирующий) мотив в его осуществлении, планировании своих действий, выработке стратегий но достижению успеха в своем самосовершенствовании. Эффективность реализации данной функции проявляется тогда, когда она обеспечивает субъекта базовой информацией, способствуя развитию суждений и творчества в совершенствовании своей личности. Важно, чтобы полученная информация была направлена на жизненно необходимую потребность постоянной работы над собой, творческое саморазвитие личности.

Волевая функция отражает субъективную активность личности, проявляемую по собственной воле, необходимость значительного волевого напряжения в осуществлении самовоспитания. Ее ослабление приводит к ситуативному самовоспитанию и даже к его прекращению. Особую роль играют в процессе самовоспитания мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия способствуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических затруднений и, как правило, реализуются при осуществлении приемов словесной психической саморегуляции. Организующие волевые усилия важны при преодолении технических, тактических и психологических затруднений; они направлены на оптимизацию психического состояния, экономное расходование сил, реализуются при поддержке произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями, при подавлении непроизвольного внимания, идеомоторной подготовке и т.д.

Аффективная функция на уровне эмоций и чувств выполняет в процессе самовоспитания личностно-оценочную роль. Эта роль связана с субъективным переживанием необходимости работы над собой (возникновением потребности и развертывании на ее основе мотивационного процесса), оценкой удовлетворения потребности, степени ее реализации на данном этапе своего самосовершенствования с учетом понимания субъективной окраски происходящего в самом субъекте. При этом эффективность эмоциональной деятельности достигается при условии глубокой значимости для субъекта работы над собой. Аффективная функция способствует решению проблемы соотношения потребностей и возможностей, рефлексии положения личности в социальной среде, ее нужности/иенужности, связанных с перспективными (отсроченными) потребностями и развитием субъективной привлекательности самовоспитания.

Как и всякая деятельность, самовоспитание характеризуется потреб- ностно-мотивационной основой, своими целями, способами и результатами.

Цели и мотивы самовоспитания. Мотивы самовоспитания широки и многообразны и возникают на основе самых различных потребностей. С одной стороны, это могут быть потребности в саморазвитии: самоутверждении, самосовершенствовании, самоактуализации. С другой стороны, потребности, связанные с неудовлетворенностью собой, своим нынешним положением. С третьей - потребности личностно-престижного характера: «Что я, хуже других?», «Я не позволю другим быть впереди меня, я еще покажу, на что способен!». С четвертой - потребности, обусловленные стремлением подчинить других, манипулировать ими.

Наличие лишь потребностей не гарантирует автоматического возникновения мотивов самовоспитания. Немало людей имеют соответствующие потребности, намерение самосовершенствоваться, но такое самосовершенствование носит стихийный, нецеленаправленный характер, используются случайные обстоятельства и возможности, предоставляемые жизнью, для того чтобы продвинуться в своем развитии хотя бы на шаг вперед. Чтобы действительно возникли мотивы самовоспитания, необходимо выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность, а это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затраты определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание - эго волевой процесс, требующий от личности мужества, самоотверженности, целеустремленности. Правда, когда у человека вырабатывается привычка заниматься самовоспитанием, уровень волевой регуляции снижается, формируется истинная потребность в самовоспитании, удовлетворение которой обретает индивидуальный личностный смысл. Итак, для возникновения действенных мотивов самовоспитания необходимо, с одной стороны, наличие соответствующих потребностей, с другой - волевых усилий, связанных с преодолением инертности, откладывания дел «на потом» («С понедельника возьмусь!»).

Наличие выраженных мотивов самовоспитания определяет и специфику, своеобразие постановки конкретных целей самовоспитания. Цели, в свою очередь, также могут быть различными. Нередко человек тратит немало времени, чтобы обнаружить свои сильные стороны личности, здесь цель самовоспитания совпадает с целью самопознания. Отличие ее состоит в том, что сам поиск сильных сторон расценивается человеком не столько как самопознание, сколько именно как фактор самовоспитания. В качестве цели нередко выступает самоутверждение или самосовершенствование.

Цели могут различаться и по объекту самовоспитания, например, развивать в себе определенные личностные качества, психические процессы (память, мышление, воображение), способности, умение общаться с людьми, конкретные навыки, необходимые для осуществления той или иной деятельности, и многое другое. Они могут быть поставлены и как производные от стремления властвовать, подчиняться или сотрудничать с другими. Интересно, что самовоспитание может актуализироваться и под влиянием моды, заражения, мысли о том, что нынче все занимаются самосовершенствованием, а чем я хуже.

Этот перечень целей и условий их постановки каждой конкретной личностью можно расширить. Суть, однако, не в этом. Главное, чтобы под влиянием позитивной мотивации человек был готов поставить и ставил реальные цели самовоспитания, прилагал к этому определенные волевые усилия, чтобы ценность постановки целей совпадала с ценностными нормативами этого процесса. При этом должно соблюдаться основное и непреложное условие: постановка целей самовоспитания не должна сопровождаться отрицанием себя, борьбой с собой и своими недостатками. Основой решения задач самовоспитания, а через это - и задач саморазвития, должно быть полное и безусловное самопринятие личности, в противном случае самовоспитание приобретает характер борьбы с собой, а саморазвитие сведется к объявленной или необъявленной войне с собой. Это путь не созидания личности, а ее разрушения. Бороться в себе с чем-либо не стоит, а вот приобретать, обретать, овладевать чем-то новым - достойный путь самовоспитания и достижения позитивного результата.

Особого внимания в контексте рассматриваемой проблемы заслуживают способы и средства самовоспитания. Анализ их позволяет ответить на вопрос, актуальный для каждого человека, вставшего на путь самовоспитания: каким же образом я могу решить поставленные перед собой задачи, касающиеся моего саморазвития? В современной литературе способы самовоспитания описаны достаточно подробно. Остановимся лишь на некоторых, наиболее важных из них.

Самостимулирование - это процесс, в результате которого личность самостоятельно определяет для себя мотивы занятия самовоспитанием, взвешивает все положительные и отрицательные стороны достижения результата, преимущества, которые она получит в ходе самовоспитания. Эффективной формой самостимуляции является самоубеждение, когда, используя логические доводы, человек убеждает себя в необходимости самоизменений, вырабатывает в себе необходимую установку. В ряде случаев, когда даже убедив себя в необходимости «начать новую жизнь», тем не менее человек испытывает трудности с реализацией задуманного, ему на помощь приходит самоприказ как эффективное средство преодоления барьеров в виде собственной инертности, лени и т.п. При этом полезно, если в себе обнаруживается лень, не отвергать ее, а отводить ей время, где она может проявиться в полную меру, например, в субботу с 17:00 до 20:00.

Методы самостимулирования органично перерастают на втором этапе в методы самопрогралтироваиия. Чтобы достичь результата в самовоспитании, необходима программа действий: что я сделаю, например, чтобы перестать конфликтовать с другими, или что необходимо предпринять, чтобы развить свое воображение. На основе создания собственной программы (лучше, если она будет зафиксирована в письменном виде) осуществляется акт планирования: что необходимо сделать, в какой последовательности и в течение какого времени, чтобы добиться результатов.

Следующая группа связана с осуществлением программы самовоспитания. Сюда относятся приемы самоинструктирования по поводу конкретной предстоящей деятельности. Например, человек поставил перед собой цель достичь уверенности в публичных выступлениях. Перед выстуилением он может проинструктировать себя, как держаться перед аудиторией. Во-первых, мысленно воспроизвести текст выступления. Во-вторых, убедить себя, что этот текст неплохой и другие с ним не знакомы. В-третьих, проиграть мысленно сам факт выступления. В-четвертых, проделать необходимые упражнения, снимающие тревогу. В-пятых, предвосхитить результаты выступления, если они даже будут неудачны: ничего страшного в этом нет, жизнь продолжается, и один неуспех, хотя и неприятный, но он не «делает погоду». Такая установка уже сама по себе дает уверенность и силу, а если выступление на самом деле получилось, то она закрепляется и позитивно переживается личностью. Сюда же относится и попутное самонаблюдение за процессом саморазвития и осуществления задуманного, самоанализ и самоконтроль, которые в своей совокупности позволяют вносить необходимые коррективы в ход самой деятельности и в программу саморазвития в дальнейшем.

Наконец, большое значение имеет анализ достигнутого , как за день, за неделю, так и за более продолжительный промежуток времени. Одной из эффективных форм констатации достигнутого и определения дальнейших перспектив реализации собственной программы является самоотчет и самооценка того, что было сделано, тех качеств и особенностей поведения, которые были приобретены. Здесь, как мы уже неоднократно отмечали, находят задействование рефлексивные механизмы, связанные с дальнейшим самопрогнозированием развития личности. На основе проведенного самоконтроля осуществляется коррекция как целей, так и способов достижения результатов.

В качестве средства самовоспитания используется самопознание. Мы помним, что самопознание - самостоятельная деятельность, на основе которой разворачивается деятельность по саморазвитию, но это и средство самовоспитания, актуализирующееся в тех случаях, когда личность обнаруживает недостаток знаний о себе. Другим средством является анализ собственной деятельности, позволяющий оценивать достигнутое и ставить новые рубежи саморазвития.

Еще одно средство самовоспитания - анализ особенностей взаимодействия с социальным окружением , при котором фиксируются успехи и неудачи, проясняются требования со стороны других, в результате опять- таки уточняются дальнейшие цели самоутверждения и самоактуализации. Наконец, еще одним средством самовоспитания является самообразование, которому мы посвятили предыдущий параграф. Самообразование позволяет значительно расширить кругозор, понять свое место в окружающем мире, приобрести необходимую эрудицию как основу для дальнейшего строительства собственной личности.

Что касается результатов самовоспитания, то уровень их достижения оценивается каждой личностью индивидуально. Бывают ситуации, когда результат самовоспитания значим, но человек неудовлетворен им и ставит перед собой новые цели. Нередки случаи, когда, наоборот, результат более чем скромен, но индивид рад и этому, гак как не ожидал от себя даже такого минимального продвижения по пути самосовершенствования. Что же касается социального окружения, общества в целом, то требования их объективны и не зависят от переживаний и комплексов каждого его члена и определяются в соотнесении результатов с требованиями: что ты сделал для других, для общества, каков твой индивидуальный вклад в общественное развитие. Такая оценка прямо никем не формулируется, но сознательно или интуитивно она подразумевается каждым, кто встал на путь саморазвития и самовоспитания. Это в конечном итоге и порождает уровень удовлетворенности достигнутыми результатами: в равной степени возможны неудовлетворенность гения и самодовольство посредственной личности.

И последняя проблема, на которой необходимо остановиться, - это проблема психологических механизмов самовоспитания. К сожалению, следует констатировать, что несмотря на популярность самовоспитания, выступающего в качестве предмета исследований психологов и педагогов, работ, где раскрывались бы механизмы самовоспитания, не так много. Тем не менее такие труды имеются. Здесь мы вновь сошлемся на статью А. В. Иващенко, в которой эти механизмы описываются достаточно подробно. Автор выделяет четыре группы механизмов: воспитательный, психолого-педагогический, структурно-содержательный и ценностный.

Воспитательный механизм рассматривается как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, включающее определенную систему организуемых влияний.

Психолого-педагогический механизм самовоспитания включает в себя:

  • -мотивацию, которая проявляется в зависимости от ситуации: в одной конкретной ситуации характеризуется повышенной избирательностью, при ее изменении может прекратить свое продолжение; в другой - обеспечивает активность по совершенствованию своей личности; в третьей - просматривается практически во всех случаях в последовательной, целеустремленной работе над собой;
  • -механизм саморегулирования, включающий определенную субъектом цель, программу исполнительных действий, волевое усилие по преодолению препятствий, условия успеха, связанные со смыслом действия ради развития личностных ценностей, реальный результат;
  • - самоотношеиие личности со своим «Я», приводящее к активизации ее внутренних психологических ресурсов, прежде всего интеллектуальной и эмоциональной самоподдержки, направленной на осознание ценности самовоспитания;
  • - внутриличностный конфликт, включающий компенсаторно-защитные механизмы (отвлечение деятельности субъекта на другие цели, подавление состояния тревоги, страха и др.).

Структурно-содержательный механизм самовоспитания включает:

  • - активное отношение субъекта к самовоспитанию, проявляющееся в специфической деятельности по изменению себя;
  • - внутренний поиск самого себя (своего смысла, осмысления себя) в пространстве смыслов, связанных с формированием соответствующего уровня «Я-концепции» и реальным выделением смысловой доминанты самовоспитания;
  • - готовность к самовоспитательной детальности, включающая моральную, психологическую и содержательную составляющие, отражающие социальный, индивидуально-личностный и опытный аспекты;
  • - чувственное восприятие, отражающее активность субъекта в виде представлений, мыслей, эмоций и чувств, в дифференцированном и одновременно в комплексном их проявлении, что находит выражение в творческой деятельности, кризисных ситуациях, требующих соответствующей мобилизации личности.

Ценностный механизм синтезирует объективно-содержательные, субъективно-личностные характеристики активности субъекта в самовоспитании, связанные с представлением субъекта о себе, выраженные в реальных отношениях к окружающему миру. Он определяет фиксированную в психике личности и социально обусловленную общую направленность на цели и средства самовоспитательной деятельности. Ценности являются содержательной частью активности личности в самовоспитании, которые как бы «заказывают» деятельность для реализации в процессе самосовершенствования.

Итак, мы попытались показать, что самовоспитание является важнейшим средством саморазвития личности. Самообразовываясь и систематически занимаясь самовоспитанием, человек обретает неограниченные возможности для позитивного изменения себя и достижения поставленных жизненных целей.

Методы самовоспитания - это совокупность приемов и способов педагогического воздействия воспитанника на самого себя с целью формирования и развития желательных и необходимых личностных качеств и устранения отрицательных.

Приемы самовоспитания следует рассматривать как частичное влияние питомца на самого себя, как некий единичный акт в каждом конкретном случае и методе.

Совокупность методов и приемов самовоспитания должны составлять систему, которая для каждого человека является конкретной, индивидуальной и неповторимой. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу наиболее распространенных методов и приемов.

Процесс самовоспитания начинается с самосознания - осознание воспитанником себя как личности и своего места и жизненных ориентиров в общественной деятельности. Сознание является высшим уровнем развития сознания,

Самосознания состоит из трех взаимосвязанных процессов - самопознания, самоактуализации и саморегуляции, которые должны действовать согласованно. Ведущей среди них является волевая сфера, которая регулирует поведение и деятельность воспитанника. Воля активизирует деятельность личности воспитанника в соответствии с его установками, мотивами поведения, профессиональными задачами. «Самовоспитание требует, - писал В. А. Сухомлинский, - очень важного, мощного стимула - чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тончайшим, чисто человеческих средств воздействия - доброго слова, ласкового или укоризненного взгляда. Не может идти речь о самовоспитания, если человек привык к грубости и реагирует только на «сильное» слово, окрик, принуждение. По самой своей сути самовоспитания предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинства человека. Педагогическое руководство самовоспитанием - это прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнуты глубокой взаимной верой в добрые намерения.

Самопознание - начальный этап самовоспитания личности, изучение ею своих свойств, системы ценностей, жизненных целей, ведущих мотивов и мотиваций, характера, темперамента, особенностей процессов познания (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и др), благодаря которому может самостоятельно определить, каких успехов он может достичь в той или иной деятельности, а также проанализировать возможности совершенствования повседневной деятельности,

Девиз «Познай самого себя» был начертаний на арке Дельфийского храма в Греции в V в, до н. есть. Он означал: познай волю богов в своей судьбе, подчинись ей. Древнегреческие мыслители времен Платона трактовали этот девиз так: познай свое предназначение, открой свои возможности, предскажи свое поведение.

Итак, основное правило самопознания - это поиск смысла жизни, своего истинного «Я». Академик А. В. Петровский предлагает два пути познания собственного «Я»:

первый путь - внимательный анализ не столько замыслов собственных поступков, сколько самих поступков в соотношении с замыслами. Условно говоря, это выяснение смысла собственной жизни и его сопоставление с общественными и личностными ценностями, анализ собственных действий и конкретных поступков с точки зрения общечеловеческой, национальной и личностной морали, профессионального и личностного становления и деятельности;

второй путь - обращение к возможностям науки и распознавания с ее помощью собственных индивидуально-психических свойств, жизненных установок и тому подобное. Этой наукой является психология личности.

Эти два пути, по мнению А. В. Петровского, многократно переплетаясь, приведут каждого, кто по ним пройдет, к познанию самого себя.

Методически правильно организованное самопознание, А. В. Петровским, осуществляется с помощью самоизучения и самооценки.

Самоконтроль и самоанализ - сопоставление принятого плана самовоспитания с реальностью, результатами деятельности, установление их несоответствия и внесение необходимой коррекции для достижения намеченного, поиск причин отклонений и тому подобное. Самоконтроль как метод самовоспитания развивается на основе способности воспитанника контролировать любую свою деятельность.

Важно различать виды самоконтроля: непреднамеренный (непроизвольный) и преднамеренный (произвольный).

Непреднамеренный (непроизвольный) самоконтроль может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непреднамеренного самоконтроля является не деятельность в целом, ее мотивы, а лишь ее процессуальная сторона.

Преднамеренный (произвольный) самоконтроль определяется специальной целью и имеет значительные возможности стабилизации деятельности. Воспитанники, которые сознательно ставят перед собой цель - осуществить намеченную программу, не отвлекаться посторонними делами, будут способны более систематически и последовательно выполнять свои профессиональные и общественно-полезные обязанности.

Самоконтроль выполняет функции стабилизации действий (реализации программы действий внутри деятельности) и коррекции (стабилизации) деятельности в соответствии с ее мотивами и мотивацией.

Сущность метода самоорганизации жизни и деятельности заключается в том, что воспитанники, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами поведения, основными направлениями самовоспитания, эффективно работают над собой. Важным условием при этом является умение питомца управлять собой.

В процессе реализации программы самовоспитания у воспитанника формируется желание выполнять требования коллектива или воспитателя, придерживаться достойного поведения. Возникновение программы самовоспитания можно представить как следствие эволюции внешних требований к воспитаннику в его внутренние требования к своей деятельности.

Программа самовоспитания выполняется двумя путями:

первый - подчинение собственной деятельности мотивам и мотивации самовоспитания и превращения их в деятельность самовоспитания;

второй - реализация программы воспитания с сохранением учебной, спортивной и других видов деятельности, собственных смыслообразующих мотивов и при наличии сопутствующего мотива и мотивации самовоспитания.

Реализации данной программы способствует знание основных приемов и способов самовоспитания.

Самообязательство - это добровольное принятие осознанных целей, задач, содержания самосовершенствования и определение на этой основе программы самовоспитания. Они возникают благодаря внутреннему убеждению в их необходимости и определяются условиями жизни, потребностями общества, обязанностями воспитанника. Это процесс сопоставления своего «Я» с требованиями, которые выдвигаются коллективом, группой, воспитателями, общественной организацией, обществом в целом.

Самовнушение помогает воспитаннику обрести самоопределение необходимости развития у себя тех или иных качеств личности. Это - поиск доказательств необходимости исправления своих недостатков, мобилизация себя на достижение цели самовоспитания, истребления конкурирующих мотивов и обольщений.

Самовнушение - это воздействие воспитанника на самого себя с целью самовоспитания, вследствие чего возникают различные психические и соматические состояния. Это техническая процедура, которая осуществляется путем повторения определенных вербальных формул, которые выражают желание, определенные другими формами самовоспитания. Примером целенаправленного самовнушения является аутогенная тренировка.

Аутотренинг - это эмоционально-волевое тренировки, суть которого заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Для целенаправленного самовоздействия применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок человек способен для себя создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний и ввести эту модель в свою психику.

Самотренирование - направленность на активное выполнение задач, ведущих к поставленной цели самовоспитания, реализации программы самовоспитания, понимание каждой следующей препятствия как возможности для самосовершенствования. Этот метод дает возможность закрепить навыки и умения, необходимые воспитаннику в процессе профессиональной деятельности.

Самопринуждение - это выявление недовольство собой в случае невыполнения самообязательств, назначение себе дополнительного задания и принуждение себя к его выполнению.

Следование примеру - ориентация на поиск лучших примеров действий и поведения, их активное усвоение, что обогащает питомца опытом других людей, более авторитетных и выдающихся.

Самостимулирование - определение для себя определенных поощрений и взысканий и их применение. Самопоощрение и самонаказание - взаимосвязанные приемы самовоспитания. Самопоощрение - осознание и переживание своих успехов, награждения себя за успехи в выполнении программы самовоспитания благодарностью, свободным временем, любимым делом. Самонаказание - осознанное переживание вины перед собой, перед коллективом; недовольство собой.

Стимулирование самовоспитания может осуществляться с помощью создания внешних условий:

Четкого внутреннего порядка (например в школе);

Научной организации учебно-познавательной деятельности;

Формирование позитивного общественного мнения в учебных коллективах;

Выдвижение высоких требований к воспитанникам в сочетании с заботой о них;

Привлечение каждого воспитанника к активной деятельности;

Пропаганды воспитательной литературы;

Организации досуга всех категорий воспитанников и тому подобное.

Стимулировать самовоспитание можно также, воздействуя на его внутренние предпосылки, то есть формируя сознательную мотивационную установку. Этому способствуют педагогически целенаправленные поощрения за достигнутые результаты в самосовершенствовании, оказание действенной методической помощи в разработке программы самовоспитания.

Основные этапы педагогического руководства самовоспитанием:

  1. подготовительный - убеждение воспитанника в необходимости самовоспитания и в возможности достичь желаемых результатов; формирование потребностей, мотивов и мотивации самовоспитания; определение основных целей и задач самовоспитания.
  2. основной - определение содержания самовоспитания; помощь в выборе приемов, способов, форм и методов самовоспитания в составлении программы самовоспитания и ее реализации; организация контроля за ходом самовоспитания и внесение в него необходимых коррективов.
  3. заключительный - помощь в самоконтроле и приучение воспитанников к нему; стимулирование; суммирование достигнутых результатов и определение новых ориентиров к самосовершенствованию; корректировки и внесения нового содержания в программу самовоспитания и тому подобное.

Основные условия успешного осуществления самовоспитания:

Создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

Формирования ярких идеалов;

Вооружение воспитанников приемами, способами, методами и формами самовоспитания, его эффективной методике;

Привитие навыков и умений самообучения, выделение позитивных и негативных индивидуально-психических качеств;

Помощь в разработке программы самовоспитания и ее реализации;

Создание условий для самовоспитания;

Популяризация положительного опыта самовоспитания, стимулирование за достигнутые положительные результаты и тому подобное.