Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Предмет философии и её истории. Шпаргалка: Философия и наука. Специфика философского знания

  • III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  • Для понимания предмета «философия науки» как учебной дисциплины и раздела философского знания необходимо дать ответ на вопрос, что есть наука. Подробно этот вопрос рассмот­рен в главе 2 первого раздела, поэтому здесь мы ограничимся анализом определений науки, которых много, так как их содер­жание зависит и от эпохи, и от теоретика, сформулировавшего то или иное ее определение. Определение науки у Р. Декарта или Ф. Бэкона будет отличаться от определения науки у Ницше или К: Поппера. Кроме того, встречаются афористические выска­зывания выдающихся деятелей человечества о том, что есть на­ука. В итоге некоторые специалисты фиксируют до двухсот опре­делений науки, в том числе весьма экзотических: «наука - нервная система нашей эпохи» (М. Горький); «наука - это драма идей» (А. Эйнштейн); «наука - это круг кругов» (В.И. Ленин) и др.

    Классическое определение науки генетически связано с возник­новением философского знания. Наука - это особый вид теоре­тического знания, точнее, совокупность теоретических знаний специального характера, т.е. направленного на постижение зако­нов бытия (общества, природы, мышления людей). Эти законы, необходимые, универсальные, постигаются разумом человека и


    носят объективный (т. е. независимый от человека, Бога, челове­ческого рода) характер. Такой ход мысли позволяет сразу отгра­ничить теоретическое научное знание от теоретического, но не­научного знания (богословского, например), от знания опытного, обыденного, от образно-художественного знания.

    Начиная с XVI, а особенно с XVII века, наука приобрела но­вые сущностные, принципиально важные черты. Она отныне не только особый вид, тип знания, но и социально-практическая сила общества, т.е. сила, способная изменить общество в «луч­шую» сторону, позволяющая человеку господствовать над си­лами природы и стихийными процессами в обществе. Наука оп­ределяет технические достижения в обществе и влияет на производство в целом. Зреет мысль, сформулированная позже американским философом, систематизатором прагматизма Дж. Дьюи (1859-1952) о том, что наука не только теория, она -фор­ма практики людей, определяющая производство сила.

    Мыслители XVII-XVIII веков (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) сформулировали идею о науке как ценности общества - высшем проявлении разума человечества, определяющем, в конечном счете, и мораль, и политику, и исто­рию, и религию. Возникают словосочетания «научная история», «научная политика» и даже «научное питание», «научный подход к образованию», «научная экономика» и т.д. Наука как «венец раз­вития» разума смягчает нравы общества, устраняет жестокость, фанатизм, несправедливость - считали французские просвети­тели XVIII века. В конечном счете, все общество может быть по­строено исключительно на принципах разума и науки.

    В XIX веке французским философом и социологом, основате­лем позитивизма О. Контом (1792-1857), немецкими философа­ми, основателями идеологии «научного коммунизма» К. Марксом (1818-1883), и Ф. Энгельсом (1820-1895) были сформулированы новые подходы к определению науки. Она стала пониматься как неотъемлемая и существенная часть производства: наука не су­ществует вне производства, а производство - вне науки. Маркс формулирует идею о науке как «всеобщей общественной произ-


    водительной силе». И, наконец, наука выступает в виде социаль­ного института (подробно см. раздел I, гл. 8). Статусная роль уче­ного от образованного слуги (которого можно и высечь, и в сол­даты отдать) трансформируется в ценнейшую и важнейшую профессию в обществе. Созданные специальные организации ученых (академии, научные институты) играют огромную роль в жизни общества, определяя техническую, экономическую, по­литическую, социальную, военную деятельность государств. С середины-конца XIX века наука понимается как важнейшая часть социальной структуры общества.

    Предмет философии науки связан с вышеизложенным пони­манием сущности и особенностей науки. Впервые термин «фи­лософия науки» ввел Уильям Юэлл в 1840 г. (Англия). Что такое философия науки! У. Селларс (сотрудник католического Нотр-дамского университета, США) считал, что «это - философия, которая берет науку серьезно», так как наука неотъемлемая часть человеческого бытия. По мнению российского естествоиспы­тателя В.И. Вернадского (1863-1945), философия науки пред­ставляет собой «тесную связь философии и науки в обсуждении общих вопросов естествознания» в силу того, что «в наше вре­мя наука подошла вплотную к пределам своей общеобязатель­ности и непререкаемости... столкнулась с пределами своей со­временной методики», а потому «вопросы философские и научные слились, как это было в эпоху эллинской науки». Если наука требует себе признания, то она, по словам Г. Гегеля, «обя­зательно должна оправдать себя перед разумением и мыслью». Философия науки - это то, что философы думают о науке, причем эти «думы» диаметрально противоположны: от призна­ния ценности науки до утверждения о губительном влиянии на­уки на европейскую цивилизацию.

    Современный отечественный философ науки В. С. Степин счи­тает, что предметом философии науки являются общие закономер­ности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социалъно-культур-


    ном контексте. Но это понимание предмета философии науки следует расширить: в него входят не только проблемы научного познания, но и место науки в нашей цивилизации, ее отноше­ние к этике, политике, религии и т.д. Так, к области философии науки следует отнести и актуальную для современной науки про­блему «возникновения слоя плебеев от науки», которые, как пи­сал немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистен­циализма К. Ясперс (1883-1969), «создают в своих работах пустые аналогии, выдавая себя за исследователей, приводят любые уста­новления, подсчеты, описания и объявляют их эмпирической на­укой». Каждый обладающий «рассудком и прилежанием» «счита­ет себя способным» к науке, «каждый безответственно смеет высказывать свое мнение, которое он вымучил», а в результате рож­дается бесконечное множество точек зрения, затрудняющих по­нимание сути дела.

    Философия науки включает следующие основные концепту­альные составляющие: естественнонаучные теории; историко-философское знание; логические, методологические и лингвис­тические концепции; историко-научные исследования.

    Нуждается ли наука в философских «думах» о ней? Прежде все­го, следует понимать, что философия науки «не дело улиц или рынков», она «далека от тех дел людей, в которые они вкладыва­ют свои практические интересы, и от того знания, в котором зак­лючена их суетность» (Гегель). Проблемы философии науки зна­чимы для философов и тех ученых, которые пытаются осознать, что и как они изучают.

    Обосновывая необходимость философского осмысления на­уки, в частности математики и физики, Гегель неоднократно пи­сал, что математические определения (бесконечность, бесконеч­но-малое, множители, степени и т.д.) находят свое истинное понятие только в философии, а потому было бы совершенно «не­правильно заимствовать их» для философии из математики, «в которой они берутся вне понятия и часто даже бессмысленно». Математика, считал он, «избавляется от труда определения по­нятий, прибегая к формулам, не являющимися даже непосред-


    ственным выражением мысли». Установить смысл понятий, с которыми работают математики, может только философия. Философы переводят и «материал физики» «на язык понятия как нечто в самом себе необходимое целое», т.е. «материал, из­готовленный физикой на основании опыта», философия «пре­образовывает дальше». «Делу философии» принадлежит также «разрешение вопроса, каким образом мы, субъекты, приходим к объектам». Трудности относительно природы познания, счи­тал Гегель, состоят в том, что, с одной стороны, осваивая в по­знании предметы с помощью мысли, мы «превращаем их в не­что всеобщее; вещи же в действительности единичны, и льва вообще не существует. Мы превращаем их в нечто субъектив­ное, в нечто, произведенное нами, свойственное нам как лю­дям, ибо предметы природы не являются представлениями или мыслями». С другой стороны, «мы предполагаем, что предметы природы как предметы существуют свободно и самостоятель­но». Эти противоречивые установки сознания предполагают не­обходимость объяснения самой возможности познания предме­тов внешнего мира, которое возможно только в философии. Но философский способ постижения этих проблем, утверждал Ге­гель, «не есть дело произвола, капризное желание пройтись для разнообразия разочек на голове, после того, как долго ходили на ногах, или разочек увидеть свое повседневное лицо разукрашен­ным». Философия «делает дальнейший шаг потому, что способ дей­ствия с понятием, употребляемый в физике, неудовлетворителен». Идею Гегеля о том, что только философия может уяснить смысл употребляемых наукой понятий, «увидеть» в исторической сме­не понятийно-категориального аппарата движение научной мыс­ли, поддерживал В.И. Вернадский: «Поскольку анализ основных на­учных понятий совершается философской работой, натуралист может и должен (конечно, относясь критически) им пользоваться для своих заключений. Ему некогда самому его добывать». Он счи­тал, что в истории научной мысли никто не учитывает значение понятийно-категориального аппарата науки «и истории его со­здания нет».


    Необходимость философии науки признавал и один из круп­нейших мыслителей современности немецкий философ М. Хай-деггер (1889-1976). Эту необходимость он обосновывал тем, что наука ничего не может сказать сама о себе своими научными сред­ствами, не может, например, обоснованно ответить на главный вопрос: «что значит знать?». Это объясняется тем, что наука «дает первое и последнее слово только и исключительно только само­му предмету, самим вещам», научное исследование направлено вовне, на предмет, и только в этой своей направленности остает­ся научным. Поэтому, например, вопрос «как возможна наука?» не может быть решен в рамках самой науки и ее средствами по­знания.

    Фундаментальное различие между вопросами, которые изуча­ют философы и ученые, немецко-американский философ и ло­гик Р. Карнап (4891-1970) иллюстрирует так: вопросы типа «как образовались лунные кратеры?», «существуют ли галактики, по­строенные из антиматерии?» решают астрономы и физики; воп­росы же о том, как ученые строят понятия, каковы логические и гносеологические свойства этого построения, решают филосо­фы науки. Другими словами, если вопрос «касается не природы мира, а анализа фундаментальных понятий науки», то это воп­рос для философии науки.

    Интерес к философским аспектам науки проявили все выдаю­щиеся физики XX века: Н. Бор, М. Борн, В. Гейзенберг, М. Планк, А. Эйнштейн и др. Так, Эйнштейн признавал, что «в наше время физики вынуждены заниматься философскими проблемами в го­раздо большей степени, чем это приходилось делать физикам пре­дыдущих поколений. К этому их вынуждают трудности их соб­ственной науки;... ученый должен стараться полностью понять, до какого предела используемые им понятия обоснованны и не­обходимы». По мнению французского философа и историка на­уки А. Койре (1882-1964), «вне всякого сомнения, именно фило­софские размышления вдохновляли Эйнштейна в его творчестве, так что о нем, как и о Ньютоне, можно сказать, что он в такой же степени философ, в какой и физик. Совершенно ясно, что в ос-


    нове его решительного и даже страстного отрицания абсолютно­го пространства, абсолютного времени и абсолютного движения... лежит некоторый метафизический принцип». Австрийский фи­зик и философ, представитель неопозитивизма Ф. Франк (1884- 1966) писал, что «всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания науки XX века, должен хорошо освоиться с философ­ской мыслью».

    Начало философии науки условно. Истоки этой дисципли­ны можно искать в натурфилософии Р. Декарта, П. Гассенди, в работах Ф. Бэкона «Новый органон» и «Великое восстановле­ние наук» (первая половина XVII в.), в философии И. Канта (1724-1804), поставившего в своем главном произведении «Кри­тика чистого разума» (1788) вопросы о том, как возможна наука, каковы границы науки, как связаны наука, основанная на разу­ме, и вера с ее внерациональными постулатами, является ли фи­лософия наукой и чем должна заниматься философия в науке? Опуская ход рассуждений И. Канта (учение Канта изложено в учебниках по истории философии), рассмотрим их выводы. Вне сферы науки находятся проблемы религии, существования Бога, жизни после смерти, религиозных догматов, происхождение и сущность души человека, свобода человека. Научное знание имеет пределы, за которыми открывается область веры. Види­мая граница научного знания - положения, которые можно с одинаковой логической убедительностью доказать и опроверг­нуть средствами разума.

    Со второй половины XIX века проблемы строения, основа­ний и функций научного знания становятся главными в фило­софии. Появляется и утверждается в научном тезаурусе поня­тие о специфической единице научного знания - научной теории. Одновременно из проблематики чувственного опыта, которую рассматривали практически все философы XVI-XVIII веков, выделяются специфическая для философии науки проблемати­ка эмпирического знания и соответствующие понятия «нагляд­ность», «аналогия». Формируются и другие специфические проблемы философии науки, такие как «научный закон», «ма­тематика» и т.д.


    Дисциплинарно философия науки оформилась во второй поло­вине XIXвека (Г. Гельмгольц, Э. Мах, Ч. Пирс и др.). Этому спо­собствовал ряд обстоятельств: (1) наука к этому времени офор-мцлась в важную и самостоятельную сферу общественной жизни, подкрепив свое значение развитием прикладных разра­боток и исследований; (2) математиками (французом О. Коши и чехом Б.Больцано) была поставлена проблема логического обоснования и изложения математического анализа. В том же направлении начал размышлять и немецкий философ, осно­ватель феноменологии Э. Гуссерль (1859-1938); (3) кризис ме­ханистического мировоззрения потребовал переосмысления обоснования знания. Э. Мах, Г. Кирхгоф, Е. Дюринг, К. Пир­сон, Г. Герц, П. Дюгем, А. Пуанкаре и др. вынесли на обсужде­ние вопросы: что такое научная теория, какое место занимают в ней механические модели и математические уравнения, как соотносится она с экспериментом и т.д.; (4) стал осознаваться трагический для европейской цивилизации процесс расщеп­ления культуры на научную и художественно-гуманитарную. Эта трагичность состояла в разведении знания и нравственно­сти. Если античный философ Парменид был уверен, что зна­ющий не может не быть по необходимости добрым и справед­ливым, так как Истина, Добро и Красота тождественны, то уже в философии Канта наука и мораль рассматривались в разных «Критиках»: разум отделился от морали, знание стало выше морали. Такая ситуация породила серьезные этические пробле­мы науки, особенно в конце XX века.

    Институционализация и социализация (эти понятия рассмот­рены в разделе I, гл. 8) философии науки как научной дисципли­ны начались в США, где еще до второй мировой войны начинает выходить журнал «Философия науки». В бывшем СССР сразу после войны в структуре Института философии Академии наук создается сектор философии естествознания, впоследствии пе­реименованный в сектор философских вопросов естествознания. Одновременно возникают соответствующие подразделения в ака­демических институтах философии Киева, Минска, Алма-Аты.


    1-й этап (вторая половина XIX века): исследуются психоло­гические и индуктивно-логические процедуры эмпирического познания.

    2-й этап (первые два десятилетия XX века): работы физиков А.Эйнштейна и М.Планка породили кризис классической фи­зики: появилась потребность в переосмыслении самых фунда­ментальных понятий этой науки - «материальное тело», «час­тица», «масса», «физический закон» и др. Актуализировались проблемы связи физики с математикой: является ли математи­ка структурирующей и смыслообразующей основой физики, или она всего лишь инструмент физического исследования. В осо­бую область философии науки выделились дискуссии по интер­претации квантовой механики.

    3-й этап (20-40-е гг. XX века): под влиянием идей австрийс­кого философа Л.Витгенштейна (1889-1951) классический нео­позитивизм создает программы анализа языка науки, форм суж­дений и типов логики, которые применяются в ней.

    Понимание сущности предметов и объектов интересов, которые формируются, становятся и реформируются в процессе изучения до стадии удовлетворения потребности в познании сущности чего-либо человеком.

    Нам всегда сначала кажется, что мы видим и понимаем предметы. Но то что мы видим не всегда обозначает истину, ведь рассматривать ситуацию, предмет, чувства можно абсолютно с разных сторон.

    Каждый раз, занимая новую позицию, мы открываем в уже знакомых нам понятиях что-то новое - это и есть философия.

    Каждый человек способен думать, каждый имеет свое собственное мнение. Эти мысли и являются бессознательными знаниями об окружающей среде, основании бытия.

    Понять предметы гораздо проще, чем какие-то глобальные и даже нематериальные понятия, которые невозможно потрогать: природа в целом, дух, строение мира.

    Более глобальные понятия требуют более глубокого изучения, которое не всем доступно. Вообще, способность к философии необходимо развивать каждому человеку, ведь делая собственные выводы, которые зачастую отличаются от общественного мнения, мы становимся особенными, отличаемся друг от друга.

    Чтобы выучить философию природы, множество людей приходили к разным концепциям, в процессе изучения было открыто множество фактов, которые в последствии использовались в других науках.

    1. Что является предметом философии?

    Предметом философии является – от малого до большого и наоборот: от человека и до среды его пребывании, способы познания и мышления.

    Основными предметами философии на сегодняшний день является человек, общество и сам объект познания. На другие вопросы, которые интересовали наших предков, ответы уже нашлись, поэтому круг изучения предмета философии постепенно будет сужается до появления нового революционного прорыва в сознании, который сформирует новые актуальные предметы философии.

    – один из наиболее исследованных аспектов существования, который исследовался с самого раннего периода развития людей. Актуальным данный вопрос является и по сей день.

    Человек всегда интересовался откуда он появился, как устроено его тело, что заставляет его принимать те или другие решения. Человек был предметом философии из самых начал своего существования. Так, в период античности, изучение человека проводилось при помощи метафизики.

    В период средневековья человеческую сущность объясняли теологией. Новое время заставляет изучать человека с более научных точек зрения, у которых есть математические и механические формулы.

    Следующий этап – это изучение человека при помощи изучения биологии.

    За все время существования философии появилось множество концепций, которые отчасти объясняют все механизмы, происходящие внутри нас. Сочетание всех этих знаний дает возможность сделать общую картину существования людей.

    С точки зрения философии к изучению человека подходят в 3 этапа.

    • Первый этап позволяет изучить человека как самого умного обитателя нашей планеты.
    • Второй – историю формирования человечества.
    • Третий этап – это изучение каждого индивида отдельно.

    Именно изучение человека по отдельности сформировало такие понятие, как личность, индивидуальность. Все эти понятия на самом деле являются разными и требуют тщательного дополнительного изучения.

    Познание правил и принципов общества, методологическое изучение идей, которые реализуются общественными научными познаниями.

    Разделяют 2 подхода к изучению общества. Первый является исходным пунктом объяснения всех материальных благ, а второй – изучает духовную часть.

    Важно изучать общество начиная с оценки личности. Существует несколько течений изучения общества. Так, теория марксистов базируется на том, что именно общество формирует правила поведения, культуру и другие социальные факторы. В свою очередь, экзистенциализм изучает общество исходя отдельно от каждого человека.

    А согласно учениям новых кантианстов, в обществе формируются законы и правила , аналогично как и в природе формируются свои законы. Законы формируются согласно эпохе, в которой проживает человек, исходя из его потребностей.

    Каждые течения подходили к оценке общества со своей стороны, изучая в первую очередь то, что актуально на данный момент времени.

    Является одним из сложнейших предметов исследования, поскольку базируется оно на различных методиках, которые усовершенствуются по сей день.

    Это ощущение и восприятие, представление различных образов и понятий, которые формируют собственную точку зрения.

    Познание изучают с разных точек зрения. Так, можно изучать от обратного – отрицать какое либо явление. Также есть скептическое направление познания, рациональное, критическое, реалистическое. Каждый из этих методов имеет своих последователей.

    Основной проблемой, которую изучают при исследовании познания является отношение человека к миру. Проблема актуальна как начиная с древних времен, так и по сей день.

    В древние времена, через недостаток научных исследований для познания мира, использовались религиозные, мифические, мистические догадки, которые на сегодняшний момент мало пересекаются с реальными методами познания.

    1.4. Предмет изучения философии

    Изучая философию, мы определяем, что является предметом философии. Достаточно длительный период времени знания, которые общество получало от отдельных наук, являлись именно предметом философии. Такие принципы использовались вплоть до 18 века. При этом предмет философии зачастую разбивали на более мелкие части, которые было удобнее исследовать.

    Если древние греки изучали природу, то позднее, во времена Аристотеля люди начали интересоваться не только природой, но и целым миром.

    Христианские философы, которые долгое время трактовали собственные предметы философии, изучали в основном отношения между человеком и Богом. В новый же период времени больше внимания стали уделять именно методам познания. Опять же, в эпоху просвещения человек стал одним из главных предметов изучения. Основная цель исследований была направлена на получение ответа причин существования человека и установке его жизненных целей.

    Подытожим: предмет философии, что это такое - рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается философия и как она сочетается с другими науками и методами познания. Другими словами можно сказать, что в целом предмет философии – это совокупность различных вопросов, которые касаются взаимоотношений человека в мире.

    2. Историческое развитие предмета общей философии.

    2.1 Формирование предмета философии

    С началом передачи информации при помощи письменности и развитии цивилизаций появились первые очертания философии как науки. Центрами развития философии с древних времен была Индия, Китай, Египет, Греция и Рим.

    История восхождения философии длиться более чем 2 с половиной тысячи лет.

    Основными проблемами, которые затрагиваются весь этот период, являются поиск причин бытия, познание мира и объяснение причин существования человека, его цели жизни и отношение с высшими силами. Вопросы познания формировали и нравственность общества.

    Формирование предмета философии базируется не на поиску одного объяснения какой-либо проблемы, а поиск всех возможных вариантов рассмотрения причин и следствий.

    Философию начали рассматривать как:

    • специфический метод восприятия мира;
    • форму общественного сознания;
    • науку о принципах существования и отношения человека к природе;
    • учение о методах познания мира;
    • вид особенной духовной деятельности, которая всесторонне развивает человека.

    Большинство философов все-таки считают, что философия – это не просто мыслительная деятельность, это наука, которая базируется на теории и опыте, имеет дело со сложными понятиями, выводами, принципами, закономерностями и гипотезами.

    Историческое изменение предмета философии зависит от факторов развития цивилизации, потребностей людей. Изучая предмет философии и его историческую динамику, можно выделить несколько этапов развития предмета философии.

    Так, в период 1 тысячи лет до нашей эры главным заданием философии являлись систематизация мысли, формирование идей о появлении мира, наполнение смыслом понятий «мудрость», «значение».

    С появлением христианства (1-4 век нашей эры) философия бытия полностью изменилась. Так, основным предметом изучения стало взаимоотношение человека с Богом.

    В Средневековье , когда религия стала фактически «монополистом» по формированию общественного мнения, философии отводилось незначительное место. Можно точно сказать о некотором спаде философии как науки, поскольку инакомыслие не допускалось в обществе.

    Историческая динамика предмета философии возобновилась в эпоху нового времени , когда люди опять начали задумываться о других вариантах своего развития. Мало того, в 17-18 веке люди надеялись на то, что при помощи философии как науки создастся универсальная модель, которая сможет содержать всю информацию о мире и места человека в нем.

    2.3. Эволюция предмета философии.

    Эволюция предмета философии проходила 3 стадии:

    • Первой стадией можно считать космоцентризм - то есть объяснение всего происходящего на земле через влияние космоса.
    • Второй стадией эволюции считается теоцентризм - объяснение всего происходящего, как результат творения Бога или другой сверхъестественной силы.
    • Третьей стадией эволюции можно смело считать антропоцентризм – то есть, на первое место выдвигаются проблемы человека и человечества в целом.

    Основной спецификой философии является ее двойственность, или взаимоотношение с другими науками и знаниями. Философия подкармливает новые достижения, усовершенствует знания по другим наукам. Какой бы не была эволюция взглядов на предмет философии, его суть всегда объясняется только с теоретической точки зрения. Если наукой подтверждается тот или иной факт, предмет философии исчерпывает себя или деформируется в новый .

    Философия всегда была подвержена влиянию эпох, различных субъективных толкований представителей философских школ. Но пока что извечными проблемами так и остаются – бытие, материя, движение и пр.

    3. Место и роль предмета философии в обществе и мировой культуре

    Роль предмета философии в обществе и мировой культуре формируется несколькими факторами:

    • уровнем развития цивилизации;
    • уровнем развития личности;
    • научным прогрессом;
    • влиянием культуры и религии на формирование интересующих вопросов и бытии и значения человека в обществе / мире.

    3.1 Предмет философии и её место и роль в обществе

    Изучая предмет философии и ее роль в обществе, необходимо помнить, что все философские достижения являются только теоретической основой мировоззрения, но философия решает проблемы ориентации человека в обществе, в мире духовных идей и ценностей.

    Эти важнейшие ответы на вопросы позволяют обществу спокойно существовать, не прибегая к панике, формировать свои цели и задания , которые необходимо решить в течение жизни, поддерживать развитие человечества и цивилизаций.

    Предмет философии и ее роль в жизни общества формирует костяк - основание функционального назначения философии. Основные задания - более глубоко изучаются и конкретизируются. Вырабатываются новые категории мышления, которые лучше всего отражают связи и отношения вещей, которые формируют основу предметного мира и мышления.

    3.2. Предмет философии и её место и роль в мировой культуре

    История культуры показывает, что по своей форме и содержанию философия – многовариантная наука . В европейской культуре значение философии неоценимое, так как именно благодаря ей сформировалась любовь к мудрости, культуре, познанию. Именно в философии и находится источники жизненной мудрости, которые переносятся народами с поколения в поколение. Так, например, философия Платона базируется на мифологии, в которой царствует Сократ – мыслитель, который олицетворяет мудрость.

    Римские же философы превратили философию в правила морали и поведения человечества.

    Средневековая философия стала служанкой богословия, а в новое время стала решающей силой для развития науки.

    Сейчас же мы знаем, что философия существует по строгим научным правилам классиков философской мысли: Кант, Гегель, Гуссерль. Философию, как художественное повествование донесли нам такие мыслители, как Достоевский, Манн, Гессе и пр. Но необходимо отметить и тот факт, что философию «пишут на заказ» для общества, которое нуждается в ответах на вопросы, ставшие актуальными на сегодняшний день.

    Какую бы форму не принимала философия, она всегда будет решать социокультурные задания и выполнятся с разной степенью успеха в жизни человека и общества в целом.

    Проблемы формирования предмета философии возникают в основном по причинам:

    • не подтверждения практикой теоретических мыслей,
    • субъективного мнения философов,
    • быстрому развитию науки, что зачастую может полностью перестроить уже установленную картину бытия.

    История философии породила 3 проблемы, которые решаются по сей день.

    Первой является бытие человечества , а сам человек рассматриваться как центр социальных отношений. То есть сама суть существования и объясняется поведением человека в обществе; сама же философия как наука проявляется именно там, где формируются социальные взаимосвязи. Такие философы как Маркс и Энгельс пришли к выводу, что многие социальные науки стоит объединить с философией, поскольку они являются формой исторического и социального знания.

    Вторая проблема. Человек и бытие носят ценностно-смысловую нагрузку. То есть рассматривается ценность бытия не в целом, а лично для каждого человека. Здесь возникает проблема разделения объективного и субъективного мышления, поскольку для каждого человека существуют свои собственные цели бытия. Основой проблемой является изучение человеческого разума, как высшего разума на земле.

    Третья проблема - бытие и человек рассматриваются как материально-духовные субстанции. Здесь изучаются связи духовности и материального состояния человека. При этом важно выяснить из какой субстанции происходят явления, откуда они возникают и куда пропадают.

    4.1 Предмет философии и специфика философских проблем по его определению

    Основной спецификой проблем философии является, то что в процессе поиска ответа необходимо выявить взаимосвязи между разными типами знаний и готовых ответов , а в тот же момент необходимо учитывать отличия друг от друга.

    Философские домыслы - системны и рациональные, они базируются на неких предположениях и логических выводах и достижениях. В этом можно определить сближение философии к научным исследованиям.

    Выводы, которые получают философы с процессе исследований, являются целостными выражениями мира, отношением к нему человека, духовное определение мира на уровне всех возможных взаимосвязей.

    Любое знание должно формировать общую картину мировоззрения (научную, религиозную или философскую). В этом свойстве и формируется специфика философии как науки, поскольку она гибкая, но всегда характеризируется всеобщностью.

    Еще одной спецификой философских проблем является значение философии и ее принципов для каждого человека по отдельности. В этом философия близка к религии, формировании художественной эстетики.

    В философии каждая личность обращает внимание на то, что соответствует ее идеалам и правилам морали.

    Можно сделать вывод, что предметом философии являются явления, принципы и предметы, появление, существования и будущее которых человек не может объяснить с научной точки зрения, или других точек, которые соответствуют его моральному и духовному развитию.

    Предмет философии развивается с развитием общества. Если для древних людей были важны взаимосвязи человека с космосом, то в эпоху христианства более важными становились отношения человека и Бога.

    Во времена, когда философия как наука была вытеснена христианскими догмами, предметы для изучения философии постепенно исчезали, но только до того времени, когда не последовали революционные научные открытия, доказавшие важность философии как науки.

    С развитием науки стало больше уделяется внимание развитию человека, его месту в обществе и мире. На сегодня такие предметы философии как бытие, цель жизни остаются одними из наиболее востребованных, они имеют достаточно много вариантов изучения и воспринимаются человеком соответственно его научному и духовному развитию.

    Исторически круг вопросов, которыми интересовалась философия, изменялся: в тот или иной период её истории на передний план выдвигались новые проблемы; те же, что до сих пор по преимуществу интересовали философов, отступали на второй план. По мере накопления человеческих представлений о мире и человеке некоторые вопросы «перемещались» из философии в рамки формирующихся наук – математики, механики, физики, химии и т. д.

    Самый ранний период античной философии (VII – VI вв. до н. э.) ознаменовался почти исключительным интересом к проблемам мироустройства в целом. Философию, занимающуюся главным образом миром в целом, космосом, называют космоцентрической. Самая первая философская школа – Милетская – объединяла ряд мыслителей, считавших своей задачей отыскать «первовещество» - то, из чего возникают все вещи и во что они превращаются, когда перестают существовать. Проблемой человека философия начинает интересоваться систематически и углублённо лишь с V в. до н. э. Такую философию, которая считает, что главной темой философских размышлений должен быть не мир в целом, космос, а человек и его душа, смысл и способ его существования, называют антропоцентрической. Начиная с Сократа и его предшественников – софистов – философия приобретает антропоцентрический характер. Вопросы о мире в целом на какое-то время отодвигаются на второй план, но не перестают совершенно интересовать философов.

    Спустя несколько веков, в начале раннего Средневековья, в связи с распространением христианской идеологии происходит новый поворот. Интерес к человеку и миру окрашивается в новые тона. Христианское сознание видит мир и человека лишь как творения бога, следовательно, как то, что может быть понято не само по себе, а в его отношении к творцу. На длительное время бог становится для философа тем, что требует особого, предпочтительного внимания. Философия, в центре интересов которой находится бог (греч. – teos), носит название теоцентрической.

    Изменения в общественной материальной и духовной жизни привели с течением времени к изменению характера философии. В период Возрождения (XIII-XVI вв.) человек, индивид начинает играть более активную, самостоятельную роль в самых различных сферах деятельности. Не отрицая роли бога как творца мира и человека, идеологи эпохи Возрождения видят в человеке сотворца, предназначение которого - подняться на более высокий уровень, принять участие в совместном с богом деле создания прекрасной индивидуальности. Возрождение интереса к человеку, его существованию и предназначению свидетельствует о возрождении антропоцентрического характера философии.



    В Новое время (XVII-XVIII вв.) в связи с развитием новой формации – буржуазного общества, - происходят существенные изменения в производстве, требующем интенсивного добывания знания. Этим объясняется выход на передний план вопросов познания мира, вещей, процессов, происходящих в природе. Одна за другой возникают новые и развиваются традиционные науки: небесная и земная механика, гидравлика, термодинамика, оптика, химия и др. Философы размышляют над тем, что есть знание, какими способами его можно получить, как проверяется знание на истинность и т. п. Всё это относится к философской дисциплине, носящей название гносеологии, приобретающей в этот период заметное место в ряду философских наук. Характер философии вновь изменяется; она становится гносеоцентрической.

    Новое время – время создания грандиозных философских систем , охватывающих самые различные сферы: природу, общество, политику и право, нравственность и искусство, сознание и познание и т. д. В этом отношении наиболее показательны работы представителей классической немецкой философии.

    Рубеж XIX – XX вв. – время кризиса в философии, когда некоторые её представители (позитивисты) заговорили о закате эпохи философии как вида человеческой деятельности и вытеснении её позитивной наукой: наука-де сама себе философия; она так же уходит в прошлое, как мифология и религия.

    О характере сегодняшней философии очень трудно сказать что-либо определённое. Картина может проясниться лишь спустя достаточное время.

    Как бы ни изменялся предмет философии в связи с изменениями, происходящими в общественной жизни и в наших знаниях о мире и человеке, в рамках предмета философии всегда оставался вопрос о взаимоотношении человека и мира, бытия и сознания, мышления и действительности. По этой причине многие философы считали этот вопрос основным вопросом философии.

    ОНТОЛОГИЯ

    В разделе «Онтология» (философском учении о бытии мира и человека) нами будут рассмотрены понятия «мир», «действительность», «Вселенная», «реальность», «вещь» («явление», «предмет»), «свойство», «материя», «движение», «пространство-время». В связи с изложением основных принципов диалектико-материалистического понимания мира мы будем обращаться к таким философским категориям, как « всеобщие свойства вещей», «единичное и общее», «содержание и форма», «сущность и явление», «необходимость и случайность», «возможность и действительность», «причина и следствие», «качество и количество», «тождество, различие, противоположность, противоречие», «отрицание», «закон» и др.

    Начнём изложение философского учения о бытии с описания понятия «бытие».

    БЫТИЕ

    «Бытие» - одно из тех понятий, которое многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Вокруг бытия и учения о бытии в философии всегда велись и до сих пор ведутся острые дискуссии.

    Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная среди них – естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется «здесь» и «теперь», наличествует. Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое.

    Мы начали пользоваться понятием «мир», смысл которого кажется интуитивно ясным. Однако вследствие многозначности этого слова («Словарь русского языка» С.И.Ожегова приводит семь значений этого термина) необходимо специально ввести это понятие. Под миром мы будем понимать совокупность всех форм существующего, или Вселенную во всём её многообразии. Кстати, и термин «вселенная» так же многозначен, как и слово «мир». Существует по крайней мере пять значений термина «вселенная»: 1. Наблюдаемая вселенная, «наша вселенная», мир галактик, 2.Астрономическая вселенная (Метагалактика), 3.Физико-теоретическая вселенная – теоретическое описание астрономической вселенной на основе общей теории относительности, которая завтра может быть заменена более глубокой, чем ОТО, теорией, 4.Физическая вселенная, Мегамир – всё многообразие физических условий, явлений и процессов, допускаемых фундаментальными физическими теориями. Помимо Метагалактики, Физическая вселенная может включать в себя ещё и другие физические системы, описываемыми разными космологическими моделями, допускаемыми теорией, но не обнаруженными в ходе наблюдений, 5.Вселеная как материальный мир в целом – неисчерпаемо многообразная совокупность всех материальных объектов. Таким образом, содержания понятий «мир» и «Вселенная» в последнем значении этого термина - совпадают (по ходу изложения нам придётся пользоваться двумя смыслами слова «вселенная» - первым и пятым. Во избежание путаницы первый смысл этого термина мы будем обозначать в тексте словом «вселенная», а второй – «Вселенная»).

    Возвращаясь к изложению темы, заметим, что проблема бытия возникает тогда, когда универсальные предпосылки нашего ориентирования в мире вдруг становятся предметом сомнений и раздумий, поводов для чего более чем достаточно. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего задумываются о бытии и небытии тогда, когда чувствуют: «распалась связь времён…» и сомнение коснулось тех основ человеческого бытия, которые раньше казались несомненными. Сегодня перед вопросом «быть или не быть» поставлено всё человечество. Распад «связи времён» может произойти из-за ядерной катастрофы, нарушения экологического равновесия вследствие неразумной человеческой деятельности, наконец, по причине возможного космического катаклизма.

    Размышление о бытии не может остановиться на простой констатации существования мира «здесь» и «теперь». Установив, что мир существует «здесь», естественно заключить, что мир существует и «там», за самыми дальними горизонтами, то есть что мир существует везде. Достаточно было сказать, что мир существует «теперь», как возникали вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ – всегда был, есть и будет вечно. Другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет своё начало и конец во времени.

    Идея о непреходящем существовании мира как целого подводила к вопросу о том, как с этим существованием соотносятся заведомо преходящие (конечные) вещи и человеческие существа. Так возникла в философии проблема бытия.

    Первый её аспект – цепочка мыслей о бытии, ответы на некоторые вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? – Мир. Где существует? – Здесь и везде. Как долго он существует? – Теперь и всегда: мир был, есть и будет, он непреходящ. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди? – Они преходящи. Существо проблемы – в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний, человеческих существ.

    Философы, далее, обнаруживали, что мир, с одной стороны, неоднороден именно в его существовании, бытии: в целом он непреходящ, но отдельные его предметы и состояния преходящи. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует. Но между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей существует различие. С другой стороны, мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Отсюда – второй аспект философской проблемы бытия – вопрос о единстве мира.

    Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Но проблема возникает потому, что люди, практически действуя в окружающем мире, связывая благодаря своей деятельности преходящее с непреходящим, должны раскрыть для себя эти объективные отношения единства в многообразии.

    Человек в повседневной жизни склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми. В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между вещным и духовным, природой и обществом, между собой и другими людьми. И всё же человеку важно найти общее между различными целостностями мира. К тому же в нём самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное. Отсюда с течением времени в философии возник вопрос о всеобщем (общем для всего). Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты (мысли, идеи), природа и общество, отличающиеся друг от друга индивиды сходны в том, что все они «есть», наличествуют, существуют, имеются в рамках единого существования мира.

    Обнаружить единство бытия – ещё не значит понять, в чём состоит его единство. Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства. Конечно, чтобы быть единым, мир прежде всего должен существовать. Однако действительное единство мира состоит в его материальности (со свойством материальности мы познакомимся несколько позднее), «а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» (Энгельс). Говоря о «фокуснических фразах», Энгельс имел в виду способ, каким доказывал положение о единстве мира немецкий философ XIX века Е.Дюринг. Последний рассуждал следующим образом: «Я объединяю мысленно группу явлений и делаю их таким образом едиными. Я могу охватить мыслью, как рамой, все явления действительности и сделать мир единым. Моё сознание, следовательно, делает мир единым». Возражая Дюрингу, Энгельс заметил, что объединить в сознании, не приходя к нелепости, можно лишь то, что в самой действительности имеет нечто общее. «Оттого, что я силой своей мысли объединю в некое единство ежа и сапожную щётку, у неё ещё не вырастут молочные железы».

    Итак, второй аспект проблемы бытия состоит в следующем: природа, человек, мысли, общество равно существуют. Различные по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование всего, что было, есть и будет в мире – предпосылка его единства.

    Установив, что различные целостности, имеющиеся в мире, равно существуют, мы приходим к важному следствию: мир вообще и всё, что в нём существует, - реально предпослан сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Не просто мысль о том, что мир есть (постоянно наличествует), но и о том, что мир как таковой в различии и единстве его основных целостностей является реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения – вот третий смысловой аспект философской проблемы бытия. «Сознание (das Bewusstsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das bewusste Sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни» (Маркс и Энгельс).

    Совокупная реальность как она есть для отдельных индивидов и поколений людей включает: вещи, процессы природы, ещё не освоенные человечеством; вещи, процессы, созданные человеком из материала природы; общественную жизнь – отношения людей, их учреждения, идеалы, принципы и идеи; индивидов в непосредственном процессе их объективно протекающей жизнедеятельности.

    Человеку приходится считаться с реальностью как совокупной и расчленённой целостностью, как с единым, обладающим собственной логикой существования и развития бытием. Человеку для успешной деятельности требуется понять, что именно есть (наличествует) и каким образом оно «есть» (существует), каковы объективно возможные рамки воздействия на действительность, тенденции её развития. В истории и в деятельности отдельных людей и даже целых обществ, правда, бывают случаи, когда волюнтаристски, субъективистски игнорируется внутренняя логика существования и развития реальности. Но реальность рано или поздно мстит за то, что с нею не считаются (близкий нам пример такого рода – действия руководителей российского общества на значительном протяжении XX века).

    Жизнедеятельность каждого человека – реальность и для других людей, и для него самого. Каждый из нас вынужден относиться к своему телу и духу, к своему прошлому, настоящему и будущему, к взаимосвязям с другими людьми и обществом как к особой реальности, к особому бытию.

    Важно подчеркнуть, что не только природное и общественное, но и духовное, идеальное осваивается на практике и осмысляется в философии как наличное, данное, то есть, как имеющее характер особой реальности. С духовными процессами и продуктами, если они есть (существуют), приходится считаться не меньше, чем с предметными, вещными реалиями жизни. Следовательно, включение духовного, идеального в совокупную реальность бытия – факт человеческой жизни. Таким образом, третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и всё, что в нём существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных людей и целых поколений.

    Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

    1\ бытие вещей (тел), которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведённых человеком;

    2\ бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

    3\ бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

    4\ бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

    Проблема форм бытия важна для повседневной практики и для познавательной деятельности людей. Принципиально важна она и для философии. Раз основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, то его разрешение зависит от расшифровки понятия «бытие», от рассмотрения его основных форм.

    МАТЕРИЯ

    Категория бытия, выступающая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т. д. Всё существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.

    Возникает вопрос: имеется ли нечто, объединяющее все эти явления, предметы, процессы, вещи? Можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? В философии была выработана категория субстанции (от лат. substantia – то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений, посредством которых и через которые она существует.

    Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве неё можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (например, учения Фалеса, Спинозы, Фейербаха) и идеалистический монизм (например, учения Платона, Беркли, Гегеля). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя исходными началами – материальным и идеальным (Декарт). Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе – сферу духа.

    Диалектико-материалистическая философия продолжает традицию материалистического монизма. Это значит, что многообразие бытия во всех его проявлениях она рассматривает под углом зрения их материального единства. Сознание же понимается не как субстанция, а как особое свойство материи, присущее не всем, а только высшим формам её организации. Структурность, движение, пространство-время предстают как атрибутивные характеристики материи, то есть такие её свойства, без которых материя не существует. При этом сами эти свойства не могут быть отделены от материи.

    Мир, в котором мы живём и частью которого являемся – это материальный мир. Но ни один из предметов, явлений, процессов, взятые сами по себе, не могут быть отождествлены с материей. Только всё их многообразие составляет материальную действительность.

    В античном материализме (да и позднее) материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некое первовещество, из которого возникают и в которое превращаются все вещи по окончании своего существования. Диалектический материализм развивает представление о субстанциальности материи, рассматривая её как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. С этой точки зрения материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними.

    Категория «материя» - фундаментальное философское понятие. Определение его таково: «материя есть философская категория, отражающая объективную реальность, которая дана человеку в ощущениях и иных психических образах». Прежде чем приступить к анализу содержания понятия материи, мы должны сделать некоторые разъяснения, в частности ввести категории «объективная реальность» и «субъективная реальность».

    Всё существующее каждый человек в процессе своего индивидуального развития (в онтогенезе) и общество в процессе своего исторического развития (в филогенезе) рано или поздно научаются разделять на две группы явлений. К одной они относят всё, что находится за пределами сознания, к другой – все ощущения и представления, понятия, чувства и настроения и т. п. Здесь не случайно появились слова «рано или поздно научаются». Известны состояния, в отношении которых взрослому здоровому современному человеку бывает трудно моментально дать однозначную оценку: происходит это «во сне или наяву», кто-то (что-то) пребывает в моём сознании или существует в действительности, т.е. за его пределами.

    Американский психолог У.Джеймс в книге «Многообразие религиозного опыта писал: «Однажды ночью… я испытал очень ясную галлюцинацию осязания: мне почудилось, что кто-то взял меня за руку, я встал и начал искать, нет ли кого-нибудь постороннего в комнате. Но чувство настоящего присутствия невидимого пришло ко мне позже… Меня охватило раздумье о пережитом мною в прошлую ночь, вдруг я почувствовал, как что-то вошло в мою комнату и остановилось у моей постели. Это продолжалось не более двух минут. Я познал это без помощи моих обычных чувств, вместе с тем я весь был потрясён особым ощущением невыразимо гнетущего характера». После нескольких подобных примеров Джеймс замечает: «Чувству реального, как всякому другому положительному состоянию сознания, соответствует состояние отрицательное: чувство иррационального». Речь идёт, таким образом, о чисто психических явлениях, которые для людей, не привыкших к критическому анализу своих ощущений, служат серьёзным аргументом в пользу действительного существования за пределами сознания того, что существует лишь в их сознании. Следует ли удивляться тому, что первобытные люди возлагали ответственность за поступки, которые они видели в своих снах, таким же образом, как если бы эти поступки были совершены в действительности.

    Всю совокупность явлений сознания мы называем внутренним миром человека, психикой, душой. Всё же, что находится за пределами сознания, - внешним миром. Познавая внешний мир, активно воздействуя на него, человек превращает его в свой внутренний мир и переносит содержание внутреннего мира во внешний мир.

    В философии существуют специальные термины «объективная реальность» и «субъективная реальность», совпадающие с понятиями внешнего и внутреннего мира. Чтобы пользоваться этими терминами, необходимо объяснить их смысл. «Объективное» означает: а\ существующее вне нас, вне субъекта; б\ сторону сознания людей, которая не зависит от них. «Субъективное» означает: а\ свойственное только субъекту (например, переживание); б\ ту сторону сознания людей, которая зависит от них самих (например, формы образов сознания).

    Субъективное и объективное невозможно разграничить абсолютно. В познании и в практике они переходят друг в друга: предмет, вещь (объективное), отражаясь в сознании, получает новый способ существования – существует в субъекте, субъективно. Наоборот, субъективный образ (например, мысль) может быть объективирован, то есть превращён в нечто, существующее объективно.

    Взаимопереходы объективного и субъективного при определённых обстоятельствах приводят к тому, что понятие «субъективное» и «объективное» в разных контекстах приобретают относительно различный смысл. Например, в понятие «субъективный фактор» включается практическая деятельность людей, направленная на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Субъективными причинами мы называем такие причины, которые зависят от воли и желания людей. Субъективная логика – это логика мышления в отличие от объективной логики – логики вещей. Субъективный подход – подход односторонний, не отражающий подлинной природы самого объекта.

    Возвращаясь к определению материи, обратим внимание на то, что в нём подчёркнуты два основных признака материи: во-первых, она есть всё то, что существует независимо от сознания, объективно; во-вторых, она отражается, копируется сознанием. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию. Вторая – признание принципиальной познаваемости материального мира. Таким образом, определение материи предстаёт как сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии, позволяя сразу же провести грань между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом – с другой.

    Отличительная особенность диалектико-материалистического определения материи от определения её в предшествующих материалистических учениях заключается в том, что сегодняшнее определение не содержит указаний на конкретные свойства материальных образований. Единственное свойство вещей, которое указано в определении материи,- свойство существовать вне сознания. Описание и перечисление конкретных свойств вещей – компетенция не философии, а частных наук. Определяя материю через указанное свойство – быть объективной реальностью,- диалектический материализм неявно предполагает бесконечное многообразие материи, её неисчерпаемость.

    Как любое принципиальное философское положение понятие материи имеет определённое методологическое значение. Покажем его на примере ситуации, сложившейся в физике на рубеже XIX и XX веков (так называемый «кризис в физике»). Это была эпоха революции в естествознании, связанной с коренной ломкой прежних представлений о «строении» материи. Одним из важнейших событий этого времени было открытие делимости атома. В естествознании с XVII до конца XIX века атомы считались пределом делимости материи, а её неуничтожимость связывалась с сохранением массы атома. Здесь была своя логика: если атом неделим, то «количество» материи в нём всегда остаётся одним и тем же (масса трактовалась как мера количества материи). Истолкование массы как количества материи долгое время считалось обеспечивающим построение научной картины мира. Неразрушимость атомов означала, что их количество в природе остаётся постоянным, хотя и бесконечно большим. Отсюда следовало, что их суммарная масса также сохраняется. А это истолковывалось как сохранение материи.

    Эти метафизические философские идеи мешали найти правильное объяснение явлениям, свидетельствующим о делимости атома. В частности, явление радиоактивности, обнаруженное в 1896 году А. Беккерелем, шесть лет не получало непротиворечивого объяснения. Складывалась драматическая ситуация. Если уран и другие радиоактивные вещества постоянно излучают из своих недр энергию, то откуда она берётся? Было установлено, что это излучение не может быть объяснено как выделение веществом ранее поглощённой энергии. Но если допустить, что атомы излучают энергию, не черпая её ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии. Только в 1902 году Э. Резерфорд и Ф. Содди сумели разрешить этот парадокс. Они доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов. Чтобы выдвинуть гипотезу делимости атома, Резерфорду и Содди необходимо было отбросить метафизическое представление о материи, отождествлявшее неразрушимость атомов с сохранением материи. Имеются свидетельства, что ещё в студенческие годы Э. Резерфорд развивал философскую идею, согласно которой все объекты природы необходимо рассматривать как результат эволюции. Если с этих позиций подойти к представлениям об атоме, то его следовало рассматривать не как изначально данный, неизменный «первокирпичик» мира, а как возникший из других объектов. Эта философская гипотеза оказалась предпосылкой открытия делимости атома. Резерфорд в своих рассуждениях в каких-то чертах повторил путь, который уже был проделан предшествующей историей философской мысли (ещё во второй половине XVIII века французский материалист П. Гольбах утверждал, что материя есть всё то, что находится вне сознания; правда, его рассуждения касались лишь явлений природы. А в науке и материалистической философии к середине XIX века сложилось представление о развитии как всеобщем свойстве вещей).

    Анализируя ситуацию, возникшую в естествознании конца XIX – начала XX веков (тогда сложились серьёзные трудности, связанные с оценкой и включением принципа структурности и делимости атома в научную картину мира; господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновения материи), диалектическому материализму удалось показать, что кризис в физике, связанный с появлением идеалистической интерпретации её открытий, был вызван не самими этими открытиями, а метафизическими взглядами на материю. Противопоставляя этим взглядам диалектико-материалистическое определение материи, оказалось возможным прийти к выводу, что содержащаяся в нём идея её неисчерпаемости позволяет справиться с возникшими трудностями. Делимость атома с этих позиций означала не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о материи и открытие её новых состояний.

    Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное методологическое значение не только для естествознания, но и для общественных наук. Оно – предпосылка для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы – человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы. Включённость сознания в ткань истории общества не противоречит рассмотрению самого общества как целостного материального объекта. Сознание может существовать только в рамках этого объекта. Оно возникает как продукт эволюции материи в неразрывной связи со становлением практики. Сознание как неотъемлемый аспект общества можно сделать самостоятельным предметом изучения, но отсюда не следует, что сознание в реальности существует как отдельный от материи особый предмет.

    Исторически круг вопросов, которыми интересовалась философия, изменялся: в тот или иной период её истории на передний план выдвигались новые проблемы; те же, что до сих пор по преимуществу интересовали философов, отступали на второй план. По мере накопления человеческих представлений о мире и человеке некоторые вопросы «перемещались» из философии в рамки формирующихся наук – математики, механики, физики, химии и т. д.

    Самый ранний период античной философии (VII – VI вв. до н. э.) ознаменовался почти исключительным интересом к проблемам мироустройства в целом. Философию, занимающуюся главным образом миром в целом, космосом, называют космоцентрической. Самая первая философская школа – Милетская – объединяла ряд мыслителей, считавших своей задачей отыскать «первовещество» - то, из чего возникают все вещи и во что они превращаются, когда перестают существовать. Проблемой человека философия начинает интересоваться систематически и углублённо лишь с V в. до н. э. Такую философию, которая считает, что главной темой философских размышлений должен быть не мир в целом, космос, а человек и его душа, смысл и способ его существования, называют антропоцентрической. Начиная с Сократа и его предшественников – софистов – философия приобретает антропоцентрический характер. Вопросы о мире в целом на какое-то время отодвигаются на второй план, но не перестают совершенно интересовать философов.

    Спустя несколько веков, в начале раннего Средневековья, в связи с распространением христианской идеологии происходит новый поворот. Интерес к человеку и миру окрашивается в новые тона. Христианское сознание видит мир и человека лишь как творения бога, следовательно, как то, что может быть понято не само по себе, а в его отношении к творцу. На длительное время бог становится для философа тем, что требует особого, предпочтительного внимания. Философия, в центре интересов которой находится бог (греч. – teos), носит название теоцентрической.

    Изменения в общественной материальной и духовной жизни привели с течением времени к изменению характера философии. В период Возрождения (XIII-XVI вв.) человек, индивид начинает играть более активную, самостоятельную роль в самых различных сферах деятельности. Не отрицая роли бога как творца мира и человека, идеологи эпохи Возрождения видят в человеке сотворца, предназначение которого - подняться на более высокий уровень, принять участие в совместном с богом деле создания прекрасной индивидуальности. Возрождение интереса к человеку, его существованию и предназначению свидетельствует о возрождении антропоцентрического характера философии.

    В Новое время (XVII-XVIII вв.) в связи с развитием новой формации – буржуазного общества, - происходят существенные изменения в производстве, требующем интенсивного добывания знания. Этим объясняется выход на передний план вопросов познания мира, вещей, процессов, происходящих в природе. Одна за другой возникают новые и развиваются традиционные науки: небесная и земная механика, гидравлика, термодинамика, оптика, химия и др. Философы размышляют над тем, что есть знание, какими способами его можно получить, как проверяется знание на истинность и т. п. Всё это относится к философской дисциплине, носящей название гносеологии, приобретающей в этот период заметное место в ряду философских наук. Характер философии вновь изменяется; она становится гносеоцентрической.

    Новое время – время создания грандиозных философских систем , охватывающих самые различные сферы: природу, общество, политику и право, нравственность и искусство, сознание и познание и т. д. В этом отношении наиболее показательны работы представителей классической немецкой философии.

    Рубеж XIX – XX вв. – время кризиса в философии, когда некоторые её представители (позитивисты) заговорили о закате эпохи философии как вида человеческой деятельности и вытеснении её позитивной наукой: наука-де сама себе философия; она так же уходит в прошлое, как мифология и религия

    Как бы ни изменялся предмет философии в связи с изменениями, происходящими в общественной жизни и в наших знаниях о мире и человеке, в рамках предмета философии всегда оставался вопрос о взаимоотношении человека и мира, бытия и сознания, мышления и действительности. По этой причине многие философы считали этот вопрос основным вопросом философии.


    Похожая информация:

    1. AFTER-POSTMODERNISM - современная (по­здняя) версия развития постмодернистской философии-в от­личие от постмодернистской классики деконструктивизма 1 страница

    Философия - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф.

    Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Это та область дух. деятельности чел., в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

    Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобразующего, и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

    Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

    Философия выступает в двух ипостасях:

    1. как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру.

    2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности

      мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

      методологические. Философия выступает методом познания.

      Смысложизненные.

    Законы философии явл. Предельно абстрактными, отвлечёнными.

    1.Материализм . Исходной реальностью явл. Сам объективный мир, а наши представления о нём – следствие его саморазвития.

    2.Идеализм. Исходной реальностью явл. Идея.

    Объективный: Платон, Гегель. Реально существует сверхчеловеческое, божественное сознание.

    Субъективный: Софисты. Первичным явл. Сознание человека.

    2. Специфика философского знания. Основные функции философии.

    Результатом философской рефлексии являются философские знания.

    Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

    1. Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным .

    2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

    3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

    4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

    Следует разделение функций философии на:

    1.мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

    2. методологические. Философия выступает методом познания.

    А)Диалектика – метод, в соответствии с которым мир изменяется непрерывно, развивается.

    Б) Метафизика – метод, в соответствии с которым сущность мира явл. Неизменной, всегда тождественной себе.

    3.Смысложизненные.