Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Основные идеи телесно-ориентированной психотерапии. Телесно-ориентированная терапия — применение в наркологической практике

Современная психология имеет весьма обширный спектр методик психотерапевтического лечения, телесно-ориентированная психотерапия является одним из них. Телесная психотерапия относится к соматической психологии, что означает излечение душевных расстройств путем воздействия на физическое тело человека.

Тело – зеркало души

Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в этой области помогают значительно расширять возможности психотерапевтического лечения. Телесно-ориентированная психотерапия выступает как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой концепцией и разнообразными практическими наработками.

Физическое состояние человека способно рассказать о его внутренних проблемах, о его психическом и эмоциональном состоянии. Тело человека отображает все его чувства, эмоции, переживания и страхи. Именно поэтому психотерапевты и психологи всего мира уделяют такое особое внимание обучению телесно-ориентированной психотерапии.

Теоретические и практические системы телесно-ориентированной психотерапии основываются на убеждении о крепкой взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека. Так, психологически закрепощенный, замкнутый человек, будет закрепощен и в физическом плане. Именно поэтому, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

Преимущества телесной психотерапии

Главным преимуществом телесно-ориентированной психотерапии считается наличие относительно беспрепятственной возможности для доктора заниматься «врачеванием» души больного. Телесная психотерапия выступает своего рода универсальным инструментом психолога, позволяющим обнажить суть проблемы пациента при помощи способов бессознательного воздействия. Через физическую оболочку психотерапевт, используя ТОП, работает с внутренними ощущениями человека.

Несомненным плюсом использования телесно-ориентированной психотерапии является то, что в процессе лечения пациент не ощущает вербального воздействия психотерапевта.

Главные концепции ТОП

Психологи и психотерапевты всего мира выделяют следующие важные концепции телесно-ориентированной психотерапии:

  • энергия;
  • мышечная броня;
  • заземление.

Жизненно важная энергия

Энергия является важной составляющей жизнедеятельности человека. На самочувствие каждого из нас оказывает прямое влияние все, что препятствует движению энергии в любых системах организма. Некоторые психотерапевты придерживаются мнения о том, что только хорошая циркуляция жизненной энергии в теле человека способна обеспечивать отличное физическое и психическое здоровье. С этим сложно не согласиться, как правило, человек в состоянии депрессии выглядит безжизненно и вяло, что сигнализирует о низком уровне его энергетического потенциала. Одним из важных условий выхода из депрессивного состояния является правильная организация режима отдыха и питания пациента.

По мнению психологов, многие душевные расстройства пациентов вызваны изначальным невниманием к собственным чувствам и желаниям, а также неправильное или неполноценное их понимание.

Мышечная защита

Под, так называемой мышечной броней, психотерапевты владеющие основами телесно-ориентированной психотерапии, понимают состояние перманентного мышечного напряжения у человека. Другими словами, мышцы человека выступают в роли защитных щитов от воздействия эмоций и чувств.

Различные психологические травмы или события, способные вызвать расстройства психики блокируются мышцами, что приводит к изменению или подавлению человеческого восприятия. А это в свою очередь вызывает уже физическую скованность и зажатость человеческого организма.

Энергетически контакт с землей

Заземление в телесной психотерапии означает ощущение энергетической устойчивости и опоры, которая позволяет человеку находиться в стабильном психологическом состоянии. Нахождение контакта со своими чувствами и эмоциями дает возможность каждому человеку оставаться здоровым как в физическом, так и психическом плане.

Практическое применение телесной психотерапии

Все теоретические концепции телесной психотерапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений направленных на достижение определенных целей:

  • снятие стресса;
  • снятие хронической усталости;
  • лечение неврозов, депрессий;
  • избавление от страхов;
  • избавление от чувства неудовлетворенности и т.д.

Основные упражнения телесно-ориентированной психотерапии имеют первостепенную задачу – расслабить пациента. Благодаря упражнениям телесной терапии пациент сможет научиться расслабляться, слушать свое тело, понимать его и обрести гармонию с окружающим миром.

Как правило, практические упражнения выполняются в группах по 6-10 человек, так как для большинства упражнений требуется парная работа.

Основные упражнения ТОП

Мышечная релаксация – это упражнение представляет собой максимальную релаксацию мышц путем их максимального напряжения. Для выполнения данного упражнения требуется последовательно начинать напрягать все мышцы своего тела, начиная с головы и заканчивая ступнями. При этом напряжение каждой мышцы должно происходить путем удерживания ее в таком состоянии, а затем медленном расслаблении. Выполняя упражнение, следует максимально фокусироваться на своих ощущениях в процессе расслабления мышцы.

Упражнение «правильное дыхание» направлено на восприятие собственного тела через дыхательную функцию. Для выполнения этого упражнения нужно плотно закрыть глаза и сконцентрировать внимание на своем дыхании. В процессе упражнения можно почувствовать свежесть в процессе вдохов и тепло в процессе выдохов воздуха из легких. Далее рекомендуется пробовать дышать другими органами своего тела. То есть детально представлять себе, что дыхание происходит через макушку, грудную клетку, низ живота, ладони и т.д. На каждую часть тела следует отводить не менее 10-15 дыханий.

Развить свою «телесную осознанность» поможет следующий ряд действий:

  • проговорить вслух свои ощущения;
  • позволить на несколько минут своему телу делать то, что ему хочется;
  • найти максимально удобную для своего тела позу;
  • оставаясь в удобной позе проанализировать состояние каждой части своего тела;
  • отметить наличие напряженности и расслабить эти места.

Все способы и методы телесно ориентированной психотерапии дают ощущения полноты и уникальности жизни, целостности собственного бытия, повышают желания человека жить активной жизнью без всевозможных страхов и опасений.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Термин "психотерапия" я использую очень условно. Ведь сам этот термин взят из медицины и подразумевает наличие терапевта и пациента. "Пациент" же в переводе с латинского означает "пассивный". И получается, что в этом формате по умолчанию закладывается ситуация доминирования терапевта, отсутствие равного взаимодействия.
А это совершенно не соответствует той работе, которую мы проводим на наших сеансах.
Никакого доминирования с моей стороны и никакой пассивности со стороны человека, пришедшего на этот сеанс, не подразумевается. Это очень живая, контактная, интерактивная работа. Скорее я бы назвал это "углубленное самоисследование", чем какая-то терапия.

Но поскольку термин "телесно-ориентированная психотерапия" сейчас довольно широко известен, понятен, и даже где-то популярен, я оставил его.

К тому же в этом термине содержится очень важное указание на работу с телом. Ведь наша работа действительно очень "телесно-ориентирована".
О чем бы мы ни говорили, что бы мы ни рассматривали, ни исследовали, мы постоянно слушаем тело, работаем с дыханием, периодически переключаемся на какие-то массажные, висцеральные или мягкие мануальные техники. Телесная работа тесно вплетена в это углубленное самоисследование.

И потому, пусть пока остается "телесно-ориентированная психотерапия", хотя и со всеми вышеозначенными уточнениями:)

Для начала покажем, как примерно выглядит стандартный сеанс телесно-ориентированной психотерапии в моей системе:

Душа и тело: тесная взаимосвязь

Любые психологические проблемы можно разделить на две основные категории. К первой категории относятся те проблемы, которые вызваны чисто внешними нагрузками или физическими травмами. Ко второй категории относятся проблемы, порожденные сверх-тяжелыми событиями личной истории, психическими травмами, потрясениями, стрессами, а так же просто особенностями характера - неуверенность, беспокойность, тревожность, раздражительность, обидчивость, саможаление или самобичевание и т.д.

Проблемы первой категории, как правило, для нас очевидны - жил человек нормально, попал в травматическую ситуацию (катастрофа, авария, нападение), получил травму, и в результате - боли, тугоподвижность и т.д.
Либо менее экстремальный вариант того же самого - человек начал постоянно работать за компьютером, и через какое-то время стала болеть шея, плечи... В обоих вариантах причина и следствие налицо.

А вот проблемы второй категории очевидны, к сожалению, далеко не всем, а лишь тем людям, кто имеет хоть какое-то представление о психосоматической связи психики и тела.
А связь эта колоссальна!

Возьмем очень распространенный пример: стандартная травма утраты. Скажем, внезапно ушел из жизни горячо любимый человек - друг, родственник и т.д.
Горе захлестнуло с головой.
И вот, день за днем, месяц за месяцем, человек живет, внутренне не приняв, не согласившись с этой утратой.
Внутренне, подсознательно, он сжался и где-то там, в глубине, упрямо твердит "нет, нет, нет, этого нет, этого нет, я не согласен, я не согласен"...
Он упрямо не хочет признать, он отказывается принимать этот факт, не смотря на то, что умом он все прекрасно понимает...
А через полгода он вдруг обнаруживает, скажем, тахикардию...
Или еще какой-то явный физиологический сбой в организме...

Сможет человек проследить, уловить, интуитивно отследить эту связь или не сможет - она всё равно существует !
И это издревле известно всем подлинным врачевателям.

Наше тело очень психологично!

Или можно сказать иначе - наша психика очень физиологична .

Все пережитые человеком душевные травмы, сильные психические потрясения и стрессы остаются в виде напряжения в нервной системе, что в свою очередь создает напряжение в мышцах тела, гладкой мускулатуре внутренних органов, и постепенно закрепощает их .

И получается, что человек долго-долго ходит к массажистам и мануальным терапевтам чтобы они наконец избавили его от мышечных болей или прострелов в позвоночнике, а причина этих проблем может лежать в каком-то психическом потрясении, сильном стрессе, произошедшим совсем недавно или далеко в прошлом...

Тоже самое касается многих болезней, в том числе хронических - человек ходит по врачам, принимает горы дорогостоящих лекарств без особых результатов, а причина болезни лежит в подсознании, ведь посттравматическое нервное напряжение влияет не только на мышцы, но и на физиологию.

Обращение к врачам и массажистам без проработки этого причинного уровня проблем, кардинально ничего не решает, и даже наоборот, осложняет ситуацию, ведь современные лекарственные препараты сами по себе довольно неоднозначны...

Что же делать с этим скрытым напряжением нервной системы? Как его снимать, как избавиться от последствий стрессов, застрявших в подсознании?

Методами современной телесно-ориентированной психотерапии.

Причем необходимо отметить, что в отличие от других психотерапевтических подходов, при решении проблем в рамках этой терапии, можно работать даже с НЕПРОГОВАРИВАЕМЫМИ ПРОБЛЕМАМИ - такими, о которых человек не в состояни говорить.

Обычно, приходя к психологу, человек должен рассказать о своей проблеме, описать её, обозначить...

А если человеку неудобно говорить об этой проблеме или описывать ситуацию, в результате которой возникла эта проблема?
Если у человека горло перехватывает при одной мысли о том, что с ним произошло или происходит сейчас?
Если при первых словах об этой проблеме у него сердце начинает давать сбои и давление резко подскакивает?
Если душит стыд, страх, отчаяние, боль?...
Ну и, в конце концов, если по роду своей деятельности человек не имеет права рассказывать о своей проблеме?

А проблема сидит в горле, в плечах, в спине, в нервах и не дает нормально жить... Приходится принимать лекарства, которые ничего по сути не решают, а только загоняют проблему вглубь...

Телесно-ориентированная психотерапия позволяет решать в том числе и такие проблемы.

Для начала работы, в принципе, никакой информации о проблеме не требуется, достаточно сказать"Докотор, у меня ЭТО" (в смысле - есть такой симптом ) - и можно работать...

Итак, телесно-ориентированная психотерапия работает через тонкое взаимодействие тела и психики для снижения негативной активации в нервной системе.

Данный подход имеет четкое нейробиологическое основание, и опирается на внутреннюю способность нервной системы к гибкому реагированию на стресс.

В любой период жизни человека некие сверхтяжелые для него события могут привести к изменению в нервной системе, которые негативно повлияют на чувства человека и его отношения с окружающим миром. Телесно-ориентированная психотерапия позволяет нервной системе внутренне интегрировать (иначе говоря "переварить") эти сверхтяжелые события и вернуть баланс психической и физической жизни человека.

С чем работает "телеска"?

1. Травма "свидетеля" - когда человек сам не вовлечен в катастрофическое событие, но был или является его непосредственным свидетелем. Например, человек был свидетелем авиа-, авто- или ж/д-катастрофы, теракта, стихийного бедствия.
Сюда же относятся ситуации, когда на глазах человека происходит какое-то тяжелое событие или процесс, например болезнь родственника или любимого, умирание близкого человека (напр. вялотекущая онкология, когда даже простое пребывание в онко- или туб-диспансере оставляет в душе тяжелый след). Или это может быть судебное преследование, тюремное заключение кого-то из близких.
К этой же категории травм относится ситуация, когда человек живет рядом с зависимым родственником - наркоманом, алкоголиком, игроманом и т.д.

2. Травма утраты - смерть людей, которые нам бесконечно близки и дороги, которые в нас бкувально "проросли" (или в которых мы сами "проросли"). Не смотря на то, что ум все понимает, и даже принимает (если, скажем, это естественная смерть очень пожилого родственника), эмоциональный план, нервная система, тело - переполнены болью. И боль эта не исчезает со временем, а лишь теряет свою внешнюю остроту.
Сюда же относятся ситуации потер и друзей или любимых в результате разрыва отношений, расставания (особенно если расставание произошло в результате обмана, навета, предательства и т д.).
Когда любимый человек уходит, и тем более бросает, то рана от такого события может быть не менее долгой и болезненной, чем смерть. Именно об этом, собственно, поется в известной песне: "расставанье - маленькая смерть " ...
К этой же категории травм относится вообще потеря чего-то очень ценного: какого-то социального-карьерного-культурного статуса, образа жизни, круга общения, рода деятельности, бизнеса, т.е. любые серьезные потери.Это может быть даже банальный переезд в другое место жительства.
И так же с юда относится утрата каких-то привычных "опор" существования, к которым человек привык, которые уже прочно включились в обменный цикл, но от которых он решил отказаться: курение, алкоголь, и прочие пристрастия. Когда человек "бросает" или "завязывает", осознав на умственном плане весь тот вред, который он приносит своему здоровью, организм неизбежно проходит период "ломки", когда возникшая пустота еще ничем позитивным не заполнена. Соответственно, чем сильнее и длительнее была привязанность, пристрастие, тем глубже и болезненнее будет ломка.

***Хочу отметить важный момент - здесь имеется в виду ситуация, когда человек УЖЕ РЕШИЛ И УЖЕ БРОСИЛ, а не ситуация, когда он еще только хочет бросить или, тем более, ситуация, когда кто-то (родные, знакомые и т.д.) хочет, чтобы человек бросил. Моя сфера - это именно ситуация, когда человек САМ решил и САМ сделал шаг - то есть это именно травма утраты - утрата, которая уже состоялась. ***

3. Травма сильного воздействия : техногенные катастрофы (авто-, мото-, авиа-, производственные и т.д.), природные катастрофы. Синдромы сдавления, падения. Сильный испуг.
Сюда же относится ощущение стыда (скажем, когда ребенка стыдят перед всем классом), состояния унижения/презрения/глумления и сексуальные домогательства.

4. Травма нападения : вооруженное нападение, взятие в заложники, изнасилование, ограбление.

5. Медико-стоматологическая травма : оперативное вмешательство, анестезия, интоксикация, отравление, госпитальный синдром.

6. Глобальная активация : перинатальный дистресс, родовая травма, утопление, удушение, применение галлюциногенов и т.д. Сюда же относятся ночные кошмары, проблемы страшных снов.

Перечень травмирующих событий, оставляющих в душе человека раны, можно продолжить еще и еще. Но для общей картины вполне можно ограничится вышеприведенным списком.
Отметим только, что даже если каких-то сверхтяжелых событий и связанных с ними мощных потрясений, в жизни человека на его памяти не случалось, многие его мышечные зажимы и напряжения могут происходить от забытых происшествий, а так же просто от стрессогенной среды, в которой человек длительное время находится (тяжелая работа, напряженный бизнес, служба в горячей точке, тюремное заключение и т.д.)

Кроме психических травм, телесно-ориентированная психотерапия может работать и просто как коррекция сознания .
В данном случае сам термин "терапия" в общем-то даже и не подходит, поскольку человек в принципе ни в каком лечении, ни в какой терапии не нуждается. Он здоров, но нуждается именно в мягкой коррекции, для ощущения бОльшей полноты и гармонии жизни, для более яркого, творческого и креативного образа жизни.

Основная дыхательная психотехника, которую я практикую в работе - это ребёфинг.
По-английски это звучит как rebirthing , и поскольку в русской фонетике нет полного эквивалента звуку "th ", то в русской транскрипции эта техника называется разными людьми по-разному: "ребёфинг", "ребесинг", ребирсинг" и т.д.
Я привык к варианту "ребёфинг" и потому пользуюсь именно им, хотя когда-нибудь я непременно займусь разработкой уже своей собственной концепции дыхания и соответственно, название будет другое.
Мои практические и теоретические наработки в этом плане давно уже вышли за рамки классического ребёфинга, но пока у меня просто руки не доходят до масштабной теоретической работы, ибо я всё еще слишком увлечен практикой и работаю практически в режиме нонстоп:)
И потому пока в терминологическом плане я остаюсь с этой старой, привычной терминологией.

Как выглядит сеанс ребёфинга можно в общем и целом посмотреть вот в этом видео (правда там снят обучающий сеанс, когда я ещё и объяснял ученику нюансы работы с дышащим:

Теперь чуть подробнее:
Эта действительно замечательная, уникальная оздоровительная техника разработана американским психологом Леонардом Орром в 70-х годах прошлого века. В настоящее время она имеет широкое распространение во всём мире.

Я обучался этой технике в 1993 г. у доктора психологических наук Владимира Козлова на базе Ярославского университета. Там же я проходил и сертификацию.
Но самое большое влияние на меня как на практика, оказал ученик Л.Орра новозеландский ребефер Хойт Дрейк, который обучал меня лично, когда гостил у меня во время своего путешествия по России летом 1993 г.

Основная направленность этой техники состоит в высвобождении энергии , заблокированной в теле.
Благодаря практике ребёфинга, человек освобождается от стрессовых накоплений и последствий различных психологических травм, в результате чего высвобождается жизненная энергия.

Как известно, мышечный слой человека с возрастом становится более жестким и напряженным (кстати, именно поэтому в телесно-ориентированной психологии и возник устойчивый термин "мышечный корсет").
Даже без каких-то специальных исследований, подтверждений этому не мало в нашей повседневной жизни. Например, мы знаем, что утром, после сна, рост человека на 2-3см больше, чем вечером - т.е. мы видим, что за ночь какой-то процент мышечного напряжения уходит. А другой известный факт состоит в том, что после смерти человек вытягивается на целых 8-10см. Это же какое напряжение мы в себе носим, если мышцы настолько расслабляются при нашем уходе из тела!

Каким же образом накапливается в нас такое напряжение?

Во-первых, это, конечно же наши повседневные нагрузки. Однообразные движения, гиподинамия (которая, как известно закрепощает мышцы не слабее физических нагрузок), ношение портфелей, сумок на каком-то одном плече, неудобная поза при сидении и т.д., и т.п.
А во-вторых, это более сильные и глубокие психологические стрессы, потрясения, травмы, драматические жизненные ситуации, потери, разочарования...
В нашем обыденном представлении считается, что ситуация психологического стресса, потрясения является завершенной и разрешенной, когда человек психологически забылся, отключился, успокоился.
Но всё дело в том, что тело человека также на своём уровне переживает стресс, а значит и последствия этого стресса необходимо устранять на этом же, телесном, уровне , что обычно не делается.

В момент (или период) стресса в организме возникает масса физиологических изменений: дыхание, сердцебиение, спазмы, напряжения, мышечные зажимы и т.д.
Человек же, чьё внимание поглощено происходящей ситуацией, регистрирует своим сознанием только наиболее крупные физиологические изменения, о чём в обиходе говорится как “ком в горле”, “сердце сжалось”, “дыхание перехватило”, “колени подкосились” и т.п.
Но при этом множество других, менее заметных, но не менее значимых для организма изменений, остаётся вне сферы сознания и именно поэтому человек в большинстве случаев сознательно не занимается физиологической гармонизацией после стресса.
Конечно, существует определенный процент людей, у которых необходимая регуляция происходит спонтанно, но обычно этот уровень проблемы решается нами по принципу “уколоться и забыться”: транквилизаторы, алкоголь, наркотики или более мягкие формы, например, путешествия.
Разумеется, все эти способы не решают проблему по существу, а только лишь отвлекают от неё наше сознание, загоняют это напряжение вглубь тела, вытесняют её в область бессознательного

В результате множество различных микрозажимов, спазмов, пережатий в мышцах так и остаются, многие сбои в работе органов, желёз, систем организма тоже никуда не уходят, не говоря уж об общей потере жизненного тонуса, энергичности, лёгкости и подвижности.
Техника ребёфинга непосредственно работает с вышеописанными физиологическими последствиями стрессов, ранее пережитых человеком.

Все подробности и нюансы данной техники обговариваются с клиентом перед началом сеанса, если же говорить в общем, то принцип действия данной техники состоит в следующем.

Особые типы дыхания, которыми дышит человек во время сеанса, включают те отделы мозга, которые в повседневной жизни не задействованы, в том числе отделы, связанные с системой саморегуляции организма.
В результате этого скрытые от повседневного сознания микрозажимы, спазмы, напряжения проявляются , становятся ясно осознаваемыми и через специально разработанную систему действий, происходит освобождение от этих негативных явлений.

Многие болезни человека имеют своей причиной именно эти подсознательные наслоения, практически неподвластные никаким химическим препаратам: будь то искусственным (медикаменты), или натуральным (фитотерапия, пищевые добавки и т.д.)
Многие неврозы человека имеют ту же причину.
Неуверенность, различные страхи, фобии, разнообразные комплексы неполноценности, общая эмоциональная закрепощённость и даже изменение веса тоже часто являются продуктом накопленных за многие годы физиологических последствий стрессов и психологических травм.
Так называемый "синдром хронической усталости" - весьма распространенный ныне диагноз, очень эффективно решается посредством ребёфинга.

Еще одно важнейшее свойство ребёфинга - он восполняет хронический "голод ощущений", который у нас существует в нашей перегруженной стрессами городской жизни...
Гармоничные, объемные, глубокие ощущения - это тоже своего рода пища для нашего тела - такая же важная, как и физическая пища, которую мы едим ртом.
Без достаточного количества, и, что еще более важно - качества телесных ощущений , наше тело голодает и страдает нисколько не меньше, нежели без пищи физической. Просто мы не распознаем этот голод , не узнаем его в лицо...

Более подробно данная тема - тема "голода ощущений" - рассмотрена у меня вот в этом материале .

Ну и наконец, ребёфинг вполне может практиковаться и вне какого-либо терапевтического, лечебного контекста. Его вполне можно практиковать и просто как замечательную общеоздоровительную технику.
Это точно так же, как массаж: мы вполне можем пойти на массаж не потому, что у нас что-то болит, а просто потому, что это приятно и полезно для тела.
Как и хороший массаж, ребёфинг обладает высоким общеоздоровительным и общеукрепляющим эффектом.
Кстати, длительность одного сеанса ребефинга в принципе такая же, как и длительность хорошего общего массажа - в среднем это 1,5 часа.

На данный момент я разработал свою индивидуальную обучающую программу по ребёфингу .

Задача этого курса, во-первых, научить человека ребёфингу, чтобы он получил в свои руки этот мощнейший инструмент саморегуляции, во-вторых, получить всю ту пользу, которую дает ребёфинг для здоровья тела и психики, и в-третьих получить незабываемый, яркий опыт самопознания.

По своему оздоровительному эффекту, этот курс нисколько не уступает полноценному массажному курсу. А по своему обновляющему, оживляющему эффекту на нервную систему, даже превосходит курс массажа.
Дело в том, что мышечное напряжение накапливается как вследствие внешних физических нагрузок и перегрузок, так и в следствии наших психологических, душевных жизненных перипетий.
Последние могут закрепощать мышцы даже более сильно и глубоко, нежели простые физические нагрузки.
Так вот мышечные блоки, порожденные психологическими причинами, никаким массажем не возьмешь, либо же они снимутся лишь на какой-то небольшой, совершенно несущественный процент.
Ребёфинг же с такими мышечными блоками работает очень эффективно.
Нередко мы с моими клиентами совмещаем курс массажа и курс ребёфинга с очень хорошими результатами.

Техника дыхания за время этого курса нарабатывается полностью.
И кроме того, человек получает хороший набор интегративных психотехник, которые могут использоваться как в сеансе ребефинга, так и в любое другое время, даже когда мы находимся на людях.

Подробнее об этом обучающем курсе ребефинга - .

Кроме ребёфинга в некоторых редких случаях я использую еще одну дыхательную технику - холотропное дыхание.
Эта дыхательная техника была разработана американским психологом, ныне всемирно известным учёным С.Грофом.

Теоретической базой этой техники является трансперсональная психология, создателем которой является С.Гроф.
Я обучался этой технике в 1994 г. у одного из первых российских учеников С.Грофа, доктора философских наук В.Майкова, ныне руководителя Московского трансперсонального центра. Сертификационную же программу по трансперсональной психологии я проходил в Московском Институте Интегративной Психологии (МИИП), у Германа Карельского - ученика В.Майкова
Основная направленность и принцип действия холотропного дыхания практически совпадает с тем, что говорилось о ребефинге, но сам способ дыхания, его структура и ритмика другие.
Эта техника более жёсткая и более напряженная. По сравнению с ребёфингом, я бы даже сказал - грубоватая...
Это своего рода "тотальная встряска" всего организма.
Она требует от человека значительно больше физических сил, выносливости, а также достаточно высокого общего уровня здоровья.
Кроме того, она имеет гораздо больше противопоказаний и "побочных эффектов".
По своей биохимической сути - это антифизиологичная техника и для постоянного практикования никак не подходит - по крайней мере с точки зрения здоровья. И потому я считаю позиционирование её как основной техники в тренсперсональной психологии - фундаментальной методологической ошибкой.
Но при всём этом не могу отрицать и такой факт, что в каких-то случаях она всё-таки работает.
Я применяю её довольно редко, только в случае особой необходимости, и только с клиентами, прошедшими у меня курс ребёфинга, т.е. людьми, уже имеющими хороший навык интегративной работы.
Подробнее об отличиях и нюансах ребёфинга и холотропной терапии, можно послушать на моих аудиозаписях, где я, в частности, касаюсь и этого вопроса.
Там же, на записях, довольно подробно разбирается отличие групповой терапии, как это в основном практикуется в холотропе, от индивидуальной работы.
Эти аудиозаписи находятся на страничке по ребёфингу, .

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Интегративные психотехники очень многообразны. Но при всем внешнем многообразии, смысл и направленность у них одна - интеграция, т.е. собирание человека, восстановление его целостности.
Всё, что в силу множества жизненных обстоятельств оказалось вытеснено, подавлено - все это должно быть осознанно и пережито, если мы хотим избавится от того "груза", который мы ощущаем в себе с годами и от тех болезней, в которые со временем неизбежно выливается весь этот подавленный материал...

Состояние цельности, целостности - это лёгкость как на душе, так и в теле.
Лёгкость, радость, внутренний свет...

И это не поверхностность, не "пофигизм", от которых вроде как на первый взгляд тоже легко. Но ведь это действительно только на первый взгляд, ибо пофигизм по определению безответственен .

Человек просто сбросил ответственность.
Но ведь невозможно сбросить ответственно просто так, вникуда! Если кто-то её сбросил, то она обязательно на кого-то другого упадет! Природа, как известно, не терпит пустоты...

То есть человек, как говорится, слинял из под ответственности, ему стало легче, но ему стало легче только потому, что тому, на кого он эту свою ответственность сбросил - стало тяжелее !
И не важно кто конкретно является тем, на кого эта ответственность упала - родители, бабушки/дедушки, супруг/супруга, любовник/любовница, друг/подруга, ребенок, или же это какая-то внешняя организация: коллектив, круг друзей, государство, монастырь...

Не важно куда, человек "делегировал" ответственность за себя. Важно что её обязательно кто-то взял - и не важно осознанно взял или неосознанно (как это, кстати, часто делают дети, которые искренне любят родителей)...

А значит эта "легкость пофигизма" - она не настоящая, нецелостная!

Такой подход к жизни оправдан для ребёнка, ну или по крайней мере - для подростка.

А для взрослого человека он абсолютно неприемлем, ибо пофигизм взрослого - это практически всегда чья-то дополнительная нагрузка, чья-то дополнительная ответственность.

Целостность - не поверхностна.

И та лёгкость, которую мы ощущаем будучи целостными, это легкость при все той ответственности , что мы имеем, будучи взрослыми людьми...
И вот не смотря на всю эту нагрузку, ответственность, сложность многих проблем - своих собственных и тех людей, кто от нас зависит (дети, престарелые родители, подчиненные и т.д.), мы ощущаем легкость и свет внутри. Мы ощущаем глубину смысла и глубинную радость жизни - тихую, спокойную, бездонную радость, которая подобно небу над головой, дает ощущение внутренней свободы, внутреннего объема, внутреннего пространства...

В бытовой традиции это называется "счастье ". В философской традиции это называется "Смысл " (именно с большой буквы). В религиозной традиции это называется "благодать ". В эзотерической традиции это называется "самобытие ".

Вот примерно так можно описать целостность, интеграцию.

Ну, а интегративные техники нам в этом помогают.

Эти техники мы используем как в сочетании с ребёфингом, так и самостоятельно, как отдельную практику, отдельную работу, которая, собственно, так и называется - "интегративная работа", "интегративная практика" или просто "интегративка" .
Более подробно и расширенно о ней и о техниках, которые там используются - на соответствующей страничке .

*****

БИНАУРАЛЬНЫЕ РИТМЫ В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В последнее время тема бинауральных ритмов стала довольно известной среди людей, увлеченных самопознанием и саморазвитием. В интернете можной найти много разной, порой противоречивой информации о бинауральных ритмах. Есть мнения как "за", так и "против". Причем, и те и другие основаны на чьем-то живом опыте. Я в своей практике так же использую эту технологию, многое из неё уже вполне изучил, освоил и ввел в практику. И потому картина явления более-менее определилась.

Термин "бинауральный" происходит из латыни: “bini” – “два” и “auris” – “ухо”

* * *

Далее отмечу еще некоторые особые, специфические сферы применения телесно-ориентированной психотерапии.
Во-первых, это работа со специалистами, работа которых связана с людьми и их проблемами. Это медики, психологи, массажисты, космептологи, работники МЧС, МВД и различных социальных служб.
Во-вторых это работа в области психологии самопознания, то есть с людьми, ориентированными на духовный поиск, на самопознание и самосовершенствование.

Поскольку это не касается всех людей, я расскажу об этом более подробно на отдельных страничках. Итак,

Изначально психология тела возникла в русле психоанализа в 30-х годах прошлого века. Ее основатель, Вильгельм Райх, был одним из учеников Фрейда. Он заметил, что пациенты во время сеанса определенные эмоции сопровождают конкретными телесными проявлениями. Например, если клиент хочет сдержать чувства, то он может начать прикасаться к своей шее, как бы пережимая горло и заталкивая эмоции обратно вовнутрь.

Эти наблюдения позволили психологии связать телесное и психическое. На стыке двух областей и возникла телесно-ориентированная психотерапия.

На данный момент направление далеко ушло от психоанализа и представляет собой самостоятельное течение в психологии со своей теоретической базой и практическими наработками.

Особенность телесно-ориентированной психотерапии в целостном подходе к человеку – личность рассматривается как единое целое. Личность – это тело, разум и душа.

Мы привыкли воспринимать себя благодаря телу. Так ребенок в процессе своего развития в первую очередь начинает осознавать себя за счет тела, которое позже становится частью личности и хранилищем эмоций, чувств, ощущений, переживаний. Поэтому тело рассказывает о проблемах и характере человека намного быстрее и больше, чем делает это он сам. Например, физически зажатый и скованный человек будет внутри себя таким же замкнутым и несвободным.

Кроме того, тело помнит все наши переживания, отзываясь на них зажимами, блоками, напряжением.

Мы словно обретаем мышечный панцирь, который не позволяет энергии свободно циркулировать, ухудшая общее состояние и препятствуя качественной жизни. Но, воздействуя на физическую оболочку, реально помочь психологическому состоянию человека. Через тело можно работать с эмоциями, сферой отношений, самопринятием и многим другим.

Данный подход применяется для следующих целей:

  • снятие стресса, избавление от хронической усталости;
  • лечение неврозов, депрессий;
  • терапия психосоматических расстройств, избавление от комплексов и страхов.

Телесно-ориентированная психотерапия с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление клиента, которые могут возникнуть в тех направлениях психотерапии, где основной способ взаимодействия – речь.

Телесно-ориентированная психотерапия работает во многом быстрее и эффективнее «вербальных» техник.

Психология тела – это кратчайшая дорогая к истокам проблем, которая помимо решения психологических трудностей ведет к общему оздоровлению организма.

Данное направление обучения подойдет как специалистам – психологам, психотерапевтам, врачам – так и людям, желающим лучше понять свое тело и его реакции, научиться методам релаксации, гармонизации и самопомощи через простые и эффективные упражнения.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов.
Отсутствие стройной теории, четкого понимания особенностей воздействия и принципов применения телесно-ориентированных техник приводит к необоснованному расширению границ Т.-о. п.
В настоящее время описаны, по меньшей мере, 15 различных подходов, определяемых как «работа с телом». Некоторые из них являются чисто психотерапевтическими по своей сущности, а другие более точно определены как методы терапии, главной целью которых является телесное здоровье. Широко распространена практика комбинированных методов, таких как рольфинг, биоэнергетика и гештальт-терапия; методов Александера (Alexander F. М.), метода Фельденкрайза (Feldenkrais М.) и гештальт-терапии (метод Рубенфельд - Rubenfeld I.); гипноза, прикладной кинезиологии; первичной терапии Янова, терапии Райха (Reich W.) и гештальт-терапии.
Наиболее известными видами Т.-о. п. являются характерологический анализ Райха, биоэнергетический анализ Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Александера, метод чувственного сознавания Селвер (Selver С.) и Брукс (Brooks С. V. W.), структурная интеграция Рольф и др.
Менее известны в нашей стране техники биосинтеза (Boadella D., 1987), бондинга (Rynick G. М., 1994), метода Розен (Rosen M., Wooten S., 1993), техника «танатотерапии» Баскакова (Баскаков В., 1996).
Т.-о. п. возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека.
Существующие в настоящее время методы Т.-о. п. отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек - единое функционирующее целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Их объединяет стремление вернуть человеку ощущение целостности, научить его не только осознаванию вытесненной информации, но и переживанию в настоящий момент единства тела и психики, целостности всего организма. Все методы Т.-о. п. направлены, в той или иной степени, на обеспечение условий, в которых пациент сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве, тем самым получив возможность для улучшения своего функционирования (Сергеева Л. С., 2000).
Одним из наиболее известных методов Т.-о. п. является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами. Он подчеркивал важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на хронические мускульные зажимы, названные им «мышечным панцирем». Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. По его мнению, хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. «Мышечный панцирь» не дает человеку возможности переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Райх писал: «Мышечная судорога представляет собой телесную сторону процесса вытеснения и основу его длительного сохранения» (Reich W., 1997). В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования». Основное препятствие для личностного роста Райх видел в защитном мускульном панцире, который мешает человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Он выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело:
1) область глаз,
2) рот и челюсть,
3) шея,
4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.
Райх обнаружил, что расслабление «мышечного панциря» освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Райх разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, последний может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы способствовать высвобождению связанных в них эмоций. Если проследить динамику развития представлений Райха, то можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и «мышечного панциря», а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.
Нельзя не признать, что многие работы Райха противоречивы, особенно те, в которых ставится знак равенства между психическим здоровьем и способностью переживать оргазм. Но его ранние труды по анализу человеческого характера содержат глубокие психологические прозрения, и многие психологи руководствуются ими с немалой для себя пользой. Несмотря на отдельные спорные моменты, касающиеся его оргонной теории, многие направления Т.-о. п. и в настоящее время берут за основу разработанные им понятия и техники, в их числе можно назвать биоэнергетику Лоуэна (Lowen А.) и биосинтез Боаделлы. К ним близок сохранивший связь с психоанализом метод Розен.
Биоэнергетика Лоуэна центрирована на роли тела в анализе характера, включает методику дыхания Райха, многие из его техник эмоционального раскрепощения. Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, психологическая работа в биоэнергетике использует прикосновение и давление на напряженные мышцы на фоне глубокого дыхания в специальных позициях, способствуя расширению осознавания тела, развитию спонтанной экспрессии, помогая психофизической интеграции организма. Вместе с тем биоэнергетическая терапия по Лоуэну значительно отличается от терапии Райха. Например, Лоуэн не стремится к последовательному - от головы до пят - расслаблению блоков мышечного панциря. Он, более других преуспевший в преодолении свойственного психоанализу неприятия прямых физических контактов с пациентом, гораздо реже прибегает к мануальному воздействию на тело. Кроме того, Лоуэн не разделяет взгляды Райха на сексуальную природу неврозов, и потому его работа встречает большее понимание среди современников. По Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению функционирования личности. Лоуэн утверждает, что игнорирование и непонимание собственных чувств приводит к заболеваниям и что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела, служат ключом к пониманию своего эмоционального состояния. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения, сопровождающегося свободной циркуляцией жизненной энергии, что, по мнению Лоуэна, ведет к глубинным личностным изменениям пациентов. Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха, боли, злости или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости, любви. Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. Он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на его психических и физических проявлениях: «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистический» и «ригидный» типы. Помимо этого в биоэнергетической терапии разработан ряд понятий, к числу которых относятся «энергия», «мышечная броня», «заземление». При этом последнее является важной категорией биоэнергетической терапии, создание которого считается принципиальным вкладом Лоуэна в развитие теорий Райха. Основными приемами биоэнергетики выступают различные манипуляции с мышечными фасциями, дыхательная гимнастика, техники эмоционального раскрепощения, напряженные позы для энергетизации заблокированных частей тела («арка Лоуэна», «тазовая арка»), активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождения эмоций, различные варианты физического контакта членов терапевтической группы и др. Такие контакты помогают оказать поддержку членам группы. В процессе тренинга применяются упражнения, способствующие выражению негативных эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. Проявление негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению положительных эмоций. По мнению сторонников биоэнергетики, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. На протяжении всего цикла занятий постоянно принимаются попытки соотнести телесное состояние с обсуждаемыми психологическими проблемами пациента.
Совершенно иными подходами в Т.-о. п., направленными на эффективное использование тела в процессе жизнедеятельности, подчеркивающими функциональное единство тела и психики, являются методы Александера и Фельденкрайза.
На метод Александера часто смотрят как на технику коррекции осанки и привычных поз, но это только небольшая часть того, что он представляет на самом деле. В действительности это системный подход, направленный на более глубокое осознавание самого себя, метод, стремящийся вернуть организму утраченное психофизическое единство. По Александеру, вся деятельность человека зависит от его способности управлять телом. Имеется много альтернативных возможностей для этого, но в каждой ситуации есть лишь один путь, обеспечивающий наилучший способ функционирования и способствующий более быстрому достижению результата. Александер считал, что способ функционирования организма, приводящий к болезням, вызывается неправильным (неэффективным) использованием мышц тела, которое осуществляется посредством преодоления мышечного напряжения. Он предлагал вместо привычных способов выполнения движений создавать новые, которые помогут улучшить использование собственного тела, тем самым способствуя оздоровлению организма. По убеждению Александера, люди, страдающие неврозом, всегда «зажаты», для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (дистония) и плохая осанка. Он утверждал, что неврозы «...вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли...», что психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху и необходимо уделять внимание не столько исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой системы управления мышцами. Метод Александера основан на двух фундаментальных принципах - принципе торможения и принципе директивы. Торможение - это ограничение непосредственной реакции на событие. Александер считал, что для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель, и только потом, применив директиву, найти более эффективный способ действия в данной ситуации. Он предлагал использовать следующие директивы: расслабить шею настолько, чтобы голова сместилась вперед и вверх для того, чтобы тело смогло вытянуться и расшириться. Большое значение Александер уделял взаимоотношениям между головой и шеей. «Первичный контроль» - описывающий взаимосвязь головы, шеи и тела - главный рефлекс, контролирующий все другие рефлексы, включая координацию и сбалансированное управление телом. Он считал, что вследствие зажима шейных мышц и отклонения головы назад страдает не только естественная координация движений человека, но и нарушается механизм возврата к нормальному состоянию равновесия после движения. В процессе обучения методу Александера человек должен уяснить, при каких обстоятельствах у него возникает неадекватная напряженность мышц, научиться сознательно тормозить любую рефлекторную попытку произвести соответствующее команде движение, при помощи осознанного мышления снять напряжение мышц.
В отличие от Александера, Фельденкрайз больше внимания уделял осознаванию, считая, что только «осознавание делает действие соответствующим намерению». Фельденкрайз внес существенный вклад в разработку теории образа действия и создал свой метод, посвященный проблеме целостного подхода к функционированию организма. Он утверждал, что нарушение функций связано не только с наличием неправильных установок, но и с тем, что человек, как правило, производит неправильные действия в процессе выполнения задуманного. По мнению Фельденкрайза, в процессе деятельности совершается много лишних, случайных движений, которые препятствуют «целевому действию»; в результате выполняется некоторое действие и противоположное ему в одно и то же время. Это происходит в связи с тем, что человек осознает лишь свои мотивы и результат действия, а сам процесс последнего остается неосознанным. Фельденкрайз считал мышечное движение важнейшей составной частью действий человека и пытался изменить поведение, обучая новому способу управления телом. В своих работах он использовал понятия образа себя и образа действия. Согласно Фельденкрайзу, чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить образ себя, который нам присущ, а это требует изменения динамики реакций, природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые затронуты данным действием. Цель разработанных Фельденкрайзом упражнений состоит в том, чтобы создать способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности благодаря осознаванию своих действий. Концентрируя внимание на мышцах, участвующих в произвольных движениях, можно распознать те мышечные усилия, которые излишни и, как правило, не осознаются. При этом появляется возможность избавиться от действий, которые противоречат изначальной цели субъекта. Для реализации своих идей Фельденкрайз разработал упражнения, направленные на взаимодействие различных частей тела, на дифференцирование ощущений, на преодоление стандартных паттернов движения. Он предлагал изменить поведение человека, обучая его более точному управлению движениями посредством совершенствования чувствительности.
Отдельными видами Т.-о. п., не укладывающимися в границы опыта классической терапии Райха, являются бондинг, метод чувственного сознавания, метод структурной интеграции.
Понятие чувственного опыта, его дифференцированное восприятие и переживание являются основным в методе чувственного сознавания. Чувственное сознавание - это процесс осознавания телесных ощущений, обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, эмоций, образов и установлению взаимосвязи между ними. Человек с детства приучен преуменьшать значение собственного опыта и «учится на опыте других», т. е. подменяет свой опыт конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть этот барьер, обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а наше мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью. Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более объективным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы. Степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта - вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.
Гиндлер (Gindler Т.), Селвер, Штольц (Stolze H.) - вот далеко не полный перечень специалистов, стоявших у истоков развития этого метода.
В 20-е гг. нашего столетия Гиндлер разработала новый подход в телесной терапии, в основе которого лежит стремление воздействовать на саморегуляцию организма.
Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Гиндлер в США. С 1938 г. она активно разрабатывала метод, названный ею методом чувственного сознавания (sensory awareness). Впоследствии ее работой заинтересовался ряд психоаналитиков, и некоторые из них - Фромм (Fromm E.) и Перлс (Perls F.) - стали ее учениками.
Работа Селвер и Брукс оказала большое влияние на Гунтера (Gunther В., 1974), создавшего технику, названную им «чувственным пробуждением» (sensory awakening), которая во многом перекликается с работой его учителей.
Упражнения этой техники помогают почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения.
Следующим методом Т.-о. п., стоящим в стороне от рассмотренных, является метод структурной интеграции, или рольфинг, названный так по имени ее создателя, Рольф. Он представляет собой комплексный подход, направленный на осознавание тела, включающий работу над структурой тела, походкой, манерой сидеть, стилем общения. По мнению Рольф, нарушение функций человеческого организма связано не только с психическими, но и физическими факторами. Она считает, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но под влиянием стресса оно изменяется, приспосабливаясь к воздействию последнего. В результате взаимосвязи структур всего тела напряжение в одной области оказывает компенсаторное воздействие на другие части тела. И в конечном итоге дезинтеграция костно-мышечной системы приводит к потере уравновешенного распределения веса тела и изменению его структуры, вызывает нарушение нормального функционирования организма. Метод структурной интеграции включает в себя прямые манипуляции с телом, позволяющие изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость тела. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться более согласованно. Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций в течение 10 сессий. Поскольку процедура рольфинга связана с болью и возможностью структурных повреждений тела, ее должны проводить только опытные специалисты. Рольф считает, что когда фасции расслабляются, высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса пациент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, эмоционально-поведенческие аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.
Достигнутый эффект особенно устойчив, если индивидуум сохраняет сознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для этой цели служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая упражнения с позой и равновесием тела.
Многие специалисты отмечают, что рольфинг, достигая положительных сдвигов в физическом состоянии, позволяет в дальнейшем сделать более эффективными психологические методы воздействия.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" в других словарях:

    Телесно ориентированная психотерапия терапевтическая практика, позволяющая работать с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Начало телесной психотерапии положил Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, который… … Википедия

    ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - (англ. bodywork) направление психотерапии, в котором психологические проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Наиболее распространенные виды Т. о. п. это анализ характера (или характероанализ)… …

    Проблемно ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80 х гг. швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом (Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой… … Психотерапевтическая энциклопедия

    психотерапия - (от греч. psyche душа и therapeia уход, лечение) комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматически … Большая психологическая энциклопедия