Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Глаголы 1 спряжения русский язык. Что такое спряжение глагола? Личные окончания глаголов


Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.

Что такое спряжение

Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.

В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).

По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.

У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.

Правила определения спряжений

Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.

Спряжение глаголов по личным окончаниям.

Глаголы первого спряжения:

Лицо Примеры
1 -у или -ю -ем рисую, шью, растем
2 -ешь -ете рисуешь, шьешь, растете
3 -ет -ут или -ют рисует, шьет, растут

Второе спряжение:

Лицо Окончание единственного числа Окончание множественного числа Примеры
1 -у или -ю -им куплю, держу, приготовим
2 -ишь -ите купишь, держишь, приготовите
3 -ит -ат или -ят купит, держат, приготовят

Глаголы с приставкой «вы-«

Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.

Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.

Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).

По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:

  • встретишь — встретить (завершённый вид);
  • встречаешь — встречать (незавершённый вид).

Спряжение глаголов по безударным окончаниям

Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.

Исключения

Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого. При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго. Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.

Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.

Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).

Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.

Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай. Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть. Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.

Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).

В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.

В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:

Гнать, держать,

смотреть и видеть,

дышать, слышать,

ненавидеть.

И зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

их “на –е-” спрягать нельзя.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.

Примеры и упражнения

Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.

Объяснение:

  • едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
  • гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
  • чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
  • тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
  • приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
  • ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
  • запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
  • спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).

Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.

Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.

Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.

Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.

Объяснение:

  • плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
  • лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
  • колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
  • носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
  • шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
  • строить — строю, строим, строят (2 спр.);
  • полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
  • лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
  • дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
  • ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).

Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.

Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.

Спряжение – основная категория глагола как части речи. В языкознании существует два понимания термина «спряжение глаголов». Спряжением глагола в широком смысле является его изменение по числам, лицам, наклонениям и временам. Спряжение в узком смысле – изменения глагола по лицам и числам. Необходимо уметь правильно определять спряжение каждого глагола, поскольку от этого напрямую зависит уровень грамотности. Нередко нужно точно выяснить тип спряжения глагола, чтобы правильно написать слово в конкретной форме.


Существует четкий алгоритм, благодаря которому можно верно определить спряжение глагола. Также важно запомнить ряд исключений, заучить все глаголы, склоняемые по-разному.

Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол в форму множественно числа третьего лица. Гласные в окончании слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.

Глаголы 1 спряжения имеют окончания –ут (-ют), 2 спряжения – -ат (-ят).

Например, к 1 спряжению относятся глаголы читают, поют, цветут, а ко 2 – висят, горят, лежат.

Очень важно запомнить: определить спряжение по окончанию глагола множественного числа третьего лица можно только в том случае, если на окончание падает ударение.

Если на окончание глагола ударение не падает, слово нужно перевести в неопределённую форму. Например: дышат – дышать. Начальная форма отвечает на вопрос «что делать», не имеет основных категорий. Она сохраняет только признак вида, а также по ней определяют возвратный ли глагол, переходный он или непереходный. Начальную (неопределённую) форму принято называть инфинитивом.

Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме –ить, относятся ко 2 спряжению.

Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.

К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, вить, гнить, жить, зиждиться, зыбить, лить, пить, почить, стелить, шить, -шибить (ушибить, ошибиться), а также все глаголы, которые от них образованы.

Ещё в школе все познакомились с лёгкой считалкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются наиболее распространёнными словами-исключениями из правила. Они не оканчиваются на –ить, но тоже относятся ко 2 спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова необходимо запомнить

Глаголы, имеющие ударную приставку «вы» требуют особого внимания. Для точного определения спряжения, приставку нужно отбросить. В тех случаях, когда окончания оказываются под ударением, по ним выясняют спряжение. Если окончание безударно, глагол ставят в неопределённую форму. Безусловно, приставку отбрасывают только тогда, когда слово употребляется без неё.

Существует группа разноспрягаемых глаголов смешанного типа: бежать, хотеть, чтить и все производные формы от данных слов. Они спрягаются по разным моделям, это необходимо запомнить.

Глаголы «бежать», «чтить», находящиеся в форме первого, второго лица, единственного числа нужно склонять как глаголы 2 спряжения. По модели 1 спряжения данные глаголы спрягаются в форме множественного числа, третьего лица. Возможны альтернативные формы чтут и чтят.

По модели 2 спряжения надо склонять глагол «хотеть» во множественном числе, а в единственном числе – как глагол 1 спряжения.

Архаичные окончания у глаголов «дать» и «есть».

Достаточно запомнить правила и выучить все слова-исключения, чтобы правильно определить спряжение глагола и грамотно излагать свои мысли, не допуская ошибок.

Ударным. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется по гласной в сильной позиции. Глаголы 1-го спряжения будут иметь окончания –ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или –ешь, например, «зовешь», «ведешь». Глаголы 2-го спряжения будут иметь окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, например, «горишь», «спят».

Если не имеет ударения в личном окончании, то его спряжение следует определять по инфинитиву, то есть по безличной форме. Если безличная форма оканчивается на –ить, следовательно, перед вами глагол 2 спряжения. Исключениями являются следующие : , стелить, зыбиться и зиждиться.

Ко второму спряжению также ряд с окончанием на –еть и на -ать: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, слышать, дышать, держать, гнать. Этот необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок. Все остальные глаголы без ударения в личном окончании являются глаголами 1 спряжения.

Кроме глаголов 1 и 2 спряжения различают и разноспрягаемые глаголы. Одни формы у них образуются согласно первому спряжению, а другие - согласно второму. Среди них такие глаголы, как хотеть, бежать, чтить, брезжить. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе образуется по правилам 1 спряжения, а во - по образцу второго.

Видео по теме

Обратите внимание

1)Глаголы спрягаются только в двух временах: в настоящем и будущем. 2)Все исключения необходимо запомнить. 3) В сложных глаголах спрягается глагол «быть», а смысловой глагол остается в безличной форме. 4) Глаголы «есть» и «дать» спрягаются по архаичному образцу

Источники:

  • 1 спряжение примеры
  • Урок № 5

Существует два понимания спряжения, широкое и узкое. В широком понимании спряжением называется изменение глагола по временам, лицам, числам и наклонениям. А в узком смысле спряжением называют изменение глагола по числам и лицам. Давайте посмотрим, как определить спряжение.

Инструкция

В выделяется два спряжения, различающиеся личными окончаниями. Глаголы с окончаниями -ем, -ет, -ете, -ешь, -ут, -ют относят к первому спряжению. Глаголы, оканчивающиеся на -ишь, -ите, -ат, -ят, -им, -ит относятся ко второму спряжению.

Существует алгоритм, помогающий без труда определить спряжение глагола. Во-первых, сначала следует определить, ли на окончание глагола . Если падает, получается, гласная в окончании данного глагола автоматически становится в сильную позицию. Если ударение на окончание не падает, то спряжение определяют по глагольной теме или по суффиксу. Если взять глаголы с безударным окончанием –ить, то все они относятся ко второму спряжению. К нему же относятся и исключения из правил: гнать, держать, видеть, смотреть, вертеть, обидеть, дышать, ненавидеть, слышать, зависеть, терпеть.

Все без исключения остальные глаголы, имеющие безударное окончание, относят к первому спряжению. К тому же спряжению относятся также некоторые глаголы см окончанием –ить. Только в этих глаголах звук «и» включен в состав , а чередуется он со звуками «э» и «й». Среди этих глаголов числятся: пить, шить, брить, бить, лить и прочие.

А вот глагол «стелить» а такой же форме используется лишь в инфинитиве, а его личные образовываются от глагола «стлать», который относится к первому спряжению.

Есть и разноспрягаемые глаголы. К ним относятся глаголы «хотеть», «бежать», а также их производные. Так глагол «хотеть» в единственном лице склоняется по образцу первого спряжения, а вот во уже по образцу второго.

Глагол «бежать» в единственном числе в форме 1-го и 2-го лица склоняют по образу первого спряжения, во всех остальных случаях – по образу спряжения второго.

Грамматическая категория – лицо служит для выражения отношения субъекта действия к говорящему. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Это основные характеристики глагола, которые надо уметь определять и отражать в морфологическом разборе.

Инструкция

Лица зависят от субъекта действия. Им может быть сам говорящий («я пишу»), тогда глагол употребляется в форме 1-го лица ед. числа. Действие, производимое группой лиц, среди которых находится говорящий, тогда выражается формой 1-го лица мн. числа («мы пишем»). Если действие производится одним собеседником, то глагол выступает в форме 2-го лица ед. числа («ты »), а если несколькими собеседниками или группой лиц – то 2-го лица мн. числа («вы пишете»). Действие, которое совершается тем, кто не является ни говорящим, ни собеседником, выражается 3-м лицом ед. числом («он/она пишет»), если же производители действия выступают в количестве больше одного, употребляется форма 3-го лица мн. числа («они пишут»).

Глаголы настоящего и будущего времени изъявительного наклонения представлены во всех шести формах. В прошедшем времени, а также в сослагательном наклонении показателями лица являются личные местоимения («я писал», «ты писал», «он/она писал(а)», «мы писали», «вы писали», «они писали»).

Что такое спряжение глагола, знает каждый грамотный человек. Но у многих до сих пор эта тема вызывает массу вопросов, ведь глагол является одной из самых загадочных частей речи, имеющей наибольшее количество морфологических признаков. О том, как в них не запутаться, расскажем подробнее.

Первое спряжение

Для того чтобы не ошибиться в правописании окончаний, необходимо знать, что такое спряжение глагола. Что понимают под этим понятием? Спряжением лингвисты называют изменение абсолютно всех глаголов по таким категориям, как лицо и число.

В зависимости от окончаний обычно выделяют два их типа, которые принято называть "первое" и "второе". Для того чтобы верно определить спряжение, ставят глагол в форму, именуемую инфинитивом, отвечающую на вопрос что делать (сделать)?

После этого сморим, на что оканчивается слово. Последние буквы «-оть», «-еть», «-ать», «-ять», «-ыть» говорят нам о том, что перед нами первое спряжение глаголов: слова полоть, болеть, думать, стрелять, намыть.

Как стоит поступить, если последним в слове будет такой постфикс, как «-ся»?

В словах бороться, ругаться, прогуляться нетрудно определить спряжение. Просто нужно отбросить суффикс «-ся», снова посмотреть, как оканчивается слово, и по тому же алгоритму определять спряжение. Слово бороться без постфикса оканчивается на «-оть», а значит, относится к первому спряжению.

Как в любом правиле, в этом тоже есть исключения. Слова брить и стелить принято относить к первому спряжению. Это связано с историческим изменением этих слов.

Второе спряжение

Для того чтобы отличить его от первого, нужно знать, как оканчиваются слова этой группы в неопределенной форме. Зная, что такое спряжение глагола, сделать это будет нетрудно. Инфинитивы, оканчивающиеся на «-ить» (кроме названных уже брить и стелить ) будут относиться ко второму спряжению: говорить, смешить, ловить, любить .

Не обращайте внимание на возвратный постфикс «-ся». Он абсолютно не меняет спряжения: молиться, хвалиться, строиться .

Однако здесь нужно быть осторожнее, эта группа глаголов имеет целых одиннадцать исключений: гнать, дышать, слышать, держать, терпеть, вертеть, зависеть, смотреть, ненавидеть, видеть, обидеть. Все они, несмотря на то что не оканчиваются на сочетание «-ить», также относятся ко второму спряжению. Эти глаголы необходимо выучить, в противном случае ошибки неминуемы.

Применение правила на практике

Теперь мы знаем, к какому спряжению относится глагол, если он стоит в неопределенной форме. Но зачастую в устной и письменной речи мы употребляем эту часть речи, поставленную в нужное лицо и число.

Например, перед нами глагол «думает». Он стоит в форме 3 л. единственного числа. Необходимо определить его начальную форму: что делать? Думать - оканчивается на «-ать», к списку перечисленных исключений не относится, а потому принадлежит первому спряжению.

Еще один пример - глагол «жить». Вроде бы все понятно: окончание «-ить», а потому спряжение второе. Но здесь стоит быть осторожнее: если поставить слово в форму множественного числа 3 лица, получится «живут».

Вспомним таблицу личных окончаний глаголов: если оно ударное, то к 1 спряжению отнесем слова с окончаниями -ет в единственном числе и -ут (ют) во множественном.
Ко второму определим с -ит (единственное число) и -ат (ят) во множественном.

Таким образом, мы видим, что слово «живут» имеет личное ударное окончание «ут», а потому отнесем его к первому спряжению.

Делаем вывод, что по инфинитиву будем определять в том случае, когда окончание в личном глаголе безударное. Стоит внимательно отнестись к этому, чтобы не допускать ошибок в правописании. В слове с ударным личным окончанием проблем с орфографией не возникнет: пекУт (1 спр.), молчАт (2 спр.).

Два спряжения в одном слове

Русский язык известен своей витиеватостью в области орфографии и морфологии. Казалось бы, мы назвали обе группы спряжений, выяснили, какие исключения есть в каждой из них, узнали окончание личных форм.

Но вот перед нами слово «хочет». Окончание «-ет» подсказывает нам, что это первое спряжение. Но стоит поставить его во множественное число, и получаем «хотят». Как известно, «-ят» относим ко второму. В чем особенность спряжения глаголов? В том, что некоторые из них имеют окончания и той, и другой группы. Такие слова называют разноспрягаемыми. Кроме глагола «хотеть» к ним относится слово «бежать», а также "чтить".

Теперь, зная, что такое спряжение глагола, вы без труда определите его. Уметь правильно это делать - значит, не допускать ошибок в правописании окончаний.

«Система изменения глаголов называется спряжением. В современном языке глаголы изменяются по наклонениям, временам (в изъявительном наклонении), лицам, числам и родам. Формы наклонения, времени и лица относятся к спрягаемым» (Современный русский язык. Под ред. Д.Э.Розенталя.- М., 1979. – Ч.1.- С.242).

«Спряжение – 1) изменение глагольных форм настоящего/будущего времени, а также повелительного наклонения по лицам, или – 2) более широко - изменение по наклонениям, временам, лицам» (Краткий справочник по совр. русск. яз. /Под ред. П.А.Леканта. –М., 1991. – С. 257).

«Спряжение – изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении) и наклонении» (Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979. – С. 325).

Спряжением (в широком смысле) называют тип словоизменения глагола в настоящем или будущем простом времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний. В зависимости от набора окончаний в формах настоящего или будущего простого времени все глаголы делятся (за небольшим исключением) на глаголы I и II спряжения. Нужно учитывать, что глаголы будущего простого времени имеют те же окончания, что и формы глаголов настоящего времени несовершенного вида, но отличаются своим значением; в словоизменении формы будущего простого описываются как формы настоящего времени.

Методика определения спряжения глагола следующая:

I этап. Поставить глагол в форму 3л. мн. числа:

если окончание - ут (ют), то глагол I спряжения

если окончание – ат (ят), то глагол II спряжения

Если окончание безударное, то

II этап. Поставить глагол в форму инфинитива:

Если глагол заканчивается на – а (ть), -о(ть), е(ть), то он I спряжения

(исключения: брить, стелить ).

Если глагол заканчивается на – и(ть), то он II спряжения

(исключения: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть ).

7.Вид глагола (несовершенный/совершенный); значение вида; видовая пара глагола: способы образования видовой пары; способ глагольного действия.

Категория вида – это в пределах глагольных форм «универсальная» категория, поскольку ею характеризуются все глагольные формы. Вместе с тем теория видов русского глагола, может быть, именно в силу своей «универсальности», - это один из наиболее трудных, спорных и неразработанных вопросов русской грамматики.



При специальном интересе к истории глагольного вида можно обратиться к книге академика В.В.Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (М., 1988), где дан подробный анализ взглядов русских и зарубежных лингвистов на категорию вида.

В результате длительных поисков общего содержания вида, в результате критического анализа мнений разных исследователей в современной лингвистической науке преобладают два определения общего содержания глагольного вида.

Первое определение связано с понятием внутреннего продела. Его придерживался В.В.Виноградов, оно легло в основу определения вида в ряде вузовских пособий. Вот что говорится в «Русской грамматике» (М., 1980) по поводу такого определения категории вида: «категория вида – это система противопоставленных друг другу двух рядов форм глаголов: ряда форм, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида).



Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости.

В глаголах совершенного вида достигаемый действием предел чаще всего осмысляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается (Он белил и побелил потолок. Он переписывал и наконец переписал работу. ).

Второе определение связано с понятием неделимой целостности действия. Так определяют вид авторы пособия для студентов и учителей А.В.Бондарко и Л.Л.Буланин: «Совершенный вид обозначает действие как неделимое целое, тогда как несовершенный вид не содержит в своей семантике указания на целостность действия».

Как видим, оба определения глагольного вида (на основе внутреннего предела и на основе целостности действия) не исключают друг друга. Действие, представленное в его целостности, тем самым ограничено внутренним пределом.

Более сложным для решения оказался вопрос о том, чем отличаются совершенный и несовершенный виды друг от друга. Определение понятия совершенности/несовершенности вызвало к жизни несколько теорий, довольно интересных по своей сути. Знакомство с ними позволит глубже понять сущность рассматриваемой категории, не нашедшей окончательного единообразного решения до сих пор.

1.Традиционный, идущий от «Синтаксиса славянских языков» Франтишека Миклошевича взгляд на виды, проникший в школьную грамматику и долго бытовавший в ней, состоит в следующем: несовершенный и совершенный виды связаны с понятием о законченности/незаконченности действия.

Этот взгляд не мог удовлетворить лингвистов, так как вступал в противоречие с разными оттенками значений глаголов совершенного вида. Например, глагол запеть обозначает начало действия (сравни: защелкать, засвистеть, заговорить), а на него приходится переносить понятие «законченности».

2. Второй взгляд на виды связан с именем А.Х.Востокова. Его суть в том, что виды рассматриваются как выражение разных этапов, разных моментов действия: совершенный вид обозначает начало и конец действия, а несовершенный – его середину. Но этот взгляд отражал не столько сущность вида, сколько особенности значения глагольных приставок. Иными словами, смешивались понятие вида и понятие о частных значениях, вносимых приставками в семантику глагола.

3.Наиболее распространенной теорией видов была теория длительности/недлительности, по которой различие между видовыми значениями изображалось при помощи пространственных, графических аналогий. Согласно этой теории, совершенный вид обозначает действие, непротяженное, недлительное во времени, «точечное», в котором конец сливается с началом. Несовершенный вид, соответственно, обозначает действие, протяженное (длительное) во времени, «линейное». Эта теория о «точечности» совершенного вида и «линейности» несовершенного вида перешла от французских ученых к русским лингвистам, в частности, А.М.Пешковскому, и была принята. Однако А.М.Пешковский не внес ничего нового в понимание видов, он некритически подошел к схеме «точечность/неточечность (линейность)». См. подробнее у Ф.де Соссюра и Мейе. (Например, глаголы нагуляться, натаскать, прозаниматься, перечитать противоречат этой теории). По словам академика В.В.Виноградова, ближе всех к истине в определении разницы между совершенным и несовершенным видом стоял Ф.Ф.Фортунатов. Он выдвинул положение о соотносительности видов по параметру предельность/непредельность действия.

Сам В.В.Виноградов четко определяет виды, связывая их значение с понятием предельности: «В понятии совершенного вида основным признаком является признак предела действия, достижения цели, признак ограничения или устранения представления о длительности действия» (Русский язык. С.497).

В существующих вузовских пособиях понятие вида связано с понятием внутреннего предела.

В процессе развития лингвистического толкования видов закономерно возник вопрос: как рассматривать видовые формы?

Обоснованное мнение находим в книге В.В.Виноградова «Русский язык», где получает развитие учение о соотносительности совершенного и несовершенного вида.

Соотносительные парные формы совершенного и несовершенного видов – при отсутствии различий в лексических значениях – академик В.В.Виноградов называет формами одного и того же глагола:

Выиграть – выигрывать Внимание! Следует различать суффиксы

Выключить – выключать -а, -ва, -ыва:

Делать – сделать вы-рыв-а-ть – вы-рв-а-ть

Решить – решать по-кры-ва-ть – по-кры-ть

Согреть – согревать до-дел-ыва-ть – до-дел-а-ть

В производных формах совершенного вида очень продуктивен и четко выделяется суффикс – ну- (однократности действия): бодать – бод-ну-ть, шептать – шеп-ну-ть, топать – топ-ну-ть

Видовую пару (корреляцию ) образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие по смыслу (лексически) и имеющие разные видовые значения: одна – несовершенного вида, другая – совершенного вида. Члены видовых пар обозначают один и тот же факт действительности, называют две стороны одного и того же процесса – отношение действия к внутреннему пределу (сов. вид) или длительность, продолжительность его (несов. вид):

Закрыть окно – закрывать окно.

Академик В.В.Виноградов очень интересно вскрывает взаимодействие грамматики и лексики в области глагольного вида. Как он отмечает, «категория вида является ареной борьбы и взаимодействия грамматических и лексических значений». Как это проявляется? С одной стороны, в грамматике укрепляется тенденция к объединению глагольных образований от одной и той же основы в соотносительные видовые пары. С другой стороны – в лексике – обнаруживается тенденция к производству от одной и той же основы множества разных глаголов. Грамматика, стягивая подходящие слова (петь – спеть, строить – построить ) в соотносительные видовые пары, стремится упорядочить родственные отношения между словами; в то же время лексические различия, основанные на словопроизводстве, «оттягивают» один глагол от другого, делают их разными словами (дернуть – выдернуть, бросить – забросить ).

Таким образом, вопрос об отношении категории вида к формообразованию и словообразованию является спорным в лингвистике. Этот вопрос, однако, очень важен в практическом отношении – для словообразовательного анализа: как решать вопрос о видовых парах в каждом конкретном случае? Как рассматривать видовые приставки и суффиксы – как формообразующие или как словообразующие?

По-видимому, надо встать на точку зрения В.В.Виноградова и рассматривать как чистые формы одного слова те соотносительные видовые пары, которые не различаются по лексическому значению: строить – построить, писать – написать, готовить – приготовить и т.д.

Однако параллельные видовые формы, отличающиеся по своему лексическому значению, следует считать разными словами, а префиксы, образующие такие формы, - словообразовательными префиксами: писать – подписать, надписать, переписать.

Действительно, если значение глагола писать можно определить как «изображать на бумаге или другом материале буквы, цифры», то подписать – «поставить подпись для утверждения, удостоверить что-либо», а надписать – «сделать на чем-либо надпись». Следовательно, эти формы различаются лексическими оттенками, что легко проверить, если подобрать к приставочным глаголам вторичные производные глаголы с этими же приставками:

Подписать – подписывать

Надписать – надписывать.

Такую позицию удобно принять и из методических соображений, но вообще вопрос о связи видового образования со словообразованием глагола очень сложен. В книге А.В.Бондарко и Л.Л.Буланина «Русский глагол» (1967) понятие о видовых парах и о словообразовательных парах уточняется: авторы отмечают, что у многозначных глаголов, образующих видовую пару, иногда могут наблюдаться расхождения в отдельных значениях, но если есть совпадение хотя бы одного значения, можно говорить о видовой паре – формообразовательного типа. Например: защищать – защитить , где защищать (участвовать в судебном процессе) не имеет соответствия в совершенном виде (защитит ь), здесь – частичная семантическая соотносительность видовых глагольных форм.

В Русской грамматике – 80 видовые пары глаголов признаны разными словами, которые находятся в отношениях словообразовательной мотивации. Иными словами, категория вида – категория несловоизменительная.

Важным внешним грамматическим различием глаголов совершенного и несовершенного вида является различие в составе их парадигм:

Совершенный вид несовершенный вид

1. нет формы настоящего времени есть форма настоящего времени

2. форма будущего времени – простая форма будущего времени – сложная

3. форма прошедшего времени форма прошедшего времени

4. действит. причаст. прош.вр. действит. причаст. наст.и прош. вр.

5. страдат. причаст. прош.вр. страдат. причаст. наст. и прош. вр.

6. деепричастие. сов. вида деепричастие несов. вида

Перейдем теперь к рассмотрению типов видовой корреляции (оппозиции) в современном русском языке.

Для нас важно вскрыть природу механизма видообразования, познакомиться со способами видовой корреляции в русском языке. Прежде всего важно отметить, что в пределах глагольного вида трудно бывает определить, какая из форм (совершенного вида или несовершенного вида) должна быть признана исходной, первичной видовой формой. Вот почему во всех монографиях, учебных пособиях рассматривается не вопрос об образовании форм одного вида от форм другого, а типы видового соотношения, характерные для русского глагола (типы видовой корреляции).

Остановимся на этих типах подробнее.

1.Суффиксальный способ применяется при образовании форм несовершенного вида от основ совершенного вида (имперфективация).

При суффиксальном образовании видовых пар особенно активны суффиксы – ыва(ива),-а(я), -ва, -ева. При их помощи образуются пары несовершенного вида от приставочных форм совершенного вида:

Обмазать – обмаз-ыва-ть

Завинтить – завинч-ива-ть

Прогрызть – прогрыз-а-ть

Одолеть – одоле-ва-ть

Суффиксация часто сопровождается чередованием гласных и согласных в корне, а также перемещением ударения. В области согласных возможны чередования: т║ч (раскрутить – раскручивать ), д║ж (снабдить – снабжать ), с║ш (спросить – спрашивать ), ст║щ (вырастить – выращивать ), з║ж (выморозить – вымораживать ), ч║к (запечь – запекать ). В области гласных часто чередуются о║а (вздрогнуть – вздрагивать, задобрить – задабривать, оспорить – оспаривать ).

Однако чередование гласных, если не учесть его особенности, может повести к неправильному образованию глагольных форм (типа «приурачивать », «узаканивать »). Чередование о║а обязательна лишь тогда, когда о является безударным (упросить – упрашивать ), но если о ударное, то чередование о║а может иметь место, а может отсутствовать (нет «опорачивать », «ускаривать »). Иногда формы с чередованием о║а и без него сосуществуют (обусловить – обусловливать, обуславливать ); это свидетельствует о продуктивности такого чередования.

Суффикс – ва следует признать непродуктивным. Он используется для образования форм несовершенного вида от глаголов с односложным корнем на –а,-е,-и,-ы,-у:

Подать – пода-ва-ть запеть – запе-ва-ть

Вылить – выли-ва-ть смыть – смы-ва-ть

Выдуть – выду-ва-ть

или от приставочных глаголов с двусложным корнем (овладеть – овладе-ва-ть )

2. Префиксальный способ образования видовых пар применяется при образовании форм совершенного вида от бесприставочных глаголов несовершенного вида. Этот процесс называют процессом перфективации.

Русский глагол очень богат приставками, поэтому ряды приставочных образований от бесприставочной глагольной основы часто бывают довольно длинными. При анализе приставочного образования глагольных форм приставки могут иметь чисто грамматическое значение, но могут менять и оттенки лексического значения (то есть носить лексико-грамматический характер):

1.делать – сделать, здороваться – поздороваться;

2. делать – переделать, строить – перестроить.

Приставки могут быть чисто словообразовательными:

прыгнуть – запрыгнуть

перепрыгнуть

выпрыгнуть

вспрыгнуть

спрыгнуть

К виду глагола относятся только пары первого типа. В этих случаях приставки, которые обычно присоединяются с целью внесения какого-то нового лексического оттенка (это и есть основное назначение глагольных приставок), утрачивают свойственное им лексическое значение и выступают лишь в качестве показателя совершенного вида.

В грамматической традиции обычен взгляд, по которому «чистовидовые» и «лексические» приставки различаются практическим способом: если от приставочного образования можно произвести приставочную же форму несовершенного вида, то такая приставка – лексическая. Речь идет о так называемых видовых «цепях» типа:

делать – переделать – переделывать (лексические приставки)

(Но: делать – сделать ; нет «сделывать »).

Однако сегодня такой критерий не может быть признан достаточным, потому что доказано, что отсутствие вторичного приставочного образования несовершенного вида не всегда - свидетельство чистовидового характера приставки: видовая цепь не образуется, но приставка вносит новое лексическое значение – проболеть, поволноваться, отгреметь .

И наоборот, иногда приставка носит чисто-грамматический характер, хотя возможно вторичное приставочное образование несовершенного вида:

слабеть – ослабеть (ослабевать )

гибнуть – погибнуть (погибать ).

3.Образование видовых пар путем замены тематических гласных в основе инфинитива. Это бессуфиксный способ, находящий применение в кругу приставочных (чаще) и бесприставочных (реже) глаголов:

лиш-и-ть – лиш-а-ть отлуч-и-ть – отлуч-а-ть

плен-и-ть – плен-я-ть выдел-и-ть – выдел-я-ть

встрет-и-ть – встреч-а-ть разреш-и-ть – разреш-а-ть

По этому же способу образуются видовые пары от некоторых непродуктивных типов глаголов:

совлечь – совлек-а-ть пренебречь – пренебрег-а-ть

влезть – влез-а-ть начать – начин-а-ть

Он же используется в приставочных образованиях на – ну(ть):

Исчез-ну-ть –исчез-а-ть, погиб-ну-ть – погиб-а-ть, прокис-ну-ть – прокис-а-ть, прибег-ну-ть – прибег-а-ть.

4. Видовое образование от разных основ – способом супплетивации. Этот тип видообразования непродуктивен: говорить – сказать, брать – взять, класть – положить, ловить – поймать, садиться – сесть, ложиться – лечь.

В вузовских пособиях такие пары признаются формами одного слова (так как тождество лексического значения сохраняется).

5. Кроме суффиксов и приставок, в образовании видов участвуют и некоторые другие средства, способные выражать грамматические значения. Среди них – ударение. В формах совершенного вида ударение падает на корень или приставку, а в формах несовершенного вида – на суффикс:

просыпа′ть – просы′пать

разреза′ть – разре′зать

осыпа′ть – осы′пать

выреза′ть – вы′резать.

Наконец, видовые пары могут быть иногда образованы путем фонетических чередований согласных (избегать – избежать ) или чередования с беглым гласным (посылать – послать, собирать – собрать ). Таковы основные типы видового образования русского глагола. А глаголы, имеющие видовую пару, называются парными.

Для полноты освещения темы о виде необходимо рассмотреть вопрос о несоотносительных видовых формах. Выделяется две разновидности несоотносительных по виду глагольных форм: одновидовые и двувидовые.

Одновидовые (непарные) глаголы:

совершенного вида – эта группа довольно немногочисленна. Они могут обозначать: начало действия (загреметь, подуть, побежать, запа′хнуть, защемить, вскрикнуть ); завершение действия (отгреметь, отвоевать, отъездить ); ограничение процесса (проходить весь день, пробе′гать, побегать, посмеяться, постоять) ; интенсивность действия (измокнуть, изъездить, исстрадаться ).

несовершенного вида – это в основном глаголы с суффиксами – ыва-,-ива-,-ова-, -ева-,-ва и с приставками, несущими в себе яркое лексическое значение:

приплясывать, припевать, поговаривать, перемигиваться, вышагивать, отсвечивать, предчувствовать, изобиловать, отсвечивать.

Глаголы отыменного образования тоже стойко сохраняют значение несовершенного вида и не образуют видовых пар: квартировать, кальцинировать, канонизировать, каламбурить. Одновидовыми глаголами в своем большинстве являются бесприставочные глаголы несовершенного вида: знать, пить, носить, слышать, обитать, подражать и т.д.

Двувидовые глаголы характеризуются тем, что одна и та же основа выражает как значение несовершенного вида, так и значение совершенного вида. Конкретное видовое значение таких глаголов проявляется только в контексте.

К двувидовым глаголам относятся:

а) немногочисленная группа глаголов с суффиксом –и- (женить, казнить, молвить, ранить );

б) изолированные глаголы с суффиксами – а-, - е- (венчать, обещать, велеть ).

Пушки с пристани палят , кораблю пристать велят (что делают?).

На этом решении я велю настаивать (что сделаю?).

в) к двувидовым относится довольно многочисленная группа глаголов с суффиксами – ова-, -ева-: даровать, исследовать, использовать, миновать, наследовать, обследовать, эвакуировать, арендовать, парировать . Например:

Вратарь парировал сильный удар (что сделал?).

Ему приходилось парировать удары противника (что делать?).

Вратарь уверенно парировал удары противника (что делал? и что сделал?).

Два видовых значения двувидовые глаголы имеют лишь в формах инфинитива (автоматизировать ), прошедшем времени (автоматизировал ), сослагательном наклонении (автоматизировал бы ), повелительном наклонении (автоматизируй ) и действительных причастиях прошедшего времени (автоматизировавший ). Формы типа автоматизирую имеют значение настоящего времени несовершенного вида либо будущего времени совершенного вида.

В аналитической форме будущего времени (буду автоматизировать ), в формах действительных и страдательных причастий настоящего времени (автоматизирующий, автоматизируемый ) и деепричастия несовершенного вида (автоматизируя ) выражается значение несовершенного вида, а в формах страдательных причастий прошедшего времени (автоматизированный ) и деепричастия прошедшего времени (автоматизировав ) – значение совершенного вида. Ряд двувидовых глаголов имеет в форме прошедшего времени только значение совершенного вида (Мы организовали конференцию ) и не образует аналитической формы будущего времени (нет: я буду организовывать ).

Группа двувидовых глаголов пополняется за счет заимствований с суффиксами – ова-, -ева-(арестовать, атаковать ). Но у этих глаголов очень сильна тенденция закреплять за собой значение совершенного вида в форме прошедшего времени (арестовал, атаковал, оперировал ). В русских основах наблюдается такая же тенденция: Он читал эту книгу (что делал? что сделал); Бежал он с поля брани (что делал? что сделал?).

Некоторые многозначные глаголы могут быть двувидовыми не во всех своих лексических значениях. Например, глагол бежать является двувидовым в значении «спасаться бегством» (бежать из плена ) и глаголом несовершенного вида во всех остальных значениях: 1 – «двигаться быстро, резко отталкивающимся от земли шагом» (бежать по полю ); 2 – «быстро двигаться, проходить» (дни бегут ); 3 – «спешить, о часах» (ваши часы бегут ).

Двувидовые глаголы могут быть мотивирующими по отношению к префиксальным глаголам совершенного вида (женить – поженить, обещать – пообещать ), либо по отношению к суффиксальным глаголам несовершенного вида во (ассигновать – ассигновывать, атаковать – атаковывать ).

Поскольку видовая система русского глагола – результат длительного развития, причем развития сложного, в тесном взаимодействии с другой важной глагольной категорией – категорией времени, то в видовой системе русского языка наблюдаются некоторые явления пережиточного характера:

а) к ним относится соотношение бесприставочных форм совершенного вида с формами «многократного» значения: писал – писывал, видел – видывал, говорил – говаривал (Здесь барин сиживал один, здесь с ним обедывал, бывало, покойный Ленский, наш сосед ).

Эти формы в настоящее время непродуктивны и стоят за пределами видовых отношений. Но еще в языке 18 века они были очень разнообразны и продуктивны; такие формы встречаются и в произведениях 19 века.

б) к пережиточным явлениям относятся и видовые различия у глаголов передвижения (или просто движения): бежать, лететь, ехать, идти, нести, лезть, ползти, тащить и др. Такие глаголы функционируют в русском языке парами: бежать – бегать, летать – лететь, ездить – ехать и т.д. Оба компонента в этих парах – формы несовершенного вида. Различие между ними состоит в способе движения, обозначаемого глаголом. Глаголы идти, нести, лететь, ползти и другие обозначают движение, направленное в одну сторону (линейное), а глаголы ходить, носить, летать, ползать - разнонаправленное действие (или однонаправленное, но прерывистое). Группа глаголов движения немногочисленна и замкнута. Их основным, наиболее существенным признаком и является названная соотносительность двух рядов форм в рамках несовершенного вида:

Иду по городу – Хожу по городу

Птица летит – Птица летает.

Интересно, что от таких глаголов (кратных и некратных) могут образоваться формы совершенного вида при помощи приставок: лететь – улететь

летать – полетать.

При этом приставки вносят разнообразные лексические значения.

Способы глагольного действия – это лексико-грамматические разряды глаголов, обозначающих различные временные, количественно-временные и результативные модификации действия, выраженные с помощью словообразовательных формантов. В русском языке имеются следующие основные способы действия:

1)начинательный (загреметь, подуть, возненавидеть, раскричаться, побрести );

2) ограничительный (погостить, побродить, поволноваться );

3) длительно-ограничительный (продержать, проплясать, перезимовать, проходить весь день );

4) окончательный (отцвести, отвоеваться, отбегать );

5) повторительный (перешить, переписать );

6) ограничительно-завершительный (досидеть до…, дождаться );

7) однократный (оглушить, толкнуть, сболтнуть, стукнуть );

8) уменьшительно-смягчительный (попить, приглянуться, прихрамывать );

9) многократный (хаживать, сиживать );

10) прерывисто-смягчительный (постукивать, подрыгивать );

11) длительно-дистрибутивный (раздумывать, разглядывать );

12) сопроводительный (пристукивать, приговаривать );

13) интенсивно-кратный (названивать, отстукивать, пританцовывать );

14) интенсивно-результативный (перепугать, раскормить, проварить, просушить, доработаться, достучаться, насидеться, объесться, прокашляться, сработаться );

15) накопительный (напилить, наготовить, настрогать );

16) распределительный (повывезти, переглотать ).

Связь способов действия с видом глагола проявляется в том, что значения одних способов исключают наличие видовых пар, относящихся к этим способам (2, 7, 9, 10, 11, 12, 13), а значения других способов не препятствует этому: 1 – запеть -запевать ; 2 – просидеть –просиживать ; 4 – отцвести –отцветать ; 5 – перешить –перешивать ; 8 – приглушить – приглушать и т.д.

Н.М.Шанский и А.Н.Тихонов считают, что «способы действия – это семантико-словообразовательные группы глаголов, объединенные по общности количественно-временных значений, выражаемых при помощи аффиксов. Например: бегать – забегать, побегать, отбегать, набегать (ся), разбегаться.

Все производные глаголы обозначают тот же процесс, что и первый глагол. Но каждый новый глагол характеризует этот процесс по-разному: забегать – начать бегать в разных направлениях; побе′гать – значение ограничения во времени; отбе′гать – значение финитности (конца); набе′гаться – значение предельной насыщенности действия и т.п.

Изучение темы о видах способствует лучшему усвоению категории времени, материала о причастиях и деепричастиях; связана с орфографической работой; повышает культуру речи (помогает избежать ошибок типа: Кирсанов заигнорировал Базарова. Вожатый срапортовал. Поиллюминировали школу. Спадывать. Причисливать. Размноживать. Прибедниваться.)

8. Переходность/непереходность глагола; показатель переходности/непереходности.

Переходными глаголами называются такие, которые выражают действие, переходящее на другой предмет, название которого ставится в В.п. без предлога (иногда в Р.п.): Автор читает стихи. Сестра пишет письмо. Хозяйка купила хлеба (Р.п.). Я жду поезда (Р.п.). Не читал книги (Р.п.).

Непереходными соответственно называются глаголы, которые выражают действие, не переходящее (не направленное) на другой предмет или замыкающееся в самом предмете: Дети учатся в школе. Геологи работают в низине .

При определении переходности/непереходности следует установить показатели переходности. В случае, когда действие переходит на объект, вопрос к глагольной словоформе состоит из данной словоформы + вопросительного местоимения кого? или что? (или оба одновременно): перевести (кого? что?) ученика в 5-й класс. Показатель переходности – прямое дополнение в В.п. (или Р.п.).

При анализе переходности следует обратить внимание на следующие случаи, которые в учебниках обычно не отмечаются:

1.В предложении отсутствует прямое дополнение, но его можно восстановить из контекста или ситуации (глагол будет в этом случае переходным): У них, наверное, есть хлеб… Купите у них, ладно?

2. При глаголе есть инфинитив, который можно заменить В.п. или Род.п. прямого объекта(глагол переходный): Люблю спать в стогах .

3. При глаголе нет прямого дополнения, но есть придаточное предложение, которое можно заменить В.п. или Р.п. прямого дополнения (глагол переходный): Когда Иван открыл глаза, то увидел , что по рельсам идут паровозы .

4 При глаголе нет прямого дополнения, но есть устойчивые сочетания (Д.п. с по , количественные сочетания), которые можно заменить В.п. или Р.п. прямого объекта (глагол переходный): Сейчас бы по котлеточке съесть .

5. При глаголе есть субстантивированное неизменяемое слово, которое легко заменяется В.п. со значением прямого объекта (глагол переходный): Ставлю тебе «хорошо».

Во всех этих случаях к глаголам можно задать вопрос кого? что? независимо от того, есть в предложении прямое дополнение или нет.

При определении переходности/непереходности следует учитывать, в каком значении употреблен глагол в предложении: бывает, что в одном значении глагол переходный, а в другом – нет. Например: замолчать (перестать говорить, перестать звучать) – непереходный; замолчать (умышленно не говорить о чем-то или о ком-то) – переходный.

При анализе следует отграничивать В.п. прямого объекта от В.п. с обстоятельственным значением: Жители жгут костры всю ночь .

Иногда в пределах одного предложения или словосочетания невозможно провести такое разграничение: Он рисует ночь (что? – объект, как долго? – обстоятельство меры и степени).

9. Возвратность/невозвратность: показатель возвратности (постфикс –ся); функция и значение постфикса – ся.

Анализируя возвратные глаголы, следует определить роль постфикса – ся(-сь), установить, является ли –ся словообразующим аффиксом.

Не вызывают трудностей случаи, когда глаголы без не употребляются (улыбаться, колоситься, смеяться ).

Не вызывают трудностей явные случаи формообразующего, залогового –ся (умываться, причесываться ).

Сложности возникают в тех случаях, когда присоединение – ся влечет за собой изменение лексического значения глаголов. Это изменение может быть явным и неявным: Не хочется прощаться с осенью. Вьются над цветущими ивами пчелы. И вдруг нежданно-негаданно с шумом сорвется и полетит тяжелый глухарь.

В глаголах прощать – прощаться, вить – виться (в значении «летать»), сорвать – сорваться постфикс – ся изменяет лексическое значение, следовательно, является словообразующим. (Вывод о словообразующей роли –ся может быть по-разному мотивирован со ссылкой на словари: веревка вьется, речка вьется, птица вьется).

Вторая сложность анализа возвратности/невозвратности связана с квалификацией глаголов, которым – ся придает значение безличности. А.М.Пешковский считал, что практически от любого русского глагола можно образовать безличный с помощью – ся (-сь): хотеть – хочется, хотелось; думать – думается, думалось. Поскольку значение безличности возникает только у личной формы глагола 3 л. настоящего времени или среднего рода, единственного числа, прошедшего времени, постфикс – ся в таких случаях следует считать формообразующим (образует форму безличности).