Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

V. Вид «Жизнеобеспечение человека. Жизнеобеспечение

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Жизнеобеспечение человека. ОБЖ 9 класс. Выполнил учитель МБОУ «ООШ с.Дубовка» Голоднов Алексей Владимирович.

2 слайд

Описание слайда:

Жизнеобеспечение человека в первую очередь зависит от имеющихся у него снаряжения, имущества, запасов продуктов, а также навыков по оборудованию бивака или подготовке укрытия. Необходимое снаряжение и имущество. Всё снаряжение можно разделить на личное, групповое и специальное. Личное снаряжение – носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности, а также некоторые предметы индивидуального пользования(кружка, миска, ложка, рюкзак) – всё то, без чего не обойтись лично каждому человеку. Одежда должна быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, в тоже время плотной(чтобы не прокусил комар). На случай дождя обязательна плащ-накидка с капюшоном, закрывающая человека вместе с рюкзаком. Для прохладного времени – тёплую шерстяную одежду, вязанную шапочку. Обязательное наличие лёгкого головного убора с козырьком. Обувь хорошо разношенные ботинки на низком каблуке, желательно с рифленой подошвой. На 1-2 размера больше, чтобы можно было вложить толстую стельку и надеть толстый носок или две пары носок – шерстяные и хлопчатобумажные, в любой последовательности. Желательно иметь и лёгкую сменную обувь, в которой ходят в биваке, давая отдыхать ногам. Рюкзак должен плотно прилегать к спине всей задней стенкой. Достигается это путём выбора рюкзака по росту и правильной подгонкой лямок. Важно правильно уложить рюкзак: тяжёлое - вниз, мягкое - к спине, объёмное наверх, предметы первой необходимости – в карманы.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

К спальным принадлежностям прежде всего относится спальный мешок. Он должен быть чуть длиннее его владельца. Под спальник коврик.

5 слайд

Описание слайда:

Групповое снаряжение составляют палатки, топоры, посуда для варки пищи, карты, компасы и ряд других предметов коллективного пользования – всё, без чего нельзя обойтись группе. Несмотря на то что палатки сделаны из непромокаемой ткани, их следует покрывать специальными тентами. В каждую палатку необходим фонарик. К костровым принадлежностям тросик для подвески вёдер между деревьями, складные таганки, треноги, разборные очаги, крючки и цепочки для подвески и регулирования её высоты над огнём. Необходимы также рукавицы, без которых невозможно работать у костра, мешалки с длинной ручкой, тент – кухня.

6 слайд

Описание слайда:

К групповому снаряжению относится специальный ремонтный набор. Эластичная резиновая лента, булавки, иглы, шило, запасные пуговицы, нитки, шнуры, плоскогубцы, кусочки кожи, клей БФ, изоленту, проволоку и т.д.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Оборудование бивака или укрытия. При устройстве бивака следует выбирать место вдали от больших дорог, нефтехранилищ, линий электропередачи, мест скопления ядовитых животных, в том числе муравейников. Следует учесть наличие вблизи стоянки воды и топлива для костра. Учесть степень безопасности выбранного места на случай грозы, сильного ветра или ливня. Палатку желательно ориентировать входом на открытое место – полянку, опушку, лес, озеро. Место должно быть ровным. Вокруг палатки следует прокопать канавку для отвода дождевой воды.

  • Абстрагирование, идеализация и обобщение
  • Абстрактное и конкретное
  • Аналогия
  • Моделирование
  • Индукция и дедукция
  • 2.4. Научное открытие и доказательство Логика открытия
  • Открытие как разрешение противоречий
  • Творческое воображение и интуиция
  • Доказательство
  • 2.5. Эксперимент - основа естествознания Практическая направленность эксперимента
  • Теоретические предпосылки эксперимента
  • Сочетание практических и теоретических знаний
  • Обработка экспериментальных результатов
  • 2.6. Современные средства естественно-научных исследований Специфика современных экспериментальных и теоретических исследований
  • Современные методы и технические средства эксперимента
  • 2.7. Важнейшие достижения современного естествознания
  • Высокотемпературная сверхпроводимость
  • Химические лазеры
  • Молекулярные пучки
  • Достижения ядерной химии
  • Новая ядерная установка
  • Химический синтез днк
  • Успехи генной инженерии
  • Клонирование
  • Контрольные вопросы
  • Часть II
  • Основные этапы развития физики
  • 3.2. Концепция атомизма и универсальность физических законов
  • 3.3. Фундаментальные взаимодействия Виды фундаментальных взаимодействий
  • Иерархия структур
  • Принцип тождественности
  • Проблема создания единой фундаментальной теории
  • 3.4. Концепции материи, движения, пространства и времени
  • 3.5. Принцип относительности и инвариантность
  • 3.6. Свойства пространства, времени и законы сохранения
  • 3.7. Фундаментальные законы Ньютона Законы динамики
  • Классическая механика и лапласовский детерминизм
  • 3.8. Статистические и термодинамические свойства макросистем Развитие представлений в природе тепловых явлений
  • Термодинамическое и статистическое описание свойств макросистем
  • Основные положения молекулярно-кинетическик представлений
  • 3.9. Термодинамические законы
  • 3.10. Электромагнитная концепция Развитие полевой концепции описания свойства материи
  • Концепции дальнодействия и близкодействия
  • Дискретность и непрерывность материи
  • Сущность электромагнитной теории Максвелла
  • 3.11. Корпускулярно-волновые свойства света Развитие представлений о свете
  • Волновые свойства
  • Квантовые свойства света
  • Контрольные вопросы
  • Глава 4. Атомный и нуклонный уровни организации материи
  • 4.1. Эволюция представлений о строении атомов
  • 4.2. Постулаты Бора
  • 4.3. Корпускулярно-волновые свойства микрочастиц Универсальность корпускулярно-волновой концепции
  • Принципы неопределенности и дополнительности
  • 4.4. Вероятностный характер микропроцессов Вероятностные свойства микрочастиц
  • Принципы причинности и соответствия
  • 4.5. Элементарные частицы Общие сведения
  • Истинно элементарные частицы
  • Антивещество
  • Классификация условно элементарных частиц
  • 4.6. Строение атомного ядра Нуклонный уровень
  • 4.7. Ядерные процессы Дефект массы и энергия связи
  • Средняя энергия связи одного нуклона в ядре
  • Радиоактивность
  • Цепная реакция деления ядер урана
  • Термоядерный синтез
  • 4.8. Перспективы развития физики микромира Развитие теории
  • Современные ускорители
  • Структурная нейтронография
  • Контрольные вопросы
  • Часть III
  • Концепция развития
  • 5.2. Эволюция Вселенной Вселенная и разновидности материи
  • Основные концепции космологии
  • Образование объектов Вселенной
  • 5.3. Структура Вселенной
  • 5.4. Средства наблюдения объектов Вселенной
  • 5.5. Проблема поиска внеземных цивилизаций
  • 5.6. Солнечная система - часть Вселенной Происхождение Солнечной системы
  • Планеты земной группы
  • Планеты-гиганты
  • 5.7. Земля - планета Солнечной системы Происхождение Земли
  • Строение Земли
  • Контрольные вопросы
  • Глава 6 эволюция естественно-научных знаний о веществе
  • 6.1. Развитие химических знаний
  • История развития знаний о веществе
  • Масштабы химической индустрии
  • 6.2. Управление химическими процессами
  • 6.3. Синтез химических веществ Синтез органических и неорганических соединений
  • Селективный и фотохимический синтез
  • Биосинтез
  • 6.4. Современный катализ Общие сведения
  • Гетерогенный катализ
  • Гомогенный катализ
  • Электрокатализ и фотокатализ
  • Искусственные ферменты
  • 6.5. Образование земных и внеземных веществ
  • 6.6. Природные запасы сырья Запасы и потребление сырья
  • Металлы
  • Неметаллическое сырье
  • Углерод
  • Вторичное сырье
  • 6.7. Органическое сырье
  • Природный газ
  • Горючие сланцы, смоляные пески и торф
  • Биомасса
  • Древесина
  • 6.8. Новые химические элементы и изотопы Продолжение периодической системы элементов
  • Радиоактивные изотопы
  • От радиоактивной эйфории до радиофобии
  • 6.9. Перспективные химические процессы Плазмохимические процессы
  • Самораспространяющийся высокотемпературный синтез
  • Химические реакции при высоких давлениях
  • Синтез алмазов
  • 6.10. Синтетические материалы Общие сведения
  • Современные пластмассы
  • Эластомеры
  • Синтетические ткани
  • 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами Древесина
  • Силикатные и керамические материалы
  • Средства сохранения материалов
  • Замена материалов
  • 6.12. Перспективные материалы Сверхпрочные материалы
  • Материалы, содержащие редкие металлы
  • Термостойкие материалы
  • Нитинол
  • Жидкие кристаллы
  • Блоксополимеры
  • Оптические материалы
  • Материалы с электрическими свойствами
  • Материалы диссоциации металлоорганических соединений
  • Тонкопленочные материалы для накопителей информации
  • Контрольные вопросы
  • Глава 7 биосферный уровень организации материи
  • 7.1. Основополагающие жизненные системы
  • 7.2. Равновесие биохимических процессов
  • 7.3. Носитель генетической информации
  • 7.4. Генетические свойства Наследственный аппарат и генная инженерия
  • Гены индивидуальности
  • 7.5. Белки - основа живых систем Структура белков
  • Функции белков
  • 7.6. Строение и разновидности клеток
  • 7.7. Современное представление о происхождении жизни
  • 7.8. Предпосылки эволюционной идеи Многообразие форм жизни
  • Зарождение эволюционной идеи
  • 7.9. Эволюция жизни История возникновения теории эволюции Дарвина
  • Искусственный и естественный отбор
  • Целенаправленное поведение и естественный отбор
  • Геологические эры и эволюция жизни
  • 7.10. Растительный и животный мир Разновидности живых существ
  • Особенности растительного и животного мира
  • 7.11. Человек - феномен природы
  • 7.12. Жизнеобеспечение человека Рост населения и обеспечение продовольствием
  • Повышение плодородия почвы
  • Перспективы увеличения продовольственных ресурсов
  • Средства сохранения здоровья
  • 7.13. Продление жизни организма Общие сведения
  • Энтропийный характер старения
  • Механизм старения
  • Старение и продолжительность жизни
  • Поиск средств против старения
  • 7.14. Формирование ноосферы
  • Контрольные вопросы
  • Часть IV. Естественно-научные основы современных технологий, энергетики и экологии
  • История развития вычислительных средств
  • Применение вычислительных средств
  • 8.2. Современные средства накопления информации Общие сведения
  • Память человека и память эвм
  • Технологические возможности реализации высокой информационной плотности
  • Проблемы воспроизведения живого образа
  • Голографическая память
  • Нейронные сети
  • 8.3. Мультимедийные системы и виртуальный мир
  • 8.4. Микро- и наноэлектронная технологии Общие сведения
  • Развитие твердотельной электроники
  • Истоки современной микроэлектронной технологии
  • Повышение степени интеграции и новые технологии
  • 8.5. Лазерные технологии Особенности лазерного излучения и разновидности лазеров
  • Волоконно-оптическая связь
  • Перспективные направления развития лазерных технологий
  • Голография и распознание образов
  • 8. 6. Современные биотехнологии Производство искусственных белков
  • Биокатализ
  • 8.7. Генные технологии
  • 8. 8. Проблемы клонирования
  • Контрольные вопросы
  • Глава 9. Естественно-научные проблемы энергетики
  • 9.1. Современное представление об энергии Естественно научное понимание энергии
  • 9. 2. Преобразование и потребление энергии Способы преобразования энергии
  • Химические процессы и преобразование энергии
  • 9.3. Эффективность производства и потребления энергии
  • 9.4. Тепловые электростанции
  • 9.5. Повышение эффективности энергосистем Способы повышения эффективности производства энергии
  • Проблемы прямого преобразования энергии
  • Гидроэлектростанции
  • Гидроаккумулирующие электростанции
  • Приливные электростанции
  • 9.7 Гелиоэнергетика
  • 9.8 Энергия ветра
  • 9.9. Атомная энергетика Развитие атомной энергетики
  • Ядерное топливо
  • 9.10. Особенности развития отечественной энергетики
  • 9.11. Энергии Мирового океана
  • 9.12. Энергетика будущего
  • Контрольные вопросы
  • Глава 10 естественно-научные аспекты экологии
  • 10.1. Глобальные катастрофы и эволюция жизни
  • 10.2. Биосфера и предотвращение экологической катастрофы
  • 10.3. Природные катастрофы и климат Изменение климата
  • Климатические условия в прошлом
  • Долгосрочные прогнозы
  • Равновесие климата
  • 10.4. Парниковыйэффект и кислотные осадки Парниковый эффект
  • Кислотные осадки
  • 10.5. Сохранение озонового слоя
  • 10.6. Водные ресурсы и проблемы их сохранения
  • 10.7. Потреблениеэнергии и среда нашего обитания
  • 10.8. Радиоактивное воздействие на биосферу Общие сведения
  • Взаимодействие излучения с веществом
  • Защита от облучения
  • Жизненно необходимая радиация
  • 10.9. Естественно-научные проблемы защиты окружающей среды
  • Контрольные вопросы
  • Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
  • 11.1. Обновление энергосистем
  • 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда Модернизация технической базы промышленности.
  • Автотранспорт и окружающая среда
  • 11.3. Города и природа Экологические проблемы городов
  • Особенности мегаполисов
  • 11.4. Решение проблем утилизации Утилизация экологически опасных газов
  • Утилизация бытовых отходов
  • Захоронение ядерных отходов
  • 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
  • Контрольные вопросы
  • Заключение
  • Словарь специальных терминов
  • Указатель имен
  • Содержание
  • Глава 4. Атомный и нуклонный уровни 86
  • Часть III 102
  • Глава 5 102
  • Глава 6 122
  • Глава 7 171
  • Часть IV. Естественно-научные основы современных технологий, энергетики и экологии 218
  • Глава 8. Концепции развития современных 218
  • Глава 9. Естественно-научные проблемы энергетики 245
  • В 1983г. от голода умерло около 20 млн человек – почти 0,5% населения планеты, еще примерно 500 млн сильно пострадали от недоедания. По некоторым оценкам, к концу столетия число людей, находящихся на грани голодной смерти, достигнет 650 млн, а это означает, что пропитание населения – важнейшая проблема современного человечества. Она касается не только тех, кто голоден и недоедает и менее всего способен ее решить, но и в значительной степени тех, кто может предложить рациональные способы решения данной проблемы, основанные на достижениях естествознания, и в первую очередь биохимии, микробиологии и других наук. Эти науки, во-первых, могут способствовать увеличению производства продуктов питания и, во-вторых, предоставить безопасные средства для индивидуального ограничения рождаемости.

    Не вызывает сомнения, что производство продовольственных продуктов нельзя существенно увеличить только за счет освоения новых земель. В большинстве стран вся пригодная для сельского хозяйства земля уже обрабатывается. В густо заселенных развивающихся странах расширение пахотных площадей требует больших капиталовложений и сопряженно с нарушением равновесия экологической системы. Поэтому реальное увеличение мировых продовольственных ресурсов может быть достигнуто, в первую очередь, за счет совершенствования технологии производства и повышения качества хранения продуктов питания, сохранения питательных веществ в почве, обеспечения водой поливных земель, повышении эффективности использования солнечной энергии в естественном фотосинтезе и т. п. Современные достижения естествознания, и прежде всего агрохимии, и биохимии, позволяют на молекулярном уровне управлять сложными биохимическими процессами, происходящими при участии минеральных и органических удобрений, гормонов роста, феромонов, питательных, защитных и других веществ, внедрение которых в сельское хозяйство способствует повышению урожайности. При этом любые средства – химические или биологические – не должны приводить к нарушению природного баланса и загрязнению окружающей среды.

    Повышение плодородия почвы

    Со времен одного из создателей агрохимии, немецкого химика Юстуса Либиха (1803–1873) известно, что для роста и развития растений нужны неорганические вещества: азот, фосфор, калий и кальций. Эти вещества – минеральные удобрения – не взаимозаменяемы, их нельзя заменить и другими веществами. С конца прошлого столетия относительно быстро развивалось и совершенствовалось производство калийных и фосфорных удобрений. В 1975г., например, произведено около 24 млн т калийных удобрений (К 2 О). К концу тысячелетия ожидается увеличение объема их производства вдвое. На каждый гектар полевых угодий вносится в среднем около 100 кг калийных удобрений.

    Фосфор в достаточном количестве содержится в почве: в слое пахотной земли толщиной 40 см на площади 1 га рассеяно около 20 т фосфорного вещества Р 2 О 5 . Однако он чрезвычайно медленно попадает к растениям, поэтому во многие виды почв необходимо вносить фосфорные удобрения. В 1975 г. во всем мире их произведено примерно 30 млн т.

    С конца прошлого столетия в областях с интенсивным земледелием стала ощущаться нехватка азота в почве. Производство азотных удобрений включает синтез аммиака NH 3 и основано на связывании азота воздуха. В 1917 г. была произведена первая цистерна аммиака. В 1975 г. объем мирового производства азотных удобрений составил свыше 45 млн т. Предполагается, что к 2000 г. он возрастет до 100 млн т. С каждым килограммом азотных удобрений, внесенных на га почвы, урожай зерновых культур увеличивается на 8–11 кг, картофеля на 90 кг, кормовых трав – на 100 кг. Отношение производственных затрат к полученной прибыли при введении химических минеральных удобрений составляет в зависимости от культуры от 1:3 до 1:10.

    Примерно с середины нашего столетия в поле зрения агрохимиков попали микроэлементы – бор, медь, марганец, молибден, цинк. Потребность в них составляет всего несколько сотен граммов на 1 га, но их отсутствие приводит к существенному снижению урожая. С 1970 г. налажено производство комплексных удобрений, содержащих все необходимые растениям микроэлементы. Обычно их изготавливают на основе сульфата аммония.

    До недавнего времени при внесении удобрений, руководствовались преимущественно эмпирическим подходом, который не всегда оказывался эффективным и рациональным. В последнее время постепенно внедряется естественно-научный подход: дозы вносимых в почву удобрений и сроки их внесения рассчитываются исходя из биохимического анализа почвы и с учетом специфики выращиваемой культуры, погодных и климатических условий и т. п. Получены неплохие результаты при выращивании растений в тепличных условиях на гидропонике с автоматической подачей жидких питательных смесей, их дозировкой и регулированием температуры. В таких искусственных условиях собирают, например, не менее шести урожаев томатов в год, причем их урожайность составляет около 400 кг овощей с 1м 2 .

    В последнее время все чаще говорят об ограничении применения химических удобрений, что связывают с опасным для здоровья ухудшением качества выращенной продукции. Однако до сих пор отрицательное действие на здоровье человека продуктов питания, выращенных с применением удобрений, никем не доказано. Напротив, оптимальное количество удобрений служит основой выращивания высококачественной сельскохозяйственной продукции. В то же время существует опасность, вызванная нежелательным накоплением неорганических веществ в водах вследствие вымывания избыточного количества удобрений из почвы. Такое загрязнение водных ресурсов можно свести к минимуму при внесении оптимального количества удобрений в сроки максимального их потребления растениями и с учетом погодных условий.

    Сегодня более 1/3 населения Земли питается за счет выращиваемого урожая с применением минеральных удобрений. Однако производство удобрений в различных странах из-за разной степени их индустриализации колеблется в широких пределах. Почти 80–90% всех минеральных удобрений потребляется в Европе, Японии и Северной Америке.

    Фиксация азота

    Основным продуктом для азотсодержащих удобрений служит аммиак NH 3 , который синтезируется из азота воздуха и водорода при температуре 500° С и давлении 300 атм при наличии катализатора железа в сочетании со щелочным металлом. Такой процесс требует больших затрат энергии, сложной техники контроля и управления. Ежегодно синтезируется более 60 млн т аммиака, что, естественно, сопряжено с гигантскими капиталовложениями. Поэтому ведется интенсивный поиск более эффективных способов обогащения почвы азотом.

    В процессе роста многие растения поглощают азот преимущественно из почвы. Многовековая практика севооборота в какой-то степени способствует пополнению почвы азотом. Казалось бы, что может быть доступнее азота: основной компонент воздуха – азот. Однако, как уже отмечалось, азот воздуха с большим трудом превращается в полезный и нужный продукт.

    Все же некоторые растения способны превращать элементный азот воздуха в необходимые им соединения. Каков же механизм такого превращения? Многолетние наблюдения показали, что в этом процессе участвуют бактерии и водоросли, способные восстанавливать атмосферный азот до аммиака. Происходит важнейший естественный процесс – фиксация азота. Фиксированный азот затем превращается растениями в аминокислоты, белки и другие органические азотсодержащие соединения. Растения семейства бобовых, например соя, клевер и люцерна, фиксируют азот с помощью клубеньковых бактерий, живущих на их корнях. Около 170 разновидностей небобовых растений способны фиксировать азот. Природными фиксаторами азота могут быть некоторые свободно живущие бактерии и сине-зеленые водоросли.

    В результате биохимических исследований установлено, что в фиксации азота участвует фермент, называемый нитрогеназой и состоящий из двух белков. Молекулярная масса одного из них (динитрогеназы) равна примерно 220000. Он содержит два атома молибдена и по 32 атома железа и реакционноспособной серы. Второй белок (динитрогеназа-редуктаза) построен из двух идентичных группировок с молекулярной массой 29000, каждая из которых содержит по 4 атома железа и серы.

    Специально разработанные способы очистки и спектроскопические исследования позволили отчасти выяснить последовательность элементарных актов фиксации азота под действием фермента – нитрогеназы (рис. 7.15). Возможно, в ближайшем будущем проблема фиксации азота по принципу действия клубеньковых бактерий будет успешно решена в искусственных условиях.

    Интенсивно разрабатывается и другое направление – генетическое исследование фиксации азота растениями. Применение рекомбинантной ДНК и разработка новых методов контроля за развитием и старением растений будут способствовать более полному раскрытию механизма фиксации азота и созданию штаммов, эффективно фиксирующих азот. Весьма важная и увлекательная задача – распространить природную способность некоторых растений фиксировать азот на продовольственные культуры, т. е. сделать их самоудобряющимися. В будущем такую практически значимую задачу предстоит решить.

    Белок - основа питания

    Основу питания людей и животных составляют белки, жиры и углеводы. Если содержание в пище углеводов и жиров – носителей энергии – может быть ограничено, то для белков это недопустимо: они нужны для постоянной регенерации органов и роста организма. Нехватка белков приводит к истощению организма. Необходимая для нормальной жизнедеятельности организма ежедневная норма потребления белков составляет для взрослых до 1 г, а для детей 2–3 г на килограмм массы тела. Ежедневное потребление белков для взрослых должно быть 60–100 г. Однако данные нормы, рекомендованные специалистами, не всегда выполняются. Например, в промышленно развитых странах на душу населения в сутки приходится 85–95 г белков, а в слаборазвитых странах – 50 г.

    Более 60% потребляемых человечеством белков имеют растительное происхождение. Наиболее ценны сельскохозяйственные культуры с повышенным содержанием белков: пшеница, рис, кукуруза и др. Среднее содержание белков в них колеблется от 9 до 14%. В последние десятилетия выращены сорта пшеницы с содержанием белков более 20%. Потребность населения в белках постоянно растет (рис. 7.16).

    Из двадцати аминокислот, необходимых для жизнедеятельности организма, образования скелета и тканей, только 12 могут быть синтезированы самим организмом. Остальные, в том числе лизин, метионин и трифтофан, должны вводиться с пищей. Доля таких определяющих жизнедеятельность организма аминокислот в большинстве растительных продуктов очень мала. Состав легко усвояемых животных белков значительно ближе к белкам нашего тела, поэтому потребность в аминокислотах может быть удовлетворена потреблением мясной пищи.

    На первый взгляд может показаться, что проблему производства белка можно легко решить увеличением продуктов животноводства. Однако такая проблема гораздо сложнее. Во-первых, превращение растительных продуктов в животные характеризуется отношением 6:1. Во-вторых, для роста животных, в свою очередь, требуется огромное количество ценных белков.

    Большие резервы белков сосредоточены в листьях растений. Они достигают на 1 га в год около 2 т, а в тропиках – до 5 т. Однако извлечение белков из листьев требует больших затрат энергии.

    Для повышения биологической активности в растительные белки вводят недостающие аминокислоты. Например, при добавлении 0,4% лизина к пшеничной муке ее биологическая активность повышается не менее чем на 50%. В птицеводстве и свиноводстве применяется обогащенная метионином соевая мука, содержащая сравнительно большой процент белков. В результате генетической операции можно увеличить содержание лизина в белке. Таким способом удалось повысить содержание лизина в белке кукурузы и пшеницы с 2 до 4%.

    В последние десятилетия большое внимание уделяется разработке и производству пищевой биомассы с большим процентным содержанием белков. Современные средства биотехнологии позволяют получать в огромных количествах искусственные белковые вещества из древесных отходов, нефти и нефтепродуктов, а также из природного газа. Искусственные белковые питательные вещества широко используются в животноводстве и тем самым дают возможность производить высококачественную мясную продукцию. Разработанные сравнительно недавно методы генной технологии ставят на более высокий уровень биотехнологический процесс производства ценнейших белковых продуктов.

    Одно из важных направлений деятельности микробиологов связано с повышением питательных и вкусовых качеств пищи. Пища – не только средство для нормальной жизнедеятельности человека, но и источник удовольствия. Однако стремление испытать удовольствие часто приводит к перееданию. Например, по мнению специалистов, во многих развитых странах около 20% мужского и 40% женского населения едят гораздо больше, чем необходимо организму. Установлено, что нормальное потребление человеком сахара в год не должно превышать 18 кг, в то время как в некоторых странах данная цифра достигает 60 кг. Чрезмерное потребление сахара или других продуктов питания, конечно же, губительно влияет на здоровье человека и чаще всего приводит к ожирению. Есть надежда, что микробиологи предложат эффективные средства, позволяющие ограничивать излишнее потребление вкусной и калорийной пищи.

  • Значительные метаморфозы претерпело в российской этнологии и понятие “жизнеобеспечение” (subsistence).

    Этот термин был предложен американским этнографом Р. Лоуи и означает собственно технологию добывания и производства пищи. В России понятие “жизнеобеспечение” получило значительно более сложное истолкование. Один из ведущих российских этнологов Игорь Крупник считает даже, что “само понятие “жизнеобеспечение” можно в значительной мере считать оригинальным русскоязычным образованием. Этот образный перевод английского слова subsistence (дословно “существование, пропитание, средство поддержания жизни”) первым из этнографов стал использовать С.А. Арутюнов. Очевидно, что “жизнеобеспечение” шире и понятийно богаче, чем “существование” и тем более “пропитания”. На основе удачного термина появились новые производные категории, выходящие далеко за рамки исходного значения слова subsistence, под которым в зарубежной этнографии по прежнему обычно понимаются потребительские виды хозяйства, направленные на производство пищи: охоту, собирательство, ранние виды земледелия и скотоводства. Одним из ярких нововведений стало понятие “культура жизнеобеспечения” как особый компонент культуры этноса.”

    Культура жизнеобеспечения - это “взаимосвязанный комплекс особенностей производственной деятельности, демографической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций потребления и распределения, т.е. экологически обусловленных форм социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания. Это - процесс экологической адаптации общества к природной среде”, происходящий “путем соответствующего социально-организационного территориального освоения.

    Для более детального объяснения этого важного для этнологии понятия обратимся к коллективной монографии “Культура жизнеобеспечения и этнос”, теоретические главы которой специально посвящены разработке понятия “культура жизнеобеспечения”.

    Деятельность по жизнеобеспечению развертывается в пространстве координат, одной из которых является отношение “общество - природа”, другой - отношения “общество - индивид”. Весь цикл физического освоения людьми природной среды - производство, распределения и потребление материальных благ - совершается в определенных социально-организованных формах. В соответствии с пониманием культуры как способа человеческой деятельности материальная технология общества является лишь одной из подсистем его универсальной технологии - сайт. Она теснейшим образом сопряжена и взаимосвязана с социальной технологией общества - со способами организации социальных отношений и социально-необходимой регуляции поведения индивидов.

    Социально-технологический комплекс культуры в целом включает в себя двоякого рода средства обеспечения того или иного (исторически и этнически определенного) способа внутренней организации общественной жизни. Первую группу этих средств составляет набор социальных институтов, оформляющих наиболее общие виды социальных отношений, образующие структурный “остов” общественной системы (институты разделения труда, собственности, родства, брака, общественного управления и т.п.). Будучи адресованы не индивидам как таковым, а социальным группам и имея центральной задачей организацию внутригрупповых связей, институциональные механизмы культуры ограничены в своих регулятивных возможностях сферой внешних условий и внешних, поведенческих проявлений человеческой деятельности, непосредственно не затрагивая область ее мотиваций. Именно в этом пункте институциональные средства технологии существенно отличаются от другой группы средств, которую можно условно обозначить как гуманитарные средства. Последние направлены именно на формирование определенных социально-целесообразных мотиваций деятельности людей и, следовательно, непосредственным объектом своего регулятивного воздействия имеют сферу человеческого сознания. Речь идет о комплексе разнообразных нормативно-ценностных и мировоззренческих идей и представлений этического, религиозного, этикетного, эстетического и пр. порядка. Речь идет также о комплексе механизмов, образующих характерные для той или иной этнокультурной общности способы (технологию) внедрения указанных духовных образований из фонда коллективного сознания в фонд сознания индивидов (технология научения, воспитания, просвещения, социального контроля, социализации и т.п.) Этот тип можно назвать гуманитарной технологией.

    Эффект организации коллективной жизни достигается здесь, таким образом, функционированием не внешних (объективных в институциональной структуре общества), а внутренних - идеологических и психологических предпосылок человеческой деятельности.

    Любое духовное образование, любой факт коллективного сознания, сколь угодно отвлеченным по содержанию и сколь угодно "непрактичным" в социальном отношении он ни казался бы, в действительности представляет собой компонент социальной технологии общества и, следовательно, так или иначе участвует в поддержании и воспроизводстве структуры данного общественного механизма.

    Функции компенсации стрессовых факторов, разрушительных и в плане психологического дискомфорта индивидов, и в плане психологической сплоченности социального коллектива, были призваны выполнять многие сопутствующие жизнеобеспечивающей практике человека символические акции. И именно в этом, при полной “бессмысленности” и нецелесообразности в утилитарном отношении этих акций и состоит их конечная целесообразность.

    Чем выше уровень тревожности людей в связи с теми или иными угрожающих их жизни и благополучию факторами, и чем в меньшей степени или с меньшей надежностью они могли противодействовать этой угрозе, тем большее место в общем поведенческом массиве жизнеобеспечения занимают символические акции, создающие иллюзию такого противодействия.

    Таким образом, проблема психологической адаптации человека и человеческого общества выделяется в качестве отдельной важной темы в российской этнической экологии. К окружающей природной среде люди адаптируются не только в физическом, но и в психологическом отношении. Несомненно, что если группа людей живет в одних и тех же условиях не одно столетие, то такая психологическая адаптация не проходит бесследно; известно о существовании некоторых связей между психологическим складом, темпераментом и природными условиями, хотя причинно-следственные закономерности здесь не всегда четко прослеживаются - сайт. В целом механизмы психологической адаптации более гибки и действенны, чем физической, и такая адаптация идет быстрее, но и она требует времени. Люди привыкают к определенному ландшафту, считают его родным. Человек, выросший в холмистой лесной полосе, чувствует себя неуютно при переселении на равнинную степь или морское побережье, даже если климатические условия их очень близки. Характерно, что русские переселенцы в степные районы старались посадить около дома хотя бы одну березку или какое-то другое “родное” дерево, чтобы ослабить острое чувство ностальгии.

    Особо следует подчеркнуть, что в российской этнической экологии и культурологии, в отличие от представителей магистрального направления культурной экологии за рубежом, адаптация рассматривается как процесс приспособления не только к природной среде обитания, но и к среде обитания социальной , сфере "межобщественных (межплеменных, межгосударственных и т. д.) связей и взаимодействий, рассмотренных в перспективе деятельности того или иного общества, с которым они [члены данного общества] вступают в контакт посредством институциализированных мирных (дипломатических, торговых и других), а также военных средств".

    Аналогичным образом и относительно того, что касается системы жизнеобеспечения, ее психологической составляющей, подчеркивалось, что ее главным содержанием является “взаимоотношение людей не с природной, а с социально-культурной, этнической средой... Действию стрессогенных факторов противостоит система социокультурных установок, определяющих (иногда в деталях) поведения человека в тех или иных случаях жизни. Абхазы, например, воспитываются в духе социальной дисциплины и самоконтроля и обычно чуть ли не с детства достаточно четко знают, что именно нужно делать в случае ссоры с близким другом или в какой-то другой ситуации; такой установленный этикет предохраняет от чрезмерного нервного напряжения.”

    Важная роль психологической адаптации приводит к тому, что культура жизнеобеспечения включает в себя как рациональные, так и иррациональные элементы: ритуалы, легенды, специфические элементы идеологии.

    Наличие в культуре иррациональных адаптивных элементов признается и в западной этнологии, однако эти элементы рассматриваются в рамках скорее материальной, нежели психологической адаптации.

    Так например, Сирена Нанда пишет: “Подчеркивая адаптивную природу различных аспектов социокультурной системы, культур-экологи в своих исследованиях стремились продемонстрировать, что по-видимости совершенно иррациональные элементы верований и поведения членов социокультурной системы в действительности способствуют достижению значительных результатов в рациональном использовании для удовлетворения своих потребностей своего природного окружения. В частности, Мартин Харрис, называвший себя приверженцем культурного материализма - одного из ответвлений культурной экологии, приводил следующий пример. Табу, присущее культуре индийцев, на употребление в пищу мяса коровы, несмотря на повальную нищету индийского населения и частые периоды голода, кажется европейцам курьезным. Но это табу имеет значение с точки зрения адаптации. Коровы важны в Индии не потому, что они могут быть съедены, а потому что они используются в качестве тягловых животных, которых впрягают в телеги и сельскохозяйственные орудия. Если бы в период голода семья съела бы своих коров, она бы не могла в последствии заниматься сельским хозяйством и была бы обречена на полное вымирание. Религиозное табу на употребление в пищу говядины обеспечивает способность общества сохранять себя несмотря на частые неурожаи.”

    Вернемся к проблемам психологической адаптации человеческого общества к среде обитания. Благодаря своим тонким регулятивным и компенсаторным свойствам человеческая психика является совершенным “прибором” установления прямой и обратной связи с окружающей средой. Поломка этого “прибора”, сбои в его работе - сигнал о нарушении экологического равновесия, о разрыве важнейших связей, о существовании которых мы нередко даже не догадываемся. В русле проблем этнической экологии, основная задача которой - изучение условий и путей гармонизации отношений этноса со средой обитания (как природной, так и социальной - сайт), психологические исследования - одни из наиболее необходимых. Они позволяют вскрывать основные закономерности человеческого бытия. Методы психологического исследования, отличающиеся глубиной и тщательностью, могут помочь при решении таких важных проблем этнической экологии, как сущность внутренней связи этноса с природной средой его обитания.

    Урок 24

    ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. НЕОБХОДИМОЕ СНАРЯЖЕНИЕ И ИМУЩЕСТВО

    Предмет: ОБЖ.

    Дата: «____» _____________ 20___ г.

    Цели и задачи: познакомить обучающихся с видами и способами жизнеобеспечения человека, снаряжением и имуществом туриста; воспитывать собранность.

    Учебно-наглядный комплекс: учебник, рюкзак с набором вещей для укладки.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Беседа по вопросу:

    − Как, на ваш взгляд, можно определить расстояние до недоступного объекта, его высоту и ширину?

    Ученики приводят примеры, учитель оценивает их ответы.

    III. Изучение новой темы.

    1. Введение в тему урока.

    Для нормального жизнеобеспечения человеку в обычных условиях требуется очень много вещей. Попробуйте подсчитать их количество, и очень скоро ваш счёт перейдёт за сотню. А отправляясь в поход, мы также должны позаботиться о своё жизнеобеспечении в полевых условиях. Конечно, многими привычными предметами домашнего обихода придётся пожертвовать. Делается это для облегчения веса поклажи, которую вам придётся нести самим. Таким образом, мы будем выбирать для похода вещи, имеющие многофункциональную нагрузку.

    2. Иллюстрированный рассказ учителя.

    Всё снаряжение делится на личное, групповое и специальное.

    Личное снаряжение, которое пригодится путешественникам, туристам, рыболовам, охотникам – всем, кто часто бывает на природе.

    1) КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) – эти принадлежности должны быть лёгкими, например, из пластика, нож – складной. Все они должны быть упакованы в отдельный мешочек.

    2) Подстилка – сидеть у костра, лежать на ней в палатке, укрываться от дождя.

    3) Спички – завёрнуты в полиэтиленовый пакет.

    4) Туалетная бумага, можно использовать для разжигания костра.

    5) Туалетные принадлежности – мыло, зубная паста, щётка, полотенце.

    Поход – не повод для зарастания грязью, да и с гигиеной важно дружить всегда и везде. Эти принадлежности тоже сложены в мешочек и покоятся в кармашке рюкзака, чтобы их быстро можно было найти.

    6) Спальник.

    7) Свеча или фонарик для вечернего укладывания, дежурства у костра, встречи с «Чёрным альпинистом ».

    8) Купальные принадлежности в тёплое время года.

    9) Запас продуктов: картошка варёная и сырая, яйца варёные, хлеб (порезанный), огурцы, помидоры, сыр, колбаса, банка консервов, соль, сахар – по необходимости, морковка, лапша, зелень и т. д. с учётом вкладывания всего этого в общее пользование.

    10) Ремонтный набор (иглы, нитки, клей, проволока, молоток, гвозди, пассатижи, куски резины, тряпок, скотч и др.).

    11) Медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочного материала.

    Специальное снаряжение.

    В случае если предусматривается преодоление водной, горной или иной преграды, к перечисленному добавляется специальное личное и групповое снаряжение: спасательные жилеты, верёвки, репшнуры, накомарники, ледорубы и т. п.

    3. Практикум по укладке рюкзака.

    На соревнованиях «Школы безопасности» у участников проверяется наличие личного снаряжения и умение укладки рюкзака.

    Что нужно предусмотреть для правильной укладки рюкзака:

    − Рюкзак уложить нужно так, чтобы он плотно прилегал к спине туриста, не болтался, не отвешивался назад, не давил на плечи, имел низкий центр тяжести, не мешал при ходьбе.

    − В правильно уложенном рюкзаке тяжёлые вещи помещаются внизу, со смещением от центра к спине, хрупкие вещи, обложенные чем-либо мягким, наверху, а предметы первой необходимости так, чтобы их можно было быстро и легко достать (в карманах, сверху рюкзака, в закрепляющих ремнях).

    − Также надо предусмотреть, чтобы после падения туриста вещи в рюкзаке не повредились, не испортились.

    − Рюкзак надо упаковывать с максимальной компактностью и удобством, чтобы уложенные вещи не гремели, не смещались.

    − Желательно все вещи в рюкзаке держать в чехлах или пакетах. Спички необходимо поместить в середину рюкзака.

    − Острые, колющие предметы необходимо поместить в чехлы или обложить их частями одежды.

    Учитель предлагает нескольким ученикам продемонстрировать укладку рюкзака из заранее приготовленного снаряжения. Кроме того, в комплекте предметов должны быть и те, которые учащиеся не должны брать в рюкзак.

    IV. Материал учебника.

    Известно, что жизнеобеспечение человека в первую очередь зависит от имеющегося у него снаряжения, имущества, запасов продуктов, а также навыков по оборудованию бивака или подготовки укрытия.

    Необходимое снаряжение и имущество

    Всё снаряжение можно для удобства разделить на личное, групповое и специальное. Полный и обязательный перечень его указывается в Положении о соревнованиях.

    К личному снаряжению относятся носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности, а также некоторые предметы индивидуального пользования (кружка, миска, ложка, рюкзак) – всё то, без чего не обойтись лично каждому человеку.

    Прежде всего необходимо обратить внимание на одежду и обувь. Одежда должна быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, в то же время плотной (чтобы не прокусил комар). Наиболее удобны рубаха-ковбойка, штормовой костюм из брезента , который промокает, но быстро сохнет. На случай дождя обязательна плащ-накидка с капюшоном, закрывающая человека вместе с рюкзаком. Для прохладного времени надо иметь тёплую шерстяную одежду: свитер и рейтузы, вязаную шапочку. Обязательно наличие лёгкого головного убора , защищающего от солнца, с большим козырьком. На ноги следует надеть две пары носков – шерстяные и хлопчатобумажные, в любой последовательности. Лучшей обувью являются хорошо разношенные ботинки на низком каблуке, желательно с рифлёной подошвой. Обычно их берут на 1-2 размера больше, чтобы можно было вложить толстую войлочную стельку и надеть толстый носок. Желательно иметь и лёгкую сменную обувь, в которой ходят в биваке, давая отдыхать ногам.

    Очень важно подобрать рюкзак. Рюкзак должен плотно прилегать к спине всей задней стенкой, а не стоять на пояснице, не свисать ниже её. Достигается это путём выбора рюкзака по росту и правильной подгонкой лямок. Важно правильно уложить рюкзак: тяжёлое – вниз, мягкое – к спине, объёмное наверх, предметы первой необходимости – в карманы.

    К спальным принадлежностям прежде всего относится спальный мешок. Он должен быть чуть длиннее его владельца . Любой спальник нужно всегда носить в непромокаемом чехле. Чтобы изолировать тело от холодной земли, под спальник кладут коврик, размером 40 х 100 см (от плеч до ног), как правило, из синтетических материалов.

    Групповое снаряжение составляют палатки, топоры, посуда для варки пищи, карты, компасы и ряд других предметов коллективного пользования – всё, без чего нельзя обойтись группе.

    Из палаток наиболее распространены двускатные палатки в форме домика (рис. 35) с набором стоек и колышков, которые, как и палатка, убираются в чехол из плотной ткани. Несмотря на то что палатки сделаны из непромокаемой ткани, их следует покрывать специальными тентами. В каждую палатку необходим фонарик.

    К костровым принадлежностям относят тросик для подвески вёдер между деревьями, складные таганки, треноги, разборные очаги, крючки и цепочки для подвески посуды и регулирования её высоты над огнём (рис. 36). Необходимы также рукавицы, без которых невозможно работать у костра, мешалка с длинной ручкой, тент-кухня. Наиболее удобны для варки и переноски пищи так называемые каны – комплекты из 2-3 вёдер.

    Следует помнить, что при приготовлении пищи на костре недопустимо пользоваться оцинкованной посудой.

    К кухонным принадлежностям относятся клеёнки, разделочные доски, ножи, половник, консервные ножи, спички в водонепроницаемой упаковке.

    В состав группового снаряжения (на группу 4-6 человек) обязательно входит 1 топор, 1 пила, 1 лопатка, которые должны иметь чехлы с плотной прокладкой у острия. К групповому снаряжению относится и медицинская аптечка и специальный ремонтный набор, который должен включать: эластичную резиновую ленту, несколько английских булавок, обычные и толстые иглы, шило, запасные пуговицы, нитки, шнуры, плоскогубцы, кусочки кожи, клей БФ, изоляционную ленту, проволоку и т. д. – всё, что может понадобиться для ремонта в пути.

    В зависимости от специфики предстоящей деятельности укомплектовывается специальное снаряжение, в состав которого включаются предметы как личного, так и коллективного пользования: спасательные жилеты, верёвки, репшнуры, ледорубы, накомарники, специальное альпинистское снаряжение. Подробнее комплект специального снаряжения рассмотрен в §21.1.

    При проведении соревнований «Школа безопасности» у участников обычно проверяется наличие снаряжения и укладка рюкзака. За неправильное расположение вещей в рюкзаке, наличие ненужного или отсутствие необходимого снаряжения команда штрафуется.

    Вопросы

    1) Какие приспособления и элементы снаряжения должны присутствовать в перечне снаряжения группы (человека)?

    2) Какова последовательность укладки снаряжения в рюкзак?

    V. Итог урока.

    − Изучив тему сегодняшнего урока, какие советы и рекомендации по комплектованию походного снаряжения вы могли бы дать?

    Домашнее задание: составить памятку: какова последовательность укладки вещей в рюкзак?

    Пища – основной источник энергии и «строительного материала» для нашего тела. Кишечник является своеобразной «фабрикой» по производству питательных веществ , а благодаря процессу пищеварения и работе системы кровоснабжения эти вещества переносятся в каждую клетку тела. Обеспечение питательными веществами зависит от скорости метаболизма (переваривания), но «фабрика» не может эффективно работать без качественного сырья. Поэтому, ЕСЛИ ПОВСЕДНЕВНЫЙ РАЦИОН НЕ ОТВЕЧАЕТ ИСТИННЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА, СТРАДАТЬ МОГУТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ГРУППЫ ОРГАНОВ. Наше , а также от того, как мы ее потребляем.

    Пищеварение влияет на наши настроение и состояние духа, так как жизненно важные органы находятся в прямой зависимости от химического климата в организме. И наоборот, сознание и эмоции влияют на пищеварение и гастрономические привязанности. Желудочный сок расщепляет пищу по мере ее продвижения через желудок в тонкий кишечник. Из тонкого кишечника питательные вещества поступают в кровь, а затем через воротную вену – в печень. Китайцы называют печень «генералом армии». Этот орган управляет системой снабжения организма питательными веществами, накапливаетглюкозу и другие соединения, а затем высвобождает их по мере необходимости через печеночную вену.

    В печени образуются красные кровяные тельца, нетоксичные соединения и химические вещества, происходят расщепление избытка белка и вывод из организма адреналина. Восточная философия рассматривает печень как орган, привносящий в тело гармонию и гасящий эмоции.

    В своих трудах профессор Залманов описывал удивительную работоспособность печени: она способна нормально функционировать в течении 300 лет. Современный человек способен угробить ее в течении 40-50 лет. Он постоянно вводит в свой организм избыточное количество одних веществ и создает дефицит других. За этим стоит переедание, перепивание, чрезмерная увлеченность одними продуктами или допингами других (сигареты, кофе).

    Анорексия (отсутствие аппетита), ожирение, употребление некачественных продуктов быстрого приготовления и алкоголя являются прямым тому доказательством. Известно, что в состоянии беспокойства пищеварение нарушается. Мы часто ассоциируем аппетит с эмоциональными потрясениями. «Мне это не по зубам» или: «Я вряд ли смогу это переварить» — говорим мы, оказавшись в сложной жизненной ситуации, и напрочь забываем, что мысли материальны.

    На Востоке пища считается основным источником праны, или энергии ЦИ. В «естественной», не загрязненной пище эта энергия присутствует в своей самой сильной форме. Свежие, полноценные продукты дают жизненную энергию телу, разуму и духу. На этом постулате основаны диеты в йоге, макробиотике и натуропатии.

    Всегда с Вами — Людмила Енеровская