Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Соцпомощь пенсионерам. Что представляет собой государственная социальная помощь и кому она положена

На какие выплаты можно рассчитывать при рождении ребенка в Москве. Как оформить единовременную выплату при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком, пособие для молодых семей

  • Как получить помощь для одиноких родителей

    Какие выплаты может получить одинокая мать или отец в Москве. Как оформить выплаты для одиноких родителей

  • Как взять социальную ипотеку

    Как улучшить жилищные условия с помощью социальной ипотеки. Какое жилье можно приобрести с использованием социальной ипотеки. Как определяется стоимость жилья, продаваемого по социальной ипотеке

  • Как использовать сертификат на материнский капитал

    На что можно потратить материнский капитал. Кто может использовать материнский капитал и когда. Какие документы нужны для использования маткапитала

  • Как получить жилье в безвозмездное пользование

    Кто может получить жилье в безвозмездное пользование. Как заключить договор безвозмездного пользования. Каковы последствия заключения договора безвозмездного пользования

  • Как встать на жилищный учет

    Что такое учет нуждающихся в жилых помещениях. Как встать в очередь на получение жилья. Какие документы нужны, чтобы встать на жилищный учет

  • Как оформить право на бесплатный проезд и лекарства для пенсионеров в Москве

    Бесплатный проезд и бесплатные лекарства: кому положены, как оформить, какие документы нужны для оформления

  • Как оформить удостоверение пострадавшего от воздействия радиации

    Кто имеет право на оформление удостоверения пострадавшего от радиации. Какие документы нужны, чтобы оформить удостоверение

  • Как получить помощь для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организации

    Какие выплаты может получить женщина, уволенная в связи с ликвидацией организации во время беременности или отпуска по уходу за ребенком

  • Все для семей с детьми: выплаты, льготы, социальная поддержка
    • Подборка
    • 12 инструкций

    Какая поддержка предусмотрена для семей с детьми. Как оформить детские пособия и получить выплаты при рождении ребенка. На какие выплаты имеют право многодетные семьи. Какая помощь оказывается малообеспеченным семьям с детьми и одиноким родителям. Какие льготы могут получить семьи военных. Какие выплаты получают усыновители, опекуны и приемные родители.

  • Как получить продукты на молочной кухне

    Какие продукты можно получить на молочной кухне. До какого возраста ребенок может получать продукты на молочной кухне. Какие документы нужны, чтобы получать бесплатное питание на молочной кухне

  • Как встать на учет в качестве безработного

    Какие документы нужны, чтобы зарегистрироваться в качестве безработного. Кто может встать на учет в качестве безработного

  • Действующий

    Название документа:
    Номер документа: 55
    Вид документа: Закон города Москвы
    Принявший орган: Московская городская Дума
    Статус: Действующий
    Опубликован:
    Дата принятия: 26 октября 2005
    Дата начала действия: 10 декабря 2005
    Дата редакции: 16 декабря 2015

    О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве

    ГОРОДА МОСКВЫ

    О дополнительных мерах социальной
    поддержки инвалидов и других лиц
    с ограничениями жизнедеятельности
    в городе Москве


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 40, 20.07.2010);
    (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.12.2015).
    ____________________________________________________________________

    Настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации , федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости (далее - меры социальной поддержки).
    (Преамбула в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 5)

    Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

    1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона.

    2. Настоящим Законом не регулируются правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, проживающим в городе Москве.

    Статья 2. Основные принципы деятельности по реализации мер социальной поддержки

    1. Деятельность по реализации мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, строится на принципах:

    1) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения;

    2) предоставления гражданам возможности адаптироваться к новым условиям в связи с изменениями федерального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан.

    Статья 3. Цели настоящего Закона

    Целями настоящего Закона являются:

    1) создание условий для восстановления способностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;

    2) возможно полное удовлетворение потребностей указанных лиц в реабилитации или абилитации;
    Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    3) улучшение качества и уровня жизни указанных лиц.

    Статья 4. Граждане, которым предоставляются меры социальной поддержки

    1. Настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки следующим гражданам:

    1) инвалидам I, II, III групп (независимо от причины инвалидности);

    2) детям-инвалидам;

    3) лицам, не признанным в установленном порядке детьми-инвалидами и инвалидами I, II, III групп, но имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в мерах социальной поддержки.

    2. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью.

    Статья 5. Реализация мер социальной поддержки

    1. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются без оплаты или на льготных условиях.

    2. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Москвы.
    Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    3. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются гражданам по месту их жительства на основании личного заявления или заявления их законных представителей.

    Глава 2. Предоставление мер социальной поддержки (статьи 6 - 15)

    Статья 6. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности

    Гражданам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к утвержденному Правительством Российской Федерации федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг предоставляются следующие меры социальной поддержки:

    1) услуги по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации или услуги по абилитации (в том числе создание необходимых условий для воспитания и обучения детей-инвалидов, профессиональной подготовки), включая обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    2) содействие в обеспечении трудовой занятости;

    3) обеспечение доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы;

    4) другие государственные гарантии, установленные законодательством города Москвы.

    Статья 7. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности реабилитационных услуг и услуг по абилитации

    (Название в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    1. В целях обеспечения потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в комплексной реабилитации или абилитации уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы гарантируют предоставление подведомственными им организациями услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, услуг по абилитации, а также привлекают при необходимости организации, осуществляющие деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    2. Координация деятельности в городе Москве в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    3. Организация и оказание инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности квалифицированной медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию и абилитацию, осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения и подведомственными им организациями в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы на основе стандартов медицинской помощи, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" .
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    Статья 8. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий

    1. Технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия предоставляются инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности исходя из медицинских показаний с учетом социальных критериев.

    2. Медицинские показания инвалидам определяются в порядке, установленном федеральным законодательством, другим лицам с ограничениями жизнедеятельности - лечебно-профилактическими учреждениями.

    3. Социальными критериями являются:

    1) степень ограничений жизнедеятельности;

    2) уровень реабилитационных возможностей;

    3) возможность социальной интеграции.

    4. Социальные критерии определяются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения на основе потребностей инвалида или лица с ограничениями жизнедеятельности для восстановления прежнего или приобретения нового социального статуса путем получения профессиональных знаний, навыков и умений, социальной адаптации, занятий физической культурой и спортом, удовлетворения духовных потребностей.

    5. Решение об обеспечении инвалида или другого лица с ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями принимается уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

    Статья 9. Воспитание и образование инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

    1. Органы исполнительной власти города Москвы создают специальные условия инвалидам, включая детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности (на основании медицинского заключения) для воспитания, получения образования и профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей их психофизического развития, здоровья и ограничений жизнедеятельности в порядке, установленном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    2. Обеспечение получения лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Закона, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    3. С учетом потребностей и возможностей инвалидов, включая детей-инвалидов, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной, заочной формах обучения), и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования) в соответствии с федеральным законодательством. Для детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, которые по состоянию здоровья не могут посещать организации, осуществляющие образовательную деятельность, обучение по основным общеобразовательным программам может быть организовано на дому.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    4. Для лиц, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования и дополнительные образовательные программы, создаются условия для обучения с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    5. Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации) и размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели определяются правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    Статья 10. Обеспечение занятости инвалидов

    1. Органы государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции обеспечивают дополнительные гарантии занятости инвалидов путем разработки и реализации государственных программ города Москвы в области содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации, организации обучения по специальным программам, определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости и другими мерами обеспечения занятости инвалидов.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    2. Инвалиды в первоочередном порядке получают профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда
    (Часть в редакции, введенной в действие с 31 июля 2010 года Законом города Москвы от 23 июня 2010 года N 29 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    3. Инвалиду в целях обеспечения гарантий трудовой занятости предоставляется работа с созданием необходимых условий труда в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации или абилитации.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    Статья 11. Доступ инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

    1. Правовые, организационные и экономические отношения, связанные с созданием условий для пользования инвалидами и другими лицами с ограничениями жизнедеятельности объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, регулируются федеральным законодательством, Законом города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" и другими правовыми актами города Москвы.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    2. Часть утратила силу с 4 января 2016 года- Закон города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 ..

    Статья 12. Механизм реализации мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

    В целях реализации установленных настоящим Законом мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают:

    1) дальнейшее развитие сети подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации инвалидов;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    2) разработку и выполнение государственных программ города Москвы по вопросам социальной интеграции инвалидов;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    3) функционирование и дальнейшее развитие комплексной автоматизированной информационной системы по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    4) содействие производству технических средств реабилитации и развитию негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

    5) содействие деятельности общественных объединений инвалидов и их предприятий, в том числе путем предоставления им необходимых помещений для осуществления уставных целей.

    Статья 13. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

    1. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (далее - Регистр) содержит следующие персонифицированные сведения о гражданах, имеющих место жительства в городе Москве и обладающих правом на получение установленных настоящим Законом мер социальной поддержки:

    1) фамилия, имя, отчество;

    2) дата рождения;

    4) адрес места жительства;

    5) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

    6) дата включения в Регистр;

    7) сведения о документах, подтверждающих право на получение гражданином мер социальной поддержки;

    8) сведения об объеме и дате получения мер социальной поддержки;

    9) иные сведения, определяемые Правительством Москвы.

    2. Ведение Регистра осуществляется органами социальной защиты населения города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Указанные органы обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством уровень и режим защиты, обработки и использования информации.

    3. Регистр является составной частью информационного ресурса города Москвы - банка данных "Инвалиды", который имеет статус официального источника городской информации.

    Статья 14. Финансирование мер социальной поддержки

    Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города Москвы.

    Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

    1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

    2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

    Мэр Москвы
    Юрий Лужков

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве (с изменениями на 16 декабря 2015 года)

    Название документа: О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве (с изменениями на 16 декабря 2015 года)
    Номер документа: 55
    Вид документа: Закон города Москвы
    Принявший орган: Московская городская Дума
    Статус: Действующий
    Опубликован: Ведомости Московской городской Думы, N 12, 22.12.2005

    Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 68, 05.12.2005

    Тверская, 13, N 143, 29.11.2005

    Дата принятия: 26 октября 2005
    Дата начала действия: 10 декабря 2005
    Дата редакции: 16 декабря 2015

    Оказание материальной помощи инвалидам в Российской Федерации имеет довольно длинную историю и на сегодняшний день весьма развито. Какие же меры поддержки эти несчастные люди вправе получать?

    Кто признается инвалидом

    Для начала разберёмся, кого именно следует считать инвалидом. Это все те лица, у которых присутствуют неустранимые нарушения определённых функций организма, ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания или травмы. Все инвалиды требуют социальной защиты.

    Первая группа

    Первую группу ограничения трудоспособности составляют люди, у которых формы заболеваний очень тяжелы и приводят к затруднениям повседневной деятельности в максимальной степени.

    Например, сюда относятся неспособные к самообслуживанию в силу нездоровья (нуждающиеся в непрерывном оказании помощи), не имеющие возможности передвигаться самостоятельно.

    Эта группа инвалидности назначается сроком на 24 месяца, после чего устраивается повторное освидетельствование.

    На что могут претендовать инвалиды?

    В данный момент материальная помощь инвалидам 1 группы заключается в следующем:

    • компенсация проезда на курорт и возвращения с него (в полной мере это относится к сопровождающему больного лицу, но только одному);
    • проезд на всех видах общественного транспорта в пределах населённого пункта, кроме коммерческого такси, бесплатен;
    • раз в месяц можно однократно вызвать социальное такси;
    • санатории и курорты, которые помогают бороться с конкретным заболеванием или смягчать его проявления, посещаются инвалидами 1 группы бесплатно, в том числе в сопровождении одного человека (хотя это и не обязательно);
    • протезирование зубов также осуществляется на безвозмездной основе;
    • ортопедическая обувь и иные протезы, то их предоставляют за счёт бюджетных средств, при условии, что то или иное реабилитационное средство входит в программу терапии.

    Действующий порядок помощи инвалидам подразумевает денежные выплаты из государственной казны. Они могут выражаться в единовременном начислении средств, в пенсиях и компенсациях. Распространяются такие права и на тех пенсионеров, которые продолжают выполнять трудовые обязанности.

    Нематериальные льготы

    Кроме финансовой поддержки и содействия лечению, есть и некоторые другие меры социального обеспечения, на которые могут претендовать инвалиды первой группы.

    Если у них отсутствуют специфические противопоказания, то поступление в учебные заведения возможно на внеконкурсной основе. Это не освобождает от сдачи предписанных нормативными документами или требованиями конкретного учебного заведения вступительных испытаний, но при успешном прохождении их место гарантировано.

    Такая схема в равной мере действительна и для среднего, и для высшего профессионального образования, которое предоставляется государственными и муниципальными организациями.

    Кроме того, учащиеся инвалиды имеют право на повышенную стипендию (половинную доплату к её штатному размеру). Учебное заведение и органы управления образованием должны обеспечить особые условия (технические средства обучения, специальная литература, при необходимости - домашнее обучение), которые гарантируют людям с ограниченным здоровьем полноценное освоение знаний и навыков в той же мере, что и остальным.

    Льготы, касающиеся пользования жильем

    • Ежемесячная материальная помощь инвалидам выражается также в предоставлении субсидий на оплату коммунальных взносов и платежей. За счёт средств местного бюджета должна гаситься половина таких расходов.
    • Если речь идёт об инвалидах детства, то льготы охватывают не только их самих, но и совместно проживающих членов семей.
    • Выделение земельной собственности под застройку или с целью создать подсобный огород инвалидам происходит вне общей очереди.
    • При предоставлении жилья по программе улучшения жилищных условий норматив вдвое выше, чем у здорового человека.
    • Непосредственно по месту жительства люди с ограниченной трудоспособностью обладают неотъемлемыми правами на установку средств, облегчающих использование жилья. Сюда относятся пандусы.
    • Продавая жильё или покупая его инвалид полностью либо частично освобождается от государственных пошлин, а равно от налогов на имущество.

    Что необходимо для получения помощи

    Предоставление льгот подразумевает всегда установление и закрепление статуса инвалида в установленном порядке. Люди обязаны пройти полноценное обследование в медицинском учреждении, получить заключение медико-социальной экспертизы, оформить документы о статусе инвалида и конкретной группы. Лишь после этого можно обращаться в органы социальной защиты по месту жительства.

    В пенсионный фонд обращение должно произойти за три рабочих дня, следующих за днём принятия решения экспертной комиссией.

    Что же в отдельных регионах?

    Итак, ситуацию в целом по России мы охарактеризовали. Однако же в отдельных субъектах федерации используются специфические меры государственной поддержки.

    Так, в Москве материальная помощь от соцзащиты инвалидам несколько больше общенациональной. И главное, она осуществляется по особой схеме: все средства переводятся на социальные карты, которые одновременно с этим служат и «ключом» к получению льгот в натуральном выражении.

    Санкт-Петербург может похвастаться развитой организацией льготного (10% от реальных цен) транспортного обеспечения нетрудоспособных. Их доставляют на таких условиях, понятное дело, не куда угодно. Речь идёт об органах власти и медицинских учреждениях в первую очередь. Новосибирские и уфимские, нижегородские инвалиды пенсионного возраста получают свои деньги от государства с учётом региональных коэффициентов.

    Другие права и льготы инвалидов

    • Каждый человек, признанный в установленном порядке нетрудоспособным, имеет гарантированное по закону право иметь свободный доступ к информации. Фактическое выполнение такого требования достигается за счёт создания звуковых книг, сурдоперевода, использования шрифта Брайля. Специализированные издания поставляются в городские библиотеки.
    • Чтобы облегчить использование городской среды для инвалидов, здания органов власти, жилые дома, магазины, вокзалы, иные учреждения и городской транспорт оборудуют средствами, облегчающими доступ при ограниченных физических возможностях. В ряде случаев практикуется создание специальных мест для парковки транспорта, принадлежащего людям с ограниченными возможностями или перевозящего их.
    • Для максимальной социальной адаптации и предоставления доступа к трудовой деятельности, инвалидам предоставляются повышенные гарантии при трудоустройстве. В частности, организации всех форм собственности и любого профиля деятельности обязаны создавать для них особые рабочие места, которые не предоставляются людям, не имеющим ограничений по состоянию здоровья.

    Конечно же, учитывается при этом необходимость абсолютного исключения тех воздействий на организм, которые способны дополнительно усугубить имеющиеся заболевания, снизить вероятность излечения от них. Инвалид первой группы должен работать максимум 35 часов в неделю.

    Государственная социальная помощь может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. В широком под ней подразумеваются все денежные выплаты различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. Социальная помощь в узком смысле определяется в федеральном законе под названием "О государственной социальной помощи". Под ней понимаются различные выплаты (компенсации, субсидии, пособия), а также предоставление жизненно необходимых товаров.

    Важнейший принцип соцзащиты

    Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во-первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во-вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. Еще одним путем является создание механизма самоадресования. Он требует от органов социальной защиты большой работы, однако в сложившихся условиях представляется наиболее оптимальным.

    Характерные особенности социальной помощи

    Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, то есть круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России. Еще одной чертой является ее предоставление в виде натуральной помощи и денежных выплат. Временный характер признан отличительной чертой социальной помощи, оказываемой государством. Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3-х месяцев).

    Краткая характеристика видов социальной помощи

    Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие - это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия - целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация - это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.

    Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.

    Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:

    Денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);

    Натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).

    Социальное пособие

    Это предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными. Это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению. Это их право. Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

    Субсидия

    Важный отличительный признак этого вида социальной помощи - целевое назначение. С определенной целью предоставляются гражданам субсидии. Те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.

    Компенсация

    Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Это возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций.

    Социальная помощь в натуральном виде

    Как мы уже упоминали, государственная помощь бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти, существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат. Часто бывает, что в бюджете денег не хватает, и тогда государственная социальная помощь может быть оказана местными властями продуктами питания, топливом, медикаментами, обувью, одеждой и тому подобным. Конечно, для малоимущих семей и проживающих одиноко малоимущих граждан предпочтительнее получать ее в виде денежных средств, которыми они могут распоряжаться самостоятельно. Однако и государственная социальная помощь в натуральном виде часто бывает необходима.

    Гуманитарная помощь

    Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.

    Социальная защита детей

    Она проявляется в различных сферах жизнедеятельности:

    В среде обитания ребенка;

    В сфере образования;

    В сфере семейных отношений.

    Во-первых, должен быть защищен определенный уровень жизни детей (витальные потребности, психическое и физическое здоровье). Во-вторых, социальная помощь детям включает в себя обеспечение безопасности (социальной, экономической, физической). В-третьих, ребенок должен иметь право развития и самореализации своих возможностей и способностей. В Семейном кодексе РФ очерчены права ребенка.

    Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.

    Осуществляется социальная реабилитация и социальная адаптация детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Организуется отдых и оздоровление детей, включая проживающих в экстремальных условиях и на неблагоприятных с точки зрения экологии территориях.

    Социальная защита семьи

    Защита материнства, отцовства, детства, семьи является важным критерием функционирования социального государства. Сегодня сложились 4 основные формы, в которых осуществляется социальная помощь семье и детям. Прежде всего, это денежные выплаты на ребенка, а также в связи с его рождением, содержанием и воспитанием (пенсии и пособия). Кроме того, социальная помощь семье включает налоговые, трудовые, кредитные, жилищные, медицинские и иные льготы семьям, имеющим детей, а также родителям с детьми. Существует также социальное обслуживание семей (юридическая, психологическая, педагогическая и иная помощь). Оказание социальной помощи происходит и в виде бесплатных выдач детям и семье (детского питания, одежды и обуви, лекарств, питания беременным женщинам и др.).

    Государственная помощь инвалидам

    В России для инвалидов предусмотрены следующие виды пенсий.

    1. Трудовая по инвалидности. Она назначается лицам, которые отработали хотя бы день и были признаны инвалидами.

    2. Государственная по инвалидности. Она выплачивается участникам ВОВ, космонавтам, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

    3. Социальная по инвалидности. Она начисляется инвалидам групп с 1 по 3, а также детям-инвалидам.

    Кроме того, у этой категории граждан есть право на бесплатные лекарства, изделия медицинского назначения, санаторно-курортное лечение и др. При этом имеет некоторые нюансы социальная помощь инвалидам. В частности, признанные безработными инвалиды 3-й группы оплачивают половину стоимости лекарств, назначенных врачом.

    Социальные услуги инвалидам

    Кроме оплаты проезда и лекарств данной категории граждан предоставляются также социальные услуги, бесплатные или оплачиваемые частично. К ним относится:

    Покупка продуктов, а также товаров первой необходимости, таких, как медикаменты;

    Помощь в правовых и юридических вопросах;

    Сопровождение их в медицинские учреждения;

    Уборка квартиры;

    Помощь в доставке топлива и воды, если в доме нет отопления и водопровода;

    Оказание ритуальных услуг.

    Данные услуги бесплатны в том случае, если инвалид живет один, или доход на члена семьи меньше прожиточного минимума для данного региона. Также есть случаи, когда эти виды социальной помощи могут предоставляться на условиях частичной оплаты.

    Государственная помощь пожилым

    В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства. Социальная помощь пожилым, в соответствии с законодательством, это:

    Помощь на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание;

    Стационарное обслуживание в учреждениях (пансионатах, домах-интернатах и др.);

    Полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания;

    Срочная помощь разового характера;

    Социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе.

    Для реализации данных форм были созданы специальные территориальные центры, занимающиеся выявлением пожилых граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Они определяют виды социальных услуг, необходимые для них, и обеспечивают их предоставление, а также ведут учет нуждающихся.

    Помощь пожилым на дому

    Социальная помощь на дому оказывается пожилым людям социальными работниками, которые предлагают широкий набор услуг, включающий в себя доставку с рынка и из магазинов продуктов питания на дом, доставку из столовых горячих обедов, гуманитарной помощи, лекарств и необходимых товаров, оформление коммунальных и иных платежей, сдачу в ремонт вещей. Социальный работник может по поручению подопечного связаться с нотариусом, а также оформить документы (включая необходимые для помещения в дом-интернат), вызвать врача, пригласить мастеров для ремонта аппаратуры или квартиры. Основные виды услуг предоставляются на дому бесплатно, отдельные из них пенсионер оплачивает из надбавки к пенсии по уходу.

    Отделения дневного пребывания

    Еще одна форма помощи - отделения дневного пребывания. Целью их является помощь пожилым в преодолении одиночества. Организуется питание, отдых, медицинская помощь, просветительские и культурно-массовые мероприятия. В этих заведениях осуществляются разные виды посильного труда, что позволяет вновь ощутить свою полезность и подзаработать ремеслом, рукоделием, шитьем. Клиенты дневного отделения отмечают совместно дни рождения, праздники - в итоге одиночество и старость не выглядят уже столь грустными.

    Пансионаты для инвалидов и престарелых

    Пансионаты, дома-интернаты и иные учреждения стационарного пребывания предназначены для лиц, не имеющих трудоспособных детей, которые обязаны содержать родителей. Могут быть направлены в учреждения подобного типа пациенты, которые нуждаются в постоянном медицинском уходе. Кроме того, сюда направляются те, кто не имеет по разным причинам возможности проживать вместе с родственниками.

    Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.

    Благоустроенное жилье с инвентарем и необходимой мебелью получают проживающие в таких домах, а также постельные принадлежности, обувь и одежду. Им предоставляется питание, включая диетическое. Осуществляется наблюдение и лечение пациентов, а также госпитализация их при возникновении такой необходимости. Также администрация проводит культурно-массовые мероприятия. Тем не менее, в подобных учреждениях часто наблюдается усиление чувства одиночества и зависимости у проживающих, что приближает их уход из жизни. По некоторым данным, ежегодно в таких заведениях умирает до 25% от общего числа проживающих.