Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Клейст (Kleist) Карл - Психологический словарь

Карл Клейст

Клейст (Kleist) Карл (1879-1960) - немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Биография . Образование получил в университетах Страсбурга, Гейдельберга, Берлина, Мюнхена (докторская диссертация, 1902), работал с 1903 по 1908 год в качестве ассистента Г. Циена, К. Вернике, Г. Антона в клинике нервных болезней г. Галле, у Дж. Л. Эйдингера в Неврологическом и психиатрическом институте Франкфурта и в анатомической лаборатории Мюнхенской психиатрической клиники. Особенно большое влияние на него оказал К. Вернике, труд которого Клейст старался продолжить. Широкую известность ему принесла докторская диссертация на тему «Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях» (Untersuchungen zur Kenntnis der psychomotorischen Bewegungsstorungen bei Geisteskranken. Leipzig, 1908). С 1909 по 1914 год он - главный врач Клиники нервных болезней в г. Эрландене (директор Г. Шпехт), здесь защитил диссертацию по психиатрии и неврологии для замещения должности доцента, с 1915 года - экстраординарный профессор, с 1911 по 1916 год - главный военврач лазарета. С 1916 года К. Клейст - ординарный профессор психиатрии и неврологии в Ростоке, с 1916 по 1919 год - консультант неврологического лазарета в Макленбурге и начальник лазарета резерва по мозговым поражениям в Ростоке, с 1920 года до ухода в отставку в 1950 года - ординарный профессор и директор Психиатрической и неврологической клиники Университета во Франкфурте-на-Майне. Много сил им было отдано руководству проектирования, строительства и оборудования новой Клиники нервных и психических болезней во Франкфурте (1927-1930), основал Исследовательский институт мозговой патологии и психопатологии. Учитель К. Леонгарда. Исследования . Сформулировал методологическое требование к описанию систематики нарушений, в соответствии с которым в ее основе должны лежать самые простые клинически оформленные элементы («идеальные патологические радикалы»), выраженные в виде конкретного симптома или синдрома , имеющие определенный наследственно-биологический субстрат и представимые предельно малыми психическими явлениями. На материале многочисленных наблюдений за психологическими нарушениями в результате огнестрельных ранений головы сформулировал положения своей теории «узкой локализации» высших психических функций, в соответствии с которой на схеме коры головного мозга отмечал участки, отвечающие за «настроение», «понимание фраз», «личное и общественное "Я"». Также пытался найти связь психических заболеваний с нарушениями мозговой деятельности, в частности пространственно (в субстрате мозга) локализовать шизофрению. Занимался посттравматическими неврозами, сформулировал понятия инволюционной паранойи (1913), симптоматической лабильности (1920), эпизодического сумеречного сознания (1926), гомогенной симптоматики психозов. Расширил систематику эндогенных психозов, предложенную Э. Крепелином, особенно подробно рассмотрев депрессивный психоз и выделив в нем феноменологический комплекс, презрения и ненависти, которые, по мнению больного, питают к нему окружающие. Дал классическое описание нарушения побуждений (аснонтанирсть, сужение круга интересов) и критичности при поражениях лобных долей мозга (Die alogische Denkstofungen // Archiv fur Psychiatric. 1930. N 40; Gehirnpathologie. Leipzig, 1934).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 249-250.

Далее читайте:

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Corticale (innervatorische) Apraxie //Journal of Psychiatrie. 1907. N 28; Uber Schreckpsychosen //Allgenieine Zeitschrift fur Psychiatric. 19 i8. N 74; Verhandlung psychiatrischer Vereine, Berichte fiber endogene Verblondungen // Allgcmeine Zeitschrift iur Psychiatrie. 1919, N 75, 2; Die Influenzapsychosen unddie Anlagezu Infektionpsychosen. Berlin, 1920; Kriegsverletzungen des Gechirns in ihrer Bedeutung fur die Himiokalisation und Himpathologie. Leipzig, 1922; Episodische Dansmerzustande. Ein Beitrag zur Kenntnis der konstitutionellen Geist StSrungc-n, 1926; Клейст К. Современные течения в психиатрии. Берлин, 1925.

Карл Клейст - немецкий психиатр, профессор, патопсихолог и невропатолог.

Родился 31 января 1879 года во Франции. Образование получил в университетах Гейдельберга, Страсбурга, Мюнхена и Берлина. С 1903 по 1908 годы работал ассистентом в клинике нервных болезней города Галле, в неврологическом и психиатрическом институте Франкфурта и в лаборатории психиатрической клиники города Мюнхена.

Большое влияние на Карла Клейста оказал известный ученый К. Вернике, труд которого он хотел продолжить. Широкую известность он приобрел после защиты докторской диссертации на тему: «Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях».

С 1909 по 1914 годы Карл Клейст - главный врач клиники нервных болезней в городе Эрландене, где защитил диссертацию по неврологии и психиатрии и в 1915 году стал профессором. С 1916 по 1919 годы - консультант неврологического лазарета в Макленбурге и главный военврач лазарета мозговых поражений в Ростоке.

В 1950 году Карл Клейст назначен директором психиатрической и неврологической клиники университета во Франкфурте-на-Майне. Кроме того он основывает Исследовательский институт мозговой патологии и психопатологии.

Карл Клейст сформулировал требование к системе нарушений, согласно которому в её основе должны находиться простые клинически оформленные элементы, выраженные в виде симптома.

Используя материалы наблюдений за психическими нарушениями при огнестрельных ранениях головы, он сформулировал свою теорию «узкой локализации» психических функций, в соответствие с которой на схеме коры головного мозга ставил такие функции: «настроение», «понимание фраз» «личное и общественное Я».

Карл Клейст искал связь между психическими заболеваниями и патологией участков головного мозга, в своих опытах пытался локализовать шизофрению.

Карл Клейст развивал психоморфологическое направление, обобщал психиатрический опыт Первой мировой войны, описал ряд симптомов психической патологии. Следует подчеркнуть, что концепцию эндогенных психозов, основанную Клейстом, разрабатывает его ученик К. Леонград.

Исследуя посттравматические неврозы Карл Клейст сформулировал понятия: инволюционной паранойи, симптоматической лабильности, эпизодического сумеречного сознания и гомогенной симптоматики психозов.

В дополнение к разработке Э. Крепелина, подробно рассмотрел депрессивный психоз и выделил в нём комплекс презрения и ненависти, который присущ окружающим больного.

Клейст классически описал нарушение побуждений - сужение круга интересов, аспонтанность и снижение самокритичности при поражениях лобных частей мозга.

Карл Клейст скончался 26 декабря 1960 года во Франкфурте-на-Майне, прожив долгую и плодотворную жизнь.

Клейст (Kleist) Карл (31.1.1879, Мюльхаузен, Эльзас 26.12.1960, ФранкфуртнаМайне) немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в университетах Страсбурга, Гейдельберга, Берлина, Мюнхена (докторская диссертация, 1902); работал с 1903г. по 1908г. в качестве ассистента Е.Циена, К.Вернике, Г.Антона в клинике нервных болезней г.Галле, у Дж.Л.Эйдингера в Неврологическом и психиатрическом институте Франкфурта и в анатомической лаборатории Мюнхенской психиатрической клиники. Особенно большое влияние на него оказал К.Вернике, труд которого он старался продолжить. Широкую известность ему принесла докторская диссертация на тему Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях (Untersuchungen zur Kenntnis der psychomotorischen Bewegungsstorungen bei Geisteskranken, Lpz., 1908). С 1909г. по 1914г. он главный врач Клиники нервных болезней в г.Эрландене (директор Г.Шпехт), здесь защитил диссертацию по психиатрии и неврологии для замещения должности доцента, с 1915г. экстраординарный профессор, с 1914г. по 1916г. главный военврач лазарета. С 1916г. Клейст ординарный профессор психиатрии и неврологии в Ростоке, с 1916г. по 1919г. консультант неврологического лазарета в Макленбурге и начальник лазарета резерва по мозговым поражениям в Ростоке, с 1920г. до ухода в отставку в 1950г. ординарный профессор и директор Психиатрической и неврологической клиники университета во ФранкфуртенаМайне. Много сил им было отдано руководству проектирования, строительства и оборудования новой Клиники нервных и психических болезней во Франкфурте (19271930), основал Исследовательский институт мозговой патологии и психопатологии. Учитель К.Леонгарда. Сформулировал методологическое требование к систематике нарушений, в соответствии с которым в ее основе должны лежать самые простые клинически оформленные элементы (идеальные патологические радикалы), выраженные в виде конкретного симптома или синдрома, имеющие определенный наследственнобиологический субстрат и представимые предельно малыми психическими явлениями. На материале многочисленных наблюдений за психологическими нарушениями в результате огнестрельных ранений головы сформулировал положения своей теории узкой локализации высших психических функций, в соответствии с которой на схеме коры головного мозга помещал такие функции, как настроение, понимание фраз, личное и общественноеЯ. Также пытался найти связь психических заболеваний с нарушениями мозговой деятельности, в частности, пространственно, в субстрате мозга, локализовать шизофрению. Разработал классификацию профессий. Занимался посттравматическими неврозами, сформулировал понятия инволюционной паранойи (1913), симптоматической лабильности (1920), эпизодического сумеречного сознания (1926), гомогенной симптоматики психозов. Расширил систематику эндогенных психозов, предложенную Э.Крепелином, особенно подробно рассмотрев депрессивный психоз и выделив в нем феноменологический комплекс презрения и ненависти, которые, по мнению больного, питают к нему окружающие. Дал классическое описание нарушение побуждений (аспонтанность, сужение круга интересов) и критичности при поражениях лобных долей мозга (Die alogische Denkstorungen, Arch. f. Psychiatrie, 1930, N40; Gehirnpathologie, Lpz., 1934). Литература.

Корсаковский синдром психопатологический синдром, впервые описанный С.С.Корсаковым в 1887г. Характеризуется расстройствами запоминания текущих событий при относительной сохранности воспоминаний о давних событиях и приобретенных навыках. При этом пробелы памяти могут заполняться такими событиями, которые происходили раньше или могли произойти. Наблюдается при Корсаковском психозе, опухолях...

Кос (Kohs) Сэмуэль Калман (1890 ?) американский психолог. Специалист по детской психологии, автор тестов интеллектуального...

Косвенная агрессия агрессивное поведение, направленность которого против какогото лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом...

Космическая психология раздел психологии труда, посвященный исследованию психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов. Среди основных проблем космической психологии выделяют прежде всего проблему формирование у кандидатов в космонавты психологических схем тела, космического корабля и окружающего пространства и проблему совместимости летных...

Коффка (Koffka) Курт (18.03.1886, Берлин 22.11.1941) немецкий психолог. В 1908г. подготовил докторскую диссертацию у К.Штумпфа. Работал ассистентом у О.Кюльпе и К.Марбе в Вюрцбурге, с 1910г. у Ф.Шумана во Франкфурте. В 19111924гг. работал в качестве приватдоцента в университете Гессена, с 1927г. профессор колледжа Смитта в Нортхемптоне в США. Вместе с М.Вертгеймером и В.Келером является основателем гештальпсихологии. Исследовал практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Автор книги Принципы гештальпсихологии (1935). Издатель журнала Psychologische Forschung. Занимался проблемами психического развития...

Кохут (Kohut) Хайнц (3.5.1913, Вена 8.9.1981, Чикаго) американский психоаналитик. Единственный сын в богатой австроеврейской сeмье, получил блестящее и разностороннее общее образование (искусство, иностранные языки), после окончания в 1932г. Деблингерской гимназии Вены продолжил образование в Венском университете у А.Айхорна (доктор медицины, 1938). В связи с угрозой нацизма в 1939г. эмигрировал сначала в Англию, где некоторое время находился в лагере для перемещенных лиц, затем в 1940г. в США (получил гражданство в 1945г.). Дальнейшее неврологическое и психоаналитическое (включая курс лечения психоанализом) образование получил в Чикаго. С 1941г. по 1943г. Кохут невролог в госпитале Чикагского университета, с 1943г. по 1947г. преподаватель неврологии и...

Коэффициент интеллекта (IQ) количественный показатель умственного развития, представленный отношением умственного возраста индивида к паспортному, переведенным в...

Краниограф измерительный прибор, предназначенный для измерения размеров частей лица и головы. Автор Ч.Ломброзо...

Кратковременная память вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или изза поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено. Хранение информации в кратковременной памяти осуществляется в модальноспецифической...

КраффтЭбинг (KrafftEbing) Рихард Фрайхерр фон (14.08.1840, Маннгейм 22.12.1902, Грац) немецкий психиатр. Начал карьеру в качестве психиатра клиники в Илленау. С 1872г. профессор психиатрии в Страсбурге, с 1873г. в Граце, с 1889г. в Вене. Специалист по общей психопатологии, сексуальным расстройствам. Уточнил систематику патологии сексуальной сферы. С помощью прививок сифилиса паралитикам доказал, что прогрессивный паралич имеет сифилитическую этиологию. Разрабатывал понятия навязчивых представлений и сумеречного сознания. В 1887г. провел опыты с внушением испытуемым разных возрастов (Экспериментальное исследование в области гипнотизма. СПб., 1889). Сочинения. Lehrbuch der Psychiatrie. Stuttgart, 1869; Psychopathia sexialis. Stuttgart,...

Крачфилд (Crutchfild) Ричард (20.06.1912 Питсбург, США 1977, Беркли, Калифорния) американский психолог. В 1934г. получил образование в Калифорнийском политехническом институте. Работал в Калифорнийском университете (доктор философии, 1938). Во время второй мировой войны руководил секцией Министерства сельского хозяйства (194244) и исследованиями в отделе военной информации (194445). С 1946 по 1952г. профессор Суотморского колледжа в НьюЙорке, с 1953г. профессор и член совета директоров Института диагностики и исследования личности при Калифорнийском университете. Специалист по проблемам специальной психологии, психодиагностики личности. Во время второй мировой войны занимался разработкой методологии опросов общественного мнения. Наиболее известны его исследования конформного поведения. Сочинения. Conformity and creative thinking // (Eds.)...

Креативность (от лат. creatio созидание) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют...

Креативность по Торренсу (от лат. creatio созидание) индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат. Литература. ШумаковаН.Б., ЩебалноваЕ.И., ЩербоН.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991, N1,...

Крепелин (Kraepelin) Эмиль (15.02.1856, Нейстрелитц 7.10.1926, Мюнхен) немецкий психиатр, ученик В.Вундта. С1886г. профессор психиатрии в Дорпат, с1891г. в Гейдельберге, с1903г. в Мюнхене. Предложил классификацию душевных заболеваний, в которой, наряду с прочим выделил деменцию и манию. Был сторонником применения психологических методов в психиатрии. Начал исследования по...

Креч (Krech) Дэвид (27.03.1909 Свенчанка, Белоруссия 1977, Беркли, Калифорния) американский психолог. Получил образование в НьюЙоркском университете. С 1933г. получил степень доктора в Калифорнийском университете. С 1937 по 1938г. работал в Суотморском колледже в НьюЙорке, с 1938 по 1939 в университете штата Колорадо, с 1947г. штата Калифорния. С 1949 по 1971г. профессор Калифорнийского университета. Член Международного союза исследователей мозга. Специалист по проблемам психофизиологии поведения, специальной психологии. В 1948г. принимал участие в обосновании Нового взгляда в психологии, инициированного Дж.Брунером. В дальнейшем проводил исследование влияния научения на биохимию и анатомию мозга. Сочинения. Elements оf Psychology. N.Y., 1970 (with R.Chrutchfild,...

Кречмер (Kretschmer) Эрнст (8.10.1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна 9.2.1964, Тюбинген) немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения. В 1906г. приступил к изучению философии, всемирной истории, литературы и истории искусств в Тюбингене, но через два семестра сменил специализацию и стал изучать медицину, сначала в Мюнхене, где на него особенно сильное влияние оказали психиатрические занятия Э.Крепелина, затем на стажировке в госпитале Eppendorf в Гамбурге и в Тюбингене, у Р.Гауппа, под руководством которого подготовил и защитил в 1914г. докторскую диссертацию по теме Развитие бреда и маниакальнодепрессивный симптомокомплекс. Со вступлением на военную службу занимался организацией неврологического отделения военного госпиталя в...

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии. Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы). На последующее развитие...

Клейст (Kleist) Карл (31.1.1879, Мюльхаузен, Эльзас – 26.12.1960, Франкфурт–на–Майне) — немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в университетах Страсбурга, Гейдельберга, Берлина, Мюнхена (докторская диссертация, 1902); работал с 1903 г. по 1908 г. в качестве ассистента Е. Циена, К. Вернике, Г. Антона в клинике нервных болезней г. Галле, у Дж.Л. Эйдингера в Неврологическом и психиатрическом институте Франкфурта и в анатомической лаборатории Мюнхенской психиатрической клиники.
Особенно большое влияние на него оказал К. Вернике, труд которого он старался продолжить. Широкую известность ему принесла докторская диссертация на тему „Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях“ („Untersuchungen zur Kenntnis der psychomotorischen Bewegungsstorungen bei Geisteskranken“, Lpz., 1908).
С 1909 г. по 1914 г. он — главный врач Клиники нервных болезней в г. Эрландене (директор Г. Шпехт), здесь защитил диссертацию по психиатрии и неврологии для замещения должности доцента, с 1915 г. — экстраординарный профессор, с 1914 г. по 1916 г. — главный военврач лазарета.
С 1916 г. Клейст — ординарный профессор психиатрии и неврологии в Ростоке, с 1916 г. по 1919 г. — консультант неврологического лазарета в Макленбурге и начальник лазарета резерва по мозговым поражениям в Ростоке, с 1920 г. до ухода в отставку в 1950 г. — ординарный профессор и директор Психиатрической и неврологической клиники университета во Франкфурте–на–Майне.
Много сил им было отдано руководству проектирования, строительства и оборудования новой Клиники нервных и психических болезней во Франкфурте (1927–1930), основал Исследовательский институт мозговой патологии и психопатологии.
Учитель К. Леонгарда .
Сформулировал методологическое требование к систематике нарушений, в соответствии с которым в ее основе должны лежать самые простые клинически оформленные элементы („идеальные патологические радикалы“), выраженные в виде конкретного симптома или синдрома , имеющие определенный наследственно–биологический субстрат и представимые предельно малыми психическими явлениями.
На материале многочисленных наблюдений за психологическими нарушениями в результате огнестрельных ранений головы сформулировал положения своей теории „узкой локализации“ высших психических функций , в соответствии с которой на схеме коры головного мозга помещал такие функции, как „настроение“, „понимание фраз“, „личное и общественное Я“. Также пытался найти связь психических заболеваний с нарушениями мозговой деятельности, в частности, пространственно, в субстрате мозга, локализовать шизофрению. Разработал классификацию профессий .
Занимался посттравматическими неврозами, сформулировал понятия инволюционной паранойи (1913), симптоматической лабильности (1920), эпизодического сумеречного сознания (1926), гомогенной симптоматики психозов. Расширил систематику эндогенных психозов, предложенную Э. Крепелином, особенно подробно рассмотрев депрессивный психоз и выделив в нем феноменологический комплекс презрения и ненависти, которые, по мнению больного, питают к нему окружающие.
Дал классическое описание нарушение побуждений (аспонтанность, сужение круга интересов) и критичности при поражениях лобных долей мозга („Die alogische Denkstorungen“, „Arch. f. Psychiatrie“, 1930, N 40; Gehirnpathologie, Lpz., 1934).

Клейст (Kleist) Карл (1879 - 1960) - немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в ун-тах Страсбурга, Гейдельберга, Берлина, Мюнхена (докт. дис., 1902); работал с 1903 г. по 1908 г. в качестве ассистента Е. Циена, К. Вернике, Г. Антона в клинике нервных болезней г. Галле, у Дж.Л. Эйдингера в Неврологическом и психиатрическом ин-те Франкфурта и в анатомической лаборатории Мюнхенской психиатрической клиники. Особенно большое влияние на него оказал К. Вернике, труд которого он старался продолжить. Широкую известность ему принесла докт. дис. на тему "Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях" ("Untersuchungen zur Kenntnis der psychomotorischen Bewegungsstörungen bei Geisteskranken", Lpz., 1908). С 1909 г. по 1914 г. он - главный врач Клиники нервных болезней в г. Эрландене (директор Г. Шпехт), здесь защитил дис. по психиатрии и неврологии для замещения должности доцента, с 1915 г. - экстраординарный профессор, с 1914 г. по 1916 г. – гл. военврач лазарета. С 1916 г. К. - ординарный профессор психиатрии и неврологии в Ростоке, с 1916 по 1919 г. - консультант неврологического лазарета в Макленбурге и начальник лазарета резерва по мозговым поражениям в Ростоке. С 1920 г. и до ухода в отставку в 1950 г. - ординарный профессор и директор Психиатрической и неврологической клиники ун-та во Франкфурте-на-Майне. Много сил им было отдано руководству проектирования, строительства и оборудования новой Клиники нервных и психических болезней во Франкфурте (1927-1930), основал Исследовательский ин-т мозговой патологии и психопатологии. Учитель К. Леонгарда. Сформулировал методологическое требование к систематике нарушений, в соответствии с которым в ее основе должны лежать самые простые клинически оформленные элементы ("идеальные патологические радикалы"), выраженные в виде конкретного симптома или синдрома, имеющие определенный наследственно-биологический субстрат и представимые предельно малыми психическими явлениями. На материале многочисленных наблюдений за психологическими нарушениями в результате огнестрельных ранений головы сформулировал положения своей теории "узкой локализации" высших психических функций, в соответствии с которой на схеме коры головного мозга помещал такие функции, как "настроение", "понимание фраз", "личное и общественное Я". Также пытался найти связь психических заболеваний с нарушениями мозговой деятельности, в частности, пространственно, в субстрате мозга, локализовать шизофрению. Занимался посттравматическими неврозами, сформулировал понятия инволюционной паранойи (1913), симптоматической лабильности (1920), эпизодического сумеречного сознания (1926), гомогенной симптоматики психозов. Расширил систематику эндогенных психозов, предложенную Э. Крепелиным, особенно подробно рассмотрев депрессивный психоз и выделив в нем феноменологический комплекс презрения и ненависти, которые, по мнению больного, питают к нему окружающие. Дал классическое описание нарушения побуждений (спонтанность, сужение круга интересов) и критичности при поражениях лобных долей мозга ("Die alogische Denkstörungen" / "Arch. f. Psychiatrie", 1930;»Gehirnpathologie», Lpz., 1934).

И.М. Кондаков