Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Сценарий праздника "день птиц". Сценарий мероприятия "день птиц"

Напреева Светлана
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «День птиц»

Вступление. - Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!

А тема нашего путешествия спрятана в загадке :

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку :

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица ) .

Да, сегодняшний день мы посвятим птицам . Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц .

Птицы везде – над нами , вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц , целой жизни не хватит.

Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.

(1, 2слайд) И не случайно был создан особый день –это День птиц . Его отмечают 1 апреля.

Зачем мы проявляем столько внимания к птицам ? Зачем нам нужны птицы ? Польза птиц (3-7 слайд)

Чтение стихотворений - 2 ученика

Чтоб накормить своих птенцов, Груль – 6 б

Набить едою рот

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят -

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад

На яблонях найдут.

От кровожадных комаровПриставко

Покоя летом нет -

Их пеночка и реполов Поймают на обед.

А птиц какого отряда больше всего?Воробьинообразных. Именно воробьинообразные уничтожают насекомых больше всего.

Какие птицы относятся отряду воробьиных?

Какая из отряда самая большая, а какая самая маленькая? (8 слайд)

Давайте посмотрим правильно ли вы называли птиц отряда воробьиных (9,10 слайд)

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами.

Разгадайте птичьи разговоры. Давайте прислушаемся. И попробуем узнать чей голос вы услышите.

Молодцы узнали птиц .

«Синь-синь!» - посвистывает синица.

«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.

«Гра-гра!» - представляется грач.

«Сквор-сквор!» - поют скворцы.

А сейчас узнаем как образовались названия других птиц . Ребята подготовились и расскажут нам, как появились названия некоторых птиц .

Выступление детей Названия птиц . (слайд 23)

1. Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.

2. Сойка, или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.

3. Почему снегирю дано такое имя? Потому что мы видим снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные края.

4. Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить» , что значит «сжимать, сдавливать, стискивать» . Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.

5. Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист» , «визг» . Эта птица свистит .

6. .Зяблик. Почему называется так эта птица ? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.

Мы узнали каких птиц много .

А есть такие птицы , которые исчезли с лица земли, по вине человека. (24 слайд) Давайте посмотрим каких птиц уничтожил человек .

И у нас пропали птицы , давайте узнаем какие? иКуда же делись наши птахи?

Инсценированная песня Жили у бабуси

Нашлась пропажа бабушки. Не всех птиц мы нашли , есть ещё пропажа у нас, посмотрим какие птахи исчезли?

Сценка Пропал гусёнок РАИСА КУДАШЕВА - ГУСЁНОК ПРОПАЛ

Птицы ходят поутру

По широкому двору,

Беспокоятся, кричат,

Не сочтут никак гусят.

"Га-га-га! го-го-го-го (Вика и Роза 2 класс)

Нет гусёнка одного. "

- "Не сбежал ли он в лесок?" – (Гайдамакин 4 б кл.)

Говорит им петушок.

- "Нет; не коршун ли унес?" -

Спорит утка - плоский нос. (4 класс Таня Кодак) Богдан 5 класс

А индюк : "Балды-балды (Богдан 5 б класс)

Поищите у воды".

Гуси белые сошлись,

По дороге поплелись.

Черный ворон прилетел,

На плетне повыше сел :

"Карры-карр! я сам видал (Дорохов Максим 4 б класс

Как с гусёнком волк бежал".

Как теперь помочь беде?

Гуси с горем - марш к воде

И пустились по волнам.

Глядь - гусёнок тоже там!

Загалдели гуси враз :

"Как ты смел уйти от нас?"

А гусёнок : "Го-го-го (Оля 2класс)

Мне вода милей всего".

Ну вот ребята и нашлись все наши пропажи. И снова стало много птиц . А бывает так, что птиц становится очень мало?

А каких птиц мало на Земле ? И что надо сделать что бы птиц опять стало много ?

Чтобы птицы тоже не исчезли с планеты Земля. Многие из них взяты под охрану. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (25-27 слайд)

Что является причиной исчезновения птиц ? Кто виноват в гибели пташек? (28-31 слайд) .

Как мы можем помочь птицам (слайд 32)

Ребята нашей школы знают как помочь птицам и спешат нам об этом рассказать

Чтение стихотворения 2 ученика

Поют щегол и соловей, Дорохов Максим 4 б класс

Малиновка и дрозд

«Ты гнезда разорять не смей

На трогай птичьих гнезд!»

И мы не будем разорять –Сидорова Таня 4 б класс

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

У нас в школе проходилаакция «Покормите птиц » ,ребята из нашей школы приняли в ней активное участие. Вот как ребята из нашей школы помогали птицам выжить зимой . Показ слайдов акции. (слайд 33 - 38)

Чтение стихотворения «Если начал птиц кормить »

Подведение итогов конкурса рисунков

ИграПрилетели птицы :

Внимание-внимание! Срочная информация! Всем-всем! В нашей школе сегодня Праздник птиц ! Сейчас сюда прилетят все окрестные птицы и мы устроим здесь веселье! Полетаем, почирикаем!

Условия игры : называются птицы , когда называются не птицы , зрители топают.

Прилетели птицы :

Голуби синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (топают)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы.

Мухи и стрижи (топают)

Прилетели птицы :

Голуби, куницы… (топают)

Прилетели птицы .

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гали и стрижи

Комары, кукушки.

(топают.)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке! (Уходит.)

Какие птицы прилетают к нам в числе первых?

Чтение стихотворения

Мы вставали ночью даже,Софья 6 б класс

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели, Прилетели наконец!

Сценка «Этот случай был в апреле»

Учитель :С юга скворушки летят. В новом доме жить хотят. - Но их домики бывают заняты.

А занимают их воробьи. Посмотрите как это бывает. (выходят скворец и воробей.)

С юга птицы прилетели

Тает снег, а воробья

выгоняют из жилья.

Скворец :Убирайся вон, задира! Груль6 б класс

Должен жить здесь я – Скворец!

Воробей :- Ни за что! Моя квартира!МагуровЛёша 6 б класс

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенес.

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю.

И не тронусь! Хоть убей!

Так решил я – Воробей!

Скворец :Не упрямься! Мне в наследство

Этот дом достался с детства.

Вылетай, мой клюв остер…

А не то (подбрасывает незаметно перышки)

Со скворечней Миша вышел

Быстро с нею влез на крышу,

Крепко-крепко привязал

И приветливо сказал!

Миша :Видеть вас обоих рад. Богдан 5 б класс

Ученики 2,3, 4, 5 а классов подготовили для нас песню о первых весенних птицах . Давайте угадаем о какой птице они нам поведают .

Загадка о скворце.

Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (скворец) .

Песня «Скворушка»

Вы узнали много птиц сегодня , но какие же из нихСамые самые?

Викторина Самые самые (слайды с 39 – 48)

1. Какая птица – самая большая в мире? (Африканский страус.)

2. Назовите самую маленькую птицу в мире . (Колибри)

3. Какие птицы в нашей стране не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки и быстрее всех летают? (Стрижи.)

6. Самый глубокий ныряльщик, самый быстрый пловец. (Пингвин)

7. У какой птицы самый большой размах крыльев (странствующий альбатрос)

8. Как называется бескрылая птица . (киви)

9. Как называется ядовитая птица ? (Дроздовая мухоловка питоху, синеголовая ифридаковальди)

10. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)

11. Какие птицы ночуют , зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики.)

12. Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (Клест.)

13. Какая птичка может летать хвостом вперед? (Колибри.)

14. Назовите птиц , зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, клест, сойка, поползень, дятел и др.)

Вы познакомились сегодня со многими птицами , узнали много интересного о них. Попробуйте отгадать загадки о птицах .

Загадки о птицах

Всех перелетных птиц черней ,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач) .

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля…

Узнаете? Это… (цапля) .

Трещала с самого утра :

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» .

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока) .

В лесу ночном горюет птица ,

Она назвать себя боится.

– Ку-ку… Ку-ку…

Не спит опушка,

А птицу эту звать… (кукушка) .

Зимой на ветках – яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири) .

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться,

Два могучие крыла

У хозяина … (орла) .

Обожаю непогоду,

Очень уважаю воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный серый… (гусь) .

Ночь, как смоль,черным-черна.

Серой птице не до сна :

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает… (сова) .

Наш праздник мы завершаем такими словами

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране

Встречать любовно стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне.

Быть может, им в чужбине снился

Мой дом среди ветвей густых.

Пусть русское гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

Цель праздника:

Познакомить с основными датами проведения мероприятий по сохранению птиц; способствовать развитию и укреплению интереса обучающихся к природе родного края, формированию экологической культуры; воспитывать любовь к природе, культуру общения с окружающим миром;

Познакомить с основными датами мероприятий по сохранению птиц;

— познакомить детей с обычаями и праздниками русского народа, посвящёнными встрече весны и прилёту птиц;

— развивать познавательный интерес к культуре и истории своего народа;

— развивать коммуникативные навыки обучающихся;

— формировать у детей чувство национальной гордости;
— учить ценить и беречь окружающий нас мир.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.

Предварительная подготовка: составление презентации, изготовление кормушек, выпечка фигурок птиц. Стены зала или класса оформляются плакатами «Птицы – друзья леса, сада и огорода!», «Ребята, любите и охраняйте птиц!», «Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!»;

оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему «Мир птиц»; сцена зала оформляется силуэтами берёз и елей;

Музыкальное сопровождение.

1. Украинская народная песня «Птичка».

2. Русская народная песня «Ах, утушка моя луговая».

3. Песня «Песенка про чибиса» сл. А. Пришелец, муз. А. Иорданский

4. Песня «Соловьиная роща» сл. А Поперечный, муз. Д.Тухманов

1-й ведущий. Дорогие друзья, сегодня у нас праздник в честь наших друзей,

А вот каких, вы скажете нам сами, отгадав загадки…

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей)

Летом за пахарем ходит,

а под зиму с криком уходит.

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавль)

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает,

А время знает.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка)

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

Крылатый, горластый,

Красные ласты.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

По-над полем, над болотом,

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть.

(Жаворонок)

На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу.

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(на слайде- рисунки к отгадкам (птицы))

(Звучит украинская народная песня «Птичка»)

1-й ведущий. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их мелодичное пение, яркое оперение, их смелые стремительные

полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, смелым соколом, невидимкой жаворонком – связаны яркие поэтические образы в творчестве многих народов. Вслед за птицей человек устремился в небо, чтобы с высоты птичьего полёта взглянуть на родную землю.

2-й ведущий. Птицы являются надёжными защитниками полей от вредных насекомых и грызунов. А 1 апреля- Международный день птиц (на слайде дата и название праздника)

1-й ведущий. Дата проведения праздника выбрана не случайно. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.
Поэтому уже более века в начале апреля празднуют Международный день птиц.

Птицы не давали покоя людям многие века. Они летали – этого человек не мог,

как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури. Птицы часто становились созданиями сказочными и даже божественными. И это сослужило им хорошую службу.

Традиционное почитание многих видов птиц долгое время с успехом заменяло научную охрану – они были неприкосновенны.

2-й ведущий. 19 марта 1902 года в Париже была подписана «Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», вступившая в силу 12 декабря 1905 года, а с 1906 года в мире начали отмечать День птиц.

1-й ведущий. В 1950 году была подписана «Международная конвенция об охране птиц», которая заменила устаревший документ 1902 года.

День птиц является самым «старым» праздником экологического календаря, во всем мире его начали отмечать еще в начале 20 века.

Однако впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в Соединенных Штатах Амеpики в далеком 1894 году в небольшом американском городе Оил-Сити (штат Пенсильвания) по инициативе местного учителя Чарльза Бабкока.
А к началу 20 века проник и в Россию.

2-й ведущий. При этом в России праздник отмечался позднее чем в Америке, что связано с более поздним прилетам к нам основной массы пернатых.Идея проведения Дня птиц, установки дуплянок и кормушек упала в России на благодатную почву, ведь привлечение птиц в искусственные гнездовья, впервые было начато именно в России.

1-й ведущий. Еще знаменитый путешественник Петр Симон Паллас, заметил, что российские крестьяне для скворцов вывешивали на местах цилиндрические ящики из коры.
Для аистов в Украине и Белоруссии по традиции весной на столбах выставлялись колеса от телег. 2-й ведущий (слайд с датами и рисунками птиц)

Однако еще в старину проходили обряды, связанные с прилетом птиц:

9 марта – День встречи перелетных птиц (Иванов день) — Жаворонки, Заклички весны, Сороки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.

12 марта – Проломи наст (Феофан, Григорий), день, в который привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным и конопляным семенем.

17 марта — в народном календаре (месяцеслове) есть день Грачевник (Герасим,), знаменующий прилет первых весенних птиц – грачей.

22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.

1-й ведущий В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз –

изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички. Обычай старины — печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички (веснянки).

(Инсценирование отрывка обряда детьми)

***
1-ый Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

***
2-ой Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру - поздорову.

***
3-ий Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,

С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

***
4-ый Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!

Чтобы год от года
Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

***
5-ый Синички — сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на поле поживите,
К нам весну скорей ведите!

***
6-ой Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик

Девять замков
— Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!

***
7-ой Ты пчелынька,
Пчелка ярая!
Ты вылети за море,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!

***
8-ой Холодную зиму провожаем,
Теплую весну встречаем.
Уезжает зима на возочке,
Плывет весна в челночечке:
С ливнями, с цветами,
С песнями, с журавлями,
С ржаным снопочком,
С золотым колосочком.

1-ый Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую.
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая, голосистая,
Да про ту ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморские,
Заморские земли, чужедальние,
Где заря с зоренькой сходятся,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла во век не отбавляется.
Ты запой-ка, запой, жавороночек,
Жавороночек ты, весенний гость.

2-ой Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

***
3-ий Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.

***
4-ый Чивиль-виль-виль,
Жавороночек!
Прилети к огням,
Принеси ты нам,
Ты весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло летушко,
Зеленый покос,
Унеси сухой мороз!

***
5-ый Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

***
6-ой Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,

лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.

1-й ведущий. На Благовещенье — 7 апреля — было принято выпускать певчих птиц из клеток на волю.

На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Выпуская птиц приговаривали:

7-ой Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

1-й ведущий В России в XVIII в. считалось преступлением разорить гнездо или убить скворца в окрестностях деревни. Вероятно, на это повлияло давнее представление о нем как о вестнике весны.

2-й ведущий Большим грехом было разорение гнезда ласточки – «божьей птички». Христиане охраняли персонажей библейских сказаний – клеста, снегиря, голубя. Клест при распятии Христа вытаскивал гвозди, снегирь – ломал иглы тернового венца на голове Спасителя, и одна капля крови попала ему на грудь. Голубь известил Ноя о появлении земли во время Всемирного

потопа. Традиция привлечения на гнездование белого аиста возникла в связи с убеждением, что он приносит счастье, здоровье, благосостояние, защищает дом от пожаров, молний, стихийных бедствий.

1-й ведущий Ребята! А кто может назвать чудесных, волшебных птиц, о которых говорится в сказках, былинах? (Царевна-Лебедь, Жар-птица, Финист-сокол и др.) А слышали вы когда- нибудь об Алконосте, Стратим-птице, Птице Гамаюн, Птице Сирин?

2-й ведущий Сегодня они сами вам представятся, а кое-что расскажу вам я. Начнем со Стратим-птицы. По-другому ее называют Ногай-птица или Страфил-птица. Сказания утверждают, что она – прародительница всех пернатых. Жила она якобы на море-океане, была так велика и сильна, что от ее крика поднималась буря, а от взмаха крыльев море выходило из берегов и сносило с земли целые города.

(появляются сказочные птицы в масках)

Стратим-птица:

От меня пошли все птицы,

Я – всем русским птицам мать.

Океан готов взъяриться,

Лишь крылом начну махать.

В кружева одеты волны,

Раскачался океан,

Ветры буйные довольны –

Им по нраву ураган.

2-ой ведущий: Большим почетом в русских песнях и сказках пользовался Сокол. Сказочные герои часто обращались в соколов, например, для того, чтобы мгновенно одолеть огромные расстояния или внезапно ударить по врагу, неожиданно появиться перед красной девицей и т.д.

Птица Сокол! Я в почете у народа.

Не опасна мне любая непогода.

Я, как молния, пространство одолею,

В битве честной я врага не пожалею.

От очей моих укрыться невозможно.

И веду себя я очень осторожно.

Всех героев величают не напрасно:

Сокол храбрый, Сокол млад и Сокол ясный!

2- й ведущий: Одним из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный Сокол. Имя Финист созвучно имени неумирающего Феникса. Есть у древних греков предание о птице Феникс. Состарившись, она взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама сгорает, чтобы тут же возродиться вновь.В этой легенде есть нечто общее со славянским преданием о Жар-птице, воплощении бога Солнца и бога Грозы. Сияние ее оперенья слепит глаза, ее перо может принести владельцу великое счастье. Живет она в тридесятом царстве в

райском саду, где стоит терем Царь-девицы. В том же саду растут и молодильные яблоки, дающие человеку вечную молодость.

Жар-птица:

Жар-птица – это пламя и огонь!

Ослепнуть можно от ее сиянья.

Ах, сколько было схваток и погонь,

Как говорят старинные сказанья,

Чтоб завладеть хотя б ее пером!

Один герой случайно догадался

И угостил ее хмельным зерном –

И он домой с Жар-птицей возвращался.

Днем, в клетке сидя, птица-Жар поет –

Из клюва жемчуг скатный рассыпает.

А ночью, вольный совершив полет,

Сад райский опереньем освещает.

2-ой ведущий: Пришла пора познакомить вас с птицей, о которой вы, скорее всего, раньше не слышали. Это Алконост: наполовину женщина, наполовину птица. Яйца она, по преданию, несет на краю моря и не высиживает их, а погружает в морскую глубину, и тогда семь дней стоит безветренная, спокойная погода.

Алконост:

Я – райская птица,

Зовусь Алконостом,

Со мною сравниться

Вам, птички, не просто:

В двойном я обличье –

Девичьем и птичьем –

Лицом я девица,

А тело – от птицы.

2-ой ведущий: Если Алконост – птица добрая, светлая, то, очень похожая на нее птица Сирин, является посланницей злой силы. В преданиях рассказывается о ее несравненной красоте и губительной власти ее голоса. Слушая птицу Сирин, человек забывал обо всем на свете и умирал, ощущая полное блаженство.

2-ой ведущий: Была у славян и вещая птица-Гамаюн, посланник и глашатай богов. Он открывал будущее тем, кто умел истолковать его пение, загадочное для непосвященных. Когда Гамаюн летел с Востока, то приносил с собою смертоносную бурю.

Я — посланник богов

И глашатай веков!

Людям гимны пою,

Слушай песню мою:

О земле и о небе,

О воде и о хлебе,

О герое былинном

И о боге всесильном.

Я пою свои песни,

Нет которых чудесней,

Тем, кто тайное знает,

Тем, кто их разгадает!

2-ой ведущий: Скажите, какая птица вам больше всего запомнилась?

А теперь для наших сказочных героев спаем песенку.

Песня «Песенка про чибиса» сл. А. Пришелец, муз. А. Иорданский

1-ый ведущий В 1926 году прошел первый в нашей стране официальный День птиц, во время которого юннаты устанавливали скворечники даже на Ленинских (Воробьевых) горах. В 1927 году День птиц подхватила вся Москва. Было развешено 1098 птичьих домиков, участвовало 5 тысяч ребят, а с 1928 года День птиц зашагал по всей стране, в нем приняло участие примерно 65 тысяч энтузиастов, развешено 15 тысяч скворечников. Не забывают ребята и узнавать интересное о птицах. А давайте и мы посоревнуемся, вспомним, что интересного мы знаем.

Конкурс «Имена» (на знание имен птиц)

(за каждый правильный ответ ребенок получает жетон)

* Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

* Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

* Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

* Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

* Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

* Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

* У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

* Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

* Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

* У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

* Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

* Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

* Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

Конкурс на знание фактов из жизни птиц.

2-ой ведущий: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать факты из жизни птиц, а вы должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

* В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

* Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

* Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

* У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

* Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

* Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

* Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)

* Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях. (Да)

* У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

* Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

* Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

* Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

* На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

* Клёсты выводят птенцов зимой. (Да)

2-ой ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и

поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

Конкурс «Сороки — тараторки» (конкурс на знание скороговорок)

* Ласточка день начинает … (соловей кончает)

* Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

* У каждой птицы … (своя песня)

* Цыплят по осени … (считают)

* Слово не воробей …(вылетит — не поймаешь)

* Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

* Старого воробья … (на мякине не проведешь)

* Всякий кулик свое … (болото хвалит)

* Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

* Одна ласточка … (весны не делает)

* … свинье не товарищ (гусь)

1-ый ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по 1 участнику от класса. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

* Дятел дуб долбил да не додолбил.

* У перепела да перепелки пять перепелят.

* Проворонила ворона вороненка.

* Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

* Три сороки – тараторки тараторили на горке.

* Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

1-ый ведущий Молоцы, ребята. А на дворе у нас весна. В эти дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи километров. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В апреле прилетают дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки.

2-ой ведущий Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивались скворечники, синичники, гоголятники и прочие «птичьи домики» (на территории России гнездятся более 400 видов). Старинная русская традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое исконное единство с ней.

Давайте, чтобы и к нам прилетели наши друзья, споем для них песенку. Они услышат и прилетят.

Русская народная песня «Ах, утушка моя луговая».

1-ый ведущий Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что еще может случиться, если исчезнут все птицы?

(Ответы детей)

2-ой ведущий Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, и всему животному миру, придет гибель. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. Нужно оберегать птичьи гнезда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…Сегодня мы с вами подготовили для наших друзей сюрприз…

Конкурс скворечников.

1-ый ведущий Сегодня акции и мероприятия, приуроченные к Международному дню птиц, проходят по всей стране. Экологи и орнитологи призывают всех к бережному отношению к нашим пернатым братьям. За последние четыреста лет с лица нашей планеты исчезло около 100 видов пернатых, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу.

2-ой ведущий Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение

среды. Естественные загрязнители – это вещества, постоянно присутствующие в природе.

1-ый ведущий Искусственные загрязнители – это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда –

замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера – увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.По неутешительным прогнозам орнитологов, в ближайшие сто лет с Земли исчезнет около 1000 видов птиц. Поэтому человечеству стоит приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить стабильную численность хотя бы некоторых видов пернатых.

2-ой ведущий Ведь, как говорил знаменитый педагог Пётр Бузук, «тот, кто разоряет гнездо, опустошает небо».

1-ый ведущий

Всего в мире несколько так называемых «птичьих» дат:

Международный день перелетных птиц» — вторая суббота мая, или
Всемирный день мигрирующих птиц (World Migratory Bird Day) — 11 мая
2-ой ведущий Запомните эти даты (на слайде).

Ученик:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)

Дети исполняют песню «Соловьиная роща» сл. А Поперечный, муз. Д.Тухманов

2-ой ведущий Нам пора прощаться, но мы думаем, что всё, о чем вы узнали, не забудете. Берегите птиц! А за ваше активное участие сладкий приз-жаворонки из теста.

МОУ СОШ №17 Дружбина И.М.

День птиц.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые. Сегодня мы проводим праздник - День птиц, который ежегодно в апреле отмечается в нашей стране, начиная с 1923 года.

Слайд 2. Птицы дороги нам, как часть чудесной нашей природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и доброту.

Слайд 3. Для птиц готовятся и развешиваются искусственные гнезда, скворечники, кормушки.

Полюбуйся, весна наступает!

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает.

И ручьи по оврагам шумят.

Слайд 4. Птицы не только украшают нашу жизнь. Они наши помощники в борьбе за высокие урожаи, снижают численность вредных насекомых. Когда у птиц появляются птенцы, им необходимо много корма. Так, например, дятлы прилетают к гнезду с кормом через каждые 2-4 минуты. Самка обычно кормит птенцов чаще, чем самец. За день обе взрослые птицы приносят к гнезду корм до 300 раз.

Слайд 5. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Скворец может только на завтрак съесть 60 штук саранчи.

Слайд 6. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи - наши злейшие враги, переносчики различных болезней. Огромное количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы, обитающие в нашей стране.

Слайд 7. Природа миллионы лет создавала птиц. Но вот уже более 200 видов исчезло с лица земли. Чтобы такого не происходило, нужно беречь и охранять птиц, привлекать в наши сады и огороды.

В Красную книгу Ставропольского края занесены птицы, которые стали редкими и исчезающими. Вот некоторые из них.

Слайды 8-12 . Охрана птиц, забота о них считается одной из самых важных проблем нашего государства.

Слайд 13. Ведущий: Ребята, какие птицы прилетают в наши края, вы должны угадать.

1. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

2. Гнездо своё он в поле вьёт,

Где растут растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворение.(жаворонок)

3. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт, поёт, поёт. (соловей)

4. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица.. (грач)

5. Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями

А зовут меня …. скворец.

Ребята, а какие загадки о птицах вы знаете?

Песня1. Звонко капают капели….

1. Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать.

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

2. Быть может, на чужбине снился

Мой домик средь ветвей густых.

Пусть доброе гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

3. Нам в хозяйстве помогает и

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый скворец.

4. Мы вставали ночью даже

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же,

Наши гости прилетят!

5. А сегодня поглядели,

На ольхе сидит скворец.

Все: Прилетели, прилетели,

Прилетели, наконец!

На сцену выходят скворец, грач, синичка, голубь, снегирь, дятел

Скворец к синичке:

Здравствуй, птичка-невеличка,

Здравствуй, добрая синичка.

Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель.

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел: Расскажите, птицы,

Где вы побывали.

Расскажите, птицы,

Что вы повидали?

Скворец

В жарких странах жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач: Бродят там слоны великаны

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья лианы.

Там растут на пальмах бананы.

Голубь: Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили

В странах незнакомых?

Скворец: Мы скучали по деревне

По звенящему ручью

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Вед: Мы очень рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

6. Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране.

Встречать любовью птичьи стаи

Всем сердцем радуясь весне!

Песня

Вед: - Как называется наука, изучающая жизнь птиц? (Орнитология)

Слайд 14.

Вам, наверное, интересно узнать, как путешествуют птицы.

Большинство птиц путешествуют стаями, многочисленными или не очень, плотными или "рыхлыми". Скворцы, мелкие кулики и некоторые птицы из семейства воробьиных летают скученными стаями.

Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки,сороки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Слайд 15.

Скорость полета большинства птиц - 50-100 км/ч. Но они не летят непрерывно - часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Пролетев более или менее значительный отрезок пути, отдыхают обычно несколько суток, затем новый перелет и опять передышка. Правда, над морями, горами, пустынями приходится лететь без остановок и две, и три тысячи километров. А в среднем получается, что за сутки мелкие птички продвигаются на 50-60 километров, а например, утки, на 100.

Слайд 16.

А сейчас угадайте, какое гнездо какой птице принадлежит?

Слайд 17.

Посмотрите внимательно на знаки.

Какие правила Друзей Природы вы можете составить, используя эти знаки?

Слайд 18.

А сейчас викторина о птицах.

Слайд 19.

А сейчас давайте все вместе прочитаем стихотворение.

Вместе мы одна семья:

Цветы и деревья, птицы и я.

Будем мы природу беречь!

До свидания, до новых встреч!


Внеклассное мероприятие ко Дню птиц для начальной школы. Сценарий

Конкурсная программа на День птиц для 2 класса

Конкурс «Разминка»

Ведущий. Команда, первой давшая правильный ответ, зарабатывает жетон.

Может и разбиться,

Может и свариться,

А захочет - в птицу

Может превратиться. (Яйцо.)

«Гуль-гуль-гуль», - мани к себе их,

Дай верна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь... (голубей).

Пароход идет по Волге,

Над водой дымок повис,

И по всей речной дороге

За кормою - стая птиц.

Наблюдают пассажиры

Их стремительный полет.

Эти птицы окружили

Белоснежный пароход.

То над мачтой пролетают,

То садятся на волну...

Погоди, когда поймаю,

Подарю тебе одну. (Чайки.)

Как-то вышел я с ружьишком на охоту

И заметил: кто-то бродит по болоту.

Вижу: ноги - настоящие ходули! -

В воду темную болотную шагнули.

А потом, как эти птицы полетели,

Им во след и вы бы тоже поглядели.

Не сороки, не вороны, не синицы.

Вы не знаете, какие это птицы? (Журавли.)

Журавли ведь это были на болоте

Вот кого я нынче видел на охоте.

Эта птица не простая:

Днем его не встретишь ты,

Из дупла он вылетает

С наступленьем темноты.

Днем любой его обидит:

Он при свете плохо видит.

А во тьме пугает сам,

Пролетая по лесам.

Опоздавших замечает

У гнезда и у норы,

И глаза его сверкают

Как зеленые шары. (Филин.)

«Он умом богат», -

Это в шутку говорят.

А на самом деле он

Не особенно умен.

Тем лишь только и приметен,

Что окраской разноцветен,

Напускает важный вид,

Что услышит - повторит. (Попугай.)

Что за домик на березе

С круглой дырочкой в доске?

Есть такие и в колхозе,

Есть и в городе Москве.

Готовят дом для птицы-друга,

Когда летит она к нам с юга. (Скворец.)

В камышах она живет,

Дом у ней среди болот,

Там, где водятся лягушки.

Цап! - и нет одной квакушки. (Цапля.)

Не за морем птица эта -

Возле нас с тобой живет.

Дом потише выбирает

И гнездо на крыше вьет. (Аист.)

(Подведение итогов конкурса.)

Викторина

Поразмыслим не спеша, один вопрос - три ответа. Найди правильный!

(Поочередно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание дается 20 секунд.)

1. Для чего дятел «барабанит»?

Клюв чистит;

- кому-то что-то сообщает;

Музыкой увлекается.

(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)

2. Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?

Дятел имеет крохотный мозг;

- голова на амортизаторах;

Череп сверхкрепкий.

(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть - и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепов и шейными позвонками амортизаторы стоят - пружинистая хрящевая ткань.)

3 Зачем страус голову в песок прячет?

От страха;

Разыскивает пищу.

4. Сколько перьев у птиц?

Более тысячи;

- более десяти тысяч.

(И все же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя - 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

5. Какие птицы самые быстрокрылые?

Соколы и ястребы;

- ласточки и стрижи;

Утки и чайки.

(«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая...» - поется в одной песне. И как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 километров в час.)

6. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

Журавль откладывает всего одно яйцо;

- сильный птенец убивает слабого;

Птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)

Какая птица является чемпионом по нырянию?

- пингвин.

(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин - житель Антарктиды - ныряет до 200 метров.)

8. А кто из птиц лучший танцор?

- журавль.

(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока... танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По- особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец - танец весны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладкое. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)

Конкурс «Живые синонимы»

Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите...

Задание 1 -й команде:

1. Могучий, как... (орел).

2. Вольный, как... (птица).

3. Мудрый, как... (ворон).

4. Вороватый, как... (сорока).

5. Важный или спокойный, как... (гусь).

6. Важный или надутый, как... (индюк).

7. Верность... (лебединая).

8. Любовь и нежность... (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как... (павлин).

10. Длинноногий, как... (журавль).

11. Большеглазый, как... (филин).

12. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).

Задание 2-й команде:

1. Взгляд хищный, как у... (ястреба).

2. Взгляд зоркий, как у... (сокола).

3. Нос с горбинкой, или... (орлиный).

4. Нос приплюснутый, или... (утиный).

5. Шея красивая, или... (лебединая).

6. Выступать величаво, как «пава» или... (павлин).

7. Плыть (идти плавно)... (лебедушкой).

8. Болтать или трещать, как... (сорока).

9. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка)-

10. Ворковать, как... (голубь).

11. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).

12. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).

Конкурс «Веришь не веришь»

А этот конкурс - для капитанов. Я буду задавать вам вопросы- вы же должны отвечать только «да» или «нет».

Вопросы капитану 1-й команды:

1. Верители вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да.)

2. Верители вы, что у куропатки есть специальное приспособление - щиток из перьев, которое называется седло? (Нет.)

3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет.)

Вопросы капитану 2-й команды:

1. Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица - это королек? (Нет.)

2. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет.)

3. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да.)

Конкурс «Узнай по портрету»

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.

(Задание - узнать птицу, изображенную на рисунке. Каждой команде предоставляется по 10 изображений птиц: кто больше назовет.)

Конкурс актерского мастерства

Капитаны тянут карточки с заданием - изобразить:

Пение кукушки (для одной команды);

Крик петуха (для другой команды). (Задание выполняет один игрок.)

Знаешь ли ты птиц?

По словесному описанию команды должны угадать, что это за птица.

1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда - и остановишься как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей.)

2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой - ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)

3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на веткУ, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит - машут ее белые с черным крылья, а когда сидит - белое брюхо Метится. (Сорока.)

4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах-скрип-скрип, скрип - скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)

5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая - звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)

6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)

Отгадай загадку

Команды получают по пять карточек, на которых записаны текстовые отрывки из известных загадок. Необходимо восстановить полный текст загадки и дать правильный ответ (то есть отгадать). Каждое задание оценивается по одному очку. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.

ТЕКСТ КАРТОЧЕК ДЛЯ 1-Й КОМАНДЫ

1) «...без топоренка...»

2) «Спереди шильце...»

3) «... во дворце - певец».

4) «... а со шпорами...»

5) «... за пахарем ходит...»

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАГАДОК

1. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

2. Спереди шильце, сзади рыльце, на груди белое полотенце. (Ласточка.)

3. На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец.)

4. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух.)

5. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)

ТЕКСТ КАРТОЧЕК ДЛЯ 2-Й КОМАНДЫ

1) «... сухим остался».

2) «Не дровосек...»

3) «В болоте плачет...»

4) «... ночью летает...»

5) «... пеньем знаменит».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАГАДОК

1. В воде купался - сухим остался. (Гусь.)

2. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)

3. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик.)

4. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

5. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)

Самый зоркий

За три минуты найти и зачеркнуть названия птиц. Карточки с названиями птиц стоят на табло: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. Кто первый справится, отдает свой квадрат жюри. (В квадрате «спряталась» ласточка.)

Подведение итогов

Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты, призы с изображением птиц).

Ведущий. Наш урок хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н. А. Заболоцкого.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

А земля без зверей - не земля.

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Внеклассное мероприятие «День птиц» Цели:1) Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, народным традициям;2) Развивать познавательный интерес, творческие способности детей;3) Воспитывать уважение к народным обычаям.Праздник открывается песней «Воробей» 1. Воробей, мой воробьишко,Серый, юркий, словно мышка.Глазки – бисер, лапки врозь,Лапки боком, лапки вкось.Припев:Чик, чирик, чирик, чирик, чик.Чик, чирик, чирик, чирик.2. Прыгай, прыгай, я не трону,Видишь, хлебка накрошил.Двинь-ка клювом вбок ворону,Кто её сюда просил.3. Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,Так, вот так, ещё чуть-чуть.Ветер сыплет снегом – злюкаИ на спинку и на грудь.Припев4. Подружись со мной, пичужка.Будем вместе в доме жить.Сядем рядышком под вьюшкой,Будем азбуку учить.Припев5. Ближе, ну ещё немножко,Ох, удрал, какой нахал.Съел все зёрна, съел все крошкиИ спасибо не сказал.Ведущий . – Добрый день, дорогие ребята, гости нашего праздника и родители! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить традиции русского фольклора. Наша встреча посвящается весеннему празднику - Дню птиц!Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим.Хоть новому принадлежим.Выходят два ведущих в национальных костюмах.1 вед. Очень часто за событиямиИ за сутолокой дней2 вед. Старины своей не помним,Забываем мы о ней.1 вед. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками.2 вед. День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название «Сороки». На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну принесут.1 вед. Иногда этот праздник ещё называют «Кулики», который отмечается 22 марта, в день весеннего равноденствия.2 вед. На Сороки зима кончается, весна начинается.1 вед. На Сороки день с ночью меряются.2 вед. В этот день, по мнению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц, и одними из первых – жаворонки.1 вед. Люди ждут своих пернатых друзей, устраивают им достойную встречу, готовясь к которой, накануне выпекают обрядовое печенье, которое называется по- разному: «кулики», «жаворонки».2 вед. Встречали весну шутками, прибаутками, песнями – веснянками, играми. А было всё примерно так. Сценка «Утро в крестьянском доме»Автор. Рано- ранёшенько вставала хозяйка дома в праздник и принималась, затопив печь, раскатывать тесто, напевая.Хозяйка. Ты запой, запой, жавороночек,Ты запой свою песнь, песню звонкую,Ты пропой – ка, пропой, пташка малая.Пташка малая ль, голосистая…Про житьё – бытьё, про нездешнее…Автор. Раскатывая тесто, приговаривала хозяйка заговорные слова.Хозяйка. По белому, по чистому, по зазнобчивому,Зорями крученомуКатись, бел – крутой, бел – золотой.Сын хозяйки. (просыпаясь) Мам, мам! А ты чего так рано встала?Хозяйка. Раным – рано нас куры будили, про весну – красну возвестили!Сын хозяйки. А какое сегодня число?Хозяйка. 22- е, соня – засоня. Сороки наступили.Уж солнце красное над полем встало,На горе всех в игры собрало:Жаворонков люди ждут,Что весну на Русь ведут.Вот тебе жаворонки! (даёт сыну)Чтобы пил водицу как птица, Чтобы хворобы не знал,Чтобы рос как трава по весне.А теперь – бегом весну встречать!Выбегают дети с « жаворонками» и кричат:
Жаворонки, прилетите,Студёну зиму унесите,Тёплу весну принесите.Зима нам надоела,Весь хлеб у нас поела!
Ой, вы, жавороночки, жавороночки!Ой, летите в поле, несите здоровья:Первое – коровье,Второе- овечье,Третье – человечье!Ведущий. – Эти коротенькие песенки называются веснянками. Весну закликали, величали, просили. Люди считали, что надо сначала позвать весенних птиц, а уж они и весну с собой на крыльях принесут. Позднее было сложено много стихотворений о птицах.
Рано, рано утром светлым,Опустившись на забор, И на крышу, и на ветви,Распевает птичий хор.
Как поют!.. Не счесть весёлыхРазнаряженных певцов:Галок, дятлов, мухоловок,Воробьёв, синиц, скворцов!
Кто- то тихо, кто- то громко…А мотив красив и прост.Отчего трещит сорока?Отчего распелся дрозд?
Эти песни не напрасны:Чик- чирик… Тилим… Тень- тень.Значит, будет день прекрасныйСолнечный, весенний день!Ведущий. - И как в старые, добрые времена мы сегодня поиграем. Узнаем, какие «птицы» прилетели на наш праздник. Я загадаю загадки, кто отгадывает, то получает название своей стайки. (Эмблемы команд или короны для участников)Оценивать участие команд будет жюри. 1. Птичка- невеличка ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок- Получается прыжок. (Воробей)2. Чёрный, проворный Кричит «крак», Червякам враг. (Грач)3. Чернокрылый, красногрудый И зимой найдёт приют: Не боится он простуды- С первым снегом тут как тут! (Снегирь)4. Кто в беретке ярко- красной, В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)5. Носит серенький жилет, Но у крыльев - черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!" (Ворона)6. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)7. Спереди у птички шильце, Позади у птички вильце, Сама птичка мала, А за морем была. (Ласточка)8. Прилетел в резной дворец Серый в крапинку певец. (Скворец)
Ведущий. - Наши замечательные птичьи команды в сборе и мы начинаем конкурсную программу! 1. РАЗМИНКА Балл зарабатывает та команда, которая ответит первой.1. В каком месяце в России отмечают День птиц? (Апрель)2. Какая птица не сделала в своей жизни ни одного шага? (Воробей)3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст, зимородок)4. Глядя на какую птицу, люди говорят: « Летает низко - к дождю»? (Ласточка)5. Какая птица подкладывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)6. Кто из птиц умеет точно находить дорогу домой? (Голубь)7. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан)8. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл)9. Кто из птиц селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье? (Аист)10. Наряд какой птицы напоминает чёрный костюм с белой рубашкой? (Пингвин)11. Какая птица подражает человеческой речи? (Попугай)12. Какая птица является символом мудрости? (Сова)13. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны)14. У кого ярче оперенье: у самца или самки? (У самца)15. Как зовут самку павлина? (Пава)16. Какая птичка самая маленькая? (Колибри)Ведущий. - Вы - просто молодцы! На Руси, ребята, о птицах были сложены и частушки. Их исполняли во время народных гуляний. Словно радуга живая, В ярких красках расцвела Огневая, вихревая Частушка русская слышна.1. Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла весна.2. Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад: - Заглянул к нам месяц март.3. Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель: - В гости к нам пришёл апрель.4. Сад примерил белый цвет, Соловей поёт сонет, В зелень наш оделся край Нас теплом встречает май.5. Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы скворечник.6. Здесь на ветке чей- то дом Ни дверей в нём, ни окон Но птенцам там жить тепло, Называется гнездо.7. Разноцветный, голосистый, Яркий, красочный, пятнистый. А как встанет по утру, Запоёт: «Кукареку!»8. Птички на деревья сели, Посчитай – ка: раз, два, три… На зимовку прилетели С красной грудкой снегири.9. Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли. А теперь мы вас попросим Чтоб вы нам похлопали.Ведущий. – Следующий конкурс тоже птичий. 2. ПТИЧЬИ РЕБУСЫ сорока ворона иволга ласточкаворона синица дятел голубьласточка снегирь лебедь чайка
Ведущий.- Слово нашему жюри ! -Ребята, у каждой птички есть свой язык, своя речь. Давайте сейчас послушаем, как наши птички- участники команд, умеют щебетать. Я объявляю следующий конкурс! 3. СКОРОГОВОРКИ « СОРОКИ - ТАРАТОРКИ» Каждой команде 1 скороговорку, 1 участник от команды «тараторит»1. Дятел дуб долбил, да не додолбил.2. Три сороки- тараторки тараторили на горке.3. Сорок сорок съели сырок.4. Проворонила ворона воронёнка.5.Летят три пичужки через три пусты избушки.6. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.7. Хитроумную сороку поймать морока, а сорок сорок- сорок морок.8. Летит овсянка на овёс, а Иван овёс унёс.
Ведущий. - Молодцы, ребята! У вас получился настоящий птичий хор! А давайте с вами заглянем на лесную полянку! Сценка «На лесной поляне» 1 вед. В лесу есть дед Лесовик, хоть он ростом невелик Но он с птицами знаком, знает, где чей птичий дом!Ведущий. Вот, оказывается, кто в лесу птичий хозяин – дед Лесовик. Хорошо было бы, если сейчас дед Лесовик сам к нам в гости явился да про птиц рассказал.Дед Лесовик. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки, кто это меня звал, кто по имени назвал?Ведущий. Добрый день, дедушка Лесовик, это мы тебя с ребятами звали. Расскажи нам о крылатых помощниках. О тех, которые прилетают из жарких стран заморских да начинают нашим растениям помогать, насекомых уничтожать.Дед Лесовик. Охотно. А как вы, ребята, помогали птицам зиму перезимовать? (ответы детей)Молодцы, ребята. Издавна люди лепили из глины зверушек и выставляли их за окошко – задабривали мороз. Чаще всего лепили звонкого певца петушка. Считалось, что весной петушок- самый главный!Утром песню запел – значит, солнышко взошло.Ой, ребята, я слышу кто – то разговаривает на лесной полянке, давайте посмотрим.Ворона . Карр – карр, хулиганы! Ох, и тяжко нам живётся, всех опасаться приходиться, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди «искалечат».Синица. Брр, как в лесу прекрасно, солнечно, тепло! Здравствуйте, тётушка ворона. А я слышу, кто – то разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы.Ворона . Карр. Еле ноги унесла сейчас. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганы! Сидела на заборе, думала, чем бы поживиться, а ребята в меня снежками.Синица . (вздыхает) Да и нам, синицам, не легче живётся. Всё летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз голодной заснёшь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только девять. Бедные мои синички!Птиц, ребята, не надо ловить!Ворона. Надо птиц всегда любить, Птичьих гнёзд не разорять, Зимою птицам помогать, Их жалеть, обогревать.
Ведущий: - У вас, ребята, было домашнее задание: подготовить рассказы о птицах. Мы переходим к следующему конкурсу. 4. ЗАГАДКИ- РИФМОВКИ 1. Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков, Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. Прыг- скок! Не робей! Я - бывалый…(воробей )Сообщение о птице 2. Всех перелётных птиц черней, Он чистит пашню от червей. Целый день по пашне вскачь! А зовётся птица… (грач )Сообщение о птице 3.Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки… Да это… (снегири )Сообщение о птице 4. В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд- приятель!» И ставит подпись…(дятел )Сообщение о птице 5. На шесте дворец, Во дворце певец. А зовут его…(скворец )Сообщение о птице 6. Непоседа, невеличка,Жёлтая почти вся птичка.Любит сало и пшеничкуКто узнал её?...(синичка )Сообщение о птице 7. Краской- сероватая, повадкой- вороватая, Крикунья хрипловатая- известная персона. Кто она?... (ворона )Сообщение о птице 8. Прилетает к нам с теплом, Лепит домик над окном. Чёрненькая шапочка, Кто же это?... (ласточка) Сообщение о птице Ведущий. - Как много интересного мы узнали об этих птицах. Молодцы, ребята!А сейчас слово нашему жюри ! Оно подведёт итоги 2-х конкурсов.- Ребята, а сейчас самый трудный конкурс. 5. ЗНАТОКИ ПТИЦ Каждой команде предлагается прослушать и отгадать голоса птиц.1. воробей 5. жаворонок 9. петух 13. сова2. голубь 6. журавль 10. синица 14. соловей3. грач 7. кукушка 11. снегирь 15. сорока4. гусь 8. ласточка 12. чайка 16. уткаВедущий. - Слово нашему жюри . (Грамоты победителям)Итак, ребята, мы с вами узнали, что на Руси считалось, что весна не придёт сама - её обязательно нужно позвать. Зазывали весну закличками. Люди считали, что надо сначала позвать весенних птиц, а уж они и весну с собой принесут. Пташечки, ласточки, милые касаточки! Несите на крыльях Весну - красну, Гоните лютую зиму.
Скворушка, скворушка, звонкое горлышко! Мы давно тебя ждём. Прилетай к нам вешним днём!
Жаворонки- жавороночки! Прилетайте к нам из дальней стороночки! К нам ладушку- весну зовите, Стужу лютую гоните!Ребята исполнят песню «У дороги чибис»1. У дороги чибис, У дороги чибис,Он кричит, волнуется чудак:- А скажите, чьи вы?- А скажите, чьи вы?И зачем, зачем идёте вы сюда?2. Не кричи, крылатый,Не тревожься зря ты.Не войдём мы в твой зелёный сад.Видишь, мы – ребята,Мы – друзья пернатых,Мы твоих, твоих не тронем чибисят.3. Небо голубое,Луг шумит травою-Тут тропу любую выбирай!Это нам с тобою,Всем нам дорогое-Это наш родной, родной любимый край.4. И когда цветёт он,И когда цветёт он,Мы уходим в дальние пути.По степным широтам,Через речки бродомВсю страну, страну нам хочется пройти!Ведущий. - Чтобы задобрить весну, на Руси пекли «жаворонков» и угощали ими всех. Сегодня мы тоже соблюдаем эту традицию и для наших ребят – чаепитие с жаворонками.