Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Как наладить контакт с собакой. Теория и практика. Субъективное понимание сущности поведения служебной собаки. Гибко реагируйте на поведение собаки

Настает момент, когда хозяин успешно закончил обучение своего четвероногого питомца. Но, это не означает, что он не столкнется с игнорированием с его стороны.

Правильно расставленные приоритеты в отношениях - залог успешной жизни с собакой

Каждый может столкнуться с ситуацией, когда собака перестала слушаться. В таком случае возникает определенная нервозность и растерянность, ведь обучению было посвящено столько времени. Необходимо сразу взять себя в руки, вспомнив, что приходится иметь дело с живым существом, способным допускать ошибки, отвлекаться на сильные раздражители, тонко чувствовать настроение хозяина. Каждая собака обладает своим характером, перемены настроения ей также не чужды.

Причинами игнорирования могут быть как человеческий фактор, так и попытка домашнего любимца проявить свой характер. Необходимо правильно оценить происходящее событие, чтобы сделать правильную корректировку в его поведении. Иногда, исправление ситуации может начаться с изменения каких-либо действий владельца пса.

Наиболее распространенные ситуации, когда собака игнорирует команды

Настроение хозяина может зависеть от различных факторов. Да мало ли, что случилось дома, на работе, в общении с родственниками. Человек может быть излишне раздражен, что легко передается его голосу. Питомец хорошо слышит команду, выполнял ее ранее весьма успешно, но воспринимает напряженность интонации как угрозу. В связи с этим, он явно не торопится выполнять команду «Ко мне!», например. Он может находиться в непосредственной близости, но будет стараться избегать контакта с человеком. Следует следить за интонациями в голосе, стараться сохранять ровный тон и не допускать угроз.

Несвоевременное и неточное выполнение команды, не следует воспринимать как повод для немедленного наказания. Ведь собака команду все-таки выполнила. Возможно, при обучении были допущены ошибки, когда подопечному пришлось выполнять ее с какими-либо отклонениями, которые не пресекались на месте. Он прекрасно запомнил именно этот алгоритм действий и делает все что от него требуется, но с некоторым запозданием. Это нужно поправлять в ходе дополнительных занятий и упражнений , а не подвергать четвероногого друга различным «санкциям». Если проблема не преодолевается самостоятельно, то лучше воспользоваться услугами инструктора. Любое наказание может породить дальнейшее полное игнорирование команды (ведь оно следует сразу за ее выполнением).

Периодические тренировки освежают в памяти собаки порядок различных действий

Иногда, собака может сильно отвлечься. Ей многое интересно, в том числе, кроме хозяина. Сильным раздражителем может быть присутствие суки, в период ее течки. В такие моменты следует быть очень внимательным и не отпускать пса слишком далеко от себя. Иначе есть перспектива не дозваться его в ближайшее время, ломая голову почему же собака не слушается на улице. Есть вещи, которые заложены природой и на самотек их пускать не надо. Лучше при приближении представительницы собачьего слабого пола, заблаговременно взять своего питомца на короткий поводок.

Это один из ярких случаев, большинство происходят в более привычной обстановке - собака что-либо унюхала и не реагирует на команды. Тогда нужно привлечь ее внимание подачей команды громким голосом, хлопаньем в ладоши, свистом. Не следует пытаться ходить или бегать за питомцем. Нужно помнить, кто является хозяином и вожаком. И своему подопечному напоминать, в случае необходимости. Как правило, начинают медленно уходить в противоположную сторону, приглядывая за собакой, на что та реагирует должным образом. Если питомец проявляет характер, то необходимо продолжать движение, соблюдая меры предосторожности. Его нельзя оставлять в одиночестве, особенно в новом месте, а также вблизи объектов (например, проезжей части).

Бывает, что владелец умнейшей на свете собаки игнорирует элементарные вещи, за что она отплатит ему тем же. Перед тем как требовать выполнения команд, нужно просто хорошо выгулять питомца. У него есть естественные надобности, о которых он, возможно, думал в предыдущее время. Его активность не позволяет проводить бесконечное количество времени в четырех стенах. Порядка 30 минут, ему нужно отдать на откуп, иногда дать немного пробежаться, поиграть с ним.

Наиболее негативный вариант развития событий, когда питомец не выполняет команд, по причине страха перед хозяином. Возможно, имел место какой-либо перегиб при наказании собаки ранее. Молодые псы бывают непослушны в период своего взросления, что иногда невозможно оставить без реакции в виде наказания. Делать это нужно осторожно и правильно, чтобы не травмировать излишне психику подрастающей собаки. При успешном выполнении команды, обязательно и незамедлительно хвалить своего подопечного, можно закреплять подачей лакомства. Для установления с ним надежного контакта, необходимо проводить больше времени вместе, уделять внимание потребностям и всегда помнить, кто из вас двоих является лидером.

Что делать если собака не слушается хозяина, несмотря на все принимаемые меры?

Необходимо обратить внимание на здоровье питомца. Возможно, что он игнорирует хозяина, по причине плохого самочувствия. Чтобы убедиться в своих подозрениях или опровергнуть их, необходимо по возвращении домой (либо перед прогулкой) обратить внимание на признаки ухудшения здоровья. Нужно осмотреть нос собаки, глаза, при необходимости измерить температуру. После этого, многое встанет на свои места, появится осознание того, нужно ли продолжать добиваться от нее нужных действий или наступил момент для обращения в клинику.

Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] Крушинский Леонид Викторович

5. Ошибки дрессировщика при дрессировке собак

В процессе дрессировки собак дрессировщики допускают ошибки, задерживающие и затрудняющие дрессировку. Особенно часты ошибки у начинающих, слабо теоретически подготовленных и практически малоопытных дрессировщиков. Ошибки возможны и у опытных дрессировщиков из-за недостаточного внимания и отсутствия должного анализа своих действий при дрессировке.

Каждая ошибка, даже незначительная на первый взгляд, приводит нередко к снижению эффективности дрессировки, а иногда и к непоправимой порче собаки. Поэтому каждый дрессировщик должен знать основные ошибки, возможные при дрессировке, их причины, последствия, меры предупреждения и исправления.

Приводим наиболее часто допускаемые ошибки.

Субъективное понимание поведения собаки. Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, «очеловечивание» ее.

Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с животным, которое якобы наделено, как и человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, по аналогии с человеком, они приписывают собаке способность понимать человеческую речь, способность руководствоваться в своих действиях различными «впечатлениями», «представлением», «желанием» или «нежеланием» и т. д.

Такое «очеловечивание» собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, не выполнимые для нее, происходит срыв в работе по выработке навыка и даже порча собаки.

Приводим один пример.

Допустим, что собака при выгуливании погналась за кошкой. Дрессировщик подзывает собаку к себе по команде «ко мне» и «наказывает» ее ударами поводка. В результате этого собака при команде «ко мне» начнет убегать от дрессировщика, так как дрессировщик («очеловечивая» собаку), считая, что собака понимает, за что ее наказывают, удары поводком связал не с броском за кошкой, а с выполнением собакой команды «ко мне». Условный раздражитель команды «ко мне» и вид поводка в руках дрессировщика подкрепились в этом случае безусловным болевым раздражителем. Следовательно, дрессировщик совершил две ошибки: «очеловечил» собаку и неправильно использовал поводок.

У некоторых начинающих дрессировщиков, в особенности у малоопытных любителей, «очеловечивание» собаки проявляется и в том, что команду они сопровождают разговором с собакой. Это, во-первых, затрудняет выработку условных рефлексов на определенные звуковые раздражители - команды, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами), и, во-вторых, лишние слова, как новые для собаки звуковые раздражители, вызывая у нее ориентировочную реакцию, затормаживают выполнение приемов дрессировки по команде.

Дрессировщик должен не «очеловечивать» собаку, а повседневно изучая ее поведение, выяснять условия, которые влияют на ее поведение и нарушают выполнение приемов.

Отсутствие индивидуального подхода при дрессировке собак. Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие учета особенностей поведения дрессируемых собак, в результате чего игнорируется индивидуальный подход к собакам при дрессировке. При этом ко всем дрессируемым собакам, независимо от особенностей их поведения, возраста, надрессированности, применяется один и тот же метод дрессировки.

Например, отработка навыка подачи предмета производится механическим методом дрессировки или только на вкусопоощрение и т. д.

Эти ошибки происходят от слабого изучения поведения дрессируемой собаки, недостаточного инструктажа молодых дрессировщиков.

Особенно большое значение имеет индивидуальный подход при специальной дрессировке. Нельзя применять одни и те же методы дрессировки как к возбудимым, смелым и злобным собакам, так и к спокойным, флегматичным, так как, обладая разным темпераментом и особенностями поведения, они будут различно реагировать и воспринимать один и тот же метод воздействия. Без индивидуального подхода к собакам при дрессировке не только нельзя добиться эффекта в работе, но можно привести собак в полную негодность.

Отсутствие необходимой последовательности в проработке приемов дрессировки и организации занятий по дрессировке. Нередко дрессировщики, в стремлении во что бы то ни стало отработать в короткий срок побольше навыков или скорее перейти к специальной дрессировке, отработку отдельных навыков производят небрежно. Это ведет к тому, что навыки при дрессировке закрепляются недостаточно прочно, стойкие условные рефлексы на команды и жесты не вырабатываются, в результате оказывается, что дрессировщик не в состоянии управлять поведением собаки в усложненных условиях и вести успешно дальнейшую дрессировку.

Одним из основных положений при отработке навыков при дрессировке служит принцип - «от простого к сложному». Навыки должны отрабатываться в определенной последовательности, так как отработка одного облегчает отработку последующего, более сложного. Например, не отработав «посадки», не следует отрабатывать «укладки»; «выборка вещи» должен отрабатываться после Подачи вещи, а к следовой работе можно переходить лишь после хорошего закрепления «выборка вещи по запаху». Переходить к отработке усложненных навыков при дрессировке, следует лишь после того, как у собаки образуются прочные условные рефлексы на действия дрессировщика, что облегчает последующее усложнение навыков. Так, например, высоту барьера следует увеличивать лишь после четкого преодоления собакой барьера меньшей высоты.

При организации занятий по дрессировке и проведении их необходимо учитывать строгую последовательность ввода отвлечений. Занятия, проводимые без учета условий окружающей среды, ведут к грубейшим ошибкам, особенно это относится к первым занятиям. Если первые занятия по дрессировке проводят в обстановке, где имеется значительное количество отвлекающих раздражителей, это весьма затрудняет быстроту выработки необходимых условных рефлексов на сигналы дрессировщика.

Недопустимо изо дня в день ставить собаке одни и те же задачи. В этом случае дрессировщик не совершенствует работу собаки, а довольствуется примитивным выполнением сигналов, упуская из виду обязательность постоянного усложнения работы.

Вот характерные примеры таких ошибок: во время занятий по общей дрессировке дрессировщик, воспитывая выдержку, отходит всегда на одно и то же расстояние, и собака находится в положении посадки или укладки всегда небольшой отрезок времени (одну-две минуты); при хождении рядом дрессировщик ограничивается небольшими расстояниями (100–200 м). При таких методах дрессировки собака будет способна выполнять только облегченные задания.

Такой метод совершенно недопустим в работе по чутью. Прокладка следов на одно и то же расстояние (причем небольшое - 1–2 километра) в облегченных условиях: по следу небольшой давности (до двух часов) и несложной конфигурации, при благоприятных атмосферных условиях и т. п., приводит к тому, что собака становится работоспособной только в облегченных условиях.

Дрессировщик должен последовательно и постоянно усложнять тренировку собаки, совершенствуя ее служебные качества.

При поиске собаки по чутью усложнять обстановку можно, как правило, путем ввода не более одного отвлекающего фактора, с одновременным облегчением в необходимых случаях остальных условий. Так, запланировав проработку давнего следа, надо предусмотреть уменьшение длины его, исключить различные отвлекающие факторы, заниматься в безветренную погоду и т. д.

Передрессировка собаки. Передрессировка возникает в результате переутомления нервной системы вследствие излишне длительного повторения собакой одних и тех же действий.

Ошибкой малоопытных дрессировщиков является их стремление во что бы то ни стало скорее отшлифовать служебные качества собак, что зачастую вызывает у собак отказ от работы.

Передрессировать собаку можно на любом приеме, но чаще всего при занятиях по преодолению препятствий, подаче голоса, посадке, укладке, подаче брошенных предметов, задержанию убегающего.

Опытные дрессировщики знают, что излишне частые занятия одним и тем же приемом отрицательно сказываются на результатах дрессировки. Поэтому, например, готовясь к состязаниям, они на 3–4 дня до состязания предоставляют собакам отдых. Отдохнувшие собаки более четко выполняют привычные для них навыки.

Добившись от собаки четкого выполнения какого-либо навыка, в этот день заниматься этим приемом больше не следует. Если хотят у собаки выработать условный рефлекс на какую-нибудь команду, не рекомендуется заставлять ее более 2–3 раз выполнять одно и то же действие, чтобы сохранить заинтересованность к нему у собаки.

Для предотвращения ошибок (по передрессировке) надо четко планировать занятия, чередовать упражнения, поддерживать постоянную заинтересованность собаки в работе.

Если собака отказывается от работы в результате передрессировки, можно рекомендовать, как метод исправления, перерыв в занятиях на 2–3 недели, с постепенным вводом упражнений после отдыха 2–3 раза в неделю по несколько минут (в течение 1-lVa месяцев).

Неправильное использование раздражителей. Непродуманное использование раздражителей относится к наиболее часто допускаемым ошибкам.

Неправильное сочетание условных и безусловных раздражителей. Начинающие дрессировщики при воспитании условных рефлексов часто неправильно пользуются условными и безусловными раздражителями. Как уже было сказано выше, при воспитании условного рефлекса раздражители (команды, жесты), на которые вырабатываются условные рефлексы, должны подкрепляться действием безусловных раздражителей механического пли пищевого порядка. Если же условный раздражитель применяют после безусловного, то обычно условный рефлекс не вырабатывается.

Например, если рывок поводка при отработке движения собаки у ноги дрессировщика применить раньше подачи команды «рядом», условный рефлекс на команду «рядом» не выработается. То же самое наблюдается и при выработке у собаки условных рефлексов на различные жесты.

Например, если команду «сидеть» подавать ранее соответствующего жеста, то условный рефлекс на жест не вырабатывается. Начинающие дрессировщики в результате излишней поспешности часто совершают эту ошибку.

Неправильное пользование интонацией голоса. Большой ошибкой будет также неправильное пользование интонацией голоса, например подача команды всегда в одной и той же интонации, без учета поведения собаки, злоупотребление подачей команды в угрожающей интонации и т. д. В результате интонация голоса в командах теряет свое значение как вспомогательный раздражитель, усиливающий действие команды. Чтобы не допустить этого, дрессировщик должен внимательно наблюдать за поведением собаки и умело сочетать интонацию голоса с непосредственным воздействием на собаку (безусловным раздражителем).

Неправильное использование команды «фу». Неопытные дрессировщики часто применяют команду «фу» по всякому поводу. Это приводит к тому, что собака перестает на нее реагировать. Чтобы команда запрещения была действенной, ее не следует подавать часто.

Вместо команды «фу» во многих случаях с успехом можно подать другую команду, например:

1) при занятиях по укладке собака самостоятельно пытается встать; неопытный дрессировщик применяет в таких случаях команду «фу». Это неверно. Надо произносить команду данного приема с угрожающей интонацией. То же самое относится и к случаям, когда собака, сидя перед препятствием, срывается с места;

2) прорабатывая след, собака отвлеклась. В данном случае команда «фу» может затормозить стремление к поиску. Правильна будет только команда «след» с угрожающей интонацией.

При контрольной выборке вещей неопытные дрессировщики по невнимательности часто путают искомый предмет с другим и при попытке собаки взять требуемую вещь подают команду запрещения. Такие действия тормозят стремление собаки к правильной выборке.

Аналогичные ошибки допускают и при проработке контрольных следов, когда проводник, перепутав, срывает собаку с правильного направления. Такие оплошности портят собаку.

Команду «фу» целесообразно подавать только при попытках собаки схватить лежащую на земле пищу, при набрасывании на прохожих, животных и в других аналогичных случаях.

Неправильное пользование командой. У молодых дрессировщиков часто встречается вредная привычка при подачз команды по нескольку раз повторять ее. Незаметно для себя такой дрессировщик воспитывает у собаки навык выполнения приема только после неоднократных команд. Так, например, дрессировщик дает собаке команду «лежать», но она не выполняет приема, будучи чем-то отвлечепа, а повторную команду «лежать» дрессировщик не связывает с принуждением. Такой метод не может воспитать у собаки безотказность, четкость выполнения действий и внимательность к командам.

Неуместное пользование парфорсом (строгий ошейник). Многие дрессировщики имеют привычку постоянно водить собаку на парфорсе, забывая, что пользование парфорсом - одна из крайних мер принуждения, сочетающегося обязательно с соответствующей командой и интонацией.

Постоянные ощущения парфорса притупляют степень воспри ятия его собакой, и роль парфорса как принудительного фактора снижается.

Злоупотребление дачей «лакомства». В дрессировке служебных собак лакомство не является единственным средством поощрения собаки и не всегда самым правильным. Не следует в период дрессировки длительное время давать лакомство при исполнении навыка. Когда с помощью этого безусловного раздражителя образуется новый условный рефлекс на поощряющую интонацию, следует больше пользоваться последней.

Дачу собаке лакомства, а также пищи всякий раз следует сопровождать поощряющей интонацией и командой «хорошо». Это вырабатывает вспомогательный условный рефлекс на интонацию и ускоряет прекращение дачи лакомства, уже мешающего работе.

Сталкивание процессов возбуждения и торможения. Сталкивание одинаковых по силе процессов возбуждения и торможения может вызвать у собаки расстройство условно-рефлекторной деятельности, обычно называемой срывом.

Отрабатывая «задержание убегающего», дрессировщик, желая отшлифовать навык, чтобы собака не трогала спокойно стоящего человека, при хватке собакой помощника дает команду запрещения «фу», сопровождая ее резким принуждением, а затем сразу же снова натравливает собаку, подавая команду «фасс». Резкая смена возбуждения и торможения, особенно у животных со слабыми и малоподвижными раздражительными и тормозными процессами, ведет к нарушению их нервной деятельности.

Дача собаке сложной задачи по дифереыцировке запахов на выборке с применением сильных средств принуждения при ошибках; злоупотребление выдержкой на брошенный предмет при ярко выраженном стремлении собаки в аппортировке; дача невыполнимых заданий по преодолеванию препятствий и другие подобные ошибки нервируют собаку и могут привести к срыву в сторону возбуждения или торможения нервной деятельности собаки в зависимости от типа.

Недооценка значения прочих раздражителей. Обстановка, и которой дрессируют собак, должна быть близка к той, в которой будет использована собака.

Однако еще часты случаи, когда дрессировщик, например, дает задание прокладчику следа на глазах у собаки. На конечной точке, после проработки следа, сразу же собаку привязывают, а дрессировщик и помощник весело беседуют, хлопая друг друга по плечу. Помощник протягивает дрессировщику папиросу, собака рычит, лает, расценивая эти жесты, как нападение на ее хозяина, но тут звучит запрещающая команда дрессировщика, а за ней иногда и рывок поводка.

Отрицательно действует на собаку и то, когда дрессировщик обращается с обнаруженным собакой помощником по-приятельски, задержанного не сдает третьему лицу, а отпускает на глазах собаки.

Разговоры, смех, шутки при дрессировке, натравливание собаки на своих товарищей недопустимы. Вялость, неповоротливость дрессировщиков, подача неправильных команд и жестов, неумелое пользование контрастными интонациями, скупость в поощрениях, неумелое управление поводком и другие лишние раздражители тормозят успех дрессировки.

Нежелательные связи у дрессируемой собаки. Наиболее частое последствие перечисленных выше ошибок дрессировщиков - появление у собак так называемых «нежелательных связей». Внешним показателем ошибочных действий дрессировщика является неожиданное изменение поведения собаки. Собака начинает проявлять какую-либо нежелательную связь или же совсем отказывается от выполнения команд или жестов, проявляя при этом слишком возбужденное или, наоборот, тормозное состояние. Нежелательные связи - это условные рефлексы, возникшие у собаки помимо желания дрессировщика в результате допущенных им ошибок. Их, как и вообще условных рефлексов, может быть множество. Такие нежелательные связи для работы очень вредны. Дрессировщик должен уметь предотвратить образование нежелательных связей и знать методы их устранения.

Наиболее часто встречаются следующие нежелательные связи.

Нежелательные связи при постоянной последовательности приемов. Если дрессировщик несколько дней подряд во время занятия, усадив собаку, потребует от нее «голос», затем уложит ее, а потом усадит, то примерно на 3–5 день, услышав команду «голос», собака подаст его, затем сядет, потом самостоятельно, без команды, ляжет. Если дрессировщик каждое занятие с собакой будет проводить в одной и той же последовательности, у собаки прочно закрепится постоянная последовательность выполнения отдельных действий, т. е. образуется «стереотип». Услышав первую команду, собака начнет выполнять все действия в одном и том же порядке, даже вые зависимости от подаваемых в дальнейшем команд и жестов.

Часто встречаются дрессировщики, которые, желая уложить собаку, обязательно дают ей сначала команду «сидеть», а затем уже «лежать», воспитывая этим самым связь на определенный порядок выполнения действий.

Надо приучить собак и требовать от них выполнения команд в разной последовательности. Укладывая из положения «стоять» или заставляя ползти из положения «стоять» или «сидеть», надо делать паузы (выдержки) между приемами. Это будет шлифовать четкость выполнения действий.

В дрессировке не должно быть места шаблону. Нельзя занятия превращать в ежедневное однообразное повторение одних и тех же действий и в неизменно установленной очередности.

Приходится иногда наблюдать, как дрессировщик, подзывая к себе собаку командой «ко мне», не опускает руку к бедру, а поднимает ее на высоту плеча. То же и при приеме укладки - звуковая команда «лежать» сопровождается подъемом руки, а не опусканием ее. В результате часто собака, только увидев поднятие руки проводником, не сделав выдержку, садится, ложится или подбегает к нему.

При обучении преодолению препятствий возникает нежелательная связь на обязательность прыжка при одном приближении к барьеру.

Иногда приходится наблюдать, как собака по команде проводника «вперед» преодолевает барьер, затем самостоятельно, в силу воспитавшейся нежелательной связи на последовательность приемов, перебегает по горизонтальному столбу, прыгает через плетень, взбирается по лестнице и т. д.

При следовой работе обычно всегда к ошейнику собаки пристегивают длинный поводок, затем усаживают ее перед исходной точкой, а после этого следует осмотр дрессировщиком места; все это, повторяемое неоднократно, воспитывает у собаки нежелательные связи - уже к моменту пуска собака находится в возбужденном состоянии, что вредно для работы по следу.

Чтобы предотвратить возможность возникновения таких нежелательных связей, необходимо приучать собаку к выдержке в течение 2–3 минут перед взятием препятствия (в положении усадки или укладки), следует изменять последовательность действий. Например, собака ждет команды «барьер», но звучит спокойный голос дрессировщика «рядом», и собаку отводят для дрессировки другим приемам.

Таким же путем надо устранять нежелательную связь на навык взбираться на лестницу и на обратный прыжок при преодолении препятствия. После нескольких подобных упражнений нежелательный условный рефлекс угаснет, и собака будет четко выполнять требования той команды, которая ей подана.

Умелое сочетание и чередование последовательности приемов, воспитание у собак выдержки предотвратит образование указанных нежелательных связей.

Нежелательные связи на обстановку. Если собака при обыске одного и того же участка местности будет постоянно обнаруживать на дереве, в яме, либо в других местах укрывшегося помощника или спрятанные вещи, то она в последующем, не производя обыска, начнет подбегать именно к знакомым ей местам.

Нежелательные связи на ориентиры возникают также при постоянной прокладке следов в одной и той же местности или при прокладке следов с конечной точкой у отдельно стоящего дома, дерева, куста, тропинок или дорог.

Если помощник конечную точку следа будет постоянно устанавливать у дерева, куста или другого какого-либо выделяющегося укрытия, у собаки обязательно возникнет нежелательная связь на вид этих предметов. Вид дерева, куста приобретет для собаки значение определенных условных раздражителей, и собака будет стремиться искать помощника за определенными укрытиями, не прорабатывая след.

При прокладке следов по снежной целине в зимнее время собаки увязывают обонятельные раздражители (запахи) со зрительными и через несколько занятий, совершенно не принюхиваясь, бегут по отпечаткам ног помощника.

Чтобы предотвратить такую нежелательную связь, надо в зимнее время проводить занятия по контрольным следам в населенных пунктах ночью, чаще практикуя угловую и веерную выборку следов.

Для собак со стойкой нежелательной связью па отпечатки ног рекомендуется прокладывать контрольные следы небольшой давности на территории, где имеются отпечатки ног большой давности и запахи слабой концентрации.

Занятия в таких условиях восстановят способность к работе по следу с помощью чутья.

Малоопытные дрессировщики часто заставляют помощников при прокладке контрольных следов оставлять ясно видимые условные знаки в виде воткнутых в землю палочек, флажков, взрыхленной ногами земли и т. д. Это также создает нежелательную связь на ориентиры, собака идет не по следу, а по видимым ориентирам.

Лучший способ устранения нежелательной на обстановку связи - постоянная смена участков занятий, мест укрытия помощников, прокладка следов в разных направлениях, параллельно и перпендикулярно дорогам и пешеходным тропинкам.

Нежелательные связи на команды. У некоторых дрессировщиков имеется вредная привычка часто повторять во время работы команду «след». При частом повторении команда «след» по существу превращается в сигнал «вперед» даже при утере разыскиваемого запаха.

При выборке вещей и человека частое повторение команды «нюхай» служит сигналом для движения вдоль разложенных вещей или стоящей группы людей. Собака воспринимает это, как «брать нельзя, иди дальше».

Пуская собаку на выборку, надо подавать команду один раз. Правильность выборки следует подкреплять командой «хорошо».

Нежелательная связь на поведение дрессировщика. При проработке углов иа контрольных следах часто возникает нежелательная связь на замедление темпа движения дрессировщика, натягивающего поводок перед поворотом. Собака при малейшем натяжении поводка, не принюхиваясь к следу, поворачивает в сторону. Для устранения этого рекомендуется при приближении к углу предоставлять собаке, как правило, свободу поиска и самостоятельного определения направления следа. Полезно при проработке следа между углами время от времени то ослаблять, то натягивать поводок, увеличивая и уменьшая темп движения.

Необходимо обращать внимание и на то, чтобы у собаки не образовалась при работе по следу нежелательная связь обязательного поворота на углу в одну какую-либо сторону. Форму углов (прямой, тупой, острый) и направление их (вправо, влево) надо постоянно изменять в различных вариантах.

Нежелательная связь на время суток. Занятия в одни и те же часы, как это часто практикуется, воспитывают у собак условные рефлексы на время: к началу обычного выхода на занятия, еще до появления дрессировщика, собаки приходят в суетливо-возбужденное состояние. К проработке следа или обыску местности в необычное для них время они проявляют меньшую активность. Для поддержания у собак постоянной заинтересованности в работе следует проводить занятия в разное время суток.

Нежелательные связи при выборке. Причинами часто встречающихся нежелательных связей при всех видах выборки являются: одинаковая последовательность в порядке выборки или построения группы людей; постоянство формы предметов, места и выбираемого помощника; ослабление натянутого поводка при приближении собаки к разыскиваемому человеку (вещи); напряженный наклон туловища, а затем выпрямление его с облегченным вздохом при правильном результате; щелкание пальцами, приставление ноги и пр.

Нежелательная связь на дрессировочный костюм. Она возникает в том случае, если, например, помощник воздействует на собаку в одном и том же дрессировочном костюме. У собаки вырабатывается прочный условный рефлекс на вид этого костюма, и она проявляет оборонительную реакцию на него. Поэтому необходимо часто менять одежду у помощников.

Нежелательная связь на постоянного помощника. Когда один и тот же человек привлекается в качестве помощника при прокладке следов, выборке, обыске местности, вызове злобы у собаки, задержании, конвоировании, то у собаки устанавливается связь с запахом, внешним видом, голосом, фигурой именно этого человека. Раздражители данного человека собака привыкает четко диференцировать, отличая их от других, похожих раздражителей. В любой обстановке она ищет только постоянного помощника, и становится неспособной находить других людей.

Дрессировщик во всех случаях должен тщательно анализировать поведение собаки, а также свои действия, правильно определяя причины изменения поведения собаки. Убедившись, что основная причина изменения поведения собаки - результат его ошибок, необходимо найти и устранить такие ошибки.

Чтобы восстановить обычное поведение собаки, целесообразно:

1) изменить обстановку занятий, при которых возникла нежелательная связь. Это исключит внешние раздражители, вызывающие или содействующие проявлению нежелательной связи,

2) временно прекратить практические занятия с собакой по определенным приемам, до угашения условного рефлекса на нежелательную связь.

Это - основные способы исправления результатов ошибочных действий. Однако в каждом случае при применении того или другого способа воздействия следует учитывать причину возникновения ошибки и особенности поведения дрессируемой собаки. Главная и основная задача дрессировщика - не допускать ошибочных действий. Поэтому каждый способ воздействия на собаку, намечаемый дрессировщиком, должен быть тщательно и всесторонне им продуман и только после этого проведен на практике.

Из книги Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак автора Коппингер Лорна

Изучение собак Почему нужно изучать собак? Биологический вид, к которому принадлежат домашние собаки, Canis familiaris, можно смело назвать успешным, даже чрезвычайно успешным. Это означает, что, трансформировавшись по сравнению со своими предками, волками, они и теперь

Из книги Расширенный фенотип [Дальнее влияние гена] автора Докинз Клинтон Ричард

Ошибки вследствие непредсказуемости или «недоброжелательности» окружающей среды Хотя животное может быть хорошо приспособлено к условиям внешней среды, но эти условия нужно расценивать как нечто среднее. Обычно невозможно подстроиться под каждое мелкое

Из книги Проверка поведения, ее теоретические основы и ее практическое выполнение автора Менцель Рудольф

III РАЗДЕЛ: Направленность положений по дрессировке и испытаниям на требования целевого разведения (Wesenszucht) и практического применения В вышеизложенном мы пытались разработать основные понятия для анализа поведения и дать приблизительные рекомендации для практического

Из книги Ступени эволюции интеллекта автора Сергеев Борис Федорович

Ошибки епископа Беркли Говорят, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Действительно, лучше. Люди – зрительные существа. Однако как часто нас подводят ошибки зрения и зрительные иллюзии. Обман зрения можно вызвать специально, чем профессиональные фокусники

Из книги Собаки и их разведение [Разведение собак] автора Хармар Хиллери

Как разводить собак? Это колоссальный вопрос! Разведение собак - это игра, игра со своими правилами, с шансами на выигрыш и возможностью поражения, и может быть, поэтому оно так привлекательно. Постоянное стремление к совершенству - это предназначение собаковода, и нужно

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

2. Раздражители, применяемые при дрессировке собак В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на нервную систему собаки безусловными и условными раздражителями.Для правильного использования этих раздражителей необходимо знать, какие безусловные и условные

Из книги Вдохновенные искатели автора Поповский Александр Данилович

6. Индивидуальный подход при дрессировке Изложить все возможные способы индивидуального подхода к собакам при дрессировке совершенно невозможно, так как здесь наибольшее значение должна иметь творческая инициатива самого дрессировщика применительно к особенностям

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Броуэр Луи

7. Основная ошибка дрессировщика Основной и главнейшей ошибкой большинства начинающих дрессировщиков является субъективный подход к собаке.Субъективный подход, ведущий к «очеловечиванию» собаки, игнорирует качественное различие между высшей нервной деятельностью у

Из книги Читая между строк ДНК [Второй код нашей жизни, или Книга, которую нужно прочитать всем] автора Шпорк Петер

Часть третья Основы мичуринской биологии. Вопросы содержания, ухода, кормления, разведения и выращивания собак. Краткие сведения о болезнях

Из книги Эволюция [Классические идеи в свете новых открытий] автора Марков Александр Владимирович

Из книги Биофизика познает рак автора Акоев Инал Георгиевич

Ошибки при изучении рынка сбыта Большинство врачей, направляясь на работу в перенасыщенные больными регионы, по наивности надеются на быстрый успех, не учитывая реальной обстановки. Речь же идёт о большом разочаровании с серьезными и чаще всего болезненными

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати. 9000 лет парагвайского чая автора Колина Аугусто

Ошибки прошлого: отмена процентных норм За 25 лет количество врачей утроилось, увеличившись на 40 % в промежутке между 1980 и 1985 гг. И это не предел! В начале 1988 г. ситуация складывалась следующим образом: плотность врачей: один врач на 405 жителей; терапевтов - 55 тыс.;

♦ Одно из важнейших условий успешной дрессировки собаки - активное использование задатков, привычек и движений, свойственных животному по природе.

♦ Дрессировка собаки будет успешной только в том случае, если здоровье собаки в общем находится в хорошем состоянии, что обеспечивается правильным уходом и сбалансированным питанием.

♦ Для дрессировки собаки необходимо иметь комплект специального индивидуального и группового снаряжения и инвентаря.

К индивидуальным средствам относятся: обычный и металлический (строгий) ошейники, короткий и длинный поводки, намордник, шлейка, цепь, прикол, различные предметы для апортировки, сумка для лакомства (см. рис.).

♦ При работе с собакой очень важно знать и учитывать ее индивидуальные особенности. Индивидуальность собаки определяется различными факторами: наследственностью, индивидуально приобретенным опытом, воспитанием. Она проявляется, главным образом в чертах темперамента. У собак, как и у людей, выделяют четыре типа темперамента.

Собакам-холерикам свойственна очень высокая активность, энергичность, яркая эмоциональность, проявляющаяся прежде всего в злобе и агрессивности. Сангвиники также характеризуются высокой эмоциональностью, но только положительно окрашенной, подвижностью; флегматики - низкой активностью, медлительностью; меланхолики - также низкой активностью, высокой эмоциональной реактивностью. Методические приемы подбирают в соответствии с темпераментом собаки для выработки тех или иных навыков.

Следует также учитывать возраст животного, наличие уже приобретенных навыков, как положительных, так и отрицательных, пол животного, его естественные повадки. Общий принцип таков: что пригодно и необходимо для одной собаки, совершенно не нужно для другой. Дрессировщик должен сам, в зависимости от индивидуальных особенностей собаки, изобретать полезные раздражители, вызывающие желаемые ответные реакции. Во время дрессировки собаки следует сознательно вызывать и использовать для выработки навыков нужные и тормозить, или вообще предотвращать нежелательные, мешающие дрессировке например, эмоции, связанные с половым влечением.

Специальный инвентарь для выработки общедисциплинарных навыков

а - ошейник; б- поводок; в- поводок длинный; г - намордник; д - строгий ошейник (парфорс); е- цепь; ж- апортировочные предметы (1-матерчатый, 2- деревянный); з - сумка для лакомства; и - сумка для инвентаря; к - прикол.

Процесс выработки навыков у животного сопровождается переживаниями в форме приятных и неприятных эмоций. Нужные для дрессировщика действия поощряются и поэтому сопровождаются положительными эмоциями, в то время как ненужные действия тормозятся и вызывают проявление отрицательных эмоций. Еще раз подчеркнем, что для каждой деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором достигается наилучший эффект, но за верхним пределом которого активность животного движется по убывающей.

Чтобы не передрессировать собаку

♦ Для эффективного формирования рефлекса и предупреждения охранительного торможения, иными словами, чтобы не передрессировать собаку, между упражнениями необходимо выдерживать достаточный интервал. В первых стадиях выработки навыка количество упражнений должно быть минимальным: 10-20 упражнений в день на отработку общедисциплинарных навыков с интервалом между ними от 2 до 5 и более минут, в зависимости от индивидуальных особенностей собаки.

По мере упрочения навыка продолжительность интервалов между упражнениями меняют: сокращают или удлинняют, в зависимости от конкретной ситуации. При этом нужно учитывать характер вырабатываемого навыка. Так, при выработке сложных навыков количество упражнений уменьшают, при выработке простых - увеличивают. При пищевом подкреплении количество упражнений можно увеличить, при механическом - уменьшить. Если собака активна и долго не утомляется, количество упражнений можно увеличить, если утомляется быстро - уменьшить.

Дрессируя собаку

♦ Дрессируя собаку, необходимо использовать как можно большее количество факторов, сочетать их по мере возможности и необходимости. Такого рода факторами являются: игра, естественны повадки, имеющиеся навыки, непосредственное воздействие на собаку, «заразительное» поведение.

♦ Следует помнить, что любые действия дрессировщика в ходе работы с собакой сразу влекут за собой ответную реакцию со стороны собаки, то есть формируют условный рефлекс.

Если действия дрессировщика достаточны четки, то навык формируется более успешно. Ошибочные же действия дрессировщика формируют ненужные навыки и препятствуют выработке нужных. Нежелательный рефлекс может возникнуть у собаки, даже если дрессировщик допустил всего один неверный шаг. Например, она может начать бояться сильных раздражителей или самого дрессировщика.

Какое-то конкретное воздействие на организм собаки у разных животных может привести к неодинаковому результату, порой противоположному ожидаемому. Поэтому дрессировщик должен творчески подходить к процессу дрессировки и в каждом конкретном случае искать индивидуальные приемы воздействия. Практика показывает, что, чем больше творческая активность дрессировщика, тем дружелюбнее отношение собаки к человеку.

♦ При дрессировке собаки следует применять общепедагогическое правило: от простого к сложному. На каждом занятии рекомендуется отрабатывать один основной навык в необходимом сочетании с некоторыми выработанными раньше, постепенно усложняя и совершенствуя их. При этом следует выбирать такую последовательность, чтобы один навык не оказывал отрицательного влияния на подкрепление другого.

♦ Никогда не бейте собаку ни во время дрессировки, ни в повседневном общении, не натравливайте на других собак, людей и других домашних животных ради развлечения!

Отвлекающие раздражители собаки

Отвлекающими раздражителями собаки называются такие раздражители, которые действуют на собаку сильнее, чем раздражители, даваемые дрессировщиком. Они затормаживают влияние дрессировщика, и собака выходит из его подчинения.

В нестандартной обстановке они служат более сильными факторами, влияющими на собаку и отвлекающими ее от работы. Поэтому, чтобы процесс дрессировки был наиболее эф­фективным, следует воспитывать в собаке невнимательность к окружающей среде и развивать у нее безотказность исполнения. Необходимо помнить, что в период обучения влияние дрессировщика должно быть сильнее влияния внешнего мира!

Развитие дисциплины у молодой собаки начинают в тихом, уединенном месте, где раздражители сведены к минимуму. Когда ее связь с дрессировщиком будет установлена, можно переходить к работе в присутствии людей, собак, шуме транспорта и т.п. После этого уже возможен переход к условиям, приближающимся к условиям реальной службы.

Невнимательность собаки

Следует заметить, что отвлекающие раздражители собаки могут иметь внутреннюю, физиологическую природу, например, холод или голод. Они могут действовать на собаку сильнее, чем внешние раздражители. Отвлечение на внешние раздражители сопровождается чувством страха невнимательностью со стороны собаки. В обоих случаях условный рефлекс отсутствует по причине внешнего торможения.

В первом случае сигнал не воспринимается, вследствие появления ориентировочного рефлекса на новые раздражители, результатом чего становится невнимательность собаки. Во втором - новый раздражитель воспринимается как сигнал опасности и вызывает соответствующую оборонительную реакцию у собаки, а также чувство страха. Для преодоления невнимательности собаки, дрессировщик должен применить угрожающую интонацию, чтобы вернуть ее к действительности.

В случае страха следует успокоить собаку лаской и игрой, чтобы новый раздражитель потерял свою значимость в качестве сигнала опасности. Дело в том, что сигнал, не подкрепляемый несколько раз непосредственным раздражителем, теряет свое значение и становится безразличным для собаки. В последующие дни искоренению у собаки боязни данного раздражителя следует посвятить несколько специальных уроков.

Лучшим временем для дрессировки собаки

Лучшим временем для дрессировки собаки является раннее утро. Чистый воздух, минимальное количество раздражителей, свежесть сил собаки - все это способствует успешной работе. Одним из важнейших факторов внешней среды является температура. Сильный холод и сильная жара являются очень сильными отвлекающими раздражителями.

Они тормозят у собаки заинтересованность к работе и стремление к достижению результата. Поскольку у собаки отсутствуют потовые железы, в жаркую погоду она очень быстро теряет выносливость и становится вялой. Этого можно в некоторой степени избежать, подавая более сильные, чем обычно раздражители. Но безотказность выполнения работы при любой температуре можно привить только путем постепенного закаливания организма.

Приступая к работе с собакой, необходимо учитывать степень ее акклиматизации.

Немаловажное значение имеет ветер. Он особенно значим при работе собаки по запаховому следу. Ветры следует рассматривать по: 1). Направлению. 2). Характеру. 3). Силе. По направлению ветер может быть попутный, встречный, боковой и угловой. По характеру - благоприятный (южный и западный) и неблагоприятный (северный и восточный в зимний период). Сила ветра имеет большое значение для сохранения следа: чем слабее ветер, тем лучше будет удерживаться запах на следе и, соответственно, наоборот. Сильнее всего следовую работу затрудняет боковой ветер: он отводит молекулы запаха со следа под углом в сторону.

Это заставляет собаку отклоняться, иногда очень значительно, от правильного направления, резать углы, забегать вперед и делать проскачки. Ориентировка собаки поэтому затрудняется: ее внимание отвлекается рассеянными в воздухе молекулами запаха, которые сбивают собаку с правильного направления. При встречном ветре, особенно при работе с коротким запаховым следом, молекулы запаха идут по воздуху навстречу носу собаки.

Это заставляет ее прибегать к верхнему чутью, что усложняет работу и сбивает собаку со следа. Попутный ветер уносит весь запах, находящийся в воздухе, вперед, оставляя его исключительно на самом следу. Легкий попутный ветер является наиболее удачным при работе со следом, так как он заставляет собаку пользоваться исключительно нижним чутьем. Немаловажным фактором является почва.

Дрессировка собаки по следу

При дрессировки собаки по следу почва является держателем молекул запаха, оставленного на следе. Благоприятными почвами можно считать следующие: влажную, взрыхленную, чернозем, луговую, пресную, глинистую, торфяную, снежный покров. Неблагоприятны следующие почвы: сухая, каменистая, песчаная, болотистая.

Пыль и мелкий песок в жаркую погоду забивают поры обонятельных путей собаки. Из-за этого ее нюх притупляется. При работе на почвах, удерживающих молекулы запаха, влияние температуры не имеет решающего значения. При работе же на почвах, не удерживающих запаха, влияние температуры значительно усложняет работу. Еще одним важным фактором является характер местности. Ровная местность облегчает работу собаки, заметно пересеченная, напротив, осложняет. Близость озера или реки освежает атмосферу и тоже облегчает работу.

Мелкий кустарник способствует развитию у собаки поисковой активности. Весьма полезен изменяющийся рельеф и характер местности, так как он способствует активизации поиска. Но такого рода рельеф не следует вводить с самого начала занятий. При работе с собакой необходима периодическая перемена места, так как смена впечатлений вызывает большую заинтересованность и, следовательно, большую энергичность в работе. Населенность местности, а также движение по ней служат отвлекающими раздражителями, и это тоже следует учитывать при построении работы. Планируя занятие с собакой, следует также учитывать состояние погоды.

Прохлада и свежесть облегчают работу, а напряженность в атмосфере, например перед грозой, состояние способствуют упадку общей жизнедеятельности собаки, вызывают подавленность. Мелкий дождь для работы активных и энергичных собак значения практически не имеет. Собака же со слабой конституцией может при дожде и снеге отказываться от работы. Небольшой ветерок освежает собаку, особенно в жаркие дни, но влияет, однако, на степень сохранности следа. Сильные и встречные ветры мешают работе, затрудняют дыхание собаки и поднимают молекулы запаха.

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ СОБАКУ.

МАСТЕР-КЛАСС С ИГОРЕМ ГАЕМ.
(К вопросу о мотивациях при дрессировке)

И.Г. А знаете, с чего бы мне хотелось начать сегодняшний разговор? С главной причины, в которой успех кроется. И, на мой взгляд, это отнюдь не уровень мастерства, а желание получить положительный результат и то, с какой душой человек за дело берется! Особенно это касается дрессировки. Мой главный совет: постарайтесь сделать все возможное, чтобы процесс воспитания и обучения вашей собаки доставлял максимум приятных эмоций, причем вам обоим - и собаке и ее владельцу! Тогда все будет получаться. А если каждый раз вы будете браться за дело со вздохом, как за трудовую повинность, тяжкую кару или утомительный долг, ничего хорошего от результата не ждите. О каком результате говорить, когда один из-под палки учит, а другой из-под палки учится, лучше передоверьте процесс кому-нибудь из других членов семьи (если есть кому). Дрессировка состоит из сплошных нюансов, которые необходимо знать, чтобы ими оперировать, и какое это огромное удовольствие, когда ты видишь, что у вас (у тебя и собаки) все получается, что в определенной ситуации вы, используя эти нюансы, нашли правильное решение, применили нужные знания и добились именно того, чего хотели!
На профессиональном языке это будет звучать примерно так: для того, чтобы учить, необходимо правильно мотивировать собаку. Вот одно из главных условий, без которого дрессировкой заниматься просто не имеет смысла, и о котором мы сегодня будем говорить. Но перед этим нельзя не сказать о двух вещах: о вашей полной ответственности за все то, что произошло, происходит и будет происходить с вашей собакой (или по вине вашей собаки) и о системе строжайших самоограничений, которые вам придется в связи с этим на себя наложить. Вам необходимо уметь моделировать все возможные ситуации, которые могут произойти и быть к ним максимально готовыми. Не хватайтесь за голову, это не так уж и сложно, поскольку несмотря на то, что различных вариантов нештатных ситуаций великое множество, мер предосторожности совсем немного, главное - всегда чуть-чуть перестраховаться. Лучше слегка недооценить, чем переоценить собственные силы и достоинства своей собаки, и не ходить с ней туда, где ты пока еще не можешь ее контролировать!
Вот, скажем, вы находитесь где-то на середине воспитательного процесса и считаете, что у вашего воспитанника сформированы определенные навыки и он безупречно выполняет команды "Рядом!" и "Ко мне!", и вы спускаете его с поводка. У собаки появляется возможность избежать вашего физического контроля. Вы находитесь в некоторой эйфории от первых успехов и выходите гулять без связки ключей в кармане или какого-либо другого символа наказания (о чем говорили в прошлый раз). Возникает внештатная ситуация, которая вами еще не отрабатывалась, собака не слушается, а вы не готовы к тому, чтобы взять ситуацию под контроль, поскольку просто-напросто к ней не подготовились. Вот, кстати, очень распространенная ошибка в принципиальном подходе: человек отрабатывает команду "Рядом!" и начинает "надергивать" собаку. Вроде внешне все правильно, по учебнику: хозяин гуляет с питомцем на провисшем поводке, в случае непослушания, резко дергает поводок, грубым голосом рычит "Р-р-рядом!", а то и какой эпитет присовокупит, да еще закрепит команду смачным шлепком поводка по многострадальной заднице. А ведь в нормальной, штатной, рутинной ситуации - РЫВОК ПОВОДКОМ - ЭТО НЕ НАКАЗАНИЕ, а всего лишь КОРРЕКТИРОКА ДЕЙСТВИЙ собаки!
От неумения правильно дозировать отрицательные воздействия - в данном случае это рывки поводком - берет начало целая вереница дальнейших ошибок, мало того, с таким хозяином собака будет пребывать в постоянном стрессе, и чем это для нее кончится, вам расскажет любой ветеринар. Но с другой стороны, в нештатной ситуации, например в случае агрессии на собаку или человека, рывок должен быть соответствующим, резким и сопоставимым по силе воздействия с ударом связкой ключей или чем то похожим. Но, подчеркну, такое воздействие применяется в ситуации, когда собака выходит из-под контроля.

А.Х. Легко представить себе, с каким удовольствием будет постигать все премудрости дрессировки задерганная горе - воспитателем собака, вздрагивающая и поджимающая хвост при каждом резком движении хозяина, хотя последний, может быть, и извлечет какое-нибудь удовольствие от этого процесса. Это я возвращаюсь к тому, с чего мы начали.

И.Г. Вот поэтому-то я и начал с того, что, обучая собаку, надо ее заинтересовать в этом процессе, мотивировать. Мотивации бывают разные - половая, пищевая, игровая. Впрочем, об этом не худо почитать соответствующую литературу. (Журнал "Друг" обращался к этой теме, публикуя познавательную статью по теории обучения в №6/2000 "Чуть проще, чем генетика" ("Азы теории обучения")- Прим. ред.) Бесспорно, для многих собак самая эффективная в плане обучения - это пищевая мотивация. Не даром еще Александр Васильевич Суворов говаривал, что "Сытое брюхо к учению глухо".
Знаете, что порой бывает самым трудным в нашей профессии? Это уговорить иных хозяев не кормить собаку один день перед дрессировкой! Вроде взрослые люди, прекрасно понимают, что собаке день-другой поговеть - только на пользу, а смотришь, как собака работает и сразу понимаешь, что пищевое подкрепление для нее сегодня уже не стимул. А есть, кстати, хозяева, которые просто убеждены, что если пропустить один день и не кормить собаку, то летальный исход неизбежен.
Кстати, многие неправильно именуют пищевое подкрепление лакомством. Лакомство - это когда поел и на десерт шоколадку ешь. А когда два дня не евши? Тогда кусочек черного хлеба становится положительным пищевым подкреплением.

А.Х. Это, как говорится, к слову. Что касается проблемы уговоров хозяев посадить собаку на диету, то как рядовой собаковладелец понимаю, что дрессировщик, дабы сподвигнуть нас на такой подвиг, должен обладать недюжинной способностью к убеждению на грани с даром внушения.

И.Г. (смеется) Да нет, иногда удается переубедить хозяев, но уж больно много сил на это уходит. Единственный аргумент, который сразу впечатляет, это то, что, подкармливая собаку вопреки рекомендациям инструктора, они теряют время и, соответственно, деньги. Если собака проголодалась, то это видно сразу, иной раз она сама начинает показывать все, что умеет, угодливо глядя в глаза и пытаясь понять, что из этого воспитатель одобрит и подкрепит лакомством. Эффективность таких занятий, естественно, максимальная. Единственное, что, пожалуй, может быть сильнее пищевой мотивации - это "гейм" у питбультерьеров. Так называется главное чувство, которое должна испытывать собака этой породы - жажда бороться и побеждать. Но об этом мы поговорим, как обещали, в следующих номерах, когда речь пойдет о собачьих боях и "серьезных" породах собак.

А.Х. Но, раз уж заговорили о "серьезных" собаках, давайте вернемся к теме ответственности и самоограничений.

И.Г. А вот, кстати, печальная ситуация, которая известна любому владельцу настоящей бойцовой (то есть участвующей в матчах) собаки. Как законопослушный гражданин, я обязан гулять с собакой в наморднике и на поводке. Причем С ЛЮБОЙ СОБАКОЙ, будь то йоркширский терьер или мастино наполетано. У меня питбуль, а намордник порвался. Чтобы хоть как-то контролировать ситуацию, вывожу собаку на коротком поводке. И тут навстречу выскакивает овчарка, которая вдвое крупнее моего худенького питбультерьера, и целеустремленно бежит к нам понюхаться или поиграть. "Отзовите собаку!" - кричу хозяину, но тот беспечно машет рукой: "Не бойтесь, она вас не тронет!". Драгоценные секунды потеряны и мой питбуль уже схватил бедную овчарку за морду… Кто виноват в такой ситуации?

А.Х. Во всяком случае, не собака, а по большому счету, хороши все, и в первую очередь, оба хозяина.

И.Г. Правильно! Виноваты оба, причем настолько, что уже нет смысла считать, кто больше, а кто меньше. Один (в данном случае я) в том, что вышел гулять без намордника и не смог контролировать ситуацию, другой - в том, что гулял с собакой не только без намордника, но и еще без поводка. Два нарушения против одного, но все сочувствия будут на его стороне, поскольку его собака пострадала больше. Это к вопросу об ответственности.

А.Х. Меня не перестает удивлять тот факт, что "породный антагонизм" проявляется у людей с еще большей силой и мощью, чем классовая ненависть или межнациональная вражда. Иной обладатель болонки ненавидит всех американских стаффордширских терьеров и их хозяев с такой яростью, с какой пакистанец не может ненавидеть индусов, а албанец сербов. Даже солидные на вид и увенчанные сединами ветераны ДОСААФОВских площадок порой с такой ненавистью уверяют нас и общество в зловредности потомков питбульдогов, что невольно начинаешь сомневаться в их здоровье, не говоря об уровне профессиональной компетентности. Но давайте поговорим о другом, не столь возвышенном, но куда более полезном… Чего нельзя делать ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах, скажем, позволять собаке спать в постели, кормить ее кусочками со стола…

И.Г. Я кормлю, не стыжусь в этом сознаться и, мало того, не вижу в этом ничего ужасного.

А.Х. Ушам своим не верю! А вот возьму и напишу аршинными буквами в заголовке "Игорь Гай - дрессировщик, который кормит своих собак со стола!"

И.Г. Пожалуйста, только напишите такими же буквами, что Игорь Гай делает ежедневно для этих своих собак: выгуливает их по несколько часов в день, да еще в лесу (поскольку только там они могут носиться без риска вляпаться в скандальную ситуацию), в любую погоду, ежедневно занимается с ними и т.д. Мне нравится делать приятное своим собакам, угощая их кусочком со стола, но в качестве платы за это удовольствие я должен идти с ними бегать в лесу положенный час, даже если очень хочется спать, даже если на улице дождь или вьюга. Вот это и есть та самая система самоограничений, которые мы на себя накладываем, заводя собаку.
Очень жаль, что сегодня у нас получилось не так много конкретных рекомендаций (чего вы от меня, собственно, и требовали изначально), но поймите правильно, простые вещи о которых сегодня шла речь, далеко не всем понятны, а не поняв их в полной мере, нельзя даже приступать к дрессировке.

С Игорем Гаем беседовал Александр ХАБУРГАЕВ