Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Доктор но не для людей. Загадки про профессии. Я ничем не лечился

Встреча медиков красноярской межрайонной клинической больницы № 20 имени И. С. Берзона с митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном продлилась около двух часов, на ней затрагивали самые разные темы - от философских и личных, о преодолении отчаяния и помощи бездомному пациенту - до церковно-политических - например, об автокефалии УПЦ. На встрече врачей побывал и корреспондент «АиФ-Красноярск».

Врач - профессия богоугодная

Владыка Пантелеимон, я много работаю, выбрал профессию по душе, но чувствую, что сил нет, наступает выгорание. Как с ним справиться?

Владыка Пантелеимон: К сожалению, выгорание - распространённое негативное явление. Некоторое время назад, будучи на встрече с докторами другой больницы, я получил подобный вопрос от одного молодого хирурга. Он тоже много трудится, успешен, любит свою профессию, это человек с философскими наклонностями. Его очень удручает непослушание пациентов, невыполнение ими простых требований, нарушение норм и правил.

Такое бывает и у молодых пастырей, которые устают исповедовать людей, не прилагающих особых сил для борьбы с грехами. Работать с душой человека, с пороком, расслабляющим тело и душу, сложно. Но если не работать, невозможно победить грех. Так и в области медицины. Выгорание зачастую наступает от неправильного использования своей души, своего времени. Я не стал много советовать этому умному хирургу. Напомнил лишь о милосердии - оно первично, о прощении и о том, что не всё зависит от его личных профессиональных усилий. А также о том, что есть сила Божия, которая помогает в его благородной профессии.

- Как не сойти с ума, если каждый день на работе сталкиваешься с человеческими бедами?

Нужно продолжать работать, даже если постоянно сталкиваешься с человеческим горем, отчаянием. У всех нас по разным причинам накапливается усталость, неудовлетворённость жизнью. Верующего человека в такие моменты поддерживают молитва, терпение, стремление к радости. Нужно помнить о том, что есть те, кому хуже, чем нам. Не стоит глубоко погружаться в чужие переживания, принимать на себя боль пациента.

Нужно продолжать работать, даже если постоянно сталкиваешься с человеческим горем, отчаянием. Фото: АиФ / Елена Есаулова

Врач трудится для того, чтобы облегчить участь страждущего, послужить пациенту всеми возможными средствами: врачебным искусством, словом, советом, состраданием. Помните о том, чтоб без вашего труда человеку было бы ещё страшнее, ещё хуже в его болезни. Это большая душевно-сердечная работа. Наша бесконечная благодарность и неусыпная церковная молитва о всех медиках - тружениках в местах человеческой скорби.

Не верить мракобесам

Как считаете, допустимо ли прерывание беременности, если выясняется, что дальнейшее вынашивание рискованно для здоровья и жизни женщины?

Решение должна принять семья, ожидающая ребёнка, опираясь на консилиум врачей. У меня в практике был случай, когда верующая женщина благополучно выносила и родила близнецов, хотя доктора запрещали ей рожать. Во время беременности она пришла ко мне как к епископу просить благословения отдать всё на волю и милость Божию. Я её тогда благословил, при этом просил хорошо подумать, принять взвешенное решение. Но это милость Божия. Существуют и мракобесы в рясах, которые говорят: умри, но не делай аборт, даже если есть серьёзные медицинские показания. Но нельзя отнимать у врача право спасать мать. Повторюсь, решающим здесь должен быть голос супругов и мнение врачей.

К великому огорчению, основная масса абортов в нашей стране совершается сегодня отнюдь не по медицинским показаниям. А в силу ложных представлений о нищете, свободе, карьере. Это громадная беда всего нашего народа, сложная проблема. Как говорится, топором не разрубишь и словом не рассудишь. В Средней Азии люди живут очень скромно, но рожают много детей, а у нас средняя полоса: Кострома, Тула, Орёл - пустые, малонаселённые. И Сибирь не так уж умножается.

Проблему нельзя решить одним мановением руки. Нам надо так воспитывать молодое поколение, чтобы из сознания россиян искоренить порочную практику абортов. Если бы в каждой нашей семье рождалось по 5-6 детей, страна бы хорошо жила. Хлебушка в России хватит, чтобы всех вырастить.

ЭКО - благословляется, покупка плода - грех

Как вы относитесь к процедуре ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), к которой часто прибегают бездетные пары?

Я считаю, что людей, прибегающих к этой процедуре с глубоким желанием, нужно благословлять. Пусть хотя бы такой метод поможет обрести чадородие. Хотя к такому методу много вопросов в духовном плане, но это рождение жизни. А жизнь - это благо. Есть мнение, что детей, родившихся в результате ЭКО нельзя крестить. Я с этим не согласен, и мне доводилось совершать таинство крещения подобных ребятишек. А вот суррогатное материнство мы не поддерживаем. Это не что иное, как продажа плода, и это греховно.

Не запрет, но предупреждение

- Что плохого в операциях по смене пола? Ведь человек, меняющий пол, никому не вредит.

Действительно, сегодня мы часто слышим о таких операциях. Церковь не может запретить делать подобное, это было бы насилием. Но открыто заявить о неприятии подобных явлений с точки зрения православия мы обязаны. Подобный путь - путь греха, беснование. И врачи, делающие такие операции, совершают духовное преступление. Так как тут как минимум нарушается первая заповедь, данная Адаму и Еве Господом, - плодитесь и размножайтесь. Жизнь не должна прерываться на Земле, и медицина должна помогать эту жизнь сохранять. В данном случае происходит обратное.

Смерть порок не уничтожит

- Как считаете, нужно ли вводить смертную казнь для педофилов?

- Я склонен считать, что педофилия - это психическая болезнь. Беда от таких личностей большая, случается много трагедий. Но я против смертной казни, она не избавит общество от педофилов. Для людей с подобными отклонениями, со склонностью к жестокости, совершивших преступление, предусмотрено пожизненное заключение в тюрьме или в психиатрической лечебнице. Подобное явление было во все времена, и всегда оно считалось страшным грехом.

Сегодня в некоторых странах практикуют эвтаназию. Если человек сильно страдает, почему нельзя прекратить муки и уйти по своей воле?

Ни в коей мере не берусь осуждать таких страдающих людей. У меня был один друг, отец Владимир, который 20 лет провёл в ссылках, не раз обмораживал ноги. Уже в старости, в 93 года, вследствие этих обморожений у него началась гангрена. Ему отняли обе ноги, он испытывал страшнейшие боли. Доктора говорили, от таких мук люди теряют рассудок, а отец Владимир терпел. К нему приходили друзья и читали Псалтирь, это немного облегчало тяжёлое состояние. Восемь долгих месяцев длились его муки, прежде чем Творец забрал его к себе.

Мы не можем противопоставлять свою волю воле Божией. Если уйти из жизни самому, не пережив спасительного страдания, уйдёшь не от мук, а в муки, во тьму, в ад. Тут вопрос вечной жизни. Боль надо постараться пережить и победить ради этой вечной жизни.

Подвиг - терпеть безумие

Как сохранить любовь и понимание в семье, если в ней живёт душевнобольной человек (шизофреник)? Он родной, не бросишь, но так непросто с таким человеком жить рядом. И не захочешь, а согрешишь гневом, раздражением, нетерпением…

Нет никакого греха в том, чтобы поместить такого человека в специальное учреждение, и это не будет предательством. Конечно, навещать его, контролировать, чтобы содержали хорошо. И необходимо совершать молитвы за таких родственников. Если же качества вашей души позволяют терпеть такого человека, ухаживать за ним, - это подвиг духовный. Но тут надо взвесить все риски. Ведь порой жить рядом с таким человеком опасно для жизни. Тут может быть не только болезнь, но и одержимость тёмными силами.

Уважать и не предавать

- Как жить духовной жизнью обычному человеку - не монаху, не священнику?

Духовная жизнь и должна быть присуща всем людям, а не только священнослужителям или монашествующим. Если кратко, духовная жизнь - это определённое присутствие в вечной жизни, страх утратить эту вечную жизнь через грех. Жить духовной жизнью - значит, соотносить свою жизнь с учением Христа, постоянно себя оценивать с этой точки зрения и стремиться к вечности. Это милосердие, духовная молитва, самопознание. Если совсем упростить, жить духовной жизнью - значит, уважать всякое живое существо. И никого не предавать.

Медики внимательно слушали митрополита. Фото: АиФ / Елена Есаулова

Пастырь или наёмник?

- Попадают ли в священники случайные люди? И кто следит за тем, чтобы такое не случалось?

Везде есть случайные люди, и священство не исключение. Не так уж их и много, но они есть. Так как есть человеческий фактор. Следить за тем, чтобы случайные люди не попадали в священники, должен епископ, который рукополагает служителя, и старшие священники. И Христос предупреждал о «волках в овечьих шкурах и наёмниках». Случайные люди как раз наёмники. Но истинные пастыри уже 2 тыс. лет служат Богу и людям, и так будет до второго пришествия Господа.

Экзамен в рай

- Что происходит после физической смерти человека? Как пережить горе после потери близкого?

Пережить горе поможет молитва о его участи в вечности. Храм поможет - туда надо идти, ставить свечи за упокой. Не нужно устраивать поклонения на кладбище, на могиле. Там уже никого нет. Это просто место, где находится тело - бывший дом духа и души. После смерти человека наша личность, душа идёт к Творцу. И там сдаёт экзамен на пригодность на жизнь в вечности. Самоубийцы от этого экзамена отказываются и становятся отделёнными от Бога.

Слышала, что у православной женщины есть два пути спасения - чадородие в браке и монашество. А если в монастырь не тянет и мужа нет, благословляет ли церковь рождение ребёнка вне брака?

Ну, блуд-то церковь никогда не благословляла и не благословляет. Но если уже случилось забеременеть, надо рожать, ребёнка покрестить. В наше время нередки успешные женщины, которые не находят себе пару и по договорённости рождают ребёнка для себя. Но мне таких детей жаль. Как же без отца?

Но вопрос спасения для православной женщины двумя путями не ограничивается. Он не обязательно связан с чадородием или монашеством. У некоторых женщин и по 8 детей, а сами, как ведьмы. Можно и одной жить в вере и благочестии и спастись.

Давайте тем, кто не просит

Всем ли просящим у храма нужно подавать милостыню? А если человек своим поведением не вызывает желания помочь?

Это ваш личный выбор. Одни святые говорят: помолитесь, прежде чем подать милостыню. Другие советуют подавать самую малость, на пропитание. Стоит помнить, что сегодняшние нищие совсем не такие, как те, что были во времена Христа, 2 тыс. лет назад. Те, кому на самом деле нужно помогать, на паперти не сидят. И часто стесняются просить. Таких людей надо отыскивать и поддерживать.

Идти за Богом не значит продать квартиру

В Евангелии есть эпизод: юноша спрашивает, как ему спастись, а Христос отвечает: «Отдай своё имение и иди за мной». Я готова помогать, но не могу отдать всё. Мне нет спасения?

Не нужно всё отдавать. Этот эпизод не стоит буквально понимать, в нём богословский и философский смысл. Здесь говорится о приоритетах. Если вы своё имущество, чашки-тарелки или котиков, собак любите больше, чем, например, собственных детей, - это не спасительно. А если готовы жертвовать собой, а вы, медики, жертвуете собой по призванию, каждый день соприкасаясь с вредоносными микроорганизмами, - это спасительный путь.

Я сталкивался со случаями, когда простодушные люди буквально понимали эту притчу и продавали имущество. Слава Богу, удавалось разъяснить её смысл.

На встречу собрался полный зал. Фото: АиФ / Елена Есаулова

- Есть профессии, угодные Богу? Например, какие?

Все медики богоугодны. Как и животноводы, учителя, научные работники, водители и т. п. А вот устроители казино, питейных заведений, домов с красными фонарями, наоборот, не угодны Господу.

Как быть, если постоянно, изо дня в день, повторяешь один и тот же грех? Хочешь избавиться, но не получается. Например, не можешь отказаться от вкусной еды, раздражаешься на близких и прочее?

У всех есть постоянные грехи. Самый простой ответ - обратиться к Господу, помолиться простыми словами: «Боже, помоги мне избавиться от обжорства, курения и т. п.» И дальше проявлять свою волю, стараться избегать греха.

Политика проникла в Константинополь

Владыка, что думаете по поводу решения Константинопольского Патриархата о предоставлении автокефалии православной церкви в Украине? Не пострадает ли православие в целом?

Эта тема болезненно переживается всеми верующими - и в нашей митрополии, и в Украине, и в Беларуси, и во всём мире, где есть православные. Православие разделено на патриархии, митрополии и епископии, которые не имеют права вмешиваться в дела друг друга. Эти правила сложились в первое тысячелетие христианства до начала VIII века. И то, что сегодня происходит с Константинополем, - прямое нарушение этих божественных постановлений.

Самое тяжёлое - это по-настоящему молиться и по-настоящему любить ближних. Фото: АиФ / Елена Есаулова

Думаю, ни Византийская церковь, как она сегодня есть, ни РПЦ, ни другие не пострадают как истинное православие. Но ложь на какой-то период может подменить правду. Украина для России не просто братская страна. Это такая же русская земля, те же русские люди. Киев для всех нас роднейший город, и Днепр - драгоценнейшая река на Земле. После Иордана.

Мы очень сильно молимся и надеемся на милость Божью. В 1054 году великой схизмы мы не сумели переломить ситуацию, из-за тогдашней политики Запада и случился раскол. И в наше время, в 21-м веке, процесс духовной борьбы не прекратился. Политика проникла в Константинополь. И это очевидно. Но православие должно объединить нас в единое целое. Чтобы сохранить свою родину. Мы должны молиться как можно искреннее и усерднее, чтобы этот атомный заряд не уничтожил святую жизнь духовную.

Самое сложное - молиться и любить

Что означает призыв в Евангелии любить ненавидящих вас, молиться за обижающих вас и т. д.? А если не получается всех любить и прощать, я плохой человек?

Нет, не плохой. Прощать очень тяжело. На самом деле, слава Богу, что есть он - такой человек, который нас обижает, гонит. Я молюсь за таких людей, конечно, не так сердечно, как за крестников, но молюсь. Очень трудно любить врагов. Только настроем своего сердца можно пожелать им здоровья, счастья и главное - прощения грехов. Это и будет проявлением любви. Самое тяжёлое - это по-настоящему молиться и по-настоящему любить ближних.

Митрополит Пантелеимон (в миру Николай Кутовой). Родился в 1955 году в деревне Грибаны Могилёвской области (Белоруссия). Окончил сельскохозяйственный техникум и институт, Ленинградскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1987 году пострижен в монашество. В 1993 году возведён в сан архимандрита, в 2005-м - в сан архиепископа. В октябре 2011 года решением Священного синода возведён в сан митрополита и назначен главой новообразованной Красноярской митрополии.

Давным-давно, где-то на стыке веков, подходило мое время оканчивать школу. Да, так любимая всеми школьная пора уверенно двигалась к своему логическому завершению — надо было определяться с выбором будущей профессии. Я не был круглым отличником. Даже не всегда был хорошистом. Математика, физика и геометрия у меня даже не хромали, скорее, бесконечно падали, ломая свои катеты и гипотенузы, настолько я их не понимал (что, кстати, невероятно бесило отца, весьма матерого инженера-физика). Гуманитарное направление не привлекало меня в принципе, хотя по русскому языку я имел твердую пятерку. Но история, обществознание и литература туда же… я не видел перспективы дальнейшего приложения этих знаний.

А вот химия и биология у меня всегда были на высоте. Они не просто хорошо шли, они мне именно нравились, вызывая стремление познавать. И я учил. Ну а к середине 10-го класса по совокупности предметов определился список факультетов для дальнейшей учебы: сельскохозяйственный, эколого-биологический и медицинский. Поэтому, взвесив все за-против, я начал готовиться к поступлению на медфак. Меня никто не уговаривал и не отговаривал. В моем роду не было врачей и других медицинских работников. Я не поступал по блату. По сути, я как раз-таки из тех докторов, которые в этой нелегкой профессии всего добивались своими силами. Но! Хотел ли я тогда быть, то есть работать врачом? Я не раз задавал себе этот вопрос, и, вы знаете, я не могу не него ответить. Даже себе. Итак, давайте рассуждать.

Данный монолог я бы хотел построить на фразе, которую так часто теперь можно услышать от любого человека. Этой фразой люди как бы пытаются объяснить положение врачей (да и вообще медработников) в обществе: «Вы знали, куда шли!» Чрезмерная нагрузка, отсутствие должного оборудования, низкие зарплаты, часто невыносимые условия труда — всё вложено в это высказывание.

Видите ли, я, допустим, не знал, куда шел. И мало кто знает. Причина проста: врачевание — это работа с людьми. А по нынешней системе образования студента подпускают к пациенту курсе на третьем. До этого времени изучаются фундаментальные науки о строении и функционировании человека, сдаются первые сложные экзамены, всё время тратится на то, чтобы не вылететь с факультета. Тут не до мыслей о будущем, выспаться бы успеть.

Проходит три года, и, хоп, перед будущими докторами, как говорят преподаватели, их первый пациент. И тут как повезет! От этого первого контакта зависит многое. Я не помню первого. Но помню одного из первых! Огромный потный мужик с необъятным пузом и весьма скверным (это я потом узнал) характером. Знаете, что он мне ответил на «Здравствуйте, это вы — Такой Такойтович?»? «Пошел-ка ты, очкастый!» — пробасил мне Такойтович, оторвав глаза от журнала и опустив их обратно. Я не нашел, что ответить. Но смутные зерна сомнений уже были посеяны. Вы представляете, сколько таких людей вокруг? Которые живы только потому, что существует статья 105 УК РФ. Да никто не представляет! Я не знал, что за невинный вопрос можно получить направление в эротическое путешествие. И это еще мелочи! Регулярные нападения на бригады скорой помощи, распускание рук всякой пьянью в приемном покое и другие проявления пациентской агрессии периодически будоражат общество. А противопоставить-то нечего! Потому что нам со студенческой скамьи в головы вбивают про этичное и деонтологичное отношение к пациентам. Но про уважение к доктору людям, видимо, рассказывать некому. Он же «знал, куда шел».

Пока длилось наше медицинское становление, нам регулярно говорили, что, когда «вы закончите учебу, всё будет хорошо и по-другому». Ну, по-другому оно стало — бесконтрольная модернизация и оптимизация, сокращения и увольнения, ликвидация и слияние медицинских организаций. Непропорциональное увеличение нагрузки, бессонные ночи, несколько мест работы — неполный список того, как сейчас работают врачи. И это не хорошо! А пациенту, видите ли, не нравится, что врач вышел к нему среди ночи заспанный, в мятом халате, с красными глазами! Пьяный, наверное. Ну его, у меня всё само пройдет, я лучше жалобу на него накатаю, типа, бухает на работе. А то, что доктор «с дня-в ночь-и снова в день», потому что у него жена, дети и ипотека, это никого не волнует. Он же знал, куда шел.

Многие уверены, что врачи должны работать по зову долга и сердца. В этом и заключается то самое благороднейшее врачебное призвание. Но хватит патетики, теперь очевидный факт. Большинство врачей работают потому, что хотят кушать. А чтобы кушать, надо работать. Он не умеет выращивать и обрабатывать зерно, не знает, как поднять и посадить пассажирский лайнер, и ни капельки не понимает в бухгалтерском учете. Он врач, он людей лечить умеет. И за это, вполне естественно, он получает зарплату. Не за долг и призвание, а за фактическую продукцию — здоровье человека. Завод выдает станки и тракторы, пекарня — свежий хлеб, так же и врач — сохраняет и восстанавливает самое ценное для человека. Вот жаль только, что это «самое ценное» весьма скромно оплачивается государством. Но врач терпит, он же знал, куда шел.

Нам часто ставят в пример медицину СССР, мол, было лучше – быстрее, качественнее и бесплатнее. Что греха таить, может, так оно и было. И были те доктора, которые работали за идею, которых уважали и любили. Но нет давно Союза. И многих тех врачей уже нет. Есть суровая современная российская реальность, в которой пышно цветет и развивается сфера «медицинских услуг». В которой пациент давно уже стал клиентом, который всегда прав (но в большинстве случаев оказывается наоборот). В которой благодаря навязанным стандартам и схемам лечится болезнь, а не человек. Но хорошие врачи будут всегда! И, несмотря на все приказы и указы, они будут помогать, лечить и выхаживать. Потому что знали, куда шли.

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он...

(Ответ: Артист)

Доктор, но не для людей,
А для птичек и зверей,
У него особый дар,
Этот врач - ...

(Ответ: Ветеринар)

Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу.

(Ответ: Водитель)

Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку.

(Ответ: Водитель)

(Ответ: Воспитатель)

Кто, скажите, по лесам
Ходит, кланяясь грибам?

(Ответ: Грибник)

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?

(Ответ: Доктор)

Кто у постели больного сидит? -
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - Разрешит погулять.

(Ответ: Доктор)

Два певца решили так:
Ты - мастак, и я - мастак.
Мы на сцене будем вместе.
Петь в ансамбле интересней.

(Ответ: Дуэт)

Работник этот хоть куда!
Сопровождает поезда.

(Ответ: Железнодорожник)

В каждом цирке выступает,
Не бывает он сердит,
С ним никто не унывает -
Самых мрачных рассмешит.

(Ответ: Клоун)

В цирке он смешнее всех.
У него - большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.

(Ответ: Клоун)

В желтом море корабль плывет.
Кто корабль по морю ведет?

(Ответ: Комбайнер)

Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.

(Ответ: Лесник)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.

(Ответ: Маляр)

Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной.

(Ответ: Моряки)

Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его.

(Ответ: Мукомол)

Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.

(Ответ: Пастух)

Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встает он раньше, чем птицы.

(Ответ: Пекарь)

Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет,
Настоящий ас ….

(Ответ: Пилот)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?

(Ответ: Повар)

С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?

(Ответ: Пожарники)

Есть у Андрюши старший брат -
Отличной выправки солдат.
Несет он службу, но притом
Вооружен водой, багром.
Он на посту в мороз и в зной.
Скажите, кто же он такой?

(Ответ: Пожарный)

Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный...

(Ответ: Продавец)

Закину палку, убью не галку,
Ощиплю не перья, съем не мясо.

(Ответ: Рыбак)

Что это у Галочки? -
Ниточка на палочке.
Палочка - в руке,
Ниточка - в реке.
Наклонилась над рекой -
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка.

(Ответ: Рыбак С Удочкой)

Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.

(Ответ: Строители)

(Ответ: Учитель)

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас.

(Ответ: Фотограф)

Отгадать здесь будет надо,
Кто пасет овечье стадо.

(Ответ: Чабан)

Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли.

(Ответ: Шахтеры)

Встаю я очень рано, ведь моя забота -
Всех отвозить по утрам на работу.