Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Состояние мыслительных операций при шизофрении. Нарушение мышления при шизофрении: как облегчить симптоматику? Виды нарушения мышления

Нарушения процессов мышления при шизофрении складываются из нескольких процессов. Нарушение целенаправленности.

Нарушение целенаправленности является одной из определяющих черт всей психической жизни больных шизофренией, прослеживаясь как в эмоционально-волевой сфере, так и в сфере мышления. Основным симптомом в котором это наиболее ярко прослеживается является резонерство. Резонерство, или бесплодное мудрствование – рассуждения не имеющие окончательной цели, при которых больной нанизывает слова одни на другие, не приходя в итоге ни к чему. Эта тенденция наиболее отчетливо видна при т.н. шизофазии, когда больной строит грамматически правильную фразу из совершенно не связанных между собой по смыслу слов. Снижение волевой активности , лежащее в основе нарушения целенаправленности мышления может вести при усилении к утрате осмысления, упрощению ассоциативных процессов, вплоть до приобретения мышлением примитивного, формального, конкретного характера, утрате способности понимания абстрактного смысла высказываний, например при трактовании пословиц и поговорок. Следующая тенденция это нарушение ассоциативного процесса . При шизофрении мы имеем дело с тенденцией образовывать ассоциации, связи между понятиями на основании т.н. латентных (слабых, не очевидных, не являющихся основными) признаков. В результате мышление приобретает странный, трудно понимаемый характер. Такое мышление называют паралогическим. Таким образом, рассуждения пациента становится трудно понять не только из-за того, что он зачастую сам не знает, куда движется и движется ли куда то вообще, но и движение это осуществляется по малопонятным путям. Одним из возможных вариантов при этом является преимущественное использование в мышлении символического «переносного» смысла слов и понятий. Такое мышление называется символическим. Тенденции к образованию новых связей, ассоциаций между понятиями также находит свое выражение в слиянии нескольких понятий в одно и образовании новых слов для обозначения таких понятий. Эта тенденция ведет к образованию т.н. неологизмов. Крайнюю форму паралогического мышления при котором нарушение ассоциативного процесса носит выраженный, тотальный характер называют атактическим мышлением или шизофренической бессвязностью. Сочетание негативизма в волевой сфере, нарушений целенаправленности и паралогичности находит свое выражение в т.н. соскальзываниях или ответах не в плане вопроса, когда больной в ответ на вопрос начинает говорить о чем-то не имеющем отношения к вопросу вообще или имеющем к нему слабое отношение.

Как отмечает Б.В. Зейгарник, нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Кроме того, не существует единого принципа анализа расстройств мышления, поскольку разные исследователи базируются на разных моделях мышления. Психологические исследования шизофренического мышления идут в основном в двух направлениях. Для первого характерно изучение отдельных вариантов шизофренического мышления, нередко имеющих свои аналоги в клинической симптоматике шизофрении (соскальзывания, разорванность, резонерство), для второго – поиск общих закономерностей шизофренического мышления.

Первичные расстройства мышления характерны не для всех типов шизофрении. О. П. Росин и М. Т. Кузнецов пишут о том, что не при всякой форме шизофрении наблюдаются расстройства мышления: степень расстройств его и их динамика, считают они, непосредственно коррелируют с формой и содержанием психического процесса.

Нарушения границ между Эго и внешним миром автор связывал с трудностями разделения фигуры и фона.

Для объяснения особенностей мышления больных шизофренией выдвинуты понятия «сверхобобщенность», «сверхвключенность», которая рассматривалась как выражение невозможности удержаться в заданных смысловых границах, расширение условий задачи. Среди причин сврехвключенности выделяли: нарушения предполагаемого механизма фильтрации, не обеспечивающего дифференцирование существенных признаков от несущественных, оторванных от реальности, не значимых в данной проблемной ситуации; нарушение создания необходимых тормозящих установок и неспособность выработать установки, без которой невозможно характерное для нормального мышления дифференцирование признаков.

Л.С. Выготский высказывал предположение о распаде функций образования понятий у больных шизофренией – последние снижаются до уровня комплексов, т.е. конкретных смыслообразований – в основе которого лежит изменение значений слов. Как отмечает Б.В.Зейгарник, снижение понятийного уровня отмечается только в ряде случаев в исходном состоянии (дефект). В основе такого нарушения лежит не снижение, а неадекватность конкретным жизненным отношениям (реальным), обозначая сгущение их отдельных сторон и свойств вследствие утраты направленности на объективное содержание явлений и предметов. М. С. Лебединский считал, что при шизофрении страдает направленность и устойчивость мышления, ассоциативный процесс больных шизофренией характеризуется отсутствием направленности на конечную цель. О.К. Тихомиров проследил три звена психологического механизма нарушения мышления при шизофрении:

Первое звено – нарушение мотивационной сферы, которое приводит к нарушениям личностного смысла. Для больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обусловленными реальной ситуацией знаниями человека о них. При этом уравниваются стандартные и нестандартные информативные признаки.

Второе звено – придание нестандартным информативным признакам большего значения, чем стандартным.

Третье звено - нарушения селективности информации, которые проявляются нарушениями избирательности информации в связи с прошлым опытом и вероятностной его дезорганизацией.

указывает В.М. Блейхер, такая структура психологического механизма расстройств мышления при шизофрении соответствует представлениям А. Р. Лурия о соотношениях между материальным субстратом и клинической симптоматикой. Нарушения мотивации, личностного смысла и селективности информации лежат в основе определенных клинических проявлений: с одной стороны, с этим механизмом (первые два звена) связано нарастающее эмоциональное снижение, с другой - изменения мышления диссоциативного типа. Можно предполагать, что в зависимости от того, какое звено больше нарушено, в клинической картине шизофрении наблюдается большая выраженность того или иного вида, типа расстройств мышления. Первую классификационную схему патологии мышления в психопатологии предложил Гресинджер. Он различал два вида аномалий мышления: болезненные представления относительно формы мышления (замедление / ускорение) и аномалии представлений относительно их ложного содержания (ложное содержание мыслей - бред). Расстройства содержания мышления (продуктивные) характеризуются неадекватным отражением существенных качеств, сторон, отношений и закономерностей объективной реальности в силу болезненного состояния головного мозга. Они делятся на навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. Расстройства формы ассоциативного процесса представлены нарушениями темпа, подвижности, целенаправленности мышления и грамматического строя речи.

Отечественная психиатрия классифицирует шизофрению, как хроническое эндогенное заболевание, при котором проявляются негативные симптомы. Они характеризуются специфическими нарастающими изменениями личности. Для многих этот диагноз синоним финала существования, окончательной бесполезности для общества. Диагноз ставит на человеке клеймо на всю жизнь.

Такие люди воспринимаются окружающими враждебно, или люди глумятся над несчастным, хотя во всем цивилизованном обществе давно с пониманием воспринимают людей с таким диагнозом.

Но совершенно напрасно окружающие воспринимают этих людей как ничего не понимающих и не чувствующих. Среди них немало творчески одаренных личностей, а также ученых и просто близких нам людей. Они все прекрасно чувствуют и очень остро воспринимают отношение к себе. Но тогда что же собой представляет шизофрения, симптомы, лечение, какие типичные нарушения мышления при шизофрении наблюдаются? Поговорим об этом подробнее.

Симптомы шизофрении

Основные нарушения при таком диагнозе связаны с мыслительным процессом. При этом у человека нарушается адекватный ассоциативный ряд, он не может сосредоточиться на какой-либо задаче, не может сконцентрировать внимание на важной мысли. Иногда болезнь проявляется по-другому: человек жалуется на невозможность мыслить вовсе, так как мыслей не возникает, голова ощущается абсолютно пустой.

Очень часто при шизофрении наблюдается бредовые состояния. Это проявляется в неверных, но чрезвычайно настойчивых убеждениях. Эти убеждения не могут восприниматься в окружающей больного культурной и социальной среде, где признаются аномальными и бредовыми.

К таковым можно отнести бред преследования. Человек уверен, что за ним постоянно следят. Его хотят отравить соседи или завербовать сотрудники КГБ. Или его хотят похитить инопланетяне.

Не редко нарушение восприятия при шизофрении и мышления выражаются в искаженном восприятии окружающего мира. В этом случае чрезвычайно распространены слуховые галлюцинации. Например, человек слышит голоса, звуки, которых на самом деле нет. Это может происходить постоянно или возникать периодически. Это легко можно заметить.

Больной не просто прислушивается, он может вступать в диалог, комментирует сказанное ему, спорит с невидимым собеседником. Эти несуществующие голоса могут давать советы, комментировать поведение больного, его мысли, часто угрожают ему. Менее распространены зрительные галлюцинации, но они также имеют место. В большинстве случаев, нарушения при шизофрении комплексные и рассматривать их следует комплексно.

Очень распространенное нарушение - изменение эмоциональной реакции. Это выражается в полном отсутствии какой-либо реакции на происходящее, либо она совершенно неадекватная. Поэтому у одних больных наблюдается постоянно застывшее, как в маске лицо, не отражающее ничего. Другие могут весело смеяться при трагическом событии.

Лечение патологии

При лечении шизофрении чрезвычайно важно не упустить момент и начать терапию как можно раньше. По мнению психиатров, наиболее позитивный исход лечения наступит, если терапия начата не позже 1-2 лет с появления симптомов болезни.

На этом этапе, можно полностью остановить разрушения, происходящие в головном мозге больного. Но даже если лечить начали позднее, можно приостановить разрушительные процессы и значительно улучшить его состояния.

Терапия этой патологии состоит из двух одинаково важных этапов. Проводится психотерапевтическая и медикаментозная терапия. Нужно заметить, что для успешного лечения очень важно, чтобы пациент доверял лечащему врачу.

В первую очередь, доктор проведет обследование больного, при котором проанализирует состояние мышления пациента. Выяснит возможность концентрации мыслей, способность запоминания информации. После выявления особенностей нарушений, разрабатывается индивидуальная схема психотерапевтического лечения.

Помимо этого, назначаются необходимые лекарственные препараты, которые в комплексе с психотерапией, положительно воздействуют на больного. В настоящее время в терапии шизофрении широко используют лекарственные препараты - атипичные нейролептики. К ним можно отнести , квентиапин или рисперидон.

Назначается препарат, определяется доза приема индивидуально для каждого больного. Если схема лечения подобрана правильно, принятые меры существенно снижают характерные проявления шизофрении: галлюцинации и бред. Также атипичные нейролептики избавят пациента от пассивности, равнодушия к окружающему. Они способны улучшить способность пациента к концентрации.

Помимо этих препаратов, при лечении используют средства для улучшения функции головного мозга, улучшающие его кровоснабжение. К ним можно отнести современные препараты церебролизин, милдранат, берлитион.

Хорошо зарекомендовали себя эффективные биологически активные добавки (БАД), способные улучшать состояние головного мозга. Например, «Листья Гинкго» производства Тяньши. Этот препарат используют в китайской медицине для восстановления работы головного мозга и обогащения организма множеством полезных веществ.

В терапии этой патологии обязательно следует осуществлять контроль за гормональным фоном пациента, периодически проводить проверки положительных психофизиологических изменений и изменений высшей нервной деятельности

Прочитано - 14544 раз

В переводе с греческого shiso - расщепляю, frenio - душа. Это психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интровертированность, эмоциональное оскудение, искажение психических процессов).

Часто прогрессирование болезни приводит к разрыву прежних социальных связей, снижению психической активности, значительной дезадаптации больных в обществе.

Современная систематика форм течения шизофрении:
. непрерывнотекущая шизофрения,
. приступообразно-прогредиентная (шубообразная);
. рекуррентная (периодическое течение - наиболее благоприятный вариант).

По темпу течения процесса выделяют:
. малопрогредиентную;
. среднепрогредиентную;
. злокачественную.

При шизофрении отмечаются различные по выраженности психических нарушений клинические симптомы (знаки) и синдромы (совокупность нескольких симптомов). Основными для диагностики являются негативные симптомы (минус-симптомы: нарушение мышления и эмоционально-волевой сферы). Позитивные симптомы (плюс-симптомы) при непрерывном течении шизофрении нарастают в определенной последовательности:

Неврозоподобные;
. аффективные;
. психопатоподобные;
. галлюцинаторные (ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения);
. параноидный бред - бред преследования (психические расстройства, проявляющиеся в ложных суждениях, умозаключениях);
. онейроидные помрачения сознания (с яркими фантастическими образами, грезопо-добными переживаниями, якобы развивающимися фантастическими событиями, которые не находят отражения в поведении).
. парафренный бред - бред величия, отсутствие бредовой системы, разорванность мышления;
. гебефренные (дурашливое двигательное и речевое возбуждение, разорванность мышления, повышенное настроение);
. кататонические (психическое расстройство с преобладанием двигательных нарушений - ступор или кататоническое возбуждение);

При приступообразной шизофрении такая последовательность не соблюдается.

В зависимости от разных подходов психиатрических школ, в разных районах по эпидемиологическим исследованиям выявляется различное количество больных шизофренией. Оно колеблется от 2,5 до 10 человек на 1000 населения старше 15 лет. Болезнь может начаться в любом возрасте (чаще в 15-25 лет). Чем раньше проявляется заболевание, тем более неблагоприятен его прогноз.

Существует много форм шизофрении, например, шизофрения с навязчивостями, с астено-ипохондрическими проявлениями (психическая слабость с болезненной фиксацией на состоянии здоровья), паранойяльная шизофрения (стойкий систематизированный бред преследования, ревности, изобретательства и т.д.), галлюцинаторно-параноидная, простая, гебефреническая, кататоническая. При шизофрении выражено нарушение восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы.

У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии (безразличие ко всем явлениям жизни). Больной становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему, утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется неадекватность в переживаниях. Имеет место нарушение волевых процессов: снижение волевого усилия от незначительного до резко выраженного, болезненного безволия (абулия). Нарастание способности к волевому усилию свидетельствует о реабилитации больного. Около 60% процентов больных нетрудоспособны.

Особенности мышления при шизофрении

Расстройства мышления при шизофрении описаны клиницистами-психиатрами и психологами. Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей. Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи.

Ю.Ф. Поляков у больных шизофренией отмечает нарушение актуализации сведений из прошлого опыта. По данным эксперимента, в сравнении со здоровыми больные лучше опознают те стимулы, которые являются менее ожидаемыми, и хуже - стимулы, более ожидаемые. В результате отмечается расплывчатость, причудливость мышления больных, что приводит к нарушению психической деятельности при шизофрении.

Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.

При проведении методик "исключение предметов", "классификация предметов" больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях.

Начальная стадия нарушений мышления раньше, чем в других методиках, выявляется в пиктограммах. Здесь обнаруживаются расстройства аналитико-синтетической деятельности (соотнесение абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов). Больные могут выбирать образ, неадекватный содержанию понятия, могут предлагать пустой, выхолощенный, бессодержательный набор предметов, псевдоабстрактные образы, сами по себе лишенные содержания, или часть, фрагмент какой-то ситуации и т.д.

При ассоциативном эксперименте отмечаются ассоциации атактические, эхололические, отказные, по созвучию.

Искажение процесса обобщения происходит в сочетании с нарушениями последовательности и критичности мышления. Например, разглядывая рисунки Х. Бидструпа, больные не понимают юмора, юмор переносится на другие, неадекватные объекты.

При проведении многих методик у больных отмечается резонерство. Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.

Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий.

Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.

Нарушения мышления при шизофрении – ведущий симптом , особенности которого во многом определяют течение, прогноз и исход болезни.

Расстройства мыслительных процессов подразделяют на несколько больших групп:

Тот, кто хоть однажды общался с шизофреником, не спутает это расстройство ни с каким другим. Впечатления от общения тягостные, как будто между пациентом и всем остальным миром стоит непреодолимая стена. Внешне человек ничем от остальных не отличается, но стоит ему начать двигаться и особенно говорить, и сразу понимаешь, насколько глубока и непоправима болезнь.

Расстройства мышления при шизофрении затрагивают все стороны жизни пациента, разрушая логику и эмоции. Дисфункция мозга настолько выражена, что практически всегда пациенты психиатрических клиник теряют все социальные связи, перестают контактировать с внешним миром и живут внутри собственных болезненных переживаний.

Причины душевного расстройства

Ментальные расстройства имеют много причин, но исчерпывающая теория, которая охватывала бы все стороны этого вопроса, пока не создана.

ВОЗ утверждает, что каждый пятый человек в мире живет с тем или иным душевным расстройством. Эти данные получены по результатам официальной статистики.

Международная организация здравоохранения считает психическим здоровьем состояние, при котором человек может приспособиться к изменяющимся условиям жизни и разрешить тем или иным способом все свои проблемы. В противоположность этому душевное расстройство препятствует решению задач в личной, семейной или общественной жизни.

Основных причин возникновения патологии несколько:


Особенности нарушений мышления во время шизофрении

Этот вопрос досконально исследовала основательница советской школы патопсихологии Блюма Вольфовна Зейгарник. Согласно ее работам, мыслительный процесс имеет такие нарушения:

  • операционной стороны;
  • динамики;
  • мотивационного компонента;
  • критичности.

Операционная возможность мышления – это обобщение и исключение. Обобщение – это выделение общих признаков. Так, для обобщения дивана, стула и стола мы пользуемся одним словом – мебель. Психически больные не могут этого сделать, они начинают подробно описывать детали, но что это такое в целом, не осознают.

Нарушения динамики – это невозможность найти начало, середину и конец мысли. Так, нормальный человек при взгляде на картинку или комикс может описать все действия, которые изображены. Например – солнце всходит на востоке, в полдень стоит в зените, а к вечеру заходит на западе.

Для шизофреника последовательное изложение мысли – непосильная задача, он описывает массу второстепенных признаков, но упускает главное. Все нарушения проявляются в речи. Это приводит к непоследовательности мышления, его лабильности (чрезмерной подвижности) и инертности.

Мотивационный компонент – это цели и задачи, которые обслуживает мышление. Шизофреники теряют целенаправленность, из-за чего действия человека становятся нерегулируемыми. Это приводит к разноплановости мышления, а также к резонерству или бесплодному мудрствованию. Так, пациент может часами рассуждать о проблемах общества в целом, но теряет свою собственную квартиру из-за того, что «знакомый дал что-то подписать».

Нарушение критичности – это невозможность осознать свое истинное место в жизни и сам факт болезни. Так, если после алкогольного психоза сознание мало-помалу возвращается и человек понимает, что «все из-за пьянки, и того, что казалось, на самом деле не было», то шизофреник не может отделить реальность от вымысла. Бредовые и галлюцинаторные переживания для него так же реальны, как сосед по палате.

Часто годами не изменяется, пациент продолжает в течение десятилетий утверждать, что он великий военачальник или дизайнер с мировым именем.

Содержание мышления больных шизофренией

В классическом случае у пациентов имеются:

Эмоциональный компонент мышления становится все менее важным, пациент с течением лет становится похожим на робота – так однообразны и монотонны все его действия и речь.

Ведущую роль в продуктивной симптоматике больных шизофренией играет бред. Это представления, рассуждения и выводы, которые не соответствуют реальности и носят болезненный характер. Эти суждения и выводы никакой коррекции не поддаются, разубедить больного человека или объяснить ему, что его выводы неверны, невозможно.

Отношения между событиями, связь между ними устанавливаются безо всякого на то основания, имею патологическую природу. Так, пациентам, утверждающим, что они имеют знатное происхождение, никакие доказательства не нужны в принципе. Они это «знают» — и все, этого достаточно.

Разновидностей бреда множество.

Первичный – при котором поражено логическое познание мира, а все остальные функции сохранены. Попросту говоря, у человека есть «пунктик», которого лучше не касаться. Такие пациенты иногда вовсе проходят мимо внимания психиатра. Система убеждений выстраивается постепенно, все несоответствующее ей игнорируется, но во всем прочем жизнь человека не нарушается.

Если бред приводит к необходимости убийства, нарушения общественного порядка, членовредительства, то все произошедшее кажется окружающим внезапным и невероятным, хотя на самом деле бредовая система складывалась годами. Лечение такого расстройства затруднено, медикаментозные возможности ограничены.

Вторичный или чувственный бред основан на расстройстве восприятия. Здесь всегда имеются иллюзии и галлюцинации. Человека внезапно «озаряет» какая-то мысль, возникшая на фоне обмана восприятия.

Детский и подростковый бред имеет – преобладание страхов, патологических фантазий, двигательной расторможенности.

Шизофрения – тяжелейшая психическая болезнь, которая навсегда изменяет жизнь человека.

В истории изучения шизофрении отмечался особый интерес к особенностям познавательной деятельности больных. Процессы мышления здесь всегда были в центре внимания и учитывались как при дифференциальной этого заболевания с другими психическими расстройствами, так и при исследованиях, проводимых в рамках изучения патогенеза шизофрении (Поляков Ю.Ф., 1972).

Несмотря на то что традиционно с точки зрения психопатологии многие симптомы нарушения мышления при шизофрении рассматриваются в круге позитивной симптоматики, мы описываем в данном разделе часть этих расстройств, полагая, что они имеют прямое отношение к когнитивному дефициту и граница здесь отчасти носит условный характер.

Психопатологические синдромы, в частности дезорганизация мышления и речи, не равнозначны патопсихологическим и нейропсихологическим феноменам, хотя бы на том основании, что они находятся в разном «понятийном пространстве», относящемся к разным дисциплинам: медицина и клиническая психология. Для иллюстрации вышесказанного отметим, что остро возникающие дезорганизация мышления и речи могут быть обратимы по мере купирования психотического состояния, проявления когнитивного дефицита, напротив, отличаются своей стойкостью.

На протяжении ХХ века произошла определенная эволюция взглядов и даже терминов, касающихся нарушения мышления при шизофрении. Такие образные выражения и слова, как «разноплановость», «соскальзывания», «разрывы», «расщепление», «атаксия» мышления, постепенно уступали свое место более четким понятиям клинической психологии. Попытки же вывести из анализа клинических проявлений суть нарушений познавательной деятельности при шизофрении с методологической точки зрения были ошибочны.

Специфичные для шизофрении нарушения мышления заметны как во время рецидива, так и в ремиссии заболевания, они необычны и трудно объяснимы, иногда оставаясь в тени, иногда заметно отражаясь на поведении больного.

Нарушение мышления при шизофрении

  • Нарушение образного и абстрактного мышления
  • Актуализация «латентного фона» (акцент на второстепенных деталях)
  • Символизм
  • Неологизмы
  • Персеверации
  • Бесмысленные рифмы
  • Агглютинация понятий

Е.А. Шевалев еще в 1930 г. предложил выделять при шизофрении прелогическое (архаическое) мышление, символическое и идентифицирующее мышление, типологически близкие к магическому. Автор полагал, что подобное мышление является результатом недифференцированного объединения восприятия и мифологической поэтики, преобладания защитной силы формул и символов, замены естественных явлений сверхъестественными и доминирующего значения веры. Е.А. Шевалев считал, что мышление, лежащее в основе бреда воображения и острого чувственного бреда при шизофрении, сходно с прелогическим мышлением настолько, что сложно дифференцировать формальные расстройства мышления с расстройствами мышления по содержанию.

В разное время, в зависимости от доминирующих в научном сообществе идей, изменение мышления при шизофрении объясняли по-разному. Beringer (1936) писал о «недостаточности интенциональной дуги», при которой свои суждения больной каждый раз вынужден выстраивать заново, хотя и решая текущие задачи, но не используя при этом предыдущий опыт; Kleist (1942) пытался найти взаимосвязь патологии мышления с органическим поражением определенных областей мозга, R. Payne (1955) говорил о «нарушении коркового торможения», T. Weckowicz (1959) - об изменении «фильтрующей функции ретикулярной формации».

В отечественной клинической психологии получили известность работы Л.С. Выготского (1936) (концепция нарушения понятийного мышления при шизофрении) и Б.В. Зейгарник (1962) (патология мышления), посвященные изучению особенностей познавательного процессе при шизофрении.

Б.Ф. Зейгарник (1962) писала, что при явном патологическом характере мышления больных шизофренией для него не характерно «снижение» уровня понятийного мышления.

Ю.Ф. Поляков (1966, 1969, 1972) - руководитель лаборатории патопсихологии Института психиатрии АМН СССР в центр внимания своих экспериментально-психологических исследований поставил анализ структуры познавательных процессов при шизофрении (процессы сравнения, классификации, обобщения, решения проблемных задач и др.). Познавательные процессы при этом сопоставлялись с особенностями зрительного и слухового восприятия.

Психологический уровень для Ю.Ф. Полякова был промежуточным, связующим звеном между психопатологическим и патофизиологическим методами исследованиями.

Особенно детально в лаборатории патопсихологии Инстиута психиатрии АМН СССР была изучена юношеская шизофрения, характеризующаяся вялым (непрерывным, а у части больных шубообразным) (наличие четких негативных симптомов на фоне стертой позитивной симптоматики), на взгляд сотрудников лаборатории (Мелешко Т.К., Богданова Е.И., Абрамян Л.А. и др), рельефно демонстрирующая основные нарушения мышления при этом заболевании.

Ю.Ф. Поляков отмечал (1972), что некоторые исследователи, на основе своих экспериментально-психологических и литературных данных, стремятся определить роль нарушений познавательных процессов при шизофрении и ошибочно сопоставить ее с механизмов ее развития.

С психодинамической точки зрения патология мышления при шизофрении объяснялась нарушением социальных связей, регрессом к предущим стадиям развития либидо. В последнем случае просматривалась и связь с идеями J. Jackson, писавшего о том, что душевные болезни возвращают человека на более раннний онто- и филогенетический уровень.

Для мышления больного шизофренией характерна актуализация «латентного фона», второстепенных деталей, использование при обобщении малозначимых признаков понятий.

Незначительные черты общей концепции, фрагменты, детали которые не актуальны для нормальной целенаправленной психической деятельности, занимают доминирующее место, становятся преобладающими.

Больной шизофренией может оперировать неологизмами - словами с особым сочетанием (смешением) слогов, имеющими для него особый и только ему понятный смысл.

Он придумывает слова, склонен к повторению одних и тех же слов и высказываний (персеверация), может бессмысленно рифмовать слова, исходя из звуковых ассоциаций.

Границы между понятиями как бы стираются, а сами понятия утрачивают свой первоначальный смысл. В ряде случаев отмечается агглютинация (контаминация) образов и понятий . Последний симптом можно встретить в творчестве некоторых художников (И. Босх, С. Дали) или поэтов и писателей (Д. Хармс, К. Бальмонт).

Проективные методики клинической психологии, в частности тест Роршаха, использовались достаточно активно при исследовании больных шизофренией. С помощью подобных методов анализировали мотивы и тенденции личности в процессе познавательной деятельности.

При интерпретации пятен Роршаха больной шизофренией может одновременно видеть в одном фрагменте несколько образов.

Опосредование понятий с помощью графических образов при шизофрении недостаточно способствует запоминанию и воспроизведению. Наряду с адекватными во многих случаях используются отдаленные, стереотипно повторяющиеся графические образы.

Прерывистость мыслей и инородные мысли, как и переживание отнятия мыслей, представляют собой сравнительно частое явление при шизофрении.

При шизофрении нарушено образное мышление . Эксперименты, в которых на фоне проведения фМРТ, требовалось создать определенные образы, показали, что больные шизофренией демонстрируют функциональную гипофронтальность и снижение активности префронтального дорсолатерального кортекса.

В литературе встречаются указания на то, что эти результаты, возможно, обусловлены нарушением процессов мотивации при шизофрении . Дефицит мотивации - почти обязательный симптом шизофрении, заметно осложняющий изучение когнитивных нарушений. Интересно отметить, что при предоставлении финансовых стимулов, мотивация выполнения каких-либо действий при шизофрении усиливается. С усилением мотивации действительно повышается активность префронтального дорсолатерального кортекса.

При шизофрении пациенты, даже на протяжении длительного времени страдающие этим психическим расстройством, могут демонстрировать возможность выполнения определенных мыслительных операций, требующих кратковременной концентрации внимания, например, сложные цифровые операции или игра в шахматы. Этот факт некоторые авторы начала ХХ века объясняли тем, что при шизофрении нарушен процесс мышления, но сохранены предпосылки интеллекта (Gruhle H., 1922). Об отрыве мышления от опыта вследствие «разрыхления ассоциаций» при шизофрении писал E. Bleuler (1911), подчеркивая что это ведет к формированию ложных, не соотвествующих прошлому опыту связей.

Мы уже отмечали, что лица, предрасположенные к шизофрении, так же как и родственники больных, иногда обнаруживают сходные особенности процессов мышления.

У многих талантливых математиков или игроков в шахматы среди родственников часто встречаются больные шизофренией.