Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Понимание Бога. Жизнь как познание Бога. Познание бога

На данный период времени действия людей в жребии людей по сердцу Господа направлены в несколько русел. Первое из них - это жажда познать Бога, соединиться с Ним и стремление донести понимание Его путей до всех верующих. Мы призваны на практике показать Его желания и характер, облегчая всем, идущим узким путем, следование за Господом, через понимание Божьего устройства и получение истин хождения пред Ним.

Наша задача не останавливаться на достигнутых высотах или глубинах, но искать еще большего и лучшего в нашем неисчерпаемом источнике - Господе Боге!

Для чего важно этим заниматься? По той причине, что сегодня существует масса мнений относительно жизни во Христе, нет ясного видения Божьего домостроительства и понимания отношения Его к тем или иным вопросам благочестия.

Церковь полна догадок и предположений, она разбита на множество течений, каждое из которых претендует на максимальную приближенность к истине. У многих свое понимание того, что является нормальной христианской жизнью. Я осознаю в своем сердце, что Богу не нравится такое положение вещей и Он желает привести Церковь к общему знаменателю , и это возможно, когда начнет открываться более полная картина познания Бога.

Познание Господа и познание Богом нас

"Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца "(Прит.20:27 ), - прежде всего, необходимо позволить Господу осветить все глубины нашего естества и проникнуть в потаенные комнаты наших сердец, где мы прячем самые сокровенные желания, предрасположенности или подсознательные склонности к тем или иным вещам, чтобы ничто не искажало нам возможность познавать Бога Таким, Какой Он есть, а не каким мы Его себе представляем.

И для этого необходимо отдать себя Богу, как в целом, так и во всех конкретных жизненных вопросах и составных нашего естества.


Пусть Бог вскроет и покажет нам Свое видение нас в Его свете! Мы должны позволить Господу познать нас, как написано: " Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: " познал Господь Своих "; и: "да отступит от неправды всякий , исповедующий имя Господа " (2Тим.2:19 ).


Пора отвыкать иметь дело только со следствием того, что таится внутри нас: пришло время для обнаружения мотивов наших сердец, горьких корней и заквасок. Что толкает тебя на те или иные поступки, откуда идет побуждение сказать или совершить действие, что является источником моих радостей или страхов?


В вере ли мы, способны отличить плотские чувства от духовных ощущений, имеем ли мы предубеждения или способны мыслить непредвзято: все эти вопросы требуют конкретных ответов, которые не будут нашими догадками, а показанием истинного положения вещей Духом Святым, неважно, нравится нам это или нет.

Пора прекратить жить в самообмане и иллюзиях воображения и показать братьям, что не только их внешние дела и служение важны для Бога, но гораздо более - то состояние, в котором мы все это делаем! Но еще важнее - это совершение Божьей работы в нас, искреннее и открытое общение с Ним, взвешивание нас на Его весах и жизнь перед Его лицом!


Сколько еще дверей в твоем сердце закрыты для Господа? Во всех ли сферах жизни Иисус является твоим Владыкой и Господином? Занимает ли Он первое место в нашей жизни, и любим ли мы Его по настоящему? Является ли подлинным наше стремление к Нему?


Углубленная христианская жизнь должна вновь стать предметом внимания церкви, чтобы наша чистота и непорочность не была лишь внешней ширмой, за которой кроется масса потаенных грехов и скверн плоти и духа, как написано:

" И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;

то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет. Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысел свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?" (Ис.29:13-15 ).

Некоторые люди даже обманывают самих себя, убеждая, что они праведны и благочестивы, когда это выглядит совсем не так. Пример такого заблуждения показан в словах о посте: " Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? " (Ис.58:2,3 ) , - однако Бог смотрит на все это совсем другими глазами:

" Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте " (Ис.58:3,4 ).

В книге Захарии Господь вскрывает истинные мотивы всех внешне праведных действий священников и народа Божия: " И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? " (Зах.7:4-6 ).

Для Бога не имеет никакого значения поверхностное благочестие. Не твои слова, не плач или другие эмоции важны для Господа, а донесение их до Бога, преподношение их Ему, а не в пустоту!

Нам пора узнать, какой дом для Господа мы из себя представляем, все ли в нем в порядке. Даем ли мы Господу жить в нас? Свободно ли Он чувствует Себя в наших сердцах?

Познание нас Богом не должно ограничиваться теоретическим знанием нашего естества, оно должно достигать господства Божьей сущности над нашим духом, душой и телом, где Господь имеет полное право изменять любую часть нашей жизни в соответствии со Своей волей и преображать составные нашего естества в образ Христов!

Отсутствие желания того, чтобы Господь познал нас во всей полноте, может привести христианина к такому состоянию, где он будет иметь опасность отступить от Бога и услышать такие слова в свой адрес: " Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас ; отойдите от Меня, делающие беззаконие " (Матф.7:22,23 ).

Если ты свои глубины не откроешь Господу, там может возникнуть подобное описанному в Откровении: " Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих , любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности ; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских , сказываю, что не наложу на вас иного бремени " (Откр.2:20-24 ) .

Не позволяй поселяться в своей глубине силам тьмы! Помни, что у дьявола были все коды доступа к твоему сердцу, и если ты не позволишь Богу их сменить, сатана вновь постарается найти к тебе лазейку и руководить тобой исподтишка, а ты, думая, что служишь Господу, на самом деле вновь окажешься под скрытым контролем отца лжи!

Но когда мы даем Господу нас познать, и Он открывает всю несостоятельность и никчемность наших заслуг и достоинств, это позволяет нам более полно довериться Богу и утвердиться в вере в Него, Способного довести дело спасения в нас до конца. Так что от обрезания и сокрушения наших сердец Бог обращает наше внимание на познание Своей любви, силы, достоинств и совершенства.

Апостол Павел пишет: " Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его , и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых " (Фил.3:8-11 ) .

Вскрытие бесполезности прошлых преимуществ Павла привело апостола к жажде познания Бога и Его силы, которая позволила бы ему во всех обстоятельствах приносить плод веры, страдать со Христом, не дорожа своей жизнью ради любви к Богу и спасения грешников, и достигнуть победного венца в воскресении мертвых.

Одна из основных задач всякого верующего - это стремление познать Господа как можно больше, это подтверждает и слово Божье: " Итак познаем, будем стремиться познать Господа ; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю"… Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений " (Ос.6:3,6 ) .

Познание Бога имеет для Него большее значение, чем наши различные старания, дела или жертвы! Запомните это хорошенько! Как бьют такие слова по нашей гордости, привыкшей зарабатывать свой авторитет! А здесь все дается даром, независимо от дел, и более побуждается познавать Бога, чем трудиться для Него!

Это и является камнем преткновения для очень многих людей, подобных Марфе, которая совсем не понимала поведение Марии:

" В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть , которая не отнимется у нее " (Лук.10:38-42 ) .

Бог живой, Он хочет делиться с нами Своей любовью, радостью, благодатью и премудростью, желает, чтобы мы познали, Каков Он на самом деле и поняли, насколько же чудесен Господь Сам по Себе! Таким видят Бога люди по сердцу Его, и наше стремление - узнать Его как можно лучше!

И опять же, познание отличается от знания о Боге тем, что имея личные взаимоотношения с Ним, мы проникаем во Святое святых Божьего сердца и начинаем мыслить, переживать, чувствовать и желать то, что на сердце у Бога, в соединении с Ним.

Мы призваны познать Бога в Его любви, милосердии, святости, совершенстве, величии, силе, славе, доброте, красоте, бесконечности, премудрости и еще великом множестве качеств и действий, Которые Он готов нам открыть! Познавай Господа сейчас, чтобы, пришед на небо, ты мог Его узнать в любом обличье: Сидящем на престоле, кротким Агнцем, Господом воинств с горящими глазами и мечем, исходящим из уст, или Сыном Человеческим!

О, как я хотел бы знать Господа так, чтобы среди массы одинаковых людей или духов, я всегда мог узнать Его, видя скрытое для других: " Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви.

"Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных, прекраснейшая из женщин ? Чем возлюбленный твой лучше других, что ты так заклинаешь нас?"

Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других : голова его - чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его - как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его - лилии, источают текучую мирру; руки его - золотые кругляки, усаженные топазами; живот его - как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские! " (Песн.5:8-16 ) .

Как бы мне хотелось узнать Его где бы ни было, даже тогда, когда Он приходит тайно, скрывая Свою подлинную сущность, как Он сделал это во время общения с двумя шедшими в Эммаус - их глаза открылись, когда Он уже преломлял с ними хлеб, - научи нас, Господи, узнавать Тебя сразу, как только Ты заговоришь!

По мере познания Господа наша духовная жизнь становится богаче и многообразней, а вера тверже. Духовный возраст верующего напрямую связан с познанием Бога: " Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам , отцы, потому что вы познали Сущего от начала . Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального . Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого " (1Иоан.2:12-14 ) .

Сначала люди, возрастая во Христе, начинают познавать Бога, прощающего грехи и дающего спасение по благодати, в отличие от младенцев , которым еще трудно принять тот факт, что для получения прощения ничего не требуется, кроме покаяния и веры.

Отроки же переходят к полноте познания Отца, они уже перестают сомневаться в заботе и опеке Бога и начинают различать, где Отец проявляет к ним Свою любовь, где учит, а где воспитывает и наказывает, чтобы это принесло мирный плод праведности. Ты приходишь в близкие взаимоотношения с Богом, как с Отцом, из руки Которого тебя никто не похитит, Кому можно "поплакаться в жилетку", Кто тебя всегда поймет и утешит, Кто даст мудрый совет и позаботится о всех нуждах Своего чада. Это познание отличает отрока от дитя , давая в полноте насладиться общением с Отцом, в котором мы так нуждаемся!

Юноши же переходят в сферу познания Бога истины. Это более высокая степень познания Господа дает купаться в живых реках слова Божьего и приводит к способности различать хитрые ходы противника, тонкости его обольщения, примеси и подделки под истину, которых не видят братья, находящиеся в меньших духовных возрастах. Они очень эффективно используются Богом в духовных битвах против врага, и через них могущественно является свет Господа, изгоняющий всякую тьму.

Отцы же поднимаются над всем этим в познание Сущего и Безначального . Они начинают жить в вечности, на них перестают влиять такие категории, как видимое и временное, потому что они начинают видеть суть вещей, познавая сокровенное бытие Божие, Отца вечности, безраздельно Господствующего над всем мирозданием, Святого святых, беспредельно отличающегося от всего в этом мире.

Отцы , не в философских теориях, а на самом деле проникают за завесу материи, чтобы пребывать в духе у престола Присносущего Господа Бога, познавая Его тайны: " Мудрость же мы проповедуем между совершенными , но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы " (1Кор.2:6-8 ) .

Итак, ты можешь иметь большое служение, совершить множество дел, быть использованным в духовных дарах, но при этом остаться духовным младенцем, если не позаботишься познать Бога в большей глубине, высоте, широте и долготе!

Следует приобретать вес и влияние не в этом видимом мире, а в невидимом, духовном мире, а это достигается через познание Господа и жизнь с Ним! Пора возвращать внимание верующих от людей к Господу, и в этом состоит первоочередная задача людей по сердцу Господа.

В процессе познания Господа важно исследовать Его пути, как говорится в псалме: " Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое " (Пс.66:2,3 ) .

Сам Иисус является нашим путем, единственным, ведущим к спасению, тогда как другие пути только кажутся прямыми, но приводят в погибель. Ошибочно полагать, что все пути ведут к Богу, на самом деле к Нему ведет узкий путь, в котором мы призваны следовать за Христом. Знаем ли мы, куда Он нас ведет и в чем состоит путь Господень? Знаем ли мы принципы и устройство Божье, которым Бог подчинил духовные и физические процессы, чтобы нам, понимая их, использовать к своему благу?

" Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что [происходило] от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни " (Мих.6:5 ).

Бог хочет, чтобы мы познали Его пути и праведные действия через множество чудесных уроков, приготовленных Господом, и наглядные примеры в жизни и творении, служащие нам указанием на дела и характер Господа: " Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах; возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих " (Пс.134:5-7 ).

Наблюдая за тем, что совершает Господь и помня, что в мире нет ничего случайного, мы можем увидеть определенный порядок и совершенство Божьих действий за кажущимся внешним хаосом и неустройством. Сам Господь говорит в Писании: " Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц " (Матф.10:29-31 ).

Физический мир строго подчинен определенным законам, открывая которые, люди далеко продвинулись в облегчении жизненных условий современного человека. В духовном же мире есть свое устройство, и познавая его, мы можем увидеть, где существует реальная опасность, а в чем мы можем настолько преуспеть, что нам потребуются минуты для того, чтобы совершить в духовном плане дела, на которые ранее требовались годы усердия и стараний.

Познание Божьих путей позволяет нам не унывать в трудностях и жизненных испытаниях, потому что мы будем смотреть дальше этих ситуаций, на конечную цель и на Господа, ведущего нас к спасению и совершенству.

Народ Израильский не смог войти в Божий покой, потому что не заботился познать пути Господни: " Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого " (Евр.3:10-12 ).

Не потому ли у нас существуют перепады настроения или подъемы и спады в духовной жизни, что мы еще не научились видеть за ущельями уничижения и проблем горы благословений и славы Божьей? Мы никогда не сможем пребывать в покое Христовом, если не научимся смотреть дальше своего носа и иметь правильное понимание того, что совершает Господь!

Израильтяне, вместо того, чтобы размышлять над чудесами Божьими и Его благодеющей рукой, в период испытания вновь начинали сомневаться в Боге, доходя до ропота и подозрения в том, что Бог хочет их погибели!

Иногда и мы, христиане, бываем столь же близоруки, позволяя себе заблуждаться сердцем относительно желаний и намерений Господа, навлекая на себя гнев Божий: " Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения : так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною ; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих " (Ос.4:6 ).

Пора уже прекратить подобное бесчестье и обратиться всем сердцем к Господу, чтобы понять, насколько милостив Он к нам, и рука Его по прежнему крепка в способности совершать дело нашего спасения! Поймите, в нашей жизни, кроме благословений, существует освящение, духовная война, воспитание, служение и прочие необходимые для каждого верующего процессы, и все это совершается к нашему благу!

Когда же мы, наконец, поймем это, чтобы всегда воздавать славу Богу и подчиняться Его руководству во всем, что бы ни случилось: " Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас [Бога] , вспоминая о вас в молитвах моих,

- и давайте посмотрим, о чем молится Павел, прося Бога о ефесянах, уже исполненных веры и любви, - чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его , и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали , в чем состоит надежда призвания Его ,

- очень важно иметь общение с Духом премудрости, Который Один может открыть нам Бога и то, на что я могу надеяться, пришед к Нему, каков дальнейший план Господа относительно моей дальнейшей жизни, и могу ли я рассчитывать на нечто большее, чем имею сейчас,

- и какое богатство славного наследия Его для святых, - я вспоминаю историю, о маленькой верующей общине в Америке, которая имела небольшой участок земли. Они были бедны, и здание их церкви было ветхим, пока на их участке не обнаружили нефть. После этого община сразу выбралась из всех своих нужд и стала жить в преизбытке. Что произошло? Нефть всегда была в земле, но необходимо было ее обнаружить!

- и как безмерно величие могущества Его в нас , - Бог пребывает в нас с той же мерой могущества, какая у Него была всегда. Всемогущий Бог, для Которого нет ничего невозможного и нет никаких пределов, не ограничил Своей меры могущества в нас ничем: лишь мы определяем эту меру уровнем своей веры, которая может возрасти через познание Бога, приносимое нам Духом премудрости, не препятствуй Богу своим неверием, позволь Ему жить в тебе и творить Его дела,

- верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем " (Еф.1:15-23 ),

Итак, мы видим, что та сила, позволившая Иисусу прожить совершенную жизнь, творить чудеса, воскреснуть из мертвых и вознестись на небеса, сила, которой Отец все покоряет Иисусу, доступна всякому верующему! Сегодня Господь Тот же, Он творит доныне, и Господь готов делать через тебя Свои дела, чтобы в полноте явить Свою славу! Но кто это познал на практике? Единицы, и то в ограниченной мере.

И наша задача открыться для Духа премудрости, чтобы, по желанию Господа, познать все, что приготовил для нас Господь: " Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, - Бог хочет, чтобы многогранная воля Его открылась нам во всех тонкостях, особенностях и полноте,

- чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему] , принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, - познание имеет цель угождать Богу во всем, имея в арсенале силу, которая позволяет не только побеждать врага, но и с терпением проходить свое поприще, иметь великодушие и уметь радоваться в любых обстоятельствах.

Имея различные способы духовного разумения и способность познавать Господа в Его многоразличной премудрости, мы сможем принести разнообразные плоды во всяком деле, иметь ключи ко всем дверям и возможность решить любую проблему, так, чтобы мы не имели недостатка ни в чем, -

И. В. Музычко

«Пишу вам, отроки, потому Что вы познали Отца» 1 Иоан. 2:13

Таким образом, период жизни христианина, который Слово Божье называет духовным отрочеством, обычно начинается с принятия святого водного крещения по вере. Если это так, то что-же означают слова: «Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1 Иоан. 12:13). Из этих слов следует, что основным признаком и целью отроческого духовного возраста является познание Бога. Что же означает для христианина познание Бога? Призыв в Писании к познанию Бога имеет два значения. Если он направлен к людям неверующим, то он означает призыв к уверованию в Иисуса Христа, а когда он направлен к детям Божьим, то он означает более глубокое познание Бога, Его истин и Его святой воли (Иоан. 8:32; 2Петр.1:3,3:18 ;Кол. 1:10; Фил. 3:10).

Но что означает познание Бога? Оно означает не только знание о Боге, о Его проявлениях и свойствах, но и приобщение к Богу, соединение со Христом «подобием смерти Его и подобием воскресения Его» (Рим. 6:5), ибо Бог нам «предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Поэтому истинное Богопознание осуществляется в два этапа, которые можно назвать рациональным познанием и духовно-опытным познанием. На этапе рационального познания христианин получает знание о Боге, что Он сделал для людей во Христе Иисусе, и что Он совершает Духом Святым и в наши дни.

Апостол Павел обращается к Галатам с вопросом: «чрез дела ли закона вы получили Духа, или через наставление

(познание) в вере?» (Гал. 3:2). Это наставление совершает Наставник Дух Святой: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16:13). Дух Святой может наставлять человека непосредственно путем озарения или откровения при изучении Писания, когда христианин находится в молитве и размышлении над Словом Божьим. Дух Святой может наставлять христианина, используя брата служителя, как духовного наставника, или через чтение соответствующей духовной литературы. В месте Писания Гал. 3:2 выражен очень важный принцип духовной жизни. Всякий духовный рост, всякое движение вперед в духовной жизни происходит через наставление или познание истины и через веру, так как «вера есть осуществление ожидаемого» (Евр.11:1).

Что же христианину предстоит познать (принять, усвоить, осуществить) в период духовного отрочества, кроме того, что он познал (принял, усвоил) на этапе духовного детства? Вспомним, что на этапе духовного детства он верою принял Иисуса Христа как своего личного Спасителя, прощение грехов, искупление, оправдание и примирение с Богом, избавление от власти диавола, спасение, или жизнь вечную, запечатление Духом Святым. Через рождение свыше он стал дитем Божьим. Теперь же христианин познает или вернее Дух Святой открывает ему (Иоан. 16:13), что Иисус Христос является не только его личным Спасителем, искупившим его своей голгофской жертвой и родивший его Духом Святым, но что Христос также «есть крестящий Духом Святым» (Иоан. 1:33; Мр. 1:8; Лк. 3:16). Господь открывает ему, что Он в своем плане предусмотрел не только родить человека Духом Святым, но и крестить его Духом Святым.

Это означает, что Господь желает крестить Духом Святым или другими словами присоединить к Церкви Христовой каждого христианина, которого Он раньше через веру и покаяние родил Духом Святым и соделал его дитем Божьим. Условием, при котором Дух Святой присоединяет уверовавшего к Церкви Христовой, является вступление его в завет с Господом посредством святого водного крещения по вере.

Дальше следует духовно-опытное познание Бога, которое означает соединение с Богом через осуществление Его заповедей и обетований, посредством которых христианин становится «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1:4). Вот почему так важно на стадии духовного отрочества осуществление значения святого водного крещения, как пути освящения. Истинное Богопознание - это соединение с Богом. Познание на библейском языке означает не только знание, но и соединение. Например, сказано «Адам познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина» (Быт. 4:1), или «И познал Елкана Анну, жену свою» (1 Цар. 1:19). Речь идет не только о телесном единстве, но о полном единении - духа, души и тела. Так и познание Бога - это соединение, единение с Богом, ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17). С этой точки зрения становится понятным, почему Павел, будучи уже Апостолом и имея великие богословские познания, говорит о себе: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего, для Него я от всего отказался, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил. 3:8-10). В результате такого познания Христа, Апостол Павел говорит о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19-20).

Поэтому главная задача христианина на этапе духовного отрочества состоит в том, чтобы познавать Христа, то есть «соединяться с Ним подобием смерти Его» (Рим. 6:5), «всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса», и тогда «жизнь Иисусова будет открываться в теле его» (2 Кор. 4:10).

И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония

ПОЗНАНИЕ БОГА

Есть много путей, которыми Бог старается открыть Себя нам и привести нас в общение с Собой. Природа непрестанно взывает к нашему сознанию, здравому смыслу и чувствам. Открытое сердце будет всегда испытывать впечатление от той любви и славы Бога, которые явлены в делах Его рук. Внимательное ухо может всегда услышать и понять те средства общения и связи, которые посылает Бог через всё, что нас окружает в природе. Зеленеющие поля, величественные деревья, распускающиеся почки и цветы, плывущие облака, падающие капли дождя, журчащий ручей, слава небес, - всё это взывает к нашему сердцу и приглашает нас познакомиться с Тем, Кто сотворил это всё.

Наш Спаситель часто связывал Свои драгоценные уроки с явлениями, происходящими в природе. Деревья, птицы, цветы в долинах, холмы, озёра и прекрасные небеса, а также случаи и окружающая обстановка повседневной жизни, - всё это было соединено со словами истины так, чтобы Его уроки часто могли приходить на ум даже среди суеты и забот трудовой человеческой жизни.

Бог желает, чтобы Его дети ценили Его дела и наслаждались простой и спокойной красотой, которой Он украсил наш земной дом. Он Сам - любитель (поклонник) всего прекрасного, и больше всего из того, что привлекает своей внешностью, Он любит красоту характера. Он хотел бы развивать (букв. «культивировать» - выращивать) в нас чистоту и простоту, скромное изящество и привлекательность, свойственные цветам.

Если мы только прислушаемся, то дела творения Божьего станут учить нас ценным урокам послушания и доверия. Начиная от звезд, которые не оставляя следов в пространстве, от века до века движутся по предназначенным им путям, вплоть до мельчайшего атома - всё в природе послушно воле Творца. И Бог заботится обо всём и поддерживает всё, что Он сотворил. Тот, Кто поддерживает бесчисленные миры в необъятном пространстве, в то же самое время заботится о нуждах маленького серого воробья, который без страха поёт свою скромную песню. Когда люди отправляются на свой дневной труд или когда они становятся на молитву, когда они вечером ложатся и когда они утром встают, когда богатый пирует в своём дворце, или когда бедняк собирает своих детей вокруг скудного обеденного стола - за каждым нежно и мягко наблюдает небесный Отец. Ни одна слеза не проливается так, чтобы Бог не заметил её. Ни одна улыбка не остаётся без того, чтобы Он не обратил на неё внимание.

Если бы мы только могли полностью поверить в это, то все чрезмерные беспокойства и необоснованные страхи были бы устранены. Наши жизни не были бы так полны разочарованиями, как теперь, если бы всё - или великое, или малое - мы оставили бы в руках у Бога, Который не смущается множеством забот и не обременён их тяжестью. Мы могли бы тогда наслаждаться душевным покоем, которого многие давно уже лишены.

Когда ваши чувства наслаждаются привлекающей взоры красотой земли, тогда подумайте о грядущем мире, который никогда не будет знать губительного влияния греха и смерти, где лик природы никогда больше не будет омрачён тенью проклятья. Представьте себе родину спасенных и помните, что она будет ещё более славной, чем ваше самое живое воображение может это представить. В разнообразных дарах Бога в природе мы видим лишь самый слабый проблеск Его славы. Так написано: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9).

Поэт и натуралист могут многое рассказать о природе, но только христианин получает удовольствие, наслаждаясь красотой земли с наивысшей способностью ценить и быть признательным, потому что он узнаёт работу рук своего Отца и замечает Его любовь в цветах, в кустарниках и деревьях. Никто не может полностью оценить значимость холмов и долин, рек и морей, если он не рассматривает их, как выражение Божьей любви к человеку.

Бог говорит с нами через действия Своего провидения и через влияние Своего Духа на наши сердца. В нашем окружении и в обстоятельствах нашей жизни, в переменах, которые ежедневно происходят вокруг нас, мы можем найти ценные уроки, если только наши сердца достаточно открыты для того, чтобы их разглядеть и понять. Автор псалмов, перечисляя дела Божьего провидения, говорит: "Милости Господней полна земля". "Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа" (Пс. 32:5; 106:43).

Бог говорит с нами в Своём слове. Здесь мы в более ясных очертаниях находим откровение Его характера, Его отношений с людьми и великого дела искупления. Здесь перед нами открыта история патриархов и пророков, и других святых людей древности. Это были люди "подобные нам" (Иак. 5:17). Мы видим, как они, подобно нам, боролись с трудностями, как они, подобно нам, падали под натиском искушений, и всё же снова исполнялись духом (набирались мужества, становились смелыми) и побеждали благодаря особому проявлению удовольствия, даруемого Богом для послушания. И глядя на это, мы укрепляемся в нашем стремлении к праведности. Когда мы читаем о драгоценных опытах, которые им были дарованы, о том свете, любви и благословениях, которыми они пользовались, и о тех делах, которые они совершали через данное им удовольствие для послушания, тогда дух, который вдохновлял их, зажигает пламя святого подражания в наших сердцах и желание быть подобными им в характере - чтобы подобно им ходить вместе с Богом.

Иисус сказал о Писаниях Ветхого Завета - и это тем более есть истина относительно Нового Завета: "Они свидетельствуют о Мне", то есть о Спасителе, в Котором сосредоточены все наши надежды на вечную жизнь (Ин. 5:39). Да, вся Библия говорит о Христе. От самого первого повествования о сотворении мира - "ибо без Него ничто не начало быть, что начало быть", - до самого последнего обетования: "Се, гряду скоро!" - мы читаем о Его делах и слушаем Его голос (Ин. 1:3; Отк. 22:12). Если вы желаете познакомиться со Спасителем, то исследуйте Священные Писания.

Наполните своё сердце словами Бога. Они словно живая вода, способны утолить вашу жгучую жажду. Они словно живой хлеб, сшедший с небес. Иисус решительно утверждал: "Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни". И тут же Он Сам пояснил сказанное: "Слова, которые Я произнёс вам - они дух есть и жизнь есть" (Ин. 6:53,63). Наши тела строятся из того, что мы едим и пьём; и то, как всё устроено в мире природы, так устроено и в мире духовном: то, над чем мы размышляем, именно это и даёт энергию и силу нашей духовной природе.

Тема об искуплении - это одна из тем, в которую желают вникнуть ангелы. Именно она будет наукой и песней искупленных в течение непрекращающихся веков вечности. Неужели это не заслуживает тщательного размышления и изучения уже теперь? Бесконечное милосердие и любовь Иисуса, Его жертва, принесённая ради нас, призывают к самому серьезному и благоговейному размышлению. Мы должны сосредоточиться на характере нашего дорогого Спасителя и Ходатая. Мы должны тщательно обдумывать и во всех подробностях представлять себе ту миссию (задание, поручение), которое пришел исполнить Иисус, чтобы спасти людей Своих от грехов их. Если мы таким образом будем рассматривать небесные темы, то наша верность и любовь станут ещё более сильными, и наши молитвы от этого станут ещё более приятными для Бога, потому что они более и более будут смешаны с верностью и любовью. Они будут разумными и пылкими. И тогда более постоянными будут непоколебимость в Иисусе и ежедневный, живой опыт в Его силе спасать всех, кто приходит к Богу через Него.

Размышляя о совершенстве Спасителя, мы пожелаем быть полностью изменены и обновлены в образ Его чистоты. Душа будет алкать и жаждать подобия с Тем, Кем мы восхищаемся и перед Кем преклоняемся (букв.«Кого обожаем»). Чем больше наши мысли будут останавливаться на Христе, тем больше мы будем говорить о Нём другим и представлять (показывать) Его миру.

Библия не была написана для одних только учёных; напротив, она была предназначена для простых людей. Великие истины, необходимые для спасения, были представлены ясно, как день, и никто не ошибётся и не собьётся с пути, кроме тех, кто следует своему собственному суждению, а не ясно открытой воле Бога.

Мы не должны принимать свидетельства других относительно того, чему учат Писания, но мы должны сами изучать и исследовать слова Бога. Если мы позволим, чтобы другие думали за нас, то наша энергия ослабеет и способности будут ограничены. Возвышенные и благородные силы ума могут настолько уменьшиться из-за недостатка упражнения над темами, заслуживающими максимальной сосредоточенности, что потеряют свою способность воспринимать глубокое значение слова Божьего. И - наоборот - ум расширится, если он будет занят исследованием взаимосвязи библейских тем, сравнивая один текст с другим и сопоставляя духовное с духовным.

Ничто так не способствует укреплению умственных способностей, как исследование Писаний. Никакая другая книга не может с такой силой возвышать мысли и давать энергию способностям, как обширные, облагораживающие истины Библии. Если бы Слово Божие изучалось, как должно, то люди имели бы широту ума, благородство характера и устойчивость в достижении цели, то есть всё то, что так редко теперь можно встретить в наши дни.

Необдуманное и поверхностное чтение Писаний приносит очень мало пользы. Можно прочитать всю Библию и всё же не быть в состоянии увидеть всей её красоты или постичь её глубокое и сокровенное значение. Изучение одного отрывка до тех пор, пока не станут ясными уму его значение и важность, и пока не станет очевидным его отношение к плану спасения, - такое изучение принесёт гораздо больше пользы, чем прочтение многих глав, без определенной цели и без того, чтобы извлечь для себя положительное наставление. Всегда имейте при себе Библию. Читайте её, когда только имеете возможность, укрепляйте свою память её текстами. Даже, когда вы идёте по улице, вы можете прочитать отрывок и поразмышлять о нём, закрепив его таким образом в своей памяти.

Мы не можем приобрести мудрости без серьезного внимания и молитвенного изучения. Некоторые части Писания действительно настолько ясны, что они не могут быть неправильно поняты. Иные же не настолько ясны, и с первого взгляда не могут быть поняты. Необходимо сравнивать один текст с другим. Необходимо внимательное изучение и молитвенное размышление. И такое исследование будет щедро награждено. Как рудокоп обнаруживает жилы драгоценного металла, скрытые под поверхностью земли, так и человек, настойчиво исследующий Слово Божие, ища скрытое сокровище, найдёт истины самой великой ценности, которые сокрыты от взоров невнимательного, легкомысленного и несерьёзного искателя. Слова вдохновения, обдумываемые в сердце, будут подобны потокам, текущим из источника жизни.

Никогда не следует изучать Библию без молитвы. Прежде чем открыть её страницы, мы должны просить о просвящении Святого Духа, и оно будет нам дано. Когда Нафанаил пришел к Иисусу, Спаситель воскликнул: "Вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства". Нафанаил сказал: "Откуда Ты меня знаешь?" Иисус ответил: "Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя" (Ин. 1:47,48). Так и нас с вами Иисус обязательно увидит в уединенных местах молитвы, если мы будем искать у Него света, чтобы познать, что есть истина. Ангелы из мира света будут с теми, кто в смирении сердца ищет божественного руководства.

Святой Дух превозносит и прославляет Спасителя. Его дело заключается в том, чтобы представить Христа, чистоту Его праведности и великое спасение, которое мы имеем через Него. Иисус говорит: "От Моего возьмёт и возвестит вам" (Ин. 16:14). Дух истины - это единственный верный Учитель божественной истины. Как же высоко Бог ценит род человеческий, если отдал за него Своего Сына на смерть и назначил Своего Духа быть Учителем и постоянным руководителем для человека!

Что такое христианство? Некоторые говорят, что это философия, другие утверждают – этический пример, третьи – переживание, опыт. Ни одно из вышеперечисленных утверждений в действительности не является ответом на вопрос.

Ведь хотя в христианстве и есть аспекты, подобные вышеперечисленным, но ни один из них не может служить определением христианства. Сердце христианства – взаимоотношения между личностью и Богом.

Человек, который становится христианином, продвигается в своем знании Бога – от отдаленного представления о Нем к близкому, непосредственному познанию Его.

Таким образом, христианство – это познание Бога. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3).

Почему мне необходимо познать Бога?

Живущее в нас желание личного познания Бога очень сильно, но зачастую мы просто не можем его распознать. Что оно собой представляет на самом деле. Когда мы впервые влюбляемся, женимся или выходим замуж, когда, наконец, поступаем на работу или отправляемся на заслуженный отдых в уютный загородный домик – на всех этих жизненных этапах в нас пробуждается ожидание чего-то особенного, что в итоге так никогда и не происходит.

В конце концов, мы осознаем, что наше желание этого «драгоценного чего-то» не смогут удовлетворить ни любимый человек, ни карьера, ни успех, ни даже самые лучшие наши достижения. Удовлетворение испаряется даже тогда, когда мы достигаем своих целей.

Это «что-то», которое должно принести нам радость и которого мы так желаем, в итоге так никогда и не происходит в нашей жизни) Мы ощущаем зияющую пустоту, которую большинство из нас пытается заполнить своей работой или же отрицанием существования этой пустоты.

Но в итоге, в лучшем случае все откладывается на потом. «Ничто не имеет вкуса»,– сказала когда-то королева Франции Мария-Антуанетта.

Существует несколько способов отреагировать на это.

Винить всех и вся. Находить ошибки и недостатки в каждом человеке, во всем, что нас окружает. Мы верим, что если у нас будет супруг получше, карьера получше, начальник получше или зарплата повыше, то это доставит нам эфемерное удовольствие. Однако многие успешные люди этого мира – это люди, страдающие от скуки, неудовлетворенные жизнью, мечущиеся от одной новизны к другой, часто меняющие своих психологов, друзей, партнеров или место жительства.

Винить самих себя. Пытаться изо всех сил жить по стандартам. Многие люди верят, что в какой-то момент они сделали неправильный выбор или не смогли адекватно оценить жизненные обстоятельства, и потому не достигли того, что могло бы дать им радость и удовлетворение. Такие люди преисполнены сомнениями в себе и склонны «сгорать» на работе. Они думают: «Если бы я только смог достигнуть своих целей, тогда бы эта пустота внутри меня исчезла». Но это не так.

Винить саму вселенную. Просто сдаться и не пытаться достигнуть чего-то. Такой человек может сказать: «Да, будучи молодым, я был идеалистом, но сейчас я не смотрю на жизнь сквозь розовые очки». Мы становимся циниками и решаем подавлять ту часть себя, которая когда-то желала исполнения своих желаний и ощущения радости. Мы становимся жесткими и даже можем почувствовать, как теряем свою человечность, перестаем проявлять сострадание и чувствовать радость.

Признавать наше отчуждение от Бога и понимать, что проблема именно в этом. Осознавать, что пустота внутри нас существует из-за нашего отчуждения от Бога. И преодолеть эту пустоту можно, только восстановив личные взаимоотношения с Богом.

Чтобы установить личные взаимоотношения с Богом, нам необходимо знать 3 вещи:

Первое: кем мы являемся

Божье творение. Бог сотворил нас, создал для общения с Собой. Мы принадлежим Ему, мы обязаны Творцу каждым своим вздохом, каждым моментом жизни, всем.

Именно потому что люди были созданы жить для Бога (поклоняться Ему), мы всегда пытаемся чему-то поклоняться – если не Богу, то какому-нибудь другому объекту несомненного посвящения, придавая тем самым смысл своему существованию.

Грешники. Мы все выбрали (и ежедневно подтверждаем это) путь отвержения Бога, сделав нашу собственную радость и счастье наивысшим приоритетом для себя. Мы не желаем поклоняться Богу и подчиняться Ему как нашему Господину.

Но мы ведь созданы для поклонения, и поэтому прилепляемся к идолам, устремляя свою жизнь к тому, что тщетно обещает даровать нам значимость и смысл существования, – к успеху, взаимоотношениям, влиянию, любви, комфорту и так далее.

В духовном рабстве. Жизнь, в которой присутствует поклонение всему чему угодно, кроме Бога, ведет к разрушению и падению. Когда рыба оставляет водную среду, для которой она была создана, она не становится свободной, но умирает. Поклонение чему-либо, кроме Бога, приводит к потере смысла жизни.

Если мы достигаем того, чему поклонялись и к чему стремились, то видим, что это не приносят нам удовлетворения. Потому что эти объекты поклонения никогда и не должны были быть «богами». Они никогда не предназначались для того, чтобы заменить нам Бога.

Поклонение чему-либо, кроме Бога, ведет к появлению у нас проблем с самооценкой. Мы определяем самих себя степенью своих достижений в том, к чему стремимся. Мы должны это получить, или все будет потеряно. Таким образом, наши идолы заставляют нас работать еще тяжелее и усерднее, а когда они оказываются под угрозой, мы испытываем ужас и смятение.

Второе: кем является Бог

Любовь и справедливость. Он постоянно заботится о том, чтобы мы имели радость и благосостояние. Большинство людей любит тех, кто любит их самих, но Бог любит и ищет добра для людей, которые являются Его врагами. А поскольку Бог есть любящий и благой, Он не терпит зла.

Противоположностью любви является не гнев, а безразличие. «Чем больше ты любишь своего сына, тем больше ты ненавидишь в нем лжеца, пьяницу, предателя» (Е. Гиффорд).

Чтобы приблизительно понять положение Бога, представьте судью, который является отцом сидящего на скамье подсудимых, виновного в преступлении. Судья знает, что он не может отпустить своего сына, ведь без правосудия не выживет ни одно общество.

Разве меньше ответственность любящего Бога, чтобы Он мог проигнорировать или отменить правосудие по отношению к нам? К тем, кого Он любит, но которые виновны в восстании против Его любящего владычества?

Иисус Христос. Иисус – Сам Бог, пришедший на землю. Он прожил совершенную жизнь, возлюбив Бога всем Своим сердцем, душой, разумом и исполнив все человеческие обязательства по отношению к Богу.

Он прожил такую жизнь, которую должны были прожить мы, – совершенную от начала до конца. Затем, вместо получения своей заслуженной награды (вечной жизни), Иисус отдает Свою жизнь в жертву за грехи наши, взяв на Себя наказание и смерть, заслуженные нами. Когда мы веруем в Него:

1) наши грехи оплачены Его смертью на кресте и

2) Его совершенная жизнь вменяется нам в праведность. Бог принимает нас и относится к нам так, как если бы мы совершили все то, что соделал Христос.

Третье: что мы должны сделать

Покаяться. Прежде всего, каждому из нас необходимо признать, что он живет как господин своей жизни, поклоняется не Богу, а идолам, нарушает Божьи законы, данные с любовью. Слово «покаяние» означает, что вы просите прощения и с этого момента поворачиваетесь к Богу, взирая только на Него и желая жить только для Него.

Верить. Вера – это перенос нашего доверия со своих собственных достижений на достижения Христа. Мы полагались на другие вещи, чтобы быть принятыми обществом и важными людьми.

Но сейчас мы сознательно начинаем полагаться на то, что сделал Христос для нашего принятия Богом. Нам ничего не надо делать. Если мы думаем, что Бог нам что-то должен за наши достижения, тогда мы все еще вне Христа.

Молиться следующим образом: «Я вижу, что я более греховен, чем мог когда-либо сметь подумать. Но я еще более любим и принимаем Тобой, чем мог когда-либо надеяться. Я отворачиваюсь от своей прошлой жизни, полной эгоцентризма.

Всеми своими добрыми делами я не могу заслужить Твоего одобрения, но сейчас я полагаюсь на то, что совершил Христос, и прошу принять меня в Божью семью ради Иисуса». Когда вы сделаете это, сразу же произойдут две вещи:

1) ваши долги прощаются, ваши грехи удаляются навсегда, и вы становитесь частью Божьей семьи,

2) Святой Дух входит в ваше сердце и начинает преобразовывать вас в образ Христов.

Жить соответственно. Расскажите своему другу-христианину о своем посвящении Богу. Начните изучать основы христианских дисциплин – молитесь, читайте Святое Писание, посещайте богослужения и общайтесь с другими христианами.

Почему я должен искать Бога?

С одной стороны, мы можем чувствовать, что «нуждаемся» в Нем. Даже если вы осознаете, что ваши нужды может восполнить только Бог, вы не должны пытаться использовать Его для достижения своих собственных целей.

Невозможно торговаться с Богом («Я сделаю это, если Ты сделаешь то»). Это вовсе не христианство, а форма некой магии или язычества, в которой вы ублажаете капризное божество в обмен на его благорасположение. Мы становимся христианами, чтобы мы сами служили Богу, или чтобы Бог служил нам? Это два противоположных мотива, ведущие к двум разным религиям. Мы должны прийти к Богу:

1) потому что мы обязаны Ему отдать свою жизнь (Он наш Творец) и

2) потому что мы глубоко признательны Ему за жертву, принесенную Его Единородным Сыном (Он наш Искупитель).

С другой стороны, вы можете не осознавать свою нужду в Боге или вовсе не интересоваться познанием Бога. Это не означает, что вы должны оставаться непосвященным Богу. Если вы были созданы Богом, тогда вы обязаны Ему своей жизнью, осознаете вы это или нет. Вы обязаны искать Его и просить Его смягчить ваше сердце, открыть глаза и просветить вас.

Если вы говорите, что у вас нет веры, то это не оправдывает вас. Нам необходимо подвергать сомнению свои же сомнения. Никто не может сомневаться сразу во всем. Чтобы в чем-то сомневаться, мы должны во что-то верить.

Например, верите ли вы, что в состоянии управлять своей собственной жизнью? Где доказательство этому? Зачем же в своем сердце сомневаться в Боге и вере? Справедливо ли это? Вы обязаны Богу и должны искать Его – так делайте это.

А что если я не готов действовать?

Составьте список того, что вы считаете препятствием на своем пути к вере. Вот возможные пункты списка.

Согласованность. Есть ли интеллектуальные проблемы, связанные с христианством? Есть ли возражения против христианской веры, которые вы не можете решить сами?

Цена. Считаете ли вы, что принятие христианской веры может дорого вам стоить? Какие страхи и опасения у вас есть относительно посвящения себя Богу?

Беседуйте с вашим другом-христианином до тех пор, пока эти вопросы не будут разрешены.

Как шуты мечтают сыграть Гамлета, так я мечтал написать трактат о Боге. Однако лежащая перед вами книга не трактат. Судя по размерам, ее можно принять за научный труд, но всякого, кто подойдет к ней с этой точки зрения, Ждет разочарование. Скорее всего, книга эта похожа на ожерелье: ряд небольших исследований на великие темы; большинство из этих исследований впервые появились в «Евангельском журнале» («Evaпgelical Magaziпe»). Они задумывались как самостоятельные этюды, но теперь собраны вместе, поскольку образуют единое повествование о Боге и о нашей жизни. Выбор тем определился их практической направленностью.

В «Предисловии к христианскому богословию» Джон Мэкей показал два подхода к христианским темам. Он изобразил людей, которые сидят на высоком балконе дома в испанском стиле и смотрят на путников, идущих по дороге. Сидящие на балконе слышат, о чем беседуют путешественники, иногда они могут вступить с ними в разговор, отпустить критические замечания в их адрес, обсудить дорогу, размышляя, куда она ведет, что можно увидеть, если пройти по ней подальше, и так далее. Но они - всего лишь наблюдатели, и их вопросы носят только теоретический характер. Путешественники же сталкиваются с проблемами, которые, хотя и имеют теоретический аспект, по сути являются сугубо практическими. Их проблемы требуют не просто осмысления, но и решения, и действия. Сидящие на балконе и путники думают об одном и том же, но их проблемы различны. Например, размышляя о зле, сидящий на балконе пытается теоретически объяснить, как зло может совмещаться с Божьим всемогуществом и благостью. Путнику же надо решить, как преодолеть зло и превратить его в благо. Если же речь заходит о проблеме греха, то сидящий на балконе раздумывает, существуют ли на самом деле расовая греховность и личная извращенность, а путешественник, зная грехи изнутри, спрашивает, есть ли надежда на избавление от него. Рассуждая о Боге, сидящий на балконе спрашивает, как один Бог может существовать в трех лицах, что означает это триединство и как эти три ипостаси, составляющие одно, могут быть личностями. Путник же хочет знать, как проявить любовь и веру, как воздать подлинную честь этим трем Личностям, Которые в своем триединстве ведут его из греха к славе. И так далее. Итак, эта книга - для путников и рассматриваются в ней именно их проблемы.

Книга написана с убеждением, что в корне многих слабостей современной церкви лежит незнание Бога, незнание Его путей и неумение пребывать в общении с Ним. По моему мнению, к такому положению привели две печальные тенденции.

Первая: христианское мышление приспособилось к духу современности, который расплодил грандиозные мысли о человеке, оставив место лишь для мыслишек о Боге. Современный человек привык держать Бога на расстоянии или вообще Его игнорировать. Ирония состоит в том, что современные христиане, занятые религиозной деятельностью в безбожном мире, сами отдалились от Него. И вот, люди, ясно понимающие ситуацию, с горечью подумывают о том, чтобы выйти из церкви и искать Бога самостоятельно. И нельзя винить за это только их самих. Ведь церковные деятели, взирающие на Бога, так сказать, перевернув телескоп, и уменьшившие Его до размеров пигмея, не могут быть не чем иным, как только христианами-пигмеями. Естественно, люди с ясным видением желают чего-то большего. Более того, мысли о смерти, вечности, о суде и наказании, о величии души и вечных последствиях земных решений не в моде в современном мире. И грустно видеть, что христианская церковь вместо того, чтобы возвысить свой голос и напомнить миру то наиважнейшее, что он забывает, приобрела привычку точно так же обходить эти темы. Но для христианской жизни, такая капитуляция перед миром равносильна самоубийству.

Вторая причина: христианское мышление не смогло противостать должным образом современному скептицизму. Более трех столетий натуралистические взгляды Ренессанса, как раковая опухоль, разъедали западную мысль. Арминиане и деисты семнадцатого века наперекор богословию Реформации отрицали, что Бог непосредственно и полновластно правит миром, - и с тех пор богословие, философия и наука единодушны в этом отрицании. В результате Библия подверглась тяжелому обстрелу, а вместе с ней – и многие исторические вехи христианства. Под сомнение ставятся основы веры. Действительно ли Бог говорил с Израилем на горе Синай? Не был ли Иисус просто очень духовным человеком? Произошли ли на самом деле чудеса, описанные в Евангелиях? Разве Иисус не вымышленный персонаж? - и так далее. И это еще не все. Скептицизм по отношению к Божьему откровению и основам христианства породил еще более широкий скептицизм, который отбрасывает всякую мысль о единой истине, а вместе с ней - всякую надежду на целостное человеческое знание. В результате предполагается, что мои религиозные представления не имеют ничего общего с моими научными знаниями о внешнем мире, поскольку Бог находится не «там», в мире, а «здесь», внутри, в душе. Нынешние неопределенность и замешательство по отношению к Богу хуже всего, что было со времен гностицизма, пытавшегося во втором веке подменить собою христианство.

Часто говорят, что богословие сейчас сильнее, чем когда-либо. И если говорить об академических изысканиях, о количестве и качестве пу6ликующихся книг, это, наверное, правда. Но богословие уже давно не было таким неуклюжим и слабым в выполнении своей основной задачи - следить за тем, чтобы церковь придерживалась Евангелия. Девяносто лет назад Ч. Сперджен, описывая замеченные им среди баптистов шатания в понимании Писания, искупления и человеческого предназначения, сказал, что они «катятся под уклон». Если бы ему пришлось описывать современное протестантское мышление о Боге, он, наверное, сказал бы, что мы «пикируем носом вниз»!

«Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16). Вот к чему приглашает вас эта книга. Это не критический анализ новых путей (разве только косвенно), а прямой призыв к путям древним, потому что «путь добрый» всегда остается таким, каким был изначально. Я не прошу читателей думать, что мне очень хорошо известно то, о чем я говорю. «Люди вроде меня, - писал Кл.С.Льюис, - у которых воображение намного превосходит послушание, подвергаются справедливому наказанию; мы легко принимаем желаемое за действительное. И описывая воображаемое, можем заставить других (да и самих себя) поверить, что мы испытали на опыте то, о чем говорим» - И таким образом, одурачить и их, и себя.

Всем читателям и авторам христианских книг было бы полезно обдумать слова Льюиса. Но, «имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим» (2Кор.4:13). И если эта книга поможет хоть кому-нибудь так же, как размышления при работе над ней помогли мне самому, то все мои усилия будут более чем оправданы.

Тринити колледж, Бристоль Дж.И.П.