Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Молитва митрофану воронежскому о жизненном устройстве. Святитель митрофан воронежский, чудотворец

Четвёртого декабря 1703 года из Архиерейского дома, по направлению к собору, выходила странная процессия. Сам Государь всея Руси со своими воеводами и стратегами нёс на руках гроб, в котором лежал восьмидесятилетний дед. Совершилась по умершему и поставили гроб в усыпальницу, как и завещал ранее святой старец. Погребение его завершилось словами Петра I Великого, что другого такого нет и не будет, помнить вечно надобно .

Кто же этот святитель и почему удостоился великой чести такой? Чем заслужил уважение и любовь не только церковнослужителей, но и сильных мира сего?

Житие Святителя Воронежского Митрофана

В семье верующих, Василия и Марфы, глубокой осенью, в ноябре, 8 числа в году 1623 от Рождества Христова, был рождён сын, по имени Михаил. Жили они в селение Антилохово, было оно небольшим и принадлежало земле Владимирской, Сведения о родителях весьма предположительны, одно доподлинно известно, что семья была богобоязненной. Таким образом, можем предположить, что сына воспитывали в смирении и любви .

До сорока лет будущий святой жил, как и другие селяне. Жена и двое деток составляли его семью. Известно имя сына - Иван. По дошедшим до наших дней сведениям, воспитанием сына занимался отец, держа его в строгости и послушании . Будучи служителем храма, в селе Сидоровском Суздальской епархии, уже тогда был нрава кроткого и добросердечного, После смерти жены вся жизнь его посвящена Богу и людям. Позже переехал жить в Успенский монастырь, принял постриг инока и имя Митрофан. С сыном своим общался письмами, с молитвами наставляя отрока и нежно к нему обращаясь, продолжая воспитание его в вере православной, христианской.

Начало пути инока 1663 - 1665

Отрекаясь от мира, для вечного служения Всевышнему, Митрофан селиться в Золотниковской пустоши (пустыни) и ведёт, в постоянной молитве, аскетическую жизнь отшельника. Никаких сведений о его нахождении в пустыне не сохранилось. Так как каждодневная молитва и одиночество не оставляли времени на общение с людьми, что и приветствовалось Евангельским учением. Даже по окончании своей жизни хотелось иноку там иметь могилу свою, в тишине, вдали от шумных поселений. Только дела его богоугодные и жизнь скудную, заметили и оценили через 3 года, братья из монастыря Яхромского, находящегося по соседству.

Духовенство удовлетворило просьбы монахов и крестьян поставив святителя Митрофана игуменом, что и произошло в году 1665 в июле месяце, после принятия игуменского чина . А благословил его Павел, митрополит Сарский и Подонский. Болью в душе угодника и скорбью великой отозвалось назначение в иное место, нежели то, где был принят постриг. Так должен был быть исполнен иноческий обет и послушание.

Служил там игумен верно, около 10 лет. Молитвой обучая братию смирению и терпению, помогая благочестию и святости. Заботился и об улучшении внешнего вида обители монастырской. Будучи старой и ветхой, тесной для проживающих там монахов, она не могла вместить всех прохожих, которым помогал монастырь. Используя помощь благотворителей и работу братии, вскоре был построен вместительный храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворного Его образа. Новая церковная утварь, иконы и дорогое Евангелие стали украшением обители Божьей.

Унженская обитель, игумен Митрофан 1675 - 1682

В то время патриарх Иоаким озаботился поиском игумена в Унжескую обитель. Так как настоятель нужен был не только благочестивый, но и мудрый хозяйственник и распорядитель. Потому как дела внутренние требовали строгости и порядка . Из-за простоты помыслов, либо же по забывчивости игумена Никиты, в бытность которого мощи преподобного Макария приобрёл монастырь, сообщение об этом значительном событии не дошло до царя. На праздниках по открытию проводимых каждый год, отсутствовали высшие чины церкви и Государь. Закончилось оное своеволие лишением игуменства со ссылкой Никиты.

Выбор Патриарха был неслучайный. Митрофана, мужа пристойного и благообразного, почитала вся монашеская братия. И в это, тяжелейшее для обители время, руководителем её назначают святого Митрофана, с надеждой на то, что ему удастся показать своим примером богомольцам, приходившим на паломничество к мощам основателя монастыря Макария и монастырской братии, как можно укрепиться в вере, и обрести мир и покой духовный.

И действительно, надежды патриарха были оправданы семилетним служением святителя Митрофана. Как и на прошлом своём месте, не замедлил новый игумен со строительством нового храма, имеющем колокольню и место для трапезы. Назвали храм именем Пресвятой Богородицы, получившей Благую Весть. До наших дней дошли некоторые иконы, которые были внесены в сооружённый Митрофаном храм.

Церковная утварь потерялась во времени. Зимой 1680 года в Москву за благословением на освящение храма и грамотой патриарха, ездил игумен лично. Служение, столь кропотливое и праведное, было отмечено Патриархом новой важной обязанностью. В год 1677 был поручен надзор за святыми церквями в сёлах ветлужских. Хранимые на ту пору по божьим храмам книги старой печати (для служебного пользования) изымались в городах и уездах, их меняли на новопечатные издания безоплатно.

Впереди святого Митрофана ждало служебное назначение на постоянной основе .

Для понимания исторического момента следует сказать, что в то время велики были брожения ума среди народа. Отстоявшие на большом расстоянии от епархии города, такие как Галич и Усольск, не всегда правильно проводили службы в святилищах, Приходившие в молельню казаки вносили разброд в христианские обряды, а иной раз и поругание Бога имело место. Обширная территория, принадлежавшая десятине, была практически оставлена на честность местного духовного правления.

Заветы отцам духовным от Митрофана Воронежского

Борьба с язычеством и старообрядцами не велась на должном уровне. В капищах иногда было наличие идолов, а не икон, им молились, что недопустимо в христианстве. По решению всемилостивейшего Патриарха Всея Руси пантеон Галичский был размежёван на две десятины. И в такой серьёзный момент во главе десятины Унженской становится игумен Митрофан. Надзирательство за духовенством 94 церквей это большое признание заслуг святого человека. Большая ответственность не испугала святителя, и он с молитвой, присущей ему исполнительностью и ревностью, принялся за работу.

Служение на благо Владыки Небесного, благочестивая личная жизнь десятильника Унженского обратили на себя внимание царствовавшего тогда Феодора Алексеевича. Бывая в обители, подолгу предавались разговорам и молитвам вместе, царь и праведник Божий. Был Митрофан вхож и в царский двор, где его принимали со всеми почестями, приличествующими его сану.

В 1681 году на Московском церковном соборе было принято решение об учреждении новой Воронежской епархии . И уже в 1682 году, по волеизъявлению самого царя, игуменом был назначен свято чтимый Митрофан. После посвящения в епископы, 2 апреля того же года, для решения важных вопросов, пришлось освящённому задержаться в Москве на долгие пять месяцев.

Неизгладимое впечатление произвёл на истинного верующего бунт раскольников, Впоследствии определивший стиль его руководства Воронежской кафедрой, продолжавшееся двадцать лет. Святитель остался верным своему предназначению строительства Божих сооружений, возвёл в Воронеже просторный белокаменный храм, великолепный по красоте и благоустройству. Сам же оставался скромен в быту и поведении.

Изображение свято чтимого человека, Митрофана Воронежского, представлена классической живописью монастырей. Тёмное одеяние монаха, схематичность изображения не могут в полной мере передать характер и силу воли угодника. Епископский жезл (слева) и благословение смотрящего (справа), должны напомнить нам о суетности мира сего.

В чём проявляется сила иконы, о чём просят страждущие

Если очерствело сердце твоё, если душа снедаема печалью, если тоска мешает жить, одолел недуг тело твоё - приди, помолись, оставь просьбу свою, рукой начертанную на бумаге и получи помощь действенную, на всякую потребу. Особо же проси за детей своих , в воспитании и наставлении на путь истины и веры. И исполнятся просьбы твои, от души идущие. Хорошо и дома иметь икону святителя.

Заслуги перед царём и Отечеством чудотворца Митрофана Воронежского

Уважение царя было по заслугам прижизненным. Реформы, проводимые в государстве, святой старец одобрял и всячески способствовал их продвижению. Хоть и не был в школе обучен, но имел свою точку зрения, совпадавшую с государственной. Землю родную любил и о благе её заботился, чем сильно отличался от других духовных лиц, противящихся указам Монарха.

Он благословлял желания Петра

  • господствовать на морях
  • создавать для этой цели флотилию
  • обучать дворянских детей служению Отечеству
  • приобретать нужное снаряжение для кораблей и флота

Способствовал делам Богоугодным, отдавая часто последние, деньги . Петр же, в свою очередь, тратить деньги на нововедения свои не спешил, ожидая пожертвований от дворянских сословий и архиеревских вотчин. Так как поступления были ничтожно малы, вотчины изымались в казну и нередко жертвовались в Воронежскую епархию.

Дальновидность Государева была основана на честности святителя Митрофана и желанию его к приумножению казны. Потому и были выделены средства в сумме семисот рублей на похороны и поминки, служения в церквях и служения сорокоуста, и на милостыню. Службы по храмам проходили в течение шести месяцев. Завет умирающего тоже исполнили, в соборе Михаила Архангела поминали его весь год.

Чудесными исцелениями прославились мощи чудотворца, избавлявшие людей от:

  • припадка
  • наростов на теле
  • слепоты
  • болезней рук (ломота)
  • язв и нарывов гнойных
  • беснования
  • беспорядочного движения телом и руками (пляски Витта) и других недугов.

Так сильны мощи и молитвы Митрофану Воронежскому.

В году 1717 обрели нетленность и всеобщему поклонению доступны стали.

Два раза в год 7/20.08 и 23.11 /6.12 празднуется память первопристольника Митрофана, в схиме Макария. В интернете существует сайт схимы.



Митрофан Воронежский - великий святитель и чудотворец земли русской, совершивший немало добрых дел, как для Воронежа, так и для всей страны.

Совет! К святителю можно обращаться с любой просьбой - он предстоит пред Престолом Господним и молится за всех, кто взывает о его предстательстве.

Молитва о работе

О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и, всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся.

Пастырем ея да даст Господь святую ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити, неведущия наставити, сомнящияся вразумити, отпадшия от Православныя Церкве к ней возвратити, верующия в вере соблюсти, грешныя на покаяние подвигнути, кающияся утешити и во исправлении жизни утвердити, и тако вся люди ко уготованному вечному Царству святых Его привести. Умоли Господа, угодниче Христов: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезенный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Всем же в державе людем да дарует благий Бог наш мир, тишину, безмятежие и изобилие плодов земных, паче же ко исполнению заповедей Его тщание неленостное; и да избавит царствующия грады, град сей и вся иныя грады и веси от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла.

Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Молитва о жизненном устройстве детей

О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Краткая молитва Митрофану Воронежскому

О архиерею Божий, святителю Христов Митрофане, услыши мя, грешнаго (имя), в час сей, в оньже тебе моление приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, да отпустит грехи моя и подаст (содержание прошения) молитвами, святе, твоими.

Краткое житие и молитвенная помощь

Младенец Михаил родился в селе Антиповка Московского уезда, здесь же рос и обучался наукам. Позже он женился, у супругов родился сын Иоанн. Но в возрасте 40 лет его любимая супруга отошла ко Господу. Михаил стал вдовцом и принял решение о монашеском постриге. В 1663 году он был пострижен в иночество и наречен именем Митрофан.

Митрофан Воронежский

Инок был строг к себе и к окружающим, эти качества сыграли важную роль для настоятеля Яхромского монастыря, который назначил монаха игуменом обители.

Святитель пользовался уважением братии, его особо ценили и уважали при царском дворе Феодора Алексеевича. Игумен величайшие поддерживал многие начинания Петра 1, был для него наставником и учителем.

В 1682 году Митрофан был возведен в сан епископа Воронежского. В это время воронежцы не доверяли Церкви Христовой, приходская жизнь отсутствовала, люди хулили Бога, степень их образования была слишком низкой. Но святой Митрофан активно поднимал православие, возводил церкви и монастыри в пределах епархии.

В 1703 году святитель заболел и почувствовал приближение своей кончины и вскоре умер. При его погребении находился император Петр 1 и лично нес гроб с телом усопшего.,

Святителя Митрофана Воронежского недаром величают еще и первопрестольником : он стал первым епископом Воронежского митрополичьего престола, когда в XVII веке была учреждена Воронежская епархия. Его путь был предопределен волей Божией, и Ей он был предан до самой своей кончины, оставив после себя множество плодов своих замечательных дел во славу Российской Православной церкви, наследие, которое служит Господу и Православию и по сей день.

Родился святитель Митрофан, в при рождении святом крещении – Михаил, в ноябре 1623 года во Владимирской губернии, есть предположения, в семье священника, но в точности какого духовного звания был его отец – сведений об этом не сохранилось. Однако в синодике – книге записи умерших, которая ведется для упоминания их в богослужениях, его род начинается с предков, бывших в иерейском сане. Известно упоминание самого святителя о его родителях: «Я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». До середины жизни приходской священник села Сидоровского Михаил, будущий святитель Митрофан, был женат, у него был сын – Иоанн, но уже тогда он слыл для своей паствы, о духовном благополучии которой весьма заботился, образцом христианской добродетели, как говорится в одном из свидетельств о нем, «мудрым руководителем и любящим отцом». Сохранились письма святителя, где о своем сыне он говорит с теплой заботой и любовью.

Также по воле Божией, когда сын уже стал взрослым, святитель овдовел, это случилось на сороковом году его жизни. Оставшись без супруги, он решил уйти от мира и посвятить свою жизнь Богу. Придя в Золотниковскую пустынь в честь Успения Божией Матери, он поселился здесь и в 1663 году принял иночество с именем Митрофан. Он жил столь отрешенно, что о его жизни в Золотниковской пустыни нам ничего неизвестно, – святитель в величайшей скромности своей и стремлении к благочестивому уединению скрывал от всех подробности своей подвижнического бытия. Он желал одного – прожить в затворничестве наедине с Господом всю свою жизнь и быть погребенным под сенью пустыни, и дал на то обет.

Однако, как часто это бывает, Господь присуждает своим подвижникам иную судьбу – стать исполнителями Его воли на земле, осуществляя духовное водительство прочих. Жизнь святителя Митрофана, его благоугождение Богу, смирение и подвижничество не укрылось от людского глаза. Космин монастырь в близлежащей Яхроме оказался без настоятеля, и его насельники попросили блюстителя патриаршей кафедры митрополита Сарского и Подонского Павла назначить игуменом к ним в обитель инока Митрофана, зная его строгую и в высшей степени смиренную жизнь, всецело преданную Господу. Святой не был рад этому назначению, но противиться не мог и в июне 1665 получил благословение на принятие игуменского чина, в котором служил 10 лет, впрочем, сильно сокрушаясь о невозможности соблюсти данный им обет ввиду возложенного на него послушания. За время его трудов как настоятеля Яхромского Космина монастыря, помимо ревнительной заботы о возрастании благочестивого состояния духа братии, он пекся и о процветании обители. Монастырский храм обители был невелик, и потому святой игумен на средства от благотворителей выстроил новый, большой и красивый храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворного Его образа, а также приобрел для него всю церковную утварь, необходимую для богослужений. Еще только начиная деятельность настоятеля, он приобрел для монастыря Евангелие с богато украшенным окладом.

В 1675 году святителя Митрофана ждало новое послушание – он был призван патриархом Иоакимом в Унженскую обитель во имя Живоначальной Троицы. Троицкая обитель Унжи была намного обширней, чем Яхромский и уж тем более Космин монастырь. Исторически с начала XVII века, еще до воцарения императорского дома Романовых она была близка августейшей семье и с того времени находилась у российских царей в особой милости. Еще до вступления на престол в 1612 году царь Михаил Феодорович со своей матерью инокиней Марфой Иоанновной бывал в Унженской обители, молился здесь преподобному Макарию Унженскому, основателю монастыря, о благополучном возвращении из польского плена его отца, митрополита Ростовского Филарета. С этого времени Унженская Макарьева обитель получила статус, уравнивающий ее с Соловецким монастырем. Таким образом, настоятели монастыря могли непосредственно общаться с царем, и это покровительство дало возможность невеликой поначалу Унженской обители расцвести и стать большой, многочисленной и процветающей, с многочисленными монастырскими вотчинами.

В то время игуменом обители был настоятель Никита, которым не все монахи были довольны. Дело усугубилось тем, что в 1671 году в обители случилось замечательное чудо – обретение мощей преподобного Макария. Их положили в гробнице поверх места его упокоения, на доске поверх гробницы было написано изображение преподобного; начали ежегодное празднование, но о таком уникальном для всей Церкви событии по халатности или, как говорится, по простоте душевной не было сообщено ни патриарху, ни монарху. Прошло так четыре года, и в Москву донесли о проступке игумена Никиты. Началось следствие, в результате мощи упокоили под спуд, а Никиту сослали послушником в Желтоводский монастырь. После тщательного отбора кандидатур для управления был выбран игумен Митрофан, при котором Унженская обитель стала еще более крепкой, одной из самых сильных в России того времени. Он завоевал сердца и насельников, и многочисленных паломников, которые стали притекать сюда в еще большем числе.

Почти семь лет Унженская обитель находилась под заботливым и ревностным управлением святителя Митрофана. За это время в обители был сооружен большой каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Его освятили в 1680 году, за грамотой об освящении игумен Митрофан ездил в Москву лично, а в обители в храме Святого Макария был поставлен образ преподобного Макария с надписью «1680 года, по обещанию монаха Митрофана».

За эти семь лет многое было сделано, мудрому игумену, который так сердечно и благотворно пекся во славу Божию о своей обители, патриархом Иоакимом доверялось множество важнейших дел – он надзирал за сельскими церквами окрест Ветлуги, вместе с церковными старостами ездил и менял старые служебные книги на книги новой печати. Он не просто руководил и велел сделать то или иное, а сам трудился, как все иные, ведя по-прежнему строгую жизнь монаха-подвижника.

Видя, насколько ценными могут стать усердие и опыт игумена Унженской обители, патриарх и царь повелели назначить его десятильником. (Десятильник – церковно-правительственное должностное лицо, говоря на современном языке, заведующий небольшой церковно-административной единицей - десятиной.) Унженский монастырь был частью крупной Галицкой десятины, принадлежавшей патриаршей епархии с центром в городе Галиче. Эта десятина была достаточно велика, в 1680 году она была поделена на две десятины – Усольскую и Унженскую, в составе которой было 94 храма, и заведовали ею отныне игумены Макарьева монастыря, и первым десятильником стал настоятель Митрофан.

Жизнь святителя, его труды во благо Православной Церкви и государства Российского были притягательны для многих благотворителей, пожертвования были многими и щедрыми, в частности от боярина Богдана Матфеевича Хитрово и его жены Марины, потомки чьей славной фамилии многие годы служили царскому дому Романовых. В эти годы икону преподобного Макария с его гробницы не раз привозили в Москву, чтобы царь с его семейством мог воздать в молебне поклонение Святому, поскольку и государь, и все его семейство были весьма и весьма благочестивы. Также монарх приказал сделать на икону драгоценный оклад на средства из царской казны. Обратно икону в обитель провожали и сам Михаил Феодорович, и весь его синклит и духовенство, и хотя о годах Унженского игуменства святого Митрофана известно мало, есть все основания предполагать, что в Москву икону преподобного Макария сопровождал и игумен Митрофан. О том, что царь неоднократно беседовал со святителем и относился к нему величайшим почтением, есть исторические свидетельства: сохранились многие царские грамоты, которыми подтверждались прежние или даровались для обители новые важные льготы.

Конец XVII века был тяжелым для духовной жизни государства – страна переживала последствия старообрядческого раскола. Необходимо было всячески способствовать христианскому просвещению. Для этого Собором 1681-1682 годов было решено увеличить количество епархий и тут же – открыть новую кафедру в Воронежских землях. Митрополитом на новую кафедру призвали игумена Митрофана. Это решение было принято в связи с высокой оценкой его праведной и благочестивой деятельности, а также согласно царскому желанию еще более возвеличить любимую им Унженскую обитель, ибо в святом Митрофане царь находил и образ прямого наместника основателя монастыря преподобного Макария, и все качества его ученика.

Второго апреля 1682 года в возрасте 58 лет патриархом Иоакимом с шестнадцатью архипастырями игумен Митрофан был рукоположен в сан епископа, после чего до середины августа святитель находился в Москве, решая с верховными властями неотложные вопросы, связанные с делами новой епархии. Необходимо было возвести в Воронеже соборный храм и установить место для двора епископа. Поскольку митрополит Воронежский Митрофан был первопрестольником, ему нужна была помощь людей опытных. Надо было оснастить двор всем необходимым для богослужения, и из казны Рязанского митрополита ему предоставили книги, облачение, посох и кресты.

Начало епископского служения святого пришлось на Смутное время: в конце апреля скончался царь Феодор Алексеевич. 25 июня святитель принял участие в венчании на царство царевичей Иоанна и Петра. Столицу сотрясали волнения – церковные и государственные. Стрельцовские бунты, прения с раскольниками во главе с попом Никитой Пустосвятом на Соборе 5 июля, общая социальная неустойчивость - все это крайне огорчало святителя, он ясно понимал, что внутренняя жизнь, благоустроение государства зависят от духовного состояния общества, и способствовал этому всю свою жизнь. Епископские труды святителя Митрофана усложнялись тем, что Воронежская губерния была заселена совсем недавно, причем поселенцами, согнанными сюда помимо воли для охраны границ государства от набегов крымских татар. Здесь поселились выходцы из Приднепровья, другие поселенцы, бежавшие от польских притеснений на западных границах. Официально эти места ранее принадлежали Рязанской епархии, но она была столь велика, что ее архипастырям просто не удавалось по занятости добраться до Воронежа, который, кстати, был основан всего век назад. Христианское население было христианским лишь по прозванию: в отсутствии должного церковного просвещения жили здесь отнюдь не по-христиански: носили языческие имена, предавались всем мыслимым и немыслимым порокам, богослужения посещали редко, а иногда, когда священник пытался обличить прихожан, в храме начинались ссоры, на священника могли и руку поднять.

Вот такая выпала доля первопрестольнику святому Митрофану, но это означало и другое – как же верил Господь в Своего угодника, что милостью и волей Божией этот дикий и трудный край был доверен именно ему, святителю Митрофану! По всей огромной Воронежской губернии было всего 182 церкви, часто они пустовали без священника, некому было вести богослужение. Все это создавало благую почву для распространения раскольничества, распространяя если уж не откровенные идеи раскола, то, по крайней мере, неприязнь к Церкви. Редкие монастыри часто не столько действовали как просветительские единицы, сколько подпали под мирское влияние, превращаясь не в монастыри, а скорее общие поместья. Много, очень много было причин для ослабления православной веры, для искушения человеческих душ, для отпадения иноков от установленной жизни, что подавало негативный пример всем прочим, расшатывая веру и в тех, в ком она была более или менее крепка.

В конце августа 1682 года святитель прибыл в Воронеж. Видя происходящее, он понимал, что ему необходимы были помощники-пресвитеры, потому обратился к священникам своей епархии с посланием. В своем горячем обращении он призвал их «иметь светлые очи ума, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути; по слову Господа, вы должны быть самым светом: вы есте свет мира (Мф. 5: 14)». Он говорил, что они сами должны были стать примером учения, а не только преподавать его: «Пастыри трояко пасут врученное им стадо: словом учения, молитвой и силой святых таинств, наконец, образом жизни».

Святитель Митрофан, епископ Воронежский, всей душой своей ощущал надобность своего служения благу Отчизны и потому стремился подать пример ее тем, кому было суждено стать пастырями своей паствы по всей врученной ему в усмотрение епархии. Он был и ее духовной опорой, и стремился привести в порядок весь хозяйственный обиход – увеличить средства епархии, радея об умножении ее небогатого имущества. Он трудился на ниве служения Богу с милосердием и любовью к своим ученикам-священникам и пастве. Если и приходилось ему наказывать кого-то – то только в крайнем случае, когда никакие увещевания не помогали.
Но первые годы были тяжкими. Те самые смуты, о которых мы писали выше, заставили царский двор оставить новоучрежденную епархию без заботы. Шли распри с Рязанской епархией по поводу границ, пока они не были решены в 1699 году молодым царем Петром I в пользу епископа Воронежского. Ряд земель был присоединен от Рязанской губернии, часть от Белгородской, еще в 1697 году патриархом Адрианом границы епархии были также расширены.

В Воронеже архиерейский двор был ветхим, и епископ с домовыми людьми жил на постоялом дворе в крайней нужде. Что касается нового кафедрального храма в Воронеже, то только в 1683 году деревянный обветшалый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был выстроен в камне, поскольку перестройка была невозможна – кровля и помост обвалились. Новое строительство велось на землях города, отданных под возведение кафедрального собора и архиерейского двора царской грамотой, посланной воеводе Воронежа еще в 1682 году. Тогда было отведено около 255 сажен – около трети города, но дело было отложено по причине отсутствия средств.

Благословение от патриарха на построение нового каменного храма, также в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, было получено в 1684 году, святителю была пожалована мельница на реке Ельце, в конце строительства царским домом был пожалован также колокол весом 160 пудов. В 1692 году собор был выстроен и освящен, он отличался красотою и драгоценным убранством от царских врат до священнических облачений: епископ Митрофан, весьма скромный в жизни, придавал большое значение благолепию и красоте всего, что участвовало в богослужении и способствовало наибольшему отражению гармонии мира Горнего в его земном отражении – храме Божием.

Забегая вперед, с печалью скажем: все, что хранил, по крупицам собирал святитель Митрофан, к началу XX века было распылено, разобрано, и сохранилось весьма немногое. А сам храм обрушился еще около 1717 года, так как выстроен был у рва на неустойчивом грунте, в котором заложили фундамент.

А тогда выстроенный заново Благовещенский собор стал любимым среди жителей Воронежа, и среди синодиков – книг для родового поминания мы видим имена таких династий, как Нарышкины, Лопухины, Стрешневы. Возросло на четверть количество церквей, и обо всех святитель лично заботился своим водительством, относясь к ним как к любимым детям со всей мудростью пастырской и отцовской, оттого в епархии происходили заметные всем благодатные перемены. Помимо духовного окромления, святой епископ Митрофан следил, чтобы в монастырях, находившихся в епархии, тщательно велись книги записи получения, расходования средств и распределения их между братией. Он приводил в порядок уставную жизнь монастырей, где монастырская дисциплина существенно ослабла без присмотра. Не всем это пришлось по вкусу: например, близ Толшевского Преображенского монастыря шла оживленная торговля вином. Монашествующие пользовались такой доступностью к спиртному, и в обители творилось полное бесчиние. После запрета на торговлю вином большая часть братии покинула монастырь, и он пришел в запустение. Поскольку обитель была на границе с Рязанской епархией, толшевские монахи пожелали уйти под Рязанское управление, причем открытым и дерзким неповиновением. Не желая разногласий с митрополитом Рязанским Павлом, святой Митрофан не стал их удерживать. Толшевская обитель опустела и была окончательно причислена патриархом Иоакимом к Воронежской епархии, после чего началось ее возрождение.

Ни один проступок – инока или мирянина – не был им оставлен без внимания, но всегда провинившемуся давалась возможность пересмотреть свои деяния, – святитель обращался к его совести, веря, что нет души, которая не могла быть вновь повернута к Богу раскаянием и покаянием. Он тщательно следил и за уставной жизнью иноков, за соблюдением благочестивого и добродетельного бытия как первого примера всем прочим, достойного тех, кто посвятил себя жизни с Богом, в первую очередь мирянам. Он говорил: «Простец, согрешивший за свою едину душу, ответ даст Богу, а иерей - за многих паствы своей».

Среди паствы святитель Митрофан укреплял мысли о том, что брачный союз – свят, что дети не должны вступать в брак без родительского благословения. В петровские времена чистота нравов в обществе была изрядно поколеблена увеселениями самого царя, с которым святитель сблизился более, чем обычно сближались архипастырь и государь. Петр строил флот, чтобы открыть путь к Черному морю и Азову. Потому река Воронеж вместе с городом и другими, близкими к нему поселениями стали огромной корабельной верфью. Жителей привлекли к строительству, но среди них не было знатоков корабельного дела, потому сюда же царем были выписаны корабельники-иноземцы, большей частью протестанты, посмеивавшиеся и над местной верой, и над местными нравами, которые казались им почти дикарскими.

Для народа труды, которые были положены царем лишь ко благу государства, казались непонятными и непосильными, многие болели, умирали, в работниках рос тихий ропот недовольства, и святитель Митрофан всеми силами стремился поддержать усердие царя-реформатора. Историки тех лет пишут: «Когда великий государь, устрояя в Воронеже верфь корабельную, сооружал флот, к поражению турок и к отнятию у них Азова <…>, тогда сей архиерей от избытка, так сказать, усердия своего к государю и отечеству в простых, но сильно над сердцами народа действующих поучениях возносил хвалами намерения государевы и увещевал трудящихся в работах и весь народ к ревностному содействию отеческим попечениям монарха». В ответ святой епископ получал от него особое сердечное августейшее расположение, подтвержденное царскими дарами святителю. Святитель Митрофан за великие труды, которые полагал Петр для укрепления мощи и влияния государства Российского, также относился к царю с любовью и уважением. Прирастала и Воронежская епархия, становясь все более цветущей и прочной.

О степени уважения к старцу царя свидетельствует любопытный исторический факт, указывающий на глубокую привязанность Петра к святителю. В апреле 1699 года Петр ушел с флотом под Азов – необходимо было сопроводить российского посла в Турции Украинцева. Тогда же святитель тяжко заболел и уже не чаял, что встанет с постели, а потому пожелал облечься в схиму. Патриарх Адриан в ответ отписал, что оставляет решение за епископом, но тот должен помнить, что, вступая в схиму, он будет должен оставить митрополичью кафедру и уже не сможет править паствой, блюсти ее благочестие и заботиться о нуждах.

В середине сентября возвратился государь, навестил занедужившего митрополита. Они отобедали, и за трапезой святой Митрофан поведал государю, что собирается принять схиму, но тогда уже не сможет далее занимать Воронежскую кафедру. Царь был этим огорчен и уговорил святого отложить свое решение. На следующий год император снова прибыл в Воронеж на престольный праздник Благовещения. После литургии Петр и его свита были у епископа на обеденной трапезе. Такие визиты стали почти традицией, но один из них был отмечен своеобразной размолвкой.

Государь в один из приездов пригласил святителя к себе во дворец, и тот отправился пешком. Войдя в дворцовые пределы, он увидел украшавшие царские владения изваяния греческих богов. Он тут же повернулся и ушел. Когда о том, что святитель не явился, пренебрегая царским желанием, доложили Петру, царь вторично потребовал, чтобы святитель явился ко двору, но тот, даже зная петровский нрав, скорый на гнев и расправу, бесстрашно ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». Конечно, Петр I разгневался и велел передать ему: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни», на что получил ответ, достойный каждого из прославленных в веках отцов Церкви: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».

Под вечер заблаговестил большой соборный колокол. Праздника на другой день не было, и царь повелел выяснить у святого епископа, по какому случаю благовест. Ответ последовал тут же: «Поскольку мне от Его Величества сказана смерть, того ради я, яко человек грешный, должен пред смертию своею принесть Господу Богу покаяние и испросить грехов своих прощение соборным молением, и для сего я назначил быть всенощному бдению». Получив ответ, Петр рассмеялся и сказал, что святителя прощает, а благовест стоит прекратить, дабы не «тревожить народ необыкновенным звоном». Кстати, и статуи были убраны. Если взять в расчет упорство царя в деле нововведений, то видно, как велико было его уважение к святому митрополиту. Разногласия с царем могли возникнуть и на почве общения святителя с иноземцами, состоявшими на государевой службе. Но, признавая полезными их знания, оказывая им и помощь, когда это было необходимо, он ни в коем случае не шел на компромисс, когда дело касалось духовно-нравственных критериев.

Расположение Петра к святителю Митрофану упрочивалось. Странно, но нигде в художественной литературе, в кинематографе, где петровская эпоха представлена достаточно широко, личность святителя Митрофана практически не прописана достойно пастыря, равного по величию многим государственным мужам того времени. Еще один пример такого государственного подхода со стороны святителя Митрофана: в 1700 году началась шведская война, и, возможно, в ту предвоенную встречу государь сказал святителю о стесненности в средствах. Святой Митрофан, видевший истинную подоплеку всех петровских деяний, которые со стороны могли показаться слишком тираническими и жесткими, помогал царю чем мог и тут же отправил «на жалованье ратным людям морского воинского флота на Воронеже» 4000 рублей из митрополичьей казны. Царь был весьма признателен: «И ты б, богомолец наш, преосвященный Митрофан епископ, сию нашу царского величества милость к себе за твое вышеупомянутое радение ведал; по тому ж и впредь имел надежду». Еще одно вспомоществование в 3000 рублей святитель Митрофан переслал царю в Воронежское адмиралтейство, когда шведская война, поначалу неудачная для Государства Российского, съела многие средства, и царь повелел, следуя насущной нужде в том, перелить церковные колокола на пушки. В литературе факт переливки был представлен как предосудительный со стороны духовенства. Однако, опять же, было предано умолчанию сочувственное и понимающее участие святого епископа Митрофана, который, осознавая необходимость вооружения российской армии, просто изыскал необходимые средства для решения важного стратегического вопроса.

Последняя встреча государя-реформатора и святителя состоялась в феврале 1702 года. Более они не виделись, но великий угодник Божий святой Митрофан заповедал и за гробом молиться о величайшем из русских царей. Есть свидетельство, что после упокоения святитель пришел в видении одному из почитавших его со словами: «Если хочешь быть мне угодным, молись об упокоении души императора Петра Великого».

В 1703 году святителя не стало. В начале августа его постигла тяжелая болезнь, он знал о приближении кончины и принял ее с подобающим праведнику достоинством. Его духовное завещание, составленное им лет за пять до упокоения, точно отражает его подвижническое состояние души, которое было неизменным во все годы его служения Богу. Вручая душу свою Господу, он благодарил Его за то, что родился в мир сей. Свою паству и священный чин он молил охранять себя от «всяких дел нечистых», следуя «заповедям Господним». Его пастырская забота о Воронежском престоле выражается в просьбе ко всей Церкви и наследникам престола о прощении. Сам он с любовью даровал полное прощение и благословение всей пастве – и священникам, и мирянам, дабы и Господь даровал ему полное Его прощение. Никого не забыл святой епископ Митрофан прощальным своим словом – ни паству, ни судей, ни любого из людей.

После подробно описанных наставлений об упокоении сердечно-трогательно звучат последние слова духовного завещания святого Митрофана, митрополита Воронежского: «Все оставшиеся люди епархии нашей, всякого чина и возраста! От вас святые молитвы смиренно прошу и от всех вас прощения прошу, а вам благословение мое архиерейское оставляю; меня же грешного самого Божиему вручаю милосердию и непостыдному предстательству Госпоже моей Пресвятой Деве Богородице Марии и Ангелу своему хранителю и всех святых, благоугодивших Богу, молитвам, вопия и глаголя Богу, Отцу нашему Небесному: Отче, в руце Твои предаю дух мой, аминь».

19 августа 1703 года болезнь приняла необратимую форму. Предчувствуя скоропостижный уход, святитель был пострижен в схиму, о чем давно мечтал, с именем Макарий в честь преподобного Макария Унженского. За оставшееся ему время епископ составил полное распоряжение по средствам епархии, полностью приготовился к тому, чтобы отойти к Богу, и повелел похоронить себя не в митрополичьем, но в схимническом облачении, ибо все годы в его активном участии в государственной жизни России в душе он оставался схимником, жившим прежде всего наедине с Богом.

Святитель почил 23 ноября 1703 года в шестом часу вечера, погребали его 4 декабря. На погребение прибыл царь Петр. Отпевали святителя не по архиерейскому, а по монашескому чину, и пели певчие царя, прибывшие вместе с ним. Когда духовенство поднимало гроб на плечи, государь громко произнес: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем его тело сами», первым подставил плечо и донес вместе с иными гроб до усыпальницы. Это было проявление беспрецедентного уважения, которое сохранялось в архиерейских погребениях до 1773 года. По окончании панихиды, обращаясь ко всем, царь громко сказал: «Не осталось у меня такого святого старца». Наверное, в российской истории не было такой великой духовно-сердечной связи между духовным пастырем и сувереном, какая была между великим святителем и великим императором, объединенными величайшей любовью к России.

Прославление всецерковное святителя Митрофана произошло в 1832 году. Весной 1831 года велась поправка уже третьей постройки Воронежского кафедрального собора. Когда разобрали церковный помост, открылся склеп с отверстием. Через него далее открылся гроб с ветхой крышкой, где сохранились в нетлении мощи святого Митрофана. Об обретении мощей в 1832 году было донесено царю Николаю Павловичу, мощи были освидетельствованы, и все указания в сумме: духовное завещание святителя, записка об исцелениях от гроба, свидетельство о нетленности мощей – все вместе подвигло Святейший Синод принять скорейшее решение о всецерковном прославлении святого. Была образована комиссия из высоких духовных лиц, по окончании трудов которых в докладе государю было установлено, что мощи Воронежского епископа Митрофана, в схимонахах Макария, признаются святыми; потому следует вновь перенести их в кафедральный Благовещенский собор для всеобщего поклонения; службу отправлять общую, пока не будет составлена одобренная Синодом специальная служба; память святителя праздновать 23 ноября – день преставления.

Перенос мощей вылился в незабываемые торжества при огромном стечении народа и прибывших на празднование этого события представителей высокого духовенства. Когда на лентионах мощи святителя понимались из места, где покоились 128 лет, весь присутствующий люд опустился на колени. Поднятые из могилы мощи были положены в новую раку, изготовленную из кипариса. Семь дней, с 7 по 14 августа, в Архангельском соборе архиепископом Воронежским Антонием совершались торжественные богослужения и молебны при честных останках святителя. В эти же дни весьма увеличилось число исцелений и чудес от его гробницы.

Николай I прислал золотой покров на раку святителя, а на сороковой день после открытия мощей сам пожаловал в Воронеж для поклонения мощам святого.

Значение иконы

Значение иконы, написанной иконописцем Мариной Филипповой по каноническому списку, содержится в тех чудесах, которые последовали за упокоением святителя. После обрушения Благовещенского собора, по повелению епископа Воронежского Пахомия, честные мощи святителя Митрофана были перенесены в храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». По окончании постройки нового кафедрального собора в 1735 году их погребли в правом его крыле, причем мощи оставались нетленны, что окончательно убедило всех в том, что Митрофан, епископ Воронежский, был святым Божиим угодником на земле.

С 1830 года к гробу стало притекать все больше паломников, и количество свидетельств о чудесах и исцелениях от гроба все более возрастало. Об этих событиях было донесено Святейшему Синоду, коим было предписано внимательное наблюдение за подобными явлениями. О каждом таком событии составлялась особая записка, всего императору Николаю I было предоставлено 99 записок.

Мы расскажем об одном – об иконописном создании образа епископа Воронежского Митрофана. Воронежский купец Гарденин, который получил великую помощь от святого, как-то обрел прижизненный портрет святого. Гарденин очень хотел иметь его портрет и просил любителя-художника Швецова снять с оригинала копию. Но изображение за давностью лет было весьма истерто, и Швецов, также весьма почитавший святителя, отказался от этой работы в нежелании исказить черты святого пастыря. Его убеждал сделать такую копию и Воронежский святитель Антоний (Смирницкий) и, когда все прочие аргументы были исчерпаны, сказал ему: «Не сомневайся: ты увидишь святителя наяву или во сне». Швецов искренне проникся словами святителя Антония, весь день молился Господу и ночью во сне увидел лик святителя Митрофана, но нечетко, а затем в воссиявшем свете узрел старца уже отчетливо и поспешил его запечатлеть.

По этому изображению был создан и канонический его образ. Мудрый, добрый и строгий старец смотрит на нас с его иконы, ожидая всех, кто придет к нему за молитвенным заступничеством перед Богом, но при одном условии – чтобы просьба была чиста и благоугодна Богу. И если мы уверены в том, что просим святого с любовью и верой сердечной о деле чистом и честном, будьте уверены, все исполнится - угодники Господни не оставят нас своим попечением, ибо «Дивен Бог во своих святых».

Многочисленны святые, чьи подвиги явил Господь в поддержку всем верующим. Молитва Митрофану Воронежскому помогает всякому в житейских делах и телесных недугах. Что же это был за великий святой, чем особенно известен?


Наставник царя

Прежде чем достичь высокого положения, юноша прошел обычный жизненный путь. Родился он в одном из сел Московской области в 1623 г. По отцовской линии предки его были священниками, поэтому воспитание Михаил получил соответствующее. У него была семья, но жена скончалась. Тогда он решил стать монахом, как было принято в те времена у благочестивых людей. После пострига и получил имя Митрофан. Благодаря чистой строгой жизни получает большое доверие священного начальства.

  • Становится игуменом своего монастыря.
  • Управляет множеством храмов (около 100).
  • Рукоположен в сан епископа.

Митрофан Воронежский был очень хорошо знаком с Петром I. Хотя тот был известен своей нелюбовью к попам, но старца очень уважал. В свою очередь, он поддерживал начинания царя по поводу строительства флота. Молитвами и трудами архиерей восстановил порядок на вверенной ему обширной территории. Она находилась на периферии, раньше высокое духовное начальство здесь редко появлялось.


Почитание и духовное наследие

Историки недооценивают тот вклад святителя Митрофана Воронежского, который оказывал мощное влияние на умы своих современников. Он был настолько цельной личностью, что даже не побоялся царского гнева. Однажды архиерей отказался принять приглашение Петра, потому что тот установил во дворе статуи языческих богов. Разгневанный монарх пригрозил непокорному смертью, но это не испугало святого. В итоге скульптуры были убраны и воцарилось прежнее взаимопонимание.

Святой составил свое духовное завещание за несколько лет до смерти. В нем изложены советы о том, как следует проводить жизнь, чтобы заслужить милость Божию. Он завещал духовным чадам:

  • молиться об умерших,
  • всегда хранить между собой мир,
  • уважать тех, кто стоит у власти,
  • соблюдать заповеди Божии.

Скончался в возрасте 80 лет после болезни. Сам Петр прибыл на похороны и нес на плечах его гроб, оплакивал кончину праведника, говоря, что больше не встретит в жизни такого святого человека.

После обретения мощей начали происходить чудеса на могиле праведника. В 1832 г. он был признан святым, были установлены дни памяти. Святителю Митрофану Воронежскому принято молиться о работе, о детях, о духовном возрастании. Мощи его покоятся в Воронеже, в Москве и Санкт-Петербурге освящены храмы во имя святого.


Молитва о детях - текст

«Святителю отче Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою с верой к тебе притекающим, уверившиеся, яко имаше велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим святую память Твою и ycepднo к тебе прибегающим, богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Духе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною поклоняются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих.

Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от православныя Церкве обратят в святыя недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаивающихся и исправившихся утвердят в святости жизни: и тако всех ведут указанным от Него путем в уготованное вечное царство Его.

Ей святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесам нашим: да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь».

Молитва Митрофану Воронежскому о сыне

«О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь».

Молитва Митрофану Воронежскому - о работе и детях was last modified: Июль 7th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

В храме Иоанна Богослова находится мощевик , где хранятся частицы мощей Святых. Среди них есть частица мощей Святителя Митрофана Воронежского.

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой — молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Святителю молятся о достойном занятии для взрослых детей, о благосостоянии их в обществе.

Тропарь, глас 4-й:
Правило веры и образ кротости словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. Темже и во светлостех святых солнца светлейши возсиял еси, венцем нетления и славы украшаем, моли Христа Бога стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак, глас 8-й:
Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворив. Святительскою одеялся еси одеждою, яко венец священства, и ныне, всех Владыце предстоя, моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

МОЛИТВЫ:

Святителю отче Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою с верою к тебе притекающим, уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим- святую память твою и усердно к тебе прибегающим, богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Духе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих. Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от Православныя Церкве обратят в святые недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаявшихся и исправившихся утвердят в святости жизни; и тако всех введут указанным от него путем в уготованное вечное Царство святых Его. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков . Аминь.

О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся. Пастырем ея да даст Господь святую ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити, неведущия наставити, сомнящияся вразумити, отпадшия от Православныя Церкве к ней возвратити, верующия в вере соблюсти, грешныя на покаяние подвигнути, кающияся утешити и во исправлении жизни утвердити, и тако вся люди ко уготованному вечному Царству святых Его привести. Умоли Господа, угодниче Христов: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезенный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Всем же в державе людем да дарует благий Бог наш мир, тишину, безмятежие и изобилие плодов земных, паче же ко исполнению заповедей Его тщание нелено-стное; и да избавит царствующия грады, град сей и вся иныя грады и веси, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь. Молитва вторая О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков.