Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене,

регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической

деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными

организациями, всемирными и региональными международными организациями.

В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-

технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних

определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных

направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.

Формой традиционного осуществления В.п. является установление

дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и

даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между

государствами; открытие представительств государства при всемирных и

региональных международных организациях или членство государства в них;

Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.

Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

▪ осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

▪ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

▪ все равны перед законом и судом;

▪ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

▪ достоинство личности охраняется государством;

▪ граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

▪ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

18. Конституционно-правовое регулирование религиозных отно­шений и статуса церквей.

В условиях демократических режимов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япония и др.). В соответствии с Международными пактами о правах человека закон запрещает лишь призывы к насилию, террору, расовой и национальной розни. Некоторые запреты связаны с моральными ценностями общества (например, ограничение или полное запрещение порнографических изданий в ряде стран), с необходимостью оберегать здоровье населения (например, запрет или ограничение пропаганды алкоголя или табачных изделий).


В группе стран существует официально признанная идеология (например, рукунегару в Малайзии, панча-сила в Индонезии), но она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. Однако для ее пропаганды создаются значительные преимущества. То же можно сказать об исламе, идеях «арабского социализма», халифата в ряде мусульманских стран. Для иноверцев эти взгляды не являются обязательными, но для мусульман они представляют собой часть шариата, и в тех странах, где наиболее ревностно соблюдаются каноны ислама, вы-ражение иных взглядов может влечь даже наказание, в том числе со стороны особой полиции нравов (мутавы).

Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже формально обязательная идеология. Выступления с критикой марксизма-ленинизма, маосизма (в Китае), идей «чучхе», произведений Ким Ир Сена в Северной Корее и т.д. влекли за собой наказания.

Деятельность государства осуществляется в двух направлениях. Первое, это внутренние общественные отношения, которые называются внутренней политикой. Второе, это отношения за пределами границ государства - внешняя политика. Оба эти направления сосредоточены на одной задаче - укрепить и упрочить в государстве систему общественных отношений. У внешней политики есть своя специфика. Ее формирование происходит позже, и реализуется она в других условиях. Внешняя политика государства занимается регулированием взаимоотношений с другими странами и народами, обеспечивая выполнение их потребностей и соблюдение интересов в международной сфере.

Основные направления внешней политики

Выделяют несколько важных направлений в политике любого государства. Первое, это безопасность страны. Это направление считается одним из основных, так как без его реализации политика вне страны не может существовать. Второе, это рост государства по направлениям экономики, политики и обороны. Благодаря внешней политике возможно увеличение потенциала страны. Следующая цель - это налаживание и упрочнение позиций государства, его международных отношений и связей. Для того чтобы престиж государства был на высоком уровне, обязательно выполнение двух первых направлений.

Внешняя политика: функции

Выделяют три приоритетные функции, которые должна выполнять политика вне страны: охранная, репрезентативно-информационная и переговорно-организаторская. Охранная функция подразумевает защиту прав граждан, их интересов за пределами страны предотвращение возможных угроз для государства и его границ. Суть репрезентативно-информационной функции заключена в представлении страны в международной сфере через ее представительства, которые выражают интересы государства. Организация и использование контактов с помощью дипломатических каналов на внешних уровнях являются задачами переговорно-организаторской функции.

Внешняя политика и ее средства

Основными политическими средствами принято считать: информационные; политические; экономические; военные. С помощью экономического потенциала государства происходит воздействие на политику остальных стран. Военное оснащение, новые разработки оружия, учения и маневры наглядно показывают, насколько велик потенциал государства. Хорошо налаженные дипломатические отношения - одно из необходимых средств, которыми должна обладать внешняя политика.

Функции государства

В зависимости от политической направленности различают две функции государства. Внешняя - направлена на деятельность за пределами страны. Внутренняя - представляет деятельность внутри страны. Эти две функции связаны между собой, так как внешняя политика зачастую зависит от внутренних факторов, при которых функционирует государство. Внешние функции включают себя такие направления, как интеграция мировой экономики, оборона страны, внешнеэкономическое партнерство, взаимодействие и сотрудничество с другими странами в решении экологических, демографических и других глобальных проблем современного мира.

Среди традиционных проблем политической психологии: исследование механизмов обеспечения политического влияния и типов политического лидерства, выявление причин агрессивности и насилия в политике, изучение механизма принятия политических решений и моделей политической активности, ее мотивации, создание психобиографий известных политических деятелей, нацеленных на выявление тех ключевых моментов в их жизни, которые определили особенности их политического характера, свойственные им способы решения политических проблем и установления контактов с последователями.

Взаимообусловленность внутренней и внешней политики

Всякое государство обращает внимание на свою внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика государственного аппарата направлена на решение его собственных задач властвования: на оптимизацию взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных институтов власти, а также на решение вопросов воспроизводства материальной и духовной культуры общества, улучшение качества жизни населения, совершенствование гражданского общества, обеспечение внутренней безопасности личности, общества и самого государства как страны.

Внешняя политика государства детерминирована в основном национальными интересами, которые в международных отношениях могут восприниматься как справедливые или несправедливые, миролюбивые или агрессивные, толерантные или амбициозные, соответствующие или несоответствующие нормам международного права. В ходе реализации задач внешней политики государство стремится обеспечить свою безопасность и безопасность субъектов общества, устранить или нейтрализовать внешние угрозы.

Во внешней политике решаются многие другие задачи дипломатического, экономического, социального, духовного и иного характера. В результате внешнеполитической деятельности государственный аппарат страны стремится создать благоприятные условия для осуществления внутренней политики. Они могут иметь значение как для благополучия граждан, общества, так и для самого аппарата государственного управления. Еще один важный желаемый результат внешней политики - международное признание и авторитет страны и ее руководства. Термины «великая держава», «развитое государство», «среднеразвитое государство», «третьестепенное государство», «государство-пособник» наполняются конкретным содержанием в процессе внешнеполитических взаимодействий. При этом используются как реальные внутренние и внешние успехи государства, так и идеологическо-манипулятивные средства.

В зависимости от конкретно-исторического культурного развития общества и особенностей взаимодействия государственной власти с субъектами общества внутренняя политика может иметь различную степень распространения на социальные отношения и процессы. В странах, где показатели материальной и духовной культуры не получили развитых форм, государственное управление, как правило, распространяется на все стороны жизнедеятельности общества, а часто подчиняет их себе. Само государственное управление осуществляется в авторитарных формах, которые могут основываться на правовых нормах или устанавливаться субъективно. При этом внутренняя политика осуществляется преимущественно «сверху-вниз».

В промышленно и социально развитых странах внутренняя политика государства не распространяется на все сферы жизни общества и виды деятельности его субъектов. В гражданском обществе складываются самостоятельные социокультурные субъекты, способные без поддержки государственного аппарата, а тем более без его вмешательства в их дела, осуществлять воспроизводство материальной и духовной культуры. Для такого внутриполитического государственное управления необходим не только умный и справедливый, деятельный «царь», «хорошее» правительство и другие институты государства, но и демократия, основанная на праве, высоко развитая субъектность граждан, осознание ими своих прав и свобод.

В ходе возникающих кризисов и конфликтности любого общества, сферы распространения государственной власти расширяются. Государственный аппарат страны имеет больше возможностей и средств для преодоления кризисов и конфликтности общества, в том числе и насильственных на правовой основе. Длительно проявляющаяся неспособность государственного аппарата к успешному управлению общественным развитием, неудачная внутренняя политика также являются причинами социальных напряжений в обществе и приводят к смене государственной власти, политического режима.

Общие признаки внутренней и внешней политики .Внешняя политика государства во многом определяется успешностью или неуспешностью его внутренней политики. В этом заключены их общие признаки.

1. Как внутренняя, так и внешняя политика осуществляются в типовых сферах жизни общества и сообщества: экономической, властной, социальной, духовной, экологической, военно-политической. Активность, например, государства, во внешнеэкономической сфере основана на внутренней экономической политике: как государственное управление взаимодействует с финансовой, промышленной, транспортной, добывающей, торговой и другими структурами страны, как формирует и использует государственный бюджет, как управляет государственной собственностью. Внешнеполитическая правовая активность государства также зависит от состояния права внутри страны, от деятельности законотворческих, правоисполнительных и других институтов государства.

Можно сказать, что общим для внутренней и внешней политики государства является идентичность их содержания и основных направлений реализации. Эффективная внутренняя политика по государственному управлению сферами жизни общества во многом определяет авторитетность и результативность внешней политики государства в этих сферах.

2. Внутренняя и внешняя политика имеют две разновидности, учитывающие ее масштабность и временные показатели. Как внутренняя, так и внешняя политика имеют тактическую и стратегическую составляющие. Тактическая (текущая) политика направлена на осуществление ближайших целей и задач, а также планов и программ политической стратегии. Она обладает гибкостью, тесной связью с текущими политическими процессами, событиями и ситуациями, использованием временных соглашений, приобретением союзников (сторонников) при решении конкретных задач, оперативным использованием методов и средств политического взаимодействия, привлечением граждан (электоратов, слоев) в избирательных кампаниях, формированием внутреннего и внешнеполитического общественного мнения.

Стратегическая внутренняя и внешняя политика нацелена на долговременные взаимодействия, на разработку и осуществление перспективных планов и программ, на будущее самой политики, государства и мирового сообщества. Сущность стратегической политики состоит в выборе и обосновании коренных значимых целей и приоритетов внутреннего и внешнеполитического развития государства. Содержание стратегической политики могут составлять: поиск политических сил, материально-технических, финансовых, духовных и других необходимых ресурсов для достижения намеченных целей, создание новых политических партий и блоков внутри страны и на международной арене, заключение договоров с другими государствами, прогноз промежуточных и конечных результатов. Стратегическая политика, как считается, включает долгосрочный (10-15 лет) и среднесрочный (3-10 лет) этапы.

Политика представляет собой целенаправленную деятель­ность государства по решению общественных проблем, по­становке и реализации общезначимых целей развития обще­ства или его отдельных сфер. Одновременно с этим политика является и средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области.

Существует множество классификаций политики. По критерию направленности выделяют, как вы знаете, внут-


реннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика связа­на с решением проблем внутри страны, а внешняя - на международной арене. В зависимости от того, на какую сферу общественной жизни оказывается воздействие, выде­ляются следующие направления внутренней политики: эко комическая, социальная, государственно-правовая, культур­ная. Иногда культурная политика рассматривается в качестве составляющей социальной политики. Каждое из направлений внутренней политики делится, в свою очередь, по отраслевому признаку. Так, экономическая политика включает политику промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную и др.

Социальная политика представлена политикой в области здравоохранения, демографической, национальной, моло­дежной политикой и пр. Составляющими государственной политики являются законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика. Культурная поли­тика - это политика в области образования, кино, театра и пр. По полноте охвата и влиянию на общество выделяют такие разновидности политики, как научно-техническая, экологическая, информационная. Они пронизывают все сфе­ры общественной жизни и поэтому не принадлежат ни к од­ной из них. Направления политики имеют свою структуру и объекты воздействия. Например, аграрная политика включает следующие элементы: сельскохозяйственную по­литику, агропромышленную политику, внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропро­мышленные объединения, фермерские хозяйства и др.

Внешняя политика также имеет направления: оборон­ная, иностранная (между физическими и юридическими ли­цами различных государств), внешнеэкономическая и пр.

Структурная детализация государственной политики поз­воляет более целенаправленно реализовывать программы и проекты в конкретной сфере.

По критерию долговременности выделяют стратегичес кую и тактическую (текущую) политику. Стратегическая политика по временному интервалу бывает долгосрочной (10-15 лет), среднесрочной (3-5 лет) и краткосрочной (1,5-2 года). Тактическая политика - это деятельность, на­правленная на реализацию намеченных стратегических целей.

В современном мире большое влияние на внутреннюю политику оказывает внешний фактор - международная по­литика.


Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный по­литический цикл: определение общественных проблем и це­лей политики; разработка (формирование) политики; осуще-


Ствление государственной политики; оценка результатов го­сударственной политики.

На первом этапе выявляются общественно значимые проблемы и их причины. Например, ухудшение демографи­ческой ситуации в России связано с двумя факторами: с низкой рождаемостью и высокой смертностью, которые, в свою очередь, зависят от других факторов (вспомните изве­стные вам факты). Для разработки политики в этой облас­ти необходимо понять основные причины такого положения: неэффективность отечественного здравоохранения, бедность, неудовлетворительная экология, рост алкоголизма, наркома­нии и т. д.

Второй этап. На основе проведенного анализа определя­ются цели (задачи). Так, в приведенном примере демографи­ческой ситуации задачи политики направлены на устране­ние этих причин. Выстраивается иерархия целей в каждой из областей общественной жизни. Государственные институ­ты выполняют определенную роль в этом процессе. Напри­мер, общую стратегию внешней и внутренней политики оп­ределяет Президент РФ. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти, что нахо­дит отражение в его ежегодном Послании Федеральному собранию РФ о положении в стране и основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства. Прави­тельство РФ определяет общие конкретные цели, а также стратегию государственной политики в отдельных областях. Основным документом Правительства является среднесроч­ная программа социально-экономического развития Россий­ской Федерации. Парламент также принимает участие в формировании политики путем обсуждения актуальных проблем, в ходе принятия бюджета, законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной полити­ки. Сложность общественных проблем приводит к тому, что при разработке политики органы государственной власти (политические руководители) прибегают к помощи не толь­ко чиновников-профессионалов (экспертов, аналитиков, спичрайтеров и др.), но и специальных исследовательских организаций-«мозговых центров», нацеленных на разра­ботку новых идей, подходов или программ.

Третий этап. С принятием правительственных программ завершается этап разработки политики и начинается этап ее реализации. Здесь на первый план выступают исполнитель­ные органы власти, прежде всего министерства, службы и агентства. Координирует их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают под­законные акты (директивы, приказы, распоряжения и др.). Федеральные службы осуществляют контроль и надзор за их исполнением. Они занимаются также выдачей разреше-


Ний (лицензий) на осуществление определенных видов дея­тельности юридическим лицам и гражданам, регистрируют акты, документы. Федеральные агентства осуществляют полномочия собственников в отношении государственного имущества, оказывают услуги другим федеральным органам (например, в разработке стандартов), юридическим лицам, гражданам. Оказание качественных услуг населению - одна из актуальных проблем государственного управления во всех странах, в том числе и в России. Главное в оказании услуг - непрерывное обслуживание и скорость реакции на запросы населения. Недопустимы сбои в работе транспорта, криминальной полиции, ЖКХ и пр. В настоящее время многие государства ориентируются в своей работе на список базовых услуг, принятый в странах Евросоюза. В нем пре­дусмотрены, например, для граждан выплаты из фонда со­циального страхования (студенческих стипендий, семейных льгот и пр.), действия в ответ на заявления о помощи (в ча­стности, о краже, угоне машины), выдача документов (пас­портов, водительских прав), запись актов гражданского со­стояния. В числе общественных услуг для бизнеса - регистрация новых компаний и т. д.

В целом этап реализации политики представляет собой систему мероприятий, ориентированных на конечный результат, что находит отражение в рабочих планах минис­терств. В них заранее продумывается программа действий по осуществлению поставленных задач: цели деятельности, главные исполнители, стандарты выполнения (технические задания), распределение ресурсов, стандарты и критерии ре­зультатов выполнения. При выполнении планов использу­ются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договоренности) и административные (кон­троль, ограничения, квоты). Большую значимость приобре­ли экономические (налоги, тарифы, дотации) и организаци­онные методы. Например, для выявления поставщиков товаров или исполнителей работ и услуг проводятся откры­тые конкурсы, способствующие совершенствованию государ­ственных заказов.

На четвертом этапе анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключи­тельная оценка проводимой политике (программе), работе государственных органов. Так, деятельность министерств Великобритании оценивается на основе единой методики по следующим направлениям: эффективность, результатив­ность и экономность. В США рекомендуется оценивать ра­боту городской администрации по таким показателям, как выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объем услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения.


Следует отметить, что большое влияние на государствен­ную политику оказывают различные группы интересов, в том числе лоббистские группы, деятельность которых будет раскрыта в последующих параграфах.

3. Сущность внутренней и внешней политики государства.

Связанные одной цепью.

Остановимся подробнее на внутренней и внешней политике государства.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя. В осуществлении целей внутренней политики. государство использует широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию на своей территории; налоговые рычаги и льготы; создание социально-престижных и социально-непрестижных общественных статусов экономическими, пропагандистско-идеологическими и репрессивными средствами; регулирование занятости путем создания рабочих мест в государственном секторе экономики; направленная организация социального воспитания, общего и специального образования; мероприятия в сфере здравоохранения и спорта; организация розыско-следственной, судебной и пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в девиантном поведении и т.д. Фундаментом внутренней политики. является соотношение социально-экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешней политикой целей. Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между государствами; открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них; сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств внешней политики деятельности: осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и секретного характера; способствование развитию возможностей внутри - и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других (по тем или иным направлениям); подготовка и осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий и т.д.

В целом внешнеполитический курс данного государства определяется характером, классовой природой его внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на политику внутреннюю. В конечном же счёте и внешняя, и внутренняя политики решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Но в рамках этой принципиальной общности каждое из двух основных направлений политики имеет свою важную специфику. Методы решения внутриполитических задач определяются тем, что государство - даже при ярко выраженной оппозиции - обладает монополией на политическую власть в данном обществе. А на международной арене единого центра власти нет, там действуют государства, которые в принципе равноправны и отношения между которыми складываются в результате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов.


4. Субъекты и объекты политики, характеристика функциональных компонентов политики. Субъективно об объективном.

Политика как социальная деятельность, направлена на завоевание, удержание и реализацию власти, связана с отношениями между людьми. Поэтому объектами и субъектами политики выступают люди со своим опытом, потребностями, интересами, идеалами и ценностными ориентациями.

В политической практике авторитарно-бюрокротической системы личность не признавалась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В роли политических субъектов могли выступать лишь народные массы, классы, партии. Личность имела право участвовать в политической жизни лишь в качестве члена официальной структуры с жёсткой регламентацией политической функции. Такой стереотип политического поведения насаждался всеми институтами политической социализации, начиная со школьных политизированных организаций: пионерской, комсомола, заканчивая партией.

Отчуждённый от политики советский человек так формировался системой, что оказался не готов к тем переменам, которые начались в стране с 1985 года и связывались с надеждой на демократизацию общества, его обновление, выход из состояния застоя. Люди не привыкли к ситуации выбора, многообразию интересов, многовариантности решений. За них многое решало государство: обеспечивало зарплатой, работой, жильём, образованием и т.п., забирая взамен возможность самостоятельно утверждать себя в жизни. Привычка жить в условиях жёсткого режима при определённом уровне социальной защищённости у многих атрофировала чувство свободы, породила готовность к добровольному рабству. Пассивность и аполитичность, распространившиеся в обществе, свидетельствуют о том, что личностный уровень демократизации в обществе остаётся низким, не удовлетворяющим требованиям времени. Всё более актуальной становится проблема личности как субъекта политической деятельности.

Под политическим субъектом в политологии понимается носитель предметно-практической деятельности, источник активности, направленный на объект. В политике субъект и объект подразделяются на индивидуальные и групповые: человек, коллектив, социальная группа, организация, класс, государство, общество. Они находятся во взаимосвязи и взаимообусловлености, способны меняться местами. По отношению к политике личность может быть как объектом, так и субъектом. Проблема личности как субъекта политики состоит в определении возможности и степени её влияния на политическую власть, а также в возможности достижения власти и способах её реализации.

Мерой политической субъективности человека является его политическая активность, участие в политической жизни. Она поддаётся количественным измерениям, поэтому изучается методами социологии. Например, в последние годы в нашей стране широкое распространение приобрели опросы общественного мнения по поводу актуальных политических событий, результаты которых дают представления о степени политизированности масс, их готовности к определённым политическим действиям. Участие в политической жизни - нормы демократии. Личность становится подлинным субъектом политических отношений только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности.

К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др.

А вот термин «политический процесс» часто используется не только исследователями, употребляется оно и в СМИ, и в обыденной речи. В России под политическим процессом часто понимают череду событий политической жизни, связанную с применением властями судебного и карательного аппарата. Это связано с тем, что в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке понятие политический процесс используют, как правило, для обозначения одной из базовых категорий политического анализа.

Деятельность политических институтов, граждан, заинтересованных групп (субъектов или акторов), связанная с реализацией властных интересов, образует политическую действительность. В процессе деятельности субъекты взаимодействуют между собой.

Иногда взаимодействия политических субъектов могут быть чисто случайными, иногда закономерными. В результате совершения подобных «ожидаемых» действий создаются устойчивые связи и взаимоотношения, возникают правила, нормы, организации и т.д., то есть создаются и воспроизводятся политические институты. Действия и взаимодействия политических субъектов осуществляются во времени и в пространстве - в итоге возникает упорядоченная последовательность действий и взаимодействий, носящая определенный смысл. Такая последовательность может быть обозначена термином «политический процесс».

Поэтому политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

В политической науке существуют различные точки зрения на то, что такое политический процесс. Так некоторые исследователи считают, что понятие политический процесс может иметь два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания политики идет речь - о микроуровне, то есть о непосредственно наблюдаемой деятельности или даже единичных действиях индивидов, или о макроуровне, то есть о фазах функционирования институтов, например, партий, государств и т.д. В первом случае под политическим процессом понимается некая равнодействующая деятельности социально-политических субъектов. Во втором случае политический процесс определяют как цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы».

Выводы относительно характера и содержания политического процесса делаются на основании того, кого исследователи или аналитики выбирают в качестве основных субъектов взаимодействия, каков характер взаимодействия этих субъектов, а также на основании того, какая временная единица берется за основу измерения этого процесса. Также имеет значение и то, учитывается ли влияние среды на взаимодействие политических субъектов, а если да, то какой (социальной, культурной, экономической, политической) и каким образом.

Таким образом, политический процесс - это динамическая характеристика политики.


Мастерство в реализации возможностей политического действия; б) способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия; в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам. Политика как искусство предполагает своевременное обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие...

Пособия заниматься труд-й деят-ю. 6) Католическая (Латинская Америка). 7) Патерналистская). 8) Нордическая. 9) Англосанксонская. 12. Формы и методы социальной работы. СР (Международная федерация социальных работников) – совокупность деятельности социальных работников профессиональных или непрофессиональных, результатом которых явл. обеспечение каждому человеку социального благополучия и...

Функции. Для политики эти функции – реализация отношений власти/подчинения, поддержание порядка, управление общественными процессами, упорядочение общественных взаимодействий. Определение политики как социального института делает акцент на устойчивости политики, это определение позволяет нам понять, почему политика возникла, и почему необходимость в ней носит постоянный, постоянно возобновляющийся...

Сбора и обработки данных, приёмы анализа информации. Появляется необходимость теоретического научного осмысления накопленной практики. 3 Английская научная школа политических арифметиков У истоков статистики как науки, а не только практической деятельности стояли две школы: английская научная школа политических арифметиков и немецкая описательная школа. Английская научная школа политических...