Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Слишком сильное возбуждение – это плохо. Повышение возбудимости коры головного мозга Процессы возбуждения в головном мозге

является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий тормо­жение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции.

Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рас­сеянности называется подлинной рассеянностью. Произвольное внимание челове­ка, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недо­статочной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под дей­ствием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения.

Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее рас­стройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физиче­ское или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количе­ство полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интере­сов.

14.4. Развитие внимания

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы раз­вития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизволь­ного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температу­ры и т. п.

Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот.

Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное вни­мание уже достаточно развито.

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу пер­вого - началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребен­ка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться созна­тельность.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В про­цессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам и; ры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно

Глава 14. Внимание 371

с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непро­извольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством пред­метов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предмета­ми - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и вни­мание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное вни­мание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раз­дражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, - он еще плохо владеет свои­ми чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длитель­но и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В про­цессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине.

У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит опреде­ленные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролиро­вать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, за­хватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом воз­расте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы при­влечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время зани­маться определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Од­нако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические измене­ния, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляе­мостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспри­нимаемой информации и впечатлений школьника.

Л. С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с пер­вых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойства­ми приковывают его внимание. С другой стороны - это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-ука­заний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внима­ние возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью

Здоровый человек взаимодействует с миром благодаря раздражительности (ирритации) – свойству нервной системы отвечать на раздражители окружающей природы и формировать на него физиологический ответ. Однако различные мозговые заболевания повреждают нервную ткань, отчего ирритация в коре появляется самостоятельно, без внешних стимулов.

Что это такое

Ирритация коры головного мозга – патологическое состояние, проявляющиеся в виде спонтанного образования очага раздражения и возбуждения в определенной области коры головного мозга. Симптомы ирритации определяются локализацией патологического состояния.

Следует различать нормальную ирритацию – раздражение нервных волокон в ответ на внешний стимул и формирование адекватного ответа. Например, при воздействии яркого света на глаза сокращается зрачок (уменьшает поступление фотонов) в результате ирритации зрительного нерва. Патологическая же ирритация – это спонтанное раздражение, не имеющее очевидного происхождения и приводящее к ухудшению качества жизни больного.

Ирритация не входит в список самостоятельных заболеваний, ее нет в Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра. Раздражение коры головного мозга выступает как проявление основной патологии, например, опухоли подкорковых структур.

Ирритация бывает очаговой, когда раздражение присутствует в отдельном участке коры (в зрительной или лобной) и диффузной (раздражается вся кора).

Ирритация коры головного мозга также бывает:

  1. Бессимптомной – раздражение коры может не доходить до порогового уровня и не вызывать признаков заболевания.
  2. Симптоматической – раздражение входит в порог чувствительности и определяет клиническую картину.

Причины

Патологическая ирритация коры головного мозга имеет такие причины:

  • Воспалительные болезни нервной системы: нейросифилис, герпетический энцефалит, .
  • Осложнения основных заболеваний: малярия, краснуха, корь, .
  • Нарушение кровообращения в мозгу: атеросклероз, транзиторная ишемическая атака, эмболия.
  • Нарушение внутричерепного давления вследствие опухоли.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясение, ушиб.
  • Дислокационный синдром.
  • Вредные привычки.
  • Работа и проживание в загрязненных условия.

Симптомы

Признаки ирритации коры определяются локализацией раздражения. Симптомы непосредственно связанны с областью коры, где возникает очаговая спонтанная ирритация:

  1. Лобная зона. Сопровождается возникновением двигательных реакций. Сокращение мышцы зависит от места раздражения в прецентральной лобной извилине. После раздражения лобного участка могут появиться сложные двигательные паттерны: больной начнет завязывать шнурки в воздухе.
  2. Височная область. Появляются слуховые простые (акоазмы) и сложные галлюцинации, сопровождающиеся голосом комментирующего содержания.
  3. Затылочная зона. Сопровождается простыми (фотопсии) и сложными зрительными галлюцинациями. Фотопсии – это секундные галлюцинации: вспышки света, маленькое пятнышко. Сложные галлюцинации состоят из образов, содержание которых определяется внутренней психической жизнью пациента.
  4. Теменная зона– область общей чувствительности. Возникают покалывание, онемение, ползанье мурашек в разных частях тела. Раздражение в этой области также сопровождается извращенными ощущениями прикосновения, боли, жара или холода.

Диффузная ирритация коры сопровождается малыми (petit mal) и большими (grand mal) судорогами.

К малым припадкам относятся миоклонические судороги отдельных мышц. Сокращение мускула характеризуется ритмичностью и отсутствием осложнений. Petit mal также проявляется абсансами – кратковременными выключением сознания при сохранении тонуса мышц всего тела. После 20-30 секунд «выключения» больные приходят в себя и продолжают свою работу. Они не знают, что только что вышли из сознания.

Grand mal состоит из нескольких последовательных стадий:

  • Предвестники. За день до обширных судорог люди ощущают недомогание, головную боль. Они плохо спят.
  • Аура. За 30-40 минут больные жалуются на неопределенные по области боли в животе, руке или в сердце.
  • Тоническая фаза. Человек теряет сознание, падает. Вся мускулатура тела сокращается одновременно и синхронно. Цвет кожи синеет, дыхание неравномерное. Длительность – не больше 60 секунд.
  • Клоническая фаза. Все мышцы тела сокращаются неравномерно, несинхронно, хаотично: каждый мускул сокращается по отдельности. Длится 1-2 минуты.

В общем весь большой судорожный припадок длится до 3 минут. После последней фазы мышцы расслабляются, пациент уходит в глубокий сон. После пробуждения у него наблюдается дезориентация и ретроградная амнезия (не помнит, что было до припадка).

Диагностика и лечение

Ирритация коры головного мозга диагностируется с помощью электроэнцефалографии. Суть метода – регистрация биопотенциалов головного мозга, которые создают волны и ритмы, имеющие частоту и колебания. Они и имеют диагностическое значение. Как проявляется ирритация:

  1. Амплитуда альфа-ритма неравномерная.
  2. Вольтаж бета-волн увеличивается в 2-3 раза.
  3. Волны заостряются.

По внешним признакам на ЭЭГ раздражение коры напоминают эпилептические мозговые изменения.

Патологическое раздражение коры корригируется лечением основного заболевания, так как ирритация не является основной болезнью. Например, если спонтанное возбуждение сформировалось от инфекции, – пациенту назначаются противовирусные или антибактериальные средства.

Назначается симптоматическая и общеукрепляющая терапия:

  • Средства, направленные на улучшение реологических свойств крови.
  • Ноотропные препараты, улучшающие микроциркуляцию в головном мозгу.
  • Коррекция липидного обмена (жиры вызывают образование бляшек по ходу артерий).
  • Коррекция и стабилизация сна.
  • Противотревожный и успокаивающие средства для снятия беспокойства и мышечного спазма, если он есть.

Торможение условных рефлексов

Для обеспечения приспособления и адекватного поведения необходимы не только способность к выработке новых условных рефлексов и их длительное сохранение, но и возможность к устранению тех условно-рефлекторных реакций, необходимость в которых отсутствует. Исчезновение условных рефлексов обеспечивается процессами торможения. По И.П.Павлову, различают следующие формы коркового торможения: безусловное, условное и запредельное торможение.

Безусловное торможение

Этот вид торможения условных рефлексов возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения. Безусловное торможение может быть внешним и запредельным. Внешнее торможение возникает под влиянием нового раздражителя, создающего доминантный очаг возбуждения, формирующего ориентировочный рефлекс. Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что, затормаживая текущую условно-рефлекторную деятельность, оно позволяет переключить организм на определение значимости и степени опасности нового воздействия. Посторонний раздражитель, оказывающий тормозящее влияние на течение условных рефлексов, называется внешним тормозом. При многократном повторении постороннего раздражителя вызываемый ориентировочный рефлекс постепенно уменьшается, а затем исчезает и уже не вызывает торможения условных рефлексов. Такой внешний тормозящий раздражитель называется гаснущим тормозом. Если же посторонний раздражитель содержит биологически важную информацию, то он всякий раз вызывает торможение условных рефлексов. Такой постоянный раздражитель называется постоянным тормозом.

Биологическое значение внешнего торможения - обеспечение условий для более важного в данный момент ориентировочного рефлекса, вызванного экстренным раздражителем, и создание условий для его срочной оценки.

Условное торможение (внутреннее)

Оно возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Его называют внутренним, потому что оно формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Условное торможение требует для выработки определенного времени. К этому виду торможения относятся: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз и запаздывающее.

Угасательное торможение развивается в тех случаях, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным, при этом условная реакция постепенно исчезает. Дифференцировочное торможение вырабатывается на раздражители, близкие по характеристике к условному раздражителю.

Условный тормоз - это разновидность дифференцировочно-го торможения. Возникает в том случае, если положительный условный раздражитель подкрепляется безусловным, а комбинация из условного и индифферентного раздражителей не подкрепляется. Запаздывающее торможение характеризуется тем, что условная реакция на условный раздражитель возникает до действия безусловного раздражителя.

Запредельное торможение

Этот вид торможения отличается от внешнего и внутреннего по механизму возникновения и физиологическому значению. Оно возникает при чрезмерном увеличении силы или продолжительности действия условного раздражителя, вследствие того, что сила раздражителя превышает работоспособность корковых клеток. Это торможение имеет охранительное значение, так как препятствует истощению нервных клеток. Запредельное торможение может вызываться действием не только очень сильного раздражителя, но и действием небольшого по силе, но длительного и однообразного по характеру раздражения. Это раздражение, постоянно действуя на одни и те же корковые элементы, приводит их к истощению, а следовательно, сопровождается возникновением охранительного торможения. Запредельное торможение легче развивается при снижении работоспособности, например, после тяжелого инфекционного заболевания, стресса, чаще развивается у пожилых людей.

Кофеин – это один из продуктов, который вызывает так много споров вокруг себя. Средства массовой информации акцентируют очень много внимания на этом вопросе, поскольку кофеин многолик и является основным действующим веществом. Предлагаем разобраться все-таки вреден ли кофеин для здоровья человека.

Натуральный кофеин человек применяет в составе напитка, либо в составе медицинских препаратов в синтезированном виде. Его основная задача – стимуляция процессов возбуждения коры головного мозга, информирует Joinfo.ua.
Вам также интересно будет узнать, какие пять продуктов вредят здоровью человека.
Эффективность употребления кофеина в следующем:
- повышение физической и умственной активности;
- общая выносливость;
- прогрессивное достижение результатов;
- улучшение интеллектуальных способностей;
- бодрящий эффект и отсутствие усталости;
- отличный антидепрессант;
- в целях профилактики многочисленных заболеваний;
- в результате численных исследований, доказано, что кофеин улучшает репродуктивную функцию мужчин.
Будьте внимательны, поскольку истощение нервных клеток, зависит от дозы употребления кофеина. В этом аспекте извлекайте индивидуальный подход. Именно вектор количества приема кофеина - камень преткновения в вопросе его употребления в медицинской среде.
Медики о кофеине
Медицина разграничивает возрастную категорию касательно употребления кофеина. У молодых людей состояние здоровья позволяет выпить чашку кофе во удовольствие, невзирая на его крепость. А вот пожилые люди к этому относятся осторожно, поскольку это в основном касается их артериального давления. Также возможна кратковременная учащенная пульсация в результате усиленного кровообращения. Возможна провокация скачка. Этот же фактор считается положительным для сердечно-сосудистой системы, колебание давления защищает от преждевременных инсультов.

И еще, частое употребление кофеина имеет прямое отношение к психическому здоровью человека. Немотивированная агрессия, частые психозы – результат употребления большого количества кофеина.
Еще одни неприятности...
А вот касательно микроэлементов, их усвоение и вымывание также зависит от употребления кофеина. Он препятствует усвоению таких микроэлементов как кальций, натрий, железо калий, витамины B1 b B6. Перечень можно продолжить. В результате возникают следующие проблемы: хрупкими становятся зубы, они портятся из-за недостатка кальция, который вымывается из организма. Возникают боли в спине, формируется остеохондроз. Вы также можете быть раздражительны, и у вас появится головная боль.
Давайте обратим внимание на вред кофеина для детского здоровья и беременных женщин. Для них кофеин наносит частичный вред, поскольку препятствует полноценному развитию плода. Это касается низкого веса, зубов и роста будущего ребенка.

А вот для детей актуально употребление таких продуктов как шоколад, кока-кола. Они тоже содержат кофеин. Ваши дети, часто употребляя их, наносят вред своему здоровью. Они более плаксивы и агрессивны, у них неадекватное поведение и частый перепад настроения.
При систематическом употреблении нервные клетки истощаются, в результате чего возникает зависимость от продукта.
Обобщенное мнение по поводу употребления кофеина отсутствует.
Употребляйте кофеин умеренно и в первой половине дня. Будьте объективны. Помните, что от дозы употребленного кофеина зависит состояние Вашего здоровья.

Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] Рок Дэвид

Слишком сильное возбуждение – это плохо

Слишком сильное возбуждение может быть даже более серьезной проблемой, чем недостаточное. По данным исследования, охватившего 2600 британских рабочих, половине участников случалось видеть, как кого-то из коллег нервные перегрузки довели до слез, а более 80 % признались, что за время работы им случалось выслушивать угрозы и подвергаться давлению. Люди повсюду испытывают информационные перегрузки, под которыми обычно понимают слишком сильную стимуляцию нервной системы одновременно слишком большим числом мыслей и идей. Пол испытал темную сторону перевозбуждения, когда пропустил поворот по дороге на встречу и запаниковал.

Перевозбуждение означает, что в префронтальной коре наблюдается слишком сильная электрическая активность. Чтобы снизить возбуждение, вам, возможно, потребуется уменьшить объем и скорость поступления информации, проходящей через ваше сознание. Если вам кажется, что вы не в состоянии думать, полезно записать свои идеи, чтобы «выбросить их из головы». Если на вашей мысленной сцене не нужно будет одновременно удерживать весь объем информации, в целом активности станет меньше.

Еще одна стратегия заключается в том, чтобы задействовать другие крупные области мозга, которые, в свою очередь, стремятся «выключить» префронтальную кору. К примеру, можно сосредоточиться на окружающих звуках; при этом активируются области мозга, задействованные в восприятии сенсорной информации. Можно также предпринять какие-то физические действия – к примеру, пойти прогуляться; при этом кислород и глюкоза устремляются к более активным участкам мозга, таким как двигательная область коры. В общем, если один отдел мозга перевозбужден, эту проблему иногда можно решить при помощи активации другого отдела. Конечно, можно сказать куда короче: «Если вы перевозбудились, пойдите прогуляйтесь», – но полезно понимать, почему это работает.

Перевозбуждение возникает не только от отрицательных переживаний вроде страха или тревоги. Оно может быть связано и с более позитивными переживаниями, такими как радостное возбуждение или вожделение. Влюбленные нередко «теряют головы» и совершают под влиянием момента множество безумств. По результатам одного из исследований, мозг влюбленного имеет много общего с мозгом человека, находящегося под воздействием кокаина. Дофамин иногда называют «наркотиком желания». Слишком много дофамина, когда человек становится «пьяным от возбуждения», тоже утомительно.

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Более сильное соединение Сущностных Состояний Все, кого мы видим, наполнены счастьем. Вильям Вордсворд Многие люди замечают, что разрешение части обнаружить ее Сущностное Состояние, взросление и полный перенос ее в тело является сильным изменением. Когда люди

Из книги Дао хаоса автора Волински Стефен

Из книги Сдайтесь… и станьте стройной! Диета «Доктор Борменталь» автора Кондрашов Александр Валерьевич

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

Сильное суперэго Изысканность, возможно, является наиболее характерным направлением, на пути к которому энеа-тип IV ищет возможность стать лучше, чем он или на есть на самом деле, и в поисках этих он проявляет дисциплину. В более общем плане, здесь имеет место типично

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Из книги Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина автора де Анджелис Барбара

Секрет № 8 Наиболее сильное возбуждающее действие на мужчину оказывают визуальные раздражители Мужчина решил сделать взнос в банк спермы. Сестра дает ему сосуд и оставляет его одного в маленькой комнате, где мужчина находит журналы с эротическими фотографиями и

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

День 15. Сильное оружие Закончились две недели тренинга – большая часть пути позади. Это сложный тренинг, не все могут пройти его до конца, и если у вас это получится, можете собой гордиться.Еще раз об упражнении «взгляд». Теплый взгляд тренировать легче и приятнее. Но если

Из книги Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн автора Хьюмс Джеймс

Сильное впечатление напоследок Как и Кеннеди, Черчилль очень полагался на мощное завершение. В своем эссе, посвященном риторике, Черчилль натаивал на эффектном финале. «Финал, - писал он, - это последняя возможность для оратора произвести впечатление на

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Слишком «наружу», слишком «внутрь» Точно так же как существуют два вида проблемных опекунов – недостаточно опекающие и чрезмерно опекающие, – есть и две ошибки, которые допускают СЧЛ, заботясь о своем организме. Возможно, вы слишком активно толкаете себя наружу –

Из книги Искаженное время [Особенности восприятия времени] автора Хэммонд Клодия

Из книги Подноготная любви [Психоаналитическая эпопея] автора Меняйлов Алексей Александрович

Глава сорок шестая Сильное «биополе» (Была такая философская школа - перипатетики. Так они назывались потому, что обучение учеников происходило во время пеших прогулок по саду школы. А эти двое ещё и за руки взялись - друг друга поддерживают.Место действия - тот же

Из книги Мечтай как женщина, побеждай как мужчина автора Харви Стив

«Нет» – это очень сильное слово Скажите «нет», и вам откроются новые возможности и появятся новые силы:Энергия. Сказав «нет», вы можете сконцентрироваться на том, что для вас важно.Уменьшение эго. Сказав «нет», вы находите в себе силы признать, что не можете сделать все.

Из книги О стыде. Умереть, но не сказать автора Цирюльник Борис

Социальная оболочка имеет сильное влияние, но пророчество не всегда предопределяет судьбу Смысл, приписываемый тем или иным событиям, проистекает из контекста и истории нашей жизни. Эмоциональная окраска различных событий в значительной степени проистекает от

Из книги Очерки по психологии сексуальности автора Фрейд Зигмунд

Сексуальное возбуждение С характерным напряжением сексуальной возбудимости связана проблема, разрешение которой столь же трудно, как громадно ее значение для понимания сексуальных процессов. Несмотря на господствующее в психологии различие мнений по этому поводу,

Из книги Учитесь говорить «нет» автора Альтушер Клаудия Азула

Второе самое сильное слово ДЖЕЙМС: Мы все делаем ошибки, о которых позже сожалеем. Мы меняем хорошую работу на плохую. Мы покупаем дом, а после продаем его себе в убыток. Мы теряем много денег.Мы обманываем или предаем своих супругов, а потом теряем семью, детей и имущество

Из книги Мир на взводе: пружина разжимается автора Лукьянов Федор