Все глаголы первого спряжения. Как определять спряжение глагола
Материалы для работы с учащимися
Глагол имеет две основы :
1. – основа инфинитива и формы прошедшего времени
2. – основа формы настоящего и будущего времени
Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи. Инфинитив отвечает на вопросы:что делать? что сделать? Это неизменяемая форма глагола. В предложении может выступать в качестве любого члена предложения.
Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, -ти, -чь, -сть, -сти .
СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только визъявительном наклонении в настоящем и будущем времени .
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 типа спряжения.
Таблица 1
I спряжение |
II спряжение |
I спряжение |
II спряжение |
|
Лицо |
Единственное |
Единственное |
Множественное |
Множественное |
1 |
-у /- ю |
-ём /- ем |
-им /- им - |
|
2 |
-ёшь /- ешь |
-ишь /- ишь |
-ёте /- ете |
-ите /- ите |
3 |
-ёт /- ет |
-ит /- ит |
-ут /- ют |
-ат /- ят |
Алгоритм определения спряжения глагола
Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений
Для запоминания |
Исключения |
||||
I СПР. |
II СПР. |
I СПР. |
АРХАИЧНЫЕ |
РАЗНО- СПРЯГАЕМЫЕ |
II СПР. |
баять блеять веять затеять каяться лаять лелеять маяться надеяться реять сеять таять хаять чаять чуять |
клеить строить |
брить стелить зиждиться зыбиться |
дать есть создать |
бежать брезжить хотеть чтить |
вертеть видеть ненавидеть зависеть обидеть смотреть терпеть гнать держать дышать слышать |
СПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИСТАВКИ , ПОСТФИКСА – СЯ ! |
Если ударение падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)
ГЛАГОЛ |
МЫ |
ТЫ |
ОНИ |
Гласные в … |
СПРЯЖЕНИЕ |
лет Е ть |
лет ИМ |
лет ИШЬ |
лет ЯТ |
2- И… +1- А/Я… |
II СПР. |
тер Е ть |
тр ЁМ |
тр Ёшь |
тр УТ |
2- Е… +1- У/Ю… |
Знать написание окончаний глаголов без ударения – одно из трудных правил русского языка. Зависит от того, как будет меняться эта часть речи. Спрягать, то есть изменять по лицам и числам – это и есть «спряжение». Спряжений немного, их два, у каждого существует своё правописание. Имеются слова, которые пишутся не по правилу, требующие необходимого заучивания. Сначала нужно запомнить слова, относящиеся к 1, а потом ко 2 спряжению. Спряжение – один из постоянных признаков. Закон действует только для окончаний без ударений. Когда эта грамматическая часть слова ударная, то правило, о котором далее будет идти речь, не поможет. Если правописание определяется по окончаниям, на которые не падает ударение , то следует знать, что ударная буква «е» характерна для первого, а буква «и» – для 2 -го. Это можно представить таким образом:
Можно проспрягать слово «расти» и пронаблюдать за всем происходящим по таблице: Из этого примера видно: в конце слов наблюдаются такие сочетания: -у – -ю; -ешь – -ёшь; -ете – -ёте; -ем – -ём; -ут – -ют. Для определения формы, поглядим на окончание. Нельзя оставлять ударение без внимания! ОкончанияНахождение решения возможно в том случае, если личные окончания безударные .Тогда используется нехитрый закон орфографии. Схема обязательных действий:
К 2 спряжению относятся : Чтобы запомнить 2 спряжение, очень кстати будут такие строчки в рифму: Ко второму спряжению Отнесем мы, без стеснения, Глаголы, с окончанием на –ить, Исключая брить, стелить, А еще: смотреть, обидеть, слышать, ненавидеть, видеть, гнать, держать, дышать, терпеть, а ещё зависеть и вертеть. Глаголы разноспрягаемыеК таким «двуличным» следует отнести те части речи, которые имеют в одной или нескольких формах частично окончания первого и второго спряжения . Таких слов немного, запомнить их не составит большого труда: хотеть, бежать и чтить. Уже можно подводить итоги сказанному. Чтобы определить, к какому спряжению относится искомая значимая часть речи, и какую гласную нужно написать в окончании, необходимо определить, на какую часть слова падает ударение. Если ударная буква находится в окончании, она в сильной позиции. Эта гласная диктует свои условия, и сомнений тут никаких не будет. Но, если окончание в безударном положении, тогда следует применять все свои знания: таблицу спряжений, стихи с исключениями, всё, что известно о глаголах. Дополнительные рифмовкиВ качестве примера можно привести ещё несколько стихотворений. Глаголы на -ить отнесём ко второму, а к первому на -ять и остальные вместе с ними по орфографии закону. Не забудем исключенья , их запомним, без сомненья. А ещё есть хорошая детская песенка про мечту и хорошую жизнь. Очень хочется на мир смотреть – Всё вокруг зеленым видеть , Страх и слезы ненавидеть . Научиться многое терпеть , Чтоб не смог никто обидеть , Чтоб от сильных мира не зависеть , Чтоб беззащитным не вертеть . Как приятно все слышать, Птицу синицу в руках держать, Чистым воздухом вокруг дышать, Весь мир красивым видеть… Не спешите мысли гнать, Надо лишь исключения знать! При использовании рифмованных строк, заучиваются слова, которые разрозненно трудно запомнить. Контекст любого стихотворного произведения понятен и доступен детям. Ведь именно в детстве (начальные и 5-6 классы) школьники знакомятся с категориями и особенностями различных частей речи русского языка.
Полная таблица для запоминания правилаТаблица спряжений глаголов в виде схемы содержит в сокращённом виде то, о чём говорилось выше. В четвёртой четверти 4-5 классы традиционно изучают раздел, посвящённый глаголу. Под занавес учебного года трудно справиться с двумя самыми сложными в правописании темами - "Гласные в личных окончаниях и в суффиксах глаголов". Ещё сложнее шестиклассникам, изучающим правописание суффиксов причастий. Ребятам приходится определять спряжение глаголов, а сделать это бывает очень не просто. А уж каково старшеклассникам, у которых впереди экзамен по русскому языку, и представить себе невозможно!.. Сведения разрозненные, не завершённые вовремя тщательной отработкой, приводят к серьёзным пробелам. Будем систематизировать всё, что необходимо знать о спряжении глаголов. Казалось бы, хрестоматийно известно, что II спряжение имеют глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме, или инфинитиве , на -Ить, а также семь глаголов на -Еть и четыре глагола на -Ать. К I спряжению относятся все остальные глаголы на -Еть, -Ать, -НУть, -Оть, -Ыть и известные по школьным учебникам два слова-исключения на -Ить (брить, стелить). Редко встречающиеся слова зиждиться (со значением: строиться, основываться), зыбиться (со значением: колебаться, качаться) употребляются только в 3 лице: дисциплина зиждется на сознании ученика, решения зиждутся на законе, тростник зыблется, листья зыблются. Запомните, что спряжение по инфинитиву определяется только у тех глаголов, которые имеют ударные личные окончания : стоИт - стоять (II спр.), летЯт - лететь (II спр.). Если же личные окончания у глагола ударные, то незачем искать инфинитив, нужно смотреть на это окончание: берёшь, берёт, берём, берёте, берут (ЕШЬ/ЁШЬ, ЕТ/ЁТ, ЕМ/ЁМ, ЕТЕ/ЁТЕ, УТ/ЮТ) - I спряжение; шумишь, шумит, шумим, шумите, шумят (ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ) - II спряжение. Правда, нет ничего нового! Однако проблема остаётся не решённой до сих пор. Почему? Во-первых, не знаем слова-исключения. Исправить это легко, надо лишь выучить полезную рифмовку: Гнать, держать, терпеть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть. И ещё: дышать, вертеть, И зависеть, и смотреть. Во-вторых, сама неопределённая форма иногда ставит нас в тупик. Хорошо, если на суффикс перед -ТЬ падает ударение (стоять, молчать, лететь, грозить), но если звук безударный, то сомневаемся, как правильно: клеЯть или клеИть , зависИть или зависЕть , сеИть или сеЯть (подчёркнутые слова написаны верно!). Глаголы нужно опять заучивать и узнавать. Однако есть маленький совет: проговаривайте нужное слово медленно, чтобы услышать звук йот , во всех словах на -Ять присутствует буква Я, она ведь йотированная гласная (мерить, чистить, НО таЯть, затеЯть). Не перепутайте значения слов таЯть (исчезать, становиться жидким, испытывать состояние умиления) и таИть (скрывать в себе, молчать, не обнаруживать). А вот слова КЛЕить, СТРОить выучите крепко-накрепко! В-третьих, есть группа глаголов, которые спрягаются, нарушая все условия: одни образуют формы как у первого спряжения, другие как у второго. Их немного: бежать - бежит - бегут; хотеть - хочет - хотят; есть - ест - едят; дать - дадим - дадут. Они называются разноспрягаемыми. К ним примыкают слова брезжить - брезжит - брезжут; чтить - чтит - чтут (форма чтят используется редко). В-четвёртых, к словам часто прикрепляются приставки и так хорошо маскируют глаголы, что вводят нас в заблуждение, а приставка вы- даже перетягивает ударение на себя: задержать, присмотреть, надоесть, создать, забежать, вылететь, выговоришь. Простой совет: отбрасывайте приставку! В-пятых, если в глаголе есть приставка обез- (обес-), то при определении спряжения обязательно учитывайте переходность глагола. Переходный глагол обессилИть кого-то (II спр.), а непереходный обессилЕть самому (I спр.): мы обессилИм врага, вы обессилеЕте сразу. Совет: найдите подлежащее и дополнение, определите переходный глагол. В-шестых, некоторые глаголы имеют двоякие формы: мучает (мучить - мучит - мучат); меряет (мерить - мерит - мерят); выздоровит (выздороветь - выздоровеет). Эти варианты относятся к разным спряжениям. Одна из подобных форм может иметь чередование звуков: капать - капает - каплет; полоскать - полоскает - полощет; махать - махает - машет (подчёркнутые слова являются разговорными). Какая из них правильная? Обе существуют, но по-разному, различаются либо своим лексическим значением, либо стилистическим оттенком. Сравним: каплет, то есть течёт самопроизвольно; капает обозначает действие, совершаемое кем-то; разговорная форма махает и нейтральное машет. Используйте в письменной речи только литературные формы. В-седьмых, нельзя смешивать глаголы в изъявительном и повелительном наклонениях. Сравните две формы: Вы стукнЕте мне в окно, когда пойдёте на прогулку? - СтукнИте мне в окно, пожалуйста, когда пойдёте на прогулку. Оба предложения почти одинаковы (на слух!), но они различны по цели высказывания: первое вопросительное, а второе повествовательное. В первом глагол изъявительного наклонения имеет окончание I спряжения -ЕТЕ, во втором - глагол повелительного наклонения имеет суффикс -И- и окончание -ТЕ. Знайте твёрдо, что только в форме изъявительного наклонения нужно определять у глагола спряжение. И, наконец, есть группа таких глаголов, которые выражают состояния или действия, не зависят от субъекта и не изменяются по лицам. Они называются безличными и не относятся ни к какому спряжению: вечереет, мне нездоровится. Некоторые личные глаголы только в тексте могут иметь значение безличных: веет черёмухой, пахнет сеном, не читается, клонит ко сну, легко дышится. Обращайте внимание на то, в каком предложении употреблён тот или иной глагол. Можно выдохнуть! Но всё-таки не спешите. Давайте теперь учиться рассуждать. Делайте это правильно. ПЕРВЫЙ ПРИМЕР Я увид..л падающую звезду, и ты ещё увид..шь. В этом предложении три глагольные формы: 2 глагола и 1 причастие. Есть два однокоренных слова, а буквы нужно писать разные: гласную в суффиксе и гласную в окончании. Первый глагол употреблён в прошедшем времени, он обозначает уже совершившееся действие, об этом сигнализирует суффикс -Л-. В неопределённой форме глагол увидеть перед -ТЬ имеет суффикс Е, значит, пишем эту букву. Другой глагол стоит в будущем времени, окончание его безударное, он является исключением (отбрасываем приставку У-) и относится ко II спряжению, в единственном числе нужно писать И, во множественном А/Я. Причастие образовано от глагола падАть (I спр.) и имеет гласную Ю, причём суффикс -А- остаётся неизменным. ВТОРОЙ ПРИМЕР Спать ложится мышонок, засыпает жучок, но над ними хохочет сверчок. Хотя глагол спать имеет гласную А, нельзя без самопроверки отнести его к I спряжению. Он спИт, они спЯт, следовательно, это II спряжение. Глагол ложится имеет ударное окончание -ИТ, по букве И видно, что это тоже II спряжение. Глагол засыпает с безударным окончанием, ставим в неопределённую форму - засыпÁть, это I спряжение. Глагол хохочет тоже с безударным окончанием, действуем по аналогии: хохотАть, это тоже I спряжение. ТРЕТИЙ ПРИМЕР Как они постел..т, так и люди высп..тся. Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь. Слова с пропуском букв имеют безударные личные окончания. Рассмотрим предложение: Как они постел..т, так и люди высп..тся. Первый глагол ставим в неопределённую форму постелить, отбрасываем приставку ПО-, узнаём исключение стелить, это I спряжение, напишем Ю. У второго глагола (инфинитив выспаться) даже без ударной приставки ВЫ- без самопроверки не получится определить спряжение правильно: они спЯт, он спИт. Это II спряжение. Перейдём к предложению: Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь. Глагол догон..шь ставим в неопределённую форму, получаем догнать, отбрасываем приставку ДО- и узнаём глагол-исключение, II спряжение, пишем догонИшь. У слова встрет..шь инфинитив встретить, это II спряжение, значит встретИшь. ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИМЕР Где стро..т, там и ро..т. Где кле..т, там рвётся. Строить на Ить, II спряжение, строЯт. Рыть на Ыть, I спряжение, роЮт. Клеить на Ить, II спряжение, клеЯт. Последний глагол имеет ударное личное окончание -ЁТ, это I спряжение. ПЯТЫЙ ПРИМЕР Волки по лесу рыщ..т, чужое добро ищ..т. От инфинитива рыскАть, I спряжение, рыщУт. От инфинитива искАть, I спряжение, ищУт. Здесь можно промахнуться с буквой, но мы ведь помним, в сочетаниях чу-щу нужно писать букву У. ШЕСТОЙ ПРИМЕР Зимой берег моря обезлюд..т. Войска обезлюд..т целый район города. В первом предложении берег сам по себе останется безлюдным из-за зимы, глагол непереходный, I спряжение, поэтому пишем гласную Е (обезлюдеЕт). Во втором есть прямое дополнение, глагол переходный, II спряжение, надо выбрать Я (обезлюдЯт). СЕДЬМОЙ ПРИМЕР Ему не удастся поступить на бюджетное отделение. Выбежишь на улицу и не захочешь уходить домой. Глагол поступИть относится ко II спряжению. В обоих предложениях есть разноспрягаемые глаголы: удастся (инфинитив дать), его трудно узнать из-за приставки У- и постфикса -СЯ; выбежИшь и захочЕшь тоже спрятались за приставками ВЫ- и ЗА-. ВОСЬМОЙ ПРИМЕР Наполн..те вазу водой. Когда наполн..те вазу, поставьте в неё цветы. В первом предложении выражается просьба, здесь глагол повелительного наклонения с суффиксом -И- (наполнИте), во втором - глагол изъявительного наклонения относится ко II спряжению и имеет окончание -ИТЕ (наполнИТЕ). ДЕВЯТЫЙ ПРИМЕР Он часто езд..т к бабушке в деревню. Осторожно, гуси тебя защип..т. В так называемых двояких формах мы используем литературный вариант: езд..т от инфинитива ездИть, II спряжение, ездИт; защип..т от инфинитива защипАть, I спряжение, защиплют (в разговорной речи допускаются формы защипЯт и защипаЮт). ДЕСЯТЫЙ ПРИМЕР Там пахнет молоком и сеном. Как сильно пахнет полынь! В первом предложении личный глагол используется в безличном значении, у него формально нельзя определить спряжение. Во втором предложении пахнет от инфинитива пахнУть, I спряжение.
|