Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Адаптация учреждений культуры для инвалидов. Перечень показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности. Скамья для инвалидов с деревянными рейками

Театры, музеи, киноконцертные залы, галереи и любые другие объекты культурного значения должны быть доступны всем людям, вне зависимости от их физических возможностей. Данная категория учреждений предусматривается программой Доступная Среда и обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории. Эти меры необходимы для доступа людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, для людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.

Адаптация территории: с чего начать?

Сама задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложностей. Инструкций и нормативов, которые могли бы стать руководством «к действию» нет, к тому же каждое здание имеет свои нюансы и технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.

Прежде всего, нужно определиться с оборудованием для адаптации самого здания и территории вокруг. При составлении списка оборудования важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

В качестве примера – список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для учреждений культуры по программе Доступная Среда:

  • подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
  • травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • специальные места парковки для инвалидов;
  • кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации учреждения культуры, на приведенную примерную концепцию оборудования объекта можно уверенно опираться.

Адаптация учреждений культуры: на что обратить внимание?

Для того чтобы культурные и социально-значимые объекты могли посещать люди с ограниченными физическими возможностями, требуются комплексные меры по адаптации. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

  • подъем на сцену. Помимо лестниц необходимы подъемники на сцену и поручнями или специальные пандусы (стационарные или мобильные);
  • зрительный зал. Должны быть предусмотрены системы помощи инвалидам по слуху (например, индукционная петля).

Предлагаем вам ознакомиться с примерным перечнем для оборудования учреждений здравоохранения по программе Доступная Среда. Данный перечень является условным и необходим для руководителей организаций при принятии решения по оборудованию объекта. Поскольку каждое здание и предоставляемые услуги индивидуальны, соответственно количество оборудования может различаться. Ниже мы представляем общую концепцию оборудования объектов. Согласно данного перечня можно оборудовать по программе Доступная среда больницы, реабилитационные центры, поликлиники и другие объекты учреждений здравоохранения.

Предлагаем вам ознакомиться с примерным перечнем для оборудования учреждений культуры по программе Доступная Среда. Данный перечень является условным и необходим для руководителей организаций при принятии решения по оборудованию объекта.

Поскольку каждое здание и предоставляемые услуги индивидуальны, соответственно количество оборудования может различаться. Ниже мы представляем общую концепцию оборудования объектов. Согласно данного перечня можно оборудовать по программе Доступная среда театры, киноконцертные залы, музеи, дворцы культуры и другие социально-значимые объекты, часто посещаемые инваладами и другими лицами с ограниченными возможностями.

Фото

Наименование товара

Описание и технические характеристики

Количество

Парковка для инвалидов - знак дорожный

Дорожный знак Парковка для инвалидов должен быть установлен согласно закону "О социальной защите инвалидов в РФ" во всех местах массового посещения людей. Согласно правилам, не менее 10% парковочных мест должны быть предоставлены для автотранспорта инвалидов. Парковка для инвалидов должна быть спроектирована как можно ближе ко входу в здание и соответствующий знак должен быть установлен на каждом парковочном месте. В комплект входит:

  • Дорожный знак "Место парковки" - 700х700мм
  • Дорожный знак "Инвалиды" - 350х700мм
  • Стойка для знака - 1 шт.

Тактильные пиктограммы доступности

Тактильные пиктограммы используются для информирования инвалидов посредством тактильно-рельефного изображения. На пиктограммах нанесены рисунки и символы, которые понятны на интуитивном уровне. Размер: 200х200мм. Материал: акриловый пластик

Тактильная табличка комплексная "Вывеска"

Вывеска на входной группе - “Наименование организации” для слепых и слабовидящих людей. Стандартный размер 300х400 мм. Прямоугольное табло с названием и графиком работы учреждения, выполненное выпуклыми буквами и шрифтом Брайля содержащее информацию, предварительно согласованную с Заказчиком. Размер: 300х400мм. Материал: ПВХ


Система вызова персонала

Система вызова персонала предназначена для осуществления вызова обслуживающего персонала в тех зонах здания, где посетителю может понадобиться помощь: на входе в здание, в санитарных комнатах, в зоне информации и т.д. Принцип действия системы: пользователь нажимает беспроводную кнопку вызова персонала и на извещателе у стойки, рецепшн или администратора отображается информация о том, откуда поступил сигнал вызова в цифровом (нумерация) и звуковом виде. Беспроводная система вызова персонала позволяет разместить на территории учреждения до 256 панелей с индивидуальным адресом и иметь один приемник, на который выводится место расположения кнопки, с которой поступил вызов.

В комплект поставки беспроводной системы вызова помощника входит:

  • Универсальная панель вызова - 30 шт.
  • Панель вызова санузла - 6 шт.
  • Модуль оповещения - 15 шт.
  • Извещатель базовый - 6 шт.
  • Ретранслятор - 1 шт.

Тактильная мнемосхема

Тактильная мнемосхема для слабовидящих или слепых людей - это одна из разновидности указателей в здании, которые представляют собой таблички с объемными знаками и рисунками с указанием нахождения выходов, кабинетов, лестниц и проемов в здании. Данный тип указателей для инвалидов по зрению является одним из самых эффективных и популярных среди пользователей. С помощью мнемосхемы становится гораздо проще сориентироваться внутри здания и найти нужный кабинет или выход из здания. Тактильная мнемосхема поставляется с настенным креплением из акрила с дистанционными держателями. По желанию заказчика, крепление может быть выполнено как вертикальное, так и наклонное. Размер: 610х470мм


Светодиодное табло (Бегущая строка) для улицы

Светодиодное таблоосуществляет возможность людям с ослабленным зрением найти вход, также является отличным указателем выхода из помещения или туалета. Бегущая строка для инвалидов имеет возможность показывать различные интуитивно понятные знаки, надписи и пиктограммы. Данные устройства размещаются, как правило, на входе/выходе из здания, внутри помещения указывая слабовидящим пользователям маршрут движения и другие важные места в помещении.


Сотовое грязезащитное покрытие Антикаблук

Сотовое грязезащитное покрытие Антикаблук высотой 10 мм предназначено для укладки на входных группах с низкими дверями. Грязезащитные коврики имеют особую ячеистую структуру покрытия, которая идеально справляется с грязью и препятствует попаданию снега, песка и других загрязнений в помещение. Антикаблук снижает расходы на уборку помещений и помогает сохранять напольное покрытие внутри здания в отличном состоянии, продлевая срок службы. Материал: Пластифицированный ПВХ

20 кв. метров


Звуковой информатор с кнопкой активации

Звуковой информатор с кнопкой активации является отличным средством информирования слабовидящих и незрячих людей в больших помещениях. Информатор оснащен датчиком движения. Когда человек попадает в зону действия датчика движения, то информатор воспроизводит предварительно записанное сообщение. Звуковой маяк имеет кнопку активации, таким образом слабовидящий человек может самостоятельно активировать заранее записанное сообщение.


Информационный терминал 42 дюйма с ПО для инвалидов и индукционной системой

Информационный терминал с программным обеспечением для всех категорий инвалидности представляет собой напольный компьютер с сенсорным экраном 42 дюйма с встроенной индукционной системой для слабослышащих пользователей. Многофункциональный киоск может обеспечить не только информационное сопровождение для инвалидов всех категорий, но и возможность воспроизведения различных роликов и презентаций. В комплекте поставки входит программное обеспечение для пользования информационным киоском людьми всех категорий инвалидности. В программном обеспечении реализовано несколько режимов использования:

Режим для слабовидящих - люди с нарушением функции зрения смогут увеличить необходимый текст до 50 крат и читать информацию в комфортном для себя режиме

Режим индукционная система предназчен для слабослышащих пользователей. В информационный терминал встроена индукционная система. При включении режима - слабослышащие пользователи могут переключить свой слуховой аппарат в режим Т и слышать информацию без посторонних помех и шумов

Режим для инвалидов-опорников - при включении режима, экран терминала уменьшается в два раза, чтобы пользователь в коляске мог без труда выбрать необходимый пункт меню и получить нужную информацию

Режим Лупа - экранная лупа для выделения и увеличения необходимого текста для чтения.

  • Инверсия или изменение цветового режима должно происходить всего экрана монитора
  • Наличие собственной экранной клавиатуры с функцией затемнения для удобства использования
  • 17 цветовых режимов
  • Выход из режима пользователя с помощью пароля введенного с клавиатуры
  • Возможность просмотра файлов PDF

Индукционная система портативная

Индукционная система - переносное устройство работающее как от сети, так и от встроенного аккумулятора! Универсальная система, не требующая монтажа, мобильная и работающая без подзарядки до 1 года, является идеальным средством для адаптации помещений. Портативное устройство индукционной системы, работающее на небольшой площади покрытия 1,2 м2, используется в общественных местах с высоким уровнем шума, на стойках администраторов, кассах, регистратурах, для беспрепятственного получения аудиоинформации инвалидов по слуху. Для использования системы, не требуется ни каких дополнительных устройств, достаточно переключить свой слуховой аппарат в режим индукционной катушки «Т».

Профессиональная индукционная система

Индукционная стационарная система - это петля, предназначенная для профессионального оборудования больших помещений - залов аэропортов, вокзалов, портов, концертных залов, зрительных залов театров, помещения храмов, церквей.

Площадь покрытия системы достигает до 200 квадратных метров. Профессиональная индукционная стационарная система, для подключения различных аудиоустройств, предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха. Для использования системы, не требуется ни каких дополнительных устройств, достаточно переключить свой слуховой аппарат в режим индукционной катушки «Т».

Универсальная индукционная система

Универсальная индукционная система предназначена для оборудования помещений площадью до 120 м2. Универсальная индукционная система, для подключения различных аудиоустройств, предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха. Для использования системы, не требуется ни каких дополнительных устройств, достаточно переключить свой слуховой аппарат в режим индукционной катушки «Т».


Стол с микролифтом на электроприводе

Стол с микролифтом на электроприводе позволяет любому человеку подбирать для себя необходимую высоту столешницы и осуществлять различные действия стоя или сидя. С помощью электропривода стол можно поднимать в диапазоне от 65 до 113 см. Стол на электроприводе предназначен для использования в учреждениях и организациях, где у посетителей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата возникает необходимость в заполнении различных бумаг, бланков и писем.

Держатель для трости

Держатель для трости значительно облегчает жизнь инвалидов. Нередко возникают случаи в туалетах, ванных комнатах, у входной двери, на кухне, когда человеку необходимо поставить трость, а затем взять ее снова. Но она падает и поднятие трости становится трудновыполнимой задачей. Вы можете помочь им! Держатель трости легко крепится к основанию и осуществляет надежный захват трости и плавное отпускание. Держатель трости великолепно справляется с задачей предохранения от падения прибора. В комплект входят крепежные материалы для установки. Материал - пластик

Поручень M-FS8054 U-образный откидной с стойкой

Поручень U-образный откидной с стойкой является идеальным решением для туалетов и ванных комнат нестандартных размеров. Благодаря наличию стальной стойки, вам больше нет необходимости искать стену для крепления поручня. Поручень обеспечивает удобство использования туалетом или ванной комнатой для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Поручень U-образный откидной

Поручень U-образный откидной предназначен для крепления на ровных поверхностях стен и пола для создания удобства инвалидам и другим маломобильным группам населения во время пользования туалетом или умывальником.


Поручень для коридоров и лестниц

Поручень используется для оборудования коридора, лестницы, холла, фойе. Поручень для лестницы и коридора устанавливаются внутри здания и служат вспомогательной опорой для передвижения инвалида. Поручень состоит из алюминиевого профиля покрытого накладкой ПВХ.

150 погонных метров


Гусеничный подъемник для инвалидов

Гусеничный подъемник для инвалидов является универсальным мобильным средством для подъема и спуска инвалидов с нарушением опорно-двигательных функций перемещающихся на креслах-колясках по лестницам и входным группам помещений.


Направляющая тактильная полоса со штифтом

Стальные тактильные полосы со штифтом используются для обозначения маршрутов, путей, остановок для незрячих и слабовидящих людей. Изготавливаются из высококачественной нержавеющей стали и являются одним из лучших средств для ориентирования в помещениях. Тактильные полосы характеризуются как износостойкое средство и широко применяются для тактильного обозначения потенциально опасных зон для незрячих людей. К несомненным плюсам стальных тактильных полос является долгий срок службы, простота монтажа, универсальность - можно использовать как на улице, так и внутри здания, отличный внешний вид.


Тактильный конус навигатор стальной с штифтом

Стальные тактильные конусы используются для обозначения маршрутов, путей, остановок для незрячих и слабовидящих людей. Изготавливаются из высококачественной нержавеющей стали 304 и являются одним из лучших средств для ориентирования в уличных условиях. Стальной конус-навигатор оснащен штифтом диаметром 4.5мм для прочности крепления к поверхности. Тактильные навигаторы характеризуются как износостойкое средство и широко применяются для тактильного обозначения потенциально опасных зон для незрячих людей. К несомненным плюсам стальных тактильных конусов стоит отнести простоту монтажа - можно установить на асфальт, универсальность - можно использовать как на улице, так и внутри здания, отличный внешний вид.

Механизм автоматического открывания дверей

Механизм открытия дверей оснащен микроконтроллером, который осуществляет регулировку и контроль скорости открывания и закрывания двери. Устройство гарантирует идеальные условия безопасности: при возникновении препятствия на пути двери - механизм автоматически открывает дверь. В случае отключения электричества - устройство перестает работать, таким образом предусмотрена возможность беспрепятственного открытия двери, а благодаря модульной конструкции - монтаж прибора будет осуществлен в считанные минуты.


Накладка на ступени прямая противоскользящая

Противоскользящая накладка на ступени прямая устанавливается на лестницу и обеспечивает защиту от соскальзываний, а также защиту от травм и ушибов. Накладка состоит из алюминиевого профиля и вставки ПВХ. Данная конструкция наиболее долговечна и обеспечит безопасность в течение большого промежутка времени.

200 погонных метров

Коммуникативная система Диалог

Коммуникативная система «Диалог» предназначена для осуществления возможности глухонемыми людьми общения с другими людьми с помощью обыкновенных планшетов и беспроводной клавиатуры. Оператор и Пользователь оснащаются двумя планшетами и клавиатурой, с помощью которых они осуществляют общение между собой набирая на клавиатуре необходимые слова и предложения. Кроме того, в планшетах реализована технология распознавания голоса оператора. Оператор может говорить в микрофон и система самостоятельно распознает голос и переведет из речи в текст. Для работы данной функции требуется постоянное подключение к сети интернет.


Скамья для инвалидов с деревянными рейками

Скамьи для инвалидов и других маломобильных групп населения представляют собой конструкцию с более высоким, по сравнению с обычными скамейками, сиденьем. Данные скамейки позволяют людям с нарушением опорно-двигательного аппарата осуществить передышку и прислониться без дополнительной нагрузки на ноги.

Рампа складная

Рампа складная алюминиевая длиной 213 см. состоит из двух секций и предназначена для преодоления различных препятствий людьми с нарушенной функцией опорно-двигательного аппарата. Складная рампа оснащена противоскользящим покрытием и ручкой для переноски. Дополнительно оборудована катафотами с двух сторон, которые отражают свет.

Поручни металлические для крыльца

Поручни металлические для крыльца устанавливаются на входную группу в здание. Исполнение - уличное из нержавеющей стали (коррозионностойкое). Конструкция - два круглых поручня на разной высоте на стойках с поперечными ригелями.

20 погонныых метров

в учреждениях культуры разного типа

Забота об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ) по своей значимости выходит сегодня на одно из первых мест, поскольку является одним из критериев цивилизованности государства и его нравственного прогресса.

В связи с ратификацией Конвенции ООН по правам инвалидов и принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" Минкультуры России и органами управления культурой субъектов Российской Федерации в 2015 году были приняты значительные меры по улучшению доступности культурных ценностей и благ для инвалидов.

Рабочей группой по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов утвержден План мероприятий на 2015 - 2017 годы по улучшению условий участия в культурной жизни общества инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья различных категорий и Комплексный план мероприятий на 2015 - 2020 годы по созданию условий для образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в области художественного образования.

Росстатом были изданы приказы о внесении изменений в отраслевые формы статистического наблюдения в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры Российской Федерации.

С целью наделения Минкультуры России полномочиями по утверждению требований и порядков доступности к учреждениям культуры и искусства с учетом особых потребностей инвалидов принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. № 453 "О внесении изменений в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации".

Во исполнение государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" Минкультуры России в соответствии с закрепленными за ним полномочиями в 2015 году были разработаны и утверждены приказы:

"О проведении мониторинга потребностей учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры в специальных технических устройствах";

"Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения";

об утверждении порядков обеспечения доступности для инвалидов библиотек, музеев, культурных ценностей и благ, объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

о перечне федеральных учреждений культуры и искусства, в которых обеспечиваются условия доступности для инвалидов
(приказ Минкультуры России от 18 ноября 2015 г. № 2820);

об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых библиотеками, музеями, образовательными учреждениями, цирками, театрально-зрелищными и культурно-досуговыми учреждениями, которые направлены в качестве рекомендаций в органы управления культурой субъектов Российской Федерации для разработки на региональном уровне соответствующих планов мероприятий ("дорожных карт");

об утверждении административных регламентов (внесении изменений в административные регламенты) по предоставлению Министерством государственных услуг.

В рамках государственной программы "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы запланирована реализация следующих мероприятий:

Обеспечение субтитрирования и тифлокомментирования наиболее выдающихся отреставрированных и оцифрованных фильмов прошлых лет для цифрового кинотеатрального показа;

Разработка модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, включая детей-инвалидов, которая будет утверждена приказом Минкультуры России;

Создание Электронной библиотеки нот по системе Брайля.

В 2015 году был проведен мониторинг доступности всех типов учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры для инвалидов. С целью единообразия методов определения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры в органы управления культурой субъектов Российской Федерации и подведомственные учреждения были направлены соответствующие методические рекомендации.

Показателями доступности при проведении мониторинга стали:

доступность учреждений культуры и образовательных учреждений для инвалидов и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;

наличие доступных для лиц с нарушениями зрения версий интернет-сайтов;

наличие сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам;

количество доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ мероприятий, проведенных в учреждениях культуры;

количество творческих коллективов, в состав которых входят инвалиды и лица с ОВЗ;

количество детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, получающих образование в отрасли культуры;

количество образовательных учреждений отрасли культуры, реализующих адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы;

количество бюджетных и внебюджетных средств, направленных на улучшение условий доступности для инвалидов в 2015 году.

По результатам мониторинга:

для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудованы 66% (321 ед.) парков культуры и отдыха; 55% (431 ед.) театральных и концертных организаций; 43% (493 ед.) кинозалов; 36% (862 ед.) музеев; 30% (16 ед.) цирков; 26% (9736 ед.) культурно-досуговых учреждений; 15% (5491 ед.) библиотек; 48% (33 ед.) образовательных учреждений высшего образования отрасли культуры; 34% (76 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 24% (1102 ед.) детских школ искусств;

для инвалидов по зрению - 38% (299 ед.) театральных и концертных организаций; 32% (157 ед.) парков культуры и отдыха; 14% (434 ед.) музеев; 11% (4028 ед.) культурно-досуговых учреждений; 10% (3638 ед.) библиотек; 3,5% (2 ед.) цирков; 29% (20 ед.) вузов; 20% (46 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 14% (646 ед.) детских школ искусств;

для инвалидов по слуху - 43% (208 ед.) парков культуры и отдыха; 37% (289 ед.) театральных и концертных организаций; 25% (746 ед.) музеев; 12% (4650 ед.) культурно-досуговых учреждений; 7% (4 ед.) цирков; 26% (58 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 20% (14 ед.) вузов; 13%
(603 ед.) детских школ искусств. Только 3% (38 ед.) кинозалов имеют оборудование для кинопоказов для инвалидов с нарушениями зрения и слуха;

21% (211 ед.) кинозалов; 16% (131 ед.) театральных и концертных организаций; 6% (154 ед.) музеев; 5% (23 ед.) парков культуры и отдыха и культурно-досуговых учреждений (1713 ед.); менее 1% (292 ед.) библиотек имеют версии интернет-сайтов, в доступных для лиц с нарушением зрения форматах.

В 2015 году для инвалидов и лиц с ОВЗ в театральных и концертных организациях проведено около 40 тыс. мероприятий, при этом инвалиды принимали участие в 8 тыс. мероприятиях. В музеях Российской Федерации были организованы более 7 тысяч экспозиций (например, в музее-заповеднике А.П.Чехова "Мелихово" для лиц с нарушением зрения подготовлено 4 путеводителя по музейным экспозициям с тифлокомментариями. Путеводители выполнены в двух вариантах: с укрупненным контрастным шрифтом и в рельефно-точечном шрифте Брайля).

Инвалиды и лица с ОВЗ входят в состав около 27 тыс. творческих коллективов культурно-досуговых учреждений.

Наличие в учреждениях культуры сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам, станет обязательным с 2016 года
(с момента вступления в силу Порядков обеспечения доступности для инвалидов культурных ценностей и благ). При этом уже в 2015 году указанные сотрудники работали в 30% (2420 ед.) театральных и концертных организаций, 13% (321 ед.) музеев, 4% (1422 ед.) библиотек, 3,5% (2 ед.) цирков.

В 13 субъектах Российской Федерации (в т.ч. Республиках Чувашия, Бурятия, Самарской, Белгородской обл., Санкт-Петербурге, Москве, Пермском и Ставропольском краях и др.) реализуются 54 образовательные программы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, переподготовки) для педагогических работников и работников учреждений культуры, работающих с лицами с ОВЗ. В течение 2015 г. более 2 тыс. сотрудников отрасли культуры завершили обучение по данным образовательным программам.

Объем бюджетных и внебюджетных финансовых средств, направленных в 2015 г. на создание безбарьерной среды в учреждениях культуры и образовательных организациях, увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2014 г. и составил 1,5 млрд. рублей. Наибольшее количество средств на улучшение условий доступности для инвалидов было выделено в Московской, Калужской, Новосибирской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе (от 7 млн. до 53 млн. рублей).

В связи с улучшением условий доступности в образовательных учреждениях высшего образования отрасли культуры увеличилось по сравнению с 2014 г. количество обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ (с 0,5% в 2014 г. до 0,6% в 2015 г).

Адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы в области искусств реализуются детскими школами искусств в 45 субъектах Российской Федерации, профессиональными образовательными учреждениями - в 16 субъектах Российской Федерации, вузами - в 13 субъектах Российской Федерации.

В московском кинотеатре "Иллюзион" в целях внедрения тифлокомментирования и субтитрирования российских фильмов Минкультуры России совместно с ОАО "Научно-исследовательский ордена Трудового Красного Знамени кинофотоинститут" размещены разработанные в 2014 г. типовые решения и экспериментальные образцы комплексов аудиовизуальной помощи для инвалидов по зрению и слуху при осуществлении кинопоказа.

В рамках Федеральной целевой программы "Культура России
(2012 - 2018 годы)" в 2015 г. были проведены фестивали, мероприятия в области народного творчества, осуществлены постановки спектаклей, концертных программ, в которых принимали участие инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. На данные мероприятия в целом было выделено около 10 млн. рублей.

Среди наиболее значимых мероприятий - музыкальный фестиваль "Белая трость", III Международный театральный фестиваль "Одинаковыми быть нам не обязательно", программа "Театр+общество", межрегиональный социально-творческий проект для незрячих и зрячих людей "Рельефы цвета", постановка детского спектакля с сурдопереводом для детей с ограниченными возможностям (Томская обл.).

В числе мероприятий и проектов 2015 г., проведенных подведомственными Минкультуры России учреждениями следует отметить:

Создание многоформатного издания для слепых людей, посвященное постановке пьесы "Дядя Ваня" в московском Театре "У Никитских ворот";

Проведение фестиваля книг, отпечатанных шрифтом Брайля, "Я вижу руками", благодаря которому в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (на ВДНХ) была организована специальная экспозиция книг для слепых и слабовидящих людей;

Проведение международного симпозиума "Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческой реализации личности", в рамках которого работали дискуссионные площадки, состоялись выставки, концерты и мастер-классы;

Реализация научно-образовательных программ, программ творческой реабилитации и социальной адаптации "Печной изразец в искусстве смоленских мастеров XVII-XIX вв.", разработанной с множеством тактильных элементов (Музей-заповедник "Хмелита"), "Светлый мир", "Я приведу музей к тебе!";

Спектакль "Прикасаемые" с участием слепоглухих актеров (организаторы - Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина (Александринский) и Фонд поддержки слепоглухих "Соединение").

Подведомственными Минкультуры России образовательными учреждениями проводились благотворительные концерты и театральные показы для детей и лиц с ОВЗ в домах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах в сотрудничестве с отделами социальной защиты и общественными благотворительными организациями.

В числе значимых мероприятий - Байкальская летняя творческая школа для одаренных детей с ограниченными возможностями по слуху "Байкальские фантазии", фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими заболеваниями "Другие".

В Республике Алтай в рамках ведомственной целевой программы "Формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры" проведена паспортизация и оборудование ряда учреждений культуры необходимыми техническими средствами (тревоженными кнопками, пандусами, поручнями). В Волгоградской области адаптация объектов культуры осуществляется в рамках государственной программы Волгоградской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения Волгоградской области". В Мурманской области реализуется региональная программа "Модернизация учреждений культуры, искусства, образования в сфере культуры и искусства Мурманской области". Программа "Социальная поддержка граждан на 2014 - 2018 годы" с подпрограммой "Доступная среда" разработана в Новгородской, Ленинградской, Иркутской, Вологодской областях и других регионах.

Однако, несмотря на значительную проделанную работу в области нормативно-правового обеспечения, создания условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждениях культуры, проведения реабилитации инвалидов средствами искусства, необходимо:

продолжать работу по созданию условий доступности в учреждениях культуры и образовательных организациях отрасли культуры, предусматривая на этого средства в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования;

увеличить количество творческих мероприятий в доступных для инвалидов форматах, в т.ч. экспозиций с возможностью тактильного ознакомления с предметами, спектаклей и иных зрелищных мероприятий с сопровождением субтитрирования и тифлокомментирования.

Работа по созданию условий доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ОВЗ требует в дальнейшем совместных усилий федеральных органов власти, органов управления культурой субъектов Российской Федерации и общероссийских общественных организаций инвалидов, негосударственных организаций, предоставляющих услуги в сфере культуры.

Выводы и предложения

Российское общество все больше осознает значимость народной культуры, которая является важнейшей составляющей частью общественно-политической жизни государства, способствует консолидации граждан и взаимопониманию между народами многонациональной России, укрепляет духовную связь поколений.

Работа в сфере социально-культурной деятельности осуществляется с учетом имеющегося уникального опыта, накопленного центрами и домами народного творчества.

В 2016 году Минкультуры России будет решать задачу по обеспечению обратной связи с региональными отраслевыми структурами в форме социально-культурного мониторинга, фиксирующего проблемы и результаты реализации «Основ государственной культурной политики».

В целях пропаганды российского народного искусства за рубежом Минкультуры России будут обеспечены подготовительные мероприятия по проведению в 2020 году в Республике Башкортостан VI Всемирной Фольклориады под эгидой международной организации «Международный Совет организаторов фестивалей фольклора и традиционного искусства – СИОФФ (CIOFF)», являющейся официальным партнером ЮНЕСКО. Также усилится взаимодействие с зарубежными экспертами по привлечению их в состав жюри ключевых всероссийских и международных конкурсов народного творчества, проходящих на территории Российской Федерации.

Будет продолжена работа по развитию клубных учреждений, привлечению граждан страны к участию в работе творческих коллективов, а также подготовлена Концепция клубного дела в Российской Федерации с определением стратегических задач развития каждого из направлений клубной деятельности с учетом многообразия типов учреждений (дома ремесел и фольклора, национально-культурные и этнокультурные центры).

Государственное казенное учреждение культуры «Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых»

для учреждений культуры по созданию условий для участия инвалидов в культурной жизни общества


Общие положения

По отношению к людям, имеющим инвалидность, не в полной мере реализовано право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и в творческих процессах, относимое к основным правам личности и гарантируемое государством. И речь идет не только о доступности культурных учреждений и услуг. Вопрос касается создания полноценной среды и условий, при которых творческая деятельность инвалида, его творческие достижения становятся достоянием широкой аудитории, всего общества. Анализ работы различных общественных организаций в РФ, которые занимаются развитием культурно-творческой деятельности лиц с инвалидностью, обозначил целый ряд общих проблем:

1. Отсутствие у многих работников учреждений культуры навыков работы как с детьми, так и со взрослыми, имеющими разнообразные физические ограничения.

2. Отсутствие общего информационного пространства между организациями, работающими в релевантной сфере, недостаточность информированности детей, их родителей, общественности о реабилитационных мероприятиях средствами культуры и искусства.

3. Отсутствие связи и передачи богатого опыта в занятиях творчеством между коррекционными образовательными учреждениями, учреждениями и культурно-досуговыми учреждениями.

4. Неготовность общества и государственных структур оценивать подобную деятельность в контексте культурного явления.

Представленная методика призвана стать основой:

Объективизации и систематизации информациио доступности культурных объектов и их услуг в приоритетной для инвалидов сфере жизнедеятельности с учетом их потребностей и при активном участии;

Разработки обоснованных управленческих решений - планов и программ обустройства учреждений культуры и развития их услуг с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения; объективного контроля и оценки эффективности их реализации.

Конвенции о правах инвалидов (ООН) (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006, подписана Россией в 2008 году, ратифицирована 03.05.2012 года.);

Законом Российской Федерации «О инвалидов в РФ» (Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ, с изм. от года);

Государственной программой РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000, новая редакция утв. Распоряжением Правительства РФ от 01.01.2001 г.).

Основным учётным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта культурной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является «Паспорт доступности объекта культуры».


Рекомендации

по созданию физических условий для посещения инвалидами учреждений культуры

Согласно статье 30 Конвенции о правах инвалидов (вступила в действие 3 г., подписана Российской Федерацией 2008 г.) "государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды:

Имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах; имели доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах; имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Для реализации данных мер необходимо:

Провести паспортизацию объекта, для чего:

Назначенный специалист по работе с инвалидами совместно со специалистами технических служб учреждений культуры проводит мониторинг прилегающей к объекту территории и помещений, которые посещают инвалиды, на предмет их соответствия требованиям доступа к зданиям и сооружениям в соответствии со следующими документами:

- "СНиП 35-01-2001". Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации "Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан";

- "СП 35-101-2001". Свод правил по проектированию и строительству "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";

ГОСТ Р 51631-2000. Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов;

ГОСТ Р 51764-2001. Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования;

ГОСТ Р 52875-2007. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования.

При строительстве новых или реконструкции старых объектов культуры можно руководствоваться вышеуказанными градостроительными документами. В них описаны требования, которые должны выполняться при строительстве пандусов, съездов с бордюрных камней, поручней и т. д.

Наиболее важны следующие требования:

При входе в учреждение культуры при наличии лестницы обязательно должен быть пандус;

Ширина пандуса не должна быть меньше 0,9 м, уклон не больше 10°;

Около пандуса должны быть поручни, параллельные пандусу и выступающие за длину пандуса на 0,3 м;

Поручни должны быть круглого сечения диаметром не менее 3 и не более 5 см;

Поверхность поручней пандусов должна быть непрерывной по всей длине и строго параллельна поверхности самого пандуса;

В начале и конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной не менее 1,4-1,5 м;

Входные двери в здание и экспозиционные залы, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м;

В местах перепада уровней, превышающих 4 см, между горизонтальными участками пола в здании следует предусмотреть устройство пандуса;

Лифт должен иметь ширину дверей не меньше 0,9 м, может быть установлен специальный подъемник. Целесообразно оснастить лифт звуковым тифлоиндикатором (озвучивающий информацию о движении лифта), кнопками управления с рельефно-точечными обозначениями для слепых;

Все лестницы должны быть снабжены с двух сторон поручнями, чтобы спускающийся и поднимающийся не мешали друг другу. Кроме того, поручни служат ориентирами на лестнице для слепых. Расстояние между поручнем и стеной в свету должно быть не менее 40-45 мм; поручни должны быть надежно и прочно закреплены; концы поручней должны быть либо скруглены, либо прочно прикреплены к полу;

Высота охватываемой поверхности поручня должна быть: для верхнего поручня - 900 мм (поручень для взрослых), для нижнего поручня - 700-750 мм (поручень для детей и подростков);

Поверхность поручней не должна перекрываться стойками, другими конструктивными элементами или препятствиями;

Первая и последняя ступени лестниц должны быть окрашены в контрастные цвета и иметь рифленую поверхность в интересах инвалидов по зрению;

Подходы к отдельно стоящим экспонатам и должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла коляски на 90° - не менее 1,2 м. Если в экспозиции размещены компьютеры или интерактивные комплексы, их высота не должна превышать 1,2 м, а свободное пространство перед ними не менее 0,9 x 1,5 м;

Должен быть оборудован хотя бы один туалет для инвалидов на колясках (большая ширина дверей и кабины, поручни, раковина в кабине); в туалете для инвалидов следует предусмотреть установку кнопки вызова персонала, которой можно пользоваться с унитаза или от двери.

Обеспечить ситуационную помощь:

Если учреждение культуры является частично доступным, возможно применение ситуационной помощи.

Ситуационная помощь применяется:

Для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций организма и (или) структур, связанных с движением, в том числе с использованием кресел – колясок;

Для инвалидов со стойкими нарушениями функции зрения и (или) структур глаза, а также со стойким одновременным нарушением функций зрения и слуха;

Для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций обеих верхних конечностей и (или) их структур;

Для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции слуха и (или) структур органов слуха;

Для инвалидов со стойким нарушением психических функций и (или) структур головного мозга.

При входе в учреждение культуры на видном месте должна быть расположена схема или выдаваться памятка, по которой инвалиды на колясках могут составить представление о наличии и размещении в здании доступных для них лифтов, туалетов, телефонов и т. д. В залах и на объектах должны быть размещены соответствующие пиктограммы.

Для слепых посетителей полезно иметь макеты, рельефно-графические планы учреждения культуры, брайлевские этикетки, схемы экспозиции.

Специалисту по работе с инвалидами необходимо иметь телефоны организаций, предоставляющих услуги сурдопереводчика для глухих, а также специально оборудованного для инвалидов транспорта, в том числе социального такси.

На веб-сайте учреждения культуры можно открыть страничку, информирующую посетителей об оказываемых на объекте услугах инвалидам и о созданных условиях для посещения учреждения культуры инвалидами.

Специалисту по работе с инвалидами необходимо наметить и принять меры совместно с другими специалистами учреждений культуры по доработке оформления выставок, экскурсий, экспозиций и выбору экспонатов для представления инвалидам (особенно слепым) в качестве образцов, помогающих инвалидам получить представления о той части экспозиции или выставки, которая размещена в закрытых витринах.

Допускается применение макетов, муляжей, рельефных рисунков, схем и планов (в том числе масштабных моделей архитектурных сооружений, животных, растений, транспорта, образцов оружия и т. п.).

Некоторые требования к оформлению экспозиций, выставок и пр. в интересах инвалидов разных категорий:

Если это интерактивный комплекс или экспонаты, которые приводятся в действие посетителями, то расположение клавиш, кнопок управления и т. п. должно быть рассчитано на инвалида в коляске (не выше 100 см и не ниже 45 см);

Расположение текстовых материалов не должно быть слишком высоко. Однако, если это требование невыполнимо, шрифт выбирается достаточно крупный.

Полезно учитывать, что крупная печать, ясные указатели и краткие тексты с хорошим цветовым и тоновым контрастом облегчат доступ к информации как слабовидящим инвалидам, так и всем посетителям.

Особо сложными являются случаи ознакомления с экспозицией, выставкой и пр. тотально слепых посетителей, поскольку для их восприятия недоступны экспонаты в закрытых витринах. Для данной категории посетителей должен быть обеспечен доступ к открытым экспонатам, прочным, допускающим осмотр «на ощупь». Возможны два варианта таких экспонатов:

1) интерактивный, предназначенный для всех посетителей, которые его активно ощупывают, трогают и т. п.;

2) открыто стоящие экспонаты, которые можно "смотреть" на ощупь только посетителям с ослабленным зрением.

Лучше всего применение обоих вариантов. Важно, чтобы экспонаты, доступные слепым для осмотра, были снабжены не только обычной этикеткой, но и этикеткой, напечатанной рельефно-точечным шрифтом Брайля. Брайлевские этикетки лучше изготавливать на прозрачном носителе и налагать их на обычные этикетки, экономя тем самым место и не нарушая дизайна экспозиции.

В случае создания специальной экспозиции или выставки для слепых посетителей она должна играть роль дополнения к основной экспозиции или выставке учреждения культуры. Полезно эти экспозиции или выставки делать передвижными с расчетом их доставки в такие учреждения, как дома престарелых, интернаты для детей-инвалидов, больницы, центры социального обслуживания и т. п., в том числе на массовые мероприятия, которые проводят общественные организации инвалидов.

Каждый сотрудник учреждения культуры должен помнить о праве доступа всех посетителей к культурным ценностям и об этичном отношении к инвалидам. Обслуживание этой категории посетителей имеет свою специфику. Ниже приводятся особенности работы с разными категориями инвалидов в учреждениях культуры.


Рекомендации по работе с разными категориями инвалидов
    Работа с посетителями с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Данная группа не должна превышать 8-10 человек, иначе возможны сложности при осмотре витрин, так как инвалидные коляски довольно широкие.

Заранее позаботиться, чтобы пандус при входе в учреждения культуры был чистый и не скользкий, не загорожен посторонними предметами;

Проходы между залами и в залах не сужены случайными предметами: стульями, стойками и т. п.;

Таблички с указанием расположения специального туалета должны быть на видном месте. Если невозможно организовать туалет, то время мероприятия не должно превышать 30 минут;

При проведении экскурсии лучше, если лица экскурсовода и экскурсанта расположены на одном уровне, удобнее всего сесть или отойти немного назад, чтобы инвалидам не надо было запрокидывать голову.

    Работа с посетителями с особенностями развития интеллекта и эмоционального реагирования

Главное, что необходимо иметь в виду работникам учреждений культуры перед встречей с данной группой посетителей, у таких посетителей тоже есть потребность в развитии и получении новой информации.

Часто эти люди имеют свой особенный взгляд на окружающую их действительность. Необходимо разговаривать с ними не как с больными людьми, а с уважением, спокойным тоном голоса, не допуская резкости. Не следует вступать с ними в дискуссии и спорить. Если чья-либо точка зрения сильно отличается от общепринятой, можно просто сказать, что она тоже имеет право на существование.

Текст экскурсии или беседы для людей с особенностями интеллектуального развития не должен быть перегружен слишком сложной информацией: цифрами, научными терминами, цитатами. При этом фразы должны быть короткими, внятно произнесенными. Желательна четкая медленная речь говорящего.

В некоторые моменты такие люди могут испытывать эмоциональные срывы, быть возбудимыми и неуравновешенными. Необходимо учитывать эти состояния и стараться успокоить их, вести себя дружелюбно, спросить их о том, чем можно им помочь. Важно быть , доброжелательными и предупредительными с данной категорией посетителей.

Хорошо заранее получить у организаторов информацию о группе, состоянии здоровья посетителей учреждения культуры и предпочтительном выборе темы или маршрута экскурсии (то есть что именно для этой группы наиболее интересно). Например, не стоит стремиться осмотреть сразу всю экспозицию, лучше сделать акцент на наиболее важных или наиболее интересных для данной группы ее частях, так как иначе экскурсанты могут переутомиться.

Группа таких посетителей нуждается в строго подходе в каждом конкретном случае. Важно учитывать степень нарушения здоровья, возраст посетителей и размер группы. При допустимом количестве до 20 человек на группу должно быть не менее 2 сопровождающих. Чем сложнее особенности развития посетителей, тем меньше должна быть группа.

- работа с посетителями с проблемами речи

В общении с такими людьми главное быть терпеливым, не перебивать и не поправлять их. Не создавайте ощущения, что вы их игнорируете. По ходу разговора нужно смотреть им в лицо, поддерживая визуальный контакт. Речь должна быть конкретизирована, не следует использовать сложные предложения. Задаваемые посетителям вопросы должны быть конкретными, требующими простых ответов или кивков головы. Не следует спешить за такого посетителя, может оказаться, что он был неправильно понят.

- работа с посетителями с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые присущи людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникнуть у людей с повреждением спинного мозга.

Оказывать помощь таким людям надо, предварительно выяснив, нуждаются ли они в ней, не привлекая общего к ним внимания. В некоторых ситуациях навязываемая помощь будет им только мешать. По ходу экскурсии, беседы не следует отвлекаться на непроизвольные движения инвалида. Желательно, чтобы вокруг такого человека было свободное пространство. Если в руки инвалида дают какой-либо предмет, желательно подстраховывать предмет от падения.

В отдельных случаях такие люди имеют дополнительно и проблемы с речью. Тогда нужно пользоваться рекомендациями, приведенными выше.

Работа с посетителями с проблемами слуха

Учитывая, что есть люди слабослышащие и есть глухие, необходимо предварительно выяснить состав группы. Надо правильно привлекать внимание. Для этого, если посетитель слабослышащий, к нему надо обратиться по имени, если глухой - положить ему руку на плечо или слегка похлопать по руке. Если посетители обладают достаточным остатком слуха, вполне допустимо пользоваться словесной речью. При этом необходимо говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить четко.

Важно, чтобы во время общения не мешали посторонние источники шума. Во время работы нужно встать так, чтобы было видно лицо говорящего и особенно губы. Во время разговора следует использовать простые фразы. Если в группе окажутся глухие, необходимо воспользоваться услугами переводчика-жестовика (сурдопереводчика).

Такая группа не может быть больше 10 человек, особенно, если нужен сурдопереводчик.

- работа с посетителями с проблемами зрения

Это одна из самых тяжелых форм инвалидности. Известно, что главной их проблемой являются очень ограниченные возможности восприятия информации от окружающего мира. Различают три формы слепоты:

Тотальная слепота;

Остаточное зрение;

Слабовидение.

Необходимо предварительно выяснить степень потери зрения - видят ли предметы или их очертания, обладает ли кто-нибудь из них светоощущением или они не видят ничего, и, основываясь на этом, уже строить работу. Обычно группы бывают смешанными. Незрячие могут получать информацию несколькими доступными им способами:

Самостоятельно на ощупь (например, с помощью шрифта Брайля);

На слух (например, с помощью аудионосителей);

С помощью зрячего человека.

Слепые имеют большие трудности с передвижением в пространстве, но могут передвигаться самостоятельно с помощью трости или с сопровождающим.

Полезно знать несколько правил для сопровождающего.

Незрячий держится за руку спутника (или берет его под руку, или придерживается его руки чуть выше локтя), располагаясь при этом на полшага сзади. Сопровождая слепого, нельзя делать резких движений, следует заранее предупреждать о препятствиях, слегка приостанавливаясь перед ними. При встрече нужно называть себя, говорить с незрячим спокойным голосом, глядя ему в лицо без жестов и мимики, больше используя речь. Если идет общая беседа в группе, обращаясь к посетителю, нужно назвать его по имени. Важно избегать расплывчатых определений, описаний и рекомендаций. Не нужно предлагать незрячему убрать трость при ходьбе с сопровождающим, так как трость помогает ему получать дополнительную информацию. Если экскурсовод заметил, что инвалид по зрению нуждается в помощи, следует ему предложить свои услуги и не обижаться в случае отказа от помощи. Заканчивая разговор, слепого предупреждают о своем уходе. В разговоре правильнее обращаться к самому слепому, а не к сопровождающему.

Важно учитывать, что техника тактильного показа слепому заключается в том, что его подводят к экспонату и кладут руку, лучше обе руки на предмет, и позволяют спокойно его изучить, давая четкое объяснение тому, что оказывается под пальцами. Не следует водить руку слепого по "осматриваемому" предмету, желательно его не торопить. Необходимо, чтобы каждый посетитель в группе получил возможность познакомиться с выставкой, экспонатами. Необязательно стремиться представить слепому всю подборку, лучше дать возможность основательно изучить наиболее характерные или интересные предметы из представленной коллекции.

Будет правильно в процессе рассказа называть цвета экспонатов, у многих есть остаточное зрение или представление о цвете. Вполне уместно пользоваться глаголом "посмотрите". Не следует подменять его глаголом "пощупайте".

Важно иметь в виду, что в настоящее время все больше выявляется инвалидов с сочетанной патологией. Например, проблемы слуха и опорно-двигательного аппарата; инвалид по зрению на коляске; инвалид по слуху и зрению. В подобных случаях руководствуйтесь соответствующими пунктами инструкции.

- работа со слепоглухими посетителями:

Такое поражение двух самых главных чувств восприятия человека не всегда бывает полным. Часто при полной глухоте человек пользуется остаточным зрением. Иногда при полной потере зрения может пользоваться остатком слуха. Для людей с врожденной слепоглухотой используются невербальные (несловесные) средства общения - жесты, картинки, реальные предметы. Если у человека утрачена возможность визуально воспринимать жестовые сообщения, то используется контактная форма проявления жестов.

В этом случае необходимо сопровождение общения тифлосурдопереводчиком. Если нет такой возможности, самое простое средство общения со слепоглухим - это письмо на ладони - дермография. Есть два способа использования дермографии: пальцем слепоглухого человека либо тупым концом ручки или карандаша писать печатные буквы на ладони воспринимающего речь; писать буквы пальцем воспринимающего речь на плоской ровной поверхности.

Группа таких посетителей должна быть не больше 3 человек с сопровождающими. Для слепоглухих наибольшую ценность представляет текстовый вариант беседы, экскурсии, напечатанный шрифтом Брайля. Оформить такое пособие могут в ближайшей библиотеке для слепых.

Общие правила общения с инвалидами:

Следует использовать все общепринятые правила этикета.

При встрече с инвалидом сотрудник учреждения культуры первым называет себя и первым протягивает руку (если нет правой руки, можно пожать левую).

Необходимо обращаться непосредственно к инвалиду, а не к сопровождающему или переводчику.

Предлагая помощь инвалиду, следует убедиться, что он готов ее принять. Не нужно стесняться вопроса, каким образом лучше ее оказать.

Не нужно обижаться, если инвалид от помощи отказался.


Рекомендации по основным формам работы с инвалидами в учреждениях культуры

1. Вечера общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха).

2. Концертные благотворительные мероприятия и спектакли (даже на платные мероприятия многие учреждения культуры оставляют бесплатные билеты для инвалидов).

3. Вечера знакомств для детей, целью которых служит помочь детям инвалидам обрести новых друзей. Нередко такие вечера проводятся совместно со здоровыми детьми. Дети-инвалиды, участвуя с ними в продуманных конкурсах (чаще всего интеллектуальной или познавательной тематики) учатся чувствовать себя такими же нормально развитыми умственно, как и здоровые дети.

4. Вечера знакомств для взрослых, целью которых служит помощь инвалидам в подборе пары и создании семьи.

5. Тематические беседы и встречи со специалистами (врачами, представителями профессий, представителями организаций).

6. Фестивали творчества инвалидов главными своими задачами видят расширение всесторонних культурных связей и создание условий для полноценной духовной жизни людей с ограниченными возможностями, их реабилитации и интеграции в общество через культуру и искусство.

К задачам подобных фестивалей можно отнести:

Привлечение широких кругов к активному участию в культурной жизни общества;

Стимулирование развития профессионального и любительского творчества, особенно среди людей с ограниченными возможностями здоровья;

Привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности людей с ограниченными возможностями как средству их самовыражения и реализации;

Выявление молодых талантов, поддержка творчески одаренных детей и молодежи;

Расширение творческих контактов людей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых людей;

Изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями как равноправным участникам культурного процесса.

В реализации фестивалей используется интеграционный подход, объединяющий всех участников на основе общих интересов вне зависимости от их физических возможностей.

Проведение мастер-классов, открытие постоянно действующих выставок творческих работ людей с ограниченными возможностями здоровья - эти и другие мероприятия, несомненно, влияют на развитие художественного творчества людей с ограниченными возможностями здоровья и способствует созданию равных возможностей для их участия в культурном процессе и жизни общества.

7. Библиотерапия и ее культурная реабилитационная направленность в своей основе осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные и поэтические вечера, чтения вслух, просмотр фильмов и их обсуждение, прослушивание живой книги, выставки и презентации книг, и конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Вся работа ведется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Для слепых и слабовидящих пользователей проводится обучение:

Системе Брайля;

Навыкам ориентации в пространстве;

Базисным операциям работы на компьютере с помощью программы JAWS.

Все это обеспечивает им абсолютную независимость, как в получении, так и в передаче информации и ставит их на один уровень со зрячими, позволяя им в полной мере реализовать свои интеллектуальные возможности.

Для глухих и слабослышащих пользователей предлагается:

Сурдоуслуги;

Сурдоперевод при просмотре фильмов, чтении книг, консультациях, тренингах;

Помощь по сурдопереводу в других организациях и учреждениях.

8. Одним из направлений культурной реабилитации является арттерапия. Арттерапия - это лечение прикладным художественным творчеством. Главная цель этой методики - убедить человека с ограниченными возможностями в том, что он способен создать что-то интересное художественно-прикладное, что он не хуже других. Это способствует укреплению уверенности в себе, выработке положительного отношения к труду. Арттерапия - это любая творческая деятельность (любое рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено.

Арттерапия особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствам в наибольшей степени обладает рисование (изотерапия).

9. Природотерапия - это направление в реабилитации посредством общения с природой. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых человеку с тяжелыми нарушениями здоровья.

Зная о снижении работоспособности инвалидов, при проведении культурной реабилитации необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных ресурсов.

Доброжелательная атмосфера чрезвычайно важна для проведения реабилитации, она должна быть дружеской, соответствовать поведению и взглядам людей, давать им чувствовать себя как дома, облегчить пребывание в новой обстановке, вселить уверенность, что им действительно рады.

Культурная реабилитация предполагает максимальное развитие всех форм досуговой активности инвалидов. В этой связи широкими возможностями обладает их самодеятельное творчество. Творчество инвалидов должно рассматриваться не только как форма и метод их реабилитации, а как неотъемлемая часть общей культуры общества, его нравственного здоровья и как один из важнейших инструментов интеграции инвалидов.


Руководствуясь пунктом 9 Приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2060; 2015, № 9, ст. 1331), а также в целях создания условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества наравне с другими приказываю:

возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;

оборудование санитарно-гигиенических помещений в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

2. Музеи дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, доступность основной экспозиции музея с учетом особенностей каждой категории инвалидов;

организацию специальных выставок для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции;

размещение элементов управления интерактивными экспонатами на высоте от 45 см до 100 см от пола для возможности управления ими инвалидами, использующими кресла-коляски;

использование комбинированного (местного и общего) освещения при подсветке экспонатов;

наличие в каждом разделе композиции не менее 4 экспонатов (или их эквивалентов), доступных для тактильного восприятия инвалидами по зрению;

наличие этикеток к ключевым экспонатам экспозиции, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля, и рельефно-графических изображений ключевых экспонатов экспозиции, доступ к которым закрыт;

проведение экскурсий специалистами музея, прошедшими специальное обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам, для групп с рекомендуемой численностью:

8 - 10 человек - для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

до 20 человек - для лиц с нарушением ментального развития и эмоционального реагирования (при двух сопровождающих);

до 10 человек - для лиц с нарушениями слуха (при участии переводчика русского жестового языка);

до 10 человек - для слабовидящих;

до 5 человек - для тотально слепых;

до 3 человек - для слепоглухих (при сопровождающем на каждого инвалида).

3. Библиотеки дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

наличие аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих возможность работы со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи персонального компьютера с установленным набором специализированного программного обеспечения (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь);

наличие увеличителей, позволяющих лицам с нарушением зрения читать печатные издания;

наличие тифлофлэшплееров, предназначенных для чтения цифровых «говорящих» книг в специальном защищенном формате.

4. Организации исполнительских искусств дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

наличие комплекта оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования, включая наборы радиогарнитуры для профессиональных тифлокомментаторов, цифровой передатчик, цифровой ИК-приемник, блок управления системой, наушники и т.д.;

наличие FM-систем со вспомогательным оборудованием, включая микрофоны и FM-приемники;

наличие табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования для подключения.

5. Кинотеатры дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

возможность размещения инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012;

наличие комплекта оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов.

_____________________________

* Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 465).

Обзор документа

Определены требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

Речь идет о музеях, библиотеках, кинотеатрах и других учреждениях. Они предоставляют инвалидам возможность самостоятельно или с помощью сотрудников передвигаться по территории объекта. Оборудуются в соответствии с установленными требованиями санитарно-гигиенические помещения, дублируется звуковая и зрительная информация, участвует сурдопереводчик и тифлосурдопереводчик.

Музеи дополнительно организовывают спецвыставки для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции, проводят экскурсии с помощью специально обученных специалистов.

У библиотек, помимо прочего, должны быть аппаратно-программные комплексы (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь), увеличители, тифлофлэшплееры для чтения цифровых "говорящих" книг.

Кинотеатры размещают инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах, применяют тифлокомментирование и др.