Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

История как наука. Историография как наука

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей.

Предметом истории являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.

В результате изучения предмета истории студент должен приобрести комплексное знание процесса формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития общества как части всемирной истории человечества, но со своими особенностями.

В сущности, история - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Сложная современная российская действительность ярко показывает, что все общественные движения России стремятся обосновывать свои действия ссылками на историю. В истолковании исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну сторону общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, политологи, социологи и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

Историческое знание складывалось постепенно, по ступеням развития человечества. Для появления исторических представлений необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. В древности было архаическое сознание - объяснение явлений природы и общественной жизни действиями сверхъестественных сил. Это отражалось в мифологии. Важным условием созревания истории как отрасли знаний явилось утверждение представлений о линейном времени, хронологии. На высших ступенях развития человечества исторический процесс стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности различных сфер общественной жизни.

Поэтому формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. Учебные программы, методика получения образования в системе высшей школы дают возможность студенту овладеть научными знаниями истории.

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово "история" часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты.

Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

1. Объект и предмет науки истории, ее место в системе исторических наук.

2. Теория и методология исторической науки.

3. Принципы изучения исторических фактов.

4. Сущность, формы и функции исторического познания.

5. Этапы развития исторической науки. Основные направления современной исторической науки.

6. Варианты периодизации истории.

Ключевые понятия и термины: история, гуманитарные дисциплины, этнография, археология, вспомогательные исторические дисциплины (хронология, палеография, дипломатика, нумизматика, метрология, флаговедение, геральдика, сфрагистика, эпиграфия, генеалогия, топонимика, краеведение, источниковедение, историография), специально-исторические методы исследования, письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные исторические источники, методология, принцип историзма, идеалистическое и материалистическое понимание истории, цивилизация.

Лекционный материал

1. Объект и предмет науки истории, ее место в системе исторических наук.

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ.

История это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках . Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история – наука многоотраслевая , она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания , а именно:

· истории экономической;

· политической;

· социальной;

· гражданской;

· военной;

· государства и права;

· религии и т.д.

К историческим наукам относятся также этнография , изучающая быт и культуру народов, и археология , изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и т.д., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта :

· история мира в целом (всемирная или всеобщая история);

· история континентов (например, история Азии и Африки);

· история отдельных стран и народов или группы народов (история России).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины , имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом:

· хронология – изучает системы отсчета времени;

· палеография – рукописные памятники и старинное письмо;

· дипломатика – исторические акты;

· нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;

· метрология – систему мер;

· флаговедение – флаги;

· геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;

· сфрагистика – печати;

· эпиграфия – надписи на камне, глине, металле;

· генеалогия – происхождение городов и фамилий;

· топонимика – происхождение географических названий;

· краеведение – историю местности, региона, края;

· источниковедение – значительная вспомогательная историческая дисциплина, исследующая исторические источники;

· историография – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из 15-ти тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием и литературоведением . В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. На современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел , например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология и др.

2. Теория и методология исторической науки

Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах .

Метод это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более 2-х тысячелетий назад возникли 2 основных подхода в исторической мысли , которые существуют и поныне:

1. Идеалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

2. Материалистическое понимание истории. Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для российской школы – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественный исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют специально-исторические методы исследования:

- хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

- синхронный – предполагает одновременное изучение различных событий, происходящих в обществе;

- дихронный – метод периодизации;

- историческое моделирование;

- статистический метод.

3. Принципы изучения исторических данных

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

Основные научные принципы:

1. Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

2. Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

3. Принцип социального подхода (или принцип классового, партийного подхода) предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

4. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

3. Сущность, формы и функции исторического знания

История выполняет несколько социально значимых функций.

1. Познавательная, интеллектуально развивающая , состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Практически-политическая функция , сущность которой состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

3. Мировоззренческая функция. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

4. Воспитательная функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм ; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.

5. Этапы развития исторической науки. Основные направления современной исторической науки.

Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.

1. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов . Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм – идея о том, что «то, что было раньше, – лучше, чем сейчас». Так, древние индийцы считали, что «золотой век» человечеством уже пройден, а впереди – только тяжелый труд и всевозможные испытания.

Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов . В целом история человечества представлялась как проявление воли божества: Рок определял судьбу народов.

Древнегреческий философ Эпикур (341-270 гг. до н.э.) считал, что развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев.

Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродота, Фукидида и Полибия. Греческого историка Геродота (между 490 и 480 – ок. 425 г. до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн».

Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 гг. до н.э.) автор «Истории», включающей 8 книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии .

Великим античным историком был Полибий (ок. 200 – ок. 120 гг. до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 г. до 146 г. до н.э.

В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 г. до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.

2. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии , поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 гг. или 594 г.) – автора «Истории франков» в 10-ти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства». Выдающимися историками были Рауль Глабер (985 – ок. 1047 гг.) и Михаил Пселла (1018 – ок. 1078 г.).

На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX – начало Х вв.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.

В эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени изучение истории человечества получило новое развитие. Засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» (1513 г.) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.

3. В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого . Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668-1774 гг.) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из 3-х эпох:

· Божественная эпоха (безгосударственное состояние, подчинение жрецам);

· Героическая эпоха (аристократическое государство);

· Человеческая эпоха (демократическая республика или представительная монархия).

А. Тюрго (1727-1781 гг.) – французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист – считал, что историю общества движет человеческий разум . Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106-43 гг. до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха . Однако в целом западноевропейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений, т.е. Нового времени , несмотря на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистических позициях . Для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (хотя и метафизически), они в изучении истории оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупнейшими ее представителями на Западе были Ф. Гизо (1787-1874 гг.), О. Тьерри (1795-1856 гг.), Ф. Минье (1796-1884 гг.), М. Генри (1818-1881 гг.), Т. Карлейль (1795-1881 гг.), М. Маколей (1800-1859 гг.). Французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы , в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства . В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776-1861 гг.) и В. Онкекн создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).

Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания действительности как изменяющейся во времени, развивающейся и появление марксизма. Исторический метод (принцип) признавали до К. Маркса представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770-1831 гг.). Однако последовательно принцип историзма был разработан К. Марксом (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление. Маркс и Энгельс писали: «Мы знаем только одну единственную науку - науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».

Историческая мысль Востока в XVII-XIX вв. переживает упадок ; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам – и по содержанию работ, и по их форме.

В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории . Это 7-томная «История Российская» В. Н. Татищева (1686-1756 гг.), «История Российская» М. М. Щербатова (1733-1799 гг.) в 20 книгах.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н. М. Карамзин (1766-1826 гг.). Его главный труд – «История Государства Российского», написана простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева (1820-1879 гг.), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817-1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841-1911 гг.). Специалистом по всеобщей истории был Т. Н. Грановский (1813-1855).

4. Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития . Следует назвать англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975), американца Уолта Ростоу (род. 1916 г.), Макса Вебера (1864-1920 гг.), Марка Блока (1886-1944 гг.), Алвина Тофлера (род. 1928 г.) и др.

Среди наиболее известных российских историков Новейшего времени были Ф. Платонов (1860-1933 гг.), М. Н. Покровский (1868-1932 гг.), Е. В. Тарле (1876-1955 гг.), В. В. Струве (1889-1965 гг.), С. Д. Сказкин (1890-1973 гг.), Е. А. Косминский (1886-1959 гг.), М. В. Нечкина (1901-1985 гг.), И. Д. Ковальченко (1928-1995 гг.), А. Нарочницкий, М. Н. Тихомиров (1893-1965 гг.), С. В. Бахрушин (1882-1950 гг.), М. А. Барг и др.

В 1950-е гг. Академия наук СССР подготовила и издала 13-томную «Всемирную историю». В 1990-е гг. вышло 24-томное издание «Всемирной истории».

6. Варианты периодизации истории

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на 5 периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга , в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель . При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации, о чем будет говориться дальше.

Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878 гг.), который делил историю на 3 периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство .

Русский ученный Л. И. Мечников (1838-1888 гг.) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

К. Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства или формационную концепцию . В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

Западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование «циклов» - круговорота локальных цивилизаций . Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби . Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.

Выделяются 3 основных типа цивилизации

1. Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени . К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, – в Австралии, Африке, Америке, Сибири.

2. Восточный тип цивилизации (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые, не будучи связанными друг с другом, опираются на сильную централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно.

3. Европейский (прогрессивный) тип цивилизации . В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства . В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 1960-е гг. разработал теорию стадий экономического роста . Тогда он выделил 5-ть стадий экономического роста:

1. Традиционное общество;

2. Период предпосылок или переходного общества;

3. Период «взлета» или сдвига;

4. Период зрелости;

5. Эра высокого массового потребления, идеальным типом который стал «английско-американский образец»;

6-у стадию Ростоу дополнил в 1970-е гг. – на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и

Общепринятой периодизацией является следующая:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Общепринятым стало деление исторического пути человечества на:

1. Первобытную эпоху;

2. Историю Древнего мира;

3. История Cpeдних веков;

4. Новое время (Новая история);)

5. Новейшее время Новейшая история).

Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн. лет. На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа (около 40-30 тыс. лет назад), постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.

Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения государств (IV-ІІІ тыс. до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение). Рacцвет рабовладельческий строй достиг в период античности (І тыс. до н.э. – начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима .

В последние годы определенную известность приобрели попытки математика Д.Т. Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историками многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты. В частности, они предлагают считать, что писаная история человечества была искусственно удлинена более чем на тысячелетие. Речь, однако, идет лишь о предположении, которое не получило признания большинства историков.

Эпоху Средневековья определяют временными рамками V–XVII вв.

І-й период эпохи (V-XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений - утверждение сословного строя в Европе (каждое сословие имеет свои права и обязанности). Характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

ІІ-й период (середина ХI – конец XV в.) - становление крупных феодальных государств и рост значения городов - центров ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

ІІІ-й период (XV – середина XVII в.) - раннее Hoвое время, начало разложения феодального строя. Характерно создание колониальных империй, развитие ТДО, распространение мануфактурное производство, усложнение социальной структуры общества, вступающей в противоречие с сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют новый этап дyховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютные монархии.

Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» ( Э. Тоффлер) не разгpаничиваются , они рассматриваются как «тpaдиционное общество», основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики была земля, натуральное и полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство. Во всех этих странах жизнь была организована вокpyг деревенского поселения, существовали простое разделение труда и четко определенные касты и классы: знать, священники, воины, рабы или крепостные и авторитарный характер власти.

Исключения из описанных выше правил рассматриваются как особые варианты единственнoгo феномена - аграрной цивилизации.

Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения промышленной капиталистической цивилизации.

І-й период (с середины XVII в.) - время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.). Большое значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением веры в силу разума.

ІІ-й период наступает после Великой французской революции (1789-1794). Промышленный переворот , начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.

ІІІ-й период (с конца XIX - начало ХХ в.) - замедляется бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Время мировых кризисов перепроизводства и роста социальных противоречий в промышленных странах. Обострение борьбы за передел мира.

Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Показателем представлялась І-я мировая война 1914-1918 гг. и революция 1917 г. в России.

Периодизация и термин Новейшая история относятся к числу спорных в современной науке. Для советских историков и философов революция 1917 г. знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нaступление Новейшегo времени. Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpeмя» подразумевали период, связанный с историей современности ХХ в.

В рамках истории Новейшего времени выделяется ІІ основных периода.

І-й период (первая половина ХХ в.) - раннее Новейшее время - процесс углубления кризиса индустриальной цивилизации (Великий кризис 1929-1932гг.) поставил на гpaнь краха экономику развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко ІІ-й мировой войне 1939-1945 гг. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью человечеству.

ІІ-й период (вторая половина - конец ХХ в.) - качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира. С распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального тpyда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. На международной арене идут интеграционные процессы, создание единых экономических пространств (западноевропейское, североамериканское), развитие процессов глобализации экономической жизни и создание общемировой системы информационных коммуникаций.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.

3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?

Историография как научная дисциплина. Становление исторической науки в России

Генезис (происхождение и развитие) истории как науки изучает: описывает, и объясняет специальная научная дисциплина – историография.

Отечественные историографы считают, что русская историческая школа прошла в своем развитии два периода. Этап ее становления датируется второй половиной XII века – первой половиной XIХ века. Со 2-й половины XIX века русская историография существует как научное направление мировой исторической мысли .

В центре внимания русских историков того времени лежали, прежде всего, проблемы характера и движущих сил исторического процесса, происхождения Российского государства и крепостного права, роли самодержавия в жизни страны, периодизация русской истории, анализ и сценка ее ключевых событий.

Начальный этап развития русской исторической мысли представлен множеством исторических трудов, важнейшими среди вторых являются сочинения В.Н Татищева (его шеститомная «История Российская с самых древнейших времен», доведенная до 1577 г., была опубликована в 1768 – 1848 гг.) и Н.М. Карамзина (двенадцатитомная «История государства Российского», опубликованная в 1816 – 1829 гг. Этап становления русской исторической школы связан также с творчеством Ф. Поликарпова, П.П. Шафирова, Б.И. Куракина, Ф. Прокоповича, А.И. Манкиева э М.М. Щербатова (автора семитомной «Истории Российской от древнейших времен), М.В. Ломоносова (его «Древняя Российская история» была опубликована в 1751 – 1758 гг.) и многих других.

Выделение гражданской истории в самостоятельную область изучения истории в России связано с именем Петра I.Его указы 1703–1718 гг. положили начало государственному собиранию исторических материалов. В 1709 году Ф.Поликарповым была сделана первая, правда неудачная, попытка составления русской истории. С 1725 г, развитие исторической мысли проходил под эгидой Петербургской Академии наук. В ней работали приглашенные в Россию немецкие ученые Г.Ф. Байер и А.Л. Шлецер. Первый исторический журнал в России вышел на немецком языке. С именами Г.Байера, Г.Миллера и А. Шлецера связано возникновение т.н. «норманнской теории», согласно которой основателями Древнерусского государства, по данным «Повести временных лет» о призвании в Новгород князя варяжского происхождения, являются Рюриковичи. Конец 40-х гг. ХIX века – время, когда «норманнская теория» была сформулирована наиболее полно, характеризовался обстановкой национального возбуждения связанного с царствованием Елизаветы Петровны и победой над Швецией 1741–1743 гг. После недавнего поражения России в Северной войне теория, вполне имеющая право на существование в качестве одной из исторических концепций, была воспринята как унижающая русское национальное достоинство. Впоследствии ей нередко придавался определенный политический смысл: призвание варягов трактовалось как отсутствие начал государственности, свидетельство неспособности славянских племен к самостоятельному историческому развитию считалось обоснованием необходимости руководства Россией со стороны Запада (Германии).

Проблема норманнских (варяжских) политических и культурных влияний до сих пор остается одной из сложнейших в российской истории, Интересно, что В.0.Ключевский дискуссии вокруг «варяжского» вопроса считал праздной игрой в гипотезы, усилия, потраченные на его выяснение, – научно бесплодными. Разъяснение этого вопроса, по его мнению, не приведет к выяснению идеалов русской национальной и государственной жизни.

В.Н Татищев и Н.М.Карамзин в своих обобщающих трудах разработали цельную историческую концепцию отражающую уровень представлений ХVIII – первой половины XIX веков. Согласно этой концепции, ход истории определяется. сочетанием божественного предопределения (провиденциализм) и деятельности человека (монарха), его разумом, уровнем образованности, жизненным опытом. Самодержавие рассматривалось как наиболее совершенная форма государственного устройства. История России понималась как история самодержавия. Господство аристократии, по мнению Татищева и Карамзина, всегда приводило к ослаблению государства и установлению иноземного господства. Российское государство (и крепостное право как элемент общественного строя) порождены «естественным правом» и «общественным договором». До сих пор сохраняет свое значение предложенная Н.М. Карамзиным периодизация: разделение русской историк на «древнюю», «среднюю» и «новую». Исследователи провели кропотливую источниковедческую работу. Татищев подготовил к печати «Русскую правду» и Судебник 1550 г. В его руках находились уникальные материалы, позднее исчезнувшие (к примеру, «Раскольничья летопись»). Некоторые источники его труда до сих пор остаются неизвестными. Н.М. Карамзин в примечаниях, составляющих треть его труда, воспроизводит тексты источников, многие из которых сгорели во время пожара в Москве в 1812 году. Кстати, все эти люди не были профессиональными историками.

Так, Василий Никитич Татищев (1686 – 1750) был видным политическим деятелем, дипломатом, администратором, почувствовал необходимость в. исторических исследованиях при выполнении поручения Петра I по составлению географического описания России. Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) писатель, журналист, с 1603 г. по повелению Александра I занял при дворе пост «историографа». Ф. Поликарпов был редактором Печатного двора, историей занимался по указу Петра I. П.П. Шафиров – подканцлер, Ф. Прокопович – вице – президент Синода. М.В. Ломоносов обратился к истории по указанию Елизаветы Петровны.

В конце этапа становления в 20-е – 30-е гг. XIX века в русской историографии возникает «скептическая школа», представители которой поставили под сомнение подлинность древних русских письменных источников. По их мнению, древние письменные источники восточных славян (такие как договоры Руси с греками; русские летописи, в том числе «Повесть временных лет»; «Русская правда» и др.) не могли возникнуть в IX – XI веках в условиях примитивного строя. Они были созданы в Новгороде в ХШ – ХIV вв. по германским образцам и поэтому их нельзя признать достоверными. Весь период Киевской Руси «скептики» считали «баснословным».

Со второй половины XIX в. начинается второй этап развития русской исторической школы – отечественная историография существует как научное направление мировой исторической мысли . К началу XX века в нашей исторической науке складывается несколько научных школ (так называют направление, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов изучения). В их числе: школа С.М. Соловьева, школа В.0. Ключевского. Происходит процесс специализации исторической науки в самостоятельную область, выделяется история государственных учреждений и права (складывается «государственная», или «юридическая» школа , представители которой акцентировали первостепенное внимание на проблеме управления государством в чисто правовом аспекте).



Усложняются межпредметные связи: на стыке истории, социологии и естествознания работает Н.Я. Данилевский, предложивший принципиально новый концептуальный подход к истории – теорию культурно-исторических типов, которую он описал в своей книге «Россия и Европа» . Исторические исследования, выполняемые профессиональные историками, отличает обширная новая проблематика. Предметом исследования становится социальная история, история культуры, история народных и революционных движений (декабризма, рабочего, народнического и др.). Углубляются исследования местной экономической истории. Предпринимаются попытки постижения истории через призму индивидуальности, изучения психологии русского народа.

Историческая концепция С.М. Соловьева изложена в его «Истории России с древнейших времен» (доведена до 1775 г., двадцать восемь томов ее были опубликованы в 1851 – 1879 гг. последний 29-й том вышел посмертно). Внутренние процессы, по мнению С.М. Соловьева, являются главным двигателем истории. Для России это – колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взглядов правителей на собственность и характер своей власти. Именно-внутренние процессы приводят к образованию Московского государства, Причем», родовые отношения в связи с решающим влиянием географических условий сразу превратились в государственные. С.М.Соловьев выдвинул концепцию борьбы «родового» (темного) и «государственного» (светлого) начал в истории России. История страны, считал он, практически сводится к истории возникновения и развития государства, к истории его внутренней к внешней деятельности. Закрепощение крестьян рассматривалось им как вынужденная мера, вызванная природными условиями (суровостью климата, обширностью территории и т.п.) и государственными потребностями (необходимостью умножения войска). Этот период представлен также трудами А.Е. Преснякова, П.Н. Милюкова («Главные течения русской исторической мысли», 1896. «Очерки по истории русской культуры в трех томах» изданы в 1896-1903гг.) Н.П. Павлова-Сильванского («Феодализм в Древней Руси», 1907; «Феодализм в удельной Руси» , 1910), Н.А Рожкова., А.А Корнилова, Н.И. Костомарова(большую популярность имел его двадцать один том «Исторических монографии и исследований» и многих других ученых того времени.

Талантливейшим историком России является сын сельского священника Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911), академик истории и древностей русских, академик изящной словесности, ведущий лектор Александрийского военного училища, Московской Духовной Академии, Московских высших женских курсов, с 1879 г.– Московского университета. Его творческое наследие до сих пор вызывает глубокий и устойчивый интерес. Концепция исторического процесса в России В.0. Ключевского отражена в «Курсе русской истории в четырех частях», опубликованном в 1904-1910 гг. (его пятую заключительную часть В.О.Ключевский предполагал довести до сер.XIX в., но скомпоновать и отредактировать не успел). «Курс» представляет собой первую и до настоящего времени единственную попытку проблемного подхода к изложению российской истории. Все предшествовавшие ему русские историки, придерживались фактологического или проблемно-фактологического подхода. В.О. Ключевский признавал в принципе существование общих закономерностей исторического развития, но не видел возможности в ближайшем будущем их определить. Тайна исторического процесса, считал Ключевский В.О., заключена в его многообразии и изменчивых, счастливых или неудачных сочетаниях внешних и внутренних условий развитая. При учете экономического, социального и политического факторов приоритет В.О.Ключевский отдавал географической среде России. История России есть история страны, которая колонизируется. Анализируя процесс образования Московского государства, решающую роль он отводил сочетанию таких факторов как расширение территории и собирание власти в руках московских князей. Он не признавал феодализма на Руси, предложил свою периодизацию русской истории.

Итогом развития российской исторической мысли к началу XX века стало формирование различных исторических школ, выработавших самостоятельные концепции исторического процесса в России . Глубокое освещение получили проблемы истории самодержавия, происхождения российского государства и крепостного права, подробно изучено влияние географического фактора. Были поставлены проблемы, которые остались дискуссионными, острота споров вокруг которых определяется состоянием наличного фонда источников. Труднейшими вопросами, требующими разрешения, остается проблема расселения славян на территории Восточной Европы; проблема норманнских (или варяжских) политических и культурных влияний, проблема периодизации Древней Руси, проблема феодализма. Ряд вопросов социокультурного, психологического плана (менталитет россиян, к примеру) остались за пределами внимания русских историков. В целом же им удалось создать увлекательную, захватывающую картину нашего прошлого, погружение в которое раскрывает творческие способности личности, представляет богатую информацию для решения современных проблем.

Общие выводы

Textet TB-700HD

  1. Что такое история? Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.
  2. Периодизация мировой истории.
  3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса.

1. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ КАК НАУКИ:
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека" (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 9).

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление" . Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов . Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого ), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия "история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины .


Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного , история не рассматривалась еще долгое время . Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний . В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины , обладающей собственным предметом , предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем изучать историю как науку в развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса . Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории , как отдельной науки , специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс , т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" (В.О. Ключевский. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I. С. 14).

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая , она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта : история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин , разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала влияния и психологии . Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории .

Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний.

Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.

Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса . К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.

В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.

Целью изучения нашего курса является формирование убудущих специалистов системы знаний, закладывающих методологический фундамент исторического сознания, социального самосознания и установление связи с другими дисциплинами .

Главная задача курса - дать цельное представление исторического пути развития человечества, сформировать у студентов определенную систему теоретических представлений и знаний об исторических процессах в мире, показать единство и многообразие истории человечества, специфику различных цивилизаций, их типы, историю развития разных стран, народов, социумов, человека.

В то же время дать цельное представление об историческом пути развития российской цивилизации, выявить воздействие на нее мощных цивилизационно-формирующих потоков Запада и Востока, определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом других народов.

Важнейшими задачами изучения данного курса также являются : активизация познавательной деятельности студентов, обучение их методам рационального объяснения исторических феноменов, способам их понимания, а также выбору личностных ориентаций, сознательного поведения и деятельности.

Данный курс относится к дисциплинам общекультурной подготовки . Он является обобщающим, синтезирующим и выполняет несколько социально-значимых функций : познавательную (интеллектуально-развивающую), мировоззренческую, практически-политическую, воспитательную.

Познавательная (интеллектуально-развивающая) функция состоит прежде всего в конкретном изучении исторического пути развития человеческого общества (истории мировых цивилизаций), в теоретическом обобщении фактов и событий, а также в выявлении главных тенденций истории развития мировых цивилизаций и их особенностей, нашедших отражение в исторических источниках.

Мировоззренческая функция состоит в том, что мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития может быть научным только тогда, когда опирается на объективную реальность, то есть исторические факты. История мировых цивилизаций, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором базируется наука об обществе. Одним из важнейших мировоззренческих аспектов изучения курса является формирование историзма мышления, ибо он приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития.

Практически-политическая функция состоит в том, что история, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития человеческого общества, помогает выработать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса народов к своей истории. История призвана облегчить обществу и человеку самоосознание и показать пути к самоусовершенствованию. Прошлое не уходит бесследно, у него нет границ, его нельзя отменить. Забвение его - трагедия для последующих поколений, ибо человеческое общество не может развиваться без духовного наследия. Без него оно обречено на деградацию.

Воспитательная функция способствует формированию гражданских качеств, помогает осознать такие категории, как честь, долг перед обществом, добро и зло и в целом морально-нравственные ценности человечества в их развитии.

Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.

1. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм – идея о том, что «то, что было раньше, – лучше, чем сейчас». Так, древние индийцы считали, что «золотой век» человечеством уже пройден, а впереди – только тяжелый труд и всевозможные испытания.

Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история человечества представлялась им как проявление воли божества: Рок определял судьбу народов.

Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев.

Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродота и Фукидида. Греческого историка Геродота (между 490 и 480-ок. 425 до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн».

Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 до н.э.

В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.

2. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 или 594), Рауля Глабера (985 – ок. 1047), Михаила Пселла (1018-ок. 1078 или ок. 1096). Григорий Турский – автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства».

На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX – начало Х вв.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.

Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.

3. В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668-1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер.

Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). А. Тюрго (1727-1781) – французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист – считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106-43 до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха.

Однако в целом западноевропейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений, т.е. Нового времени, несмотря на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистических позициях. Для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (хотя и метафизически), они в изучении истории оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи».

Крупнейшими ее представителями на Западе были Ф. Гизо (1787-1874), О. Тьерри (1795-1856), Ф. Минье (1796-1884), М. Генри (1818-1881), Т. Карлейль (1795-1881), М. Маколей (1800-1859). Французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства.

В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776-1861) и В. Онкекн создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).

Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания и появление марксизма.

Исторический метод (принцип) подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся признавали до Маркса представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770-1831). Однако последовательно принцип историзма был разработан К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление.

Маркс и Энгельс писали: «Мы знаем только одну единственную науку - науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».

Историческая мысль Востока в XVII-XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам – и по содержанию работ, и по их форме.

В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686-1756), «История Российская» М.М. Щербатова (1733-1799) в 20 книгах.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766-1826). Его главный труд – «История Государства Российского», написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева (1820-1879), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817-1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841-1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н. Грановский (1813-1855).

4. Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Здесь следует назвать англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975), американца Уолта Ростоу (р. 1916), Макса Вебера (1864-1920), Марка Блока (1886-1944), Алвина Тофлера (р. 1928) и др.

Среди наиболее известных отечественных историков Новейшего времени Ф. Платонов (1860-1933), М.Н. Покровский (1868-1932), Е.В. Тарле (1876-1955), В.В. Струве (1889-1965), С.Д. Сказкин (1890-1973), Е.А. Косминский (1886-1959), М.В. Нечкина (1901-1985), И.Д. Ковальченко (1928-1995), А. Нарочницкий, М.Н. Тихомиров (1893-1965), С.В. Бахрушин (1882-1950), М.А. Барг и др.

В 50-е гг. Академия наук СССР подготовила и издала 13-томную «Всемирную историю». Сейчас выходят тома новой «Всемирной истории», задуманной как 24-томное издание. В 1996 г. вышло уже более 10 томов.